Чем отличается социолог от социального работника

Опубликовано: 17.09.2024

Социология - наука о социальных отношениях, механизмах и закономерностях функционирования и развития социальных общностей разного рода: общества как целостного организма, социальных и других общностей дифференцированных по различным основаниям. Термин социология был введен в научный оборот в 1830 г. Огюстом Контом.

Так как социология изучает общество, поведение и убеждение специфических групп ( семей, детей, мужчин, женщин, молодежи, лиц девиантного поведения , пожилого возраста и др.,) то она является основой для разработки теоретического знания в области социальной работы.

В процессе создания теории социальной работы доминируют три основные социологические парадигмы:

* Интеракционализм (интеракционизм – согласование, взаимодействие). Данная парадигма видит социальную жизнь как процесс взаимодействия между индивидами.

* Функционализм концентрирует свое внимание на конституционной структуре социальной жизни: каковы компоненты общества и как они соотносятся между собой. Функционализм позволяет сводить все многообразие случаев клиентов к теориям, связанным с бихевиористской или психоаналитической традицией.

* Конфликтная парадигма. Описывает социальную жизнь как борьбу между соревнующимися индивидами.

Каждая из этих социологических направлений играет свою особую роль в создании теорий социальной работы

Познания в области социологии позволяют специалисту по социальной работе: исследовать социальные проблемы ( используются социологические методы исследования: опрос, интервьюирование, социометрия, наблюдение и др.); владеть интерперсональными навыками и техниками; ориентироваться в социуме, т.е. помогают понять, что собой представляет конкретное общество и те группы, которые слабо социально защищены, понять какие факторы влияют на социальное функционирование индивида, группы, общности; получить знания о социальной структуре общества, его социальной инфраструктуре, о характеристике общества на конкретном этапе его развития ; получить знания о методах осуществления социологического исследования и методах сбора первичной информации; о социальной среде в которой человек живет и в которой предполагает осуществлять свою деятельность; об основных социальных процессах и их взаимосвязи.

Можно выделить следующие направления влияния социологии на социальную работу:

  • результаты изучения социологами социальной структуры общества и других фундаментальных проблем социологического знания (социология семьи, социология молодежи , социология труда и др.) используются в практической деятельности, организации труда, учреждений социальной защиты;
  • социологическое знание широко применяется при подготовке, переподготовке специалистов в области социальной работы;
  • анализ социальной работы с точки зрения участия в ней различных групп социальных работников ( есть сегодня в социологии раздел «социология социальной работы»).

Кроме того, в разработке теоретических проблем социальной работы и в практической социальной работе широкое применения находят такие разделы социологии как:

1.Социология конфликта, этносоциология, системная социология.

2. Социология семьи. Влияние социологии семья на эффективность социальной работы заключается в том, что она помогает точнее осуществить экспертизу семейного положения клиента, а также социального положения, материального обеспечения разных семей и групп; выявить факторы, осложняющее функционирование современной семьи.

3.Социология управления, управление персоналом. Эта область

социологического знания является базовой для развития тех моделей социальной работы, которые объединены структурной социальной работой, ориентированной на организацию социальной защиты коллективными средствами. Влияния этого направления социологии на социальную работу выражается в существовании различных социолого- ориентированных теорий и технологий помощи нуждающимся. Такой раздел социологии как управление персоналом, имеет непосредственное отношение к деятельности различных учреждений социальной защиты и социального обслуживания населения.




4.Социология труда ( рассматривает образ жизни, положение

различных профессиональных групп населения, что позволяет понять специфику влияния на решение проблем клиента его профессионально-трудовой среды; проблемы безработицы, занятости населения).

5.Социология духовной жизни общества ( знание об особенностях

Поведения, социально-ценностных ориентациях представителей различных групп населения).

6.Социология третьего сектора (общественные, благотворительных организации).

Социологическое осмысление социальной работы неотъемлемое условие ее развития как вида практической деятельности и области научного знания.

Социальная работа и история.

Как область научного знания социальная работа проходит ряд стадий в своем развития.

1 стадия: Представления о процессах помощи и поддержке нуждающихся оформляются как концепция милосердия в традиционной религиозной доктрине. Суть этой концепции – бедность и нищенство общественная необходимость. Однако развитие общество показывает, что эти явления и процессы обуславливаются реальными экономическими, социальными и политическими факторами.

2 стадия: Допарадигмальная социальная работакак область научного знания ( Х1Х в.)

Вопросы бедности пауперизма (нищенства) начинают активно разрабатываться в различных отраслях знания:

· в социологии ( ранние социально-политические, реформистские и правовые доктрина Э.Мюнстенберга, Г.Спенсера, А. Вагнера и др.);

· в праве ( правовая концепция А.Принса )

· в экономических науках.

Особенностью данной стадии развития теории социальной работы является то, что она развивается не только на уровне дедуктивных и индуктивных рассуждений, но в практике поддержки и помощи нуждающимся начинают активно использоваться методы социологического исследования. Они позволяли получить более достоверную картину такого явления и процесса как нищенство.

В Х1Х ст. социология становится основой для разработки теории социальной работы.

3. стадия. Парадигмальная социальная работа ( ХХ ст.)

Включает два этапа. 1 этап: 1-я половины ХХ ст.Основными проблемами в практической социальной работе становятся проблемы социальной патологии. Чтобы их эффективно решать практическая социальная работа начинает активно взаимодействовать с :эмпирической психологией (прежде всего, используются такие психологические теории как бихевиоризм, психоанализ);эмпирической социологией (используются социологические методы исследования, особенно метод социометрии для изучения малых групп);педагогикой; психиатрией.Использование в социальной работе методов, техник и приемов из других отраслей научного знания способствовало более серьезному теоретическому осмыслению и теоретической разработки социальной работы как междисциплинарной науки. К этому также подталкивало и развитие профессиональной социальной работы.

2 этап. Вторая половина ХХ ст.Взаимодействие социальной работы с различными научными дисциплинами позволили более полно и адекватно объяснять и описывать социальные проблемы общества, клиента; социальные ситуации клиента; выявлять и объяснять причины, приводящие к нарушению в социальном функционировании индивида, группы, общности.

При формировании знания социальной работы (т.е. развитии теории социальной работы) огромное значение стали играть такие науки как: социология; психология; философия; педагогика; психиатрия; экономические и политические науки.

Каждая из этих дисциплин дает возможность более объективно осмыслить социальные проблемы и проблемы клиента; разработать эффективные модели и концепции социальной работы

Связь этих двух научных дисциплин можно проследить при сопоставлении их подходов к определению своих объектов и предметов исследования, а также своих методов.

Объектом социологии является общество в целом, многообразие его связей, отношений, структур. Значит, объектом социологического изучения является сфера социальных отношений (одна из сфер общества). В этом случае взаимосвязь социологии и социальной работы просматривается в нескольких направлениях:

· во-первых, использование результатов, достигнутых социологами в изучении социальной структуры общества и других фундаментальных проблем;

· во-вторых, применение этих знаний в подготовке и переподготовке социальных работников;

· в-третьих, анализ социальной работы с позиции участия в ней различных групп специалистов, учреждений, экспертов, практиков и т.д.

Каковы особенности использования социологического знания в практической деятельности специалистов по социальной работе? Ответ на этот вопрос позволит выявить соотношение социологии как науки и социальной работы как практической деятельности.

Специалист в области социальной работы опирается на знания, рекомендации, выработанные в рамках социологии управления (социология конфликта, этносоциология, системная социология и др.). Другими словами, эта область социологического знания является базой для развития моделей социальной работы, которые объединены в одно понятие – «структурной социальной работы», то есть ориентированной на организацию социальной защиты.

Прямое отношение к деятельности различных учреждений социальной работы имеет такая отрасль социологического знания как социология управления, которая требует четкого определения субъекта социальной работы, а также социального работника как специалиста. Определяются функции, должности, специальные группы социальных работников.

Во взаимодействии социологии и социальной работы большую роль играют социологические знания по проблемам управления персоналом. Они помогают правильно организовать деятельность различных учреждений социальной работы, а также отделов социальной защиты администраций разного уровня. Кроме того, существует социологическое обеспечение деятельности социальных работников, которое проявляется в социальной политике государства (правительства, региональных и муниципальных организаций, политических партий, профсоюзов, церкви и т.д.).

Социология семьи позволяет специалисту по социальной работе точнее определить семейное положение клиента, а также материальную обеспеченность семей и их групп.


Без социологического осмысления социального положения семьи специалист не сможет правильно оценить ее проблемы.

Социология труда также затрагивает социальную практику, поскольку характеризует специфику положения и образ жизни профессиональных и должностных групп населения. Эта характеристика позволяет специалисту разобраться и понять степень влияния профессионально-трудовой среды на проблемы клиента, выявить стереотипы мышления и традиционного поведения представителей профессиональных групп.

Социальному работнику необходимы социологические знания проблем труда в области занятости населения, организации рабочего места, социальной защиты в трудовом коллективе.

Социология культуры позволяет специалистам по социальной работе в своей практической деятельности учитывать культурный контекст бытия клиентов, их культурные ценности, особенно в условиях кризиса, когда происходит рассогласование прежних жизненных ориентаций и реального социального положения.

Таким образом, социология позволяет представить: строение общества, в котором находится человек; взаимодействие элементов общественного устройства, а также характер действий социальных субъектов и причины их активности; особенности социальных конструкций; конкретную картину общественного развития в стране, регионе и т.д. То есть социологические знания позволяют специалистам по социальной работе видеть человека, отдельные группы людей как в их деятельности, так и в статистическом положении, включенности в социальное целое.

Теория и практика социальной работы ориентируются на поддержку «слабых» социальных групп, оптимизацию социальных отношений в обществе. Поэтому для специалиста принципиальное значение имеет определение социального положения различных слоев общества, его социальной структуры, системы институтов, то есть социологические исследования. На их основе социальная работа может строиться более перспективно и оптимально.

Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

Короткий ответ: социология является общей, а социальная работа - специфической.

Другой способ выразить это различие заключается в том, что социология в основном теоретическая, а социальная работа в значительной степени практическая, будучи прикладной наукой.

Кто-то со степенью или дипломом в области социальной работы, как правило, гораздо более трудоустроен, чем выпускник социологии. У социальных работников больше возможностей трудоустройства, чем у аспирантов-социологов, которым приходится иногда предлагать несколько академических или исследовательских должностей.

Социологические исследования, как правило, являются обязательным условием для изучения социальной работы, поскольку первая обеспечивает полезную теоретическую основу для понимания общества в целом, его дисфункции и того, как практически проводить социальные исследования.

С другой стороны, можно изучать социологию, даже не изучая социальную работу, поскольку есть несколько других более совместимых и поддерживающих курсов или специальностей по общественным наукам, которые вы можете успешно сочетать для получения степени в области социологии или карьеры в области социальных наук. К ним относятся психология, криминология, экономика, политология, индустриальная социология, антропология, культурология, история и география.

Существенным отличием является то, что социология предоставляет вам широкое социальное образование, в то время как социальная работа готовит вас к профессиональной карьере в сфере социальных услуг,

В чем разница между социологией и социальной работой?

Чем отличаются социальная работа и социология?

Джули Вера права.

Я бы добавил, что социология придерживается более дальновидного и теоретического аспекта (написание книг), а социальная работа больше склоняется к тому, чтобы быть мускулом (фактически, делать то, что говорят книги).

Это все равно, что быть фанатом баскетбольного мяча (Социология), который знает всех игроков, статистику и исторические тенденции по сравнению с фактическими игроками (Социальная работа), которые тренируются и выступают ежедневно, и могут на самом деле получить травму.

Теперь социальная работа может также создавать книги, основанные на опыте, а также опровергать социологические теории. Социология также может быть включена в активное участие, что приводит к написанию и объяснению об этом (возможно, слишком близко к культурной антропологии).

Социология не сближается и пытается решить проблемы, возникающие в нескольких обществах; в основном он просто указывает на это, описывает это и, возможно, прогнозирует, что это может означать или произойдет в будущем, но социальная работа, безусловно, пытается и действительно помогает снизить потери.

Подумайте о разнице между чтением в газете (чтением или написанием социологом) того, что группа людей протестует против насилия в семьях и проводит конференции и терапевтические сессии, чтобы уменьшить или устранить проблему (акция «Социальная работа»).

Я уверен, что социальные работники зарабатывают меньше денег, выполняя больше физической / эмоциональной работы; это несправедливо. Социологи чувствуют себя комфортно в одиночестве в офисе, дома или в библиотеке по своему выбору, и они в основном сталкиваются с давлением насмешек со стороны своих коллег за то, что они не слишком хорошо объясняют то, что они предлагают (если они пишут свои собственные книги) или не дают знания на частой основе (написание академических журналов).

Социальные работники будут в основном находиться в государственных учреждениях, в окружении людей с реальными серьезными проблемами, которые могут вызвать у них обеспокоенность и преданность, с которыми они помогают, и у них может не хватить средств, чтобы фактически помочь решить некоторые проблемы.

По моему личному мнению, я считаю, что эти две важные дисциплины должны работать вместе, даже если они изначально не предназначены для этого. Социологи могут многому научиться у социальных работников и помочь им получить более широкий голос, чем их ежедневный вклад (в новостные и правительственные учреждения). Нам нужно больше социальных работников, чтобы слушать и заботиться о нашем мире.

У социологии и социальной работы много общего. В Англии и США со­циология долгое время ассоциировалась с социальной работой, но не как с научной дисциплиной, а как с практической профессией, сферой деятель­ности. Однако с 1940 г. большинство крупных факультетов социологии в США прекратили подготовку по социальной работе. В послевоенный пери­од социальная работа и социология развивались относительно независимо друг от друга, тем не менее вплоть до конца 60-х гг. в ведущих американских университетах продолжали существовать несколько докторских программ «Социология и социальная работа». Но к этому моменту тесной связи меж­ду двумя профессиями — социологией и социальной работой — уже не было.

Социальная работа конституировалась в самостоятельный вид деятельнос­ти и перестала считаться одним из направлений практической социологии.

Но несмотря на официальный «развод» двух дисциплин, между ними про­должаются постоянные контакты. До сих пор в подготовке социальных ра­ботников теоретической базой выступают традиционные сферы социологи­ческого знания: социальная стратификация, бедность и неравенство, заня­тость и безработица, семья и детство, социология молодежи, урбанизация, социальная мобильность, социальные изменения, отклоняющееся поведе­ние, развитие личности и социализация. Книги по социологии рецензиру­ются в журналах по социальной работе, и наоборот; многие факультеты со­циологии и сегодня включают курсы по социальной работе; социологи при­глашают на свои конференции социальных работников, и наоборот.

В России социальная работа считается относительно новой научной дис­циплиной и практической сферой занятости. Однако, несмотря на призна­ние статуса межпредметной области, пограничной с педагогикой, психоло­гией, медициной и правом, социология здесь занимает ведущее место. Со­циальная работа и сфера социальной защиты отнесены к так называемой активной социологии. Не случайно в российских вузах социальных работни­ков готовят прежде всего социологические факультеты или межпредметные кафедры социологии и социальной работы. Частица «и» указывает на проч­ные, союзнические отношения двух наук.

При подготовке социологов, которые в будущем уйдут трудиться в сферу социальной работы, во-первых, усилен акцент на подготовку по всему ком­плексу социальных наук, а не только по социологии, во-вторых, приоритет отдан изучению практических и прикладных методов. Из представителей старшего поколения, получивших образование в советских вузах, ближе всего к социальной работе стоят те, кто занимался вопросами социальной диагно­стики, социальной защиты населения, социальной политики, проблемами бедности, социальных патологий и т.д. 7

ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

«Социальная работа» — принятое во всем мире выражение, обозначающее проявление гуманного отношения человека к человеку. Она возникла еще в библейские времена как благотворительность, религиозный долг человека, как система гуманитарных услуг нуждающимся. Однако только с XX в. со­циальная работа признана во всем мире как профессия, требующая специ­альной подготовки.

Научные и практические корни социальной работы восходят к деятель­ности филантропических обществ, обеспокоенных обострением социальных проблем (ростом безработицы, преступности, алкоголизма, смертности и т.д.), вызванных быстрой индустриализацией и урбанизацией европейских стран в XIX в.

Индустриализация в XIX в. сопровождалась ростом городов, усилением со­циальной дифференциации и пауперизацией населения, ростом преступное -

Социология в Санкт-Петербурге («круглый стол») //http://www.soc.pu.ru:8101/publications/jssa/l999/ 2/ltable.html

ти и увеличением числа тех, кто оказывался на дне общества. По мере усиле­ния социальных проблем общественное мнение все больше тревожил бедняк как постоянная угроза стабильности и порядку. Всеобщий интерес к соци­альным аутсайдерам и повысившиеся запросы правительства и местных вла­стей постепенно сформировали систему заказов на эмпирическое изучение различных групп населения и проведение социальных реформ. Уже в начале XIX в. в многочисленные переписи и обследования, аналитические описания включались благотворительные организации, церковные приходы, парламент­ские комиссии, финансовые инспекторы, отдельные предприниматели и доб­ровольцы (врачи, учителя, ученые).

К концу XIX в. социальные реформаторы и лидеры благотворительных организаций пришли к выводу, что людям, специализирующимся на оказании помощи бедным, необходима определенная подготовка. Путь к ней в 1890-е гг. проложила Великобритания, где была организована лекционная и практичес­кая работа, связанная с деятельностью Общества благотворительности в Лон­доне. В Европе и Америке социальная работа и социальная благотворитель­ность стала частью широкого гуманитарного движения, инициаторами и ак­тивными участницами которого являлись женщины — выходцы из среднего класса. Примерно в то же самое время в Германии Алиса Саламон открыла курсы, которые также органично влились в зарождавшееся женское движение.

Общество благотворительности в Нью-Йорке и пионеры благотворительно­сти в Холл-хаузе в Чикаго, основав краткосрочные летние курсы, проторили дорогу к организации профессиональной подготовки социальных работников в США. Первый факультет социальной работы был открыт в Колумбийском университете в 80-е гг. XIX в. Однако честь основания первой школы, профес­сионально ориентированной на социальную работу, принадлежит группе соци­альных реформаторов из Амстердама, которые в 1899 г. основали Институт под­готовки социальных работников. В программе Института предусматривался полный двухгодичный курс очного теоретического обучения и практической подготовки для мужчин и женщин, которые желали посвятить себя тому, что позже получило наименование социальной работы. К 1910 г. новое движение привело к образованию 14 школ социальной работы в Европе и Америке.

Первая школа в Латинской Америке была открыта в 1920 г. в Чили благо­даря усилиям выдающегося пионера социальной работы Ренэ Санда. В 1936 г. учрежден Институт социальных наук Тата в Индии, а в Египте появились первые курсы социальной работы. Таким образом, в первой половине XX в. социальная работа проложила дорогу на все континенты мира, а главной дви­жущей и направляющей силой в создании новых служб социального обес­печения и открытия школ по обучению социальной работе стала ООН.

Первые социальные работники в своей практической деятельности охва­тывали широкий круг проблем — от обучения иммигрантов английскому язы­ку до оказания им помощи в приобретении навыков, необходимых для по­лучения работы в индустриальном обществе. Они стремились уничтожить со­циальную несправедливость, особенно в отношении женщин и детей, и подключить науку к делу помощи бедным, полагая, что только ученые смо­гут объяснить истинные причины пауперизма, а научная методика поможет эффективно решать конкретные случаи и проблемы.

Замечено, что внимание к группам населения, которых относят к числу социальных аутсайдеров (безработные, пожилые, инвалиды, бедные и др.),

возрастает в периоды кризисов и ослабевает в благополучные времена. В США таким периодом обострения была Великая депрессия 1929—1933 гг.: около 15 млн человек потеряли работу, граждане потеряли свои сбережения, фабрики и заводы бездействовали, нищета и страдания достигли беспреце­дентных масштабов. Под нажимом Ф. Рузвельта законодательные органы приняли закон о пособии по безработице. Эта мера имела большое значение: впервые к безработице подошли как к национальной проблеме. Было созда­но специальное агентство — Временное управление по чрезвычайной помо­щи. Оно пригласило хорошо обученных социальных работников из частных служб, которые разработали государственные программы, положенные в основу знаменитого «Нового курса» Ф. Рузвельта, преобразившего современ­ную Америку.

Рузвельт полагал, что государственная помощь безработным — не подачки и не благотворительность, а социальная справедливость, основывающаяся на праве каждого гражданина рассчитывать на минимальный уровень жизни в цивилизованном обществе. Его идеи созвучны современному пониманию мис­сии социальной работы: государство в цивилизованном обществе осуществ­ляет разветвленную и планомерно организованную систему социальной защи­ты, а ее проводниками выступают социальные работники, которые оказыва­ют социальные услуги клиентам. С тех пор у социальной работы появились две составляющие — социальная защита и социальные услуги.

Развитые индустриальные страны тратят на решение социальных проблем огромные средства. В 1982 г. правительство США затратило на социальное страхование, общественную помощь, здравоохранение и медицинские про­граммы, помощь ветеранам, образование, обеспечение жильем, профессио­нальную реабилитацию, первичный уход, детское питание, детское обеспече­ние около 600 млрд долл. В 1991 г. более 40 % расходов федерального бюджета (1,2 трлн долл.) было направлено на социально-экономические программы федерального правительства (для сравнения: расходы на оборону предусмат­ривались на уровне 25%).

Гуманитарные услуги — важнейший сектор экономики и крупный потре­бительский рынок. В них вкладываются миллиарды долларов; вовлечены мил­лионы потребителей. В этой сфере насчитывается более 2 тыс. профессий. По оценкам экспертов, 12% всех работающих по найму в США заняты в системе социальных услуг. В середине 80-х гг. здесь ежегодно создавалось до 30 тыс. новых рабочих мест. Численность социальных работников на 1000 человек на­селения США возросла с 49 в 1950 г. до 169 в 1980 г.

В истории России первые опыты социальной защиты нищих и убогих вос­ходят к временам Владимира Мономаха. По мере развития российской го­сударственности решение социальных проблем приобретало все более орга­низованный и полномасштабный характер. В 1712 г. Петр I издал указ, пре­дусматривающий обязательное устройство по всем губерниям госпиталей, выполняющих, в том числе функции богаделен. Екатерина II в 1775 г. учре­дила специальные «приказы общественного призрения». В конце XIX в. толь­ко в Европейской части России насчитывалось около 4 тыс. частных благо­творительных обществ и заведений.

После Октябрьской революции социальная защита населения стала офи­циальной политикой правительства. Несмотря на то, что за годы Советской власти много было сделано для повышения уровня жизни населения, лик-

видации безработицы, снижения уровня преступности, бездомности и бес­призорности, для защиты детства и материнства, помощи престарелым и ин­валидам, — к сожалению, государственные мероприятия в области социаль­ного обеспечения, в силу очень серьезных обстоятельств, оказались крайне неэффективны. На начало 90-х гг. около 1 млн детей воспитывалось в детс­ких интернатах. Сиротство такого масштаба Россия знала лишь в страшные годы войны и голода. Не лучше обстоит дело и с решением других социальных проблем — безработицей, бездомностью, бедностью.

В последнее время в нашей стране начали активно разрабатываться теоре­тико-методологические проблемы социальной работы: выходят несколько

журналов по проблемам социальной ра­боты («Вестник психосоциальной и кор-рекционно-реабилитационной работы», «Российский журнал социальной рабо­ты», «Социальная работа», «Социальная работа в России»), в рамках двух ассоциаций (работников социальных служб; социальных педагогов и социальных работников) созданы Институты соци­альной работы, з 80 вузах России идет подготовка специалистов по социаль­ной работе. Учебно-научно-производственный комплекс «Социология, пси­хология и социальная работа» Алтайского госуниверситета сегодня занимает одно из ведущих мест в отечественной науке как в области исследования соб­ственно проблем социальной работы, так и в развитии междисциплинарных исследований (в частности, в области психологии, социологии, конфликто­логии, социального управления и т.д.).

Хорошо себя зарекомендовал на этом поприще Гуманитарно-благотвори­тельный центр (ГВЦ) «Сострадание». Это некоммерческая негосударственная организация, цель которой — улучшение качества жизни престарелых, жертв ГУЛАГа, путем медико-социальной помощи. Подавляющее большинство па­циентов Центра — одинокие, больные люди, их средний возраст — 79 лет; многие из них провели в ГУЛАГе от 5 до 20 лет. Другая часть пациентов — это дети жертв политических репрессий в бывшем СССР, в настоящее время по­жилые, нередко тоже больные люди. В последние годы под опекой Центра находятся, кроме того, инвалиды Московского общества инвалидов, ветера­ны Великой Отечественной войны и труженики тыла, а также просто одино­кие престарелые люди, нуждающиеся в социальной и медицинской помощи.

СФЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

Термин «практическая социальная работа» используется только с 1970 г. Прежде этой работе давались разные определения: с точки зрения методо­логии — работа с клиентом, работа с группами, в общинах; с точки зрения ее направленности — социальное обеспечение детей, семейные услуги, меди­цинская социальная работа, психиатрическая работа в исправительных уч­реждениях; в зависимости от контингента или проблемных групп — работа с бедняками, инвалидами, душевнобольными или умственно отсталыми, с детьми, лишенными ухода, алкоголиками.

Социальные работники сталкиваются с широким кругом проблем. Это ал­коголизм, нарушение прав собственности, плохое обращение с детьми, суп-

ружеские конфликты, психические и физические заболевания, бродяжниче­ство, изоляция от общества, отсев школьников, побеги детей. Специализа­ция по группам проблем необходима, так как она позволяет специалисту по­лучить более глубокую подготовку.

В настоящее время сферами практической работы являются: семья, помощь детям, здравоохранение, душевнобольные, профессиональные группы, пре­старелые, образование и исправительные заведения. Это самый широкий под­ход к специализации, требующий, чтобы работник владел необходимыми зна­ниями в соответствующей области: о категориях населения, которые обраща­ются за данным видом помощи; о возникающих здесь проблемах; об агентствах и учреждениях, которые могут быть использованы; о действующем законода­тельстве; об источниках финансирования; о деятельности других специалис­тов, занятых в этой сфере; о тех услугах, которых представляются в подобных случаях. Практик должен быть в курсе всех научных достижений. Оказывая социальные услуги в больнице, он должен знать об ограничениях, налагаемых законодательством на сферу медицинской помощи и ее финансирование, о правилах выписки больного и требованиях федерального бюджета.

В зависимости от выполняемых функций в социальной работе выделяются следующие специализации: непосредственно практикующий работник, кон­тролер, администратор, консультант, аналитик, исследователь.

Обследование (НАРСО) показало, что если в 1972 г. 16,5% ее членов было занято в главной области социальной практики — здравоохранении и меди­цинском уходе, то в 1982 г. это цифра достигла 18,1%. Другая сфера — пси­хотерапия, увеличилась с 16,3 до 26,6%. Однако наибольший рост отмечал­ся в области ухода за людьми с задержкой умственного развития: с 1,7 до 3,2%. Зарегистрирован рост в области услуг для детей и молодежи, а также услуг, предоставляемых семьям. В других же сферах произошло сокращение, на­пример, в области общественной помощи с 8,2 до 1,0%. Пострадали также юридическая помощь преступникам и школы социальной работы.

Колебания занятости социальных работников отражают колебали обще­ственной психологии американцев. Сократилось предоставление социальных услуг тем группам, которые сегодня вызывают меньше сочувствия, чем преж­де — это бедняки и преступники.

В подготовке социальных работников социология занимает одно из ведущих мест. В отличие от правоведения, политологии, педагогики, психологии, медицины и других дисциплин социология изучает не отдельные сферы, области, институты общества, а все общество с учетом его системной структуры. Универсальный, многопрофильный характер социальной работы сближает ее прежде всего с социологией. При этом в отличие от истории, которая, как и социология, изучает все общество в целом, последняя исследует его под таким углом зрения, который имеет принципиально важное значение именно для социальной работы. Речь идет, следовательно, о близости объектов и предметов социологии и социальной работы. Социология (ее теоретико-методологический уровень) самым тесным образом связана с философией, что обусловливает методологический характер социологии по отношению к социальной работе, позволяет рассматривать первую (социологию) как основу второй (социальной работы).

Для понимания рассматриваемой проблемы очень важно сопоставить объект и предмет социологии и социальной работы, их функции и задачи.

Как известно, трактовка объекта и особенно предмета социологии менялась р ходе становления и развития этой науки. Так, в XIX в. социологию понимали как общественную науку в целом. В первой половинеXX в. наряду с этим подходом используется и более узкое понимание социологии. В 60-е годы получило распространение 3- или 4-уровневое понимание социологии. В 80—90-е годы социология трактовалась и трактуется как наука о социальных отношениях, механизмах и закономерностях функционирования и развития социальных общностей разного уровня: общества как целостного социального организма; социальных и других общностей (групп и слоев), дифференцированных по различнымоснованиям. Естественно, трактовка социологии представлена здесь в самом общем плане, т.е., в сжатом виде.

В различных социологических концепциях, школах, трудах от-, дельных авторов можно обнаружить различные подходы, нюансы, особенности. Но не это главное. 1лавное в том, что все (или большинство) понимают социологию как науку о закономерностях становления, функционирования и развития общества в целом, соци-:

альных общностей, групп и слоев людей, личностей. Тем самым вырисовывается общее пониманиеобъекта социологии: изучение общества и его различных подструктур как целостных образований.

Рассматривая связь социологии и социальной работы, немаловажно уточнить объект социологии. Многие авторы не без основания акцентируют внимание на том, что, изучая общество в целом, все виды общественных отношений, социология призвана исследовать прежде всего социальные аспекты общественных процессов, социальные-явления, социальные отношения в собственном, узком смысле этого I слова. Отметим, что в указанном смысле социальные отношения — i это срез, синтез социальных сторон, социальных аспектов всех видов общественных отношений, которые непосредственно сказываются' на положении человека в обществе. Это — отношения по поводу жизнедеятельности, образа жизни, социального положения человека,' социальных и других групп, классов в обществе. !

Именно при такой трактовке объекта социологии ясно видна ее ^ взаимосвязь с социальной работой, с одной стороны, а с другой — различия их объектов, что позволяет говорить о методологической значимости первой (социологии) по отношению ко второй (социальной работе).

Эти два аспекта особенно четко видны, если мы проанализируем общую и для социологии и для социальной работы сферу общественной жизни — социальную сферу В ней выделяются три важнейшие составляющие. Во-первых, это социальная структура общества как дифференциация людей по общественным и социальным группам и отношениям между ними. Во-вторых, это социальная инфраструктура как совокупность отраслей, обслуживающих человека, способствующих его жизнедеятельности. В-третьих, это возможности (для каждого конкретного человека, группы, слоя) доступа к ценностям, благам и услугам, гарантии и права личности, условия труда человека, быта, досуга, здоровья, возможности выбора профессии и места жительства, участия в управлении, социального и профессионального продвижения и перемещения.

Объектом социальной работы выступают все люди (при широкой трактовке), отдельные личности и группы, нуждающиеся в постоянной помощи (при ее узкой трактовке): старики, пенсионеры, ин'-валиды; дети-сироты; попавшие в трудную жизненную ситуацию люди; люди, испытывающие сильный стресс; матери и отцы, воспитывающие в одиночку детей; подростки с девиантным поведением; алкоголики, наркоманы, проститутки; находящиеся в тюрьме и вернувшиеся из нее; безработные, бездомные, беженцы и другие социально уязвимые группы и слои населения.

Даже при широкой трактовке объект социальной работы (все люди, все население) все же отличается от объекта социологии. Ибо в первом случае речь идет прежде всего о таком объекте, который нуждается в социальной защите, поддержке, помощи (хотя, естественно, не исключается и субъективная роль такого объекта по защите своих интересов). Во втором случае объект рассматривается значительно шире и, что особенно важно, как субъект, действия которого не ограничены удовлетворением социально гарантированных интересов и потребностей. А это значительно уже интересов и потребностей человека, групп и слоев общества как объектов (объекта) социологии.

Итак, наблюдается как совпадение, так и несовпадение объектов социальной работы и социологии (в данном случае речь идет о них как о науках). Он значительно шире в последней, особенно если рассматривать социальную работу в более узком смысле и если соотносить объекты той и другой науки с учетом изучения групп населения.

Еще большее различие между ними наблюдается при сравнении их предметов. Причем здесь надо иметь в виду два аспекта. Первый состоит в том, что предметом науки выступают те или иные закономерности, сущность и содержание которых обусловлены состоянием, функционированием, действиями объектов. Ясно, что социология изучает закономерности, более фундаментальные по сравнению с механизмами и закономерностями социальной работы как науки.

Второй аспект состоит в том, что предмет можно рассматривать как часть объекта (свойств, сторон, характеристик), которая нас интересует в первую очередь. В данном случае необходимо понимать существенную разницу между тем видом деятельности, который характерен для социальной работы, и теми видами ее, которые исследует социология.

Предмет (содержание) социальной работы конкретизируется < функциями. Разными авторами указываются разные функции, н;

зовем следующие: информационная, диагностическая, прогносп ческая, организационная, психолого-педагогическая, оказаш практической помощи, управленческая. Ясно, что этими функцю ми не исчерпываются, во-первых, функции социологии (познав) тельная, прогностическая, функция социального проектирован» и конструирования, организационно-технологическая, управленче екая и инструментальная), хотя здесь можно видеть и внешнее сов падение. Во-вторых (и это главное), в социальной работе эти функ ции сориентированы на определенные, главным образом слаб< защищенные, группы населения, а в социологии — на социально' пространство, весь общественный организм и его разнообразны;

Признавая, с одной стороны, близость этих наук, а с другой — не различия, надо видеть прежде всего их взаимосвязь, взаимообуслов ленность. При этом, учитывая в каждой науке органическое един ство теории и практики, следует принимать в расчет существенна разницу их соотношения в социальной работе и социологии. Ка бы ни рассматривали социологию в различных концепциях и шкс лах, в любом случае она является более фундаментальной, теорети ческой по сравнению с социальной работой, функция которой ка науки состоит в выработке и теоретической систематизации объек-тивных знаний об определенной действительности — социально! сфере как специфического вида деятельности. Короче говоря, тео-i ретическая социология выступает методологией по отношению К социальной работе (как и к другим конкретным общественным, coi циальным дисциплинам). Иными словами, она призвана помогать социальным работникам ориентироваться в том, в какой социаль-| ной среде ведется социальная деятельность (т.е. что собой представ^ ляет конкретное общество, в котором живут люди, его основные ин- 1 статуты), какова социальная структура этого общества в целом и что собой представляют те группы и слои, которые считаются слабо социально защищенными. Социальная работа как наука по сравнению с социологией является преимущественно прикладной или, можно сказать, в большей степени прикладной, чем социология.

Основное содержание социальной работы — прикладная система знаний об определенном объекте (объектах). Поэтому и категориальный аппарат в социологии и социальной работе как науке разный, хотя отчасти и совпадает.

Вместе с тем, говоря о ведущей роли социологии как методологии социальной работы, следует также учитывать немалое влияние знаний в социальной работе на социологию. Они помогают конкретизировать не только содержание понятийного аппарата, углубляя (опредмечивая) философско-социологическую трактовку социальных институтов, социальных явлений и процессов. Знания в социальной работе как науке обогащают также понимание социальных закономерностей, исследуемых социологами, помогают выявлять новые, еще не раскрытые.

Информация в социальной работе может быть использована (и должна быть использована) для прямого или косвенного воздействия на социальную среду, изменение в целом социального пространства человека в благоприятном для него направлении, того пространства, которое является объектом преимущественно социологии, особенно ее высшего, теоретико-методологического, философско-социального уровня.

Читайте также: