Чем занимается сменный директор аэропорта

Опубликовано: 17.09.2024

Как выяснили «Известия», в Министерстве транспорта озаботились проблемой некомпетентных решений топ-менеджеров от авиации. Для этого в Минтрансе разрабатывают систему контроля знаний, навыков, опыта лиц, замещающих руководящие должности и ответственных за безопасность полетов — ранее такой аттестации не проводилось. Об этом «Известиям» сообщили в пресс-службе ведомства.

Кто пойдет сдавать экзамены

— Требования будут включены в сертификационные требования, предъявляемые к физическим и юридическим лицам, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки, юридическим лицам, осуществляющим техническое обслуживание и ремонт авиационной техники, а также в сертификационные требования к образовательным организациям, осуществляющим обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечню специалистов авиационного персонала, — пояснили в министерстве.

Иначе говоря, за недостаток профессионализма менеджеров авиакомпанию могут лишить лицензии на перевозки (свидетельство эксплуатанта). Как говорит источник в Минтрансе, на текущий момент речь идет об аттестации директоров авиакомпаний, допущенных к принятию оперативных решений, а также руководителей подразделений (центр управления полетов, аэродромно-техническая база в составе авиакомпании, станция техобслуживания, инспекция по безопасности полетов и др.). Кроме руководителей собственно авиакомпаний, на текущий момент планируется аттестовывать топ-менеджмент аэропортов, топливо-заправочных компаний и прочих предприятий, участвующих в коммерческих авиаперевозках, вне зависимости от форм собственности.

По словам собеседника, предварительный проект правил аттестации предусматривает, что в случае непрохождения аттестации топ-менеджера авиакомпании или аэропорта госорган будет рекомендовать осуществить замену провалившего аттестацию руководителя на другую кандидатуру. При этом свидетельство эксплуатанта или лицензия будут приостановлены до момента устранения несоответствия того или иного руководителя.

По словам другого источника в Минтрансе, к такому решению подтолкнули многочисленные требования авиационной общественности. В подавляющем большинстве случаев руководители, допустившие авиационные происшествия, или те, чьи действия этому способствовали, как правило, остаются безнаказанными, отмечает собеседник. Он сообщил, что на основе анализа расследований авиационных происшествий и инцидентов за последние 10 лет в Минтрансе пришли к выводу о том, что под понятием «человеческий фактор» не всегда скрывались ошибки летных экипажей гражданской авиации. И если пилоты ежегодно проходят подтверждение своей квалификации, то их руководители должны хотя бы раз в три года подтверждать свою, рассуждает источник.

В отрасли негодуют по поводу «гинекологов в авиации»

20 марта на съезде профсоюза летного состава глава общественного совета при Росавиации Петр Дейнекин (бывший главком ВВС России) с трибуны подверг резкой критике топ-менеджеров авиакомпаний и аэропортов.

— У нас в гражданской авиации сегодня «рулят» не профессионалы, а «продвинутые менеджеры». Можно вспомнить врача-гинеколога Скрынник, которая руководила сельским хозяйством. И мы не должны допускать к руководству авиакомпаний «продвинутых менеджеров», пусть они лучше займутся тем, чему они обучались, — банками и прочими финансовыми институтами. А вопросами безопасности полетов и авиационной безопасности должны заниматься профессионалы. Хватит издеваться над летным составом, этим людям мы доверяем жизни наших пассажиров, — заявил Петр Дейнекин с трибуны съезда летного состава.

Критику генерала подхватили члены Президиума профсоюза летного состава и предложили руководителю Росавиации Александру Нерадько выступить с инициативой о проведении обязательной аттестации всех топ-менеджеров авиапредприятий отрасли.

— Эта инициатива своевременна, и соответствующие предложения нами были направлены в Министерство транспорта, — заявил собравшимся руководитель Росавиации Александр Нерадько.

В пресс-службе Росавиации на запрос «Известий» о том, какие конкретно предложения служба направило в Минтранс, ответили, что не комментируют внутриведомственную переписку.

Кроме того, 14 марта состоялось совещание у замминистра транспорта России Валерия Окулова, на котором отдельно обсуждалась тема квалификации авиаменеджеров. На нем эксперт международной ассоциации руководителей авиапредприятий, заслуженный пилот СССР Жорж Шишкин предложил при проведении процедур лицензирования и сертификации топ-руководители авиакомпаний и аэропортов, а также топливо-заправочных комплексов и других хозяйствующих субъектов проводить аттестацию самих руководителей.

— Предложение своего коллеги поддержали все присутствующие ветераны гражданской авиации, и с этим предложением согласился замминистра, — сказал «Известиям» участник совещания бывший замминистра гражданской авиации СССР, замглавы общественного совета при Росавиации Олег Смирнов.

Опыт Европы и СССР

— У нас даже авторы федеральных авиационных правил умудрились назвать шасси железнодорожным термином «колесная пара», а в Госдуме шестого созыва нет ни одного настоящего авиатора — и эта страна называет себя авиационной державой, — язвит заслуженный пилот России Юрий Сытник. — В предыдущем созыве была Галина Стрельченко, которая разбиралась в вопросах авиаперевозок, ранее работала в новосибирском аэропорту Толмачево.

Эксперты «Известий» предложение о проведении обязательной аттестации топ-менеджеров российских авиакомпаний и аэропортов в основном поддерживают, но по-разному видят эту процедуру. По мнению опрошенных специалистов, топ-менеджеры авиакомпаний и аэропортов должны подтверждать свою квалификацию не реже одного раза в три года.

Заслуженный пилот СССР Олег Смирнов считает, что руководитель аэропорта должен знать не только состав и структуру использования наземной аэродромной техники, но и обладать образованием по профилю.

— Директор аэропорта должен иметь авиационное образование в области экономики и управления воздушным транспортом или хотя бы в области технического обслуживания авиационной техники, а также хотя бы трехлетний опыт работы по этой специальности, — полагает Смирнов. Он уверен, что нужно опираться на уже сложившейся опыт в странах Европы, где между гендиректором и летным директором авиакомпании существуют четкие разграничения в полномочиях. По словам собеседника, европейские летные директора проходят подготовку и аттестацию в авиационных ведомствах, а на должность их назначает не гендиректор, а акционеры, но после одобрения кандидатуры во властных структурах.

— Там летный директор является обособленным лицом, обладающим широким кругом полномочий в области летной эксплуатации. И эти полномочия не вправе ограничить никто, даже генеральный директор, поскольку за безопасность полетов всю полноту ответственности несет летный директор. Гендиректору может не нравиться летный директор, но его отстранение от работы или увольнение является прерогативой учредителей, — рассказал Олег Смирнов.

Во времена СССР, когда воздушный транспорт являлся единой государственной структурой, нынешние авиакомпании существовали в лице летных отрядов, входящих в состав предприятий. В составе одного авиапредприятия могло быть несколько авиаотрядов — в зависимости от типов воздушных судов или назначений. Сами предприятия именовались объединенными авиаотрядами или производственными объединениями. Нынешние аэропорты ранее входили в состав этих объединений в качестве отдельных производственных служб (служба пассажирских и грузовых перевозок, база эксплуатации радиотехнического оборудования связи, метеорологическая служба, служба управления воздушным движением, аэродромная служба и т.д.).

Руководители всех служб подчинялись единому руководителю — командиру объединенного авиаотряда или начальнику производственного объединения. Каждый кандидат на должность руководителя службы кроме обязательного высшего авиационного образования должен был пройти дополнительную профессиональную подготовку на курсах командно-руководящего состава (КРС). Наряду с курсами КРС существовал отдельный институт повышения квалификации для руководителей высшего звена, состоящего из командиров объединенных авиаотрядов, начальников региональных управлений и управлений центрального аппарата Министерства гражданской авиации СССР. Все эти институты дополнительного профессионального образования гражданской авиации в современной России прекратили свое существование.

— Нынешние топ-менеджеры российских авиакомпаний и аэропортов, пришедшие на замену КРС, как правило, не имеют не только дополнительного профессионального образования, но зачастую и начального авиационного образования, однако это им не мешает быть во главе авиакомпаний или аэропортов. Поэтому от таких руководителей мы не можем ждать профессиональных и грамотных решений, вследствие чего у нас и происходят авиакатастрофы с человеческими жертвами, — пояснил свою позицию «Известиям» Петр Дейнекин.

Необходимую базу для дополнительного образования топ-менеджеров имеет, например, Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации — в его составе работает Институт руководящих работников и специалистов отрасли (ИРРСО), сообщил «Известиям» директор института воздушного и космического права Aerohelp Олег Аксаментов. Получить оперативные комментарии руководства СПГУ ГА и столичного МГТУ ГА не удалось.

Кто не скрывает образования руководителей

Компании отрасли крайне неохотно комментируют тему аттестации топ-менеджеров. Из крупнейших по пассажирообороту компаний («Аэрофлот», «Трансаэро», «ЮТэйр», S7 («Сибирь»), «Уральские Авиалинии», «Россия») на запрос «Известий» об авиационном образовании руководителей и отношения к возможной аттестации ответила только «Трансаэро» и «ЮТейр». Из аэропортов Московского авиаузла (Шереметьево, Внуково, Домодедово) ответили лишь представители Шереметьево.

— Руководство Международного аэропорта Шереметьево (МАШ) по своему образованию, квалификации и опыту соответствует самым строгим стандартам и в случае принятия соответствующих решений готово проходить аттестацию в соответствии с международной практикой и требованиями авиационных властей страны, — заверили представители аэропорта. — Высшее авиационное образование имеет гендиректор МАШ и его заместитель по производству, дополнительную специальную подготовку по безопасности полетов прошли четверо руководителей высшего звена (гендиректор и четыре заместителя). Кроме того, все руководители производственного блока и безопасности полетов имеют профильное высшее образование и специальную подготовку и многолетний опыт работы в авиации, в частности, старший сменный начальник аэропорта, начальник инженерно-технической службы, начальник Центра управления аэропортом, начальник производственно-диспетчерской службы и пр.

В «Трансаэро» сообщили, что ее руководство согласно проходить аттестацию, добавив, что из девяти членов правления компании семь имеют высшее авиационное образование. Высшее авиационное образование имеет гендиректор и его заместители — главы департаментов. В «ЮТэйр» также выразили готовность к экзаменам, заявив, что «все руководители высшего звена, имеющие отношение к производственной деятельности и обеспечению безопасности полетов, включая генерального директора, имеют авиационное образование, и более 50% членов правления компании работают в авиации более 20 лет».

— Во всем мире авиакомпании, как любые корпорации, управляются прежде всего людьми, которые имеют опыт и навыки в корпоративном управлении, это аксиома современной экономики. Если авиакомпании или любые иные корпорации будут управляться людьми с узким отраслевым образованием, которые при этом не являются корпоративными управленцами, это нанесет удар по национальной авиационной отрасли и даст огромную фору в конкурентной борьбе западным авиакомпаниям и аэропортам. По сути, этот шаг направлен на разрушение российской национальной экономики, — высказал свою позицию «Известиям» один из источников в крупной авиакомпании.

1.2. Сменный начальник службы авиационной безопасности назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Компании.

1.3. Сменный начальник службы авиационной безопасности подчиняется непосредственно [наименование должности непосредственного руководителя в дательном падеже] Компании.

1.4. Сменный начальник службы авиационной безопасности относится к категории руководителей и имеет в подчинении [наименование должностей подчиненных в дательном падеже].

1.5. На должность сменного начальника службы авиационной безопасности назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (техническое или военное) образование и стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 3 лет.

1.6. Сменный начальник службы авиационной безопасности отвечает за:

  • эффективное исполнение поручаемой ему работы;
  • соблюдение требований исполнительской, трудовой и технологической дисциплины;
  • сохранность находящихся у него на хранении (ставших ему известными) документов (сведений), содержащих (составляющих) коммерческую тайну организации.

1.7. Сменный начальник службы авиационной безопасности должен знать:

  • законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, определяющие направления развития гражданской авиации;
  • нормативные и методические документы по вопросам обеспечения безопасности на воздушном транспорте, регламентирующие работу по защите аэропорта от актов незаконного вмешательства;
  • технологию предполетного досмотра пассажиров, членов экипажей, обслуживающего персонала, ручной клади, багажа, почты, груза и бортовых запасов, воздушных судов;
  • правила охраны воздушных судов и объектов аэропорта;
  • инструкцию по пропускному и внутриобъектовому режиму аэропорта;
  • технологию производственно-хозяйственного процесса;
  • правила личного досмотра пассажиров и ручной клади;
  • порядок применения огнестрельного оружия, специальных средств и физической силы;
  • тактику защиты объектов от противоправных посягательств в обычных условиях и при возникновении чрезвычайных ситуаций, связанных с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации;
  • основы трудового законодательства;
  • правила по охране труда и пожарной безопасности.

1.8. Сменный начальник службы авиационной безопасности в своей деятельности руководствуется:

  • государственными и отраслевыми стандартами;
  • локальными актами и организационно-распорядительными документами Компании;
  • правилами внутреннего трудового распорядка;
  • правилами охраны труда и техники безопасности, обеспечения производственной санитарии и противопожарной защиты;
  • указаниями, приказаниями, решениями и поручениями непосредственного руководителя;
  • настоящей должностной инструкцией.

1.9. В период временного отсутствия сменного начальника службы авиационной безопасности, его обязанности возлагаются на [наименование должности заместителя].

2. Должностные обязанности

Сменный начальник службы авиационной безопасности осуществляет следующие трудовые функции:

2.1. Организует и обеспечивает выполнение работниками службы авиационной безопасности сменных производственных заданий, направленных на защиту от противоправных действий на территории аэропорта.

2.2. Участвует в расследовании актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации.

2.3. Планирует мероприятия по предотвращению чрезвычайных ситуаций, связанных с незаконным вмешательством в деятельность гражданской авиации.

2.4. Контролирует соблюдение работниками смены службы авиационной безопасности технологии выполнения работ, разрабатывает предложения по ее совершенствованию.

2.5. Реализует мероприятия по обеспечению мер авиационной безопасности при выполнении литерных и подконтрольных рейсов.

2.6. Контролирует соблюдение правил и процедур авиационной безопасности при перевозке оружия, боеприпасов, взрывчатых и других опасных веществ и грузов на воздушных судах.

2.7. Взаимодействует с представителями государственных правоохранительных и других органов по вопросам обеспечения авиационной безопасности.

2.8. Принимает участие в разработке программы авиационной безопасности авиационного предприятия, проектов договоров службы авиационной безопасности со сторонними организациями по оказанию услуг в сфере авиационной безопасности, графиков дежурства работы специалистов смен.

2.9. Организует и проводит специальную подготовку, инструктаж работников службы авиационной безопасности.

2.10. Оформляет им разрешения на сопровождение автотранспорта на летное поле.

2.11. Анализирует результаты деятельности службы авиационной безопасности за смену, разрабатывает меры по улучшению качества работы.

2.12. Организует и участвует в аттестации работников службы авиационной безопасности.

В случае служебной необходимости сменный начальник службы авиационной безопасности может привлекаться к выполнению своих должностных обязанностей сверхурочно, в порядке, предусмотренном положениями федерального законодательства о труде.

3. Права

Сменный начальник службы авиационной безопасности имеет право:

3.1. Давать подчиненным ему сотрудникам и службам поручения, задания по кругу вопросов, входящих в его функциональные обязанности.

3.2. Контролировать выполнение производственных заданий, своевременное выполнение отдельных поручений и заданий подчиненными ему службами.

3.3. Запрашивать и получать необходимые материалы и документы, относящиеся к вопросам деятельности сменного начальника службы авиационной безопасности, подчиненных ему служб и подразделений.

3.4. Взаимодействовать с другими предприятиями, организациями и учреждениями по производственным и другим вопросам, относящимся к компетенции сменного начальника службы авиационной безопасности.

4. Ответственность и оценка деятельности

4.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.

4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.

4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.

4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.

4.1.6. Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.

4.2. Оценка работы сменного начальника службы авиационной безопасности осуществляется:

4.2.1. Непосредственным руководителем — регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций.

4.3. Основным критерием оценки работы сменного начальника службы авиационной безопасности является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.

5. Условия работы

5.1. Режим работы сменного начальника службы авиационной безопасности определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Компании.

5.2. В связи с производственной необходимостью сменный начальник службы авиационной безопасности обязан выезжать в служебные командировки (в том числе местного значения).

5.3. В связи с производственной необходимостью сменному начальнику службы авиационной безопасности для осуществления его трудовых функций может предоставляться служебный автотранспорт.

6. Право подписи

6.1. Сменному начальнику службы авиационной безопасности для обеспечения его деятельности предоставляется право подписи организационно-распорядительных документов по вопросам, входящим в его функциональные обязанности.

Фото соискателя

Полный контроль над производственной деятельностью аэропорта, оперативное руководство подведомственными структурами аэропорта;
активное участие в разработке планов предприятия, включая бизнес-планы, проекты рационализации производства на предприятии, а также выработке стратегии развития аэропорта;
участие в подготовке и запуске Центра управления аэропортом. Первого в России многофункционального центра, в котором одновременно происходит управление всеми процессами в аэропорту;
участие во внедрение системы автоматизированного управления ресурсами аэропорта;
оперативное управление производственными процессами в аэропорту;
управление обслуживающим персоналом аэропорта свыше 400 человек;
обеспечение безопасности полётов в аэропорту;
организация и оперативное управление обслуживанием воздушных судов гражданской авиации в аэропорту;
обеспечение технической подготовки производства для работы, а также повышение эффективности за счет улучшения качества и снижения издержек производства;
осуществление контроля за выполнением всего производственного процесса, обеспечивающего непрерывный цикл обслуживания, подготовки и отправления рейсов;
управление ресурсами аэропорта, обеспечивающими стабильное функционирование всех служб аэропорта (ПДС, СОПП, СПО, ССТ, СПАСОП, СГМ, Аэродромная служба);
контроль и обеспечение выполнения суточного расписания в аэропорту;
оперативное руководство и управление аэропортом при возникновении нештатных ситуаций;
участие в разработке нормативно - правовых актов аэропорта

10 лет 8 месяцев

апрель 2001 — декабрь 2011

Сменный заместитель Начальника Производственно диспетчерской службы

ОАО Международный аэропорт Шереметьево (Авиация, транспорт), Москва

Организация и оперативное управление обслуживанием воздушных судов гражданской авиации в аэропорте Шереметьево;
осуществление контроля за выполнением всего производственного процесса, обеспечивающего непрерывный цикл подготовки и отправления рейсов воздушных судов;
управление ресурсами аэропорта, обеспечивающими стабильное функционирование всех служб аэропорта;
контроль и обеспечение выполнения суточного расписания в аэропорте.
аэронавигационное обеспечение полетов

5 лет 3 месяца

сентябрь 1995 — декабрь 2000

ГКНПЦ им М.В. Хруничева (Космическое машиностроение), Москва

Составление программ и проведение испытаний спутников, отсеков ракетоносителей;
авторский надзор за проведением испытаний (в т.ч. взаимодействие с Лётно-исследовательским институтом им. Громова, ЦНИИМАШ г. Королёв);
составление отчетов по результатам испытаний

Российский государственный гуманитарный университет, Москва

Факультет: Финансы и кредит

Московский авиационно технологический университет им К.Э. Циолковского, Москва

Дата окончания: ноябрь 2013 г.

 По программе КПК персонала главных операторов, операторов аэропортов, осуществляющих аэропортовую деятельность при взаимодействии на аэродроме по обеспечению полётов воздушных судов, (удостоверение о краткосрочном повышении квалификации)

АУЦ Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации», г. Санкт Петербург

Дата окончания: апрель 2013 г.

 По программе подготовки (повышения квалификации) руководителей и специалистов организаций ГА, занимающих должности, связанные с обеспечением безопасности полетов (авиационного персонала) (удостоверение о краткосрочном повышении квалификации)

АУЦ Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации»: 2013, г. Санкт Петербург

Дата окончания: ноябрь 2012 г.

«Ground Operation Management»

Дата окончания: май 2010 г.

Управление изменениями в компании

Негосударственное образовательное учреждения Московская международная высшая школа бизнеса «МИРБИС» (институт):, г. Москва

Дата окончания: май 2009 г.

Управление проектами

Негосударственное образовательное учреждения Московская международная высшая школа бизнеса «МИРБИС» (институт):, г. Москва

Категории B (2002 г.)

Ключевые навыки и достижения:

- подготовка и организация обслуживания участников (организаторов) Олимпиады Сочи 2014;
- подготовка и организация обслуживания участников (организаторов) Международной Универсиады Казань 2013;
- участие в организации обслуживания межгосударственного Саммита Владивосток 2012;
- участие во внедрении программы автоматизированного планирования ресурсов аэропорта, совместно с представителями аэропорта Франкфурта
 подготовка и проведение Модальных испытаний Криогенного разгонного блока ракетоносителя программы «КРБ» (совместно со специалистами Индии);
 Подготовка и проведение «Усталостных испытаний» стыковочных узлов «Функционального грузового блока «Заря» (совместно со специалистами США);
 участие в проведении динамических испытаний телекоммуникационных спутников программы «Иридиум» совместно со специалистами компании «Motorolla» на базе КБ «Салют»;
 участие в проведении динамических и циклических испытаний разгонного блока «Бриз-М» для ракетоносителя «Протон» на базе ЦНИИМАШ г. Королёв;
 участие в подготовке испытаний и проведение динамических испытаний спутников программы «Монитор» (совместно со специалистами компании «NASA» на базе КБ «Салют»).

Уилкок. Ч.1-2 Ужас в Вегасе и Раскрытие: Тайная Космическая Программа и Кабала (Май 2021).

Авиация Карьера: управление и администрация аэропорта 2021

Менеджеры аэропортов находятся в центре аэропорта. Они являются лицами, принимающими решения, и разработчиками политики для аэропортов. Они создают рабочие места и управляют каждым отделом аэропорта. Эта работа многогранна и жизненно важна для безопасности полетов. И плохое управление аэропортом может иметь серьезные последствия для местной экономики и за ее пределами.

Аэропорты часто являются одним из крупнейших работодателей в местном районе. Большие аэропорты, такие как JFK, могут иметь более 30 000 человек.

В небольших аэропортах может использоваться только менеджер аэропорта и пара линейных пассажиров. Независимо от того, кто-то должен управлять ежедневными операциями и планировать на будущее, и эта работа лежит в заголовке «Управление аэропортом».

В аэропорту среднего размера, вероятно, будут задействованы несколько разных менеджеров, таких как менеджер аэропорта, директор по операциям или менеджеру операций, а также руководители отделов.

Менеджер аэропорта

Менеджер аэропорта часто работает в городе, в котором находится аэропорт, и он или она несет ответственность за все операции в аэропорту. Менеджер аэропорта контролирует всех других сотрудников и отделов и управляет повседневными операциями, а также планированием будущего аэропорта.

Менеджеры аэропортов могут решать множество различных вопросов, но в первую очередь отвечают за безопасность аэропортов, правила и бюджетное планирование.

Менеджеры могут иметь дело с шумовыми жалобами, испытаниями на выбросы и управлением аэропортовым оборудованием.

Они тесно сотрудничают с FAA и другими отраслевыми группами для управления и разработки процедур воздушного движения, установки аэронавигационного оборудования, снижения опасности для безопасности и управления бюджетом аэропорта. Они должны тесно сотрудничать с многочисленными людьми, включая FAA, NTSB, управление авиакомпаниями, диспетчерами воздушного движения, пожарными служащими, сотрудниками службы безопасности и обслуживающим персоналом, а также административными работниками, работниками пищевой промышленности, а иногда и менеджерами розничной торговли.

Менеджеры аэропортов обычно работают с городскими, государственными и федеральными должностными лицами, чтобы сделать их аэропорт безопасным и эффективным, соблюдая правила и положения. Они иногда лоббируют важные изменения и будут работать с законодательными должностными лицами для продвижения авиации.

Operations Manager

Диспетчер операций работает под руководством менеджера аэропорта, но в некоторых случаях менеджер аэропорта и диспетчер операций могут объединяться в одну позицию. Менеджер операций контролирует ежедневные операции аэропортов, которые могут включать в себя конкретные отделы, такие как техническое обслуживание, персонал линии, персонал службы безопасности и общая безопасность аэропорта.

Менеджер операций будет знаком со всем входящим и исходящим воздушным движением, номерами пассажиров и использованием топлива. Они, как правило, несут ответственность за внедрение регламентационной практики, обеспечение актуальности инструкций по технике безопасности и процедур, а также планирование и осуществление программ по мере необходимости.

Опасные погодные операции, удаление снега, факторы окружающей среды (например, предотвращение забастовок птиц) и практика безопасности в аэропортах (например, план реагирования на чрезвычайные ситуации) являются основными обязанностями для менеджера операций.

Менеджеры отделов

В крупных аэропортах обычно будут разные отделы аэропортов и несколько менеджеров.

Может быть менеджер по бюджету, менеджер по обслуживанию автомобилей и менеджер по обслуживанию продуктов питания. Обычно есть менеджер программ безопасности, менеджер команды аварийного реагирования и менеджер по обслуживанию зданий.

В действительно больших аэропортах есть множество руководящих должностей. Например, один из таких аэропортов, как Даллас / Форт-Уорт (DFW), организован советом директоров, в котором каждому директору поручается другая работа. Например, аэропорт DFW имеет директоров следующих отделов, каждый из которых имеет исполнительный вице-президент по финансам, администрированию и разнообразию, операциям, управлению доходами, правительственным делам и развитию и развитию аэропортов. Под EVP каждого из этих отделов являются вице-президенты для небольших отделов, таких как И. Т., человеческие ресурсы, экологические вопросы, общественная безопасность, общественные дела, маркетинг, концессии и парковка, чтобы назвать некоторые из них.

В этом случае все эти менеджеры или директора будут работать вместе с менеджером аэропорта, чтобы поддерживать безопасный, эффективный аэропорт для всех.

Административный помощник

В зависимости от того, насколько большой аэропорт, может быть один или несколько административных помощников. В крупных аэропортах могут также работать специалисты, такие как юристы, бухгалтеры и бухгалтеры.

Иногда у менеджеров аэропорта есть один или два помощника, а иногда для каждого отдела есть административные помощники, такие как отделы технического обслуживания, топлива, техники, окружающей среды и продаж, чтобы назвать некоторые из них.

СОПП – структурное подразделение дирекции по наземному обслуживанию (Ground handling) аэропорта.

СОПП непосредственно подчиняется заместителю генерального директора аэропорта по наземному обслуживанию воздушных перевозок.

В оперативном порядке СОПП подчиняется сменному заместителю гене-рального директора аэропорта (СЗГДА) и выполняет его указания по вопросам подготовки к вылету и обслуживание ВС по прибытии в аэропорт.

СОПП обеспечивает:

Обслуживание пассажиров и обработку их багажа;

Выполнение суточного плана (СПП) отправок пассажиров;

Максимальное использование коммерческой грузоподъемности воздушных судов и рентабельности воздушных перевозок

Мероприятия по обеспечению безопасности полетов и авиационной безопасности;

Непосредственное руководство СОПП осуществляет начальник службы, который назначается или освобождается от занимаемой должности заместитель генерального директора - главный операциионный директор по представлению дирекции по наземному обслуживанию (Ground handling) аэропорта.

СОПП аэропорта в своей деятельности руководствуется:

Воздушным кодексом РФ;

Действующими законами и подзаконными актами РФ;

Наставлениями, правилами, инструкциями ФАВТ, министерства транспорта России (МТР), регламентирующими деятельность ГА в области воздушных перевозок на внутренних и международных линиях;

Руководящими документами ИКАО, ИАТА;

Указаниями, распоряжениями Росавиации и дирекции по наземному обслуживанию воздушных перевозок;

Соглашениями и договорами о наземном обслуживании, заключенными с российскими и иностранными авиакомпаниями;

Положениям о дирекции по наземному обслуживанию (Ground handling);

Положением о СОПП аэропорта

Предназначение СОПП аэропорта:

Основным предназначением СОПП является организация внутренних и международных воздушных перевозок пассажиров и багажа, наземное обслуживание пассажиров в терминале аэропорта, а также обеспечение совместно с другими службами и отделами авиакомпаний высокой культуры обслуживания пассажиров и обработки багажа.

Основные задачи СОПП аэропорта:

Организация обслуживания улетающих, прилетающих, транзитных и трансферных пассажиров, обработку их багажа на внутренних авиалиниях и международных;

Обеспечение высокого уровня безопасности и регулярности полетов;

Обеспечение высокого уровня культуры обслуживания пассажиров;

Совершенствование технологий и повышение уровня организации воздушных перевозок пассажиров и багажа;

Разработка и осуществление мероприятий по укреплению производственно-технологической дисциплины, обеспечению неукоснительного выполнения работниками приказов, инструкций, указаний, ФАВТ МТРФ, аэропорта и авиакомпаний;

Осуществление совместно с другими службами и отделами терминала мероприятий по повышению технологической оснащенности механизации и автоматизации процессов организации воздушных перевозок;

Разработка мероприятий по обеспечению сохранности вверенных матери-альных ценностей;

Соблюдение требований ИКАО и ИАТА по предоставлению услуг авиаком-паниям и пассажирам;

Организация и улучшение подготовки работников СОПП.

Функции СОПП аэропорта:

В соответствии с Положением СОПП аэропорта:

- обеспечивать высокую культуру обслуживания пассажиров в терминале аэропорта;

- обеспечить высокую регулярность самолетов российских и иностранных авиакомпаний, систематически анализировать регулярность их вылетов, принимая оперативные меры по устранению причин нарушения регуляр-ности движения, зависящих от СОПП;

- организуют обслуживание литерных и подконтрольных рейсов: «А, К, ГЗ, М»

- обеспечить выполнение технологических графиков подготовки ВС к вылету и обслуживания их по прилету (ТГ);

- организует и обеспечивает вылетающих и прилетающих пассажиров и обработку их багажа на рейсах российских и иностранных авиакомпаний;

- организует обслуживание транзитных и трансферных пассажиров и обработку их багажа на российских и иностранных рейсах, предоставление им гостиницы и питания, в соответствии со стандартами авиакомпании, принимающей трансферных и транзитных пассажиров;




Структурная схема СОПП аэропорта (вариант)

Начальник СОПП
Инспектор по претензиям
Зам начальника СОПП
Начальник смены СОПП
Старший диспетчер (диспетчер) СОПП
Диспетчер ПДСП
Диспетчер ККЗР
Диспетчер по центровке
Супервайзер
Группа регистрации билетов и оформления багажа
Группа по обслуживанию VIP
Представитель авиакомпаний
Группа встречи и посадки пассажиров
Бригада водителей перронной механизации и автобусов
Группа по обслуживанию трансферных пассажиров
Схема 2
СЗГДА

- прямое подчинение - оперативное подчинение

- в соответствии с действующими правилами обеспечивает качественное оформление перевозочных документов;

- организует обслуживание рейсов российских и иностранных авиакомпаний с использованием АСУ отправками автоматизированной системой служебно-пассажирской информации;

- осуществляет первоначальный розыск багажа, не прибывшего рейсами российских и иностранных авиакомпаний с использованием автоматизи-рованной системы розыска багажа;

- осуществляет обработку досланного и невостребованного багажа, его сохранность и учет;

- организует и обеспечивает совместно с СОПП международного аэропорта обслуживание пассажиров, вылетающих из терминала аэропорта внутренних воздушных линий;

- координирует работу по организации перевозок и наземному обслужива-нию с государственными органами в терминале аэропорта (СКП, феде-ральная пограничная служба);

- принимает участие в расследовании причин задержек рейсов, нарушений ТГ, а также в случаях хищения или утраты багажа, допущенных по вине службы;

- принимает на рассмотрение жалобы и претензии пассажиров, касающиеся организации перевозки пассажиров;

- осуществляет контроль за соблюдением правил внутренних и междуна-родных перевозок, применения тарифов, приказов, инструкций и других документов, регламентирующих организацию перевозки пассажиров и багажа;

- осуществляют мероприятия, направленные на совершенствование органи-зации авиационных перевозок, повышение качества и культуры обслужи-вания пассажиров в терминале аэропорта;

- организует профессиональную подготовку и повышение уровня квалифи-кации персонала СОПП.

4.4. Информационное обслуживание пассажиров в аэропорту

В аэропорту должно быть предусмотрено достаточное количество техни-ческих средств, необходимых для информационного обеспечения пассажи-ров, а именно: информационные табло, устройства громкой связи, информа-ционные киоски самообслуживания и т.п.

Электронные информационные табло должны в обязательном порядке нахо-диться в зонах проведения регистрации пассажиров, в зонах проведения таможенного, пограничного контроля и контроля авиационной безопасности, в местах выходов на посадку в воздушное судно, в зонах прилета пассажи-ров, в зонах выдачи багажа.

Обслуживающая компания должна обеспечить предоставление пассажирам авиакомпании полной и достоверной информации и включать следующие сообщения:

о расположении зон обслуживания пассажиров, в т.ч. касс по продаже

авиабилетов, местах нахождения и времени работы представительства авиакомпании;

о расписании вылетов/прилетов рейсов;

о времени и причинах задержек вылета/прилета рейсов;

о времени начала, окончания и месте проведения регистрации пассажиров;

о времени начала, окончания и месте проведения посадки в воздушное судно;

о месте и порядке проведения таможенного, пограничного, иммиграционного и других видов специального контроля пассажиров;

о предметах и веществах, запрещенных к перевозке воздушным транспортом;

о правилах перевозок и особых условиях перевозки, требующих согласо-вания с авиакомпанией;

о месте выдачи багажа;

о транспорте, связывающем аэропорт с городом;

о размещении помещений и пунктов обслуживания пассажиров в терми-налах, на перроне, привокзальной площади.

Информация должна предоставляться пассажирам посредством визуального, звукового и устного (справочное бюро) оповещения согласно требованиям к каждой технологической операции.

Информация о времени начала и окончания регистрации на рейс авиакомпа-нии и номерах стоек, на которых она производится, должна транслироваться по громкоговорящей связи аэропорта:

- в момент начала регистрации;

- во время проведения регистрации не реже чем 1 раз в 15 минут;

- за 5 минут до окончания регистрации;

- в момент окончания регистрации.

Информация о месте, времени начала и окончания посадки в воздушное судно должна транслироваться по громкоговорящей связи аэропорта:

- в момент начала посадки и далее не реже чем 1 раз в 5 минут;

- за 2 минуты до окончания посадки

- в момент окончания посадки

Информация, доводимая до пассажиров посредством средств радиоопо-вещения должна быть одинаково хорошо доступна пассажирам во всех местах конкретной технологической зоны аэровокзала.

В терминале аэропорта имеются следующие виды информационного оповещения пассажиров и посетителей:

1. визуальная информация о начале регистрации конкретного рейса и посадке пассажиров в самолет;

2. звуковое (радиооповещение);

3. устное (справочное бюро).

Средства визуальной информации предназначены для информирования вылетающих, прилетевших, транзитных и трансферных пассажиров, а также посетителей аэровокзала по основным вопросам обслуживания пассажиров.

Визуальная информация подразделяется на постоянную и оперативную (переменную).

Постояннаявизуальная информация в аэровокзале должна включать сведения:

- о местах расположения касс аэропорта и авиакомпаний и времени их работы;

- о порядке приобретения и возврата билетов авиакомпаний;

- о месте и времени проведения регистрации пассажиров, оформления багажа и ручной клади;

- о размерах и нормах бесплатной перевозки багажа;

-об основных положениях правил воздушной перевозки пассажиров,багажа;

-об ответственности граждан за незаконный провоз на воздушном транспорте взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и других опасных грузов, а также об уголовной ответственности за угон ВС;

о перечне веществ и предметов, запрещенных пассажирам к перевозке воз-душным транспортом;

о месте выдачи багажа;

о транспорте, связывающем аэропорт с городом;

о размещении помещений и пунктов обслуживания пассажиров в терми-налах, на перроне, привокзальной площади.

Постоянная информация может быть размещена на световых табло, транспарантах, пиктограммах.

Оперативнаявизуальная информация связана с оповещением начала и окончания процесса обслуживания пассажиров и содержит сведения о вылетах и прилетах воздушных судов, задержках и их причинах, времени и месте регистрации билетов, посадке пассажиров на ВС, выдаче багажа, о наличии свободных мест на воздушном судне.

Выбор и размещение средств оперативной визуальной информации осущест-вляется с учетом комплексной схемы информации и технических возможнос-тей средств информации в соответствии с принятой технологией обслужива-ния пассажиров, а также с учетом архитектурно-планировочных особеннос-тей терминалов.

В терминалах, где помещения для пассажиров расположены на разных этажах, информация дублируется.

Информация о номерах рейсов, о времени вылета и прилета ВС, о задержках размещается в операционных залах, в залах ожидания.

Информация о регистрации пассажиров и оформлении багажа должна разме-щаться в операционных залах у каждой стойки регистрации.

Информация о месте выдачи багажа размещается у входа в терминал со стороны перрона, а также внутри зала прилета.

Акустическая информация (радиооповещение) предназначено для информирования пассажиров и включает следующие сообщения:

о начале, продолжении и окончании регистрации пассажиров и оформлении багажа на конкретный рейс;

о предполетном досмотре пассажиров, багажа и о целях досмотра;

о прибытии воздушных судов в аэропорт;

о начале, продолжении и окончании посадки пассажиров на ВС;

о задержках вылетов и прилетов воздушных судов;

о правилах авиаперевозок авиакомпании;

об услугах, предоставляемых авиакомпанией пассажирам и клиентам;

Информация по радио передается своевременно и четко во все помещения аэровокзального комплекса аэропорта, предназначенные для обслуживания пассажиров (залы ожидания, комнаты отдыха, рестораны, кафе, привок-зальные площади и пр.).

Для передачи информации по сети радиооповещения используются типовые тексты.

Визуальная информация и радиооповещение пассажиров в аэропорту должны выдаваться одновременно в целях исключения разноречивости сообщений.

Информация (справка по телефону) выдается при обращении клиента по прямым телефонным каналам авиакомпаний. Номера телефонов инфор-мационно-справочной группы широко рекламируются через печать, радио, телевидение.

Справки по телефону выдает диспетчер-информатор.

Основной обязанностью диспетчера - информатора является круглосуточ-ная выдача чётких и исчерпывающих справок по внутренним и международ-ным воздушным линиям, включая следующую информацию:

стоимость и порядок продажи авиабилетов;

расписание движения воздушных судов;

выполнение рейсов (вылет, прилет, задержка, отмена рейса и т.д.);

правила и условия перевозки пассажиров, багажа и груза;

льготы, предоставляемые авиаперевозчиком;

местонахождение офисов авиакомпаний, касс и различных помещений в аэропорту, предназначенных для обслуживания пассажиров.

Диспетчер-информатор ведет учёт всех поступающих оперативных сведений об изменениях расписания движения воздушных судов, задержках, пользуе-тся справочным материалом.

При вызове по телефону диспетчер - информатор обязан ответить «Спра-вочная авиакомпании» (например, «Трансаэро»), назвать свой личный но-мер, сказать «Вас слушают», внимательно выслушать абонента и дать точ-ную справку.

В случае невозможности ответить абоненту немедленно на заданный вопрос диспетчер-информатор должен попросить его перезвонить через несколько минут, а в отдельных случаях - попросить у абонента номер его телефона и после уточнения справки сообщить ответ по телефону.

Диспетчер-информатор обязан тактично и вежливо обслуживать абонента и не должен заканчивать разговор, пока абонент не получит исчерпывающую информацию по интересующему вопросу.

Справка должна быть лаконичной, точной и понятной для пассажиров.

Информация служебного характера не выдается.

Диспетчер-информатор выдает справки на основании сведений, поступаю-щих в автоматизированную информационную систему из отдела опериро-вания авиакомпаний или диспетчера объединенной диспетчерской авиаком-паний. В аэропортах, где отсутствуют ПДСП, сведения поступают от пред-ставителя авиакомпаний.

Для выдачи справок диспетчер-информатор использует:

- автоматизированную систему Амадеус, Сейбр др.;

- справочник ИАТА «Airline Passenger Tariff»;

- Правила перевозки пассажиров и багажа авиакомпании;

- расписание движения воздушных судов авиакомпании;

- список адресов и телефонов представительств авиакомпаний, городских агентств и аэропортов.

При задержках рейсов необходимо четкое информационное обслуживание пассажиров.

«Ничто не действует на психику людей так угнетающе, как отсутствие информации»

Читайте также: