Что делает руководитель дипломной работы

Опубликовано: 17.09.2024

Каждый выпускник должен самостоятельно подготовить дипломный проект. Конечно же, разобраться в теме будет непросто. Грамотно изложить свои мысли и ход исследования, оформить их - еще сложнее. На помощь студентам приходит специально назначаемое лицо – научный руководитель, который призван контролировать процесс создания ВКР. Это не значит, что он будет писать работу за кого-либо, искать источники информации, исправлять и пр. на плечах этого сотрудника ВУЗа лежат определенные права и обязанности.

Основные права и обязанности научного руководителя дипломного проекта

Научный руководитель выбирается студентом (в отдельных случаях назначается администрацией ВУЗа) и утверждается соответствующим приказом на кафедре.

Кто может быть выбран в качестве научного руководителя дипломного проекта?

Занять место научного руководителя, который будет курировать выпускника, и помогать ему при выполнении диплома, может далеко не каждый преподаватель ВУЗа.

На роль научного руководителя дипломной работы может быть назначен:

Функции научного руководителя ВКР

Научный руководитель – это лицо, работающее в ВУЗе которое должно контролировать ход выполнения ВКР, индивидуального плана (задания) и пр.

На самом деле куратор выполняет следующие функции:

В числе основных функций можно выделить наиболее важные: контрольная и контрольно-проверочная.

Рассмотрим подробнее права и обязанности научного руководителя дипломного проекта.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Права научного руководителя дипломного проекта

  1. Разрешить студенту сменить тему диплома, если сделать этот шаг позволяют сроки сдачи готового материала на кафедру, а деканат при этом не возражает.
  2. Разрешить выпускнику самостоятельно подбирать источники информации.
  3. Помогать при выборе темы исследования, отмечая все плюсы и минусы, а также уровень подготовки студента. Возможно, для кого-то придется подбирать более легкие темы, а кому-то можно доверить более серьезные работы.
  4. Принимать решение о допуске или недопуске ВКР к защите. Решение научного руководителя должно быть аргументировано и обосновано.
  5. Направлять ВКР на доработку, вносить коррективы в структуру и содержание исследования, если считает это нужным, направленным на совершенствование проекта.
  6. Устанавливать сроки сдачи материала (или его отдельных частей) на проверку.

Обязанности научного руководителя дипломного проекта

  1. Выдать задание на преддипломную практику и обозначить необходимость сбора конкретных данных, которые пригодятся для написания ВКР;
  2. Дать рекомендации относительно структуры и содержания работы, изучения методических рекомендаций;
  3. Посоветовать источники информации по выбранной теме, способы их обработки и преподнесения.
  4. Контролировать ход выполнения дипломного проекта, проверять ВКР на соответствие установленным требованиям;
  5. Изучить и дать рекомендации по совершенствованию материала;
  6. Проводить консультации в утвержденные кафедрой и деканатом время;
  7. Готовить студентов к защите ВКР: оценить их ораторские способности, доклад, презентацию, дать советы по совершенствованию;
  8. Информировать заведующего кафедрой и деканат об успехах выпускников в части написания ВКР.
  9. Готовит рецензию на ВКР, отмечая в ней все положительные и отрицательные стороны.

Следует отметить, что научный руководитель не обязан присутствовать на защите выпускника. Если он будет присутствовать на этом мероприятии, в случае спорной оценки он сможет внести свою «лепту», отметив старания и труд автора ВКР, отдельные моменты проекта и пр.

Фактически научный руководитель отвечает за своевременность и качество дипломного проекта, так как контролирует ход его выполнения студентом и дает советы по корректировке исследования с целью получения достойной оценки.

По предложению руководителя дипломной работы кафедра может пригласить консультантов по разработке ее отдельных разделов за счет лимита времени, которое отведено на руководство работой. Консультантами могут назначаться научно-педагогические работники университета, а также высококвалифицированные специалисты и научные работники других учреждений.

ОБЯЗАННОСТИ ИСПОЛНИТЕЛЯ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

Исполнитель дипломной работы обязан:

1) через 10-15 дней после получения задания разработать календарный план выполнения работы и предоставить его на утверждение руководителю;

2) подобрать и проработать основную литературу и другие источники информации по теме работы;

3) проанализировать существующие методы и средства проведения исследований с целью выбора наиболее рациональных для практического использования при разработке темы;

4) составить развернутый план работы и предоставить его на утверждение руководителю;

5) не меньше одного раза в неделю докладывать руководителю о ходе выполнения календарного плана;

6) после разработки отдельных разделов работы докладывать о них руководителю и после его одобрения относительно качества представленных материалов продолжать работу над другими разделами;

7) выполнив задание в полном объеме и после проверки разработанного материала руководителем, материалы работы вместе с заданием сброшюровать;

8) сброшюрованную работу представить руководителю для получения отзыва не позднее, чем за неделю до защиты;

9) выполненную работу с отзывом руководителя и в его присутствии представить заведующему кафедрой для принятия решения относительно допуска к защите;

10) допущенную к защите работу представить в определенный срок на рецензию;

11) получив отзыв и рецензию на выполненную работу, подготовить доклад для защиты работы перед членами ГЭК;

12) по необходимости (по решению руководителя) провести предварительную защиту на кафедре;

13) в определенный срок представить работу в ГЭК и защитить ее результаты.

Исполнитель дипломной работы должен проявлять максимум самостоятельности. На него возлагается вся ответственность за решения, которые принимаются, и за качество выполнения работы.

ОТЗЫВ РУКОВОДИТЕЛЯ И РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ ДИПЛОМНЫХ РАБОТ

Во внутреннем рецензировании дипломных работ бакалавра принимают участие научно-педагогические работники и руководящий состав кафедр университета. При этом запрещается назначать рецензентов из числа научно-педагогических работников той же кафедры, из состава которой назначен руководитель дипломной работы. Одному рецензенту разрешается рецензировать не более 8 работ.

Во внешнем рецензировании дипломных работ магистра должны принимать участие научно-педагогические работники кафедр соответствующих направлений других учебных (научно-исследовательских) заведений. Одному рецензенту разрешается рецензировать не более 8 работ.

Состав внешних рецензентов и их закрепление по темам дипломных работ определяется приказом не позднее, чем за один месяц до начала работы ГЭК.

Рецензия составляется в определенной форме с раскрытием таких основных вопросов:

- соответствие содержания работы поставленной задаче;

- актуальность тематики, положительные стороны и недостатки работы;

- полнота, глубина и обоснованность решений, которые предлагаются;

- грамотность изложения освещенных вопросов, стиль подачи, качество иллюстрационных материалов;

- возможность и место практического использования результатов дипломной работы;

- другие вопросы на усмотрение рецензента.

В выводе рецензии указывается оценка дипломной работы, которая предлагается рецензентом.

Руководитель должен проверить расчетно-пояснительную записку и программную часть дипломной работы и предоставить отзыв в ГЭК. Отзыв должен содержать:

· оценку ее актуальности, связь с научными или проектными работами подразделений университета, кафедры или других производственных структур;

· оценку объема и полноты выполнения задания;

· оценку степени самостоятельности выполнения работы студентом;

· наличие элементов научного исследования в работе;

· оценку объема и полноты использования студентом источников по теме (отечественных и иностранных);

· возможность практической реализации результатов, полученных в ходе работы;

· информацию о внедрении, указании на факт внедрения с экономическим эффектом (если он имеет место);

· сведения о публикациях научных статей, получение авторских свидетельств, патентов, создание действующих систем и программных комплексов на основе выполненной дипломной работы;

· точку зрения руководителя о возможности допуска работы к защите и присвоению ее автору соответствующей квалификации.

Образцы оформления рецензий и отзыва руководителя предоставлены в приложениях Д3, Д4, Д5.

Дата добавления: 2018-06-01 ; просмотров: 1118 ; Мы поможем в написании вашей работы!


Научный руководитель - это преподаватель, под кураторством которого студент пишет курсовую, дипломную или любую другую научную работу. Как правило, его назначение проводится кафедрой, однако бывают исключения, когда дипломник вправе выбрать наставника по своему желанию.

Его обязанности заключаются в следующем:

  • дает ценные рекомендации по выбору наиболее подходящей для студента темы;
  • помогает максимально разобраться, распланировать работу;
  • задает вектор проведения исследования и помогает не сбиться с него;
  • обнаруживает и указывает на ошибки, допущенные в работе;
  • оказывает содействие при оформлении текста в соответствии с требованиями кафедры;
  • рекомендует подходящие источники, которые ощутимо помогут в написании проекта;
  • помогает при подготовке к защите: утверждает речь, оценивает презентацию, проверяет ответы на ожидаемые вопросы комиссии;
  • контролирует прохождение практических занятий;
  • составляет объективный отзыв о проделанной работе.

Полезные советы

Чтобы избежать негативного отношения к себе со стороны руководителя, следует соблюдать несложные для выполнения правила. Предлагаем ознакомиться с некоторыми из них.

Личная встреча

Первым делом, необходимо встретиться с назначенным кафедрой или выбранным вами куратором. Цель этого визита – продемонстрировать серьезность своих намерений самостоятельно заниматься дипломом, а также показать, что вы нацелены на получение высокого балла за свои старания и готовы выполнять любые указания для достижения этой цели. При первой встрече:

  • Обсудите с преподавателем понравившуюся тему дипломной работы или выберите ее вместе.
  • Предложите приблизительный план действий, если у вас уже есть наброски.
  • Изучите актуальность выбранной темы согласно разным источникам.
  • Попросите список подходящей литературы и других видов источников.
  • Договоритесь о наиболее удобном для обоих канале связи, по которому будет проходить общение.
  • Определите дни недели и время, когда вы будете выходить на связь, чтобы продемонстрировать уже проделанную работу.

Личная встреча с куратором


Большинство руководителей заинтересованы в том, чтобы их подопечные хорошо написали и защитили свои дипломные работы проекты. Однако бывают случаи, когда человек, который должен быть наставником, изначально настроен негативно к дипломанту и никоим образом не помогает ему. Чаще всего такое отношение вызвано тем, что студент:

  • систематически прогуливал лекции;
  • не сдавал вовремя работы;
  • огрызался и пререкался с преподавателем.

Чтобы не оказаться в такой ситуации, следует ответственно относиться к выбору куратора, а если сотрудничества уже не избежать, нужно находить компромисс и подстраиваться под строгого наставника, безоговорочно выполнять все его требования. Постепенно он успокоится, ваше общение станет нейтральным, выгодным для обоих.

Вносите правки

Обязательно исправляйте ошибки и замечания наставника, при необходимости оспорьте его решение и докажите свою точку зрения. Как правило, куратор является дипломированным специалистом, который превосходно разбирается в теме вашей работы. К нему следует прислушаться, поскольку он:

  • имеет ценный опыт в проведении ряда экспериментов и исследований;
  • знает правила оформления дипломной работы в соответствии с указаниями ВУЗа;
  • пользуется заслуженным доверием коллег из различных учебных заведений, представителей научных сообществ;
  • является видным ученым, общение с которым ценно само по себе.

Внесение правок в работу


В любом случае, он лучше знает, о чем и как следует писать, поскольку вы – не первый студент, которого он курирует. Если игнорировать рекомендации специалиста, не исключено, что в скором времени общение перерастет в открытую конфликтную ситуацию, либо на защите диплома он посоветует членам комиссии поставить заниженную оценку, поскольку в ходе написания труда вы не работали должным образом и не заслужили лучшего.

Делайте все вовремя

Предоставляйте наставнику письменный материал вовремя. Это покажет, что вы человек дисциплинированный, ответственный, способны грамотно планировать собственный график и цените время научного руководителя, которое он выделяет для общения с вами.

Все делать вовремя


Известны случаи, когда выпускники присылали для проверки презентации и речь выступления в самый последний момент, буквально накануне дня защиты. Куратор проверял их, вносил правки и отправлял обратно на доработку. В результате, студент всю ночь исправляет ошибки, а на защиту приходит измотанный, растерянный и вялый – это играет не в его пользу.

Задавайте вопросы

Не стесняйтесь спрашивать у наставника интересующие вас вопросы. Если вы хотите получать от консультаций с куратором стопроцентную пользу, то к ним необходимо обязательно хорошо подготовиться.

  • Во-первых, приготовьте примерный список вопросов, которые вы хотите задать преподавателю.
  • Во-вторых, найдите и отметьте те участки текста источников, которые вам непонятны.
  • В-третьих, выделите спорные моменты, в которых вы не уверены и желаете услышать на их счет мнение преподавателя.

Если вы полностью откажетесь от помощи куратора, существует риск того, что подготовленный вами труд будет постоянно отправляться на переделки и доработки.

Слова благодарности

  • куратор сыграл важную роль в написании диплома;
  • если бы не он, скорее всего, вам не удалось бы написать такую грамотную работу;
  • благодаря его стараниям, вы узнали много полезной и важной информации по изучаемой теме и получили такой результат и пр.

Поблагодарив руководителя таким образом, вы обезопасите себя от негативных высказываний в ваш адрес во время обсуждения оценки за защиту диплома. Вряд ли наставник скажет членам комиссии, что на самом деле он не помогал и вообще не принимал никакого участия в написании дипломной работы.

Причины для смены куратора

К наиболее распространенным причинам для замены научного руководителя следует отнести:

  • Разногласие относительно написания дипломного проекта и примененных в исследовании методов.
  • Отстраненность от дипломанта – поверхностное отношение к подопечным и нежелание содействовать написанию труда. в связи с тем, что они не сошлись характерами и не в состоянии найти компромисс.

Прежде чем менять наставника, следует обратиться к заведующему кафедрой и, если он также не сможет улучшить сложившуюся ситуацию, следует искать нового руководителя.

Как заменить куратора

Для смены научрука следует обратиться в деканат, написать заявление с подробным изложением причины. Причем важно правильно ее сформулировать, чтобы разногласия между вами и преподавателем не переросли из мелкого конфликта в крупный скандал.

Заявление на смену научного руководителя

Выпускники, которые игнорируют помощь руководителя, избегают консультаций и не обращаются за советом, рискуют долго и трудно сдавать диплом. Кроме того, не забывайте, что ваш научрук – тоже живой человек, поэтому не нужно относиться к нему слишком предвзято, если он высказывает какие-то недовольства по поводу проделанной работы. Это в первую очередь учеба, которая станет для вас полезной во многом. Поэтому запаситесь терпением и достойно преодолейте последний этап получения высшего образования!


Не всегда удается выбрать ту специальность в ВУЗе, которую действительно хочется изучать. Однако курсовые, а после и дипломную работу студенту делать все равно нужно, а самостоятельное написание интересного научного труда – задача сложная, если не сказать больше. А вот упростить учебную жизнь студента предлагает ВУЗ, который дает возможность выбрать научного руководителя из числа преподавателей своих кафедр.

Этот человек может хорошо помочь на первых порах, когда знакомит студента с принципами научной работы. Но особое значение он приобретает во время написания выпускной квалификационной работы (ВКР). Во втором случае говорят уже не о научном, а о дипломном руководителе. Практика показывает, что его личное отношение к работе и дипломнику, интерес к рассматриваемой теме, качество консультаций – факторы, во многом влияющие на оценку научной деятельности комиссией на защите ВКР: дипломного проекта или работы.

Как именно научный руководитель дипломной работы должен помогать студенту?

Сразу скажем, что слова «должен помогать» студентами часто понимаются не так: дипломники хотят, чтобы преподаватель занимался написанием сложных частей работы за них. На самом деле этот подход корректным не является, ведь дипломный научный руководитель должен лишь курировать выполнение исследования. Возникает вопрос: что рассматривается в рамках понятия «курировать»? Получить четкий ответ на этот вопрос сложно, поскольку задачи куратора широки:

  1. помощь в подготовке и выборе темы дипломной работы либо проекта;
  2. составление плана исследования и расчет времени на выполнение каждой его части;
  3. систематические встречи со студентом для консультаций по вопросам написания теоретической главы, подготовки аналитической и практической частей работы;
  4. выдача рекомендаций по оформительским моментам, внесение замечаний и исправлений текста работы в ходе его проверки;
  5. организация предзащиты и защиты работы, причем преподаватель, как правило, решает участвовать в этих процессах (надо сказать, что это не входит в его обязанности!).

Примерная оценка этих функций показывает, что дипломный руководитель – это человек очень важный в жизни студента выпускного курса. Если следовать его советам, то квалификационная работа получится хорошей, защита – легкой, а оценка – отличной.

Выбираем руководителя к диплому: что такое хорошо, а что такое плохо?

При выборе руководителя одни студенты стараются ознакомиться с отзывами, другие смотрят на возраст, третьи – на опыт. Определенных критериев нет: один человек может быть разным с разными дипломниками, с молодым преподавателем общение идет легче, но и авторитет его в ВУЗе ниже.

При выборе научрука дипломнику нужно постараться учесть перспективу. Так, если выпускная работа – это не конец учебы, а лишь часть пути к успешной карьере, то стоит выбрать в качестве научного руководителя серьезного человека «с именем» в научном мире. Результат: дипломников наставника-профессора члены комиссии на защите воспринимают как его учеников, отсюда и менее строгое отношение к ним.

Важный момент! Если научный руководитель в ходе своей карьеры помогал многим дипломникам, то чаще всего он может дать на выбор целый список тем. Для того чтобы выбрать какую-то одну подумайте, насколько она будет интересна и полезна для изучения. Именно эти данные станут основанием для написания актуальности, постановки целей и задач дипломной работы.

На деле в идеале отношения между наставником и дипломником должны быть уважительными, но доверительными. То есть как между хорошими друзьями с общей точкой зрения и родом занятий. В этом случае студент может рассчитывать на возможность большей, чем другим дипломникам помощи. Например, если авторитетный руководитель дипломной работы решит участвовать в защите, то на закрытом обсуждении дипломников он станет хорошим союзником студента. Залогом добрых отношений здесь станет уважительное обращение в личном общении, внимание к замечаниям и рекомендациям, соблюдение сроков сдачи.

Бывает и обратный случай: преподаватель решает взять сразу нескольких дипломников и в результате не может им уделить серьезного внимания. На практике это приводит к проблемам с допуском до защиты либо снижением оценки. Избежать этого можно, если выбрать себе руководителя ВКР заранее. Также следует иметь в виду, что преподаватели могут одновременно курировать не более пяти человек и за такую работу со студентами они получают дополнительную оплату. Поэтому дипломный руководитель не имеет права отказывать в консультации.

Руководитель дипломной работы Что такое диссертация и как ее написать?

Руководитель дипломной работы – это специалист, курирующий студента в процессе написания ВКР. Выполнять обязанности дипломного руководителя могут три категории лиц – научные сотрудники, члены педагогического состава кафедры по выбранной специальности, специалисты с внушительным практическим опытом по рассматриваемому научному направлению.

Как выбрать руководителя диплома

Как правильно выбрать научного руководителя диплома?

  1. Деятельность куратора проекта полностью/частично совпадает с научными интересами автора диплома.
  2. Внушительный послужной список выбранного специалиста, заслуженный авторитет среди преподавателей и студентов.
  3. Личная профессиональная симпатия к преподавателю.
  4. Требовательность к выполнению условий календарного плана и др.моментов, связанных с написанием дипломной работы.

ТОП-10 основных функций дипломного руководителя

Если научный руководитель не желает взаимодействовать с выпускником и выполнять прямые кураторские обязанности, специалист обязуется представить кафедре аргументированный отказ от выполнения указанных функций.

Как правильно взаимодействовать с куратором дипломного проекта?

Как правильно взаимодействовать с куратором проекта?

Чтобы наладить хорошие взаимоотношения с научруком диплома, студенту необходимо следовать пяти простым правилам – это регулярные встречи с куратором проекта, грамотное составление требуемых материалов по теме диплома, регулярные отчеты о проделанном объеме работы, своевременное выяснение у специалиста неоднозначных/спорных моментов по диплому, ведение конструктивного диалога.

1. Регулярно приходим на назначенные встречи с руководителем, не пропуская консультации

Систематический пропуск консультаций может вызвать не только негативное отношение со стороны специалиста, но и вызвать множество дополнительных проблем – срыв сроков подготовки/сдачи запланированного материала, неправильное оформление готовой работы и т.д. Избежать этих нюансов помогут только регулярные встречи с научным руководителем.

2. «Идем в ногу» с требованиями календарного плана: записываем изученные материалы и т.д.

Перед встречей с куратором, обязательно подготовьте требуемый материал – это поможет упростить взаимодействие со специалистом. Если в процессе подготовки возникли какие-то сложности/дополнительные вопросы, обрисуйте их краткую суть на бумаге в наглядном виде (например, работу приложения/агрегата/механизма проще начертать в схематическом формате и т.д.).

3. Представляем дипломному руководителю регулярные отчеты о проделанном объеме работы

Своевременно-составленная отчетность необходима куратору проекта для анализа объема работы, проделанной студентом. На каждую консультацию со специалистом подготовьте краткий отчет с указанием проблемных ситуаций, вектора направления дальнейших действий в строгом соответствии с календарным планом.

4. Выясняем спорные моменты, трудности, возникшие в процессе написания диплома

Во время консультации с куратором, важно не только отчитаться по проделанной работе, но и попросить совета при поиске выхода из затруднительной ситуации. Научный руководитель – это специалист-практик, поэтому сможет подсказать оптимальное решение при спорных моментах написания ВКР.

5. Проводим конструктивные беседы со специалистом во время консультаций

Не стесняйтесь уточнять подробности, детали по интересующим моментам – это существенно упростит процесс создания дипломной работы. Во время конструктивного диалога с дипломным руководителем, можно «пролить свет» на ряд пробелов и ускорить написания ВКР в несколько раз.

Конфликтные ситуации, отказ от научного руководителя

Конфликтные ситуации, инициирующие отказ научного руководителя дипломной работы от ведения проекта

  1. Регулярное непосещение студента-дипломника на назначенные консультации.
  2. Игнорирование рекомендаций куратора.
  3. Срыв сроков, указанных в графике выполнения работы без уважительных причин.
  4. Прогулы лекций по профильному предмету специальности.
  5. Оскорбительные замечания в адрес преподавателя, сомнения в его авторитетности и т.д.
  6. Другие конфликты, связанные с написанием практической части дипломной.
  7. Несовпадение научных взглядов по рассматриваемой проблеме.

Чтобы отказаться от ведения подготовки конкретного студента, специалист оформляет письменный отказ на имя заведующего кафедрой. На основании представленного документа, организовывается внеплановое заседание, выясняются обстоятельства сложившейся ситуации, составляется протокол собрания, выносится решение о замене преподавателя.

Читайте также: