Что такое проектная работа в детском саду

Опубликовано: 15.05.2024

Надо отметить, что проектная деятельность в ДОУ в настоящее время занимает важное место в деятельности педагогов. Проектной деятельности дошкольников посвящено много внимания и обсуждений. Когда внедрялся стандарт начального образования с 2007 года, именно проектный метод обучения был взят за основу учителями начальной школы. Для дошкольного возраста в ДОУ метод проектов можно тоже рассматривать как один из наиболее эффективных форм организации совместной деятельности детей и взрослых. Познавательно-исследовательская деятельность определена во ФГОС (п.2.7) как сквозной механизм развития ребенка.

Проектная деятельность в детском саду по ФГОС

Проектный метод – не новое явление. Поднимите историю – и вы увидите, что еще в 1880-х годах была создана проектная система обучения. Суть ее сводилась к тому, что дети вместе с педагогом выполняют совместный проект проектной деятельности в ДОУ, включаясь таким образом в реальную действительность, а не оторванную. Именно тогда было выделено 4 вида проектов: созидательный, потребительский – это изготовление каких-то предметов для своих нужд, проблемный (разрешение проблемы) и проект-упражнения. Эта технология уже в 20-х годах нашего века была разработана группой авторов как метод проектов, который в 30-е годы в России уже широко использовался. Прежде чем говорить о методе проектов в ДОУ, важно помнить, что в основе всегда лежат теоретические позиции проектной деятельности в ДОУ. В основе должен быть ребенок. Это значит, ему должно быть интересно. Темы проектов в ДОУ могут идти не только от взрослого, а прежде всего от ребенка – что ему интересно узнать. Кроме того, для развития детей ФГОС дошкольного образования (утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155), предполагает поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах детской деятельности в ДОУ по ФГОС, в т. ч. проектной.

Проектная деятельность в детском саду по ФГОС: партнерская деятельность взрослого с дошкольниками

Что может называться проектной деятельностью в детском саду по ФГОС?

По словам Л.В.Свирской, «. под проектом мы подразумеваем отрезок времени группы, в процессе которого и дети, и взрослые совершают увлекательную поисково-познавательную творческую работу, а не просто участие детей под руководством воспитателя в серии связанной одной темой занятий и игр»3. Она уловила ту ошибку, которую совершают многие педагоги. Хотелось бы напомнить, что любой проект должен разворачиваться в проблемной ситуации. Проблемная ситуация может быть сформулирована как взрослым, воспитателем, так и самим ребенком. Он приходит и спрашивает: «Почему с неба идет дождь/ветер? Откуда он берется?» – тогда эта проблемная ситуация разворачивается, и воспитатель организует непосредственную деятельность. Не все можно назвать проектом, не все темы проектной деятельности в ДОУ подходят. Не любую совместную деятельность педагога и детей, связанную с определенной темой, можно перевести в рамки проектной деятельности. Для проекта выбираем только ту ситуацию, которая не может быть решена прямым действием, например, «пойду и почитаю им про это книжку». Авторы пособия «Проектная деятельность дошкольников» Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса, обозначили формулировку: «Проектная деятельность предполагает разные формы активности детей в зависимости от замысла», «в ходе проектной деятельности в ДОУ дошкольник исследует различные варианты решения поставленной задачи, по определенным критериям выбирает оптимальный путь решения». Воспитатель должна понимать, что это действительно сложно организуемый процесс, не каждый педагог готов к его организации. Важна позиция, что участники проектной деятельности в ДОУ должны захотеть это узнать или быть мотивированы. Здесь даже простого интереса не достаточно. Педагоги часто наблюдают, как быстро пропадает интерес у ребенка: он спросил что-то – и интерес пропадает. Нужно уметь подогревать этот интерес, чтобы дети активно участвовали, становились авторами идей – тем проектов в ДОУ. Воспитатель включается в исследование только в том случае, если все это поэтапно продумано.

Темы проектной деятельности в детском саду по ФГОС Творческая группа старших воспитателей семейных детских садов обобщили наработанный материал и издали книгу «Организация проектной деятельности в детском саду», где вы сможете найти великолепные проекты, готовые сценарии. Например, такие темы проектов в ДОУ: «Я и мое настроение», «Расту здоровым в Стране здоровья», «Семейный театр», «Гость на порог – радость в дом», «Ложка – царица стола», «Елочка-красавица» и т.д. Любой проект в проектной деятельности в ДОУ дошкольников должен создаваться и планироваться воспитателем заранее. Например, проект «Расту здоровым в Стране здоровья» – это исследовательский творческий проект, по срокам он – долгосрочный. Цель проекта – обеспечение детей необходимой информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих укреплять свое здоровье, сохранять его. В ходе этого проекта проводились очень интересные тематические дни: «Здоровое питание», «Гигиенические правила, которые ты должен соблюдать», «Моя здоровая семья» (приглашались родители вместе с детьми и создавался целый литературный праздник). Рекомендуем педагогам образовательных организаций активно внедрять проектную деятельность дошкольников в образовательную деятельность с детьми. СанПин 2.4.1.3049–13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 Лидия Свирская, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного образования Новгородского института развития образования Михайлова-Свирская Л.В. Метод проектов в образовательной работе детского сада: пособие для педагогов ДОО/ Л.В. Михайлова-Свирская. – М.: Просвещение, 2015. (Работаем по ФГОС дошкольного образования). Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.

Основы реализации проектной деятельности дошкольников

Проектная деятельность подразумевает личные формы активности детей на разных этапах реализации замысла, поэтому она должна рассматриваться вне традиционной сетки занятий в детском саду. Проект предполагает тщательное продумывание каждой мелочи от начала до конца в соответствии с определенными концептуальными основами. Проектная деятельность основывается на нескольких теоретических позициях: в центре внимания находится ребенок, а не тема или условия; индивидуальный темп работы позволяет каждому ребенку выйти на уровень собственного успеха; усвоение базовых знаний происходит за счет их универсального использования в разных ситуациях. Актуальность использования проектной деятельности обусловлена тем, что у каждого ребенка есть явные или скрытые возможности, в каждом возрасте – сензитивные периоды. Дети стремятся получить новые знания, вникнуть в суть предметов и явлений окружающего мира. Так, ребенок может сломать только что купленную игрушку, чтобы посмотреть, как она устроена. И это нужно учитывать при организации проектной деятельности. В основе любого проекта лежит предоставление ребенку возможности быть исследователем, преобразователем, экспериментатором. При этом должны быть созданы такие условия, в которых он получает удовлетворение от своей деятельности. Выделяют три основные вида проектной деятельности: творческая, исследовательская, нормативная.

Исследовательская проектная деятельность дошкольников

Целью исследовательской проектной деятельности является получение ответа на вопросы: «Почему существует это явление?», «Как его можно объяснить?». В ходе проектной деятельности ребенок не просто усваивает то, что ему рассказывает воспитатель, а превращается в исследователя, при этом педагог создает условия, в которых ребенок сам получает ответ на свой вопрос. Исследовательская проектная деятельность дошкольников зачастую носит индивидуальный характер, предполагает вовлечение ближайшего окружения ребенка (семьи, друзей) в сферу его интересов. Такое исследование может проводиться с маленькой подгруппой и предполагает определенные этапы. В ходе первого этапа создается ситуация, в которой у ребенка возникает вопрос: «Что я хочу узнать?». Второй этап предполагает активное включение ребенка в проектную деятельность, проведение экспериментов и пр. Третий этап – защита проекта, в ходе которой ребенок демонстрирует результаты своей работы, показывает, как он понял тему. На заключительном четвертом этапе воспитатель предлагает различные задания, интеллектуальные игры для систематизации и закрепления материала, организовывает выставку.

Т ворческая проектная деятельность дошкольников

Особенность творческого проекта – его, как правило, долгосрочный и коллективный характер. Каждый ребенок может выдвигать собственную идею, и все дети выполняют часть общей работы с коллективным результатом. Творческая проектная деятельность дошкольников также может быть разделена на несколько этапов. Первый этап – это подготовка, обсуждение, выбор темы. На втором этапе происходит выбор мотивов участия детей, ведь в проекте могут участвовать не все дети группы. Третий этап предполагает, что дети высказывают идеи относительно реализации проекта, обсуждают ход работы, делают наброски. Этот этап самый трудный для детей-дошкольников, так как нужно уметь правильно коммуницировать, обосновывать и доказывать свою позицию. Здесь воспитатель не может принимать чью-либо сторону, а должен позволить детям самостоятельно прийти к общей позиции. Это будет способствовать преодолению эгоцентризма и выходу на новый уровень коммуникативного и интеллектуального развития. Четвертый этап – реализация замысла общими усилиями. На пятом этапе происходит презентация, в ней участвуют не все дети, а часть, которая представляет результат коллективной работы.

Нормативная проектная деятельность дошкольников

Нормативные проекты предполагают, что дети сами создают систему правил и норм поведения в группе, детском саду. Они определяют, как себя вести в умывальной комнате, раздевалке и пр. Такие проекты направлены на решение воспитательных задач, но реализовываются детьми. Когда ребенок поступает в детский сад, в нем уже существует ряд правил, среди которых можно выделить три группы: запрещающие; позитивно нормирующие; поддерживающие инициативу ребенка по созданию новой нормы. Каковы этапы нормативной проектной деятельности дошкольников? На первом этапе педагог определяет ситуации, или даже инициирует варианты поведения, показывает, какие последствия могут возникнуть. То есть проводятся беседы на этические темы. Здесь уместно вспомнить беседы-занятия Дуровой Н. В. На втором этапе воспитатель просит смоделировать нежелательные последствия. Третий этап – обсуждение правил, в результате которого появляется книга или альбом с правилами. Примером могут быть проекты «Как вести себя во время игры», «Как пользоваться ножницами» и пр. Такие проекты могут реализовываться во всех возрастных группах. При реализации проектной деятельности дошкольников педагогу не следует ускорять переход к практической части. Некоторые проекты могут растянуться на несколько дней или недель. При этом можно задействовать не только группу детей, но также подключать родителей. Например, проект «Родословная моей семьи», «Семейное чтение», «Семейный театр», «Гостеприимство: гость на порог – радость в дом» и т.д. Подводя итог, можно отметить, что актуальность проектной деятельности обусловлена тем, что она позволяет расширять социально-познавательное пространство детей, развивать их творческую активность, общие интеллектуальные способности, формировать познавательную мотивацию. Поэтому проектную деятельность нужно обязательно включать в образовательную программу так часто, как это будет целесообразно и удобно.

В современной педагогике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка, как на "саморазвивающуюся систему", при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвития детей. Большинство педагогов осознают необходимость развития каждого ребенка как самоценной личности. Однако специалисты затрудняются в определении факторов, влияющих на успешность продвижения ребенка в образовательном процессе. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.

Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня – это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.

Что же это такое проект? Проект – в переводе с греческого – это путь исследования, т. е. специально организованный взрослым и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Метод проектов – система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.

Метод проектов широко используете в сфере дошкольного образования, он позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

В современной жизни к ребенку поступает много разнообразной информации отовсюду! Задача педагогов – помочь ребенку научиться находить и извлекать необходимую информацию, усваивать ее в виде новых знаний.

Цель данной технологии – развитие свободной творческой личности ребенка.

Что же такое проект для самого ребенка?

- раскрытие творческого потенциала

- умение работать в группе

- умение направлять деятельность на решение интересной проблемы, сформулированной самими детьми

- умение презентовать свою работу

Стержнем технологии проектной деятельности является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. При этом проектом является любая деятельность, выполненная от всего сердца, с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединенных в данный момент общим интересом. Использование этой технологии, не только подготавливает ребенка к жизни в будущем, но и помогает организовать жизнь в настоящем.

В практике современных дошкольных учреждений следующая классификация проектов:

По составу участников:

Монопроекты (одна образовательная область)

Интегративные (две и более образовательные области)

Краткосрочные (1-4 недели)

Среднесрочные (до 1 месяца)

Долгосрочные (полугодие, учебный год)

По доминирующему виду проектной деятельности:

При организации проекта важно учитывать доминирующий вид деятельности детей, так как и они нуждаются в постоянном внимании со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Особенностью использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо "наводить" ребёнка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и "втягивать" детей в совместный проект. Но при этом важно не переусердствовать с опекой, дать возможность детям самим изучать, отрабатывать нужные материалы. В практике ДОУ используются следующие типы проектов (по Л. В. Киселёвой).

Исследовательско-творческий – дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации, детского дизайна. Этот тип проектов применяется в работе с детьми старших групп.

Ролево-игровой – используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы. Применяется во второй младшей группе.

Информационно-практико-ориентированный – дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.) Применяется в средней группе.

Творческий – оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т. п. Этот тип проекта подходит для детей второй младшей группы.

В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, вовлекаются родители. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса. Они обогащают свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребёнка.

Метод проектов – можно представить как, способ организации педагогического процесса, основанными на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

В основе проектирования лежит концептуальная идея доверия к природе ребенка, опора на его поисковое поведение – это напряжение мысли, фантазия, творчество в условиях неопределенности.

Технология проектирования требует от педагога терпения любви к ребенку, веры в его возможности. Проектирование требует индивидуальных оригинальных решений, и в тоже время коллективного творчества. За счет работы в режиме группового творчества интенсивно развиваются способности к рефлексии, выбору адекватных решений, умению выстроить из частей целое. Т. е. проектирование является одним из средств интеллектуального социального творческого саморазвития всех субъектов образования.

Обобщив исторический опыт разработки метода проектов, можно выделить основные этапы:

1. Постановка проблемы

2. Выдвижение гипотез – путей решения проблемы

3. Планирование деятельности по реализации проекта

4. Сбор информации

5. Структурирование информации

6. Изготовление продукта

7. Выбор формы презентации

8. Подготовка презентации

10. Самоанализ и самооценка

Работа над проектом включает деятельность педагога и детей. Она распределяется следующим образом по этапам проекта:

I этап. Деятельность педагога:

1. Формулирует проблему (цель). (При постановке цели определяется и продукт проекта).

2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.

3. Формулирует задачу.

1. Вхождение в проблему.

2. Вживание в игровую ситуацию.

3. Принятие задачи.

4. Дополнение задач проекта.

II этап.

4. Помогает в решении задачи.

5. Помогает спланировать деятельность.

6. Организует деятельность.

5. Объединение детей в рабочие группы.

6. Распределение амплуа.

III этап.

7. Практическая помощь (по необходимости).

8. Направляет и контролирует осуществление проекта.

7. Формирование специфических знаний, умений, навыков.

IV этап.

9. Подготовка к презентации. Презентация.

8. Продукт деятельности готовят к презентации.

9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт.

Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей

- развитие познавательных способностей

- развитие творческого воображения

- развитие творческого мышления

- развитие коммуникативных навыков

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте:

- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога)

- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом)

- формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты)

В старшем дошкольном возрасте:

- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы

- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно

- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов

- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности

Проектная деятельность дошкольника развивается поэтапно. До 5 лет ребенок развивается на подражательно-исполнительском уровне. Отсутствие необходимого жизненного опыта не позволяет ему в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и способов ее решения. Поэтому активная роль принадлежит взрослому. Внимательное отношение к потребностям детей, к их интересам помогает достаточно легко определить проблему «заказываемую» детьми. Таким образом, ребенок среднего возраста выступает в качестве заказчика проекта, а его осуществление происходит на подражательно исполнительском уровне. К концу пятого года жизни дети накапливают определенный социальный опят, позволяющий им перейти на новый, развивающий уровень проектирования. В этом возрасте продолжает развиваться самостоятельность. Ребенок способен сдерживать свои импульсивные побуждения, терпеливо выслушивать педагога и сверстников. Перестраиваются отношения со взрослыми: дошкольники реже обращаются к ним с просьбами, активнее организуют совместную деятельность со сверстниками, у них развивается самоконтроль, самооценка. Они принимают проблемы, ставят цель, способы выбрать необходимые средства для достижения намеченного результата.

На третьем творческом этапе развития проектной деятельности у детей наблюдается высокий уровень интереса, обусловленного познавательным и личностным развитием. К концу 6-го и 7-го года жизни формируются все стороны личности ребенка: нравственная, интеллектуальная, эмоционально-волевая, действенно-практическая. Роль взрослого на этом этапе – развитие и поддержка творческой активности детей, создание условий, позволяющих им самостоятельно определить цели и содержание предстоящей деятельности, выбрать способы работы над проектом и организовать ее. Для проектирования необходима соответствующая организация предметно-познавательного пространства группы.

Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что он помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе. Но самые главные участники проектной деятельности – это наши воспитанники, на развитие которых направлены все наши усилия. Кем станут наши дети, когда вырастут, - покажет время. Для нас главное – обеспечить каждому ребенку максимальные условия для развития его способностей, самостоятельности и творчества.

Какое же значение имеет использование проектного метода в дошкольном образовательном учреждении:

- Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.

- Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей.

- Происходит смена стиля общения взрослого с ребенком.

- Родители становятся активными участниками образовательного процесса. Взаимодействие с семьей позволит добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками.

Итак, использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в единой команде педагогам и воспитанникам, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности.

А самое главное, каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в себе.

Проект в образовательных организациях — это спланированное образовательное мероприятие сообщества детей и взрослых в учебных целях. В центре этой деятель­ности находится работа над межпредметной, интересной для детей темой и ее включен­ность в образовательный контекст. Такая тема исследуется и изучается совместно, в коо­перации; при этом выявляются возникающие вопросы и проблемы, творческое решение их обсуждают сообща, и этот процесс занимает значительный промежуток времени. По­этому главный признак проекта заключается в том, что он проходит в несколько этапов:

  • нахождение темы проекта и осознание ее (начальный этап и ознакомление);
  • планирование и реализация проекта, анализ образовательных процессов (этап
    подготовки и реализации);
  • завершение и анализ проекта (этап демонстрации результатов);
  • продолжение проекта (при необходимости).

Проектная деятельность объединяет инновационные педагогические идеи и теорию, строящуюся на исследованиях (например, образование как социальный, основанный на сотрудничестве процесс), и ставит во главу угла профессионализм пе­дагогов. Это не метод, а дидактический подход, который предполагает участие детей и наблюдение за ними на всех этапах, привлечение всех заинтересованных детей, ро­дителей и общественности, использование педагогической инклюзии, визуализация и объяснение образовательного процесса во время проекта с помощью документации. Этот подход характеризуется разнообразием методов, дополнительных признаков и принципов.

Для детей проектное обучение является самостоятельным, совместным, исследова­тельским, эвристическим, комплексным, сетевым и практическим обучением одно­временно. Дети разрабатывают тему от начала и до за­вершения проекта, между ними происходит коммуникация, они объединяют свои усилия, они смелы и заинтересованны — и они убеждаются в прочности своих зна­ний. Благодаря включению темы в межпредметный контекст и регулярной оценке достигнутых успехов дети в ходе проекта приобретают знания, которые смогут пере­нести на другие ситуации, и одновременно углубляют учебно-познавательную ком­петентность.

ПРИЗНАКИ И ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Повседневная жизнь

Проект — это рядовое, а не экстраординарное мероприятие. Темой становятся те­кущие события, и проекты вносят разнообразие в нашу жизнь. Благодаря проектам в наш привычный порядок вещей входят изменения, и мы отваживаемся на иннова­ции. Проектная деятельность является неотъемлемой составляющей нашей жизни.

Выбор

тематики

Каждый проект предполагает наличие темы, которая заинтересует многих детей и бу­дет подходящей для всестороннего обсуждения. В дошкольных организациях одно­временно и/или с небольшим временным промежутком с детьми проводятся проекты по различным темам. Проектная деятельность дает возможность на практике узнать интересы детей и определить темы будущей работы.

Ориентация на ребенка

Идеи для новых проектов и тем могут высказать и дети, и взрослые, но чаще всего темы находят сами дети. И момент окончания проекта тоже определяют именно дети. Проектная деятельность — это работа в малых группах, так как каждый ребенок дол­жен иметь возможность высказаться и участвовать в работе, таким образом, сотрудни­чество играет важную роль.

Добровольное участие

Участие в проектах дошкольной организации является для ребенка добровольным; как правило, присоединение к работе в проекте, выход из него и возвращение в про­ект возможны в любое время. Эффективная проектная деятельность предполагает интерес, мотивацию и заинтересованность участвующих в проекте детей и взрослых.

Долгосрочность

В ходе проектной деятельности вы всесторонне и достаточно долго разрабатываете одну тему. Каждый проект, однако, ограничивается по времени, у него есть начало и конец.

Открытость

Открытость — это главный признак проекта, который распространяется на рабочую группу, целеполагание, применяемые методы, достижение цели и сроки проведения.

«Спираль проекта»: пла­нирование, деятельность и контроль

Для проекта необходимо поэтапное планирование и тщательная корректировка постановки и следования целям, распорядка дня, учебной обстановки и использу­емых методов. Деятельность и ее анализ сменяют друг друга. Цели проекта откры­ты, и в процессе работы их нужно обсуждать и при необходимости корректировать. Каждый проект документируется, и по окончании представляются результаты.

Инклюзия

Проектная деятельность — это метод инклюзии, так как он направлен на всех заинте­ресованных детей, учитывает все их особенности и призван обеспечить интегративное образование на основе участия, сотрудничества и индивидуальный подход при распределении обязанностей. Обмен опытом и совместное обучение могут обогатить участников проекта, если они работают именно в смешанных группах.

Ориентация на диалог

Проектная деятельность на основе партиципации (сопричастности) и сотрудничества является непре­рывным диалогом.

Участие каждого

Проекты планируются и реализуются совместно с детьми. На всех этапах, от начала до конца, дети являются активными участниками процесса. Начало работы и деталь­ное планирование предполагают работу в команде. Цели проекта формулируются всеми участниками проекта и утверждаются демократичным голосованием.

Сотрудничество

Рабочие группы представляют собой образовательное сообщество детей и взрослых, обучение в котором происходит на основе кооперации, коммуникации, компромиссов и взаимопонимания: • разрабатываются, предлагаются, проверяются и переосмысливаются мнения, гипотезы; • участники обмениваются мнениями и дискутируют; • участники рабочей группы вместе находят решения проблем, оформляют их и объ­ясняют.

Наблюдение и докумен­тирование

Наблюдение и документирование красной нитью проходят через все этапы про­екта. Наблюдение — это предпосылка для того, чтобы дети воспринимали тему, это составляющая диалога в проекте. Все записи по теме проекта являются для всех участников основой для коммуникации, взаимопонимания и анализа текущей дея­тельности.

Ориентация на ситуацию, окружающий мир и кол­лектив

Проекты сочетаются с интересами и окружающим миром как детей, так и педагогов. Выбранные темы должны быть ситуативными и аутентичными, то есть быть жизненны­ми и связанными с наукой, и, таким образом, общественнозначимыми. В проектную деятельность активно вовлекается окружение (родители, общественность, специали­сты), и так укрепляются связи между дошкольной организацией, семьей, профессио­нальной сферой и общественностью.

Ориентация на процесс

Самое важное — это процесс, а не результат или продукт. В ход процесса в любой момент могут быть внесены любые изменения и дополнения. Если мы исследуем с детьми тему, то от нас требуется раскрыть ее, а не быстро свернуть.

Ориентация на познавательную

активность

В центре внимания проектной деятельности находятся самостоятельность, самоорга­низация и ответственность детей за себя и свои действия. Каждый ребенок приносит в проект свой опыт, может сам все попробовать и терпеливо идти к цели. Взрослые являются модераторами, партнерами по диалогу, генераторами идей и учатся вместе с детьми.

Ориентация на систему ценностей

Предпочтителен демократический стиль поведения и дискуссия, все идеи имеют право на существование, а проблемы решаются с учетом социальной и экологиче­ской ответственности.

Комплексное образова­ние

Проектная деятельность обращается ко всем органам чувств, ко всем способам вы­ражения и позволяет ощутить мир во всем многообразии, связывая, таким образом, все образовательные сферы. Она развивает и расширяет все базовые компетентности ребенка, а также его самостоятельность и самосознание.

Обучение с удовольстви­ем

Проектная деятельность, ориентированная на этот принцип, создает комфортную для образовательных процессов атмосферу, дарит педагогам чувство радости от работы и в конечном итоге усиливает связь детей, родителей и педагогических работников с образовательной организацией. Положительный опыт при участии в проекте на­страивает на желание участвовать в следующем.

Уникальность

Проекты нельзя повторить, они являются результатом индивидуальной работы и ори­ентированы на идеи, потребности участников и на конкретные условия. Существует много возможностей для работы над какой-либо темой, а проектная деятельность — это творческий процесс. Однако проекты, у которых есть общая идея и работа над которыми имеет свои особенности, могут объединяться в серию (например, проекты по теме «Лес» или «Архитектура»).

Изменение

Проектная деятельность направлена на изменение, на новшество. Тот, кто иниции­рует проекты, верит в их развитие, в возможность преобразования и оптимизации. Изменение происходит лишь в том случае, если люди обмениваются мнениями, учатся друг у друга и извлекают из этого пользу.

ПРИМЕРЫ ВОВЛЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

НА КАЖДОМ ЭТАПЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Наглядность проектной деятельности

• Создание стенда проекта с информацией (плакаты, протоколы, списки помощников, фо­томатериал), изготовление папок по теме проекта, презентация результатов проекта: если родители читают информацию, они чаще предлагают помощь в проекте.

Выбор темы

• Родители узнают, что в данный момент интересует их детей, и предлагают тему для об­суждения в детском саду (например, тема «Самолеты»).

• Семьи посещают детский сад, инициируют новые темы для проектов (например, мамы с новорожденными: «Когда рождается ребенок. »).

• Родители сами инициируют проект (например, идею проекта; проведение акции, напри­мер родительский день, чтобы дать возможность родителям увидеть жизнь детского сада изнутри).

Планирование проекта

• Информировать родителей о начале нового проекта на собрании (совещании) или пись­менно.

• Провести анонимный опрос родителей о теме проекта.

Реализация проекта

• Задавать домашние задания, то есть попросить родителей и детей помочь в сборе мате­риалов и информации по проекту (например, принести из дома необходимые для проекта книги, фотографии, инструменты, руководство по изготовлению; расспросить родителей; найти и собрать вместе с родителями определенные предметы для проекта).

• Сделать вместе с родителями связанные с темой проекта предметы (например, черный ящик, дом на дереве, аквариум, оформить помещение для проекта).

• Продолжить дома начатые в детском саду проекты.

• Не только родители, но и бабушки, дедушки, тети и другие родственники привносят в про­ект идеи и стимулы, свои знания и умения, контакты и иные ресурсы, которые могут быть полезными.

• Посещение родителей на рабочем месте; родители рассказывают о своей профессии в детском саду (например, пилот, пасечник, врач, строитель).

• Родитель принимают участие в экскурсиях (например, планирование, сопровождение в пешеходной экскурсии и в поездке).

Документирование проекта

• Родители помогают документировать проект (например, снимают фильм, пишут статью для общественности).

• Родители помогают ребенку собирать портфолио.

•Проводить беседы с родителями об умениях ребенка, которые проявляются в проекте, — расспрашивать родителей, как ребенок дома дополнительно работает по теме проекта.

Итоговая презентация

• Привлекать родителей к участию в заключительном мероприятии (например, собрать, за­писать и спрятать в лесу вопросы для детей; принести необходимое оборудование для пикника).

• Провести родительское собрание с видео- и иллюстративным материалом.

Оценка проекта

• Раздать родителям опросный лист (который может содержать и вопросы для детей).

• Положительно относиться к тому, что многие родители приходят сами и дают отзыв о про­екте.

КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА,

НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Коммуникативная и интерактивная компетентности

• Способность к коммуникации и сотрудничеству с детьми, родителями и коллегами.

• Работа вместе с детьми, а не вместо них — совместное обучение и принятие реше­ний — демократический стиль общения и дискуссий с детьми — способность до­верять детям, ценить их высказывания, действия, компетентности.

• Осознание себя в качестве модератора, партнера по диалогу, деятельности, уче­бе — знание того, что дети берут пример с педагога — собственная мотивация и за­интересованность педагога, которые влияют на детей как положительно, так и от­рицательно.

Диагностическая компетентность

• Умение наблюдать — определять интересы, потребности, творческие импульсы де­тей, обогащающие и изменяющие ход проекта или приводящие к появлению новых тем.

Дидактическая компетентность

• Разнообразная и гибкая методическая деятельность — способность распознавать учебные потребности детей и двигаться вместе с детьми к поставленной цели — под­держивать идеи детей, даже не относящиеся непосредственно к теме проекта.

• Умение стимулировать (например, использовать технику постановки вопроса, раз­вивающее обучение).

Организационная компетентность

• Умение работать с разнородными потребностями и интересами всех детей в сме­шанных, разновозрастных группах (педагогика многообразия, инклюзия).

Профессиональная компетентность

• Актуальные знания о ребенке, понимание сути образовательного процесса.

• Глубокие фоновые знания по предмету и педагогике, применимые в любой ситуа­ции.

• Умение вести документацию (например, письменно фиксировать, формулировать).

• Медийная компетентность (например, умение пользоваться компьютером, цифро­вой камерой).

Рефлексивная и инновационная компетентности

• Анализ результатов наблюдения, собственной позиции и поведения.

• Положительное отношение к изменениям и инновациям.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работать вместе с детьми над проектом значит дать свободу их творчеству

Воздействие на детей

Воздействие на педагогов

Проектная деятельность приводит к получению нового опыта и развитию компетентностей и тем самым способствует процессу непрерывного об­разования.

Проекты препятствуют стагнации в педагогической деятельности, дают новый опыт и тем самым меняют педагогическую позицию.

Дети понимают, что к ним серьезно отно­сятся, усваивают демократический стиль обще­ния и учатся сотрудничеству.

• Они учатся привносить свои идеи, определять собственные интересы, доводить работу над темой до конца и представлять аудитории ре­зультаты своей работы.

• Они могут работать в соответствии со своими интересами и выполнять посильные обязан­ности.

• Проектная документация позволяет детям вре­мя от времени обращаться к актуальным и уже завершенным проектам.

Педагоги учитывают индивидуальные интересы и сильные стороны детей.

• Вместе с детьми они активно, но в соразмеренном темпе работа­ют над темами, которые интересны детям. • Они могут целенаправленно реагировать на различные индиви­дуальные потребности и вопросы детей.

• Они получают возможность развивать базовые компетентности детей в повседневной обстановке и с помощью игры.

• Они расширяют наблюдения за детьми, поскольку в ходе проекта возникают разнообразные ситуации и используются различные методы.

• В ходе каждого проекта они сами чему-то учатся.

Дети интенсивнее занимаются проектом, если тема соответствует их интересам, а проект не превращается в программу.

• Если дети чувствуют свою независимость и компетентность, они высказывают большую заинтересованность, берут на себя больше от­ветственности.

Проектная деятельность — это совместный, исследователь­ский, живой и глубокий образовательный процесс, не огра­ниченный во времени.

• Обучающиеся сообщества, которые в ходе проектов постоянно совершенствуют совместный процесс обучения, — это признак инклюзивной педагогики!

• Проектная деятельность может осуществляться в коллективе, но в соответствии с умениями и интересами каждого ребенка.

• Дети учатся благодаря активной деятельности и сотрудничеству в проектах и тем самым полу­чают индивидуальный опыт и достигают боль­ших успехов в обучении. Они учатся доверию, завоеванию признания, самостоятельности (автономии) и уважению, и могут делиться из­ученным и пережитым.

• Погружение в тему происходит, если дети и взрослые принимают активное участие в проектной деятельности и интенсивно ею за­нимаются.

• По желанию проекты можно расширить и продолжить, ими могут заняться следующие поколения.

• Наличие образовательного эффекта проектной деятельности до­казано результатами исследования умственной деятельности.

Дети, которые не принимают участия в реа­лизации проектов, знакомятся с материалами на информационных стендах и видят во время презентаций и обсуждений проектов, чему на­учились их товарищи. Это пробуждает интерес и стимулирует к работе над новыми темами.

Программы больше не нужны!

• Родители не спрашивают о том, что ребенку нужно еще выучить перед школой.

• Дети рассказывают о том, что они могут, а педагог — о том, чему научился ребенок.

hello_html_m50641d68.jpg

Еще в начале ХХ в. Профессор Коллингс, организатор продолжительного эксперимента в одной из сельских школ штата Миссури, предложил следующую классификацию учебных проектов:

 «игровые» - детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);

 «экскурсионные», направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;

 «повествовательные», при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной, письменной. Вокальной (песня), художественной (картина), музыкальной (игра на рояле) формах;

 «конструктивные», нацеленные на создание конкретного полезного продукта: сколачивание скворечника, приготовленного детского завтрака, устройство клумб.

К концу ХХ в. Получили развитие новые виды проектов. Е. Полат (1999) характеризует проекты в соответствии с их типологическими признаками: количеством участников, доминирующим методом, характером контактов, способом координации, продолжительностью.

Ориентируясь на эти признаки, автор предлагает свой вариант типологии проектов, актуальных для дошкольного образования.

1. По доминирующему методу: исследовательские, творческие, информационные, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.

2. По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир; ребенка, общество и его культурные ценности.

3. По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.

4. По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ. В контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект).

5. По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.

6. По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности (среднесрочный) и долгосрочный).

Проект – звучит как-то официально и научно, те так ли? Но на самом деле, под этим словом скрывается название одного из методов реализации задач по развитию и обучению дошкольников. Проектная деятельность заключается в совместной работе воспитателя, родителей и детей над изучением какого-то вопроса.

Цель и задача проектов – способствовать развитию самостоятельного мышления у детей, способности принимать решения, искать ответы, планировать, предвидеть результат и учиться сотрудничать с другими людьми. Педагог дает какую-то задачу детям, посильную для их возраста, и обучает, каким образом можно решить ее и как представить результат решения.

Дошкольникам не под силу самостоятельно разработать проект, в детском саду мы делаем все вместе. Обычно такой вид деятельности носит сугубо обучающий характер, мы используем проект как инструмент обучения, получения знаний и обогащения жизненного опыта. Этот метод только недавно начал применяться в дошкольном образовании, он считается прогрессивным и эффективным для современных детей.

hello_html_68c4fbf1.jpg

Развитие и обучение в дошкольном формате проводится преимущественно через игровую деятельность, поэтому проекты имеют творческую, игровую направленность. Наиболее эффективной является групповая исследовательская деятельность детей.

Тематика проектов самая разнообразная.

Ну, например, ходовой для детских проектов является тема «Семейное дерево» или «Моя семья». Этот проект может реализоваться по-разному – в виде коллективного панно с фотографиями семьи каждого ребенка в группе, либо нарисованного большого дерева, или выставки детских работ на тему семьи ребят.

Суть в том, чтобы не дать детям готовый проект, но дать тему и помочь определить путь реализации проекта: какие применить материалы, кого попросить о помощи, как оформить продукт проекта, как представить его. Причем это относится не только к деткам старшей и подготовительной групп. Малыши тоже делают проекты, которые им по плечу.

Для тех, кто хочет составить проект по всем правилам

Особенности педагогической и образовательной системы в России таковы, что каждый наш шаг должен быть строго по ФГОС. Поэтому даже такое творческое дело как написание проекта требует соблюдения методических рекомендаций Министерства.

hello_html_46d2b454.jpg

Чтобы долго не искать информацию, предлагаю посмотреть в Интернет-магазине «УчМаг», поскольку там есть абсолютно любая методическая литература, включая отличные пособия по нашей теме:

«Проекты в ДОУ: практика обучения детей 3-7 лет» ;

«Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ» ;

«Проекты в ДОО: теория и практика развития детей» ;

«Проекты в ДОО. Практика обучения детей 3-7 лет. Программа для установки через Интернет» ;

«Программа развития ДОУ. Компакт-диск для компьютера: инновационный образовательный проект» ;

Для воспитателей ДОУ, учитывая современные требования к педагогу-дошкольнику, в таких методичках можно найти все, что необходимо для грамотного планирования и осуществления педагогической деятельности: как составить проект, что учесть, как оформить результаты и т.п.

Виды проектов в детском саду

В действующей практике детских садов используются такие виды проектов:

Исследовательские с творческим уклоном: ребята выясняют какую-то информацию, например, почему снег весной тает, и результаты оформляют в виде рисунков, стенгазеты, ставят сценки и т.п.;

Творческие задания носят тоже познавательный характер, но результаты исследования представляются в виде театрализованного действия, спектакля, детского праздника;

Социально-информационные: ребята исследуют предмет проекта и оформляют результат в виде газеты, папки, плаката, инсталляции;

Ролевые или игровые: ребята решают задание по проекту посредством знакомой им сказки, вживаясь в роли персонажей, представляя результат исследования в виде ролевого сюжета.

По способу реализации проекта выделяют групповые, индивидуальные, межгрупповые, комплексные

hello_html_m54845ded.jpg

Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкой, т.е. воспитатель ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта.

Все проекты проводятся внутри ДОУ, как правило, между группами участников, но бывают и личностные, индивидуальные проекты (в изобразительном и словесном творчестве). Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то начиная с младшего возраста используются ролево-игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.

Значимы и другие виды проектов, в том числе:

комплексные: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя» и т.д.;

межгрупповые: «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года» и т.д.;

творческие: «Мои друзья», «У нас в Нескучном саду»,

«Любимые сказки», «Мир природы», «Рябины России» и т.д.;

групповые: «Сказки о любви», «Познай себя», «Юганские самоцветы», «Подводный мир», «Весёлая астрономия» и.т.д.;

индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица» и т.д.;

исследовательские: «Мир воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье» и т.д..

Может показаться, что эти проекты – что-то слишком сложное для дошкольников. Но дошкольники лишь только знакомятся с этим видом деятельности, готовятся к самостоятельным исследованиям, которые они будут проводить в школе.

Исследовательские проекты

По мнению Е. Полат, они требуют четкой структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманных методов обработки результата. В последние годы исследовательские проекты активно завоевывают пространство общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования и все больше интересуют специалистов ДОУ.

Информационные проекты

Цели: собрать информацию о каком-то объекте, явлении, а потом ознакомить с ней участников, проанализировать и обобщить наблюдаемые факты.

Структура информационного проекта: получение и обработка информации, результат (доклад, альбом с рисунками и фотографиями), презентация.

Творческие проекты

Они не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается, и далее развивается, подчиняясь конечному результату, интересам участников проекта. Воспитатели и дети договариваются о форме представления результатов (сказка, фильм, драматизация, праздник, оформление интерьера). Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария фильма, программы концерта.

Творческие проекты разнообразны, как и виды художественно-продуктивной деятельности, осваиваемые детьми. По содержанию они отражают взаимоотношения: ребенок – семья; ребенок – природа; ребенок – рукотворный мир; ребенок – общество и его культурные ценности.

Можно классифицировать творческие проекты по преобладающему мотиву (выражение субъективного отношения, доставления радости, оказание помощи, совместное творчество или деятельность); по доминирующему виду творчества (игровое, изобразительное, конструктивное, художественно-речевое, художественно-оформительское, театральное, музыкальное); по форме представления результата (панно, конструкция, спектакль, декорация, мультфильм, концерт, праздник, презентация).

Игровые (приключенческие) проекты

Структура игровых проектов только намечается, участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения в придуманных ситуациях.

Степень творчества в таких проектах высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая.

Практико-ориентированные проекты

Их отличает четко обозначенный ожидаемый, ориентированный на социальные интересы, результат деятельности участников. Практико-ориентированный проект требует хорошо продуманной структуры и организации работы на отдельных этапах (корректировка усилий, обсуждение результатов и способов их внедрения в практику, оценка проекта).

Открытые проекты

Наиболее распространено проектирование внутри одной возрастной группы. Педагоги и дети не испытывают трудности, поскольку хорошо знают творческие возможности и социальные качества друг друга; имеют представление о предметно-пространственной среде группы. Однако замыкаться в своем коллективе не следует. Контакты с другой возрастной группой необходимы ребенку для его социального развития, расширения сферы общения. Участие в совместном проекте с другой группой обогащает детей новыми впечатлениями, позволяет пережить новые эмоции, завоевать симпатии у окружающих людей. Аналогичный процесс происходит и в смешанной по возрасту группе. Младшие дошкольники в таких условиях получают возможность осваивать окружающий мир при участии старших, а старшие дети приобретают опыт социально одобряемого взрослыми поведения.

Более трудны в организации контакты и проекты внутри ДОУ (например, «День смеха», «Неделя сказки»). Они требуют высокого уровня развития управленческих (творческих, организаторских) умений у педагогов, поскольку обходимо определить актуальную проблему, продумать условия и форму детских или детско-взрослых проектов.

Наиболее сложны открытые проекты, реализующиеся в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями. Но именно они дают высокий результат в развитии ребенка, расширяя пространство его жизнедеятельности.

Индивидуальные и коллективные проекты

Индивидуальный проект - выполняется автономно, предназначен для обогащения культурного опыта ребенка; с его помощью отслеживаются способности преодолевать препятствия в решении проблемы (сочинение и иллюстрирование сказки). Ценность индивидуального проектирования

неоспорима, поскольку ребенок учится проявлять инициативу, переживать ошибки и достижения, демонстрирует способности.

Однако дети в душе коллективисты, они хотят взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Существенной чертой психологической характеристики любого человека является умение участвовать в коллективной деятельности, совместно находить пути решения задач. Формированию у дошкольников устойчивых навыков коллективного сотрудничества способствует постоянное и целенаправленное приобщение детей к созданию общих работ. Дети учатся объединяться в подгруппы, вместе обсуждать пути осуществления замысла, поэтапно планировать и согласовывать свои действия, распределять между собой обязанности и задания, помогать друг другу, беспокоиться о качестве не только своей части работы, но и всей в целом.

Опыт коллективного творчества приобретается на фоне совместных положительных эмоциональных переживаний, способствующих развитию дружеских взаимоотношений между детьми.

Дети чувствуют себя несчастными, когда они вне коллектива. Поэтому для детского развития необходимы парный, групповой, фронтальный проекты.

Парный проект - осуществляется парой (парами) участников. Дети приобретают навыки сотрудничества, учатся действовать вместе на одном пространстве, решают общую проблему, выбирают адекватные способы решения.

Групповой проект - осуществляется группой участников (от 3 до 10-12 чел.).

Фронтальный (коллективный) проект - выполняется всем коллективом.

Краткосрочные проекты - направлены на решение небольшой проблемы или части более крупной. Они могут быть реализованы на одном или нескольких специально организованных занятиях, в рамках совместной со взрослыми или самостоятельной детской деятельности (исследование свойств льда; изучение деятельности художника в мастерской).

Проекты средней продолжительности - рассчитаны на решение проблемы в течение нескольких дней, недель (подготовка к празднику, путешествию); сочинение и постановка сказки).

Долгосрочные проекты (от одного до нескольких месяцев) - решают крупную проблему, для преодоления которой требуются усилия и достаточное время (например, исследование своей родословной).

Видели, наверное, зарубежные фильмы, где дети готовят какие-то проекты, часто вулканы делают, разные приспособления, приносят в детский сад домашнего любимца и рассказывают о нем? Такие виды деятельности чрезвычайно полезны для детей, поскольку расширяют их кругозор, активизируют познавательную деятельность, раскрывают творческие и научные способности.

Название – проекты – для нашего уха звучит очень серьезно. На самом деле, для детей это просто один из видов работы, которая требует проведения исследования и оформления результата в виде презентации. И краткосрочные, и долговременные проекты призваны повышать самооценку ребенка, поскольку изначально взрослый настроен на признание ценности любого результата детского исследования.

hello_html_35eae4b1.jpg

Не суть в том, чтобы добиться от ребенка идеального результата исследования, скажем, на тему любимая игрушка. Суть в том, чтобы привить ему интерес к исследованиям и анализу процессов, которые происходят вокруг нас. Вызвать у малышей любознательность и здоровое любопытство – это задача детских проектов.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте – это:

- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

- формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте – это:

- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

- развитие желания пользоваться специальными терминами, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Рассмотренные выше методологические основы проектной деятельности дают представления о высокой степени адаптивности инновационных технологий к специфике ДОУ.

Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, она должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности.

Перспективность метода проектов в системе ДОУ заключается в том, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.


Ура, весна пришла! Я приветствую вас, дорогие друзья и поздравляю с началом нового этапа нашей жизни – теплого, солнечного и полного надежды. Как обычно, на дежурстве на блоге его хозяйка Сухих Татьяна. С приходом весны появилось и вдохновение что-то натворить! Пусть это будет нечто полезное, например, проект в ДОУ на какую-то нестандартную тему. Да, да, мы еще и проекты пишем с детьми, представляете?

Что представляет собой проектная работа в детском саду?

Проект – звучит как-то официально и научно, те так ли? Но на самом деле, под этим словом скрывается название одного из методов реализации задач по развитию и обучению дошкольников. Проектная деятельность заключается в совместной работе воспитателя, родителей и деток над изучением какого-то вопроса.

Цель и задача проектов – способствовать развитию самостоятельного мышления у детей, способности принимать решения, искать ответы, планировать, предвидеть результат и учиться сотрудничать с другими людьми. Педагог дает какую-то задачу детям, посильную для их возраста, и обучает, каким образом можно решить ее и как представить результат решения.

Дошкольникам не под силу самостоятельно разработать проект, в детском саду мы делаем все вместе. Обычно такой вид деятельности носит сугубо обучающий характер, мы используем проект как инструмент обучения, получения знаний и обогащения жизненного опыта. Этот метод только недавно начал применяться в дошкольном образовании, он считается прогрессивным и эффективным для современных деток.

почемучки

Активные родители вполне могут заниматься этим нехитрым делом и дома, я подробно опишу виды, темы, структуру. Развитие и обучение в дошкольном формате проводится преимущественно через игровую деятельность, поэтому проекты имеют творческую, игровую направленность. Наиболее эффективной является групповая исследовательская деятельность детей.

Тематика проектов самая разнообразная.

Ну, например, ходовой для детских проектов является тема «Семейное дерево» или «Моя семья». Этот проект может реализоваться по-разному – в виде коллективного панно с фотографиями семьи каждого ребенка в группе, либо нарисованного большого дерева, или выставки детских работ на тему семьи ребят.

Суть в том, чтобы не дать детям готовый проект, но дать тему и помочь определить путь реализации проекта: какие применить материалы, кого попросить о помощи, как оформить продукт проекта, как представить его. Причем это относится не только к деткам старшей и подготовительной групп. Малыши тоже делают проекты, которые им по плечу.

Для тех, кто хочет составить проект по всем правилам

Особенности педагогической и образовательной системы в России таковы, что каждый наш шаг должен быть строго по ФГОС. Поэтому даже такое творческое дело как написание проекта требует соблюдения методических рекомендаций Министерства.

пять п

Чтобы долго не искать информацию, предлагаю «прописаться» в моем любимом Интернет-магазине «УчМаг», поскольку там есть абсолютно любая методическая литература, включая отличные пособия по нашей теме:

  • «Проекты в ДОУ: практика обучения детей 3-7 лет» ;
  • «Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ» ;
  • «Проекты в ДОО: теория и практика развития детей» ;
  • «Проекты в ДОО. Практика обучения детей 3-7 лет. Программа для установки через Интернет» ;
  • «Программа развития ДОУ. Компакт-диск для компьютера: инновационный образовательный проект» ; ;
  • Офлайн-вебинар «Технология организации проектной деятельности в соответствии с ФГОС ДО» .

Для воспитателей ДОУ, то есть дошкольного образовательного учреждения, учитывая современные требования к педагогу-дошкольнику, такие методички – просто клад. Здесь есть все, что необходимо для грамотного планирования и осуществления педагогической деятельности: как составить проект, что учесть, как оформить результаты и т.п.

Виды проектов в детском саду

В действующей практике современных садиков мы используем такие виды проектов:

  • Исследовательские с творческим уклоном: ребята выясняют какую-то информацию, например, почему снег весной тает, и результаты оформляют в виде рисунков, стенгазеты, ставят сценки и т.п.;
  • Творческие задания носят тоже познавательный характер, но результаты исследования представляются в виде театрализованного действия, спектакля, детского праздника;
  • Социально-информационные: ребята исследуют предмет проекта и оформляют результат в виде газеты, папки, плаката, инсталляции;
  • Ролевые или игровые: ребята решают задание по проекту посредством знакомой им сказки, вживаясь в роли персонажей, представляя результат исследования в виде ролевого сюжета.

По способу реализации проекта выделяют групповые, индивидуальные, межгрупповые, комплексные.

По времени реализации проекты бывают кратковременные (одно занятие), средней продолжительности (1-2 занятия) и долгосрочные (весь учебный год или полугодие).

виды

Может показаться, особенно родителям, что эти проекты – что-то слишком сложное для дошкольников. Но, повторюсь, что дошкольники лишь только знакомятся с этим видом деятельности, готовятся к самостоятельным исследованиям, которые они будут проводить в школе.

Видели, наверное, зарубежные фильмы, где дети готовят какие-то проекты, часто вулканы делают, разные приспособления, приносят в школу домашнего любимца и рассказывают о нем? Такие виды деятельности чрезвычайно полезны для детей, поскольку расширяют их кругозор, активизируют познавательную деятельность, раскрывают творческие и научные способности.

Название – проекты – для нашего постсоветского уха звучит очень серьезно и высокопарно. На самом деле, для детей это просто один из видов работы, которая требует проведения исследования и оформления результата в виде презентации. И краткосрочные, и долговременные проекты призваны повышать самооценку ребенка, поскольку изначально взрослый настроен на признание ценности любого результата детского исследования.

проект

Не суть в том, чтобы добиться от ребенка идеального результата исследования, скажем, на тему любимая игрушка. Суть в том, чтобы привить ему интерес к исследованиям и анализу процессов, которые происходят вокруг нас. Вызвать у малышей любознательность и здоровое любопытство – это задача детских проектов.

В чем, собственно, заключается работа над проектом?

Этапы работы над детским проектом в садике сводятся к подготовке со стороны воспитателя и реализации совместными усилиями взрослых и детей:

  • Определение целей и задач проекта – это работа воспитателя, который должен выбрать тему проекта так, чтобы с его помощью решить какую-то проблему. Например, дать малышам более глубокие знания о природном явлении (дождь, ветер) или закрепить названия дней недели, времен года, цветов и т.п.

Определив цель, воспитатель озвучивает ее перед детьми. Все вместе выбираем конечный продукт проекта – плакат, альбом, праздник, спектакль. Вид продукта зависит от вида проекта и целей, конечно. На этом этапе перед детьми стоят такие задачи: понять и войти в проблему, войти в игровую ситуацию (поскольку главный вид обучения в садике – игра).

Главное, что должен добиться воспитатель – пробудить активность у детей и нацелить их на поиск путей решения задачи. Например, мы хотим изучить больше названий цветочков. На первом этапе работы над проектом дети должны с помощью воспитателя включиться в реализацию проекта и представить конечный продукт, это может быть панно, букет бумажных цветов, аппликация, рисунок.

  • Работа над реализацией проекта: нужно совместными усилиями составить план работы, то есть мотивировать детей самостоятельно определить, как можно осуществить задуманное. К кому обратиться за помощью (к родителям, конечно), какие материалы использовать, где искать ответы на вопросы?

Ребята разбиваются на группы и распределяют задания между собой, с помощью воспитателя, естественно.

Реализуемые задачи на этом этапе – создать благоприятную обстановку для творческих поисков, приобщать детей к совместной деятельности, подталкивать к самостоятельному мышлению. В процессе планирования дети тренируют логическое мышление, вырабатывают смекалку.

  • Собственно, работа над практической реализацией задач проекта: в зависимости от цели, согласно плану шаг за шагом выполняем задания по проекту и оформляем конечный продукт, например, выставку. Проводим презентацию перед родителями или условными экспертами.
  • Подводим итоги: что получилось, не получилось. Это для воспитателя. Он для себя отмечает результативность проекта, намечает темы для дальнейших проектов.

Как выглядит проект на бумаге?

Понятно, что воспитатель обязательно должен знать, как писать проект, поскольку все, что мы делаем в группе, должно быть оформлено, так сказать документально.

Как я уже не раз говорила, чтобы упростить себе жизнь, логично сделать заготовку, шаблон и просто вписывать необходимую информацию.

проекты

Что обязательно должно быть написано в содержании проекта:

  • Название, тема, задачи, тип проекта. Здесь несложно: название созвучно с темой, а задачи выходят из темы. Но могут быть универсальные цели для всех проектов: социальное, познавательное, физическое, эстетическое развитие детей соответственно возраста. Типы проектов вы уже знаете;
  • Постановка проблемы: тоже зависит от темы проекта. Если это касается тематики Родины, то проблему можно сформулировать так: выяснить у детей, что такое Родина, что она значит для каждого человека. Можно обозначить, что наблюдается недостаточная осведомленность детей в этом вопросе и низкая заинтересованность родителей в формировании у деток патриотизма;
  • Мероприятия в рамках проекта: если проест краткосрочный, то записываем то, что планируем провести за одно занятие. Долгосрочные предполагают много разных мероприятий: занятия, беседы, консультации с родителями, экскурсии, чтение литературы, прикладная деятельность;
  • Ресурсы для реализации проекта: перечисляем методическую литературу, материалы методкабинета;
  • Форма конечного продукта: выставка, презентация, праздник, открытое занятие. Возможно, вы найдете инновационные формы продукта, что еще никто до вас не делал;
  • Аналитическая справка: написать анализ проблемы, коротко, мол, почему важна реализация данного проекта для каждого участника, для детей, родителей, воспитателя. Например, что сейчас происходит снижение патриотизма, потеря интереса к истории родины, истории своего рода и т.п. И вот проект даст осознание детям и взрослым своей причастности к своей родине;
  • Этапы реализации проекта: я уже писала об этом выше, повторять не стоит, думаю;
  • Результат проекта – исходит из целей и задач.

Что осталось за кадром?

На эту тему, о проектах, можно еще не один талмуд написать. Но в другой раз. Добавлю только, что хотелось бы, чтобы родители понимали: сегодня существует серьезная проблема у наших детей. Это низкая коммуникабельность, нелюбознательность, несамостоятельность, пассивность. Наша с вами главнейшая задача – научить детей общаться, взаимодействовать с другими людьми, самостоятельно искать выход из любой ситуации, уметь действовать адекватно ситуации.

Мы в детском саду пытаемся всеми силами подготовить деток к непростому периоду школьной жизни. Вы сами понимаете, насколько трудно детям в современной школе, учитывая возросшее число детей с психологическими проблемами, а также огромную нагрузку образовательной далеко не идеальной системы.

Так вот, проекты – это одна из наиболее эффективных форм подготовки детей к обучению в начальной школе. Мы формируем таким образом достаточный уровень развития психических процессов, это касается и произвольности поведения, эмоционально-мотивационной готовности к школе, наличия высокого уровня коммуникативных навыков.

Именно психологическая подготовка к школе наиболее ценное приобретение, если можно так сказать, которое получает ребенок в садике.

Так, остановите меня, перебор информации – не есть хорошо для читателя. Пора прощаться на сегодня. Как обычно, прошу вас делиться ссылками и подписываться на новости!

Читайте также: