Что такое профессиональная деформация медицинской сестры

Опубликовано: 03.10.2024

Человек может состояться в своей профессии, развиваться благодаря своей работе и приносить пользу людям своей деятельностью. Однако нередко многолетнее (более 5 лет) выполнение одной и той же профессиональной деятельности приводит к появлению профессиональной усталости. В какой-то момент у человека возникает ощущение, что что-то в его жизни складывается не так. Ключом к разгадке может служить выбранная им специальность, которая, как говорят, иногда способна "калечить" человека, а также отсутствие карьерного роста и иные причины.

Работа состоит из 1 файл

Реферат психология.doc

Введение

Человек может состояться в своей профессии, развиваться благодаря своей работе и приносить пользу людям своей деятельностью. Однако нередко многолетнее (более 5 лет) выполнение одной и той же профессиональной деятельности приводит к появлению профессиональной усталости. В какой-то момент у человека возникает ощущение, что что-то в его жизни складывается не так. Ключом к разгадке может служить выбранная им специальность, которая, как говорят, иногда способна "калечить" человека, а также отсутствие карьерного роста и иные причины.

Специалисты утверждают, что зачастую так или иначе профессия накладывает отпечаток на личность человека, меняет его поведение в целом. Бывают случаи, когда особенности профессиональной деятельности не только не помогают человеку развиваться, но и способствуют деградации его как специалиста, изменяя характерные для данной профессии профессионально важные качества (ПВК) в противоположную сторону. Это способно приводить к молоэффективному и даже социально опасному исполнению профессиональных обязанностей.

Профессиональная деятельность медицинских работников связана с неизбежными эмоциональными и нравственными перегрузками. Это является основой для возникновения так называемых профессиональных личностных деформаций – таких как синдром эмоционального выгорания, аддиктивное поведение в виде работоголизма, ургентной аддикции, моббинг, субъективный моббинг, злоупотребление психоактивными веществами (преимущественно – алкоголем на основе детензивного механизма) и мн. др. Последние, в свою очередь, представляют собой психологическую почву для развития различных психосоматических и невротических расстройств, а также алкоголизма. Кроме вредных для здоровья последствий указанные процессы могут приводить к профессиональной дезадаптации и функциональной деградации как отдельных специалистов, так и целых коллективов.

1 Термин "профессиональная деформация"

Рассматривая профессиональные деформации в общем плане, Э.Ф. Зеер отмечает: ". Многолетнее выполнение одной и той же профессиональной деятельности приводит к появлению профессиональной усталости, обеднению репертуара способов выполнения деятельности, утрате профессиональных умений и навыков, снижению работоспособности.

Профессиональная деформация - это постепенно накопившиеся изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса, а также на развитии самой личности".

Применительно к сотрудникам правоохранительных органов, профессиональная деформация представляет собой результат искажения профессиональных и личностных качеств работника органа правопорядка под влиянием отрицательных факторов деятельности и окружающей среды. Иначе еще можно сказать, что у человека выработался стереотип поведения, вызванный особенностями его работы, способный доставлять много хлопот ему и окружающим. Профессиональная деформация наблюдается у большинства профессий в схеме "человек-человек" (врачей, педагогов, психологов, сотрудников милиции и др.).

2 Проблема профессиональной деформации личности (на примере медицинского работника)

Каждая профессия может способствовать развитию человека и совершенствовать его личные качества на пользу общества. Но профессия может также вызывать деформации, деформировать характер человека. Деформации могут вызывать в некоторых случаях лишь добродушное подшучивание (профессорская забывчивость, рассеянность), но другой раз они могут быть предметом иронии, сарказма и сатиры (чиновничий, казенный бюрократизм).

Склонность к профессиональной деформации особенно часто наблюдается у определенных профессий, представители которых обладают трудно контролируемой и трудно ограничиваемой властью. От решений и воли этих людей зависит достоинство, существование, свобода и даже здоровье и жизнь других людей, как это бывает, например, у учителей, судей, военнослужащих, работников госбезопасности, а также у врачей и медицинских работников. Обладание властью приводит к общественной и психической деформации особенно в тех случаях, когда отсутствуют действенные обратные связи – общественный контроль, критика и возможность лишить носителя деформации власти. Порочный круг возникает, если механизмы контроля и критики в данной системе отсутствуют или же они являются недостаточными и формальными, так что критика и выражение недовольства приобретают противозаконный, бунтарский характер.

Врач тоже обладает определенной властью над больными, следовательно, он тоже подвержен опасности деформации. По Йоресу власть следует использовать только в добрых целях. Профессиональная деформация развивается, как правило, постепенно из профессиональной адаптации.

Профессиональная адаптация является необходимой для медицинского работника. У врачей, медицинских сестер и у вспомогательного персонала, которые в начале своей профессиональной деятельности очень бурно переживали все события, тяжело влияющие на психику больных, например, страдания, смерть больных, операции, кровотечение, проявления психических заболевании и т. д., постепенно развивается определенная эмоциональная сопротивляемость. В суровых драматических ситуациях, когда жизнь больного находится под угрозой, врач скорее всего научится анализировать и оценивать положение, делать заключения и действовать. (Студенты-медики после нескольких часов или нескольких дней пребывания в секционном зале выходят из более или менее значительного психического потрясения, возникшего у них при первом посещении помещения, где находилось много человеческих трупов, и приступают к деловому изучению анатомии. Хотя определенная степень эмоциональной сопротивляемости необходима и понятна, все же в сознании врачей и медицинских работников навсегда должна сохраниться способность понимать больного как страдающего человека и мертвое тело как его последние останки, заслуживающие уважения. Это является необходимой составной частью не только человеческого, но и профессионального уровня врача.

Поведение и некоторые выражения медицинских работников находятся на грани профессиональной адаптации и деформации. По Вондрачеку уже на грани с кощунством находятся сравнения, выражающие элементарные ассоциативные связи и используемые для описания секретов и экскретов, как например, «тифозный стул в виде горохового супа», «холерный стул в виде рисового супа» «гной в виде сметаны», «плевок в виде малинового желе», «моча в виде черного пива».

Профессиональными деформациями являются и поведение и выражения медицинских работников, при которых под влиянием привычки проявляется черствость по отношению к больным в такой степени, что у не медиков создается впечатление бездушности и даже цинизма. Например, тот факт, что врач и медицинская сестра не считают нужным отделить хотя бы ширмой умирающего больного в двадцатикоечной палате, или же врачи, совершая обход, при больном дискутируют о неблагоприятном прогнозе его болезни. Студентка медицины на экзамене по медицинской психология в качестве примера профессиональной деформации студентов-медиков привела тот факт, что некоторые из них в секционном зале над трупами шутят, рассказывают анекдоты и курят.

Все это связано с характером профессиональной деформации, имеющим психологическое значение: причиной являются не плохие намерения или стремления вредить больному, а плохая, в течение длительного времени, по существу, неосознанная привычка. Она проявляется также в своеобразном профессиональном жаргоне, применяемом без преград при больных, как об этом свидетельствует разговор двух врачей, передававших друг другу отделение перед уходом в отпуск: «Что у тебя здесь имеется?» «Четыре желудка, три желчных пузыря, одна почка».

3 Синдром эмоционального сгорания (по Х.Дж. Фрейденберг) на примере медицинского работника.

В первые годы самостоятельной профессиональной деятельности молодой врач в стремлении как можно лучше помочь больному переживает повышенную ответственность за свои действия вследствие недостаточной уверенности в своем профессионализме, испытывает чрезмерные эмоциональные нагрузки. Избыточная эмоциональная «включенность» в переживания больного, повышенный уровень тревоги как реакция на ситуацию неопределенности, неуверенность, опасения и настороженность в отношении возможных последствий, приводят к хроническим эмоциональным перегрузкам. Снижаются адаптивные и компенсаторные возможности. Вследствие постоянного переутомления возможны снижение иммунитета, частые простудные заболевания, обострения хронических соматических расстройств. Возникает «синдром эмоционального сгорания» как специфическая профессиональная деформация лиц, работающих в тесном эмоциональном контакте с пациентами при оказании медицинской помощи.

«Синдром эмоционального сгорания» субъективно проявляется в чувстве психического истощения, вследствие чего снижается эффективность профессионального взаимодействия: врач уже не может полностью отдаваться работе, как это было прежде, снижается самооценка, деятельность субъективно воспринимается как недостаточно успешная. Возможно появление негативного отношения к пациентам, воспринимаемым как источник хронической психической травматизации. Взаимодействуя с больным, врач перестает принимать во внимание психологические феномены, связанные с заболеванием – внутреннюю картину болезни пациента с ее сложной структурой, формирующиеся механизмы психологической защиты и копинг-поведение, не реагирует на тревогу пациента, не замечает его депрессивных, суицидальных тенденций. В высказываниях врача о своих больных могут появиться цинизм, холодное равнодушие и даже враждебность. Этот своеобразный «кризис» врачебной деятельности может повторяться время от времени. Больные перестают обращаться к врачу за помощью, иногда предпочитая менее опытных и компетентных, но более доброжелательных. В период подобного кризиса врач нуждается в отдыхе, перемене деятельности, психологической «разгрузке», участие в профессиональных тренингах или в психотерапевтической помощи. У врачей-женщин эмоциональное истощение развивается в большей степени, чем у врачей-мужчин. «Сгорающих» описывают как сочувствующих, гуманных, мягких, увлекающихся, склонных идеализировать окружающих людей. Одновременно эти лица эмоционально неустойчивые, с колебаниями настроения, интровертированные, лишенные достаточной степени эмоциональной поддержки.

При исследовании «синдрома эмоционального сгорания» были выделены три фазы. Первая – «фаза напряжения». Предвестником и механизмом, запускающим «синдром эмоционального сгорания», являются фиксированное состояние тревожного напряжения, на фоне которого наблюдаются снижение настроения, раздражительность (признак ослабления контроля за эмоциональными реакциями и поведением в целом) и реакции депрессивного типа.

Вторая фаза получила названия «фазы сопротивления». Этот этап связан с появлением защитного поведения по типу «неучастия», стремления избегать воздействия эмоциональных факторов и тенденций к ограничению собственного эмоционального реагирования в ответ на самые незначительные психотравмирующие воздействия. «Экономия эмоций», ограничение эмоциональной отдачи упрощает и сокращает процесс общения «врач-больной», привнося в него черты поверхности и формализма. Подобная форма защиты может переноситься за пределы профессиональной деятельности, сокращая общение во всех сферах жизни, что приводит к регламентированности и избирательности межличностного взаимодействия.

Третья фаза описывается под названием «фазы истощения». Она характеризуется снижением энергетического тонуса, выраженными психовегетативными нарушениями. Отмечается снижение настроения с чувством безнадежности, бесперспективности, повышенной уровень тревоги с признаками дезорганизации психической деятельности (снижением памяти, нарушением концентрации внимания и др.), склонность к соматизации в виде разнообразных соматических симптомов: различных болевых ощущений, нарушений со стороны сердечно-сосудистой и других физиологических систем.

Среди причин «синдрома эмоционального сгорания» называют социальные факторы и факторы среды, а также личностные факторы: низкая материально-техническая база, отсутствие медикаментов, нехватка врачей и напряженный график дежурств, непризнание истинных заслуг врача, несоответствие нравственно-этических требований к профессии реальной ситуации на рабочем месте (конфликтность или равнодушие в коллективе), завышенный уровень притязаний, идеализм и недостаточная связь с реальностью, неумение критически оценивать неблагоприятные внешние факторы, низкая устойчивость к стрессу.

Для предупреждения синдрома эмоционального выгорания важно:

  1. помочь молодому специалисту правильно выбрать профессиональную ориентацию;
  2. формировать способности устанавливать взаимоотношения с коллегами;
  3. знакомить со спецификой будущей работы, включая аспекты, способные вызвать разочарование и стать причиной фрустрации;
  4. сотрудников, приступающих к работе, важно ввести в профессию и коллектив, используя для этого наставничество более опытных коллег.

1) Абрамова Г. С., Юдчиц Ю.А. Психология в медицине. М.; «Кафедра -М».1998.

2) Б. Д. Карвасарский Клиническая психология: Учебник. - СПб: Питер, 2002.

3) Харди И. Врач, сестра, больной. Психология работы с больными. - Будапешт, 1981.

Важнейшее место в жизни человека занимает трудовая и профессиональная деятельность. Профессиональная деятельность человека во многом задает вектор развития его личности. Научный и практический интерес к исследованию причин развития профессиональных деструкций субъекта труда обусловлен в первую очередь, кругом практических задач в области профессионального труда – повышении эффективности, результативности и качества труда, надежности деятельности и др. Профессиональная деструкция – это разрушение, изменение или деформация сложившейся психологической структуры личности в процессе профессионального труда. Возникновение и развитие профессиональных деструкций снижает продуктивность выполнения деятельности, негативно влияет на мотивацию и профессиональную позицию специалиста.

Интерес к проблеме профессиональных деструкций личности и деятельности возрос в последние годы (B.C. Агавелян, С.П. Безносов, С.А. Дружилов, А.К. Маркова, Н.С. Пряжников, Е.И. Рогов и др.). Однако работы названных авторов отличаются значительным разнообразием подходов и концептуальных схем изучения. Термины «деструкция» и «деформация» зачастую используются как синонимы, что создает понятийную неоднозначность данных
феноменов.

К наиболее общим факторам, инициирующим развитие профессиональных деструкций, исследователи относят: возрастные изменения, профессиональную усталость, профессиональные заболевания и кризисы (А.К. Маркова, Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк, напряженные условия труда, интенсивное общение с другими людьми (В.Д. Небылицин, С.П. Безносов, нововведения (А.В. Филиппов, многолетнее выполнение одной и той же деятельности (А.М. Новиков) и др.

В каждой профессии существуют свои комплексы психотравмирующих факторов, имеющих как общую, так и специфическую природу. Наиболее глубокие негативные поражения личности работника свойственны профессиям типа «человек – человек».

Труд работников медицинских учреждений ответственен, требует выносливости, предполагает высокую и постоянную психоэмоциональную нагрузку. Кроме того, специфика деятельности диктует необходимость принятия решений в экстремальных ситуациях. Именно поэтому медицинские работники находятся в группе риска, как специалисты, наиболее подверженные различным негативным деформациям
личности.

В своем исследовании мы предположили, что по мере выполнения профессиональных обязанностей у медицинских работников появляются профессиональные деструкции; профилактика профессиональных деструкций у медицинских работников будет протекать успешно если будет составлена программа, направленная на психологическое просвещение медицинских работников по проблеме профессиональных деструкций; снижение враждебности, агрессивности, личностной и ситуативной тревожности; развитие эмпатических способностей; обучением навыкам совладеющего поведения, снятия напряжения,
релаксации.

Анализ литературы по проблеме исследования позволил нам сделать следующие выводы:

1. Профессиональные деструкции – это изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса.

2. Все многообразие факторов, детерминирующих профессиональные деструкции, можно разделить на три группы: объективные, связанные с социально-профессиональной средой; субъективные, обусловленные особенностями личности и характером профессиональных взаимоотношений; объективно-субъективные, порождаемые системой и организацией профессионального процесса, качеством управления, профессионализмом руководителей. Причины профессиональной деформации: естественное стремление человека к снятию напряжения и облегчению психологической нагрузки; постоянная эксплуатация профессионально важных, востребованных качеств, которые с течением времени начинают доминировать; наличие определенного образца, профессиональных рамок, определенных требований, которые предъявляет профессия и которым человек должен соответствовать, в каких-то моментах даже «ломая» себя.

3. Специфика труда медицинских работников является одним из факторов, провоцирующих развитие профессиональных деструкций. Основными факторами, непосредственно влияющими на возникновение профессионального выгорания медработников являются: высокая насыщенность рабочего дня, обусловленная общением с людьми, в большинстве случаев имеющими различные заболевания; большое количество разных по содержанию и эмоциональной напряженности межличностных контактов; высокая ответственность за результат общения с пациентами и коллегами; определенная зависимость от коллег и пациентов; необходимость понимать их индивидуальные особенности, притязания и экспектации; частые притязания на неформальные отношения при решении их проблем, конфликтные или напряженные ситуации общения, вызванные недоверием, несогласием и проявляющиеся в разных формах отказа от дальнейшего взаимодействия.

Исследование по изучению особенностей проявления профессиональных деструкций у медицинских работников было проведено на базе одной из больниц г. Тулы, выборку составили 35 работников медицинского учреждения, занимаемающие должность среднего медицинского персонала и врачей. Возраст испытуемых от 25
до 47 лет.

Для изучения особенностей проявления профессиональных деструкций у медицинских работников нами была составлена диагностическая программа, представленная следующими методиками – Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко, Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки), Диагностика ситуативной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина, Методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко, Индивидуально-психологический опросник Л.Н. Собчик (ИТО).

Анализ результатов проведенного исследования позволяет сделать следующие выводы:

1) по шкале «напряжение»у 20 % испытуемых в выборке фаза не сформировалась, 60 % испытуемых находятся в стадии формирования, у 20 % опрошенных уже сформировавшаяся фаза эмоционального выгорания. Для медицинских работников, находящихся в данной фазе, характерно нервное (тревожное) напряжение, которое служит предвестником и «запускающим» механизмом в формировании эмоционального выгорания.

По шкале «резистенция»: в выборке отсутствуют испытуемые, у которых эта фаза сформировалась, у 70 % опрошенных эта фаза не сформировалась, а у 30 % медицинских работников, участвующих в исследовании фаза находится в стадии формирования. Работника данной категории перестают улавливать разницу между двумя принципиально отличающимися явлениями, для них характерно экономическое проявление эмоций и неадекватное избирательное эмоциональное реагирование. по шкале «истощение» у 10 % испытуемых эта фаза не сформировалась, у 60 % эта фаза находится в стадии формирования, у 30 % людей эта фаза уже сформировалась. Испытуемые данной категории характеризуются более или менее выраженным падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы. Эмоциональная защита в форме «выгорания» становится неотъемлемым атрибутом личности. Возникает симптом «эмоционального дефицита».

По шкале «Рациональный канал» категорию с очень высоким уровнем проявления составили 40 % опрошенных. Для людей с высоким показателем характерна направленность внимания, восприятия и мышления на понимание сущности любого другого человека, на его состояние, проблемы и поведение. 20 % испытуемых – категория среднего и очень низкого показателя по данной шкале;

2) по шкале «Эмоциональный канал» у 60 % испытуемых имеют очень высокие показатели. Для них характерно умение входить в эмоциональный резонанс с окружающими – сопереживать, соучаствовать, эмоциональная отзывчивость. Испытуемые с очень низкими показателями по данной шкале в выборке отсутствуют; по шкале «Интуитивный канал» большая часть опрошенных – 60 % умеют предвидеть поведение партнеров, действовать в условиях дефицита исходной информации о них, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании. Совершенно не проявляются данные свойства у 10 % медицинских работников; по шкале «Установки, способствующие или препятствующие эмпатии» очень высокий уровень выявлен у 70 % людей. Для медицинских работников данной категории характерно уместное проявление любопытства к другой личности, поддержание личных контактов, низкий показатель по данной шкале- отсутствует; по шкале «Проникающая способность к эмпатии» очень высокий уровень наблюдается у 70 % респондентов. Для них характерно умение создавать атмосферу открытости, доверительности, задушевности в общении, в выборке 50 % испытуемых проявляют очень высокий уровень по шкале «Идентификация в эмпатии»;

3) большинство медицинских работников имеют высокий уровень тревожности.

4) по шкале «Физическая агрессия» у 40 % опрошенных наблюдается высокий уровень проявления физической агрессии, по шкале «Косвенная агрессия» у 70 % опрошенных наблюдается высокий показатель проявления косвенной агрессии, у 10 % наблюдается низкий показатель, по шкале «Раздражение» у 60 % испытуемых наблюдается высокий уровень раздражения, у 10 % низкий показатель, по шкале «Негативизм» у 50 % испытуемых наблюдается высокий показатель проявления негативизма, у 10 % низкий показатель, по шкале «Обида» у 6 0 % опрошенных наблюдается высокий показатель, у 20 % низкий уровень, по шкале «Подозрительность» у 50 % высокий показатель подозрительности, у 20 % низкий показатель, по шкале «Вербальная агрессия» у 70 % испытуемых высокий показатель проявления вербальной агрессии, у 10 % низкий, по шкале «Чувство вины» у 50 % опрошенных наблюдается высокий показатель проявления чувства вины, у 30 % низкий.

5) по шкале «Экстраверсия» у 60 % испытуемых наблюдается высокий показатель экстраверсии. Для людей с высоким показателем экстраверсии характерна обращенность в мир реально существующих объектов и ценностей, открытость, стремление к расширению круга контактов, общительность.

По шкале «Спонтанность» у 30 % людей высокий показатель. Для людей с высоким показателем спонтанности характерна непродуманность в высказываниях и поступках.

По шкале «Агрессивность» у 60 % людей высокий показатель, а у 60 % низкий. Для людей с высоким показателем агрессивности характерна активная самореализация, упрямство и своеволие в отстаивании своих интересов.

По шкале «Ригидность» у 60 % людей высокий показатель данной характеристики. Для людей с высоким показателем ригидности характерна инертность, тугоподвижность установок, субъективизм, повышенное стремление к отстаиванию своих взглядов и принципов, критичность в отношении иных мнений.

4) По шкале «Интроверсия» у 30 % испытуемых высокий показатель. По шкале «Сензитивность» у 20 % испытуемых высокий показатель. По шкале «Тревожность» у 60 % людей высокий показатель. По шкале «Лабильность» у 80 % испытуемых высокий показатель.

Основываясь на выводах, сделанных по итогам изучения психологической литературы, проведенного нами в первой главе данной работы, а также результатов констатирующего этапа исследования нами была разработана программа профилактики профессиональных деструкций у медицинских работников.

Цель программы: создание условий для снижения выраженности профессиональных деструкций у медицинских работников.

– психологическое просвещение медицинских работников по проблеме профессиональных деструкций;

– снижение враждебности, агрессивности, личностной и ситуативной тревожности;

– развитие эмпатических способностей;

– обучением навыкам совладеющего поведения, снятия напряжения, релаксации.

Форма работы: групповая. В качестве основы при разработке данной профилактической программы нами был использован групповой психологически тренинг. Групповой психологический тренинг является методом преднамеренного изменения человека, направленное на его личностное и профессиональное развитие и переоценку собственного эмоционального опыта в процессе группового взаимодействия.

Содержание – занятия состоят из кратких объяснений, выполнения специальных упражнений и их обсуждения. На занятии сотрудники сидят в кругу, ведущий стоит вместе с участниками. Форма занятий соответствует основным этапам занятий: вводная часть; основная тема; заключительная часть.

Частота и длительность встреч:

В данной программе 16 занятий, по 1 занятию в неделю.

В таблице представлена программа по профилактике профессиональных деструкций у медицинских работников.

Программа по профилактике профессиональных деструкций у медицинских работников

Важнейшее место в жизни человека занимает трудовая и профессиональная деятельность. Профессиональная деятельность человека во многом задает вектор развития его личности. Научный и практический интерес к исследованию причин развития профессиональных деструкций субъекта труда обусловлен в первую очередь, кругом практических задач в области профессионального труда – повышении эффективности, результативности и качества труда, надежности деятельности и др. Профессиональная деструкция – это разрушение, изменение или деформация сложившейся психологической структуры личности в процессе профессионального труда. Возникновение и развитие профессиональных деструкций снижает продуктивность выполнения деятельности, негативно влияет на мотивацию и профессиональную позицию специалиста.

Интерес к проблеме профессиональных деструкций личности и деятельности возрос в последние годы (B.C. Агавелян, С.П. Безносов, С.А. Дружилов, А.К. Маркова, Н.С. Пряжников, Е.И. Рогов и др.). Однако работы названных авторов отличаются значительным разнообразием подходов и концептуальных схем изучения. Термины «деструкция» и «деформация» зачастую используются как синонимы, что создает понятийную неоднозначность данных
феноменов.

К наиболее общим факторам, инициирующим развитие профессиональных деструкций, исследователи относят: возрастные изменения, профессиональную усталость, профессиональные заболевания и кризисы (А.К. Маркова, Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк, напряженные условия труда, интенсивное общение с другими людьми (В.Д. Небылицин, С.П. Безносов, нововведения (А.В. Филиппов, многолетнее выполнение одной и той же деятельности (А.М. Новиков) и др.

В каждой профессии существуют свои комплексы психотравмирующих факторов, имеющих как общую, так и специфическую природу. Наиболее глубокие негативные поражения личности работника свойственны профессиям типа «человек – человек».

Труд работников медицинских учреждений ответственен, требует выносливости, предполагает высокую и постоянную психоэмоциональную нагрузку. Кроме того, специфика деятельности диктует необходимость принятия решений в экстремальных ситуациях. Именно поэтому медицинские работники находятся в группе риска, как специалисты, наиболее подверженные различным негативным деформациям
личности.

В своем исследовании мы предположили, что по мере выполнения профессиональных обязанностей у медицинских работников появляются профессиональные деструкции; профилактика профессиональных деструкций у медицинских работников будет протекать успешно если будет составлена программа, направленная на психологическое просвещение медицинских работников по проблеме профессиональных деструкций; снижение враждебности, агрессивности, личностной и ситуативной тревожности; развитие эмпатических способностей; обучением навыкам совладеющего поведения, снятия напряжения,
релаксации.

Анализ литературы по проблеме исследования позволил нам сделать следующие выводы:

1. Профессиональные деструкции – это изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса.

2. Все многообразие факторов, детерминирующих профессиональные деструкции, можно разделить на три группы: объективные, связанные с социально-профессиональной средой; субъективные, обусловленные особенностями личности и характером профессиональных взаимоотношений; объективно-субъективные, порождаемые системой и организацией профессионального процесса, качеством управления, профессионализмом руководителей. Причины профессиональной деформации: естественное стремление человека к снятию напряжения и облегчению психологической нагрузки; постоянная эксплуатация профессионально важных, востребованных качеств, которые с течением времени начинают доминировать; наличие определенного образца, профессиональных рамок, определенных требований, которые предъявляет профессия и которым человек должен соответствовать, в каких-то моментах даже «ломая» себя.

3. Специфика труда медицинских работников является одним из факторов, провоцирующих развитие профессиональных деструкций. Основными факторами, непосредственно влияющими на возникновение профессионального выгорания медработников являются: высокая насыщенность рабочего дня, обусловленная общением с людьми, в большинстве случаев имеющими различные заболевания; большое количество разных по содержанию и эмоциональной напряженности межличностных контактов; высокая ответственность за результат общения с пациентами и коллегами; определенная зависимость от коллег и пациентов; необходимость понимать их индивидуальные особенности, притязания и экспектации; частые притязания на неформальные отношения при решении их проблем, конфликтные или напряженные ситуации общения, вызванные недоверием, несогласием и проявляющиеся в разных формах отказа от дальнейшего взаимодействия.

Исследование по изучению особенностей проявления профессиональных деструкций у медицинских работников было проведено на базе одной из больниц г. Тулы, выборку составили 35 работников медицинского учреждения, занимаемающие должность среднего медицинского персонала и врачей. Возраст испытуемых от 25
до 47 лет.

Для изучения особенностей проявления профессиональных деструкций у медицинских работников нами была составлена диагностическая программа, представленная следующими методиками – Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко, Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки), Диагностика ситуативной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина, Методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко, Индивидуально-психологический опросник Л.Н. Собчик (ИТО).

Анализ результатов проведенного исследования позволяет сделать следующие выводы:

1) по шкале «напряжение»у 20 % испытуемых в выборке фаза не сформировалась, 60 % испытуемых находятся в стадии формирования, у 20 % опрошенных уже сформировавшаяся фаза эмоционального выгорания. Для медицинских работников, находящихся в данной фазе, характерно нервное (тревожное) напряжение, которое служит предвестником и «запускающим» механизмом в формировании эмоционального выгорания.

По шкале «резистенция»: в выборке отсутствуют испытуемые, у которых эта фаза сформировалась, у 70 % опрошенных эта фаза не сформировалась, а у 30 % медицинских работников, участвующих в исследовании фаза находится в стадии формирования. Работника данной категории перестают улавливать разницу между двумя принципиально отличающимися явлениями, для них характерно экономическое проявление эмоций и неадекватное избирательное эмоциональное реагирование. по шкале «истощение» у 10 % испытуемых эта фаза не сформировалась, у 60 % эта фаза находится в стадии формирования, у 30 % людей эта фаза уже сформировалась. Испытуемые данной категории характеризуются более или менее выраженным падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы. Эмоциональная защита в форме «выгорания» становится неотъемлемым атрибутом личности. Возникает симптом «эмоционального дефицита».

По шкале «Рациональный канал» категорию с очень высоким уровнем проявления составили 40 % опрошенных. Для людей с высоким показателем характерна направленность внимания, восприятия и мышления на понимание сущности любого другого человека, на его состояние, проблемы и поведение. 20 % испытуемых – категория среднего и очень низкого показателя по данной шкале;

2) по шкале «Эмоциональный канал» у 60 % испытуемых имеют очень высокие показатели. Для них характерно умение входить в эмоциональный резонанс с окружающими – сопереживать, соучаствовать, эмоциональная отзывчивость. Испытуемые с очень низкими показателями по данной шкале в выборке отсутствуют; по шкале «Интуитивный канал» большая часть опрошенных – 60 % умеют предвидеть поведение партнеров, действовать в условиях дефицита исходной информации о них, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании. Совершенно не проявляются данные свойства у 10 % медицинских работников; по шкале «Установки, способствующие или препятствующие эмпатии» очень высокий уровень выявлен у 70 % людей. Для медицинских работников данной категории характерно уместное проявление любопытства к другой личности, поддержание личных контактов, низкий показатель по данной шкале- отсутствует; по шкале «Проникающая способность к эмпатии» очень высокий уровень наблюдается у 70 % респондентов. Для них характерно умение создавать атмосферу открытости, доверительности, задушевности в общении, в выборке 50 % испытуемых проявляют очень высокий уровень по шкале «Идентификация в эмпатии»;

3) большинство медицинских работников имеют высокий уровень тревожности.

4) по шкале «Физическая агрессия» у 40 % опрошенных наблюдается высокий уровень проявления физической агрессии, по шкале «Косвенная агрессия» у 70 % опрошенных наблюдается высокий показатель проявления косвенной агрессии, у 10 % наблюдается низкий показатель, по шкале «Раздражение» у 60 % испытуемых наблюдается высокий уровень раздражения, у 10 % низкий показатель, по шкале «Негативизм» у 50 % испытуемых наблюдается высокий показатель проявления негативизма, у 10 % низкий показатель, по шкале «Обида» у 6 0 % опрошенных наблюдается высокий показатель, у 20 % низкий уровень, по шкале «Подозрительность» у 50 % высокий показатель подозрительности, у 20 % низкий показатель, по шкале «Вербальная агрессия» у 70 % испытуемых высокий показатель проявления вербальной агрессии, у 10 % низкий, по шкале «Чувство вины» у 50 % опрошенных наблюдается высокий показатель проявления чувства вины, у 30 % низкий.

5) по шкале «Экстраверсия» у 60 % испытуемых наблюдается высокий показатель экстраверсии. Для людей с высоким показателем экстраверсии характерна обращенность в мир реально существующих объектов и ценностей, открытость, стремление к расширению круга контактов, общительность.

По шкале «Спонтанность» у 30 % людей высокий показатель. Для людей с высоким показателем спонтанности характерна непродуманность в высказываниях и поступках.

По шкале «Агрессивность» у 60 % людей высокий показатель, а у 60 % низкий. Для людей с высоким показателем агрессивности характерна активная самореализация, упрямство и своеволие в отстаивании своих интересов.

По шкале «Ригидность» у 60 % людей высокий показатель данной характеристики. Для людей с высоким показателем ригидности характерна инертность, тугоподвижность установок, субъективизм, повышенное стремление к отстаиванию своих взглядов и принципов, критичность в отношении иных мнений.

4) По шкале «Интроверсия» у 30 % испытуемых высокий показатель. По шкале «Сензитивность» у 20 % испытуемых высокий показатель. По шкале «Тревожность» у 60 % людей высокий показатель. По шкале «Лабильность» у 80 % испытуемых высокий показатель.

Основываясь на выводах, сделанных по итогам изучения психологической литературы, проведенного нами в первой главе данной работы, а также результатов констатирующего этапа исследования нами была разработана программа профилактики профессиональных деструкций у медицинских работников.

Цель программы: создание условий для снижения выраженности профессиональных деструкций у медицинских работников.

– психологическое просвещение медицинских работников по проблеме профессиональных деструкций;

– снижение враждебности, агрессивности, личностной и ситуативной тревожности;

– развитие эмпатических способностей;

– обучением навыкам совладеющего поведения, снятия напряжения, релаксации.

Форма работы: групповая. В качестве основы при разработке данной профилактической программы нами был использован групповой психологически тренинг. Групповой психологический тренинг является методом преднамеренного изменения человека, направленное на его личностное и профессиональное развитие и переоценку собственного эмоционального опыта в процессе группового взаимодействия.

Содержание – занятия состоят из кратких объяснений, выполнения специальных упражнений и их обсуждения. На занятии сотрудники сидят в кругу, ведущий стоит вместе с участниками. Форма занятий соответствует основным этапам занятий: вводная часть; основная тема; заключительная часть.

Частота и длительность встреч:

В данной программе 16 занятий, по 1 занятию в неделю.

В таблице представлена программа по профилактике профессиональных деструкций у медицинских работников.

Программа по профилактике профессиональных деструкций у медицинских работников

Большая часть работ, касающихся психического здоровья врачей, как отечественных, так и зарубежных, посвящена синдрому эмоционального выгорания (СЭВ). Основным предрасполагающим фактором эмоционального выгорания является продолжительность работы и чрезмерная рабочая нагрузка в ситуациях напряженных межличностных отношений. В связи с этим СЭВ характерен для представителей коммуникативных профеcсий: сотрудников различных сервисных служб, учителей, психологов, врачей и медицинского персонала.

Выгорание понимается как дисфункциональное состояние, возникающее у работников под воздействием длительного психоэмоционального стресса. Оно также определяется как ответная реакция на длительные профессиональные стрессы, возникающие в межличностных коммуникациях, характеризуется эмоциональным истощением, снижением эффективности профессиональной деятельности, обесцениванием труда и снижением значимости собственных успехов.

Эмоциональное выгорание – динамический процесс, проходящий поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса, являясь профессиональным дистрессом, оно включает как психологический, так и психосоматический аспекты.

В.В. Бойко определяет эмоциональное выгорание как форму профессиональной деформации личности, которая представляет выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.

Впервые проблема эмоционального выгорания была поставлена H.G. Freudenberger в 1974 г. при исследовании медперсонала. В 1990 г. M. Olkinuora и соавторы провели одно из самых крупных исследований СЭВ, базируясь на большой исследовательской выборке из 2671 финских врачей различных специальностей. Исследования позволили выявить 2 группы: специалисты с высоким уровнем выгорания – лица, работа которых связана с хроническими больными, неизлечимыми и умирающими пациентами (пульмонологи, психиатры, онкологи), и специалисты с низким уровнем выгорания, работа которых связана с пациентами, имеющими благоприятный прогноз (акушеры-гинекологи, офтальмологи).

Показано, что уровень эмоционального выгорания врачей-терапевтов в Европе и Латинской Америке, по оценкам разных исследователей, варьирует от 20 до 45%. По данным опроса интернов в США, этот показатель превышает 75%. В 2012 г. было проведено еще одно крупномасштабное исследование специалистами из ряда ведущих клиник и университетов США. Авторы опросили 7288 врачей различных специальностей и выявлили, что около половины американских врачей подвержены профессиональному выгоранию (46%), а это на 10% выше, чем в среднем по популяции. Регистрировали такие симптомы, как эмоциональное истощение, безразличие к результатам своей деятельности, пессимизм и подавленность.

Самыми измученными чувствовали себя врачи приемного покоя и семейные врачи. По мнению специалистов, выявленная тенденция в скором времени может привести либо к сокращению количества врачей, которые раньше уйдут из профессии, либо к сокращению их рабочих часов, в то время как потребность в этой профессии в США растет в связи со старением населения (согласно данным ФГБУ «Национальный научный центр нарко- логии», 2012).

По данным В.А. Винокура и О.В. Рыбиной, в 1980-х гг. в нашей стране 60% медицинских работников считали, что их работа сопровождается заметным для них эмоциональным напряжением, а в 2004 г. уже 74% врачей и 82% медицинских сестер отмечали постоянное и достаточно высокое нервно-психическое напряжение.

По частоте СЭВ врачи-наркологи занимают одну из ведущих позиций. В качестве причин такой высокой подверженности эмоциональному выгоранию психологи называют трудный контингент больных и их родственников, длительность и трудоемкость терапевтического процесса по достижении ремиссии у зависимых от психоактивных веществ, затрудненного некритичностью больных к своему заболеванию, а также большое количество рецидивов у больных.

По приводимым П.И. Сидоровым данным, почти 80% врачей-психиатров и психиатров-наркологов имеют признаки СЭВ разной степени выраженности. Л.Н. Юрьева, обследовав 100 психиатров Восточной Украины, выявила признаки этого синдрома в 79% случаев. О наибольшей подверженности психиатров к развитию СЭВ указывают данные В.Л. Дресвянникова и соавторов.

В.В. Лукьянов (2007) изучал степень выраженности и структуру СЭВ у наркологов. Автор показал достоверные отличия симптомов эмоционального выгорания у наркологов в зависимости от возраста и стажа профессиональной деятельности. Испытуемые со стажем работы до 10 лет продемонстрировали наибольшие степени выраженности симптомов «неадекватного избирательного эмоционального реагирования» и «редукции профессиональных обязанностей», проявляющихся в попытках облегчить или сократить профессиональные обязанности, требующие эмоциональных затрат.

У наркологов со стажем работы от 10 до 20 лет была отмечена наибольшая выраженность таких симптомов, как переживание психотравмирующих обстоятельств, эмоциональная отстраненность, психосоматические и психовегетативные нарушения. У наркологов со стажем работы более 20 лет наибольшей степенью выраженности отличался симптом неадекватного избирательного эмоционального реагирования.

В работе И.А. Бердяевой и Л.Н. Войт были выявлены особенности развития СЭВ в различных профессиональных группах, при этом самые высокие показатели выраженности фаз синдрома наблюдались в группе врачей-онкологов; на втором месте находились врачи-психиатры, а выявленные изменения были расценены как результат воздействия продолжительного профессионального стресса.

В качестве основной причины эмоционального выгорания B. Williams называет неудовлетворенность своей работой. Кроме того, неудовлетворенность врача работой имеет высокую корреляцию с неудовлетворенностью пациента лечением и низким комплайенсом больных.

В других исследованиях было доказано, что высокую корреляцию с неудовлетворенностью своей работой и с СЭВ имеют тяжелые условия труда, особенно переработки, и плохой контроль выполняемой работы. По мнению Е.П. Ильина, существуют 3 группы факторов, играющих существенную роль в формировании эмоционального выгорания: личностные, ролевые и организационные.

П.И. Сидоров и А.В. Парняков одной из главных причин выгорания считают психологическое переутомление, когда требования (внутренние и внешние) длительное время преобладают над ресурсами (внутренними и внешними), что и приводит к нарушению состояния равновесия и возникновению синдрома. F.J. Lee и соавторы установили, что внутрисемейные проблемы также способствуют усилению выраженности эмоционального выгорания.

Многие авторы отмечают, что профилактика и коррекция СЭВ во многом определяются личностными факторами, способствующими и препятствующими его возникновению и развитию. Т.В. Черникова и соавторы обратили внимание на меньшую вероятность и интенсивность выгорания у специалистов с положительным отношением к миру и более высоким уровнем самоуважения.

Е.Г. Ожогова в своем исследовании показала, что для профессионалов с отсутствием или незначительной выраженностью СЭВ характерно гармоничное соотношение компонентов в системе смысложизненных ориентаций и преобладание таких ценностей, как духовное удовлетворение, творчество и активная социальная жизнь.

Обычные стратегии снижения выраженности СЭВ включают хорошее питание и времяпровождение с семьей и друзьями. Также должна проводиться коррекция системы профессиональных ценностей. K.M. Swetz и соавт. установили, что врачи, работающие в хосписах и других сферах паллиативной медицины, используют различные методики для избегания СЭВ. В первую очередь это поддержание профессиональных коммуникаций (60%), размышления о будущей смене деятельности (47%), общение друг с другом (47%), изоляция от коллег (20%), хобби (40%).

Одним из важных факторов профилактики СЭВ является оптимизация условий труда. Были попытки проведения исследования по подбору оптимальной длительности визита к врачу, но результаты имеют неоднозначную трактовку. Согласно опроснику диагностики СЭВ В.В. Бойко, различные признаки СЭВ были отмечены и у обследованных нами врачей. Так, из 383 обследованных врачей Забайкальского края эмоциональное выгорание было выявлено у 67,6% (n=259) – это медицинские работники, которые набирали более 61 балла по опроснику. У 10,5% (n=40) врачей фазы синдрома находятся на стадии формирования – это врачи, которые набирали от 31 до 60 баллов. У 21,9% (n=84) респондентов не отмечено признаков эмоционального выгорания – суммарный балл по опроснику не превышал 31, т.е. это были врачи, пока еще не подверженные профессиональной деформации личности. Показатели опросника В.В. Бойко представлены на рис. 1.

Рисунок 1. Показатели опросника диагностики синдрома эмоционального выгорания у врачей, %


Как уже было отмечено, у 67,6% врачей есть СЭВ. Из данных, представленных на рисунке 2, следует, что у 61,6% (n=236) обследованных полностью сформирована только одна из 3 фаз синдрома: при этом сформированная фаза напряжения (ФН) выявлена у 12,8% (n=49) врачей, фаза резистенции (ФР) – у 34,0% (n=130) и фаза истощения (ФИ) – у 14,8 % (n=57) респондентов. У 3,9% (n=15) врачей сформированы 2 фазы, их комбинация может быть следующей: ФН+ФР; ФН+ФИ; ФР+ФИ. У 2,1% (n=8) полностью сформированы все 3 фазы синдрома: ФН+ФР+ФИ (ввиду малой выборки распределение по полу, специализации и стажу работы врачей с двумя или тремя сформированными фазами СЭВ не проводилось). При анализе распространенности эмоционального выгорания с учетом половой принадлежности были получены следующие результаты.

Рисунок 2. Структура синдрома эмоционального выгорания у врачей, %




ФН выявлена у 12,0% женщин и у 14,5% мужчин. Показатель ФР у женщин составил 38,5%, что достоверно превышает это показатель у мужчин – 25,2% (p=0,009). ФИ была выявлена у 15,8% врачей-женщин и 12,9% врачей мужского пола (табл. 1).

Учитывая специализацию врачей, также были выявлены различия в показателях фаз эмоционального выгорания. Так, ФН у онкологов была выявлена в 21,2% случаев, что весомо больше по сравнению с врачами хирургического профиля – 4,5% (p=0,008). Показатель ФН у врачей скорой медицинской помощи (СМП) составил 18,8% и достоверно превышал показатель у врачей хирургического профиля (p=0,01). ФН у психиатров-наркологов отмечена в 16,3% случаев, что также превышает этот показатель у врачей хирургического профиля (p=0,02). Показатели данной фазы у врачей терапевтического профиля и акушеров-гинекологов составили 12,0 и 8,9% и не отличались от показателей других врачей. ФР была выявлена у онкологов в 51,5% случаев, что достоверно больше, чем у врачей хирургического (p=0,009) и терапевтического (p=0,04) профилей, показатели которых составили 25,4 и 31,3% соответственно. У психиатров-наркологов ФР составила 38,7%, у акушеров-гинекологов – 32,8% и у врачей СМП – 32,1%.

Таблица 1. Распространенность фаз синдрома эмоционального выгорания у врачей с учетом пола
Примечание. Статистическая значимость различий между группами: * – p<0,01.

У врачей СМП ФИ была выявлена в 26,4% случаев и превышала ФИ не только врачей хирургического профиля – 4,5% (p=0,0006), но и акушеров-гинекологов – 11,9% (p=0,04). При этом показатель ФИ у врачей хирургического профиля был ниже по сравнению с показателями врачей терапевтического профиля (16,8%; p=0,01), онкологов (18,2%; p=0,02) и психиатров-наркологов (15,0%; p=0,03).

Вполне вероятно, такие показатели обусловлены прежде всего специфическими условиями профессиональной деятельности: у врачей СМП – экстремальный режим работы (выезд на уличные драки, к инфицированным больным, врач СМП может стать объектом нападения со стороны преступников с наркотической зависимостью, такие случаи участились в последнее время), высокий темп действий, нарушение суточных и околосуточных ритмов; у психиатров и онкологов – необходимость ежедневного взаимодействия с хроническими больными, порой неизлечимыми и умирающими, что провоцирует развитие у них СЭВ. О наибольшей подверженности онкологов и психиатров-наркологов к развитию СЭВ указывают также данные И.А. Бердяевой и Л.Н. Войт; Л.Н. Юрьевой (2006); R. Tillet (2004).

Показатели распространенности эмоционального выгорания с учетом специализации врачей представлены в табл. 2.

Таблица 2. Распространенность синдрома эмоционального выгорания у врачей с учетом специализации, в %



Примечание. Статистическая значимость различий между группами: * – p<0,05; ** – p<0,01; *** – p<0,001.

Анализ распространенности СЭВ с учетом стажа работы врачей показал, что ФН у врачей со стажем до 10 лет встречается в 16,1% случаев, достоверно чаще, чем у медицинских работников со стажем от 10 до 20 лет, чей показатель составил 7,6% (p=0,02). У врачей со стажем более 20 лет показатель ФН составил 15,7% и был выше показателя ФН у врачей со стажем работы от 10 до 20 лет (p=0,04). Показатели ФР у врачей были выражены в равной степени и составили 35,7% у респондентов со стажем до 10 лет; 34,7% – у врачей со стажем от 10 до 20 лет; 30,4% – у врачей со стаже свыше 20 лет. ФИ у врачей со стажем более 20 лет составила 23,5% и встречалась чаще, чем у врачей со стажем от 10 до 20 лет (11,8%; p=0,01) и менее 10 лет (11,7%; p=0,01) (табл. 3).

Таблица 3. Распространенность фаз синдрома эмоционального выгорания с учетом стажа работы врачей



Примечание. Статистическая значимость различий между группами: * – p<0,05.

Последние данные согласуются с тем, что с увеличением продолжительности профессионального стажа отмечаются более глубокие процессы выгорания – процессы эмоционального истощения. Кроме того, такие периоды профессиональной деятельности, как первые 5 лет работы и после 15 лет работы наиболее уязвимы в отношении развития эмоционального выгорания и профессионально обусловленных кризисов.

Таким образом, результаты данного исследования показали, что практически у каждого второго врача имеются признаки эмоционального выгорания – 67,6%, при этом у 10,5% врачей фазы находятся еще на стадии формирования, и лишь у 21,9% респондентов не выявлено признаков СЭВ, т.е. это здоровые, пока еще не подверженные профессиональной деформации личности медицинские работники. Это в свою очередь говорит о том, что большая часть врачей лечебных учреждений Забайкальского края подвержена воздействию психотравмирующих факторов, так или иначе связанных с профессиональной деятельностью.

Фазы напряжения и резистенции более выражены у врачей-онкологов, а истощения – у врачей СМП. Кроме этого, фаза напряжения чаще встречается у медицинских работников со стажем менее 10 и более 20 лет работы, а фаза истощения – у врачей, чей стаж превышает 20 лет.

Профессиональная деформация учителя

Когда человек осваивает какую-либо профессию, в структуре его личности неизбежно происходят изменения: развиваются качества, которые необходимы для успешной трудовой деятельности. В то же время разрушаются структуры, которые не принимают участие в этом процессе. Потерю целостности личности в данном случае следует рассматривать как профессиональную деформацию.

Что такое профессиональная деформация?

Под профессиональной деформацией личности (ПДЛ) понимают изменение ее структуры, которое возникает в результате длительного выполнения профессиональных обязанностей. Простыми словами, профессия как бы укрепляется во всех сферах жизни человека. Из-за этого появляются искажения в характере человека, его мотивации, поведении, общении, стереотипах восприятия, шкале ценностей. Все происходящее вокруг начинает восприниматься через призму профессиональной компетенции. Такое часто бывает с учителями, которые много времени посвящают работе.

Чем опасна профессиональная деформация?

От профессиональной деформации страдает не только сам человек. Негатив распространяется и на окружающих его людей, особенно на близких: совместные выходные с семьей, встречи с друзьями и даже простое ведение быта – все это становится сложным, а в самых серьезных случаях просто невозможным. Педагогам с ПДЛ трудно открывать для себя что-то новое, радоваться успехам (как своим, так и чужим), уделять время себе. Самое печальное, что они зачастую просто не осознают факт изменений, происходящих с ними. Признаться, что с тобой что-то не так, под силу не каждому. Полное погружение в профессию приводит к тому, что их жизнь и жизнь их близких становится невыносимой.

Высокий уровень профессионализма является одним из факторов развития деформации личности, но важно понимать, что можно оставаться высококлассным профи и при этом сохранять личностные качества.

Чем опасна профессиональная деформация? изображение

Риски профессиональной деформации личности

Что может привести к ПДЛ педагога? Психологи выделяют несколько групп причин, провоцирующих появление изменений:

  1. Социальное старение. В эту группу входят ослабление интеллектуальных процессов, перестройка мотивации, изменения в эмоциональной сфере;
  2. Нравственное и эстетическое старение. Под ним понимается скептическое отношение к современной молодежи и субкультурам, преувеличение заслуг своего поколения, постоянное противопоставление реальности прошлому;
  3. Профессиональное старение – отказ от принятия нововведений, трудности в освоении новых средств труда.

Профессиональная деформация возникает из-за чрезмерного чувства ответственности за результаты своей работы. Педагог боится совершить ошибку, поэтому постоянно находится в напряжении. Изменения также происходят из-за огромного потока новой информации, которую нужно усвоить, сужения профессиональных интересов до узкой специализации. ПДЛ часто связана с необходимостью регулярных подработок, высоким темпом жизни и необходимостью быстро реагировать на изменяющиеся ситуации и принимать решения. Эти и многие другие факторы сильно влияют на личность педагога и приводят к нарушениям структуры их личности.

Что делать педагогу?

Профессиональная деформация личности педагога на самом деле является серьезной проблемой. Кто-то не замечает изменений, кто-то принимает их, кто-то страдает от этого, но не предпринимает никаких шагов. Рано или поздно такое поведение приведет к срыву. Педагогам, работающим с детьми и студентами, нельзя допускать его: негатив обязательно отразится на учениках, профессиональной деятельности в целом, отношениях с коллегами. Это, в свою очередь, усугубит ситуацию.

Работа по преодолению профессиональной деформации личности должна также включать избавление от стресса: полезно составлять списки дел на день, неделю или месяц – так снимается напряжение, и человек видит, что он уже сделал. Можно освоить техники правильного дыхания и проводить «сеансы релакса» каждый вечер. Также следует пересмотреть свой рацион: заменить кофе на зеленый чай, исключить жирные блюда и добавить больше овощей и фруктов.

Психологи рекомендуют педагогам проявлять творческую активность и стараться выполнять рутинные задачи каким-то непривычным для себя способом: мозг будет искать новые решения, а риск эмоционального выгорания сведется к минимуму.

Читайте также: