Что такое профессиональная деформация личности участкового уполномоченного полиции

Опубликовано: 17.09.2024

The article deals with the problem of prevention of professional deformation of the personality of employees of internal affairs bodies. The results of the study are described. Experimental data obtained in the course of the study indicate that with an increase in the seniority of employees, the likelihood of the formation of a syndrome of professional deformation increases. In this connection, the authors proposed a program of work with employees of the Ministry of Internal Affairs, helping to prevent the formation of this syndrome.

Ключевые слова: сотрудники, профессиональное выгорание, деформации, синдром эмоционального выгорания.

Employees, professional burnout, strain, burnout syndrome.

Проблема профилактики профессиональной деформации личности сотрудников органов внутренних дел в настоящее время является весьма актуальной для современного научного знания. Специфика решения профессиональных задач нередко сопряжена с ситуациями экстремальности и условиями непредсказуемости. Профессиональная деятельность служащих вязана с высокой степенью ответственности за принятые решения, необходимостью взаимодействовать и сотрудничать с разными категориями населения, в условиях разнообразных физических и психических перегрузок, действиями, нетерпящими промедления, в ситуации неопределенности и риска.

Ежедневные контакты с асоциальным контингентом, девиантными и делинквентными поступками и преступными действиями, общей атмосферой профессиональной деятельности, зачастую связанной с разрешением противоправной, или преступной деятельности накладывают глубокий отпечаток на восприятие окружающих людей и окружающего мира, трансформируя и искажая его [2, с.195].

В числе ученых, в той или иной степени рассматривающих проблему профессиональной деформации личности, можно назвать В.В. Бойко, Р.М. Грановскую, А.А. Крылова, Е.С. Кузьмина, В.Е. Орла, Е.И. Рогова, Д.Г. Трунова и других.

Проблема профессиональной деформации в условиях правоохранительной деятельности разрабатывалась С.П. Безносовым, С.Е. Борисовой, А.В. Будановым, К.Р. Такасаевой, В.С. Медведевым, Б.Д. Новиковым, А.Р. Ратиновым и др.

Несмотря на то, что изучению данной проблемы посвящен ряд научных исследований, методическое обеспечение профилактической работы, реализуемой в органах внутренних дел, требует новых современных подходов и совершенствования.

Предупреждение профессиональной деформации должно опираться на широкий спектр не только внешних превентивных мер, направленных на недопущение, минимизацию, устранение профессиональной деформации сотрудников, но и включать в себя собственные усилия самих сотрудников.

Анализ превентивных мер в условиях УВД показал, что в первую группу профилактических мероприятий включена организационно-управленческая и воспитательная (педагогическая) работа в органах внутренних дел, возлагаемая на кадровую службу, обеспечивающаяся опытными сотрудниками, выступающими в качестве наставников и руководителями различных служб и подразделений.

Профилактика профессиональной деформации сотрудников осуществляется практическими психологами ОВД и включает в себя проведение: лекций и бесед, носящих просветительно-разъяснительный характер о сущности феномена, путях ее преодоления; индивидуальное консультирование по запросу, как руководителей подразделений и служб, так и самих сотрудников; оказание психологической помощи и поддержки служащих; освоение методов саморегуляции; стимуляцию личностного и профессионального развития сотрудников, разработку и построение их траектории личностного и профессионального развития с определением близкой и отдаленной перспектив.

Однако, специфические условия службы и сложные социально-экономические условия жизни не могут не влиять на формирование эмоциональных и профессиональных деформаций служащих системы МВД.

Следует отметить роль социального окружения в формировании профессиональной деформации сотрудника, а именно: служебного коллектива, семьи, родных, близких, друзей. Близкое социальное окружение играет роль общего психологического фона и способствует недопущению или обострению и углублению процессов формирующих профессиональную деформацию личности.

Служебный коллектив выступает как один из основных активных субъектов профилактики профессиональной деформации и одновременно с этим может служить важнейшим фактором эмоциональных и личностных дисгармоний сотрудника. Отношения внутри служебного коллектива складываются исходя из ответственности за дело сотрудника и его уважения к коллегам по работе.

Исходя их чего, работа с трудовым коллективом должна быть направлена на: обеспечение благоприятного социально-психологического климата; справедливого и требовательного отношения к каждому члену трудового коллектива, критического обобщения индивидуального опыта; наличия традиций; выработку компетентного, эффективного стиля руководства; систематического контроля за состоянием дел, соблюдение служебной дисциплины.

Особую роль в профилактике профессиональной деформации служащих ОВД выполняет профессиональный психологический и кадровый отбор сотрудников при приеме на службу. Эффективные мероприятия по психологическому изучению личности претендентов на службу в рядах МВД, а также в ходе карьерного роста, при перемещении на различные должности позволяют прогнозировать вероятность возникновения профессиональной деформации у сотрудников в конкретных условиях служебной деятельности и могут быть использованы при принятии кадровых решений [1].

Решение проблемы профилактики формирования профессиональной деформации сотрудников ОВД носит комплексный характер, требует постоянного и пристального внимания со стороны руководства.

На основании анализа результатов теоретического исследования проблемы, нами принято решение о необходимости изучения профессиональной деформации сотрудников ОВД. Опытно-экспериментальной базой исследования выступил отдел МВД России по г. Арзамасу, Нижегородской области. В исследовании приняли участие сотрудники ОВД по г. Арзамасу, Нижегородской области, в состав испытуемых вошли 15 человек, из них 7 женщин и 8 мужчин.

Возрастной состав испытуемых был следующим: 40% сотрудников ОВД в возрасте 25-30 лет (стаж работы в ОВД от 1 года до 6 лет), 33% сотрудников ОВД в возрасте 31-40 лет (стаж работы в ОВД от 7 до 17 лет), 27% сотрудников ОВД в возрасте 41-45 лет (стаж работы в ОВД от 18 лет до 21 года).

У 87 % выборки испытуемых (13 человек) высшее образование, среднее специальное образование имеют 13 % (2 человека). Практически все сотрудники неоднократно проходили курсы повышения квалификации в Нижегородской академии МВД.

Для изучения психологический особенностей профессиональной деформации у сотрудников ОВД нами были использованы следующие психодиагностические методики: методика «Эмоциональное выгорание» В.В. Бойко, опросник «Уровень субъективного контроля» (УСК) Дж.Роттера, тест «Стратегия поведения в конфликтной ситуации» К. Томаса.

Исследование на выявление стратегий поведения сотрудников ОВД в конфликтной ситуации показало, что:

55 сотрудников ОВД (33%), в возрасте от 31 до 40 лет; 4 участника эксперимента (27%, сотрудники от 25 до 30 лет; 2 сотрудника (13% испытуемых, в возрасте от 41 до 45 лет), предпочитают использовать стиль противоборство. Они активны, стремятся к разрешению конфликта собственным путём, не заинтересованы в сотрудничестве с другими и достигают цели, опираясь на собственные волевые качества. Считают личные интересы приоритетными, действуют без учета интересов других, принуждая партнера по взаимодействию к принятию решения, выгодного для себя. Данной категории сотрудников присуще считать, что победитель в конфликте может быть только один и эта победа должна принадлежать только ему, тем самым второй участник конфликта должен потерпеть поражение. В ходе принятия решения, он стремится настоять на своем, а позиция другого участника взаимодействия не будет принята им даже во внимание. Подобная стратегия поведения в конфликте способствует временному удержанию победы в конфликтной ситуации, но не в длительных отношениях (в дружбе, в семье, на работе и т.д.). Их характеризует: доминантность, нетерпимость к иному мнению, авторитарность. Такая личность ориентирована на сохранении собственной непоколебимости. Такие сотрудники боятся изменений, новаций, обсуждения или критики поведения, они активно используют собственное положение для достижения власти и могущества, игнорируя мнение других, в том числе и коллектива.

Стиль компромисса, используют 2 человека (13% опрошенных сотрудников ОВД в возрасте от 25 до 30 лет); 1 человек (7% респондентов, в возрасте от 41 до 45 лет). Для них характерно то, что в ходе конфликтной ситуации они предпочитают уступить оппоненту конфликта, в ущерб собственным интересам, что позволяет им выиграть в главном, в достижении поставленной цели, путём уступок, или обмена, что позволяет прийти участникам конфликта к общему решению. При компромиссе причины конфликта не учитываются и не анализируются, основной упор делается на поиске решения, удовлетворяющего интересы обеих сторон. В данном подходе нет проигравших, обе конфликтующие стороны получают частичный выигрыш.

Тактика сотрудничество – поиск альтернативных путей решения проблемы, которые могли бы полностью удовлетворить интерес конфликтующих, характерна для 1 сотрудника (7%, служащих, в возрасте от 41 до 45 лет). Данный тип взаимодействия считается одним из самых эффективных и сложных стилей поведения в ситуации конфликта. Участники конфликта совместно активно ищут решения, которые могли бы удовлетворить интересы обеих сторон. Подобный стиль поведения участников конфликта позволяет строить взаимодействие не только на основе учета интересов субъектов конфликта, но признает ценность межличностных отношений.

Таким образом, на основе результатов теста К. Томаса мы можем сделать вывод о том, что в работе, сотрудники ОВД предпочитают использовать напористость (противоборство) в ходе взаимодействия в конфликтной ситуации.

При проведении методики УСК Дж. Роттера, использованной нами для изучения уровня субъективного контроля над разнообразными жизненными ситуациями, нами получены следующие результаты:

у 4 респондентов (27%) определен интернальный тип уровня субъективного контроля в соответствующих ситуациях, что проявляется в том, что человек считает, что все, что с ним происходит в жизни зависит от него самого, от его уровня профессионализма, сил, воли, целеустремленности, возможности выбора верных средств достижения целей.

у 6 сотрудников ОВД (40%) выявлен экстернальный тип уровня субъективного контроля, что проявляется, в том, что служащий данной категории считает, что успех проблемы зависит, прежде всего, от внешних обстоятельств, действий окружающих его людей (начальства), удачи, фортуны, или невезения и т. д.

Результаты опроса сотрудников ОВД по методике изучения эмоционального выгорания (В.В. Бойко) показали, что существует ряд симптомов, характерных для каждой отдельной фазы синдрома эмоционального выгорания:

У сотрудников, со стажем службы свыше 22 лет: для фазы напряжения характерен симптом «загнанность в клетку», который проявляется в возникновении чувства безысходности, состояния интеллектуально-эмоционального тупика, которые остро переживаются, в особых негативных психотравмирующих обстоятельствах, которые устранить в данный момент невозможно;

Так к 1 группе было отнесено 6 человек, это сотрудники со стажем от 1 до 8 лет, у которых наблюдается отсутствие синдрома эмоционального выгорания.

Ко 2 группе сотрудников, были отнесены служащие со стажем от 9 до 18 лет, все они находятся в фазе напряжения, для которой характерен симптом «переживание психотравмирующих обстоятельств», который выражается в усилении осознания психотравмирующих факторов собственной профессиональной деятельности.

При сопоставлении социально-демографических характеристик (возраст, стаж работы) в разных стадиях «выгорания», нами были выявлены следующие закономерности:

Таким образом, было выявлено, что у лиц, с трудовым стажем более 22 лет, чаще проявляются симптомы эмоционального выгорания.

В группе сотрудников, проработавших в системе МВД от 9 до 18 лет, эти симптомы проявляются несколько меньше.

Меньше всего симптомы эмоционального выгорания были определены у лиц, имеющих стаж службы до 8 лет.

Таким образом, по итогам проведенного исследования, мы пришли к выводу о том, что эмоциональное выгорание в фазе формирования присуще в большей степени сотрудникам с трудовым стажем от 9 до 18 лет, сформированный синдром эмоционального выгорания присущ сотрудникам с трудовым стажем свыше 18 лет, а его отсутствие было выявлено у служащих, имеющих трудовой стаж от 1 года до 8 лет.

Полученные нами данные, в ходе экспериментального исследования могут свидетельствовать о том, что с увеличением трудового стажа, возрастает вероятность формирования синдрома профессиональной деформации сотрудников ОВД, вызванных однообразием работы в напряженном ритме, в условиях экстремальности, непредсказуемости и неопределенности, как последствие физической и душевной усталости, эмоциональной перегрузки, при необходимости взаимодействия со сложным и разнообразным контингентом населения.

На основании результатов первичной диагностики нами было принято решение о необходимости разработки и внедрения в работу с коллективом программы психологической профилактики профессионального выгорания сотрудников ОВД МВД.

Цель программы: профилактика профессиональных деформаций сотрудников ОВД.

  • формирование знаний о сущности и последствиях профессиональной деформации;
  • формирование здорового жизненного стиля, высокофункциональных стратегий поведения;
  • осознание личностных ресурсов, препятствующих возникновению профессиональной деформации;
  • сплочение коллектива, освоение навыков эффективного взаимодействия;
  • повышение степени удовлетворенности профессиональной деятельности.

Мы предполагаем, что внедрение программы профилактики профессиональных деформаций сотрудников ОВД позволит нам снять эмоциональное напряжение сотрудников, повысить психолого-педагогическую информированность о вреде и последствиях профессиональной деформации, будет способствовать эффективности взаимодействия не только внутри трудового коллектива, но и в работе с населением и послужит эффективным превентивным средством профессионального выгорания сотрудников ОВД.

Библиографическая ссылка на статью:
Камнева Е.В. Копинг-поведение и профессиональное выгорание сотрудников органов внутренних дел // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/08/70631 (дата обращения: 21.05.2021).

Российские средства массовой информации в последнее время представляют все новые и новые сюжеты о бесчинствах сотрудников правоохранительных органов. Анализ данных программ показывает, что им присущ репортерский, комментаторский характер, внимание зрителя акцентируется на конкретных происшествиях с участием сотрудников полиции и преступлениях, ими совершаемых. В результате этого в сознании россиян формируется негативный образ сотрудника органов внутренних дел, который, как правило, ассоциируется с коррупцией, злоупотреблениями служебным положением и агрессией, вызывающей неприязненное отношение к полиции у населения.

Однако, следует отметить, что указанное выше поведение сотрудников, не соответствующее их назначению борьбы с преступностью и охраны граждан от преступных проявлений, достаточно часто связано с эмоциональной насыщенностью их профессиональной деятельностью, для которой характерны повышенная ответственность, напряженность, высокие психологические и физические перегрузки, экстремальные условия службы, что способствует формированию повышенной раздражительности, перевозбуждению, тревожности, нервным срывам и даже проявлениям жестокости, которые, как показывает анализ публикаций, свойственны и полиции других государств. Поэтому проблема совладания со стрессом в эпоху возрастающих информационных нагрузок и стрессовых ситуаций актуальна не только для сотрудников органов внутренних дел России.

Ответной реакцией на длительные профессиональные стрессы становится «психическое» (профессиональное) выгорание, представляющее состояние физического, эмоционального и умственного истощения [1]. Формирующийся на фоне постоянного стресса и приводящий к истощению эмоциональных и личностных ресурсов синдром «выгорания», по существу, представляет собой дистресс или третью стадию стресса — стадию истощения.

К основным (личностным, ролевым и организационным) факторам, вызывающим выгорание, относят специфику профессиональной деятельности и особенности свойств личности специалистов [2]. Среди личностных факторов выгорания, оказывающих большее влияние на формирование профессионального выгорания по сравнению с ролевыми и организационными [3], можно выделить предрасположенность к стресс-реакциям, локус субъективной ответственности личности, характерные для индивида стратегии совладания со стрессом (coping) [4].

В связи с неоднозначностью интерпретации рассматриваемого феномена существуют различные типологии копинг-стратегий [7].

Целью нашего исследования стало выявление уровня профессионального выгорания и копинг-стратегий сотрудников органов внутренних дел.

В исследовании применялись методики: опросник «Профессиональное выгорание» и «Опросник SACS».

Эмпирическое исследование уровня выраженности «профессионального выгорания» у 500 сотрудников органов внутренних дел, проведенное нами, показало, что выгорание присутствует у всех испытуемых, только в разной степени выраженности. Развитию феномена психического выгорания способствуют содержание профессиональной деятельности и общения; условия исполнения профессиональных обязанностей; частный конфликтный характер взаимодействий работника с гражданами и т. п.

Деперсонализации, сказывающейся в деформации отношений с другими людьми, подвержены 32 % сотрудников. Склонность более молодых по возрасту сотрудников ОВД (27 % от числа сотрудников ОВД, стаж службы которых составляет не более 3-х лет) к выгоранию можно объяснить эмоциональным потрясением, которое возникает при встрече с реальностью профессиональной деятельности, зачастую несоответствующей их ожиданиям. Причиной выгорания также становится отсутствие (недостаточность) признания и положительной оценки со стороны руководства, коллег, общества, особенно при вкладывании в работу значительных личностных ресурсов. Следует отметить чувствительность старшего возраста (56 % респондентов, стаж профессиональной деятельности которых составляет более 10 лет) к данному синдрому. Таким образом, почти для трети сотрудников, принявших участие в исследовании, характерны негативизм, циничность установок и чувств по отношению к контингенту, с которым приходится иметь дело профессионалу в сфере профессиональной деятельности.

Сотрудники органов внутренних дел, принявшие участие в исследовании, наиболее подвержены третьей составляющей профессионального выгорания – редукции личностных достижений (56 % респондентов). Они имеют либо тенденцию негативно себя оценивать, свои профессиональные достижения и успехи, негативно относиться к служебным достоинствам и возможностям, либо склонны к преуменьшению собственного достоинства, ограничению своих возможностей, обязанностей по отношению к другим. На фоне постоянного стресса, в обстановке, требующей быстрых и эффективных действий, в условиях жесткой регламентации времени работы, особенно при нереальных сроках ее выполнения, что нередко в таких ситуациях приводит к ощущению своей некомпетентности (особенно у молодых сотрудников), симптомы выгорания проявляются уже в течение первого года службы. Со стажем работы происходит увеличение числа сотрудников органов внутренних дел, подверженных редукции профессиональных достижений. У респондентов с увеличением срока службы появляются чувства собственной некомпетентности, недостаточного профессионального мастерства, неуверенности в положительных результатах профессиональной деятельности. Это сотрудники органов внутренних дел, переживающие постоянный внутриличностный конфликт.

Результаты проведенного исследования показывают, что высокую степень выраженности среди сотрудников ОВД (40 % опрошенных) имеет пассивная стратегия избегания, то есть уход от разрешения проблем: фантазирование, еда, алкоголь, курение, наркотики или лекарства. Это наиболее характерно для начинающих службу (57 % респондентов). С увеличением стажа службы число сотрудников, прибегающих к данной стратегии, уменьшается. Сотрудники ОВД с небольшим стажем службы часто проявляют социальную несмелость, и в тоже время достаточно ведут себя в проблемных ситуациях асоциально (33 %) и даже агрессивно (29 %) по отношению к окружению, причем с увеличением стажа службы число сотрудников, прибегающих к данным стратегиям, увеличивается. Полученные данные свидетельствуют об уменьшении со стажем службы конструктивности совладающего поведения. Возможно, в этом проявляется компенсаторный механизм преодоления внутреннего дискомфорта или психологических комплексов неуверенности в себе.

При проведении корреляционного линейного анализа выявлены взаимосвязи эмоционального истощения и агрессивных действий (r=0,298313 при p≤0,01); деперсонализации и агрессивных действий (r=0,30865 при p≤0,01). Следовательно, безразличие, повышенная раздражительность в ответ на незначительные события, частые вспышки немотивированного гнева или отказ от общения, «уход в себя», постоянное переживание негативных эмоций (вины, обиды, подозрительности, стыда, скованности), которые внешне ничем не обусловлены, неосознанное беспокойство и повышенная тревожность, негативное, бездушное, циничное отношение к реципиентам имеет связь с такими действиями как принуждение, угрозы, отказ от поиска альтернативных решений, конфронтация, соперничество и тому подобное имеют связь с более частым применением неконструктивных моделей копинга.

Предпочтение неконструктивных стратегий поведения выступает в качестве риска развития синдрома выгорания. Выгорание меньше затрагивает людей с опытом успешного преодоления профессионального стресса и навыков конструктивного изменения поведения в напряженных условиях. Преодолевающее поведение должно быть направлено на то, чтобы найти социально приемлемый способ проявления отрицательных чувств и эмоций, связанных с конфликтом или кризисом.

Следовательно, профессиональная деятельность сотрудников органов внутренних дел должна быть периодом, в котором необходимо формирование соответствующего профессии копинг-поведения, позволяющего всегда адекватно реагировать на стрессовое раздражение. В процессе профессиональной подготовки необходимо, на наш взгляд, формирование у будущих сотрудников правоохранительных органов системы представлений об основных психологических механизмах и закономерностях совладания со стрессом, а также приобретение практических навыков конструктивного совладания со стрессом; формирование профессионально-психологической устойчивости и мобилизации внутренних ресурсов личности в целях эффективного управления своим поведением в напряженных ситуациях будущей профессиональной деятельности.

В ходе анализа научных данных о возникновении профессиональной деформации в среде сотрудников органов внутренних дел была отмечена качественная неоднородность деформации.

В результате проведенных исследований А.И. Ушатиков разработал психологические критерии оценки степени профессиональной деформации:

1. Позитивная или негативная модальность профессиональной деформации.

2. Степень глубины и ширины психологических поражений личности.

3. Меры устойчивости психологических поражений личности.

4. Скорость наступления профессиональной деформации.

5. Отдельные изменения в сознании сотрудника, которые подвергаются изменениям (механизмы перцепции, памяти, внимания, мышления, ценностные ориентации, свойства и типы характера).

6. Степень выраженности профессиональной деформации.

Знание этих критериев необходимо для того, чтобы понять глубину изменений в личности сотрудника органов внутренних дел под воздействием профессионального стресса [13].

Наиболее полная классификация возможных деформаций личности была предложена А.В.Будановым. Им были сформулированы виды профессиональной деформации, среди которых выделяются следующие:

4. Депривационные [4].

Должностные виды профессиональной деформации, в основном, связаны с властными полномочиями, которые используют сотрудники в отношении объектов их воздействия. Они проявляются в: властолюбии; амбициозности; угодничестве; отсутствии зрелых служебно-деловых и нравственных взаимоотношений между сотрудниками; проявлении самодурства; чинопочитании; властности, упоении властью; чувстве вседозволенности; нетерпимости к критическим замечаниям, мнению других; ориентации на руководящее мнение; неограниченности своих властных возможностей и полномочий; отсутствии умения видеть, признавать, а тем более исправлять свои ошибки, поступаться амбициями и самолюбием; стремлении к подавлению достоинства, чести, самолюбия и воли других людей [1].

Собственно-профессиональные виды деформации обусловлены теми контактами, которые происходят у сотрудников с криминогенной средой и вытекают из специфики их профессиональной деятельности. Эти виды деформации проявляются в:

· использовании в речи, с другими людьми, нецензурной лексики;

· использовании в общении жаргона и бранных слов-кличек;

· скрытом или открытом пренебрежительном, уничижительном и враждебном отношении к сослуживцам и другим людям;

· проявлении грубости, моральном и физическом унижении достоинства человека, утрате способности чувствовать человеческое горе, беду, переживания, нравственно-психологические раны [8].

Адаптационные виды профессиональной деформации проявляются в пассивной форме приспособления личности к реальным условиям социальной среды и которые не преследуют намерений изменить самого себя, окружающих людей и сложившуюся ситуацию в положительном направлении. Не принимая внутренне те ценности и нормы, которые доминируют в коллективе, личность, чтобы не оказаться за пределами данного коллектива, внешне приспосабливается к ним, что способствует развитию деформации. При этом адаптационные виды профессиональной деформации способствуют привыканию сотрудника к тем социально-психологическим отношениям, которые сложились в коллективе в процессе работы сотрудника длительное время на одном и том же месте [3].

Депривационные виды профессиональной деформации обусловлены теми проблемами которые возникают на пути удовлетворения потребностей различного содержания и уровня. Потребности, которые не удалось удовлетворить, замещаются другими, более доступными для удовлетворения. Так например, на место духовных потребностей и ценностей, приходят потребности: в алкоголе, в деньгах, в самоактуализации, в подкреплении властных полномочий, в неадекватном самоутверждении и многие другие [10].

Исходя от вида активности личности (личностной, социальной или адаптивной) выделяется пассивный или активный характер деформации, например, когда личность осознано принимает «правила игры» коллектива сотрудников, который имеет нездоровый нравственно-психологический климат.

Также необходимо учитывать глубину и широту деформации в волевой, интеллектуальной, эмоциональной и нравственной личностных сферах сотрудника. В реальности, все виды профессиональной деформации проявляются в совокупности. Любому сотруднику в какой-то степени присущи все виды деформации, которые проявляются в комплексе.

Профессиональная деформация у сотрудников органов внутренних дел, по мнению А.В. Буданова, проявляется в формах:

· стереотипности действий в различных ситуациях;

· изменения круга общения;

· ухудшения отношений с родными и близкими;

· склонности к агрессивным действиям;

· решения различных проблемных ситуаций при помощи словесных воздействий на граждан;

· изменения привычек на негативные;

· изменения манеры служебного общения (использование выражений и слов ненормативной лексики, жаргона, речевых штампов, появление властно-командного тона);

· профессионального огрубления личности (злоупотребление служебным положением; постоянный интерес к делам службы при нахождении в отпуске, в выходные дни; пребывание на службе сверх нормативного времени, под любым предлогом);

· измененного самомнения (завышенное самомнение; чрезмерно болезненная реакция на критику в свой адрес; снисходительность профессиональной оценки сослуживцев; чрезмерно завышенная профессиональная самооценка; вера в свою непогрешимость).

Крайними формами профессиональной деформации сотрудников органов внутренних дел А.В. Буданов считает: совершение аморальных поступков; личностную профессиональную деградацию; нарушение законности и правопорядка [2].

Другую классификацию профессиональной деформации сотрудников органов внутренних дел предложил В.С. Медведев, который свел ее к пяти группам:

1. Изменения в «Я» образе.

2. Профессиональное личностное «огрубление».

3. Произвольно субъективная интерпретация нормативно-правовой регламентации и нравственного поведения (понимаю, как считаю нужным, как хочу, а не как требуют правовые нормы).

4. Предвзятое отношение к объекту служебной деятельности.

5. Перенос способов и методов служебной деятельности, отдельных профессиональных приемов и методов во внеслужебные связи [9].

Показательны некоторые результаты проведенного исследования, среди практических сотрудников органов внутренних дел, М.П. Мелентьевым и В.С. Медведевым. В исследовании, направленном на выявление отношения практиков к уголовному наказанию, применялись следующие методы: опрос, выборочное выполнение стандартизованных заданий, беседа, интервью. Итоги проведенного исследования показали, что 85% обследованных (при условии гарантии полной анонимности) указали на наличие нарушений законности и несоблюдении прав по отношению к объектам деятельности. Одна треть практиков убеждена в необходимости ограничения правового положения осужденных, упрощения практики применения мер взыскания. Абсолютное большинство такой позиции придерживались представители оперативной службы. Это дает основание утверждать, что здесь имеет место устойчивая тенденция. У части сотрудников выявлен целый ряд специфических изменений, например, утрата энтузиазма, возникновение или заострение таких черт, как жестокость, мстительность, догматизм, самоуверенность, подозрительность, цинизм.

Анализ литературных источников отечественных исследователей позволяет выявить факторы «риска», которые способствуют развитию «выгорания» или профессиональной деформации личности. Ряд авторов, в частности Т.В. Форманюк, выделяют три группы переменных, влияющих на синдром «выгорания» в деятельности типа «человек-человек»: личностные факторы; статусно-ролевые факторы и корпоративные (профессионально-организационные) факторы [6].

Личностные факторы риска «выгорания» включают:

· низкую или чрезмерно высокую эмпатию (способность сочувствовать другим людям, постигать их эмоциональные состояния);

· предрасположенность к интроверсии (заниженная адаптированность и социальная активность, социальная нерешительность, ориентировка на свой внутренний мир и др.)

· низкий уровень самооценки и самоуважения, авторитарность и жесткость в отношении других людей;

· особенности темперамента, проявляющиеся в скорости, силе и уравновешенности эмоциональных реакций [7].

Рядом проведенных исследований выявлено, что «трудоголики» больше подвержены риску «выгорания», то есть те, кто работает ответственно, с самоотдачей, установкой на карьеру, кто в полной мере увлечен работой.

К статусно-ролевым факторам риска «выгорания» относятся:

· низкий социальный статус;

· неудовлетворенность личностным и профессиональным ростом;

· неприятие значимой (референтной) группой;

· ролевые поведенческие стереотипы;

· негативные гендерные установки, ограничивающие свободу и права личности [11].

Профессионально-организационные факторы риска «выгорания» включают переменные, ведущие к высоким показателям организационного стресса. Наблюдения, проведенные А.В.Будановым за сотрудниками разных отделов и служб органов внутренних дел, позволило выделить следующие факторы провоцирующие появление профессиональной деформации у сотрудников:

1. Обусловленные спецификой деятельности сотрудников органов внутренних дел:

· психические и психологические перегрузки (нарушение режима труда и отдыха, повышенные психо- эмоциональные перегрузки, нарушение режима активности в рабочее время, плохо продуманный график дежурств);

· недостаточное моральное и материальное стимулирование результатов деятельности сотрудника;

· властные полномочия, которыми наделен сотрудник;

· повышенная экстремальность деятельности сотрудника (дефицит положительных эмоциональных впечатлений; постоянное ожидание опасности и риска для жизни; чрезмерная эмоциональная насыщенность служебной деятельности);

· рост количества правонарушений среди граждан имеющих различные психические отклонения, наркотическую и алкогольную зависимость;

· высокая личная ответственность сотрудника в процессе выполнения обязанностей по службе;

· повседневное общение сотрудника с объектами своей профессиональной деятельности (лицами имеющими в своем багаже криминальное прошлое и которые способствуют негативному изменению структуры личности сотрудника);

· низкий уровень развития интеллекта объекта профессиональной деятельности сотрудника (как правило начальное или неполное среднее образование).

2. Обусловленные особенностями личности сотрудников органов внутренних дел:

· отсутствие установки на повышение уровня своего кругозора и развития;

· отсутствие уверенности в себе;

· недостаточная личная профессиональная подготовленность;

· низкий уровень самокритичности и самоконтроля;

· завышенность личных ожиданий от службы (отсутствие перспектив служебного роста);

· недостаточное развитие воли;

· ограниченность жизненного опыта (молодые люди не служившие в армии);

· разочарованность избранной профессией;

· конформность в отношениях (стремление к подражанию авторитетному сотруднику, вплоть до мелочей) [4].

3. Обусловленные той социально-психологической обстановкой, в которой находится сотрудник органов внутренних дел:

· глубокие и сложные конфликты с сослуживцами и в семье;

· стиль руководства применяемый к коллективу не соответствует его структуре и особенностям;

· низкая социальная оценка сослуживцев, способствующая появлению чувства неполноценности и бессилия.

4. Обусловленные окружающей средой в которой находится сотрудник органов внутренних дел:

· высокая степень закрытости;

· тесный контакт с лицами имеющими криминальное прошлое;

· хроническая стрессогенность профессиональной деятельности сотрудника;

· высокий уровень эмоциональной окраски общения сотрудника.

Такие условия работы могут привести к появлению стойкой эмоциональной напряженности, стрессовым расстройствам, что в конечном итоге ведет к профессиональной деформации сотрудника органов внутренних дел [12]

Таким образом, проанализировав факторы, которые способствуют возникновению профессиональной деформации, можно выделить условия, при которых механизм возникновения профессиональной деформации запускается чаше всего. Такие ситуации следующие:

· когда принимаемые на службу лица не соответствуют требованиям, предъявляемым к сотруднику органов внутренних дел;

· у поступающих на службу в органы внутренних дел отсутствует стойкая мотивация к данному виду деятельности, либо данная мотивация достаточно снижена;

· когда происходит постоянное копирование действий опытных, старших сотрудников;

· в случае выраженного некритического восприятия собственного поведения;

· когда искажены представления о стиле и методах работы;

· когда у принимаемых на службу сотрудников в органы внутренних дел, отмечается низкий интеллектуальный уровень, что приводит к трудностям в принятии ими решений, к неумению ориентироваться в сложных служебных ситуациях и т.д.

Список литературы

1. Александров Ю.Б. Профессиональная деформация, проявляющаяся у сотрудников ОВД и пути ее преодоления. М.: Наука, 1991. - 178 с.

2. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. СПб.: Речь, 2004. - 272 с.

3. Борисова С.Е. Профессиональная деформация личности сотрудника милиции и ее профилактика. Орел: Проно-центр, 2005. - С. 24-36.

4. Буданов А.В. Работа с сотрудниками ОВД по профилактике профессиональной деформации. М.:Домодедово, 1992. - 271 с.

5. Буданов А.В. практическая психология в воспитательной работе с осужденными. М.: Домодедово, 2006. - 176 с.

6. Водопьянова Н.Е. Синдром «психического выгорания»в коммуникативных профессиях / Психология здоровья / Под. ред. Г.С. Никифорова. СПб.: СПбГУ, 2000. - С. 443-462.

7. Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания: Диагностика и профилактика. СПб.: Речь, 2005. - 312 с.

8. Леви М.В., Мягких Н.И., Касперович Ю.Г., Бродченко О.И. Организация психологической реабилитации сотрудников органов внутренних дел. М.: ГУК МВД России, 2002. - 272 с.

9. Медведев В.С. Проблемы профессиональной деформации сотрудников органов внутренних дел. К.: КИВС, 1997. - 158 с.

10. Папкин А.И. Личная безопасность сотрудников органов внутренних дел. М.: Академия МВД России, 1996. - 243 с.

11. Профилактика профессиональной деформации личности сотрудника органов внутренних дел: метод. пособие / Марьин М.И., Буданов А.В., Борисова С.Е. и др. М.: ЦОКР МВД России, 2006. - 176 с.

12. Сухов А.Н., Поздняков В.М.Психология делового общения сотрудников с осужденными. Рязань: РИПЭ МВД РФ, 1993. - 147 с.

13. Ушатиков А.И., Казак Б.Б. Психология деятельности личности и коллектива сотрудников пенитенциарных учреждений: учебное пособие. Рязань: РИПЭ МВД РФ, 1999. - 198 с.

Любая профессия накладывает отпечаток на личность её обладателя. Служба в полиции связана с постоянным риском, контролем и повышенной ответственностью, что не проходит бесследно для психики представителей органов правопорядка. На основе исследования учёных из Северного (Арктического) федерального университета Яны Корнеевой и Натальи Симоновой IQ рассказывает о том, что такое профессиональная деформация, и как она проявляется в полицейской среде. Результаты исследования опубликованы в журнале НИУ ВШЭ «Организационная психология».

Что такое профессиональная деформация?

Это явление, которое присутствует в любых профессиональных кругах. Учёные утверждают, что при длительном нахождении внутри профессии избежать изменений в структуре личности практически невозможно. В русскоязычную литературу это понятие, как обозначение негативного влияния профессиональной деятельности на человека, ввёл в 1921 году социолог Питирим Сорокин.

Существуют разные научные подходы к определению и описанию явления профессиональной деформации. Но, как правило, оно ассоциируется с деструктивными последствиями — вплоть до «выгорания» работников.

Представители каких профессий чаще всего подвержены профессиональной деформации?

Чаще всего это люди, работающие в профессиях типа «человек-человек». Например, учителя, врачи, психологи и, конечно же, сотрудники правоохранительных органов.

Есть ли какие-либо классификации или типологии профессиональной деформации?

Да, конечно. Стоит отметить, что выделяют деформацию личности и деформацию деятельности. Согласно исследователям Эвальду Зееру и Эльвире Сыманюк, профессиональные деформации могут проявляться на следующих четырех уровнях:

  1. Общепрофессиональные деформации (типичные для профессии). Например, у работников правоохранительных органов развивается синдром «асоциальной перцепции», когда каждый человек воспринимается как потенциальный правонарушитель, а у руководителей — синдром «вседозволенности», выражающийся в нарушении профессиональных и этических норм, манипулировании подчинёнными, использовании должности в личных целях.
  2. Специальные профессиональные деформации (возникающие в процессе специализации по профессии). Например, у следователя — правовая подозрительность, у адвоката — профессиональная изворотливость, у прокурора — чрезмерная обвинительнось.
  3. Профессионально-типологические деформации. Они обусловлены наложением индивидуально-психологических особенностей личности — темперамента, способностей, характера — на психологическую структуру деятельности.
  4. Индивидуализированные деформации. В процессе многолетнего нахождения в профессии, психологического сращивания личности и профессиональных обязанностей, чрезмерно развиваются как отдельные профессионально важные качества, так и профессионально нежелательные, что приводит к возникновению «сверхкачеств» или акцентуаций. Например скрупулезность, гиперактивность, трудоголизм, сверхответственность.

Профессиональная деформация полицейских — особая тема для науки?

Да, это одна из тем, которая находится под пристальным вниманием учёных-психологов и социологов. Полицейская среда особая — в плане воздействия на психику и характер тех, кто в ней работает. При этом сотрудники правоохранительных органов наделены большой властью и ответственностью — часто за непосредственную безопасность жизни и человеческие судьбы. Поэтому особенно важно понимать, что происходит с личностью стражей порядка во время службы.

И что же происходит? Что говорят об этом исследования?

Например, может появляться излишняя подозрительность. Социолог Роберт Балч (Robert W. Balch) пишет о том, что хороший полицейский подозревает зло в любом месте. Другие характеристики, свойственные полицейским, согласно Балчу — цинизм, предубеждение, недоверие к необычному.

Есть, конечно, и положительные признаки, свойственные субкультуре полиции. Как отмечают Стив МакКартни (Steve McCartney) и Рик Пэрент (Rick Parent) — это товарищеский дух, сопереживание, командная работа, лояльность. Но вместе с ними и авторитаризм, высокий уровень консерватизма, узкий кругозор, предрассудки.

Также ученые отмечают, что полицейским свойственны такие характеристики личности, как эгоцентризм и отчуждённость. Исследование Джерома Сколника (Jerome H. Skolnick) показывает, что чувство власти отделяет полицейского и одновременно создаёт чувство изоляции. Формируется мышление «мы против них», подкрепляемое переживанием солидарности с коллегами-офицерами.

А национальная или страновая специфика профессиональной деформации полицейских существует?

Да, существуют исследования, где показано, что характеристики сотрудников полиции могут отличаться в зависимости от стран. Так в одной из работ сравнивали американскую и английскую полицию. Американские офицеры набрали высокие баллы по шкалам демонстративности и доминирования. А новобранцы из английской полиции отличались высоким уровнем агрессии.

Это правда, что полицейские могут перенимать черты тех, с кем работают — правонарушителей и преступников? Подтверждено ли это наукой?

Поведенческий трансфер — это один из самых распространённых видов профессиональной деформации. Он часто наблюдается среди полицейских. В данном случае себя оправдывает поговорка: «С кем поведёшься, от того и наберёшься». То есть полицейский начинает проявлять поведенческие признаки, характерные для правонарушителей, с которыми он работает — жаргонные слова, нецензурные выражения, агрессивность, уловки, манеры и даже внешний вид.

Какие виды профессиональной деформации присущи российским полицейским?

Исследователи Эвальд Зеер и Эльвира Сыманюк выделяют следующие виды профессиональной деформации, характерные для сотрудников российских правоохранительных органов:

Собственно-профессиональная деформация, обусловленная непосредственным влиянием криминогенной среды: нецензурные выражения, пренебрежительное, враждебное отношение к окружающим, моральное и физическое унижение человеческого достоинства, утрата чувствительности к человеческому горю.

Должностная деформация, обусловленная властными полномочиями: чувство неограниченности власти, стремление подавить волю, унизить достоинство другого человека, нетерпимость к мнению других и критике, чинопочитание, угодничество.

Депривационная деформация, выражается в замене неудовлетворённых потребностей другими, когда, например, место духовных ценностей занимают материальные (финансовые) или антисоциальные ценности.

Существуют ли данные о том, насколько высок уровень различных типов профессиональной деформации у полицейских в России?

Недавнее исследование учёных из Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова показало, что у большинства сотрудников ОВД выраженность различных типов профессиональной личностной деформации умеренная и находится в интервале от 25% до 75% максимально возможных значений при измерении с помощью психологических тестов. Относительно высоко у полицейских выражены сверхконтроль и консерватизм. Это, как отмечают исследователи, обусловлено спецификой служебной деятельности, при выполнении которой им необходимо сдерживать свои чувства и следовать инструкциям.

А как проводилось это исследование?

В нём приняли участие 70 сотрудников органов внутренних дел Архангельска, претендующих на включение в кадровый резерв. В своей работе авторы использовали классификацию из 7 видов профессиональной деформации, основанную на прошлых исследованиях. Кроме сверхконтроля и консерватизма измерялись также уровни авторитарности, профессиональной агрессии, поведенческого трансфера, безответственности и тревожности.

Итак, у консерватизма и сверхконтроля высокие значения, а наименьшие показатели по каким видам деформации?

Более низкие значения выявлены по шкалам тревожности и безответственности. Это, как предполагают авторы, связано с высоким уровнем индивидуальной ответственности за работу. И, вероятно, сотрудники ОВД умеют справляться с тревожностью (однако из работы не ясно какими средствами), поскольку её высокий уровень может приводить к резкому снижению эффективности деятельности и повлечь за собой дисциплинарные взыскания.

Есть ли связь между спецификой работы полицейского и особенностями профессиональной деформации?

Исследование учёных из Архангельска показало, что есть. У сотрудников ОВД, занимающихся расследованием и раскрытием преступлений (например, следователей), выше показатели по таким видам профессиональной деформации, как профессиональная агрессия и поведенческий трансфер по сравнению с полицейскими, занимающимися профилактической работой (участковые). Последние, как отмечают авторы, судя по полученным результатам, лучше умеют контролировать своё эмоциональное состояние, не поддаются на провокации и сами не провоцируют конфликтные ситуации.

Есть ли связь между профессиональной деформацией и эффективностью работы полицейского?

Да, результаты исследования подтвердили и это. Если полицейские чувствуют себя неуспешными в работе, то они имеют более высокие показатели профессиональной деформации по таким шкалам, как профессиональная агрессия, поведенческий трансфер, консерватизм, тревожность. Они менее удовлетворены своей рабочей деятельностью, чаще конфликтуют с гражданами и коллегами, на работу идут без желания, испытывают бессилие после неё.

В особой зоне риска, как отмечают учёные, находятся полицейские со сниженной эффективностью из отделов расследования и раскрытия преступлений. У них самая высокая выраженность профессиональной агрессии. «У сотрудников данной группы возможно снижена самокритичность и способность к конструктивному решению конфликтных ситуаций, а также может наблюдаться эмоциональная неустойчивость, отсутствует стремление учитывать интересы других, они склонны применять различные виды насилия», — отмечают авторы. В результате речь может идти о нарушении целостности самой личности и негативном влиянии на других людей.

В современной России, в условиях провозглашения курса на построение гражданского общества, сотруднику органов внутренних дел необходима не только высокая профессиональная подготовленность, но и устойчивые профессиональные морально-психологические качества, готовность противостоять влиянию факторов профессиональной деформации. Однако, проблема профессиональной деформации не может рассматриваться изолированно от более широкой проблемы - влияния деятельности на личность.

Профессиональная деформация личности сотрудника ОВД представляет собой изменение профессиональных возможностей и личности сотрудника в асоциальную сторону, возникающее в результате негативных особенностей содержания, организации и условий служебной деятельности.

Факторами риска профессиональной деформации могут быть:

  • неустойчивость индивидуально-психологических особенностей;
  • уровень адаптированности к профессиональной деятельности;
  • проявления психологических защит;
  • поведенческие отклонения;
  • нарушения самоконтроля и саморегуляции;
  • сужение когнитивной сферы;
  • особенности интеллектуальной сферы;
  • сниженная толерантность к эмоциональным нагрузкам;
  • выраженная эмоциональная напряженность;
  • несформированность морально-психологических образований в структуре личности;
  • несформированность отношений к соблюдению моральных норм.

Формы проявления профессиональной деформации

Особенности личности профессионально деформированного сотрудника проявляются по-разному и во многих сочетаниях, но в итоге их развитие приводит к профессиональной бесполезности данного сотрудника или (в худшем случае) к нарушению им закона или аморальным действиям.

Можно выделить следующие основные показатели профессиональной деформации:

1. Предвзятое отношение к объекту служебной деятельности – гражданину или группе граждан, которые выступают в различных официальных юридических ролях.

2. Произвольно-субъективная интерпретация нормопослушного поведения и нормативной регламентации служебной деятельности. Ее эмпирические проявления.

3. Перенос манеры служебного общения, отдельных профессиональных методов и приемов на внеслужебные сферы. Профессиональное огрубление личности.

Методологические проблемы влияния деятельности на личность, принципы единства сознания и деятельности рассмотрены в работах С. Л. Рубинштейна, Л. С. Выготского, Б. Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова. С. Л. Рубинштейн писал: "Преодоление абстрактного функционализма и переход к изучению психики в конкретной деятельности, в которой она не только проявляется, но и формируется". Позднее В. Н. Мясищев, подчеркивая важность изучения взаимосвязи между личностью и субъектом деятельности, указал на то, что "психология безличных процессов должна быть заменена психологией деятельности личности, или личности в деятельности".

Обсуждая связь деятельности и личности, А. Н. Китов выделяет такие функции деятельности в жизни личности, как специфический механизм удовлетворения потребностей личности; внутренний преобразуемый и ощущаемый мир личности; «перенос» личностных качеств и свойств, способностей и мастерства человека на свой предмет; проявление не только во вне (экстериоризация), но одновременно интериоризация деятельности, принимающей идеальную форму и влекущей за собой существенные изменения в психике.

Долгое время в отечественной психологической и педагогической науке подразумевалось, что труд является основным и главным фактором формирования человека. Считалось, что трудящийся человек уже является зрелым и всесторонне развитым. Много писалось о воспитательном влиянии профессиональной деятельности на процесс только позитивного формирования личности. Негативное влияние конкретного специализированного труда изучалось в психологии намного меньше. Так, С. Г. Геллерштейн в свое время призывал изучать только положительное влияние труда на человека. Долгое время считалось, что сама трудовая деятельность гарантирует человека от различных деформаций сознания и личности. Однако в психологии труда, инженерной психологии предполагается, что в труде человек не только «развивается» в позитивном смысле, но еще и деформируется. Хотя еще, А. С. Макаренко писал о том, что труд обладает свойством нейтральности по отношению к эффектам воспитания. Он может воспитать и духовно богатую личность, и раба, и эгоиста.

Проблема профессиональной деформации развивалась первоначально на базе научных работ, выполненных специалистами в области психологии труда, в производственной медицине, гигиене, санитарии, в работах по технике безопасности, где были осознаны и исследованы взаимосвязи между субъективными и сугубо индивидными характеристиками людей-профессионалов. Эти взаимосвязи достаточно полно исследовались, отражая психофизиологический аспект существования индивидуальности. Однако эти работы значительно различаются в подходах и концептуальных схемах изучения.

В юридической психологии проблема предупреждения профессиональной деформации личности сотрудников правоохранительных органов также получила свое отражение. Анализ и систематизация конкретных работ, в той или иной мере посвященных проблеме профессиональной деформации в ОВД или полиции зарубежных стран, позволяют выявить определенные тенденции.

Первая из них заключается в том, что отдельные авторы (Н. Л. Гранат, А. А. Молчанов, А. А. Ушаков и др.), рассматривая проблему как специально, так и в контексте других проблем функционирования ОВД, либо не раскрывают сущности профессиональной деформации, либо лишь частично обозначают ее.

Вторая тенденция характеризуется стремлением более конкретно очертить сущность отрицательных изменений личности, которые касаются профессионально важных качеств (Д. П. Котов, Г. Г. Шиханцов, 1976; В. А.Лазарева, 1987; В. И. Белослудцев, И. И. Соколов, 1995; В. С. Медведев, 1996), в частности, профессиональной направленности (Е. А.Козловская), особенностей профессионального мышления (В. Е. Коновалова), возникновения или заострения цинизма, подозрительности, враждебности (A. Nieder-hoffer, G. Singleton, J. Teahar) и прочих.

Третья тенденция характеризуется попытками не только раскрыть сущность профессиональной деформации, но и определить ее детерминанты (показатели, критерии, причины, проявления и т.п). Применительно к правоохранительной деятельности проблема профессиональной деформации рассматривается в работах Буданова А. В., Безносова СП., Борисовой С. Е., Луниной Е. Н., Медведева B.C., Новикова Б. Д., Ратинова А. Р. и др. Согласно работам А. В. Буданова, профессиональная деформация - изменение профессиональных возможностей и личных качеств сотрудника органов внутренних дел в отрицательную сторону под влиянием условий и опыта профессиональной деятельности при наличии искаженного опыта или искаженного осмысления профессионального опыта сотрудником. Профессиональная деформация начинается с того, что сотрудник органа внутренних дел «утрачивает истинное представление о нравственном смысле своей профессии. Притупляется чувство профессионального долга, работа представляется все более бессмысленной, повышается восприимчивость к отрицательным влияниям. ».

Явление профессиональной деформации оказывает негативное влияние на мотивацию служебного поведения сотрудников ОВД, имеет широкий спектр проявлений (в нравственной, интеллектуальной, профессиональной и эмоциональной сферах), в том числе изменение отношения к объекту деятельности: от полного неприятия (агрессивности, хамства, грубости) до всепрощения, неслужебных связей с уголовно-преступными элементами, моральной и материальной зависимости от них, взятия на себя противоправных обязательств, что в итоге приводит к асоциальному поведению, правовым конфликтам.

По мнению А. В. Буданова, профессиональная деформация может выражаться у сотрудника ОВД в следующих сферах: профессионально-нравственной, интеллектуальной, эмоционально-волевой и сфере профессиональных действий. В профессионально-нравственной сфере деформация проявляется в утрате верного представления о гражданском и нравственном смысле профессиональной деятельности, формировании ощущения ее бесперспективности, развитии индифферентного отношения к работе или в тенденции рассматривать профессиональную деятельность как средство достижения сугубо личных, эгоистических целей.

В интеллектуальной сфере деформация проявляется как утеря способности к самостоятельному профессиональному мышлению и принятию решений, к самостоятельному профессиональному развитию, в шаблонности

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Основные факторы проявления и профилактика профессиональной деформации личности сотрудников ОВД

Читайте также: