Что делать если тебя вызвали к директору за прогул

Опубликовано: 17.09.2024

Работник не вышел на работу: когда можно уволить за прогул, а когда нет

В обычный рабочий день сотрудник не вышел на смену. Или ушёл обедать и не вернулся. Работодатель подозревает наглый прогул, руки чешутся уволить по статье. Но работодатель слышал, что для увольнения прогульщика надо правильно составить бумаги. Иначе суд вернет работника и накажет рублем. Рассказываем, как действовать по закону, чтобы не получилось именно так.

Первым делом надо разобраться в причине невыхода

Если работник не был на работе дольше четырёх часов или всю смену без уважительной причины — это прогул. За прогул в Трудовом кодексе есть статья для увольнения. Но соль в том, что нигде не написано, какие причины считаются уважительными, а какие — нет.

Работодателю придётся на глазок оценить, мог ли работник прийти на работу. Кошка выпала из окна и сломала лапу — это уважительная причина? А если жена уехала с ключами от квартиры, а работник остался заперт внутри? Ответов и критериев в законе нет.

Если работник решит, что его уволили несправедливо, он пойдёт в суд. Судьи ещё раз оценят причину невыхода. Если посчитают причину уважительной, увольнение отменят. Работодателя заставят заплатить зарплату за все месяцы после увольнения и до конца судебного разбирательства. Это позиция Конституционного Суда из Определения № 381-О.

Доказывать в суде, что работник прогулял, а не болел или застрял в дороге тоже придётся работодателю — п. 38 Постановления Пленума № 2.

Получается, что работодатель всегда рискует, увольняя работника за прогул 😡

Чтобы снизить риски отмены увольнения, советуем действовать так:

Выяснить причину невыхода. Если сомневаетесь, что причина прогула веская, лучше сделать выговор. Он уйдёт в копилку дисциплинарных нарушений работника. Когда выговоров накопится больше двух, можно уволить за неоднократное нарушение дисциплины. Главное, оформить выговор по процедуре из закона — об этом будет в последнем разделе.

Исключить причины законного отсутствия на работе — их список в следующем разделе.

Оформить дисциплинарное взыскание в виде увольнения за прогул по процедуре из закона — инструкция в последнем разделе.

Когда работник может законно не выйти на работу

В Трудовом кодексе прописаны ситуации, когда работника нет на месте, но это не прогул. Вот они.

Болезнь

В идеальном мире заболевший работник вызывает врача и получает листок нетрудоспособности — бумажный или электронный. Работодателя ставит в известность, мол, я на больничном, не приду. Вместо зарплаты ему начисляют пособие. Потом работник закрывает листок и в день выхода на работу сдаёт его в бухгалтерию или называет номер.

Но бывает, что работник не может позвонить и предупредить. Например, из-за высокой температуры. Если работник сообщил о больничном позже или принёс его не в первый день после болезни — это не повод увольнять за прогул — Определении ВС № 69-КГ13-4.

Другая история — когда работник говорит, что болел, выйти не мог, врача не вызывал, а сегодня стало лучше. Суды оценивают болезнь без больничного примерно так.

Если работник не вышел и не позвонил, а потом объяснился плохим самочувствием — можно уволить за прогул. Подобный спор с работодателем проиграла прогулявшая официантка — дело № 88-6995/2020.

А вот один-два дня до открытия больничного суды обычно не признают прогулом. Работнику верят, что ему было плохо, просто он не добрался до врача. На эти дни составляют акт отсутствия на работе, чтобы не начислять зарплату.

Подлинность бумажного листа нетрудоспособности можно проверить на сайте Фонда социального страхования. Подозреваете больничный из фотошопа — посмотрите признаки фальшивого больничного. А украденные бланки есть в списке недействительных листков нетрудоспособности. Поддельные бумажные больничные, конечно, не оплачивают и не принимают в подтверждение болезни.

Специальный отпуск

В обычный ежегодный отпуск работники ходят по графику, уйти отдыхать самовольно нельзя. Но в Трудовом кодексе есть отпуска, время которых не зависит от работодателя. Например, чтобы сдать сессию или встретить жену из роддома.

Если работник написал заявление на специальный отпуск, а работодатель не пустил, это не прогул — п. 39 Постановление Пленума № 2.

Отказ выйти из отпуска досрочно

Вызвать работника из ежегодного отпуска можно только с его согласия. Работник не хочет выходить — это не прогул. Причину объяснять он не должен — п. 37 Постановление Пленума № 2.

Отказ работать в выходной

Сделать работнику выходной или праздник рабочим можно только с его письменного согласия. Исключение — когда нужно устранить аварию, тут согласия не нужно — ст. 113 ТК РФ.

Долг по зарплате

У работника есть право остановить работу, если зарплату задерживают дольше 15 дней. С него — письменное предупреждение работодателя. А с работодателя — средний заработок за все нерабочие дни.

Работник обязан выйти на работу на следующий день после письменного сообщения работодателя о готовности выдать зарплату. Права остановить работу нет у военных, госслужащих, работников ЖКХ и скорой помощи — ст. 142 ТК РФ.

Смена графика

Новый график сменности объявляют за месяц — ст. 103 ТК РФ.

На устные просьбы выйти не в свою смену работник может не реагировать. А прогулять не свою смену вообще нельзя, пример — дело № 33-9958/2016.

Перевод без согласия

Понизить работника в должности или перевести на другую точку, если она меняет место работы, можно только с его согласия — ст. 72, 72.1 ТК РФ.

Если работнику сказали с понедельника выйти на точку в другом конце города, а он не вышел, это не прогул — п. 40 Постановления Пленума № 2.

Опасная работа

Работник не обязан рисковать жизнью и здоровьем, если работодатель нарушает охрану труда. Уволить за отказ работать зимой в офисе без отопления или дышать гарью нельзя — ст. 219, 220 ТК РФ.

Как уволить за прогул

Если не верите оправданиям работника, можно уволить за прогул — по пп. а) п. 6 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса.

Прогул — это не только, когда работник проспал и опоздал на четыре часа или не вышел вовсе. Верховный Суд также относит к прогулу ситуации:

— Работник написал заявление по собственному, но не отработал две недели, а по временному договору или на испытательном сроке — три дня. Кроме случаев, когда работодатель отпустил без отработки.

— Работник ушёл в отпуск не по графику или взял отгул без заявления — п. 39 Постановление Пленума № 2.

Для удалёнщиков прогулом также считается невыход на связь дольше двух дней. Но надо смотреть, как по трудовому договору договорились созваниваться и списываться. Если связь через зум, а работник два дня офлайн, это прогул — ст. 312.3, 312.8 ТК РФ.

За прогул нельзя уволить беременную. Даже если работодатель не знал о положении. Но женщине можно сделать выговор и лишить премии, тут нет запрета — ст. 261 ТК РФ, Определение ВС № 18-КГ14-148.

За увольнение беременной на владельцев бизнеса даже могут завести уголовное дело по ст. 145 УК РФ.

Уволить за прогул работника до 18 лет можно только с согласия комиссии по делам несовершеннолетних — ст. 269 ТК РФ.

Чтобы уволить за прогул, надо оформить бумаги и следовать процедуре из ст. 193 ТК РФ:

1. В день прогула составляют акт об отсутствии на работе или пишут служебную записку. Если работник не выходит несколько дней, акт или записку составляют на каждый день.

2. У работника просят письменную объяснительную.

Запрос вручают под подпись или отправляют на домашний адрес. Объяснительную ждут два рабочих дня, потом делают акт об отказе.

❗ Объяснительную нельзя спрашивать пока работник на больничном, надо дождаться закрытия листка. Иначе суд отменит увольнение — Определение ВС № 69-КГ20-3.

3. Дальше выносят приказ о наложении дисциплинарного взыскания в виде увольнения.

Приказ оформляют не позднее месяца со дня обнаружения прогула и шести месяцев со дня самого прогула. День обнаружения — когда о прогуле узнал непосредственный начальник работника, и это необязательно владелец бизнеса — п. 34 Постановления Пленума № 2.

❗ В месячный срок не засчитывают дни больничного и отпуска. Поэтому на деле может выйти, что срок увольнения за прогул сильно сдвинется.

4. Работника знакомят с приказом об увольнении — под подпись. На это есть три дня. Если работник не хочет подписывать приказ, зовут свидетелей и пишут акт об отказе.

День приказа — это последний рабочий день уволенного. В этот день ему выдают трудовую книжку, остатки зарплаты и компенсацию за неиспользованный отпуск.

Простая онлайн-бухгалтерия для предпринимателей

Сервис заменит вам бухгалтера и поможет сэкономить. Эльба сама подготовит отчётность и отправит её через интернет. Она рассчитает налоги, поможет формировать документы по сделкам и не потребует специальных знаний.

Сроки увольнения за прогул принципиальны. Боитесь ошибиться с датами — позовите на помощь опытного юриста или кадровика. Их гонорар будет точно ниже, чем выплаты работнику, которого вернёт суд.

Выговор оформляют по той же схеме, что и прогул. Только вместо приказа об увольнении выносят приказ о применении дисциплинарного взыскания в виде выговора. Если в течение года работник ещё раз прогуляет, можно уволить уже смелее.

Прогулы детьми школы – частое явление. Единичные несистемные пропуски не носят массового характера. Они бывают у каждого школьника и не вызывают опасений. Их последствия не сказываются на успеваемости, отношении педагогов и детского коллектива. Иногда прогулы дают ребенку положительный опыт.

Постоянные прогулы имеют негативный характер. Согласно статье № 43 Закона «Об образовании», прогулы считаются грубым нарушением устава образовательного учреждения, за что учащийся может быть отчислен из школы.

Родители несут административную ответственность за ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей. Хотя школы редко практикуют отчисление, как меру дисциплинарного взыскания, прогулы – повод к активным действиям со стороны взрослых. Надо начинать с выяснения причин.

ВложениеРазмер
progulshchiki_v_shkole.docx 336.29 КБ

Предварительный просмотр:

Ермакова Жанна Алексеевна,

МОУ Речицкая СОШ

Внимание! Прогульщики в школе

Прогулы детьми школы – частое явление. Единичные несистемные пропуски не носят массового характера. Они бывают у каждого школьника и не вызывают опасений. Их последствия не сказываются на успеваемости, отношении педагогов и детского коллектива. Иногда прогулы дают ребенку положительный опыт.

Постоянные прогулы имеют негативный характер. Согласно статье № 43 Закона «Об образовании», прогулы считаются грубым нарушением устава образовательного учреждения, за что учащийся может быть отчислен из школы.

Родители несут административную ответственность за ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей. Хотя школы редко практикуют отчисление, как меру дисциплинарного взыскания, прогулы – повод к активным действиям со стороны взрослых. Надо начинать с выяснения причин.

Причины прогулов вызваны субъективными и объективными обстоятельствами.

Они связаны с личностью ребенка и его индивидуальными особенностями. К ним относятся:

  1. Низкий уровень мотивации к обучению . Ребенок не понимает для чего ему учиться и зачем нужны знания школьных предметов.
  2. Неумение сочетать учебу с увлечениями – компьютер, спорт, кружки. В старшем возрасте – юношеская любовь.
  3. Пробелы в уровне подготовке , порождающие страх ошибиться, выглядеть нелепо, быть хуже всех в классе, создающие дискомфорт.
  4. Проблемы взаимоотношений с одноклассниками и учителями из-за особенностей характер: неуверенность, зажатость, закомплексованность.

Они вызваны проблемами, исходящими от образовательной среды.

  1. Неправильная организация образовательного процесса , не учитывающая индивидуальные потребности и способности ученика. Проявления различны: от отсутствия интереса, потому что все известно, до непонимания знаний из-за высокого темпа преподавания. Культивирование страха плохой оценки, вызов родителей в школу и неуспех на контрольных работах.
  2. Несформированность классного коллектива , ведущая к конфликтам с одноклассниками. В таком классе ученики не умеют бесконфликтно решать разногласия. Столкновения происходят между учениками или в классе в целом.
  3. Необъективность учительской оценки знаний , конфликты с педагогами, боязнь методов преподавания отдельных учителей.

Отношения в семье

Ведут к систематическим прогулам. Педагог-психолог, член Российского психологического общества и Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии Елена Гончарова считает, что проблемы идут от семьи. Семейные отношения становятся основной причиной школьных прогулов. Она выделяет 4 типичные семейные проблемы, порождающие прогулы детей.

  • Не являются авторитетом для ребенка . Он не считается с их мнением, а те допускают вседозволенность и безнаказанность.
  • Не уделяют внимания ребенку , не оказывают помощи в решении школьных проблем. Ребенок воспринимает ситуацию как знак к тому, что его старания в обучении не интересуют родителей. Он ищет внимания на стороне.
  • Подавляют ребенка , предъявляют завышенные требования. Страх огорчить родных и не соответствовать ожиданиям ведет к прогулам.
  • Слишком опекают ребенка . При малейшей жалобе на недомогание ребенка оставляют дома, потакают капризам, оправдывают пропуски перед учителями. Позже, прогуливая школу, ребенок знает, что родители пожалеют, прикроют и не накажут.

Почему прогулы вредят

Во время, отведенное на учебные занятия, ребенка нет в школе. Где, с кем и как он проводит время – в лучшем случае, дома, один и бесцельно. В худшем – в подворотне, плохой компании и с вредными последствиями.

Систематические прогулы школы порождают:

  • отставание в освоении школьной программы;
  • негативную репутацию ученика перед администрацией школы, учителями, одноклассниками;
  • вредные привычки – курение, алкоголизм, токсикоманию, игроманию, наркоманию;
  • отрицательные черты личности – хитрость, ложь;
  • несчастные случаи, жертвами которых становятся прогульщики;
  • ранние беспорядочные половые отношения;
  • совершение правонарушений.

Если ребенок обманывает

Если в семье между взрослыми и детьми нет доверия, то ребенок скрывает факты прогулов и обманывает. Чем позже родители узнают о пропусках, тем сложнее разрешить ситуацию. Есть признаки в поведении, которые должны насторожить родителей:

  • частые отрицательные высказывания об учителях и одноклассниках;
  • нежелание выполнять уроки, откладывание заданий до вечера;
  • постоянные жалобы на недосыпание, головные боли, просьбы остаться дома;
  • вредные привычки, новые неблагонадежные друзья;
  • негативная реакция на вопросы об успеваемости и школьной жизни;
  • безразличие к внешнему виду перед школой, плохое настроение;
  • замкнутость, нежелание обсуждать с родителями свои проблемы.

Что могут сделать родители

Если родителям небезразлична судьба сына или дочери, они должны найти способ разрешения ситуации. Действия взрослых не должны иметь одноразовый характер, эффективен лишь комплекс мер – сочетание ограничения и поощрения, строгости и доброты. На этом строили свои педагогические идеи известные педагоги А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили.

Конкретные шаги зависят от причин прогулов:

  1. Универсальный первый шаг – откровенный, доверительный, терпеливый разговор с ребенком, направленный на выяснение проблем, порождающих прогулы. Разговаривать надо постоянно, учиться слушать ребенка и слышать его боль, проблемы, потребности, какими бы простыми и наивными они не покажутся.
  2. Беседа с администрацией школы, учителями, одноклассниками, друзьями. Тон беседы – конструктивный, без скандала, высоких интонаций, взаимных претензий и критики. Цель – увидеть ситуацию с другой стороны, найти совместное решение.
  3. Если проблема в отставании и пробелах знаний – обратиться к репетиторам, предложить посещение дополнительных занятий в школе, оказать личную помощь в освоении предмета.
  4. Проблема в неуверенности и страхах ребенка – для повышения самооценки предложить записаться в кружок, секцию, уделить внимание совместному семейному досугу.
  5. Конфликты с одноклассниками и педагогами – привлечение личного жизненного опыта, помощь психолога. В отдельных случаях – альтернативный вид обучения, дистанционное или свободное, перевод в другой класс или школу.
  6. Если причины прогулов в компьютерной и игровой зависимости, эффективно воспитание ответственности и организованности через четкий график расписания дел, где на компьютер выделен ограниченный промежуток времени, при условии выполнения домашних обязанностей, уроков.
  7. Если причины прогулов вызваны неблагополучием в семье, прогулы могут рассматриваться как протест. Надо наладить семейную жизнь и дать ребенку возможность учиться.

Главное – не стоить ждать, что все уладится само собой. Проблема есть – ее надо решать. Усилия взрослых будут вознаграждены, и когда-нибудь ребенок скажет вам «спасибо».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В работе представлены разработки коррекционных занятий для учащихся 1-2 классов коррекционной школы VII вида.


Статья "Научно-практические аспекты инклюзивного воспитания в процессе реализации проблемы формирования нравственных качеств у детей, требующих особого педагогического внимания в специальной школе-интернате"

Статья для конференции по инклюзивному образованию . Опубликована в научно-методическом сборнике.


Откровения прогульщика

Откровения прогульщика(стих на "День Учителя")Вчера хотел придти я на урок,Но злые силы все же помешали.То по будильнику с кровати встать не смог,Потом как будто мною управляли.Проснулся - вроде време.


Беседа "Внимание. Внимание? Внимание!"

Материал полезен для работы с подростками. рассказано об особенностях внимания, как психического процесса. Приведены упражнения. помогающие развивать внимание.


статья "Как удержать внимание учащихся начальной школы на уроке англ.яз.

Статья посвящена решению проблемы неустойчивости внимания учащихся на уроке.


Особенности развития внимания детей с ограниченными возможностями здоровья. Практикум по развитию внимания на уроках в специальной (коррекционной) школе

Статья посвящена особенностям развития внимания детей с ограниченными возможностями здоровья. В ней представлены практические упражнения на развитие всех свойств внимания, которые можно использовать н.

Рекомендации родителям по развитию внимания учащихся начальной школы

Внимание - это важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней. Дело в том, что в человеческий мозг ежесекундно поступают тысячи сигналов из внешн.

У меня ребенок учится в 7 классе плохое поведение в школе вызывали к директору хотят поставить на учёт по делам несовершеннолетних. Что мне делать чтобы этого не допустить и как быть если это случится.

К кому я могу обратиться моего сына первоклассника не законным образом отстранили от занятий вызывали скорую помощь без меня отправили нас к психиатра нарколог за справкой о том что мой ребенок не дарил. Еще с нас постоянно собирают деньги наличными. Когда я пожаловались на директора началось введение меня и сына из школы. Директор угрожает учителю что если она меня не угомонит то при увольнении директора следом пойдет учитель. Что мне делать и куда идти? Прокуратура молчит а район на стороне директора. Все заявления и ответы у меня есть.

Дело в следующем. На работе начали пропадать деньги у инкассаторов, сам я деньги не инкассирую но работаю с ними как старший, вызвали полиграфиста проверить нашу бригаду, после чего директор вызвал меня и моего напарника и говорит что к нам есть претензии что если деньги дальше будут пропадать нас всех уволят, я слушал и не верил ушам! , я спросил результаты полиграфа на что мне сказали что все чисто в результатах т.е. я не брал денег, но видите ли тот кто проводил эту процедуру сказал директору что это или я или мой напарник, видимо он так предположил и поделился своими мыслями с директором, что делать? Или проще набить морду этому полиграфисту за вранье!

Что делать, если вызвали к директору, сказав, чтобы ребёнок отказывался от дополнительных предметов и сдавал только базовые предметы (Русский и математику). А если ребёнок не откажется, то не допустить ко всем предметам вообще. При этом все пробники написаны на 2 (очень мало баллов) до ЕГЭ 1,5 месяца примерно.

Помогите разобраться в сложной ситуации. Два месяца назад устроился на работу в офис. Неделю назад у директора исчезли ценные документы, и в ходе беседы с сотрудником службы безопасности я узнал, что руководство подозревает в их краже меня, как новенького. Сегодня директор вызвал меня к себе, и предложил мне сознаться в краже, вернуть документы и уволиться по собственному желанию, пригрозив, что обратится с заявлением на меня в правоохранительные органы. Но я никаких документов не брал! Что делать? Что мне грозит, если директор напишет это заявление?

Посоветуйте пожалуйста, у нас в организации идёт сокращение ставок. Всем дали уведомление что меняется название учреждения и тем кого сокращают дали документ о сокращении и сказали если что будет ставки то предложат. Директор вызывала к себе этих сотрудников которых сокращают. Одну сотрудницу вызвали и сказали что никаких ставок для нее нет. И скорее всего не будет. На следующий день заведующую пригласили и сказали что к нам придет новая коллега без высшее образования и ее принимают на работу через 2 недели. Почему директор и сказала той сотруднице что никаких ставок нет и тут принимают через две неделю нового человека. А эта новая сотрудница пришла по знакомству через директора. Что делать моей сотруднице? У нее ипотека и одна воспитывает сына.

Дело в том, что в 6-7 классах, я много прогуливал, много раз меня из-за этого вызывали к директору. Мои прогулы прекратились, когда меня припугнули, что могут выгнать из школы. Стоит отметить, что 8 класс я учился хорошо, а 9 еще лучше. ЕГЭ сдал хорошо, русский на 5,математику на 4,информатику на 4,общество-еще не знаю.

Так вот, когда все 9 классы писали заявление на поступление в 10 класс, мне даже не дали бланк, для заявления (или что там дают), меня с моими родителями вызвали к директору, она сказала, что не возьмет меня в 10,так как я себя плохо вел/веду.

Подскажите, что мне делать? Переходить в другую школу не хочу, так как тут меня все устраивает.

P.s.Еще, если, это важно, я учусь в школе не по месту жительства.

Мою дочь постоянно оскорбляет и материт классный руководитель. (не только ее) после последнего инцидента у дочери поднялось давление на нервной почве! Ребёнка попросту отправили своим ходом домой без сопровождения, когда вызвали скорую помощь, нам объяснили, что в таком состоянии обязаны были вызвать родителей и скорую. после обращения к директору ситуация ухудшается, директор на прямую говорит что если нам не нравится, то переводите ее в другую школу! Естественно из-за отношений учителя ухудшается успеваемость. Доказать невозможно, потому что из учеников никто не соглашается подтверждать, так как видят нашу ситуацию. что делать? (живем в городе, где школа единственная и то добираться приходится на автобусе, или 40 минут пешком)

У меня (дворник) спорная ситуация на работе с директором.

В связи с оттепель ю на крыше школы образовались глыбы льда и снега. Я зная свои инструктаж, подхожу к директору и говорю, что опасность грозит мне, там где меня просит чистить директор я не могу. Директор ничего и слушать не захотела, начала повышать голос, хотела было сама идти чистить, но увидев действительно опасность сначала выгнала с работы домой, но позже вернула. Спустя пару дней ситуация повторилась, но тут мне в течении дня поступает докладная, в которой завхоз школы пишет то что я не почистила там, где ей нужно и как раз где и в тот раз по прежнему мне грозила опасность.

На мои возражения по поводу того что докладная написана на перед с её вытекающими замечаниями. Директор начала угрожать тем, что если не почищу, то докладная будет в деле. Надавив на меня, я все же почистила как смогла подвергая себя опасности подхожу и говорю директору, что все сделано и хотела бы,чтобы завхоз отозвал докладную, но директор наотрез сказала, что она написана правильно. Мои доводы о том, что она написана не по делу, не вовремя директор насмехалась надо мной и тут я не выдержала написала объяснительная, которую директор отказывалась принимать, тогда я принесла к секретарю и завизировала прибавив к ней докладную на завхоза, написав о том, что та написала на меня не заслуженные замечания.

На следующий день директор вызвала меня и сказала чтобы я пошла к завхозу и попросила прощения, договорилась не поняв о чем с ней и ещё к этому отозвать докладную и объяснительную.

На мой вопрос, а она заберет докладную? Мне сказал, что нет - она написана правильно.

Уволить работника за прогул можно, если он отсутствует на рабочем месте без уважительных причин в течение всего рабочего дня или смены или более четырех часов подряд. От работника требуется письменное объяснение причин его отсутствия на работе, на основании которого оценивается уважительность этих причин. Отказ работника дать пояснения не является препятствием для увольнения.

Причины увольнения за прогул

Прогулом признается отсутствие работника без уважительных причин на работе в течение всего рабочего дня (смены), независимо от его (ее) продолжительности, а также на рабочем месте - более четырех часов подряд в течение рабочего дня (смены) (пп. "а" п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).

Не является прогулом использование работником дней отдыха в случае, если работодатель в нарушение предусмотренной законом обязанности отказал в их предоставлении и время использования работником таких дней не зависело от усмотрения работодателя, в частности использование отпуска без сохранения зарплаты в связи с рождением ребенка работником, если он подал работодателю письменное заявление о предоставлении такого отпуска, но работодатель отказал в его предоставлении или не оформил работнику данный отпуск (пп. "д" п. 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2; п. 13 Обзора практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с прекращением трудового договора по инициативе работодателя, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 09.12.2020).

Решение работодателя о признании конкретной причины отсутствия работника на работе неуважительной и, как следствие, увольнение его за прогул может быть проверено в судебном порядке (Определение Конституционного Суда РФ от 26.01.2017 N 33-О).

Рабочим местом является место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ст. 209 ТК РФ).

Работодатель не вправе не допускать работника на его рабочее место без оснований (ч. 1 ст. 21, ч. 2 ст. 22, ст. 76 ТК РФ).

Уволить за прогул, если работодатель безосновательно не допускает работника на рабочее место, нельзя, поскольку в таком случае отсутствует вина работника (ч. 1 ст. 192 ТК РФ).

Также неправомерно увольнение за прогул, если работник работал удаленно после получения рассылки по корпоративной почте о переходе на удаленную работу в связи с эпидемией коронавируса, информация о чем была подтверждена непосредственным руководителем (Апелляционное определение Московского городского суда от 24.09.2020 по делу N 33-36893/2020, 2-3741/2020).

Уважительные причины отсутствия на работе

Трудовой кодекс РФ не содержит перечня уважительных причин для отсутствия работника на рабочем месте. Однако уважительными могут быть признаны, в частности, следующие причины (ст. ст. 142, 170, 186, 414 ТК РФ; п. 6 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 05.02.2014; Апелляционное определение Московского городского суда от 30.08.2019 по делу N 33-32651/2019; Определение Московского городского суда от 22.10.2010 по делу N 33-33169; Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 16.03.2020 N 26-КГ19-13; Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 22.06.2020 N 13-КГ20-1-К2; п. п. 12, 14 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 09.12.2020):

  1. временная нетрудоспособность (при этом несвоевременное представление работодателю документов, подтверждающих факт временной нетрудоспособности, не может служить основанием для признания неуважительными причин отсутствия работника на работе и его увольнения за прогул);
  2. исполнение общественных или государственных обязанностей;
  3. сдача крови и ее компонентов, а также проведение связанного с этим медицинского обследования;
  4. участие в забастовке;
  5. заключение под стражу;
  6. чрезвычайные ситуации, а также действия государственных органов, повлекшие транспортные проблемы, такие как, например, отмена или задержка рейса, перекрытие дороги к месту работы;
  7. нахождение в отпуске без сохранения заработной платы с устного одобрения работодателя, если работником процедура ухода в отпуск была соблюдена, но работодатель не оформил его предоставление);
  8. приостановление работы из-за задержки выплаты заработной платы более чем на 15 дней (при уведомлении работодателя в письменной форме);
  9. присмотр за несовершеннолетним ребенком в связи с госпитализацией супруги работника в больницу;
  10. выполнение работником по согласованию с работодателем своих трудовых обязанностей дистанционно, даже если условие о дистанционной работе не было включено в трудовой договор.

Отсутствие работника на рабочем месте по уважительной причине в течение всего рабочего дня (смены) или более четырех часов подряд в течение рабочего дня (смены) прогулом не является, и к работнику не может быть применено работодателем дисциплинарное взыскание в виде увольнения по указанному основанию (п. 11 Обзора).

Отсутствие на рабочем месте работника, уведомившего работодателя о необходимости ухода с работы ранее окончания рабочей смены по уважительным причинам в порядке, установленном локальным нормативным актом работодателя, не может рассматриваться работодателем как прогул и являться основанием для увольнения работника (п. 15 Обзора).

В качестве подтверждения причины своего отсутствия работник может представить работодателю листок нетрудоспособности, повестку в суд, справку из медицинского учреждения, от транспортной организации.

Неуважительные причины отсутствия на работе

К неуважительным причинам отсутствия на рабочем месте могут, например, относиться (Апелляционные определения Московского городского суда от 18.02.2016 по делу N 33-2890/2016, от 04.10.2016 по делу N 33-32613/2016):

  1. прохождение медицинского обследования (получение медицинской консультации) при отсутствии оформленного больничного листа;
  2. отгулы за отработанные дни в период отпуска, если отзыв из отпуска не оформлялся и нет документов, подтверждающих необходимость выхода на работу в период отпуска;
  3. подача заявления на предоставление отпуска по уходу за ребенком, если вопрос о предоставлении такого отпуска не решен руководителем;
  4. нахождение супруга на стационарном лечении.

Применение дисциплинарного взыскания в виде увольнения

До применения дисциплинарного взыскания в виде увольнения работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение о причинах его отсутствия на работе. Если по истечении двух рабочих дней работник объяснение не представил, то работодатель обязан составить об этом акт.

Работодатель вправе уволить работника за прогул, если работник откажется представить письменные объяснения о причинах отсутствия на рабочем месте, а также подтверждающие эти причины документы. При этом дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения прогула, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников (ч. 1 - 3 ст. 193 ТК РФ).

Если работник представил объяснение и подтверждающие документы, то вопрос о том, являются ли причины отсутствия уважительными, остается на усмотрение работодателя, но может быть оспорен работником в суде.

При наложении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен, в том числе факт уведомления или неуведомления работником руководителя о причинах отсутствия на работе.

При этом работодатель должен оценить причины отсутствия работника и применить дисциплинарное взыскание соразмерно его проступку с учетом предшествующего поведения работника и отношения его к труду (ч. 5 ст. 192 ТК РФ; Определение Верховного Суда РФ от 12.08.2019 N 5-КГ19-98).

Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания в виде увольнения объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись, то составляется соответствующий акт (ч. 6 ст. 193 ТК РФ).

Следует учитывать, что при нарушении порядка применения дисциплинарного взыскания, в частности, если работодатель не затребовал от работников письменное объяснение по факту отсутствия на рабочем месте, увольнение таких работников будет признано незаконным. Однако если работодатель предпринимал действия по истребованию от работника объяснений, например путем направления по его месту жительства телеграммы, которая не была им получена по независящим от работодателя причинам, то увольнение работника правомерно (Апелляционные определения Московского городского суда от 28.02.2019 по делу N 33-9270/2019, от 28.07.2014 по делу N 33-29793/14).

Обжалование увольнения

По общему правилу дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственной инспекции труда и (или) органе по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, в том числе в суде (ч. 7 ст. 193, ч. 1 ст. 348.13, ст. 382 ТК РФ).

Если работника все-таки уволили, а он считает причины отсутствия на работе уважительными, то он может обратиться за защитой своих прав в районный суд по месту нахождения работодателя, месту своего жительства либо месту исполнения трудового договора. Иск как вытекающий из трудовых отношений государственной пошлиной не облагается (ст. ст. 24, 28, ч. 6.3, 9 ст. 29 ГПК РФ; пп. 1 п. 1 ст. 333.36 НК РФ).

"Электронный журнал "Азбука права", актуально на 01.02.2021

Другие материалы журнала "Азбука права" ищите в системе КонсультантПлюс.

Вызов родителей к директору школы — ситуация неприятная и требующая внимания. Главное — понять причину возникновения конфликта. Как вести себя в разговоре со школьным руководством? Как не предстать ни жертвой, ни агрессором, а провести конструктивный диалог?


Почему родителей вызывают в школу

Разнообразных причин, когда родителей вызывают в школу, множество. Некоторые из них:

  • ребенок подрался с другим учеником;
  • взял без разрешения чужую вещь;
  • сломал школьное имущество (например, разбил окно);
  • нахамил учителю;
  • оскорбил одноклассника;
  • прогуливает занятия;
  • скатился на тройки.

Какова бы ни была причина, родителям предстоит подготовиться к непростому разговору. Важно правильно настроиться и провести беседу так, чтобы вы и ваш ребенок вышли из конфликтной ситуации с достоинством.

Как себя вести, если вас вызвали в школу

Как правило, вызов родителей в школу застает семью врасплох. Все было хорошо, но вдруг возникла проблема. Родители, как дети, чувствуют страх перед неприятным разговором. Как разговаривать с учителем или директором, стоит ли оправдывать своего сына или дочь или соглашаться со всем, что скажет педагог? Давайте подготовимся к диалогу.

Как говорить с учителем

Главное, что предстоит сделать перед важным разговором, это успокоиться. Не стоит идти к учителю в нервном, взвинченном состоянии. Помните, вы ни в чем не провинились, но на кону стоит ваша репутация и отношения ученика с педагогом.

Для начала заранее выясните причину вызова. Спросите учителя по телефону, по какому поводу вас вызывают в школу, чтобы вас не пугала неизвестность. Например, выяснилось, что родителей вызвали в школу из-за прогулов. В этом случае вы уже понимаете, к чему готовиться, и сообщение о пропуске уроков вашим сыном не станет неприятным сюрпризом. Или вы узнали, что ребенок подрался с одноклассником. Тогда вам, возможно, предстоит разговор в присутствии родителей другого ученика.

Существуют две крайности, в которые не следует впадать:

  • прямая агрессия («Мой сын ни при чем, виновата школа и учитель — не наладили учебный процесс, не держат дисциплину!»);
  • полное согласие со всеми претензиями без разбора сути проблемы («Да-да, мы все понимаем, он полностью неправ, дома мы проведем воспитательную работу, как следует его накажем»).

Важно оставаться на стороне своего ребенка, давая понять, что вы не одобряете его конкретный поступок или поведение. Оценивают поступки, знания, но не саму личность. Не позволяйте учителю вешать ярлыки: «ваш сын — хулиган». Защитите своего ребенка, осуждая его поведение в конкретной ситуации. В ситуации надо разобраться. Возможно, вашего сына спровоцировали на конфликт или не он зачинщик драки.

Если учитель начинает разговор на повышенных тонах, сразу остановите его. Дайте понять, что вы готовы слушать только спокойную речь.

Выслушав претензии педагога, дайте понять, что разделяете его переживания. Вам так же, как и учителю, неприятно, что такая ситуация произошла в вашем классе. Поблагодарите за то, что вас вызвали на беседу, и убедите учителя в том, что вы готовы сделать все возможное, чтобы подобная ситуация больше не повторилась.

Разбирая конкретную ситуацию, попросите изложить подробно все факты. Если жалобы касаются успеваемости, запишите себе темы, в которых ученик разбирается плохо, чтобы дома их проработать.

В завершение разговора обязательно спросите у учителя, какой выход из ситуации видит он, что предлагает сделать для решения проблемы. Озвучьте и собственные выводы: что сделать, чтобы инцидент не повторился. Найдите точки соприкосновения и завершите разговор максимально спокойно и вежливо.

Как говорить с директором

Вызовом к директору сопровождаются наиболее серьезные конфликтные ситуации: драки, оскорбления, порча школьного имущества. Из-за плохой успеваемости к директору не вызывают. Это значит, что сын или дочь натворили что-то совсем нехорошее.

Несколько советов, что делать, если родителей вызвали к директору:

  1. Прежде всего настроиться на спокойный и рассудительный разговор. Держитесь с достоинством, не грубите и не повышайте голос.
  2. Не отрицайте вину своего ребенка, если он провинился, но постарайтесь объяснить его позицию и мотивы.
  3. В целом, ведите диалог с директором, как и с учителем, — с уважением, но не подобострастно.
  4. Не давайте оценивать личность вашего ребенка, допуская осуждения только конкретных поступков или поведения.

Если вы грамотно построите разговор с директором, то выйдете из его кабинета спокойными и готовыми к предотвращению подобных конфликтов в будущем.

Как поговорить с ребенком о том, что случилось в школе


По возвращении обязательно обсудите все с сыном или дочерью. Помните, что ребенок тоже очень переживает и беспокоится. Важно дать ему понять, что вы всегда на его стороне, но не одобряете его поступок. Поговорите о последствиях поступка — перед кем теперь извиниться, с кем помириться. Перечислите возможные варианты развития событий, подумайте вместе, как по-другому поступить в той ситуации, в которой оказался ваш школьник, если она повторится. Поговорите о том, что он чувствовал во время неприятного инцидента, почему поступил так, а не иначе, и что он чувствует теперь, когда все закончилось. Доверие — основа прочных взаимоотношений. Верьте своему ребенку, разговаривайте с ним обо всем и не бойтесь конфликтных ситуаций — они всегда разрешимы.

Читайте также: