Чем занимается специалист по охране труда в мчс

Опубликовано: 02.07.2024

Специалист по охране труда и его должностные обязанности

В этой статье собраны основные обязанности специалиста по охране труда, приведен перечень разделов, из которых состоит его должностная инструкция, разъяснены необходимость и порядок ее составления, а также порядок ознакомления с ней работников.

Зачем составлять должностную инструкцию специалиста по охране труда в 2021 году?

Составить должностную инструкцию нужно для того, чтобы детально прописать в ней все обязанности специалиста по охране труда в организации. Это делается, чтобы:

1. Сформировать список работ, которые нужно выполнять специалисту. В этом документе перечисляются функциональные обязанности инженера по охране труда, четкое выполнение которых собирается оплачивать работодатель.

2. Обозначить границы зоны ответственности. Подробная должностная инструкция специалиста по охране труда позволяет освободить его от выполнения чужой работы, дает возможность сосредоточиться исключительно на своих профессиональных обязанностях.

3. Определить требования к специалисту. Инструкция содержит указания, что должен знать инженер по охране труда, какое образование и опыт работы иметь, с какой техникой работать, какие производственные процессы хорошо знать, какие отчеты составлять и т.д.

4. Скоординировать работу отделов. В инструкции перечисляется, с какими отделами, в каких ситуациях и по каким вопросам сотрудничает инженер по охране труда. Это поможет ему без помех получать доступ к нужной для работы информации, включать представителей различных отделов в комиссии, самому принимать участие в работе комиссий, проведении мероприятий. Списки лиц, которые подчиняются инженеру по охране труда, и лиц, которым подчиняется он сам, также существенно упрощают совместную работу специалистов разных направлений.

5. Быстро передать информацию. Чтобы не тратить время на разъяснения своих должностных обязанностей, специалист по охране труда может просто предложить ознакомиться с его должностной инструкцией.

6. Быстро ввести в курс дела нового сотрудника. Предложив соискателю в ходе собеседования ознакомиться с инструкцией по интересующей его должности, работодатель страхует себя от претензий типа: «А мне об этом ничего не говорили».

7. Обосновать правильность штрафа или другого наказания. Если специалист по охране труда должностные обязанности выполняет плохо или не выполняет совсем, проще всего будет доказать этот факт, сравнив выполненный по факту объем качественной работы с тем, что требует инструкция.

Специалист по охране труда и его должностные обязанности

Главные обязанности инженера (специалиста) по охране труда:

Полный перечень обязанностей специалиста по охране труда прописаны в Профессиональном стандарте специалиста по охране труда.

Учитывая особенности своей деятельности, организации дополняют должностные инструкции специалистов по охране труда новыми требованиями, а часть приведенных в справочнике требований при этом, наоборот, убирают. Поэтому должностные инструкции инженеров по охране труда, работающих, например, в школе, на цементном заводе или в сети супермаркетов, существенно отличаются.

Должностная инструкция специалиста по охране труда

В функциональные обязанности инженера по охране труда включены:

➤ Регулярные проверки того, как на его участке, в подразделении соблюдаются требования охраны труда. Для этого специалисту заранее нужно составить график проверок, в котором будет указано, когда и что именно будет проверяться. Время от времени полезно «радовать» коллег внеплановыми проверками.

➤ Организация аттестации и сертификации рабочих мест «своего» участка, подразделения, организации. После проведения этих процедур нужно внедрить рекомендованные мероприятия (организовать выдачу молока или дополнительных СИЗ, увеличить длительность отпуска).

➤ Контроль исправности оборудования, наличия необходимых документов, соблюдения сроков поверок.

➤ Работа в качестве члена комиссий различного назначения. Чаще всего это комиссии по проверке знаний, расследованию несчастных случаев, мониторингу технического состояния принадлежащих организации производственных объектов (оборудование, здания).

➤ Внесение предложений относительно снижения производственных рисков, улучшения условий труда, выведение их на уровень международных стандартов, реализация одобренных руководством инициатив.

➤ Систематический контроль обеспеченности работников спецодеждой, спецобувью, СИЗ (проверка карточек выдачи, фактического наличия и использования).

➤ Проведение вводного инструктажа. Ведение других видов инструктажей в обязанности специалиста по охране труда в организации не входит. Однако ему следует контролировать своевременность и качество их проведения, не допускать формального заполнения журналов без проведения фактического обучения.

➤ Предоставление руководителям подразделений информации по инструкциям ОТ, необходимой для их составления, корректировки и пересмотра.

➤ Подготовка списков работников, которым нужно проходить периодические, а также предсменные или предрейсовые медосмотры.

➤ Формирование отчетов и сдача их в срок.

Как составляется должностная инструкция специалиста по охране труда?

Самыми большими «помощниками» в разработке инструкций специалиста по охране труда являются следующие нормативные документы:

➤ ЕКС, утвержденный Приказом Минсоцздравразвития 559н от 17.05.2012 г
➤ Профессиональный стандарт специалиста в области охраны труда, утвержденный Приказом Минтруда 524н от 04.08.2014 г.

Рекомендуем ознакомится с ними, т.к. в этих документах подробно описано какими трудовыми функциями должен обладать специалист по ОТ, даны описания и характеристики трудовых функций.

Должностная инструкция специалиста по охране труда в 2021 году, как и раньше, состоит из таких разделов:

1. Общие положения. Здесь указываются:

➤ категория работника – руководители, специалисты;
➤ как происходит назначение нового специалиста, а также его увольнение;
➤ лица, которым подчиняется инженер по ОТ, а также лица, которым подчиняется он сам;
➤ требования к уровню образования, специализации, стажу;
➤ что должен знать инженер по охране труда (нюансы технологических процессов, нормативная документация, работа с контролирующими органами и т. д.);
➤ кто и на каком основании (приказ, распоряжение) заменяет его на время отсутствия (больничный, отпуск);
➤ другие требования на усмотрение работодателя. Это могут быть нюансы составления отчетности, владение средствами связи, приборами, вычислительной техникой, наличие водительского удостоверения и др.

2. Функциональные обязанности. В этом разделе приводятся функциональные обязанности инженера по охране труда, выбранные из ЕКС и профессионального стандарта специалиста по охране труда под конкретную должность. Они дополняются собственными требованиями предприятия. Например, можно предусмотреть обязанность замещать специалиста со сходными функциями на период его отсутствия, участвовать в разработке бизнес-планов, проектов, заказах оборудования (проверять, чтобы выбранные модели соответствовали требованиям законодательства РФ, были снабжены соответствующими сертификатами, могли без проблем проходить поверку в условиях предприятия и др.).

3. Права. Здесь подробно перечисляются права специалиста по охране труда, нужные для реализации его должностных обязанностей:

➤ использовать круглосуточный доступ на любой из вверенных ему участков производства, чтобы иметь возможность полностью контролировать соблюдение работниками требований охраны труда;
➤ получать любую информацию, которая потребуется ему для выполнения производственных заданий;
➤ изучать распоряжения, приказы, постановления, инструкции, любую техническую документацию, которая нужна ему для выполнения работ;
➤ иметь право подписи или визирования документов (в пределах своих полномочий);
➤ повышать квалификацию, проходить необходимое для работы обучение и др.

4. Ответственность. Здесь приводятся инструменты воздействия, которые работодатель имеет право применять за ненадлежащее выполнение должностных обязанностей специалистом по охране труда. Они регулируются такими видами законодательства:

➤ недобросовестное выполнение работы – Трудовым;
➤ правонарушения (воровство, драки, подделка документов и др.) – Гражданским, Уголовным и Административным;
➤ материальный ущерб (повреждено либо пропало имущество предприятия, по вине инженера ОТ предприятие оштрафовали) – Трудовым, Гражданским.

Работодатель может наказывать также за нарушения устава и внутренних правил организации, а также другие упущения.

Должностные инструкции специалистов по охране труда в 2021 году составляют их руководители, кадровики или другие уполномоченные работодателями лица. Если этого требует установленный в организации порядок, их визируют юристы, руководитель отдела персонала или другие специалисты. Подписанную составителем и завизированную инструкцию утверждает первое лицо организации или его заместитель. Должностные инструкции составляются не на каждого работника персонально, а по конкретным профессиям.

Должностные обязанности специалиста по охране труда: ознакомление с инструкцией

Перед тем как приступить к работе, специалист изучает свою должностную инструкцию и по выбору работодателя расписывается:

1) в листе ознакомления (крепится к экземпляру инструкции, который хранится у работодателя);

2) в Журнале ознакомления с должностными инструкциями или Журнале ознакомления с внутренними актами организации;

3) в экземпляре трудового договора, который хранится у работодателя.

Эта подпись – подтверждение того, что новичок действительно ознакомился с обязанностями специалиста по охране труда в организации. Если специалист отказывается от подписи либо не хочет ознакомиться с инструкцией, нужно составить по этому поводу акт. Это защищает работодателя от возможных обвинений в том, что обязанности специалиста по охране труда не были доведены до его сведения в момент трудоустройства.

Как правило, один экземпляр инструкции выдается работнику на руки. О его получении он расписывается в Журнале выдачи инструкций. На этом экземпляре можно написать фамилию, имя и отчество специалиста, которому он выдан.

В этой статье Вы ознакомились с должностными обязанностями специалиста по охране труда, собрана информация о том, что должен знать инженер по охране труда, какую может нести ответственность, что входит в его должностную инструкцию, кем она составляется, как утверждается и в каком порядке выдается работнику на руки. Описана разработка инструкций по охране труда и нормативный документ, который следует применять при разработке.

посмотрите занимательное видео о том, как пытались привлечь специалиста по охране труда за те нарушения, которые не прописаны у него в должностных обязанностях.

Отделение ФПС ГПС по охране труда Главного управления МЧС России по Республике Хакасия (далее – Отделение) является самостоятельным структурным подразделением Главного управления МЧС России по Республике Хакасия (далее – Главное управление), созданным для выполнения задач и целей в области охраны труда, посредством обеспечения начальником Главного управления функционирования системы управления охраной труда (далее – СУОТ), обеспечения распределения обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами. Распределение обязанностей в сфере охраны труда закрепляется в отдельных локальных нормативных актах, планах мероприятий Главного управления.

Основными задачами Отделения являются:

контроль за организацией работ по созданию безопасных условий и охраны труда военнослужащим, сотрудникам и гражданскому персоналу Главного управления (далее – работники).

контроль за соблюдением работниками законов и иных нормативных правовых актов по охране труда.

организация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, заболеваний, обусловленных производственными факторами, а также работы по улучшению условий труда.

информирование и консультирование работников, в том числе руководителя, по вопросам охраны труда.

изучение и распространение передового опыта по охране труда, пропаганда вопросов охраны труда.

контроль за мероприятиями по обеспечению оптимальных режимов труда и отдыха работников:

а) обеспечение рационального использования рабочего времени;

б) организация сменного режима работы, включая работу в ночное время;

в) обеспечение внутрисменных перерывов для отдыха работников, включая перерывы для создания благоприятных микроклиматических условий;

г) поддержание высокого уровня работоспособности и профилактика утомляемости работников;

непрерывное совершенствование и повышение эффективности СУОТ в Главном управлении.

Отделение в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие основные функции:

- осуществляет контроль выполнения процессов, имеющих периодический характер выполнения: оценка условий труда работников, подготовка по охране труда, учет и анализ аварий, несчастных случаев, профессиональных заболеваний, а также изменений требований охраны труда, соглашений по охране труда, подлежащих выполнению, изменений или внедрения новых технологических процессов, оборудования, инструментов;

- оказание помощи подразделениям Главного управления (далее – подразделения) в организации и проведении измерений параметров опасных и производственных факторов;

- участие в проведение совместно с представителями соответствующих подразделений проверок, обследований технического состояния зданий, сооружений на соответствие требованиям охраны труда.

- разработка совместно с другими подразделениями планов, программ по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма и заболеваний, обусловленных производственными факторами, оказание организационно-методической помощи по выполнению запланированных мероприятий.

- организация расследования несчастных случаев на производстве в соответствии с Положением об особенностях расследования несчастных случаев на производстве, утверждённого постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 24 октября 2002 года № 73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учёта несчастных случаев на производстве и Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве».

- участие в работе комиссии по расследованию несчастных случаев на производстве, оформление и хранение документов, касающихся требований охраны труда в соответствии с установленными сроками.

- участие в подготовке документов для назначения выплат по страхованию в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями.

- составление отчётности по охране и условиям труда по формам, установленным Госкомстатом России.

- разработка программ обучения по охране труда работников организации, в том числе её руководителя; проведение вводного инструктажа по охране труда со всеми лицами, поступающими на работу, командированными в Главное управление.

- организация своевременного обучения по охране труда работников, членов комиссий, участие в работе комиссий по проверке требований по охране труда.

- согласование (по представлению руководителей подразделений) перечней профессий и видов работ, на которые должны разработаны инструкции по охране труда.

- организация совещаний по охране труда.

- доведение до сведения работников действующих законов и иных нормативных правовых актов об охране труда Российской Федерации, Республики Хакасия, коллективных договоров, соглашений по охране труда.

- рассмотрение писем, заявлений, жалоб работников, касающихся вопросов условий и охраны труда, подготовка предложений руководителю подразделения по устранению выявленных недостатков.

- соблюдает правила обращения со служебной информацией и информацией ограниченного распространения (за исключением информации составляющей государственную тайну) в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;

- осуществляет в пределах своей компетенции меры по противодействию терроризму;

- осуществляет мероприятия, выполнение функций и обязанностей по противодействию коррупции в соответствии с действующим законодательством;

- осуществляет в части касающейся мероприятия по воспитательной работе с личным составом в соответствии с действующим законодательством;

- осуществляет взаимодействие со средствами массовой информации исключительно через пресс-службу Главного управления МЧС России по Республике Хакасия.

- согласование инструкций по охране труда (по представлению руководителей подразделений) разработанных ими в соответствии со штатным расписанием.

Осуществление контроля за:

- соблюдением работниками требований и законов и иных нормативных правовых актов об охране труда Российской Федерации и Республики Хакасия, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных правовых актов организации;

- обеспечением и правильным применением средств индивидуальной и коллективной защиты;

- соблюдением Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве, утверждённого постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 24 октября 2002 года № 73;

- выполнением мероприятий, предусмотренных программами, планами по улучшению условий и охраны труда, а также за принятием мер по устранению причин, вызвавших несчастный случай на производстве, выполнением предписаний органом государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, других мероприятий по созданию безопасных условий труда;

- наличием в подразделениях инструкций по охране труда для работников согласно перечню должностей, профессий и видов выполняемых работ;

- своевременным проведением соответствующими подразделениями необходимых испытаний оборудования, машин и механизмов;

- своевременным проведением обучения по охране труда, проверки знаний требований охраны труда и всех видов инструктажей по охране труда;

- правильным расходованием в Главном управлении МЧС России по Республике Хакасия средств, выделенных на выполнение мероприятий по улучшению условий по охране труда.

- своевременным проведением инструктажей по охране труда (кроме вводного) подчиненного состава руководителями подразделений.

Обязанности специалиста по охране труда

Любой труд должен быть безопасным, независимо от того, где и кем вы работаете и, естественно, эта обязанность работодателя должна контролироваться. И выполняет функцию контроля специалист по охране труда (СОТ), либо лицо, выполняющее данные обязанности.

Но не все знают, какие квалификационные требования должны предъявляться к специалисту по охране труда, какие обязанности должен выполнять и чем дополнительно часто нагружают СОТов.

А еще затронем у многих больную тему, расчета количества СОТов в организации, как может обосновать увеличение штата и многое другое. А если вам будет что добавить, пишите комментарии, обсудим.

Специалист по охране труда и его обязанности

Кто такой специалист по охране труда объяснять, наверное, никому не требуется, даже тем, кто никогда не сталкивался с ним по работе, название должности говорит само за себя.

Это серьезная специальность, непростая, на мой взгляд, требующая технического склада ума, потому что во многих отраслях необходимо разобраться с мануалами используемого оборудования для правильного оформления инструкций по охране труда, контролем за безопасным производством работ и так далее.

Но в то же время, специалист по охране труда в процессе своей работы постоянно контактирует с персоналом, специалистами и руководителями и ко всем нужно найти подход.

Все зависит от того, как вы себя изначально позиционируете и “поставите” в организации, как говорится, как корабль назовешь, так он и поплывет. Так и с должностью специалиста по охране труда.

С рабочим персоналом нужно стремиться, чтобы они прислушивались, следовали вашим требованиям и уважали, последнее гораздо важнее, нежели если они будут бояться. Для этого необходим постоянный контакт, где-то нелишним будет спросить, как дела, а где-то и объяснительную потребовать.

К ИТРовцам, необходимо найти свой подход, чтобы ответственные за безопасное производство работ приходили за советом, уважая за компетенцию, а не прятались при первом вашем появлении в их подразделении.

Но это лишь вершина айсберга, специалист по охране труда должен хорошо ориентироваться в законодательстве, постоянно отслеживания вносимые изменения в НПА, потому как это работа с огромным количеством документов, которые необходимо разработать и постоянно обновлять.

Не раз слышала такую фразу от начинающих СОТов: “Я решила этим заняться, потому что думала, что нужно разработать несколько инструкций и пару – тройку журналов вести, а все остальное время просто контролируешь, а оказалось, что это совсем не так”.

Конечно, не так, потому как если ты специалист по охране труда в небольшой организации, то занимаешься всем, пусть не в таких масштабах, как, работая в крупной фирме, но зато вся работа на тебе. Прокачиваются сразу все направления охраны труда, профессионализм растет быстрее :)

Но это лирика, а теперь по существу.

При какой численности вводится должность специалиста по охране труда

В каждой организации с численностью более 50 человек необходимо создавать службу по охране труда или вводить должность специалиста по ОТ (ст. 217 ТК РФ), который должен подчиняться напрямую работодателю (п. 3.1.1. Постановление Минтруда № 10).

Если штат менее 50 сотрудников, то обязанности по обеспечению безопасных условий труда, должны выполняться в любом случае и приказом по предприятию ложатся на одного из специалистов, который прошел обучение в учебном центре по охране труда.

Но как быть на предприятиях, где численность, предположим, 250 человек, как один специалист по охране труда может “тянуть лямку”?

Расчет проводится в зависимости от штатных единиц персонала, количества подразделений, удаленности объектов и прочих факторов.

Сколько в организации должно быть специалистов по охране труда

Расчет количества специалистов по охране труда

Оставлю вам ссылку на данный расчет для скачивания. Он составлен таким образом, чтобы упростить вашу работу и рассчитать не составило большого труда!

Просто подставляйте свои значения из указанных таблиц Постановления Минтруда России от 22.01.2001 N 10 (ред. от 12.02.2014) "Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях".

Требования к специалисту по охране труда

В некоторых организациях до сих пор бытует мнение, что должностные обязанности специалиста по охране труда может легко выполнять делопроизводитель и по факту часто так и происходит.

Пока не произойдет несчастный случай или по итогам проверки не обяжут выполнить уйму мероприятий, которые направлены на устранение нарушений.

Именно для повышения престижа и авторитета профессии специалиста по охране труда Минтруд своим приказом № 524н от 04.08.14г. ввел профстандарт "Специалист по охране труда".

Эти требования к специалисту по охране труда введены для снижения травматизма на предприятиях, ведь если у вашего специалиста недостаточно квалификации, то и требования законодательства выполняться должным образом не будут.

Он в нужный момент не заметит опасности и это приведет к несчастному случаю. А ведь ему потом еще и расследовать. Тут-то и вскроются все больные места, которыми неквалифицированный сотрудник просто не занимался, по причине незнания.

От низкой подготовки специалиста по охране труда, могут страдать не только работники, но и работодатель. Поэтому в приказе указаны требования, которые должны предъявляться к специалисту по охране труда, принимаемому на данную должность:

    Высшее образование по специальности "Техносферная безопасность" либо аналогичное, направленное на безопасность производственных процессов.

Либо высшее или среднее профобразование, не по профилю техносферы, плюс повышение квалификации специалистов по охране труда (проф. переподготовка) в объеме 256 часов.

Это требования к специалисту по охране труда, к ведущим специалистам и начальникам отделов более жесткие, они также указаны в приказе № 524н. И при составлении должностных инструкций, нужно основываться на данные условия.

Не приписывайте себе лишних обязанностей, например, обеспечение безопасных условий труда работников, помните, за специалистом по охране труда только контроль!

Ответственность работодателя

То что законом предусмотрено, должно выполняться, в противном случае административная ответственность за отсутствие специалиста по охране труда “ляжет на плечи” работодателя (ч.1 ст. 5.27.1 КоАП РФ) от 50000 до 80000 рублей.

И даже если инспектор в ходе проверки выявит несоответствие квалификационным требованиям вашего СОТа, грозит штраф в таком же размере.

На практике не сталкивалась, чтобы инспектор настолько углублялся во время проверки, но, как говорится, “чем черт не шутит”, потому как запросить информацию, подтверждающую квалификацию могут и другие структуры:

  1. Если ваша компания нацелена работать на крупный холдинг, то квалификация специалиста по охране труда обязательно заинтересует заказчика.
  2. В ежеквартальных отчетах, предоставляемых кураторам по охране труда от Администрации МО, также должны указывать соответствие СОТа требованиям НПА.

Должностные обязанности специалиста по охране труда

Должностные обязанности специалиста по охране труда очень обширны, ошибается тот, кто думает, что можно будет сидеть и ничего не делать.

Поэтому приведу некоторый из них:

  1. Методическая помощь, разработка, внедрение документов в соответствии с требованиями НПА.
  2. А как всем известно их огромное количество, начинаю от инструкций и заканчивая расчетов профессионального риска, куда ни посмотри, везде должно быть положение, приказ, программа ил инструкция. Документов просто тьма.
  3. Контроль за качественной работой с персоналом.
  4. Сюда входит надзор за своевременным инструктированием, выявление дополнительной работы с персоналом после длительных больничных, перед началом разовых или опасных работ.
  5. Контроль за созданием безопасных условий труда персонала.
  6. Этот пункт очень обширен, сюда можно отнести и надзор за обеспечением в полном объеме спецодеждой и СИЗ, смывающими и обеззараживающими средств, обучением персонала, контроль за своевременным техническим обслуживанием оборудования и использованием только исправного инструмента.
  7. Наблюдение за полным медицинским обследованием работников и предупреждением развития профессиональных заболеваний.
  8. Организация проведения специальной оценки условий труда, с последующим возмещением работникам, положенных им гарантий и компенсаций за работу во вредных условиях труда.
  9. Участие в расследовании несчастного случая на производстве.
  10. Участие – это еще слабо сказано, потому как вся основная работа, если у вас произошел несчастный случай, ложиться на плечи специалиста по охране труда.
  11. Контроль за соблюдением санитарного состояния рабочих мест сотрудников и мест отдыха.

Так перечислять можно еще достаточно долго, потому как обязанностей у специалиста по охране труда много, все зависит в первую очередь от специфики работы предприятия.

Но без дела не посидишь и постоянно приходится урегулировать, какие-то дополнительные вопросы. То работники жалуются на руководителей и требуют дополнительных средств и мер защиты и более безопасных условий, то работодатель хочет применить жесткие меры к недобросовестным сотрудникам.

Либо только расслабишься и решишь, что все документы в порядке, все работает слаженно, выйдут изменения в НПА, или произойдет несчастный случай или новая “вводная” от руководства поступит.

Круг обязанностей специалиста по охране труда очень обширен, так как пренебрежение им может привести к авариям, травмам и убыткам работодателям.

Ответственность специалиста по охране труда

Если коснуться вопроса ответственности, то она, как и у любого другого работника дисциплинарная. Работодатель имеет право наказывать за обоснованные косяки.

А вот самое интересное дальше, административная и уголовная ответственность, потому как она может возникнуть даже из-за неправильно оформленной должностной инструкции.

В первую очередь в ней должно быть указано, необеспечение безопасных условий труда, это обязанность руководителей подразделений, а контроль. Ведь нужно не забывать, что СОТ на предприятии выполняет функцию контролирующую и предупреждающую развитие аварийных ситуаций.

И опять же, нести ответственность за действия работников, специалист по охране труда не может так как они не находятся у него в подчинении.

А вот если не было достаточного контроля, к примеру, сотрудники не обеспечиваются спецодеждой и СИЗ, СОТ в курсе, но никаких действий не предпринимает, то тут уже возникает ответственность по причине отсутствия должного контроля.

При наступлении несчастного случая может возникнуть ответственность специалист по охране труда, если выяснится, что нет обучения, инструктажей и стажировки и работников, это говорит о том, что не было контроля.

Примеров можно приводить много, главное знать, что если вы выявили нарушение законодательства, например, не обеспечение работников СИЗ, напишите служебную записку на имя руководителя организации, проинформируйте его об этом, о тех последствиях, которые могут возникнуть в случае проверки трудовой инспекцией или при наступлении несчастного случая.

Как любит говорить один мой знакомый инспектор, когда выявляет косяк: “А вы писали служебку?”. Потому что в охране труда, не прикрыв себя и работодателя соответствующим документом, вы автоматически становитесь обезоружены перед административной и уголовной ответственностью.

Для этого нужно в первую очередь изучать НПА, грамотно разрабатывать необходимые документы, тщательно контролировать безопасное производство работ персоналом, требуя устранение нарушений своевременным составлением акта–предписания.

И всегда нужно помнить, что специалист по охране труда такой же работник работодателя, как и остальной персонал и должен выполнять свои должностные обязанности добросовестно и качественно (ст. 21 ТК РФ).

Предлагаю посмотреть видео, в котором кратко рассказываю о плюсах и минусах работы в должности специалиста по охране труда, а также оставлю ссылку на свой YouTube канал, где можно узнать много полезного по охране труда.

Цели специалиста по охране труда

Специалист по охране труда – это лицо дистанцированное от производства, находящееся между работниками и работодателем, а зачастую между молотом и наковальней.

Потому как нужно контролировать создание безопасных условий труда работников, напоминая работодателю о его ответственности по законодательству и требуя от него финансовых вложений, и в то же время защищать своего руководителя от небезопасных действий работников или жалоб.

Для этого нужно постоянно повышать свой профессиональный уровень, следить за изменениями НПА, общаться с другими специалистами по охране труда, участвовать в различных конкурсах по охране труда, и главное предлагать руководителю выводить охрану труда на новый уровень, применяя какие-то ноу-хау.

Главное не сидеть на месте, сложа ручки, нужно качественно работать, потому что активный и хороший специалист по охране труда, постоянно подтверждающий свою компетенцию, всегда будет на особом счету у руководства, нужно только к этому стремиться.

Выводы

Если вы специалист по охране труда или решили им стать, то нужно знать, что за вами будет ответственность правильного ведения документов хоть и в основные обязанности входит контроль и организация, но документарной работы очень много.

И при возникновении ситуации, когда не знаешь, как поступить, работодатель давит, работники давят на жалость, поступай в соответствии с требованиями Трудового законодательства и НПА. Любое действие, должно быть аргументировано ссылкой на пункт статьи закона, где-то отстояв права работников, либо доказав, что справедливость на стороне работодателя.

Для этого нужно эти самые законы тщательно изучать и уметь аргументировать, что можно делать, а что запрещено, не отступая от своего доказывая обоснованную правоту. Причем не криком и с пеной у рта, а приводя примеры и доказательства из судебной практики, живые примеры всегда отлично работают.

Да это иногда однообразная работа, но важная и нужная, потому как эта рутина может спасать людям жизни.

Желаю вам безопасной и эффективной работы.

Если вы начинающий специалист по охране труда и путаетесь в требованиях законодательства, сложно выстроить свою работу с нуля, обращайтесь за помощью.


Безопасность работников должна быть приоритетом для любой организации. Однако там, где здоровье и даже жизнь сотрудников подвергается реальной опасности в силу характера их должностных обязанностей, этот вопрос становится принципиальным. Это касается и подразделений пожарной охраны, в которой порядок реализации мер по охране труда регулируется на государственном уровне.

Законодательная база безопасности сотрудников пожарной охраны

В течение длительного времени для этой сферы деятельности применялся приказ МЧС от 31 декабря 2002 года N 630, который вводил в действие особые правила охраны труда для подразделений Государственной противопожарной службы Министерства. Он также известен под аббревиатурой ПОТРО-01-2002.

Этот нормативный документ не следует путать с приказом 630 о переподготовке военнослужащих, который был принят Министерством обороны 21 октября 2015 года. Приказ 630 о переподготовке распространяет свое действие на вопросы профессионального переобучения отдельных категорий военнослужащих, проходящих контрактную службу, по одной из гражданских специальностей.

  • социально-экономическое;
  • организационно-техническое;
  • санитарно-гигиеническое;
  • лечебно-профилактическое;
  • реабилитационное;
  • прочие.

Охрана труда по 630 приказу МЧС должна была обеспечивать сохранение здоровья работников и их работоспособности в ходе выполнения должностных обязанностей.

Этот нормативный документ действовал в течение 12 лет. Однако впоследствии приказом МЧС от 15 апреля 2015 года N 183 он был отменен. Это, однако, не означало, что вопросы охраны труда работников противопожарной службы больше не находятся в сфере интересов государства. Для регулирования этих задач заранее, в конце предыдущего года, был принят другой правовой акт.

Однако, поскольку теперь основным государственным органом, ответственным за формирование и реализацию федеральной политики в области безопасности труда, стал Минтруд, именно он разработал и принял новый нормативный документ. Им стал приказ Министерства от 23 декабря 2014 года N 1100н. Суть этого приказа фактически осталась прежней: он утвердил новые правила по охране труда в подразделения государственной противопожарной службы (ГПС).

Организация работ по охране труда в ГПС: общие требования

  • инструктаж по ОТ;
  • обучение по ОТ.

Особые правила ОТ в работе пожарной охраны

  • правила эксплуатации зоны выполнения работ, используемой вспомогательной техники и инструментов. В этом разделе отдельно выделяются правила эксплуатации особых типов помещений, включая караульное помещение, комнату для еды, центральные пункты обеспечения пожарной связи, гараж, рукавную базу, аккумуляторное помещение и проч.
  • порядок эксплуатации профессионального пожарного оборудования и его технического обслуживания. В данном разделе приводятся правила применения пожарных автоцистерн, насосно-рукавных автомобилей, автомобилей, порошкового, газового и смешанного газово-порошкового тушения, автолестниц и коленчатых автоподъемников, аварийно-спасательной техники и проч.;
  • обеспечение охраны труда в ходе осуществления разных технологических процессов. В этой части нормативного документа описывается порядок несения службы в дежурных караулах, выезда и следования к месту возгорания, разведки пожара, проведения аварийно-спасательных работ в зоне возгорания и разрушения, работы с инженерными сетями и проч.

Основные требования охраны труда

Важнейшими требованиями охраны труда работников противопожарной службы, зафиксированными в соответствующих подразделах Правил, можно назвать следующие нормы:

  • помещения должны обеспечиваться аптечками первой помощи;
  • работники обеспечиваются средствами личной защиты;
  • пожарная техника должна иметь инвентарный номер, сертификат соответствия и сертификат пожарной безопасности, а также регулярно проходить испытания на предмет работоспособности;
  • управление спецтехникой могут осуществлять только работники, прошедшие особую подготовку;
  • при заступлении на дежурство ответственный специалист обязан провести осмотр пожарной техники;
  • при заступлении на дежурство начальник смены обязан провести комплексную проверку готовности подразделения к экстренным ситуациям, включая готовность личного состава, техники, помещений и средств связи, а также инструктаж работников о требованиях ОТ с учетом параметров текущей обстановки;
  • все работники обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, охраны труда и производственной санитарии.

Выполнение этих правил, дополненное следованием инструкциям по эксплуатации конкретных объектов, обеспечивает минимизацию рисков для здоровья и жизни сотрудников в ходе работы.

У вас остались вопросы? Свяжитесь с нами, заполнив форму ниже.

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

от 14 сентября 2020 года N 681

Об организации работы по охране труда в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

В соответствии со статьями 212, 217 Трудового кодекса Российской Федерации и в целях организации единого порядка ведения работы по обеспечению безопасных условий и охраны труда в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России)

1. Утвердить Положение об организации работы по охране труда в системе МЧС России (приложение N 1).

2. Утвердить Типовую программу вводного инструктажа по охране труда в системе МЧС России (приложение N 2).

3. Управлению стратегического планирования и организационной работы (далее - Управление) обеспечить контроль и координацию работы по охране труда в системе МЧС России.

4. Начальнику Управления организовать:

контроль за выполнением требований законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации об охране труда в системе МЧС России;

проведение проверок территориальных органов, организаций и учреждений МЧС России по вопросам охраны труда и соблюдению трудовых прав согласно ежегодно утверждаемому плану;

работу по проведению вводного инструктажа с принимаемыми и командируемыми на службу (работу) в центральный аппарат МЧС России сотрудниками федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (далее - сотрудники ФПС), федеральными государственными гражданскими служащими (далее - ФГГС) и работниками.

5. Директору Департамента кадровой политики направлять принимаемых и командируемых на службу (работу) в центральный аппарат МЧС России сотрудников ФПС, ФГГС и работников для проведения вводного инструктажа по охране труда в Управление не позднее фактической даты поступления на службу (работу).

6. Освободить от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте сотрудников ФПС, ФГГС и работников, проходящих службу (работающих) в центральном аппарате МЧС России.

7. Начальникам территориальных органов, организаций и учреждений МЧС России:

обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда;

обеспечить функционирование подразделений по охране труда (штатных специалистов по охране труда), с учетом норм, определенных рекомендациями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию в сфере труда, исключив возложение на них обязанностей, не связанных с исполнением их основных функций;

ежегодно, до 20 декабря, утверждать планы мероприятий по охране труда во вверенных подразделениях на следующий календарный год.

8. Признать утратившим силу приказ МЧС России от 15.02.2005 N 74 "Об организации работы по охране труда в системе МЧС России".

9. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра А.М.Гуровича.

Приложение N 1

УТВЕРЖДЕНО
приказом МЧС России
от 14 сентября 2020 года N 681

Положение об организации работы по охране труда в системе МЧС России

I. Общие положения

2. Организация работы по охране труда в системе МЧС России направлена на обеспечение безопасности сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, федеральных государственных гражданских служащих и работников системы МЧС России (далее - личный состав) при исполнении служебных обязанностей, а также на соблюдение законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по охране труда и совершенствование профилактической работы по предупреждению производственного травматизма.

3. Создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья личного состава в процессе служебной деятельности, заключается в систематическом и планомерном осуществлении комплекса правовых, социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных и иных мероприятий, направленных на обеспечение безопасных и здоровых условий труда.

4. Реализация основных направлений государственной политики по охране труда осуществляется заместителем Министра, в должностные обязанности которого входят вопросы охраны труда.

5. Организация работы по охране труда, контроль за реализацией основных направлений государственной политики в области охраны труда и координация деятельности по охране труда в системе МЧС России осуществляется Управлением стратегического планирования и организационной работы (далее - Управление).

6. Обеспечение безопасных условий и охраны труда в структурных подразделениях центрального аппарата МЧС России осуществляется руководителями структурных подразделений центрального аппарата МЧС России в соответствии с разделом III Положения.

7. В территориальных органах, организациях и учреждениях МЧС России обеспечение безопасных условий и охраны труда возлагается на руководителей соответствующих территориальных органов, организаций, учреждений МЧС России.

II. Основные задачи и функции Управления в области организации работы по охране труда в системе МЧС России

8. Управление во взаимодействии с органами государственного управления охраны труда Российской Федерации, государственными органами надзора и контроля, объединениями профессионального союза обеспечивает координацию деятельности в области охраны труда, контроль и организационно-методическое руководство работой по охране труда в системе МЧС России.

9. Основными задачами Управления являются:

организация работы по обеспечению безопасных условий и охраны труда в системе МЧС России;

организация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, а также работы по улучшению условий труда в системе МЧС России;

организационно-методическое руководство подразделениями охраны труда в территориальных органах, организациях и учреждениях системы МЧС России;

информирование и консультирование личного состава по вопросам охраны труда;

изучение и распространение передового опыта по охране труда, пропаганда вопросов охраны труда в системе МЧС России.

10. Для выполнения поставленных задач на Управление возлагаются следующие функции:

контроль за выполнением требований Положения, а также реализация в системе МЧС России политики по охране труда, направленной на обеспечение безопасных условий труда;

контроль за организацией работы по охране труда, а также выполнением мероприятий, направленных на профилактику производственного травматизма в территориальных органах, организациях и учреждениях системы МЧС России;

контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по охране труда, отраслевого соглашения, коллективных договоров, соглашений по охране труда, других локальных и правовых актов, а также трудовых прав личного состава;

контроль за расследованиями несчастных случаев с личным составом при исполнении служебных обязанностей;

участие в подготовке предложений к проектам законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по охране труда;

участие в определении основных направлений научных исследований по охране труда и подготовке предложений для включения в планы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

организация разработки и реализации программ по улучшению охраны труда и подготовка предложений для включения в соответствующие федеральные программы;

организация разработки плана мероприятий по охране труда в системе МЧС России и осуществление контроля за его выполнением;

организация проведения семинаров, конференций, форумов, выставок и сборов по вопросам охраны труда;

организация работы по профилактике травматизма и гибели среди личного состава при исполнении служебных обязанностей;

организация работы по учету и анализу несчастных случаев, произошедших с личным составом при исполнении служебных обязанностей;

организация проведения специальной оценки условий труда в системе МЧС России;

рассмотрение в пределах своей компетенции разрабатываемой в МЧС России проектной, конструкторской, технологической и другой документации в части требований охраны труда.

11. Начальник Управления имеет право:

представлять Министру Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Министр) предложения о привлечении к ответственности должностных лиц, нарушивших требования законодательства Российской Федерации по охране труда в системе МЧС России;

представлять МЧС России в государственных и общественных организациях при обсуждении вопросов охраны труда;

представлять Министру предложения о поощрении личного состава за активную работу по улучшению условий и охраны труда;

запрашивать у руководителей структурных подразделений центрального аппарата МЧС России, территориальных органов, организаций и учреждений МЧС России необходимые сведения и информацию по вопросам охраны труда;

привлекать к работе в интересах Управления научные учреждения, ученых и специалистов, работающих в государственных и негосударственных учреждениях, организациях;

привлекать по решению Министра представителей структурных подразделений центрального аппарата МЧС России к проверкам состояния условий и охраны труда;

планировать в установленном порядке командировки по вопросам охраны труда.

12. Должностные лица Управления, в должностные регламенты (инструкции) которых включены вопросы охраны труда, имеют право:

в установленном порядке посещать территориальные органы, организации и учреждения МЧС России и осматривать их производственные, служебные и бытовые помещения, а также знакомиться в пределах своей компетенции с документами по вопросам охраны труда;

направлять руководителям территориальных органов, организаций и учреждений МЧС России обязательные для исполнения акты (предписания) для устранения выявленных при проверках нарушений требований законодательства Российской Федерации по охране труда и контролировать их выполнение;

осуществлять в установленном порядке проверки деятельности территориальных органов, организаций и учреждений МЧС России по вопросам охраны труда;

требовать от руководителей территориальных органов, организаций и учреждений МЧС России отстранения от работы лиц, не имеющих допуска к выполнению отдельного вида работ, не прошедших в установленном порядке обязательные медицинские осмотры, инструктажи по охране труда, а также нарушающих требования законодательства Российской Федерации об охране труда.

III. Обязанности руководителей структурных подразделений центрального аппарата МЧС России в области охраны труда

13. Руководители структурных подразделений центрального аппарата МЧС России обязаны организовать:

недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, проверку знаний требований охраны труда;

информирование личного состава возглавляемого структурного подразделения центрального аппарата МЧС России об условиях и охране труда на рабочих местах, а также ознакомление с требованиями охраны труда;

режим труда и отдыха личного состава в соответствии с законодательством Российской Федерации.

14. Руководители структурных подразделений центрального аппарата МЧС России в пределах своей компетенции участвуют:

в рассмотрении материалов расследований несчастных случаев и служебных проверках по фактам получения травм и гибели личного состава при исполнении служебных обязанностей;

в подготовке ежегодного анализа состояния условий и охраны труда в системе МЧС России в части курируемых подразделений;

в осуществлении контроля за выполнением мероприятий, направленных на профилактику травматизма и гибели среди личного состава курируемых подразделений.

IV. Обязанности руководителей территориальных органов, организаций и учреждений МЧС России

15. Руководители территориальных органов, организаций, учреждений МЧС России обязаны обеспечить:

Читайте также: