Может ли сотрудник ппсп давать официальные комментарии в сми

Опубликовано: 17.09.2024

Васильев Ф.П., ведущий научный сотрудник Научного центра Академии управления МВД России, доктор юридических наук, доцент.

В современных условиях особо возрастает роль взаимодействия территориальных ОВД с государственными и негосударственными СМИ, не только отражающими общественное мнение о работе ОВД, состоянии охраны ООП и безопасности, но и в значительной степени формирующими это общественное мнение и правосознание граждан. Не использовать такие мощные средства воздействия на общественное сознание людей, в том числе для формирования адекватного мнения граждан, о необходимости их участия в предупреждении правонарушений со стороны ОВД было бы непростительным. Средства массовой информации необходимо использовать для разъяснения гражданам о формах и способах их защиты от противоправных посягательств, а также для обращения к гражданам за помощью при расследовании преступлений и розыске преступников и иных лиц.

Взаимодействие СМИ и ОВД в сфере обеспечения безопасности может быть очень действенным в связи с тем, что: проводимые журналистские расследования позволяют правоохранительным органам вскрыть многие преступления и привлечь к уголовной ответственности криминальных лиц; укрепление сотрудничества СМИ с государственными органами способствует раскрытию и комментированию содержания проводимых реформ, их правового обеспечения и показа негативных явлений в ходе реформирования; с момента выявления противоправных деяний до завершения дела в судебных органах с конкретным изложением сути правонарушения, комментарии юристов, специализирующихся в области криминологии и уголовного права, оказывают воздействие на криминальную среду и способствуют ее сокращению.

В целях повышения качества информационного обеспечения деятельности ОВД, организации их взаимодействия со СМИ, с органами государственной власти субъектов РФ, а также с избирательными комиссиями, общественными и религиозными объединениями, правозащитными организациями, гражданами Приказом МВД России от 12 октября 2007 г. N 888 утверждены <1>:

  • Типовое положение о пресс-службе Главного управления МВД России по федеральному округу;
  • Типовое положение об управлении (отделе, отделении) информации и общественных связей ОВД по субъекту Федерации, отделении (группе) информации и общественных связей межрегионального ОВД;
  • Типовое положение об отделении (группе) информации и общественных связей штаба районного или межрегионального территориального органа внутренних дел;
  • Перечень материалов, представляемых пресс-службами главных управлений МВД России по федеральным округам, управлениями (отделами, отделениями) информации и общественных связей ОВД по субъектам Федерации, отделениями (группами) информации и общественных связей межрегионального территориального ОВД, в Управление общественных связей Административного департамента МВД России;
  • Нормы положенности служебных помещений, автотранспорта, средств связи, специальной, аудиовизуальной и другой техники для оснащения пресс-службы окружных, межрегиональных, региональных и районных территориальных органов внутренних дел;
  • Перечень необходимых документов (картотек, журналов, баз данных), находящихся в пресс-службе Главного управления МВД России по федеральному округу, региональном ОВД по субъекту Федерации, отделении (группе) информации и общественных связей межрегионального, районного территориального ОВД (штаба).

Пресс-службам территориальных органов внутренних дел также следует своевременно информировать население о деятельности подразделений по делам несовершеннолетних и профилактической работе, об обеспечении безопасности на уровне региона и страны <2>.

<2> Безусловно, взаимодействие со СМИ (как с ведомственными, так и с иными) должно развиваться по инициативе сотрудников ПДН. При этом взаимодействовать совместно с ГИБДД МВД России, МЧС России, Минюстом России, Минздравсоцразвития России, ФМС России и др.

Основными задачами пресс-службы являются: информационное обеспечение деятельности ОВД и взаимодействие с органами местного самоуправления, избирательными комиссиями, общественными и религиозными объединениями, правозащитными организациями, гражданами в интересах реализации возложенных на ОВД задач; организация своевременного и объективного информирования граждан о государственной политике в области обеспечения правопорядка и общественной безопасности, исключая предоставление сведений, представляющих государственную, служебную и иную охраняемую законом тайну; пропаганда патриотизма и героизма сотрудников, содействия граждан, общественных объединений ОВД в осуществлении охраны общественного порядка и борьбе с преступностью; организация и обеспечение взаимодействия ОВД со СМИ, создание режима делового партнерства и взаимного доверия с целью объективного освещения в них деятельности ОВД; мониторинг СМИ с целью выявления информации о деятельности районного и межрегионального территориального ОВД, своевременного выявления и прогнозирования информационных поводов и угроз, реагирования на них; информирование руководства территориального органа внутренних дел об освещении в центральных, региональных и ведомственных СМИ деятельности ОВД.

Приказом МВД России также установлены основные функции пресс-службы, а именно она: организует совместно с другими подразделениями органа внутренних дел встречи руководства с руководителями региональных СМИ, аппаратов органов местного самоуправления, а также представителями территориальных избирательных комиссий, политических партий, движений, общественных и религиозных объединений, правозащитных организаций, гражданами для выработки взаимоприемлемых решений в вопросах укрепления законности и общественного порядка, поддержания авторитета ОВД <3>; осуществляет информационное обеспечение мероприятий с участием начальника органа внутренних дел, его заместителей, руководителей подразделений и содействует освещению в городских, районных, региональных, центральных и ведомственных СМИ мероприятий, проводимых ОВД; выражает в городских, районных, региональных, центральных и ведомственных СМИ официальную позицию руководства районного, межрегионального территориального ОВД и распространяет по его поручению согласованную информацию о деятельности ОВД, выполнении задач по обеспечению правопорядка и общественной безопасности, борьбе с преступностью и профилактике правонарушений; осуществляет совместно с подразделениями территориального ОВД взаимодействие с территориальными избирательными комиссиями по вопросам информационного обеспечения работы по охране правопорядка и общественной безопасности в ходе подготовки и проведения выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

<3> Одновременно пресс-службам ОВД следует проводить свою работу не только с прессой, но и с различными государственными и негосударственными телеканалами "О2", "Дежурная часть", "Жди меня", "Вне закона", "Человек и Закон" и др., а также с территориальными организациями телерадиовещания.

Кроме того, ежедневно готовит для доклада начальнику органа внутренних дел результаты мониторинга городских, районных, региональных, центральных и ведомственных СМИ, аннотации к публикациям критического характера с предложениями по решению затрагиваемых в них проблем и во взаимодействии со структурными подразделениями органа внутренних дел заявления, пресс-релизы о результатах текущей деятельности территориального органа, МВД России для опубликования в СМИ; предоставляет информацию по значимым событиям в подразделения информации и общественных связей регионального территориального ОВД по субъекту РФ, межрегионального ОВД в установленные сроки; привлекает сотрудников и работников подразделений ОВД с согласия их руководителей к выступлениям в городских, районных, региональных, центральных и ведомственных СМИ, подготовке интервью, публикаций и видеосюжетов; организует деловые контакты с представителями региональных СМИ, консультирует их и обеспечивает необходимыми документами и информационными материалами; рассматривает совместно с подразделениями территориального ОВД обращения (предложения, заявления, жалобы) граждан, письма и запросы СМИ, органов местного самоуправления, депутатов, общественных и религиозных объединений, правозащитных и других организаций, относящиеся к компетенции подразделения; участвует в организации творческих конкурсов на лучшее освещение в региональных, городских и районных СМИ деятельности ОВД.

В целом СМИ ОВД способствуют также укреплению законности, профессионализма в подразделениях и службах территориальных органов. Но при этом в настоящее время присутствует правовая неграмотность по вопросам применения в отношении граждан не только тех или иных ограничений, но и специальных технических средств, а также соблюдения административно-уголовных процессуальных правил. Приказ МВД России от 12 января 2009 г. N 1 "Об утверждении Концепции совершенствования МВД со СМИ и общественными объединениями" требует, чтобы взаимодействие с прессой и общественностью было приоритетным в деятельности подразделений по делам несовершеннолетних территориальных органов внутренних дел. Именно в 2008 г. приостановлен рост преступлений, достижению этих результатов помогли СМИ <4>.

<4> См.: Криминал по убывающей // Рос. газета. 2009. 14 янв.

Безусловно, должностным лицам СМИ МВД России (пресс-служб) следует учитывать и требования, закрепленные в ст. 47 Закона о средствах массовой информации <5>. В соответствии с Законом журналист имеет право:

  • искать, запрашивать, получать и распространять информацию;
  • посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы;
  • быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации;
  • получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну;
  • копировать, публиковать, оглашать или иным способом воспроизводить документы и материалы при условии соблюдения требований ч. 1 ст. 42 названного Закона;
  • производить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом;
  • посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение; присутствовать на митингах и демонстрациях;
  • проверять достоверность сообщаемой ему информации;
  • излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью;
  • отказаться от подготовки за своей подписью сообщения или материала, противоречащего его убеждениям;
  • снять свою подпись под сообщением или материалом, содержание которого, по его мнению, было искажено в процессе редакционной подготовки, либо запретить или иным образом оговорить условия и характер использования данного сообщения или материала в соответствии с ч. 1 ст. 42 названного Закона;
  • распространять подготовленные им сообщения и материалы за своей подписью, под псевдонимом или без подписи. Журналист пользуется также иными правами, предоставленными ему законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.

Закон также в ст. 49 закрепляет обязанности журналиста. Журналист обязан:

  • соблюдать устав редакции, с которой он состоит в трудовых отношениях;
  • проверять достоверность сообщаемой им информации;
  • удовлетворять просьбы лиц, предоставивших информацию, об указании на ее источник, а также об авторизации цитируемого высказывания, если оно оглашается впервые;
  • сохранять конфиденциальность информации и (или) ее источника;
  • получать согласие (за исключением случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов) на распространение в средстве массовой информации сведений о личной жизни гражданина от самого гражданина или его законных представителей;
  • при получении информации от граждан и должностных лиц ставить их в известность о проведении аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки;
  • ставить в известность главного редактора о возможных исках и предъявлении иных предусмотренных законом требований в связи с распространением подготовленного им сообщения или материала;
  • отказаться от данного ему главным редактором или редакцией задания, если оно либо его выполнение связано с нарушением закона;
  • предъявлять при осуществлении профессиональной деятельности по первому требованию редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста;
  • соблюдать запрет на проведение им предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума при осуществлении профессиональной деятельности.

Журналист несет также иные обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.

При осуществлении профессиональной деятельности журналист обязан уважать права, законные интересы, честь и достоинство граждан и организаций. Государство гарантирует журналисту в связи с осуществлением им профессиональной деятельности защиту его чести, достоинства, здоровья, жизни и имущества как лицу, выполняющему общественный долг.

Кроме того, Закон устанавливает, что предоставление государственными органами, органами местного самоуправления информации о своей деятельности по запросам редакций, если такие отношения не урегулированы законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации, осуществляется в соответствии с законодательством РФ, регулирующим вопросы обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, в том числе к информации о деятельности судов в Российской Федерации <6>.

<6> См.: Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 10-ФЗ "О внесении изменений в статьи 38 и 39 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" // Рос. газета. 2009. 11 фев. (Вступил в силу с 1 января 2010 г.).

Кроме того, Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" <7> устанавливает единые правила информирования населения о деятельности государственных органов. Так, в ст. 3 Закона установлено правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а именно:

Выполнение сотрудником полиции своих профессиональных обязанностей предполагает ситуации, в которых возникает необходимость проверки документов у граждан. Простые действия при проверке документов на улице у граждан требуют от сотрудника полиции серьезного отношения к соблюдению мер личной безопасности.

Отсутствие угрозы жизни приводит к тому, что изученные тактические приемы и методы обеспечения безопасности забываются и не используются. Возникновение опасных ситуаций, когда сотрудник полиции оказывается не готов к практическим действиям, хотя мог бы предотвратить наступление опасных последствий, заканчивается в итоге получением увечья, ранением или гибелью сотрудника.

Рассмотрим тактические действия и обеспечение безопасности сотрудника полиции при проверке документов у граждан: в одиночку и вдвоем; с оружием и без него.

Приняв решение проверить документы у гражданина, сотруднику (особенно если он один) следует не только внимательно посмотреть в лицо проверяемого, зафиксировав в памяти его черты, в частности форму носа, бровей, глаз, подбородка, ушей, отмечая индивидуальные черты и характерные приметы, но и оценить место проверки с точки зрения обеспечения личной безопасности.

Приняв решение о начале действий, сотрудник должен выбрать наиболее подходящий вариант и момент привлечения внимания гражданина к себе.

Если по тактическим соображениям необходимо дополнительно подстраховаться, целесообразно подходить к объекту незаметно, со спины или наоборот, заняв наиболее выгодное положение и только после этого обратиться к нему и вежливо предложить подойти к себе.

При общении с гражданами, независимо от т ого являются ли они нарушителями или нет, возникает обязательная необходимость установления психологического контакта.

Под психологическим контактом понимаются условия для взаимопонимания, контролируемого сотрудником взаимодействия между ним и гражданином.

Для Для конструктивного и безопасного диалога необходимо официальное расстояние. Наилучший результат достигается при общении и взаимодействии на дистанции около 1,5 -2 метров. В Момент установления этой дистанции сотрудник занимает такую позицию, которая позволяет ему упрочить свое положение по отношению к проверяемому с точки зрения удобства для обеспечения личной безопасности (стать вполоборота по отношению к проверяемому.

В уставе ППС полиции сказано: при несении службы в служебной форме одежды ППС при обращении обязан назвать должность, звание и фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения.

В разговоре с гражданами сотрудники обязаны проявлять спокойствие и выдержку, не должны вступать в пререкания, терять самообладания, отвечать грубостью на грубость и в своих действиях не должны руководствоваться личными неприязненными чувствами.

В соответствии с указанным уставом, сотрудник ППСМ в любых условиях должен быть вежливым и тактичным с гражданами, обращаться к ним на "вы" свои требования и замечания излагать в убедительной и понятной форме, не допускать сроков и действий, оскорбляющих их честь и достоинство.

то же время во время несения службы наряды должны проявлять осторожность и применять меры личной безопасности, исключающие возможности внезапного нападения.

Необходимо очень внимательно следить за тем, как гражданин ищет документы, какая рука и как именно извлекает их, что находится в руках, какие документы и откуда проверяемый достает для удостоверения личности.

Старший группы (наряда) производит проверку документов, второй сотрудник обеспечивает его безопасность, наблюдая за действиями проверяемого и окружающей обстановкой. Сотрудник, обеспечивающий безопасность должен быть готов к выполнению этой ответственной задачи (быть бдительным, внимательным , уметь практически оценивать обстановку и принимать своевременные верные решения, в т ом числе связанные с применением огнестрельного оружия).

При возникновении подозрения в отношении проверяемого проверяющий подает ранее оговоренный условный знак (сигнал) об опасности нападения и только после этого продолжает проверку.

При попытке гражданина выполнить какие-то подозрительные действия, нужно перейти к отработанным тактическим приемам задержания одного подозреваемого двумя сотрудниками под угрозой применения огнестрельного оружия.

"Профессионал" № 6, 2019 ( 14.01.2020)

О работе по совместительству

Сотрудники Органов внутренних дел имеют право заниматься по совместительству оплачиваемой научной, педагогической и творческой деятельностью.

В Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 11 ноября 2014 г. № 29-П указано, что федеральный законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц.

В свою очередь граждане, добровольно избирая такого рода деятельность соглашаются с ограничениями, которые обуславливаются приобретаемым ими правовым статусом, а потому установление особых правил прохождения государственной службы и требований к избравшим ее лицам само по себе не может рассматриваться как нарушение закрепленных ст. 32 (часть 4) и 37 (часть 1) Конституции Российской Федерации права на равный доступ к государственной службе и права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, что полностью соответствует предписаниям статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, допускающей в установленных ею целях ограничения прав граждан федеральным законом.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 13 Федерального закона от 30 ноября 2011 № 342 - ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее - Закон о службе) при осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время сотрудник ОВД должен заботиться о сохранении своих чести и достоинства , не допускать принятия решений из соображений личной заинтересованности, не совершать при выполнении служебных обязанностей поступки, вызывающие сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности сотрудника, наносящие ущерб его репутации, авторитету федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а также государственной власти.

Согласно п. 12 части 1 статьи 12 Закона о службе сотрудник ОВД обязан не допускать злоупотреблений служебными полномочиями, соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел, а также соблюдать требования к служебному поведению сотрудника.

Частью 4 статьи 34 Закона о службе установлено, что работа сотрудников по совместительству не допускается, за исключением педагогической, научной и иной творческой деятельности, которая не приводит к возникновению конфликта интересов и не влечет за собой ухудшение выполнения сотрудником обязанностей по замещаемой должности в органах внутренних дел . При этом педагогическая, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 282 Трудового кодекса РФ совместительство - выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время.

Согласно ст. 3 Закона РФ от 09 октября 1992 г. № 3612-1 "Основы законодательства РФ о культуре":

- творческая деятельность - это создание культурных ценностей и их интерпритация;

- культурные ценности - нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические промыслы и фольклор.

Названным законом РФ к направлениям культурной деятельности (деятельность по сохранению, созданию распространению и освоению культурных ценностей отнесено в том числе: художественная литература, кинематография, сценическое, пластическое музыкальное творчество.

Таким образом, в определенных в части 4 статьи 34 Закона о службе случаях сотрудники ОВД в свободное от службы время могут работать по совместительству в качестве режиссера певца, музыканта. При этом данная деятельность должна осуществляться на условиях трудового договора.

Частью 4 статьи 34 Закона о службе предусмотрено, что об осуществлении педагогической, научной и иной творческой деятельности сотрудник обязан уведомить непосредственного руководителя.

журнал "Полиция России" (декабрь 2019)

Об обеспечении исполнения государственных контрактов, заключаемых в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Об обеспечении исполнения государственных контрактов, заключаемых в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

В 29 пункте Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 июня 2017 года (далее– Обзор), рассмотрены правовые позиции по разрешению спорных ситуаций, возникающих при исполнении контрактов, которые стали широко применяться судами. Большее количество вопросов предоставления обеспечения исполнения контракта не имеют должной нормативной регламентации, что порождает неоднозначную судебную практику.

Законодателем установлена альтернативная норма, предоставляющая участникам закупок право самостоятельно выбирать наиболее удобный для них способ обеспечения исполнения контракта – банковская гарантия, выданная банком, или внесение денежных средств на указанный заказчиком счет. Безусловно, внесение денежных средств на счет заказчика является наиболее удобной формой обеспечения исполнения контракта для заказчика, поскольку в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом обязательств по контракту заказчику гарантировано применение мер ответственности к контрагенту, так как денежные средства уже находятся на его счете и предоставляется возможность их удержать.

При удержании денежных средств на счете заказчика возникает риск направления контрагентом иска о взыскании неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами. Чтобы предотвратить вынесения судом решения об удовлетворении такого иска необходимо грамотно вести претензионную работу, в документации о закупке и самом контракте предусматривать право заказчика на удержание обеспечения исполнения контракта за невыполнение поставщиком условий контракта, осуществлять процедуру одностороннего расторжения контракта, а также внесения контрагента в реестр недобросовестных поставщиков. Именно все эти обстоятельства увеличат шансы государственного заказчика на разрешение в его пользу спора о взыскании обеспечения исполнения контракта.

Об открытости полиции

Как должен вести себя сотрудник полиции, находящийся при исполнении служебных обязанностей с представителями СМИ? В каких случаях можно разрешать использовать свои изображения, производить съемку, давать комментарии, основываясь исключительно на федеральных законах и иных открытых источниках? (и. Владимиров, Москва)

Сотрудники органов внутренних дел (полиции) в своей повседневной оперативно-служебной деятельности сталкиваются с ситуациями, когда представители СМИ, граждане начинают осуществлять фото, видеосъемку сотрудников органов внутренних дел (полиции) как публичных государственных служащих. Данное обстоятельство обусловлено положениями Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ "О полиции", предусматривающего право граждан Российской Федерации осуществлять общественный контроль за деятельностью полиции(часть 1 ст. 50), а также открытость деятельности полиции для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-розыскной деятельности, о защите государственной тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций. Граждане имеют право в порядке, установленном законодательством РФ, получать достоверную информацию о деятельности полиции, а также непосредственно затрагивающую их права, за исключением информации, доступ к которой ограничен ФЗ "О полиции" (части 1 и 2 ст. 8)

Например, согласно пункту 4 статьи 5 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 "О государственной тайне"государственную составляют следующие сведения: о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах оперативно-розыскной деятельности и деятельности по обеспечению безопасности лиц, в отношении которых принято решение о применении мер государственной защиты, о лицах, сотрудничающих или сотрудничающих на конфеденциальной основе с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, об организации, о силах, средствах, и методах обеспечения безопасности объектов государственной охраны, о методах и средствах защиты секретной информации; об организации и о фактическом состоянии защиты государственной тайны.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" подлежат защите сведения об органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Названными нормативными правовыми актами определен перечень оснований, при наличии которых деятельность полиции может быть связана с ограничением информации о ее осуществлении.

При решении вопроса о возможности и порядке проведения фото, видеосъемки сотрудников полиции, находящихся при исполнении служебных обязанностях, в каждом конкретном случае следует исходить из необходимости соблюдения конституционных прав каждого гражданина. С одной стороны, на свободный поиск получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом (часть 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации), а с другой стороны - на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени ( ст. 23 Конституции РФ), на охрану своего изображения (ст. 1521 Гражданского кодекса РФ), а также из необходимости защиты сведений об органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (ст. 12 ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности").

Условия получения и использования изображения гражданина (в том числе и должностных лиц МВД России) определены статьей 1521 Гражданского кодекса РФ. При этом указанная правовая норма не содержит запрета на получение такого изображения, но ограничивает его обнародование и дальнейшее использование, которые допускаются только с согласия этого гражданина, либо в случаях, перечисленных в законе, в частности когда использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах ( п. 1 п. 1) когда изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях.

В соответствии с п. 2 части 4 ст. 5 Федерального закона "О полиции" в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, сотрудник полиции обязан разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникшие в связи с эти права и обязанности гражданина. При этом действия сотрудников полиции должны быть обоснованными и понятными для граждан (часть 2 статьи 9 ФЗ "О полиции"

5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено Федеральным законом №79-ФЗ и другими федеральными законами;

6) получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации (ст. 575 ГК РФ). Гражданский служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации;

7) выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и государственными органами других государств, международными и иностранными организациями;

8) использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;

9) разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;

10) допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности;

11) принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;

12) использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;

13) использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности;

14) создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур;

15) прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора;

16) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

17) заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

В случае, если владение гражданским служащим приносящими доход ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций) может привести к конфликту интересов, он обязан передать принадлежащие ему указанные ценные бумаги, акции (доли участия в уставных капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Возможно п. 10

предъявите документы

Проверка документов:
обязанности и права гражданина

«Гражданин, предъявите документы» — эту популярную в советских кинофильмах фразу нередко можно услышать и в реальной жизни.
Попробуем разобраться, в каких случаях полицейский вправе проверить документы и какие права при этом имеет обычный гражданин.

Просто так, без какого-либо основания, сотрудники полиции проверять документы прохожих права не имеют.

Весь вопрос заключается в том, что является таким основанием?

"Предъявите документы!" - вас остановил полицейский

Подготовим жалобу на действия сотрудников полиции

Срочно
Грамотно
Конфиденциально

Основания для проверки документов сотрудником полиции

Основания для проверки документов детально регламентируются законодательством и, прежде всего, Федеральным законом «О полиции».

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 13 данного Закона сотрудник полиции имеет право проверять документы, удостоверяющие личность граждан, в следующих случаях:

  1. имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления;
  2. имеются данные, дающие основания полагать, что они находятся в розыске;
  3. имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении;
  4. имеются основания для их задержания в соответствии со ст. 27.3 КоАП РФ или ст. 91 УПК РФ.

Нужно признать, что в России, как, впрочем, и в любой другой стране мира, в каждый отдельно взятый момент времени большое количество людей находится в розыске в связи с совершенным преступлением.

Поэтому якобы имеющаяся схожесть гражданина по признакам внешности с разыскиваемым лицом превращается в своего рода универсальную «отмычку» для проверки документов.

Таким образом, Закон «О полиции» предоставляет полицейским право проверить документы человека практически в любой ситуации.

Штраф за неповиновение сотруднику полиции

При этом законные требования находящихся на службе сотрудников полиции обязательны к исполнению.

Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности влечет, согласно ч.1 ст. 19.3 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Впоследствии при желании законность подобных требований можно оспорить, однако шансы того, что Фемида окажется на вашей стороне, прямо скажем, невелики.

Что же нужно знать гражданину в случае, когда его просят предъявить документы?

Действия полицейского и порядок обращения его к гражданину определяется ч. 4 ст. 5 Закона «О полиции», согласно которой сотрудник полиции обязан назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения.

Иными словами, сотрудник полиции должен вежливо остановить гражданина, представиться и только затем изложить суть требований с указанием причины обращения. По требованию гражданина сотрудник полиции обязан предъявить свое служебное удостоверение.

Гражданин в свою очередь обязан предъявить сотруднику полиции для ознакомления документ, удостоверяющий личность. Причем, делать это он может, не выпуская документа из своих рук.

Какой документ, удостоверяющий личность, можно предъявить?

Основным документом, удостоверяющим личность, является паспорт гражданина Российской Федерации.

Однако в ряде случаев удостоверение личности допускается и по другим документам, к которым, в частности, относятся:

  • военный билет для военнослужащих;
  • справка установленной формы для лиц, отбывающих наказание;
  • временное удостоверение, выдаваемое в период оформления паспорта и др.

Как правило, для удостоверения личности гражданину достаточно иметь при себе ксерокопию указанного документа.

"Предъявите документы!" - вас остановил полицейский

Подготовим заявление в суд о признании незаконным действий сотрудников полиции

Вряд ли целесообразно вступать в спор с полицейским о правомочности проверки, если соблюдены все правила и объяснены причины.

Нужно осознать, что данное мероприятие осуществляется в правовом поле и направлено, прежде всего, на охрану общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. В подавляющем большинстве случаев после проверки документов гражданина сразу же отпускают.

"Предъявите документы!" - вас остановил полицейский

Обязанности полицейского

Следует отметить, что не только граждане, но и сотрудники полиции обязаны соблюдать действующее законодательство.

Соответственно, если полицейский отказывается представиться и показать удостоверение, но при этом требует от гражданина предъявить документы, то последний на законных основаниях может не выполнять данное требование.

Если же сотрудник полиции выполнил указанные действия, а также изложил причину и цель обращения, то предъявить паспорт все же придется. В противном случае полицейский получает право на основании ч. 13 ст. 13 Закона «О полиции» доставить гражданина в отдел полиции для установления личности.

К тому же не следует забывать об изложенной выше ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

Обязан ли гражданин носить с собой паспорт?

Но при отсутствии удостоверяющего документа и при наличии, изложенных выше оснований, сотрудник полиции получает право на доставление гражданина в отдел полиции для установления личности.

Если гражданин по какой-либо причине при проверке документов оказался без паспорта, то ему следует попытаться объяснить случившееся и предложить другой документ, помогающий установить личность, например, водительское удостоверение. Однако следует помнить, что водительское удостоверение не заменяет паспорт и решение о том, достаточно ли его для установления личности будет принимать проверяющий.

В случае доставления законопослушного гражданина в отдел для установления личности срок такого задержания в соответствии с ч. 1 ст. 27.5 КоАП РФ не должен превышать три часа.

Если же полицейскими допущены какие-либо нарушения при проверке документов, то граждане имеют право обжаловать их действия в прокуратуру или службу собственной безопасности МВД России.

Проверка документов должна являться мерой обеспечения безопасности людей, а не произволом со стороны сотрудников полиции.

Автор: ШАРОВ ДЕНИС ВАСИЛЬЕВИЧ,
руководитель уголовно-правовой практики Адвокатского бюро «Правовая гарантиЯ»,
адвокат Адвокатской палаты города Москвы,
кандидат юридических наук, доцент

При освещении деятельности МВД как пресс-службы ведомства, с одной стороны, так и журналисты и редакции СМИ, с другой, имеют свой круг прав и обязанностей по отношению друг к другу. И для большей эффективности сотрудничества обе стороны должны знать, что они имеют право делать, что обязаны и какие зоны риска следует избегать при распространении информации о деятельности правоохранительных органов, о конкретных уголовных делах и о гражданах, фигурантах уголовных дел и участниках следственных действий.

1. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

Взаимодействие пресс-службы МВД и редакций СМИ основывается на Федеральном Законе «О полиции», Законе РФ «О СМИ», Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации», Федеральном Законе «О персональных данных», УПК РФ, ГК РФ и ряде подзаконных нормативных актов.

В соответствии с действующим законодательством пресс-службы МВД вправе:

  • направлять в редакции CМИ для опубликования обязательные сообщения (о розыске подозреваемого, о реабилитации, об отказе в возбуждении уголовного дела, др.);
  • направлять в СМИ пресс-релизы;
  • давать комментарии по конкретным уголовным делам и по деятельности МВД в целом. Пресс-службы при этом обязаны:
  • отвечать на редакционные запросы о деятельности МВД в срок 7 дней (ст. 39–40 Закона РФ «О СМИ»), при невозможности ответить в срок, уведомлять об отсрочке или отказе (мотивированно) в течение 3х дней.
  • информировать о своей деятельности в любой доступной форме (пресс-релизы, публичные мероприятия, сайт, круглые столы, информационные стенды и т. д.);
  • реагировать на публикации о совершенных преступлениях в пределах своей компетенции.

В свою очередь редакции СМИ вправе:

  • использовать пресс-релизы при подготовке материалов о деятельности МВД;
  • направлять журналистов для участия в публичных мероприятиях, проводимых органами внутренних дел, в том числе, в пресс-конференциях, брифингах и т. д.;
  • направлять запросы в органы МВД (в порядке ст. 39–40 Закона РФ «О СМИ»);
  • аккредитовать журналистов при ГУ МВД (в порядке ст. 48 Закона РФ «О СМИ») при наличии у них правил аккредитации;
  • публиковать (распространять) материалы о преступности, конкретных расследуемых преступлениях, о поиске пропавших лиц и разыскиваемых подозреваемых, о деятельности органов в целом.

Редакции СМИ обязаны:

  • опубликовать обязательные сообщения бесплатно и в указанный срок, без внесения правки о реабилитации и об отказе в возбуждении уголовного дела, в соответствии по ст. 35 Закона РФ о СМИ;

Журналисты вправе:

  • посещать органы и учреждения (их пресс-службы), участвовать в их мероприятиях, в том числе в пресс-конференциях (ст. 47 Закона РФ «О СМИ»);
  • знакомиться с материалами уголовных дел после завершения предварительного расследования с разрешения следователя;
  • осуществлять фото- и видеосъемку места происшествия,
  • Осуществлять фото- и видеосъемку мероприятий (пресс-конференций) МВД (ст. 47 Закона РФ «О СМИ»);
  • использовать пресс-релизы при подготовке материалов для публикации;
  • подготавливать, публиковать (распространять) материалы о преступности, конкретных уголовных делах, о деятельности сотрудников органов внутренних дел и МВД в целом (ст. 47 Закона РФ «О СМИ»).

2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

В ряде случаев при распространении сведений не соответствующих действительности и порочащих честь и достоинство граждан и организаций, либо ущемляющих права и законные интересы граждан, либо представляющих собой злоупотребление свободой массовой информации и (или) правами журналиста, главный редактор, журналисты и редакция СМИ не будут нести ответственности за распространение вышеперечисленных сведений.

Данные случаи предусмотрены ст. 57 Закона РФ «О СМИ». В части публикации сведений, полученных от органов внутренних дел, журналист, главный редактор и редакция СМИ будут освобождаться от ответственности:

1) если эти сведения присутствуют в обязательных сообщениях пресс-служб органов внутренних дел (к таким относятся сообщения о реабилитации, сообщения об отказе в возбуждении уголовного дела);

2) если они содержатся в ответе на запрос информации либо в материалах пресс-служб органов внутренних дел (применительно к этому случаю совет — храните полученный пресс-релиз (сделайте скриншот сообщения пресс-службы на сайте соответствующего органа). В противном случае, пресс-служба может отказаться от факта распространения информации в СМИ, и редакция СМИ будет вынуждена понести всю ответственность за спорные сведения. К данному пункту теперь относятся и сведения, содержащиеся в интервью должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, учреждений, предприятий, органов общественных объединений, официальных представителей их пресс-служб. Постановлением Пленума Верховного Суда РФ о применении Закона РФ о СМИ теперь интервью чиновников приравнены к ответу на запрос информации.);

3) если они являются дословным воспроизведением фрагментов официальных выступлений должностных лиц (Следует обратить внимание, что согласно позиции Верховного Суда РФ, высказанной в Постановлении Пленума о применении Закона о СМИ, имеет существенное значение имело ли должностное лицо полномочия на выступление от имени представляемого им органа, организации, общественного объединения, и можно ли данное выступление признать официальным с учетом времени, места и темы выступления. К официальным, например, следует относить выступления должностного лица на заранее запланированном заседании, проведенном с участием журналистов в специально выделенном помещении в здании соответствующего органа, организации, общественного объединения и в соответствии с утвержденной повесткой дня. Если судом будет установлено, что должностное лицо не было уполномочено на официальное выступление и выражало лишь свою собственную точку зрения (о чем было известно журналисту), то редакция, журналист не будут освобождены от ответственности за дословное воспроизведение такого выступления.).

При этом важно понимать, что освобождение от ответственности не означает, что в случае возникновения спора на редакцию и на журналиста вообще не подадут в суд. Иск подать могут, а вот уже в суде редакция должна будет доказать что в данном случае есть то или иное обстоятельство, в связи с которым редакция и журналист должны быть судом освобождены от ответственности.

Читайте также: