Что делает начальник полиции

Опубликовано: 16.09.2024

Права и обязанности граждан . Школа обществознания 7 класс (Май 2021).

Полицейский начальник Перспективы работы и карьера 2021

Начальник полиции - очень заметный лидер городского правительства. Руководитель наблюдает за операциями и бюджетом полицейского управления и поэтому получает высокую оценку за успехи и несет ответственность за неудачи.

Процесс выбора

В большинстве случаев должность начальника полиции становится вакантной, город нанимает фирму по поиску исполнителей для выполнения хотя бы некоторых задач по набору и проверке в процессе найма.

Обычно компания рекламирует позицию, ищет квалифицированных кандидатов и призывает этих лиц подать заявку. Он может выполнять другие задачи, как указано в его контракте с городом.

В сильной мэрии правительства, начальник полиции сообщает мэру, поэтому мэр принимает окончательное решение о выборе нового начальника. В форме совета-менеджера правительства главный подчиняется руководителю города. Независимо от того, кто является начальником шефа, начальник информирует его об основных проблемах и потенциальных проблемах.

В обеих системах мудрый мэр или менеджер города будут запрашивать информацию от других сотрудников города и сообщества относительно аренды. Начальник полиции является высокопоставленной позицией, и общественность должна быть уверена в том, кто выбран для этой должности.

Финалисты могут быть опрошены группами граждан в рамках процесса собеседования. Они также могут быть вынуждены посещать общественные форумы, где отдельные граждане могут задавать им вопросы.

Сцена очень похожа на встречу в мэрии, проводимую политиком.

Образование

Должностные лица полиции должны иметь степень бакалавра, и многие города требуют или предпочитают диплом о высшем образовании. Многие полицейские имеют степень бакалавра в области уголовного правосудия. Если офицер хочет, чтобы в один прекрасный день стал начальником, должностное лицо должно рассмотреть вопрос о том, чтобы стать хозяином государственной администрации или руководителем делового администрирования, чтобы завершить свое образование таким образом, чтобы он соответствовал руководящим и руководящим обязанностям должности начальника полиции.

Лица становятся начальниками полиции к середине и концу своей карьеры. Руководители имеют обширный, прогрессивно ответственный опыт в правоохранительной деятельности. Этот опыт может включать службу в государственных и федеральных полицейских силах. Он должен включать службу в местной полиции, например, в офис шерифа или городской полицейский участок.

Обязанности начальника полиции

В качестве топ-менеджера в полицейском управлении начальник имеет окончательное решение по всем вопросам найма, увольнения и продвижения по службе. Менеджеры нижнего уровня предоставляют рекомендации по кадровым решениям, которые должны быть одобрены начальником полиции или высоконадежным назначенным лицом. У начальника полиции в крупном отделе могут находиться тысячи офицеров под его или ее контролем, все они подвергли свою жизнь риску защиты сообщества.

Новые начальники полиции часто удивляются тому, что время требует рабочих мест на них. Встречи городского совета, встречи добровольцев, обеды, благотворительные мероприятия и чрезвычайные ситуации часто происходят за пределами обычного рабочего дня. Офицеры, связанные с расстрелами, крупными преступлениями и другими чрезвычайными ситуациями, могут вытащить начальника с постели в 3: 00 а. м. иметь дело с начальством, подчиненными и средствами массовой информации.

Несмотря на то, что отделы полиции обычно лучше работают в бюджетном процессе, чем другие департаменты города, управление бюджетом полицейского отдела затруднено из-за множества конкурирующих приоритетов.

Департаменты должны поддерживать круглосуточное присутствие на улицах, приобретать дорогостоящее оборудование, такое как патрульные машины и оружие, а также программы по предотвращению финансирования. Выделение средств для этих и других конкурирующих приоритетов требует видения, стратегии и отличных навыков общения.

Руководитель - общественное лицо отдела. Офицеры смотрят на начальника руководства, поэтому начальник должен быть хорошим менеджером с высокими этическими стандартами. Сообщество обращается к начальнику за ответами на преступления.

В кризисных ситуациях начальник полиции, городской менеджер, мэр и сотрудник по вопросам общественной информации находятся в постоянном общении, обеспечивая, чтобы последовательное сообщение доводилось до общественности. Руководители полиции могут проводить пресс-конференции и задавать вопросы из средств массовой информации.

Эти должностные лица также удостоверяются, что выпущена только соответствующая информация.

Примеры включают в себя обеспечение того, чтобы члены семьи были уведомлены, прежде чем имя жертвы убийства будет освобождено отделом и будет защищать связанные с делами детали, которые могут опрокинуть преступника о том, как идет расследование.

Зарплата

По данным 2017 года из Зарплаты. com, начальники полиции обычно зарабатывают между 96, 700 и 108 долларов США, 631. Руководители в очень маленьком отделе зарабатывают меньше, чем этот диапазон, потому что эти города, в которых они работают, не имеют финансовых возможностей платить больше.

alt="Полковник Бараковский продолжает идти по жизни с правдой в сердце и улыбкой на лице Фото: Татьяна Павловская" />
Полковник Бараковский продолжает идти по жизни с правдой в сердце и улыбкой на лице Фото: Татьяна Павловская

Двух полковников кубанского главка МВД Владимира Бараковского и Дмитрия Фролова пять с половиной лет назад свела не дружба и не служба в полиции, а ситуация в Новороссийске. В декабре 2015 года Владимир Бараковский возглавил городское УМВД. Дмитрий Фролов тоже выходец из новороссийской полиции. Отсюда он пошел на повышение, став замначальника ОРЧ управления собственной безопасности главка.

И так их взаимоотношения закрутили, что спустя два года после назначения Бараковского на должность начальника полиции портового города именно Фролов стал инициатором его увольнения с формулировкой в приказе "в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел". А затем приложил немало сил для уголовного преследования коллеги. Но это не сломало Бараковского, который сейчас пытается восстановиться на службе. Какие же интересы преследовали полковники? И почему за этим процессом без преувеличения следит вся кубанская полицейская рать? В этом попыталась разобраться корреспондент "РГ".

Неожиданное увольнение полковника Бараковского вызвало резонанс. Он имел безупречную репутацию. А в главке за то, что для наведения порядка его назначали в проблемные отделы полиции, Бараковского в шутку называли "конкурсным управляющим". За 30 лет работы в системе МВД Владимир Максимович сменил семь мест. Начинал в Новопокровском районе, где родился и вырос, откуда ушел в армию. После службы его пригласили в милицию. Здесь прошел путь от рядового сотрудника до начальника отдела, который вывел в число лучших на Кубани.

- Он пользовался авторитетом не только у своих подчиненных, но и у всех жителей, - рассказывает писатель-краевед Иван Бойко. - Я хорошо знал Володиного отца, Максима Алексеевича, фронтовика, дошедшего до Берлина. Лично я считаю, что главное качество Владимира - честность. Таких людей встретишь нечасто, поэтому они так востребованы.

Новопокровский райотдел Бараковский возглавлял дважды. И всякий раз, когда получал новое назначение, земляки провожали его с наказом: "Максимыч, возвращайся домой". Он всегда стремился жить по принципу "где родился, там и пригодился", поэтому обещал людям непременно вернуться в любимую Покровку. Но только в свободное от службы время. И оставив отчий дом и семью, отправлялся ловить бандитов и наводить порядок в Славянск-на-Кубани, в Геленджик и Абинск.

В 2012 году руководство главка дало конкурсному управляющему передышку, вернув на должность начальника отдела МВД по Новопокровскому району. Однако спустя два года его опять бросили, что называется, на прорыв - сначала в Тихорецк, а потом в Новороссийск. И везде полковнику удавалось сплотить коллектив и поменять все к лучшему. Так произошло и в Новороссийске, хотя здесь он практически сразу столкнулся с противодействием. Нет, не бандитов, а вышестоящих коллег. Сам Владимир Бараковский в разговоре с корреспондентом "РГ" об этом рассказывает так:

- Буквально на третий день после назначения в Новороссийск приехал Дмитрий Фролов. Зашел в кабинет, сказал, чтобы дал указание подчиненным "не лезть в игорный бизнес". Мол, там наши люди, сами с ними разберемся. Сначала думал, что коллега просто проверяет мою реакцию на откровенную провокацию. Но оказалось, это было "деловым предложением". За ним последовали другие - по поводу выемки песка, торговли контрафактным алкоголем, контроля за работой подпольных казино. Пытался уговорить, чтобы согласился с назначением их кандидатур на определенные должности. Когда стало понятно, что со мной договориться не удастся, начались реальные провокации. Люди Фролова подсылали ходоков со взятками, устраивали разные "подставы": все оказалось тщетным. А так как я им сильно мешал, то они зашли с другой стороны, стали кричать "держите вора". Создали комиссию, проверку организовали на предмет использования служебного транспорта в личных целях. Якобы когда ездил в Новопокровский район к семье, то заправлял машину за казенные деньги. Хотя я не только заправлял, но и ремонтировал машину за счет фермерского хозяйства супруги. В материалах проверки - сплошной абсурд: дописались до того, что моей служебной машиной пользовался. покойный отец, ушедший из жизни еще в 2004 году. Подобного "компромата" - от подложных путевок до очевидной клеветы - 52 страницы. Можно лишь изумляться, как материалы этой "проверки" могли стать основанием для издания приказа о моем увольнении?

И действительно, как? Ведь за период службы в органах внутренних дел Владимир Бараковский поощрялся 60 раз. Его заслуги в борьбе с преступностью отмечены медалью "За безупречную службу", двумя медалями "За отличие в службе", нагрудным знаком "Отличник милиции" и другими ведомственными знаками отличия. Как же все это можно было перечеркнуть по банальному навету? Но на Кубани перечеркнули. 19 июля 2018 года приказ об увольнении подписал в то время начальник ГУ МВД по Краснодарскому краю генерал-лейтенант полиции Владимир Виневский. И хотя Бараковский в это время находился на больничном в связи с полученной во время службы травмой, это не смутило ни начальника главка, ни его коллег, состряпавших более чем странный приказ.

Но этого показалось мало. Чтобы не дать строптивому полковнику восстановиться на службе, в отношении него возбудили уголовное дело. Основанием стали результаты все той же проверки об использовании служебного транспорта в личных целях. Сразу скажем, что в ходе проведенной уже в рамках уголовного дела проверки эти факты не подтвердились, и дело прекратили по реабилитирующим основаниям. Однако следом с подачи, как выясняется, того же Фролова, который целенаправленно вводил в заблуждение сотрудников СК, возбудили второе уголовное дело - по тем же основаниям, но уже по другой статье. Рассказывают, что особист очень просил следователей (а их сменилось пятеро) довести дело до суда, но и на этот раз усилия оказались тщетными.

Изучая документы, разговаривая с полицейскими чинами, я хотела понять: а чего же, собственно, добивался полковник Фролов? Может быть, он кристально честный? Однако всякий раз натыкалась на его черные дела. Они, кстати, сразу всплывают в интернете, как только набираешь его данные. Читаешь информацию, слушаешь рассказы жителей приморского города и понимаешь, что в Новороссийске Дмитрий Фролов - личность известная, но неуважаемая. Во времена службы в здешнем отделе полиции не раз попадался на неприглядных, скажем мягко, деяниях. Его подчиненные "крышевали" продажу контрафактного алкоголя, работу подпольных казино, незаконную выемку песка, а также другой нелегальный и доходный бизнес.


В народе шла дурная молва о людях в погонах, а местный отдел полиции скатился вниз практически по всем показателям. Только вот его почему-то не "задвинули" по-тихому, наоборот, пошел на повышение. Получил солидный пост аж в управлении собственной безопасности краевого главка МВД. После чего, по рассказам коллег, продолжил заниматься привычным делом еще с большим "рвением", теперь уже в масштабах всей Кубани. Рассказывают, что Фролов сломал судьбы десяткам сослуживцев, заставляя их организовывать поборы.

Кстати, о его участии в систематических вымогательствах на посту ДПС "Успенский" "РГ" в свое время подробно писала ("Постовые с большой дороги" от 04.03.2020 года и "Бриллиантовый шлагбаум" от 18.03.2020 года). Напомним, речь в этих материалах идет о том, как группа полицейских на трассе "Кавказ" зарабатывала на водителях, которые проезжали через пост ДПС "Успенский" на границе Кубани и Ставропольского края. Как выяснили следователи, "деньги полицейские получали "за непривлечение к ответственности лиц по выявленным уголовно наказуемым деяниям и административным правонарушениям". Также взятки брались за беспрепятственный проезд через стационарный пост транспортных средств, незаконно перевозящих товары и спиртосодержащую продукцию". То есть мздоимцы "крышевали" провоз левого алкоголя, который затем расползался по всей стране. Полицейские действовали по разработанной схеме: четыре смены сотрудников стационарного поста ДПС должны были систематически брать взятки и в конце дежурства передавать их руководителям подразделений. Для каждой смены имелся минимальный "тариф", который с 2016 года вырос вдвое. По данным следствия, за четыре года только на этом посту было собрано взяток на 50 миллионов рублей.

Резонансное уголовное дело приняли к производству сотрудники ГСУ СКР по Северо-Кавказскому федеральному округу. Сначала они взяли местных "оборотней в погонах", следом начались аресты в Краснодаре. Всем предъявили обвинение по статьям УК РФ ("Создание преступного сообщества" и "Получение взятки в особо крупном размере".) Среди задержанных оказались несколько высокопоставленных полицейских, и в том числе тот самый. полковник Дмитрий Фролов.

Произошла история весной прошлого года. Отразилось ли это как-то на судьбе полковника Бараковского? Да по сути никак. Закрыли лишь состряпанное на него второе уголовное дело. Но его иск по отмене результатов все той же проверки, положенной в основу приказа об увольнении, в крае отклонили две судебные инстанции. Дело сейчас находится в 4-м Кассационном суде. И что особенно интересно: из разговоров и документов видно, что прямую заинтересованность в увольнении полковника Бараковского проявили сотрудники УСБ, проводившие якобы служебную проверку.

Теперь трое из них вместе с Дмитрием Фроловым второй год находятся под стражей. А еще несколько человек, в том числе бывший начальник УСБ краевого главка МВД Андрей Бондарев, были уволены из органов МВД в связи с утратой доверия. Но их вымыслы и клевета продолжают ломать судьбу хорошего человека. И никто почему-то не желает вернуть резонансное дело на новое рассмотрение, поднять материалы проверки и вникнуть, наконец, в их суть.

За этой историей кубанские полицейские следят не случайно. По ней они будут судить, как жить и работать дальше. И каких правил надо придерживаться. "РГ" будет следить за развитием событий.

Как и сотрудники иных силовых ведомств РФ, все российские полицейские имеют собственные звания. Каждому из них соответствует ряд должностей, которые сотрудник МВД имеет право замещать в органах правопорядка. Данная статья рассказывает обо всех существующих должностях в полиции, а также разъясняет порядок присвоения полицейским первых и очередных званий и условия их перевода на вышестоящие, равнозначные и нижестоящие должности.

Какие существуют звания и погоны в полиции Российской Федерации

У проходивших службу в армии не возникает трудностей с определением званий полицейских, т. к. специальные звания и соответствующие им погоны сотрудников МВД (Рис. 1) схожи с армейскими.

Также следует иметь в виду, что, согласно ст. 26 ФЗ № 3-ФЗ от 07.02.2011 г., специальные звания начальствующего состава полиции являются пожизненными, а при увольнении полицейских к ним добавляется фраза «в отставке».

Каковы условия присвоения званий

Сразу же следует подчеркнуть, что спец. звания в системе МВД делятся на первые и очередные. Первые присваиваются при приеме человека на работу в полицию, очередные — через определенный срок, проведенный полицейским в конкретном звании на службе в системе МВД.

Погоны в системе МВД и соответствующие им звания

Согласно ст. 43 ФЗ № 342-ФЗ, первые звания могут присваиваться по-разному:

  • так, погоны рядового могут надеть девушка или даже мужчина, не проходивший срочную службу в армии;
  • тем, кто служил в рядах ВС РФ, при поступлении на службу в полицию, как правило, присваивают спец. звания, соответствующие их воинским званиям, хотя в отдельных ситуациях могут присвоить и на ступень выше (например, отслуживший в армии сержант при поступлении на службу в МВД может стать как сержантом, так и сразу же старшим сержантом полиции);
  • звание младшего лейтенанта дают выпускникам специализированных полицейских учебных заведений — именно с него молодые офицеры со средним образованием начинают свой путь в органах правопорядка;
  • наконец, лейтенанта «присваивают» гражданам, имеющим высшее образование (причем, не только юридическое) со сроком обучения 5 лет и более.

Одной из важных особенностей присвоения первых званий является то, что при поступлении на службу в Министерство внутренних дел новоиспеченному сотруднику, как правило, не может быть присвоено первое звание выше майора полиции. Исключения делаются очень редко, и только для тех, кто имеет более высокое офицерское воинское звание по запасу.

Что касается присвоения очередных званий, то оно происходит последовательно (одно за другим), при этом сроки «ношения» полицейскими разных погон различаются между собой. Конкретные минимально необходимые сроки службы сотрудников МВД в разных званиях (по возрастанию) приведены в Таблице 1:

Следует также учитывать, что существует возможность досрочного присвоения полицейским очередных званий — до истечения необходимой выслуги лет в предыдущих. Как правило, это происходит в качестве поощрения сотрудников за высокие показатели в службе (например, за раскрытие какого-то резонансного преступления, спасение жизней гражданских лиц, эффективную работу группы подчиненных — для начальников отделов УВД и т. д.)

Должности в полиции

В системе МВД существует большое количество структурных подразделений. В каждом из них предусмотрен целый ряд должностей. В результате количество последних достигает внушительной величины (достаточно сказать, что число только генеральских «постов» высшего начальствующего состава в российской полиции превышает 3 сотни; что же касается полицейских должностей на региональном, городском и районном уровнях для офицеров, прапорщиков и сержантов, то их еще больше).

Каждой должности МВД соответствует свое звание — т. е. занимать ее может сотрудник только в определенном звании (как максимум, допускается отклонение в нем на 1 ступень выше или ниже, но только если полицейский замещает должность небольшой промежуток времени и является так называемым временно исполняющим обязанности).

Придя на службу в полицию, любой человек уже через несколько лет начинает продвигаться по служебной лестнице вверх. Залогом подобного продвижения являются положительная оценка его служебной деятельности начальством и выслуга лет, за которую сотрудник получает очередные звездочки на погоны и соответствующие переводы на вышестоящие ступени служебной лестницы. Хотя в системе правоохранительных органов существует также возможность перевода на равнозначные и даже нижестоящие должности (подробней об этом — в следующих разделах статьи).

Должности высшего начальствующего состава

Как уже указывалось, данные должности (в Центральном аппарате МВД, а также в руководстве окружных и региональных территориальных подразделений полиции) имеют право замещать только сотрудники МВД в звании от генерал-майора и выше. Полный перечень этих должностей приведен в Указе Президента РФ № 253 от 01.03.2011 г., а самые ключевые — в Таблице 2:

№ п/пДолжностьЗвание
1Министр внутренних дел РФгенерал полиции
2Заместитель Министра внутренних дел РФгенерал-полковник
3Начальник Главного Управления МВД РФ (по транспорту, вневедомственной охране, уголовному розыску и т. д.)генерал-лейтенант
4Начальник Управления МВД РФ (по организации дознания, оперативно-розыскной информации и т. п.)генерал-майор
5Первый заместитель начальника Главного Управления МВД РФ (по транспорту, вневедомственной охране, уголовному розыску и т. д.)генерал-майор
6Начальник Главного Управления МВД на окружном уровнеот генерал-майора до генерал-полковника (в зависимости от округа)
7Министр внутренних дел области (республики, края)от генерал-майора до генерал-лейтенанта (в зависимости от региона)
8Заместитель начальника ГУВД области (республики, края)генерал-майор

Старшего начальствующего состава

Данные ступени служебной лестницы занимают майоры, подполковники и полковники. Их полный список (а также перечень должностей среднего и младшего начсостава) приведен в Приказе МВД России № 333 от 30.04.2011 г. В Таблице 3 перечислены самые типичные должности старшего начсостава:

№ п/пДолжностьЗвание
1Начальник УВД (на городском уровне)полковник
2Заместитель начальника УВД (на городском уровне)подполковник
3Начальник УВД (на районном уровне)полковник или подполковник
4Заместитель начальника УВД (на районном уровне)подполковник или майор
5Начальник отдела (на городском уровне)подполковник
6Начальник отдела (на районном уровне)майор
7Начальник пункта полициимайор
8Старшие: оперуполномоченный, дознаватель, инспектор по делам несовершеннолетних, участковый уполномоченный, эксперт, дежурный в ДЧ и др.майор

Среднего начальствующего состава

Офицеры в звании от младшего лейтенанта до капитана замещают должности среднего начальствующего состава полиции. Перечень некоторых из них приведен в Таблице 4:

№ п/пДолжностьЗвание
1Командир роты (в составе полка ДПС)капитан
2Инспектор, дознаватель, оперуполномоченный (в различных структурах МВД)от лейтенанта до капитана
3Оперативный дежурный в ДЧкапитан
4Дежурный в ДЧстарший лейтенант
5Заместитель начальника изолятораот лейтенанта до капитана (в зависимости от численности заключенных)
6Старший инспектор ДПСстарший лейтенант
7Инспектор ДПСлейтенант
8Ветеринарный врач в кинологической службелейтенант

Младшего начальствующего состава

На данные не офицерские должности назначаются полицейские в звании от младшего сержанта до старшего прапорщика (Таблица 5):

№ п/пДолжностьЗвание
1Младшие: оперуполномоченный, инспектор-кинолог и т. д.старший прапорщик
2Помощник: командира взвода, оперативного дежурного в ДЧпрапорщик
3Командир отделения во взводе ППСпрапорщик
4Начальник складаот прапорщика до старшего прапорщика
5Помощник дежурногостаршина
6Оперативный диспетчерстаршина
7Сотрудник ППС, водитель, младший инспектор канцелярии и др.старший сержант
8Младший инспектор подразделения делопроизводства, помощник оперативного дежурного по службе «02» и т. д.сержант

Рядового состава

Наконец, самые низшие ступени служебной лестницы в системе МВД занимают рядовые полиции. Они имеют право служить лишь:

  • водителями (в различных подразделениях);
  • инспекторами кинологической службы;
  • полицейскими постов охраны (в зданиях различных госструктур, а также в ИВЛ);
  • сотрудниками ППС;
  • помощниками дежурного ДЧ (в районных ОВД) и т. д.

Полицейские профессии

Помимо должностей, которые сотрудники правоохранительных органов замещают во время службы в полиции, каждый из них обладает также собственной профессией в системе МВД. Как правило, сделав определенный выбор и поняв, что нашел в данной конкретной профессии свое предназначение, полицейский служит в ней до самого ухода из правоохранительных органов на пенсию по выслуге лет (либо инвалидности).

Большинство полицейских профессий подходит как мужчинам, так и женщинам. Хотя некоторые из них чаще выбирают представительницы слабого пола (например, к ним относятся профессии полицейского-психолога, кинолога, инспектора по делам несовершеннолетних, специалиста отдела кадров, бухгалтера и др.). Другие профессии (такие как сотрудник ОМОН, оперуполномоченный уголовного розыска или инспектор ДПС), наоборот, больше подходят мужчинам.

Список самых распространенных профессий в системе МВД выглядит следующим образом:

  • участковый;
  • сотрудник ППС;
  • следователь;
  • криминалист;
  • кинолог;
  • сотрудник ГИБДД;
  • сапер (взрывотехник);
  • сотрудник ОМОН;
  • эксперт по информационной безопасности;
  • сотрудник по работе с личным составом и т. д.

Особенности перевода сотрудника на равнозначную должность

Как уже указывалось выше, повышение полицейского по службе — это закономерный результат добросовестного исполнения им своих служебных обязанностей на предыдущей работе. Единственное требование для подобного повышения — сотрудник МВД должен успешно пройти аттестацию для замещения открывшейся вакансии (исключение — когда назначение служащего на вышестоящую должность в органах внутренних дел происходит из кадрового резерва).

А вот с переводом на равнозначные должности все не так однозначно. Подобное назначение не может рассматриваться как повышение по службе, т. к. зарплата сотрудника в подавляющем большинстве случаев остается на прежнем уровне (меняются лишь его обязанности). Соглашаются же на подобный перевод полицейские чаще всего в связи с переездом на новое место жительства (т. е. по семейным обстоятельствам). Хотя, согласно ст. 30 ФЗ № 342-ФЗ, существуют и другие основания для перевода сотрудников МВД на равнозначные должности в полиции, к коим относятся:

  • необходимость замещения иной должности в интересах службы или в порядке ротации;
  • состояние здоровья;
  • сокращение занимаемой полицейским должности;
  • прекращение доступа к сведениям, составляющим гостайну;
  • восстановление сотрудника в должности, которую он занимал ранее;
  • окончание срока контракта.

Особенности перевода сотрудника на нижестоящую должность

Случаи перевода полицейских на нижестоящие должности в МВД — не редкость. Все основания для подобных назначений прописаны в той же ст. 30 ФЗ № 342-ФЗ. Большинство из них совпадает с перечисленными выше основаниями для перевода сотрудников на равнозначные должности, однако пара причин отличается и является ключевой.

Дело в том, что даже в случае штатного сокращения служащему МВД всегда могут подобрать как минимум равнозначную работу, если он находится на хорошем счету у начальства. Перевод же на нижестоящую должность обычно является мерой дисциплинарного взыскания для в чем-то провинившихся сотрудников полиции. В том числе подобное перемещение по служебной лестнице вниз происходит и при отказе полицейского занять равнозначную должность в порядке ротации.

Разумеется, для перевода сотрудника на нижестоящую должность (как и в случае его назначения на вышестоящую или равнозначную ступень служебной лестницы) от него должно быть предварительно получено его письменное согласие. Если же полицейский отказывается дать такое согласие, то вопрос ставится уже о его увольнении из органов внутренних дел.

Как уже указывалось выше, для того чтобы ответить на вопрос, какие должности есть в полиции, достаточно ознакомиться с Указом Президента РФ № 253 от 01.03.2011 г. и Приказом МВД РФ № 333 от 30.04.2011 г. — в них содержится их полный перечень. Приняв решение служить в МВД и заняв первоначальную, соответствующую его первому званию должность, любой полицейский имеет возможность подняться высоко по служебной лестнице. Главное требование для этого — иметь по-настоящему сильное желание и эффективно выполнять свои служебные обязанности.

На любом рабочем месте есть своя иерархическая структура. Подобным же образом распределяются и должности в полиции. От полученного звания зависит размер заработной платы и дальнейшее продвижение по карьерной лестнице.

Условия присвоения званий

Полиция

Полиция России.

Все полицейские звания присваиваются в определенной последовательности. Для получения следующей должности нужно отслужить в одном статусе положенное по регламенту время.

В Российской Федерации все звания разделяются на первые и очередные. Первые присваиваются при трудоустройстве. Очередные сотрудники полицейского участка получают по ходу службы.

Чтобы подняться на следующую должностную ступень, полицейскому необходимо получить профессиональное образование. Все успехи в работе приближают к карьерному росту, все передвижения следуют по утвержденному графику.

Отслуживший меньше положенного для перехода срок не получает повышения. Внеочередное и досрочное назначение доступны при оказании существенных услуг Отечеству.

При получении очередного специального звания учитывается следующее:

  • квалификация работника;
  • возрастание профессионализма;
  • отношение к должностным обязанностям;
  • срок службы на одной должности;
  • согласие сотрудника с назначением в виде рапорта на имя начальника;
  • последнее звание.

Необходимо отметить одну особенность работы в органах. Последнее полученное во время службы спец-звание сохраняется за сотрудником на всю жизнь, даже после выхода на пенсию. Ушедшие в запас служащие именуются также с добавлением словосочетания «в отставке».

В полицейские подразделения при желании могут вернуться бывшие служащие.

Назначение сотрудников генералитета по протоколу осуществляет исключительно Президент РФ.

Звания и погоны полиции

Все подразделения в полиции оснащены особым видом обмундирования. Ранговые отличия между сотрудниками напрямую отражают погоны.

Знаки различия силовых структур:

пагоны

Погоны и звания.

Расстояния от самого края плечевой нашивки до центра первой звезды и величины промежутков между значками для разных должностей МВД:

Промежутки между значками определены еще с советских времен и составляют 25 мм.

Должности высшего начальствующего состава

Высшим звеном полицейских органов является генералитет:

  • генерал-майоры;
  • генерал-лейтенанты;
  • генерал-полковники;
  • полковники полиции.

При замещении спец-званий полицейским из офицерского состава присваиваются следующие должности:

  • генерал полиции Российской Федерации;
  • генерал-полковник внутренней службы;
  • генерал-полковник юстиции.

Типовой перечень распределения должностей высшего командного состава утвержден законодательно с 01.03.2011 г. Указом Президента за № 253.

Должности старшего начальствующего состава

Квалификационные требования ко всем подразделениям МВД утверждены приказом за № 521 от 18.05.2012 г.

Люди, занимающие старшие командные посты в полиции, обязаны иметь высшее профильное образование.
Кроме того, учитываются стаж работы на одном месте, служебные навыки и отношение к должностным обязанностям служащих. Акцент на повышение профессионализма полицейских участков делают аттестационные комиссии и центральные СМИ.

К составу относятся:

  • майор;
  • подполковник;
  • полковник.

Должности среднего начальствующего состава

Квалификация работающих в этой группе МВД граждан предусматривает обязательное наличие диплома о среднем профессиональном образовании.

Состав офицеров состоит из:

  • младших лейтенантов;
  • лейтенантов;
  • старших лейтенантов;
  • капитанов полиции (внутренней службы, юстиции).

Должности младшего начальствующего состава

От служащих сержантского звена требуются определенные профессиональные знания и умения. Важной составляющей должностной инструкции является знание Конституции, дисциплинированность и физическая подготовка.

К этой многочисленной группе служащих отдела МВД непосредственно относятся:

  • сержанты;
  • старшины;
  • прапорщики;
  • старшие прапорщики (внутренней службы, юстиции).

Должности рядового состава

К рядовым сотрудникам полиции аттестационные органы предъявляют не такие высокие требования, как к высшему составу власти. Достаточно иметь хорошее физические данные и готовность служить Родине. В ряды работников полицейских отделений берут юнош, прошедших службу в армии.

Специальные звания для начала службы в органах:

  • рядовой полиции;
  • рядовой внутренней службы;
  • рядовой юстиции.

Звания полицейских

Погоны и специальные звания.

Определенный срок выслуги лет

Возможность присваивать кандидатам следующее по регламенту звание имеет право закрепленный руководитель, получивший право на это по закону. Ни один начальник не имеет право самостоятельно менять порядок присвоения нового звания.

Офицерам последующие должности назначает Министр обороны по выслуге лет. Все существующие процедуры прописаны законодательно и строго соблюдаются.

Сроки выслуги для младшего начсостава:

Сроки выслуги для среднего и старшего начсостава:

Прописанных сроков выслуги не существует для званий полковника и для высшего начальственного состава.

Любые должностные наказания по службе препятствуют дальнейшему карьерному росту. Переход на другую должность возможен после полного восстановления сотрудника полиции с документальным подтверждением.

Существуют условия, при которых срок выслуги сокращается в несколько раз. Такое происходит при получении высшего образования по специальности. На выслугу также влияют спецкурсы МВД РФ по программе ведомства, завершенное обучение в средне-специальных учебных заведениях от министерств.

Увеличение выслуги лет в МВД

Увеличение выслуги лет в МВД.

Получение спец-звания для выходящих из запаса:

  • аналогичное воинскому званию на прежнем месте;
  • офицерскому звену часто присваивается следующая должность по сроку выслуги.

Перечень должностей всех звеньев полиции и порядок их присвоения утвержден приказом МВД России № 333 от 30 апреля 2011 г. Законодательная база была дополнена 30 ноября 2012 г. новым актом под № 1065.

Особенности перевода сотрудника на равнозначную должность

Перевод любого физического лица, принадлежащего органам внутренних дел, на вышестоящую, равнозначную или нижестоящую должность допускается исключительно с согласия служащего. Работник выражает отношение к перемещению в письменной форме. Прием обращений проводится в порядке, установленным законом Российской Федерации.

Равнозначный перевод сохраняет уровень заработной платы и место на иерархической лестнице.

Основания для перемещения с равноценными условиями:

  • необходимость замены;
  • в порядке ротации;
  • по состоянию здоровья;
  • семейные и личные обстоятельства;
  • сокращение либо восстановление сотрудников;
  • прекращение контракта;
  • при выявлении близкородственных связей на работе, мешающих выполнению своих обязанностей.

Особенности перевода сотрудника на нижестоящую должность

По правилам, установленным законом, полицейская должность является нижестоящей, если для нее предусмотрено ниже стоящее спец-звание и более низкий оклад.

Такое перемещение работника МВД обусловлено:

  • ухудшением состояния здоровья на основании заключения врачебной комиссии;
  • личными проблемами;
  • сокращением занимаемой должности;
  • дисциплинарным взысканием;
  • отсутствием допуска к сведениям, составляющим государственную тайну;
  • отказом от перехода в порядке ротации;
  • результатами аттестации.

Все действия вышестоящих органов регламентируются Федеральным законом от 02.07.2013 г.

Рыжаков Александр Петрович, кандидат юридических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, ветеран труда, профессор кафедры уголовно-правовых дисциплин Тульского филиала НОУ ВПО "Международный юридический институт", а по совместительству профессор кафедры правовых дисциплин Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого, член редакционных коллегий научно-практических журналов "Советник юриста", "Правовой аспект" и "Юрисконсульт в строительстве", член дистанционного организационного комитета Международных научных и научно-практических конференций, член Международной ассоциации содействия правосудию, автор более 1670 публикаций, в том числе 170 книг на бумажном носителе и 16 CD-дисков по уголовному, гражданскому и арбитражному процессу, он же автор учебников по дисциплинам "Правоохранительные органы" для высших и "Уголовный процесс" для высших и средних юридических учебных заведений, постатейных комментариев к старым и новым УПК РФ (РСФСР), АПК РФ и ГПК РФ (РСФСР). Общий объем публикаций превысил 9911 авторских листов.

Пункты полиции - новые органы дознания?

Федеральным законом от 3 февраля 2014 г. N 3-ФЗ "О внесении изменений в статью 40 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" среди территориальных органов внутренних дел, наделенных статусом органа дознания, законодатель прямо упомянул и пункты полиции. Таким образом, мы стали свидетелями последовательных действий законодателя по приведению уголовно-процессуального закона в соответствие с организационной структурой территориальных органов внутренних дел. На органы внутренних дел, а равно на территориальные органы внутренних дел и ранее возлагались функции органа дознания. Если редакция п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК РФ в отрыве от формулировок иных нормативно-правовых актов ранее кого-то могла ввести в заблуждение, что пункты полиции не являются органами дознания, то теперь ни у кого подобного рода сомнений возникнуть не может.

Однако и ранее пункт полиции как территориальный орган внутренних дел на районном уровне являлся органом дознания. Об этом свидетельствует организационная структура органов внутренних дел. Согласно п. 3 Типового положения об отделе (отделении, пункте) полиции территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне <1> пункт полиции является структурным подразделением территориального органа МВД РФ на районном уровне, реализующим задачи и полномочия органов внутренних дел Российской Федерации на территории муниципального образования (поселения или части внутригородской территории). Выявление и раскрытие преступлений, производство дознания являются его основными направлениями деятельности (п. 4 Типового положения).

<1> См.: Приказ МВД России от 10 июля 2013 г. N 535 "Об утверждении Типового положения об отделе (отделении, пункте) полиции территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне" // СПС "КонсультантПлюс". 2013 (далее для краткости - Типовое положение).

Подпунктами 1, 2, 4 - 6 и 8 п. 9 Типового положения на реализующие на территории обслуживания задачи и полномочия органов внутренних дел пункты полиции возложены обязанности:

  1. осуществлять прием и регистрацию (в том числе в электронной форме) заявлений и сообщений о преступлениях; своевременно принимать по ним меры, предусмотренные законодательством РФ;
  2. обеспечивать незамедлительное прибытие сотрудников органов внутренних дел на место совершения преступления, место происшествия, а также пресечение сотрудниками органов внутренних дел противоправных деяний, устранение угроз безопасности граждан и общественной безопасности, документирование обстоятельств совершения преступления, обстоятельств происшествия, сохранность следов преступления, происшествия;
  3. разрабатывать и принимать в пределах своей компетенции меры по предупреждению преступлений, выявлению и устранению причин и условий, способствующих их совершению;
  4. осуществлять в соответствии с законодательством РФ оперативно-розыскную деятельность;
  5. осуществлять в соответствии с законодательством РФ розыск лиц и похищенного имущества, а также деятельность по установлению имущества, подлежащего конфискации;
  6. осуществлять "в соответствии с законодательством Российской Федерации дознание по уголовным делам".

Начальник пункта полиции - не орган дознания

Подпунктом 14 п. 15 Типового положения на начальника пункта полиции возложена обязанность осуществлять в соответствии с законодательством РФ и нормативными правовыми актами МВД России полномочия руководителя органа дознания и органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

Таким образом, не вполне точной представляется утверждение, что новым органом дознания стал начальник пункта полиции. Таковой наделен правами не органа дознания, а начальника органа дознания. Начальник же органа дознания сам входит в штат учреждения, наделенного полномочиями органа дознания. Содержание его деятельности, а следовательно, и его правовой статус производен от содержания статуса органа <2>.

<2> См.: Мищенко А.А. Правовой статус начальника как основного субъекта управления горрайоргана внутренних дел: Дис. . канд. юрид. наук. М., 1989. С. 32.

Между тем спорным представляется высказанное в правовой литературе мнение, что под дознавателем ("лицом, производящим дознание"), следует подразумевать начальника органа дознания или соответствующее должностное лицо такого органа, уполномоченное начальником органа дознания на производство дознания <3>.

<3> См.: Кругликов А.П. Правовое положение органов и лиц, производящих дознание, в советском уголовном процессе: Учебное пособие. Волгоград, 1986. С. 7.

Подобная позиция не соответствует уголовно-процессуальному закону уже потому, что ставит знак равенства между двумя разными процессуальными фигурами: дознавателем и начальником органа дознания. Действительно, при определенных обстоятельствах руководитель учреждения, наделенного правами органа дознания (его начальник), может выступать в уголовном процессе в качестве дознавателя. Однако и в этом случае такой человек будет обладать более широким объемом прав, нежели любой другой сотрудник, выступающий в этом качестве.

Полномочия начальника органа дознания

В уголовно-процессуальном законе о начальнике органа дознания упоминается применительно к институту продления до 10 суток срока производимой дознавателем предварительной проверки заявления (сообщения) о преступлении (ч. 3 ст. 144 УПК), восстановления утраченного дознавателем уголовного дела (ч. 1 ст. 158.1 УПК), утверждения обвинительного акта (ч. 4 ст. 225 УПК) и обвинительного постановления (ч. 2 ст. 226.7 УПК), а также к его полномочиям поручать дознавателю производство дознания (п. 17 ст. 5 УПК), давать дознавателю обязательные для исполнения указания (ч. 4 ст. 41 УПК) и др.

Начальник пункта полиции осуществляет руководство возглавляемым им органом дознания. При этом организационное руководство всеми определенного вида органами дознания в полном объеме возложено на руководителя центрального аппарата ведомства, в нашем случае на министра внутренних дел, директора ФСБ РФ. Поэтому, когда уголовно-процессуальным кодексом право принятия конкретного процессуального решения предоставлено органу дознания, начальник центрального аппарата ведомства своим приказом имеет право внести дополнительные требования к порядку его осуществления. Так, ведомственные приказы требуют утверждения начальниками органа внутренних дел, а значит и начальником пункта полиции, постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.

Ведомственные нормативные акты требуют от сотрудников органов дознания утверждения не всех решений. Поэтому, когда вышестоящим руководителем не регламентированы дополнительные гарантии законности принятия того или иного процессуального решения, они могут быть определены начальником нижестоящего подразделения. Вплоть до начальника пункта полиции.

Если же предварительную проверку или дознание осуществляет начальник органа, ни одно из его процессуальных решений (кроме тех, что требуют согласования с прокурором) не утверждается и не согласовывается. Начальник пункта полиции вправе давать входящему в штат этого подразделения дознавателю собственные указания, отстранять такового от предварительной проверки (дознания) и поручать их производство другому подчиненному ему по службе аттестованному сотруднику. Но органом дознания он не является.

Орган дознания

Органом дознания законодатель именует пункт полиции - территориальный орган внутренних дел. Это учреждение, а не его руководитель.

Как орган дознания пункт полиции вправе производить в пределах своей компетенции уголовно-процессуальную, оперативно-розыскную и иную деятельность. К его компетенции относится производство следующих видов уголовно-процессуальной деятельности:

  1. предварительная проверка заявления (сообщения) о преступлении (ст. ст. 140 - 148 УПК РФ);
  2. неотложные следственные действия по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно (ст. 157 УПК РФ);
  3. дознание по делам, по которым производство предварительного следствия необязательно (ст. ст. 223 - 225 УПК РФ);
  4. исполнение поручений и указаний другого органа предварительного расследования (ч. 1 ст. 152, ч. 4 ст. 157 УПК РФ).

Соотношение полномочий сотрудника полиции и органа дознания

Функции пункта полиции как органа дознания могут быть реализованы не только начальником пункта полиции.

По общему правилу под понятием территориального органа внутренних дел - пункта полиции как органа дознания законодатель понимает сотрудников этого учреждения. Деятельность "служащего - частица деятельности органа, так как любой орган управления представляет собой коллектив (группу) лиц, объединенных задачами и организационной структурой данного органа. Компетенция служащего - частица компетенции органа, в котором он занимает должность" <4>. Работники, наделенные правами учреждения (сотрудники органов внутренних дел), уже по должности в связи с исполнением своих служебных обязанностей в зависимости от вида уголовно-процессуальной деятельности обладают процессуальными правами дознавателя.

<4> Алексеев С.С. Государственное управление и административное право. М., 1978. С. 120.

Применительно к пункту полиции, это положение прямо закреплено в законе. Сотрудниками пункта полиции являются сотрудники полиции. Сотрудник же полиции выполняет обязанности и пользуется правами полиции, предусмотренными Федеральным законом "О полиции", в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией). А п. 8 ч. 1 ст. 12 Федерального закона "О полиции" возлагает на полицию обязанность в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством РФ, возбуждать уголовные дела, производить дознание по уголовным делам, производство предварительного следствия по которым необязательно; выполнять неотложные следственные действия по уголовным делам, производство предварительного следствия по которым обязательно.

Таким образом, законодатель, по меньшей мере, применительно к организационной структуре пункта полиции не противопоставляет понятия "орган дознания" и "дознаватель". Дознаватель по должности не только вправе, но и согласно п. 8 ч. 1 ст. 12 Федерального закона "О полиции" обязан выполнять уголовно-процессуальные обязанности органа дознания. Он обладает полным комплексом прав органа дознания.

Начальник органа дознания или его заместитель возложил на такого сотрудника полиции уголовно-процессуальные полномочия путем назначения его на должность и утверждения соответствующего должностного регламента (должностной инструкции).

Сотрудники полиции, служащие в пункте полиции, в том числе и его руководитель, являются сотрудниками, обязанными осуществлять функцию органа дознания. В этой связи они вправе без каких-либо ограничений выполнять все действия, возложенные законом на дознавателя, а также часть действий органа дознания самостоятельно, руководствуясь лишь своим внутренним убеждением. И только при наличии ведомственного положения о необходимости утверждения того или иного постановления у начальника органа дознания выполняют это требование <5>. Тем не менее отсутствие на вынесенном им постановлении не предусмотренной УПК РФ визы начальника органа дознания не может рассматриваться прокурором как нарушение законности, а тем более судом как основание признания полученных впоследствии доказательств недопустимыми.

<5> Начальник пункта полиции, несомненно, сам у себя документы не утверждает.

Читайте также: