Что такое автономная система экстренного оповещения работников

Опубликовано: 29.04.2024

При возникновении чрезвычайной ситуации самым главным является своевременное оповещение людей, жизнь и здоровье которых окажутся под угрозой. В таких ситуациях вся ответственность ложится на имеющиеся на вооружении системы оповещения. Их применение позволяет не только заранее предупредить людей об опасности, но и уловить первые признаки ЧС.

Срабатывание систем оповещения, работающих в автоматическом режиме, позволяет вовремя начать эвакуацию, что значительно снижает количество пострадавших в ЧС. Сигналы должны иметь максимальный охват территории, независимо от места их расположения: город, село или удаленные районы. Кроме того оповещение должно дойти до каждого гражданина, где бы он в данный момент не находился.

Системы связи и оповещения в ГО

Для этого используется специализированная организация управления связи оповещения в системе ГО, а также они имеют свою определенную четкую классификацию и способ функционирования.

В настоящее время в Российской Федерации созданы и функционируют:

  • федеральная система оповещения;
  • региональные системы оповещения;
  • территориальные системы оповещения;
  • местные системы оповещения;
  • локальные системы оповещения;
  • объектовые системы оповещения (системы оповещения организаций).

Оповещение населения по радиоканалам

Оповещение населения по радиоканалам

Федерального регионального и территориального уровня

Оповещение с помощью федеральной системы происходит централизованно и автоматически. Она обеспечивает передачу всех поступающих сигналов от пунктов МЧС РФ до центров, расположенных в регионах, а также до всех органов и соединений, которые находятся в подчинении федерального центра.

Региональные системы, получив сигнал от федерального пункта, передают его по всем подчиненным региональному центру управлениям ГО и ГОЧС. Их работа должна совпадать с деятельностью федеральной системы. Оповещение может охватывать до 7 регионов.

Всего на территории России для обеспечения своевременного оповещения компетентных органов городов, сел и других населенных пунктов задействовано 88 систем территориального действия. Все они действуют автоматически.


Главная их задача состоит в четкой передаче сообщений, поступивших от органов ГО субъекта РФ до:

  • руководителей всех организаций, которые отвечают за ГО во всех субъектах РФ, включая города федерального значения;
  • диспетчеров служб оперативного реагирования, находящихся на объектах с потенциальной опасностью, а также на особо крупных производствах;
  • населения;
  • органов управления ГО, находящихся на территории определенного города и относящихся к нему районов.

Комплекс технических средств П-160 выступает базой, на основе которой функционируют все существующие системы оповещения.

Он находится в достаточно работоспособном состоянии, но задействованные в нем принципы передачи связи устарели, и требуют обновления.

Местные

Они необходимы для передачи сигналов и сообщений, поступающих от органов ГО города и прилегающих к нему районов до следующих объектов:

  • дежурным сотрудникам диспетчерских служб потенциально опасных объектов и крупных предприятий, имеющих экономическую ценность;
  • руководству ГО города и сельских районов;
  • населению.

Такие системы оповещения имеют условное разделение на средства, осуществляющие передачу сигналов должностным лицам, трудовым коллективам и жителям населенных пунктов. Они функционируют в основном на базе КТС (комплекс технических средств) П-164. КТС этого типа в большей степени предназначались для оповещения в крупных чрезвычайных ситуациях. Для мирного времени они плохо адаптированы.

Для типа П – 164 предусмотрен срок эксплуатации 12 лет, потом они подлежат списанию. Однако многие действующие сейчас местные КТС уже превысили этот срок, что позволяет говорить об устаревшем оборудовании. Это вызывает ряд ограничений при взаимодействии с современными средствами оповещения.

Данная система предполагает как централизованное оповещение всего населения, так и можно осуществлять выбор конкретной зоны, не затрагивая всю территорию. Она работает благодаря специальным выделенным каналам ТЧ (тональной частоты). Для того чтобы задействовать в работе цифровые каналы требуется специальное оборудование.

Еще одной аналогичной по функциям и назначению системой оповещения является АСО (автоматизированная система оповещения). Она также работает по каналам ТЧ. Имеет модем для передачи информации по цифровым линиям сетей МЧС, ГТС или МГТС.

Локальная ГО и ЧС

В районах, где находятся или предполагается размещение объектов, имеющих потенциальную опасность, создаются локальные системы предупреждения населения. Обеспечением их технической исправности и поддержанием их готовности к внезапному задействованию в случаи ЧС занимается соответствующий начальник ГО. Он вправе привлекать все службы связи и оповещения.

Зоны, в пределах которых действуют локальные системы, определяются соответствующим документом Правительства РФ. Системы оповещения местного значения входят в территориальные системы ГО, и для слаженной работы необходимо, чтобы они технически и программно с ними соотносились.

Важно знать в каких случаях запускают оповещение на таких объектах:

  • Крупные техногенные аварии с угрозой выброса ядовитых, отравляющих химических веществ в окружающую среду. Они могут привести к значительным разрушениям, экологической катастрофе, человеческим жертвам, гибели скота.
  • Угроза нападения противника, выражающая в его непосредственном вторжении, сбросе бомб, использование запрещенного оружия (ядерное, химическое, бактериологическое).
  • Природные катастрофы, представляющие угрозу населенным пунктам и производственным предприятиям. Это могут быть подземные толчки, сходы лавин, быстро распространяющиеся лесные пожары, оползни, наводнения.

Их главной задачей является быстрое доведение информации о возникшей чрезвычайной ситуации до населения, руководителей и работников предприятий. Оповещение их о дальнейших действиях и местах ближайших убежищ (при необходимости укрытия).

Специалисты МЧС полагают, что такой многоуровневый способ передачи информации обладает большей эффективностью за счет того, что с центрального аппарата ГО оповещение дойдет в региональный дежурный пункт заранее и это поможет предотвратить возможную угрозу.

Объектовые

(Действующие в пределах организации)

В случаи, когда последствия возникшей аварийной ситуации ограничиваются только лишь территорией самого объекта, запускается объектовая система оповещения. Она использует для передачи сигнала существующую на объекте производственную сеть связи и специальное оборудование на основе КТС типа П-164.

Цель таких систем оповещения заключается в доведении до сведения информации до руководящих должностей, персонала, а также служб ГО, действующих на данном объекте.

Сейчас идет совершенствование объектовой системы. Внедряются СГС-22М, позволяющие сразу проектировать и ЛСО (локальные средства оповещения), и проводить звукофикацию открытых и закрытых помещений объекта. Оно приспособлено для передачи предупредительных сигналов и речевых сообщений. Вместе с этим системы оповещения объекта в одностороннем порядке могут использоваться в местной системе вещания.

Имеется возможность управления существующими режимами работы данной системы удаленно. Это происходит при помощи местной системы, функционирующей на основе ГС АСО. Она автоматизировано может передавать любые голосовые сообщения по телефонным каналам всем абонентам, имеющимся в базе. Их успешно используют в своей работе оперативные службы.

В их базе имеются заранее записанные текстовые сообщения. Причем существует возможность выбора мужского или женского голоса, а также изменения тембра голоса и темпа речи. В программе хранятся заранее подготовленные списки людей, которых необходимо будет оповестить при возникновении той или иной чрезвычайной ситуации.

Управление оповещением в системе ГО

Система ГО

Для того чтобы обеспечить своевременное предупреждение о надвигающейся опасности всех необходимых должностных лиц, а также население страны были созданы системы централизованного оповещения (СЦО), которыми оснащены все управляющие отделы ГО.

Они могут управляться прямо дежурной службой из органов управления соответствующего уровня либо по решению непосредственно руководителя ГО и согласованию с местной администрацией через дежурную часть предприятия связи, которое функционирует в данной местности.

Для того чтобы передать информация на СЦО того или иного местного объекта используется радиосеть, телефонный узел, наружные сирены. Эта функция возложена на диспетчерские службы.

Что включает в себя система связи МЧС России

В последние годы в российскую систему связи активно внедряются и с успехом используются телекоммуникационные технологии соответствующие мировым стандартам качества.

Это технологии АТМ, сотовая радиосвязь и связь GSM, спутниковые, цифровые и пейджинговые системы, индивидуальные средства современной мобильной связи. Новшества коснулись и транспортных технологий. Раньше они функционировали на основе плезиохронной (PDH) цифровой иерархии передачи сигнала, а сейчас применяется синхронная (SDH).

Внедрение новых технологий обеспечило организации РСЧС, ЕДСС, силы ГО, ПГС РФ качественной, бесперебойной и быстрой связью, которая используется специалистами соответствующих ведомств, как при выполнении обыденных задач, так и при возникновении и ликвидации стихийных бедствий и крупных чрезвычайных ситуаций.

Концепция по усовершенствованию существующей системы связи МЧС РФ закреплена приказом № 609 от 09.12.2000 г. Благодаря ему стала активно реализовываться.

Активизация и функционирование

При возникновении внештатной ситуации для приведения систем в готовность дается всего пару минут. Это касается всей территории, которая подвергается угрозе.

Для недопущения паники среди жителей тех населенных пунктов, которые в зону риска не попадают, система должна иметь техническую возможность передавать сообщения локализовано.


Активизация может происходить вручную либо в автоматическом режиме. Это зависит не только от исправности средств оповещения, но и от его способности надежно осуществлять передачу в условиях чрезвычайной ситуации, включая природные явления (ливень, сильный снег, шквалистый ветер).

Система оповещения транслирует либо уже записанный предварительно текст, либо необходимая информация произносится дежурным диспетчером. Допускается задержка начала оповещения. Однако она не должна превышать время, которое рассчитывается исходя из времени возникновения критически опасных последствий возникшей ЧС.

При отсутствии тревожных новостей, установленные системы оповещения могут использоваться для транслирования музыки, объявлений или других общих сообщений.

Для оптимального функционирования систем оповещения и эффективного реагирования населения должны соблюдаться следующие требования:

  1. Запрещается самовольно, без веского основания, и разрешения вышестоящего начальства начинать транслировать сигналы тревоги.
  2. При их функционировании не должно оказывать негативного воздействия на другие системы, отвечающие за жизнеобеспечение на данном объекте
  3. Придерживаться максимального времени оповещения – 5 минут.
  4. Следует предусмотреть все возможные способы дублирования сообщений, включая мобильные средства.

Сначала для привлечения внимания людей включается электросирена. Ее звучание обозначает сигнал «Внимание всем!». Затем начинается передача текстового иили голосового сообщения по всем радио и телеканалам.

Системы оповещения для проверки их функционирования подвергаются ежегодному профилактическому включению. В таких случаях, населения и персонал предприятия предварительно оповещается об этом.

Подробное видео про системы оповещения

«Оповещение населения. Системы оповещения населения».

Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.

Информирование населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения через средства массовой информации и по иным каналам информации о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также проведение пропаганды знаний в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах, и обеспечения пожарной безопасности.

Система оповещения представляет собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) и населения.

Системы оповещения создаются:

на федеральном уровне - федеральная система оповещения (на территории Российской Федерации);

на межрегиональном уровне - межрегиональная система оповещения (на территории федерального округа);

на региональном уровне - региональная система оповещения (на территории субъекта Российской Федерации);

на муниципальном уровне - местная система оповещения (на территории муниципального образования);

на объектовом уровне - локальная система оповещения (в районе размещения потенциально опасного объекта).

Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций - это элемент системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, представляющий собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и до населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах.

Зона экстренного оповещения населения - это территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью находящихся на ней людей.

Специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей - это специально созданные технические устройства, осуществляющие прием, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения населения.

ОКСИОН — общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей.

СЗИОНТ - система защиты от угроз природного и техногенного характера, информирования и оповещения населения на транспорте.

Системы оповещения предназначены для обеспечения своевременного доведения информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны, РСЧС и населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Основной задачей региональной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:

руководящего состава гражданской обороны и территориальной подсистемы РСЧС субъекта Российской Федерации;

главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации;

органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления;

единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований;

специально подготовленных сил и средств РСЧС, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, сил и средств гражданской обороны на территории субъекта Российской Федерации;

дежурно-диспетчерских служб организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты;

населения, проживающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Основной способ оповещения населения - передача информации и сигналов оповещения по сетям связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания

Передача информации и сигналов оповещения осуществляется органами повседневного управления РСЧС с разрешения руководителей постоянно действующих органов управления РСЧС по сетям связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания, через радиовещательные и телевизионные передающие станции операторов связи и организаций телерадиовещания с перерывом вещательных программ для оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также об угрозе возникновения или при возникновении чрезвычайных ситуаций

Речевая информация длительностью не более 5 минут передается населению, как правило, из студий телерадиовещания с перерывом программ вещания. Допускается 3-кратное повторение передачи речевой информации.

Органы повседневного управления РСЧС, получив информацию или сигналы оповещения, подтверждают их получение, немедленно доводят полученную информацию или сигнал оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны и РСЧС в установленном порядке.

Передача информации или сигналов оповещения может осуществляться как в автоматизированном, так и в неавтоматизированном режиме.

Основной задачей локальной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:

руководящего состава гражданской обороны организации, эксплуатирующей потенциально опасный объект, и объектового звена РСЧС;

объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных;

персонала организации, эксплуатирующей опасный производственный объект;

руководителей и дежурно-диспетчерских служб организаций, расположенных в зоне действия локальной системы оповещения;

Управление локальной системой оповещения на потенциально опасном объекте осуществляется с пультов автоматизированного пульта управления для цифровой сети АПУ-Ц, расположенных на основном и запасном пунктах управления (ЗПУ) потенциально опасного объекта.

При создании локальных систем оповещения должно быть предусмотрено их организационное, техническое и программное сопряжение с региональной (местной) автоматизированной системой централизованного оповещения субъекта Российской Федерации, системами аварийной сигнализации и контроля потенциально опасного объекта.

Локальные системы оповещения создаются в соответствии с действующими нормативными документами и с учетом особенностей построения сетей связи и вещания в районе размещения потенциально опасного объекта:

в районах размещения ядерно- и радиационно опасных объектов – в радиусе 5 км вокруг каждого из объектов (включая поселок у объекта);

в районах размещения химически опасных объектов – в радиусе до 2,5 км вокруг каждого из объектов;

в районах размещения гидротехнических объектов (в нижнем бьефе, в зонах затопления) – на расстоянии до 6 км от каждого объекта.

КСЭОН предназначена для своевременного и гарантированного оповещения населения в зонах экстренного оповещения с использованием современных информационно-коммуникационных технологий и программно-технических комплексов (технических средств и оконечных устройств), тип и вид которых определяется в зависимости от характеристики (паспорта) зоны экстренного оповещения, присущих данной территории опасных природных и техногенных процессов, а также групп населения, которые могут находиться в данной зоне.

КСЭОН должна обеспечивать выполнение следующих задач:

своевременное и гарантированное доведение до каждого человека, находящегося на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, либо в зоне чрезвычайной ситуации достоверной информации об угрозе или о возникновении чрезвычайной ситуации, правилах поведения и способах защиты в таких ситуациях;

оповещение инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом дифференциации по видам ограничения их жизнедеятельности;

передачу в автоматическом и (или) автоматизированном режимах необходимой информации и сигналов оповещения (аудио, видео, буквенно-цифровых и других) для адекватного восприятия населением при угрозе возникновения или при возникновении ЧС;

возможность сопряжения технических устройств, осуществляющих приём, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе или о возникновении чрезвычайной ситуации, правилах поведения и способах защиты в таких ситуациях;

возможность сопряжения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах с программно - техническими комплексами принятия решений в органах повседневного управления РСЧС, в том числе с учетом возникновения ЧС и ее масштабов, информационную поддержку в принятии оперативных решений по действиям в кризисных ситуациях;

возможность сопряжения систем оповещения населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах с системами мониторинга потенциально-опасных объектов, природных и техногенных ЧС;

использование современных информационных технологий, электронных и печатных средств массовой информации для своевременного и гарантированного информирования населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, правилах поведения и способах защиты в таких ситуациях;

своевременную передачу информации до органов управления РСЧС соответствующего уровня в целях принятия необходимых мер по защите населения;

управление оконечными средствами оповещения и информирования с пунктов управления органов повседневного управления РСЧС соответствующего уровня;

передачу информации в заданных режимах (индивидуальный, избирательный, циркулярный, по группам по заранее установленным программам);

защиту информации от несанкционированного доступа и сохранность информации при авариях в системе.

ОКСИОН имеет 4 уровня: федеральный, межрегиональный, региональный и муниципальный. В соответствии с иерархической структурой ОКСИОН информационные центры подразделены на федеральный информационный центр (ФГБУ «ИЦ ОКСИОН»), межрегиональные (МРИЦ), региональные (РИЦ) и муниципальные (городские) информационные центры (МИЦ).

В состав комплекса технических средств ОКСИОН входят информационные центры, стационарные терминальные комплексы (пункты уличного информирования и оповещения населения, пункты информирования и оповещения населения в зданиях с массовым пребыванием людей, мобильные комплексы информирования и оповещения населения).

ОКСИОН обеспечивает в общественных местах и местах массового пребывания людей при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций информирование и оповещение населения, а в режиме повседневной деятельности - его обучение по вопросам безопасности жизнедеятельности.

Дальнейшее развитие ОКСИОН осуществляется в рамках федеральной целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 г. № 555.

Основные направления совершенствования ОКСИОН:

модернизация существующих элементов системы путем оснащения современными техническими средствами, в том числе энергосберегающими с возможностью отражения информации в звуковом и речевом режимах;

развитие составляющей ОКСИОН за счет средств субъектов Российской Федерации и иных источников финансирования.

СЗИОНТ создается в целях обеспечения:

информирования и оперативного оповещения людей, находящихся на объектах транспортной инфраструктуры и транспорте, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

мониторинга обстановки в местах массового пребывания людей на объектах транспортной инфраструктуры и транспорте;

подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности.

СЗИОНТ включает в себя терминальные комплексы, оснащенные подсистемами массового информирования (визуального и звукового), наблюдения и сбора информации, контроля параметров окружающей среды, в том числе радиационного химического контроля, экстренной связи, а также системы управления в центрах управления в кризисных ситуациях МЧС России по субъектам Российской Федерации.

В настоящее время реализуется первый этап по созданию СЗИОНТ, в рамках которого отрабатываются технологии создания СЗИОНТ, создаются опытные зоны на наиболее уязвимых объектах транспортной инфраструктуры ряда субъектов Российской Федерации, организуется их опытная эксплуатация, проводится комплекс работ по совершенствованию нормативных правовых актов и нормативно-технических документов, регламентирующих порядок создания СЗИОНТ.

Создание и развитие СЗИОНТ осуществляется в рамках Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2010 г. № 1285-р.

Основные направления развития СЗИОНТ:

отработка технологий информирования и оповещения населения на объектах транспортной инфраструктуры и транспорте, завершение работ по их оснащению экспериментальными зонами;

внедрение СЗИОНТ на всех объектах транспорта и транспортной инфраструктуры, в том числе и за счет собственников этих объектов;

интеграция СЗИОНТ, созданных на объектах транспорта и транспортной инфраструктуры, с местными системами оповещения и информирования населения, через диспетчерские центры управления движением;

НПА, на основании которых осуществляется оповещение

6. Указом Президента Российской Федерации от 13 ноября 2012 года № 1522 «О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций».

Системы пожарного оповещения типы

Системы пожарного оповещения – это комплекс технических средств для передачи звуковой информации людям в случае возникновения пожара или другой чрезвычайной ситуации.

Согласно закону ФЗ РФ №123, принятому 22 июля 2008 г. каждое здание, строение, сооружение общественного характера, в том числе объекты промышленного и муниципального назначения, должны проектироваться, строиться и эксплуатироваться в строгом соответствии с общеустановленными требованиями пожарной безопасности.

Из всех мер, принятых в комплексе для обеспечения пожаробезопасности, можно выделить действия, направленные на обустройство ряда общественных зданий и сооружений специальным оборудованием с целью предупреждения людей о задымлении, пожаре либо начале возгорания и управления их эвакуацией. Данное оборудование принадлежит к техсредствам, входящим в состав каждой системы оповещения о пожаре. Требования пожарной безопасности к данным средствам противопожарной защиты определяются сводом правил СП 3.13130.2009. Там же оговаривается, какие помещения в обязательном порядке следует оснащать такими системами.

Системы оповещения при пожаре и управления эвакуацией людей (СОУЭ) 1-5 типы

Все СОУЭ классифицируются по ряду признаков, основными из которых являются:

  • функциональные возможности;
  • способы и методы управления;
  • состав и принцип работы.

По своим возможностям и ряду особенностей технического характера все СОУЭ, каждая из которых устанавливается в отдельные помещения, подразделяют на пять типов (с 1-го по 5-й) в зависимости от их назначения и количества постоянно присутствующих там людей.

Жирным выделены обязательные параметры для типа СОУЭ.

Основные функции для систем оповещения 1 типа (СОУЭ)

  • Звуковое оповещение (сирена, тонированный сигнал и др.);
  • Световые сигналы (световые мигающие оповещатели, световые оповещатели «Выход»).

Это простейшее оборудование, позволяющие установить оповещение при минимальных затратах на комплектующие и монтаж. Важно отметить, что световые знаки не являются обязательным элементом этого типа.

Основные функции для систем оповещения 2 типа (СОУЭ)

  • Звуковое оповещение (сирена, тонированный сигнал и др.);
  • Световое оповещатели «Выход»;
  • Эвакуационные световые знаки пожарной безопасности, указывающие направление движения.

Важным отличием от первого типа является обязательное наличие световых сигналов, которые хорошо видно при задымлении. А также возможность установки табло с направлением движения.

Основные функции для систем оповещения 3 типа (СОУЭ)

  • Звуковое и речевое оповещение, передача специальных текстов;
  • Световые мигающие оповещатели «Выход»;
  • Эвакуационные знаки пожарной безопасности, указывающие направление движения;
  • Разделение здания на зоны пожарного оповещения;
  • Обратная связь зон пожарного оповещения с помещением пожарного поста-диспетчерской.

Главным преимуществом является наличие устройств для передачи текстов и обязательная установка световых табло "Выход". Остальные же функции являются необязательными, но допустимыми.

Пример оборудования:

  • организация системы оповещения 16 зон в базовом варианте с возможностью расширения (32, 48 и т.д.);
  • подключение пожарной или охранной сигнализации с автоматической системой оповещения тревожных зон (цифровой магнитофон INTER-M PV-6232);
  • создание двух удаленных операторских мест для управления оповещения (микрофонная консоль IRM-916);
  • система приоритетов для передачи различных сообщений и от разных источников (контроллер IECS-9216, матричный коммутатор IPX-9116);
  • регулировка громкости громкоговорителей в зонах оповещения с принудительным включением в случае чрезвычайной ситуации (аттенюаторы INTER-M АТТ-03/30);
  • объявления и фоновая музыкальная трансляция в выбранных зонах;
  • программирование системы (таймер IPW-9242);
  • автоматическое переключение на резервное питание при пропадании напряжения сети (блок питания IPD-9359 и зарядное устройство IPB-9207).

Основные функции для систем оповещения 4 типа (СОУЭ)

  • Звуковое и речевое оповещение, передача специальных текстов;
  • Мигающие световые оповещатели «Выход»
  • Эвакуационные знаки пожарной безопасности, указывающие направление движения;
  • Режим управления с организацией обратной связи с зонами;
  • Разделение здания на зоны пожарного оповещения;
  • Ручной и автоматический режимы;
  • Организация оповещения по различным сценариям в зависимости от места возгорания или другого события;
  • Раздельное включение световых указателей раздельно для каждой зоны, что позволяет организовать как минимум два направления эвакуации.

Обязательное разделение здания на зоны и обратная связь с зонами оповещения обусловленно особенностью применения этого типа.

  • Количество одновременно присутствующих в здании человек может достигать 1000 и более;
  • Эвакуационные пути (коридоры) имеют протяженность более 90 метров;
  • Планировка помещений требует организации отдельных потоков эвакуации людей.

Пример оборудования:

  • Модульный принцип построения с возможностью наращивания
    Один усилитель VENAS VM-2120/VENAS-2240 позволяет организовать 5 зон оповещения, в дальнейшем в случае необходимости возможно построение системы до 45 зон путем подключения дополнительных усилителей.
  • Удаленные микрофонные консоли
    Возможно подключение удаленных микрофонных консолей RM-200M. Программируемая консоль RM-200M позволяет осуществлять вещание на любую зону, группу зон или одновременно все зоны, управлять источником цифровых сообщений EV-200M, осуществлять диагностику. Общая длина кабеля между микрофонными консолями может достигать 800 м.
  • Интеллектуальная система диагностики
    Полный мониторинг всей системы: диагностика трансляционных линий, усилителей мощности и микрофонных консолей
  • Программируемые цифровые сообщения
    Плата цифровых сообщений EV-200M позволяет записывать и воспроизводить сигналы следующих типов: два сигнала оповещения при возникновении чрезвычайных ситуаций, пять рекламных сигналов и один тональный сигнал для привлечения внимания. Кроме того, для привлечения внимания в VM-2000 предусмотрено шесть встроенных музыкальных схем
  • Программируемые уровни приоритета
    Сигналы оповещения в VM-2000 имеют пять уровней приоритета: наивысший приоритет для сообщений, которые используются при возникновении чрезвычайных ситуаций и четыре уровня передач общего назначения.
    Принудительное включение громкоговорителей
    В случае чрезвычайных ситуаций возможно принудительное включение всех громкоговорителей в зонах, не зависимо от состояния регуляторов громкости громкоговорителей.
  • Резервное питание
    В случае пропадания напряжения питающей сети 220В, система автоматически переключается на резервное питание 24В.

Основные функции для систем оповещения 5 типа (СОУЭ)

  • Звуковое и речевое оповещение, передача специальных текстов;
  • Мигающие световые оповещатели «Выход»
  • Эвакуационные знаки пожарной безопасности, указывающие направление движения;
  • Режим управления с организацией обратной связи с зонами;
  • Разделение здания на зоны пожарного оповещения;
  • Ручной и автоматический р ежимы ;
  • Организация оповещения по различным сценариям в зависимости от места возгорания или другого события в системе;
  • Раздельное включение световых указателей раздельно для каждой зоны, что позволяет организовать как минимум два направления эвакуации.

Пример оборудования:

VX-2000 - интегрированная система голосового оповещения фирмы TOA (Япония). Оборудование серии VX-2000 отвечает требованиям, предъявляемым к объектам 5-категории сложности согласно НБП-104-03 и европейскому стандарту на аварийные системы звукового оповещения IEC60849. Возможные области применения VX-2000: аэропорты, жд/вокзалы, крупные торгово-развлекательные центры, административные здания, гостиницы и т.д.

TOA VX-2000 основные функции:

  • Диагностика и контроль оборудования
    В системе TOA VX-2000 предусмотрен полный контроль всех компонентов в автоматическом или ручном режиме. Для поиска причин неисправности автоматически формируется журнал событий.
  • Модульный принцип построения
    В максимальной конфигурации система TOA VX-2000 может иметь 50 зон оповещения, 128 тревожных входов/выходов, 5 удаленных программируемых микрофонных консолей и два источника цифровых сообщений.
  • Возможность многопрограммного вещания
    В TOA VX-2000 предусмотрена возможность передачи 4-х разных программ в разные зоны (группы зон). В случае возникновения чрезвычайных ситуаций одновременно транслируются два тревожных сообщения в разные зоны
  • Программирование системы
    TOA VX-2000 имеет внутренний таймер. Возможно программирование 50 схем (шаблонов) оповещения и трансляции фоновой музыки. Трансляция рекламных сообщений по расписанию. Программирование системы осуществляется с помощью персонального компьютера в интерфейсе под Windows.
  • Автономная работа
    Система TOA VX-2000 предусматривает работу от источника резервного питания в случае пропадания напряжения питающей сети. Для экономии энергии аккумуляторов предусмотрен режим пониженного электроснабжения не используемых усилителей.

Типы систем оповещения о пожаре по способу управления

По виду и способу управления такого рода системы голосового оповещения делятся на:

  • С ручным управлением
    Оповещение возможно только в ручном режиме обслуживающим персоналом. Например, включение звукового сигнала Сирена или запуск заранее записанного голосового сообщения, а также передача речевых сообщений с микрофона;
  • С автоматическим управлением
    Включение осуществляется с помощью внешнего управляющего сигнала, поступающего в результате срабатывания автоматов на установках пожарной сигнализации и пожаротушения;
  • С полуавтоматическим управлением
    Возможна работа как в ручном, так и автоматическом режиме. Данный вид управления подразумевает, что ручное управление можно использовать только в случае отсутствия требований к конкретным зонам оповещения, касающихся оснащения автоматическими установками пожарной сигнализации и пожаротушения.

Виды систем оповещения по принципу действия

  • Локальные
    Функционируют в пределах одного ограниченного объекта (здания или конкретной территории);
  • Централизованные
    Предусматривают централизованное (удаленное) управление.

Классификация СОУЭ по другим позициям

Существуют также так называемые распределенные системы оповещения о пожаре, цена на которые зависит от количества задействованных в обустройстве оборудования помещений и комплектации. Это СОУЭ, которые по своему функционалу соответствуют централизованным аналогам, но отличаются наличием среди узлов отдельно размещенных блоков, что получило наибольший эффект на распределенных территориях.

Кроме того, звуковые системы оповещения, в зависимости от способа организации процесса трансляции музыкальных программ, служебных объявлений и других фоновых звуковых сигналов, подразделяются на:

  • Одноканальные системы
    принцип работы которых заключается в использовании одного общего канала звукоусиления;
  • Многоканальные системы оповещения
    использующие в процессе функционирования несколько каналов усиления звука, число которых может не совпадать с числом задействованных зон. Преимуществом таких систем является возможность независимой трансляции в разные помещения разных по содержанию музыкальных программ, информационных объявлений, а также любых сообщений тревожного характера.

Технические средства систем пожарного оповещения

Все пожарные технические средства классифицируются в первую очередь по назначению, а далее по области и условиям применения.

По назначению они подразделяются на:

  • Основные средства
    К ним относятся звуковые оповещатели, блоки автоматического и полуавтоматического оповещения и контроля трансляционных линий, специальные информационные знаки, предназначенные для обеспечения безопасной эвакуации людей;
  • Дополнительные средства
    Основные позиции принадлежат источникам сигнала, блокам питания, разного рода устройствам, используемым для усиления звука, другим составляющим сборной конструкции.

В зависимости от условий и области применения средства СОУЭ подразделяются на те, что предназначены для использования на открытом воздухе, для обычных отапливаемых и неотапливаемых помещений, а также для опасных с точки зрения эксплуатации зон. Все это - специальное оборудование, без которого невозможно настроить эффективную работу систем оповещения.

Системы оповещения о пожаре - стоимость оборудования

Предлагаем оборудование для систем пожарного оповещения от ведущих производителей. Это такие известные бренды, как Inter-M, Roxton, ITC Escort, TOA и другие. В каталоге на сайте в широком ассортименте представлено различное оборудование для систем пожарного оповещения:

  • устройства управления и автоматики; ; ; ; ; , а также другое необходимое оборудование.

Специалисты нашей компании в зависимости от технических условий и требований сделают расчет конфигурации СОУЭ по оптимальным ценам. Реализуем решения для сложных и нестандартных задач, оказываем услуги по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту систем пожарного оповещения.

По всем вопросам звоните по телефонам: 8 (800) 600-28-70 (бесплатно по России) 8 (812) 448-08-20 (офис в СПб)

По современным стандартам строительства и соблюдения правил пожарной безопасности, в помещениях используются огнеупорные материалы: различные пеногасители в стенах, специальные лаки, краски и штукатурки. Но все это задержит распространение огня лишь на несколько минут — ровно столько отводится на эвакуацию людей из горящего здания.

Бесспорно, времени очень мало, тем более, если это общественное учреждение с большим количеством офисов, классов или кабинетов. Но если вовремя обнаружить очаг воспламенения, минут остается больше, а значит, увеличатся шансы спасти всех посетителей и работников.

Для этого используется система оповещения и управления эвакуацией, сокращенно СОУЭ. Она представляет собой комплекс технических средств и мероприятий (учения, ложная тревога и т. д.), в которых прописан регламент проведения эвакуации и распределена ответственность между должностными лицами компании.

Что такое СОУЭ и в чем его задача?

Система оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) помогает действовать слаженно в условиях возгорания и грамотно произвести эвакуацию людей из опасных зон. Иначе говоря, это совокупность технических элементов и мероприятий, которые помогают избежать большого количества пострадавших и значительного ущерба во время пожаров. В этой системе важен каждый элемент от дымоулавливателя до запасного выхода. С внедрением автоматики спасение людей вышло на качественно иной уровень.

Основная задача системы

Мало кто изучает схемы эвакуации при пожаре, впервые попадая в здание. И довольно часто разобраться в паутине коридоров и лестниц самостоятельно будет сложно. Не говоря уже о панике. Здесь на помощь приходит СОУЭ. Она мгновенно оповестит о возникшем возгорании, задействуя специальные извещатели и звуковые сигналы. Светящиеся указатели и таблички покажут путь движения к выходу.

Главные элементы СОУЭ

Комплектация системы может отличаться в зависимости от задачи, назначения и типа. Но в любом случае СОУЭ будет включать в себя следующие устройства:

  • пульт контроля и управления пожарной сигнализацией;
  • ионизационные и оптические извещатели;
  • световые табло и указатели;
  • акустические системы и звуковые оповещатели.

Типы СОУЭ

типы соуэ

По современным стандартам установка СОУЭ является обязательной для всех организаций. Система, как правило, включает в себя:

  • извещатели;
  • световые табло;
  • акустические системы;
  • план эвакуации с направляющими указателями;
  • приборы управления СОУЭ.

СОУЭ различаются между собой по техническому оснащению и методу оповещения, а также по назначению помещений, в которых устанавливается система.

1-й тип СОУЭ

Самая простая и бюджетная система оповещения. В помещении устанавливаются датчики дыма и тепловые излучатели. При изменении нормальных условий срабатывает пожарная сирена, громкость которой не регулируется и не управляется. Важно: сигнал не должен совпадать с привычным на производстве звонком, поскольку это единственное средство информации, по которому люди поймут, что необходимо эвакуироваться.

В комплектацию системы входят разнообразные звуковые сигнализации: пьезоэлектрические, световые (для плохо слышащих людей), электромагнитные звонки и сирены со звуковым давлением до 110 Дб.

К достоинствам 1-го типа систем соуэ можно отнести:

  • подключение к блоку электропитания общей пайкой, следовательно, система работает, когда работает электричество, а значит — постоянно;
  • простота монтажа и легкость обслуживания;
  • небольшой бюджет на приобретение датчиков и звуковых извещателей.

К недостаткам относится:

  • отсутствие световых подсказок и подробного плана эвакуации;
  • мало информации о том, что происходит.

По сути 1-й тип мало информативен, но иногда его используют на небольших объектах.

2-й тип СОУЭ

В данном типе совмещено звуковое оповещение и управление эвакуацией при помощи светового табло с надписью «выход». Его можно встретить в коридорах, над дверными проемами у лестничных клеток, при входе на территорию предприятия.

Табло оснащено статичным световым индикатором, что делает его заметным даже при сильном задымлении.

Достоинства 2-го типа:

  • в комплектацию входит все, что перечислено в 1-м типе, и световые табло;
  • при сильном задымлении постоянно светящиеся указатели действуют эффективнее, чем простое изображение плана эвакуации.

К недостаткам можно отнести отсутствие оборудования для удаления дыма и обеспечения принудительного притока воздуха, вместе с тем соблюдать требования пожарной безопасности к конструкциям и оборудованию вентиляционных систем. Так же, как и в 1-м типе, смысл СОУЭ заключается лишь в оповещении людей, но не в принятии мер против возгорания.

3-й тип СОУЭ

Обладает более широким функционалом, чем первые два: помимо сирены, звуковое оповещение проводится также и голосом, который вещает заранее прописанные инструкции с объяснением, куда следует пройти и что необходимо выполнить.

В этом случае эвакуация происходит более организованно, а следовательно, будет меньше паники и люди покинут здание оперативнее. Все оповещения синхронизированы и выводятся на единый диспетчерский пульт.

Достоинства 3-го типа:

  • помимо всего, что укомплектовано в 1-м и 2-м типах, система оснащена голосовыми оповещениями и световыми указателями направления эвакуации (во 2-м типе только табло «выход»);
  • возможность прописать тексты оповещения под разные ситуации;
  • прямая связь с диспетчерской пожарной службы.

К недостаткам относится обязательная достоверность передаваемых указаний о планировке здания. Все изменения в расстановке объектов, перепланировки помещений и т. д. должны быть своевременно отражены в текстах голосовой сигнализации, ответственность за это возлагается на собственников объекта.

4-й тип СОУЭ

Система оповещения похожа на 3-й тип, но является технически более сложной. Основная особенность: эвакуация происходит по отсекам, то есть не централизованный выход всех, кто находится в здании, а отдельные схемы для гостей, персонала, администрации и т. д. Это позволит избежать толпы на выходе и сохранит дисциплину при ЧС.

Достоинства 4-го типа:

  • световые или фотолюминесцентные указатели, отчетливо видные при сильном задымлении;
  • голосовые оповещения для разных групп людей разные;
  • отдельное планирование эвакуации по этажам и группам помещений;
  • прямая связь с диспетчерской и доступ к пульту управления.

К недостаткам относится технически трудоемкая работа по разработке планов эвакуации и монтажу.

5-й тип СОУЭ

Последний тип СОУЭ вобрал в себя все достоинства предыдущих схем и оснащен дополнительными функциями:

  • динамическими указателями, меняющими информацию в соответствии с ситуацией;
  • обязательная разработка нескольким планов эвакуации к каждому помещению и / или этажу;
  • координация и управление из диспетчерской пожарной службы.

Из недостатков, пожалуй, будет лишь дороговизна оборудования и поддержания системы в рабочем состоянии. Но это частично окупается использованием СОУЭ в информационных целях: помимо пожарной сирены, через систему транслируют объявления для сотрудников, музыку и т. д. Это не противоречит основной цели установки и дополнительно приносит пользу организации.

Применение СОУЭ на объектах: какой тип выбрать?

соуэ типы оповещения

В зависимости от того, насколько велико здание, сколько в нем этажей и как много жильцов или сотрудников, выбирают определенный тип СОУЭ.

Так, по Статье 84 123-ФЗ, звуковое оповещение (1-й тип) допускается на следующих объектах:

  • в детских учреждениях с одним этажом и до 100 человек в помещении, или в двухэтажном доме до 150 человек;
  • в гостиницах и общежитиях до 3-х этажей и 50 человек;
  • в публичных организациях — кинотеатрах, библиотеках, театрах до 100 человек;
  • в выставочных залах до 3-х этажей до 500 посетителей;
  • одноэтажные магазины до 500 кв. м;
  • школы в один этаж, с не более 270 учениками.

Те же объекты, но с большим количеством этажей подлежат уже ко 2-му типу СОУЭ. Чем выше здание, тем больший тип СОУЭ требуется. Так, для крупного холдинга или завода устанавливают уже 3-й тип и более, на культурных объектах, представляющих художественную и общенациональную ценность — 4-й и 5-й тип СОУЭ.

Как рассчитать количество извещателей в помещении?

что такое соуэ в пожарной безопасности

Для СОУЭ первых двух типов особых математических вычислений не требуется: в одно-двухэтажных зданиях расположить датчики и сирены не представляет никакой проблемы. Трудности с выбором и расположением начинаются с 3-го типа поскольку в нем и больше компонентов, и площадь здания.

Уточним, что к 3-му типу относятся организации с высокой степенью шума, то есть, в перечень входят не только заводы и холдинги, но и гимназии, средние школы от 150 учеников, типографии и прочие организации. Чтобы сирена была услышана, необходимо провести акустический расчет систем оповещения. Для этого оперируют следующими характеристиками:

  • полученный максимальный уровень шума в помещении, для этого производят предварительные замеры специальным оборудованием;
  • площади помещений;
  • уровень давления звука и мощность отдельных громкоговорителей;
  • заявленная в технической документации площадь распространения звука одного динамика.

А также на показатели акустики влияют толщина стен и высота потолков. Замеры производятся независимыми экспертами и разрабатывается ряд параметров, необходимых для проектирования СОУЭ в данном конкретном помещении. Важный из них — площадь озвучивания одного извещателя.

Проведение СОУЭ с ПожСистемСтрой

система оповещения и управления эвакуацией

Компания ПожСистемСтрой занимается всеми видами работ, обеспечивающих безопасность помещения: проведение и обслуживание АПС и СОУЭ, устройство противопожарного водопровода, а также аудит средств и систем противопожарной защиты на соответствие утвержденным национальным стандартам. Наши услуги помогут не только обеспечить безопасность вам и вашим сотрудникам, но и уберегут от штрафов после проверок Комитета по Охране Труда.

Мы произведем все необходимые замеры, составим и согласуем с вами план эвакуации и проведем монтаж всех технических компонентов в установленный по договору срок. От вас потребуется лишь детальный план расположения комнат, лестничных клеток и дверей.

После проведения работ проводим обязательную проверку с целью контроля качества наших услуг. По итогам выдаем документ Акт проверки работоспособности системы оповещения при пожаре. Далее систему по действующему регламенту РФ необходимо будет проверять 1-го и 2-го типа каждый месяц и квартал, а 3–5 типы — соответственно инструкции технической составляющей СОУЭ.

Для бесплатной консультации со специалистом позвоните по номеру телефона, который указан на сайте. Он ответит на все вопросы, сориентирует с выбором и посоветует оптимальный способ, обеспечивающий лучший баланс цена — качество.

Сделайте свое предприятие безопасным вместе с нами!


При возникновении чрезвычайной ситуации самым главным является своевременное оповещение людей, жизнь и здоровье которых окажутся под угрозой. В таких ситуациях вся ответственность ложится на имеющиеся на вооружении системы оповещения. Их применение позволяет не только заранее предупредить людей об опасности, но и уловить первые признаки ЧС.

Срабатывание систем оповещения, работающих в автоматическом режиме, позволяет вовремя начать эвакуацию, что значительно снижает количество пострадавших в ЧС. Сигналы должны иметь максимальный охват территории, независимо от места их расположения: город, село или удаленные районы. Кроме того оповещение должно дойти до каждого гражданина, где бы он в данный момент не находился.

Проекты по теме:

Системы оповещения ГО и ЧС: виды, задачи, назначение

Юриспруденция

Системы оповещения ГО и ЧС: виды, задачи, назначение

Власть

Применение систем оповещения в различных ситуациях

Прежде всего, необходимо знать в каких ситуациях применяются ЛСО – это:

  • Военная угроза. Может быть связана как с ракетным ударом, воздушным налетом, применением химического, бактериологического оружия, так и с непосредственным нападением, внезапным вторжением противника.
  • Катастрофы техногенного характера. Аварии на потенциально опасных объектах (ПОО) – производствах промышленных предприятий, в том числе АЭС, в результате взрыва, пожара, разгерметизации оборудования. Нарушения технологического процесса, а также аварии на любом виде транспорта в черте населенных пунктов, сопровождающиеся выбросами, розливами сильнодействующих ядовитых, химически активных веществ, представляющих угрозу жизни, здоровья людей.
  • Стихийные бедствия. Наводнения, землетрясения, селевые потоки, сходы снежных лавин, лесные пожары, представляющие угрозу для жителей населенного пункта, территории района, области, края.

Главная задача применения локальных систем – своевременное оповещение населения, работников предприятий, организаций о возникновении ЧС, необходимых действиях.

Специалисты ГО, МЧС считают, что оповещение, в том числе с помощью ЛСО, позволит многократно снизить риск угроз населению, в связи с тем, что централизованные сообщения заблаговременно поступят в региональные штабы ГО, управления МЧС, диспетчерские службы особо важных промышленных объектов.

Системы оповещения ГО и ЧС: виды, задачи, назначение

Это даст возможность эвакуироваться из зоны поражения, а в случае военной угрозы укрыться в защитных сооружениях ГО промышленных объектов, населенных пунктов, подвальных этажах зданий капитального строительства.

Заблаговременное оповещение о возможности угрозы в случаях катастроф, аварий техногенного или природного характера позволит провести экстренную, массовую эвакуацию людей, материальных ценностей.

Организация оповещения, эвакуации, других неотложных действий возложена на региональные, городские штабы ГО, а также руководство ПОО. Сигналы о ЧС, передаваемые центральными органами, дублируются подчиненными штабами ГО.

Структуризация систем оповещения ГО и ЧС

Устанавливаются системы оповещения ГО и ЧС не везде, а только на крупных объектах, которые попадают в категорию опасных, либо на тех, где одновременно пребывает большое количество людей.

Поскольку оповестить необходимо разные категории граждан, на разных уровнях государственного устройства, то, соответственно, и системы оповещения будут отличаться масштабом действия. В РФ на сегодняшний день действуют системы:

  • Централизованного оповещения (СЦО):
    • региональная автоматизированная (РАСЦО);
    • территориальная автоматизированная (ТАСЦО).

    Основной принцип размещения устройств оповещения граждан – установка оборудования вблизи крупных промышленных объектов, например, гидросооружений, химических производств и других. То, какой именно вариант оповещения населения будет применен, зависит от вида угрозы, ее мощности и опасности.

    Как работают системы оповещения регионального и территориального уровней

    Оповещение самого высокого уровня осуществляется централизованно, автоматически запускаясь в случае ЧС. Все сигналы, поступающие от пунктов МЧС, передаются в регионы, органы и соединения, подчиняющиеся федеральному центру.

    В свою очередь РАСЦО обязаны передать сигнал далее к управлениям ГО и ЧС. Должны быть оповещены:

    • руководители организаций, отвечающих за ГО;
    • диспетчера служб оперативного реагирования, которые находятся на опасных и крупных производственных объектах;
    • население регионов;
    • органы управления ГО.

    Техническая база всех систем оповещения РФ – комплекс П-160.

    Местные системы оповещения населения ГО и ЧС

    Следующая ступень передачи сигнала о ЧС – это объекты местного уровня:

    • дежурные диспетчера на потенциально опасных объектах и крупных предприятиях с экономической ценностью;
    • городское и сельское руководство ГО;
    • население.

    Оповещение для жителей и должностных лиц осуществляется раздельно. Функционирование системы обеспечивает комплекс технических устройств (КТС) П-164 или П-166, либо автоматизированные системы оповещения (АСО). Обе системы работают по каналам тональной частоты, что позволяет выбирать конкретную зону для оповещения, не задействуя остальную территорию.

    Особенности организации локального оповещения населения

    ЛСО создаются в тех районах, где работают или строятся потенциально опасные объекты. За их технической исправностью и готовностью к задействованию в случае возникновения ЧС следит начальник ГО. Он же и занимается оповещением населения, руководителей и сотрудников предприятий о непредвиденных угрозах:

    • техногенных авариях;
    • вторжении противника;
    • природных катастрофах.

    Такая многоуровневая система оповещения, слаженно и продуктивно исполняющая свои задачи, является наиболее эффективной в плане массового оповещения людей о грозящей опасности и ее предотвращения.

    Объектовые системы оповещения – обеспечение безопасности предприятий

    ОСО запускается в тех случаях, когда возникшая опасность ограничивается пределами территории одного объекта. Цель ее – довести информацию о ЧС руководящим лицам, персоналу, службам, ответственным за ГО на объекте.

    Система работает в основном на базе КТС П-164, однако, на сегодня активно рассматриваются различные варианты ее усовершенствования.

    Как пример – системы СГС-22М, которые позволяют оповещать открытые зоны и закрытые помещения на объекте, передавать предупреждающие сигналы, речевые сообщения, а в одностороннем порядке использоваться в местных каналах вещания. При этом с их помощью возможна организация и городского, и локального оповещения. Управление системой может осуществляться удаленно. Еще один плюс – возможность передачи специальных сообщений на телефоны, записанные в базе.

    Внедрение также технологий и систем мировых стандартов:

    • АТМ (B-ISDN);
    • сотовая радиосвязь;
    • GSM;
    • спутниковые персональной связи;
    • цифровые (ISDN);
    • пейджинговые;
    • мобильная связь –

    позволяет силам ГО работать еще качественнее и эффективнее, снабжая эти и другие службы РФ бесперебойной и высокоскоростной связью.

    Оборудование для оповещения

    Система оповещения гражданской обороны «РТС-2000» включает ряд объединенных между собой элементов.

    Блок сопряжения РТС-2000 ОК/БИК. Он обеспечивает сопряжение с блоками систем оповещения, с сетями проводного вещания, с линиями звукового оповещения, с громкоговорителями (внутренними и уличными). Кроме того, через блок сопряжения осуществляется:

    • контроль состояния частей комплекса;
    • контроль исправности линий нагрузки.

    При этом нет необходимости во включении оконечных средств оповещения.

    Информация о состоянии комплекса передается по сети Ethernet.

    Имеется несколько встроенных модулей (сирены, контроля и измерения). Устанавливается в оконечных пунктах систем оповещения.

    Микрофонный пульт (ПМ-1, ПМ-4, ПМ-8 и ПМ-12). Его предназначение – трансляция звуковых сигналов всех типов и передача их, а также сигналов управления на усилители-коммутаторы. Функции микрофонного пульта РТС-2000:

    • Управление зонами громкоговорителей – осуществляется через кнопки выбора зон оповещения.
    • Переключение между источниками трансляции.
    • Воспроизведение записей.
    • Подача сигнала тревоги.

    Возможно подключение нескольких пультов к одному усилителю-коммутатору РТС-2000 ОК/IP.

    Усилители-коммутаторы. Они предназначены для обработки сигналов (звуковых и управляющих): их распределения на несколько каналов, усиления, переключения элементов системы.

    Информация передается в сети проводного вещания, на радиоузлы, в IP сети. Встроенные IP модули работают по протоколам UDT, RTP, TCP в трех режимах:

    • Одноадресная передача – unicast.
    • Широковещание – broadcast.
    • Многоадресное вещание – multicast.

    Для отслеживания и передачи информации предназначена система мониторинга и контроля РТС-2000 СМК. Сигналы передаются через передатчик трехпрограммного вещания РТС 2000 ПТПВ, в который может быть встроен IP модуль для приема входных сигналов 0,775В 2 и 3 программ вещания.

    Панели входной коммутации РТС-2000 ПВК монтируются в конечных точках линий оповещения. Они позволяют подключать трансляционные приборы.

    Сотрудничество с ПО «РТС»

    Наша компания работает с 1998 года. Разработанное и запатентованное нами оборудование «РТС-200» используется на местных, региональных, локальных и объектовых уровнях систем оповещения населения.

    Мы устанавливаем, тестируем, ремонтируем и модернизируем системы оповещения ГО на базе оборудования «РТС-200» в Санкт- Петербурге и области. В комплекс работ входят:

    • Выезд на объект.
    • Разработка проекта с учетом архитектурных особенностей, месторасположения, площади и специализации объекта. В частности, это определение количества пунктов оповещения, мест их установки, параметры подключения к электросети и стыков с локальными сетями, места установки громкоговорителей (внутренних и внешних) и пр.
    • Монтаж.
    • Тестирование и пусконаладочные работы.
    • Сдача объекта заказчику.

    Мы выполняем последующее техническое обслуживание, гарантийный и постгарантийный ремонт установленных систем централизованного оповещения населения.

    Устанавливаем систему «с нуля» или интегрируем её в уже имеющееся оборудование. Наши инженеры решают задачи любой сложности, и разрабатывают проект с учетом желаний заказчика. «РТС-200» установлено на многих социально значимых объектах Санкт-Петербурга. Чтобы заказать установку системы оповещения населения, пришлите письмо на наш электронный адрес или позвоните, все данные есть на странице «контакты».

    Читайте также: