Что такое исследовательская работа учителя

Опубликовано: 17.09.2024

При выделении видов исследовательской деятельности учителя-практика мы опирались на их описание, данное В.С. Безруковой в работе “Настольная книга педагога исследователя” [15]. Следуя классификации автора этой книги, мы также подразделяем всю исследовательскую деятельность учителей гимназии, сложившуюся в последние пять лет, на деятельность в системе “от науки – к практике” и “от практики – к науке”.

Научно-исследовательская работа в направлении от “науки – к практике” для гимназии стала наиболее распространенной, наиболее доступной, занимающей более 80% проведенных исследований. Сущность ее состоит в организации внедрения идей, состоявших в науке, описанных в ней и заимствованных из научных статей и монографий. Это направление В.С. Безрукова называет внедренческо-исследовательской деятельностью учителя.

Внедренческо-исследовательская деятельность учителей гимназии носит приспособительный характер: заимствованные рекомендации, разработки, идеи адаптируются к конкретным условиям гимназии; как правило, это делается посредством интегрирования новаций в уже сложившуюся гимназическую практику, как части в целое.

В практику гимназии может внедряться идея любого уровня – методологического, теоретического, методического или технологического.

Введение в практику работы гимназии мировоззренческих идей стало научной проблемой буквально в последние три года. Здесь, во-первых, изменились взгляды и отношения учителей к самой науке. Господствовала боязнь, страх перед ней и даже недоверие к ее возможностям улучшать практику. Нередко это выглядело комплексом неполноценности учителя в сфере науки. Воспитание уважения к научным исследованиям и ученым несколько лет было главней задачей управления гимназией.

Во-вторых, внедрение мировоззренческих идей коснулось самого сложного – личного отношения учителя к миру и человеку в нем. Постепенный отход от материализма в его крайних формах, от марксизма-ленинизма в педагогике был связан с отказом от атеизма, классового подхода, от идеи первичности материи и вторичности сознания и признанием первичности духовно-нравственных основ воспитания и образования, роли религиозного воспитания и культурологического подхода ко всей системе образования.

В-третьих, к мировоззренческим идеям были нами отнесены принципы гуманизации образования и личностно ориентированного обучения как его составной части.

  • рефлексию собственных методологических установок, определяющих характер и качество деятельности, а также эффективность учебно-воспитательного процесса и деятельности учащихся;
  • выявление конкретных связей и зависимостей мировоззренческих взглядов учителя и совершаемых практических действий;
  • вычленение “узких”, малоэффективных связей в системе работы и анализ их через личные мировоззренческие установки;
  • подбор литературы или других источников и средств методологического просвещения;
  • чтение (прослушивание) материала, осмысление его, выбор приемлемых позиций;
  • сопоставление новых методологических идей со своими прежними, не позволяющими получать высокое качество образования и воспитания;
  • мысленный эксперимент по смене личных взглядов и получение лучшего результата по формуле гипотезы: “Что произойдет, если я по-иному (как) буду относиться к …”;
  • определение предполагаемых трудностей при смене мировоззренческих и теоретических позиций;
  • выделение тех педагогических действий, которые не соответствуют новым мировоззренческим установкам и требуют замены;
  • формирование вновь принятой методологической идеи в качестве общего принципа профессиональной деятельности;
  • корректировка повседневной деятельности с позиций принятого нового принципа;
  • наблюдение за ходом и качеством реализации нового принципа своей деятельности [15].
  • оценку основных идей из области образовательной парадигмы и реализуемой концепции с позиции их эффективности;
  • определение “узких” мест в работе учителя;
  • поиск замены устаревших идей новыми;
  • первичное ознакомление с инновационными идеями и их методическим эквивалентом;
  • освоение новых идей, определение степени их пригодности и применимости как “заменителей” старых и эффективных;
  • определение зоны влияния внедрения новых идей в процесс;
  • разработка условий интеграции новых идей в учебно-воспитательный процесс;
  • разработка вариантов использования новой идеи;
  • подготовка идеи к использованию.

Теоретический уровень внедренческо-исследовательской деятельности связан со сменой используемых педагогических теоретических положений и установок. Например, со сменой целей и принципов обучения, подходов к организации учебно-воспитательной работы и т.д.

Так, за последние пять лет в гимназии сменились ведущие принципы обучения и вновь появились прежние принципы практико-ориентированного обучения, личностно-ориентированного обучения и культурологического подхода к учебно-воспитательной работе. В области технологии обучения был сменен принцип монотехнологичности на технологичность.

  • первичное ознакомление с новой технологией, ее авторами, сферой применения, опытом других школ и своих собственных;
  • сопоставление элементов новой технологии и своей традиционной, ранее применяемой, определение в них общего и особенного;
  • определение степени переучивания и личных желаний и возможности это сделать;
  • поиск и выбор (после оценки) способов овладения новой образовательной технологией;
  • обучение как переучение, т.е. овладение новыми знаниями и умениями и интегрирование их в прежние или с прежними;
  • закрепление на практике элементов новой образовательной технологии;
  • подготовка класса (рабочего места) для стационарного использования технологии;
  • подготовка диагностических методик для поэтапного определения эффективности применения новой технологии в условиях “своего” класса;
  • разработка конструктов уроков по новой технологии;
  • введение новой технологии (возможно поэлементное – реализация подготовительного материала;
  • текущее наблюдение за влиянием новшеств на учащихся;
  • корректировка конструктов урока, адаптация их к особенностям учащихся и учителя;
  • этапное диагностирование результатов обучения и воспитания, сравнение результатов, определение тенденций;
  • обращение к исходной теории и методике новой образовательной технологии, сверка правильности ее реализации;
  • получение вывода об эффективности новой образовательной или воспитательной технологии.

Более сложной оказалась поисково-исследовательская деятельность, по характеру наиболее близкая научной. Здесь огромную роль играют научные возможности учителя. Это комплексное образование, включающее в себя способности к творческо-поисковой деятельности (креативность, творческость, любопытство, умение определять зону незнания и др.), методологическую подготовку (знание теории и технологии педагогического исследования), а также желание ею заниматься. Научные возможности – это потенциал учителя в сфере обнаружения теории в практике и на основе практики. Это принципиально иная деятельность, чем внедренческо-исследовательская. Она требует более высокой методологической подготовки учителя.

Поисково-исследовательская деятельность учителя – это инновационная деятельность, связанная с разработкой собственных идей, их обоснованием, изучением, доведением до уровня технологии. В отличие от внедренческо-исследовательских эти идеи имеют источником практику самого исследователя. Разработка идеи производится учителем самостоятельно, на основе своего собственного теоретического запаса, опыта и интуиции.

Поисково-исследовательская деятельность подразделяется на два направления: выработка новых концептуальных идей и разработка новых образовательных технологий. Что касается уровня ее осуществления, то она может совершаться тоже и на методологическом, и на теоретическом, и на технологическом уровнях, как и внедренческо-исследовательская деятельность.

Выработка новых концепций, концептуальных идей – это выработка новых целей, принципов, законов, выявление тенденций развития педагогических систем и процессов. Такую работу проделывали многие новаторы 80-90-х годов: М.А. Амонашвили, В.С. Библер, М.П. Щетинин и др.

  • рефлексию сложившейся деятельности учителя в системе деятельности образовательного учреждения;
  • сопоставление и анализ этой деятельности с позиций теории;
  • выявление противоречия между наукой и практикой, между своей научно-теоретической подготовкой и результатами личного опыта;
  • формулирование проблемы и цели как средства снятия обнаруженного противоречия;
  • разработка гипотезы как новой концептуальной идеи, заменяющей отжившую, не работающую, не дающую результата;
  • поиск теоретического обоснования новой концептуальной идеи;
  • систематизация фактов педагогического опыта как практического доказательства плодотворности новой идеи;
  • проектирование педагогического процесса системы на основе новой концептуальной идеи;
  • выработка критериев эффективности применения идеи на практике;
  • подбор методов измерения критериев эффективности идеи;
  • опытно-экспериментальная проверка новой концептуальной идеи;
  • “срезы” эффективности применения идеи на разных этапах опытно-экспериментальной работы;
  • обработка эмпирических данных;
  • приведение в соответствие теоретического обоснования новой идеи и выводов, полученных экспериментальным путем;
  • выявление “узких” мест в опытно-экспериментальной работе;
  • разработка условий, при которых новая идея эффективна, и “ограничителей”, не способствующих этому;
  • разработка методических рекомендаций по реализации новой концептуальной идеи в практике образовательного учреждения;
  • публикация материалов, выступление по итогам поисково-исследовательской работы.

Таким путем разрабатываются новые типы образовательных учреждений, концепции их развития, авторские программы и методики обучения. Такая работа не всем под силу. Она требует большого знания, умения обобщать факты и сводить теорию с практикой, большой интуиции, предсказательных способностей.

Частью этой сложной методологической по сути работы является разработка новых образовательных технологий как самостоятельного направления поисково-исследовательской деятельности. Это направление, как показывает практика, может развиваться в рамках предыдущего, а может и вполне самостоятельно, что чаще всего и бывает. Все делается просто: в ходе процесса обучения или внеклассной работы с детьми у учителя рождаются технологические идеи, которые как ему кажется, улучшают педагогический процесс, и он заменяет старые приемы и методы на новые, им придуманные. Так, неудовлетворенность тем, что дети на уроках мало говорят, привела В.Ф. Шаталова к изобретению многих и многих форм опроса; осознание того, как много времени уходит на повторение пройденного на каждом уроке, на повторение забытого материала, побудило М.П. Щетинина разрабатывать технологию “погружения”. Развивая на практике технологические приемы обучения, эти практики-экспериментаторы “поднимались” до обобщений и теории. Они шли индуктивным путем – путем накопления фактов реализации своих технологических идей.

Обобщая всю научно-исследовательскую деятельность учителей гимназии за последние пять лет, мы позволили себе определить объемы (по количеству тем), использования того или иного вида с учетом научного уровня его проведения (см. таблицу 1).

Распределение исследовательских тем по видам

Виды исследовательской
деятельности

Данная таблица составлена на анализе 120 тем исследовательских работ, выполненных учителями гимназии за пять последних лет. В 1995-96 учебном году самостоятельные исследования вели 15 человек, а в 1998-99 учебном году – 25 человек, в 1999-2000 учебном году – 30 человек, в 2000-2001 учебном году – 45 человек, в 2001-2002 учебном году – 55 человек. Все темы их исследований, зафиксированные в планах, отчетах, рефератах, выступлениях, мы классифицировали согласно таблице. Отсутствие данных по методологическому уровню исследований говорит лишь о том, что таковые самостоятельно в гимназии не велись. А внедренческая работа по новым методологическим (в частности, мировоззренческим) идеям велась со всеми педагогами и организованно. Не было только индивидуальных исследований. Полученные данные позволяют корректировать содержание научно-исследовательских работ учителей в зависимости от их научных возможностей и степени готовности к исследованиям.

Исследовательская деятельность педагога – это осознанная, самостоятельная и ответственно осуществляемая практическая деятельность, направленная на повышение педагогического профессионализма.

Значение исследовательской деятельности педагога

В настоящее время осуществляется постепенный переход системы образования к новым стандартам, являющимся более актуальными и отвечающими потребностям общества и государства по воспитанию и обучению подрастающего поколения. Соответственно новые требования предъявляются и к педагогическим работникам, занимающимся непосредственной профессиональной деятельностью, в рамках различных образовательных организациях.

Особое значение придается формированию и развитию у будущих педагогов таких личностных качеств как:

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Исследовательская деятельность педагога 450 руб.
  • Реферат Исследовательская деятельность педагога 230 руб.
  • Контрольная работа Исследовательская деятельность педагога 210 руб.
  • инициативность;
  • способность к творческому мышлению;
  • умение находить быстрые и креативные решения.

С целью формирования и развития данных качеств является целенаправленная организация исследовательской деятельности, призванной помочь педагогу преодолеть возможные разногласия между существующей системой образования и теми требованиями, которые предъявляются к современному педагогу.

Современным педагогам приходится постоянно адаптироваться к меняющимся условиям, быть в курсе всех событий в сфере образования, владеть актуальными методами и средствами воспитания и обучения, а самое важное уметь привлекать к себе внимание со стороны учащихся в плане своей педагогической деятельности. Все это требует от педагога постоянного личностно-профессионального саморазвития.

Место и роль исследовательской деятельности педагога значительно в структуре его профессионального портрета и профессиональной педагогической деятельности.

Педагогическая деятельность – это деятельность педагога, направленная на создание оптимальных условий для самообразования и саморазвития всех субъектов образовательного процесса.

По своей природе педагогическая деятельность является сложноорганизованной системой, состоящей из ряда деятельности, каждая из которых имеет собственные цели, задачи, мотивы, действия и конечный результат.

Таким образом, исследовательская деятельность педагога направлена на повышение его профессионального уровня и развития необходимых личностных качеств, для успешной и эффективной педагогической деятельности.

Сущность исследовательской деятельности педагога

Исследовательская деятельность предусматривает особый взгляд на проблему, уточнение определений и толкований, получение кардинально нового результата.

Целью исследовательской деятельности педагога является получение новых знаний об окружающем мире.

Именно это отличает исследовательскую деятельность от иных видов деятельности (учебной, просветительской, познавательной). Исследование – это всегда постановка определенной проблемы или противоречия, «белого пятна» в науке, которые требуют тщательно изучения и объяснения. В связи с чем, исследовательская деятельность всегда начинается с познавательной потребности и мотивации на поиск решения.

Новые знания, получаемые в ходе исследования, могут иметь как обобщающий, так и частный характер. Это может быть определенная закономерность, знание о ее конкретной детали или месте.

Сущность исследовательской деятельности педагога заключается в том, что она предполагает обязательное наличие активной познавательной позиции всех ее участников, которая связана в первую очередь с глубоко осмысленной творческой переработкой научной информации, работой мыслительных процессов в режиме особого аналитико-прогностического характера, проявляющегося в виде «проб и ошибок», личностных озарений и открытий.

Все это отличает исследовательскую деятельность от иных видов деятельности, а также от проблемного и эвристического обучения. Несмотря на ее обособленности, исследовательская деятельность только тогда будет эффективной, когда она взаимосвязана с другими видами деятельности.

Организация исследовательской деятельности педагога

Процесс организации исследовательской деятельности является ответственным этапом, от которого зависит ее эффективность и результативность.

Правильно организованное исследование предусматривает процесс самостоятельного прохождения участников всех этапов научного исследования, каждый из которых оказывает значительное влияние на развитие личности учащегося и получение им новых знаний и умений.

Каждый педагог при организации исследовательской деятельности должен понимать, что ее оформление на бумаге и реальная реализация могут отличаться друг от друга, так как сложно точно предугадать поведение участников. Не обязательно учащимися будет получен именно тот результат, который запланировал педагог. Это доказывается многими научными открытиями. Не всегда ученые получали именно то, к чему стремились. Однако благодаря такому вот непредсказуемому результату человечеством было сделано много значимых открытий.

Таким образом, процесс течения исследовательской деятельности не всегда следует заданной логики. Необходимо помнить, что важен не сам процесс исследования, а полученный конечный результат.

Значимость планирования исследовательской деятельности заключается в том, что оно воспитывает в учащихся организованность и ответственность.

Исследовательская деятельность может быть организована не только в «чистом» виде, но и в поле определенной образовательной парадигмы, например, в рамках знаниевой парадигмы образования, в которую педагоги переносят вольно или невольно ее основные свойства и черты.

Смена парадигмы образования вызывает смену акцентов и стереотипов.

Окончание исследовательской деятельности предусматривает определенную обработку, оформление и представление полученных результатов. Например:

  • Таблицы, схемы, графики, выводы, презентации и т.п.
  • Полноценные письменные работы – курсовые, дипломные и т.д.

Таким образом, в общем плане исследовательская деятельность – это деятельность, в результате которой получают новые духовные и материальные ценности.

учитель английского языка

МОУ «СОШ №1 г.Новоузенска

The article under discussion concerns a very important direction of the pedagogical activity – the teacher’s research work. It’s actual not only for the English language teachers but for teachers of other subjects as well. You may say the material is universal.

The idea of ​​the article is to attract teachers’ attention to the problems of organizing the research activity, which is in great demand nowadays.

The objectives of the writing are: to inform readers about the education modern requirements, develop motivation for the research activity, share the experience of organizing such kind of work in the methodical subject group.

The author hopes that the article will be of great help for the colleagues in the developing the professional skills.

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ

• Цели научно-исследовательской деятельности

• Научно-исследовательская деятельность учителя

• Из опыта работы ШМО учителей иностранного языка

• Практикум для педагогов «Научно-исследовательская лаборатория»

Изменения, происходящие в российской системе образования в связи с введением новых образовательных стандартов, требуют разработки серьезного научно-методического обеспечения. Актуальной остается практическая реализация в контексте учебных предметов системно-деятельностного подхода, составляющего методологическую основу ФГОС школьного образования.

Научное или учебное исследование, а также проектная деятельность в наивысшей степени относятся к технологиям деятельностного типа. Ими необходимо владеть, прежде всего, учителю (в том числе и учителю иностранного языка), который должен проводить свои педагогические исследования, а также формировать определенные навыки у обучающихся.

Возникают, по крайней мере, две проблемы:

1. Нежелание или неготовность педагога к проведению своих научных педагогических исследований и, как следствие, отсутствие возможности обучить этому школьников.

2. Непонимание необходимости исследовательской деятельности учителя.

Чтобы решить названные проблемы, необходимы некоторые разъяснения, факты и примеры для педагогов.

Начнем с того, что новой школе сегодня нужен новый учитель: учитель - мастер, учитель - профессионал, учитель-личность. Повышение профессионального уровня педагогов рассматривается как необходимое условие модернизации системы образования в России потому, что без активного педагогического поиска учителей, без их творческого саморазвития невозможно поднять образовательный процесс на качественно новый уровень.

Вспомним слова Адольфа Дистервега: «Без стремления к научной деятельности учитель попадает во власть трех демонов: механичности, рутинности, банальности. Он каменеет, деревенеет, опускается». Насколько был прав выдающийся немецкий педагог – судить вам.

Возникает правомерный вопрос: Почему учитель должен заниматься научной деятельностью, когда столько много ученых? Этому есть объяснения.

Во-первых: педагогический труд изначально носит творческий исследовательский характер. Как научить каждого не только тому, что требуют базисный план, образовательные стандарты, учебные программы, но и развить их способности, сформировать нравственные позиции, привить нормы и ценности гуманизма? Именно это и определяет исследовательский характер труда учителя. Цепочка «творчество - наука - научное исследование» представляет собой систему профессиональной деятельности современного педагога.

Во-вторых: сегодня почти в каждой школе возникает проблема создания Программы развития всего образовательного учреждения, постановки задач экспериментального плана, реализующих Концепцию модернизации Российского образования. Однако многие думают, что научные исследования в сфере образования являются требованиями администрации, от которой педагог может уклониться и продолжать работать по-своему и таких учителей немало. Думаю, что они не правы. Научно-исследовательская работа является одним из определяющих факторов развития образовательного учреждения; от нее зависит и уровень преподавания, и творческий настрой коллектива, и связь обучения с современной наукой, общественной и экономической жизнью.

В-третьих, это переход школы к профильному обучению, где основным видом деятельности обучающихся должна быть проектно – исследовательская деятельность, сопровождающаяся самостоятельным получением новых знаний, развитием творческих способностей. Учителя и сегодня часто пользуются методами исследовательской деятельности в учебном процессе (лабораторные работы, написание рефератов и т.п.), но, формализуя эту работу, не достигают достаточной эффективности. Это вполне можно объяснить отсутствием навыка научного исследования. Невозможно передать опыт той деятельности, которую не освоил сам.

И, наконец, актуализирует проблему обращения педагога к исследовательской деятельности – процесс создания рабочих программ урочной и внеурочной деятельности, разработок методического характера, что является одной из простейших и распространённых форм исследовательской деятельности.

Многие педагоги заявляют: я – учитель-практик, зачем мне наука; хочу посмотреть это на практике, зачем мне теория? Ответить на такого рода реплики сложно, но попытаемся.

Педагогическая деятельность в своем большинстве творческая и является своего рода искусством. Но там, где искусству не помогает наука, там и искусства нет, а есть лишь ремесло. Исследования показывают, что педагогическое мастерство как раз и представляет собой единство использования научных закономерностей и передового педагогического опыта. Настоящий учитель работает не по шаблону, не по столь популярным сейчас готовым методическим разработкам, а опирается в своей профессиональной деятельности на достижения современной педагогической науки.

Педагогический опыт не может быть передан сам по себе, передается мысль, выведенная из опыта. Собственный опыт педагога является одновременно как процессом, так и результатом его работы над совершенствованием своего профессионального мастерства, что часто находит свое выражение в научно-исследовательской деятельности.

Целями научно - исследовательской деятельности учителя являются:

- формирование единого научного сообщества учителей;

- развитие представлений о межпредметных связях;

- развитие интеллектуальной инициативы учителей через формирование научного образа мышления, творческого подхода к своей деятельности;

- обучение новым информационным технологиям и средствам телекоммуникации;

- создание условий для вовлечения в коллективную научно-исследовательскую деятельность не только учителей, но и учащихся;

- разработка и реализация исследовательских проектов, имеющих практическое значение.

Научно-исследовательская деятельность учителя - это деятельность, направленная на решение творческой, исследовательской задачи (проблемы) с заранее неизвестным решением и предполагающая соблюдение основных этапов научного исследования: постановка проблемы; изучение теории по данной проблеме; овладение методикой исследования; сбор материала, его анализ; выводы по решению данной проблемы.

Учитель-практик, проводя научно-исследовательскую работу, отталкивается от проблем конкретного учебного заведения. Он может осмыслить ситуацию, соотнести ее с научной теорией и на основе имеющихся закономерностей найти путь решения возникшей проблемы.

Исследования педагогов отличаются от исследований научных коллективов, прежде всего, прикладным характером, поскольку они решают какую-либо актуальную проблему конкретного учебного заведения; направленностью на совершенствование учебно-воспитательного процесса и повышение результатов обучения и т.п.

Результатом научно-исследовательской деятельности учителей следует считать написание работ различных видов:

1. реферата классификационного типа, позволяющего его автору обобщить изученный теоретический и практический материал в рамках своей проблемы;

2. реферата познавательного типа, позволяющего его автору изучить теоретический материал и показать его применение к решению своей проблемы;

3. реферата исследовательского типа, в котором основным содержанием является цепочка задач (проблем) решаемых автором самостоятельно.

В ходе исследований учителя преобразовывают свои отдельные идеи в инновационный опыт, которым они делятся на школьных, районных, областных научно-практических, научно-методических конференциях, семинарах, принимают участие в профессиональных конкурсах. Педагоги нашей школы – не исключение.

Приведу пример организации проектно-исследовательской деятельности

в методическом объединении учителей иностранного языка нашей школы (МОУ «СОШ №1 г. Новоузенска Саратовской области»).

Во-первых, хочется отметить, что педагоги МО, благодаря нашим заседаниям-семинарам, владеют технологией проектно-исследовательской деятельности, понимают ее сущность и необходимость.

Во-вторых, принцип нашей работы – это сотрудничество и, одновременно, индивидуальность каждого.

В-третьих, согласованность действий, минимум разногласий при решении спорных вопросов.

Все вместе взятое помогает нам «объять необъятное». В региональном конкурсе методических служб в 2017 году, представив опыт своей работы по разным направлениям, мы стали победителями в номинации «Лучшее школьное методическое объединение».

Из имеющегося опыта возьмем его часть, касающуюся проектно-исследовательской деятельности. Вот некоторые факты.

В «копилке» методического объединения – актуальные темы обобщенного опыта в виде исследовательских работ:

- «Дидактическая модель билингвального образования в практике работы школы» (учитель Фильчагина Л.В.);

- «Технология Диалог культур в обучении иностранному языку» (учитель Волкова Г.В.);

- «Межкультурный аспект в обучении английскому языку на начальном этапе» (учитель Горяинова О.В.);

- «Обучение немецкому языку как второму иностранному языку в условиях введения ФГОС» (учитель Погребенный В.В.);

- «Технология подготовки обучающихся к ЕГЭ по английскому языку» (учитель Кочегарова Т.В.»;

Все педагоги МО являются членами школьного научного общества и участниками регионального конкурса «Лучшая муниципальная исследовательская лаборатория» (победители – 2016 г.).

Как уже отмечалось, мы много делаем вместе. Темы наших совместных исследований:

- «Эффективные технологии обучения иностранному языку» (2015г.)

- «Поликультурный аспект в обучении английскому языку на примере УМК М.В.Вербицкой “ Forward ”» (2016г.)

- «Школа диалога культур как эффективный способ организации внеурочной деятельности по иностранному языку» (2016г.);

-«Технология графического представления информации при работе с иноязычным текстом» (2017г.);

- «Способы развития лингвистических способностей школьников в условиях поликультурного образовательного пространства» (в работе, 2018г.).

Данный опыт транслировался через открытые уроки, внеурочные мероприятия, выступления на конференциях (Дипломы I, II степени, 2016г.), конкурсы (Диплом I степени, 2017г.), публикации в различных источниках: журнал АЯШ №1(53) 2016г., Интернет-портал педагога, 2016г., сборник ГАУ ДПО «СОИРО» «Перекресток культур на Саратовской земле», 2017; журнал Вестник образования ГАУ ДПО «СОИРО», 2017г., сборник «Лучшие муниципальные научные лаборатории» ГАУ ДПО «СОИРО», 2017г.)

Элементы исследований включены также и в проектную деятельность, что является одной из главной составляющей в работе МО. Это проектные уроки иностранного языка, проекты во внеурочной деятельности, сопровождение конкурсных проектов и исследований обучающихся. Вот некоторые из них:

- участие в международном проекте «Ассоциированные школы ЮНЕСКО»;

- ежегодное участие в межрегиональном сетевом проекте по иностранным языкам “ Discoverer ” (за три года 6 дипломов и 12 сертификатов);

- участие в очно-заочной международной конференции «От школьного проекта – к профессиональной карьере» с исследовательским проектом «Лингвистическое разнообразие планеты. Что с ним происходит?» (ученица 11 класса, Диплом 3 степени, 2016г.);

- создание совместного школьного проекта «100 причин изучения иностранного языка» (презентация на РМО, 2016г.);

- исследовательский проект «Немецкий язык в современном мире: проблемы и перспективы» (ученица 11 класса, районная конференция, Диплом 2 степени);

- творческие проекты по иностранному языку «Рождественская лирика», «Лучший перевод стихотворения» (региональный конкурс, 1 и 2 место);

- региональная конференция «Школа диалога культур» (информационный проект, Диплом победителя).

Высокие результаты работы стимулируют профессиональную деятельность учителя, способствуют повышению его педагогического мастерства. Именно исследовательская деятельность позволяет актуализировать самореализацию и творческое развитие личности учителя, повысить профессиональный уровень исследовательских умений и навыков, совершенствовать педагогические технологии развития научного творчества учителей, обеспечить профессионально-квалификационный рост учителя-исследователя, получить качественно новое знание (инновацию), повысить статус учебного заведения.

1. Афонина Е.А. Научно-исследовательская деятельность педагога в образовательном учреждении. Учебно-методическое пособие. ГАУ ДПО «СОИРО», 2015, 67с.

Рабочий лист семинара

«Научно-исследовательская деятельность педагога»

Задание: Мы - творческая группа в нашей «исследовательской лаборатории».

Тема исследования: «НИД педагога».Заполните таблицу необходимыми

данными. Представьте свой совместный проект.

Критерии НИ

Информационное поле

объективное затруднение, противоречие, которое возникает в науке и практике.

ракурс, в котором рассматривается проблема

Актуальность темы исследования

это степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения конкретной проблемы.

Переход системы образования к новым стандартам уточнил требования, которые предъявляются личности современного педагога. Особенно важными в бесконечно меняющихся современных условиях становятся такие человеческие качества, как инициативность, способность творчески мыслить и находить быстрые и нестандартные решения. Решающими факторами конкурентоспособности в постоянно меняющемся мире является освоение исследовательской деятельности, которая призвана помочь преодолеть функциональное рассогласование между системой образования и вызовами времени, адаптироваться педагогу в постоянно меняющемся кругу функциональных обязанностей, актуализировать интерес к личностно-профессиональному саморазвитию.

Для того чтобы определить место и роль исследовательской деятельности как компонента в структуре деятельности учителя, необходимо обратиться к понятию «педагогическая деятельность» и рассмотреть ее сущность и структуру. Под педагогической деятельностью понимается деятельность по созданию условий для саморазвития и самообразования субъектов образовательного процесса. Таким образом, особенностью педагогической деятельности является ее полифункциональность. Оснований для подобного структурирования педагогической деятельности выделено в науке достаточно. Исследуя психологическую структуру педагогической деятельностиможно выделить четыре функциональных компонента: гностический, конструктивный, организаторский и коммуникативный. Однако последующие исследования показали, что в конструктивном компоненте необходимо выделять проектировочный и, таким образом, в основе описания педагогической деятельности лежит пятикомпонентная структура. Также некоторые ученые формулируют такие функции педагогической деятельности,как: диагностическая, ориентационнопрогностическая, конструктивно-проектировочная, организаторская, информационно-объяснительная, коммуникативно-стимулирующая, аналитико-оценочная, исследовательско-творческая. Под исследовательско-творческой функцией понимается такая функция, которая требует от учителя научного подхода к разнообразным педагогическим явлениям, умения вести научный поиск и использовать методы исследовательской работы, в том числе анализ и обобщение собственного опыта и опыта коллег.

Особую значимость в анализе педагогической деятельности имеет творческая деятельность педагога. Рассматривая творческую деятельность учителя как основу исследовательской деятельности, а способность к творческой деятельности как одно из качеств личности педагога, необходимых в исследовательской деятельности, нам необходимо обратиться к тем подходам, в которых предпринимается попытка объяснить феномен творческой деятельности. Таким образом, если у педагога есть деятельность, направленная на осознание и решение проблем, постоянно возникающих в педагогическом процессе, а также предполагающая создание чего-то нового, отличающегося от уже существующего, в том числе и во внутреннем мире самого субъекта деятельности, то эту деятельность можно отнести к творческой.

А творческая деятельность на высшем, исследовательском, уровне невозможна без осознания роли педагогического научного знания как источника педагогического творчества. Ученый, исследуя творческую деятельность учителя, приходит к выводу, что исследовательская и творческая деятельность педагога неразрывны. В деятельности творческого учителя всегда присутствует исследовательский элемент.

Учитель должен выполнять функции не только преподавателя, наставника, воспитателя, но и исследователя, первопроходца новых принципов, способов обучения и воспитания, соединять традиции с нововведениями, строгие алгоритмы с творческим поиском. В современной ситуации возникла потребность в том, чтобы исследовательская деятельность педагога стала целенаправленной и профессиональной и рассматривалась как компонент педагогической деятельности.

Также можно сказать, что как только предметом его исследований становятся средства и методы собственной педагогической деятельности (т. е. рефлексия, уже осуществляется исследование. В своей исследовательской деятельности практик осваивает педагогическую действительность обыденным педагогическим мышлением, тогда как исследователь обладает теоретическим педагогическим мышлением.Различен и их язык: у практического педагога бытовой, житейский лексикон, а для исследователя характерен специализированный словарь и синтаксис научного языка.

Педагогу, которому хочется совместить свою педагогическую деятельность с научным исследованием, нужно не просто дополнить одну работу другой, а преобразовать педагогическую работу, учебную деятельность обучаемого. Надо превратить ее в удобную для моделирования различных исследовательских целей и проблем. Мышление учителя непосредственно включено в его практическую деятельность и в отличие от мышления педагога-исследователя направлено не на поиски общих закономерностей, а на адаптацию всеобщего знания к конкретным учебно-воспитательным ситуациям.

Можно смело говорить о том, что исследовательская деятельность — это неотъемлемая составляющая педагогической деятельности современного учителя, обеспечивающая организацию всех других ее видов, оказывающая влияние на развитие профессиональной компетентности педагога и выполняющая функцию средства этого развития; деятельность, направленная на формирование и развитие личности педагога как активного субъекта собственной деятельности, способного к самореализации и самоактуализации; деятельность, основанная на внутренней познавательной потребности и активности субъекта, и направленная с одной стороны на познание, на поиск новых знаний для решения образовательных задач, с другой стороны на воспроизводство, на совершенствование образовательного процесса в соответствии с целями современного образования. Это деятельность, в процессе которой происходит формирование и развитие важнейших психических функций, существенный прирост исследовательских умений и способностей к исследованию, обучению и развитию.

Таким образом, в отличие от других профессиональных задач, стоящих перед педагогом, исследовательская деятельности предполагает определенную исследовательскую компетентность, которая позволяет достичь понимания, каким образом можно получить ответы на сложные вопросы, диктуемые современной образовательной практикой.

«Свеча в банке». Познавательно-исследовательская деятельность
«Свеча в банке». Познавательно-исследовательская деятельность Цель: Выявить, что при горении изменяется состав воздуха - кислорода становится меньше,для горения нужен кислород; познакомиться со способами.

«Берегите воду!» Познавательно-исследовательская деятельность
«Берегите воду!» Познавательно-исследовательская деятельность Цель: помочь определить, сколько воды зря проливается из крана; учить беречь воду. Материалы и оборудование: часы с секундной стрелкой,.

Фотоотчет «Гидрогель. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников»
Фотоотчет «Гидрогель. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию фотоотчет о том, как мы познакомились с такой субстанцией, как гидрогель. Нам его прислала.

Исследовательская деятельность детей в детском саду
Исследовательская деятельность детей в детском саду Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем.

Исследовательская деятельность «Опыты с солью»
Исследовательская деятельность «Опыты с солью» Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на.

Из опыта работы «Экспериментально-исследовательская деятельность в ДОУ»
Из опыта работы «Экспериментально-исследовательская деятельность в ДОУ» Экспериментирование является ведущим видом деятельности у детей. Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни,.

Познавательно-исследовательская деятельность детей. НОД «Камни»
Познавательно-исследовательская деятельность детей. НОД «Камни» Познавательно-исследовательская деятельность детей. НОД «Камни». Цель: развивать исследовательскую деятельность и познавательную активность.

Познавательно исследовательская деятельность «Сердце и сосуды»
Познавательно исследовательская деятельность «Сердце и сосуды» Познавательно исследовательская деятельность «Сердце и сосуды» Образовательная область: Познание. Интеграция образовательных областей:.


Белебеевский медицинский колледж

По словам В.А. Сухомлинского первой ступенью профессионализма является исследовательская работа и педагогом-мастером может стать только тот, кто почувствовал в себе исследователя. Поэтому педагог-исследователь –это объективная социальная потребность, а хороший преподаватель должен быть исследователем.

Теоретический анализ работ показывает, что исследовательское творчество способствует формированию тех необходимых образований, которые как раз выделяются в качестве компонентов профессиональной компетентности. Так, например, исследовательская работа развивает оригинальное, творческое, нестандартное, дивергентное мышление - качества, необходимые для формирования профессионально-педагогического мышления. Вы скажете, почему сегодня так много говорится о компетентности. Это определяется изменившимися условиями и требованиями ситуации, которая сложилась в образовательной практике.

Модернизация профессионального образования России, предполагающая ее вхождение в Европейское образовательное пространство, развитие многоуровневого образования потребовали разработки новой парадигмы, целей, задач и содержания профессионального образования, а также формирования конкурентоспособной, мобильной и компетентной личности специалиста, соответствующей потребностям обновляемого общества.

Начальное и среднее профессиональное образование характеризуются как образование, «направленное на подготовку к профессиональной практической деятельности», имеющие «в качестве приоритетного и системообразующего практикоориентированный прикладной аспект». Поскольку технический прогресс влечет за собой быстрые и частые изменения в структуре занятости населения в целом, работодатели отдают предпочтение работникам, обладающим высокой профессиональной мобильностью и компетентностью. Мировой опыт показывает, что в системе многоуровневого практикоориентированного образования увеличивается доля образования, необходимого для высококвалифицированной практикоориентированной деятельности, требующейзначительной теоретической подготовки (в 5,3 раза). Поэтому компетентность, которая никогда не выделялась в качестве возможного или желательного эффекта учебной деятельности, становится самым востребованным товаром на современном рынке образовательных услуг.

Сегодня на педагогическом совете мы обсуждаем такую важную проблему как «Научно-исследовательская деятельность и саморазвитие преподавателя». Рассмотрим, что понимается под «развитием» и «саморазвитием» в современной педагогической науке.

Развитие в современной педагогике понимается как качественное изменение, наращивание личностных и профессиональных свойств, умений, знаний будущего специалиста. Существует несколько подходов к пониманию развития:

  1. Развитие - как интенсификация общего развития (Л. В. Занков).
  2. Развитие через способы учебной деятельности (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов).
  3. Как развитие творческих качеств и креативности как свойства личности (И. П. Иванов, Г.Н.Волков, Г.С.Альтшуллер и др.).
  4. Развитие как запуск самоуправляющих механизмов личности, как развитие субъекта педагогической деятельности (И. С. Якиманская, Г. К.Селевко, Г. И.Аксенова, P. M. Асадуллин).

Проанализировав разные подходы к изучению профессиональной компетентности: процессуальный (Н. В. Кузьмина), личностный (Б. Г. Ананьев, А. И. Щербаков), процессуально-личностный (А. К. Маркова), результативный (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин, В. В. Краевский), мы, вслед за представителями деятельностного подхода В. В. Давыдовым, П. Г. Щедровицким, Р. М. Асадуллиным, Г. А. Цукерман, понятие «компетентность» рассматриваем как степень фактической готовности, как качество актуализируемой профессиональной деятельности на уровне навыков, наработанных образовательных технологий, связанных с результативным действием в нестандартных ситуациях. Невозможно напрямую другого человека выучить компетентности, можно лишь создать условия, предоставить средства, инструменты. Таким эффективным средством саморазвития преподавателя в системе профессионального образования является научно-исследовательская деятельность.

Целью научно-исследовательской работы является создание условий для развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации. Научно-исследовательская работа преподавателей планируется и проводится в соответствии с целями и задачами учебного заведения, цикловых предметных комиссий, индивидуальных интересов, потребностей и возможностей преподавателей.

Основными видами научно-исследовательской деятельности преподавателей являются:

  • учеба в аспирантуре, соискательство;
  • творческая работа преподавателя;
  • педагогическая мастерская;
  • экспериментальная площадка;
  • апробация авторских и вариативных программ;
  • рецензирование и работа в редакционно-издательской комиссии;
  • участие в научно-практических, теоретических и педагогических конференциях, семинарах, совещаниях;
  • написание учебника, методического пособия и составление справочника, словаря, тематических сборников, хрестоматий, фонохрестоматий, буклетов;
  • написание статьи в сборники, журналы, газеты;
  • составление докладов, выступлений;
  • разработка лекций-конспектов по актуальным темам;
  • авторские семинары, уроки;
  • участие в конкурсах профессионального мастерства;
  • работа в аттестационной комиссии;
  • проведение диагностических исследований.

Проводится научно-исследовательская работа в соответствии с индивидуальными исследовательскими темами преподавателей, которые выбираются на основе индивидуальных образовательных запросов и интересов, а также востребованности данной темы исследования для учебного заведения и профессиональной подготовки. Всякое научное исследование - от творческого замысла до окончательного оформления научного труда - осуществляется весьма индивидуально. Но все жеможно определить общие методические подходы к его проведению.

Сущность: Современное научно-теоретическое мышление стремится проникнуть в сущность изучаемых явлений и процессов. Это возможно при условии целостного подхода к объекту изучения, рассмотрения этого объекта в возникновении и развитии, т.е. применения исторического подхода.

Изучать в научном смысле- это значит вести поисковые исследования, как бы заглядывай в будущее. Воображение, фантазия, мечта, опирающиеся на различные достижения науки и техники, - вот важнейшие факторы научного исследования.

Изучать в научном смысле- это значит быть научно объективным.Нельзя отбрасывать факты в сторону только потому, что их трудно объяснить или найти им практическое применение. Дело в том, что сущность нового в науке не всегда видна самому исследователю. Новые научные факты и даже открытия из-за того, что их значение плохо раскрыто, могут долгое время оставаться в резерве науки и не использоваться на практике.

Научное исследование это целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теории.

Характеризуя научное исследование, обычно указывают на следующие его отличительные признаки:

  • это обязательно целенаправленный процесс, достижение осознанно поставленной цели, четко сформулированных задач;
  • это процесс, направленный на поиск нового, на творчество, на открытиенеизвестного, на выдвижение оригинальных идей,на новое освещение рассматриваемых вопросов;
  • оно характеризуется систематичностью: здесь упорядочены, приведены всистему и сам процесс исследования, и его результаты;
  • ему присуща строгая доказательность, последовательное обоснованиесделанных обобщений и выводов.

Любое научное исследование начинается с эмпирического опыта, поднимается до уровня теоретического исследования и возвращается в практику.

Результаты научных исследований воплощаются в научных трудах (статьях, монографиях, учебниках и т.д.) и лишь затем, после их всесторонней опенки используются в практике, учитываются в процессе практического познания и включаются в руководящие документы.

Критерии научно-исследовательской деятельности

1.Актуальность выбранного исследования.

2.Качественный анализ состояния проблемы, отражающий степень знакомства автора с современным состоянием проблемы.

3.Умение использовать известные результаты и факты, знания сверх учебной программы.

4.Владение автором специальным и научным аппаратом.

5.Сформированность и аргументированность собственного мнения.

6.Практическая и теоретическая значимость исследования.

7.Четкость выводов, обобщающих исследование.

8.Грамотность оформления и защиты результатов исследования.

Например, темой исследования является«Реализация деятельностного подхода в образовательном процессе колледжа»; виды исследовательской деятельности:использование на уроках технологии деятельностного подхода, индивидуальное самостоятельное исследование, руководство педагогической мастерской и исследовательской работой студентов по аналогичным темам; результаты исследовательской деятельности:выступления на ЦМК, методическом совещании, научно-практических конференциях, подготовка публикаций и статей в профессиональных сборниках и журналах, научно-методической разработки (учебно-методического пособия).

Выполняя исследовательскую деятельность, педагог осуществляет творческий анализ педагогических фактов и явлений, диагностирует их, вычленяет основные педагогические проблемы, апробирует способы их оптимального решения, прогнозирует педагогические явления, т.е. развивает исследовательские умения и навыки, т.е. идет процесс собственного саморазвития.

М. М. Алексеева, В. И. Яшина выделяют две группы таких умений, формируемых через исследовательское творчество:

Читайте также: