Через какой период времени прогревальщик обязан контролировать работу оборудования электровоза

Опубликовано: 03.10.2024

ИНСТРУКЦИЯ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ ЭЛЕКТРОВОЗОВ И ТЕПЛОВОЗОВ В ЭКСПЛУАТАЦИИ

Заместитель Министра путей сообщения А.Н.Кондратенко 27 сентября 1999 г. N ЦТ-685

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящая Инструкция устанавливает основные положения по техническому обслуживанию (ТО) электровозов и тепловозов (далее - локомотивов) в период эксплуатации и примерные перечни выполняемых при этом работ, а также требования к оснащению и обеспечению пунктов технического обслуживания локомотивов (ПТОЛ) оборудованием и запасными частями.

1.2. В период эксплуатации производятся технические обслуживания локомотивов: ТО-1, выполняемое локомотивными бригадами, и ТО-2, выполняемое, как правило, высококвалифицированными слесарями на ПТОЛ.

1.3. Одним из основных условий безаварийной работы локомотивов и обеспечения выполнения графика движения поездов является содержание локомотивов в технически исправном состоянии, с постоянным наблюдением за работой ответственных узлов и аппаратов, своевременным выявлением и устранением неисправностей.

1.4. Технически исправное состояние локомотивов обеспечивается выполнением установленной системы ТО и текущего ремонта, качественным проведением в установленные сроки и систематическим контролем выполнения работ, бережным отношением локомотивных бригад к оборудованию локомотивов, соблюдением регламентированных режимов при управлении локомотивом.

1.5. ТО предназначено для предупреждения появления неисправностей локомотивов в эксплуатации, поддержания их в работоспособном и надлежащем санитарно-гигиеническом состоянии, обеспечения пожарной безопасности и безаварийной работы.

1.6. Ответственность за качество выполнения ТО, безопасность движения локомотивов, обеспечение сохранности на них инструмента и инвентаря несут работники, непосредственно осуществляющие ТО, локомотивные бригады и руководители депо, ПТОЛ в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1.7. Начальником службы локомотивного хозяйства устанавливается порядок и периодичность проверки технического и культурного состояния приписного парка локомотивов, находящихся в эксплуатации. При работе локомотивов на двух железных дорогах порядок и периодичность проверки устанавливается совместно начальниками служб локомотивного хозяйства этих железных дорог.

Начальник службы локомотивного хозяйства железной дороги, начальник отдела локомотивного хозяйства отделения железной дороги, начальник локомотивного депо и его заместители обязаны периодически, в соответствии с личными нормативами, проверять при постановке на ТО-2 и выпуске из ТО-2 качество выполнения ТО локомотивов.

1.8. При обслуживании локомотивов прикрепленными локомотивными бригадами на таких локомотивах, из числа машинистов, назначается старший машинист для осуществления руководства по уходу за локомотивом и содержанию его в технически исправном состоянии в эксплуатации.

Начальник локомотивного депо устанавливает порядок, предусматривающий сдачу локомотива, прошедшего ТО, одной из прикрепленных бригад либо старшему машинисту.

1.9. Начальник локомотивного депо в целях поддержания требуемого уровня технического состояния локомотивов обязан:

утвердить график осмотра заместителями начальника локомотивного депо и другими должностными лицами локомотивов, проходящих ТО-2, а в локомотивных депо, не имеющих приписного парка, в соответствии с графиком ежесуточно осматривать несколько локомотивов, находящихся в эксплуатации;

принимать меры воздействия к локомотивным бригадам и ремонтному персоналу при выявлении неудовлетворительного ТО локомотивов, содержания их в антисанитарном состоянии по замечаниям приемщика, мастера, машиниста-инструктора и старшего машиниста.

1.10. Запрещается выпускать в эксплуатацию локомотивы, у которых имеется хотя бы одна из неисправностей, указанных в Правилах технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (ПТЭ), Правилах текущего ремонта и технического обслуживания локомотивов.

1.11. Порядок действия локомотивной бригады локомотива, следующего без отцепки от поезда, при возникновении на нем неисправностей, не угрожающих безопасности движения, если отключением неисправного агрегата, аппарата или введением в действие системы резервирования, а также при неисправностях агрегатов, отключение которых приводит к понижению мощности локомотива (отключение тягового электродвигателя, цилиндра дизеля, выпрямительной установки и т.д.), обеспечивается следование локомотива резервом или с составом, с ограничением или без ограничения скорости, устанавливается начальником службы локомотивного хозяйства железной дороги исходя из местных условий.

1.12. Локомотивная бригада обязана соблюдать режим ведения поезда, обеспечивать выполнение графика движения и экономное расходование электроэнергии или топлива, не допуская перегрузок тяговых электродвигателей, трансформаторов, дизеля, генератора.

1.13. Локомотивная бригада за время от приемки до сдачи локомотива, помимо работ, связанных с ведением поезда, должна выполнить работы, предусмотренные ТО-1. Проверка технического состояния локомотива и качества выполнения ТО-1 осуществляется машинистами-инструкторами и руководителями локомотивного депо. При постановке на ТО-2 проверка производится мастером или бригадиром ПТОЛ. При необходимости производится отметка в журнале технического состояния локомотива формы ТУ-152 (далее - журнал формы ТУ-152) с последующим докладом начальнику локомотивного депо. При смене бригад контроль выполнения ТО-1 сдающей бригадой возлагается на принимающую бригаду.

1.14. ТО локомотивов, используемых под пассажирские поезда, при управлении их одним машинистом производится по инструкции, утвержденной начальником службы локомотивного хозяйства железной дороги.

1.15. Для регистрации замечаний, повреждений, отказов оборудования и деталей, выявленных в пути следования, записей о приемке и сдаче локомотива в процессе эксплуатации, о выполнении технических обслуживаний ТО-1, ТО-2, заправке смазкой в межремонтный период кожухов тяговых зубчатых передач и моторно-осевых подшипников, о наличии топлива или показаний электросчетчиков, содержании и сохранности инструмента и инвентаря, хранящегося на локомотиве, проверке автоматической локомотивной сигнализации непрерывного типа (АЛСН), радиосвязи и других проверок на каждый локомотив выдается журнал формы ТУ-152, который хранится постоянно на локомотиве.

Заполнение журнала должно осуществляться в соответствии с Инструктивными указаниями о порядке составления отчетных и учетных форм по локомотивному хозяйству и хозяйству гражданских сооружений и водоснабжения.

Ответственность за достоверность записей, состояние журнала формы ТУ-152 возлагается на машинистов, машинистов-инструкторов, мастеров в соответствии с их должностными обязанностями.

В депо приписки локомотива обязаны систематически производить анализ записей в журнале формы ТУ-152.

1.16. Эксплуатация локомотивов должна осуществляться в границах участков обращения, с обязательным выполнением полного объема ТО и экипировки, а также возвращением их в локомотивное депо приписки для своевременного ремонта.

1.17. Порядок эксплуатации и ТО на участках обращения локомотивов в пределах железной дороги должен устанавливаться приказом начальника железной дороги, а для локомотивов, обращающихся на участках двух железных дорог, совместным приказом начальников этих железных дорог.

Приказ должен пересматриваться при изменении участка обращения локомотивов, а также при замене серий локомотивов и периодически корректироваться с учетом накопленного опыта работы. В приказе должны быть отражены следующие основные вопросы:

указаны участки обращения локомотивов и их серии, участки работы локомотивных бригад, пункты смены локомотивов и локомотивных бригад;

определены пункты выполнения ТО-2, установлены нормативы периодичности и продолжительности ТО-2 в пределах нормативов, установленных МПС России;

установлены объемы работ по ТО-1 и ТО-2 локомотивов;

определен порядок постановки локомотивов на ТО-2, ТО-3, ТО-4, ТО-5, текущие ремонты и ответственность диспетчерского аппарата и других должностных лиц за своевременную постановку локомотивов согласно утвержденному графику на ТО и плановый ремонт;

установлен перечень неисправностей, обнаруженных в процессе эксплуатации локомотива и на ПТОЛ, которые подлежат устранению на ПТОЛ;

установлен перечень неисправностей, обнаруженных в процессе эксплуатации, на ПТОЛ, при наличии которых локомотив отправляется на ремонт в ближайшее локомотивное депо или в депо приписки, и порядок его отправки. Отправка локомотива из ближайшего ПТОЛ или основного локомотивного депо для выполнения ремонта в локомотивное депо приписки локомотива может производиться в порядке исключения, только по разрешению службы локомотивного хозяйства железной дороги, на которой произошло повреждение локомотива, а при работе на двух железных дорогах - по согласованию со службой локомотивного хозяйства железной дороги, в состав которой входит депо приписки локомотива;

порядок пересылки одиночных локомотивов и сплоток в действующем и недействующем состоянии в соответствии с Инструкцией о порядке пересылки локомотивов и мотор-вагонного подвижного состава;

единый порядок содержания (номенклатура, количество и места хранения) и пополнения инвентаря, инструмента, сигнальных принадлежностей, запасных частей и материалов, находящихся на локомотиве;

порядок оснащения, содержания и контроля технического состояния устройств и технических средств ПТОЛ в соответствии с ПТЭ и инструкциями МПС России;

неснижаемый запас материалов и запасных частей на ПТОЛ, а также периодичность его пополнения:

порядок обеспечения сохранного состояния локомотивов и периодичность проверки АЛСН, комплексного локомотивного устройства безопасности (КЛУБ), дополнительных приборов безопасности, поездной радиосвязи (согласно соответствующим инструкциям).

Копии приказов начальников железных дорог должны направляться в Департаменты локомотивного хозяйства и управления перевозками МПС России.

1.18. Для координации работы локомотивного депо, принятия мер по улучшению технического состояния локомотивов не менее двух раз в год должны проводиться совещания (в том числе совместные совещания по работе локомотивов, обращающихся на участках двух железных дорог) с участием заместителей начальников железных дорог, ведающих локомотивным хозяйством, начальников служб локомотивного хозяйства, начальников отдела локомотивного хозяйства отделений железных дорог, начальников локомотивных депо, мастеров, машинистов-инструкторов и, при необходимости, представителей других служб.

Совещания должны проводиться, как правило, весной (рассмотрение итогов работы за зиму и проверка подготовки к летним перевозкам) и осенью (рассмотрение итогов летней работы и проверка подготовки к зиме).

Не реже одного раза в полугодие должны производиться взаимные проверки работы ПТОЛ с участием заместителей начальников локомотивного депо, старших мастеров или мастеров, машинистов-инструкторов и приемщиков локомотивов. При проверках должно оцениваться качество выполнения всех видов ТО и текущего ремонта. Результаты совещаний и проверок должны быть оформлены протоколами, а в необходимых случаях приказами.

1.19. При эксплуатации локомотивов локомотивными бригадами нескольких локомотивных депо об изменениях в конструкции отдельных локомотивов должны быть письменно уведомлены все задействованные локомотивные депо и ПТОЛ.

Информация о внесении изменений в конструкцию локомотива, порядке эксплуатации опытных конструкций и действий в случае их неисправности должна быть вывешена в кабине машиниста.

1.20. Единые инструктивные указания локомотивным бригадам по быстрому обнаружению и устранению отказов для каждой серии локомотивов утверждаются начальниками служб локомотивного хозяйства железных дорог, на которых обращаются локомотивы.

1.21. Локомотивные бригады и ремонтный персонал обязаны выполнять требования нормативных актов МПС России по работе локомотивов в зимних условиях.

1.22. ТО локомотивов скоростного пассажирского движения должно осуществляться в соответствии с Инструкцией по техническому обслуживанию и эксплуатации сооружений, устройств, подвижного состава и организации движения на участках обращения скоростных пассажирских поездов.

1.23. При ТО следует использовать средства технической диагностики оборудования локомотивов, рекомендованные Департаментом локомотивного хозяйства МПС России.

1.24. Все работы по эксплуатации и ТО локомотивов должны выполняться в соответствии с правилами и инструкциями МПС России по охране труда, технике безопасности и производственной санитарии. Упомянутые документы, а также дополнительные условия безопасного обслуживания локомотивов, при необходимости, могут быть отражены в документах, утверждаемых железной дорогой.

2. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ТО-1 ЛОКОМОТИВОВ

2.1. Общие требования

2.1.1. ТО-1 локомотивов выполняется локомотивными бригадами при приемке-сдаче локомотивов на железнодорожных путях основного или оборотного локомотивного депо, в пунктах смены локомотивных бригад на станционных путях, при остановках на промежуточных железнодорожных станциях, в ожидании работы и вводе в работу, при экипировке локомотивов.

2.1.2. Объемы работ, выполняемых локомотивными бригадами при ТО-1 локомотивов с распределением обязанностей между локомотивными бригадами, машинистом и помощником по ТО узлов, оборудования, поддержания локомотивов в культурном состоянии в течение одного или нескольких рейсов, устанавливаются в перечне работ, который составляется начальником локомотивного депо приписки локомотивов исходя из местных условий эксплуатации и утверждается начальником службы локомотивного хозяйства железной дороги.

Перечень работ является обязательным для локомотивных бригад на всем участке обращения локомотива. (Примерный перечень работ по техническому обслуживанию электровозов и тепловозов локомотивными бригадами приведен в Приложениях 1-7 к настоящей Инструкции.)

Кроме работ, указанных в перечне, локомотивные бригады обязаны выполнять требования нормативных актов МПС России, инструкций железной дороги по техническому обслуживанию локомотивов.

2.1.3. Ответственность за качественное выполнение ТО-1 локомотивов и соблюдение правил техники безопасности возлагается на машиниста, который также должен контролировать работу помощника машиниста и обучать его рациональным методам ТО.

2.1.4. Перечень работ по техническому обслуживанию локомотивов с распределением их между локомотивными бригадами на участках их обращения должен находиться на каждом локомотиве в кабине машиниста, и принимающая бригада обязана контролировать выполнение указанных в нем работ сдающей бригадой.

2.1.5. На участках обращения локомотива обслуживающая локомотивная бригада обязана выполнить работы очередного этапа ТО-1 в соответствии с перечнем, установленным локомотивным депо приписки данного локомотива, после завершения всех этапов цикл работ повторяется.

2.1.6. О приемке и сдаче локомотива машинисты обязаны расписаться в журнале формы ТУ-152.

2.1.7. В случае обнаружения неисправностей, отмеченных в пункте 1.10 настоящей Инструкции, при необходимости пополнения локомотива песком, водой, топливом, при наступлении или истечении срока постановки локомотива на ТО-2 машинист обязан своевременно поставить в известность локомотивного диспетчера или дежурного по локомотивному депо (пункту оборота) о необходимости замены локомотива, постановки его на ремонт или экипировку.

2.2. Приемка локомотивов

2.2.1. Принимающая локомотив бригада обязана по журналу формы ТУ-152 проверить даты выполнения последнего технического обслуживания ТО-2, проверки АЛСН, КЛУБ и радиосвязи, ознакомиться с замечаниями локомотивной бригады, сдающей локомотив, и с записями о выполнении ремонта по этим замечаниям.

При выдаче локомотива под пассажирский поезд, для работы "в одно лицо", машинист должен произвести приемку локомотива из ТО-2 и произвести проверку тормозного оборудования и приборов безопасности (системы автоматического управления тормозами, телемеханической системы контроля бодрствования машиниста, АЛСН, КЛУБ), радиосвязи.

2.2.2. При осмотре локомотивов принимающая локомотивная бригада обязана:

проверить результат выполнения ТО-1 сдающей локомотивной бригадой и в случае, если работы выполнены с низким качеством или не выполнены, сделать об этом запись в журнал формы ТУ-152;

осмотреть механическую часть локомотива, обратив особое внимание на крепление и состояние бандажей колесных пар, рессорного подвешивания, автосцепных устройств, предохранительных устройств от падения деталей на путь;

проверить состояние тормозной рычажной передачи, выход штоков тормозных цилиндров и другого тормозного оборудования в соответствии с Инструкцией по эксплуатации тормозов подвижного состава железных дорог;

проверить состояние буксовых узлов колесных пар локомотива, температуру их нагрева. При этом необходимо проверять надежность болтовых креплений, состояние резинометаллических поводков, отсутствие трещин в корпусах и крышках букс, целостность наличников букс и их крепление. Признаком перегрева подшипникового узла является подгорание и изменение цвета его окраски, вытекание смазки и т.п.:

осмотреть крышевое оборудование (для электровозов), без подъема на крышу;

убедиться в правильности работы электрических аппаратов, вспомогательных машин, четкости работы токоприемников при их подъеме и опускании;

проверить работу звуковых приборов, прожектора, буферных фонарей, освещения;

проверить наличие песка и работу песочниц;

проверить наличие масла в компрессорах, топлива, воды и масла (на тепловозе), показания счетчика (для электровозов);

Ответ: На данный вопрос ответ дан Правовым управлением Ростехнадзора.

Согласно пункту 8 Федерального закона № 116-ФЗ, если в организации, осуществляющей деятельность в области промышленной безопасности, аттестационная комиссия не сформирована, аттестация работников в области промышленной безопасности проводится аттестационной комиссией, формируемой соответствующим федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.

Обучение работников безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов осуществляется работодателем в соответствии с требованиями статьи 225 Трудового кодекса Российской Федерации, а также отдельными федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.

Проверка знаний рабочих проводится в комиссии организации или подразделения организации, состав комиссии определяется приказом по организации. Процедура проверки знаний, оформление результатов проверки знаний проводятся в порядке, установленном в организации. Рабочему, успешно прошедшему проверку знаний, выдается удостоверение на право самостоятельной работы. Допуск к самостоятельной работе оформляется распорядительным документом организации.

Полезная статья по теме от 06.2019:

Вопрос от 16.05.2019:

Ответ: На данный вопрос ответ дан Управлением государственного строительного надзора Ростехнадзора.

Согласно пункту 26 Положения об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утверждённого приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 № 37 [новый документ], проверка знаний проводится в комиссии организации или подразделения организации, состав комиссии определяется приказом по организации. Процедура проверки знаний, оформление результатов проверки знаний проводятся в порядке, установленном в организации. Рабочему, успешно прошедшему проверку знаний, выдаётся удостоверение на право самостоятельной работы.

Пунктом 150 «б» Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъёмные сооружения», утверждённых приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 № 533 [новый документ], определено, что эксплуатирующие организации обязаны обеспечить содержание ПС в работоспособном состоянии и безопасные условия их работы путём организации надлежащего надзора и обслуживания, технического освидетельствования и ремонта. В этих целях должен быть обеспечен установленный порядок аттестации (специалисты) и допуска к самостоятельной работе (персонал) с выдачей соответствующих удостоверений, в которых указывается тип ПС, а также виды работ и оборудования, к работам на которых они допущены.

На основании изложенного организация, эксплуатирующая ПС, должна самостоятельно определить порядок и сроки хранения протоколов аттестации специалистов и проверки знаний персонала.

Нормативно-правовыми актами в области энергетики не установлены сроки хранения журналов проверки знаний правил и норм в электроустановках.

Вместе с тем в соответствии с Перечнем типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утверждённым приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558, зарегистрированным в Минюсте России 08.09.2010 № 18380, документы об обучении работников технике безопасности и протоколы аттестации по технике безопасности хранятся 5 лет.

Вопрос от 17.01.2019:

Ответ: В соответствии с пунктом 18 «Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору», утвержденного приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 № 37 [новый документ] (далее - Положение), аттестационные комиссии поднадзорных организаций создаются приказом (распоряжением) руководителя организации. В состав аттестационной комиссии организации включаются руководители и главные специалисты организации, руководители и начальники управлений, отделов, осуществляющих производственный и другие виды внутреннего контроля за соблюдением требований безопасности, представители аварийно-спасательных служб и другие высококвалифицированные специалисты. Возглавляет комиссию один из руководителей.

Исходя из норм пункта 20 Положения, в территориальных аттестационных комиссиях Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору проходят аттестацию руководители и члены аттестационных комиссий организаций.

Согласно пункту 26 «Положения об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору», утвержденного приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 № 37, проверка знаний стропальщиков проводится в комиссии организации, состав комиссии определяется приказом по организации.

Вопрос от 14.12.2017:

Ответ: Отвечают специалисты отдела по надзору за безопасностью объектов систем газораспределения и газопотребления:

Для рабочих, в том числе и операторов котельной, разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном в этих организациях, производственные инструкции, на основании квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках, и/или профессиональных стандартов по соответствующим профессиям рабочих, а также с учетом особенностей технологических процессов конкретного производства.

Перед допуском к самостоятельной работе после инструктажа по технике безопасности рабочие проходят проверку знаний производственных инструкций и не должны проходить обучение по промышленной безопасности.

Вопрос от 20.11.2017:

Ответ: Ответ на данный вопрос был подготовлен специалистами Управления по надзору за объектами нефтегазового комплекса Ростехнадзора.

Периодическая аттестация специалистов проводится не реже одного раза в пять лет, если другие сроки не предусмотрены иными нормативными правовыми актами.

Проверка знаний у рабочих должна проводиться не реже одного раза в 12 месяцев в соответствии с квалификационными требованиями производственных инструкций и/или инструкции по данной профессии.

Вопрос от 08.11.2017:

Ответ: Управление Ростехнадзора сообщает.

Пунктом 3 Положения об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 января 2007 года N 37 [новый документ] предусмотрено, что если для отдельных категорий рабочих основных профессий нормативными правовыми актами установлены дополнительные требования к обучению и контролю знаний по безопасности, то применяются также требования, предусмотренные этими нормативными правовыми актами.

Требованиями пункта 227 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденных приказом Ростехнадзора от 25 марта 2014 года № 116 [новый документ] профессиональное обучение и итоговую аттестацию рабочих с присвоением квалификации должны проводить в образовательных организациях, а также на курсах, специально создаваемых эксплуатирующими организациями в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области образования.

Вопрос от 03.05.2016:

Ответ: Требования главы II«Профессиональное обучение рабочих основных профессий» [новый документ] исключены приказом Ростехнадзора от 30 июня 2015 года № 251, соответственно Ростехнадзором не установлены требования по профессиональному обучению рабочих.

Лицензионные требования и перечень образовательных услуг по реализации образовательных программ профессионального обучения: профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации по профессиям рабочих установлены постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 № 966 «О лицензировании образовательной деятельности» [новый документ].

Вопрос от 09.12.2015:

Ответ: Специалисты Управления государственной службы и кадров Ростехнадзора ответили на данные вопросы.

В целях приведения Положения об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утверждённого приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29.01.2007 № 37 [новый документ], в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» издан приказ Ростехнадзора от 30.06.2015 № 251 «О внесении изменений в Положение об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утверждённое приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29.01.2007 № 37», в том числе касающийся отмены необходимости согласования программ профессионального обучения и присутствия в составе квалификационной комиссии представителя территориального органа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Данный приказ зарегистрирован Минюстом России 27.07.2015 (регистрационный № 38208) и вступил в силу 10.08.2015.

На основании изложенного обучение и проверка знаний по рабочим профессиям осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».

Учебные программы самостоятельно разрабатываются организацией, занимающейся подготовкой, в соответствии с действующими нормативными правовыми актами, а также дополняются соответствующими требованиями по мере выхода новых нормативных правовых документов.

Вопрос от 21.07.2015:

Ответ: Профессиональное обучение рабочих является образовательной деятельностью по основным программам профессионального обучения. Правила осуществления этой деятельности регламентированы Приказом Министерства образования и науки от 18.04.2013 г. № 292, зарегистрированным Минюстом России 15.05.2013 (регистрационный номер 28395) [новый документ], утвердившим «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения».

В соответствии с требованиями пункта 13 этого Порядка [новый документ] «лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, присваивается разряд по результатам профессионального обучения и выдается свидетельство о профессии рабочего». Выдача иного документа организациями, осуществляющими образовательную деятельность, не предусмотрено.

Данное обстоятельство не противоречит требованиям пункта 11 РД 03-20-2007 [новый документ], в соответствии с которыми удостоверение о допуске к самостоятельной работе выдается лицам, успешно сдавшим в установленном порядке экзамены по ведению конкретных работ на опасном производственном объекте. Этот порядок установлен требованиями пункта 26 РД 03-20-2007 [новый документ].

Перед допуском к самостоятельной работе после инструктажа по безопасности рабочие проходят проверку знаний инструкций. Проверка знаний проводится в комиссии организации или подразделения организации, состав комиссии определяется приказом по организации. Процедура проверки знаний, оформление результатов проверки знаний проводится в порядке, установленном в организации. Рабочему, успешно прошедшему проверку знаний, выдается удостоверение на право самостоятельной работы.

Таким образом, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализующие основные программы профессионального обучения (профессиональная подготовка по профессиям рабочих, переподготовка рабочих, повышение квалификации рабочих), вправе по результатам обучения выдавать только квалификационный документ (свидетельство). Удостоверение о допуске к самостоятельной работе на опасном производственном объекте выдается комиссией эксплуатирующей организации.

Вопрос от 21.07.2015:

Ответ: Порядок организации обучения и проверки знаний по безопасности рабочих основных профессий организаций (независимо от организационно-правовых форм и форм собственности этих организаций), осуществляющих эксплуатацию опасного производственного объекта установлен Положением об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (РД 03-20-2007), утвержденным приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 № 37 (зарегистрирован Минюстом России 22.03.2007, рег. № 9133) [новый документ].

В соответствии с п. 7 РД 03-20-2007 [новый документ] подготовка рабочих осуществляется по программам профессионального обучения для рабочих основных профессий в соответствии с квалификационными требованиями для каждого разряда конкретной профессии и установленным сроком обучения. Программы профессионального обучения предусматривают теоретическое и производственное обучение. Согласно п. 11 РД 03-20-2007 [новый документ] по окончании обучения проводится итоговый экзамен по проверке теоретических знаний и практических навыков обучающихся. По результатам экзамена на основании протокола квалификационной комиссии обучаемому присваивается квалификация (профессия), разряд и выдается свидетельство. Квалификационная комиссия формируется приказом руководителя организации, проводящей обучение. В состав квалификационной комиссии не включаются лица, проводившие обучение.

Обучение рабочих на допуск к обслуживанию оборудования действующим законодательством не предусмотрено.

Допуск рабочих к самостоятельной работе оформляется приказом по организации, в которой работает допускаемый, после проведения проверки знаний производственных инструкций и (или) инструкций для конкретных профессий.

Проверка знаний проводится в комиссии организации или подразделения организации, состав комиссии определяется приказом по организации. Процедура проверки знаний, оформление результатов проверки знаний проводится в порядке, установленном в организации. Рабочему, успешно прошедшему проверку знаний, выдается удостоверение на право самостоятельной работы.

На правах рекламы:

Наш учебный центр осуществляет обучение рабочих основных профессий практически по всем отраслям ОПО. Обращайтесь


Руководитель направления по Нижегородской области, Республике Татарстан
Шатило Валерий Викторович
Телефон: +7 (910) 181-9760
E-mail:

2. При приемке, сдаче, и техническом обслуживании ТО-1 электровозов обращать особое внимание на состояние снегозащитных устройств.

3. Локомотивным бригадам запрещается принимать из планового, внепланового видов ремонта, ТО-2 и при простое под депо свыше 6-ти часов без замера сопротивления изоляции с записью в ТУ-152.

4. В целях прогрева тяговых двигателей локомотивной бригаде необходимо на первых одном-двух перегонах от пункта отправления поезда при температуре окружающего воздуха ниже –10С вести поезд с набором не свыше 21 позиции и компенсировать потерянное время на следующих перегонах.

5. Запрещается в пути следования включать вентиляторы, оставлять открытыми двери кузова, окна и люки. При попадании снега в кузов локомотивная бригада обязана точно указать в журнале ТУ-152 места неплотностей.

6. В пути следования при длительных стоянках и температуре воздуха –30С и ниже каждые 30мин производить поочередное опускание и подъем токоприемников при обесточенных силовых и вспомогательных цепях.

7. В пути следования при смене локомотивных бригад и изменении направления движения электровоза необходимо прочистить песочные трубы и проверить подачу песка под все колесные пары.

8. Порядок постановки электровоза в отстой, выдачи и смены локомотивных бригад

2.1. При постановке электровоза в отстой и смены локомотивных бригад необходимо:

Спустить конденсат из главных резервуаров,маслоотделителей и влагосборников.

Продуть питательную и тормозную магистрали путем открытия концевых кранов

межсекционного соединения, открыть краны холодильников компрессоров.

2.2 При приемке электровоза после отстоя необходимо:

a) Поверить выборочно через верхние смотровые люки состояние не менее 2-х тяговых двигателей каждой секции электровоза на отсутствие снега и инея.

Убедиться, что сопротивление тяговых двигателей, силовых и вспомогательных цепей измерено и соответствует нормам (не менее 2,5 МОМ) по записи в ТУ-152.

b) Убедиться в отсутствии ледяных пробок в трубопроводах воздушных магистралей, путем продувки главных резервуаров, межсекционных соединений, концевых кранов, отстойников и влагосборников. Проверить работу песочных форсунок, четкость срабатывания аппаратов с пневмоприводом и работу токоприемника на подъем и опускание.

c) При температуре воздуха –30С и ниже произвести переключение на низкую температуру масла.

d) После длительного отстоя перед началом движения произвести продувку тяговых электродвигателей с целью ликвидации инея в течение не менее 20мин.

2.3 Во всех случаях локомотивные бригады при приемке и сдаче локомотива, а

резервные машинисты после выставления со смотровых позиций обязаны продуть холодильники компрессоров, главные резервуары, маслоотделители и влагосборники. Продуть питательную и тормозную магистрали путем открытия концевых кранов и кранов межсекционного соединения. В отстое и при следовании под поезд и из- под поезда краны холодильников должны быть открыты.

2.4.После вывода электровоза с ремонтной и смотровой канавы ПТОЛ производить

прогрев эл. тяговых двигателей током 300-400 А с продвижкой электровоза на

расстоянии 10-15 м. в течение 2-3 мин.

подготовка и эксплуатация тепловозов в зимних условиях

Эксплуатация тепловозов в зимних условиях осложнена тем, что снег, попадая в электрические машины вызывает снижение сопротивления изоляции, резкие перепады температур между охлаждающей водой, маслом и окружающей средой приводит к нарушению уплотнений, обводнению топлива и масла.

При подготовке к работе в зимних условиях выполнить следующие работы:

1. Утепление тепловоза:

- проверить и привести в исправное состояние утеплительные чехлы, жалюзи и секции холодильника

- при температуре воздуха 5 градусов навешиваются чехлы на боковые и верхние жалюзи холодильника

- в процессе эксплуатации, в зависимости температуры воздуха чехлы частично открываются, для эффективного обеспечения температурного режима

- при температуре воздуха –15 о С и ниже жалюзи должны быть полностью закрыты чехлами

- проверить и привести в исправное состояние утепление трубопроводов6 топливной трубы, от топливного бака до настильного листа рамы тепловоза, всасывающих трубопроводов от топливного бака до фильтров грубой очистки топлива

- топливо подогреватель должен быть постоянно включен

- отстой из топливного бака сливать не реже одного раза в сутки

- на водяных трубопроводах проверить целостность соединению дюритовых рукавов

- проверить работу калорифера и электродвигателей МН и МВО, проходимость наружного участка сливной масляной трубы из картера дизеля

- проверить на отсутствие ледяных пробок в воздушных трубопроводах, кранах продувки ГР, масло и влагосборников, резервуаре вспомогательных цепей, фильтра ЭПК и крана машиниста 254 продувать не менее 3-4 раз в смену

- при каждой приемке тепловоза продувать напорную магистраль полным открытием концевого крана, наличие и исправность снегозащитных устройств, суфле тяговых электродвигателей. Проверить работу термореле, электроманометров, электротермометров, контролирующих работу дизеля

2. Аккумуляторную батарею перевести на зимний режим работы

- закрыть вентиляционные лючки отсека АБ

- плотность электролита довести до 1,22 – 1,23 г/см

- уровень электролита держать не ниже 30 мм над верхней кромкой пластин

- чаще осматривать АБ, чтобы не допустить замерзание электролита

3. Особенно важно при низких температурах окружающего воздуха соблюдать температурный режим дизеля. Как правило, для дизелей мощностью до 1500 л.с. и частотой вращения коленчатого вала до 100 об/мин температура воды должна быть 70 о С.

- не допускать резких перепадов температуры воды и масла, что приводит к выходу из строя секций холодильника и нарушениям уплотнений, особенно тяжелый режим работы наступает при понижении температуры воздуха ниже –40 о С

- при длительных стоянках тепловоза в ожидании работы не допускать снижение температуры воды и масла ниже 50-60 градусов

- во избежании попадания снега в тяговые электродвигатели не останавливать дизель для обеспечения наддува

- в случае необходимости расхолаживания тепловоза нужно слить охлаждающую воду пока её температура не снизилась ниже 50 – 45 градусов, при этом обязательно контролировать чтобы вода не сталась в отдельных участках системы охлаждения, насосы, воздушные охладители, топливо подогреватели, грелки для ног, калориферы, блок дизеля, секции холодильника и др. После слива систему необходимо продуть сжатым воздухом

1. После завершения технологических операций локомотивной бригадой,
прибывшей на путь отстоя, принимает от неё количество топлива на
локомотиве, качество выполнения ТО-1 с отметкой в маршруте машиниста. В
обязанности дежурного машиниста или помощника машиниста, работающего
на прогреве также входит оказание помощи машинисту, работающего в одно
лицо по ст. Белев, при выполнении ТО-2.

2. Приняв тепловозы, дежурный машинист или помощник машиниста
работающий на прогреве, несёт ответственность в части соблюдения теплового
режима, пожарной безопасности, надёжности закрепления, сохранности
оборудования, топлива, смазки, пломб на приборах безопасности.

3. В процессе прогрева дежурный машинист или помощник машиниста
работающий на прогреве, производит следующий цикл работ:

3.1 Проверяет наличие топлива, воды, масла в баках, картерах,
системах;

3.2 Следит за температурой, не допуская понижения: воды менее 40°С
и менее 35°С - масла. Регулировку температуры производить включением
вентилятора охлаждения и открытием жалюзи, на допуская понижения её в
один приём более 5°С;

3.3 С целью недопущения скопления в выходном коллекторе
несгоревшего масла с 21час. ООмин. до 21час. ЗОмин., с 1час. 00 мин. до 1час.
ЗОмин., с 3 час. 00 мин. до 3 час. 30 мин., с 9час.ООмин. до 9час. ЗОмин.,

прогрев тепловозов ЧМЭЗ - осуществлять не ниже чем на 6-ой позиции, тепловозов 2М62У не ниже 12 позиции;

3.4 Прогрев тепловозов производить при включённом в кабине мотора
калорифера, а на тепловозах 2М62У при открытых дверях из кабины
машиниста;

3.5 Запрещается останавливать дизеля при температуре ниже 5°С и
при сильных снегопадах и метелях без острой необходимости;

3.6 В зависимости от температуры окружающего воздуха
периодичность запусков дизеля для прогрева должна быть от одного часа и
выше. Осмотр дизельного помещения с проверкой плотности трубопроволов
топлива, масла, воды и их соединений (визуально в доступных местах) и
противопожарное состояние тепловоза, контролировать через каждые 30
минут работы;

3.7 Продувку тормозного оборудования производить при заступлении
на работу, а при минусовой температуре через каждые 2 часа работы;

3.8 Запрещается глушить тепловоз при температуре масла более 55°С,
воды более 70°С;

3.9 В случае, если по каким либо причинам дизель заглохнет и
запустить его невозможно, то при температуре воды не ниже 40°С она должна
быть слита из системы, а система продута сжатым воздухом;

4. При выдаче тепловоза с тракционных путей в работу, дежурный
машинист или помощник машиниста работающий на прогреве, проводит
предрейсовый инструктаж локомотивной бригаде по материалам безопасности
движения поездов, сдаёт по расходу топливо с подписью в маршруте
машиниста, контролирует изъятие тормозного башмака из под тепловоза
локомотивной бригадой, готовит стрелку № 101 на выход на станцию, кроме
того следит за своевременной выдачей тепловозов на контрольный пост.

5. С целью поддержания территории в культурном состоянии за
дежурным машинистом или помощником машиниста, работающего на
прогреве, закрепляются: стрелка №101, путь отстоя тепловозов, смотровая
канава.

6. В процессе работы дежурный машинист или помощник машиниста
работающий на прогреве, поддерживает связь по телефону с ТЧД пункта Тула
или ТЧД основного депо Новомосковск.

Обязанности локомотивной бригады при обслуживании стрелочного поста №1.

Общие положения.

1.1. Для производства маневровой работы на посту №1 назначается электровозная локомотивная бригада, вызванная на манёвры при депо.

1.2. Машинист электровоза (помощник машиниста с правами управления) обязан: обеспечить приемку электровозов при заходе в депо, а так же их подготовку к работе и охрану в отстое; перевод стрелок при выдаче и постановке в депо подвижных единиц;

контроль за техническим состоянием стрелочных переводов, их очистку, смазывания, закрепления болтов, закрепления вагонов и подвижных единиц на тракционных путях от ухода.

1.3. Все работы должны выполняться в соответствии с правилами технической эксплуатации железных дорог, инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах, инструкцией по сигнализации на железных дорогах, приказов и указаний по обеспечению безопасности движения и техники безопасности, касающихся работников ж. д. транспорта. Один из членов бригады по указанию дежурного по депо, не зависимо машинист электровоза или помощник машиниста, должен постоянно находиться на посту №1.

1.4. Находясь на работе на посту №1 машинист электровоза (помощник машиниста электровоза с правами управления), который непосредственно будет производить маневровую работу в районе заданного поста, должен иметь при себе: жёлтый и красный флаги в дневное время, ручной сигнальный фонарь с прозрачно-белым, жёлтым и красным огнём в тёмное время суток.

1.5. Держать стрелки в положении предусмотренном местной инструкцией, и переводить их только при производстве маневровой работы, а так же при необходимости очистки, проверки и ремонта, быстро и чётко выполнять все необходимые операции связанные с производством маневровой работы, выдачей и заходом единиц из (в) депо.

1.6. Содержать помещение стрелочного поста и прилегающую территорию в культурном состоянии.

1.7. Обо всех замеченных нарушениях немедленно сообщать дежурному по депо, а в случае угрожающих безопасности движения или жизни людей принимать все меры к остановке маневрового состава.

1.8. При возникновении неисправности на стрелочном переводе или участке пути, машинист электровоза (помощник машиниста электровоза с правами управления) обязан прекратить движение подвижного состава и установить на месте препятствия красный щит, а так же доложить дежурному по депо.

1.9. При сильных ветрах машинист электровоза (помощник машиниста электровоза с правами управления) обязан не ожидая указания дежурного по депо, дополнительно проверить надежность закрепления подвижного состава на тракционных путях депо.

1.10. Машинисту электровоза (помощнику машиниста электровоза с правами управления) выполняющему маневровую работу на стр. посту №1 запрещается:

- Выводить стрелки из нормального положения, когда это не вызывается условиями работы.

- Находиться на рабочем месте без установленных сигнальных принадлежностей и сигнального жилета.

- Отлучаться с поста без разрешения дежурного по депо.

- Допускать посторонних лиц к стрелочным переводам, в помещение стрелочного поста.

- Допускать выход из депо единиц без согласования с ДСП Тула – Курская.

Прием дежурства

2.1. При приеме дежурства машинист электровоза (помощник машиниста электровоза с правами управления), работающий на посту №1 обязан:

- Убедиться в том, что подвижной состав, стоящий на тракционных путях депо, не выходит за предельные столбики, сцеплены между собой и надежно закреплены от ухода;

- Осмотреть все стрелочные переводы входящие в пост №1 и убедиться в их исправности;

- Проверить согласно описи в присутствии сдающей бригады инвентарь, сигнальные принадлежности, инструмент и инвентарь особого учета тормозные башмаки и ключ от замка стрелки пожарного поезда.

2.2. По окончанию приемки машинист электровоза (помощник машиниста электровоза с правами) должен доложить дежурному по депо о нахождении подвижных единиц закрепления их и о приемки смены (замечания по содержанию стрелочных переводов).

Содержание и обслуживание стрелочных переводов.

3.1. Для обеспечения бесперебойной работы стрелочных переводов машинист электровоза (помощник машиниста электровоза с правами) обязан:

- Содержать стрелки входящие в пост в чистоте, закреплять ослабшие болты, добивать костыли, своевременно удалять со стрелочных переводов снег, лед, грязь песок и мусор;

- Тщательно смазывать все трущиеся части и особенно, стрелочные подушки под остряками;

- Не допускать скопления воды на стрелочных переводах и около них.

3.2. При необходимости ремонта стрелочных переводов машинист электровоза (помощник машиниста электровоза с правами управления) может допускать к производству ремонта работников дистанции пути после проверки документов и после разрешения дежурного по депо с записью в настольном журнале.

4. Обязанности машиниста электровоза (помощник машиниста электровоза с правами управления) при производстве маневров на посту №1.

4.1. Машинист электровоза (помощник машиниста электровоза с правами управления) при производстве маневров обязан: точно и своевременно выполнять задания на маневровую работу; внимательно следить за подаваемыми сигналами, точно и своевременно выполнять сигналы и указания передвижениях; внимательно следить за людьми, находящимися на путях, положением стрелок и расположением подвижного состава; обеспечивать безопасность производства маневров и сохранность подвижного состава. Задание о приготовлении маневрового маршрута или установки стрелки на тот или иной путь, руководитель маневров, дежурный по станции, дежурный по депо передает лично или по радиосвязи.

4.2. Четко и своевременно передавать машинисту и руководителю маневров при заходе и выходе локомотива необходимые сигналы и сообщения.

4.3. Перед подачей сигналов или передачи команды о передвижении маневрового состава проверять правильность положения стрелок в приготовленном маршруте лично.

4.4. После перевода стрелки запереть её на закладку и убедиться в плотности прилегания остряка.

4.5. До прохода состава или единицы должны находиться у стрелочного перевода.

4.6. Машинист электровоза (помощник машиниста электровоза с правами управления) работающий на стрелочном посту №1 обязан следить за закреплением подвижного состава на путях 1.2.79. с записью в журнале времени закрепления и изъятия тормозных башмаков, фамилии исполнителя.

В зимнее время электровозы работают в более трудных условиях: низкие температуры, снег и гололед влияют на работу узлов локомотивов.

Тяговые двигатели. Мощность, которую могут реализовать двигатели электровоза в зимнее время, несколько выше, в связи с лучшими условиями охлаждения двигателей (большая разность температур между нагретыми обмотками и холодным окружающим воздухом). Однако практически использовать это увеличение мощности обычно не удается, так как в холодное время возрастает сопротивление движению поезда и ухудшается сцепление колес с рельсами. Поезд зимой «идет тяжелее», и чтобы выдержать заданное перегонное время хода, машинист вынужден нагружать двигатели большим током и длительнее, но они не перегреваются благодаря лучшему охлаждению. Поэтому увеличить массу поезда практически невозможно, но и снижать ее приходится значительно реже, чем при других видах тяги. Так как в зимнее время тяговые двигатели работают с большей нагрузкой, количество охлаждающего их воздуха по возможности должно быть сохранено Зимой, как и летом, при движении электровоза постоянного тока по подъему вентиляторы включают на высокую частоту вращения. При метелях вентиляторы не выключают даже на стоянках, а лишь переводят их на низкую частоту вращения (если это предусмотрено схемой).

Перед отправлением поезда до включения тяговых двигателей вентиляторы запускают на высокую частоту вращения, при которой снег из двигателей выдувается. Если на паковочной ткани или мешковине жалюзи намерзает лед, то на стоянках его отбивают (где это доступно).

После длительной стоянки на морозе коллекторы двигателей покрываются инеем, поэтому первоначальный пуск электровоза выполняют на очень малой скорости, слегка притормаживая локомотив, чтобы избежать поломки щеток. Так как в зимнее время пробоксовки колесных пар электровоза бывают чаще, чем летом, то осмотр тяговых двигателей проводят по возможности чаще, обращая особое внимание на состояние коллектора, щеточ­ного аппарата, изоляторов кронштейнов щеткодержателей.

Вводить электровоз в теплое помещение депо с холодными двигателями не рекомендуется, так как через 1 —1,5ч все наружные и внутренние их поверхности покроются снежными иглами длиной до 20—30мм; затем иглы растают и влага попадет в мельчайшие поры изоляции двигателя. Поэтому при необходимости поставить электровоз в депо это делают сразу же после прибытия, пока двига­тели еще теплые.

При следовании со станции в депо вентиляторы выключают (если нет метели или сугробов снега на пути). Когда электровоз сразу по прибытии подать на стойло депо невозможно, тяговые двигатели подогревают током непосредственно перед вводом в депо или уже на стойле горячим воздухом от стационарных или передвижных калориферов. Порядок ввода электровоза в депо зимой устанавливают приказом начальника депо.

В период метелей и оттепелей во время заходов электровозов в депо проверяют состояние изоляции тяговых двигателей, как указывалось выше. Если сопротивление изоляции менее 1,2МОм, двигатель просушивают. Если сушка производится током от контактной сети, то во избежание перегрева меди отдельных пластин коллекторов

двигате­лей, электровоз должен медленно перемещаться (первые позиции контроллера на электровозах постоянного тока при вентиляторах, включенных на низкую частоту вращения, что исключит перегрев пусковых резисторов). На электровозах ВЛ10, ВЛ10у, имеющих ослаб­ление возбуждения на первых позициях контроллера, прогрев двигателей подключением их к контактной сети не разрешается. Постановка холодного электровоза в теплое помещение отражается также на состоянии аппаратуры, поэтому без нужды этого делать не следует. Электровозы, отставляемые от работы в оперативный резерв, должны находиться лишь в пунктах, имеющих персонал для их обслуживания; при снегопадах и метелях на электровозах должны быть включены вентиляторы. Пересылка электровозов в зимнее время в пределах закреплен­ных участков обращения должна осуществляться сплотками не более чем из трех локомотивов; во время пересылки работники, сопровождающие электровозы, обязаны включать вентиляторы охлаждения тяговых двигателей.




В тех случаях, когда снегопад начинается до перевода электровоза на зимний режим работы, машинист обязан надеть защитный фильтр-круг (фильтр-раму) на всасывающее отверстие вентилятора, а по окончании снегопада снять его или сообщить об этом принимающему машинисту, сделав запись в Журнале техни­ческого состояния электровоза.

Особые меры защиты тяговых двигателей от попадания в них снега приходится принимать при работе с плуговыми снего­очистителями; в частности, можно дополнительно установить два слоя паковочной ткани на жалюзи, фильтры на всасывающие отверстия вентиляторов, а между очистителем и электровозом обяза­тельно следует иметь прикрытие не менее чем в четыре оси.

Токоприемники. Образование на контактном проводе гололеда значительно осложняет работу токоприемников. Вследствие плохой проводимости ледяной корки при токосъеме возникает сильное искрение. Электрическая дуга может вызвать значительные повреж­дения рабочей поверхности контактного провода и привести к его пережогу. Сильно подгорают контактные пластины токоприемников, и срок их службы значительно снижается. Плотная ледяная корка на контактном проводе может временами полностью прерывать ток, что вызывает резкие колебания силы тяги электро­воза. Чтобы не допустить пережога контактных проводов, соблюдают следующие основные правила работы электровозов во время голо­леда.

Трогание и разгон поезда ведут при двух поднятых токо­приемниках. При выходе на перегон, если контактные провода там не покрыты гололедом и искрения нет, первый по ходу поезда токоприемник опускают. Во время сильных морозов даже при небольшом инее на проводах, поезд трогают с места при двух поднятых

При двойной тяге на втором электровозе поднимают только один (задний по ходу) токоприемник.

В случае наступления сильного гололеда, получив штормовое извещение, работники депо, ПТОЛ должны приступить к смазке подвижных частей токоприемников и пружин противо - гололедными жидкостями типа «Арктика», АГ и др., а при их отсутствии — смазками ЖТКЗ и ЖТКЗУ-2 или трансформаторным маслом. Они обязаны также подготовить к работе в данных условиях резервные электровозы. Получив приказ локомотивного диспетчера, на несколь­ко электровозов устанавливают вибропантографы; эти электровозы должны быть выставлены на контрольный пункт не позднее чем через 30 мин после получения приказа диспетчера.

При угрозе гололеда или его наступлении машинисты обязаны, принимая электровоз, лично контролировать состояние токо­приемников, наличие кожухов над пружинами, наличие смазки на подвижных частях, во время стоянок на станциях и деповских путях периодически очищать токоприемники путем неоднократного их опускания через каждые 5—6мин (при отключенных силовых и вспомогательных цепях). В случаях, когда это не приносит должного эффекта и создается угроза отставания полоза от провода, токоприемники следует опустить и доложить об этом дежурному по станции или поездному диспетчеру.

Перед отправлением поезда после стоянки более 10 мин следует отцепить электровоз, поднять два токо­приемника и обкатать контактный провод проездом 2—3 раза в пределах участка, разрешенного дежурным по станции. Если после такой обкатки гололед с провода не удален, доложить дежурному по станции для принятия мер по очистке контактного провода вибробарабанами, вибропантографами или, подняв токоприемники, но, не включая электрические цепи, произвести очистку, проталкивая электровоз автономным вспомогательным локомотивом. При отправлении в сцепе нескольких единиц (три и более резервом или с поездом) общее число поднятых токоприемников не должно быть более четырех (из них два на переднем и по одному на задних электровозах). Когда искрение от гололеда обнаружено в пути следования, необходимо поднять второй токоприемник при скорости не более 70 км/ч; после этого следовать с нормальной скоростью по воз­можности с меньшими токовыми нагрузками; о появлении гололеда доложить дежурному по станции. На участках с легким профилем пути следовать по возможности без нагрузок; тормозная магистраль, конечно, должна быть все время заряжена. Если у контактной сети наблюдаются автоколебания, то такой участок следует проехать со скоростью не более 25км/ч. Рекуперативное торможение при гололеде применять не следует. Во всех случаях, при выходе на участок, без гололеда на проводах передний токоприемник следует опустить.

При температуре ниже — 30°С, если токоприемник находился в течение длительного времени в нерабочем состоянии, его несколько раз поднимают и опускают. Когда температура падает до —30°С и ниже, в шарниры токоприемников в депо подпрессовывают смазку, а в масленку цилиндра добавляют 4—5г масла МВП, после этого несколько раз поднимают токоприемник. После подъема токоприем­ника электрические цепи электровоза можно включать только по прекращении колебания контактного провода.

Электрическая аппаратура. Зимой особенно тщательно проверяют четкость действия аппаратов. При утечке воздуха из пневмати­ческого привода в его цилиндр добавляют 3—5 капель смазки МВП. Если утечка воздуха не устраняется и привод работает замедленно, его вскрывают и осматривают. На электровозах постоянного тока в случае медленного поворота вала группового переключателя при переходах с одного соединения двигателей на другое ощущаются большие рывки: ведь в момент перехода часть двигателей некоторое время выключена из работы. При этом сила тяги падает и хвостовая часть поезда может нагнать головную, а затем произойти оттяжка; если в этот момент включится часть двигателей, которая была отключена, то на перевалистом профиле может произойти разрыв поезда.

Замедленное отключение линейных контакторов на этих электро­возах приводит к тому, что тот контактор, который отключился первым, может сгореть, так как мощность дугогасительной системы одного контактора недостаточна для размыкания цепи всех тяговых двигателей при большом токе.

На электровозах переменного тока также недопустимо замедлен­ное вращение вала главного контроллера, так как это вызывает срабатывание реле времени 204 с выключением главного выключа­теля для защиты секций обмоток трансформатора и переходного реактора от чрезмерных токов. После длительных стоянок на станциях перед отправлением несколько раз приводят в действие все аппараты, чтобы произошло «самозачищение» блок-контактов (в том числе и у контакторных элементов контроллера).

При приемке электровоза и в пути следования проверяют, как работают генераторы управления (ТРПШ) и регуляторы напряже­ния. Учитывая, что в морозы емкость щелочной аккумуляторной батареи резко снижается, ее не следует перегружать. Периодически проверяют также действие влагосборников и их нагревателей, при температуре, атмосферного воздуха выше 3—5°С клапаны продувки (они же обогреватели) КП-100 и КП-110 следует отключить во избежание перегрева их деталей. В пунктах оборота за 30—40мин до отправления в обратный рейс в нерабочей кабине включают одну из групп печей обогрева кабины, чтобы удалить иней с контакторных элементов контроллера и создать нормальные условия для работы регулятора давле­ния.

Механическое оборудование и автотормоза. После длительной стоянки при очень сильных морозах в моторно-осевые подшипники рекомендуется добавлять теплую смазку марки С. Если какой-либо подшипник сильно нагревается, то перебивают его подбивку и обильно смачивают ее теплой смазкой. Признак чрезмерного нагрева подшипника — подтаивание снега или образование пара на поверх­ности его буксы. На каждой стоянке проверяют действие песочниц. В случае необходимости песочные трубы обстукивают молотком. Если при включении привода песочницы воздух из трубы выходит, а песок нет, то отнимают крышку и форсунку прочищают. Особенно внимательно проверяют действие песочниц на станциях, расположен­ных перед подъемами. Одна из главных мер, обеспечивающих четкое действие тормозов зимой,— хорошая очистка воздуха, поступающего в магистрали. Поэтому регулярно очищают влагосборники и при соединении рукавов тормозной магистрали продувают ее.

На электровозах, принимаемых из отстоя при температуре воз­духа ниже —30°С, недопустим пуск компрессоров без предвари­тельного прогрева масла в картере. Для предотвращения замораживания воздухопроводов на электровозе BЛ10 выполняют следующее:

а) неполным открытием продувочных клапанов удаляют влагу и масло из главных резервуаров й маслоотделителей, затем нажатием соответствующих кнопок продувают главные резервуары, следя, чтобы давление в резервуарах оставалось не менее 0,65 МПа;

б) продувают межсекционные рукава питательной и тормозной магистралей с разъединением рукавов, соблюдая меры пред­осторожности (реактивная струя воздуха отбрасывает рукава, срабатывает воздухораспределитель и перемещаются детали тор­мозной рычажной передачи); при продувке рукавов питательной магистрали вначале продувают вторую секцию электровоза, затем первую. После соединения рукавов машинист должен лично проверить открытие концевых кранов;

в) продувают тормозную магистраль с обоих торцов электро­воза (соблюдая технику безопасности).

Продувать питательную и тормозную магистрали следует перед выездом из депо, заездом под поезд после планового текущего ремонта и технического обслуживания, а также перед заездом на смотро­вую канаву в основном или оборотном депо после поездки. В пути следования обогрев влагосборников включают на постоянно или за 10—15мин до продувки в зависимости от температуры атмосферного воздуха. Кнопку Обогрев кранов включать только при работающих вентиляторах. На электровозах, не имеющих дистанционной продувки, открытие кранов влагосборников не следует производить резко; при большом перепаде давления с высокого на низкое происходит значительное местное снижение температуры с последующим замер­занием воздухопровода.

Не следует оставлять один из компрессоров отключенным на двух- и трехсекционных электровозах, так как это приводит к перемерзанию межсекционных рукавов в местах сужения площади сечения. Продувать влагосборники следует вскоре после прицепки электровоза к составу и зарядки тормозов поезда, когда расход воздуха наибольший, нагрев компрессоров повышенный и соответ­ственно разность температур воздуха до сжатия и после велика. Не рекомендуется производить продувку при движении поезда по подъему, поскольку из-за возможного незакрытия продувочного устройства потребуется остановка поезда на тяжелом профиле пути.

Во время ведения поезда зимой из-за ухудшения сцепления колес с рельсами при резком торможении возможно их заклинивание и образование выбоин на поверхности катания, поэтому, если необходимо применить торможение, под колеса электровоза подают песок.

Для повышения готовности тормозных средств, при длительном движении без торможения поезда необходимо периодически очищать тормозные колодки вагонов от намерзшего на них снега подтормаживанием; это особенно важно при наличии в составе вагонов с композиционными колодками.

Читайте также: