Что делать если на работе не обучают

Опубликовано: 15.05.2024

image

Eugene Smith, «Country Doctor» («Сельский доктор», 1948 г.)

Случалось ли вам попадать в ситуацию, когда вы открывали новую веху в своей профессиональной жизни (например, устроились на работу мечты), но поняли, что вам катастрофически не хватает опыта, а позиция требует вполне конкретных успешных результатов? Мне – да.

Уже только ленивый из числа всевозможных коучей и экспертов по рынку труда не протрубил о том, что на долю нашего поколения выпала необыкновенная участь: уже скоро многократная смена деятельности в жизни станет нормой. Мол, мир вокруг так быстро меняется, а технологии ему в этом – столь верное подспорье, что мы больше не будем сидеть всю жизнь на одной работе, нам всё время придётся приспосабливаться к изменяющемуся миру, а значит, придётся постоянно учиться чему-то новому. И вроде бы, те же технологии делают процесс обучения легче: открываешь новую вкладку браузера, и тысячи онлайн-курсов по всевозможным предметам – к твоим услугам.

И это всё правда. И я даже скажу категорично: обучение новым видам деятельности и вообще сам процесс постижения нового – это очевидное благо.

Но теперь представьте себе такую ситуацию: вы проходите онлайн-курсы, читаете какие-то учебники, ходите на воркшопы, и в какой-то момент оказываетесь на заветной позиции (сменили работу, получили повышение или открыли своё дело); вы смогли убедить других людей в своей годности, оказались среди профессионалов, и теперь вам нужно действовать… и тут руки начинают дрожать, глаза и мысли – метаться: вы не имеете ни малейшего представления, что именно делать – из-за нехватки опыта. Иными словами, вы – выскочка, и вы это поняли.

Многие великие люди любят вспоминать начало своего пути в жанре анекдотов и баек, заготовленных для встреч со студентами, но мало кто откровенно рассказывает о том, что ему пришлось пережить и что делать тем, кто окажется на его месте. Хотя, всё-таки один человек сделал это… Им был наш великий писатель Михаил Булгаков, окончивший незадолго до революций 1917 года медицинский факультет и уехавший работать по распределению главным врачом в деревенскую больницу, где ему, юному выпускнику университета, пришлось впервые ампутировать ногу, резать маленькой девочке горло, принимать роды и вправлять грыжу; бороться с неуверенностью в себе, учиться справляться с эмоциями, завоёвывать авторитет окружающих и много-много работать. Об это всём он откровенно, бодро и весело рассказывает в своих «Записках юного врача», которые стали истинным гимном начинающим профессионалам.

Слышали про концепцию 9 кругов ада по Данте? Так вот, у Булгакова таких кругов я насчитал 10, плюс один бонусный. У Данте эти круги расположены по степени тяжести грехов, я же расположил их в приблизительной хронологической последовательности, в которой новичкам своего ремесла приходится сталкиваться с ними.

image

Eugene Smith, «Country Doctor» («Сельский доктор», 1948 г.)

Круг 1: Груз ненужной информации

Забавно устроен человеческий мозг: когда читаешь тонну учебников, то кажется, что каждое слово запечатлится в голове навсегда, но стоит тебе приступить к решению практических задач, как всё начинает путаться, в голове всплывает всякая ненужная всячина, и ты не знаешь, как подступиться к решению проблемы, с чего начать. Ты вроде бы знаешь всё – и в то же время не знаешь ничего.

Круг 2: Жизнь зашла куда дальше твоих познаний

image

Eugene Smith, «Country Doctor» («Сельский доктор», 1948 г.)

Я думаю, нечто подобное испытывали 95% выпускников. Университет призван дать тебе как можно более широкий объём теоретической информации, которая должна служить фундаментом для практического опыта. По собственному опыту могу сказать, что без этого фундамента (который, несмотря на обилие возможностей для самообучения, пока получить можно, увы, лишь в университете) построить систему своего знания ой как не просто! Но в тот момент, когда ты начинаешь работать, у тебя в голове только одна мысль: и зачем тебя мучали теорией отраслевых рынков, если ты бухгалтерию понять не можешь?!

Круг 3: Отчаянная попытка восполнить пробелы в знаниях

Инстинктивное желание, вытекающее из предыдущего пункта – как можно быстрее заполнить пробелы в знаниях. Тут все средства хороши: книги, блоги, форумы, друзья. Вот только чем больше ты в последние минуты пытаешься «проглотить» информации, тем больше ты в ней путаешься. Скачешь «по верхам», но в голове она не оседает, потому что так просто она (информация) в знание не конвертируется (не прошла много раз через твои нейроны, не подтвердилась действиями на практике, став личным опытом, который запоминается намного лучше), а так и остаётся набором фактом, готовящемся вылететь из другого уха.

Круг 4: Легендарный предшественник

Мы не любим, когда нас сравнивают с другими людьми. Но сравнивать – в природе человека. Поэтому остаётся только надеяться, что сравнивать вас либо не с кем, либо ваш Леопольд Леопольдович был всё-таки не так уж хорош.

Круг 5: Вокруг – профессионалы. А ты – нет

Когда ты уверен в себе, то тебя не сильно смущает тот факт, что ты можешь чего-то не знать. И даже то, что другие могут знать больше, не расстраивает тебя: у каждого сотрудника свой опыт, контекст и сильные стороны, и смысл командной работы как раз и состоит в том, чтобы объединить уникальный опыт и знания разных профессионалов. Но когда ты в себе не уверен, то в такие моменты тебе кажется, что тебя раскрыли – все поняли, что ты ничего не знаешь и ни на что не годен…

Круг 6: Сознаться?

Доктор Бомгард (главный герой книги) ни разу не делал ампутацию прежде. Но вопрос о количестве операций для него в тот момент был сродни вопросу о количестве отношений с женщинами, который ставит в тупик многих юношей.
А как часто вы врали на собеседованиях и работе, отвечая на вопрос: «(как часто) Вы делали это прежде?». Думаю, каждый хоть раз невозмутимо и доверительно выдавил: «Я один раз делал, но это было давно / я начинал / читал / видел, как делают другие» (нужное выделить).

Круг 7: Ты – выскочка. И ты это знаешь

Ты устроился не на какого-то джуниора, а на серьёзную позицию. На собеседовании озвучил зарплату, которую ты предложил скорее из спортивного интереса, наслушавшись о миллионах, получаемых в этой сфере другими. И даже каким-то чудом эту зарплату одобрили! Но пройдя первые 6 кругов, ты непременно вспомнишь о своей жадности, и тебе станет стыдно, что так ловко продал свою ничтожность.

Круг 8: В преддверии бури

Люди в принципе часто находятся в ожидании чего-то нехорошего. И очень часто оно представляется нам каким-то конкретным явлением. Доктор Бомгард до смерти боялся того, что ему привезут пациента с грыжей (в особенности холодел при мысли об «ущемлённой грыже») или роженицу.

Представляя себе конкретную опасность, мы пытаемся продумать все возможные решения ещё не наступившей, но дамокловым мечом нависшей проблемы. Конечно, это хорошо – заранее придумать свой ответ: обложиться информацией, подготовиться психологически. Я как-то слышал, что если человеку часто снится какой-то кошмар, то если он столкнётся с ним вживую, он уже будет знать, как себя вести и каких действий избегать («интересный факт для оптимиста номер 1»). Но, как правило, жизнь куда интереснее и многообразнее наших предположений, и можете быть уверены, что произойдёт нечто, чего вы точно не ожидали и не готовились – и хорошо подготовиться уже не успеете, а значит, придётся импровизировать и полагаться на чутьё (я умею обнадёжить, не так ли?).

Круг 9: Когда тушишь пожар, но делаешь только хуже. И лишь чудо спасает тебя

Ты спешишь, изо всех сил стараясь закончить работу вовремя, но тут происходит неверное нажатие одной клавиши – и удаляется целая база данных самого ценного клиента, за интеграцию данных которого ты с прошлой недели отвечаешь. У вас случалось нечто подобное? У одного моего знакомого, чьё имя я не буду называть, такое случилось. У него перед глазами пролетело увольнение, внесение во все чёрные списки, необходимость вновь переучиваться (в прошлый раз было с политолога на айтишника, теперь придётся заняться флористикой, судя по всему) – можете поверить, видение не из приятных… И тут оказалось, что ничего он не удалил – база просто переместилась в другое место. Он вытер пот и гордо продолжил работу. Так он мне рассказал.

Круг 10: Когда море – по колено (спойлер: нет)

Как говорят умные люди: если ты думаешь, что всё знаешь, значит, тебе 17 лет. Характерная черта новичков и выскочек всех мастей: после первых успехов начать думать, что уже всё узнал и постиг. И как тут не начать так думать, когда тебя уже и хвалить начали („Ну и блестяще же вы сделали, доктор, операцию.“). К ошибкам старших коллег ты уже относишься снисходительно. Но жизнь умеет услужливо спускать с небес на землю. К доктору Бомгарду пришла женщина с сыном, у которого вместо глаза был пузырь. Доктор не стал долго думать, и самоуверенно поставил диагноз: мозгли вылезли. Хотел резать – женщина отказалась и ушла. Через несколько дней она вернулась: сын здоров, глаз на месте; оказалось – просто гнойный пузырь. Юный врач, будучи вполне самокритичным и обучаемым, пришёл к мудрому выводу: «Нет. Никогда, даже засыпая, не буду горделиво бормотать о том, что меня ничем не удивишь. Нет. И год прошел, пройдет другой год и будет столь же богат сюрпризами, как и первый… Значит, нужно покорно учиться.»

image

Eugene Smith, «Country Doctor» («Сельский доктор», 1948 г.)

Круг 11 (бонусный): Когда ты молод, и это заметно

Это особенный круг, открытый не для всех. В жизни человека всегда есть годы, когда приятнее выглядеть старше своих лет, да и выгоднее это: собеседники воспринимают тебя всерьёз и не ставят подсознательно твою компетентность под сомнение. К сожалению, не всем так везёт, и юное свежее лицо многих выдаёт «с потрохами». Дело могли бы спасти «правильные» повадки, но язык тела – дело тонкое, им нужно уметь управлять, а для этого, по всем законам «чёртова колеса», нужен опыт. Доктор Бомгард перестал комплексовать по поводу своих лет только когда стал принимать по 110 пациентов в день, и у него перестало хватать времени даже на то, чтобы выбрить вторую половину лица.

Что делать?

Конечно, вам хочется знать, как со всем этим жить? Некоторые ответы дают всё те же «Записки», их нужно только правильно считать.

Я с детства знаю: когда тяжело – иди спать, «утро вечера мудренее». Как подсказывал внутренний голос доктора Бомгарда: «А утром будет видно. Освоишься… спи… Брось атлас… Все равно ни пса сейчас не разберешь». Иными словами, успокойся и начни работать. Легко сказать: «успокойся» — вас, кстати, не раздражает этот первый совет на все случаи жизни?

Скажу другими словами: надо смириться. Просто смиритесь с тем, что вы будете делать ошибки. Глупые ошибки. Вы будете попадать в неловкие ситуации. Если вы, например, программируете, то вы будете писать так называемый «говнокод», и ничего с этим не сделаешь. Главное, чтобы вас тянуло вперёд любопытство и упорная работа.

Хотя вначале вы можете тешить себя мыслями, что, мол, ничего, будете обходиться простыми заданиями и их решениями и выписывать пациентам «полезные, но нетрудные рецепты» вроде соды (мне это напоминает, как я, покинув отчий дом, первые два дня всерьёз думал, что буду питаться мюслями, так как готовить ещё не умел), на деле же вы сами захотите расти, выполнять более сложные задания и делать это лучше и эффективнее. И единственная возможность начать соответствовать своей позиции и связанным с ней ожиданиями – это упорно учиться.

Бомгард «каждый вечер сидел в одной и той же позе, налившись чаю: под левой рукой у меня лежали все руководства по оперативному акушерству… А справа десять различных томов по оперативной хирургии, с рисунками. Я кряхтел, курил, пил черный холодный чай. ». Но учиться – означает не только читать. Это ещё и значит задавать правильные вопросы. Задавайте их много, часто, задавайте глупые вопросы – главное, чтобы вы нашли ответы на них. Конечно, нужно ещё и много думать самому, «переваривать» всю информацию. Смотрите в оба, внимательно слушайте коллег и начальников, пытаясь выведать всю необходимую вам информацию, и обязательно записывайте всё, что слышите, а особенно ответы на ваши вопросы. На этот счёт ещё одна цитата из «Записок»:

Если вы поняли, что уровень вашей позиции не соответствует вашим знаниям, не стоит бежать сдаваться с голыми руками. Никогда не врите, начиная с собеседований, о том, что вы умеете, но и не занижайте свой опыт, каким бы он ни был, и свой потенциал – дайте всем знать, что вы готовы и хотите много учиться и работать! И потихоньку наращивайте свою экспертизу, становитесь незаменимым.

image

Eugene Smith, «Country Doctor» («Сельский доктор», 1948 г.)

Зовите на помощь. Не бойтесь демонстрировать, что вы нуждаетесь в помощи своих коллег, заведите в их лице доверенных лиц и советчиков, а по возможности и призывайте на помощь друзей.

Реалистично оценивайте время, которое вам понадобится на выполнение задания. Да, вам может понадобиться (намного) больше времени, чем настоящему профессионалу. Да, в эту минуту — когда вы скажете, что вместо недели вам нужно три — вы будете выглядеть, как-таки настоящий, добротный, эталонный лох. Но поверьте: лучше предупредить о том, что вам потребуется больше времени (вполне возможно, что вы всё-таки быстро справитесь), чем сказать, что это «дело плёвое», и в конце концов подвести свою компанию перед клиентом.

И наконец – относитесь ко всему со здоровым юмором. Ведь, в конце концов, из всего этого вы когда-нибудь сможете сочинить вполне себе неплохие анекдоты. Как мудро заметил спустя годы доктор Бомгард: «Давно уже отмечено умными людьми, что счастье как здоровье: когда оно налицо, его не замечаешь. Но когда пройдут годы, — как вспоминаешь о счастье, о, как вспоминаешь!». По-настоящему счастлив он был в ту зиму, когда он, новоиспечённый выпускник, приехал работать главным врачом в одну деревенскую больницу.

7 нарушений прав работников, о которых работодатели не всегда знают

Работодатели помнят, что надо оформлять сотрудников по трудовому договору, вовремя платить зарплату и отпускать на выходной. Но по Трудовому кодексу у работников гораздо больше прав, чем обычно знают работодатели. Такое незнание — риск получить от Роструда штраф до 100 000 ₽ и бестолковый судебный кейс. Рассказываем, как делать нельзя, и как надо по закону.

1. Не индексировать зарплату

❌ Принять работника в штат, установить размер зарплаты и годами не повышать его. Или повышать, но за увеличение обязанностей или карьерный рост.

✅ Чтобы работники не страдали от инфляции, работодатели обязаны периодически индексировать зарплату. Это обязанность из ст. 134 ТК РФ.

Индексация зарплаты — это её повышение исходя из роста розничных цен на товары и услуги. При этом работник продолжает выполнять ту же работу.

Для госслужащих индексация прописана в законе. А вот частники должны сами решить, как часто и на какой процент будут индексировать зарплату персонала. Порядок прописывают в трудовом договоре или локальном акте, например, положении об индексации зарплаты. Если порядок прописан — уже полдела. Осталось соблюдать его и вовремя повышать зарплату.

Если работодатель не установил сроки и размер индексации, это не повод её не проводить. Периодичность можно взять любую — раз в полгода или в год. Коэффициент повышения можно рассчитать исходя из индекса потребительских цен за прошлый год. К примеру, за 2019 год инфляция составила примерно 5 %. На столько можно увеличить зарплату.

Регулярные премии и надбавки не заменяют индексацию. Эти выплаты входят в систему оплаты труда. Они зависят от качества и количества работы, а рост цен на продукты тут ни при чём. Это позиция Верховного суда РФ из Определении № 89-КГ18-14.

Индексировать можно оклад или переменную часть зарплаты — например, процент от продаж. Главное, чтобы в итоге повысился реальный размер зарплаты.

2. Штрафовать

❌ Штрафовать работников за недостачу, опоздания, разговор с клиентом не по скрипту. Суммы штрафов удерживать из зарплаты.

✅ Поддерживать дисциплину и наказывать персонал можно только тремя способами из ст. 192 ТК РФ: замечание, выговор и увольнение по статье. А деньги за недостачу и сломанную мебель надо вычитать по правилам о материальной ответственности из ст. 238 ТК РФ.

Штрафовать работников нельзя. Мы уже рассказывали об этом в нашей статье.

Как за витиеватую систему штрафов, так и за разовое наказание работодатель сам рискует получить штраф от инспектора Роструда. А от работника — иск о взыскании недополученной из-за штрафов зарплаты.

3. Обязать пройти проверку на полиграфе

❌ Поставить работника в условия, когда он не может не согласиться пройти проверку на детекторе лжи. Если окажется, что он ворует или сливает информацию конкурентам, вычесть из зарплаты недостачу, уволить по статье или намекнуть написать заявление по собственному.

✅ Считается, что полиграф по телесным реакциям способен показать, врёт человек или нет.

Проверять работников на полиграфе не запрещено. Делать выводы и принимать меры, в принципе, тоже. Но тут есть два требования закона.

Работник должен дать согласие на проверку. Тест на полиграфе по своей сути — медицинская экспертиза. Ее можно проводить только с согласия человека. Об этом сказано в ст. 21 Конституции РФ.

Согласие должно быть добровольным. То есть работник подписывает его без давления. Хитрить и предлагать подписать согласие на «психологическое тестирование» тоже нельзя. Работник должен чётко понимать, что соглашается именно на устройство с подключением к телу проводов и конкретные вопросы. Отказаться от проверки работник может в любой момент, хоть в середине опроса. Уволить, оштрафовать или вычесть из зарплаты расходы на выезд полиграфолога нельзя.

Если работник в суде докажет, что согласился на полиграф под угрозой увольнения или плохих рекомендаций для эйчаров, работодатель оплатит моральный ущерб. Шанс доказать принуждение большой. Любые сомнения суды трактуют в пользу работника.

Проверка на полиграфе не должна заменять объяснительную, ревизию, акт об ущербе, докладную записку и приговор суда. Результаты теста на полиграфе юридически не доказывают, что работник нарушил закон. Трудовой кодекс не знает такой процедуры. Если работник оспорит увольнение или удержание из зарплаты, сослаться на полиграф не получится. На языке судопроизводства это называется недопустимым доказательством.

Для вычетов из зарплаты, надо соблюсти процедуру привлечения к материальной ответственности из главы 39 ТК РФ. Это создание комиссии, подсчёт ущерба, объяснение работника и приказ об удержании. Полная пошаговая инструкция есть в нашей статье.

Чтобы уволить за воровство, обращаются в полицию и дожидаются приговора суда. Так сказано в ч. 6 ст. 81 ТК РФ.

За слив коммерческой тайны, прогулы и пьянство увольняют после оформления дисциплинарного взыскания по ст. 193 ТК РФ. Инструкция здесь.

4. Заставить работать сверхурочно, в выходной или в ночь

❌ Перевести работника на ночную смену, заставить задержаться, назначить инвентаризацию на выходной. Согласие не спрашивать, за переработку не доплачивать.

✅ Работник обязан быть на работе в часы, которые прописаны в трудовом договоре и правилах трудового распорядка. Рабочее время не должно превышать 40 часов в неделю — ст. 91 ТК РФ.

Для работы сверх нормы с работника берут письменное согласие и добавляют к зарплате.

Сверхурочная работа — это работа после смены, дополнительная смена или работа в выходной. Продолжительность ограничена: не больше 4 часов за две недели и 120 часов в год. Правило — из ст. 99 ТК РФ.

Сама по себе переработка не запрещена. Но должна быть цель: выгрузить скоропортящиеся продукты, заменить невышедшего баристу, починить прорванную трубу. Привлекать к допработе нельзя беременных и несовершеннолетних. А инвалиды и матери детей до трех лет могут отказаться.

За сверхурочную работу доплачивают. За первые два часа — в полтора раза больше, за последующие часы — в два раза. Вместо доплаты работник может выбрать выходной — ст. 152 ТК РФ.

В ночное время работают с 22 до 6 часов. Ночная смена короче дневной на один час. Для разового выхода в ночь с работника берут письменное согласие. Чтобы полностью перевести работника на ночной режим, оформляют допсоглашение к трудовому договору. Подробности — в ст. 96 ТК РФ.

Каждый час ночной работы оплачивается больше на 20 %.

Часто в трудовой договор записывают, что рабочий день ненормированный. Это значит, работника можно иногда оставлять после смены и обязывать выйти в выходной. Брать письменное согласие не нужно. Объём допчасов записывают в трудовой договор.

Если переработка выпала на выходной или праздник оплату удваивают. Либо — по желанию работника — надбавку заменяют лишним выходным. Правила из ст. 153 ТК РФ.

5. Оставить работника без перерыва на обед

❌ Не прописать в документах время обеда. Провести в обед совещание. Не обеспечить место для еды, если в помещении постоянный поток клиентов.

✅ В течение дня работнику полагается перерыв для еды и отдыха — ст. 108 ТК РФ.

Обед длится не меньше 30 минут, но не больше двух часов. Точное время прописывают в трудовом договоре или правилах внутреннего трудового распорядка. Роструд штрафует, если точного времени нет, плавающие обеды не считаются.

В обеденный перерыв работник может уйти гулять и по магазинам. Запрещать нельзя, это его время — ст. 106 ТК РФ.

Работников с рабочим днём меньше четырёх часов можно оставить без обеда. Но если по документам он есть, надо отпускать.

Особый случай — когда по характеру работы человек не может оторваться и уйти поесть. В таком случае работодатель организует отдельное место для еды и кратковременную замену другим сотрудником.

6. Не выдать при увольнении справку 2-НДФЛ

❌ При увольнении не выдать справку 2-НДФЛ, хотя работник просил письменно.

✅ Справка 2-НДФЛ показывает, сколько работник заработал, а работодатель — удержал налога.

2-НДФЛ нужна уволенному, чтобы встать на учёт по безработице, отдать в бухгалтерию на новом месте для расчёта пособий. Ещё — для оформления кредита. Справку делает работодатель. Но человек может сформировать её самостоятельно через личный кабинет налоговой инспекции — если у него есть аккаунт.

В день увольнения работнику вместе с трудовой книжкой выдают справку 2-НДФЛ за текущий год и два предшествующих. Для этого работник пишет заявление. Так сказано в ст. 84.1 ТК РФ и ст. 4.1 Закона № 255-ФЗ.

Уже уволенному и забытому сотруднику справку выдают в течение трёх дней после письменной просьбы или в этот же срок отправляют почтой. Это сказал Минтруд в Приказе № 182н.

Простая онлайн-бухгалтерия для предпринимателей

Сервис заменит вам бухгалтера и поможет сэкономить. Эльба сама подготовит отчётность и отправит её через интернет. Она рассчитает налоги, поможет формировать документы по сделкам и не потребует специальных знаний.

7. Запретить менять банк для зарплатной карты

❌ Выбрать зарплатный проект и платить работникам только на карту этого банка. Отказать работнику получать зарплату на карту другого банка. Причина — бухгалтерии неудобно, бизнесу невыгодно.

✅ Работодателю не запрещено выбирать банк для зарплат всему коллективу сразу. Если сотрудника устраивают условия обслуживания, всё нормально. Но если работник хочет поменять банк, отказать нельзя. Придётся платить на карту, которую выбрал работник. Так сказано в ст. 136 ТК РФ.

Работник обязан сообщить, что меняет банк и дать новые реквизиты для перевода не позже 15 календарных дней до дня зарплаты. Если протянет с сообщением, можно платить на карту в старом банке. Но следующий перевод делают уже на новую.

Работник вправе менять банк и карту сколько угодно, ограничений нет.

Аргументы, что бухгалтерии удобно платить через один банк, а не терять деньги на межбанковской комиссии, не сработают. Право работника на смену банка безусловно. Вычитать из зарплаты комиссию за перевод нельзя. У работника есть право получить полную зарплату, а комиссия — издержки работодателя на бизнес.

Фото: Gabriel Kuchta / Getty Images

Один из главных трендов образования - непрерывное обучение в течение жизни. С приходом технологий профессии постоянно трансформируются, и чтобы успевать за меняющимся рынком, нужно держать руку на пульсе: проходить курсы повышения квалификации, тренинги, посещать профессиональные конференции. Следование принципу lifelong learning поможет остаться успешным на протяжении всей жизни и избавиться от страха, что ваша профессия когда-нибудь станет неактуальной.

Ирина Новикова, руководитель Algoritmika Coding Bootcamp:

«Мы живем в очень быстро развивающемся мире, где постоянно появляются новые технологии, инструменты, модели управления и т.д. Поэтому учиться необходимо, в первую очередь, для того, чтобы сохранять актуальность своих знаний.

Во-вторых, вы должны все время расширять области своей экспертизы, если хотите роста и продвижения по карьерной лестнице. Вы не сможете развиваться, выполняя одну и ту же работу, не беря на себя больше ответственности и не расширяя зону своих полномочий. Самый эффективный способ расширить область своей экспертизы — это дополнительное обучение по тем навыкам, которых вам не хватает.

В-третьих, обучение просто расширяет ваш кругозор. Когда вы выбираете для изучения новую для себя область, у вас появляются новые интересы, растет круг вашего профессионального общения. Вы находитесь в постоянном движении и сохраняете живость ума».

Как мотивировать себя учиться

Во взрослом возрасте, когда школа и университет уже давно позади, бывает сложно заставить себя вернуться к учебе. Чтобы мотивировать себя на обучение, нужно подобрать курс, который заинтересует именно вас. Можно ориентироваться как на тему курса, так и на результат, который вы получите по окончании. Например, вы будете обладать новыми навыками, которые приведут к карьерному росту. Такая цель поддержит вашу мотивацию.

Фото:Andrea Piacquadio / Pexels

При выборе курса ориентируйтесь на его формат. Определите, что вам удобнее: посещать физические классы или учиться в онлайне. Заниматься в группах по расписанию или самостоятельно знакомиться с материалом в любое удобное время. Если обучение комфортным образом впишется в вашу жизнь, у вас будет больше желания посещать занятия.

Ирина Новикова:

«У взрослых людей достаточно мало времени. Как правило, у них уже довольно серьезная, интенсивная работа, есть семья, дети и большое количество обязательств.

Поэтому, чтобы поддержать в себе мотивацию на обучение, нужно очень четко выбрать тематику курса, понять, какими конкретными навыками вы будете обладать после завершения, и как вы сможете применить их в работе или жизни. Идеально, если полученные знания пригодятся еще в процессе обучения, в этом случае ваша мотивация будет только расти, а не угасать».

Как найти время на учебу

Чтобы пройти курсы, нужна не только мотивация, но и свободное время. Вам может показаться, что из-за завалов на работе и домашних дел найти его практически невозможно. Перед тем, как искать курсы, определите, сколько сил вы готовы отдать на обучение. Не стоит переоценивать свои возможности: если вы возьмете курс, который занимает слишком много времени и полностью исключает досуг, есть вероятность, что вы все забросите или провалите финальный экзамен. Не забывайте, что многие курсы включают самостоятельную работу вне занятий, и на нее тоже уходит время.

Полезно будет обзавестись календарем и записывать туда все дедлайны и цели. Когда к вашей работе добавится обучение, будет сложно следить за текущими задачами. Четкое расписание поможет ничего не забыть и выполнять задания вовремя. Главное не только записать, но и придерживаться расписания. Так вы не окажетесь в завале, и ваше обучение пройдет в размеренном темпе.

По словам Новиковой из Algoritmika Coding Bootcamp, есть два основных критерия эффективного обучения, которые особенно актуальны для курсов, не привязанных к определенным часам:

учиться следует регулярно;

обучение следует проводить небольшими отрезками времени.

«Будет гораздо продуктивнее заниматься по 20 минут каждый день, чем восемь часов, но раз в неделю. Это связано с усвояемостью знаний нашим мозгом, об этом есть множество исследований. Психологически нам гораздо легче выделить в своем графике 20-30 минут пять дней в неделю, чем, например, весь день в выходной. Также важно понаблюдать за собой и понять, в какое время дня вам комфортнее учиться, когда вы лучше воспринимаете новую информацию и забить в календаре эти слоты».

Как договориться с руководителем о курсах

Курсы по повышению квалификации могут проходить по выходным, вечером или лежать в открытом доступе с возможностью заниматься в любое время. А могут совпадать с рабочими часами. Если вы столкнулись с последним вариантом - придется говорить с руководителем и просить отпускать вас на обучение. Многие компании заинтересованы в том, чтобы их сотрудники всегда обладали актуальными знаниями. Курсы - легкий способ их получить. Если вы подойдете к начальнику с прямым вопросом, есть вероятность, что он быстро согласится. Такая просьба покажет вас как инициативного сотрудника, что тоже прибавит плюсов.

Несколько советов, как аргументировать свою просьбу:

  • Объясните, что некоторые необходимые навыки сложно получить в процессе работы, так как технологии быстро меняются. После занятий вы будете в курсе последних отраслевых разработок и поможете компании опережать конкурентов.
  • Учиться с другими профессионалами - полезно. Курсы наверняка будут проходить с семинарами или обсуждением тем с участниками. Вы сможете пообщаться с людьми из вашей отрасли и узнать, как обстоят дела в их компаниях: с какими трудностями они сталкиваются, как их решают и какие технологии используют. В дальнейшем вы сможете применить их опыт в вашей фирме.
  • После курсов вы сможете взять на себя больше обязанностей. Например, стать коучем для других сотрудников и передать им знания, которым научились. Вы также сможете привнести новые идеи для развития и, возможно, начать новый проект или направление.


Как попросить компанию оплатить обучение

Если вы выбираете курс для повышения кругозора, и он не связан напрямую с рабочими обязанностями, не стоит просить у компании его оплачивать. Во всех других случаях у такой просьбы есть шанс на успех. Что нужно сделать, чтобы убедить вашего начальника:

  • Проведите качественный анализ: узнайте, сколько будут стоить ваши курсы, как долго и в какое время они будут проходить. Ваш начальник задаст вам эти вопросы, и лучше знать ответы заранее. Будьте готовы описать программу курса и навыки, которые вы получите.
  • Подберите несколько альтернативных курсов. Изучите цены и плюсы каждого. Возможно, цели вашей компании расходятся с вашими представлениями о них. Так руководство сможет посмотреть, какой вариант будет самым подходящим для фирмы.
  • Изучите политику вашей компании: отправляли ли кого-то на курсы до вас и есть ли у фирмы такая финансовая возможность. В поисках информации можно обратиться к корпоративному сайту, документам для сотрудников или опросить коллег. Если вы не первый человек с такой просьбой - это может стать вашим аргументом.
  • Подготовьтесь к возможным вопросам. Продумайте, как вы будете совмещать курсы и работу, повлияет ли это на вашу продуктивность. Если у вас есть начатые проекты, сможете ли вы завершить их вовремя или лучше выбрать более удачное время для учебы. Предположите, какие вопросы могут возникнуть, и постарайтесь найти на них ответ. Руководитель увидит, что вы основательно подготовились и действительно заинтересованы в обучении. Это может сыграть вам на руку и помочь убедить.
  • Расскажите, какую пользу ваши курсы принесут компании. Если фирма потратит деньги на ваше обучение, она должна что-то получить взамен. Этому вопросу стоит уделить особое внимание. Опишите, как вы собираетесь применять полученные знания на практике, и приведите конкретные примеры, связанные с текущими бизнес-задачами компании.
  • На случай, если ваш начальник заинтересуется программой, изучите, есть ли у курса возможность получить групповую скидку. Возможно, компания отправит на обучение не только вас, но и ваших коллег.

Полезные советы

Как включить обучение в рабочие будни:

  • Определитесь с целями. Ответьте на вопрос: что вы хотите от обучения
  • Разберитесь, сколько часов вы готовы тратить на учебу
  • Подберите удобный формат: онлайн или офлайн
  • Найдите курсы, которые подходят под ваши запросы
  • Впишите занятия в свой календарь, включая время на подготовку к семинарам и на домашние задания

Если занятия проходят в рабочее время:

  • Сформулируйте аргументы, которые раскроют преимущества вашего обучения
  • Изучите программу курса
  • Найдите выгоду для вашей компании
  • Подготовьте презентацию для руководства (письменную или устную)
  • Подготовьтесь к возможным вопросам
  • Поговорите с руководителем

В Telegram-канале «Списать не получится» мы еще больше рассказываем о трендах в образовании и о том, как учиться в течение всей жизни и делать это с удовольствием. Подписывайтесь!

Увольняйтесь по сокращению со всеми выплатами и компенсациями. Заявление об увольнении можете отозвать.

Если договориться не удастся, то Работник может обратиться с Заявлениями (по 2 экземпляра) в Государственную инспекцию по труду города, в ИФНС (налоговая), Прокуратуру, но лучше сразу в районный Суд (госпошлиной не облагается) с Исковым заявлением (3 экземпляра), от Прокуратуры и Государственной инспекции по труду как правило толку мало. Работник может ссылаться на документы, свидетельские показания и Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации".

Статья 80 Трудового кодекса Российской Федерации. Расторжение трудового договора по инициативе работника (по собственному желанию) В последний день работы работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку, другие документы, связанные с работой, по письменному заявлению работника и произвести с ним окончательный расчет. Статья 234 Трудового кодекса Российской Федерации. Обязанность работодателя возместить работнику материальный ущерб, причиненный в результате незаконного лишения его возможности трудиться Работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок не получен в результате: незаконного отстранения работника от работы, его увольнения или перевода на другую работу; отказа работодателя от исполнения или несвоевременного исполнения решения органа по рассмотрению трудовых споров или государственного правового инспектора труда о восстановлении работника на прежней работе; задержки работодателем выдачи работнику трудовой книжки, внесения в трудовую книжку неправильной или не соответствующей законодательству формулировки причины увольнения работника. Статья 236 Трудового кодекса Российской Федерации. Материальная ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику При нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя. Статья 237 Трудового кодекса Российской Федерации. Возмещение морального вреда, причиненного работнику Моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба. Статья 391 Трудового кодекса Российской Федерации. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в судах В судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям работника, работодателя или профессионального союза, защищающего интересы работника, когда они не согласны с решением комиссии по трудовым спорам либо когда работник обращается в суд, минуя комиссию по трудовым спорам, а также по заявлению прокурора, если решение комиссии по трудовым спорам не соответствует трудовому законодательству и иным актам, содержащим нормы трудового права. Непосредственно в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям: работника - о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, о переводе на другую работу, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы, о неправомерных действиях (бездействии) работодателя при обработке и защите персональных данных работника; работодателя - о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, если иное не предусмотрено федеральными законами. Непосредственно в судах рассматриваются также индивидуальные трудовые споры: об отказе в приеме на работу; лиц, работающих по трудовому договору у работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, и работников религиозных организаций; лиц, считающих, что они подверглись дискриминации. Статья 392 Трудового кодекса Российской Федерации. Сроки обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора Работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. Работодатель имеет право обратиться в суд по спорам о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, в течение одного года со дня обнаружения причиненного ущерба. При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом. Статья 393 Трудового кодекса Российской Федерации. Освобождение работников от судебных расходов При обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, в том числе по поводу невыполнения либо ненадлежащего выполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер, работники освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов.

Статья 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации. Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат 1. Частичная невыплата свыше трех месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат, совершенная из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации, работодателем - физическим лицом, руководителем филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, - наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года. 2. Полная невыплата свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат или выплата заработной платы свыше двух месяцев в размере ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации, работодателем - физическим лицом, руководителем филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, - наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. 3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они повлекли тяжкие последствия, - наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового. Примечание. Под частичной невыплатой заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат в настоящей статье понимается осуществление платежа в размере менее половины подлежащей выплате суммы.

Заметили, что работники не хотят повышать квалификацию, узнавать новое? Самое обидное, что вы на учебу отправляли самых перспективных, вы рассчитывали, что обучение станет поощрением, повысит мотивацию. А получается наоборот: учиться не хотят, мотивация на нуле. Что делать?


Нежелание учиться – неприятный симптом. Возможно, люди не нацелены на достижение успеха, не видят связи между своими усилиями и получаемым вознаграждением, не ощущают поддержку руководства. Разве это не повод для руководителя, чтобы серьезно задуматься и начать что-то менять?

В вашей компании трудятся активные, эффективные специалисты, не упускающие возможности для развития профессиональных навыков и приобретения новых знаний? Тогда вас стоит поздравить: вы собрали команду, которую легко и приятно вести к поставленным бизнес-целям.

Если же ваши сотрудники не заинтересованы в обучении или если вы сами не понимаете, зачем вообще нужно учить персонал, возможно, в вашей компании есть серьезные проблемы. Увидеть и решить их поможет эта статья.

От чего зависит мотивация

Интернет пестрит рецептами повышения мотивации к обучению. Гуру в этой области предлагают тысячи советов. Но действенность большинства из этих способов не доказана. Потому что «знатоки» не рассказывают, от чего на самом деле зависит мотивация к обучению. А между тем такие исследования есть.

Американские ученые из Университета штата Огайо и Флоридского университета обобщили и проанализировали двадцатилетний опыт научных эмпирических исследований в данной сфере. Подробные данные опубликованы в журнале прикладной психологии, который издается Американской психологической ассоциацией.

Ученые, проверившие связь между самыми разными факторами и желанием людей учиться, установили, что «работают» только некоторые из них. Все факторы, влияющие на мотивацию, можно поделить на три группы: индивидуальные особенности людей, демографические показатели и ситуационные факторы.

Индивидуальные особенности

Есть люди, изначально склонные к обучению. Их можно специально не мотивировать. Если таким сотрудникам создать необходимые условия для повышения квалификации, они с радостью пройдут курсы и тренинги. Для таких людей характеры следующие особенности.

Нацеленность на достижение успеха. Сотрудники, все время стремящиеся к лучшим результатам, активно занимаются самосовершенствованием и, в частности, охотно повышают квалификацию.

Интернальность, или склонность связывать свои успехи или неудачи с собственными качествами, знаниями, с проявленными усилиями. Люди, считающие себя ответственными за состояние своих дел, проявляют большее рвение к учебе.

Активная вовлеченность в работу. Специалисты, которым нравится их дело и которые с большой отдачей выполняют свои должностные обязанности, вряд ли откажутся от повышения квалификации.

Приверженность ценностям организации. Интерес к тренингам, как правило, демонстрируют сотрудники, которые верят в цели компании, вкладывают много сил в ее развитие и намерены длительное время работать в этой организации.

Карьерное планирование, нацеленность на карьерный рост. Даже если человек не ассоциирует себя с компанией, но рассматривает свою должность как ступень в карьере, он, скорее всего, проявит интерес к обучению.
Вера в собственную эффективность. Сотрудники, которые думают о собственной эффективности, сами стремятся повысить квалификацию.

Как видите, сотрудники, мотивированные на прохождение обучения, обладают качествами, которые вы в любом случае хотели бы видеть в своих работниках. А их коллег, не заинтересованных в повышении квалификации, не хотелось бы брать на работу.

Демографические факторы

Как выяснили исследователи, ни пол, ни национальность не имеют однозначного влияния на мотивацию людей к обучению. Однако косвенно на интерес к повышению квалификации влияет возраст. Чем старше становятся люди, тем больше они хотят углублять свои знания в той сфере, которой решили себя посвятить, а значит, охотно посещают тренинги и курсы по выбранной специальности. Молодые люди, если и проявляют рвение к учебе, то частенько распыляются в интересах. Им хочется попробовать себя во всем, но такая мотивация неустойчива.

Ситуационные факторы

Сильное влияние на мотивацию к обучению оказывает и ситуация на работе, соответствующий климат в компании. Исследования показали, что влияние на желание сотрудников повышать свою квалификацию и применять полученные результаты оказывают несколько факторов.

Конкретная польза обучения в работе, соответствие результатов ожиданиям. Сотрудник проявит больший интерес к тренингу, если поймет, что новые знания и навыки ему действительно помогут в работе.

Стресс. Тревоги значительно снижают желание специалиста учиться. Поэтому курсы и тренинги лучше отложить, пока стрессовый фактор не исчезнет.

Организационная культура в компании, способствующая применению полученных в ходе тренинга знаний на рабочем месте. Подтолкнуть сотрудника к обучению и применению новых навыков в работе может внутрикорпоративная культура, которая способствует немедленному применению вновь полученных знаний в рабочих процессах.

Поддержка со стороны руководства. Значительно повышают мотивацию психологическая, материальная, организационная поддержка руководства.

И снова вывод напрашивается сам собой: компании, в которых сотрудники хотят учиться, могут быстрее внедрять новые способы ведения бизнеса и работают эффективнее своих конкурентов.

Советы руководителю

Как ни странно, приведенный выше перечень факторов - это полный список мотиваторов, влияние которых на обучение научно доказано.

Теперь о том, как вы можете использовать результаты исследований в бизнесе.

Ваши сотрудники не проявляют интереса к учебе? Теперь вы знаете, что это неприятный симптом, который говорит не только о проблемах с развитием персонала, но и о состоянии ваших специалистов и ситуации в компании.

Проанализируйте факторы, влияющие на мотивацию. Нежелание ваших сотрудников учиться может говорить о том, что люди не нацелены на достижение успеха, не видят связи между своими усилиями и получаемым вознаграждением, не разделяют ценностей организации или не ощущают поддержку руководства в повышении эффективности своей деятельности. Список можно продолжить. Разве это не повод для руководителя, чтобы серьезно задуматься и начать что-то менять?

Старайтесь брать на работу специалистов, которым изначально интересно учиться. Теперь вы знаете, какие личные качества и убеждения для них характерны. Попробуйте создать благоприятную для обучения атмосферу в компании. Есть коллективы, в которых развит здоровый соревновательный дух и тренинги и курсы для повышения квалификации в большом почете.

Вы можете использовать приведенные данные исследований, чтобы оценить любой совет по повышению мотивации сотрудников к обучению. Например, отличный способ повысить желание специалистов учиться - привязать обучение к программам мотивации и повышения лояльности. Инициируйте карьерное планирование сотрудника. Поговорите с ним о том, что повышение его квалификации будет полезно на рабочем месте, позволит улучшить бизнес-результаты компании, и тогда специалиста ожидает карьерный рост и, как следствие, прибавка к зарплате. Как видите, этот подход включает в себя использование, как минимум, пяти-шести факторов, перечисленных выше, а значит, обречен на успех.
Что же вам теперь мешает начать обучение? Возможно, опасения что специалист уйдет после пройденного курса и унесёт все вложенные в него деньги. Гарантировать, что это не случиться, может ученический договор. В нём необходимо прописать обязательный срок отработки после обучения и порядок возмещения работодателю понесенных расходов, если сотрудник всё же решит сменить работу.

Обучая сотрудников, вы только приобретете: получаете специалистов, которые стремятся к профессиональному росту, работают эффективнее, лояльны к компании, в которой работают, а значит, способствуют достижению лучших бизнес-результатов.

С ученическим договором, какие-либо риски отсутствуют. Вы все еще сомневаетесь в успехе?!

Читайте также: