Чем занимается социальный работник в больнице

Опубликовано: 17.09.2024

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Социальный работник учреждения здравоохранения относится к категории служащих и непосредственно подчиняется [наименование должности руководителя].

1.2. Социальный работник учреждения здравоохранения назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности].

1.3. На должность социального работника учреждения здравоохранения принимается лицо, имеющее [вписать нужное] образование и стаж работы по специальности не менее [значение] лет.

1.4. Социальный работник учреждения здравоохранения должен знать:

- Конституцию Российской Федерации;

- законы и иные нормативные правовые акты, методические документы в области социального обслуживания граждан;

- основы психологии и социологии;

- программно-методическую литературу по социальной работе;

- передовой отечественный и зарубежный опыт социальной работы;

- формы и методы воспитательной и социальной работы;

- национальные и региональные особенности быта и семейного воспитания, народные традиции;

- нормы профессиональной этики работника социальной службы;

- санитарно-гигиенические требования по уходу за больными;

- нормы и правила охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты;

2. Должностные обязанности

Социальный работник учреждения здравоохранения:

2.1. Помогает отдельным людям и группам определять собственные нужды и потребности в социальной помощи, защите и обслуживании.

2.2. Обеспечивает оптимальную связь больного с его окружением.

2.3. Обеспечивает связь работников медицинского учреждения с семьей и близкими больного.

2.4. Оказывает поддержку родным и близким в ситуации трагического исхода болезни пациента.

2.5. Выявляет проблемы в социальном обслуживании как отдельных людей, так и групп людей.

2.6. Внедряет в практику современные методы социальной работы.

2.7. Информирует о предоставляемых услугах всех нуждающихся.

2.8. Организует медико-социально-психологическое просвещение населения.

2.9. Проводит обучение и тренинги, необходимые для осуществления деятельности и повышения ее качества.

2.10. Выполняет административные функции по управлению и планированию социальной работы.

2.11. Оформляет учетно-отчетную документацию.

2.12. Повышает свой профессиональный и личный уровень с целью повышения эффективности своей деятельности.

2.13. Участвует в совещаниях, научно-практических конференциях врачей, психологов, специалистов по социальной работе, социальных работников.

2.14. Взаимодействует с различными общественными, профессиональными и иными организациями.

2.15. [Другие должностные обязанности].

3. Права

Социальный работник учреждения здравоохранения имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.

3.2. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.

3.3. Требовать от руководства организации оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.

3.4. Получать информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.5. [Иные права, предусмотренные Трудовым законодательством Российской Федерации].

4. Ответственность

Социальный работник учреждения здравоохранения несет ответственность:

4.1. За неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, - в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

4.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.3. За причинение материального ущерба работодателю - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

YD1A7175

Ирина Наумовна Лернер. Фото: Елена Добрякова

Сестры Свято-Димитиевского сестричества, с которого начиналась служба помощи «Милосердие», помогают тяжелобольным пациентам Первой Градской больницы уже больше 20 лет. Ирина Наумовна Лернер пришла в сестричество одной из первых, когда оно только создавалось. На тот момент ей уже исполнилось 50 лет и у нее была профессия, не связанная, ни с медициной, ни с социальной деятельностью: Ирина Наумовна работала на ЭВМ. Но когда она узнала об открытии училища для сестер милосердия, ее жизнь изменилась.

С тех пор уже больше 20 лет Ирина Наумовна помогает в патронажной службе при Первой Градской больнице: сначала она была сестрой по уходу, потом дежурной сестрой, а последние 5 лет занимается социальной работой. Ирина Наумовна восстанавливает документы пациентов, ищет их родственников, помогает после выписки вернуться домой (где, возможно, подопечный не был много лет) или устроиться в социальный приют.

Процесс выявления людей, нуждающихся в срочной социальной помощи, никак не формализован. Некоторые сами просят о помощи, у других внешний вид говорит сам за себя, но порой только на этапе выписки врачи обнаруживают, что пациенту некуда идти. Наша больница является скоропомощной (т.е. в любое время суток принимает пациентов, доставленных автомобилями скорой помощи), поэтому сюда часто попадают социально неблагополучные люди без документов, работы и жилья.

Восстановить документы больного не так уж и трудно. Главное, чтобы на это хватило того времени, в течение которого он лежит в больнице. Чаще всего мы крайне ограничены в сроках: пациенту оказывают помощь, а затем довольно быстро выписывают, при отсутствии паспорта и полиса процесс выписки только ускоряется.

Пока пациент находится в больнице, нам нужно успеть найти его связи с внешним миром: родных, друзей, сослуживцев. Мы стараемся расспросить самого больного. Если он может назвать номера родных, то мы сообщаем, что их родственник оказался в больнице. Если больной в тяжелом состоянии и говорить фактически не может, то мы внимательно осматриваем его вещи, смотрим, нет ли бумажек с записанными телефонами, пропусков, визиток, карт, звоним по всем номерам, которые удается достать. Изучаем сопроводительное письмо скорой помощи, там указано, откуда больной привезен. Выясняем, не лежал ли пациент раньше в нашей больнице или в других учреждениях, ведь в недавнем прошлом у него еще могли быть сохранными документы, в этом случае мы делаем запрос в архив и получаем копии. Возможно, человек недавно официально работал, тогда, если удается узнать место работы, можно получить копию его паспорта.

Бывает, что в больнице без документов оказываются люди вполне благополучные, тогда, даже если человек не может говорить, найти его родных значительно проще, так как родственники сами ищут больного.

Дело в том, что далеко не всякий человек, с нашей точки зрения «неблагополучный», жаждет получить от нас помощь. Порой в больницу попадают бездомные, которые уже бывали в центрах реабилитации, наркологической больнице, ночлежках, Центре социальной адаптации, и их ничто туда не влечет, особенно летом. В крайнем случае, они просят у нас одежду. И, приодевшись, отправляются в ту же самую уличную жизнь.

Практика показывает, что помощь навязывать нежелательно: были случаи, когда для пациента уже был куплен электронный билет, а он уходил из больницы без билета и без выписки, передумав ехать на родину. Человек ценит ту помощь, которая соответствует его истинным желаниям или осознается им как единственно необходимая.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Обязанности социального работника — это оказание моральной и правовой поддержки незащищенным слоям населения (пенсионерам, инвалидам, детям-сиротам, детям из неблагополучных семей, беженцам и др.). При выполнении своих функций этот сотрудник руководствуется должностной инструкцией. Рассмотрим, какую информацию она должна содержать.

Нормативная база

Кто такой социальный работник

Социальный работник — это специалист, трудящийся в Центре социального обслуживания населения. Основной задачей данной организации является оказание содействия незащищенным и слабозащищенным слоям населения.

Каковы обязанности социального работника:

  • он отслеживает и выявляет круг нуждающихся в помощи лиц;
  • старается улучшить материально-бытовые условия их жизни;
  • обеспечить социально-правовую защиту.

Помимо бесед и консультаций, соцработник осуществляет регулярные выезды на места нахождения своих подопечных, наблюдает за их жизнью и бытовыми условиями. Работа социального работника с пожилыми людьми обязанности предусматривает следующие: покупку продуктов питания, медикаментов, товаров повседневного спроса, оформление различных льгот и т. д.

Специалист, претендующий на такую должность, должен иметь общие социологические знания, а также некоторые прикладные, включающие в себя знание этики, социологии, педагогики, экономики, права, медицины.

В своей работе соцработник руководствуется ФЗ от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об основах социального обслуживания граждан в РФ», в котором рассматриваются права и обязанности социального работника, иными нормативными актами, а также своей должностной инструкцией.

Трудится социальный работник в школах, приютах, домах престарелых, колониях, центрах социального обслуживания, комитетах социальной защиты, службах психологической помощи и т. д.

Профессиональный стандарт

Прежде чем говорить о том, что входит в должностные обязанности социального работника, выясним, каким требованиям он должен отвечать, какими навыками, знаниями и умениями необходимо обладать.

Согласно профстандарту, для замещения должности соцработника необходимо удовлетворять одновременно четырем условиям:

  • отсутствие медицинских противопоказаний к работе;
  • наличие среднего профессионального образования либо среднего общего образования при условии прохождения стажировки на рабочем месте;
  • прохождение курсов по оказанию первой медицинской помощи;
  • отсутствие судимости за преступления против личности и половой неприкосновенности.

Должностная инструкция работника составляется с учетом требований указанного профстандарта. Состоит должностная инструкция из следующих разделов:

  • общие положения;
  • должностные обязанности;
  • права;
  • ответственность.

Сотрудники, которых касается этот документ, должны быть ознакомлены с его содержанием под подпись.

Должностная инструкция

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные, должностные обязанности соцработника на дому, права и ответственность.

1.2. На должность социального работника назначается лицо, имеющее среднее профессиональное образование — программы подготовки рабочих, служащих либо среднее общее образование и профессиональная подготовка (стажировка) на рабочем месте без требований к опыту практической работы, прохождение учебного курса по оказанию первой помощи до оказания медицинской помощи.

1.3. Социальный работник должен знать:

  • основы законодательства федерального и регионального уровней, основные положения нормативных правовых актов в сфере социального обслуживания населения, включая административные регламенты, национальные и государственные стандарты социального обслуживания населения;
  • иметь навыки работы с ПК и оргтехникой, средствами коммуникаций и связи;
  • правила внутреннего трудового распорядка организации, нормы охраны труда, противопожарную безопасность;
  • политику организации в области системы качества;
  • регламенты межведомственного взаимодействия и правила обмена профессиональной информацией между специалистами разных ведомств;
  • основы психологии личности и отдельных категорий населения;
  • приемы оказания неотложной врачебной помощи;
  • санитарно-гигиенические требования по уходу за гражданами, признанными нуждающимися в социальном обслуживании;
  • организацию ведения домашнего хозяйства.

1.4. Социальный работник должен обладать необходимыми знаниями и умениями, соответствующими профессиональному стандарту «Социальный работник», утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.11.2013 № 677н.

1.5. Социальный работник должен обеспечивать конфиденциальность полученных в результате деятельности сведений о получателе социальных услуг.

1.6. Социальный работник назначается на должность и освобождается от должности приказом директора организации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

1.7. Социальный работник подчиняется директору организации.

2. Должностные обязанности

2.1. Выявление лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социальном обслуживании.

2.2. Приобретение и доставка на дом продуктов питания, в том числе горячих обедов.

2.3. В должностные обязанности социального работника на дому входит помощь в приготовлении пищи из продуктов.

2.4. Приобретение и доставка на дом промышленных товаров первой необходимости.

2.5. Доставка воды (для лиц, проживающих в помещениях без централизованного водоснабжения).

2.6. Какие обязанности социального работника в сельской местности: это растопка печи, доставка топлива от места хранения к печи.

2.7. Содействие в обеспечении топливом для проживающих в жилых помещениях без центрального отопления (оформление заявки и иных необходимых документов).

2.8. Сдача вещей в стирку, химчистку, ремонт, получение их и доставка.

2.9. Содействие в организации устранения неисправностей и ремонта жилых помещений (вызов сантехника, электрика и других необходимых работников, поиск исполнителей и помощь в заключении с ними гражданско-правовых договоров на выполнение соответствующих работ).

2.10. Организация уборки жилых помещений, в том числе с привлечением иных лиц (служб).

2.11. Соцработники по уходу за пенсионерами обязанности выполняют следующие: помощь в оплате жилья и коммунальных услуг (заполнение квитанций, оплата услуг через кредитные организации, организации жилищно-коммунального хозяйства, расчетно-кассовые центры).

2.12. Оказание содействия в получении услуги «социальное такси».

2.13. Содействие в приобретении товаров и услуг в организациях торговли, коммунально-бытового обслуживания, транспорта, связи и других организациях, оказывающих услуги населению (оформление заявок, содействие в осуществлении доставки к месту проживания, при необходимости в рабочее время сопровождение клиента в указанные организации).

2.14. Помощь в написании и прочтении писем.

2.15. Содействие в обеспечении книгами, журналами, газетами (приобретение и доставка на дом, заполнение квитанций на подписку).

2.16. Содействие в посещении кино, театров, выставок и других культурных мероприятий (информирование о предстоящих культурных мероприятиях, приобретение билетов, при необходимости в рабочее время сопровождение при посещении культурных мероприятий).

2.17. Организация работы на приусадебном участке, в том числе с привлечением иных лиц или служб (поиск исполнителей и помощь в заключении с ними гражданско-правовых договоров на выполнение соответствующих работ, привлечение волонтеров, спонсоров).

2.18. Соцработник для пожилых людей обязанности предусматривают следующие: содействие в направлении в стационарные учреждения социального обслуживания, помощь в оформлении необходимых документов.

2.19. Содействие в организации ритуальных услуг (при отсутствии у умерших родственников или невозможности самостоятельного решения указанной задачи родственниками по состоянию здоровья).

2.1. Что входит в обязанности соцработника: содействие подопечному в оказании медицинской помощи (сопровождение в медицинские организации, взаимодействие с лечащим врачом, доставка анализов и др.).

2.2. Содействие в прохождении медико-социальной экспертизы (сопровождение в бюро медико-социальной экспертизы).

2.3. Содействие в обеспечении подопечного по заключению врачей лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения (приобретение и доставка на дом, в том числе в составе мобильных бригад социального обслуживания).

2.4. Содействие в проведении реабилитационных мероприятий, в том числе на основании индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида).

2.5. Содействие в предоставлении реабилитационных услуг, в обеспечении техническими средствами реабилитации, включая протезно-ортопедические изделия. Наблюдение за состоянием здоровья подопечного, измерение температуры, артериального давления.

2.6. Оказание при необходимости первой помощи до оказания медицинской помощи, вызов на дом врача либо скорой медицинской помощи.

2.7. Оказание помощи в оформлении документов для госпитализации, сопровождение в стационарные медицинские учреждения для госпитализации и посещение подопечного в этих учреждениях.

2.8. Содействие в выполнении медицинских процедур по назначению врача (вызов соответствующего специалиста для выполнения медицинских процедур, накладывание горчичников, компрессов, закапывание капель), наблюдение за своевременным приемом лекарственных препаратов, назначенных врачом.

2.9. Содействие поддержанию личной гигиены, при необходимости выполнение санитарно-гигиенических процедур (обтирание, обмывание больного, вынос судна, мытье лежачего больного в ванне полностью, мытье головы, стрижка ногтей, стрижка волос, бритье, смена постельного и нательного белья, кормление ослабленных больных).

2.10. Какие обязанности у соцработника: содействие в консультировании родственников подопечного и приобретении ими практических навыков ухода за престарелыми и инвалидами и т. д.

3. Права

Социальный работник имеет право:

3.1. Запрашивать и получать необходимую информацию, а также материалы и документы, относящиеся к вопросам его деятельности у директора.

3.2. Повышать квалификацию, проходить переподготовку (переквалификацию).

3.3. Вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями.

3.4. Обращаться в соответствующие органы местного самоуправления или в суд для разрешения трудовых споров, возникающих при исполнении функциональных обязанностей.

3.5. Пользоваться информационными материалами и нормативно-правовыми документами, необходимыми для исполнения своих должностных обязанностей.

3.6. Привлекать специалистов всех структурных подразделений организации к решению задач, возложенных на него (с разрешения директора).

4. Ответственность

Социальный работник несет ответственность за:

4.1. Неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих функциональных обязанностей, нарушение правил внутреннего трудового распорядка, установленных в организации.

4.2. Невыполнение распоряжений и поручений директора организации.

4.3. Причинение материального ущерба в пределах, установленных действующим законодательством Российской Федерации.

4.4. Некачественное предоставление услуг и ведение учетно-отчетной документации.

4.5. Разглашение сведений, ставших известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

Образец должностной инструкции

Предлагаем вам для ознакомления образец должностной инструкции социального работника. В нем указано, какие должен иметь социальный работник должностные обязанности. Документ разработан в соответствии с требованиями ТК РФ, профессиональным стандартом «Социальный работник», утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.11.2013 № 677н и иными нормативно-правовыми актами, регулирующими трудовые отношения.


Грищенкова, Е. Н. Деятельность социального педагога в медицинских учреждениях, осуществляющих стационарное лечение / Е. Н. Грищенкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 7 (30). — Т. 2. — С. 90-94. — URL: https://moluch.ru/archive/30/3471/ (дата обращения: 27.05.2021).

Необходимость деятельности социального педагога в медицинских учреждениях подтверждается многими существующими клинико-психологическими исследованиями детей, страдающих различными соматическими заболеваниями. Любая болезнь изменяет жизненную ситуацию ребёнка, препятствует полноценному, гармоничному функционированию в обществе, влечёт за собой большое разнообразие проблем, в том числе и социального характера. В связи с этим больной ребёнок и его семья нуждаются в специально организованной помощи и поддержке, которые должны осуществляться многими специалистами, и особое место среди этих специалистов должно принадлежать социальному педагогу.

В данной статье нам бы хотелось подробно остановиться на деятельности социального педагога в учреждениях, осуществляющих стационарное лечение, так как именно ситуация госпитализации является наиболее психотравмирующей, как для самого ребёнка, так и для его родителей. В периоды госпитализаций происходит отрыв ребёнка от естественных условий развития, потеря привычных социальных связей, возникает дефицит обычного, не искажённого болезнью общения, изменяется ситуация внутри семьи, другими словами появляются не только новые проблемы, но и обостряются уже имеющиеся. Однако следует отметить, что со стороны социальных педагогов вопросу организации помощи детям, находящимся на стационарном лечении уделяется недостаточное внимание. Существующие в настоящее время пособия по социальной педагогике редко содержат разделы, касающиеся работы социального педагога в медицинских учреждениях и, к сожалению, нам не удалось найти конкретной статьи, раскрывающей направления деятельности социального педагога в рамках учреждений, обеспечивающих стационарное лечение. В то же время нами был обнаружен ряд публикаций, затрагивающих тему деятельности социального педагога в медицинских учреждениях. Исходя из этого, была определена цель: выявить особенности деятельности социального педагога в медицинских учреждениях и выделить основные направления его деятельности в рамках стационара.

Современный подход к соматическим заболеваниям предполагает единство и неразрывность организма и личности. Рассматривается не болезнь сама по себе, а больной организм со всеми его особенностями и проявлениями. Е.В. Черносвитов в книге «Социальная медицина» пишет, что нет такого заболевания, которое не влекло бы за собой и социальных проблем. Становится всё более ясным, что заболевшему человеку нужен не только врач, который лечит, но и социальный работник, который помогает решать проблемы, возникающие в связи с заболеванием. При любом заболевании меняется восприятие и отношение человека к окружающим событиям, к самому себе, а также его положение среди близких людей и в обществе. А.В. Мартыненко в статье «О модели специалиста в области медико-социальной работы» также пишет о том, что в современном российском обществе важным звеном должна являться медико-социальная помощь населению, включающая профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную помощь, и оказание таких видов помощи должно возлагаться не только на медицинских, но и на социальных работников. При этом одной из функций специалиста в области медико-социальной работы должна быть организация помощи хронически больным.

Проанализировав имеющиеся в литературе данные, относящиеся к обозначенной нами теме, мы пришли к выводу, что направления деятельности социального педагога, перечисленные в разделе книги М.В. Шакуровой «Методика и технология работы социального педагога», посвящённом деятельности социального педагога в учреждениях здравоохранения, являются основными и при работе в рамках стационара. Среди этих направлений можно выделить: работу с семьями детей и подростков; профессиональную ориентацию; организационную, учебно-методическую и просветительскую работу с ближайшим социальным окружением детей и подростков; социально-правовое консультирование и информирование. Рассмотрим эти направления более подробно.

Большое внимание социальный педагог должен уделять анализу отношений, сложившихся в семье больного ребёнка. А.И. Тащева в статье «Система психологической помощи детям-инвалидам» пишет: «…семья часто имеет для ребёнка патологизирующее значение, то есть формирует у него систему инвалидизирующих ролей, задавая ему жизненный сценарий, соответствующий роли инвалида («калеки»)» [11, стр. 62]. Таким образом, важная задача социального педагога при работе с семьями хронически больных детей заключается в оценке внутрисемейной ситуации, в анализе особенностей семейного воспитания по следующим параметрам: положение ребёнка в семье, эмоциональное принятие ребёнка родителями, забота о нём, требовательность к нему, демократизм или авторитарность в семейных отношениях. Основываясь на полученных данных и личном наблюдении, социальный педагог должен выявить проблему, определить преобладающий тип семейного воспитания, и если это необходимо, составить план оказания помощи семье. Наиболее эффективной эта помощь будет в том случае, если она будет оказываться комплексно, не только социальным педагогом, но и психологом, и психотерапевтом.

Е.М. Мастюкова в книге «Лечебная педагогика» отмечает, что болезнь ребёнка, как правило, изменяет уклад и психологический климат в семье, а, следовательно, не во всех случаях семья больного ребёнка готова к психотерапевтическим занятиям, особенно если родители находятся в состоянии эмоционального стресса, вызванного фактом заболевания ребёнка или его неблагоприятным прогнозом. В этом случае задача социального педагога заключается в том, чтобы путём оказания непосредственной эмоциональной поддержки смягчить воздействие стрессового события и мобилизовать усилия семьи на преодоление кризиса, а также сформировать у родителей новое понимание возникшей проблемы. Социальный педагог должен убедить родителей искать выход из состояния горя и отчаяния, должен помочь преодолеть первоначальную реакцию подавленности и растерянности и создать положительное отношение к семейной психотерапии, задача которой состоит в нормализации взаимоотношений внутри семьи, коррекции психологического состояния её членов.

Деятельность социального педагога в рамках медицинского учреждения предполагает быстрое реагирование на сложившуюся кризисную ситуацию в семье хронически больного ребёнка и быстрый поиск средств для её преодоления. Одной из форм работы с семьёй является консультирование. В зависимости от проблемы, с которой работает социальный педагог, консультационные беседы могут быть наполнены различным содержанием, и выполнять различные задачи. Такая форма работы крайне необходима, так как период стационарного лечения ребёнка является наиболее трудным для семьи, и родители должны постоянно ощущать возможность обратиться со своей проблемой за помощью, поделиться своими переживаниями, получить интересующую информацию. При этом с помощью консультирования социальный педагог может расширить представления родителей о возможностях их ребёнка, о том, что ему требуется в первую очередь и на что следует обратить особое внимание. Также родители могут быть проинформированы по социально-правовым вопросам, о том какие льготы имеют они и их ребёнок. Они смогут получить разъяснения о порядке оформления необходимых документов и необходимую информацию об учреждениях социальной защиты.

Наряду с индивидуальным консультированием при работе с родителями социальный педагог может организовывать группы взаимопомощи. Подобного рода группы имеют огромное положительное значение для социальной поддержки. Групповые методы работы дают возможность родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получить поддержку и одобрение в группе. Кроме того, знакомство с родителями, у которых также есть хронически больные дети, может помочь преодолеть чувство беспомощности и одиночества. Для достижения наибольшего эффекта группы должны быть организованы таким образом, чтобы в них участвовали не только родители, у которых ребёнок заболел недавно, но и те, у которых ребёнок болеет длительное время.

Социальный педагог, работающий в медицинском учреждении, должен объяснить родителям, что ребёнок, проходящий стационарное лечение, находится в крайне тяжёлой ситуации и очень остро нуждается в их помощи и поддержке, что именно они могут облегчить состояние ребёнка. Проводя работу с детьми с хроническими соматическими заболеваниями, мы столкнулись с ситуацией, когда ребёнка, помещённого на лечение в стационар, не посещают родители. В подобном случае важной задачей социального педагога будет выяснить причину этого и определить дальнейший план действий исходя из интересов конкретного ребёнка. Например, если родители не могут навещать ребёнка в больнице в связи с особенностями их трудовой деятельности, то социальный педагог может обсудить с ними возможность посещения ребёнка кем-либо из родственников или близкого окружения семьи. В то же время он должен разъяснить сложившуюся ситуацию медицинскому персоналу и при необходимости согласовать возможность посещения родителями ребёнка в не предусмотренное для этого время.

Необходимо подчеркнуть, что в медицинском учреждении на социального педагога возложена очень важная специфическая функция посредника между родителями и медицинским персоналом. Нередко врачи сталкиваются с тем, что им не удаётся найти контакт с родителями детей, находящихся на лечении. Это происходит по многим причинам, одна из которых заключается в том, что родители могут не осознавать всю тяжесть, имеющегося у ребёнка заболевания и не принимать к сведению рекомендации врачей, что препятствует и во многом осложняет процесс лечения ребёнка. И здесь важнейшей задачей социального педагога становится сделать родителей союзниками и сотрудниками врачей, сделать их взаимодействие наиболее эффективным. В то же время социальный педагог совместно с психологом взаимодействует и с медицинским персоналом, объясняя особенности того или иного ребёнка, обсуждая с врачом возможные подходы к детям. Часто на лечение в стационар поступают дети из детских домов, из неблагополучных семей, с особенностями поведения. К таким детям нужен особый подход, а, следовательно, необходима совместная деятельность врачей и социального педагога, направленная на поиск индивидуальных, наиболее эффективных путей взаимодействия с каждым ребёнком. Социальный педагог должен проинформировать медицинский персонал о социальной ситуации ребёнка, которая должна учитываться при общении с ним. Это облегчит установление контакта и последующее взаимодействие, что, в конечном счёте, благотворно повлияет на процесс лечения. Кроме того, учёт социальной ситуации позволит снизить напряжённость ребёнка и избежать дополнительных стрессов.

Следует отметить, что деятельность социального педагога не должна ограничиваться рамками медицинского учреждения. Социальный педагог осуществляет связь между специалистами различных учреждений и координирует их работу, он старается обеспечить ребёнку и его семье оказание всесторонней помощи. При наличии у детей, страдающих хроническими соматическими заболеваниями, проблем, связанных со школьным обучением, с межличностным взаимодействием со сверстниками и педагогическим персоналом, социальному педагогу медицинского учреждения нужно вступить в контакт с социальным педагогом, психологом, представителями администрации школы. Это необходимо, чтобы разъяснить им связанные с болезнью особые потребности ребёнка в сфере организации учебного процесса. Он должен предупредить школьных специалистов о возможном возникновении, либо об уже возникших у ребёнка проблемах в сфере межличностных взаимоотношений, причиной которых также могут являться особенности заболевания. При необходимости социальный педагог может поднимать вопрос о переводе хронически больного ребёнка на домашнюю форму обучения, а также оказывать помощь в оформлении необходимых для этого документов. Также следует отметить, что если особенности протекания заболевания, его лечения, физическое состояние детей, находящихся на лечении в стационаре позволяют им посещать учебные занятия в рамках медицинского учреждения, социальный педагог должен организовать такие занятия и привлечь для этой цели педагогов.

Одним из важных направлений деятельности социального педагога в медицинских учреждениях является профессиональная ориентация хронически больных детей и подростков. Его задача сформировать у родителей правильные установки в плане будущей профессиональной деятельности детей. Результаты описанных в литературе психологических исследований детей с различными хроническими соматическими заболеваниями свидетельствуют, что дети оценивают себя неадекватно, чаще всего, завышая свои возможности и способности. Наряду с тем, что ребёнок нередко сам завышает свои возможности, родители также не всегда имеют адекватные представления о его будущем. Они могут, как предъявлять к нему требования, несоответствующие состоянию здоровья, так и проявлять излишнюю опеку, ограничивать деятельность ребёнка, в том числе и в сфере профессиональной ориентации и профессиональной подготовки. Социальный педагог должен разъяснить родителям, что с одной стороны у ребёнка существуют ограничения на определённые виды профессиональной деятельности, а с другой стороны у него сохраняются большие возможности для самоопределения и ему доступен обширный выбор профессий, позволяющих реализовать себя в полном объёме. Социальный педагог должен объяснить родителям, что они должны знать круг доступных ребёнку профессий и сориентировать ребёнка именно на эти сферы деятельности. Кроме того, социальный педагог должен обеспечить ребёнку возможность получения профессиональной подготовки в сфере интересующих его и доступных ему с учётом заболевания профессий. Следует отметить, что в создании у ребёнка адекватных установок на его будущую профессиональную деятельность должны принимать участие не только родители, но и все специалисты, взаимодействующие с ребёнком.

При длительных госпитализациях, каждая из которых является психотравмирующей ситуацией, больной ребёнок оказывается в условиях дефицита позитивных впечатлений и положительных эмоций. Кроме того, длительная госпитализация ограничивает активность ребёнка, является причиной сенсорной и эмоциональной изоляции. В связи с этим большое значение имеет правильная организация среды вокруг больного ребёнка, которая не только облегчает детское самочувствие и настроение, но и которая будет стимулировать активность ребёнка, побуждать его к действию. Несомненно, вопросом организации зоны отдыха, исходя из особенностей каждого ребёнка, находящегося на стационарном лечении, в большей степени будет заниматься психолог. Однако социальный педагог должен взять на себя обеспечение всем необходимым того помещения, где дети смогут проводить свободное от процедур время. Для этой цели он может привлечь внимание спонсоров, готовых оказать поддержку и выделить средства на организацию зоны отдыха для детей. В то же время, социальному педагогу и психологу необходимо организовать зону отдыха и для родителей, так как, они, проводя много времени возле больного ребёнка, также должны иметь возможность снять эмоциональное напряжение.

Кроме того, ещё одним направлением деятельности социального педагога в рамках медицинского учреждения является привлечение при необходимости средств для приобретения медикаментов, оплаты лечения хронически больных детей (например, дорогостоящие операции в частных клиниках или за рубежом). Для этой цели социальный педагог может вести поиск спонсоров, как частных лиц, так и различных организаций, а также может находить возможность обратиться за помощью к широкой общественности.

Таким образом, рассмотрев основные направления работы социального педагога с детьми, страдающими хроническими соматическими заболевания и их родителями, можно сказать о том, что его деятельность многопланова, не ограничивается рамками медицинского учреждения и схематично её можно представить следующим образом (см. схему).

Как известно, здоровье человека зависит не только от биологических факторов, но и от социальных. К задачам социальной работы относятся выявление ведущих социальных факторов, оказывающих наиболее существенное влияние на здоровье человека, его социальную адаптацию.

Профилактическая деятельность, проводимая мед. персоналом, зачастую недостаточно эффективна, т.к. не затрагивает целый комплекс социальных проблем или решает их частично. При этом недостаточно изучается воздействие отдельных социальных факторов и их сочетаний на здоровье человека, недостаточно учитывается экономическая обстановка местности и ее влияние на здоровье человека.

По определению ВОЗ, здоровье— это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Все это свидетельствует о возрастающей роли в системе здравоохранения нового вида профессиональной деятельности — социальной работы.

Становление такого вида деятельности обусловлено ухудшением здоровья населения, потребовавшим решения проблем медицинского и социального характера на качественно новом уровне — на уровне медико-социальной работы.

Медико-социальная работа — вид мультидисциплинарной профессиональной деятельности медицинского, психолого-педагогического и социально-правового характера, направленной на восстановление, сохранение и укрепление здоровья (Холостова).

Увеличение роли социальных факторов в развитии целого ряда заболеваний (ишемическая болезнь сердца, инфаркт миокарда, гипертоническая болезнь, болезни нервно-психической сферы, туберкулез и т.д.) позволили отнести эти заболевания к социально обусловленной патологии.

В соответствии с Основами законодательства об охране здоровья граждан (1993) медикосоциальная помощь это профилактическая, лечебно-диагностическая, реабилитационная помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными, инвалидами.

Медико-социальная работа принципиально изменяет характер комплексной помощи в сфере здравоохранения, охраны здоровья, предполагая медико-социальные воздействия на более ранних этапах развития болезни и социальной дезадаптации.

Цель медико-социальной работы — достижение максимально возможного уровня здоровья, функционирования и адаптации лиц с физической и психической патологией и неблагополучных в социальном плане.

Объекты медико-социальной работы - лица, имеющие выраженные медицинские и социальные проблемы:

- длительно и часто болеющие,

- больные ВИЧ и т.д.

Существуют два типа медико-социальной работы — профилактический и патогенетический.

Профилактическая медико-социальная работа:

- предупреждение социально зависимых нарушений соматического, психического и репродуктивного здоровья,

- формирование установок на ЗОЖ (с этой целью используются СМИ, лекции, семинары, индивидуальная санитарно-просветительская работа), предупреждение вредных привычек,

- обеспечение доступа информации по вопросам здоровья,

- участие в разработке целевых программ медико-социальной помощи на различных уровнях,

- обеспечение социальной защиты прав граждан в вопросах охраны здоровья и т.д.

При этом задача первичной профилактики — предупреждение развития у человека патологических состояний, т.е. проведение социально-экономического анализа, формирование у населения представлений о ЗОЖ, активной жизненной позиции по отношению к своему здоровью.

Вторичная профилактика направлена на предупреждение дальнейшего прогрессирования болезни и предусматривает комплекс лечебных и профилактических мероприятий, а также решение социальных задач. При работе с больным человеком необходимы целенаправленное формирование у него активной жизненной позиции, препятствующей развитию социального иждивенчества, устройство быта, его трудоустройство в соответствии с состоянием его здоровья.

Патогенетическая медико-социальная работа:

- организация медико-социальной помощи,

- проведение медико-социальной экспертизы,

- осуществление медицинской, социальной и профессиональной реабилитации инвалидов,

- создание реабилитационной социально-бытовой инфраструктуры,

- обеспечение преемственности во взаимодействии специалистов смежных профессий.

Приоритетное направление патогенетической медико-социальной работы является реабилитация больных, т.е. комплекс медицинских, социально-экономических, педагогических мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности, приводящих к восстановлению нарушенных функций организма, повышение адаптационных ресурсов человека, его социальной активности.

Специфика конкретной социальной работы с людьми определяется многими факторами: возрастом клиента, видом его социальной деятельности, экономическим положением его семьи, состоянием его здоровья, степенью социальной активности и т.д.

Чтобы построить модель медико-социальной работы, надо:

- выделить однородную группу клиентов (например, группа повышенного риска, инвалиды и т.д.),

- с каждой выделенной группой проводить медико-социальную работу в профилактическом и патогенетическом направлениях.

В российской системе организации здравоохранения социальная работа частично осуществляется медперсоналом, работающим по участковому принципу и осуществляющим социальный патронаж тяжелобольных, престарелых, одиноких людей, инвалидов. Социальная работа во врачебном участке была бы более эффективна при участии в ней социального работника, владеющего необходимыми знаниями и решающего социальные проблемы больного человека.

Недостатками социальной работы в сфере здравоохранения является то, что существует большое расстояние между медучреждением и центром социального обслуживания, не развито медикопрофилактическое направление социальной работы.

Выходом может стать создание медико-социальной службы:

- в учреждениях здравоохранения,

- в учреждениях социальной защиты,

- в учреждениях образования (в школе) — медсестра, специалист по социальной работе, врачи (педиатр и стоматолог).

Таким образом, медико-социальная работа заключается в решении медицинских, социально-бытовых, психологических, юридических вопросов для оказания полноценной медико-социальной помощи населению необходима, по мнению Павленка, трехуровневая система специалистов:

1. Высший уровень — социальный работник с высшим образованием, социально ориентированный врач. Задачи:

- получение полной информации о социальном положении населения, создание банка данных — социальной карты региона,

- составление и внедрение программ медико-социальной помощи населению обслуживаемого района,

- отлаживание системы взаимодействия с медработниками лечебно-профилактических учреждений,

- направление и контроль проведения социальных мероприятий работниками среднего звена.

2. Среднее звено — патронатная работа с семьями. Предоставляемые услуги:

- оказание первичной медико-санитарной помощи инвалидам, одиноким, хронически больным,

- организация консультативной помощи юристов, психологов, педагогов,

- санитарно-просветительская работа и обучение самопомощи,

- формирование ЗОЖ у детей и т.д.

З. Третий уровень — добровольцы — оказание посильной физической и психологической помощи: сиделки у тяжелобольных, сопровождающие слепых, инвалидов и т.д.

При территориальных поликлиниках создаются отделения медико-социальной помощи.

Направления деятельности медико-социального территориального отделения:

- формирование и развитие полноценной семьи, в первую очередь молодой,

- обеспечение первичной, вторичной и третичной профилактики заболеваний путем предупреждения аномальных явлений в семье и у подростков,

- просветительская работа по гигиеническому воспитанию населения,

- медико-социальная помощь больным.

Структуры, в которых может работать медико-социальный работник:

- дневной стационар при поликлиниках,

- стационар на дому для наблюдения за больными после выписки из хирургического стационара,

- отделения для долечивания,

- реабилитационные центры и др.

Социальная работа в образовании.

Социальная работа в системе образования как самостоятельное направление деятельности только начинает складываться, активизируется процесс внедрения социальных работников в данную сферу на всех ее уровнях. Социальные работники все активнее участвуют в процессе социализации и формирования личности.

В нашей стране в системе образования трудятся и социальные педагоги, и социальные работники, которые помогают детям и взрослым преодолевать определенные жизненные трудности.

Фирсов выделяет два типа проблем в процессе обучения в школе:

1. Проблема детей, традиционно находящихся в поле внимания социальных служб:

детей-инвалидов с сохраненным интеллектом, детей-сирот, детей из многодетных и социально неблагополучных семей.

Приоритеты социальной поддержки этих групп очерчены достаточно четко: социально-бытовая, материальная помощь, обеспечение витальных потребностей, решение актуальных проблем.

2. Проблема неуспевающего ученика, которая выходит за рамки чисто педагогической проблемы и становится одной из наиболее острых социальных проблем. Причем речь идет не о детях с отклонениями в развитии, нуждающкхся в специальном обучении, а об учениках массовой школы.

На основе зарубежной практики и исходя из проблематики современной российской школы, Фирсов определяет следующие цели социальной работы в образовании:

- способствовать устранению и преодолению специфических трудностей в процессе социализации школьников из социально неблагополучных семей,

- развивать процесс опережающей социализации, имеющий целью ознакомить всех учащихся с их ролевыми перспективами, с общественными запросами,

- участие в разрешении конфликтов.

Социальная служба в школе предназначена для организации активного сотрудничества как школьной администрации, педагогов, учеников и родителей между собой, так и внешних социальных структур с ними для оказания квалифицированной и своевременной помощи детям, родителям и учителям по защите их прав и предупреждению их нарушения. Она выполняет следующие функции:

- защита прав и интересов субъектов образовательного процесса,

- создание условий для безопасной, комфортной творческой жизни учащихся,

- изучение общественного мнения в школе,

- организация социально-психологических и правовых консультаций,

- организация школьного телефона доверия,

- разрешение конфликтных ситуаций.

Роль и место социального работника в сфере образования целесообразно, с точки зрения Холостовой, определять в зависимости от специфики образовательных учреждений.

Социальная работа в учреждениях системы дошкольного образования.

В дошкольных учреждениях деятельность социального работника носит преимущественно организационно-профилактический характер: выявление детей с симптомами социального неблагополучия, выяснение причин неблагополучия, организация системы адресной социальной помощи детям.

При этом эффективно организованная система социальной помощи детям в учреждениях дошкольного образования — условие сокращения числа случаев неблагополучного развития учащихся массовой школы.

Социальная работа в школе.

Функции социального работника в школе (Фирсов):

- деят/сть соц работника направлена на оказание помощи и поддержки реб/ку в ситуациях дезадаптации,

- социальный работник обеспечивает и контролирует выполнение норм и стандартов социально обеспечения для лиц, пользующихся льготами, социальными пособиями, пенсиями,

- он защищает ребенка от жизненных рисков, семейных бедствий, связанных с нетрудоспособностью, несостоятельностью родителей исполнять родительские обязанности,

- выступает посредником м/у реб/ком и соц окружением — школой, семьей, соц.институтами,

- организует и проводит консультации для детей, пед.коллектива, родителей по проблемам охраны и защиты детства, образования.

Формы и методы школьной социальной работы (Фирсов):

- групповая работа со школьниками вне занятий,

- внесение предложений по организации занятий (например, социальные тренинги в процессе занятий и

- участие в социальной жизни школы (поездки и экскурсии с участием всего класса, праздники),

- работа с родителями, представление интересов родителей,

- профессиональная подготовка и профессиональная ориентация,

- консультирование — консультации для школьников, родителей и учителей, работа с учителями в группах,

- сотрудничество в вопросах школьной политики.

По мнению Холостовой, процесс профессионального функционирования социального работника состоит из нескольких этапов:

- изучение условий жизни учащихся,

- оформление социальных паспортов,

- формирование системы адресной социальной помощи нуждающимся в ней школьникам,

- координация усилий специалистов социальной сферы, причастных к решению проблем детей группы риска.

Также Холостова рассматривает специфику деятельности социального работника в системе начального и среднего профессионального образования и в вузах. Социальный работник в системе профессионального образования должен организовать помощь так, чтобы учащиеся имели возможность найти социально приемлемые способы зарабатывания денег на карманные расходы и оплату досуга, чтобы они знали свои права и обязанности.

В вузах, как правило, студенты из малообеспеченных семей пытаются подрабатывать в свободное время, а из обеспеченных — получить дополнительное образование. И тем, и другим нужна поддержка. Например, можно организовать в вузе социально-психологический центр, поддерживающий связи с другими учебными заведениями, предприятиями, социальными организациями. Этот центр может принимать заказы от разных учреждений на проведение каких-то работ, исследований и т.д. с целью оказания помощи студентам самостоятельно зарабатывать.

В вузах обучаются также молодые люди с ограниченными возможностями, которым сложно занять свое место в сфере труда, дети-сиротЫт, дети из многодетных семей, студенты, имеющие детей и многие другие категории социально незащищенной молодежи.

Существенную помощь может оказать социальный работник, информирующий студента о том, куда, к кому, каким образом можно обратиться за помощью.

Холостова пишет, что опыт различных стран, например, Англии и Германии, позволяет говорить о существовании двух вариантов организации социальной работы в образовании.

1. В одних случаях социальные работники являются штатными сотрудниками образовательного

2. В других случаях — они работают в социальных службах, обеспечивающих обслуживание конкретных учреждений образования.

Социальные работники могут стать участниками уже существующих социально-психологических служб или самостоятельно создать систему социальной помощи.

Читайте также: