Что такое эстетические качества трудового оборудования

Опубликовано: 15.05.2024

Качественные признаки продукции предопределяются уже в процессе проектирования и реализуются при производстве изделий. После изготовления они проходят процесс потребления, поэтому качество создаваемой и существующей продукции можно оценивать по производственным и потребительским признакам. К первым, определяющим качество продукции, относятся конструктивные, технологические и технико-экономические.

Конструктивные признаки предполагают достижение возможной простоты и целесообразности конструкции изделия, рациональный выбор материалов, назначение размеров элементов и решение узлов в соответствии с действительными нагрузками и условиями эксплуатации в целях обеспечения надежности. Конструкция изделия должна обеспечивать его нормальное функционирование в течение всего периода эксплуатации.

Табл. 8.1. Эстетические требования к оборудованию

Вид Содержание
Отражение современных представлений об эстетической ценности структуры и формы оборудования Эстетическое совершенство оборудования исходя из тенденций в промышленном формообразовании, раскрытия связи изделия и функционально-предметной среды с человеком, проявления признаков фирменного стиля и т. д
Отражение художественными средствами в форме оборудования его функционально-технического назначения Отражение в форме функции оборудования и эргономических признаков. Выявление в форме технологии изготовления оборудования и специфики применяемых материалов. Информативность формы оборудования и его элементов
Достижение целостности формы оборудования с помощью композиционных средств Объемно-пространственная структура и тектоника формы. Ритмическое построение, пластика, пропорциональность, масштабность форм оборудования и его элементов. Цвет и фактура поверхности. Графическое решение символов, знаков, указателей, текстовых таблиц и т. д.
Достижение эстетически выразительного внешнего вида оборудования с высоким качеством исполнения поверхностей и промышленной графики Тщательность выполнения видимых элементов формы. Качество защитно-декоративных покрытий. Выполнение художественно-графических элементов. Рациональность конструкции и красивый внешний вид упаковки. Информативность рекламно-сопроводительной документации, а также выразительность ее графического и цветового решения

Технологические признаки обусловливают соответствие изделий оптимальной технологии их изготовления и в значительной мере обеспечиваются уже при разработке конструкций изделий.

Технологичной называется такая конструкция изделия или составляющих его элементов, которая обеспечивает заданные эксплуатационные качества продукции и позволяет изготовлять ее с наименьшими затратами труда и материалов. Технологичная конструкция характеризуется простотой компоновки и совершенством формы, обеспечивает удобство и минимальную трудоемкость в процессе сборки и при ремонте. Важным средством обеспечения технологичности является широкое применение в новых конструкциях таких деталей, узлов, механизмов, агрегатов, которые уже входили в ранее изготовляемые изделия, а также нормализованных и стандартизованных узлов и деталей.

Технико-экономические признаки определяются материальными и трудовыми затратами на производство и потребление, техническими условиями изготовления, а также методами испытаний, правилами приемки, маркировки, упаковки, транспортировки и хранения, которые устанавливаются ГОСТами. Снижение затрат на производство изделий при обеспечении их качества является одним из основных требований, поэтому оно должно учитываться на всех этапах проектирования и производства.

К потребительским признакам, определяющим качество техники, относятся социальные, функциональные, эргономические, экологические и эстетические.

Социальные предполагают соответствие изделия общественным потребностям, необходимому уровню потребительской ценности. Необходимость производства, например станков, определяется общественной потребностью в изготовляемых изделиях, поэтому качество станков зависит от уровня потребительских свойств получаемых с их помощью конечных продуктов.

Функциональные признаки характеризуют основное назначение предмета и использование его с наибольшей пользой. Онисвязаны с определенной структурой потребительских свойств.

Эргономические, экологические и эстетические признаки обеспечивают социальную эффективность техники.

Эргономические требования к технике определяют необходимые эргономические свойства. Структурная схема эргономических свойств и показателей приведена ранее. Она позволяет анализировать и учитывать при проектировании многие аспекты, касающиеся взаимодействия техники с человеком.

Эстетические требования к технике обусловливают единство эстетических и функциональных признаков. Они должны быть взаимосвязаны с требованиями эргономики, безопасности и научной организации труда.

Общие эстетические требования к оборудованию приведены в табл. 5.1 . К конкретному оборудованию, помимо общих требований, могут быть выдвинуты специальные, с учетом условий среды, особенностей назначения, формы и т. д.

Первые нормативные документы по выбору показателей качества номенклатуры потребительских свойств товаров народного потребления были разработаны и утверждены в еще в 1979 г. Типовая номенклатура потребительских показателей качества приведена в табл. 5.2 .

В соответствии с ГОСТ качество продукции определяется как совокупность свойств, которые обусловливают ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением.

Объективная оценка потребительских свойств товаров народного потребления может быть дана при построении иерархической структуры их качества. Согласно этому принципу, составляющие качество свойства членятся по уровням в зависимости от способностей этих свойств удовлетворять потребность. На первом уровне располагаются функционально-целевые потребительские свойства, на последующих те, которые составляют функционально-конструктивную основу изделия. Многие из свойств нижнего уровня предопределяют эффективность потребления. Особенность их проявления заключается в том, что они могут влиять на эффективность потребления непосредственно, косвенно или при комбинированном действии. Так, показатель унификации, казалось бы не интересующий потребителя, влияет на цену изделия, его ремонтопригодность, да и на эстетические свойства. Поэтому в целях обеспечения высокого качества изделий необходимо не только учитывать потребительские свойства вообще, но и выявлять их многообразные прямые и косвенные связи.

Табл. 8.2. Типовая номенклатура потребительских показателей качества товаров

Группы Показатели
Показатели социального назначения Общественная целесообразность выпуска товаров Социальный адрес и потребительский класс (типаж) товаров Соответствие товаров оптимальному ассортименту
Функциональные показатели Совершенство выполнения основной функции Универсальность применения Совершенство выполнения вспомогательных операций
Показатели надежности Безотказность Долговечность Ремонтопригодность Сохраняемость
Эргономические показатели Гигиенические Антропометрические Физиологические и психофизиологические Психологические
Эстетические показатели Информационная выразительность Рациональность формы Целостность композиции Совершенство производственного исполнения и стабильность товарного вида
Экологические показатели Содержание в воздухе вредных примесей, выбрасываемых в окружающую среду при пользовании изделием
Показатели безопасности потребления Электрическая прочность изоляции бытовых приборов Эффективность действия защитных устройств и др.

При проектировании объектов техники, рабочих мест, изделий культурно-бытового назначения должен соблюдаться основной принцип художественного конструирования — комплексный учет всех требований. В любом изделии польза, удобство и красота связаны неразрывно. Красота создается с первых этапов проектирования и при условии, когда форма вещи строится на основе ее объективной зависимости от функции, конструкции, материала, технологии и других факторов.

Художественное конструирование предусматривает работу художника-конструктора совместно с исследователем, конструктором, технологом и другими специалистами на всех стадиях проектирования начиная с подготовительного этапа. Только при этом условии участие художника-конструктора в проектировании нового объекта будет эффективным и только в этом случае может быть обеспечено высокое его качество.

Эстетические – это те факторы, воздействие которых может вызывать у человека соответствующее отношение к условиям труда с точки зрения художественного восприятия окружающей среды. Эти элементы находят свое применение в решении художественно-конструкторских качеств рабочего места, инструмента, рабочей одежды, вспомогательных средств, а также в архитектурно-художественном оформлении интерьера. Важными элементами в современных условиях являются функциональная музыка и окраска производственных помещений. Их применение положительно воздействует на состояние исполнителя работы и способствует его работоспособности. Цветовая окраска производственных помещений и оборудования оказывает существенное влияние на человека. Цвет может воздействовать на психику человека и его эстетическое восприятие. Он не только изменяет состояние зрительного анализатора, но и воздействует на самочувствие и настроение, следовательно, и на работоспособность человека. К наиболее благоприятным цветам с физиологической точки зрения относятся зеленый, желтый и белый. Зеленый цвет-воздействия на зрительный анализатор. К рациональным относятся цвета от желтого до голубого. Отрицательно влияют на организм работника насыщенные цвета крайних участков спектра-яркий синий и красный цвета быстрее вызывают зрительное утомление. К пассивным средствам повышения работоспособности относится функциональная музыка. Ее трансляция перед началом работы (встречающая музыка) должна способствовать переключению внимания работающих на трудовой процесс. Эффективность музыкальных передач на производстве определяется составом работающих временем суток и даже состоянием погоды. Например, женщины более восприимчивы к музыке, чем мужчины, молодежь активнее реагирует на музыкальные передачи, чем рабочие более старшего возраста, в ночную смену музыка оказывается более эффективной, чем в дневное, в пасмурную погоду и ненастье музыка также действует более положительно, чем в солнечные дни.

28.Когда ведут речь о социально-психологическом климате (СПК) коллектива, подразумевают следующее:

ü совокупность социально-психологических характеристик группы;

ü преобладающий и устойчивый психологический настрой коллектива;

ü характер взаимоотношений в коллективе;

ü интегральная характеристика состояния коллектива.

Благоприятный СПК характеризуют оптимизм, радость общения, доверие, чувство защищенности, безопасности и комфорта, взаимная поддержка, теплота и внимание в отношениях, межличностные симпатии, открытость коммуникации, уверенность, возможность свободно мыслить, творить, интеллектуально и профессионально расти и т.д.
Неблагоприятный СПК характеризуют пессимизм, раздражительность, скука, высокая напряженность и конфликтность отношений в группе, неуверенность, боязнь ошибиться или произвести плохое впечатление, страх наказания, неприятие, непонимание, враждебность, подозрительность, недоверие друг к другу и т.д.
Существуют признаки, по которым косвенно можно судить об атмосфере в группе:

ü уровень текучести кадров;

ü количество прогулов и опозданий;

ü количество претензий, жалоб, поступающих от сотрудников и клиентов;

ü выполнение работы в срок или с опозданием;

ü аккуратность или небрежность в обращении с оборудованием;

ü частота перерывов в работе.

Существует целый ряд факторов, определяющих социально-психологический климат в коллективе:
Глобальная макросреда: обстановка в обществе, совокупность экономических, культурных, политических и др. условий. Стабильность в экономической, политической жизни общества обеспечивают социальное и психологическое благополучие его членов и косвенно влияют на социально-психологический климат рабочих групп.
Локальная макросреда , т.е. организация, в структуру которой входит трудовой коллектив. Размеры организации, статусно-ролевая структура, отсутствие функционально-ролевых противоречий, степень централизации власти, участие сотрудников в планировании, в распределении ресурсов, состав структурных подразделений (половозрастной, профессиональный, этнический) и т.д.
Физический микроклимат, санитарно-гигиенические условия труда. Жара, духота, плохая освещенность, постоянный шум могут стать источником повышенной раздражительности и косвенно повлиять на психологическую атмосферу в группе. Напротив, хорошо оборудованное рабочее место, благоприятные санитарно-гигиенические условия повышают удовлетворенность от трудовой деятельности в целом, способствуя формированию благоприятного СПК.
Удовлетворенность работой. Большое значение для формирования благоприятного СПК имеет то, насколько работа является для человека интересной, разнообразной, творческой, соответствует ли она его профессиональному уровню, позволяет ли реализовать творческий потенциал, профессионально расти. Привлекательность работы повышают удовлетворенность условиями труда, оплатой, системой материального и морального стимулирования, социальным обеспечением, распределением отпусков, режимом работы, информационным обеспечением, перспективами карьерного роста, возможностью повысить уровень своего профессионализма, уровнем компетентности коллег, характером деловых и личных отношений в коллективе по вертикали и горизонтали и т.д.

Характер выполняемой деятельности. Монотонность деятельности, ее высокая ответственность, наличие риска для здоровья и жизни сотрудника, стрессогенный характер, эмоциональная насыщенность и т.д. — все это факторы, которые косвенно могут негативно сказаться на СПК в рабочем коллективе.
Организация совместной деятельности. Формальная структура группы, способ распределения полномочий, наличие единой цели влияет на СПК. Взаимозависимость задач, нечеткое распределение функциональных обязанностей, несоответствие сотрудника его профессиональной роли, психологическая несовместимость участников совместной деятельности повышают напряженность отношений в группе и могут стать источником конфликтов.
Психологическая совместимость является важным фактором, влияющим на СПК. Под психологической совместимостью понимают способность к совместной деятельности, в основе которой лежит оптимальное сочетание в коллективе личностных качеств участников. Психологическая совместимость может быть обусловлена сходством характеристик участников совместной деятельности.

Сработанность — это результат совместимости сотрудников. Она обеспечивает максимально возможную успешность совместной деятельности при минимальных затратах.
Характер коммуникаций в организации выступает в качестве фактора СПК. Отсутствие полной и точной информации по важному для сотрудников вопросу создает благодатную почву для возникновения и распространения слухов и сплетен, плетения интриг и закулисных игр. Руководителю стоит внимательно следить за удовлетворительным информационным обеспечением деятельности организации. Низкая коммуникативная компетентность сотрудников также ведет к коммуникативным барьерам, росту напряженности в межличностных отношениях, непониманию, недоверию, конфликтам. Умение ясно и точно излагать свою точку зрения, владение приемами конструктивной критики, навыками активного слушания и т.д. создают условия для удовлетворительной коммуникации в организации.

Самообслуживание – это труд ребенка, направленный на обслуживание самого себя (одевание, раздевание, прием пищи, умывание).

Хозяйственно-бытовой труд – труд по уборке помещения, мытье посуды, стирка и др. В отличие от самообслуживания, имеет общественную направленность. Ребенок учится создавать и содержать в соответствующем виде окружающую среду. Навыки хозяйственно - бытового труда ребенок может использовать и в самообслуживании и в труде на общую пользу.

Труд в природе – уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка, участие в чистке аквариума и др.

Ручной и художественный труд – труд, направленный на удовлетворение эстетичных потребностей человека (изготовление поделок).

Краткая характеристика форм организации труда:

Поручения – это обращенная к ребенку просьба взрослого, выполнять какое либо трудовое действие. Трудовое поручение по форме организации может быть: индивидуальным, подгрупповым,

Общим. По продолжительности: кратковременным, постоянным. По содержанию – соответствовать видам труда.

Дежурства – труд одного или нескольких детей в интересах всей группы (по столовой, в уголке природы, по подготовке к занятиям).

Общий труд – предполагает такую организацию детей, при которой при общей цели каждый ребенок выполняет какую-то часть работы самостоятельно.

Совместный труд – предполагает взаимодействие детей, зависимость каждого от темпа, качества работы другого. Цель – единая (по цепочке).

Коллективный труд – форма организации труда, при которой дети наряду с трудом решают и нравственные задачи: договориться о разделении труда, помогают друг другу в случае необходимости, «болеют» за качество общей совместной работы.

Данные методические рекомендации разработаны с целью оказания методической помощи воспитателям в организации трудовой деятельности дошкольников.

В целях продуктивной организации образовательного процесса в помощь воспитателям предложены различные стандартизированные формы диагностики трудовых умений, схемы анализа трудовой деятельности, формы конспектов организации трудовой деятельности и примерные конспекты организации разных видов и форм организации труда.

АНАЛИЗ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Примерная схема анализа организации трудовой деятельности.

1. Решены ли поставленные задачи?

2. Организация условий труда (объекты труда, оборудование, инструменты, их размещение), рациональность.

3. Организация детского коллектива (вид, форма организации труда).

4. Приёмы постановки и объяснения трудового задания.

5. Знание и умения, необходимые для выполнения задания, новые знания и умения, формируемые в процессе трудовой деятельности.

6. Результативность трудовой деятельности детей, качество навыков и умений.

7. Взаимодействие детей в процессе труда.

8. Индивидуальный подход к детям.

9. Отношение к труду.

10. Оценка деятельности (детей, воспитателя).

11. Воспитательная направленность труда.

Вопросы для анализа трудового процесса.

1. Имел ли труд детей практическую значимость.

2. Соответствие поставленных задач требованиям программы, а также содержанию работы и особенности участников.

3. Насколько формы организации детей (для коллективной работы - формы объединения) отвечают уровню развития их трудовой деятельности и опыту.

4. Воспитательное значение приемов постановки и мотивации цели:

а) эффективность данных приемов для убеждения в необходимости и значимости работы;

б) воздействие на чувства детей, выражающее стремление добиться поставленной цели;

в) насколько приемы педагога учат самостоятельно определять необходимость работы.

5. Воспитание в процессе планирования?

а) какой способ планирования выбран педагогом (действие дошкольников по плану, предложенному воспитателем, планирование по вопросам, планирование - рассказ); соответствует ли он опыту детей;

б) охватывает ли содержание плана все этапы планирования (организацию работы, последовательность и способы исполнения), предусматривает ли самоконтроль;

в) в коллективном планировании оцените, как и в чем проявляются дружеские отношения между детьми, как педагог побуждает их к этому;

г) в словесном планировании дайте оценку детской речи.

6. Воспитание в процессе выполнения работы:

а) оцените, насколько педагогически оправдано участие воспитателя в работе детей;

б) какие нравственно-волевые качества проявляются у дошкольников и как педагог способствует закреплению положительных проявлений, как побуждает к ним;

в) насколько приемы педагога способствуют решению поставленных воспитательных задач в данном трудовом процессе;

г) оцените трудовые навыки детей с точки зрения их рациональности, целесообразности последовательности действий; как педагог совершенствует навыки.

7. Оценка детской деятельности;

а) отношение детей к результату деятельности, степень адекватности полученным результатам;

б) к каким дружеским проявлениям побуждает детей педагог при оценке работы товарищей, какими приемами;

в) насколько самостоятельны дети в оценке своей работы, товарищей;

г) соответствует ли содержание оценки поставленным воспитательным задачам;

д) какими приемами формируется у детей умение оценивать; побуждает ли педагог находить причины неудач, ошибок.

Коллективная трудовая деятельность.

1. Содержание коллективного труда.

- Какие виды были включены в содержание коллектив­ного труда?

- Соответствовало ли содержание каждого вида труда программе данной группы?

- Соответствовало ли данное содержание возможностям детей данной конкретной возрастной группы? Или для этих целей оно было легким (трудным)?

2. Оборудование коллективного труда.

- Были ли все необходимые предметы для данного тру­да в нужном количестве?

- Каковы эстетические качества трудового оборудова­ния?

3. Организация обстановки для коллективного труда.

- Удобно ли были расставлены столы и расположено оборудование?

- Принимали ли участие дети в подготовке обстановки для коллективного труда? Правильно ли поступил вос­питатель, что основную заботу по подготовке обстанов­ки взял на себя (переложил на детей)?

- Соблюдались ли гигиенические условия:

• хорошо ли освещены рабочие места детей?

• сохраняли ли дети во время труда правильную позу или она была напряженной?

• поддерживались ли в обстановке порядок и чисто­та?

• соответствовали ли размеры оборудования силам и возможностям детей?

• посильной ли была трудовая нагрузка детей по объе­му работы и ее деятельности, длительность во вре­мени?

4. Организация и методика проведения коллективного труда.

- Как была организована работа с детьми (объяснение: посадили их на стулья или слушали объясненье воспи­тателя стоя). Как правильно?

- Четко ли были даны воспитателем все объяснения и указания в работе?

- Имел ли место показ приемов работы? Правильно ли поступил воспитатель, что ограничился только словес­ными объяснениями и указаниями или правильно ли по­ступил воспитатель, что одновременно со словесными объяснениями использовал наглядный показ приемов работы? Почему да, нет?

- Подтверждалось ли в объяснении к работе ее значе­ние? В чем это конкретно выразилось?

- Имело ли место разделение между детьми общей ра­боты на отдельные операции, или все дети выполняли одинаковую работу? Чем вы можете объяснить, что раз­деления работы на отдельные операции не было (или, что оно было),

5. Достаточно ли активно было руководство воспитателя детьми во время работы? В чем это конкретно выражалось?

6. Как закончился коллективный труд?

- Одновременно ли дети закончили работу или нет, пра­вильно ли это?

- Привлекались ли или не привлекались дети к уборке оборудования? (в обоих случаях дать оценку - правильно ли это).

- Оценил ли воспитатель работу детей, насколько ме­тодически правильно это было сделано? (какие оценки преобладали — положительные или отрицательные, что оценивалось — поведение, трудовые умения, трудовые ус­ловия, старательность, самостоятельность, результаты труда, взаимопомощь).

7. Имеются ли эмоциональные моменты в проведении коллективного труда? В чем они выразились?

8. Наблюдалось ли усложнение в содержании и органи­зации коллективного труда младших и старших детей? В чем конкретно это выразилось?

9. Как подводился итог трудовой деятельности детей? Ка­кие методы ,и приемы использовала воспитатель при про­ведение анализа. Участие детей в анализе.

Ручной труд.

1. Организация детей на занятие. Где оно проходило, как сидели дети.

2. Оборудование и материал, используемый в работе с детьми.

3. Тон воспитателя, его речь.

4. Какие формы работы использовались: коллективные или индивидуальные.

5. Каков уровень умений и навыков у детей по ручно­му труду. Все ли дети умеют правильно работать с пред­лагаемым материалом? Как развиты у детей мелкие мыш­цы рук, самостоятельная работа с мелкими деталями на занятии?

6. Был ли материал, даваемый детям трудным или наобо­рот, не достаточно трудным?

7. Сколько детей обращалось за помощью к воспитателю.

8. Как и в какой форме оказывал воспитатель помощь детям в работе?

9. Как дети слушали объяснения воспитателя в начале занятия? Все ли усвоили объяснение?

10. Какие методы и приемы использовал воспитатель в работе с детьми?

11. Побеседовать с детьми о том, какой материал в ра­боте по ручному труду они используют, с каким любят ра­ботать больше всего и почему.

ПЛАНИРОВАНИЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

При планировании важно отметить следующие моменты:
1) указать цель труда (что должен делать и сделать ребенок);

2) определить задачи, которые будут решаться взрослым (обучение действиям, закрепление у детей ряда последовательных действий, упражнение, воспитание положительных взаимоотношений, интереса к труду, умения прилагать усилие, делать работу самостоятельно, правильно и пр.);

3) продумать форму организации труда ребенка (повседневный труд по самообслуживанию, совместный труд со взрослым, поручение, дежурство, труд рядом, общий или совместный труд);

4) наметить основные методические приемы, которые позволят решить образовательную или воспитательную задачу (положительный пример взрослого, ребенка; показ действий; положительная оценка; привлечение ребенка для помощи другому; место педагога в процессе труда и пр.);

5) указать оборудование, которое понадобится ребенку в процессе работы;

6) наметить виды индивидуальной работы по трудовому воспитанию, указать, с кем из детей он будет проводить ее конкретно.

Дата добавления: 2018-10-25 ; просмотров: 2018 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Оборудование для хозяйственно-бытового труда детей. Для того чтобы дети могли принимать посильное участие в уходе за помещением и вещами, которые имеются в группе и на участке, а также дежурить по столовой, готовить материалы и пособия для занятий, необходим разнообразный инвентарь.

Для труда детей по уходу за помещением в распоряжении воспитателя должно быть следующее.

Фартуки — белые и цветные хлопчатобумажные, клеенчатые; белые — для накрывания столов к завтраку, обеду, полднику, ужину и последующей уборки; цветные — для ухода за помещением и вещами; клеенчатые — для мытья игрушек и стирки кукольного белья, для работы в уголке природы.

Щетка-сметка, совок — для сметания крошек со стола, со скатерти или индивидуальных салфеток.Размеры: щетка-сметка— диаметр ручки—2,3 см; совок—12X12 см, длина ручки— 8—10 см.

Щетка половая, совок для мусора.Размеры: щетка — длина 20 см, длина ручки — 100—110 см, диаметр — 2—2,3 см, совок — 12X12 см, длина ручки — 12—14 см.

Тазы, ведра, подносы.

Для хранения оборудования выделяют определенное место, и все, чем дети пользуются самостоятельно, располагают так, чтобы они сами могли доставать и убирать все необходимое для работы. В старшей и подготовительной группах это может быть комбинированный шкаф любой конструкции с закрытыми и открытыми полками. В закрытой его части на крючках подвешиваются щетки и совки для мусора; в другом отделении на специальных полочках хранятся тазы для уборки, для стирки кукольного белья, зажимы, ведерки; в открытой части шкафа должно быть отделение для хранения белых фартуков, а в закрытой— для хранения клеенчатых фартуков.

Предметы для ухода за одеждой и обувью. Щетка для чистки одежды (14—15 см). Веники для сметания снега (у входа в помещение). Щетки для чистки обуви (14—15 см). Коробка с иголками, разноцветными нитками, тесьмой (для вешалок) и набором пуговиц.

С помощью этих принадлежностей дети следят за своей одеждой и обувью и по мере необходимости устраняют непорядок в них.

Оборудование для труда детей на участке необходимо для того, чтобы правильно организовать деятельность детей во все сезоны. Предметы для труда должны быть удобны для детей, иметь привлекательный вид, изготовляться из легкого, но достаточно прочного материала (например, лопаты и совки — железные или стальные; ведра и лейки — из тонкого оцинкованного железа или жести, выкрашенные масляной краской, или полиэтиленовые; тачки, носилки, этикетки и т. д. — из дерева).

Для уборки участка, работы на огороде и в цветнике используется следующий инвентарь.

Лопаты для перекопки земли, вскопанной взрослыми; лоток лопаты 15—13 см, длина ручки — 75—30 см (см. чертежи оборудования в книге «Наблюдения и труд в природе». М., 1976).

Деревянная лопата для расчистки участка от снега: длина ее с лотком от 80 см до 1 м, лоток—12—14 см, диаметр ручки — 2 см.

Грабли деревянные (для сгребания листьев) и железные (для рыхления, очистки поверхности почвы от камней, выравнивания поверхности гряд): примерное количество зубьев — 7, расстояние между ними — 2,3—2,5 см, высота зубьев — 5 см, длина гребенки —20—22 см, длина граблей—100—110 см, сечение ручки — 2—3 см.

Метелка для очистки участка от сухих листьев и другого сора: длина палки— 1 м, диаметр от 2 до 2,3 см.

Носилки с бортиками для переноски земли, песка,опавших листьев: длина — 20—25 см, ширина — 20 см, высота бортика — 3—4 см, длина с ручками —100—110 см.

Тачка для перевозки земли, песка, опавших листьев,камешков: высота бортов — 20 см, длина вместе с ручками—100— НО см, длина бортов —30—40 см, диаметр колеса — 12 см.

Трамбовка для снега. Движок для сгребания свежевыпавшего снега. Скребки металлические. Санки, корзины или ящики для перевозки снега на санках. Ведра вместимостью 1,5—2 л. Лейки вместимостью до 2 л.

Совки для выкапывания и посадки растений, для окучивания и рыхления почвы; длина лотка — 10 см, ширина — 7—8см, длина совка— 16—20 см. Ручные цапки-«кошки» для рыхления земли.

Инвентарь, используемый детьми в процессе трудовой деятельности в природе, хранится на участке детского сада, в шкафах, где сделаны полки, удобные для детей.

Предметы для ручного труда детей. Воспитатели должны поощрять стремление детей самостоятельно применять трудовые навыки и умения в процессе выполнения различных заданий, а также изготовления игрушек-самоделок для игр, подарков малышам, взрослым. С этой целью в распоряжение детей дается определенное оборудование и материал.

Бумага плотная, тонкая, папиросная. Плотная бумага (альбомная, обложечная, настольная) используется для складывания и склеивания объемных форм. Она может быть белой, цветной, мраморной, глянцевой. Тонкая бумага используется для наружной оклейки готовых форм. Папиросная бумага (разноцветная и белая) рекомендуется для украшения готовых изделий.

Картон. Обычно для работы дают небольшие полосы или листы картона такой плотности, чтобы ребенок мог свободно его резать. Из более плотного картона воспитатель готовит шаблоны деталей, по которым дети самостоятельно вырезают нужную форму, предварительно очерчивая контур.

Бытовой материал: разнообразные коробки (спичечные, картонные, из-под сахара, косметических кремов, зубных паст, витаминов и т. д, катушки, пробки. Из этого материала дети делают игрушки, сувениры.

Производственные отходы: поролон, пенопласт, обрезки медной проволоки, шпагат. Поролон мягок, эластичен, податлив ножницам, хорошо впитывает влагу, легко окрашивается. Поролон используют для вырезывания овощей, фруктов, ягод разнообразной формы. Для окрашивания полученное изделие сначала смачивают чистой водой, затем путем сжимания и разжимания насыщают его краской. Для оформления изделий из поролона требуются кусочки проволоки (в цветной оболочке и без нее, кусочки меха, ткани.

Природный материал: шишки еловые, сосновые; лесные орехи, желуди, каштаны; сосновая кора, птичьи перья, трава, солома, мох, береста, маковые головки, половинки скорлупы грецких орехов, ракушки и т. д. Собирают обычно сухие ветки и опавшие листья, приучая детей к тому, что нужно беречь и охранять природу. Все это хранят в закрытых коробках с просверленными в крышках отверстиями. Там, где есть темное сухое помещение, можно сушить их на разостланных старых газетах — такая сушка дает возможность сохранить естественный цвет природного материала и его прочность. Если природный материал (шишки, желуди, каштаны) лежит долго, то он делается жестким, поэтому заготовки для будущих поделок каждой осенью обновляют.

Все перечисленные материалы должны быть в достаточном количестве, чтобы их хватило как для проведения занятий со всеми детьми, так и для индивидуального пользования.

Все материалы должны иметь свое место в помещении группы, чтобы детям было удобно ими пользоваться в свободное от занятий время. Рядом с ними должны быть и инструменты, которые необходимы в работе.

Казеиновый клей используется для поделок из картона и плотной бумаги. Перед занятием порошок казеинового клея заливают теплой водой, тщательно размешивают до густоты сметаны и тут же раскладывают в розетки.

Предметы и оборудование для работы с тканью.Лоскут разный: ситец, цветной сатин, белая хлопчатобумажная ткань, шелк, шерсть, байка (дети шьют из них одежду для кукол, мягкие игрушки и др.).

Выкройки для раскроя платьев, фартучков, кофточек, трусиков для кукол; выкройки игрушек. Швейные машинки. На швейных машинках дети шьют простыни, наволочки, косынки, полотенца, платочки для кукол.

Иглы, подушечки для иголок, нитки разных цветов, а также пуговицы разных цветов и размеров, ножницы хранятся в специальных коробках.

Материалы, инструменты, оборудование по ручному труду размещаются на полках или в шкафу. Рядом с бумагой разного размера, формы, видов,окраски лежат инструменты для работы с ней: ножницы, кисти с жестким ворсом, простые карандаши, маленький поднос с обрезками цветной бумаги, куски пластика для работы с клеем, а также казеиновый клей в пузырьке с закручивающейся крышкой, подставки для кисточек, салфетки.

На другой полке — спичечные коробки, а также нитки, проволока, пробки, кусочки ткани. Нож, граненое шило, ручная дрель — хранятся отдельно.

Выделяется место в шкафу и для оборудования,нужного для работы с тканью: детские швейные машинки, выкройки, нитки, пуговицы, вата, поролон. (Иголки, шило хранятся у воспитателя.)

«Раннее приобщение детей к полезной трудовой деятельности».
«Раннее приобщение детей к полезной трудовой деятельности». УХАЖИВАЕМ ЗА ЦВЕТОЧКАМИ. ПОЛИВАЕМ РАСТЕНИЯ. Трудовое воспитание детей раннего возраста-это деятельность,направленная на развитие.

Картотека трудовой деятельности Труд в уголке природы. Карточка-1 «Полив комнатных растений». Цель: Дать детям представление о способах полива (в поддон, под листья) и.

Консультация для родителей «Как развить личность ребенка с помощью трудовой деятельности» Личность ребенка формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов. Трудовому воспитанию, т. е. привлечению детей.

Консультация для воспитателей. Виды и Формы организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста ВИДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать.

Контрольная работа по трудовой деятельности Министерство образования Саратовской области ГАПОУ СО «Саратовский областной педагогический колледж» по предмету: МДК02.02. Теоретические.

Ручной труд. Материалы и оборудование. Техника безопасности Раздел: Ручной труд Тема: Материалы и оборудование. Техника безопасности. Цель: Дать сведения о видах бумаги и ее назначении. Научить сгибать.

Фотоотчет о трудовой деятельности в ясельной группе
Фотоотчет о трудовой деятельности в ясельной группе Из всех видов трудовой деятельности в летний период, доступной ребенку - дошкольнику, наиболее ценной является работа в природе. Наряду.

Учебно-методические материалы для организации образовательной деятельности в ДОУ. Презентация «Дары осени» «Что где растёт?» Дидактические задачи: • Учить классифицировать и обобщать предметы • Расширять представления детей о дарах осени • Закреплять.

Воспитание в процессе трудовой деятельности (из опыта работы) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3 «Созвездие» г. Адыгейска Воспитание в процессе трудовой.

Трудовая деятельность — важнейший вид общественно значимой активности человека. Одновременно — это сфера самых разнообразных связей между людьми, в том числе имеющих и эстетическое выражение. Именно в труде и через труд человек получает наиболее широкие возможности ощутить себя участником общественного бытия, испытать чувство радости и гордости за хорошо сделанную работу, насладиться красотой произведенного продукта.

Труд и человеческое понимание красоты изначально связаны друг с другом. Человеку с давних времен характерно стремление к подлинному совершенству производимых изделий. Пожалуй, именно орудия труда стали первыми вещами, которые человек подвергал эстетическому совершенствованию. Овладевая в труде силами природы и развивая в этом процессе одновременно не только свои физические, но и духовные способности, он научился соизмерять результаты своих усилий с действующими в природе закономерностями. Конкретно это выражалось в постоянном стремлении человека делать орудия труда максимально удобными, легкоуправляемыми и высокопроизводительными. Все эти компоненты собственно, и входят в понятие красивой вещи, являются эстетически значимыми. Именно на этой основе исторически формировался и совершенствовался эстетический вкус, то есть способность человека к эстетической оценке предметов и явлений, вырабатывалась и развивалась подлинно человеческая способность творить по законам красоты.

На определенном этапе развития человеческого общества происходит осознание необходимости системного познания и овладения средствами и приемами создания красивых по форме и содержательно-полезных в своем назначении изделий. В середине XIX века,в условиях наблюдаемой поляризации художественной и утилитарной деятельности, рядом представителей эстетической мысли того времени (У. Морис, Рескин, Земпер и др.) выдвигается требование эстетического освоения условий и продуктов материального производства. По существу, это обозначило своеобразный рубеж, с которого и берет свое начало «производственная эстетика» («эстетика труда»),изучающая специфику эстетической деятельности в системе общественного производства.

В поле зрения производственной эстетики или эстетики труда находятся задачиупорядочения вещественного мира, его гармонизации, устранение предметного хаоса, достижение высокой культуры труда. Возникновение, в частности, дизайна - проектирования эстетического облика промышленных изделий — является практическим выражением решения данных задач.

Создавая вещи и предметы с высокими потребительскими качествами, мы между тем не должны оценивать их красоту исключительно со стороны приносимой ими прибыли. Следует всегда иметь в виду не только экономический, технологический, но и эстетический аспект производства и потребления производимой продукции. При всех утилитарных, экономических и других достоинствах вещи ее эстетическое качество является приоритетным, ибо с ним, прежде всего, связано духовное удовлетворение, которое само по себе способно оказывать обратное положительное влияние на материальные процессы, быть их катализатором. Поэтому, оптимальными являются при создании вещей и предметов в сфере материального производства тесная органичная взаимосвязь и взаимообусловленность экономических, технологических, эргономических и эстетических аспектов.

Учитывая данную взаимосвязь и взаимообусловленность, эстетика труда выдвигает комплекс требований при анализе производственно-экономической проблематики. В него входят требования социального, функционального, технологического, техноэкономического, эргономического и собственно эстетического порядка. При этом специальные дисциплины, естественно, не дублируются и не подменяются, а используются лишь в контексте анализа потребительских свойств изделий и всевозможных их связей с человеком в процессе производства, сбыта и потребления. Весьма значимым моментом анализа является рассмотрение данных взаимосвязей в аспекте соответствия их социальным потребностями и эстетическим идеалам общества.




В круг социальных требований эстетики труда входит обязательное соответствие производимых изделий общественно необходимым потребностям. Реализация данного требования связана с комплексным формированием новой социальной эффективной, экологически безопасной и одновременно экономичной производственной и предметно-бытовой среды. Соблюдение этих требований обеспечивает целесообразность производства и сбыта изделий, своевременный отклик производителя на постоянно меняющиеся запросы людей.

Выполнение функциональных требований, выражающих степень соответствия изделия утилитарным потребностям человека, связано с возможностями эффективного осуществления всех необходимых операций в ходе эксплуатации изделия, что в целом указывает на степень его технического совершенства. Функционально безупречные изделия обычно обладают и высокими эксплуатационными и эстетическими параметрами.

В комплекс требований к современному процессу производства, его организации эстетика труда неизменно включает наработки эргономики — науки, изучающей трудовые процессы с целью создания оптимальных условий производственной деятельности человека, содействия роста производительности его труда при обязательном обеспечении необходимых удобств и сохранении здоровья и работоспособности. Активно используя знания из области психологии, физиологии, анатомии, медицины и гигиены человека в связи с его производственной деятельностью, эргономика дает обоснование необходимости соответствия условий труда, а также функций, форм и конструкций производимых изделий специфическим эргономическим свойствам человека.

Наконец, предметом анализа эстетики трудаявляются собственно эстетические требования, соблюдение которых обеспечивает высочайшую культуру производства, придает последнему не только материальное, но и духовно значимое наполнение. Эстетические достоинства производимых изделий предполагают, прежде всего, соответствие их формы духовным ориентирам общества и человека, которые концентрированно выражены в общественных и личных эстетических идеалах.

Воплощение эстетического идеала в изделиях материального производства обладает рядом особенностей.Во-первых, форма предметов должна отвечать требованию целостности, единства функции и материальной основы. Эстетически полноценными становятся только технически совершенные изделия, экономичные и удобные в эксплуатации. В этих характеристиках — мера проявления полезности, целесообразности и красоты. Во-вторых, важно совершенство производственного исполнения изделия, качественная реализация дизайнерского замысла, художественно-конструкторского проекта. В-третьих, изделие в композиционном отношении должно являть собой органическую связь пропорционального, масштабного и ритмического строя с системой унификации его отдельных узлов и деталей.

Эстетически значимыми являются такие его свойства как вариантность, трансформируемость элементов формы, позволяющие гармонично сочетать изделия с другими предметами, экономно использовать производственные площади. Эти и другие качества изделий в целом облегчают поиск стилевого единства используемых при оформлении жилых, общественных и производственных помещений предметов и оборудования.

Задачи технической эстетики,разумеется, не ограничиваются лишь соответствующим оформлением продуктов труда. Как было уже отмечено выше, большое значение имеют разработки по созданию оптимальных условий для творческого высокопроизводительного труда. Достижение этой цели техническая эстетика связывает с активным внедрением в труд художественного начала. К оформлению производственных помещений и к разработке новых инструментов привлекаются художники-конструкторы, учитывающие при выполнении заказав рекомендации физиологов, врачей, гигиенистов и др. специалистов. При этом учитывается различное воздействие на человека света и цвета, шума и ритма и других факторов. В частности, стремясь устранить резкое колебание работоспособности в течение трудового дня, рекомендуют активно использовать музыку. Оказывается, что жизнерадостная, веселая мелодия способна стимулировать сердечную деятельность и скорость кровообращения. В результате повышается сила мышечных сокращений и устраняется усталость. Благоприятное воздействие на человека в процессе труда оказывает рациональное физиологически обоснованное использование света и цветовой гаммы, нормальной влажности и хорошей вентиляции и другое.

В целом, эстетика труда, позволяет достигать весомого роста эффективности производства, эстетизирует его, делает производственную среду более человечной, приносящей людям больше радости и удовольствия. Красота в данной сфере является залогом и свидетельством совершенства деятельности человека, признаком высокой культуры труда, культуры производства.

Читайте также: