Что такое медицинский работник определение

Опубликовано: 03.10.2024

Медицинский работник – это физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности.

Медицинским работником признается также физическое лицо, которое является индивидуальным предпринимателем, непосредственно осуществляющим медицинскую деятельность (ст. 2 Федеральный закон № 323-ФЗ от 21.11.2011 года «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Основной документ, который определяет права и обязанности медицинских работников – это Трудовой кодекс РФ и Федеральный закон № 323-ФЗ от 21.11.2011 года «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 323-ФЗ от 21.11.2011 г.). Дополнительно данная сфера регулируется нормативными актами, принятыми в соответствии с данными Трудовым кодексом РФ и Законом № 323-ФЗ от 21.11.2011 г.

Права медицинских работников.

Медицинские работники имеют равные права с работниками других профессий. На них распространяются общие гарантии и компенсации, предусмотренные Трудовым кодексом РФ. Кроме того, Трудовой РФ и принятые в соответствии с ним подзаконные акты, устанавливают специальные гарантии в отношении медицинских работников, например, такие как сокращенная продолжительность рабочего времени, дополнительные оплачиваемые отпуска для некоторых категорий медицинских работников; льготный пенсионный возраст и пр. Эти права и гарантии подробно рассматривались нами в предыдущих публикациях.

Наряду с этим, закон № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. в ст. 72 для медицинских работников устанавливает перечень специальных прав и мер стимулирования, а именно:

создание руководителем медицинской организации соответствующих условий для выполнения трудовых обязанностей, включая обеспечение необходимым оборудованием, в порядке, определенном законодательством РФ;

профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя в соответствии с трудовым законодательством РФ;

профессиональную переподготовку за счет средств работодателя или иных средств, предусмотренных на эти цели законодательством РФ, при невозможности выполнять трудовые обязанности по состоянию здоровья и при увольнении в связи с сокращением численности или штата, в связи с ликвидацией организации;

прохождение аттестации для получения квалификационной категории в порядке и сроки, определяемые уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на дифференциацию оплаты труда по результатам аттестации;

стимулирование труда в соответствии с уровнем квалификации, со спецификой и сложностью работы, с объемом и качеством труда, а также конкретными результатами деятельности;

создание профессиональных некоммерческих организаций;

страхование риска своей профессиональной ответственности.

В дополнение к этому, Правительство РФ, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам. Источником финансирования в данном случае будут являться бюджетные ассигнования федерального бюджета, бюджетные ассигнования бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Например

Постановлением Правительства РФ № 1607 от 30 декабря 2014 г. для медицинских работников, проживающих и работающих по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных учреждениях, установлены ежемесячные денежные выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Размер денежных выплат составляет 1200 рублей.

Постановлением Администрации Ступинского муниципального района Московской области № 482-п от 27 февраля 2015 г. установлены меры социальной поддержки работникам государственных учреждений здравоохранения Московской области, оказывающих медицинские услуги в Ступинском муниципальном районе.

Кроме того, нормативными актами Правительства РФ для медицинских работников установлены единовременные денежные поощрения по результатам конкурсов.

Так, например, специалистам со средним медицинским образованием Постановлением Правительства РФ № 1476 от 24 декабря 2014 г. установлено единовременное денежное поощрение по результатам Всероссийского конкурса «Лучший специалист со средним медицинским и фармацевтическим образованием».

Конкурс проводится по таким номинациям как:

Лучшая медицинская сестра;

Лучшая старшая медицинская сестра;

Лучшая участковая медицинская сестра;

За верность профессии.

В соответствии с постановлением Правительства РФ № 2 от 13 января 2011 г. специалистам с высшим медицинским образованием установлено единовременное денежное поощрение по результатам Всероссийского конкурса врачей. Перечень номинаций достаточно широкий и установлен приложением к документу.

Номинации делятся на две большие группы: общая номинация (по врачебным специальностям) и специальная номинация:

За верность профессии;

За проведение уникальной операции, спасшей жизнь человека;

За создание нового метода лечения;

За создание нового метода диагностики;

За создание нового направления в медицине;

За медицинскую помощь пострадавшим во время войн, террористических актов и стихийных бедствий.

Обязанности медицинских работников и основные ограничения деятельности.

В статье 73 Закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. установлены границы деятельности медицинского работника. Медицинские работники, как и представители других профессий, осуществляют свою деятельность в рамках правового поля – в соответствии с законодательством РФ.

В ч.1 ст. 73 Закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. установлено дополнительное специальное требование о соблюдении принципов медицинской этики и деонтологии.

Для сведения отметим, что Первым национальным съездом врачей РФ 05.10.2012 г. принят Кодекс профессиональной этики врача РФ, который устанавливает ключевые этические моменты работы. Данный документ прошел экспертизу в Правовом департаменте Министерства здравоохранения РФ. В преамбуле к документу сказано, что его положения обязательны для врачей, выполняющих свои профессиональные функции, а также для студентов высших медицинских учебных заведений, временно замещающих врача или ассистирующих врачу.

Одним из запретов, продиктованных, в частности, медицинской этикой является запрет на проведение эвтаназии (ст. 42 Кодекса, ст. 45 Закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г.).

Под эвтаназией понимается ускорение по просьбе пациента его смерти какими-либо действиями (бездействием) или средствами, в том числе прекращение искусственных мероприятий по поддержанию жизни пациента.

Специальные обязанности медицинских работников установлены в ч.2 ст. 73 Закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г.

Медицинские работники обязаны (ч.2 ст. 73 закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г.):

оказывать медицинскую помощь в соответствии со своей квалификацией, должностными инструкциями, служебными и должностными обязанностями;

соблюдать врачебную тайну;

совершенствовать профессиональные знания и навыки путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях в порядке и в сроки, установленные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

назначать лекарственные препараты и выписывать их на рецептурных бланках (за исключением лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта на лекарственный препарат) в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

сообщать уполномоченному должностному лицу медицинской организации информацию, предусмотренную ч.3 ст. 64 Федерального закона № 61-ФЗ от 12.04.2010 г. «Об обращении лекарственных средств» и ч.3 ст. 96 Закона № 323-ФЗ.

Медицинские работники, кроме формальных обязанностей, не должны нарушать «Клятву врача» (ст. 71 Закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г.).

Клятва – это нечто большее, чем просто обязанность (ч.2 ст. 73 Закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г.). Она несет в себе нравственную составляющую, и содержит обязательства не нарушать принципы, представляющие большую ценность для общества. Например, врач уверяет клятвой также не прибегать к проведению эвтаназии, «быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, хранить врачебную тайну, внимательно и заботливо относиться к пациенту, действовать исключительно в его интересах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии…». Врач клянется «постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, беречь и развивать благородные традиции медицины» и т.д.

Ограничения для медицинских работников.

Медицинские работники и руководители медицинских организаций не в праве (ст. 74 закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г.):

Принимать от организаций, занимающихся разработкой, производством и (или) реализацией лекарственных препаратов, медицинских изделий, организаций, обладающих правами на использование торгового наименования лекарственного препарата, организаций оптовой торговли лекарственными средствами, аптечных организаций подарки, денежные средства. Запрет касается денежных средств на любые цели, в том числе на оплату развлечений, отдыха, проезда к месту отдыха, а также участвовать в развлекательных мероприятиях, проводимых за счет средств компаний, представителей компаний.

Исключение составляют случаи вознаграждений по договорам при проведении клинических исследований лекарственных препаратов, клинических испытаний медицинских изделий, вознаграждений, связанных с осуществлением медицинским работником педагогической и (или) научной деятельности.

Заключать с компанией, представителем компании соглашения о назначении или рекомендации пациентам лекарственных препаратов, медицинских изделий. Исключение составляют случаи предоставления для клинических испытаний;

Получать от компании, представителя компании образцы лекарственных препаратов, медицинских изделий для вручения пациентам (за исключением случаев, связанных с проведением клинических исследований лекарственных препаратов, клинических испытаний медицинских изделий);

Предоставлять при назначении курса лечения пациенту недостоверную и (или) неполную информацию об используемых лекарственных препаратах, о медицинских изделиях, в том числе скрывать сведения о наличии в обращении аналогичных лекарственных препаратов, медицинских изделий;

Осуществлять прием представителей компаний. Исключение составляют случаи, связанные с проведением клинических исследований лекарственных препаратов, клинических испытаний медицинских изделий, участия в порядке, установленном администрацией медицинской организации, в собраниях медицинских работников и иных мероприятиях, направленных на повышение их профессионального уровня или на предоставление информации, связанной с осуществлением мониторинга безопасности лекарственных препаратов и мониторинга безопасности медицинских изделий;

Выписывать лекарственные препараты, медицинские изделия на бланках, содержащих информацию рекламного характера, а также на рецептурных бланках, на которых заранее напечатано наименование лекарственного препарата, медицинского изделия.

За нарушения требований настоящей статьи медицинские работники, руководители медицинских организаций несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ (cт. 98 Закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г.).

Медицинские работники – это группа профессий, связанных с лечением, диагностикой и профилактикой заболеваний, то есть работники, которые занимаются физическим, психологическим и социальным здоровьем человека.

Медицинских работников традиционно подразделяют на работников высшего, среднего и младшего звена.

Медработники высшего звена – врачи и другие специалисты, получившие высшее послевузовское медицинское и фармацевтическое образование. Среднее звено составляют фельдшера, медицинские сестры, акушерки, рентген-лаборанты, зубные врачи и зубные техники. Младший медицинский персоналпредставлен санитарами, дезинфекторами, сёстрами-хозяйками.

Врач – мед. работник с высшим образованием по специальностям: лечебное дело, педиатрия, стоматология, гигиена и санитария. Специализация делит врачей на специальности: терапевт, хирург, педиатр, стоматолог, эндокринолог, гастроэнтеролог, гигиенист и др.

Медицинская сестра– мед. работник со средним профильным образованием (медицинский колледж). Деятельности медсестры заключается в помощи врачу и осуществлении процедур ухода за больным.

В обязанности медицинских работников младшего звена(санитарки, младшие медсестры, сестры-хозяйки) входит регулярная уборка помещения, помощь медсестре в уходе за больными, транспортировке больных, соблюдении режима, выдача белья и инвентаря.

Для учреждений здравоохранения Приказом Минздравсоцразвития РФ от 06.08.2007 N 526 "Об утверждении Профессиональных квалификационных групп должностей медицинских и фармацевтических работников" установлены четыре профессиональные квалификационные группы должностей медицинских работников:
1. "Медицинский и фармацевтический персонал первого уровня".
2. "Средний медицинский и фармацевтический персонал".
3. "Врачи и провизоры".
4. "Руководители структурных подразделений учреждений с высшим медицинским и фармацевтическим образованием (врач-специалист, провизор)".

санитарки (санитарки-мойщицы) включены в группу 1.

ВЫВОД: у них сокращенная рабочая неделя, конкретный размер (36,33,30 или 24) - зависит от профиля медучреждения (см. постановление 101).

Собрание законодательства РК. 2005. № 12 (часть 1).

Льготы медицинским работникам, работающим в сельской местности, по бесплатному пользованию занимаемыми ими помещениями с освеще­нием и отоплением представлялись указанным лицам с целью обеспечения благоприятных условий труда этих лиц, усиления и укрепления кадров сель­ских специалистов и привлечения на село новых квалифицированных ра­ботников (Постановление от 10 июня 1930 г.).

Предоставление медицинским работникам сельской местности льгот по бесплатному предоставлению (пользованию) занимаемыми ими и чле­нами их семей помещениями с отоплением и освещением является одной из гарантий осуществления ими профессиональной деятельности в сельс­кой местности, влияющей на выбор указанными лицами сельской местнос­ти в качестве места проживания и осуществления трудовой деятельности.

На наш взгляд, так же, как и для педагогических работников образова­тельных учреждений, имеющих право на бесплатную жилую площадь с отоп­лением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках горо­дского типа) в порядке, установленном законодательством Российской Феде­рации (абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ от 10 июля 1992 г. «Об образовании» 1 ), ль­гота по бесплатному пользованию помещениями с отоплением и освещением, занимаемыми медицинскими работниками сельской местности и членами их семей, носит компенсационный характер, поскольку призвана возместить ли­цам, осуществляющим трудовую деятельность в сельской местности, разницу в условиях жизни и труда по сравнению с городом.

Компенсационный характер указанной льготы подтверждается и низ­ким размером заработной платы медицинских работников, который в опре­деленной степени компенсируется бесплатным предоставлением жилья и обеспечением бесплатного пользования им с отоплением и освещением.

Сохранение льгот по оплате жилья и коммунальных услуг для медицин­ских работников связано, таким образом, с недопустимостью существенно­го ухудшения условий их жизни, а также с сохранением статуса медицин­ского работника сельской местности.

Медицинское законодательство
Статья 63. Социальная и правовая защита медицинских и фармацевтических работников. Медицинские и фармацевтические работники имеют право на:

1) обеспечение условий их деятельности в соответствии с требованиями охраны труда;
2) работу по трудовому договору (контракту), в том числе за рубежом;
3) защиту своей профессиональной чести и достоинства;
4) получение квалификационных категорий в соответствии с достигнутым уровнем теоретической и практической подготовки;
По вопросу, касающемуся порядка получения квалификационных категорий специалистами, работающими в системе здравоохранения Российской Федерации, см. Приказ Минздрава РФ от 09.08.2001 N 314. 5) совершенствование профессиональных знаний;
6) переподготовку за счет средств бюджетов всех уровней при невозможности выполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья, а также в случаях высвобождения работников в связи с сокращением численности или штата ликвидации предприятий, учреждений и организаций;
7) страхование профессиональной ошибки, в результате которой причинен вред или ущерб здоровью гражданина, не связанный с небрежным или халатным выполнением ими профессиональных обязанностей;
8) беспрепятственное и бесплатное использование средств связи, принадлежащих предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам, а также любого имеющегося вида транспорта для перевозки гражданина в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение в случаях, угрожающих его жизни;
9) первоочередное получение жилых помещений, установку телефона, предоставление их детям мест в детских дошкольных и санаторно-курортных учреждениях, приобретение на льготных условиях автотранспорта, используемого для выполнения профессиональных обязанностей при разъездном характере работы, и иные льготы, предусмотренные законодательством Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, правовыми актами автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Порядок переподготовки, совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников, получения ими квалификационных категорий определяется в соответствии с настоящими Основами Министерством здравоохранения Российской Федерации, министерствами здравоохранения республик в составе Российской Федерации совместно с профессиональными медицинскими и фармацевтическими ассоциациями.
По вопросу, касающемуся установления врачам общей практики (семейным врачам) и медицинским сестрам врачей общей практики (семейных врачей) ежегодного дополнительного оплачиваемого 3-дневного отпуска за непрерывную работу в этих должностях, см. Постановление Правительства РФ от 30.12.1998 N 1588.Статья 64. Оплата труда и компенсации
Оплата труда медицинских и фармацевтических работников, а также научных работников и профессорско-преподавательского состава высших и средних медицинских и фармацевтических учебных заведений, медицинских факультетов университетов производится в соответствии с их квалификацией, стажем и выполняемыми ими обязанностями, что предусматривается трудовым договором (контрактом).
Приказом Минздрава РФ от 15.10.1999 N 377 утверждено Положение об оплате труда работников здравоохранения. Медицинские и фармацевтические работники имеют право на компенсационную выплату в процентах к должностным окладам за работу с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, а также иные льготы, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, правовыми актами автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Часть третья ст. 64 признана не действующей в части согласования с профессиональными союзами. - Указ Президента РФ от 24.12.1993 N 2288. Перечень категорий работников, имеющих право на повышение заработной платы, надбавки и доплаты к заработной плате, а также на другие виды компенсаций и льгот, устанавливается Правительством Российской Федерации по согласованию с профессиональными союзами.
Порядок и условия выплаты компенсаций и предоставления льгот научным работникам государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также профессорско-преподавательскому составу высших и средних медицинских и фармацевтических учебных заведений, медицинских факультетов университетов соответствуют порядку и условиям выплаты компенсаций и предоставления льгот медицинским и фармацевтическим работникам.
Для медицинских, фармацевтических и иных работников государственной и муниципальной систем здравоохранения, работа которых связана с угрозой их жизни и здоровью, устанавливается обязательное государственное личное страхование на сумму в размере 120 месячных должностных окладов в соответствии с перечнем должностей, занятие которых связано с угрозой жизни и здоровью работников, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
В случае причинения вреда здоровью медицинских и фармацевтических работников при исполнении ими трудовых обязанностей или профессионального долга им возмещается ущерб в объеме и порядке, устанавливаемых законодательством Российской Федерации.
В случае гибели работников государственной и муниципальной систем здравоохранения при исполнении ими трудовых обязанностей или профессионального долга во время оказания медицинской помощи или проведения научных исследований семьям погибших выплачивается единовременное денежное пособие в размере 120 месячных должностных окладов.
На выпускников медицинских и фармацевтических высших и средних учебных заведений, прибывших на работу в сельские лечебно-профилактические учреждения по направлению, распространяются порядок и условия выдачи единовременного пособия на хозяйственное обзаведение, устанавливаемые для специалистов, окончивших сельскохозяйственные учебные заведения.
Раздел XI

Медработник кто это такой

У большинства взрослых не возникает вопросов «Медработник кто это такой?», а вот для детей эта профессия одновременно и интересна, и не совсем понятна. К тому же людям, планирующим сменить сферу деятельности, и выпускникам также не помешает узнать детали этой специальности, ее функциональные обязанности.

Используя самый распространенный источник информации — обратившись к википедии можно узнать общее значение профессии.

Медработник — специалист с медицинским образованием, работающий в медицинских учреждениях различного типа. При этом медицинским работником принято называть как врачей любой категории, так и младший медперсонал.

Чем же занимается медработник

Как удалось выяснить ранее, специальность медработника включает в себя всех — от санитарок до главного врача. Поэтому список его занятий достаточно обширен.

Ниже представлен перечень основных обязанностей медработника:

  • мероприятия по профилактике и диагностике заболеваний человека;
  • действия по сбору и проведению биохимических анализов;
  • диагностика состояния человека по внешним признакам;
  • оказание первой помощи;
  • определение травм (растяжения, вывихи, переломы и т.д.)
  • умение проводить диагностические процедуры для обследования организма (УЗИ, кардиограмма и т.д.)
  • обеспечение и поддержание стерильности помещений, оборудования и медицинского инструмента;
  • обработка ран и осуществление перевязок;
  • умение ставить капельницы и уколы различного вида;
  • умение назначить лечение в соответствии с поставленным диагнозом и наблюдение за ходом лечения.

Для каждого специалиста в зависимости от уровня его подготовки и профессионализма существует определенный круг обязанностей. Должностные обязанности для каждого конкретного специалиста прописаны в реестре, который составляется как для младшего медицинского персонала, так и для врачей любой категории.

Личные качества, которыми должен обладать медработник

Среди внушительного перечня личностных качеств, которыми должен обладать любой медработник можно отнести следующие:

  • должен любить людей и быть милосердным;
  • независимо от ситуации, должен быть всегда готов оказать помощь;
  • должен быть бескорыстным;
  • обязательно нужно уметь сочувствовать;
  • уметь держать себя в руках в любой стрессовой ситуации;
  • обладать высокой внимательностью к мелочам;
  • иметь отличную самодисциплину;
  • осознавать уровень ответственности;
  • владеть культурой сохранения тайны, чтобы обеспечивать сохранение врачебной тайны.

Что нужно, чтобы стать медработником

Чтобы стать медицинским работником обязательно потребуется аттестат о среднем образовании. Далее необходимо окончить профильное учебное заведение в зависимости от выбранной категории.

  • Для младшего медицинского персонала достаточно будет курсов или профессионального училища. Тем, же кто решит связать свою судьбу с профессией медицинского работника более высокой категории, например, врач, обязательно нужно будет закончить высшее учебное заведение.

После завершения процесса обучения обязательно нужна практика. Чтобы не навредить пациенту и получить возможность вести самостоятельную деятельность, молодой специалист обязательно прикрепляется к более опытному коллеге. Зачастую на такую практику уходит не меньше года. Наставник должен быть уверен, что медработник готов к самостоятельной постановке диагноза и не навредил пациенту ни действиями, ни назначенным лечением.

Плюсы и минусы профессии

Медик — профессия, уважаемая в любой стране. Однако, чтобы заслужить уважение, пройти придется через многое.

К положительным сторонам профессии, кроме уважения, можно отнести следующие:

  • возможность собственными руками участвовать в процессе сохранения человеческой жизни;
  • общение с разными интересными и полезными людьми;
  • посещение различных развивающих семинаров и постоянное совершенствование своих как профессиональных, так и личностных качеств.

Естественно, в этой профессии, как и в других, не обошлось и без негативных моментов:

  • очень высокая ответственность за каждое свое действие;
  • не всегда нормированный график, переработки;
  • не каждый сможет постоянно наблюдать человеческую боль;
  • постоянное обучение и повышение квалификации;
  • не очень высокая зарплата;
  • большие психологические нагрузки.

Заключение

На вопрос «что за профессия медицинский работник?» можно сказать точно — эта специальность уважаемая. Однако не каждый может постоянно наблюдать за человеческими страданиями. Именно поэтому к будущим медработникам предъявляется так много требований.

Медработник кто это

Данная статья не вызывает вопросов у взрослых людей, скорее всего ее информация будет интересна для детей, которые еще не знают обо всех профессиях и их назначении. Ответим на вопрос: «Медработник кто это такой?», так же поговорим о функциональных обязанностях и о том, чем занимается он в ежедневных рабочих буднях.

Для того чтобы понимать что за профессия это, обратимся к википедии и сформируем краткое определение.

ПОЗВОНИ ЮРИСТУ
ОН РЕШИТ ТВОИ ВОПРОСЫ БЕСПЛАТНО
Москва, обл 8 (499) 577-00-25 доб. 130
Санкт-Петербург, обл 8 (812) 425-66-30 доб. 130
Федеральный номер 8 (800) 350-84-13 доб. 130

Медработник – это человек, имеющий медицинское образование и работающий в медицинских учреждениях. Стоит отметить, что это обобщенное понятие, под которое попадают как врачи, так и младший медицинский персонал.

Чем занимается медработник?

Так как профессия «медработник» это не точное понятие, то перечень того, чем занимается данный специалист, будет достаточно обширный.

  • Диагностика и профилактика заболеваний человека;
  • Проведение биохимических анализов;
  • Определение состояние человека по его внешнему виду;
  • Оказание первой медицинской помощи;
  • Умение выявить травмы (переломы, вывихи, смещения);
  • Проведение всех процедур, которые позволяют провести полное обследование организма пациента (кардиограмма, УЗИ и так далее);
  • Обеспечение стерильности помещений больниц поликлиник, а так же медицинских инструментов и оборудования;
  • Обрабатывает раны и делает перевязки;
  • Умение ставить уколы и капельницы;
  • Назначение лечения, а так же наблюдение за его ходом.

Каждый специалист выполняет свою работу, ту в которой является профессионалом и ту, которая внесена в реестр его прямых обязанностей. Здесь все зависит от того, кем является медработник врачом или младшим медицинским персоналом.

Требования к личным качествам медработника

В профессии «медработник» могут работать люди, которые обладают особым перечнем личных качеств, которые помогают выносить все тягости данного направления.

  • Быть милосердным и любить людей;
  • Иметь желание помогать людям, независимо от ситуации;
  • Быть, прежде всего, медработником с отсутствием жажды наживы на боли пациента;
  • Уметь сочувствовать чужой боли;
  • Сохранять спокойствие и выдержку в любой ситуации;
  • Быть внимательным к деталям;
  • Обладать самодисциплиной;
  • Быть ответственным, и осознавать ответственность в медицине;
  • Обладать культурой сохранения чужих секретов, это качество необходимо для обеспечения неразглашения врачебной тайны;

Как стать медработником?

Для того, что бы стать представителем медицинской профессии, необходимо получить аттестат об окончании средней образовательной школы, далее поступить в учреждение по подготовке медицинского персонала. Это может быть как колледж, так и университет. Все зависит от того, какой выбор сделал будущий медработник.

Чтобы медик был допущен к самостоятельной работе, ему предстоит долгая практика под наставничеством опытного профессионала. Иногда на это уходит более года. Все это необходимо для того, чтобы молодой специалист не навредил пациенту и не ошибся с диагнозом или неверным назначением лечения.

Положительные и отрицательные стороны профессии

Несмотря на то, что «медик» это профессия уважаемая, в ней тоже присутствуют плюсы и минусы, с которыми приходится уживаться специалистам.

Начнем с плюсов, к ним относятся:

ПОЗВОНИ ЮРИСТУ
ОН РЕШИТ ТВОИ ВОПРОСЫ БЕСПЛАТНО
Москва, обл 8 (499) 577-00-25 доб. 130
Санкт-Петербург, обл 8 (812) 425-66-30 доб. 130
Федеральный номер 8 (800) 350-84-13 доб. 130

  • Профессия, помогающая сохранить человеческую жизнь;
  • Общение с людьми, многие из которых являются интересными;
  • Возможность посещать значимые семинары и события.

А теперь об обратной стороне профессии, а именно о негативных фактах.

К ним относятся:

  • Высокая степень ответственности;
  • Иногда приходится работать сверх нормы;
  • Сложно наблюдать за человеческой болью;
  • Необходимо много учиться и проходить повышение квалификации;
  • Невысокая оплата труда;
  • Высокая психологическая нагрузка.

Подведем итоги

Мы максимально кратко, но емко рассказали о профессии «медработник», выяснили, чем занимается он и какие служебные обязанности выполняет.

Дали описание и перечень личных качеств, которыми должен обладать медицинский работник для качественного выполнения своих профессиональных функций и быть максимально эффективным.

Нам удалось разъяснить, что медработник — это обобщенное понятие, поэтому перечень его обязанностей так же является общим.

Плюсы и минусы профессии, которые представлены выше, могут повлиять на решение будущего студента медицинского учреждения стать медработником.

Теперь вы знаете ответ на вопрос: «Медик кто это такой?» и что за профессия это.


Гончаров, А. Э. К вопросу о совершенствовании признаков медицинских работников / А. Э. Гончаров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 21 (311). — С. 286-289. — URL: https://moluch.ru/archive/311/70515/ (дата обращения: 27.05.2021).

В статье автор на основании анализа российского права, судебной практики, законодательства стран СНГ обосновывает, что понятие медицинского работника должно раскрываться через такие признаки как медицинское образование, оказание медицинской помощи как на территории медицинской организации, так и в иных случаях вне места нахождения медицинской организации. На основании разработанных признаков автор формулирует новое понятие медицинского работника.

Ключевые слова: медицинский работник, медицинская помощь, медицинская деятельность, медицинская организация, медицинское образование.

Анализ понятия медицинского работника, закрепленного в ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 323-ФЗ), позволяет сделать вывод о том, что между нормами медицинского и трудового права имеют место противоречия при раскрытии сущности термина «медицинский работник». Медицинское законодательство термином «медицинский работник» охватывает, в том числе правоотношения по оказанию медицинской деятельности индивидуальным предпринимателем. Однако с точки зрения трудового права индивидуальный предприниматель не может являться работником, а только может выступать в качестве работодателя. На указанное противоречие обращает внимание в одной из своих работ Головина С. Ю., которая отмечает, что «индивидуальный предприниматель не вступает в трудовые отношения в качестве работника и таковым не является по сути» [3]. На некорректность указанного определения указывают и другие исследователи (например, В. А. Лаптев [4], Боровых Л. В., Кирова Т. А. [2]).

При анализе понятия медицинского работника законодатель использует отсылочную систему раскрытия основных признаков медицинского работника. В частности, одним из признаков медицинского работника является осуществление медицинской деятельности. Однако и в указанном понятии медицинской деятельности можно заметить отсылку к новому признаку — оказание медицинской помощи. Затем законодатель продолжает раскрытие термина медицинской помощи через термин «здоровье».

Таким образом, с точки зрения законодательной техники существующее понятие медицинского работника нуждается в дальнейшем совершенствовании путем формулирования основных признаков в одном понятии. Итак, рассмотрим основные признаки медицинского работника (критерии допуска к медицинской деятельности).

Во-первых, наличие образовательного ценза. Законодатель установил, что для медицинского работника необходимо наличие медицинского или иного образования. В юридической литературе неоднозначно оценивается возможность осуществления функции медицинского работника без медицинского образования [5]. Но, обратившись, к анализу Номенклатуры должностей медицинских работников [6] можно заметить, что к медицинским работникам относятся специалисты с высшим профессиональным немедицинским образованием, среди них: биолог; зоолог; инструктор-методист по лечебной физкультуре; медицинский психолог и др.

При этом вопрос об отнесении той или иной профессии к медицинскому образованию в российском законодательстве решается по-разному. В частности, если взять дефектологов, логопедов, то ещё в 1998 г. Минздрав РФ обратил внимание на то, что «организация специализированной помощи больным с нарушениями речи и других высших психических функций органического и функционального генеза, внедрение принципов комплексной системы лечения и реабилитации — неотложная задача здравоохранения» [7]. Но при этом законодатель оказался крайне не последовательным, включив дефектологов и логопедов в качестве лиц с педагогическим образованием. Данный подход признать нельзя верным. Он не учитывает, что от работы указанных специалистов на ранних этапах выявления нарушения речи (особенно — у детей) зависит их состояние здоровья. А на практике указанные специалисты оказались исключены из медицинских работников, а как следствие — невозможность воспользоваться всеми правами и льготы для данной категории работников.

В настоящее время правом на занятие медицинской деятельностью обладают также лица, получившие высшее немедицинское образование. Не считаем критическим допуск к оказанию медицинской помощи лиц с иным образованием, поскольку вопрос определения отнесения образования к медицинскому или другому находится исключительно в плоскости образовательного законодательства. Именно нормами образовательного права утвержден перечень специальностей и направлений высшего образования [8], среднего профессионального образования [9]. В связи с этим термин «медицинское образование» не совсем корректно использовать. С учетом требований образовательного законодательства, целесообразно при определении образовательного ценза вместо термина «медицинское образование» использовать следующую формулировку «высшее образование, среднее профессиональное образование по специальностям, входящим в укрупненную группу специальностей «Здравоохранение и медицинские науки» или подготовки кадров высшей квалификации по программам аспирантуры, адъюнктуры, ординатуры по специальностям, входящим в укрупненную группу специальностей «Здравоохранение и медицинские науки», «Науки о здоровье и профилактическая медицина». Термин «иное образование» исключить из законодательства Необходимость корректировки образовательных требований к медицинским работникам обусловлена тем, что в настоящее время к медицинским работникам отнесены категории должностей, к трудовым функциям которых не отнесено оказание медицинской помощи. Следует отметить, что требования по наличию только медицинского образования как условия допуска к профессии закреплены в Казахстане, Белоруссии, Туркменистане, Узбекистане, Таджикистане. В Киргизии медицинские работники должны иметь медицинское или биологическое образование.

Таким образом, с учетом содержательного подхода к пониманию трудовой функции медицинских работников, зарубежного опыта, считаем необходимым закрепить в законодательстве положение о наличии только медицинского образования у медицинского работника. При этом такие профессии как логопеды и дефектологи должны быть отнесены законодателем не к педагогическому, а медицинскому образованию, поскольку последние осуществляют фактически медицинскую помощь.

Во-вторых, в соответствии с законодательством занятие медицинской деятельностью должно осуществляться в пределах медицинской организации. На практике нередки случаи, когда в штатном расписании не медицинской, а иной организации в силу специфики ее деятельности присутствует должность из Номенклатуры специальностей медицинских работников, например, медсестра в образовательном учреждении: детском саду или школе. Тогда может возникнуть вопрос: можно ли отнести медицинскую сестру детского сада, школы, образовательной организации к категории медицинских работников, ведь она осуществляет свою деятельность за рамками медицинской организации, что не соответствует понятию медицинского работника? Между тем, в соответствии с п. 11 ст. 2 Закона об охране здоровья граждан положения указанного Закона, регулирующие деятельность медицинских организаций, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности.

Иными словами, если школа или детский сад имеют в штате медицинских работников и осуществляют деятельность медицинского кабинета на основании лицензии на медицинскую деятельность, то на работников, замещающих соответствующие должности, распространяются все особенности правового регулирования деятельности медицинских работников, установленные законодательством.

Между тем не каждый работник медицинской организации является медицинским работником. В соответствии с примечанием 1 к Номенклатуре специальностей медицинских работников должности «главный врач», «заместитель главного врача» относятся к медицинским работникам только в случае, если в их трудовые (должностные) обязанности входит осуществление медицинской деятельности.

Анализ положений ст. 32 Федерального закона № 323-ФЗ допускает возможность осуществления медицинской помощи амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в том числе на дому при вызове медицинского работника. Это означает, что фактически медицинская помощь не всегда привязана к адресам, указанным в лицензии на осуществление медицинской деятельности. Следовательно, указывать в понятии медицинского работника на осуществление медицинской деятельности только по месту ее нахождения является внутренним противоречием Федерального закона № 323-ФЗ, поэтому указание на занятие медицинской деятельностью только в пределах медицинской организации необходимо исключить из его содержания. В подтверждение заявленного нам тезиса можно привести примеры из судебной практики [10].

Таким образом, с учетом фактически сложившейся практики медицинская деятельность должна осуществляться как на территории медицинской организации, в том числе научных и образовательных организациях, так и вне места нахождения медицинской деятельности, если необходимость оказания медицинской помощи обусловлена спасением жизни и здоровья гражданина.

В-третьих, закон раскрывает понятие медицинского работника через осуществление им медицинской деятельности. В отношении данного признака медицинского работника ведется много споров. Спорность связана с тем, что ученые и практики не могут прийти к единому мнению относительно того, осуществляется ли медицинском работником медицинская деятельность или оказывается медицинская помощь. Обратившись к российскому законодательству не трудно заметить, что правосубьектность раскрывается именно через понятие оказания медицинской помощи. Итак, представим краткий анализ основных базовых документов в сфере здравоохранения, доказывающих наш тезис о медицинской помощи как признаке правового статуса медицинского работника.

1) ст. 41 Конституции РФ раскрывает право на охрану здоровья именно через оказание медицинской помощи;

2) законодатель раскрывает понятие пациента именно через получением им медицинской помощи;

3) заслуживает внимания изучение должностных обязанностей работников здравоохранения. В частности, в должностные обязанности врача-специалиста входит выполнение перечня работ и услуг для диагностики заболевания, оценки состояния больного и клинической ситуации в соответствии со стандартом медицинской помощи;

4) в систему источников регулирования правового статуса медицинского работника входят так называемые кодексы профессиональной этики врача [1]. Их изучение также позволяет сделать вывод, что деятельность врача раскрывается именно через оказанием им медицинской помощи. Например, ст. 3 Кодекса профессиональной этики врача Российской Федерации закрепляет, что врач обязан оказать качественную, эффективную и безопасную медицинскую помощь. Аналогичный подход можно встретить при анализе кодексов профессиональной этики на территории Кировской области. В частности, Кодекс профессиональной этики медицинского работника КОГБУЗ «Кировская областная клиническая больница» [11], Кодекс профессиональной этики медицинского работника КОГБУЗ «Инфекционная клиническая больница» [12], КОГБУЗ Кировская городская больница № 2 [13], Кодекс профессиональной этики и служебного поведения работников медицинских организаций государственной системы здравоохранения, осуществляющих свою деятельность на территории Амурской области [14] и др. При этом в системе частного здравоохранения используется аналогичный подход к раскрытию деятельности врача через оказание им медицинской помощи (например, ООО «Ваш доктор» [15]);

5) анализ принятых профессиональных стандартов свидетельствует о том, что основной трудовой функцией медицинских работников являются различные формы оказания медицинской помощи. Например, врач-терапевт участковый оказывает первичную медико-санитарную помощь, врач-пульмонолог — оказание медицинской помощи пациентам при заболеваниях бронхолегочной системы, врач-невролог — оказание медицинской помощи пациентам при заболеваниях и (или) состояниях нервной системы и т. д.;

6) в международных актах и зарубежном законодательстве закреплен подход об оказании врачом именно медицинской помощи. В частности, международный кодекс медицинской этики 1949 г. закрепляет, что врач должен ставить во главу угла сострадание и уважение к человеческому достоинству пациента и полностью отвечать за все аспекты медицинской помощи, вне зависимости от собственной профессиональной специализации.

Таким образом, закрепленный в законодательстве признак осуществление медицинской деятельности необходимо исключить, заменив его на оказание медицинской помощи.

На основании вышеизложенного, понятие медицинского работника необходимо изложить в следующей редакции:

«медицинские работники — физические лица, имеющие высшее образование, среднее профессиональное образование по специальностям, входящим в укрупненную группу специальностей «Здравоохранение и медицинские науки» или подготовки кадров высшей квалификации по программам аспирантуры, адъюнктуры, ординатуры по специальностям, входящим в укрупненную группу специальностей «Здравоохранение и медицинские науки», «Науки о здоровье и профилактическая медицина», работающие в медицинской организации, в том числе образовательной, научной, у индивидуального предпринимателя и имеющие трудовые обязанности либо лица, работающие в иной медицинской организации (индивидуального предпринимателя), направленные для оказания медицинской помощи.

1. Башанкаев, Б. Н. Актуальные проблемы правового регулирования управления медицинским персоналом и пути их решения в современных условиях: учебное пособие / Б. Н. Башанкаев, П. Е. Морозов, Е,Рустамов,и Б. — М: Проспект, 2020. — 160 c. — Текст: непосредственный.

2. Боровых, Л. В. Уголовно-правовой взгляд на профессиональный статус медицинских работников / Л. В. Боровых, Т. А. Кирова. — Текст: непосредственный // Вестник Пермского университета. Юридические науки. — 2018. — № 3. — С. 478–498.

3. Головина, С. Ю. Особенности трудоправового статуса медицинских работников / С. Ю. Головина. — Текст: непосредственный // Медицинское право. — 2013. — № 6. — С. 22–26.

4. Лаптев, В. А. Медицинская деятельность: правовая природа и источники правового регулирования / В. А. Лаптев. — Текст: непосредственный // Медицинское право. —2013. —N 3. —С. 15–18.

5. Романовская, О. В. Особенности профессиональной деятельности медицинских работников в Российской Федерации / О. В. Романовская. — Текст: непосредственный // Трудовое право в России и за рубежом. — 2013. — № 3. — С. 38–41.

6. Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников: [Приказ Минздравсоцразвития России от 20 декабря 2012 г. N 1183н] // Российская газета. 2013. N 65.

7. О специализированной помощи больным при нарушениях речи и других высших психических функций: [Приказ Минздрава РФ от 28.12.1998 N 383] // Режим доступа [Консультант]. — Загл. с экрана. Документ не был опубликован.

8. Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования: [Приказ Минобрнауки России от 12.09.2013 N 1061]// Режим доступа [Консультант]. — Загл. с экрана.

9. Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования: [Приказ Минобрнауки России от 29.10.2013 N 1199]// Режим доступа [Консультант]. — Загл. с экрана.

10. Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15 февраля 2016 г. по делу № А32–46196/2015 // https://sudact.ru/arbitral/doc/HFZYtRoBipNn/ (дата обращения — 05.05.2020); Решение Арбитражного суда Приморского края от 26 июля 2016 г. по делу № А51–11488/2016 https://sudact.ru/arbitral/doc/02dQECu9QZol/ (дата обращения — 05.05.2020).

  1. Кодекс профессиональной этики медицинского работника КОГБУЗ «Кировская областная клиническая больница» // https://kokbkirov.ru/wp-content/uploads/2017/11/kodeks.pdf (дата обращения — 10.04.2020).

12. Кодекс профессиональной этики медицинского работника когбуз«инфекционная клиническая больница: утверждено приказом главного врача КОГБУЗ «Инфекционная клиническая больница» от 17.04.2017 г. № 35 // https://aids43.ru/about/kodeks/ (дата обращения — 10.04.2020).

13. Кодекс профессиональной этики медицинского работника: утвержден приказом от 01.07.2014 № 359/1 // http://gb2.medkirov.ru/site/LSP8B0733 (дата обращения — 30.04.2020).

14. Об утверждении Кодекса профессиональной этики и служебного поведения работников медицинских организаций государственной системы здравоохранения, осуществляющих свою деятельность на территории Амурской области: [Приказ Министерства здравоохранения Амурской области от 05.02.2016 N 120] // Азия-Экспресс. 2015. N 51–52. 29 дек.

Читайте также: