Что такое авторская работа учителя

Опубликовано: 01.05.2024

Настоящее положение устанавливает порядок и условия определе­ния авторских педагогических разработок учреждений общего, дополнительного и профессионального образования Иркутской области.

Под авторской педагогической разработкой понимается творческая работа:

адаптационная (связанная с приспособлением разработки к кон­кретным условиям);

комбинаторная (новая конструкция создается путем различных со­четаний известных способов, форм, средств);

радикальная (содержащая принципиальную новизну).

Авторская разработка любых, указанных выше типов, должна отве­чать следующим требованиям:

обоснование объективной необходимости данной разработки;

определение приемлемости данной разработки дом конкретного об­разовательного учреждения (система образования района, города, облас­ти);

формулировка конкретной цели целостного педагогического про­цесса (какие изменения могут произойти в учащихся, как они будут фиксироваться);

обозначение изменения содержания представленной разработки в соответствии с указанной выше системой целей;

определение условий реализации авторской разработки (в т.ч. ме­тодика или технология ее реализации).

Работа по авторской разработке разрешается после получения двух рецензий и положительного заключения соответственно областного или муниципального экспертного советов.

Структура и содержание авторской разработки

Структура и содержание авторской разработки должны включать в себя титульный лист, пояснительную записку, описание разделов, учебно- тематический план, приложения.

Титульный лист содержит название авторской разработки, указание ее формы (учебная, воспитательная программа, УМП, концепция, методи­ческие рекомендации); ФИО автора (авторов), должность и место работы, год и место разработки предлагаемых материалов.

Пояснительная записка раскрывает:

актуальность создания авторских разработок (исходя из какой объективной потребности обновления того или иного компонента образо­вательного процесса вытекает необходимость создания данной авторской разработки; какие проблемы может решить данная авторская разработка и какие противоречия образовательного процесса) она может устранить;

новизну авторской разработки (какая авторская идея положена в основу педагогической разработки);

методологические положения авторской разработки - основные теоретические идеи, положенные в ее основу, категории и понятия, встре­чающиеся в разработке, если их употребление в данной области науки но­сит неоднозначный характер;

цель и задачи авторской разработки - цель - идеальное предвос­хищение результата деятельности; - задачи - конкретное выражение в условиях проверки авторских гипотетичных идей.

В пояснительной записке дается краткое описание структуры автор­ской разработки; описание ее разделов с точки зрения содержательного компонента, форм, методов, средств его освоения учащимися.

Учебно-тематический план включается при необходимости перечис­ления тем занятий (уроков, лекций, семинаров, практических и лабора­торных занятий и т.д.) с указанием времени, отводимого на их выполне­ние.

Приложение содержит методическое обеспечение реализации автор­ской разработки; диагностические программы выявления эффективности авторской разработки при ее реализации; дидактический материал, твор­ческие задания для самостоятельной работы, примерные алгоритмы (пла­ны) проведения занятий, воспитательных мероприятий; список литерату­ры, использованный при составлении авторской разработки.

Заключение по результатам экспертизы авторских разработок

Заключение по результатам экспертизы должно отражать следую­щие педагогические аспекты:

1. Выполнение областного Положения об экспериментальных и авторских разработках.

Ведущие теоретические идеи авторской разработки:

степень новизны, инновационный характер авторской разработки;

роль авторской разработки в организации целостного педагогиче­ского процесса;

ключевые понятия, ведущую идею авторской разработки.

Содержательную характеристику авторской разработки.

проблемные вопросы теоретического характера;

задачи и задания творческого характера (общие, дифференциро­ванные, индивидуальные);

обобщенные способы действия, обобщенная характеристика уме­ний;

тестовые и контрольные задания (текущий и итоговый контроль при необходимости).

Реализацию принципов преемственности и перспективности.

Практическую направленность авторской разработки, ее вклад в реализацию программы развития образовательного учреждения (концеп­ции целостного педагогического процесса.).

Наличие критериев и диагностического сопровождения по выяв­лению результативности авторской разработки.

Экспертиза авторской разработки проводится по рекоменда­ции органов управления образованием и на основе заявок с приложением отзыва муниципальных методических служб или экспертных советов.

Министерство образования Иркутской области

(указывается название ОУ)

Авторская педагогическая разработка

(указывается тип творческой работы: адаптационная, комбинаторная, радикальная)

название разработки

форма (учебная, воспитательная программа, УМП, концепция, методические рекомендации)

Автор разработки:

Ф.И.О. полностью, должность, место работы

(город, район и нас. пункт)

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФРМЛЕНИЮ

Педагогическая разработка рассматривается как квалификационная работа педагогического работника, по которой, в определенной мере, можно судить о его профессиональном уровне.

К педагогическим разработкам относятся учебные и методические издания, включающие информационные материалы об эффективном педагогическом опыте, обобщение собственной педагогической практики в каких- либо вопросах преподавания, информацию о собственных педагогических находках, частные методики по дисциплине, методические разработки по темам программ, методические рекомендации и т.д.

ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК

1.УЧЕБНЫЕ ИЗДАНИЯ:

1.1 Учебник

-содержит систематическое изложение учебной дисциплины (ее раздела, части), соответствующее учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания (ГОСТ7. 60-90 «Издания. Основные виды. Термины и определения»);

1.2. Учебное пособие

-учебное издание, дополняющее или частично (полностью) заменяющее учебник и официально утверждено в качестве данного вида издания (ГОСТ7.60-90 «Издания. Основные виды. Термины и определения»)

1.3. Учебно - методическое пособие (для педагогов и/или обучающихся)

- учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания или изучения учебной дисциплины (ее раздела, части) и методике выполнения различных практических форм (контрольных, курсовых, квалификационных выпускных работ, чтение лекции и пр.) (ГОСТ 7. 60- 90. «Издания. Основные виды. Термины и определения»).

1.4. Практикум-это руководство для проведения практических занятий, предназначенное для закрепления теоретического материала и проверки знаний.

Основными видами практикумов являются:

сборник описаний лабораторных работ (содержит тематику, задания и методические рекомендации по выполнению лабораторных или практических работ в объеме определенного курса);

сборник задач (содержит задачи и методические рекомендации по их выполнению);

сборник контрольных заданий (содержит типовые контрольные задания для проверки знаний).

1.5.Учебная программа- это учебное издание, определяющее содержание, объем, а также порядок изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины (ее раздела, части).

1.6. Пособие по организации практики - это учебное издание, определяющее содержание, объем, а также порядок проведения практики (ГОСТ 7. 60- 90. «Издания. Основные виды. Термины и определения»). В программе определяется перечень профессиональных знаний, умений и навыков, компетенций, устанавливаются виды и содержание заданий, даются методические рекомендации по подготовке к проведению практик.

2. Методические издания:

2.1.Методическая разработка

-содержит конкретные материалы по методике преподавания учебной дисциплины (ее раздела, темы, урока) или проведения внеурочного мероприятия, по современным технологиям обучения, по обобщению личного опыта;

-планирование материала по дисциплине (рабочая программа, перспективно-тематический план), положения по вопросам учебно-воспитательной работы (на основе нормативных актов);

2.2.Методические пособия делятся на методические рекомендации и методические указания и содержат комплекс четко сформулированных рекомендаций, указаний по выполнению письменных экзаменационных работ, курсовых и дипломных проектов, лабораторных и практических занятий, решению вопросов практики, по подготовке к итоговой государственной аттестации, практические задания с примерами их выполнения.

Структура методических рекомендаций может быть такой: введение, которое рассчитано на то, чтобы подготовить читателя к знакомству с конкретным методическим материалом, указать предполагаемого пользо­вателя методической разработки; основная часть, в которой детально рас­крываются предлагаемые методики, пути и средства достижения наиболее значимых результатов того или иного вида деятельности; заключение, в котором делаются выводы по изложенному материалу.

Опубликованные методические рекомендации должны отвечать сле­дующим требованиям:

Содержать оригинальные или новые способы, приемы, формы ор­ганизации соответствующей деятельности.

Подтверждать эффективность предлагаемых методик материалами экспериментальной работы, иллюстрациями, таблицами, графиками.

Представлять планы и программы проведения отдельных занятий или всего комплекса занятий, перечень наглядных пособий и литературы, виды технических средств, используемых в учебном процессе.

Список литературы может предлагаться как к отдельным разделам, так и в целом к методическим рекомендациям.

При написании методического пособия следует помнить, что реко­мендации пишутся доступным языком без излишнего наукообразия, а иностранные и малоизвестные научные термины следует толковать в сно­сках, либо сделать словарь терминов и понятий, что немаловажно для полного понимания читателем методического материала.

Для облегчения поиска нужного раздела в методических рекоменда­циях необходимо предусмотреть и оглавление. Методически оправданным является расположение "Оглавления" в начале методических рекоменда­ций, что позволяет, открыв брошюру, сразу же познакомиться с ее содер­жанием.

2.3.Рабочая тетрадь - представляет собой средство обучения, являющееся одновременно как средством преподавания, так и средством учения. Рабочая тетрадь- учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, помогающий обучающемуся, студенту в освоении учебной дисциплины. Введение рабочих тетрадей в арсенал дидактических средств предоставляет преподавателю реальную возможность оптимизировать учебный процесс.

Технология работы с рабочей тетрадью предполагает изменение организации самостоятельной работы обучающихся.

3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ РЕЦЕНЗИИ НА ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ РАЗРАБОТКУ

Педагогическим работникам учреждений НПО и СПО часто приходится рецензировать работы коллег, представляющих различные виды педагогических разработок.

«Рецензия « (от латинского « recensio »-рассмотрение) – это письменный отзыв на работу. Любая педагогическая разработка для получения официального статуса должна быть снабжена рецензиями и обсуждена на заседаниях методических (цикловых) комиссий.

В рецензии указывается вид педагогической разработки (учебное пособие, методическая разработка, сборник практических работ ит.д.), должность автора, Ф.И.О. автора. Далее отмечается:

-количество страниц в работе;

-соответствие названия разработки ее содержанию;

-обоснование выбора темы, ее актуальность;

-правильность составления плана, рациональность и логичность структуры разработки;

-степень отражения современных форм, средств и методов обучения, собственного педагогического опыта;

-достоверность информации, доказательность и логичность изложения материала разработки;

-язык и стиль изложения, правильность терминологии, педагогическая и техническая грамотность, доступность текста разработки ее основному адресату;

- качество иллюстративного оформления работы, соответствие его содержанию разработки;

-качество подбора и уместность использования источников;

-выводы, которые можно сделать на основе проведенного анализа, что является ценным в рецензируемой работе, что требует дополнительного изучения, уточнения, проработки, что вызывает сомнения, а также общее заключение о возможности работы в учебном процессе, степень реальности, возможности и практического использования другими заинтересованными лицами и организациями.

Рецензия заверяется подписью рецензента и печатью.

В рецензии по авторским педагогическим разработкам указывается соответствует ли педагогическая разработка статусу «авторской» или нет, если соответствует , то указывается вид разработки:

-радикальная (содержащая принципиальную новизну; указывается автор);

-комбинаторная (новая конструкция создается, благодаря различным сочетаниям известных способов, форм, средств, указывается автор-составитель);

-адаптационная (связанная с приспособлением разработки к конкретным условиям, указывается составитель).

При экспертизе и оформлении рецензий на авторские педагогические разработки необходимо указывать количество страниц педагогической разработки в рецензии.

Мысь Елена Алексеевна

Предлагаемые методические рекомендации предназначены для их практического использования педагогами. Они включают материалы по созданию авторской программы.

Авторской может быть названа такая программа, в которой наряду с традиционными блоками обязательно содержится авторская идея (за­мысел), прогнозируемые цели, а также модель процесса их достижения.

ВложениеРазмер
avtorskaya_programma_trebovaniya_k_eyo_razrabotke.doc 54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение

начального профессионального образования

Профессиональный лицей №25

требования к ее разработке

Полысаево 2010 Введение

В процессе работы у каждого педагога с годами накапливается много дополнительного материала по предмету, а, используя существующие программы, он видит их недочёты и недостатки. Творчески работающий педагог не остановится на достигнутом и, учитывая запросы работодателей и потребности современного рынка труда, может издать авторскую программу.

Предлагаемые методические рекомендации предназначены для их практического использования педагогами. Они включают материалы по созданию авторской программы.

Цель методических рекомендаций: обеспечить педагогам оперативную и опережающую личностно-ориентированную методическую поддержку и помощь.

Вспомним прежде, что такое учебная программа.

Учебная программа — нормативный документ, в котором определяется круг основных знаний, навыков и умений, подлежащих усвоению по каждому отдельно взятому учебному предмету; логика изучения основных идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение. Учебные программы бывают типовые, вариативные, рабочие, школьные, авторские, индивидуальные.

Существуют два способа построения учебной программы: концентрический (когда отдельные части учебного материала повторяются на постоянно расширяющемся углубленном уровне) и линейный (отдельные части учебного материала образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев, содержание знания передается один раз в определенной логике).

требования к ее разработке и оформлению

Авторская программа - это спроектированная самим педагогом

(автором) на основе собственной методической концепции организационно-содержательная модель воспитательно-образовательного процесса. Она нацелена на обновление профессионального образования и получение имеющих положительную динамику педагогических результатов.

Авторской может быть названа такая программа, в которой наряду с традиционными блоками обязательно содержится авторская идея (замысел), прогнозируемые цели, а также модель процесса их достижения.

Классификация авторских программ:

• по способу разработки:

- адаптивные - связаны с приспособлением уже имеющихся разработок к данной школьной образовательной среде;

  • комбинированные - новая конструкция создается благодаря новым сочетаниям известных элементов, способов, приемов;
  • радикальные - происходит принципиальное обновление содержания предмета. При этом базовыми является государственный образовательный стандарт.

• по степени новизны:

  • педагогическая инновация - создание и внедрение новшеств, порожденных значимыми изменениями в практике образования, но не претендующих на объективную (т. е. социально значимую для страны и мира) новизну;

педагогическое изобретение - общественно значимое практическое решение задачи в области образования, претендующее на объективную новизну;

- педагогическое открытие - установление ранее неизвестных объ-
ективно существующих закономерностей, свойств, явлений, эффектов,
принципов обучения и воспитания.

Процесс разработки авторской программы

1. Аналитический этап:

  • установить наличие программ по данному учебному курсу;
  • выявить то, что педагога не устраивает в существующей программе, определить трудности, возникающие у педагога при работе с программой;
  • установить причины педагогических трудностей и сформулировать проблему.

2. Этап разработки концепции:

  • описать авторскую идею (замысел) новой программы;
  • формулировать ожидаемые результаты при работе с новой программой;
  • спрогнозировать цели новой программы;
  • разработать модель содержания программы;
  • разработать модель совместной деятельности педагога и учащихся при работе по новой программе.

3 . Этап оформления рабочего варианта программы (текстовое опи-
сание).

4 . Этап опытно-экспериментальной проверки авторской про-
граммы:

  • разработать программу опытно-экспериментальной проверки;
  • отобрать экспериментальные группы;
  • подготовить педагогов-экспериментаторов;
  • разработать критерии диагностики промежуточных и итоговых результатов опытно-экспериментальной проверки.
  • провести эксперимент;
  • осмыслить полученные результаты;
  • оформить результаты опытно-экспериментальной проверки;
  • провести коррекцию рабочего варианта авторской программы.

5. Конечное оформление авторской учебной программы:

Блоки авторской учебной программы: Введение (пояснительная записка), Концепция программы, Содержание учебного материала, Moдель образовательного процесса, Информационное и научно-методическое обеспечение.

При описании каждого из указанных блоков авторской программы необходимо ответить на поставленные ниже вопросы:

  1. Под какой учебный курс составлена программа?
  2. Кому она адресована?
  3. Чем обусловлена необходимость создания данной программы?
  1. Какое место занимает данный курс в системе профессионального образования?
  2. Какая основная идея отличает авторскую программу от других, т.е. каков авторский замысел?
  3. Что нового привносит разработчик (новые цели, новое содержание, новый способ структурирования материала и др.)?
  4. Что и как изменилось в связи с введением авторской программы?
  1. Каковы цели и назначение программы? (На развитие каких личностных качеств, способностей обучаемых ориентирована программа? Какие типы деятельности осваиваются учениками (поисковый, репродуктивный, коммуникативный, рефлексивный, творческий и др.)? На формирование каких общеучебных и предметных умений она рассчитана? Какие типовые профессиональные задачи осваиваются с помощью данного курса?)
  2. Какие блоки, разделы, темы, понятия (другие единицы содержания) включены в программу?

Модель образовательного процесса:

  1. Каковы особенности организации образовательного процесса?
  2. Каковы особенности деятельности педагога (какие технологии, методики, методы, приемы, техники целесообразно использовать педагогу для достижения поставленных целей и др.)?

3. Каковы особенности деятельности учащихся (как и за счет чего будет повышаться учебная мотивация учащихся: к какой последовательно и почему именно так будет осуществляться деятельность учащихся, каково место и объем самостоятельной работы, «удельный вес» рефлексивной работы и др.)?

4. По каким критериям оцениваются промежуточные и конечные результаты?

Информационное и методическое обеспечение:

  1. Какая учебная литература для учащихся (учебники, учебные пособия, книга чтения) обеспечивают авторскую программу?
  2. Какие дидактические материалы рекомендуются педагогу, работающему по авторской программе?
  3. Какие методические материалы обеспечивают авторский курс (сборники задач и упражнений, практикумы и др.)?
  4. Какой аппарат контроля обеспечивает деятельность учащихся по авторской программе (комплекты диагностических и контрольных тестов, контрольных вопросов, задач, заданий и др.)?
  1. Какими компьютерными программами обеспечивается авторский курс?
  2. Какие официальные документы сопровождают авторскую программу (концепция образовательного учреждения, образовательный стандарт, сборники законодательных и нормативных актов, правила по технике безопасности)?
  3. Какая публицистическая, научная и художественная литература (в случае необходимости) поддерживает авторскую программу?

Для научно-методического обеспечения непрерывного профессионального образования педагогов и качественной профессиональной подготовки выпускников учреждений профессионального образования с учётом современных требований методической службе должно быть присуще максимальное удовлетворение запросов педагогов и администрации на педагогические и методические услуги.

В данных методических рекомендациях мы рассмотрели требования к авторской программе, процесс ее разработки, конечное оформление и др. Педагогические работники могут воспользоваться ими и разработать свою авторскую программу.

Мнение эксперта по образованию по авторским методикам и авторским программам

Отечественное образование на очередном переломе. С другой стороны, никогда еще в России не было такого расцвета авторских систем обучения. Какая тенденция возобладает: свобода или порядок? Родителям и менеджерам есть над чем призадуматься.
Авторских школ, методик, новых образовательных технологий существует множество. Даже высокообразованным, но далеким от педагогики родителям-менеджерам подчас нелегко сделать выбор в пользу тех или иных авторских, нетрадиционных методик и школ или же традиционного обучения. Но тот факт, что свобода выбора в такой традиционно консервативной сфере как образование существует, внушает оптимизм.

Любовь Духанина, президент образовательного холдинга, вице-президент Ассоциации негосударственных образовательных учреждений регионов России, член Экспертного совета Южного окружного управления образования Департамента образования г. Москвы, доктор педагогических наук:

- В ситуации, когда наше государство пока только работает над стандартами в образовании, наличие авторских программ, которые делают школу и бизнес программы ближе к жизни, не просто оправдано - это действительно большой плюс. Так сложилось, что у нас образование традиционно отстает от жизни, возникает разрыв между тем, чему детей учат в школе, и тем, с чем им приходится сталкиваться за ее порогом, уже во взрослой жизни, и доучиваться на бизнес тренингах. Многие их авторские разработки нацелены на то, чтобы это разрыв уменьшить быстрее и эффективнее.

авторский метод

Однако давайте уточним терминологию - авторский курс

Существуют понятия "авторская методика" и "авторская программа". Авторская методика подразумевает, например, новую форму подачи материала на базовом стандарте содержания. Возьмем преподавание математики по методике Петерсона. Это совершенно иной принцип подачи материала, рассчитанный на опережение, а не на закрепление и повторение нового, как это предусмотрено в классической методике. Преподаватель должен идти вперед, даже когда группа учащихся не усваивает материал на 100%.

Данная методика, безусловно, прогрессивна, но, если учащийся хоть немного медлителен, он ее "не потянет" - следовательно, такой подход не может применяться ко всем членам группы обучения, что в школьном классе, что на тренинге на работе.

Авторские программы чаще всего дают какой-то предмет или материал углубленно.

Школа: есть, например, базовая программа по биологии для восьмого класса, но школа по своему желанию может ее расширить, включив нечто сверх базового минимума. У нас в школе в частности, по авторской программе преподается информатика. В начальной школе этот предмет тесно связан с "компьютерной анимацией" - занятия в мульти студии посещают все ученики начальной школы.

Чем там занимаются дети когда делают фильм?

Сначала они самостоятельно пишут сценарий будущего учебного фильма или разбирают готовый, потом каждый выбирает себе героя, продумывает, что его герой будет говорить, как он будет двигаться. Все, что будет происходить на экране, ребята репетируют сами, как в театре: шьют костюмы для своих персонажей, делают их маски, изображают их движения и звуки. Затем рисуют героев будущего мультфильма в двух-трех ключевых положениях, эти рисунки сканируются, заносятся в компьютер, расставляются соответствующим образом, а все промежуточные положения достраивает компьютерная программа. Следующий этап - озвучивание. Если в видеоролике и мультфильме присутствуют песни, начинается совместная работа преподавателя студии и учителя музыки.

Одним этим авторским курсом достигается сразу несколько целей: дети не только осваивают навыки работы с компьютером, но и получают очень много дополнительных умений сверх норматива. Во-первых, компьютерная анимация - обязательно коллективный труд, а значит, дети учатся работать в команде.

Во-вторых, они более глубоко усваивают такие важные в начальной школе понятия как "пространство" и "время". В-третьих, при работе над созданием мультика закладывается понятие причинно-следственных связей, развивается элементарная логика. И, наконец, все это больше похоже на игру, чем на урок, поэтому материал усваивается значительно проще и крепче.

Другой пример успешно работающей авторской программы - Детский биржевой центр. Раньше мы преподавали экономику в старших классах по классической методике. Замечательный вузовский преподаватель, хорошая программа: акции, биржа, котировки вал ют и прочие вещи, которые необходимо знать современному человеку. Однако дети, показывая между тем неплохие результаты, почему-то все время говорили, что им неинтересно. Тогда у нас появилась идея создать виртуальную детскую биржу, для чего была разработана специальная программа - факультатив, рассчитанный на 72 часа. После небольшого вводного теоретического курса ребята активизируют созданные для них демо-счета и приступают к настоящей биржевой игре. Иначе говоря, этот курс - практический, и старшеклассник, успешно окончивший Детский биржевой центр, сможет спокойно и уверенно выйти на реальную биржу. В результате прохождения этой программы дети понимают, что такое фондовый и валютный рынки, когда и какие акции и чью валюту нужно покупать или продавать. Среди учебных задач курса - усвоение общих экономических понятий, получение навыка обнаружения и фильтрации информации, развитие аналитического мышления, так что работы много и бездельничать некогда. Но дети очень любят этот курс, потому что он дает им настоящее понимание того, о чем говорят в новостях и пишут в прессе. В наш Детский биржевой центр с удовольствием приходят дети и из других школ.

- Каким вопросом должен задаваться родитель, решая, стоит ли обучать учащегося по той или иной авторской методике, по курсу?

- Вопросов должно быть много, и не нужно стесняться их задавать директору и педагогам, боясь показаться въедливыми и назойливыми. Спросите, для чего создана эта методика или программа. Что она даст ребенку? Спросите себя как родителя - а нужно ли это сейчас моему ребенку?

К сожалению, родители редко интересуются содержанием образования и методиками. Им почему-то важнее знать, в каком объеме там дается иностранный язык, математика, есть ли теннис, бассейн, продленка, как организовано питание. Это, конечно, тоже важно, но родителям необходимо задать вопрос и о том, насколько используемые школой методики соответствуют планируемому результату. Ведь государственные требования для каждого года обучения никто не отменял. Например, первоклассник в конце года должен уметь считать в пределах десяти, решать простые задачи на сложение и вычитание и плавно читать по слогам. Если же вам говорят: "Для нас это - не критерий. Наша цель - чтобы первоклассник к концу года сходу отличал Бетховена от Баха", то тут уж стоит подумать, нужно ли это вам и вашему ребенку? Может быть, чтобы ребенок разбирался в музыке, лучше ходить с ним в консерваторию или отдать в музыкальную школу?

авторский курс

- Не кажется ли вам, что в нынешней ситуации авторским методикам придется потесниться, так как все волей-неволей подгоняется под ЕГЭ?

- К этой ситуации нужно легче относиться. ЕГЭ - идея неплохая и решает многие проблемы. Например, снимает двойную психологическую нагрузку при сдаче экзаменов за курс средней школы и при поступлении в институт. Результаты сдачи ЕГЭ в Москве в прошлом году оказались выше, чем мы ожидали. Я уверена, что, как только все учителя в совершенстве освоят технологии проведения Единого экзамена, для детей их сдача не будет большой проблемой.

Но авторские методики все равно будут пользоваться спросом, ведь думающий родитель хочет, чтобы ребенок не просто получил аттестат (задача, решаемая при помощи ЕГЭ), но и выбрал будущую профессию, сам поступил в вуз, окончил его и был успешен в работе и жизни в целом. Значит, еще в школе ребенок должен максимально раскрыть и развить свои способности, вырасти как личность. Две эти задачи не могут ни подменять, ни взаимно исключать друг друга. Очень хотелось бы, чтобы образовательное сообщество России двигалось в направлении персонификации образования. Многие отработанные за десятилетия авторские программы могут быть очень полезны в этом плане. Лучшие учителя всегда в чем-то новаторы - они не следуют абсолютно точно какой-то программе, методике, пусть даже очень хорошей, а используют два-три учебника сразу. Любую программу хороший учитель всякий раз перерабатывает применительно к каждому своему классу, добавляет что-то, что нужно и интересно конкретным его ученикам. Хорошо, когда школа вводит все свое "особенное", авторское, как элемент "сверх базы". Тогда ребенок не испытывает никаких проблем при смене школы - он ничего не теряет, а просто "пакует свой интеллектуальный багаж" и переезжает.

- Авторских методик и школ в обозримом будущем в образовании будет больше или меньше?

- Утвердится ситуация естественного отбора. Новые предложения будут возникать, апробироваться, часть из них будет отторгаться, часть - совершенствоваться и адаптироваться к ситуации. И это правильно. В стране давно и радикально изменился политический и экономический строй, содержание же образования изменилось в незначительной степени. Мне кажется, что сейчас наступает та пора, когда бизнес должен сформулировать социальный заказ образованию. Это приведет к появлению новых, с точки зрения содержания образования, авторских программ и авторских методик, позволяющих развить те или иные необходимые современному человеку качества. А поскольку во всем этом будет необходимо разобраться, прежде чем отдавать ребенка в школу, то я вижу серьезную коммерческую перспективу создания консультационной фирмы для родителей. Ведь родитель пребывает в своем понимании школы, которое сформировалось в тот период, когда он сам учился. А жизнь не стоит на месте, и авторские разработки - один из самых удачных тому примеров. Это обязательно надо учитывать, выбирая школы и программы.

программа от автора

Личный опыт после школы, университета и 20 бизнес тренингов

Екатерина Ефимова, преподаватель математики в средней школе:

- Мне нравится система Занкова, потому что она развивает у детей желание добывать знания, а не получать их в готовом виде, то есть не позволяет растить "интеллектуальных иждивенцев". Мне есть с чем сравнивать, я - учитель, и уже десять лет преподаю в школе по традиционной системе. Моему сыну девять лет, он учится в другой школе в третьем классе по системе Занкова. Разница в его достижениях и достижениях моих учеников, если честно, меня как учителя поражает. Ну а как родителя меня волнует несколько другой вопрос: Занков - до четвертого класса, а дальше что? Я знаю, что уже разработаны программы по математике и русскому языку для пятого-шестого классов. Другое дело, что учителя - предметники почему-то очень неохотно проходят переподготовку. В Москве есть лицеи и гимназии, в которых дети, обучавшиеся по системе Занкова, чувствуют себя гораздо увереннее, чем отучившиеся по традиционной системе. Возможно, я буду искать такие учебные заведения для сына. Если представится возможность, освою эту методику и сама.

Татьяна К., менеджер Сбербанка РФ:

- У меня сложилось очень критическое отношение к методике преподавания математики в начальной школе по Петерсону. Эти тетради на печатной основе, конечно, красивые, но в классе моего сына очень большое количество совсем неглупых ребят испытывали огромные трудности по математике. В первом и втором классах мы выполняли задания всей семьей до восьми часов вечера. Считая это недопустимым, мы перевели ребенка в другую школу, где преподавание математики в начальной школе велось по классической программе Моро и Бантовой. Проблем как не бывало. Ребенок перестал обращаться к нам за помощью, быстро со всем справлялся, у него появилось время на спортивную секцию. И пусть в классическом учебнике не так много задачек "на смекалку", зато материал четко отрабатывается, закрепляется. Это, конечно, только мое личное мнение, но все же.

Анастасия Лебедева, менеджер агентства недвижимости:

- Может быть, мое мнение достаточно резко прозвучит, но я считаю, что плохой бизнес тренер или преподаватель может испортить, свести к нулю любую даже самую хорошую и оригинальную авторскую методику.

О методике: моему сыну только четыре года, и думать о школе нам еще рановато. Но я знаю точно, что главным при выборе будущего места его учебы для меня будет не методика, а личность учителя начальной школы, в дальнейшем - личность учителя-предметника. Хороший педагог - это от Бога, а плохого - учи - неучи новым методикам, он все равно не вложит в детскую головку "разумное, доброе, вечное". Я собираюсь лично знакомиться с учителями и отдам предпочтение тем школам, чьи преподаватели понравятся мне чисто по-человечески. Надеюсь, что житейский опыт и интуиция меня не подведут.

Математика - по Петерсону, личное мнение.

Изучение математики по системе Петерсона предлагается в начальных классах очень многих московских школ. Своим мнением по поводу плюсов и минусов этой методики с нашими читателями поделился Александр Вильсон, доктор педагогических наук, профессор, президент Ассоциации негосударственных образовательных организаций России, директор лицея "Столичный": - Принцип изложения материала по методике Петерсона, на мой взгляд, очень своеобразный. Ставка делается больше на логическое мышление, меньше - на запоминание. С одной стороны, это хорошо, но с другой, если ребенок три года прозанимается по этой системе, а затем по какой-либо причине вы переведете его в другую школу, где данная система не практикуется, то возникнут очень большие проблемы. Я не один раз сталкивался и с таким фактом, что дети, переходящие с традиционной методики на методику Петерсона, поначалу теряются. Сама по себе программа, конечно, хорошая: развивает фантазию, учит решать задачи на сообразительность, но родителям следует учесть, что заниматься по ней необходимо только до пятого класса. Этим методика Петерсона отличается, например, от методики Эльконина-Давыдова, которая позволяет детям безболезненно переходить в другую школу. Думаю, что по этой причине сегодня многие школы отказываются от методики Петерсона, предпочитая другие программы.

Стоит ли опасаться авторских методик?

Александр Вильсон считает, что не стоит, если эти методики прошли систему сертификации в окружных методических центрах Министерства образования. Тогда есть уверенность в том, что такая методика "вписывается" в образовательный стандарт. Если какая-либо авторская методика по отдельным предметам практикуется в государственной школе, родителям не стоит беспокоиться: государственная школа обязана реализовать стандарт в любом случае. Если же педагогическим новаторством увлечены учителя негосударственного образовательного учебного заведения, то первое, что должно интересовать родителя-менеджера, имеет ли школа государственную аккредитацию. "Родитель должен решить, подходит ли его ребенку эта частная школа в принципе, - полагает Александр Вильсон. - Между тем, сейчас существует достаточно большое количество очень известных школ и бизнес школ, тренинговых центров, не имеющих аккредитации просто потому, что она им не нужна.

И ничего плохого в этом нет. Ведь часто бывает, что школа работает нетрадиционно, потому что там нетрадиционные дети - одаренные или, напротив, слабые, которым требуется индивидуальный подход. Сдача ЕГЭ позволяет реально оценить результат работы любой авторской школы. Важно помнить о том, что негосударственная школа может учить по любым методикам, выбирать себе определенное количество предметов. Дело родителей решать, согласны ли они с этим. Например, в лицее "Столичный" одно время в начальной школе шло обучение по Ховарду, но потом родители решили, что детям это не нужно. Системой оценки эффективности любых методик и школ сейчас становится Единый госэкзамен. Если ребенок сдает его успешно, значит, его хорошо учили. Но я лично все же не советовал бы родителям без особой на то необходимости отдавать детей учиться по неутвержденным методикам".

В настоящее время ощущается потребность в научно-методической продукции в помощь педагогу-разработчику. Учителя не ждут, пока им дадут готовые указания и разработки по проведению уроков, педагогических экспериментов, дидактические материалы, созданные сценарии школьных вечеров. Они самостоятельно конструируют методики, уроки, технологии преподавания, программы, сценарии, при этом, зачастую не владея методологией этой деятельности и двигаясь путем проб и ошибок.

Предлагаемый читателю труд – это попытка передать педагогам некий инструмент проектирования и оформления педагогических разработок.

Кому предназначена разработка, или кто ее потребитель?

Данная статья адресована работникам системы образования, которые приступают либо к созданию своих разработок и их оформлению, либо занимаются их первичной экспертизой.

По сути, методология, изложенная в статье, может быть полезна любому разработчику или эксперту педагогической продукции: директору школы, учителю, завучу по научной и методической работе, руководителю методического объединения школы или методической службы района, студенту и выпускнику педагогического института.

Кого можно считать педагогом-автором?

  • Любой педагог – автор: ведь он всегда придумывает что-то. (Из разговора в учительской)
  • Автор – тот, кто осмысливает и излагает опыт так, чтобы его можно было понять и перенять коллегам. (Мнение одного эксперта)
  • Автор – лицо, создающее новый педагогический продукт, дающий образовательный эффект. (Мнение второго эксперта)
  • Автор – творческая личность, создающая разработки. (Точка зрения одного учителя)
  • Автор – тот, кто предлагает новое решение практически значимой педагогической задачи. (Мнение эксперта)
  • Авторство и учительство несовместимы. (Из беседы с чиновником министерства)
  • Автор – тот, кто оказывает методическую помощь начинающим учителям, передавая им образцы своего удачного опыта. (Ответ студента)
  • Автор – это ищущий человек, находящийся в процессе самосовершенствования. (Ответ студента)

Многообразие и неоднозначность взглядов имеют свои корни. Мы склонны принять за исходную точку зрения позицию, согласно которой автор – творческая личность, создающая новый педагогический продукт, предлагающий решение практически значимой педагогической проблемы, решение которой позволяет повлиять на качество результатов образования.

Каково значение авторских разработок учителей для учебного заведения, какова от них может быть польза школе?

Режим поисков, размышлений и раздумий – сегодня не просто норма жизни ряда педагогических коллективов, а условие их выживания, ибо он (этот режим) связан с обозримым будущим учебного заведения и может выявить стратегию его развития.

Как показывает практика, многие лицеи, гимназии, колледжи, школы ищут свое «лицо», свои подходы к обучению и воспитанию детей, свою линию построения педагогического пространства. Часть из них переходит в режим развития и самостоятельно решает:

  • обновить содержание обучения и воспитания;
  • организовать жизнедеятельность ученика, направленную на самореализацию, развитие инициативы, стремления к сотрудничеству;
  • найти современные эффективные технологии преподавания, позволяющие достичь качественно более высоких результатов обучения и воспитания;
  • создать природосообразные модели организации учебно-воспитательного процесса;
  • спроектировать новые модели управления педагогическим процессом;
  • разработать комплект педагогических средств (дидактических и воспитательных), выполняющих функцию развития учащихся;
  • создать пакет психолого-педагогических средств диагностики развития учащихся и экспертизы научно-методической продукции;
  • спроектировать педагогическую систему, делающую школу привлекательной для учащихся и притягательной для родителей;
  • создать особые методы обучения и воспитания, способствующие развитию самостоятельности ребенка и овладению им значимыми культурными ценно­стями;
  • осуществить поиск форм организации учебного процесса, позволяющих наладить взаимодействие учащихся и учителя, учащихся между собой (в парах, малых группах, бригадах).

Приоритетные направления поисков, которые ведут школы, довольно разнообразны. Как высшая ступень развития образовательного учреждения возникают различного типа авторские школы. Принято подразделять их на инструментальные и культурологические.

Инструментальные внедряют в школу определенные педагогические приемы, подходы, идеи; и это пронизывает жизнь всего педагогического коллектива и детей.

Культурологические основываются на целостной системе формирования особого мировосприятия ребенка. Каждая может иметь свою концепцию, образовательную программу, воспитательную систему, план и программу развития; все это и есть авторская педагогическая разработка.

Хорошо известно каждому директору, что признание социального статуса школы («режима функционирования или режима развития») происходит путем предъявления органам образования и педагогической общественности особым образом оформленных документов, отражающих уникальность и особенность образовательного учреждения. А особенность эта и уникальность складываются из научно-методических разработок учителей подобно тому, как из элементов конструктора составляют предметы или модели. Таким образом, в школах, ищущих свое «лицо», велика роль индивидуальных педагогических разработок. Они являются как бы фундаментальным основанием учебного заведения, на них базируется его программа развития и собственная концепция системы образования; на их базе зачастую ведется коллективом педагогический эксперимент. Сказанное убеждает: учитель - автор педагогических разработок очень нужен школе, да и любому учебному заведению.

Значимость педагогического авторства усиливается еще и тем, что объективно в обществе существует потребность перейти от авторитарной педагогики к личностно ориентированной, от «школы памяти» к школе «природосообразной», от педагогики, нацеленной на получение знаний, к педагогике, главный приоритет которой – развитие способностей учеников, от традиционных форм и методов организации учебного процесса – к нетрадиционным.

Для этого разрабатываются и внедряются педагогические разработки, связанные с созданием особого образовательного пространства, вводящего ученика в жизненно реальные ситуации выбора личностно значимой системы ценностей; самопознания; рефлексии; самосовершенствования.

В связи с этим возникает задача: так организовывать учебно-воспитательный процесс, чтобы он был ориентирован на развитие эмоционально-волевой, мыслительной и деятельностной сфер личности ученика, на формирование способности самостоятельно приобретать знания о мире.

Все это сделало еще более важным появление внутри учебного заведения нововведений, относящихся и к содержанию образования, к методике и технологии преподавания, к моделям управления. Возросла необходимость «насытить» учебное заведение (школу, лицей, колледж, гимназию) принципиально новыми педагогическими разработками. А их создателем зачастую является учитель, преподаватель.

Отсюда возникает потребность правильно оформлять эти разработки с тем, чтобы их можно было внедрить в практику работы образовательного учреждения.

Может ли педагогическое творчество быть ненужным и вредным, или о чем полезно помнить всем, в том числе руководителям?

Возможен ли школе вред от авторских педагогических разработок? Вопрос не беспочвенен. При их создании могут быть риски.

Первая опасность: увлечение педагогической модой, модными нововведениями. Прежде чем браться за разработку модной темы, стоит хорошо и всесторонне обдумать: нужна ли она, какие могут быть последствия от ее использования. Слишком высока ответственность за результат обучения детей, слишком дороги труд, здоровье и время педагогов, чтобы вовлекать педагогический коллектив в модное новаторство, «бежать за модой».

Опасность вторая: непродуманные и несогласованные действия педагогов по осуществлению нововведений. Они могут привести к травме детей: нанести ущерб их психическому, физическому и интеллектуальному здоровью и развитию. Об этом желательно не забывать.

Опасность третья: педагогическая разработка может принести вред, если недостаточно высок профессиональный уровень ее автора. Но если у педагога есть потребность в творчестве, то он должен мобилизовать свои знания, настойчивость и силы, чтобы двигаться шаг за шагом вперед, не спеша и осмотрительно, консультируясь у более опытных специалистов и корректируя свои действия.

Опасность четвертая: учитель, создающий педагогическую разработку, может затрачивать слишком много времени, сил, своего здоровья, а эффект может быть незначительный.

Предвидя возможные риски, нужно продумывать способы их компенсации.

Что даст учителю создание педагогической разработки, или зачем стараться?

Привожу свои доводы: их несколько. Создав разработку, вы, во-первых, сделаете шаг вперед и подниметесь на более высокую ступеньку профессионального мастерства. Ведь педагог, совершив акт творчества, осознает свою педагогическую деятельность, представляет ее технологически, т.е. в виде, воспроизводимом другими, оценивает критически-конструктивно свои педагогические находки, выявляет профессиональные затруднения.

Во-вторых, написанный текст разработки поможет лучше осознать себя, ощутить себя творческой личностью, способной создавать новое – «методическую продукцию».

В-третьих, наличие статуса «педагог-автор» даст вам возможность утвердиться в своем педагогическом коллективе, предстать там, перед педагогической общественностью значимой фигурой, творческой лич­ностью.

И, наконец, в-четвертых, умения, приобретенные при создании разработки, помогут вам в дальнейшем аргументировано обосновывать свой педагогический опыт, выступая на методическом объединении, в аттестационной комиссии или на экспертном совете.

Перечень этот, безусловно, можно продолжить. Мы выделили лишь некоторые, наиболее важные положения, которые могут убедить вас в пользе этой работы.

Типы педагогических разработок по содержанию, или что может создавать учитель

Авторские педагогические разработки могут быть различными. Прежде всего, это программы по учебным предметам, как вновь вводимым, так и традиционно существующим, но требующим обновления (пересмотра содержания и др.).

Кроме программ педагоги разрабатывают методики преподавания отдельных вопросов, тем, разделов, целостных учебных курсов, технологии воспитания, системы воспитательной работы.

Часто учителя создают сценарии нетрадиционных уроков, психолого-педагогические тренинги, пакеты психолого-педагогических средств диагностики развития учащихся.

Одно из значимых направлений – создание программ педагогического эксперимента (индивидуального и коллективного) для проверки гипотезы, положенной в основу авторской разработки.

Создаются и организационно-управленческие педагогические системы; концепции и модели образовательного учреждения.

Выделим типы педагогических разработок:

Концепция учебного заведения, деятельности педагогического или ученического коллектива, учебного курса

Система построения образовательного пространства, воспитательной работы, учебной работы, управления учебным заведением, мониторинга

Модель школы, управления школой, учебного процесса, урока

Проект программы развития школы, воспитательных мероприятий, урока, развития личностных качеств учащихся

Программа образования в школе, развития учебного заведения, эксперимента, учебного курса

Педагогическая технология в школе, нескольких учебных курсов, одного учебного курса, воспитательной работы школы

Методика воспитательной работы школы, преподавания курса, темы, раздела, проведения урока, организации школьного мероприятия, проведения классного часа

Сценарий учебного занятия, воспитательного «часа».

а) диагностический (пакет тестов, контрольных работ, сборник вопросов, материалы для интервью, анкет),

б) педагогический (пакет дидактических материалов для обучения или воспитания).

Хотя каждый тип создаваемого педагогического продукта имеет свою специфику, существует общая часть, которая должна присутствовать в любой педагогической разработке. В следующей статье мы рассмотрим «устройство» этой, инвариантной части: ее структуру, алгоритм создания и правила оформления.

Отметим, что каждый ее элемент в разном типе разработок имеет свои особенности и требует различной степени конкретизации. Разработки могут содержать еще и дополнительные элементы, присущие только данному педагогическому продукту, которые в рамках статей мы рассматривать не будем.

Типы работ по способу их создания

Прежде чем обсуждать эту проблему, вернемся к вопросу об авторстве. В бывшем Министерстве образования России на вопрос, что считать авторскими разработками и есть ли критерии, по которым они определяются, ответили: «Да, у министерства есть свой экспертный совет, присваивающий «титул» авторским программам и разработкам, у этого совета свои критерии, но они не могут быть транслированы практикам». Как тут не удивиться: необходимость профессионального роста педагогов признают на государственном уровне, однако критерии этого роста от разработчиков почему-то скрыты. Кроме того, часть этих критериев каждый регион может разрабатывать сам, не ориентируясь на единство требований.

В одном из отделов министерства ответили, что учитель и автор – понятия несовместимые; среди педагогов авторами могут быть единицы, да и появляются они раз в 100 лет. С этим можно согласиться, а можно и поспорить. Все зависит от исходной позиции: что понимать под термином «автор». Вообще-то автор – это создатель какого-либо произведения. Если произведением считать принципиально новый продукт, то высказывание неоспоримо. Принципиальная новизна в педагогической деятельности действительно крайне редка. Но существует и иная позиция, более продуктивная. Вот ее суть.

Педагогическая разработка – это творческий продукт, а последний, как известно, бывает разного характера:

адаптивный – связанный с приспособлением уже имеющейся работы к новым, конкретным условиям жизни;

комбинаторный – при котором новая конструкция создается благодаря новым сочетаниям известных элементов, способов, приемов;

радикальный – содержащий принципиальную новизну.

В основе такого деления лежит способ деятельности разработчика. Это нам позволяет определить типы педагогических разработок по способу создания: адаптивная, комбинаторная, радикальная.

Если эту позицию взять за исходную, то автором в педагогической области можно считать любого человека, выполнившего адаптивный, или комбинаторный, или радикальный вид деятельности и создавшего новый «продукт». При этом важно определить, что от внедрения разработки меняется в педагогическом пространстве, как, в какую сторону и почему. Конечно, в профессиональной культуре должно быть указано: материалы каких авторов (ученых или практиков) и в какой мере использовались.

Деление работ по новизне

Творческий продукт, в зависимости от новизны, подразделяется на субъективно новый и объективно новый.

Субъективно новый – это такой продукт, который создан для себя, для своих коллег, своего учебного заведения, муниципального округа или даже региона.

Объективно новый – это продукт, социально значимый: для страны, общества, в мировом масштабе. О подобном новшестве говорят: «Такого не было нигде в мире». Естественно, к нему существенно возрастают требования: и к сути, и к оформлению. Для таких разработок вводится термин «объективная новизна».

Если уровень научной новизны и практической значимости объекта педагогического творчества соответствует ряду критериев, автор может получить патент – документ, удостоверяющий государственное признание работы (изобретения) и закрепляющий исключительное право на нее за данным лицом.

С.А. Новоселов и Э.Ф. Зеер считают, что продукты педагогического творчества, обладающие новизной и общественной значимостью, бывают такими:

3- педагогическая инновация – создание и (или) внедрение новшеств, порождающих значимые изменения в практике образования, но не претендующих на объективную новизну;

2 - педагогическое изобретение – общественно значимое практическое решение какой-то задачи в области образования, претендующее на объективную новизну;

1 - педагогическое открытие – установление ранее неизвестных объективно существующих закономерностей, свойств, явлений, эффектов, принципов обучения и воспитания.

Их ранжирование по степени значимости и новизны подразделяется на уровни: I уровень – наивысший, III – низший.

С нашей точки зрения, педагогическое изобретение и открытие – это своеобразные стратегические ориентиры для профессионального роста педагогов; их достигают немногие. Массовая же педагогическая практика в большей степени связана с творчеством, имеющим характер субъективного открытия. Поэтому-то сейчас так часто идет речь о «педагогической инновации».

Для создания, обоснования и описания педагогических продуктов разных типов и уровней новизны можно применять одну и ту же методологию. Свои рекомендации мы адресуем прежде всего начинающим авторам-педагогам, чьи творческие дерзания относятся к типу инноваций.

Тем же, кто имеет больший опыт педагогического проектирования и создания соответствующих разработок, по вопросам их оформления и экспертизы советуем обратиться к литературе.

Сиденко Алла Степановна,
к.п.н, профессор,
АПКи ППРО г. Москва

Авторская программа – это учебно-воспитательный процесс, который спроектирован педагогом на базе своей методической системы. Она предназначается для внесения инноваций в образование и получение повышенных результатов.

Авторская программа — это результат длительной интеллектуальной деятельности педагога, демонстрация его постоянного самообучения и саморазвития. В настоящее время к представителям этой профессии предъявляются серьезные требования. В частности, одним из них является разработка собственных методических курсов, факультативов, публикация результатов деятельности в педагогической прессе.

педагоги за работой

Принцип построения

Педагог отражает системность подобранных средств для обновления содержания образования. Также отмечается инновационность воспитательных и образовательных задач, направленность на преобразование образовательного пространства.

Авторские программы педагогов должны опираться на функционирующие методические разработки и программы, заинтересовывать не только учеников, но и коллег разработчика.

Структура программы

Существуют определенные требования, которым должна отвечать любая разработка. Авторская рабочая программа имеет гармоничную структуру:

  • титульный лист с названием;
  • пояснительную записку;
  • содержание;
  • предварительные результаты;
  • границы использования;
  • список литературы.

как составить авторскую программу

Важные моменты

Что должна включать пояснительная записка? Примерная авторская программа предполагает раскрытие значимости рассматриваемой программы, указание цели и задач, выделение новизны, значимости разработки. Автор отмечает методы и формы организационной работы.

В содержании программы предполагается раскрытие каждой темы, прослеживается соответствие с учебным планом, отмечается то время, что отводится на изучение каждого вопроса. Педагог отмечает формы проведения занятий, занятость детей.

Есть определенные требования и к предварительным результатам. Важно указывать требования к уровню знаний, умений, навыков (ЗУН), которыми должны овладеть ученики, к средствам контроля, к оценке.

особенности работы над авторской программой

Содержание

Авторские образовательные программы начинаются с детального изучения аналогичных работ, созданных другими авторами, выделением в них положительных и отрицательных моментов. При составлении важно осознавать концепцию, основные идеи, логику программы, опираться на личный опыт, индивидуальные особенности и условия работы, на запросы родителей и школьников, отношения между педагогом и его воспитанниками.

Авторские образовательные программы должны быть краткими, реалистичными, оригинальными.

Обязательным элементом является постановка цели, которая конкретизируется в задачах и методах их решения. Также автором отмечается прогнозируемый результат, перечисляются критерии его оценки.

Основные требования

Авторская рабочая программа строится на принципе личностно-ориентированного обучения, предусматривает разные формы творческой деятельности детей:

  • занятие;
  • конкурсы;
  • конференции;
  • соревнования;
  • олимпиады;
  • выставки.

Автор закладывает оптимальное сочетание совместной и индивидуальной деятельности детей и подростков. Программы строятся с обязательным учетом возрастных особенностей каждого ученика, предусматривают возможность использования индивидуального подхода к ребенку. Авторские программы обучения должны учитывать физиологические особенности детей, содержать описание развивающей среды, перечень используемого оборудования и материалов.

компоненты собственной программы

Структурные элементы

На титульном листе необходимо указать полное название образовательной организации, в которой работает автор.

Также должны быть сведения о том, когда и кто утвердил представляемую авторскую программу. Далее идет название курса, указывается возраст, на который он предназначен. Затем пишут Ф. И. О одного автора либо творческого коллектива, которым создан материал, отмечают населенный пункт, а также год разработки.

В пояснительной записке необходимо отметить вид учебного заведения (лицей, школа, гимназия), а также его тип (специальное, общеобразовательное), отметить класс. Так как на основе авторской программы будут работать другие педагоги, важно обосновать ее значимость, новизну, актуальность.

Далее автор выделяет цель, задачи курса, сроки его реализации. По требованиям, предъявляемым к содержанию авторской разработки, необходимо указать методы, формы обучения, а также график проведения занятий. Автор перечисляет предполагаемые результаты, представляет систему оценки достижений школьников, выделяет инструментарий для оценочных действий.

В учебно-тематическом плане перечисляются темы или разделы, а также логика их рассмотрения. Уделяется внимание количеству часов, которое отводится на каждую тему, перечисляются формы и вид занятий. Согласно требованиям ФГОС в авторском курсе должен быть указан образовательный продукт (те материалы, что будут созданы ребятами в рамках проектной и исследовательской деятельности, экспериментов).

В содержательной части перечисляются темы, предлагается их краткое описание. Внимание уделяется теоретической и практической части предлагаемой программы. Материал должен подбираться с учетом физиологических особенностей обучающихся.

Информационное обеспечение предполагает указание литературы, используемой для составления программы, образовательных дисков, прилагаемых к курсу.

В качестве приложений можно рассматривать списки тем исследований (рефератов), примеры проектов, методические рекомендации.

некоторые авторские образовательные программы

Первый блок

Авторская программа - это материал, который оформлен с учетом требований новых федеральных образовательных стандартов. Так, в первом блоке должна быть представлена пояснительная записка, а также основная концепция. Проанализируем эту часть по некоторым аспектам. Ведя речь об актуальности предлагаемого материала, автор пользуется следующими маркерами:

  • актуальность проблемы возрастает в связи с;
  • в связи с … данный вопрос стал еще более актуальным;
  • интерес к проблеме поясняется следующими фактами;
  • в рамках личностно-ориентированного подхода особую значимость приобрели следующие моменты.

Авторские программы образования предполагают указание причин введения предмета (курса, факультатива) посредством следующих маркеров:

  • среди причин введения программы выделим;
  • важность курса обусловлена;
  • введение авторского курса связано с недостаточностью проектной работы в курсе.

Также в первом блоке необходимо отметить особенности материала программы, вооружившись следующими шаблонами:

  • специфика программы обусловлена;
  • особенность курса заключается в;
  • программа предназначена для широкого комплекса;
  • ее отличительными чертами модно считать;
  • особое внимание в курсе обращено на применение.

Авторская программа - это результат многолетнего труда педагога, поэтому так важно при ее составлении соблюсти все основные требования, предъявляемые к учебно-методическим материалам.

При указании роли и места курса (факультатива, предмета) в образовательной деятельности можно использовать следующие маркеры:

  • факультатив является компонентом учебного плана;
  • курс связан со следующими дисциплинами;
  • электив опирается на знания, полученные школьниками в рамках рассмотрения следующих предметов.

Отдельное внимание необходимо уделить адресату, вооружившись некоторыми шаблонами:

  • программа адресована;
  • курс рекомендуется школьникам;
  • программа рассчитана на развитие и обучение.

После модернизации отечественной образовательной системы обязательным элементом первого блока авторской программы стало указание ее соответствия требованиям Государственного федерального стандарта. Для такой записи можно вооружиться следующими маркерами:

  • курс соответствует содержательной базе ФГОС;
  • содержание программы в полной мере отражает современные тенденции отечественного образования.

При выделении требований к знаниям, умениям, навыкам обучающихся, предъявляемых после освоения авторской программы, подойдут следующие шаблоны:

  • после прохождения курса ребята имеют представление о;
  • освоив курс, ребята приобретают следующие навыки;
  • в результате изучения программы школьник должен знать этапы развития, принципы организации, владеть культурой.

как выглядит примерная авторская программа

Требования к ЗУН обучающихся

Данный раздел является важным компонентом авторского курса (программы, электива). В зависимости от основного предназначении создаваемого курса автор отмечает индивидуальные требования к знаниям, навыкам, умениям школьников, которыми они должны овладеть после его завершения. Особое внимание необходимо уделить целевой установке программы.

Для этого подойдут следующие элементы:

  • основной целью курса является создание оптимальных условий для формирования;
  • программа предназначена для совершенствования ЗУН;
  • курс предназначен для создания у обучающихся целостного представления.

Помимо постановки цели, важно отметить основные задачи, которые будет решать предлагаемая авторская методика (курс, факультатив, электив). Для правильного оформления задач можно воспользоваться следующими вариантами:

  • в качестве основной задачи курса выделим овладение практическими навыками;
  • курс предполагает приобретение школьниками навыков решения задач повышенной сложности.

Что важно знать

Публикацией таких материалов занимается издательство «Просвещение». Авторские программы должны иметь четкую структуру – несколько блоков, соединенных между собой по смыслу и содержанию. Автор отмечает название каждого раздела, поясняет те инструменты (методические приемы, формы работы), благодаря которым можно достичь желаемого результата.

Отмечая формы учебного процесса, педагог выделяет: традиционные уроки, лекционные занятия, экскурсии, семинары, диспуты.

Как отметить в авторском курсе сочетание самостоятельной и коллективной работы школьников? К примеру, можно указать, что отличительной особенностью предлагаемого авторского курса является акцент на самостоятельную деятельность школьников. Также в качестве уникальности предлагаемого материала можно рассмотреть вовлечение обучающихся в проектную деятельность.

как повысить качество знаний школьников

Итоговый контроль

Данный вопрос обязательно должен быть отмечен в любой авторской программе. К примеру, можно написать, что завершающим элементом станет проведение зачетной работы. Если предполагается контроль знаний в каждом полугодии (четверти), это также отмечается в содержании авторского курса.

Подведем итоги

Наличие собственной методики (программы или курса) является показателем профессионализма педагога. Собственная программа, оформленная согласно требованиям федерального образовательного стандарта, является основанием не только для присвоения учителю высшей квалификационной категории, но и выдвижением его кандидатуры на награждение его отраслевой (ведомственной) наградой.

Читайте также: