Что такое повышение квалификации педагогических работников

Опубликовано: 17.09.2024

Повышение квалификации педагогического работника. Когда, кому и зачем необходимо

Повышение квалификации педагогического работника — чье право и чья обязанность? Нужно ли повышать свою квалификацию? Ведь, казалось бы, чему учиться преподавателям?

Повышение квалификации педагогического работника — чье право и чья обязанность? Нужно ли повышать свою квалификацию? Ведь, казалось бы, чему учиться преподавателям? Они и так все знают: изучают столько дисциплин и практику проходят. А сколько учеников каждый год через себя пропускают. Настоящий конвейер!

Может, и не нужно им тратить свое драгоценное время на какое-то там повышение? Попробуем разобраться.

Зачем необходимо повышение квалификации

После появления чего-то нового оно активно используется, распространяется, завоевывает поклонников и лишь через 5 —10 лет попадает в систему обучения.

Частные системы, курсы, школы уловили эту тенденцию. Они намного быстрее предлагают ученикам освоить новинки. В государственных образовательных системах всех уровней должно пройти множество согласований, проверок, адаптаций, и лишь после этого проводится обучение преподавательского состава.

Учитель, который остается в стороне от новинок как в своем предмете, так и в технике преподавания, быстро становится неинтересен как слушателям, так и руководству.

Когда, кому нужно повышение квалификации

Законодательство предусматривает плановое повышение квалификации педагогического работника каждые 3 года. В таком случае считается педагогический стаж. Если за это время преподаватель по каким-либо причинам не работал по специальности, время с последних курсов не учитывается.

При перерыве в преподавательской деятельности или в самом ее начале преподаватель обязан пройти курсы повышения квалификации для восстановления и приобретения навыков. Такие курсы для работников государственных учреждений бесплатны.

При внедрении в процесс обучения новых методов, разработок, экспериментальных способов обучения, программ или предметов. Не позднее чем за 6 месяцев до начала обучения проводится повышение квалификации для участвующих преподавателей.

Выпускник ВУЗа с более высоким уровнем аккредитации может преподавать профильные предметы своей специализации в заведении на 1—2 уровня ниже. При этом для приобретения навыков преподавания такому работнику также потребуется повышение квалификации.

Кто отвечает за повышение квалификации педагогического работника

На этот вопрос можно ответить однозначно — работодатель. Согласно закону об образовании, эта обязанность ложится на того, кто ставит подпись под актом приема на работу. При любой форме собственности и внутреннего устройства, независимо от методов и способов преподавания. Руководитель учебного заведения отвечает за своевременное повышение квалификации работающих у него кадров.

Другое дело, что преподаватели сами вынуждены постоянно совершенствоваться, искать новые методики и подходы к ученикам, изучать смежные науки. В законе об образовании четко прописана обязанность каждого педагогического работника систематически повышать свой профессиональный уровень.

Дополнительно педагогическим работникам просто необходимо находиться в курсе последних событий в мире науки, культуры и спорта. Ведь даже во время изложения самого увлекательного материала слушателям необходима мимолетная разрядка.

Разновидности повышения квалификации

Курсы могут быть:

  • краткосрочными — самые распространенные, именно их планово проходят все педагогические работники;
  • длительными — нередко это получение второго высшего образования;
  • тематическими — в случае внедрения новых методик и техник преподавания.

Самыми популярными для преподавателей стали курсы психологии и современных технологий.

Повышение квалификации — это право и обязанность, которую закон возложил на работодателя и самого работника. Владея современными методиками, можно не просто стать лучше, а превратиться в истинного педагога, которого вспомнят добрым словом через много лет.

Многопрофильный центр «Феникс» предлагает многочисленные программы повышения квалификации, в том числе для педагогических работников, направленные на совершенствование имеющихся компетенций или получение новых компетенций, необходимых для профессиональной деятельности.

Повышение квалификации педагогических работников – это целенаправленный процесс, ориентированный на постоянное совершенствование профессионализма, развитие мастерства и формирование новых навыков педагогической деятельности.

От качества деятельности педагога, его квалификации, навыков креативного мышления зависит эффективность процесса организации педагогической работы и качество образования учащихся. Это обуславливает необходимость постоянного повышения квалификационного уровня педагогов.

Повышение квалификации представляет собой с одной стороны процесс, а с другой – результат образовательного процесса.

Профессиональное обучение педагога входит в систему образования страны, предоставляя возможности реализации права на непрерывное образование, которое можно получать в течение всей жизни, независимо от пола и возраста. Квалификационные курсы можно пройти при наличии конкретного уровня образования.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Что такое повышение квалификации педагогических работников 410 руб.
  • Реферат Что такое повышение квалификации педагогических работников 230 руб.
  • Контрольная работа Что такое повышение квалификации педагогических работников 250 руб.

В процессе повышения квалификации происходит удовлетворение человеческих потребностей, в частности образовательных, заключающихся в профессиональном совершенствовании своих способностей, в рамках одного образовательного уровня.

Повышение квалификации относится к дополнительному профессиональному образованию. Оно развивает человека в профессиональном плане, обеспечивая соответствие его квалификационного уровня текущему этапу общественного развития и преобразованиям в системе образования.

Квалификация работника – это степень развития знаний, навыков и умений личности, ее профессиональной компетенции, отражающей способности выполнения конкретного вида профессиональной деятельности.

Целевым назначением повышения квалификации работников является:

  1. Развитие профессиональной компетенции;
  2. Развитие навыков применения инновационных средств в организации педагогического процесса;
  3. Обновление и расширение объема теоретических и практических знаний в той или иной предметной области преподавания;
  4. Создание условий, обеспечивающих структурную целостность педагогической деятельности всего педагогического состава учебного заведения и образовательной системы в целом;
  5. Знакомство с новшествами, инновациями методик и форм обучения, применение прогрессивных технологий в образовательной сфере;
  6. Развитие навыков моделирования.

Каждая цель повышения квалификации призвана повысить качество обучения и перевести систему образования на новый уровень развития.

Постановка целей определяет задачи, необходимые для их достижения:

  1. Проведение мероприятий по совершенствованию педагогического мастерства, путем введения новых методов и технологий в педагогический процесс;
  2. Внедрение новых научных достижений в теорию и практику педагогической работы;
  3. Индивидуальный подход к обучению педагогов, реализации их творческого потенциала;
  4. Разработка методических пособий и инструктажа для формирования новых научных знаний и реализации в полном объеме персональных творческих замыслов педагогов.

Разновидности профессионального обучения педагогов

Любая образовательная организация заинтересована в постоянном обучении своих сотрудников. Педагогический состав, его мастерство и возможности должны непрерывно развиваться и обновляться. Повышение квалификации педагогов носит плановый характер. В основном, квалификация повышается раз в пять лет, но существуют и иные случаи, требующие дополнительного обучения.

Образовательная организация планирует повышении квалификации своих работников, путем составления графика, в котором прописываются сроки и виды обучения, на которое отправится тот или иной сотрудник.

Существует две основных формы повышения квалификации педагогов:

Форма самообразования. В этом случае, работник самостоятельно изучает теоретический и практический материал, самосовершенствует свои навыки и способности, разрабатывает новые способы организации учебно-воспитательного процесса.

Форма организованного стороннего профессионального обучения. При этой форме организации, работник повышает свою квалификацию путем прохождения:

  • Стажировки;
  • Краткосрочных курсов – до 72 часов;
  • Долгосрочных курсов – свыше 72 часов;
  • Дистанционных курсов, удаленного обучения;
  • Накопительной системы повышения уровня квалификации (конкурсы профмастерства, мастер-классы, научные конференции, проблемные семинары, индивидуальное самообразование).

Стажировка носит практическую направленность. Она предполагает получение навыков применения теоретических знаний в определенных видах и направлениях деятельности, использования отечественного и мирового передового опыта, чтобы получить навыки работы по занимаемой должности. Продолжительность прохождения стажировки определяется организацией в зависимости от должности и целевого назначения обучения. Кроме того, стажировка может происходить при необходимости профессиональной переподготовки кадров. Это осуществляется при необходимости получения новой квалификации работником, знаний в другой области деятельности.

Различные курсы повышения квалификации нацелены на обучение по специализированным программам. Они могут быть разной временной продолжительности в зависимости от объема материала, предметной области, тематики и целей обучения.

Дистанционное обучение проводится организацией при невозможности организовать реальное обучение и необходимости донести новую информацию (например, инновационные методики преподавания, порядок организации урока) до работников.

Накопительная система обучения состоит из комплекса учебных программ, которые выбираются работником самостоятельно по конкретному направлению повышения квалификации. Работник обязательно должен включить в состав своей программы обучения вариативный и два инвариативных раздела. Они включают в себя программы обучения, содержащие информацию о фундаментальных проблемах развития современной системы образования, психологические и педагогические теории, применение информационных ресурсов в образовательной сфере, а также информацию, касающуюся непосредственно глобальных проблем конкретного дисциплинарного направления обучения.

Виды и формы повышения квалификации

Для настоящего специалиста своего дела освоение новых нюансов и технологий в профессии – это вечный, непрекращающийся процесс. В связи с тем, что совершенствуется техника, меняются стандарты качества, да и само общество не стоит на месте, образование многих специалистов достаточно быстро становится неэффективным или неактуальным. Например, внедрение инклюзивного образования приводит к тому, что педагоги должны осваивать технологии преподавания для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Именно для этих целей и создаются курсы повышения квалификации. При помощи данного типа дополнительного образования специалисты имеют возможность не только расширить свои профессиональные познания, но и получить новые. При этом чаще всего вопрос о прохождении подобных курсов – каждый специалист решает индивидуально. Хотя существует ряд профессий, где систематическое повышение уровня образования – это обязательное условие для продолжения трудовой деятельности.

К этой категории можно отнести представителей следующих профессий:

  • медицинские работники;
  • педагогические работники;
  • государственные служащие;
  • работники железнодорожного транспорта.

Получение удостоверения о повышении квалификации также является дополнительным стимулом для продвижения по карьерной лестнице. Специалисты, которые регулярно проходят курсы повышения квалификации имеют право также претендовать на более высокий уровень заработной платы.

Формы повышения квалификации

На сегодняшний день есть большое число организаций, которые реализуют дополнительное образование. В связи с этим число форматов достаточно большое, поэтому каждый желающий может наиболее удобную для себя форму.

Следует выделить следующие виды повышения квалификации:

  • на базе высших образовательных учреждений;
  • образовательные программы, продолжительность которых не превышает двадцати часов;
  • исследовательские или научные проекты, проводимые при участии зарубежных специалистов;
  • дистанционные образовательные программы.

Виды повышения квалификации

Повышение квалификации сегодня возможно осуществлять в различных форматах, которые будут отвечать нуждам и ресурсам слушателя. Так, программы дополнительного образования могут иметь следующие разновидности:

  • краткосрочные курсы, максимальная продолжительность которых составляет 72 часа, а в их основу обычно закладывают узкопрофильные вопросы;
  • длительные курсы могут иметь срок более 100 часов. При этом они предлагают к рассмотрению целый пласт актуальных вопросов в отрасли;
  • узконаправленные курсы, которые имеют продолжительность от 72 до 100 часов. А глубина освещенных вопросов зависит от их продолжительности.

Законодательство в отношении повышения квалификации

Вопросы, связанные с необходимостью проходить курсы повышения квалификации, описаны в 196 статье Трудового кодекса.

В первой части статьи прописываются ситуации, когда повышение квалификации или профессиональная переподготовка зависит от решения работодателя. Вторая часть прописывает условия и порядок прохождения обучения, которые приняты в организации.

В третьей части указано, что работодатель имеет право составить внутренний документ, где пропишет представители каких профессий и в какие сроки должны проходить обучение. Четвертая же часть описывает профессии, где регулярное повышение квалификации – обязательное условие для дальнейшей работы.

Профессиональный стандарт и курсы повышения квалификации

Для каждого специалиста в той или иной области выработан перечень определенных требований, которым он должен соответствовать для того, чтобы занимать соответствующую должность. Сегодня этот перечень компетенций и навыков принято называть профессиональным стандартом.

Иными словами, профстандарт – это перечень квалификационных характеристик, которым должен следовать специалист, чтобы отвечать современным запросам. С 1 июля 2016 года все работодатели при приеме на работу нового сотрудника должны ориентироваться на действующие профстандарты.

Самым ярким примером можно считать профессиональные стандарты в медицине. Так, врачам каждые пять лет необходимо проходить курсы повышения квалификации по своей специальности. По итогу сертификационного цикла медицинские специалисты получают медицинский сертификат, который предоставляет право ведения медицинской деятельности по указанному в нем профилю.

Педагогов волнуют, например, такие вопросы: является ли повышение квалификации обязательным условием для работы в образовательной организации, для аттестации, могут ли семинары, конференции, «круглые столы» засчитываться им как повышение квалификации, имеет ли право директор школы обязать педагога проходить повышение квалификации за свой счет и т.д.

Что такое повышение квалификации?

В ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) дано следующее определение: « Повышение квалификации – это обновление теоретических и практических знаний, совершенствование навыков специалистов в связи с постоянно повышающимися требованиями к их квалификации ».

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам определен приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 года № 499.

Что такое дополнительное профессиональное образование?

Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. Это могут быть и краткосрочные программы, но объемом не менее 16 часов.

Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации. Это уже программы продолжительностью не менее 250 часов.

Срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации), заявленных в программе.

Обучение по дополнительным профессиональным программам может осуществляться как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании, а также полностью или частично в форме стажировки.

Повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке (п. 1 ч. 10 ст. 60 Закона об образовании).

Таким образом, посещение отдельных разовых семинаров, «круглых столов», конференций не означает прохождения педагогом повышения квалификации, поэтому сертификаты об участии в них не могут засчитываться в качестве документов о повышении квалификации.

Право педработника на дополнительное профессиональное образование

Право педагогических работников на получение дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года установлено Законом об образовании (п. 2 ч. 5 ст. 47). Периодичность прохождения повышения квалификации в течение этого периода устанавливает работодатель.

Создание условий и организация ДПО педработников Законом об образовании (п.5 ч. 3 ст.28) отнесены к компетенции образовательной организации, т.е. к компетенции работодателя. Вместе с тем работодатель не вправе обязывать работников осуществлять повышение квалификации за счет их собственных средств, в том числе такие условия не могут быть включены в соответствующие договоры.

Реализация права на дополнительное профессиональное образование

Таким образом, если педагогические работники по решению своих работодателей направляются на курсы повышения квалификации в государственные образовательные организации ДПО, то обучение для них должно быть бесплатным.

Повышение квалификации как обязанность педагогического работника

Профессия учителя требует постоянного совершенствования, регулярного обновления знаний, использования современных наиболее результативных технологий и обучающих методов. Все это возможно лишь при непрерывном обучении, повышении квалификации. Поэтому неслучайно, что в число обязанностей педагогических работников, определенных ч. 1 ст. 48 Закона об образовании, входит обязанность « систематически повышать свой профессиональный уровень ». Данное требование распространяется на всех педагогических работников, независимо от того, работают они по ФГОС или не работают.

А что, если …

Если право педработника на ДПО, закрепленное в договоре, заключенном между педработником и работодателем, не реализуется из-за отказа со стороны работодателя выполнить свои обязательства, педработник имеет право обратиться в органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров (комиссия по трудовым спорам, суд) либо в Государственную инспекцию труда за восстановлением нарушенного права на ДПО;

если педработник направляется работодателем для получения ДПО, но работодатель не обеспечивает предоставление ему предусмотренных законодательством и договором гарантий и компенсаций, то педработник вправе отказаться от получения ДПО;

если педработник пожелал аттестоваться, то неполучение им ДПО не может служить основанием для отказа в установлении ему квалификационной категории либо для признания его не соответствующим занимаемой должности;

если работодателем выполняются условия заключенного договора получения ДПО, включая предоставление гарантий, работник не вправе без уважительных причин отказаться от получения ДПО, в том числе в случаях, когда ДПО осуществляется с применением формы организации образовательной деятельности, основанной на модульном принципе, в течение учебного года без отрыва от основной работы;

если выполняются условия заключенного договора получения ДПО, а работник без уважительных причин отказывается от прохождения ДПО, то это будет являться дисциплинарным проступком, то есть неисполнением работником по его вине возложенных на него в соответствии с трудовым договором трудовых обязанностей, за совершение которого работодатель имеет право применить соответствующее дисциплинарное взыскание, предусмотренное статьей 192 ТК РФ: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям.

Нормативные документы

Трудовой Кодекс РФ (далее – ТК РФ)

Федеральный закон от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» с изменениями

Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г.№413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» с изменениями

Приказ Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 г. №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»

Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями

Локальные акты образовательной организации (колдоговор, соглашение, положение и др.)

Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденный приказом Минобрнауки России от 7 апреля 2014 г. N 276 с разъяснениями Минобрнауки и Общероссийского Профсоюза образования

Источник:

Трудовой Кодекс РФ

Федеральный закон от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Библиографическая ссылка на статью:
Остроумова Е.В. Система повышения квалификации педагогических работников // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 5. Ч. 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/05/53143 (дата обращения: 21.05.2021).

«Учитель учит до тех пор, пока учится сам. Как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель».

Слова великого К.Д.Ушинского, учёного, педагога-практика, педагога-творца русской школы 19 века приобретают особое значение в условиях модернизации образования, в момент, когда произошли значительные изменения в содержании и подходах к оценке деятельности учителя, возросли объём и качество инновационной составляющей в образовательном пространстве России. Сегодня, как никогда, от организаторов образовательного процесса требуется вдумчивый, не формальный, подход к развитию профессиональной компетенции педагога, через систему специально организованных мероприятий актуализировать возможности каждого учителя.

Желаемого результата невозможно добиться, если работа не будет носить системного характера. На руководителе школы лежит важнейшая задача выбора компонентов системы, уточнения их свойств, а также выбора их роли и места в образовательной системе. Более того, требуется выбрать способы взаимосвязи и взаимодействия материально-технического и организационно-педагогического обеспечения функционирования и развития системы.

В этой связи на основе сложившихся представлений строят модель, которая отражает ряд аспектов:

- Управленческий (анализ, планирование, организация, контроль, диагностирование).

- Деятельностный (мотивы, цели, задачи, содержание, формы, методы, результаты).

- Содержательный (методическая, научно-теоретическая, психолого-педагогическая подготовка, создание условий для применения знаний на практике) [5, с. 13].

Первым и ключевым моментом является самообразовательная работа учителя. Без мотивации к самосовершенствованию невозможно вести речь о системном подходе к повышению его профессиональной компетенции. Взаимодействие организационных микроструктур, форм и методов работы определяется в соответствии с намеченными педагогическим коллективом целями, задачами, приоритетами на основе диагностики, всестороннего изучения уровня педагогического коллектива, личных качеств каждого сотрудника образовательного учреждения. Чаще всего, изучение педагогических кадров осуществляется двумя способами: заочно (ознакомление с личными делами, трудовыми книжками, анкетами, социологическими исследованиями, документацией учреждения, статистической отчетностью, аналитическими материалами) и очно (наблюдение за работой учителя на уроках, при организации внеклассной деятельности, за манерой общения, культурой речи, характером высказываний, оценочных суждений, за настроением, мимикой, жестами, анализ позиций, как жизненной, так и педагогической) [3, с. 6 – 9].

Особое внимание уделяется также и профессиональным запросам и потребностям учителя; нельзя не учитывать его интересы, увлечения, способности, уровень самооценки и то, насколько адекватно она воспринимается коллегами. На основе полученных данных на каждого учителя необходимо составлять и периодически обновлять диагностические карты [4, с. 158].

В соответствии с данными индивидуальными особенностями педагогического работника формулируются индивидуальные цели, формы, методы, содержание работы по повышению его квалификации. Зависит от этого и формирование групп слушателей различных годов обучения, временных творческих коллективов, это также помогает определить коллективные, групповые и индивидуальные формы оказания помощи при устранении выявленных затруднений. Повышение результатов курсовой подготовки происходит, если учитель систематически информирует коллег на заседаниях методического объединения об инновационных идеях, подходах, передовом опыте, а также проводит открытые уроки, демонстрирующие эффективные приемы работы с детьми, при этом опирается на знания, приобретенные в процессе курсовой подготовки. Таким образом, особенно результативно можно обнаружить общие и частные затруднения, установить их взаимосвязь и способы разрешения. Большое внимание уделяется работе со всем коллективом. На проводимых в образовательном учреждении собраниях, совещаниях, конференциях и т. д. руководитель ориентируется на всех, но и тщательно продумывает участие в общем деле каждого педагога, не позволяет использовать драгоценное время общего присутствия на различные педагогические разборки. Большую роль в этом должен играть заместитель директора по научно-методической работе. Все это влияет на результативность и действенность коллективной мысли, причем желательно, чтобы это стремилось стать школой педагогического мастерства для учителей. Следует учесть, что востребованной педагогом оказывается лишь та информация, необходимость в которой он ощущает сам. Поэтому в деятельности завуча по повышению квалификации существенное внимание должно уделяться формированию положительной мотивации у школьных работников, потребности в саморазвитии, самообразовании, самореализации. Недопустимо устраняться от руководства самообразованием учителей.

Руководители школы осуществляют мониторинг деятельности каждого учителя, выявляют круг проблем и затруднений в работе педагогов, что, в свою очередь, определяет общешкольную методическую тему, которая обсуждается и утверждается всем коллективом на определенный срок. Каждое методическое объединение, педагог берет на себя решение посильных проблем, они определяют ключевые моменты общешкольных задач [5, с. 55].

Таким образом, каждый учитель задействован не только в решении общих моментов, но и заинтересован в личностном профессиональном росте, участии в развитии своего образовательного учреждения. Это позволяет сплачивать людей, формировать культуру взаимодействия, сотворчества, взаимопомощи. В итоге, результаты работы школы систематически улучшаются, растет мотивация труда учителя, самообразование становится профессиональной потребностью. Следствием правильно проведенной работы может являться и оздоровление морально-психологического климата в коллективе [3, с. 76].

В результате, на основе укрепления, взаимосвязи всех вышеназванных компонентов можно повысить эффективность работы по повышению квалификации кадров.

В каждой школе работу по повышению профессионального мастерства учителей возглавляет методический совет, при котором создаются методические объединения учителей-предметников. Педагоги небольших школ участвуют в работе межшкольных или кустовых методобъединений. В школах могут создаваться проблемные группы учителей, работающих над решением заданных проблем в опережающем режиме для накопления опыта, который будет внедряться в коллективе. Как правило, в школах развито наставничество и работают Школы молодого учителя (ШМУ) [1, с. 132].

Следующим уровнем системы является повышение квалификации учителя вне школы: через методические кабинеты при отделах или институты развития образования, которые проводят годичные курсы по всем предметам школьной программы для учителей, нуждающихся во всесторонней методической помощи; тематические курсы, которые осуществляют подготовку к работе по нескольким ключевым и особенно трудным темам программы; проблемные курсы, целью которых является разработка определенных педагогических задач; целевые курсы, организуемые по результатам проверок или в связи с аттестацией; востребованными оказываются лекции-консультации по опережающим темам программ; в последнее время отмечается тенденция по расширению системы постоянно действующих семинаров.

В условиях реформирования образования, перехода на ФГОС для освоения нового содержания профессиональной деятельности и новых технологий и для получения дополнительных знаний и умений по новым программам также осуществляется профессиональная переподготовка. С целью расширения профессиональной компетенции очень многие выбирают получение второго высшего образования.

Нельзя недооценивать внедрение передового опыта и научных достижений в практику работы с помощью отлаженной и четко организованной системы работы методических кабинетов, где методистами работают наиболее опытные учителя. Именно они доводят до сведения учителей, руководителей школ принципы и конкретные приемы новаторской работы передовых школ и педагогических работников, оказывают практическую помощь учителям-предметникам в освоении передовых методов ведения уроков и внеклассных мероприятий, оценивают ход и уровень внедрения инноваций, их результативность [1, с. 155].

Методический кабинет совместно с научной и педагогической общественностью проводит научно-практические конференции по актуальным вопросам образования и воспитания детей, предоставляя возможность лучшим педагогам рассказать о своей работе. Достижения лучших учителей освещаются местными средствами массовой информации. Признанными методами внедрения опыта также являются выпуск бюллетеней, оформление выставок, освещающих передовой опыт. Популярными стало проведение учителями-новаторами мастер-классов.

Большую помощь в организации методической работы с педагогическими кадрами оказывают местные педагогические вузы. Так, на базе АФ ННГУ им. Н.И. Лобачевского ученые систематически проводят практические, теоретические семинары и конференции по проблемам модернизации образовательно-воспитательного процесса.

Многие учителя проявляют интерес к рассматриваемым проблемам, успешно внедряют в практику достижения педагогической науки, следят за выходом новинок методической литературы, приобретают ее во время проведения мероприятий.

И все-таки, главной является деятельность администрации по созданию условий для результативной организации труда учителя и положительного психологического климата в коллективе, руководство повышением квалификации учителей, воспитателей, школьных руководителей как одного из важных и существенных направлений управленческой деятельности в образовании. Ведущими составляющими данной работы являются:

  • совершенствование мастерства учителей и воспитателей в овладении и использовании ими методов и форм учебной и воспитательной работы с учащимися, обеспечивающей освоение постоянно усложняющегося содержания образования;
  • доведение рабочего места учителя до соответствия стандартам автоматизированного рабочего места (АРМ) и обеспечение более высокого уровня методического оснащения и инновационной деятельности на всех уровнях;
  • неформальный подход к определению направления развития образовательного учреждения на основе реально достигнутых результатов.

Одним из средств повышения квалификации учителей и руководителей школ является аттестация образовательных учреждений и педагогических кадров. Она стимулирует рост профессионального уровня, повышает качество учебно-воспитательного процесса, развивает творческую инициативу его участников, а также обеспечивает социальную защищенность в условиях рыночных экономических отношений через дифференцированную оплату труда.

Каждый работник на своем месте должен доказать свою профессиональную состоятельность. Безусловно, руководители школы получат доверие своего коллектива только при условии, что сами они будут примерными педагогами. От этого зависит не только престиж образовательного учреждения, но и его финансовое благополучие.

Анализ описанной системы повышения квалификации свидетельствует, что ее эффективность определяется качеством управления, отношением руководителей к совершенствованию педагогического мастерства учителей и воспитателей, организаторов школьного дела, то есть зависит от личностных качеств директоров школ, от отношения к учителю организаторов школьного дела в районе, области, стране.

Читайте также: