Чем занимается заместитель директора по воспитательной работе в школе

Опубликовано: 11.05.2024

1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основании единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 года №761н.

1.2. Заместитель директора школы по воспитательной работе назначается и освобождается от должности директором школы и подчиняется руководителю образовательного учреждения..

1.3. На должность заместителя директора школы по воспитательной работе назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и стаж работы на педагогических и руководящих должностях не менее 5 лет, курсы переподготовки и повышения квалификации по направлению «Менеджмент», «Управление персоналом».

1.4. В своей деятельности заместитель директора школы по воспитательной работе руководствуется Конституцией РФ, законами, регулирующими вопросы воспитания и образования обучающихся, Уставом образовательного учреждения, правилами и нормами охраны труда, техники безопасности, приказами и распоряжениями директора школы, настоящей должностной инструкцией. Заместитель директора школы по воспитательной работе соблюдает Конвенцию о правах ребёнка.

1.5. На период временного отсутствия заместителя директора школы по воспитательной работе его обязанности могут быть возложены на заместителя директора по учебно-воспитательной работе или педагога из числа наиболее опытных работников.

1.6. Заместитель директора по воспитательной работе должен знать: приоритетные направления развития образование, Конвенцию о правах ребенка, педагогику, психологию, основы физиологии, современные педагогические технологии, технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения, электронный документооборот, основы менеджмента, управления персоналом, правила по ТБ.

2.1. Основными направлениями деятельности заместителя директора школы по воспитательной работе являются:

- организация внеклассной и внешкольной воспитательной работы с учащимися;

- методическое руководство воспитательным процессом;

- обеспечение режима соблюдения норм и правил техники безопасности во внеклассной и внешкольной работе с учащимися.

3. Должностные обязанности

Заместитель директора школы по воспитательной работе выполняет следующие должностные обязанности:

3.1. Организует текущее и перспективное планирование внеклассной и внешкольной работы с обучающимися и ее проведение.

3.2. Координирует работу воспитателей, классных воспитателей, старшего вожатого, психолога, социального педагога, других подчиненных ему работников. Взаимодействует со школьным инспектором.

3.3. Организует и координирует разработку необходимой учебно-методической документации.

3.4. Осуществляет систематический контроль за качеством воспитательного процесса, анализирует, доводит результаты анализа до сведения педагогов, работы кружков, групп продленного дня (если имеются) и проведением внешкольных мероприятий; посещает внеклассные и внешкольные мероприятия.

3.5. Организует просветительскую работу для родителей, принимает родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам организации воспитательного процесса. Организует родительские собрания, тематические вечера и мероприятия.

3.6. Оказывает помощь педагогическим работникам в освоении и разработке инновационных воспитательных программ и технологий.

3.7. Совместно с заместителем директора по учебной работе составляет расписание занятий всех видов воспитательной и культурно-досуговой деятельности, обеспечивает качественную и своевременную замену уроков временно отсутствующих воспитателей и других подчиненных педагогов.

3.8. Обеспечивает своевременное составление установленной отчетной документации, контролирует правильное и своевременное ведение воспитателями, классными руководителями, старшим вожатым, другими педагогами классных журналов, журналов групп продленного дня (если имеется) и другой документации.

3.9. Оказывает помощь коллективам обучающихся в проведении культурно-просветительных и оздоровительных мероприятий. Организует культурно-массовые мероприятия. Обеспечивает участие школьного коллектива из числа учащихся и педагогов в городских, краевых мероприятиях.

3.10. Участвует в комплектовании школы, принимает меры по сохранению контингента обучающихся в кружках, секциях.

3.11. Контролирует соблюдение учащимися Правил поведения в школе и Устава школы.

3.12. Участвует в подборе и расстановке педагогических кадров, организует повышение их квалификации и профессионального мастерства, руководит работой методических объединений, повышает свою квалификацию.

3.13. Принимает участие в подготовке и проведении аттестации педагогических и других работников школы.

3.14. Вносит предложения по совершенствованию воспитательного процесса, участвует в работе педагогического совета школы, совещаниях, проводимых управлением образования и ведомственными структурами города. Проводит совещание с классными руководителями 1 раз в месяц.

3.15. Ведет, подписывает и передает директору школы табель учета рабочего времени непосредственно подчиненных ему педагогов и учебно-вспомогательного состава.

3.16. Принимает меры по пополнению библиотеки учебно-методической и художественной литературой, журналами и газетами по профилю своей работы.

3.17. Обеспечивает выполнение классными руководителями, другими подчиненными ему работниками возложенных на них обязанностей по обеспечению безопасности жизнедеятельности обучающихся; организует воспитательную работу, добровольный общественно-полезный труд обучающихся в строгом соответствии с нормами и правилами охраны труда.

3.18. Участвует в проведении административно-общественного контроля по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности, в расследовании несчастных случаев, происшедших с работниками, обучающимися.

3.19. Оказывает методическую помощь классным руководителям, руководителям групп, кружков, спортивных секций (и в вечернее время) и др., в том числе по вопросам обеспечения охраны труда обучающихся, предупреждения травматизма и других несчастных случаев.

3.20. Организует с учащимися и их родителями мероприятия по предупреждению травматизма, дорожно-транспортных происшествий, несчастных случаев, происходящих на улице, воде и т. д.; организует вовлечение родителей в проведение воспитательной работы, содействует созданию комплексной системы воспитания.

3.21. Устанавливает и поддерживает связь школы с учреждениями дополнительного образования детей, другими организациями для совместной деятельности по внешкольному воспитанию. Сотрудничает со СМИ.

3.22. Обеспечивает оформление информационных стендов в рамках своей компетенции.

3.23. К урирует и координирует работу по краеведению, туризму, спортивным соревнованиям , в рамках «Детского Закона», организует рейдовые мероприятия в рамках Закона 1539 .

3.24. О рганизует работу штаба воспитательной работы, «группы риска», по профилактике правонарушений.

3.25. О рганизует работу школьной библиотеки . 3.26. О рганизует дежурство по школе, уборку территории, помещений школы, трудовую практику учащихся.

3.27. Ор ганизует участие школьников и учителей в школьных, муниципальных, краевых, всероссийских конкурсах, викторинах, акциях, форумах и т.п.

3.28. Предоставляет ежедневный план работы.

Заместитель директора школы по воспитательной работе имеет право:

4.1. На все предусмотренные законодательством социальные гарантии.

4.2. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.

4.3. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей инструкцией.

4.4. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.

4.5. Осуществлять взаимодействие с руководителями структурных служб образовательного учреждения, получать информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

4.6. Вести переписку с организациями по вопросам, входящим в его компетенцию.

4.7. Просить от руководства образовательного учреждения оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

4.8. Повышать свою профессиональную квалификацию.

4.9. Другие права, предусмотренные трудовым законодательством.

5. Ответственность

Заместитель директора школы по воспитательной работе несет ответственность:

5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, иных локальных нормативных актов, законных распоряжений директора школы, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ.

5.2. За причинение материального ущерба работодателю - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ.

5.3. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей трудовой деятельности, - в пределах, определенных действующим административным, уголовным, гражданским законодательством РФ.

6. Взаимоотношения. Связи по должности.

Заместитель директора школы воспитательной работе:

6.1. Работает в режиме не нормированного рабочего дня;

6.2. Самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и каждую учебную четверть; план работы утверждается директором школы не позднее 5 дней с начала планируемого периода;

6.3. Представляет директору письменный отчет о своей деятельности в течении 10 дней по окончании каждой учебной четверти;

6.4. Получает от директора школы информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами;

6.5. Визирует приказы директора школы по вопросам организации воспитательного процесса;

6.6. Систематически обменивается информацией по вопросам входящим в свою компетенцию, с педагогическими работниками школы заместителем директора школы по административно-хозяйственной работе, учебной работе;

6.7. Исполняет обязанности директора школы в период его временного отсутствия (отпуск, болезнь и т.п.). Исполнение обязанностей осуществляется в соответствии с законодательством о труде и Уставом школы на основании приказа директора школы или приказа руководителя муниципального органа управления образованием, если соответствующий приказ не может быть издан по объективным причинам.

Чернышова Оксана Бикаировна

Задание: познакомившись с официальными должностными обязанностями, определите содержание своей деятельности.

заместителя директора школы по воспитательной работе

  1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе тарифно-квалификационной характеристики заместителя руководителя (директора, начальника, заведующего) учреждения образования, директора (начальника, заведующего) филиала учреждения образования, старшего мастера, утвержденной приказом Минобразования Российской Федерации и Госкомвуза Российской Федерации от 31 августа 1995 г. № 463/1268 по согласованию с Министерством труда Российской Федерации (постановление Минтруда России от 17 августа 1995 г. № 46). При составлении инструкции учтены также Примерные рекомендации об организации службы охраны труда в образовательном учреждении системы Министерства образования Российской Федерации, утвержденные приказом Минобразования Российской Федерации от 27 февраля 1995 г. № 92.

1.2. Заместитель директора школы по воспитательной работе назначается и освобождается от должности директором школы.

На период отпуска и временной нетрудоспособности заместителя директора школы по воспитательной работе его обязанности могут быть возложены на заместителя директора по учебно-воспитательной работе или воспитателя из числа наиболее опытных педагогов. Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа директора школы, изданного с соблюдением требований законодательства о труде.

1.3. Заместитель директора школы по воспитательной работе должен иметь высшее профессиональное образование и стаж работы не менее 5 лет на педагогических или руководящих должностях.

1.4. Заместитель директора школы по воспитательной работе подчиняется непосредственно директору школы.

1.5. Заместителю директора школы по воспитательной работе непосредственно подчиняются: __________

1.6. В своей деятельности заместитель директора школы по воспитательной работе руководствуется Конституцией и законами Российской Федерации (указать: Конституцией или Уставом и законами или нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации по месту нахождения школы)________, указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, ______(указать высший орган (органы) исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором (контрактом). Заместитель директора школы по воспитательной работе соблюдает Конвенцию о правах ребенка.

Основными направлениями деятельности заместителя директора школы по воспитательной работе являются:

2.1. организация внеклассной и внешкольной воспитательной работы с обучающимися;

2.2. методическое руководство воспитательным процессом;

2.3. обеспечение режима соблюдения норм и правил техники безопасности во внеклассной и внешкольной работе с обучающимися;

3. Должностные обязанности

Заместитель директора школы по воспитательной работе

выполняет следующие должностные обязанности:

3.1. организует текущее и перспективное планирование внеклассной и внешкольной воспитательной работы с обучающимися и ее проведение;

3.2. координирует работу воспитателей, классных воспитателей, старшего вожатого и других непосредственно подчиненных работников;

3.3. организует и координирует разработку необходимой учебно-методической документации;

3.4. осуществляет систематический контроль за качеством воспитательного процесса, работой кружков, групп продленного дня и проведением внешкольных мероприятий; посещает внеклассные и внешкольные мероприятия, занятия кружков и групп продленного дня (не менее 180 часов в учебный год), анализирует их форму и содержание, доводит результаты анализа до сведения педагогов;

3.5. организует просветительскую работу для родителей, принимает родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам организации воспитательного процесса;

3.6. оказывает помощь педагогическим работникам в освоении и разработке инновационных воспитательных программ и технологий;

3.7. совместно с заместителем директора школы по учебно-воспитательной работе составляет расписание занятий групп продленного дня и других видов воспитательной и культурно-досуговой деятельности; обеспечивает своевременную и качественную замену временно отсутствующих воспитателей и других непосредственно подчиненных педагогов;

3.8. обеспечивает своевременное составление установленной отчетной документации, контролирует правильное и своевременное ведение воспитателями, классными воспитателями, старшим вожатым, другими педагогами журналов групп продленного дня, классных журналов, другой документации;

3.9. оказывает помощь коллективам обучающихся в проведении культурно-просветительных и оздоровительных мероприятий;

3.10. участвует в комплектовании школы, принимает меры по сохранению контингента обучающихся в кружках и т.п.;

3.11. контролирует соблюдение обучающимися Устава и Правил для учащихся школы;

3.12. участвует в подборе и расстановке педагогических кадров, организует повышение их квалификации и профессионального мастерства, руководит работой методическим объединением, повышают свою квалификацию;

3.13. вносит предложения по совершенствованию воспитательного процесса, участвует в работе педагогического совета школы;

3.14. принимает участие в подготовке и проведении аттестации педагогических и других работников школы;

3.15. ведет, подписывает и передает директору школы табель учета рабочего времени непосредственно подчиненных ему педагогов и учебно-вспомогательного состава;

3.16. принимает меры к пополнению библиотеки учебно-методической и художественной литературой, журналами и газетами по профилю своей работы;

3.17. обеспечивает выполнение классными воспитателями, воспитателями, другими непосредственно подчиненными ему работниками возложенных на них обязанностей по обеспечению безопасности жизнедеятельности обучающихся; организует воспитательную работы, добровольный общественно полезный труд обучающихся в строгом соответствии с нормами и правилами охраны труда;

3.18. участвует в проведении административно-общественного контроля по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности, в расследовании несчастных случаев, происшедших с работниками, обучающимися;

3.19. оказывает методическую помощь классным воспитателям, руководителям групп, кружков, спортсекций, руководителям походов, экскурсий, трудовых объединений в организации общественно полезного, производительного труда и т.п., в том числе по вопросам обеспечения охраны труда обучающихся, предупреждения травматизма и других несчастных случаев;

3.20. инструктирует непосредственно подчиненных работников по вопросам охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности с оформлением соответствующей документации; составляет инструкции по технике безопасности для школьных кружков;

3.21 контролирует соблюдение и принимает меры по выполнению санитарно-гигиенических норм, требований, правил по охране труда, пожарной безопасности при проведении воспитательных мероприятий и работ с обучающимися вне образовательного учреждения;

3.22 организует с обучающимися и их родителями (лицами, их заменяющими) мероприятия по предупреждению травматизма, дорожно-транспортных

происшествий, несчастных случаев, происходящих на улице, воде и т.д.;

организует вовлечение родителей в проведение воспитательной работы с обучающимися, содействует созданию комплексной системы воспитания;

3.23 устанавливает и поддерживает связи школы с учреждениями

дополнительного образования детей, другими организациями для совместной деятельности по внешкольному воспитанию;

3.24 соблюдает этические нормы поведения в школе, в быту, в общественных местах, соответствующие общественному положению педагога;

3.25 проходит периодически бесплатные медицинские обследования;

Заместитель директора школы по воспитательной работе имеет право в пределах своей компетенции:

4.1. проверять работу непосредственно подчиненных работников; присутствовать на проводимых ими занятиях и мероприятиях; давать им обязательные для исполнения распоряжения (без права делать замечания во время проведения занятий и других мероприятий);

4.2. привлекать к дисциплинарной ответственности обучающихся за проступки, дезорганизующие воспитательный процесс, в порядке, установленном Уставом школы, Правилами внутреннего распорядка школы;

4.3. вносить в необходимых случаях временные изменения в расписание занятий кружков и групп продленного дня, спортивных секций и т.п., отменять занятия, временно объединять группы для проведения совместных занятий;

4.4. требовать у работников необходимые сведения, документы, объяснения;

5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, в том числе за неиспользование предоставленных прав, заместитель директора школы по воспитательной работе несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.

5.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, а также совершение иного аморального проступка заместитель директора школы по воспитательной работе может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации «Об образовании». Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.

5.3. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил организации учебно-воспитательного процесса заместитель директора школы по воспитательной работе привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством.

5.4. За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в стяги с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей заместитель директора школы по воспитательной работе несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.

6. Взаимоотношения. Связи по должности

Заместитель директора школы по воспитательной работе:

6.1. работает в режиме ненормированного рабочего дня по графику, составленному исходя из 40-часовой рабочей недели и утвержденному директором школы;

6.2. самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и каждую учебную четверть, План работы утверждается директором школы не позднее пяти дней с начала планируемого периода;

6.3. представляет директору письменный отчет о своей деятельности объемом не более пяти машинописных страниц в течение 10 дней по окончании каждой учебной четверти;

6.4. получает от директора школы информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами;

6.5. визирует приказы директора школы по вопросам организации воспитательной работы;

6.6. систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками школы;

6.7. исполняет обязанности заместителя директора школы по учебной работе в период его временного отсутствия (отпуск, болезнь и т.д.). Исполнение обязанностей осуществляется в соответствии с законодательством о труде на основании приказа директора школы;

1.1. Заместитель директора по воспитательной работе назначается и освобождается от должности директором школы. На период отпуска и временной нетрудоспособности заместителя директора по воспитательной работе его обязанности могут быть возложены на других заместителей директора или на классного руководителя из числа наиболее опытных педагогов. Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа директора школы, изданного с соблюдением требований законодательства о труде.

1.2. Заместитель директора по воспитательной работе должен иметь высшее профессиональное образование и стаж работы не менее трех лет на педагогических или руководящих должностях.

1.3. Заместитель директора по воспитательной работе подчиняется непосредственно директору школы.

1.4. Заместителю директора по воспитательной работе непосредственно подчиняются:

инструктор по физкультуре;

педагоги дополнительного образования физкультурно-оздоровительного и художественно-эстетического цикла.

1.5. В своей деятельности заместитель директора по воспитательной работе руководствуется Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Семейным кодексом Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации и решениями Правительства Москвы и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; административным, трудовым и хозяйственным законодательством; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также уставом и локальными правовыми актами школы (и том числе правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором (контрактом). Заместитель директора школы по воспитательной работе соблюдает Конвенцию о правах ребенка.

2. Функции

Основными направлениями деятельности заместителя директора по воспитательной работе являются:

2.1. Организация воспитательного процесса в школе, руководство им и контроль за развитием этого процесса.

2.2. Методическое руководство классными руководителями, классными воспитателями, воспитателями ГПД и старшими вожатыми.

2.3. Обеспечение режима соблюдения норм и правил техники безопасности в воспитательном процессе.

3. Должностные обязанности

Заместитель директора по воспитательной работе выполняет следующие должностные обязанности:

проблемы воспитательного процесса;

результаты воспитательной работы;

перспективные возможности школы в области воспитательной работы;

ход и развитие воспитательного процесса;

форму и содержание посещенных внеклассных мероприятий и других видов воспитательной деятельности (не менее 180 часов в год).

тенденции изменения ситуации в обществе и в образовании для корректировки стратегии развития школы;

последствия запланированной воспитательной работы.

3.3. Планирует и организует:

текущее и перспективное планирование деятельности старших вожатых, воспитателей ГПД, классных воспитателей, классных руководителей и педагогов дополнительного образования физкультурно-оздоровительного и художественно-эстетического цикла;

процесс разработки и реализации воспитательной программы школы;

разработку необходимой методической документации по воспитательной работе;

осуществление систематического контроля за качеством воспитательного процесса, работой кружков, секций, студий и других видов воспитательной работы, проводимой работниками школы;

работу по подготовке и проведению общешкольных вечеров, дискотек, праздников и других культурно-воспитательных мероприятий;

просветительскую работу для родителей (законных представителей), принимает родителей (законных представителей) по вопросам организации воспитательного процесса;

контроль за индивидуальной воспитательной работой с детьми из неблагополучных семей;

правильное ведение классными руководителями, классными воспитателями, воспитателями ГПД, педагогами дополнительного образования физкультурно-оздоровительного и художественно-эстетического цикла, старшими вожатыми – установленной отчетной документации;

работу классных руководителей, классных воспитателей, старших вожатых и педагогов дополнительного образования физкультурно-оздоровительного и художественно-эстетического цикла;

изучение с учениками Правил для учащихся;

повышение квалификации и профессионального мастерства сотрудников, занятых воспитательной работой в школе;

совместную воспитательную работу представителей общественности, правоохранительных органов и школы.

разработку необходимой документации по организации воспитательной работы;

взаимодействие представителей администрации, служб и подразделений школы, обеспечивающих воспитательный процесс, представителей общественности и правоохранительных органов;

работу классных руководителей и других работников школы по выполнению программы воспитательной работы.

воспитательной работой в школе;

созданием благоприятного микроклимата в школе;

осуществлением системы стимулирования участников воспитательной работы.

правильность и своевременность заполнения необходимой отчетной документации классными руководителями, классными воспитателями, воспитателями ГПД, руководителями кружков, секций, студий и т.п.;

правильное и своевременное ведение участниками воспитательного процесса установленной отчетной документации;

безопасность используемых в воспитательном процессе оборудования, приборов, технических и наглядных средств;

работу классных руководителей, классных воспитателей, воспитателей ГПД, старших вожатых, руководителей кружков, студий, секций и т.п.;

соблюдение учениками Правил для учащихся;

качество воспитательного процесса и объективность оценки уровня культуры и воспитанности обучающихся;

оптимальность распределения во времени воспитательных мероприятий.

воспитательную программу школы;

ход выполнения программы воспитательной работы;

планы работы участников воспитательного процесса.

методические документы, обеспечивающие воспитательный процесс;

нормативные документы для участников воспитательного процесса;

воспитательную программу школы и фрагменты стратегических документов;

правила ведения необходимой отчетной документации участниками воспитательного процесса;

методику и порядок проведения воспитательных мероприятий.

участников воспитательного процесса по принципиальным методическим вопросам.

3.10. Оценивает и экспертирует:

стратегические документы школы (воспитательную программу, учебный план и т.п.);

предложения по организации воспитательной работы и установлению связей с внешними партнерами.

подготовленные к изданию методические материалы по воспитательной работе.

4. Права

Заместитель директора по воспитательной работе имеет право в пределах своей компетенции:

на любых мероприятиях, проводимых участниками воспитательного процесса с учащимися школы (без права входить в помещение после начала занятий без экстренной необходимости и делать замечания педагогу в течение занятия), предупредив педагога не позднее чем накануне.

обязательные распоряжения участникам воспитательного процесса и младшему обслуживающему персоналу.

к дисциплинарной ответственности обучающихся за проступки, дезорганизующие учебно-воспитательный процесс, в порядке, установленном Правилами о поощрениях и взысканиях.

4.4. Принимать участие:

в разработке воспитательной политики и стратегии школы, в создании соответствующих стратегических документов;

в разработке любых управленческих решений, касающихся вопросов воспитательной работы школы;

в ведении переговоров с партнерами школы по воспитательной работе;

в аттестации педагогов;

в работе педагогического совета;

в подборе и расстановке педагогических кадров, участвующих и воспитательном процессе.

4.5. Вносить предложения:

о начале, прекращении или приостановлении конкретных воспитательных проектов;

о поощрении, моральном и материальном стимулировании участников воспитательной работы;

по совершенствованию воспитательной работы.

от имени школы деловые контакты с лицами и организациями, могущими способствовать совершенствованию воспитательной работы в школе.

для контроля и внесения коррективов рабочую документацию различных подразделений и отдельных лиц, находящихся в непосредственном подчинении.

приемку воспитательно-методических работ, выполненных по заказу школы различными исполнителями (как из числа сотрудников школы, так и из сторонних организаций).

4.9. Контролировать и оценивать:

ход и результаты групповой и индивидуальной воспитательной работы, налагать вето на методические разработки по воспитательной работе, чреватые перегрузкой учащихся и педагогов, ухудшением их здоровья, нарушением техники безопасности, не предусматривающие профилактики, компенсации и преодоления возможных негативных последствий.

5. Ответственность

5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин устава и правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, в том числе за неиспользование прав, предоставленных настоящей Инструкцией, а также принятие управленческих решений, повлекших дезорганизацию образовательного процесса, заместитель директора по воспитательной работе несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.

5.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, заместитель директора по воспитательной работе может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации «Об образовании». Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.

5.3. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил организации учебно-воспитательного процесса заместитель директора по воспитательной работе привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством.

5.4. За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба (в том числе морального) в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей, а также за неиспользование прав, предоставленных настоящей Инструкцией, заместитель директора по воспитательной работе несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.

6. Взаимоотношения. Связи по должности

Заместитель директора по воспитательной работе:

6.1. Работает в режиме ненормированного рабочего дня по графику, составленному исходя из 36-часовой рабочей недели и утвержденному директором школы.

6.2. Самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и каждую учебную четверть. План работы утверждается директором школы не позднее пяти дней с начала планируемого периода.

6.3. Представляет директору письменный отчет о своей деятельности объемом не более пяти машинописных страниц в течение 10 дней по окончании каждой учебной четверти.

6.4. Получает от директора школы информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.

6.5. Визирует приказы директора школы по вопросам воспитательного процесса.

6.6. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в свою компетенцию, с педагогическими работниками и заместителями директора школы.

6.7. Исполняет обязанности директора школы и его заместителей в период их временного отсутствия (отпуск, болезнь и т.п.). Исполнение обязанностей осуществляется в соответствии с законодательством о труде и уставом школы на основании приказа директора или решения педагогического совета школы, если соответствующий приказ не может быть издан по объективным причинам.

6.8. Передает директору информацию, полученную на совещаниях и семинарах, непосредственно после ее получения.

Сегодняшнюю статью хочу посвятить работникам школы. Кто важен для школьной работы? Конечно же, это учитель, классный руководитель, родители, ученики (нажмите на любую из перечисленных категорий, и вы узнаете права и обязанности каждого из них). Но про кого же мы забыли и всё еще не рассказали? Хотите узнать, чем должен заниматься завуч и директор школы? Вот сейчас этим и займёмся.


Если кто не знал, то в школе есть завуч (заместитель директора) по учебной работе (их может быть и не один) и завуч по воспитательной работе (хотя в данном случае завуч – неправильное слово, так как содержит в себе «ЗАВедующий Учебной частью», но по старинке и заместителя директора по воспитательной работе называем так). С них и начнём наш рассказ об администрации школы.

завуч и директор школы
Чем занимается завуч в школе

«Закупать унитазы – не моё призвание»

Как сказала завуч в моей школе: «Мне всегда прочили место директора, но я остаюсь на должности завуча, потому что закупать унитазы – не моё призвание».
Что же входит в обязанности завуча? А очень многое. И это многое так же зависит от его личных качеств. Начнём с ответственности, далее – обязанности и права.

1. Ответственность завуча

Как правило, завуч – это первое лицо, в которое летят все шишки от родителей. Если что-то в школе не нравится, произошло ЧП и т.д. – все идут к нему (да, это его работа, отвечать на все претензии).
Ответим на самый распространённый вопрос: «Имеет ли право завуч собирать деньги с родителей?» (об этом я уже писала в этой статье , когда с вас требуют деньги на родительских собраниях). Не имеет. Поэтому сваливает эту заботу на плечи учителей.
Учитель – не материально ответственное лицо, поэтому ему никакого наказания за сбор денег не должно последовать. А вот представитель администрации школы будет наказан, вот и требует с учителей унижаться перед родителями, выпрашивая деньги на очередное окно.

Подслушано в другой школе

Слышала от учителя, работающего в гимназии, что их администрация очень строго следит, чтобы никакие деньги с родителей не сдирались. Точно не знаю, бюджет гимназии намного превышает бюджет обычной общеобразовательной школы или нет, но директор или завуч там молодец. Повезло учителям этой гимназии и родителям тоже.

Заведующий учебной частью несет ответственность за все происшествия, которые происходят в стенах и рядом со школой. Расписывать подробно не буду про ответственность за безопасность, нарушения трудового распорядка и т.д. Это уже не так важно для родителей.

Нужно знать, что любые конфликты, претензии, школьные проблемы нужно решать через этого человека. Это его обязанность и в большинстве случаев он заинтересован в их благоприятном исходе для вас и школы.

2. Какие обязанности и полномочия имеет завуч

1. Выбирает программы, учебники, воспитательные модели, по которым учится школа (какие предметы будут дополнительно изучать ваши дети, тоже выбирает он).
2. Руководит педагогической деятельностью учителей, классных руководителей, психологов, библиотекарей и других педагогических работников, помогает им и т.д.
3. Составляет расписание занятий.
4. Контролирует образовательный процесс: проверяет журналы, отчёты о контрольных работах, проводит срезы, посещает уроки.
5. Принимает родителей по любым школьным вопросам, проводит беседы.
6. Следит, когда нужно отправлять педагогов на повышение квалификации.
7. Его забота – оснащать кабинеты школы современным оборудованием, учебными пособиями.
8. Следит, чтобы учителя вовремя выполняли учебный план.
9. Следит, чтобы ученики выполняли свои обязанности учащегося.

3. Права завуча

Их мало, но он:
1. Имеет право посещать любые занятия учителей в его школе.
2. Давать обязательные для выполнения распоряжения своим подчинённым.

Как я уже сказала, в школе может быть и больше одного завуча по учебной работе. В нашей школе один занимался «общественной деятельностью (принимал родителей, общался с отстающими детьми или с детьми с плохим поведением, занимался отбором кадров и т.д.), а второй – следил за правильным оформлением документов, заполнением журналов, готовил собрания педсовета и т.д.

Ещё в школе есть должность завуча по воспитательной работе, которую я называю так:

Завуч по развлекательной работе

Он тоже может посещать уроки учителей, но его деятельность больше направлена на внеурочные занятия детей: праздники, конкурсы, развлекательные мероприятия (но все они носят воспитательный характер).
Этому завучу подчиняются не учителя, а классные руководители. Именно к нему они могут обратиться за помощью при разработке классных часов, чаепитий и других мероприятий.
В конце каждой четверти классный руководитель сдает завучу по воспитательной работе отчёт, в котором пишет: сколько классных часов проведено и на какие темы, сколько родителей присутствовало на родительском собрании и какая была его тема, в каких мероприятиях участвовал класс, занял ли призовые места и прочее.

Подводя итог вышесказанному, скажу, что завуча по воспитательной работе в своей школе я очень редко заставала в своём кабинете. Она постоянно была то у педагогов-организаторов, то на каком-нибудь мероприятии, то на встрече с какими-нибудь организациями, то ещё где-нибудь. По сути это главный школьный тамада, у которого нет ни минуты свободного времени.

Чем занимается директор школы

Последнюю часть нашей статьи посвятим главному человеку в каждой школе – директору.

Чем он занимается:
1. Назначает и снимает с должности своих заместителей (по учебной работе, по воспитательной, по охране труда и т.д.)
2. Принимает на работу педагогических работников (хотя это может делать и завуч), следит за их деятельностью.
3. Может посещать любые уроки, проводимые учителями школы.
4. Назначает надбавки и прибавки к окладу работников школы.
5. Утверждает учебные планы, графики, расписание, педагогическую нагрузку учителей и графики отпусков.
6. Организует в школе питание, медицинскую помощь.
7. Занимается правильным распределением бюджетных средств (например, на покупку тех же унитазов).
8. Управляет имуществом школы (может, например, сдавать в аренду спортзал).
9. Должен сообщать о несчастных случаях в вышестоящие органы, родителям учащихся.
10. Запрещает проведение занятий, если возникла угроза здоровью обучающихся (например, вводит в школе карантин по гриппу).
11. Издает приказы и обязательные распоряжения работникам школы.
12. Привлекает к ответственности работников или учащихся школы.

Все жалобы, которые родители подают в школу, будут проходить через директора, и он будет нести за это ответственность.

За все недостатки и упущения, которые может выявить проверка, тоже будет нести ответственность директор. Любые спорные и проблемные вопросы, которые возникают у родителей, детей, учителей тоже проходят через директора. И это при том, что мы ещё не упомянули про жизнь, здоровье детей, выполнение программ и т.д. Директор – лицо школы и за всё отвечать ему.

Конечно, вышеописанные обязанности администрации школы не могут вам дать представление о том, какая же огромная ответственность лежит на плечах этих людей. Ведь от них зависит очень многое – кто будет учить ваших детей, в каких условиях они будут учиться, по каким программам и многое другое. В большинстве случаев, эти люди очень заинтересованы в том, чтобы сделать свою школу самым лучшим образовательным учреждением и им нужна ваша помощь. Где-то материальная (да, снова ваше нелюбимое), а где-то просто понимание и содействие.
Школа обязана выучить ваших детей, но без вас она не сможет их воспитать. Принимайте в обучении детей не последнее участие, тогда и жаловаться будет не на что.

Спасибо за внимание. Жду ваших откликов, замечаний, вопросов. Если не сложно – расскажите вашим друзьям об этом сайте – кликните на кнопки соцсетей. Узнавайте о выходе новых статей в наших группах ВК и ОДНОКЛАССНИКАХ. Будьте здоровы, до новых встреч.

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ, ФЗ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", раздела "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н, и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Завуч относится к категории руководителей и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].

1.2. На должность завуча назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование по направлениям подготовки "Государственное и муниципальное управление", "Менеджмент", "Управление персоналом" и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет, или высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления, менеджмента и экономики и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет.

1.3. На должность завуча в соответствии с требованиями ст. 351.1 ТК РФ назначается лицо, не имеющее или не имевшее судимости, не подвергающееся или не подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением лица, уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности.

1.4. Завуч должен знать:

- приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;

- Конституцию Российской Федерации;

- законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную деятельность;

- Конвенцию о правах ребенка;

- достижения современной психолого-педагогической науки и практики;

- основы физиологии, гигиены;

- теорию и методы управления образовательными системами;

- современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения;

- методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;

- технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

- основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

- основы экономики, социологии;

- способы организации финансово-хозяйственной деятельности школы;

- гражданское, административное, трудовое, бюджетное, налоговое законодательство в части, касающейся регулирования деятельности образовательных организаций и органов управления образованием различных уровней;

- основы менеджмента, управления персоналом;

- основы управления проектами;

- правила внутреннего трудового распорядка школы;

- правила по охране труда и пожарной безопасности;

1.5. Завуч назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности руководителя].

2. Функции

2.1. Основными направлениями деятельности завуча являются:

- организация учебно-воспитательного процесса в школе, руководство им и контроль за развитием этого процесса;

- методическое руководство педагогическим коллективом;

- обеспечение режима соблюдения норм и правил техники безопасности в учебном процессе.

3. Должностные обязанности

3.1. Организует текущее и перспективное планирование деятельности педагогического коллектива.

3.2. Координирует работу учителей и других педагогических работников по выполнению учебных планов и программ.

3.3. Организует и координирует разработку необходимой учебно-методической документации.

3.4. Осуществляет систематический контроль за качеством образовательного процесса и объективность оценки результатов образовательной подготовки обучающихся, работы кружков и факультативов; посещает уроки и другие виды учебных занятий, проводимых педагогическими работниками школы (не менее 180 часов в учебный год), анализирует их форму и содержание, доводит результаты анализа до сведения педагогов.

3.5. Организует работу по подготовке и проведению экзаменов.

3.6. Организует просветительскую работу для родителей, принимает родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам организации учебно-воспитательного процесса.

3.7. Оказывает помощь педагогическим работникам в освоении и разработке инновационных программ и технологий.

3.8. Осуществляет контроль за учебной нагрузкой обучающихся.

3.9. Составляет расписание учебных занятий и других видов образовательной деятельности, обеспечивает качественную и своевременную замену уроков временно отсутствующих учителей, ведет журнал учета пропущенных и замещенных уроков.

3.10. Обеспечивает своевременное составление установленной отчетной документации, контролирует правильное и своевременное ведение педагогами классных журналов, другой документации.

3.11. Участвует в комплектовании школы, принимает меры по сохранению контингента обучающихся.

3.12. Контролирует соблюдение обучающимися Правил для учащихся.

3.13. Участвует в подборе и расстановке педагогических кадров, организует повышение их квалификации и профессионального мастерства, руководит работой методических объединений, повышает свою квалификацию.

3.14. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса, участвует в работе педагогического совета школы.

3.15. Принимает участие в подготовке и проведении аттестации педагогических и других работников школы.

3.16. Ведет, подписывает и передает директору табель учета рабочего времени непосредственно подчиненных ему педагогов и учебно-вспомогательного состава.

3.17. Принимает меры по оснащению учебных кабинетов современным оборудованием, наглядными пособиями и техническими средствами обучения, пополнению библиотеки учебно-методической и художественной литературой, журналами и газетами.

3.18. Организует работу по соблюдению в образовательном процессе норм и правил охраны труда.

3.19. Обеспечивает контроль за безопасностью используемых в образовательном процессе оборудования, приборов, технических и наглядных средств обучения.

3.20. Разрешает проведение образовательного процесса с обучающимися при наличии оборудованных для этих целей учебных помещений, отвечающих правилам и нормам безопасности жизнедеятельности и принятых по акту в эксплуатацию.

3.21. Организует с участием заместителя директора по административно-хозяйственной работе своевременное и качественное проведение паспортизации учебных кабинетов, мастерских, спортзала, а также подсобных помещений.

3.22. Составляет на основании полученных от медицинского учреждения материалов списки лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам с указанием фактора, по которому установлена необходимость проведения периодического медицинского осмотра.

3.23. Организует разработку и периодический пересмотр не реже 1 раза в 5 лет инструкций по охране труда, а также разделов требований безопасности жизнедеятельности в методических указаниях по выполнению практических и лабораторных работ.

3.24. Контролирует своевременное проведение инструктажа обучающихся и его регистрацию в журнале.

3.25. Совместно с заместителем директора школы по воспитательной работе определяет методику, порядок обучения правилам дорожного движения, поведения на воде и улице, пожарной безопасности, осуществляет проверку знаний обучающихся.

3.26. Проводит совместно с профкомом (профкомами) административно-общественный контроль безопасности использования, хранения учебных приборов и оборудования, химических реактивов, наглядных пособий, школьной мебели. Своевременно принимает меры к изъятию химических реактивов, учебного оборудования, приборов, не предусмотренных типовыми перечнями, в том числе самодельного, установленного в мастерских, учебных и других помещениях без соответствующего акта-разрешения, приостанавливает образовательный процесс в помещениях образовательной организации, если там создаются опасные условия здоровью работников, обучающихся.

3.27. Выявляет обстоятельства несчастных случаев, происшедших с работающими, обучающимися.

3.28. [Другие должностные обязанности].

4. Права

Завуч имеет право:

4.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии, в том числе:

- на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск;

- на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;

- на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения [для проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)];

- на оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.

4.2. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.

4.3. Вносить на рассмотрение руководителя образовательной организации предложения по улучшению деятельности организации и совершенствованию методов работы, замечания по деятельности отдельных работников.

4.4. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.

4.5. Осуществлять взаимодействие с руководителями структурных служб образовательной организации, получать информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

4.6. Вести переписку с организациями по вопросам, входящим в его компетенцию.

4.7. Требовать от руководства оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

4.8. Присутствовать на любых занятиях, проводимых с учащимися школы (без права входить в класс после начала занятий без экстренной необходимости и делать замечания педагогу в течение занятий).

4.9. Вносить в необходимых случаях временные изменения в расписание занятий, отменять занятия, временно объединять группы и классы для проведения совместных занятий.

4.10. Повышать свою профессиональную квалификацию.

4.11. [Иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации].

5. Ответственность

Завуч несет ответственность:

5.1. За нарушение устава образовательной организации.

5.2. За неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, - в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

5.3. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

5.4. За причинение материального ущерба работодателю - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

Читайте также: