Стоит ли работать в мчс водителем

Опубликовано: 17.09.2024

Работа в МЧС

Бывают даже случаи, когда в службу МЧС поступает звонок о помощи снять беспомощного котёнка с дерева. Зачастую люди не могут открыть дверь квартиры и вызывают МЧС, чтобы выломать дверь или ручку.

Во-первых, спасатель на работе постоянно рискует своей жизнью. Ему приходится выполнять приказы начальника. Он ставит свою жизнь под угрозу, зная, что дома ждут жена и дети. Но кто, если не работники МЧС, будет устранять неполадки и спасать многие жизни?

На базе МЧС

Каким должен быть настоящий спасатель

  1. Решительный.
  2. Целеустремлённый.
  3. Не боится рисковать своей жизнью с целью спасти другую.
  4. Дисциплинированный .
  5. Умение работать в команде, коллективе.
  6. Умение подстраиваться под некомфортные условия.
  7. Отличные физические данные.
  8. Умение быстро реагировать.
  9. Не заниматься самодеятельностью, а слушать приказы начальника.
  10. Отличное здоровье.

Работники МЧС

Плюсы работы в МЧС

  • Заработная плата. Поскольку работа спасателя достаточно сложная, работники получают хорошую заработную плату. Это обеспечивает жизнь семьи и позволяет выезжать на отдых в отпуск, чтобы отдохнуть от работы.
  • МСЧ считается федеральной службой, поэтому задержек заработной платы не бывает. Её выплачивают два раза в месяц. Также есть предоставляются льготы, социальные пособия, уход на пенсию раньше, чем ну других работах.
  • Карьерный рост. Если человек начинает от обычного исполняющего обязанности, то по истечении времени опыт увеличивается, стаж становится больше. Сотрудник поднимается выше по званию и может дойти до начальника МЧС.
  • Организация над собой. Каждый работник МЧС, как и военный, обязан постоянно быть в наилучшей физический форме. Кроме того, нужно быть собранным, четко знать свои обязанности и не паниковать при экстренных ситуациях. Человек привыкает к такому образу жизни и уже не может жить без графика и учёта времени.
  • Спасение жизней. Спасатель, конечно же, предотвращает многие не только человеческие, но и потери животных. Это невероятное счастье и благодарность от родственников и близких.
  • Служба Родине. Спасателем может работать только настоящий патриот, который будет служить своей стране. Человек испытывает гордость, что он помогает Отчизне.

Минусы работы в МЧС

Трудности работы

Особенности работы

Особенностью работы в МЧС является то, что спасатели должны работать не только в пределах города, но и за его пределами. Например, заблудившегося в лесу человека ищут сотрудники МЧС. Также на места природных и общественных катастроф выезжают спасатели. Если случилось несчастье, и в населённом пункте недостаточно работников, то на помощь выезжают спасатели из других регионов и городов.

Каждый год можно увидеть по телевизору или услышать по радио, что весной во время рыбалки отломилась льдина, на которой осталось большое количество рыбаков. И так, на помощь снова едут спасатели. Они на надувных лодках плывут к льдине и аккуратно, по очереди вывозят людей на берег.

Спасение рыбаков

Может быть и такое, что от наводнения люди не могут покинуть дом, т. к. всё вокруг залилось водой. Тогда спасатели, опять, на лодках плывут и эвакуируют пострадавших.

По идее, не каждый мужчина может стать спасателем МЧС. Для этого нужна не только отличная физическая подготовка, выносливость, твёрдый характер, целеустремлённость, но и ум, быстрое мышление. Нужно уметь быстро переходить к делу, понимать объём работы и приступать к её выполнению. А для женщины эта работа сложна вдвойне. Или даже можно сказать, что не подходит женскому полу, т. к. девушки эмоционально и духовно слабее противоположного пола.

Почётных работников и заслуживший похвалу награждают государственными наградами. Это делает президент страны. Но лучшей наградой является, бесспорно, спасение жизни.

Подводя итоги, можно сказать, что работа в МЧС очень трудна. Каждый день, к сожалению, случаются несчастные случаи по всему миру. И кто как не спасатель приходит на помощь? Несмотря ни на что он идёт вперёд, не останавливаясь, ведь каждая секунда дорога. Бывают случаи, когда не удалось спасти человека, что очень печально. И спасатель чувствует, испытывает, сопереживает. Но нельзя давать чувство эмоциям, ведь впереди ещё вопрос чьей-то жизни или даже общества.

Водитель пожарного (аварийно-спасательного) автомобиля – это должностное лицо дежурного караула, осуществляющее управление пожарным (аварийно-спасательным) автомобилем; штатная должность на месте пожара или чрезвычайной ситуации.

Водитель пожарного автомобиля

Водитель пожарного автомобиля

Водитель непосредственно подчиняется командиру отделения, в случае отсутствия командира отделения – помощнику начальника караула, а в вопросах технического обслуживания закрепленной техники – старшему водителю подразделения.

Обязанности и что запрещается

Водитель отвечает за сбережение закрепленных за ним техники и имущества, их исправность и готовность к использованию, а также на водителя возлагаются:


  • знание устройства, технических возможностей и правил эксплуатации закрепленных за ним техники и имущества;
  • умение управлять (использовать) закрепленной за ним техникой днем и ночью в различных условиях в любую погоду;
  • содержание техники и имущества исправными и в постоянной готовности к применению (использованию), проведение мероприятий по продлению срока службы техники и имущества;
  • знание и неукоснительное соблюдение (в зависимости от вида техники) требований законодательных, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных и распорядительных документов МЧС России, определяющих порядок передвижения (использования) техники, команды, сигналы регулирования и управления;
  • знание периодичности и объема работ по техническому обслуживанию, межремонтного ресурса (межремонтного пробега) и срока службы (срока работы) закрепленной за ним техники и имущества;
  • выполнение работ по текущему ремонту, а также проведение специальной обработки, закрепленной за ним техники и имущества;
  • знание сортов и норм расхода горючего, смазочных и других эксплуатационных материалов, применяемых к закрепленной за ним техникой, недопущение их перерасхода;
  • знание причин основных эксплуатационных неисправностей техники, умение их обнаруживать и оперативно устранять, недопущение поломок техники;
  • проведение проверки технического состояния техники перед выходом ее из пункта постоянной дислокации и ведение наблюдение за ней во время движения (работы), обращая особое внимание на исправность основных элементов, обеспечивающих безопасность движения и выполняемых работ;
  • при управлении техникой или ее использовании иметь при себе оформленные в установленном порядке соответствующие документы;
  • знание и соблюдение норм загрузки техники, правил посадки и перевозки людей, размещения, укладки и крепления грузов;
  • умение пользоваться схемой маршрута и ориентироваться на местности в любых условиях обстановки;
  • своевременное оформление и представление в соответствующее подразделение путевой (рабочей, судовой) документации (путевых листов, рабочих листов агрегата, судового журнала и других документов);
  • в условиях проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ безотлучно находиться при технике и не менять ее местонахождения без разрешения старшего руководителя (начальника), использовать любую возможность для контрольного осмотра, технического обслуживания техники и устранения неисправностей, внимательно следить за командами и сигналами, быстро и четко их выполнять;
  • соблюдение мер безопасности при эксплуатации, ремонте и эвакуации техники и имущества.

При заступлении на боевое дежурство водитель обязан:

  • выезжать в составе отделения к месту проведения боевых действий по тушению пожаров;
  • знать район (подрайон) выезда подразделения, расположение важных, взрывопожароопасных объектов, источников наружного противопожарного водоснабжения, дорог и проездов;
  • уметь работать с находящейся в боевом расчете подразделения техникой (на специальной технике – при наличии допуска), со специальными агрегатами и оборудованием;
  • обеспечивать содержание закрепленной техники и вооружения, СИЗОД, снаряжения и имущества в состоянии постоянной готовности к проведению боевых действий по тушению пожаров;
  • проверять при смене дежурства техническое состояние закрепленной техники, при наличии недостатков докладывать командиру отделения и принимать меры по их устранению;
  • соблюдать правила пользования гаражным оборудованием и оформлять необходимую документацию по эксплуатации закрепленной техники;
  • осуществлять техническое обслуживание и эксплуатацию закрепленной техники с соблюдением правил охраны труда;


  • соблюдать правила охраны труда, пожарной безопасности и санитарно-гигиенические нормы;
  • вносить предложения по улучшению условий несения караульной службы и содержания техники в подразделении;
  • представлять необходимые сведения старшим должностным лицам подразделения для ведения документации на закрепленную технику;
  • осуществлять учет и расходование горюче-смазочных материалов и специальных жидкостей;
  • осуществлять подготовку закрепленной техники для прохождения государственного технического осмотра;
  • докладывать командиру отделения и начальнику караула о выявленных недостатках по содержанию и эксплуатации техники;
  • соблюдать требования, установленные Правилами дорожного движения Российской Федерации.

Водителю запрещается передавать управление автомобилем другим лицам, в том числе тем, которым он подчинен.

Водитель, не имеющий при себе водительского удостоверения и свидетельства на право управления пожарным (аварийно-спасательным) автомобилем, к дежурству не допускается.

на пожаре

Водитель осуществляет управление ПА (АСА) и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него задач. Водитель подчиняется начальнику караула, а также командиру отделения (начальнику аварийно-спасательного расчета), если иное не установлено РТП.

  • выполняет обязанности согласно табелю боевого расчета личного состава на конкретном типе ПА;
  • устанавливает ПА на место, указанное вышестоящим руководителем, с учетом требований настоящего Боевого устава и правил охраны труда;
  • обеспечивает возможность передислокации ПА в безопасное место в случае осложнения обстановки на месте пожара;
  • обеспечивает бесперебойную работу узлов и агрегатов ПА (АСА), постоянно следит за обстановкой на месте пожара;


  • контролирует запасы горюче-смазочных, других эксплуатационных материалов и огнетушащих веществ, своевременно докладывает старшему начальнику о необходимости их пополнения;
  • выполняет техническое обслуживание закрепленного ПА;
  • не допускает резких перегибов на всасывающих рукавах, при этом всасывающая сетка должна быть полностью погружена в воду;
  • обеспечивает промывку чистой водой в случае подачи пены все внутренние полости насоса и проходные каналы пеносмесителя;
  • работает по решению командира отделения (начальника аварийно- спасательного расчета), начальника караула на штатной радиостанции ПА; участвует в проведении боевых действий по тушению пожаров.

при чрезвычайной ситуации

Водитель осуществляет управление ПА (АСА) и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него задач. Водитель подчиняется начальнику караула, а также командиру отделения (начальнику аварийно-спасательного расчета), если иное не установлено РЛЧС.

  • устанавливает ПА (АСА) на место, указанное вышестоящим руководителем, с учетом требований настоящего Боевого устава и правил охраны труда;
  • обеспечивает возможность передислокации ПА (АСА) в безопасное место в случае осложнения обстановки в зоне ЧС;
  • обеспечивает бесперебойную работу узлов и агрегатов ПА (АСА), постоянно следит за обстановкой в зоне ЧС;
  • контролирует запасы горюче-смазочных, других эксплуатационных материалов и огнетушащих веществ, своевременно докладывает старшему начальнику о необходимости их пополнения;
  • выполняет техническое обслуживание закрепленного ПА (АСА);
  • работает по решению командира отделения (начальника аварийно-спасательного расчета), начальника караула на штатной радиостанции ПА (АСА);
  • участвует в проведении АСР и других неотложных работ.

Квалификация и допуск

Квалификационные категории «водитель автомобиля 2-го класса», «водитель автомобиля 1-го класса» могут быть присвоены водителям автомобилей, которые прошли подготовку или переподготовку по единым программам и имеют водительское удостоверение с отметкой, дающей право управления определенными категориями транспортных средств («B», «C», «D», «E») в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2014 года № 1097.

Квалификационная категория «водитель автомобиля 1-го класса» может быть присвоена водителю автомобиля, имеющему квалификационную категорию «водитель автомобиля 2-го класса» не менее двух лет.

Квалификационная категория «водитель автомобиля 2-го класса» присваивается водителю автомобиля, имеющему водительский стаж не менее трех лет.

Надбавка за присвоенную квалификационную категорию водителям автомобилей 2-го класса – 10 % оклада, 1-го класса – 25 % оклада.

Внимание. Аттестованным водителям, например, в МЧС России данная надбавка не начисляется и квалификационная категория не присваивается.

К управлению техникой допускаются специалисты (водители), имеющие удостоверение соответствующей категории на право управления данным видом техники, прошедшие необходимую подготовку (переподготовку), имеющие соответствующие навыки и получившие допуск на право работы с данной техникой (п. 202 приказа МЧС России № 555 от 18.09.2012).

Как правило, для присвоения квалификационной категории и выдачи свидетельства на право управления автомобилем (допуск) создается квалификационная комиссия.

Билеты и вопросы для тестов

Билеты для принятия (сдачи) зачетов у водительского состава доступны для скачивания по ссылке >>

Зарплата и оклад

В соответствии с приложениями № 12 и № 15 приказа МЧС России № 797 от 27.12.2019 «О размерах месячных окладов в соответствии с замещаемой должностью по нетиповым должностям сотрудников ФПС ГПС» оклад водителей:

  • в подразделениях ФПС ГПС составляет:
№ п/п Наименование должностей Оклады (в рублях в месяц)
в гг. Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях в центрах субъектов Российской Федерации в городах с населением свыше 100 тыс. человек в остальных местностях
1. Старший водитель 15729 13559 11390
2. Командир отделения – водитель; водитель; водитель-испытатель 15187 13017 10848
  • в специализированной пожарно-спасательной части:
№ п/п Наименование должностей Оклады (в рублях в месяц)
в гг. Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях в остальных местностях
1. Старший водитель 15729 13559
2. Водитель 15187 13017

Теперь, зная месячный оклад по должности, можно рассчитать ежемесячное денежное довольстве, которое зависит от многих факторов.

Заработная плата водителя автомобиля МЧС России, работающего по вольному найму, рассчитывается согласно требованиям приказа МЧС России № 747 от 14.12.2019 «Вопросы оплаты труда работников органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС России».

Заработная плата водителей, являющихся работниками других видов пожарной охраны (противопожарной службы субъекта РФ, ведомственной, муниципальной или частной), устанавливается работодателем, и в разных регионах и организациях (учреждениях) существенно разнится.

Дополнительно по теме об обязанностях других должностных лиц дежурного караула и штатных должностях на месте пожара или ЧС:

    ; ; ; ;
  • диспетчер ПСЧ; ;
  • спасатель.

Источники: приказ МЧС России № 555 от 18.09.2012 «Об организации материально-технического обеспечения системы МЧС России»; приказ МЧС России № 444 от 16.10.2017 «Об утверждении Боевого устава пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ»; приказ МЧС России № 452 от 20.10.2017 «Об утверждении Устава подразделений пожарной охраны».

Водитель-спасатель в ответе и за команду, и за случайных людей, которые встречаются на пути.

Мы знаем много историй о подвигах сотрудников МЧС, но редко задумываемся о том, как много людей стоит за успехами и достижениями спасательной службы. Благополучный результат всегда напрямую связан с профессиональной и слаженной работой всех служб министерства по чрезвычайным ситуациям.


В командном зачёте в лидеры выбились водители первой спасательной роты. О конкурсных испытаниях и нюансах своей профессии журналисту «АиФ-Камчатка» рассказал один из победителей соревнований, водитель-спасатель отделения поиска пострадавших Максим Бронников.

- Конкурс проходил в три этапа. В первом проверили наши знания Правил дорожного движения, потом мы показали вождение на практике и поборолись в умении устанавливать запасное колесо. Испытания проводились на время. Как только я сел за руль, сразу почувствовал азарт и волю к победе. Но, если честно, не ожидал, что выиграю конкурс, потому что все соперники были достойными и успешно справлялись с заданиями.

Работа по душе

Екатерина Довгалева, kamchatka.aif.ru: Максим, а когда и почему вы решили стать водителем-спасателем?


Максим Бронников: Тяга к автомобилям была у меня с детства. Мой старший брат работал на автобазе, и мне всегда нравилось ходить к нему на работу. Мне было всего шесть лет, но уже хотелось попробовать и руль покрутить, и гайки повертеть. Именно из-за интереса и привязанности к машинам, я ещё несовершеннолетним пошёл учиться в автошколу, восемнадцать мне исполнилось только по её окончании. А уже через месяц я вовсю разъезжал по дорогам.

Потом решил получить все водительские категории, что и сделал. Экзамены сдавал с первого раза, хотя сильно переживал, что в теории могу ошибиться, а во время вождения всегда чувствовал себя уверенно. Кстати, разница в работе различной техники огромная. Простой пример, грузовая машина не может также быстро тронуться с места, как легковая, а остановить её намного сложнее. Поэтому в нашей работе необходимо всегда быть максимально внимательным и следить за ситуацией наперёд.

Водителем-спасателем я работаю с 2014 года и могу сказать, что выбрал профессию, исходя из того, что у меня получается лучше всего и что мне по душе. На работу ведь нужно не как на каторгу ходить, она должна приносить удовольствие.

- Как у вас проходит обычный рабочий день?

- У нас воинское формирование, поэтому всё как в армии: поднятие флага, строевая подготовка, спорт, занятия по расписанию и так далее. Я водитель-спасатель отделения поиска пострадавших. Одна из основных задач – доставление кинологов на место поиска пропавших людей. На Камчатке люди чаще всего теряются на природе, в лесах. Конечно, когда я только пришёл на службу в МЧС, абсолютного понимания того, как здесь всё устроено, не было. Практически всё удивляло, но со временем, как это обычно и бывает, пришла ясность, и сегодня все задачи уже воспринимаются как обыкновенная работа, можно даже сказать рутина.

«Работа должна приносить удовольствие».

Трудовые будни

- Ваше высшее образование связано с нынешней профессией?

- Я пошёл учиться на юриста в большей степени для самообразования, чтобы понимать и разбираться в законах. Сегодня эти знания мне нередко помогают в разрешении различных ситуаций.

Обычная работа.

Вскоре на место происшествия приехал охотовед, который решил составить протоколы на наших сотрудников. Медведь, кстати, не пострадал, но всё «заварилось» из-за того, что если человек в лесу находится с охотничьей собакой и оружием, то он фактически считается браконьером. А у нас и кинологи с лабрадорами, и оружие. Тогда ситуация разрешилась, но сам факт невозможности обезопасить свою жизнь даже в диких условиях мне непонятен.

- На какой технике вы обычно работаете?

- С начала службы вот уже четыре года езжу на машине ЗИЛ-131. У нас чаще всего за каждым водителем закрепляют определённый автомобиль, но ситуации бывают разные. Естественно, лучше и увереннее себя чувствуешь, когда на «своей» работаешь. Ведь каждый водитель досконально знает привычную ему технику, все тонкости и нюансы авто. Именно поэтому когда приходится работать на «чужой» машине, чувствуешь себя не так уверенно. Но всю технику содержим в порядке, проводятся и учебные тревоги, чтобы проверить, готова ли она к моментальному использованию. Случаи, когда машина не может выехать в колонну, крайне редки, но если вдруг такое происходит, то её быстро приводят в боевую готовность.

В работе водителя-спасателя необходимо всегда быть максимально внимательным и следить за ситуацией наперёд.

В ответе за всех

- А вам никогда не приходилось сталкиваться с проблемами на камчатских дорогах во время работы?

Клодо любит работу и с радостью бежит на раскрытия.

- Максим, вас и ваших близких никогда не беспокоила опасность выбранной профессии?

- У меня никогда даже мыслей таких не возникало, если честно. Только сейчас и подумал об этом впервые. Обычно, когда работаешь, видишь и стремишься только к конечной цели своего пути, двигаешься к результату и никаких посторонних мыслей не допускаешь. Мы думаем только о том, как сделать всё правильно, безопасно и без нарушений, особенно если ситуация складывается нестандартно. И уже после выполнения задачи приходит осознание всего пройденного пути. Но в такие моменты не страх испытываешь, а, скорее, удовлетворение от того, что всё сделал правильно. А что касается близких, мой сын, например, наоборот, очень интересуется моей деятельностью, всегда просит его с собой взять, желает покататься, прямо как я в его возрасте. Рвётся всё время со мной на работу. Чувствую, по моим стопам пойдёт.

Родители, конечно же, против, но дети в школе, кажется, все еще мечтают стать учителями, врачами, летчиками. По мере взросления романтично настроенные подростки знакомятся на домашних кухнях с ориентирами взрослой жизни, звучат слова «карьера», «заработная плата», «перспективы». И на радость маме выпускник изъявляет твердое желание стать программистом. Лишь немногим удается осуществить мечту детства и стать тем самым «космонавтом» — в зависимости от того, кто каким космосом грезил. Наш сегодняшний рассказ — о таком человеке: он стал тем, кем хотел.

— Дядька вот уже 16 лет работает спасателем. Я к нему на работу ребенком приходил — интересно было. Помню, как-то раз неподалеку загорелся сарай. Такой пожар подручными средствами туши — не туши, а толку не будет. И приехали наши пожарные. Они все сделали очень быстро. Это было чем-то действительно крутым.


Антону Свистуну 28 лет, из них уже более семи он работает водителем в Зельвенском районном отделе по чрезвычайным ситуациям. До этого пришлось пару лет отработать в колхозе — нужен был водительский стаж. Ездил и на легковом автомобиле, и на грузовом — в зависимости от служебной необходимости.

— Водить-то я рано научился. В глубинке с этим просто: поехали с дядькой на проселочную дорогу, где потише, — вот и уроки вождения. А когда исполнилось 18 лет, сдал на права и вместе с приятелем в складчину купили первый автомобиль — «Москвич 412». На нем гоняли по округе, его же учились ремонтировать. Это сейчас просто: опыт есть, да и в интернете все можно найти. А тогда залез под капот — сиди, ковыряйся.




Вот так раскапываем важную черту характера этого человека, которая во многом и определила его жизненный выбор — Антону нравится техника. Разобраться в устройстве автомобиля, что-то починить своими руками — без этого не стать хорошим водителем. А начинается все в детстве. Родители, поломанные машинки и разобранная бытовая техника — это, возможно, первые признаки профессионального интереса ребенка.

Антон ковырялся в старом «Москвиче», а параллельно учился на землеустроителя. Это специалист по измерению земельных угодий — профессия на селе важная и нужная, возможно даже перспективная в плане карьеры. Но работать по специальности, получив диплом, парень не собирался и пошел устраиваться в МЧС, чтобы исполнить мечту детства.


Новый коллектив, суровые дядьки в форме, дежурства сутки через двое — мужская работа. Наш собеседник, впрочем, утверждает, что ни разу не пожалел о своем выборе.

— Мне это близко: порядок, дисциплина, постоянная готовность. Вот мы сидим сейчас, разговариваем. Но если будет вызов, через 45 секунд расчет в полной боеготовности выедет на место. На нас, можно сказать, целый район. Еще и соседям помогаем: были выезды в Мостовский, Волковысский, Слонимский районы. Недавно в Ляховичах был пожар — горел фронтон дома, — нас привлекали к тушению. Это самое страшное — когда горит жилой дом, особенно если внутри люди.

Спасателям по долгу службы приходится видеть всякое. И водитель участвует в ликвидации ЧП наравне со всеми. С ним в машине всего четыре человека — тесный коллектив, где каждый как на ладони. Среди этих мужчин ценятся взаимовыручка и преданность делу.


— Поступил как-то вызов — ребенок упал в колодец, наши выезжали на помощь. Квартиры, было дело, вскрывали — ключ в замке обломался, а хозяин взаперти. Это в городе, может быть, специалистов больше. А у нас зовут МЧС. Но и отношение у людей соответствующее — плохого о спасателях точно не говорят.

Пожарные, оказывается, люди суеверные. Не всерьез, конечно, а скорее на всякий случай. Сказал, что в районе все спокойно — поплюй через плечо и постучи по дереву. Мало ли.


— Когда нет вызова, занимаемся подготовкой. Это и теоретическое обучение, и отработка действий на практике. Есть нормативы — нужно поддерживать себя в форме. Скучно не бывает. И автоцистерна всегда заправлена водой. Даже если возвращаешься с вызова. Случается, что не успел доехать до базы, как разворачивают в другой район. И всегда счет идет на минуты.

Быстро ли подразделение, с учетом протяженности районных дорог, способно прибыть на пожар? Антон говорит, что минут 7—10 — и он уже в другом населенном пункте. Ехать дальше, чем в городе, зато пробок нет.


— Машина, если надо, и 100 км/ч поедет. Не в населенном пункте, конечно, а на трассе. У нас не то что в городе: светофоров нет, дороги узкие. Зато водители всегда дорогу уступят — на обочину съедут. Таких наглых, как те, о которых вы иногда пишете, у нас нет, ни с кем конфликтов не возникало. Каждый понимает, куда спешит пожарная машина и что может случиться, если она не успеет.

Что делает настоящий водитель, если никуда не нужно ехать? Настоящий водитель моет свой автомобиль.

Когда мы приехали, пожарный МАЗ блестел настолько, что в пасмурную погоду было видно собственное отражение.


— Надо еще раз ополоснуть, — задумчиво разглядывает кузов Антон.

Машина ему нравится. Водитель успел еще поездить на ЗИЛе — тот, конечно, поменьше да поманевреннее был, но устарел безнадежно.

— Сам посуди: у ЗИЛа в цистерне — 2,5 тонны воды. Что таким количеством можно потушить? Едешь и наперед думаешь, где воду взять. А у МАЗа 10 тонн — есть разница? И оборудование все, которое необходимо: лебедка, аварийно-спасательный инструмент, на крыше даже мачта освещения — можно в темное время суток работать.


Тяжело ли управлять такой махиной? Водитель МЧС говорит, что легко. В 2016-м он выиграл республиканский конкурс профессионального мастерства

Тем временем пошел дождь. Погода для пожарного неоднозначная: с одной стороны, мокрое не горит, с другой — непогода сама по себе может стать причиной ЧП.


— Это скорее служба, а не карьера, ощущение того, что ты можешь помочь людям тогда, когда нужнее всего, — говорит Антон. — И еще. Иногда хочется чего-то экстремального, почувствовать адреналин. Подумываю вот с парашютом прыгнуть.


Ему еще повезло, что жена к такой работе спокойно относится.

— А чего ей волноваться? Опасная работа? Ну, опасная немного. Хотя страшно не бывает, — на секунду собеседник задумался. — Знаешь, на самом деле бывает — когда едешь и видишь зарево впереди. Но этот страх преодолевается.

Устроиться в МЧС мечтают многие, но кандидатам предстоит пройти жесткий отбор по состоянию здоровья, личным качествам и профессиональным навыкам. В МЧС действует три разновидности госслужбы: государственная гражданская, военная и противопожарная службы. Порядок трудоустройства регулируется различными нормативно-правовыми актами.

👇 Требования к кандидатам

Прием на работу в МЧС происходит на конкурсной основе. Кандидатам предстоит доказать свою пригодность для прохождения службы как по состоянию здоровья, так и по уровню квалификации и образованию.

Образование

Требования к образованию кандидатов варьируются в зависимости от должности, но преимуществами при трудоустройстве пользуются лица с профильным образованием – например, по обеспечению пожарной безопасности, управлению маломерными судами и пр.

При трудоустройстве в МЧС можно как самостоятельно искать подходящие вакансии, так и пройти обучение в специализированном центре. Для прохождения обучения принимаются:

  • лица в возрасте 17-24 лет;
  • прошедшие медицинскую комиссию по месту проживания;
  • сдавшие экзамен по русскому языку, физике и математике;
  • прошедшие тестирование по физической подготовке.

Кандидаты, окончившие 9 классов, могут также пойти учиться в Пожарно-спасательный колледж, Кадетский корпус МЧС. После завершения 11 классов они могут поступить в вуз по специальности «Спасатель» в Московскую академию противопожарной службы, Университет противопожарной службы в Санкт-Петербурге.

Физическое и психологическое здоровье

Чтобы попасть на службу в МЧС, нужно иметь отменное здоровье. Для подтверждения этого все претенденты проходят медицинскую комиссию. Она включает в свой состав следующие мероприятия:

  1. Комплексное обследование у врачей-специалистов. В стандартный набор входят обследования у хирурга, ЛОР-врача, окулиста, терапевта, невролога, гинеколога для женщин. Каждый врач должен поставить свою отметку «Здоров».
  2. Получение заключения у психиатра.
  3. Прохождение ЭКГ и консультация у кардиолога.
  4. Сдача анализов (на выявление СПИДа, гепатита, сифилиса, определение уровня сахара, протромбинового индекса).

Прохождение комиссии кандидат оплачивает из своего кармана.

Особое внимание уделяется психологическому тестированию. Претенденты проходят полифакторное тестирование – цветовое тестирование, социальный опросник и пр.

Когда тестирование пройдено, психолог дополнительно проводит индивидуальное собеседование, иногда с использованием полиграфа.

Дополнительные условия

Для устройства в МЧС рассматривают кандидатов в возрасте от 18 до 40 лет.

Важно учесть, что при трудоустройстве в МЧС не допускается дискриминация граждан по половой и религиозной принадлежностям, а также оценка по должностному или социальному статусу.

Можно ли устроиться в МЧС без прохождения службы в армии

Наличие за плечами пройденной службы в армии существенно увеличивает шансы на трудоустройство в МЧС. Это обусловлено хорошей физической подготовкой кандидатов, пониманием дисциплины и приобретенными навыками в период несения службы.

Отсутствие военного билета формально не является основанием для отказа в приеме на службу в подразделение МЧС. Но кадровый специалист обязан установить законность отсутствия военного билета.

Если военный билет есть, но в нем стоит отметка о негодности к службе, то такого кандидата отклонят, как не соответствующего по состоянию здоровья.

Если кандидата признали негодным по иным параметрам (например, из-за наличия на обеспечении пожилых родителей), то шансы на трудоустройство сохраняются. Но предпочтение все равно останется за отслужившими претендентами.

👩 Условия для женщин

Поступить а службу в МЧС могут и девушки. Для них открыты должности, например, оператора, психолога, медработника и фотографа. Требования к девушкам варьируются в зависимости от должности, на которую они претендуют.

От диспетчера требуется наличие профильного медицинского, психологического или юридического образования. Допустима средняя специальная подготовка в указанных сферах. Женщина не должна иметь выраженных логопедических проблем, должна иметь отличный слух и навыки планирования. От нее требуется правильно оценить опасность сложившейся ситуации и способность успокоить пострадавших до приезда спасателей.

Разница в требованиях между мужчиной и женщиной состоит, например, в том, что физическая подготовка не столь важна, но оценке психологической готовности отводится больше внимания.

❗ Препятствия для устройства в МЧС

Перед трудоустройством в МЧС необходимо знать об обстоятельствах, препятствующих принятию на госслужбу. Подобными барьерами могут являться:

  1. Наличие близкого родственника, состоящего на службе МЧС, если должность окажется подчиненной или контролирующей по отношению к кандидату.
  2. Судимость, препятствующая исполнению трудовых функций по данной вакансии.
  3. Предоставление недостоверных сведений при трудоустройстве, подлог документов.
  4. Невозможность оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну.
  5. Наличие заболевания, недопустимого для работников в указанной сфере.
  6. Отсутствие гражданства или наличие иностранного гражданства.

📋 Порядок трудоустройства. Инструкция в виде списка действий с документами

Порядок трудоустройства в МЧС предполагает прохождение следующих этапов:

  1. Кандидат подбирает подходящую вакансию на сайте территориального подразделения МЧС.
  2. По вопросу трудоустройства необходимо обращаться в ГУ МЧС в субъекте федерации, где предполагается прохождение службы.
  3. Кандидат предоставляет установленный комплект документов для трудоустройства. Стандартный набор включает паспорт, диплом, военный билет, трудовую книжку, а также дополнительные документы (например, водительские права, свидетельство пожарного, свидетельство об окончании медкурсов, положительные характеристики с мест работы и пр.).
  4. Претендент заполняет анкету на трудоустройство, к которой прилагает согласие на обработку персональных данных.
  5. Специалист отдела кадров проводит собеседование с кандидатом.
  6. При прохождении первого этапа отбора кандидата допускают к тестированию, которое направлено на оценку его профессиональной и физической подготовки, а также психологической устойчивости. Первоначально тестирование проводит психолог.
  7. По результатам успешного прохождения психологического тестирования кандидат проходит комплексную медкомиссию.
  8. После получения заключения о годности к службе кандидата направляют на стажировку. Длительность стажировки составляет около месяца.
  9. По завершении стажировки проводится аттестация, и при успешном ее прохождении кандидата зачислят в штат.

Если кандидат не подошел на должность, ему должны предоставить мотивированный отказ.

Читайте также: