Что такое формирование имиджа руководителя образовательной организации

Опубликовано: 17.05.2024


Булышева, И. В. Имидж руководителя образовательной организации / И. В. Булышева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 40 (278). — С. 191-193. — URL: https://moluch.ru/archive/278/62828/ (дата обращения: 27.05.2021).

В статье рассматривается понятие «имидж», поднимается вопрос об особенностях имиджа руководителя образовательной организации, как одного из компонентов внутреннего имиджа образовательного учреждения

Ключевые слова: имидж, руководитель, образовательная организация.

Проблема имиджа активно обсуждается в научной литературе, даются различные определения этому понятию, определяется структура. В настоящее время специалистами различных направлений активно разрабатывается проблемы имиджа образовательных учреждений как элемента их конкурентоспособности и продвижения на рынке: имидж вуза, продвижения образовательных услуг, имидж образовательного учреждения, конкурентоспособность среднего общеобразовательного учреждения. Сегодня объективно назрела потребность в изучении и совершенствовании личностно-профессиональных качеств педагога как одного из составляющих внутреннего имиджа образовательного учреждения, так, как применяя понятие «имидж» к профессионализму педагога, все сходятся на том, что позитивно сформированный имидж человека является одним из основных факторов успешной его деятельности.

Рассмотрим подробнее понятие имиджа образовательной организации. В статьях Даниленко Л. В., Зуевской И., Пискунова М. С. [6, с.45] и др. встречается следующее определение имиджа — это «эмоционально окрашенный образ учебного заведения, часто сознательно сформированный, обладающий целенаправленно заданными характеристиками и призванный оказывать психологическое влияние определенной направленности на конкретные группы социума», что, очевидно, близко к сущности определения понятия «имидж организации», рассмотренном в статье Е. В. Змановской [8, с.72].

Фролов В. А. [7, с.40] включает следующие ключевые моменты в понятие имиджа образовательной организации:

− внешний имидж образовательного учреждения,

− внутренний имидж образовательного учреждения.

Федосеева И. В. [8, с.73] приводит следующие компоненты имиджа образовательного учреждения:

− фирменный стиль образовательного учреждения;

− имидж образовательной услуги;

− образ выпускника образовательного учреждения;

− комфортность образовательной среды и др.

Подробнее остановимся на имидже руководителя, как составляющей имиджа образовательной организации.

В условиях модернизации российского образования, когда о руководителе образовательной организации все чаще говорят, как об управленце, жизненно необходимо наличие позитивного имиджа руководителя, как условия его успешного управления образовательной организацией. Имидж руководителя входит в структуру управленческой деятельности, а обладание им — важная профессиональная характеристика руководителя образовательной организации. Опыт управления образовательной организацией подтверждает, что эффективное развитие и оптимальное функционирование образовательной организации не возможны без работы над созданием и внедрением позитивного имиджа руководителя [4, с.8].

Современному образованию необходим управленец, который не только хорошо знает менеджмент, но и способен создавать такие условия, которые будут способствовать развитию коллектива и личности, а также прогнозировать возможные варианты развития образовательной организации [1, с.3].

Позитивный имидж руководителя образовательной организации позволяет повысить не только его профессиональный авторитет, но и создать благоприятную репутацию о самой организации в обществе, т. е. позволяет сформировать социальный имидж образовательной организации. Имеющиеся у руководителя умения и характеристики переносятся по аналогии на имидж организации в целом. Последовательный и требовательный руководитель будет создавать у социального окружения образ структурированной и эффективной организации [9, с. 346]. Имидж руководителя образовательной организации определяется как эмоционально окрашенный образ, формируемый в сознании общественности и направленный на решение ряда образовательных задач [1, с.7]. Существует и другая трактовка имиджа руководителя образовательной организации, в которой он представляет собой специально создаваемый образ для потенциальной целевой аудитории (обучающихся и всех участников целостного образовательного процесса), который должен соответствовать их ожиданиям и потребностям [3, с. 29]. Для понимания назначения имиджа руководителя рассмотрим его функции:

  1. Соответствие действий руководителя ожиданиями подчиненных: действия руководителя должны интерпретироваться подчиненными однозначно, что дает возможность легкого объяснения, понимания и положительной оценки данных действий.
  2. Мотивирующая функция: положительный имидж руководителя способен стать стимулом для развития подчиненных, вызывая подсознательное желание быть похожим на лидера.
  3. Нормативная функция: руководитель является инициатором внедрения определенных норм взаимодействия в коллективе, что является основанием для создания корпоративной культуры образовательной организации и способствует сплочению коллектива. Из рассмотренных выше функций, можно сделать вывод о том, что наличие позитивного имиджа руководителя будет способствовать повышению мотивации среди педагогических работников, позволит легко интерпретировать действия руководителя и создаст условия для формирования корпоративной культуры организации [5, с. 129].

Имидж руководителя, образ, впечатления, которые он создает у окружающих, основывается на ряде качеств, как внешнего, так и внутреннего свойства. Березина Д. В., опираясь на исследования профессиональных особенностей руководителей образовательной организации, создает динамическую модель имиджа руководителя, в которой описываются основные качества руководителя, влияющие на формирование его имиджа. К этим качествам относятся:

− природные качества — коммуникативность, эмпатия, рефлексивность, харизматичность, красноречивость;

− личностные качества — нравственные и эмоционально-волевые ценности, психическое здоровье, надежность;

− профессиональные качества — знания, умения, навыки, познавательный потенциал, нестандартное мышление, стрессоустойчивость;

− визуальные качества — голос, осанка, цветовая гамма одежды, вербальные эффекты;

− поведенческие качества — лидерское поведение, самооценка, следование нормам деловой этики.

Выделяют следующие компоненты имиджа руководителя:

− личностные (характер, тип личности, психофизиологические особенности);

− социальные (уровень образования, стиль общения, модели ролевого поведения);

− профессиональные (профессионализм, трудовой опыт, стиль руководства) [2, с. 13].

Таким образом, положительный имидж руководителя дает возможность сформировать социальный имидж организации, что позволит ей занять свою нишу на рынке образовательных услуг, привлекая социальных партнеров и инвесторов, тем самым обеспечивая эффективное развитие и функционирование образовательной организации.











Назад Вперёд

Загрузить презентацию (898 кБ)

В последние годы много говорят и пишут о том, как представить уникальность учебного заведения, особенности его жизнедеятельности. Проблема внешнего представления школы существовала всегда, но в современных условиях она проявляется более отчетливо. Во-первых, это связано с процессами становления и развития различных типов и видов школ, имеющих различные направления деятельности.

Во-вторых, обуславливается сокращением численности учащихся. По социологическим прогнозам, представленным в проекте "Концепции структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе)" в 2011 году в школах будет обучаться только 13 млн. школьников. Это на 8 млн. учащихся меньше, чем сейчас. В подобной демографической ситуации проблема набора учащихся встанет достаточно остро, и коснется она не только начальной школы, но и старших профильных классов общеобразовательной школы - государственной и негосударственной.

В-третьих, проводимые исследования, показывают, что цель, содержание, результаты инновационных процессов, отдельных педагогических новшеств не всегда понятны родителям, а их ожидания, сформированные на основе общего представления об учебном заведении у потенциальных потребителей образовательных услуг, не всегда соотносятся с тем, что они и их дети реально получают.

Таким образом, необходимость формирования имиджа образовательного учреждения определяется:

  • сложной демографической ситуацией в системе общего среднего образования;
  • дифференциацией и вариативностью системы общего среднего образования;
  • сложностью выбора направлений и перспектив самоопределения школьников;
  • многочисленными запросами социальной практики;
  • потребностью образовательной и управленческой практики в формировании представлений о школе;
  • наличием опыта работы образовательных учреждений в данной области.

О том, насколько эта тема становится актуальной и практически необходимой в условиях конкурентной борьбы, говорить излишне.

В условиях рыночной экономики жизнеспособными оказываются только конкурентоспособные учреждения. Конкурентоспособное образовательное учреждение - это учреждение, которое обеспечивает устойчивый уровень качества образовательных услуг. Когда образовательное учреждение, предлагает образовательные услуги и обеспечивает устойчивый уровень их качества, то оно начинает работать над созданием собственного имиджа.

Однако, прежде чем говорить об имидже образовательного учреждения и особенностях его формирования, необходимо уточнить смысл понятия «имидж».

Современный словарь трактует понятие «имидж» (от лат. imago - «изображение, образ») как целенаправленно формируемый образ, призванный оказать воздействие в целях популяризации и рекламы. Обратим ваше внимание на несколько ключевых слов: «целенаправленно», то есть имидж - это то, что можно планировать и создавать; «эмоционально-психологическое воздействие», то есть он «работает» с чувствами, а не только с логикой; «воздействие на кого-либо», то есть необходимо увидеть тех субъектов, ради которых вся эта работа и затевается.

В современной литературе наиболее часто встречается определение сотрудника Центра социологических и маркетинговых исследований Пискуновой Татьяны Николаевны, которая рассматривает имидж общеобразовательного учреждения как «эмоционально окрашенный образ, обладающий целенаправленно заданными характеристиками и призванный оказывать психологическое влияние определенной направленности на конкретные группы социального окружения общеобразовательного учреждения».

В литературе для характеристики имиджа используются разные определения - желаемый, реальный, традиционный, благоприятный, позитивный, идеализированный, новый (обновленный). Наиболее часто встречающиеся из них - желаемый имидж, благоприятный имидж. Упомянутые названия следует рассматривать как характеристики имиджа, грани одной призмы, новое качество объекта. Перечисленные характеристики имиджа не исключают друг друга, не противоречат и не отрицают друг друга, при этом имидж может переходить из одного качества в другое. Так желаемый имидж при определенных усилиях со стороны заинтересованной в нем организации может стать реальным, а традиционный имидж перейти в новое качество или получить обновленное лицо.

С понятием имиджа тесно связана и репутация образовательного учреждения, которая складывается из нескольких составляющих и которая удерживается в массовом сознании долгие годы. Отличие имиджа от репутации, заключается именно в том, что репутация является итогом построения имиджа.

Очевидно, что качество имиджа - это не только психологический аванс, но и вполне внятные материальные инвестиции, которые школа может (не)получить в перспективе.

В публикациях различных авторов рассматриваются отдельные элементы структуры имиджа, из которых мы выделили следующие составляющие.

Рис. 1 Структурные компоненты имиджа образовательного учреждения

Рассмотрим каждый из компонентов более подробно.

  • Позитивный образ руководителя – это персональные физические особенности (характер, обаяние, культура), социальные характеристики (образование, биография, образ жизни, статус, ролевое поведение, ценности), профессиональные характеристики (знание стратегии развития образования, технологий обучения, воспитания, экономических и правовых основ функционирования школы);
  • Качество образовательных услуг - вклад учебного заведения в развитие образовательной подготовки учащихся, их воспитанности, психических функций, творческих способностей, формирование здорового образа жизни; ясное видение целей образования и воспитания, сформулированное в миссии образовательного учреждения; связи школы с различными социальными институтами;
  • Уровень психологического комфорта подразумевает, уважение в системе взаимоотношений учитель-ученик; бесконфликтное общение, оптимизм и доброжелательность в коллективе, своевременная психологическая помощь отдельным участникам образовательного процесса;
  • Образ персонала – это квалификация, личные качества, внешний облик, педагогическая, социальная и управленческая компетентность сотрудников;
  • Стиль образовательного учреждения заключается в эффективной организационной культуре школы; наличии и функционировании детских и юношеских объединений, визуальной самобытности школы, традициях, стиле взаимодействия между участниками образовательного процесса;
  • Внешняя атрибутика – подразумевает наличие фирменного стиля (символики); школьной формы, школьной газеты, собственного сайта в Интернете.

Процесс поиска «своего лица» может занять много времени, но это того стоит! Ведь здесь важно помнить, что любой член педагогического сообщества является своеобразной Частичкой, которая будет нести в мир информацию о Целом, а значит, оттого, насколько люди разделяют общие цели и насколько осознают средства их достижения, зависит личный успех каждого из них.

Механизмы формирования и способы построения имиджа образовательного учреждения

Формирование имиджа является первым шагом для построения хорошей школы. И инициатива здесь должна исходить исключительно от самого образовательного учреждения.

Формирование имиджа - это процесс, в ходе которого создается некий спланированный образ на основе имеющихся ресурсов. Но как понять, какой именно образ наиболее предпочтителен для «нужной» целевой аудитории? И как определить объем и специфику своих ресурсов? Очень часто бывает, что руководители и не подозревают, как много возможностей имеется в школе для создания ее позитивного имиджа. Причем именно решение этой задачи может существенно обогатить и сам педагогический процесс, дело лишь в правильном распределении общих усилий. Выделим основные этапы формирования имиджа.
I этап — определение миссии.

Начинать нужно с анализа внешней среды. Педагогическая специфика учреждения диктует свои законы, поэтому сначала нужно определиться с базовой идеей образовательного учреждения. Ее можно назвать также «концепцией», «миссией», «изюминкой» и т.д. Итогом этого этапа должно быть четкое понимание того, каковы ваши сильные и слабые стороны. Дальнейшая стратегия здесь проста: сильные стороны актуализируем и популяризируем, с проблемами - работаем.

II этап — определение целевой аудитории.

Планируя имиджевую работу, необходимо понять, какую целевую аудиторию вам хотелось бы привлечь в союзники. Это могут быть: ученики, родители, коллектив работников образовательного учреждения, социальные партнеры, СМИ.

  • Ученики. Несомненно, что выпускники школы являются, чуть ли не главными «пиарщиками» образовательного учреждения. Память о школе хранится долго, и если тот образ, который сложился у ребят по окончании учебного заведения, привлекателен, они обязательно приведут своих детей именно в эту школу. К тому же именно ученики, еще учась в школе, служат ее своеобразной «визитной карточкой»: то, что они рассказывают о своих школьных буднях (особенно в Интернете), или то, как они себя ведут в общественных местах, напрямую демонстрирует определенные стандарты, принятые в школьном сообществе.
  • Родители учеников. Это самые авторитетные субъекты, способные не только дать реальную оценку работы школы, но и откорректировать общественное мнение и мнение своих детей о ней. Именно поэтому родители являются главной целевой группой, на которую необходимо ориентироваться в имиджевой работе.
  • Социальные партнеры (реальные и потенциальные). Сегодня все большее значение для успешного продвижения на рынке играет общественная деятельность. Но вряд ли какая-то организация, нуждающаяся в обретении позитивного имиджа, будет вкладывать деньги в невнятные школьные проекты. Как правило, помогают только тем, кто имеет хорошую репутацию и высокую социально-общественную активность, - ведь польза от такого партнерства должна быть обоюдной.
  • Средства массовой информации. СМИ являются своеобразными посредниками между школой и обществом. Благодаря своевременному информированию о планах или достижениях образовательного учреждения можно существенно расширить круг своих потенциальных партнеров и (или) сформировать позитивное мнение о себе в глазах окружающих.

Следует отметить, что характер информации для разных целевых групп должен быть разным. Определившись в основных потребностях каждой целевой группы (что для нее самое важное в вашей деятельности?) необходимо ориентироваться именно на них. Например, если вы хотите привлечь состоятельных родителей, больше рекламируйте свои платные услуги (образовательные туры, экскурсионные поездки, преподавание эксклюзивных предметов и т.д.). Если же вы ориентированы на социальную деятельность, то потенциальных союзников привлечет информация о волонтерстве, общественных проектах и благотворительных акциях. Родителей, имеющих средний или низкий доход, может отпугнуть перспектива «не вписаться» в дорогие мероприятия, предлагаемые школой. И, напротив, широкая «бесплатная» деятельность может вызвать у богатых людей чувство «несерьезности» школьной программы, так как, к сожалению, многие из них предпочитают нагружать своего ребенка интеллектуальной и развлекательной деятельностью, нежели социальной и общественно значимой.

III этап — планирование.

На этом этапе происходит разработка конкретных мероприятий, связанных с формированием имиджа. Условно их можно разделить на внутренние и внешние.
Внутренние: повышение организационной (корпоративной) культуры. Сюда может входить создание школьной символики, разработка дресс-кода (стандартов одежды), изменение качества взаимоотношений всех участников образовательного процесса, обучение этике деловых отношений и т.д. Важно помнить, что открытость и демократичность школы напрямую зависит от того, насколько привлекательно выглядит то, что вы собираетесь «открывать» для других.
Внешние: трансляция целей и деятельности школы для внешних «потребителей» - родителей, социальных партнеров, СМИ. Это создание и регулярное пополнение сайта школы, акции, письменные и устные контакты, включая информирование через буклеты, памятки, листовки, рассылка благодарственных писем, участие в крупномасштабных проектах, исследованиях, волонтерской деятельности - то есть во всех мероприятиях, имеющих широкий общественный резонанс.

Итогом этого этапа должно стать ролевое распределение нагрузки. Самое главное здесь, чтобы деятельность по формированию имиджа затрагивала интересы и усилия всех членов школьного сообщества. Немаловажное значение на этапе планирования имеет вопрос о характере обратной связи (или мониторинге).

IV этап — реализация запланированных мероприятий.

Самое важное в реализации любых мероприятий по формированию имиджа ОУ - это их органичная интеграция в образовательный процесс.

V этап — проверка эффективности.

На этом этапе (как правило, ежегодно) проводится анализ соответствия полученного имиджа с желаемым результатом. Обязательным условием здесь является доведение итогов мониторинга до всех участников подобной деятельности. Между прочим, сама заинтересованность образовательного учреждения в обретении хорошей репутации, производит приятное впечатление на окружающих.

Схематично механизм формирования имиджа образовательного учреждения представлен на рисунке 2.

Таким образом, конечным результатом, т.е., целью формирования имиджа, является повышение конкурентоспособности образовательного учреждения. А конкурентоспособность достигается сформированным отношением. Если то отношение, которое имеется у желаемых союзников, полностью устраивает, - можно считать, что цели достигнуты.

Рис. 2 Этапы формирования имиджа образовательного учреждения

Каждый директор и его педагогический коллектив мечтают, чтобы на их школе лежала печать яркой индивидуальности, чтобы она выделялась среди прочих, вызывала желание устроиться на работу или учиться именно в ней.
Большое количество научных и научно-публицистических работ еще не говорит о том, что тема изучена и хорошо проработана. Скорее наоборот, тема имиджа образовательных учреждений находится на начальном этапе изучения.

Устойчивый позитивный имидж можно рассматривать как важный современный компонент методического продукта и как дополнительный ресурс управления и развития образовательного учреждения.

Целенаправленно создаваемый имидж образовательных учреждений представляет собой не набор случайных компонентов, а стройную систему взаимосвязанных качеств, интегративную совокупность характеристик. К которым относят, в первую очередь, образ руководителя (его способности, установки, ценности социально-психологические характеристики, внешний вид), образ персонала образовательного учреждения (социальные данные, культура, профессиональная компетентность, личностные характеристики и т.д.), уделяется внимание представлению социального окружения о качестве образования, стиле школы, уровне комфортности школьной среды, цене образовательных услуг и внешней атрибутике.

В результате выработанный благоприятный имидж образовательного учреждения может стать своеобразным мерилом степени развития всего учреждения, оценки перспективности его начинаний, зрелости и профессионализма всего коллектива, степени своевременности методического продукта и креативности методической работы в школе.

Сформированный позитивный имидж образовательного учреждения позволит решить ряд задач:

  • повысить привлекательность школы, в первую очередь, для родителей, учащихся и персонала,
  • повысить эффективность мероприятий по информированию населения относительно новых образовательных услуг,
  • облегчить процесс введения новых образовательных услуг,
  • повысить уровень организационной культуры,
  • способствовать улучшению социально - психологического микроклимата в коллективе.

Таким образом, формирование положительного имиджа образовательного учреждения, является необходимым условием поддержания конкуренции и увеличения числа обучающихся.

В результате выработанный благоприятный имидж образовательного учреждения может стать своеобразным мерилом степени развития всего учреждения, оценки перспективности его начинаний, зрелости и профессионализма всего коллектива, методической работы в школе.

Для чего школе нужен корпоративный имидж image002.jpg

Корпоративный имидж — это образ компании в глазах общественности, партнеров, конкурентов, госструктур и самих работников организации. В 50-х годах прошлого века это понятие в основном подразумевало наличие фирменного стиля и единый подход к оформлению интерьеров, но со временем имидж как нематериальный актив не только доказал свою состоятельность, но и расширил сферу влияния. Сегодня мы знаем, что имидж побуждает целевую аудиторию и сотрудников к определенным действиям, помогает занять нишу на рынке, повышает конкурентоспособность.

В рыночных условиях имидж важен не только для частных образовательных организаций в крупных городах, но и для школ в маленьких населенных пунктах, где конкуренция не так сильна. Для чего? Для привлечения партнеров и дополнительных источников финансирования, для повышения статуса своих педагогов, для повышения лояльности сотрудников, а также для получения запаса доверия родителей, который необходим при введении экспериментальных методик и инновационных технологий.

1.JPG

Если рассматривать абстрактную компанию, предоставляющую услуги, то исследования демонстрируют нам следующие составляющие позитивного позиционирования:

В процессе позиционирования компания транслирует свою философию, повышает узнаваемость атрибутики, объясняет цели и перспективы деятельности. Для школы особенно важно демонстрировать атрибутику и дизайн помещений, создать высокий имидж персонала в целом и педагогов в частности.

Постоянные слагаемые позитивного имиджа школы

Коллектив знает и разделяет миссию и концепцию образовательной организации;

В коллективе царит оптимистичное настроение, коллеги относятся друг к другу доброжелательно;

Сотрудники обладают необходимыми компетентностями (педагогической, социальной, управленческой);

Руководитель известен как яркая личность, настоящий профессионал, лидер;

Внутри школы поддерживается высокий уровень культуры, и участники образовательного процесса согласны с установленными нормами поведения;

Школа оказывает образовательные услуги высокого качества;

Педагоги развивают не только предметные, но и личностные навыки учеников;

Функционируют детские общественные организации;

Школа сотрудничает с высшими учебными заведениями, социальными институтами;

Коллектив поддерживает общие ценности(взаимопомощь, здоровый образ жизни).

К переменным слагаемым, в свою очередь, относятся миссия и приоритеты образовательного учреждения, виды образовательных услуг, материальная база.

Выстраиваем имидж руководителя

Имидж руководителя во многом определяет конкурентоспособность и успешность организации. Когда мы говорим об известных, зарекомендовавших себя школах, то к номеру или названию добавляем также фамилию основателя или директора. Образовательное учреждение может даже сформировать себе имидж «авторской» школы.

Компоненты имиджа руководителя

Персональные: личность, характер, физические особенности.

Социальные: образование, семейный статус, положение в обществе, увлечения, ценности.

Профессиональные: стиль руководства, владение технологиями управления коллективом, наличие стратегического мышления, способность самосовершенствоваться.

Подробнее о том, как руководителю быть ярким и развивать свою компетентность, читайте в наших статьях:

Выстраиваем имидж педагога

Имидж учителя необходимо выстраивать в зависимости от возраста и социальных предпочтений тех, на кого направлено позиционирование. Например, школьникам младших классов и их родителям важно видеть перед собой собранного заинтересованного классного руководителя. При работе в старших классах на первый план выступает образ учителя-предметника, эксперта в своей области. Визуальная привлекательность является первостепенной составной частью имиджа педагога: сознательно или нет, люди оценивают укладку учительницы, цветовую гамму одежды, макияж.

Этапы управления формированием имиджа педагога (алгоритм разработки индивидуальной программы формирования имиджа по И. Р. Лазаренко)

1. Изучаем мнение общественности об учителях.

2. Уточняем, что в данном регионе ждут от педагогов представители администрации, руководители школ, родители, ученики, другие учителя.

3. Формируем и транслируем положительный образ.

4. Поддерживаем позитивные эмоциональные компоненты имиджа.

5. Устанавливаем обратную связь с реципиентами имиджа.

Остаемся честны

При формировании и сохранении позитивного имиджа важно проводить самооценку и получать результаты внешних проверок. Самооценка должна проходить на основе динамики результатов деятельности школы. Внешние проверки способствуют повышению мотивации и улучшению качества организации работы.

Цельный позитивный образ складывается тогда, когда создаваемый имидж соответствует стратегии и этапу развития организации, когда внутренний имидж не противоречит внешнему. При создании образа важно говорить правду и соответствовать заявленным стандартам — особенно в наш век быстрого распространения информации.

Эффективное управление образовательным учреждением, как специфического социального социума, немыслимо без привлекательного облика того, кто по должностному положению этим занимается.

Руководитель образовательного учреждения является публичным деятелем, так как в своей работе он постоянно вступает в общение с пятью социальными группами: детьми, педагогами, техническим персоналом, родителями и вышестоящим руководством. Кроме этого, ему необходимо поддерживать связь с общественностью своего региона. Поэтому руководителю современного дошкольного образовательного учреждения необходимо быть обаятельной и авторитетной личностью.

В последние годы значение имиджа в деловом общении достаточно сильно возросло. Новые социально-экономические условия в России актуализируют спрос на сильных, ярких руководителей с выраженными нравственными, интеллектуальными качествами и развитыми управленческими способностями и умениями, сознательно включающих все эти показатели в свой имидж.

Изучением имиджа руководителя занимались Дж. Браун, Р. Хофф, Э. Фромм, Б. Джи, Е. А. Блажнов, В. А. Иванченко, Р. Л. Кричевский, В. М. Шепель и др.

Имидж – это целостный непротиворечивый образ руководителя в сознании окружающих, соответствующий целям, нормам, ценностям, принятым в коллективе, и ожиданиям, предъявляемым членами коллектива к руководителю имеет несколько ключевых слов, которые позволяют раскрыть слагаемые имиджа руководителя.

Имидж руководителя дошкольной образовательной организации

Райков Александр Николаевич выделяет следующие составляющие имиджа руководителя организации:

персональные характеристики: физические, психофизиологические особенности, характер, тип личности, индивидуальный стиль принятия решений и т. д. ;

социальные характеристики: статус руководителя организации: связанный с официально занимаемой должностью и с происхождением, личным состоянием и т. д.

личная миссия руководителя: своего рода конституция, выражающая стратегическое видение руководителя. Личная миссия руководителя определяет то положение, в котором он находится в данный момент, и то, чего он хочет достичь в будущем;

ценностные ориентации руководителя: наиболее важные предположения, принимаемые руководителем организации и оказывающие воздействие на организационную культуру организации.

Персональные характеристики

Внешний облик. Основным видом деловой одежды является костюм. Костюм деловой женщины может быть и классической тройкой, и платьем-костюмом. Высота каблука зависит от предпочтения женщины (лучше 5-6 см). Колготки используют только телесного цвета без рисунка. Прическа и макияж современной деловой женщины соответствуют моде, но с определенными ограничениями. Маникюр является неотъемлемым элементом хорошего тона. Парфюм должен чувствоваться слегка и только при приближении.

Темперамент. Для создания имиджа руководителя представителям различных темпераментов приходится прилагать разные усилия. Наиболее благоприятной базой для формирования имиджа руководителя является сангвинический темперамент. Но и его обладатели нуждаются в приложении дополнительных усилий к созданию имиджа.

Голос и речь. В настоящее время особое значение имеет умение разговаривать по телефону. Именно по телефону устанавливаются начальные контакты. Первое впечатление складывается по звуку голоса, и к моменту личной встречи у собеседника уже формируется определенное мнение. Приятный голос делает человека более привлекательным. Темп речи зависит от расстановки пауз. Быстрый темп речи хорош при условии, что четко произносятся все слова, что паузы достаточно длинны и позволяют слушателю обдумать сказанное. Делать паузы в речи считается признаком хорошего тона. Они производят впечатление, что собеседнику предоставляется возможность вставить реплику, если он того пожелает.

Социальные характеристики

Они связаны с обстановкой вокруг организации. Руководитель, ориентируясь на определённую целевую аудиторию, должен стараться в то же время заручиться поддержкой как можно большего количества людей, как имеющих прямого отношения к продукции или услуге организации, так и связанных с ней косвенным образом. Он должен чутко улавливать их требования. Также стоит обратить внимание на такую важную социальную характеристику, как семейное положение лидера организации. «Социальные характеристики» являются достаточно подвижной частью имиджа лидера, тесно связанной с требованиями реальности. Каждый раз на основе тщательного анализа сложившейся ситуации они конструируются заново.

Личная миссия руководителя

Руководитель организации может иметь либо не иметь такой миссии, он может также не понимать назначения миссии. Миссия организации, по определению Томпсона и Стрикланда, отвечает на вопрос: «В чем заключается наша деятельность, и чем мы будем заниматься?». Что касается руководителя организации, то, если он не будет осознавать, в чем смысл его деятельности, он никогда не сможет создать положительный имидж управленца.

Ценностные ориентации руководителя

Направленность личности и позиции по отношению к окружающим включает в себя намерения, мотивы, способности, установки, ценностные ориентации. Ценностными ориентациями личности являются разделяемые этой личностью социальные ценности, выступающие в качестве целей жизни и основных средств достижения этих целей. Будучи отражением фундаментальных социальных интересов личности, они выражают субъективную общественную позицию индивидов, их мировоззрение и нравственные принципы.

Таким образом, условия формирование имиджа не является изменением личности человека. Этот процесс не может сделать из одного человека совершенно другого. Поэтому для руководителя важно знание основ психологии для того, чтобы быть в состоянии оценить психологические особенности собственной личности и грамотно использовать свои сильные и слабые стороны.

В первую очередь, руководитель должен определить для себя цель создания имиджа, а при возможности и конечный результат («идеальный имидж») и исходную базу формирования, т. е. образ, имеющийся в настоящий момент.

Выработанный благоприятный имидж образовательной организации может стать своеобразным мерилом степени развития всего учреждения, оценки перспективности его начинаний, зрелости и профессионализма всего коллектива, степени своевременности методического продукта и креативности методической работы в детском саду.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Гучанова А. С. Составляющие имиджа руководителя дошкольной образовательной организацией // Молодой ученый. — 2016. — №27. — С. 705-707.

2. Захарова Л. Н. Психология управления / - М. : Логос, 2010г. 203-210с.

3. Перелыгина Е. Б. Психология имиджа: Учебное пособие/Е. Б. Перелыгина. - М. : Аспект Пресс, 2002г. 156-163с.

4. Райков А. Имидж как инструмент управления / А. Райков // Информация и бизнес. — 2012. — N 2. — С. 37–41.

5. Федосеева И. В. Образовательный маркетинг: учеб. -метод. пособие /И. В. Федосеева. - Архангельск: АО ИППК РО, 2009.- С. 67-74.

6. Шепель В. М. Имиджелогия. Как нравиться людям. – М. : Народное образование, 2002.

Образец речи и имидж воспитателя «Образец речи и имидж воспитателя». Подготовила: воспитатель Лазарева Н. А. Слайд 1. Воспитатель - это не только профессия, это призвание,.

Презентация «Имидж и стиль руководителя ДОО» 1 слайд «Титульный» Добрый день! Своё выступление хотела бы начать со слов: «Важно, что о вас говорят, ещё важнее, что для вас делают,.

Имидж в Дошкольной образовательной организации Имидж ДОО – эмоционально окрашенный образ образовательного учреждения, часто сознательно сформированный, обладающий целенаправленно заданными.

Имидж воспитателя дошкольного образовательного учреждения Автор: Хорошилова Галина Александровна, воспитатель МАДОУ "ЦРР - детский сад № 175", г. Новокузнецк, Кемеровская обл. В человеке все должно.

Консультация музыкального руководителя «Вопросы успешного взаимодействия музыкального руководителя и воспитателей в ДОУ» «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей при организации музыкальной образовательной деятельности в условиях реализации.

Консультация музыкального руководителя «Воспитатель — главный помощник музыкального руководителя» Консультация музыкального руководителя - «Воспитатель — главный помощник музыкального руководителя». Составила: Музыкальный руководитель.

Портфолио музыкального руководителя
Портфолио музыкального руководителя Артюгина Алла Константиновна музыкальный руководитель высшей квалификационной категории -педагогический стаж – 35лет -общий стаж – 35лет.

Позитивный имидж детского сада и роль каждого члена коллектива в его в формировании Современный этап развития системы образования Российской Федерации характеризуется наличием конкуренции между образовательными учреждениями,.

Семинар-практикум с элементами тренинга «Имидж педагога» Я желаю вам творческих успехов! До новых встреч. (слайд 8) «Никто не может ничему научиться у человека, который не нравится». древнегреческий.

Имидж педагога дополнительного образования как важный фактор делового общения с родителями Ефремова Людмила Сергеевна Педагог дополнительного образования МДОУ «Детский сад № 78» г. Энгельса Имидж педагога дополнительного образования.

Автор: Бубякина Лариса Егоровна
Должность: Учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "Налимская СОШ"
Населённый пункт: с.Налимск
Наименование материала: статья
Тема: Имидж руководителя общеобразовательного учреждения
Дата публикации: 11.05.2018
Раздел: полное образование

Имидж руководителя образовательного учреждения

«Имидж – это набор определенных качеств, которые люди ассоциируют

с определенной индивидуальностью [5; 117- 118]. Составляющие имиджа

лидера: а) персональные характеристики; б) социальные характеристики; в)

характер тип его личности, индивидуальный стиль принятия решений и т.д.

Наиболее важными социальными характеристиками, отражающимися в

имидже руководителя, являются статус лидера, модели ролевого поведения,

связь с различными социальными группами, социальная принадлежность,

нормы и ценности, которых придерживается лидер.

субъекта деятельности, которые необходимы и достаточны для реализации в

положительно коррелируют хотя бы с одним или несколькими ее основными

надежностью» [7: 190].

качества как «предикторы» имиджа руководителя.

схватывать суть проблемы и решать ее быстрее, чем это сделал бы «средний

человек»; умение брать на себя ответственность за принятые руководящие

решения и действия; приветливость, но решительность ясно выражать свои

мысли устно и письменно.

прежде всего волевой личностью, иметь «высокий интеллект, логичное и

рациональное мышление и четко передавать устно и письменно свои мысли»

Ряд эмпирических исследований подводит к несколько иному набору

выявления ключевых качеств перспективных руководителей. В числе шести

умение работать с людьми и делегировать своим подчиненным ряд

готовность рисковать и брать ответственность на себя;

активность (жизненная и управленческая);

приобретение основательного управленческого опыта до 35 лет;

умение при необходимости легко менять стиль управления;

Признавая многообразие научно-практических подходов к решению этой

проблемы, остановимся на отечественной модели имиджа руководителя.

«рассматривать как уже конкретные признаки имидж сильного руководителя»

Признаком имиджа сильного руководителя, во-первых, является «умение

правил (общих принципов управления, нормативных и регламентирующих

документов). В отличие от них «нестандартные» проблемы не имеют готовых

предъявляющими к руководителю взаимоисключающие требования. Таким

образом, умение «совместить несовместимое» способствует эффективности

Во-вторых, признаком имиджа сильного руководителя является «умение

разрешать конфликты, а не избегать их» [6: 104]. Этот признак тесно связан с

вышеназванным, так как часто «нестандартные» управленческие проблемы

по-видимому, невозможно, поскольку многие конфликты имеют объективные

основания. … Успешное разрешение конфликтов обусловливается умением

совмещать различные или даже взаимоисключающие требования, и поэтому

по степени конфликтности можно судить об управленческой способности

руководителя. Общая закономерность такова: чем более сильным является

руководитель, тем менее он конфликтен» [6: 104 - 105].

В-третьих, имиджевым признаком эффективного руководства является

«умение мыслить масштабно». Масштабность мышления руководителя – это

то, «какими категориями он мыслит и над какими проблемами работает» [6:

105]. Л.Д. Кудряшова подчеркивает, что «речь здесь должна идти не о том,

что установка на общее «лучше», чем установка на частное и конкретное, а о

объективно вытекают из специфики управленческой деятельности на том или

ином уровне». «В самом деле, рассуждающий о глобальных целях и далекой

перспективе производства начальник участка может просто завалить свою

текущую работу. Такая «масштабность» столь же плоха, как и управленческая

позиция директора, отдающего все свои силы выполнению диспетчерских

функций» [6: 106]. Также если рассматривать масштабность деятельности

руководителя, то о его способности к управленческой деятельности можно

масштаба мышления. Чем способнее руководитель, тем ему легче изменить

масштаб своего мышления» [6: 106].

обеспечить положительную самоорганизацию управленческой системы, то

есть «эффективность работы по подбору и расстановке кадров находятся в

ответственного за эту работу» [6: 110].

Кудряшова относит также «умение улучшить функциональную расстановку

подчиненных, присущее сильному руководителю, может преобразоваться не

только в эффект положительной самоорганизации управленческой системы.

Дело в том, что любая кадровая структура в известной степени консервативна

Читайте также: