Чем отличается аттестация рабочих мест от специальной оценки условий труда

Опубликовано: 17.09.2024

Федеральный закон № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» начал действовать с 01.01.2014 года, однако работодатели все еще спрашивают нас об отличиях процедуры специальной оценки условий труда от предшествующей ей аттестации рабочих мест (АРМ). Мы постарались по максимуму осветить этот вопрос в одном материале.

Какие нормативные правовые акты регламентируют проведение СОУТ?

  • Трудовой кодекс РФ, ст. 212
  • Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ
  • Приказ Минтруда России «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда , Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» от 24.01.2014 г. № 33н

В чем сходство между СОУТ и АРМ?

  • СОУТ была создана как замена АРМ, поэтому логично, что у двух этих процедур много общих целей:
  • Установить классы и подклассы условий труда
  • Установить гарантии и компенсации, которые предусматривает для работников ТК РФ и иные документы
  • Организовать и провести медосмотры персонала
  • Разработать и выполнить мероприятия по улучшению условий труда
  • Проинформировать сотрудников об условиях труда на их рабочих местах

В чем принципиальные различия?

Несмотря на функциональную общность, между двумя процедурами есть важные отличия.

Помимо разницы в подходе, есть и отличия в самих процедурах.

Во-первых , в СОУТ появилась процедура предварительной идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах — в АРМ ее не было. В ходе процедуры идентификации эксперты выявляют и описывают потенциально вредные и (или) опасные производственные факторы. Далее сопоставляют их с классификатором потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Там, где факторы были выявлены, принимается решение о проведении исследований (испытаний) и измерений. По результатам исследований (испытаний) и измерений производится оценка уровней воздействия факторов на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных норм. Далее устанавливается класс (подкласс) условий труда на рабочих местах. Если эксперт не выявил потенциально вредные и (или) опасные производственные факторы, то на таком рабочем месте исследования (испытания) и измерения не проводятся.

На некоторых рабочих местах, однако, процедура идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не проводится. К таким рабочим местам относятся:

  • рабочие места работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение страховой пенсии по старости
  • рабочие места, в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда
  • рабочие места, на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда.

В этом заключается существенное отличие СОУТ от АРМ, где рабочие места никак не дифференцировались.

Во-вторых , в отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам идентификации не выявлены, а также условия труда на которых признаны оптимальными или допустимыми (за исключением рабочих мест, указанных ранее), работодателем подается декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Срок действия декларации 5 лет с возможностью автоматического продления.

В-третьих , СОУТ в отношении рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение страховой пенсии по старости, может снизить, а в некоторых случаях и вовсе освободить от выплаты страховых взносов в ПФР по дополнительным тарифам.

Что еще нового?

Мы уже упомянули о предварительной идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и о декларировании соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Помимо этих двух процедур, в СОУТ появилось еще несколько нововведений:

  • оценка эффективности средств индивидуальной защиты (СИЗ) — в отличие от аттестации, где оценивалась обеспеченность средствами индивидуальной защиты
  • возможность улучшения установленного класса условий труда при применении эффективных СИЗ
  • обязанность работодателя уведомлять организацию, проводящую СОУТ, об утверждении отчета, а также опубликовать на сайте организации материалы по итогам специальной оценки условий труда.

В течение какого времени будут действовать результаты АРМ?

Результаты АРМ будут действительны в течение пяти лет со дня ее окончания, но не позднее 31.12.2018. В этот период не должно возникать обстоятельств, которые законодательно могли бы считаться основанием для проведения внеплановой СОУТ.

Как часто нужно проводить СОУТ?

Аттестацию рабочих мест необходимо было проводить не реже одного раза в пять лет, и такое же требование сохранилось для спецоценки. Помимо обязательной СОУТ, законодательно предусмотрена возможность и проведение внеплановой спецоценки, в случае наступления определенных условий.

Кто мог проводить АРМ и кто теперь может проводить СОУТ?

АРМ проводили совместно работодатель и аттестующая организация. Последняя должна была входить в Реестр организаций, аккредитованных на оказание услуг по охране труда, а у лаборатории организации должен был быть соответствующий аттестат и область аккредитации.

В СОУТ тот же принцип — процедуру проводят работодатель и экспертная организация . Последняя должна входить в Реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда, и иметь подтверждающий на это документ, а именно уведомление о внесении в данный реестр. До 31.12.2018 года идет переходный период с АРМ на СОУТ, в течение которого совместно с работодателем СОУТ могут также проводить компании, входящие в Реестр организаций, аккредитованных на оказание услуг по охране труда. Им также положено иметь подтверждающее уведомление.

Вам нужно провести СОУТ, если:

  • На рабочих местах не проводилась аттестация рабочих мест
  • Срок действия аттестации рабочих мест заканчивается
  • Если вы хотите пересмотреть номенклатуру и объем гарантий и компенсаций, установленных по результатам АРМ
  • Если на рабочих местах, на которых ранее проводилась АРМ, наступили условия проведения внеплановой СОУТ.

Какие рабочие места нужно оценивать в рамках СОУТ?

Спецоценка до 31 декабря 2018 года должна быть проведена на всех рабочих местах за исключением нескольких категорий:

В соответствии с Федеральным законом № 426-ФЗ специальная оценка условий труда (СОУТ) проводится на всех рабочих местах и должна быть завершена не позднее 31 декабря 2018 г. При этом ранее проведенная аттетстация рабочих мест по условиям труда (АРМ) действительна в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации.

Фактически СОУТ заменяет собой АРМ. Однако, есть ряд значительных отличий между данными процедурами. Как и АРМ, СОУТ проводится в целях:

1) разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников;

2) информирования работников об условиях труда на рабочих местах,

3) организации медицинских осмотров работников

4)установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций и др.

По результатам проведения специальной оценки условий труда так же устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах. Как и АРМ, СОУТ проводится совместно работодателем и организацией, проводящей специальную оценку условий труда (ранее-аттестующие организации) не реже чем один раз в пять лет.

Одним из основных отличий СОУТ от АРМ является введение такого этапа работы как «Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов». Идентификация представляет собой выявление на рабочих местах потенциально вредных и (или) опасных факторов и сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов. Идентификация может проводиться на основании изучения предоставляемой работодателем информации или путем обследования рабочих мест методом осмотра, а также путем опроса работников и (или) непосредственных руководителей. (На настоящий момент Приказ Минтруда России №33н от 24 января 2014 г. Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» находится на регистрации в Минюсте).

В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены, работодателем заполняется и подается в государственную инспекцию труда декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, которая действительна в течение 5 лет (специалисты ООО «CENTRIKA-АРМ» оказывают помощь в заполнении декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда)

На рабочих местах, на которых потенциально вредные и (или) опасные производственные факторы были выявлены, указанные факторы подлежат измерениям. По результатам проведения измерений экспертом организации, проводящей специальную оценку, осуществляется отнесение условий труда на рабочих местах к классам условий труда.

Таким образом, в отличие от АРМ при СОУТ измерения факторов производственной среды и трудового процесса могут проводиться не на всех рабочих местах!

Схема 1 «Проведение специальной оценки условий труда»

Важная информация:

Федеральным законом № 421-ФЗ от 28.12.2013 г."О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" внесены существенные изменения в Трудовой Кодекс РФ в части, касающейся предоставления доплат, дополнительного оплачиваемого отпуска, сокращенной рабочей недели работникам, на рабочих местах которых установлены вредные условия труда.

Ранее, согласно Постановлению Правительства РФ от 20.11.08 г. № 870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда" доплаты, дополнительный оплачиваемый отпуск, сокращенная рабочая неделя должны были предоставляться всем работникам на рабочих местах которых по результатам аттестации рабочих мест установлены вредные условия труда, независимо от степени вредности условий труда (классы 3.1, 3.2, 3.3, 3.4)

В соответствии с изменениями, внесенными в статьи 92, 117, 147 ТКРФ, сокращенная продолжительность рабочей недели устанавливается только тем работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к классам 3.3 и 3.4. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к классам 3.2, 3.3, 3.4. (см. схему 2).

При этом, согласно статье 15 Федерального закона № 421-ФЗ уменьшить количество и размер компенсаций работникам, занятым на рабочих местах с вредными условиями труда можно только после проведения СУОТ.

Другие изменения в законодательстве:

Кодекс об административных правонарушениях.

Федеральным законом № 421-ФЗ от 28.12.2013 г." так же внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. По статье 11 421-ФЗ (вступает в силу с 1 января 2015 г. ) «…нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение -влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей…»

Пенсионное законодательство.

Существенные изменения внесены и в Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Теперь в периоды работы, предусмотренные подпунктами 1 - 18 пункта 1 статьи 27 173-ФЗ и имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования". При этом условия назначения трудовой пенсии по старости, установленные подпунктами 1 - 18 пункта 1 статьи 27 , применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в подпунктах 1 - 18 пункта 1 настоящей статьи, соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

Так же внесены изменения в Федеральный закон N 27-ФЗ от 01.04.1996 "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования". Теперь в периоды трудовой деятельности, включаемые в страховой стаж для назначения трудовой пенсии, а также страховой стаж, связанный с особыми условиями труда включаются периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в случае, если класс условий труда на рабочем месте по данной работе соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда)

Подход к оценке факторов

В соответствии с Классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов (Приказ Минтруда России №33н от 24 января 2014 г. на данный момент направлен на регистрацию в Минюст), неионизирующие излучения от офисной техники, освещенность на рабочих местах работников, не связанных с проведением высокоточных работ, естественная освещенность и ряд других факторов не относятся к потенциально вредным и (или) опасным. Существенно изменена методика оценки напряженности трудового процесса. (например, труд водителей транспортных средств теперь не оценивается как напряженный).

В каких случаях нужно проводить СУОТ:

1. В случае, если АРМ на рабочих местах не проводилась

2. В случае, если срок действия АРМ заканчивается раньше 2018 г.

3. В случае, если АРМ проводилась и были выявлены рабочие места с вредными условиями труда. (в целях экономии средств на гарантии и компенсации работникам)

4. В случае, если проведены мероприятия по улучшению условий труда.

СОУТ является новой процедурой на рынке услуг по охране труда и существенно меняет подходы к оценкам факторов, назначению гарантий и компенсаций, оформлению документов, учету пенсионного стажа. Во многие нормативные документы внесены изменения. Чтобы провести СОУТ своевременно и правильно обратитесь за консультацией к опытным специалистам!

Сказать о том, что раз уж спецоценку выделили в отдельный институт и процедура имеет уникальный порядок, нельзя, так как СОУТ сохранила в себе лучший опыт традиционной процедуры АРМ. На первый взгляд кажется, что отличий в порядке проведения нет и что спецоценка – практически та же самая аттестация. Но если проанализировать более детально, спецоценка отличается от АРМ. Чем?

Начнем с того, что СОУТ была принята в рамках Федерального закона «О специальной оценке условий труда» № 426-ФЗ от 28.12.13 г., АРМ действовала на основании Приказа Минздравсоцразвития РФ № 342н «О порядке проведения АРМ по условиям труда» от 26.04.11 года. На уровень федерального закона спецоценка была выдвинута в связи с Поручением Президента РФ В.В. Путина о замещении рабочих мест с вредными условиями труда. Закон разрабатывался в предельно короткие сроки, чтобы начать 2014 год с «нового листа». В установленные сроки Минтруд уложился.

Кстати, при спецоценке появляется новый участник – эксперт по спецоценке. Ранее функции по оценке и оформлению результатов возлагались на специалиста по АРМ, которым мог быть любой сотрудник, проработавший в лаборатории более 3-х лет, имеющий высшее техническое образование и прошедший профильные курсы обучения в объеме 144 часов. Эти же требования остаются и для эксперта. Единственное, объем профподготовки был сокращен до 72 часов и впервые была введена аттестация в Минтруде. Теперь это единственный полномочный орган, который может выдать сертификат на право выполнения работ по СОУТ. И таких экспертов в штате лаборатории должно быть не менее пяти, включая врача по гигиене труда. Вся информация об экспертах теперь будет храниться в открытом доступе в специальном реестре экспертов организаций, проводящих СОУТ на сайте Минтруда.

Был подкорректирован состав комиссии по спецоценке. Ранее в аттестационную комиссию по АРМ включались представители работодателя, специалист по охране труда, представители профсоюзной организации и аттестующей организации. Комиссия по спецоценке представлена прежним составом, за исключением представителя организации, проводящей спецоценку.

При АРМ аттестации подлежали все рабочие места, за исключением сотрудников, занятых за компьютерами менее 50% рабочего времени. Подробнее здесь. Спецоценке подлежат все рабочие места, за исключением рабочих мест надомников, дистанционных работников и работников, которые вступили в трудовые отношения с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

Периодичность проведения оценки остается прежней – 1 раз в 5 лет, кроме рабочих мест, которые по результатам получили положительную оценку. Для них предусмотрено декларирование, т.е. подтверждение соответствия условий труда государственным нормативам в области ОТ. Решение о декларировании принимает эксперт по спецоценке на основе анализа, проведенного в ходе идентификации факторов. Работодатель же, оформив декларацию по установленной форме, обязан передать ее в Минтруд. Срок действия документа – пять лет, который автоматически продлевается без проведения каких-либо исследований, если на рабочих местах не происходит несчастных случаев и профзаболеваний.

На рабочих местах, на которых были идентифицированы ВОПФ, проводятся исследования и измерения, при которых определяется уровень воздействия на работника и устанавливается класс условий труда.

Изменились сроки проведения внеплановой спецоценки. При вводе нового рабочего места, нового оборудования и приспособлений для работы, при изменении технологических операций и изменении применяемых СИЗ, при несчастных случаях или по требованию профсоюзной организации, внеплановая СОУТ должна быть проведена в течение шести месяцев с момента наступления данных обстоятельств. Внеплановая аттестация проходила в течение 1 года.

Все результаты проведения спецоценки будут поступать в Федеральную государственную систему учета результатов проведения СОУТ. Обязанность за передачу информации несет организация по СОУТ. Работодатель, в свою очередь, обязан будет размещать на официальном сайте своей компании сводную ведомость результатов спецоценки и перечень мероприятий по улучшению условий труда.

Цитата: ‘проведение экспертизы качества СОУТ осуществляется на платной основе за счет средств заявителя’

Данное условие в некотором роде ограничивает права работников, так как не каждому придется по нраву отстаивать свои права посредством выплаты госпошлины.

Несмотря на то, что СОУТ теперь единственная процедура по оценке условий труда, результаты аттестации организаций, у которых не истек пятилетний срок, будут действовать и при СОУТ, но не позднее 31 декабря 2018 года. Именно это «переходное пятилетие» покажет, с какими результатами прошла адаптация работодателей и организаций по СОУТ по новым требованиям законодательства.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Федеральный закон &8470; 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» начал действовать года, однако работодатели все еще спрашивают нас об отличиях процедуры специальной оценки условий труда от предшествующей ей аттестации рабочих мест (АРМ). Мы постарались по максимуму осветить этот вопрос в одном материале.

Какие нормативные правовые акты регламентируют проведение СОУТ?

  • Трудовой кодекс РФ, ст. 212
  • Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» &8470; 426-ФЗ
  • Приказ Минтруда России «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» &8470; 33н

В чем сходство между СОУТ и АРМ?

  • СОУТ была создана как замена АРМ, поэтому логично, что у двух этих процедур много общих целей:
  • Установить классы и подклассы условий труда
  • Установить гарантии и компенсации, которые предусматривает для работников ТК РФ и иные документы
  • Организовать и провести медосмотры персонала
  • Разработать и выполнить мероприятия по улучшению условий труда
  • Проинформировать сотрудников об условиях труда на их рабочих местах

В чем принципиальные различия?

Несмотря на функциональную общность, между двумя процедурами есть важные отличия.

Помимо разницы в подходе, есть и отличия в самих процедурах.

Во-первых, в СОУТ появилась процедура предварительной идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах — в АРМ ее не было. В ходе процедуры идентификации эксперты выявляют и описывают потенциально вредные и (или) опасные производственные факторы. Далее сопоставляют их с классификатором потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Там, где факторы были выявлены, принимается решение о проведении исследований (испытаний) и измерений. По результатам исследований (испытаний) и измерений производится оценка уровней воздействия факторов на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных норм. Далее устанавливается класс (подкласс) условий труда на рабочих местах. Если эксперт не выявил потенциально вредные и (или) опасные производственные факторы, то на таком рабочем месте исследования (испытания) и измерения не проводятся.

На некоторых рабочих местах, однако, процедура идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не проводится. К таким рабочим местам относятся:

  • рабочие места работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение страховой пенсии по старости
  • рабочие места, в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда
  • рабочие места, на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда.

В этом заключается существенное отличие СОУТ от АРМ, где рабочие места никак не дифференцировались.

Во-вторых, в отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам идентификации не выявлены, а также условия труда на которых признаны оптимальными или допустимыми (за исключением рабочих мест, указанных ранее), работодателем подается декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Срок действия декларации 5 лет с возможностью автоматического продления.

В-третьих, СОУТ в отношении рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение страховой пенсии по старости, может снизить, а в некоторых случаях и вовсе освободить от выплаты страховых взносов в ПФР по дополнительным тарифам.

Что еще нового?

Мы уже упомянули о предварительной идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и о декларировании соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Помимо этих двух процедур, в СОУТ появилось еще несколько нововведений:

  • оценка эффективности средств индивидуальной защиты (СИЗ) — в отличие от аттестации, где оценивалась обеспеченность средствами индивидуальной защиты
  • возможность улучшения установленного класса условий труда при применении эффективных СИЗ
  • обязанность работодателя уведомлять организацию, проводящую СОУТ, об утверждении отчета, а также опубликовать на сайте организации материалы по итогам специальной оценки условий труда.

В течение какого времени будут действовать результаты АРМ?

Результаты АРМ будут действительны в течение пяти лет со дня ее окончания, но не позднее . В этот период не должно возникать обстоятельств, которые законодательно могли бы считаться основанием для проведения внеплановой СОУТ.

Как часто нужно проводить СОУТ?

Аттестацию рабочих мест необходимо было проводить не реже одного раза в пять лет, и такое же требование сохранилось для спецоценки. Помимо обязательной СОУТ, законодательно предусмотрена возможность и проведение внеплановой спецоценки, в случае наступления определенных условий.

Кто мог проводить АРМ и кто теперь может проводить СОУТ?

АРМ проводили совместно работодатель и аттестующая организация. Последняя должна была входить в Реестр организаций, аккредитованных на оказание услуг по охране труда, а у лаборатории организации должен был быть соответствующий аттестат и область аккредитации.

В СОУТ тот же принцип — процедуру проводят работодатель и экспертная организация. Последняя должна входить в Реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда, и иметь подтверждающий на это документ, а именно уведомление о внесении в данный реестр. года идет переходный период с АРМ на СОУТ, в течение которого совместно с работодателем СОУТ могут также проводить компании, входящие в Реестр организаций, аккредитованных на оказание услуг по охране труда. Им также положено иметь подтверждающее уведомление.

Вам нужно провести СОУТ, если:

  1. На рабочих местах не проводилась аттестация рабочих мест
  2. Срок действия аттестации рабочих мест заканчивается
  3. Если вы хотите пересмотреть номенклатуру и объем гарантий и компенсаций, установленных по результатам АРМ
  4. Если на рабочих местах, на которых ранее проводилась АРМ, наступили условия проведения внеплановой СОУТ.

Какие рабочие места нужно оценивать в рамках СОУТ?

Спецоценка до 31 декабря 2018 года должна быть проведена на всех рабочих местах за исключением нескольких категорий:

Картинка Ключевые различия аттестации рабочих мест и специальной оценки условий труда

Аттестация рабочих мест предполагала оценку производственных факторов, при этом нередки были случаи когда работодатель намеренно не указывал некоторые из них, или наоборот указывал избыточные факторы влияющие на приобретение вредного класса условий труда. Специальная оценка условий труда предусматривает идентификацию опасностей, исследуются все факторы которые оцениваются "с нуля".

Аттестация рабочих мест предполагала оценку производственных факторов, при этом нередки были случаи когда работодатель намеренно не указывал некоторые из них, или наоборот указывал избыточные факторы влияющие на приобретение вредного класса условий труда. Специальная оценка условий труда предусматривает идентификацию опасностей, исследуются все факторы которые оцениваются "с нуля", прорабатываются производственные процессы, изучается степень воздействия всех факторов присущих рабочему месту и функциональных обязанности и должностных инструкций. Помимо факторов рабочей среды, в предмет оценки попадают действия работник, различные варианты исходов неправильно принятых решений или не надлежащее состояние здоровья. Таким образом результаты специальной оценки условий труда все больше будут становиться персонализированными, ориентированными на конкретного работника, а не на закрепленную за ним должность на предприятии.

Все данные о проведенной специальной оценке будут храниться в Общероссийской системе сбора данных, здесь различий мало сейчас такая система уже существует и называется АС "АКОТ", новая же система будет называться АС "Профессиональные риски"

Наряду с идентификацией и исследованием опасностей предполагается сбор персонифицированных данных по состоянию здоровья (в том числе и обусловленного травмами) работников. И то и другое должно передаваться для централизованного хранения и анализа в АС «Профессиональные риски». В ней будут храниться динамика изменений условий труда, персональные физические данные и состояние здоровья.

Одни из новшеств стало добавление в план мероприятий улучшения условий труда, пункт о снижении профессиональных рисков.

В новом законе прописана обязательность производственного контроля, он станет таким же обязательным как и само специальная оценка условий труда, что тоже будет размещаться в "Профессиональных рисках", производственный контроль будет проводиться один раз в год на рабочих местах где класс условий труда 3.1 и выше.

Изменился так же уровень самой процедуры теперь это не приказ, а федеральный Закон, исполнение его будет контролироваться все более внимательно, т.к. штрафы выросли почти в 8 раз ГИТ, Прокуратура и "СЭС" теперь буквально отвечают за пополнение бюджета.

Порядок использования результатов аттестации рабочих мест (АРМ) в переходный период

Переход на проведение спецоценки условий труда вместо осуществления АРМ предполагает использование переходного периода. Он необходим для того, чтобы компании, обязанные проводить такую процедуру, имели достаточно времени для подготовки и организации соответствующих операций без ущерба для производственного процесса на своем предприятии. Порядок применения переходных положений описан в статье 27 федерального закона № 426-ФЗ, который регулирует правила проведения СОУТ в России.

Согласно этому документу экспертные организации, которые могли проводить АРМ, в течение определенного периода наделялись дополнительными полномочиями, которые давали им возможность выполнять процедуру СОУТ:

  • полномочия компаний, которые имели право выполнять АРМ, были продлены до конца 2018 года частью 1 статьи 27 426-ФЗ. Это право применялось для тех организаций, которые имели действующие аккредитационные документы на право проведения аттестации, выданные в соответствии с порядком, предусмотренным приказом Минздрава № 205н, и включали в свой состав специализированные лаборатории для проведения испытаний. В этом случае оформления дополнительных разрешительных документов, дающих право осуществления СОУТ в соответствии с правилами 426-ФЗ, таким организациям не требовалось. При этом если аттестат о наличии аккредитации у лаборатории такой компании заканчивался раньше 31 декабря 2018 года, право проводить спецоценку ограничивалось сроком действия ее аттестата. Если же аттестат был выдан на более длительный срок, с 1 января 2019 года он прекратил свое действие. С этого момента для получения права проведения СОУТ организация должна соответствовать требованиям, перечисленным в ст. 19 426-ФЗ, и пройти процедуру регистрации, описанную в постановлении Правительства № 599. Таким образом, срок полномочий компании по проведению СОУТ зависел от срока действия разрешительной документации ее испытательной лаборатории. Указанные положения относились к организациям, которые не имели в своей структуре специализированных испытательных лабораторий и в случае необходимости привлекали их к оказанию нужных услуг по договору гражданского характера;
  • полномочия компаний, которые были уполномочены выполнять АРМ и имели в своей структуре испытательные подразделения, срок действия разрешений которых истекал в 2014 году, то есть в год введения СОУТ, регулировались частью 2 статьи 27 426-ФЗ. Согласно этому разделу федерального закона такие организации получили возможность выполнять процедуру СОУТ до конца 2014 года вне зависимости от того, когда именно в течение этого года истекал срок действия аттестационной документации их лаборатории. В этом случае оформления дополнительных разрешительных документов им не требовалось. Однако по окончании 2014 года они потеряли это право: компании, которые намеревались продолжить работу в сфере проведения спецоценки, должны были обеспечить соответствие критериям ст. 19 426-ФЗ и пройти регистрацию в соответствии с постановлением № 599;
  • компании, срок действия аттестатов аккредитации которых истек в 2013 году и ранее, не получили дополнительных льгот, позволяющих продолжить работу в сфере СОУТ в упрощенном порядке. Им потребовалось проходить процедуру регистрации и получения необходимых документов с начала действия 426-ФЗ, то есть с начала 2014 года.

Что касается самих организаций, которые должны были проходить процедуру спецоценки, то для них также были введены определенные льготы, рассчитанные на переходный период действия 426-ФЗ. Так, в соответствии с частью 4 ст. 27 426-ФЗ компания, которая провела АРМ в соответствии с приказом Минздравсоцрразвития № 342н, освобождалась от обязанности проводить СОУТ в течение пяти лет, несмотря на то, что данная процедура была отменена с вступлением в силу 426-ФЗ, которое произошло в 2014 году. Таким образом, максимальный срок, в течение которого такая компания могла воспользоваться этим послаблением, ограничивался 31 декабря 2018 года.

По истечении этого срока все организации, не имеющие документации о проведении спецоценки на своем предприятии, должны провести такую процедуру в соответствии с требованиями 426-ФЗ. Непроведение спецоценки является правонарушением административного характера, которое предусмотрено положениями ч.2 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Данный раздел кодекса предусматривает, что на компанию, не выполнившую обязанность по проведению СОУТ, может быть наложен штраф в размере до 80 тысяч рублей. В случае повторного нарушения размер штрафа может быть увеличен до 200 тысяч рублей либо заменен остановкой работы компании на период до 90 дней.

Читайте также: