Что такое минимальный гарантированный доход граждан

Опубликовано: 17.09.2024

Эксперты спрогнозировали, когда и какой категории граждан может быть назначено денежное пособие.

<p>Фото © ТАСС / Станислав Красильников</p>

Фото © ТАСС / Станислав Красильников

Замглавы Совбеза и глава партии "Единая Россия" Дмитрий Медведев в ходе онлайн-совещания о социальных задачах ЕР предложил обсудить возможность введения базового гарантированного дохода граждан. Такая практика распространена в Европе. Это, как правило, минимальная сумма средств, которую выплачивает государство независимо от рода деятельности и социально-экономического положения получателя.

По его словам, необходимо проанализировать "и подход к некоторым новым конструкциям, в частности, предлагается обсудить так называемую идею минимального гарантированного дохода граждан. Здесь имеется в виду неприкосновенность той минимальной суммы средств, которая выплачивается государством человеку независимо от рода его деятельности, социально-экономического положения". Он призвал однопартийцев обсудить эту инициативу с членами правительства и профсоюзами.

Это мировая тенденция, она обсуждается в США, Венгрии, Испании, Италии, Исландии, говорят эксперты. Политолог Марат Баширов отметил, что социальные исследования показывают: более 30% людей, которые получали бы такой доход, перестали бы работать. А в условиях растущей безработицы такая мера может стать неплохой формой поддержки. По его мнению, стоит учитывать тот факт, что раз о предложении заговорил экс-премьер, то это резко повышает шансы, что программу примут. Однако нет ясности, каков будет размер денежной выплаты.

— Уровень доходов этой программы, которая сейчас обсуждается в разных странах, очень разный. Где-то это 1000 евро, а где-то, как, например, в Венгрии, — 15 тысяч рублей. На мой взгляд, если вводить такой доход, то он должен быть заметным, то есть составлять среднюю заработную плату по России — 20–30 тысяч рублей. С одной стороны, это большая сумма, а с другой — решает определённые проблемы, которые существуют. Речь идёт о безработице. Но я бы развил эту инициативу и привязал бы её к обязательным работам, которые необходимо выполнять на муниципальном уровне. Например, если человек получает гарантированный базовый доход, то у него есть обязательство отработать определённое количество часов на программу по благоустройству или социальной поддержке малообеспеченных или ещё какой-то формат. То есть я бы не делал это в виде подачки, но обязал бы получателей вносить свой труд во всеобщее благо, — сказал политолог Марат Баширов.

То, что пока ни в правительстве, ни среди экспертов не торопятся обсуждать сумму возможного гарантированного дохода, вероятно, связано с ограниченным размером пособия. Такие предложения есть и в программе некоторых новых политических партий, отметил политолог Олег Матвейчев. По расчётам одной из них ("За правду"), при условии выплаты 2,5 тыс. рублей на человека в месяц за год такая мера обойдётся бюджету в 1,5 трлн рублей.

— Понятно, что любой рост этого пособия — 5, 10, 15 тысяч рублей — неподъёмные суммы для бюджета. Поэтому никто и не называет пределы базового дохода, — сказал Матвейчев.

— В ходе этого обсуждения нужно учесть широкий спектр факторов. Например, такой: не приведёт ли введение подобного дохода к иждивенческим настроениям. Даже когда мы будем определять эту плату, если соберёмся её вводить, как обстоят дела с источниками подобного финансирования? Если мы полагаемся на нефтегазовые доходы, то они сильно зависят от колебаний сырьевой конъюнктуры. Здесь очень много моментов, которые стоит взвесить, — считает экономист, профессор РАНХиГС Андрей Марголин. — Я бы сначала решил вопрос о том, что прожиточный минимум и минимальная заработная плата должны быть полностью выравнены, и посмотрел бы, как мы будем выходить из кризиса. Необходимо найти ресурсы для реализации нацпроектов, пусть и немного сдвинутых во времени. Если мы их правильно запустим, то безработица должна сократиться, а у бюджета появятся дополнительные налоги. Может быть, на этом фоне обсуждение проблем пойдёт легче.

Андрей Марголин отметил, что пока мы не знаем, к чему это приведёт. Если рассмотреть опыт других стран, то в Швейцарии по этому вопросу был проведён референдум — и граждане не согласились с введением базового дохода. В Кении же, наоборот, пришли к выводу, что он влияет положительно на экономику и социальную жизнь. Несмотря на то что от лишних денег никто не отказывается, люди очень по-разному смотрят на такие меры. По его мнению, этот шаг требует серьёзных аналитических исследований.

alt="Владелец такой яхты, как и другой роскоши, не должен получать социальные выплаты. Этот подход, уже реализованный при назначении пособий на детей от 3 до 7 лет, Всемирный банк предлагает внедрять и дальше. Фото: EPA" />
Владелец такой яхты, как и другой роскоши, не должен получать социальные выплаты. Этот подход, уже реализованный при назначении пособий на детей от 3 до 7 лет, Всемирный банк предлагает внедрять и дальше. Фото: EPA

Под ним, в отличие от безусловного базового дохода (который выплачивается всем без исключения гражданам), понимаются выплаты людям, живущим за чертой бедности. Как подчеркивает постоянный представитель Всемирного банка в России Рено Селигманн, это адресные выплаты, чей размер определяется разницей между семейным доходом и порогом бедности, а получатели пособий обязаны предпринимать усилия для поиска работы, проходить обучение для получения новой профессии или выполнять другие условия, чтобы встать на ноги и уже не нуждаться в посторонней помощи.

Фото: iStock

И если с выплатами безусловного дохода только идут эксперименты в развитых странах, то гарантированный минимальный доход уже испытан как в развитых, так и в развивающихся странах. Всемирный банк предлагает опираться, с одной стороны, на этот опыт, с другой - на программу социальных контрактов, которая в этом году распространена на всю Россию, но еще далека до выхода на полную мощность.

Введение новой программы борьбы с бедностью может стоить всего 0,33% ВВП ежегодно (сейчас это около 400 млрд руб.), говорится в докладе Всемирного банка об экономике России (он частично посвящен идее гарантированного минимального дохода на российской почве). Условиями для этого главный экономист Всемирного банка по РФ Апурва Санги называет "абсолютную" адресность и сведение к минимуму "ошибок включения", когда право на пособия получают далеко не бедные люди, а также разумный уровень издержек на администрирование - в пределах 10% расходов.

В этом идеальном случае сокращение бедности обойдется в четыре раза дешевле, чем могло бы за счет простого расширения существующей системы социальной защиты. Всемирный банк считает ее крайне дорогой из-за недостаточного фокуса именно на бедных: она стоит более 3% ВВП (без учета пенсий), или около 30 млрд долларов, что более чем в три раза выше дефицита доходов всех бедных семей в стране до социальных выплат (около 700 млрд руб.).

Многие страны достигают того же результата в сокращении бедности, тратя на половину или треть меньше, указывает Всемирный банк: глобальные расходы на социальную помощь составляют в среднем 1,5% ВВП, а в Европе и Центральной Азии - 2,2% ВВП. Достижение цели по бедности без дополнительных мер, только за счет экономического роста, даже если допустить, что он будет выше 3% в год, остается недосягаемой и к 2030 году, считает Всемирный банк.

Как быть с "безработными на Bentley"

В России в неформальном секторе заняты 15-20% трудоспособного населения, и эта доля растет, хотя пока она сопоставима со схожими странами, сказал "Российской газете" господин Санги. Учитывая наработанный в России опыт, можно настроить параметры программы таким образом, чтобы свести к минимуму число получателей пособий, которые имеют неформальные заработки. Например, если человек несколько раз отказывается от предлагаемой работы, он теряет право на выплаты. "Утечкой" ресурсов в пользу людей, которые в действительности не являются бедными, можно пренебречь, если сократятся ошибки "исключения", когда люди не участвуют в программе, хотя имеют на это право.

С точки зрения цифровой зрелости госуправления гарантированный минимальный доход может быть запущен и в следующем году, все зависит от выбранного подхода, пояснил "РГ" господин Селигманн. Адресную и простую в получении помощь правительство уже развивает в рамках социального казначейства. Для гарантированного минимального дохода прежде всего нужен качественный реестр возможных участников, основанный на данных о доходах, налогах и имуществе, его основа - Единая государственная информационная система социального обеспечения (ЕГИССО).

Нужен ли имущественный ценз

Гарантированный минимальный доход - гибкий инструмент, который правительство может настраивать в соответствии со своими приоритетами, подчеркнул господин Селигманн. Так, преимущественное право на участие может остаться за семьями с детьми, но программа может распространяться и на всех нуждающихся - в этом случае она может способствовать росту рождаемости, вселяя в людей уверенность в своем будущем.

Это же касается критериев благосостояния. В других странах для участия в подобных программах оценивается не только уровень дохода, но активы семьи, сказал "РГ" господин Санги.

В России учет имущества при определении нуждаемости введен недавно для пособий на детей от 3 до 7 лет. Критерии довольно мягкие, например, многодетная семья может получать пособие, даже если у нее есть два автомобиля, два гаража, дача и просторная по российским меркам квартира, но важна сама демонстрация способности государства точнее выявлять действительно бедных.

России не придется начинать с нуля

По программе социальных контрактов люди с доходами ниже прожиточного минимума, установленного в регионе, получают выплаты и иную помощь для трудоустройства, преодоления трудной жизненной ситуации, а также для развития личного подсобного хозяйства или открытия бизнеса. В обмен получатель берет на себя определенные обязательства: не отказываться от предлагаемой работы, проходить обучение и так далее. Программа запущена не так давно, в прошлом году она испытывалась в 21 регионе; как ранее сообщала "РГ", в этом году минтруд планирует заключить 300 тысяч соцконтрактов, на это в бюджете предусмотрено 26,3 млрд рублей, а на ближайшие три года, с учетом все большего охвата программы - 116 млрд.

Всемирный банк предлагает расширить ее. Преференции, которые предоставляет социальный контракт, часто недостаточны, более половины регионов предоставляют сравнительно небольшие гранты всего на срок от трех до шести месяцев, уровень пособий в большинстве случаев фиксированный, не зависит от конкретного дефицита семейного дохода, говорится в докладе. Помимо того, что пособия должны покрывать именно разницу между доходом людей и пороговым значением, их следует выплачивать как минимум в течение шести месяцев; при экономических шоках или экстраординарных событиях в семье участие в программе должно продлеваться, если получатель помощи демонстрирует усилия по достижению самодостаточности, считает господин Селигманн.

Также Всемирный банк предлагает ввести федеральные стандарты социальных контрактов, выстроить единую систему определения нуждаемости и сопровождения из участников.

Где взять деньги

Реформа энергетических субсидий, экономия налоговых расходов (то есть отмена части налоговых льгот) или изменение приоритетов расходов могут стать источниками финансирования программы, считает Всемирный банк. В этом контексте он также видит "окно возможностей" для повышения налогов на табак, алкоголь, сахаросодержащие напитки и продукты.

Кроме того, во Всемирном банке не исключают оптимизацию других социальных программ. "В других странах мы видим, что часто имеет смысл начинать с привлечения дополнительных ресурсов, а уже после того, как новый механизм доказал свою действенность и люди понимают, что их не оставят в беде, можно приступать к упорядочиванию системы социальной поддержки, - сказал господин Селигманн. - В этом случае возникнут политические возможности для обсуждения возможного отказа от каких-то устаревших мер социальной помощи".

Во времена экономического роста расходы на гарантированный минимальный доход должны снижаться, а в кризисы - расти, помогая экономике быстрее восстанавливаться. Выплаты не являются только расходами: они поддерживают внутреннее потребление, создавая большой мультипликативный эффект, указывает Всемирный банк. "Мы получим большее число рабочих рук, это скажется и на спросе и на предложении, и на демографических перспективах", - полагает господин Селигманн.

Для начала Всемирный банк предлагает провести пилотную программу в небольшом масштабе.

Сколько бедных в России

Официально бедными в России являются люди, чей доход ниже прожиточного минимума. На 2021 год он составляет 11 653 рубля, то есть бедной, к примеру, является семья из четырех человек, где отец получает зарплату чуть ниже средней по стране. На этот же критерий ориентируется Всемирный банк в своих расчетах, хотя у него есть и свой международный порог бедности (для стран с доходом ниже среднего 3,2 доллара в день, со средним и высоким уровнем дохода - 5,5 и 21,7 доллара соответственно).

По итогам прошлого года, несмотря на кризис, уровень бедности в России благодаря новым пособиям на детей и другим социальным выплатам снизился с 12,3 до 12,1% - за чертой бедности остаются 17,8 млн человек. Президентский указ 2020 года поставил цель снизить этот показатель в течение десяти лет в два раза по сравнению с 2017 годом (то есть до 6,5%). Выбор точки отсчета объясняется тем, что первоначально эта цель ставилась указом 2018 года на 2024 год.


Кто считается бедным в других странах

ООН различает абсолютную и относительную бедность. Попадающие в первую категорию граждане имеют возможность удовлетворить лишь минимальные потребности, достаточные для биологической выживаемости. Доход же тех, кто относится ко второй категории равен 50-60% от медианного дохода по стране. Среднестатистическая страна с высоким уровнем бедности, согласно ООН, имеет следующие признаки: продолжительность жизни здесь не превышает 50 лет, ВВП на душу населения - около 438 долларов, военные конфликты длятся годами.

К началу пандемии, по оценкам Всемирного банка, в условиях крайней нищеты (с доходами на уровне 1,9 доллара в день) в мире существовали 736 млн человек, а 3,4 миллиарда человек жили лишь на 5,5 доллара в день. За два десятилетия, прошедшие с 1999 года, число людей, живущих в условиях крайней нищеты во всем мире, сократилось более чем на миллиард человек. За 2020 год число новых крайне бедных людей впервые за многие годы выросло - по оценкам, на 119-124 млн человек.

ОЭСР, объединяющая развитые страны, для оценки относительной бедности применяет три пороговых значения. Доходы ниже 40% от национального медианного дохода являются критерием крайней нищеты, 50% - непосредственно черта бедности, 60% - "черта риска бедности".

Фото: Владимир Смирнов / ТАСС

В США за чертой бедности живет более 36 миллионов человек. Методика расчета порога бедности основывается на величине дохода семьи. Например, если доход семьи с двумя детьми менее 25 465 долларов в год, считается, что она живет за чертой бедности - и это при минимальном размере оплаты труда 7,25 доллара в час, который обеспечивает заработок в размере свыше 15 тысяч долларов в год.

В ЕС бедными считаются граждане, доход которых вместе с соцвыплатами меньше 60% от минимального уровня оплаты труда в стране проживания. Чтобы быть бедняком в Люксембурге, надо получать менее 2,1 тыс. евро в месяц, в Германии - 1584 евро.

Самый высокий не только в Европе, но и в мире МРОТ был установлен осенью прошлого года в женевском кантоне Швейцарии - 23 швейцарских франка в час (21 евро). Порог бедности здесь установлен на уровне 2259 франков в месяц на одного человека и 3990 франков - для семьи с двумя взрослыми и двумя детьми до 14 лет.

Кроме уровня доходов, главным индикатором бедности в Европе является отсутствие определенных материальных благ. Согласно Европейскому статистическому агентству, их всего девять видов: способность вовремя оплачивать аренду дома и счет за телефон, возможность питаться мясом или рыбой (другим эквивалентом протеина) минимум через день, наличие стиральной машины, телевизора, телефона, автомобиля, возможность недельного отпуска вне дома, способность оплатить непредвиденные расходы (наличие сбережений) и возможность на полноценное отопление. Если отсутствуют хотя бы 3 пункта, семью следует считать бедной.

Введение минимального гарантированного дохода поможет быстрее побороть бедность в России. К такому выводу пришел Всемирный банк в докладе об экономике РФ.

Что такое минимальный гарантированный доход?

Минимальный гарантированный доход в понимании Всемирного банка — это регулярная выплата денег людям, живущим за чертой бедности. Прежде всего речь идет об оказании адресной помощи нуждающимся. В России национальная программа минимального гарантированного дохода могла бы сочетать денежные выплаты и другие меры поддержки, считают авторы доклада.

Подобная адресная помощь уже действует в некоторых развитых и развивающихся странах, пишет «Российская газета», в отличие от безусловного базового дохода (начисляется всем без исключения гражданам), с выплатой которого пока только проводят эксперименты в развитых странах.

Каков размер минимального гарантированного дохода?

Предполагается, что размер пособий должен определяться как разница между доходом семьи и порогом бедности.


Что считается порогом бедности?

Всемирный банк считает бедными жителей России, чей доход ниже прожиточного минимума. В 2021 год он составляет 11 653 рубля.

Однако для определения бедности стоит брать в расчет не только уровень дохода, но и активы семьи (имущество, банковские вклады и пр.). В некоторых странах уже действует подобный подход, как рассказал «Российской газете» главный экономист Всемирного банка по РФ Апурва Санги.

Помощь предлагают оказывать всем бедным?

Программа минимального гарантированного дохода может распространяться на всех нуждающихся, считают во Всемирном банке. Либо преимущественное право получать выплаты могут предоставить семьям с детьми. Выбор остается за авторами программы из России.

Сколько денег потребуется для введения новых выплат?

Программа гарантированного минимального дохода в России будет стоить 0,33% ВВП ежегодно (сейчас это около 400 млрд руб.), считает главный экономист Всемирного банка по РФ Апурва Санги. В такую сумму получится уложиться, если пособие будет полностью адресным, т. е. его будут начислять только нуждающимся людям, а не всем, кто формально соответствует критериям бедности. Также должен быть разумный уровень издержек на администрирование программы (не более 10% от общих расходов на нее).

Во Всемирном банке считают, что расходы на выплату минимального гарантированного дохода должны меняться в зависимости от экономической ситуации в стране. Во времена экономического роста объем помощи стоит снижать, в кризисы — увеличивать, чтобы экономика могла быстрее восстановиться.

Чтобы найти деньги на программу, авторы доклада предлагают России провести реформу энергетических субсидий, отменить часть налоговых льгот или изменить приоритеты расходов страны.

Насколько выгодной может оказаться программа?

Программа минимального гарантированного дохода может помочь сократить бедность с затратами в четыре раза меньше, чем существующая в России система социальной защиты населения. Без учета выплаты пенсий на нее тратится около $30 млрд (2,2 трлн руб.) в год. Во Всемирном банке заявляют, что многие страны достигают того же результата в сокращении бедности, что и Россия, тратя на это вполовину или на треть меньше.


Когда Россия может запустить адресную помощь бедным?

Международная финансовая организация предлагает России провести сначала пилотную программу по выплате минимального гарантированного дохода в небольшом масштабе.

С точки зрения технических возможностей Россия может запустить программу уже в 2022 году, об этом заявил постоянный представитель Всемирного банка в России Рено Селигманн.

Чтобы ввести гарантированный доход, в первую очередь нужно будет создать качественный реестр нуждающихся граждан. Он должен быть основан на информации о доходах, налоговых отчислениях и имуществе населения. Основой для реестра может стать Единая государственная информационная система социального обеспечения (ЕГИССО), считают во Всемирном банке.

МОСКВА, 26 мая. /ТАСС/. Задачу сокращения бедности в России может решить введение минимального гарантированного дохода. Об этом говорится в докладе об экономике России Всемирного банка.

"Национальная программа минимального гарантированного дохода - это инструмент для решения трудной задачи сокращения бедности в России, которая может обеспечить высокую эффективность затрат. Национальная программа минимального гарантированного дохода (МГД) призвана обеспечивать регулярную выплату денежных пособий малоимущим семьям, прежде всего, для оказания адресной помощи нуждающимся. Размер пособий обычно определяется как разность между доходом семьи и порогом дохода", - говорится в докладе.

Отмечается, что как и во многих других странах мира, в России национальная программа минимального гарантированного дохода могла бы предусматривать сочетание денежной помощи с другими мерами по избавлению семей от бедности.

Уровень бедности в стране

Уровень бедности в России снизится с 12,1% в 2020 году до 11,4% в 2021 году, также говорится в документе.

"Как ожидается, уровень бедности снизится с 12,1% в 2020 году до 11,4% в 2021 году. Основной риск для прогноза - эволюция пандемии. В пессимистическом сценарии новые вспышки пандемии в мире и распространение новых штаммов вируса могут привести к необходимости более длительного сохранения ограничительных мер и в большем числе стран. В этом случае в 2022 году Россия может вернуться к рецессии", - отмечается в докладе.

К сокращению бедности в России может привести совокупный эффект экономического роста и изменений в мерах социальной поддержки (при допущении о полной и адресной реализации новых объявленных мер), полагает ВБ.

"Эти меры окажут особенно сильное воздействие на уровень бедности среди семей с тремя и более детьми и неполных семей, а также на домохозяйства в сельских районах и небольших городах. При том, что эти меры обеспечивают надлежащий адресный охват беднейших членов общества, они оказывают небольшое воздействие на сокращение уровня бедности в масштабах всей страны, поскольку многие другие семьи остаются не охваченными мерами социальной защиты", - сообщается в докладе ВБ.

Траты наименее обеспеченных граждан

Наименее обеспеченные россияне тратят на продукты питания почти половину своих доходов, пришел к выводу ВБ.

"Подушевое потребление круп, растительного масла и сахара составляет относительно небольшую долю в продовольственной потребительской корзине среднестатистического россиянина (16%), однако в потреблении малообеспеченного населения эти продукты имеют больший удельный вес. Наименее обеспеченные россияне (относящиеся к нижней децильной группе) расходуют на продукты питания 45% своих доходов - почти в 2,5 раза больше, чем россияне в самой высокой децильной группе", - говорится в докладе.

В декабре 2020 года Минпромторг, Минсельхоз, крупнейшие российские ретейлеры и производители продовольствия подписали соглашения о стабилизации цен на сахар и подсолнечное масло. Соглашения действовали с 20 декабря 2020 года до 1 апреля 2021 года. Согласно соглашениям, отпускные цены на заводах-производителях должны быть на сахар не выше 36 рублей, на масло подсолнечное - не выше 95 рублей. В рознице цены на сахар должны быть не более 46 рублей, на масло - не более 110 рублей.

30 марта правительство РФ продлило соглашения о стабилизации цен на сахарный песок до 1 июня 2021 года, на подсолнечное масло - до 1 октября 2021 года.

13 мая глава Минэкономразвития Максим Решетников сообщил журналистам о том, что правительство не планирует продлевать соглашения с бизнесом по стабилизации цен на сахар и подсолнечное масло.

Социальные расходы и поддержку регионов

Согласно данным ВБ, низкий госдолг и наличие резервов позволяют России увеличить социальные расходы и поддержку регионов.

"Финансирование дефицита бюджета преимущественно за счет внутренних заимствований, как ожидается, приведет к увеличению государственного долга, который вырастет с 14,4% ВВП в 2019 году до 20,5% ВВП в 2023 году (этот уровень по-прежнему является вполне приемлемым). С учетом относительно небольшого объема государственного долга страны, значительных макрофискальных резервов и ожидаемого устойчивого отрицательного разрыва объема производства, у России есть бюджетное пространство для более постепенной консолидации, что позволяет дополнительно увеличить социальные расходы и поддержку регионов", - сообщается в докладе.

Главный экономист Всемирного банка по России Апурва Санги отметил в интервью ТАСС, что у России есть достаточно бюджетных ресурсов для того, чтобы должным образом реагировать на кризис. "Мы считаем, что у России достаточные бюджетные ресурсы для того, чтобы реализовывать необходимые пакеты стимулов и должным образом реагировать на кризис. В этом смысле Россия находится в хорошем состоянии", - сказал он.

Программа адресной поддержки бедных

России удастся достичь национальной цели по сокращению бедности вдвое к 2030 году в случае разработки госпрограммы адресной поддержки, стоимость которой составит минимум 0,33% ВВП ежегодно, говорится в докладе "Темпы восстановления экономики в России ускоряются".

"Разработка и реализация государственной целевой программы адресного предоставления финансовой помощи гражданам, находящимся за чертой бедности, может стать основным фактором экономически эффективного снижения уровня бедности. Стоимость такой программы составила бы около 0,33% ВВП, а это в четыре раза меньше стоимости расширения существующей системы социальной поддержки в России", - говорится в материалах Всемирного банка.

Авторы доклада указывают, что эта оценка в огромной степени зависит от принятых допущений, таких как отсутствие утечки средств и поведенческих реакций, а также обоснованный уровень административных затрат в размере 10%. "При изменении любого из этих допущений стоимость устранения разрыва бедности может увеличиться. Кроме того, для введения в действие такой программы потребуется принятие многих мер, включая установление единых стандартов, создание ключевых систем на федеральном уровне, а также укрепление различных элементов программы", - говорится в докладе.

Об инициативе партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ – принятии законодательной нормы о Справедливом базовом доходе каждому гражданину России рассказывает член Центрального совета партии Николай Владимирович Новичков.

– Еще весной 2020 года идея безусловного базового дохода была представлена на обсуждение, а потом закреплена в предвыборной программе партии ЗА ПРАВДУ.

Тогда вы говорили, что эта идея должна стать мейнстримом. Прошел год. О ней говорят. Она становится им? Или уже стала?

– Да, она становится на наших глазах темой для дискуссий и обсуждений. «Единая Россия» недавно тоже заговорила о минимальном гарантированном доходе граждан, имея в виду то же самое. Понятно, что из уст «Единой России» это выглядит как симулякр. Понятно, что они не пойдут на решение этого вопроса, потому что до ужаса боятся увеличения бюджетных расходов.

Поэтому мы будем отстаивать Справедливый базовый доход (СБД), как и год назад, и весь период работы Государственной Думы 8-го созыва мы будем ставить вопрос о введении этой нормы и о начале её реализации.

– Как возникла идея безусловного дохода?

– Как отнеслись к этой идее в объединенной партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ?

– Крайне позитивно. Справедливый базовый доход является одной из основных идей предвыборной кампании. С этим объединенная партия идет на выборы, и я уверен, что она будет с этой идеей побеждать.

– Это, наверное, самый частый вопрос, который вам задают по этому поводу, но его не грех и повторить. Где возьмем деньги?

– Если мы говорим о том, что мы вводим Справедливый базовый доход постепенно, начав, например, выплачивать только семьям с детьми и детям, которые находятся в детдоме до 18-ти лет, то на это нужно порядка четырех триллионов рублей. Эти деньги сейчас в экономике есть, они даже в бюджете есть.

Если же мы введем социалистические методы планирования, организации поддержки инфраструктуры и модернизации экономики, то мы найдем деньги, чтобы выплачивать Справедливый базовый доход не только семьям с детьми, но и вообще всем гражданам России.

– То есть, мы говорим о цели, к которой будем идти поэтапно?

– Доход на каждого ребенка мы в состоянии выплачивать уже сейчас. Это уже не цель, это – реальность. Можем принять, допустим, в ноябре это решение, и уже в следующем месяце люди начнут получать по 10 000 рублей на каждого ребенка. Это не светлое будущее – это настоящее, и нужна политическая воля, чтобы это принять.

– В пандемию это уже стало понятно. Возможность выплачивать – есть, кроме того, есть уже и работающая схема.

– Конечно, только это должно происходить систематически. И, что важно, безусловно. Есть ребенок – есть деньги. Всё.

– О какой же сумме идет речь? Изначально речь шла о 2500 рублей.

– Две с половиной тысячи – всем. Десять тысяч – на ребенка. Лучше, конечно, начать с детей, потому что это стимулирует развитие семейных ценностей, положительно влияет на демографическую ситуацию и вообще создает будущее для нашей страны. Это правильно с точки зрения гуманистической парадигмы, с точки зрения нашей российской традиции – начинать с детей. Но постепенно перейдем на то, чтобы платить всем.

– Расскажите, пожалуйста, что будет происходить на конференции, посвященной Справедливому базовому доходу, которая пройдет в конце мая?

– 25 мая состоится пресс-конференция, на которой мы презентуем нашу идею Справедливого базового дохода. Эта конференция пройдет в формате всероссийской, в Москве в конференции будут участвовать лидеры партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ Сергей Миронов, Захар Прилепин, Геннадий Семигин. А также в каждом региональном отделении в это же время будут проходить пресс-конференции, организованные региональными лидерами.

То есть о Справедливом базовом доходе узнают все граждане Российской Федерации – все сто сорок шесть миллионов.

Елена Винокурова

Теперь мои статьи можно прочитать и на Яндекс.Дзен-канале.

👉🏻 Подпишитесь на рассылку

Один раз в день Вам на почту будут приходить материалы Николая Старикова, достойные внимания. Можно отписаться в любой момент.

Отправляя форму, Вы даёте согласие на обработку и хранениe персональных данных (адреса электронной почты) в полном соответствии с №152-ФЗ «О персональных данных».



НОВАЯ КНИГА
НИКОЛАЯ СТАРИКОВА

Читайте также: