Что нужно учителю для работы в 1 классе

Опубликовано: 17.09.2024

Первый раз в первый класс: к чему готовиться

Работа начинающего педагога в начальной школе

Вы пришли в школу и вам сразу дали первый класс — для вас это будет двойная нагрузка: вы не только должны будете сами вжиться в новую роль, но и помочь первоклассникам адаптироваться к школьной среде.

Что нужно знать и учитывать начинающему учителю начальных классов? Школьная жизнь подчиняется своим законам и правилам. В ней есть определенный ритм с ежедневными обязательными ритуалами. Педантично следуйте этим ритуалам — они дадут детям опору и уменьшат стресс, связанной со сменой образа жизни.

Вчерашние детсадовцы еще не умеют правильно распределять свое время и усилия, выбирать задания по силам: мягко направляйте их, но не подавляйте самостоятельность.

Учтите, что многие качества вам придется развивать: усидчивость, терпение, дисциплинированность, умение отстаивать свою точку зрения и находить компромисс. Будьте терпеливы и настойчивы — и у вас все получится.

108 часов (1 мес.)

108 часов (1 мес.)

Дисциплина: почему она важна и как ее наладить

Не допускать проблем с дисциплиной — первое, что должен сделать педагог в начале работы в школе. Дисциплина — основа успешного обучения. Если её не будет, всё остальное, что вы говорите и делаете, окажется бессмысленным.

В первые дни в начальной школе проблем с поведением на уроках у вас может не быть, но это не повод расслабляться. Скорее всего, дети просто к вам присматриваются и оценивают, насколько серьезно следует к вам относиться.

Следующая стадия — испытание на прочность. Ученики будут пробовать: что можно, что нельзя, что вы простите, а за что накажете. И если они почувствуют слабинку, на них не подействует ни ваш крик, ни замечания в дневниках.

Что делать? Сразу дайте детям понять, кто здесь главный и каковы правила. Неуклонно добивайтесь их исполнения. Не заигрывайте, но и не будьте жестокими.

Никогда не начинайте урок, пока все дети не сели на свои места и не замолчали.

Не грозите наказанием, которое не сможете выполнить. Пригрозили — так и сделайте.

Баловство возникает там, где детям скучно. Там, где детям интересно и нет ни одной свободной минутки, времени на шалости не остается. Всегда имейте в запасе дополнительные задания для тех, кто быстрее всех справится с основными.

Как установить контакт с классом

Кроме той информации, которую вы преподносите детям, им важна и интересна ваша личность. Дети будут задавать массу вопросов: сколько вам лет, есть ли у вас муж и дети, кошка или собака, боитесь ли вы мышей, куда вы шли вчера вечером.

Используйте эти моменты, чтобы установить с детьми эмоциональный контакт. Покажите, что вам тоже интересно всё, что происходит в классе, что вас радует и расстраивает. Будьте живым человеком со своими чувствами и желаниями.

Но при этом старайтесь всегда владеть собой, не позволяйте своему настроению влиять на обстановку в классе. Если вы нервничаете, дети это почувствуют и атмосфера в классе будет напряженной. Если вы раздражены, не вымещайте негативные эмоции на детях. Не заводите любимчиков: даже если кто-то в классе вызывает у вас особые симпатии, не показывайте этого.

В самом начале урока выдержите небольшую паузу, попробуйте поймать ощущение, которое исходит от класса: дети спокойные, довольные или взбудораженные каким-то событием? Если чувствуете напряжение, обиду или другую эмоцию, которая может помешать уроку, дайте детям выговориться и выпустить пар. Со временем у вас будет получаться распознавать эмоции всё лучше и лучше.

  • не сидите на своем месте, подходите к каждому ученику;
  • чаще прикасайтесь к детям, например, направляя их руку, чтобы показать, как правильно писать букву или рисовать;
  • общаясь с ребенком, смотрите ему в глаза — желательно, чтобы при этом вы находились с ним на одном уровне;
  • обращайтесь к детям по имени, а не по фамилии — так вы сокращаете дистанцию.

Планирование и проведение уроков: как соблюсти баланс

Работа начинающего педагога в начальной школе

В первое время особенно тщательно готовьтесь к урокам, продумывайте несколько сценариев его проведения. Если что-то пойдет не так, у вас будет запасной вариант.

Начинающие учителя могут впадать в две крайности. Одна из них — однообразие. Это самая большая ошибка, которую может допустить учитель начальных классов. Шести-девятилетние дети еще не способны слишком долго концентрироваться на одной теме или одном темпе. Запланируйте чередование интенсивной нагрузки с более спокойной, индивидуальных заданий с коллективными дискуссиями, предусмотрите физкультминутки.

Другая крайность — использование всех инноваций сразу. Чтобы разнообразить занятия и сделать их интересными, молодые учителя стремятся внедрить и новые методики, и игры, и уместить в один урок как можно больше деталей. От такого напора дети быстро устают. Пусть они освоят сначала один прием, прежде чем перейти к другому.

Чтобы узнать больше о подготовке к урокам в начальной школе и сделать их более разнообразными, пройдите дистанционные* курсы повышения квалификации.

Попробуем составить список канцелярских товаров, которые нужно приобрести учителю у началу учебного года, и рассмотреть, для чего каждая вещь нужна.

Канцелярские принадлежности для учителя

В следующий раз поговорим о методическом обеспечении для учителя иностранного языка и обсудим, что следует купить, подготовить и просмотреть.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Related Posts

Новое на экзамене в 2013/2014 учебном году

Тексты для аудирования к устному экзамену

Exam Tips. Reading

About Author

Вы заполняете журналы синими шариковыми ручками?! Как же вам повезло!)))

Интересно, а какими же заполняете журналы вы?

10 августа 2016 Ответить

10 августа 2016 Ответить

Смысл покупать несколько блоков бумаги? К нему ещё надо купить принтер, потому что в школе принтер или у информатика, или у администрации. А купив принтер, надо его присоединить хотя бы к нетбуку. В общем, ни там, ни там вам не дадут печатать свои материалы в неограниченных количествах! Возможно, даже и в ограниченных! Так что дома у учителя должен быть полный набор информатика )

Линейка пригодится также, чтобы ровно разорвать лист, в качестве указки или чтобы дать щелбана нерадивому ученику )

В конце статьи забыли посчитать затраты, если всё это купить разово! Уложитесь в 100 рублей?

10 августа 2016 Ответить

Про щелбана это ты несерьёзно. Есть более цивилизованные способы призвать ученика к порядку. Те же карточки.
На гродненщине, наверное, с принтерами полегче. Сколько вижу фото кабинетов иностранного языка (Лида, например) оборудованы на уровне.

10 августа 2016 Ответить

Для щелбана мне линейка не нужна (серьёзно). Просто Гродненщина ближе к цивилизованной Европе. Там даже урожайность выше при нехватке площадей )

10 августа 2016 Ответить

Про несколько блоков бумаги для принтера я не писала, а имела ввиду лишь один блок бумаги с большим количеством листов (например, 500 шт.). Что касается технического обеспечения учителя, то ему будет посвящена отдельная заметка, поскольку без техники современному педагогу едва ли можно обойтись. По поводу нормативно-правовых документов еще раз отмечу, что электронный вариант, безусловно, менее затратный и вполне удобный. Но от молодых специалистов зачастую руководство, с которым лучше не спорить, требует иметь все документы именно в распечатанном виде. В таком случае все распечатки удобно хранить в одном месте, например, в отдельной папке. Согласна с вашим замечанием, что учителю канцелярские принадлежности, к сожалению, не предоставляются бесплатно (в том числе и на Гродненщине). Затраты на все это, действительно, немаленькие, но многие вещи прослужат не один год.

10 августа 2016 Ответить

Так до сих пор не пойму, почему лучше не спорить с руководством? Уволят? Никак нет, молодой специалист очень даже защищён от увольнения. Это как раз самый лучший повод поспорить!

10 августа 2016 Ответить

Безусловно, хороший учитель может провести урок вообще без ничего (даже без учебника, доски и ручки). Техника на уроке вносит разнообразие в учебный процесс. По поводу споров с руководством отмечу, что все написанное мною, это лишь мое личное мнение, с которым любой имеет право не соглашаться и поступать, как он считает нужным.

10 августа 2016 Ответить

10 августа 2016 Ответить

10 августа 2016 Ответить

В любом случае, спасибо и за ваше мнение.

10 августа 2016 Ответить

У меня не мнение. Разве у нас может быть у учителя собственное мнение?

10 августа 2016 Ответить

10 августа 2016 Ответить

10 августа 2016 Ответить

Простите, не поняла Вашего сарказма. Что плохого в том, что школа оснащена ТСО.
P.S. А Вы по жизни пессимист или только на страницах Fortee? )))

10 августа 2016 Ответить

Позвольте мне вставить, так сказать, свои пять новых белорусских копеек.

10 августа 2016 Ответить

10 августа 2016 Ответить

10 августа 2016 Ответить

Я думаю, что настоящий учитель и без учащихся урок проведёт не хуже )

10 августа 2016 Ответить

Не так давно молодая учительница начальной школы попросила членов сообщества Педсовета помочь ей рекомендациями: как себя вести с детьми, с родителями, как завоевать авторитет. Наши бывалые педагоги не подвели и дали разумные советы.

первоклассники

Совет 1

Прежде всего знайте, что с тех пор, как в Вашей трудовой книжке появилась запись о том, что Вы приняты на работу, Вы сами приобрели новый статус, и теперь должны выстраивать собственную систему работы согласно своим предпочтениям, и с учётом ФГОС, конечно.

Что Вы хотите от родителей? Что вы ожидаете от учеников? Какие требования предъявляете к ведению дневника, тетрадей? Что рекомендуете, а на чём настаиваете? Если вы во время педпрактики посещали уроки учителей, примените что-то, что Вам понравилось.

С детьми не заигрывайте, любите их так, чтобы они этого не замечали.

Совет 2

Помните, что войдя уверенно в класс, вы становитесь партнерами с учениками, с родителями. С детьми не надо сюсюкать, а надо разговаривать на равных, как со взрослыми. Всегда их нацеливать на развитие, приобретение знаний и на успех!

С родителями у вас одна цель - сделать детей успешными. Чтобы этой цели достичь, надо с родителями смотреть « в одну сторону" Но не вы с ними, а они с вами. Чтобы у вас это получилось, нужно быть уверенной в своих словах перед родителями, показать им свою компетентность учителя, познакомить их со своими требованиями: дети не должны опаздывать, должны самостоятельно готовить портфель вечером, а родители - контролировать и т.д.

Совет 3

Вы для малышей - бог и эталон. Сложно советовать, « какие слова » произносить. Увидев своих малышей, вы их обязательно подберете сами. Чтобы Вам было легко и комфортно с детьми и родителями, советую сразу вовлекать мам и пап во внеурочную деятельность. На первом же собрании скажите, что только вместе вы сможете дать детям не только образование, но и развивать их. Родители ждут, что Вы их привлечете к деятельности, только вот сами вряд ли сделают первый шаг.

Совет 4

Ничего не бойтесь, будьте уверены в себе, последовательны, энергичны. Не требуйте на уроке « идеальной дисциплины » . Помните, урок - это частичка жизни ребёнка. Живите с детьми полной жизнью. В общении с родителями своих учеников помните, что их дети - самое дорогое в жизни. Будьте тактичны. Находите нужные слова.

Совет 5

Во время беседы с родителями обязательно должен быть дружелюбный тон. Доброжелательное, тактичное отношение учителя к родителям вызывает такую же ответную реакцию.
Хочу напомнить слова известного педагога А.С.Макаренко: «Никакие рецепты не помогут, если в самой личности воспитателя есть большие недостатки. Ваше собственное поведение — самая решающая вещь».

Совет 6

Не стоит бояться обращаться за советом к своим коллегам по работе. Попробуйте, в первую очередь в той параллели, в которой Вы будете работать найти себе учителя для консультаций, помощи в организационных вопросах. Обязательно побеседуйте с заместителем директора, о так называемых « местных » устоях, традициях, привычном режиме школы. Хорошо бы выслушать мнения учителей школы разных поколений. Тех, кто работает давно, тех, кто как и Вы, только, недавно пришёл в школу со студенческой скамьи и учителей, которые имеют опыт работы в нескольких школах.. Лучше, чтобы это были беседы « по существу » . Подготовьте вопросы заранее, и старайтесь не отходить от нацеленного плана. И, главное, будьте уверены в беседе с родителями. Изучите свои должностные обязанности, и придерживайтесь принципа « Не навреди » .

Совет 7

Самое главное - не суетитесь! Сдержанно, спокойно и уверенно встречайте родителей и учеников. Чтобы не забыть последовательность действий, сделайте памятку и положите под стекло на стол. Чтобы преодолеть волнение, начните принимать валериану в таблетках. Она имеет накопительное действие. Не бойтесь учеников. Они это почувствуют. Старайтесь не повышать голос, как бы Вам не хотелось. Я успокаиваю расшумевшийся класс маленьким, но очень звонким колокольчиком, который всегда у меня на столе. С его помощью завожу учеников в класс за 3-5 минут до звонка и сообщаю, что надо попить или сходить в туалет тому, кто забыл. Старайтесь увидеть любую ситуацию глазами ребенка, который так же, как и Вы пришел в первый класс. Ему страшно так же, как и Вам. У него нет опыта, он многое не умеет. Сначала выдвигайте требования к себе, а потом можете требовать с ученика и организованность, и ответственность.

Многие первоклассники, переживающие период дезадаптации, испытывают явно отрицательное отношение к учению, не хотят преодолевать трудности, которые встречаются в школе, отказываются выполнять требования учителя, с трудом заводят дружеские отношения с одноклассниками. Проявляется тенденция «отгораживания» ребенка от всего, что связано со школой и классом. Так, от первоклассника родители не могут добиться ответа на вопросы о том, чем он занимался в школе, каковы его успехи. Ребенок выглядит уставшим, отказывается от прогулки, плохо ест.

Одна из причин такого явления – перегрузка дошкольника излишней информацией о его завтрашней школьной жизни: какую школу выбрать; сколько там изучают предметов; какой иностранный язык и с какого класса он будет изучать; в какие кружки стоит записаться с начала обучения; посещать ли группу продленного дня и т.д. и т.п. Все эти вопросы подробно, долго, нудно обсуждаются при ребенке, и он уже накануне поступления в школу начинает ее бояться.

Рекомендации для учителя

Видя в классе таких детей, определите иную тактику взаимоотношений с ними, нежели с успешно адаптирующимися первоклассниками. Школьники с трудностями адаптации нуждаются в особом внимании, большей похвале (хвалить их нужно даже за самое скромное выполнение задания). Оказывайте им постоянную помощь без упреков и обвинений в нежелании трудиться или в невнимательности.

мишка

Почему в школе дети быстро теряют интерес к учению?

В группу детей, быстро теряющих интерес к учению, попадают и такие, которые очень хотели идти в школу. О причине этого явления эмоционально пишет психолог Л. Е. Журова:

«Все, что раньше было можно и интересно, теперь нельзя и скучно. Раньше можно было играть, и, даже если мама сердилась, она говорила: "Отстань, не мешай, иди поиграй". А теперь мама говорит: "Сколько можно играть? Занимайся, учи уроки!" Раньше взрослые всегда читали ему книжки. А теперь говорят: "Читай сам!"»

Вот и получается, что это школа плохая, даже на маму отрицательно повлияла.

Рекомендации для учителя

Помните, что первоклассник, надев форму и сев за парту, не стал от этого школьником, он постепенно и достаточно долго будет входить в систему новых школьных отношений. Помочь ему в этом можете вы – педагоги, хорошо понимающие, что для ребенка все еще остается актуальным, желанным, интересным. Это, конечно, дошкольные формы взаимодействия с миром и окружающими людьми: игра, продуктивная художественная деятельность.

Безусловно, современный учитель использует игру в обучении, хотя при этом иногда допускает педагогические ошибки. Например, предлагает детям играть только в дидактические (обучающие) игры, хотя наиболее значимыми для ребенка продолжают оставаться ролевые игры – в «дочки-матери», «летчиков», «магазин», «парикмахерскую», «кинотеатр» и пр. Поэтому так важно, чтобы учитель использовал стремление детей данного возраста разыгрывать разные роли. Игра – эффективный метод обучения на любом уроке. В процессе обучения грамоте первоклассники, например, могут играть «в живые звуки»: одни дети исполняют роли гласных звуков, другие – мягких согласных, третьи – твердых согласных. Учащиеся строят слова, прочитывают их, изменяют, характеризуют, оценивают звуки и т.д. Благодатную почву для ролевой игры создают уроки окружающего мира. Дети исполняют роли людей разных профессий, различных объектов природы, предметов быта. В процессе таких игр школьники узнают новое, рассказывают, читают, беседуют, то есть учатся.

Начало ролевой игры – создание воображаемой ситуации, иначе говоря, постановка перед детьми задания на воображение: «Представьте себе. »; «А если бы. »; «Как будто бы. ». При изучении темы «Сезонные изменения осенью» первоклассникам, например, предлагается представить, что все они лесные жители: кто-то – насекомое, кто-то – зверь, кто-то – птица.

Учитель. Наступила осень, заволновались животные в лесу: как встречать зиму? Готовы ли к ней насекомые и птицы, звери и пресмыкающиеся? Решили животные собрать лесное собрание и узнать, кто как готовится к зиме.

Первоклассники распределяют роли: медведь – председатель собрания, дятел – секретарь. На собрании выступают еж, заяц, бабочка, уж, муравей и другие животные (дети выбирают роли по желанию), которые делятся своим опытом подготовки к зиме.

Конечно, учитель не пускает на самотек процесс развертывания игры и ненавязчиво помогает детям, например если сюжет не складывается или ребенок не знает, как играть свою роль. Поэтому перед началом игры все вместе планируют проведение «собрания»: последовательность выступлений, игровые действия, вопросы и реплики.

Если первоклассник пришел в школу грамотным.

Удивительно, но проблемы могут возникнуть и у детей, которые пришли в школу вполне «образованными»: читающими, умеющими писать, решающими примеры и задачи, а часто уже одолевшими программу первого класса.

Взрослые часто думают, что такой уровень развития облегчает ребенку адаптацию к школе, но практика часто подтверждает обратное. Такие дети устали от учения в детском саду (в семье), мотивация к тому, чтобы научиться читать и писать, для них уже в прошлом и сейчас не работает. Теперь их скрытая цель – спрятаться за своими знаниями и немножко отдохнуть, а учитель, зная возможности таких своих воспитанников, увеличивает им объем заданий, усложняет их, что приводит к возникновению трудностей и нежеланию эти трудности преодолевать.

Рекомендации для учителя

Хорошо читающие и много знающие первоклассники также требуют к себе внимания и терпения. Не целесообразно резко увеличивать для них объем заданий, усиливать требования, злоупотреблять высказываниями: «Ты можешь, да не хочешь. » Пусть первое время они работают так же, как все остальные, не нужно, чтобы в адаптационный период эти учащиеся резко «вырывались вперед».

Посоветуйте родителям в первое полугодие не загружать ребенка дополнительными занятиями в центрах развития, музыкальных школах и кружках. Пусть он привыкает к увеличивающейся нагрузке постепенно. Очень важно, чтобы учитель нашел спокойный и ровный тон общения с такими детьми. Предлагая им дополнительные задания, предоставьте право выбора: «Если хочешь, сделай. »; «Присоединяйся к ребятам»; «Я тебе советую, это интересно».

Помните, что первый год школьной жизни – это период формирования произвольности поведения ребенка. Часто учителя и родители думают, что произвольное поведение – это когда дети беспрекословно выполняют требования взрослого.

Психологи утверждают, что произвольность – это способность не подчиняться, а управлять своим поведением. Такая способность еще очень неустойчива у школьников шести-семи лет. Формально требовать от них беспрекословного подчинения учителю – значит создавать условия для противодействия (внешнего и внутреннего), «выплескивания» ребенком импульсивных эмоциональных действий. Надо спокойно, терпеливо убеждать первоклассника, почему нужно выполнять то или иное требование, что меняется, если ученик не слушает учителя. Иногда целесообразно «не заметить» неправильного поведения ребенка, оставить его на некоторое время в покое, не вызывать агрессии или каприза. Обычно дети сами приступают к работе, просят помощи, постепенно привыкая к выполнению требований.

Чтобы успешно развивалось произвольное поведение, необходимо использовать игры с правилами. В процессе этих игр дети легко выполняют требования, подчиняются, принимают ситуацию проигрыша.

счеты

Что такое физиологическая дезадаптация?

Еще одна проблема, возникающая с приходом дошкольников в школу, – изменения в режиме дня, увеличение интеллектуальных и снижение физических нагрузок. Это приводит к появлению так называемой физиологической дезадаптации: организм реагирует на новые повышенные нагрузки усталостью, головной болью, снижением артериального давления, ухудшением аппетита и пр. Число детей, испытывающих физиологическую дезадаптацию, как замечают физиологи, растет из года в год и, к сожалению, приближается к 20%. Как помочь таким первоклассникам?

Рекомендации для учителя

Дети с трудностями физиологической адаптации прежде всего нуждаются в четком выполнении режима дня, что обеспечивает сохранение психического и физического благополучия. В соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями после второго урока должна проводиться динамическая пауза (во дворе школы или в спортивном зале), во время которой можно использовать подвижные игры, мини-соревнования, спортивные упражнения. Динамичными должны быть и перемены. Хорошо, когда школьникам предоставляется возможность подвигаться под музыку, полазить по гимнастической стенке, поиграть в мяч. Такая смена вида деятельности помогает снимать утомление, обеспечивает постепенное приспособление к растущим умственным нагрузкам. Помните, что от состояния и работы мышц тела ребенка во многом зависит его умственная деятельность.

Категорически не допускаются в первом классе домашние задания. Это особенно вредит детям, имеющим трудности адаптации. Такие школьники нуждаются в особо бережном отношении к объему их умственной нагрузки. После школы они должны много гулять, заниматься спортивными играми, посещать бассейн. Их родителям можно посоветовать уменьшить время просмотра детьми телепередач, исключить, хотя бы на какой-то срок, занятия у компьютера, увеличить объем выполняемой детьми домашней хозяйственной работы. Все это способствует устранению трудностей привыкания к школе.

Отрицательно влияет на привыкание к школьной жизни желание педагога ставить отметки с первых дней обучения. Причем часто учитель уверен, что если он рисует звездочки (солнышко, тучки и пр.), а не выставляет цифры, то это отметками не является и должно нравиться детям. Однако это заблуждение. В первом классе не рекомендуется ставить любые (!) отметки потому, что дети еще не могут оценить, за что поставлена та или иная отметка. Ребенок данного возраста воспринимает отметку не как оценку своей деятельности, а как отношение к себе учителя (любит – не любит, нравлюсь – не нравлюсь. ). Пока первоклассники не начинают понимать «стоимость» отметки, ставить ее бессмысленно.

cover1__w600.jpg

Система «Начальная школа XXI века» разработана коллективом ученых Института стратегии развития образования РАО, Московского государственного педагогического университета, Российской академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, Московского государственного университета. В основе системы — идея развивающего обучения младших школьников, разработанная в соответствии с теорией Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова (и их последователей).

Особенности психологической перестройки первоклассника

По данным Института возрастной физиологии РАО, примерно 20% детей, поступающих в школу, имеют нарушения здоровья психического характера, а к концу первого класса таких детей становится уже 60–70%. Ведущую роль в таком быстром ухудшении здоровья играет школьный стресс. Причинами появления школьного стресса являются:

  1. тревожность первоклассников – боязнь не выполнить задание, допустить ошибки, получить замечание учителя;
  2. излишняя нагрузка школьника, не соответствующая его возрастным возможностям, большая плотность дня (уроки, внеклассные мероприятия, дополнительные занятия и пр.). По данным физиологов, нагрузка первоклассника достигает 6–7 часов в день, тогда как в соответствии с нормами СанПиН учебная нагрузка должна составлять не более 4 часов в день;
  3. неправильное сочетание в режиме учебного времени уроков по степени их трудности; излишний объем самостоятельных и контрольных работ;
  4. постоянные негативные оценки деятельности школьника.

Крайними формами школьного стресса являются:

  • отказ ребенка выполнять задание;
  • бурное нежелание идти в школу;
  • невротические проявления (истерики, капризы, упрямство).
  • В тяжелых случаях возможно появление заикания, мышечного подергивания.

Рекомендации для учителя

Поскольку первоклассник очень чувствителен к тому, как относится к нему учитель, в первые месяцы педагогу нужно особенно внимательно следить за стилем своих отношений с детьми: по возможности быть ровным со всеми, не выбирать себе «любимчиков», уделять внимание каждому ребенку. Как только первоклассник замечает, что педагог как-то выделяет одних детей и равнодушен, в частности, к нему, он начинает вести себя вызывающе, а то и агрессивно – делает все, чтобы обратить на себя внимание. Обычно такое поведение влечет за собой отрицательную реакцию учителя и заканчивается его замечаниями. Это, в свою очередь, еще больше раздражает ребенка, и он использует более серьезные запрещенные приемы: проявляет вспыльчивость, капризничает, плачет, дерется с одноклассниками, по вине которых (как ему кажется) учитель не проявляет к нему должного внимания.

Настоятельно и терпеливо внушайте, почему нужно выполнять правила поведения в классе, как разговаривать с одноклассниками, как обращаться к учителю и пр. Одно и то же правило спокойно повторяйте несколько раз и каждый раз подчеркивайте значение его выполнения. Любое правило предлагайте в качестве пожелания, а не приказа. Обращайте внимание на отношения между одноклассниками, старайтесь предупреждать конфликты, для совместной деятельности предлагайте объединиться по симпатии.

Очень важна оптимистическая оценка деятельности и поведения детей: «У тебя обязательно получится»; «Попробуй еще раз»; «Я тебе помогу»; «Давай сделаем вместе» и т.п. Подчеркивайте любые, даже незначительные, успехи школьников, особенно тех, у которых не все сразу получается. Тем самым вы повышаете интерес детей к своим одноклассникам, их авторитет, а также самооценку неуспешных учеников. Психологи подчеркивают, что повышение самооценки положительно влияет на социальную адаптацию учащихся.

Следуя требованиям дидактики, учитель должен учитывать психологические особенности детей седьмого-восьмого года жизни, поэтому необходимо дать каждому ребенку возможность работать в присущем ему темпе. Это особенно важно по отношению к заданиям по чтению, письму, решению математических задач. Предоставляйте детям разные по трудности задания, предлагайте им самим выбрать уровень сложности.

девочка.jpg

Учите первоклассников элементарно планировать свои действия по решению учебной задачи; обсуждайте с ними последовательность учебных операций; пусть каждый раз ученик отвечает на вопрос, что нужно делать сначала, что потом, проговаривает вслух все свои «шаги».

Овладение «пошаговой инструкцией» – условие успешной самостоятельной деятельности младших школьников. Одним из путей учета психологических особенностей первоклассников является организация урока с «дробной» структурой, когда процесс обучения включает разные по характеру виды деятельности: коммуникативную и художественную, интеллектуальную и трудовую.

Сделаем вывод. Организация всей жизни детей в первые месяцы обучения в школе должна создать условия для благополучной адаптации ребенка к школьной жизни и предупреждения явлений дезадаптации. Напомним читателю, как психологи характеризуют разные уровни адаптации к школе:

Высокий уровень. Ребенок положительно относится к учителям и школе, быстро осваивается в школьном помещении, выполняет правила поведения в школе. Легко усваивает учебный материал, принимает учебную задачу, в основном «удерживает» ее до конца деятельности, занимается прилежно, активно участвует в разных видах учебной работы, не отказывается от заданий, проявляет интерес к самостоятельной деятельности. С удовольствием приступает к выполнению сложных заданий. Находит общий язык с одноклассниками, охотно участвует в совместной деятельности, активен в ходе классных мероприятий.

Средний уровень. Ребенок положительно относится к школе, принимает учебную задачу, в основном «удерживает» ее в процессе деятельности. Не отказывается от выполнения трудных заданий, хотя часто требует помощи. В целом внимателен при выполнении заданий, но более сосредоточен и не отвлекается, если задание ему интересно. Добросовестно выполняет общественные поручения, дружит со многими одноклассниками, участвует в классных мероприятиях.

Низкий уровень. Ребенок проявляет отрицательное отношение к школе и учителям, не желает идти в школу («хочу обратно в детский сад»), использует любое легкое недомогание или спад настроения, чтобы не пойти в школу. У такого ребенка наблюдаются нарушения дисциплины, отказ от выполнения требований учителя или от трудного задания («не умею», «не хочу», «не знаю»). Он отвлекается на уроках, скрытно занимается другой деятельностью (играет, рисует…). При выполнении заданий ему постоянно требуется помощь учителя, он плохо запоминает алгоритм действий. С трудом вступает в контакт с одноклассниками, стоит в стороне от общих классных дел, не проявляет активности в ходе мероприятий. В целом пассивен.

По данным критериям вы, уважаемый учитель, сможете легко оценить уровень адаптации ваших воспитанников к обучению в школе.

Список литературы:

Беседы с учителем. 1-й класс. Методика обучения / под ред. Л. Е. Журовой. – М.: Вентана-Граф, 2004.

Бодров В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление. – М.: ООО «ПЕР СЭ», 2006.

Рабочая книга школьного психолога / И. В. Дубровина, М. К. Акимова, Е. М. Борисова [и др.]; под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 1991.

Жуков Д. А. Стресс // Биология в школе. – 1999. – № 1.

Рогов Е. И. Настольная книга школьного психолога. – М.: Владос, 1999.

Левис Ш. Ребенок и стресс. – СПб.: Питер Пресс, 1997.

Безруких М. М. Все цвета, кроме черного/ М. М. Безруких, А. Г. Макеева, Т. А. Филиппова. – М.: Вентана-Граф, 2010.

Шестилетний первоклассник. Какой он? В кн.: Беседы с учителем. 1-й класс. Методика обучения. – М.: Вентана-Граф, 2004. – С. 14.

Записала Ольга ДАШКОВСКАЯ

*С мая 2017 года объединенная издательская группа «ДРОФА-ВЕНТАНА» входит в корпорацию «Российский учебник». В корпорацию также вошли издательство «Астрель» и цифровая образовательная платформа «LECTA». Генеральным директором назначен Александр Брычкин, выпускник Финансовой академии при Правительстве РФ, кандидат экономических наук, руководитель инновационных проектов издательства «ДРОФА» в сфере цифрового образования.

В памятке даны рекомендации молодым педагогам, набирающим 1 класс, на основе САНПИНа, Закона об образовании .

ВложениеРазмер
pamyatka_uchitelyam.docx 23.68 КБ

Предварительный просмотр:

МОКУ «Галенковская СОШ»

Памятка учителям, набирающим 1 класс.

Первый год обучения в школе сопряжен с большими

трудностями для ребенка. Становясь учеником, он начинает

играть абсолютно новую для себя роль в системе общественных

отношений. Кардинально меняется привычный уклад его

жизни, значительно возрастает психоэмоциональная нагрузка.

На смену беззаботным играм приходят ежедневные учебные

занятия. Чтобы первоклассник не переутомлялся и хорошо себя

чувствовал, учителям следует придерживаться несложных правил.

  1. « Санитарно-гигиенические требования к распределению образовательной нагрузки»

Обучение первоклассников проходит только в первую смену по 5-дневной учебной неделе. Занятия начинаются не ранее 8.00 ч., учебная нагрузка увеличивается постепенно. Продолжительность уроков, а также их количество в начале учебного года должны быть сокращенными. Для этого используется так называемый ступенчатый режим – метод постепенного наращивания учебной нагрузки: в сентябре – октябре проводят ежедневно по три урока длительностью -35мин. каждый, в ноябре-декабре четыре урока по 35мин. Остальное время заполняют целевыми прогулками, экскурсиями, физкультурными занятиями, развивающими играми. В январе –мае по 4 урока по 45 мин. каждый. Данные формы организации учебного процесса направлены на снятие статического напряжения. Начиная со второй четверти (ноябрь) объем недельной образовательной нагрузки первоклассников не должен превышать 21 ч.

При составлении расписания обязательно учитывается время наивысшей и наименьшей умственной работоспособности детей. Учебный предметы, требующие большого напряжения (математика, русский язык), проводят на первых-вторых уроках. Контрольные работы, не более одной в день, проводят на втором уроке во вторник или четверг, когда уровень работоспособности учеников наиболее высок. Для поддержания умственной работоспособности учащихся чередуют основные предметы (математика, русский язык) с уроками изобразительного искусства, технологии, физкультуры, ритмики и т.п. Проведение нулевых уроков не допускается. Обучение проводится без бального оценивания знаний обучающихся, домашние задания не задаются. Организуются дополнительные недельные каникулы в середине 3 четверти при традиционном режиме обучения.

2) "Санитарно-гигиенические требованияк организации перемен и динамических пауз

Во избежание переутомления детей учебу необходимо чередовать с полноценнным отдыхом.

Для начальной школы устанавливается продолжительность перемен между уроками не менее 10 мин, большой перемены (после второго урока) - 20 мин.

После второго урока для снятия статического напряжения проводят динамическую паузу не менее 40 мин. Подвижные игры и спортивные развлечения организуют на свежем воздухе (в случае плохой погоды - в помещении). В дни, когда учебным расписанием предусмотрен урок физкультуры, динамическое занятие строится следующим образом: 20-25 мин - самостоятельная двигательная деятельность детей, затем в течение 10-15 мин. – игры средней подвижности.

3) По утверждению Д.Б. Эльконина: «Ведущая деятельность ребенка в начальной школе – обучение через игру».

4) Не забывайте о том, что перед вами личность . В своей работе опирайтесь на личностно-ориентированное обучение и воспитание .

1. Дорожите доверием и любовью ребенка к вам: это самое ценное, что есть у ребенка для вас.

2. Вашим самым большим подарком для ребенка может стать то время вашей жизни, которое вы уделяете ему.

3. Слушайте ребенка сердцем - это самое чуткое, что у вас есть.

4. Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Он имеет право быть другим и он единственный такой на всей земле, неповторимый.

5. Не разрушайте душу ребенка оскорблениями и пренебрежением.

Помните, ребёнок придёт в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что – то не сразу получаться, это естественно. Ребёнок имеет право на ошибку.

Не пропускайте трудности, возможные у ребёнка на начальном этапе овладения учебными навыками.

Поддерживайте будущего первоклассника в его желании добиться успеха.

Сформулировано «4 столпа, на которых основывается образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться быть» (Жак Делор)

  1. Учиться знать , что подразумевает, что обучающийся ежедневно конструирует свое собственное знание, комбинируя внутренние и внешние элементы.
  2. Учиться делать фокусируется на практическом применении изученного.
  3. Учиться жить вместе актуализирует умения отказаться от любой дискриминации, когда все имеют равные возможности развивать себя, свою семью и свое сообщество.
  4. Учиться быть акцентирует умения необходимые индивиду развивать свой потенциал.

По сути дела Жак Делор определил глобальные компетентности необходимые человеку, чтобы выжить в современном мире.

Перед нами ставятся задачи:

  1. научить получать знания (учить учиться)
  2. научить работать и зарабатывать (учение для труда)
  3. научить жить (учение для бытия)
  4. научить жить вместе (учение для совместной жизни)

Для достижения этих задач возьмите за основу СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ:

* Формируйте у учащихся способность к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий.

* Уделяйте внимание проблемности учебной информации.

* Закрепляйте, а по необходимости корректируйте изученные способы действия – понятия, алгоритмы и т.д.

* Формируйте умение задавать вопросы, развивайте произвольное внимание и память, познавательные интересы и инициативы учащихся.

* Формируйте коммуникативные умения, культуру делового общения, сотрудничества, положительное отношение учеников к мнению одноклассников.

* Формируйте способность каждого ученика к участию в работе в парах, в малых группах.

* Формируйте способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал.

* Стимулируйте активное участие всех детей в поисковой деятельности.

* Оценивайте меру своего личного продвижения к цели и успеху класса в целом.

Формирование личностных универсальных учебных действий.

Зам. Директора по УВР Иванова Н.В.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Урок литературного чтения в 3-4 классах по темам "Мари калык муро. Мыскара влак." (3 класс), "Мари калык муро. Такмаквлак." (4 класс)

Урок проводится в малокомплектной школе на марийском языке. Урок посвящен использованию культуры, обычаев, традиции марийского народа в учебно-воспитательной работе. Культурно- педагогическое наследие.


Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов

Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации.


Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год.

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл.


Урок математики с использованием ИКТ в малокомплектном классе. 2 класс "Таблица умножение и деление на 4", 4 класс "Формула одновременного движения"
Прощание с первым классом «Прощай, 1 класс!» Оформление: шары, выставка тетрадей, плакаты «Прощай, 1 класс!»

Прощание с первым классом«Прощай, 1 класс!»Оформление: шары, выставка тетрадей, плакаты «Прощай, 1 класс!»Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация.(Звучит торжественная музыка. Де.


Конспект урока по русскому языку во 2-3 классе-комплекте. Тема урока: Речевой этикет (2 класс). Употребление в речи имен прилагательных. (3 класс)

Конспект урока по русскому языку во 2-3 классе-комплекте 2 класс3 классТема урока: Речевой этикет.Тема урока: Употребление в речи имен прилагательных. Цели урока.

Читайте также: