Может ли специалист по социальной работе работать воспитателем в детском саду

Опубликовано: 17.09.2024

Может ли работать специалист социальной работы с высшем образованием воспитателем в детском саду, по этой причине меня хотят уволить по собственному желанию. Имет ли право на это заведующая д\с.

Ответы:

Вы серьезно хотите получить компетентный ответ от незнакомых людей в интернете?

Смотрите, заходите сюда, оформляете бесплатный доступ на 2 дня ко всей базе знаний Консультант + и за это время находите и ответ на свой вопрос, и судебную практику, и все формы документов с примерами заполнения, какие вам только понадобятся.

Вызывает интерес фраза "Меня хотят уволить по собственному желанию".

Вас можно уволить по Вашему собственному желанию или по инициативе работодателя по соответствующим основаниям (существуют и иные основания расторжения трудового оговора, но мы сейчас их рассматривать не будем).

Да, существуют требования к воспитателю, они определены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования". Так, требования к квалификации воспитателя включают в себя наличие высшего профессионального образования или среднего профессионального образования по направлению подготовки "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы либо наличие высшего профессионального образования или среднего профессионального образования и дополнительного профессионального образования по направлению подготовки "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы.

Но п.9 вышеуказанного Приказа определено, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации", но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Так как Вас приняли на работу и без специальной подготовки, то уволить теперь могут лишь по несоответствию занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации.

В противном случае Вы сможете обжаловать увольнение.

Заявление по собственному желанию в отсутствии такового на самом деле не пишите.

Что касается Вашего увольнения по собственному желанию - оно производится только на основании Вашего личного заявления. И если Вы такое заявление не напишите, уволить Вас по собственному желанию нельзя.

Уволить согласно п.3 ст.81 ТК РФ

3) несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации;

довольно сложно, для этого работодателю необходимо соблюсти все установленные законодательством требования к проведению аттестации.

К тому же, наверняка, в ВУЗе Вы изучали психологию и педагогику, обучаясь такой специальности как специалист социальной работы, поэтому вряд ли Вас вообще можно будет уволить вследствие недостаточной квалификации.

Вот еще решение суда по похожему вопросу

Увольнение в связи с отсутствием специального образования признано незаконным. Решение суда.

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 января 2009г. г.Минусинск

Минусинский городской суд Красноярского края

в составе: председательствующего-Сазоновой С.А.

с участием прокурора- Коптевой Е.И.

При секретаре- З.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску С. к Краевому государственному учреждению здравоохранения «***» о восстановлении на работе, взыскании заработка за время вынужденного прогула и денежной компенсации морального вреда,

Истец С. обратилась в суд с иском к ответчику - краевому государственному учреждению здравоохранения «***» далее « ***» или «диспансер» о восстановлении на работе, взыскании заработка за время вынужденного прогула и денежной компенсации морального вреда в размере 50.000 руб, мотивируя это тем, что с 16 января 2006г. она состояла в трудовых отношениях с ответчиком в должности лаборанта ***.

12 декабря 2008г. она была ознакомлена с приказом об увольнении по ч.3 ст.81 ТК РФ в связи с несоответствием работника занимаемой должности.

Увольнение считает незаконным, поскольку за весь период работы она не имела ни одного дисциплинарного взыскания; аттестационная комиссия не проверяла ее соответствие занимаемой должности.

В связи с незаконным увольнением она испытала сильное нервное потрясение и с 16 декабря 2008г. находилась на лечении в Минусинском психо-неврологическом диспансере.

В суде истец С. исковые требования поддержала.

Представитель ответчика, не соглашаясь с иском, пояснила, что действительно С. состояла в трудовых отношениях с КГУЗ «***» в должности лаборанта, 12 декабря 2008г. она была уволена по ч.3 ст. 81 ТК РФ в связи с несоответствием работника занимаемой должности, поскольку С. не имеет среднего специального образования; аттестация С. не проводилась, ранее дисциплинарные взыскания на нее не налагались.

Исследовав материалы дела, выслушав стороны, свидетелей, заключение прокурора, полагавшего необходимым иск удовлетворить, суд считает исковые требования С. подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии с ч.3 ст. 81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации.

Судом установлено, что с 16 января 2006г. истица С. состояла в трудовых отношениях с КГУЗ «***» в должности лаборанта *** (л.д.52-53).

Приказом № 93 К от 12 декабря 2008г. С. уволена по ч.3 ст. 81 ТК РФ, основанием к увольнению явился акт проверки роспотребнадзора Красноярского края от 05 августа 2008г. ( л.д. 7).

Допрошенные в судебном заседании свидетели Т., С.А., О., Л. пояснили, что истица С. работала в КГУЗ « ***» с 2006г. в должности лаборанта; окончила 3 курса медицинского института; для прохождения специализации не направлялась; дисциплинарным наказаниям не подвергалась. Кроме того, свидетель Т.- главный врач диспансера пояснил, что аттестация по проверке соответствия истицы С. занимаемой должности не проводилась, поскольку диспансер не наделен такими полномочиями, а учитывая, что истица не имеет специального медицинского образования, ее увольнение законно.

Таким образом, суд, оценив доказательства в совокупности, установив, что несоответствие С. занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации не подтверждено результатами аттестации, не может признать увольнение С. по ч.3 ст.81 ТК РФ законным, а поэтому исковые требования о восстановлении на работе подлежат удовлетворению.

Подлежат удовлетворению и требования истца о взыскании заработка за время вынужденного прогула и денежной компенсации морального вреда.

В соответствии со ст. 394 ч.1,2 и 9 ТК РФ в случае признания увольнения незаконным работник должен быть восстановлен на прежней работе и работнику выплачивается средний заработок за все время вынужденного прогула. В случае увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения суд может по требованию работника вынести решение о взыскании в пользу работника денежной компенсации морального вреда, причиненного ему указанными действиями, размер компенсации определяется судом.

При определении размера заработка за время вынужденного прогула суд учитывает размер заработной платы истицы за 12 месяцев 41.262 руб. 60 коп. (51.355рб.10 коп.- 10.092 рб.50 коп. отпускные) ; среднедневной размер заработка составляет 332 рб.76коп. (41.262р.60коп : 124 дня); за период с 13 декабря 2008г. по 29 января 2009г. сумма заработной платы за время вынужденного прогула составляет 9.317рб.28коп. (332рб.76коп. х 28 дней).

Определяя размер денежной компенсации морального вреда суд учитывает длительное нахождение истицы С. на лечении в психо-неврологическом диспансере, а также обстоятельства ее увольнения и считает необходимым взыскать в ее пользу 10.000 руб., отказав ей во взыскании оставшейся суммы.

В соответствии со ст.94 ГПК РФ подлежат удовлетворению и требования истицы о возмещении судебных расходов в размере 10.000 руб.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

С., рождения ***. в гор. *** Красноярского края восстановить на работе в краевое государственное учреждение здравоохранения « ***» с 13 декабря 2008г. в должности лаборанта ***.

Взыскать в пользу С. с КГУЗ «***» заработок за время вынужденного прогула 9.317руб.28коп. и госпошлину в доход государства 372рб.70 коп.; денежную компенсацию морального вреда в сумме 10.000 руб. и госпошлину в доход государства 100 руб.; судебные расходы в сумме 10.000 руб.

Решение в части восстановления на работе подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 суток через Минусинский городской суд.

1. Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

2. Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций утверждается Правительством Российской Федерации.

Согласно раздела III Должности педагогических работников Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761 н, определены критерии ВОСПИТАТЕЛЯ (включая старшего):

Воспитатель (включая старшего)

Должностные обязанности. Осуществляет деятельность по воспитанию детей в образовательных учреждениях и их структурных подразделениях (интернате при школе, общежитии, группах, группах продленного дня и др.), иных учреждениях и организациях. Содействует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности обучающихся, воспитанников, вносит необходимые коррективы в систему их воспитания. Осуществляет изучение личности обучающихся, их склонностей, интересов, содействует росту их познавательной мотивации и становлению их учебной самостоятельности, формированию компетентностей; организует подготовку домашних заданий. Создает благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого обучающегося, воспитанника. Способствует развитию общения обучающихся, воспитанников. Помогает обучающемуся, воспитаннику решать проблемы, возникающие в общении с товарищами, учителями, родителями (лицами, их заменяющими). Осуществляет помощь обучающимся, воспитанникам в учебной деятельности, способствует обеспечению уровня их подготовки соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным образовательным требованиям. Содействует получению дополнительного образования обучающимися, воспитанниками через систему кружков, клубов, секций, объединений, организуемых в учреждениях, по месту жительства. В соответствии с индивидуальными и возрастными интересами обучающихся, воспитанников совершенствует жизнедеятельность коллектива обучающихся, воспитанников. Соблюдает права и свободы обучающихся, воспитанников, несет ответственность за их жизнь, здоровье и безопасность в период образовательного процесса. Проводит наблюдения (мониторинг) за здоровьем, развитием и воспитанием обучающихся, воспитанников, в том числе с помощью электронных форм. Разрабатывает план (программу) воспитательной работы с группой обучающихся, воспитанников. Совместно с органами самоуправления обучающихся, воспитанников ведет активную пропаганду здорового образа жизни. Работает в тесном контакте с учителями, педагогом-психологом, другими педагогическими работниками, родителями (лицами, их заменяющими) обучающихся, воспитанников. На основе изучения индивидуальных особенностей, рекомендаций педагога-психолога планирует и проводит с обучающимися, воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья коррекционно-развивающую работу (с группой или индивидуально). Координирует деятельность помощника воспитателя, младшего воспитателя. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим). Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности. При выполнении обязанностей старшего воспитателя наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по должности воспитателя [3] , осуществляет координацию деятельности воспитателей, педагогических работников в проектировании развивающей образовательной среды образовательного учреждения. Оказывает методическую помощь воспитателям, способствует обобщению передового педагогического опыта, повышению квалификации воспитателей, развитию их творческих инициатив.

Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; педагогику, детскую, возрастную и социальную психологию; психологию отношений, индивидуальные и возрастные особенности детей и подростков, возрастную физиологию, школьную гигиену; методы и формы мониторинга деятельности обучающихся, воспитанников; педагогическую этику; теорию и методику воспитательной работы, организации свободного времени обучающихся, воспитанников; методы управления образовательными системами; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы.

Для старшего воспитателя - высшее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" и стаж работы в должности воспитателя не менее 2 лет.

Знать свои права и обязанности, это хорошо. Но еще лучше уметь пользоваться ими на практике и с пользой для себя, а не наоборот. В этом и сможет помочь уже юрист со ссылками на конкретные Нормативные акты.

На сегодняшний день проблема социальной адаптации ребенка дошкольного возраста очень актуальна. Детский сад является следующим после семьи институтом социализации ребенка. И от результатов работы всего коллектива дошкольного образовательного учреждения зависят дальнейшие успехи ребенка, адаптация у новым условиям жизнедеятельности.

В период вхождения ребенка в дошкольное образовательное учреждение чаще всего впервые выявляются проблемы психологического, эмоционального характера характера.

Деятельность специалиста по социальной работе в таких учреждениях носит организационно-профилактический характер. Специалист организует работу с семьями группы риска (неполные семьи, многодетные, малообеспеченные). Разрабатывает меры профилактики девиантного поведения, выполняет роль посредника между ребенком, его семьей и дошкольным образовательным учреждением.

Для профилактики социальной дезадаптации специалист по социальной работе должен внимательно прослеживать развитие дошкольника, благополучие его семьи. С этой целью составляются и заполняются разными специалистами (воспитатель, психолог, медицинский работник)такие документы как: банк данных детей, социальный паспорт, карты воспитанников, анкеты для родителей с целью вяления состава семьи, жилищно-бытовых условий, возраста, профессии и образовательного уровня родителей.

Специалист по социальной работе при взаимодействии с семьей группы риска оказывает помощь в организации семейного досуга (кружки, секции, клубы по интересам, организация летнего отдыха, осуществляет межведомственное взаимодействие с учреждениями дополнительного образования, медицинскими организациями, кризисными центрами, центрами занятости населения, а так же информирует семью по вопросам социального обеспечения (помощь оформление льгот, субсидий и др)

Таким образом, своевременное выявление проблем психологического, эмоционального, социального характера дошкольника и его семьи поможет в решении в проблемы социальной дезадаптации ребенка.

Народная сказка в системе социальной адаптации и нравственного воспитания дошкольников «Народная сказка в системе социальной адаптации и нравственного воспитания дошкольников» План доклада: 1. Понятие «народная сказка» 2. Роль.

Дистанционное психолого-педагогическое просвещение родителей в системе дошкольного образования «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей.

Организация партнерской деятельности педагога с детьми в системе дошкольного образования 1-слайд :Организация партнерской деятельности педагога с детьми в системе дошкольного образования. 2-слайд : В этой связи видится острая.

Отчет о работе по программе дошкольного образования «От рождения до школы» в подготовительной группе В 2017-2018 гг. в нашей группе воспитывалось 23 ребёнка. Все дети освоили программу дошкольного образования Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,.

Развитие русской культуры посредством театральной деятельности в системе дошкольного образования Развитие русской культуры посредствам театральной деятельности в системе дошкольного образования Г. Тамбов МБДОУ «Д/С «Тополёк» Мукина Е. П.

Роль традиций в системе дошкольного образования Роль традиций в развитии системы дошкольного образования. В проекте национальной доктрины образования РФ подчеркивается, что система образования.

Сценарий районного семинара «Инновационные педагогические технологии в системе дошкольного образования в разных направлениях» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» Районный семинар – практикум по теме «Инновационные.

Семинар «Современные образовательные технологии в системе дошкольного образования» Уважаемые коллеги! «Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обмениваемся этими яблоками, то у вас и у меня остается по одному.

Сравнительный анализ ФГТ и ФГОС в системе дошкольного образования В соответствии с ФГТ к развитию детей меняется цель образовательной работы - вместо наборов ЗУНов (знаний, умений, навыков) предлагается.

Эссе «Специалист дошкольного образования будущего: ориентиры и ценности» «Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя». Светлана Мурадян. XXI век – это век стремительно развивающихся.

В Едином квалификационном справочнике должностей , утвержденном приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н, сказано, что воспитатель должен иметь среднее профессиональное или высшее образование по направлению «Образование и педагогика». Человеку со средним профессиональным или высшим образованием по любому профилю необходимо дополнительно пройти профпереподготовку по специальности «Образование и педагогика».

Это значит, что работать воспитателем в ДОО можно не только с дипломом по дошкольному направлению — подойдет любое педагогическое образование. Однако на деле часто требуют наличие профильной подготовки, да и работать, имея ее, будет намного проще.

2. Где можно выучиться на воспитателя?

Выпускники 9 или 11 классов средней школы могут поступить на специальность «Дошкольное образование» в педагогический колледж и по окончании получить диплом о среднем профессиональном образовании.

С аттестатом за 11 классов или дипломом ссуза принимают в институты и университеты. В вуз можно пойти и для получения второго высшего образования. Выпускникам выдается диплом о высшем образовании.

Окончившие колледж, институт или университет по любой специальности, могут дополнительно выучиться на курсах профессиональной переподготовки по дошкольному образованию — это самый быстрый путь в профессию, если у вас уже есть диплом.

3. Можно ли выучиться на воспитателя заочно или дистанционно?

об обучении воспитателей

Да, можно. Заочные отделения есть почти во всех колледжах и вузах. А если вы хотите пройти переподготовку по дошкольному образованию, выбирайте дистанционные* курсы.

Например, в АНО «НИИДПО» есть несколько вариантов дистанционной* профессиональной переподготовки. За 5 месяцев можно выучиться на воспитателя детей дошкольного возраста со знанием ФГОС. А за 8 месяцев — вместе с этим можно получить дополнительную квалификацию по смежному направлению: предшкольной подготовке , ИЗО и прикладному творчеству , логопедагогике и другим.

Весь список курсов профессиональной переподготовки по специальности «Дошкольное образование» вы можете посмотреть здесь .

4. Сколько нужно учиться на воспитателя детского сада ?

В колледже очное обучение на базе 9 лет длится от 3 лет 10 месяцев до 4 лет 6 месяцев; на базе 11 лет — от 2 лет 10 месяцев до 4 лет. Заочное обучение обычно на 6–12 месяцев дольше.

В вузе степень бакалавра можно получить за 4 года на очной форме обучения и за 4,5–5 лет — на заочной.

Курсы профессиональной переподготовки длятся от 1,5 до 10 месяцев в зависимости от программы и интенсивности обучения.

5. Что нужно сдавать для поступления?

В колледж принимают по конкурсу аттестатов — чем выше средний балл, тем больше шансов поступить. Какой именно балл будет проходным, зависит от колледжа, в среднем это около 4—4,6.

В институт или университет берут по результатам ЕГЭ по русскому языку, обществознанию и профильной дисциплине (математике, истории, английскому языку и т. д.). Проходной балл на педагогические специальности может варьироваться от 200 до 250.

Чтобы поступить на программу профессиональной переподготовки, достаточно предъявить паспорт, диплом ссуза или вуза и заключить договор .

6. Обучение на воспитателя: сколько стоит ?

И в колледжи, и в вузы можно поступить на бюджет, набрав проходной балл. Студенты бюджетной формы не только учатся бесплатно, но еще и получают стипендию при условии успешной сдачи экзаменационной сессии.

Те, кто не поступил на бюджет, могут участвовать в конкурсе на платное отделение.

Среднее профессиональное образование стоит от 17 тыс. руб. в год в региональных колледжах и от 36 тыс. руб. в год в столичных.

Курсы профессиональной переподготовки платные, минимальная стоимость составляет 4–5 тыс. руб. за 300–340 часов обучения и от 16 тыс. руб. за курсы длительностью от 1000 часов .

7. Что лучше: колледж или вуз?

Обучение на воспитателя

Однозначно сказать, что лучше, нельзя. Все зависит от ваших целей и потребностей.

Преимущества колледжа:

  • можно поступить после 9 классов и через 4 года уже пойти работать;
  • не нужно сдавать вступительные экзамены и ЕГЭ;
  • в колледже дают прикладные знания, ориентированные на практическое использование, много внимания уделяется практике;
  • на старте заработная плата у выпускника ссуза такая же, как и у выпускника вуза;
  • при желании можно продолжить обучение в вузе.

Преимущества вуза:

  • если вы настроены на получение высшего образования, то лучше сразу поступать в институт или университет — это будет быстрее и дешевле;
  • в вузе более сильная теоретическая подготовка, которая может пригодиться, если вы захотите получить еще одно образование;
  • можно получить более широкую специальность, например «Педагогика и психология» — будет больше возможностей для трудоустройства.

8. Государственное или негосударственное учебное заведение: есть ли разница?

В негосударственных учебных заведениях наличие бюджетных мест — скорее исключение, чем правило. Если вы хотите учиться платно, никакой разницы нет. Главное, чтобы у ссуза или вуза были:

  • действующая лицензия на осуществление образовательной деятельности;
  • государственная аккредитация — она дает право выдавать дипломы государственного образца.

Курсам профпереподготовки нужна только лицензия . Согласно ст. 92 Закона «Об образовании» , дополнительные профессиональные программы аккредитации не подлежат, следовательно, по окончании курсов выдаются дипломы и удостоверения установленного образца.

9. Сколько часов нужно отучиться на курсах профессиональной переподготовки?

Минимальное количество часов — 250 ( п. 12 приказа Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 ). Оно не зависит от направления, по которому было получено предыдущее образование. На воспитателя можно переучиться с дипломом хоть электрика, хоть юриста. Но главное — не количество часов, а достижение запланированных результатов и получение необходимой квалификации.

10. Можно ли мужчине выучиться на воспитателя?

Обучение на воспитателя

Хотя традиционно профессия воспитателя в нашей стране считается женской, никакого запрета на обучение и работу воспитателем для мужчин нет. Редко, но мужчины все же идут работать в детские сады.

11. Где можно работать после окончания учебы?

  • в детских садах, муниципальных и частных;
  • в развивающих и детских досуговых центрах;
  • в центрах предшкольной подготовки.
  • заниматься частной практикой;
  • стать няней или гувернанткой.

Решайте, где вы хотите учиться на воспитателя, заочно или очно, платно или за счет бюджета. В любом случае вы получите профессию, которая всегда останется нужной и востребованной.

*Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

профессия воспитателя

В сфере педагогики установлены высокие требования к специалистам, поскольку она подразумевает работу с детьми. Так и воспитателями не становятся случайные люди. Эта профессия должна быть призванием и любимым делом для человека, чтобы он смог задержаться здесь надолго и реализоваться как специалист. Поэтому на первом этапе важно определить, подходит ли человеку эта профессия. А затем решить, каким способом получить необходимую квалификацию для работы с детьми

Содержание:

  • Что из себя представляет профессия воспитателя
  • Преимущества и недостатки работы воспитателем
  • Какие требования установлены для должности воспитателя. Кто может работать воспитателем
  • Профессиональные навыки
  • Личностные качества
  • Какое образование нужно для работы
  • Где получить образование воспитателя ДОУ дистанционно и диплом
  • Как можно обучиться в Академии

Что из себя представляет профессия

Воспитателями называют педагогов, которые работают с детьми до 7 лет. Они присматривают за детьми и занимаются их развитием. Это востребованная профессия, представители которой работают в детских садах, лагерях и учреждениях дополнительного образования. Спрос на воспитателей продолжает расти, поскольку на 2021 год правительство запланировало построить в России 760 государственных садов и продолжает поддерживать частные учреждения в регионах.

Чаще всего новый специалист начинает свой профессиональный путь с должности помощника воспитателя. В некоторых случаях им можно стать даже без профильного образования. Он не может принимать участие в проведении занятий. Следит за чистотой, выполняет функции няни. Если специалист получил профессиональное образование, он переходит на следующую вспомогательную ступень - должность младшего воспитателя. Теперь он допускается к ведению занятий. После получения полной квалификации он становится самостоятельным специалистом. А через три года работы может стать старшим воспитателем, а затем и заведующим детским садом.

Воспитатели работают напрямую с детьми. Их главная задача - способствовать разностороннему развитию детей. Они учат детей правилам гигиены, занимаются их творческим и умственным развитием через игровые формы и помогают формированию социальных навыков в группе. Воспитатели взаимодействуют не только с подопечными. Они тесно общаются с родителями, заполняют бумаги и следят за состоянием помещений.

Старший воспитатель разрабатывает методические планы, программы и рекомендации. Он отвечает за отчетность, организовывает мероприятия и контролирует работу других педагогов.

Заведующий занимается управлением. Эта должность не является педагогической, но требует понимания всех процессов в детском саду.

На этапе планирования своей профессиональной деятельности важно сразу определить свой карьерный путь, чтобы постепенно приближаться к желаемой должности.

Преимущества и недостатки работы воспитателем

Чтобы оценить привлекательность будущей профессии, изучите преимущества и недостатки работы, которая вам предстоит.

К преимуществам относятся:

  • Увлеченный коллектив
    Воспитателей детского сада отличают преданность своему делу и полная погруженность в педагогику. Здесь можно встретить единомышленников, которые поддержат коллег в профессиональном росте.
  • Свобода для творческих проектов
    Как правило, заведующие и старшие воспитатели поощряют нестандартные идеи по организации занятий и пространства в садике.
  • Работа с детьми
    В воспитатели следует идти только тем, кто любит детей. Тогда работа с ними будет приносить удовольствие.
  • Возможность отдать своего ребенка в детский сад без очереди
    Когда у специалиста появляются свои дети, эта привилегия становится очень приятной.
  • Продолжительный отпуск
    Воспитателям полагается 42 отпускных дня, чтобы восстановить свои силы и вернуться к работе. При этом выплачиваются хорошие отпускные.

К недостаткам относятся:

  • Строгое расписание
    Рабочий день воспитателя начинается в 7.00-7.30 утра. Опоздания неприемлемы. Рабочий день заканчивается вечером, когда забирают последнего ребенка. Некоторые родители не всегда делают это вовремя.
  • Эмоциональное выгорание
    Педагоги находятся в зоне психологического риска. Чтобы избежать истощения, важно разбираться в триггерах выгорания.
  • Много бумажной работы
    В обязанности педагога входит заполнение отчетов и ведомостей. В некоторых учреждениях они выполняют эту работу от руки. В других упростили эту работу, переведя ее в электронный формат.
  • Эмоциональная вовлеченность в жизнь детей
    Дети быстро привязываются к воспитателям и могут рассказывать о сложных ситуациях, которые происходят дома. Проблемы в семье ребенка могут стать моральной ношей для педагогов.
  • Сложность в общении с родителями
    Иногда попадаются скандальные или равнодушные родители. Воспитателю приходится взаимодействовать со всеми. Лучшим помощником станет вежливость и профессионализм.
  • Ответственность за жизнь и здоровье детей
    Воспитатель несет ответственность за детей, пока они находятся в его распоряжении. Поэтому важно контролировать каждого ребенка и заботиться о его безопасности.

Какие требования установлены для должности воспитателя. Кто может работать воспитателем

Воспитатель зачастую оказывается одним из первых “чужих” взрослых, с кем взаимодействует ребенок. Поэтому он должен соответствовать определенным требованиям, регулярно развивать свои навыки и подтверждать квалификацию каждые 5 лет.

Кроме развитых профессиональных и личностных качеств, у воспитателя не должно быть действующих судимостей и затяжных психических заболеваний.

Профессиональные навыки

Деятельность воспитателей регламентирует государственный профессиональный стандарт для педагогов. Согласно ему у специалиста должно быть среднее или высшее педагогическое образование, другой вариант - диплом из учреждения дополнительного профессионального образования. Для обучения важно выбрать программу, разработанную в соответствии с профстандартом с определенным требуемым количеством академических часов. Она может называться “Педагогика и методика дошкольного образования” , как в АБиУС.

Воспитатель должен разбираться в детской психологии, психологии развития, в теории и методике воспитания детей младшего дошкольного возраста.

Однако недостаточно получить знания, необходимо научиться их применять. Например, профессионал должен уметь определять психологическое состояние ребенка и выявлять его потребности.

Дополнительное преимущество при трудоустройстве получит воспитатель, который углубленно изучил логопедическую педагогику или овладел нестандартными педагогическими методиками, например, Монтессори. Также большое значение имеет знание основ специальной педагогики, которая касается детей с ограниченными возможностями здоровья. Поскольку всё чаще садики становятся инкорпорированными, что подразумевает совместное обучение детей с разными способностями.

Личностные качества

В каждом учреждении обычно есть локальные требования, согласно которым заведующие отбирают кандидатов. При этом сложно сказать, где требования к воспитателю более строгие — в государственных садиках или в частных.

Работодатели обычно ожидают, что воспитатель будет:

  • коммуникабельным , чтобы успешно находить подход к детям и их родителям
  • дружелюбным , чтобы дети быстро прониклись доверием к незнакомому человеку
  • с позитивным мышлением , чтобы справляться со сложностями непростой профессии
  • заботливым и внимательным к детям , чтобы родители спокойно доверяли воспитателю своего ребенка
  • творческим , чтобы придумывать интересные занятия и праздники
  • любознательным , чтобы познавать мир вместе с детьми и радоваться открытиям вместе с ними
  • стрессоустойчивым , чтобы избежать эмоционального выгорания и излишних эмоций при общении с родителями или непослушными детьми
  • нацеленным на развитие, чтобы от воспитателя исходило желание улучшать свои навыки

Кому подойдет работа воспитателем

Чаще всего у человека появляется мысль стать воспитателем, когда он замечает за собой теплое отношение к детям. Но по мере знакомства со спецификой профессии, он обнаруживает, что любовь к детям и умение работать с ними - это разные вещи. Поэтому изначально следует проверить, стоит ли ему идти в педагогику. Описанные ниже качества характеризуют человека, который готов стать воспитателем:

  • Вы ответственны и умеете оценивать свои силы.
  • Вы внимательны к деталям: в поведении людей и в обстановке.
  • Вы не боитесь неожиданных ситуаций и можете реагировать спокойно.
  • Вы готовы погрузиться в работу и постоянно развиваться в выбранном направлении.
  • Вы умеете контролировать себя и свои эмоции.
  • Вы обладаете высоким эмоциональным интеллектом и эмпатией.
  • Вы понимаете все риски своей профессии

Какое образование нужно для работы воспитателем

Учиться на воспитателя можно в специальном колледже, вузе или в центрах дополнительного профессионального образования.

В колледж берут после девятого и одиннадцатого класса школы. Студенты колледжа много времени уделяют практическим навыкам дошкольного работника. Проходят стажировки в детских садах и могут получить полезный опыт уже к 18-20 годам.

В университете студент может пойти на педагогический факультет и получить специальность “воспитатель”. Большинство дипломов с пометкой “дошкольное образование” хорошо приниматся у будущих работодателей. За 4-5 лет студенты глубоко изучают основы педагогики, психологии и здоровья, а также знакомятся с новыми тенденциями в воспитании.

Без педагогического образования

Если первое высшее образование не касается педагогики, можно стать воспитателем, пройдя программу профессиональной переподготовки в учреждениях ДПО и получить диплом установленного государством образца. Для работы младшим воспитателем или помощником достаточно соответсвующих программ профессионального обучения с получением свидетельства. Все эти программы доступны в АБиУС.

Когда получено профильное образование, можно углублять свои знания через программы повышения квалификации.

Где получить образование воспитателя дистанционно и диплом

Дистанционный формат делает обучение более удобным и доступным. Можно пройти обучение по программе от разработчиков экспертов в любое удобное время, находясь в любом городе, используя компьютер, планшет или смартфон.

Множество центров профессиональной переподготовки и повышения квалификации предлагают свои специализированные программы. Однако не все программы соответствуют государственным профстандартам педагога ДОО (ДОУ).

Как можно обучиться в Академии

В Академии представлены программы по направлению “Дошкольное образование”, которые соответствуют профессиональным стандартам. Они разделены на три основных раздела - программы профессиональной переподготовки, программы повышения квалификации и программы профессионального обучения. В зависимости от цели обучения можно выбрать подходящую программу с требуемым количеством учебных часов.

Например, программы по переподготовке рассчитаны на 260-510 часов и занимают от двух до четырех месяцев. Слушатель изучает правовые аспекты будущей профессии, психологию, дидактику, основы гигиены и физиологии дошкольников и другие педагогические дисциплины. Он может самостоятельно регулировать скорость прохождения программы в пределах времени освоения курса. На всех этапах ему помогает личный куратор.

Слушатель осваивает необходимые знания и навыки, проходит промежуточную и итоговую проверку в виде тестов. После успешной сдачи экзамена будущему воспитателю присваивается квалификация и по почте высылается документ об образовании, установленного государством образца. Дипломы и свидетельства, выдаваемые Академией, регистрируются в специальной государственной системе ФИС ФРДО, поэтому подлинность документов всегда можно проверить.

После такого профессионального обучения специалист может подавать резюме и претендовать на работу в частном или государственном дошкольном образовательном учреждении.

Читайте также: