Что делает научный сотрудник в лаборатории

Опубликовано: 15.05.2024

Работа лаборанта – это не обязательно колбы и химические опыты. Должностные обязанности лаборанта могут включать сбор данных, подготовку оборудования и инструментария и другую помощь научным сотрудникам. Конечно, должностная инструкция лаборанта медицинского кабинета и физической лаборатории будут разительно отличаться. Но вы можете легко адаптировать предложенный образец должностной инструкции лаборанта под свои нужды и задачи, включив необходимые права и обязанности.

Должностная инструкция лаборанта

УТВЕРЖДАЮ
Генеральный директор
Фамилия И.О. ________________
«________»_____________ ____ г.

1. Общие положения

1.1. Лаборант относится к категории технических исполнителей.
1.2. Лаборант назначается на должность и освобождается от нее приказом директора организации по представлению заведующего лабораторией.
1.3. Лаборант подчиняется непосредственно заведующему лабораторией.
1.4. На время отсутствия лаборанта его права и обязанности переходят к другому должностному лицу, о чем объявляется в приказе по организации.
1.5. На должность лаборанта назначается лицо, отвечающее следующим требованиям: среднее профессиональное образование, без предъявления требований к стажу работы или среднее образование и стаж аналогичной работы не менее полугода.
1.6. Лаборант должен знать:
- руководящие, нормативные и справочные материалы, касающиеся тематики работы;
- методы проведения анализов, испытаний и других видов исследований;
- лабораторное оборудование, контрольно-измерительную аппаратуру и правила ее эксплуатации;
- методы и средства выполнения технических расчетов.
1.7. Лаборант руководствуется в своей деятельности:
- законодательными актами РФ;
- Уставом организации, Правилами внутреннего трудового распорядка, другими нормативными актами компании;
- приказами и распоряжениями руководства;
- настоящей должностной инструкцией.

2. Должностные обязанности лаборанта

Лаборант выполняет следующие должностные обязанности:
2.1. Выполняет лабораторные анализы, испытания, измерения и другие виды работ при проведении исследований и разработок.
2.2. Принимает участие в сборе и обработке материалов в процессе исследований в соответствии с утвержденной программой работы.
2.3. Следит за исправным состоянием лабораторного оборудования, осуществляет его наладку.
2.4. Подготавливает оборудование (приборы, аппаратуру) к проведению экспериментов, осуществляет его проверку и простую регулировку согласно разработанным инструкциям и другой документации.
2.5. Участвует в выполнении экспериментов, осуществляет необходимые подготовительные и вспомогательные операции, проводит наблюдения, снимает показания приборов, ведет рабочие журналы.
2.6. Обеспечивает сотрудников подразделения необходимыми для работы оборудованием, материалами, реактивами и др.
2.7. Обрабатывает, систематизирует и оформляет в соответствии с методическими документами результаты анализов, испытаний, измерений, ведет их учет.
2.8. Производит выборку данных из литературных источников, реферативных и информационных изданий, нормативно-технической документации в соответствии с установленным заданием.
2.9. Выполняет вычислительные работы, связанные с проводимыми исследованиями и экспериментами.
2.10. Выполняет отдельные служебные поручения своего непосредственного руководителя.

3. Права лаборанта

Лаборант имеет право:
3.1. Знакомиться с проектами решений руководства организации, касающимися его деятельности.
3.2. Представлять руководству предложения по совершенствованию своей работы и работы организации.
3.3. Сообщать своему непосредственному руководителю о всех выявленных в процессе своей деятельности недостатках и вносить предложения по их устранению.
3.4. Требовать от руководства создания нормальных условий для выполнения служебных обязанностей.

4. Ответственность лаборанта

Лаборант несет ответственность:
4.1. За невыполнение и/или несвоевременное, халатное выполнение своих должностных обязанностей.
4.2. За несоблюдение действующих инструкций, приказов и распоряжений по сохранению коммерческой тайны и конфиденциальной информации.
4.3. За нарушение правил внутреннего трудового распорядка, трудовой дисциплины, правил техники безопасности и противопожарной безопасности.


Дмитрий Курушкин, 26-летний аспирант из Института машиностроения, материалов и транспорта Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ), рассказывает о том, как научный руководитель и университетская среда могут повлиять на выбор профессионального пути.

3D-принтер для «Росатома»

«Связать свою жизнь с наукой я решил еще на первом курсе магистратуры, когда начал активно вливаться в жизнь научной лаборатории. Со второго семестра первого курса магистратуры я уже начал работать в этой лаборатории. С тех пор мне не виделось возможным связать жизнь с чем-то другим, кроме науки», — рассказывает 26-летний Дмитрий Курушкин, который совмещает аспирантуру в Институте машиностроения, материалов и транспорта с работой инженера в Лаборатории легких материалов и конструкций СПбПУ.

Молодой ученый занимается разработками в области аддитивного электродугового выращивания. Это технология 3D-печати, разработанная сотрудниками Лаборатории легких материалов и конструкций, позволяет с помощью специального программного обеспечения и проволоки изготавливать из различных металлов крупногабаритные детали для авиационной и космической промышленности.

На данный момент Дмитрий Курушкин вместе с коллегами из лаборатории экспериментируют с производством деталей из титановых сплавов и из нержавеющей стали. Они работают над созданием 3D-принтера, который позволит печатать готовы крупногабаритные изделия и использовать их по проекту «Росатома».

«Самое удачное мое исследование по улучшению сварочных процессов в работе с алюминиевыми сплавами описано в зарубежном журнале Materials&Design, который имеет высокий индекс цитирования, — рассказывает аспирант. — В материале изложены результаты двух лет работы. Эту работу я выполнял для улучшения производительности, сейчас я налаживаю процесс с нуля, потому что процессы для такой печати, в которой используется титановая проволока, еще не разработали».

Повезло с научруком

На вопрос о том, почему Дмитрий Курушкин решил связать свою жизнь с техническими науками, он в шутку отвечает, что после английской гимназии не захотел заниматься гуманитарными науками. Но, на самом деле, изначально особую роль в его выборе сыграл интерес к физике, который в университете смогли подпитать, открыв новые возможности и дав новые знания. А также на студента сильно повлиял научный руководитель, который смог разглядеть талант и увлечь Дмитрия Курушкина в науку.

«Когда я уже поступил в Политех, я хотел заниматься физикой, экспериментами, технологиями, — вспоминает молодой ученый. — На самом деле, мне очень повезло с научным руководителем, это Олег Владиславович Панченко — он также является руководителем нашей лаборатории. Он смог показать мне, что можно сделать сейчас в науке касательно металлургии, привел меня к новейшему и дорогостоящему оборудованию, дал методы, которыми можно добиваться важных научных результатов, — и этим очень сильно помог в определении того, чем я хочу заниматься».

По словам молодого инженера, перспектив для развития в Лаборатории легких материалов и конструкций и в Санкт-Петербургском Политехе в целом очень много.

«Сейчас мы трудимся и для того, чтобы стать коллективом международного уровня, оставаясь все равно в Политехе. Мы работаем над тем, чтобы в дальнейшем нашими трудами могло пользоваться международное научное сообщество», — говорит он.

Наука для молодежи

Научный руководитель Дмитрия Курушкина, 36-летний руководитель Лаборатории легких материалов и конструкций, кандидат физико-математических наук Олег Панченко считает, что сейчас наука стала привлекательнее для молодых ученых.

«По сравнению с моим опытом, конечно, все изменилось, — делится ученый. — Я поступал в аспирантуру в 2008 году, тогда мы буквально сидели в подвалах по локоть в пыли. Сейчас у ребят хорошие просторные помещения, передовое оборудование. Наука развивается для того, чтобы в нее приходила молодежь, но на том, что уже есть, ни в коем случае нельзя останавливаться».

Мнение молодого руководителя лаборатории подтверждает и ректор СПбПУ, академик РАН Андрей Рудской. По его словам, Санкт-Петербургский Политех обладает уникальной лабораторной базой, где молодые люди могут реализовывать свой потенциал и принимать участие в реальных проектах, нацеленных на постепенное улучшение качества жизни людей.

«Сейчас как раз прекрасное время трудиться на благо своей страны! Государственная поддержка, инициативы университета, международные программы, связи с промышленностью — это все уникальные возможности, которые есть у российских молодых ученых сегодня. Уже сейчас у нас в вузе немало молодых руководителей проектов, обладателей грантов и стипендий, исследователей и разработчиков», — заключает он.

Материал подготовлен в рамках Года науки и технологий, объявленным в России Президентом Владимиром Путиным. Главные задачи Года — привлечь талантливую молодежь в сферу науки и технологий и рассказать о научных достижениях российских ученых.

В данном разделе описываются основные понятия и терминология применяемые при составлении штатного расписания.

Основные определения¶

Категории должностей, связанных с научным процессом¶

Должности научных работников¶

Должности научных работников — руководителей¶

Должности научно-технических работников¶

Должности работников сферы научного обслуживания¶

Категории должностей, связанных с педагогическим процессом в образовательных учреждениях высшего образования¶

Должности профессорско-преподавательского состава¶

Должности профессорско-преподавательского состава — руководителей¶

Должности административно-управленческого персонала¶

Должности административно-управленческого персонала — руководителей¶

Должности учебно-вспомогательного персонала¶

Научные работники¶

Существуют два близких по звучанию понятия: научные сотрудники и научные работники.

Первое понятие более узкое и является общим наименованием ряда должностей учёных, занятых научной деятельностью в НИИ, на предприятиях или в ВУЗах. В ряде документов: Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР); Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС); прочих классификаторах, принято выделять базовую должность — в данном случае «научный сотрудник», и ряд производных должностей, названия которых образуется при помощи модифицирующей характеристики, например, «младший», «старший» и пр. В последних редакциях ОКПДТР (утверждено постановлением Госстандарта РФ N 367 от 26.12.1994, в ред. от 19.06.2012) и ЕКС (утверждено постановлением Минтруда России N 37 от 21.08.1998, в ред. от 12.02.2014) приведены следующие производные должности научных сотрудников:

  • главный;
  • ведущий;
  • старший;
  • младший.

Второе понятие включает, помимо перечисленных, еще целый ряд должностей. Согласно закону «О науке и государственной научно-технической политике» (ФЗ от 23.08.1996 N 127, ред. от 23.05.2016), научным работником (исследователем) является гражданин, обладающий необходимой квалификацией и профессионально занимающийся научной и (или) научно-технической деятельностью. Другого, более четкого определения данного понятия, в нормативных документах не существует. Также не создано и единого международного реестра и правил конвертирования научных должностей. Как следует из приказа Минздравсоцразвития РФ от 03.07.2008 N 305н (ред. от 19.12.2008), помимо научных сотрудников, к научным работникам относятся ещё государственные эксперты по интеллектуальной собственности разного ранга. В то же время, согласно постановлению Президиума РАН № 196 от 25.03.2008, в этот перечень входят стажер-исследователь (инженер-исследователь, старший лаборант с высшим образованием), учёный секретарь и разного уровня заведующие (начальники) научно-исследовательскими подразделениями.

Помимо научных работников, 127-ФЗ определяет также инженерно-технических работников и работников сферы научного обслуживания. Первые определены как граждане, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и способствующие получению научного и (или) научно-технического результата или его реализации. В штатном расписании такие должности относятся к категории научно-вспомогательного персонала. Ко вторым относят граждан, обеспечивающих создание необходимых условий для научной и (или) научно-технической деятельности в научной организации. Эта группа достаточно размыта, сюда могут входить как лица занимающие различные должности в административном аппарате, так и категория прочего обслуживающего персонала.

В качестве модифицирующей характеристики в производных должностях здесь также используются I и II категории. Для должностей специалистов, по которым предусматриваются квалификационные категории, должностное наименование «младший» и «старший» не применяется.

  • государственный эксперт по интеллектуальной собственности;
  • государственный эксперт по интеллектуальной собственности II категории;
  • младший научный сотрудник
  • техническим архивом;
  • чертежно-копировальным бюро;
  • лабораторией (компьютерного и фото-, кинооборудования, оргтехники, средств связи)
  • государственный эксперт по интеллектуальной собственности I категории;
  • научный сотрудник;
  • старший научный сотрудник
  • аспирантурой;
  • отделом научно-технической информации
  • ведущий государственный эксперт по интеллектуальной собственности;
  • ведущий научный сотрудник,
  • научно- исследовательским сектором (лабораторией), входящим в состав научно-исследовательского отдела (лаборатории, отделения);
  • бригады (группы)
  • главный государственный эксперт по интеллектуальной собственности;
  • главный научный сотрудник,
  • научно-исследовательским отделом;
  • конструкторским отделом;
  • экспертным отделом;
  • ученый секретарь

КУ — квалификационный уровень

В последней редакции ЕКС в разделе, включающем научных работников, нет четкого разделения на категории должностей руководителей, специалистов и технических исполнителей. Скорее всего, это связано с тем, что должности заведующих научно-исследовательским отделом, лабораторий и пр. могут быть отнесены не только к категории руководителей, но специалистов (в данном случае, научных работников). В итоге можно сделать вывод, что особенности квалификационных требований к должностям работников, связанных с научно-педагогическим процессом, определяются отдельными положениями о соответствующих должностях, разрабатываемыми Учеными советами организаций.

В качестве примера иерархической структуры должностей работников, связанных с научной деятельностью, условного института РАН, можно предложить следующую упрощенную схему ( Рис. 298 ). На этой схеме должности работников одного квалификационного уровня расположены на одном уровне иерархии. Ряд должностей, относящихся к разным категориям, сложно соотнести строго к одному уровню. В этом случае должность располагается между двумя уровнями. Например, главный инженер и главный научный сотрудник находятся на одном уровне, а инженер I категории — между старшим и ведущим научным сотрудником.

Упрощенная схема иерархической структуры должностей работников, связанных с научной деятельностью

Рис. 298 Упрощенная схема иерархической структуры должностей работников, связанных с научной деятельностью

Зеленым цветом выделены должности руководящих работников, относящиеся одновременно к категории научных работников или работников сферы научного обслуживания. Научно-технические работники, в рассматриваемом примере, не входят в отдельное самостоятельное структурное подразделение, поэтому в этой категории нет руководителей. Голубым цветом на схеме обозначены должности работников, имеющих среднее общее или профессиональное образование. Все остальные работники имеют высшее образование.

На следующей схеме показана упрощенная структура условного института РАН ( Рис. 299 ). Уровень иерархии подразделений на схеме, показан разными цветами и не зависит от уровня расположения. На самом верхнем уровне должно располагаться еще одно подразделение — Дирекция института (на схеме условно названо «Институт РАН»). Но иерархическая связь его с остальными подразделениями зависит от рассматриваемого бизнес-процесса. Например, Центр коллективного пользования в приведенном примере — структура, созданная на базе данного института, но помимо исследований проводимых самим институтом, там ведутся работы и работниками других организаций. Следовательно, график работы Центра будет утверждать директор института, а тематику НИР — некий внешний орган. Аналогично, секретариат Учёного совета подчиняется непосредственно Учёному совету. На схеме не показаны многие важные отделы входящие в структуру большинства типичных институтов. Однако целью ее составления являлась демонстрация принципа построения штатного расписания для подразделений связанных с научным процессом.

Упрощенная структура условного института РАН

Рис. 299 Упрощенная структура условного института РАН

Пример штатного состава научно-исследовательского отдела ( Рис. 300 ) включает заведующего отделом и главного научного сотрудника. В структуру отдела, входят три лаборатории со своим штатом сотрудников. Если в названии должности работника присутствуют модифицирующие характеристики «старший», «ведущий» или «главный», то согласно ЕКС, работник наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по занимаемой должности, осуществляет руководство подчиненными ему исполнителями. Такая должность может устанавливаться в виде исключения и при отсутствии исполнителей в непосредственном подчинении работника, если на него возлагаются функции руководства самостоятельным участком работы. Поскольку главный научный сотрудник по уровню иерархии стоит выше, чем заведующий лабораторией, он входит непосредственно в штат отдела, а не лаборатории. При этом, он может руководить научной работой сотрудников нескольких лабораторий. Но административные функции он не выполняет — это является прерогативой заведующих отделом и лабораторий. Помимо главного научного сотрудника, непосредственно в штат отдела могут входить и сотрудники другого уровня. В этом случае они также будут подчиняться непосредственно заведующему отделом.

Пример штатного состава научно-исследовательского отдела

Рис. 300 Пример штатного состава научно-исследовательского отдела

Штатный состав научно-исследовательской лаборатории, в приведенном примере, включает, помимо заведующего лабораторией, несколько научных работников разного уровня от стажера исследователя до ведущего научного сотрудника, а также несколько лаборантов-исследователей, в качестве научно-вспомогательного персонала. Количество штатных единиц НР и НВП зависит от объема задач, стоящих перед лабораторией и текущей ситуации, определяемой объемом финансирования и наличием специалистов в кадровом резерве.

В штате секретариата Учёного совета института ( Рис. 301 -1) состоят учёный секретарь (научный работник) и несколько единиц научно-вспомогательного персонала от инспектора до инспектора I категории. Аналогичный штатный состав имеют отделы ( Рис. 301 -2) аспирантуры и научно-технической информации ( Рис. 301 -3), возглавляемые заведующими отделами.

Пример штатного состава прочих отделов

Рис. 301 Пример штатного состава прочих отделов:

  1. Секретариат Учёного совета института.
  2. Отдел аспирантуры.
  3. Отдел научно-технической информации.
  4. Центр коллективного пользования.
  5. Эксплуатационный отдел.

В штате центра коллективного пользования ( Рис. 301 -4), помимо заведующего центром (научный работник), состоят несколько единиц научно-вспомогательного персонала — инженеров-исследователей разных категорий, относящихся к научно-техническим работникам, а также техники, относящиеся к работникам сферы научного обслуживания.

Штатный состав эксплуатационного отдела ( Рис. 301 -5) целиком относится к работникам сферы научного обслуживания. Сюда входят заведующий отделом, инженеры разных категорий и техники. Все, кроме заведующего отделом (административно-управленческий персонал), относятся к категории прочего обслуживающего персонала.

Педагогические работники¶

Должности работников образовательных организаций разного уровня описываются в разделах ЕКС «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (утвержден приказом Минздравсоцразвития РФ N 761н от 26.08.2010, ред. от 31.05.2011) и «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования» (утвержден приказом Минздравсоцразвития РФ от 11.01.2011 N 1н). В последнем из этих разделов приведены следующие должности руководителей:

  • ректор;
  • президент;
  • проректор;
  • руководитель структурного подразделения;
  • заведующий отделом аспирантуры;
  • советник при ректорате;
  • ученый секретарь совета ВУЗа;
  • ученый секретарь совета факультета;
  • заведующий отделом практики;
  • помощник ректора (проректора).

Должности профессорско-преподавательского состава:

  • ассистент;
  • преподаватель;
  • старший преподаватель;
  • доцент;
  • профессор;
  • заведующий кафедрой;
  • декан факультета (директор института).

Должности работников административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала:

  • диспетчер факультета;
  • тьютор;
  • специалист по учебно-методической работе;
  • учебный мастер.

В качестве примера иерархической структуры должностей работников, связанных с образовательным процессом, условной образовательной организации высшего образования, можно предложить следующую упрощенную схему ( Рис. 302 ). На этой схеме должности работников одного квалификационного уровня расположены на одном уровне иерархии. Ряд должностей, относящихся к разным категориям, сложно соотнести строго к одному уровню. В этом случае должность располагается между двумя уровнями. Например, заведующий кафедрой и заместитель декана находятся на одном уровне, а тот же заведующий кафедрой — между доцентом и профессором.

Упрощенная схема иерархической структуры должностей работников, связанных с образовательным процессом

Рис. 302 Упрощенная схема иерархической структуры должностей работников, связанных с образовательным процессом

Зеленым цветом выделены должности руководящих работников, относящиеся одновременно к категории профессорско-преподавательского состава или административно-управленческого персонала. Учебно-вспомогательный персонал, в рассматриваемом примере, не входят в отдельное самостоятельное структурное подразделение, поэтому в этой категории нет руководителей. Голубым цветом на схеме обозначены должности работников, имеющих среднее общее или профессиональное образование. Все остальные работники имеют высшее образование.

При сравнении должностей профессорско-преподавательского состава и должностей научных работников, можно предложить следующее соотнесение: младший научный сотрудник соответствует по иерархическому уровню ассистенту, а главный — профессору.

На следующей схеме показана упрощенная структура условной образовательной организации высшего образования ( Рис. 303 ). Уровень иерархии подразделений на схеме, показан разными цветами и не зависит от уровня расположения. На самом верхнем уровне должно располагаться еще одно подразделение — Ректорат (на схеме условно названо «Образовательная организации высшего образования»). На схеме не показаны многие важные отделы входящие в структуру большинства типичных ВУЗов. Однако целью её составления являлась демонстрация принципа построения штатного расписания для подразделений связанных с образовательным процессом.

Упрощенная структура условной образовательной организации высшего образования

Рис. 303 Упрощенная структура условной образовательной организации высшего образования

В приведенном примере штатного состава ректората ( Рис. 304 ), помимо ректора, есть еще два руководящих работника — проректора по учебной и научной работе, возглавляющие соответствующие управления. Помимо этого, в непосредственном подчинении ректора находится президент, штат советников и помощников, которые входят в административно-управленческий персонал, но не относятся к категории руководителей. В штат ректората входят также помощники проректора, которые подчиняются своему проректору и также относятся к административно-управленческому персоналу.

Пример штатного состава ректората

Рис. 304 Пример штатного состава ректората:

  1. Управление по учебной работе.
  2. Управление по научной работе.

В непосредственном подчинении проректора находятся начальники отделов, входящих в структуру его управления. Проректору по учебной работе подчиняются также деканы факультетов.

Штатный состав отделов входящих в структуру управлений ВУЗа принципиально ничем не отличается от состава аналогичных отделов института РАН, как и состав секретариатов Учёных советов.

Факультет возглавляет декан ( Рис. 305 ). В штатный состав деканата входят его заместители, а также ряд инспекторов разных категорий. Как правило, в сферу ответственности каждого из заместителей декана входит один или несколько студенческих курсов. В непосредственном подчинении декана находятся также заведующие кафедр факультета. Декан, его заместители и заведующие кафедр относятся к категории руководителей. Однако, декан и заведующие кафедр относятся также к категории профессорско-преподавательского состава, а заместители декана, как и инспектора деканата — административно-управленческого персонала.

Пример штатного состава факультета

Рис. 305 Пример штатного состава факультета:

В штатное расписание кафедры входит ряд должностей профессорско-преподавательского состава: профессор, доцент, старший преподаватель, преподаватель и ассистент. А также должности учебно-вспомогательного состава: учебный мастер, старший лаборант и лаборант. На тех кафедрах, в учебном процессе которых используется сложное оборудование, в этой категории может встречаться должность техник.

Рассмотренные примеры организационных структур научного и образовательного учреждения, на практике носят смешанный характер. Особенно это касается крупных университетов. Часто в составе такой образовательной организации (несмотря на название, включающее ФГБОУ ВО) находятся, помимо факультетов, еще и НИИ или другие обособленные научные подразделения. Также в структуру кафедр бывают включены исследовательские лаборатории. В научных учреждениях должности профессорско-преподавательского состава вводятся, как правило, при наличии реальных условий для осуществления образовательной деятельности (например, ВУЗов соответствующего профиля в месте расположения учреждения, наличия базовых кафедр и т.п.).

В идеале, научная лаборатория — это самостоятельная исследовательская единица в системе научных институтов РАН. Обычно научная лаборатория занимается решением ряда научных задач, имеющих близкое отношение к одной тематике. Например, если лаборатория занимается спектроскопией, то в ней, во-первых, собраны различные приборы для определения спектров разной длины световых волн в различных условиях, во-вторых, собрана группа ученых, умеющих профессионально работать, обслуживать и дорабатывать эту аппаратуру. В этой группе, ученые снимают спектры для других лабораторий, делают собственные исследования, отбирают талантливых студентов и аспирантов, чтобы обучать их всему, что умеют.

Схема идеально работающей лаборатории при хорошем финансировании (1950 — 1989 гг.), показана на рисунке. Снизу вверх идет повышение статуса, градации цвета отражают возраст работников, от бледно-розового до красного — с 20 лет до 80 лет соответственно:

Правильная схема кадрового устройства научной лаборатории в РАН

Прежде всего, надо понимать, что научная лаборатория обладает редким сочетанием двух качеств: с одной стороны, у каждого ученого свои конкретные обязанности, но с другой стороны, любой ученый может при необходимости выполнить любую работу как нижестоящего, так и вышестоящего ученого. Это сочетание и есть причина того, что Русская наука все еще жива.
Итак, упрощенно, кто есть кто.

Лаборант — это работник, который выполняет простейшие задачи, которые не требуют профессионализма и высокой ответственности. Чаще всего это школьники, абитуриенты, студенты. Они делают то, что им говорят и как им говорят.

Аспирант — это ученый, выполняющий свою собственную модельную задачу, имеет много общего с лаборантом. Часто лаборант поступает в аспирантуру при лаборатории, а аспирант подрабатывает лаборантом. Аспирант непосредственно работает под присмотром младшего научного сотрудника (МНС), который на несколько лет старше его. Иногда научный сотрудник (НС) контролирует работу аспиранта, чтобы понять насколько МНС справляется. Длительность аспирантуры от 3 до 6 лет в зависимости от нагрузки аспиранта. Аспирант по совместительству может быть МНС. Задача аспиранта — защита кандидатской диссертации и получение степени кандидата наук.

Младший научный сотрудник (МНС) — выполняет свою конкретную задачу, частью которой является научная задача аспиранта. Он обучает аспиранта и совершает свое исследование по указаниям Научного сотрудника. Надо понимать, что МНС — уже самостоятельный ученый и свою мелкую тактическую задачу способен довести до публикации под контролем НС. МНС — это «продолжение руки» НС. МНС — это временная (3-5 лет), промежуточная должность на пути в НС.
Научный сотрудник (НС) — это уже одна из независимых «рук» старшего научного сотрудника, он сам полностью определяет средства выполнения своей задачи, сам разбивает ее на подзадачи и сам руководит МНСом, аспирантом и лаборантом. НС в отличии от МНС может быть официальным руководителем аспиранта. За свой результат НС несет полную ответственность. НС — это профессиональный в своей задаче ученый. Задача НС — это идеальное выполнение сложной тактической задачи. Это работа, обслуживание, доработка сложного прибора, например работа на спектрофотометре или проведение рентгеноструктурного анализа. Это идеальное владение методикой, например, кристаллизации белковых молекул, которая сложна и требует многих лет практики. На этой должности ученый может работать всю жизнь. В основном НС — это педантичный, консервативный, ответственный человек. Зарплата НС должна быть на уровне зарплат подобных профессионалов в других отраслях экономики.

Старший научный сотрудник (СНС) — это главный человек в лаборатории. Этот ученый решает ряд задач: во-первых, он с Заведующим лабораторией (ЗавЛабом) формулирует глобальную задачу лаборатории и определяет стратегию исследования, во-вторых, СНС идеально разбирается в возможностях и нуждах своих НСов, которым дает задания и которым обеспечивает идеальные условия для работы. Этот ученый, разрабатывает конкретное направление, множество задач, формирует научный путь решения проблемы, сам выбирает и разрабатывает методы выполнения, решает, кому в лаборатории что делать, на каком оборудовании, что закупать. Какие и в каком количестве нужны НСы и МНСы. СНС координирует всю научную и практическую работу лаборатории и распределяет ресурсы. Так же СНС взаимодействует с соседними лабораториями. Часто СНС — это ученый, который не обладает талантами НС в конкретном умении, но очень хорошо ориентируется в исследовательском процессе и хочет организовывать его. СНС обязан обладать знаниями в разных отраслях науки — и в теории, и в практике — чтобы уметь выполнить сложную задачу вместо НСа, чтобы уметь оценить мастерство гипотетического кандидата на место НСа. Ученый в должности СНС — не только хороший ученый, но и талантливы педагог, чуткий руководитель, общительный разносторонний контактный человек, с творческим подходом к решению задач. Именно эти качества не позволяют ему идеально выполнять одну и ту же задачу НСа, а заставляют «разбрасываться»,двигаться вверх по карьерной лестнице, становиться ЗавЛабом. СНС может превратиться в ЗавЛаба при условии, что он защитит докторскую диссертацию и получит степень Доктора наук. С точки зрения исследователя, это почти венец научной карьеры. По сути дела, СНС — это заместитель начальника или начальник целого отделения. И его заплата должна соответствовать зарплате директора отделения.

Заведующий лабораторией (ЗавЛаб) — это номинальный руководитель Лабораторией. СНС и ЗавЛаб — это очень близкие по роду деятельности должности. Только в отличие от СНСа, он активно контактирует и с дирекцией института, и с руководителями других лабораторий. Именно от его умений зависит наличие денег и оборудования, получение грантов на исследования, внедрение разработок лаборатории в бизнес и производство. Именно он отвечает за публикацию научных статей, разные куски которых пишут НСы и СНСы. Этот ученый переводит потребности своей лаборатории с языка СНСа на политический язык.

В деятельности ЗавЛаба научной работы существенно меньше, но это первая ступень карьеры ученого, когда он может определять направление крупного исследования лаборатории. В этой должности ученый обязан быть в курсе работы всех лабораторий института и понимать, кто в институте чем и как занимается. Позиция Завлаба — это необходимая ступень к должности директора института.

Именно из ЗавЛабов состоит Ученый Совет Института, который общим решением распределяет ресурсы между лабораториями. Именно Ученый Совет, состоящий из ЗавЛабов выбирает из своих рядов кандидатов в ЧленКорры или Академики. Именно на этой стадии впервые на пути ученого возникает ситуация, когда ему как ЗавЛабу приходится обсуждать вопросы и принимать решения по задачам, глубинная суть которых понятна только конкретному ЗавЛабу, а остальным ЗавЛабам приходится опираться только на свою НАУЧНУЮ ИНТУИЦИЮ и знание поведения ученых других направлений.

Именно начиная с этого уровня, с уровня Завлаба, ученого нельзя заменить чиновником или военным. Парадокс научной работы — это то, что результат непредсказуем. Исследование, которое идет десятилетиями и не дает никакого результата, как фигурка в пазле, может вдруг сложиться с другим таким же на вид бесполезным многолетним исследованием, а в результате вы получите телепортацию — мгновенное перемещение из одной точки в другую.

Здесь незаменима НАУЧНАЯ ИНТУИЦИЯ, которая вырабатывается десятилетиями работы ученого с другими учеными и наблюдениями их друг за другом. Такое же случается в масштабе лаборатории: два аспиранта курят травку, гонят самогон, всё разбивают, всё путают. Ученый вроде тоже ничего не делает, поддаёт, пьет чай и болтает о политике, ходит на митинги, приходит на работу во второй половине дня. ЗавЛаб завёл любовницу и скандально не хочет разводиться с женой. Два академика не поделили аспирантку, и подрались на конференции.

Чиновник давно бы аспирантов выгнал бы, ученого сократил бы, ЗавЛаба послал бы преподавать, а академиков отправил бы на пенсию.

Но Ученый со своей НАУЧНОЙ ИНТУИЦИЕЙ будет ждать, и дождётся, когда фамилии аспирантов окажутся: Эйнштейн и Менделеев. Когда выяснится, что ученого зовут А.Д.Сахаров. Когда ЗавЛаб окажется теоретиком Львом Ландау. И когда ссора двух академиков приведет к появлению нового НИИ, в котором второй академик разовьет целое научное направление в пику первому.

И все эти курильщики, драчуны, алкаши, лентяи, бабники окажутся НОБЕЛЕВСКИМИ ЛАУРЕАТАМИ.

Довольно часто при изучении различных критериев для участия в научных конкурсах конференциях, соискательстве встречается термин «научный сотрудник», но далеко не каждый понимает его значение. Давайте разберемся, кто это такой, какими правами обладает и какие привилегии он получает.

Довольно часто при изучении различных критериев для участия в научных конкурсах конференциях, соискательстве встречается термин «научный сотрудник», но далеко не каждый понимает его значение. Давайте разберемся, кто это такой, какими правами обладает и какие привилегии он получает.

Научный работник – это…

В большинстве случаев под таким человеком понимают сотрудника научной организации, но данная трактовка в корне неверна, так как не учитывает требования и особенности индивида. Ведь в таком случае, даже уборщицу или дворника можно приписать к этой категории лиц.

Критерии звания научный сотрудник

Кто является научным сотрудником

Научный работник или научный сотрудник – именно так называют лица, которые трудятся во благо науки и родины, имея за плечами ученую степень или звание. Фактически это тот, кто непосредственно связан с наукой и ее развитием.

Кто может стать научным сотрудником?

По сути, научным сотрудником становятся лишь те, кто получил соответствующее образование (в большинстве случаев оконченная аспирантура или прошел соискательство). Развивать новые идеи, научные концепции могут лишь квалифицированные эксперты, разбирающиеся в конкретном направлении, отрасли, области. Поэтому термин «научный сотрудник» применим ко всем исследователям независимо от их сферы деятельности. Уточнение области наук является лишь конкретизацией его работы, исследований.

Кто может стать научным сотрудником?

Как стать научным сотрудником?

Стать научным сотрудником непросто. Для начала необходимо выбрать подходящую профессию, специальность, освоить ее (бакалавриат, магистратура, аспирантура). Уже на этапе выбора направления обучения у многих абитуриентов появляется множество вопросов: они не понимают, кем хотят стать, что им интересно, какими способностями они обладают.

Где трудятся научные работники?

Подвижники научной мысли редко трудятся на заводах, совмещая практику и теорию. В большинстве случаев они задействованы в научных организациях, ВУЗах, различных лабораториях, экспериментах и пр. Но для того, чтобы устроиться в конкретную научную организацию, им необходимо подтвердить свою квалификацию с помощью диплома об образовании.

Сфера деятельности научного сотрудника

Где могут работать научные сотрудники?

Труд научного работника всегда хорошо оплачиваемый. Размер зарплаты может зависеть от уровня образования (аспирантура или докторантура), наличия конкретных навыков, опыта работы в определенной сфере, отрасли и пр. При этом все рабочие вопросы регламентированы Трудовым кодексом и иным нормативными актами.

Научный сотрудник также будет иметь права и обязанности, действовать согласно должностной инструкции, штатному расписанию и прочим внутренним документам той организации, где он трудоустроен.

Какие требования предъявляют к научным работникам?

Научный сотрудник должен иметь за плечами ученую степень или звание, подтвердить ее наличие документально. Получить ученую степень можно только после защиты диссертации, а это значит, что научный сотрудник должен иметь опыт в выполнении научных исследований и их оформлении.

В некоторых организациях устанавливают конкретные требования к кандидатам:

  • наличие опыта работы (3-5 лет),
  • наличие научных публикаций в ВАК-изданиях или рецензируемых РИНЦ (не менее 10 штук),
  • наличие сертификатов подтверждающих участие в научных конференциях и симпозиумах за последние 3-5 лет;
  • и пр.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Чем занимается научный сотрудник?

Работник научной организации занимается организацией и проведением научных изысканий, которые способствуют развитию научной мысли и прогресса, способствуют решению актуальных и важных проблем науки и отрасли и пр.

Финансированием исследований научных сотрудников занимается непосредственно сам ученый, организация (в которой он трудится) или государство (при помощи различных субсидий, грантов и пр.).

Научные работники также занимаются разработкой методических рекомендаций по проведению мероприятий, использованию полученных результатов. Помимо этого, они принимают участие в образовательной жизни, разрабатывая методички по написанию курсовых и дипломных работ, курируя студентов-дипломников и пр.

В зависимости о «высоты» научного сотрудника (главный, младший и пр.) требования к его кандидатуре могут разниться.

Команда ОЦ Дисхелп готова помочь в становлении научного сотрудника на этапе обучения в аспирантуре или соискательства. Наши специалисты подготовят материал для выполнения диссертации, научной статьи или монографии с учетом всех заявленных заказчиком требований и пожеланий.

В нашем штате работают проверенные временем кадры: педагоги лучших ВУЗов страны, кандидаты и доктора наук, теоретики и практики. Высокое качество услуг и индивидуальный подход – гарантия успеха для каждого клиента. Мы готовы помочь в короткие сроки в любое время года. Оформить заявку можно на нашем сайте.

Читайте также: