Что такое профессиональная ложь у социального работника

Опубликовано: 16.05.2024

задачи:
- разработать и обосновать совокупность положений, определяющих теоретические основы профессионально-личностного развития социального работника;
- выявить сущностные и структурно-содержательные характеристики социальной работы как профессиональной деятельности;
- определить базовые основания личности социального работника;
- вскрыть и обосновать ведущие тенденции и педагогические условия профессионально-личностного развития социального работника;
- опираясь на результаты исследования, разработать научно-практические рекомендации по совершенствованию профессиональной подготовки и повышению квалификации социальных работников.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Профессиональные черты социального работника
1.1 Профессиональные требования к социальному работнику…………..5
1.2 Этический кодекс и стандарты социальной работы ……………………8
Глава 2. Личностные черты социального работника
2.1 Этические аспекты социальной работы…………………………………13
2.2 Личность и профессия социального работника………………………. 19
Заключение……………………………………………………………. ………27
Список использованной литературы…………………………………………..29

Работа состоит из 1 файл

Курсовая(личностные и прфессиональные качества соц.раб..doc

Что касается такого важного этического момента как конфиденциальность, социальный работник должен:

  1. уважать личную жизнь клиента и сохранять конфиденциальность всей полученной информации;
  2. информировать клиента о границах конфиденциальности в каждой конкретной ситуации, о целях получения информации и ее использования;
  3. получить согласие клиента на печатание, запись разговоров и участие третьего лица.

В отношениях с коллегами:

  1. нужно быть уважительным, справедливым, честным, корректным;
  2. следует сотрудничать с коллегами для эффективного осуществления профессиональных интересов;
  3. относиться с уважением к мнениям, квалификации, достижениям коллег и использовать соответствующие каналы для высказывания своих суждений за этот счет;
  4. если социальный работник замещает коллегу, то он должен действовать с учетом его интересов, характера и репутации;
  5. социальный работник, руководящий своими коллегами, должен выполнять свои обязанности в справедливой взвешенной манере, оценивать их деятельность в соответствии с четко сформулированными критериями.

Этическая ответственность перед профессией:

  1. социальный работник должен придерживаться и умножать ценности, этику, знания и миссию социальной работы;
  2. социальному работнику следует защищать достоинство целостность профессии;
  3. социальный работник должен быть в курсе знаний, касающихся социальной работы и уметь их критически оценивать;
  4. социальный работник должен участвовать в накоплении знаний социальной работы, делиться результатами исследований и практическим опытом с коллегами;
  5. социальная работа, как и любая отрасль знаний, находится в процессе постоянно развития и обогащения.

Приведенные выше этические стандарты не являются единственно верными и всеобъемлющими, но они могут оказать некоторую помощь социальным работникам в их повседневной работе, главной целью которой является оказание помощи людям; стремление сделать общество более процветающим и совершенным.

Профессиональные качества социального работника рассматриваются как проявление психологических особенностей личности, необходимых для усвоения специальных знаний, умений и навыков, а также для достижения существенно приемлемой эффективности в профессиональном труде. Стиль поведения социального работника , обусловленный совокупностью его личностных качеств , его ценностными ориентациями и интересами, оказывает решающее воздействие на систему отношений, которую он формирует не только с клиентами, но и со своими коллегами, подчиненными и начальством.

Вывод: Профессиональные черты социального работника заключаются не только в общении и уважении частной жизни клиента, но в деликатности, тактичности, а главное в милосердии. Ведь все люди разные, но всем нужна доброта и забота. Профессиональные черты социального работника - это не только должностные инструкции, это душевные качества человека, выполняющего свою работу.

Глава 2. Личностные черты социального работника

2.1 Этические аспекты социальной работы

В своей основе социальная работа предстает как нормативная деятельность. Она непосредственно связана с нравственными ценностями и социальными нормами, с поведением человека, которое может быть социально одобряемым или неодобряемым, "хорошим " или "плохим", агрессивным и девиантным или конформным и правопослушным. Процесс оказания помощи почти всегда призван содействовать клиенту сделать этический выбор и принять ценностные решения, сформировать свою нравственную волю и целостность.

Ценностные ориентации имеют важнейшее значение для функционирования индивидуума и общества. Ценности - способы отношения к миру и к людям. Они представляют связь между оценивающим субъектом и оцениваемым объектом.

Ценностная система координат в социальной работе становится краеугольным камнем в построении любой осмысленной практики: только в ней наблюдаемые факты обретают смысл, и только так социальные действия оформляются в целенаправленную деятельность. Социальный работник не может занимать нейтральную позицию внешнего наблюдателя по отношению к клиенту и его проблемам, руководствуясь классическими принципами научной объективности. Он включен в ситуацию взаимодействия. Эффективность социальной работы зависит от степени взаимной включенности работника и клиента в процесс совместного целеполагания и целедостижения. Ключевыми для социальной работы становятся понятия и категории "социальное благосостояние" и "социальное функционирование". Они несут в себе ценностно-нормативный подтекст и подразумевают жизнедеятельность в обществе по его нормам и в соответствии с его ценностями. Нарушение социального функционирования можно рассматривать как нарушение исключительно с точки зрения существующей иерархии общественных ценностей. Улучшение социального функционирования - развитие того, что соответствует социальной норме.

Посредническая миссия социальной работы в системе социальных отношений сделала неуместным однополярный этический ригоризм "или-или". Поэтому система профессиональных ценностных ориентаций начала строиться по принципу "как то, так и другое". Такой подход учитывает взаимозависимость и взаимообусловленность благосостояния личности и общества, свободы и ответственности, прав и обязанностей. Здесь взаимосвязаны ценности самореализации личности и общественного блага. Личностная автономия рассматривается как необходимое условие социальной включенности и ответственности.

Подобное положение дел заставляет социального работника в каждом конкретном случае искать баланс, меру взаимной непротиворечивости между личным и социальным, идеальным и реальным, должным, возможным и желательным. Социальная работа в этом понимании становится инструментом демократического общества - она стремится согласовать и примирить часто противоречивые интересы государства, общества, социальных групп и личности.

Этические принципы социальной работы определяются базовыми ценностями демократического общества, важнейшие из которых, как отмечают У. Фридлендер и Р. Эпт это:

  1. твердая вера в ценность, достоинство и творческие возможности каждого индивида;
  2. вера в несомненное право каждого иметь собственное мнение и убеждения, свободно их выражать и воплощать в жизнь в той степени, в которой это не ущемляет прав других людей;
  3. непоколебимая убежденность в неотъемлемом и неотчуждаемом праве каждого человека делать свой выбор и действовать на его основе в рамках меняющегося и развивающегося, но при этом стабильного общества.

Нормативно-ценностная природа социальной работы проявляется, например, в том, каким образом клиенты невольно включаются в систему профессиональных ценностных ориентаций. Социальный работник, работая с клиентом, неизбежно транслирует ему свои ценностные установки и свое понимание проблем. По сути, социальный работник предлагает клиенту осознать себя и свое психологическое пространство в системе таких категорий, как тревожность, агрессия, конфликт, чувство вины, мотив. В свою очередь он должен суметь увидеть и принять базовые ценности клиента, нормы его культуры и субкультуры и уметь вести диалог с клиентом в терминах его культурного окружения. Поэтому особую важность в социальной работе имеет процесс взаимовлияния ценностных систем.

Имманентная морально-этическая природа консультирования в социальной работе проявляется в том, как клиент аккультурируется к принятию системы ценностей социальной работы, в рамках которой определяется и интерпретируется его проблема. Постановка индивида или группы в позицию клиента означает начало нормированного взаимодействия с социальным работником, в ходе которого проситель становится клиентом. По сути, это предполагает, что клиент включается в контекст ценностей, суждений, допущений, теоретических представлений и, в некоторых случаях, профессионального языка социальной работы. Возможно, что клиент скорее будет обращаться в новую веру, чем включаться в открытое договорное и осознанное общение. Но в этом случае различия взглядов и точек зрения социального работника и клиента могут оказаться слишком значительными. Тогда процесс работы имеет мало шансов на успех.

Можно ли транслировать ценности, если сам не очень в них веришь?

С точки зрения взаимодействия ценностных систем интересны наблюдения, сделанные С.Халлеком относительно взаимодействия социальных работников с подростками. С его точки зрения, многие случаи бунтарства подростков можно соотнести с тем фактом, что они начинают осознавать, что значимые в их жизни взрослые постоянно лгут. Это особенно касается подростков, воспитывающихся в специальных учреждениях, таких, например, как интернаты, исправительные учреждения и т.д. Работая с такими проблемными подростками, социальный работник должен постоянно задумываться над вопросом: возможно ли транслировать информацию, ценности или нравственные установки подросткам, если сам не до конца в них веришь? Взрослые (социальные работники в том числе) зачастую пытаются внушать детям ценности и убеждения, которые сами в полной мере не разделяют. Такая ложь иногда рефлексируется, но чаще даже не осознается.

Рефлексия - профессиональное качество социального работника.

С. Халлек выделил несколько наиболее часто встречающихся видов профессиональной лжи социальных работников.

  1. Ложь как особая нравственность взрослых. Взрослые демонстрируют, что обладают более высокими морально-нравственными качествами, так как не делают предосудительных вещей или, по крайней мере, не демонстрируют свои пороки. На самом деле, взрослые просто более умело скрывают свои негативные качества.
  2. Ложь как необходимость принять помощь от профессионала, поскольку "…мы это делаем для твоего же блага. Мы просто хотим тебе помочь". Социальный работник представляет определенный социальный заказ, который, чаще всего, в отношении подростка подразумевает необходимость сделать его поведение социально приемлемым. Он не должен притворяться, что действует только на основе симпатии и чувства долга.
  3. Ложь как конфиденциальность. "Расскажи мне, что случилось, это останется между нами". Социальный работник не имеет право скрывать значимую информацию от людей и организаций, вовлеченных в процесс работы. Профессионально честным будет прямо сказать подростку о том, кто, кроме социального работника, сможет получить доступ к материалам и информации, полученной в ходе работы и общения с ним.
  4. Ложь как вознаграждение за конформность. "Сделай, это в твоих же интересах. Тебе станет проще жить". То, что требуют от подростка, часто отвечает интересам общества, но может противоречить его личностным потребностям и запросам.
  5. Ложь как отказ от ограничений. "Ты сможешь все, если захочешь". Многие подростки могут иметь ограниченный потенциал. Убеждая, что все возможно, социальный работник может подтолкнуть подростка к постановке заведомо не реалистичных целей и амбиций.
  6. Ложь безграничной помощи. "Доверься мне, и все будет хорошо. Я буду всегда тебе помогать". Подросток должен знать и понимать, что контакт с социальным работником ограничен рамками профессиональных функций. Социальный работник не обязан стать другом и предлагать подлинную эмоциональную близость.
  7. Ложь безусловного принятия. "Ты нравишься мне, но не твое поведение". Базовый принцип гуманистического подхода в воспитании: оценивать в категориях "нравится - не нравится" можно только поведение, но не личность - она всегда неценна и не может быть предметом оценочных суждений. Подросток должен чувствовать безусловное принятие со стороны взрослых. Однако реальность такова, что, работая с подростками, трудно не испытывать в определенных ситуациях гнев, раздражение, обиду и злость. В этих ситуациях социальный работник, считая, что испытывать такие эмоции по отношению к подростку есть признак профессиональной некомпетентности, несоответствия высоким гуманистическим идеалам профессии, может стремиться подавить или неосознанно рационализировать их и переносить свои чувства на другие объекты (например, на родителей подростка). Профессионально честным в этой ситуации будет дать понять подростку валентность, знак своих эмоций, в пределах возможностей профессиональной этики и отрефлексировать их. Гнев тоже может быть частью терапевтической и педагогической ситуации, поводом для интенсификации и углубления взаимодействия.

Предложенная С. Халлеком классификация должна помочь заинтересованному в личностном и профессиональном развитии социальному работнику, эта классификация - хороший повод для развития рефлексии.

Социальным работникам необходимо связать воедино многие, часто противоречивые требования, возложенные на него профессией. Это становится источником многочисленных ценностных дилемм и противоречий в профессиональной деятельности. Одним из центральных противоречий такого рода для социального работника является необходимость быть инструментом одновременно и социального контроля, и социального изменения. Социальный работник сталкивается с зачастую трудно разрешимыми противоречиями между интересами личности и общества. Ему приходится искать баланс между поощрением самореализации и самодетерминации клиента и ограничением его свободы в контексте социальной ответственности; между терпимостью (даже снисходительностью) и принуждением; между формальным долгом перед бюрократической системой и потребностью клиента в той или иной помощи; между правами детей и родителей, мужа и жены. Одна из старых дилемм, стоящих перед социальной работой, - как облегчить тяготы социально депривированных групп населения, но при этом избежать социального иждивенчества, оказывать помощь, не забывая принципов опоры на самого себя.

Социальные работники предлагают людям помощь в связи со сложными нравственными вопросами и затруднениями, переплетенными с социально-экономическими реалиями их жизни и деятельности в обществе. Они выступают одновременно трансляторами норм и их реформаторами, расширяя рамки толерантности по отношению к тем, кто не соответствует общепринятой социальной норме, к тем, кто просто "иной". Многие из их диагностических выводов предстают как этические суждения, оценивающие личность, поведение, межличностные отношения. Очевидно, что социальных работников нужно учить делать такие суждения эксплицитно и брать за это ответственность.

Содержание и направленность профессиональных действий социального работника следует рассматривать в системе ценностных координат, важнейшими элементами которой являются обусловленность взаимодействия гуманистическими ценностями. Рефлексия ценностных диспозиций должна рассматриваться как ключевая характеристика профессионального самосознания социальных работников.

2.2 Личность и профессия социального работника

Социальная работа - это сложный процесс, требующий прочных знаний в области теории управления, экономики, психологии, социологии, педагогики, медицины, правоведения и т.д. Ее эффективность во многом зависит от самого социального работника, его умений, опыта, личностных особенностей и качеств.

Цель: познакомить студентов с профессиональной этикой социального работника.

Основные понятия

Этические нормы, этика социального работника, долг, этикет в социальной работе, ценности социальной работы.

Каждая профессия в системе «человек - человек» базируется на особой, присущей только ей, системе знаний как теоретического, так и практического характера. В сфере социальной работы выработана особая система нравственных принципов, задающих некие «правильные» способы общения с клиентами, коллегами, официальными инстанциями, которые отличают профессионала от непрофессионала.

Этика социального работника представляет собой совокупность принципов, правил общения и поведения, нравственных норм и предписаний, регулирующих отношения между работниками социальных служб и между клиентами и социальными работниками. Цель этики социальной работы - обеспечение и поддержание социально одобряемых моделей профессиональной деятельности. Ценности социальной работы проявляются на различных уровнях и образуют основу мировоззрения профессионала, где реализуются убеждения, идеалы, этические правила и профессиональные ценности.

Ценности социальной работы - базируются на уважении к равенству, ценности каждой личности и достоинства каждого человека. Обеспечение прав человека и социальной справедливости служит мотивацией и поводом для деятельности социальных работников. Ценности социальной работы воплощены в профессиональных национальных и международных этических кодексах.

Этические принципы непосредственно связаны с ценностной ориентацией в социальной работе и касаются следующих взаимосвязанных аспектов:

определение ценностной базы профессии в зависимости от ее социальной роли, целей, приоритетов;

внедрение этических стандартов в соответствии с ценностной базой;

обсуждение с коллегами этических затруднений (дилемм), с которыми встречаются социальные работники при выполнении профессиональных обязанностей.

Важнейшими ценностями профессиональной социальной работы являются:

гуманизм и безусловное уважение к человеку;

обостренное чувство профессионального долга;

обостренное чувство добра и справедливости;

добросовестность, вежливость и терпимость;

честность и порядочность.

Противопоказаны следующие антиподы морали: бюрократизм и волокита, черствость и равнодушие к личности, несправедливость, высокомерие, взяточничество, коррупция.

Ценности социальной работы анализируются в соотношении с профессиональными нормами и требованиями на трех уровнях:

макроуровень связан с корпоративными принципами и нормами взаимодействия, отношениями коллективной ответственности;

мезоуровень связан с ценностями клиентов: групповыми, корпоративными, религиозными, этическими.

микроуровень отражает ценностный спектр взаимодействия социального работника и клиента.

Макроуровень ценностей социальной работы дает обоснование конкретным действиям социального работника в пределах профессиональной компетенции. Они базируются на балансе личных интересов социального работника и его обязанностей:

преимущества индивида по отношению к обществу;

уважение конфиденциальности во взаимоотношениях с клиентом;

готовность отделить личные нужды и чувства от профессиональных отношений;

стремление к развитию самопомощи клиента и т. д.

К ценностям мезоуровня относят различные группы ценностей, которые отражают общепринятые стандарты социальной жизни в обществе: демократию, равенство, прогресс, свободу, самореализацию.

Микроценности социальной работы определяются нравственной культурой специалиста, выступают на межличностном уровне и являются основой для эффективного взаимодействия социального работника и клиента.

Нравственная культура личности проявляет себя в соблюдении этикета - правил, манер поведения в межличностном общении, принятых в конкретной социальной, профессиональной и бытовой среде. Совпадение внешней формы поведения с его истинно нравственным содержанием — отличительная черта профессионального этикета. Вежливость, деликатность, умение выслушать клиента, собеседника, умение владеть собой, самокритично подходить к своим поступкам - суть этикета социального работника.

Ценности социальной работы воплощены в профессиональных национальных и международных этических кодексах. Наиболее известный - это «Кодекс этики Национальной Ассоциации социальных работников» (НАСР). В соответствии с ним соционом рассматривается как работник социальной службы, осознающий свою моральную ответственность перед клиентом и обществом, добровольно принявший на себя ответственность в оказании помощи в улучшении качества жизни.

В «Международной декларации этических принципов социальной работы» (1994) указывается, что этические стандарты необходимо принимать, учитывая при этом различия в законодательстве, культуре, социально-экономической политике, управлении различных государств.

В России профессионально-этический кодекс социального работника был принят в 1994 г. В этом документе сформулированы принципы, формирующие личность социального работника, его специфический подход к овладению профессий, и принципы, касающиеся его отношений с отдельными людьми или группой.

Межрегиональная общественная организация «Ассоциация социальных работников социальных служб» представила Профессионально-этический кодекс работников социальных служб в новой редакции как руководство конструктивного решения этических проблем, возникающих в процессе социального обслуживания населения в различных регионах Российской Федерации. Каждый раздел и статья кодекса предусматривают регулирование определенной области профессиональных взаимоотношений работников социальных служб; все они являются составными частями профессиональной этики, системой нравственных принципов и норм поведения в профессиональной деятельности тех, кто добровольно взял на себя миссию социального обслуживания людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

В заключении данного документа подчеркивается, что в случае возникновения в практике социальной работы профессиональноэтических дилемм, предполагающих в целях их разрешения конкретное применение положений кодекса, важно рассматривать его статьи не изолированно, а в тесной взаимосвязи.

Практическая этика социального работника включает внутреннюю и внешнюю нравственную культуру. Важны внешний вид работника, качество и внешний вид помещения, его удобство для посетителей, психологическая атмосфера и доверие к посетителям. Вежливость, деликатность, умение выслушивать клиента, собеседника, умение владеть собой, самокритично подходить к своим поступкам — основа этикета социального работника.

Важнейшим понятием профессиональной этики является долг, который предстает как совокупность объективной необходимости и личностной активности специалиста. Долг и ответственность социального работника перед обществом и государством требуют профессионального мастерства при решении всех задач и проблем населения. Долг специалиста перед своей профессией предполагает реализацию гуманистического потенциала в обществе, утверждение социальной работы как необходимого общественного института, имеющего высокую значимость и престиж.

Изучение практики социальной работы на индивидуальном уровне позволило выявить следующие этические затруднения.

Независимость и манипулирование: для социального работника, который рассматривает независимость человека как одну из базовых ценностей, всякое управление его поведением выглядит как манипулирование.

Патернализм и самоопределение клиента: патернализм допускает вмешательство социального работника в личную жизнь клиента для его же собственного блага. Для разрешения этого противоречия утверждается принцип информированного согласия, превращающего клиента в партнера.

Конфиденциальность и частный характер сообщений: в отдельных случаях социальные работники вынуждены рассматривать возможность раскрытия информации, например, в случае угрозы со стороны клиента третьему лицу.

Законы и благополучие клиента: законодательство не может предусмотреть все многообразие социальной жизни. В некоторых случаях возможность обеспечения благополучия клиента вступает в противоречие с существующим законодательством.

Личные и профессиональные ценности: социальный работник может быть не согласен с клиентом по политическим, религиозным, нравственным или другим мотивам. Однако свой долг он обязан выполнить.

Необходимость говорить правду: не подвергается сомнению законное право клиентов на получение достоверной информации о делах, связанных с их состоянием и благополучием. Однако в отдельных случаях представляется этически оправданным скрыть правду или предложить «спасительную ложь» для их пользы.

Профессиональным долгом социального работника по отношению к коллегам является подчинение своих действий единым для всего коллектива поставленным целям, обеспечение согласованности действий всех членов коллектива.

Основное содержание профессионального долга социального работника по отношению к клиентам заключается в его содействии наиболее полной самореализации личности, достигаемой различными способами и методами в соответствии с потребностями клиента. За выполнение этих требований социальный работник несет моральную ответственность.

Важнейший долг социального работника перед самим собой - поддержание своей чести и достоинства. Честь и достоинство социального работника — это признание клиентами, коллегами, обществом его высоких профессиональных качеств и ценности как специалиста и личности. Необходимость оказывать эффективное воздействие на сознание клиента является важным основанием для предъявления очень высоких требований к личности социального работника и его профессиональной подготовке, системе взглядов и мировоззрению.

Особую роль в практической этике социального работника играет нравственная культура, как внутренняя, так и внешняя:

внешний вид работника;

внешний вид помещения;

удобство для посетителей;

психологическая атмосфера доверия к посетителю.

Этические знания — необходимая часть профессиональной деятельности социального работника. Его способность действовать в

соответствии с этическими нормами существенно повышает качество услуг, предлагаемых клиентам, а также предотвращает злоупотребление социальным работником своим статусом.

Социальный работник, приступая к работе с конкретным клиентом, должен помнить, что каждый человек имеет право на собственные убеждения, взгляды, идеи и его воззрение необязательно совпадет с убеждениями социального работника.

Этические профессиональные нормы социальных работников можно разбить на шесть групп.

Поведение и облик социального работника (следование лучшим профессиональным образцам).

Этические обязательства по отношению к своим клиентам (содействовать клиентам в самостоятельном решении существующих проблем; не распространять информацию, полученную от клиентов).

Этические обязательства по отношению к своим коллегам (относиться к ним с уважением и доверием).

Этические обязательства по отношению к организациям, с которыми осуществляется сотрудничество (быть верным обязательствам) .

Этические обязательства по отношению к своей профессии (содействовать общественному признанию и престижу профессии).

Этические обязательства по отношению к обществу (содействовать социальным изменениям во благо отечества).

Список использованных источников:

Медведева, Г. О. Профессионально-этические основы социальной работы: курс лекций. — М., 2013.

Социальная работа: введение в профессиональную деятельность: учеб. пособие / отв. ред. А.А. Козлов. — М., 2014.

Якушев, В. А. Социальная защита. Социальная работа: конспект лекций. — М., 2014.

Ярская-Смирнова, Е. Р. Профессиональная этика социальной работы: Учебник. — М., 2013.

Пс.24.4. Укажи мне, Господи, пути Твои и научи меня стезям Твоим.
Иак.1.27. Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира.
Иак.2.15, 16. Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы?

"Вот кто-то, решив: после нас хоть потоп, -
Как в пропасть шагнул из окопа.
А я для того свой покинул окоп,
Чтоб не было вовсе потопа."
(Владимир Высоцкий)

Целью организации "СТЕЗЯ" является социальная адаптация граждан, попавших в затруднительное положение в непростые и драматичные моменты истории нашей Родины.
Эта задача решается деятельностью на основе традиционной культуры, богатого потенциала нашей земли, патриотизма, свободного народного творчества, гражданской солидарности, мужества и сплоченности, общей ответственности за судьбу Родины.

  • Лента
  • |
  • Участники
  • |
  • Фото 39
  • |
  • Видео 256
  • |
  • Мероприятия 0


Этические проблемы социальной работы

зав.кафедрой социальной работы Миссионерского факультета
Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета
к.и.н., доц. Зальцман Татьяна Валерьевна
www.diaconia.ru/files/56ce9c/73416d/a11835/8b4567/eticheskie_problemy_sotsialnoy_raboty_2016.pdf
Этика социальной работы
Социальная работа относится к таким видам деятельности, в
которых профессионально-этическая компетентность
специалиста является значимым компонентом
профессионализма.
Этика социального работника – это вид профессиональной
морали, которая представляет собой кодекс поведения,
обеспечивающий нравственный характер тех взаимоотношений
между людьми, которые вытекают из требований к
профессиональной деятельности и профессиональной
компетентности.
Специфика профессиональной этики заключается в том, что
общие этические категории особым образом проявляются в
профессиональной деятельности социального работника.
Профессиональная этика
это нравственное
самосознание
профессиональной группы, ее
психология и идеология.
Предметная область профессиональной
этики
профессиональная мораль как совокупность
идеалов и ценностей профессии;
этические принципы, нормы поведения,
кодексы;
качества личности специалиста, необходимые
для выполнения профессионального долга;
нравственные взаимоотношения специалистов;
цели и методы профессионального обучения и
воспитания.
К социальным работникам, так же как
и к некоторым другим профессиям
предъявляются повышенные
профессиональные и этические
требования, так как от них зависит
жизнь, физическое и социальное
здоровье людей.
Такие требования и нормы
фиксируются в особых кодексах,
декларациях о намерениях, «клятвах».

Факторы, провоцирующие неэтичное
поведение на работе
1. Конкуренция (или противостояние
действующей жесткой иерархической
системе)
2. Недостатки системы контроля;
3. Ориентированность руководства
исключительно на результат;
4. Отсутствие поддерживающих этичное
поведение норм.
Этический кодекс
социального работника
Этический кодекс призван, с одной стороны, обеспечить
следование профессионалов определенным стандартам
поведения, в которых находят выражение интересы
клиентов профессиональной деятельности.
С другой стороны, его задача поддерживать моральный
престиж и репутацию профессионального сообщества
социальных работников в «большом» обществе, внушить к
ним доверие и тем самым обеспечить материальные и
духовно-нравственные предпосылки для собственного
развития самих социальных работников.
Наряду с требованиями, обращенными вовне, есть
моральные нормы, регулирующие взаимоотношения
членов профессионального сообщества.
Кодекс этики социального педагога и
социального работника России (2003)
Кодекс разработан на основе рекомендаций
Международной Федерации социальных работников и
представляет собой документ, в котором излагаются
основные, базовые принципы и ценности социальной и
социально-педагогической работы, связанные с
реализацией специалистами социальной сферы своих
профессиональных обязанностей.
Главная цель «Кодекса этики социального работника и
социального педагога» - определить и обозначить
этические принципы и нравственные (моральные)
позиции человека (клиента), специалиста (социального
работника и социального педагога) и общества
(различных институтов социума) в процессе их
взаимодействия при удовлетворении социальных
потребностей клиента.
Кодекс этики социального педагога и
социального работника России
Способность действовать в соответствии с этическими
нормами существенно повышает практическую
значимость и качество услуг, предлагаемых клиентам.
Этический долг социального работника - поддерживать
высокие нравственные стандарты своего поведения,
исключая какие-либо бесчестные, бестактные действия;
четко различать высказывания и действия, сделанные им
как частным лицом и как профессионалом, поэтому
Кодекс этики включает в себя:
принципы и стандарты этического поведения
специалиста;
требования к специалисту по нормативно-правовой базе
РФ;
личные качества, присущие социальному работнику как
профессионалу.
1. Кодекс этики и служебного поведения федеральных
государственных гражданских служащих
Министерства здравоохранения и социального
развития Российской Федерации (утвержден
Приказом Минздравсоцразвития России от 14.02.2012
N 120);
2. Кодекс этики и служебного поведения работников
органов управления социальной защиты населения и
учреждений социального обслуживания (утвержден
Приказом Минтруда России от 31.12.2013 № 792).
3. Кодекс профессиональной этики и служебного
поведения работников федеральных государственных
учреждений медико-социальной экспертиз (утвержден
Приказом Минтруда России от 1.09.2014 № 596).
Слова и термины в социальной работе
как этическая проблема
Термин «майдаун» появился в интернете летом 2014 года.
Шествие участников движения «Антимайдан» в феврале 2015 года
Директор по развитию
благотворительного
фонда «Даунсайд Ап»
Ирина Меньшенина
направила официальное
письмо фонда
организаторам шествия.
Использование диагнозов
в качестве оскорблений
совершено недопустимо.
В Японии не потребляются слова «плохой» или «нехороший»
по отношению к детям. Для примера, даже на велосипедных
стоянках возле школы таблички гласят:
«Так ставят велосипеды хорошие дети»
«Так хорошие дети велосипеды не ставят».
Даун – это фамилия английского ученого, который
описал человека с синдромом самой распространенной
генетической аномалии. Джон Лэнгдон Даун не только
изучал этот синдром, но и много лет посвятил работе
с такими людьми.
Других смыслов в этом слове нет.
Этические проблемы могут возникать
по следующим направлениям
 – соотношение целей и средств их достижения;
 – соотношение личных и общественных
интересов;
 – выбор между краткосрочной выгодой и
долгосрочным результатом;
 – соотношение материальных и духовных
ценностей при принятии решений.
Отношения между руководителями и
подчиненными влияют на весь характер делового
общения, во многом определяя его нравственно-
психологический климат.
Это касается, прежде всего, того,
1. как и на основе чего отдаются распоряжения в
процессе управления,
2. в чем выражается служебная дисциплина,
3. участвуют ли подчиненные в принятии
решений,
4. какими методами подчиненные поощряются к
более активным действиям, в какой мере
учитывается их индивидуальность.
Этические проблемы, возникающие в
деловых отношениях
• сокрытие фактов и неверная информация в отчетах при проведении проверок;
• выпуск некачественной продукции или предоставление некачественных услуг;
• завышение цен или прямой обман при проведении деловых переговоров;
• излишняя самоуверенность в суждениях, которая может привести к нанесению
ущерба интересам компании;
• безоговорочное подчинение руководству, каким бы неэтичным и несправедливым
оно ни оказалось;
• наличие фаворитов;
• невозможность высказать свое возмущение и несогласие в атмосфере неэтичных
поступков;
• невозможность уделять должное внимание семье или личным делам из-за обилия
работы;
• невозвращение каких-либо вещей или ценностей, взятых на рабочем месте, у
сослуживцев или из фондов компании;
• сознательное преувеличение преимуществ своего плана работы для получения
поддержки;
• преувеличенное внимание к перемещениям по иерархической лестнице в ущерб
интересам дела;
• перемещение по служебной лестнице «по головам» сослуживцев;
• создание союзов с сомнительными партнерами в надежде на счастливую случайность;
• затяжки и промедления с выполнением своих обязанностей, что приводит к растрате
времени и денег.
Особая специфика взаимодействия
социальных работников со
священниками.
Профессиональное общение
 Уважение
 Партнерские
отношения
 Этикет и субординация
 Культура
профессиональной
речи
Этическая дилемма
Дилемма – это положение, при котором выбор одного из
двух противоположных решений одинаково
затруднительных (Толковый словарь Ожегов С.И.,
Шведова Н.Ю.).
Можно выделить группу этических дилемм, которые рано
или поздно возникают в практической социальной работе в
любом обществе и к преодолению которых в силу
предупреждающей ответственности следует быть
подготовленными.
Этическая дилемма представляет собой ситуацию
морального выбора, когда при реализации одной
нравственной ценности разрушается другая, не менее
важная.
Этические проблемы и дилеммы
возникают в отношении
к клиентам,
коллегам,
собственной профессии,
обществу в целом.
Эти проблемы нередко расплывчаты, неопределенны и порождают
неуверенность, стремление не замечать и уклоняться от них.
Большинство затруднений для социального работника обусловлено
необходимостью выбора между двумя или более противоречивыми
обязательствами в постоянно меняющемся мире, развивающимися
технологиями.
Проблемные области и этические дилеммы далеко не всегда являются
общими для разных стран из-за различий в культуре и государственном
управлении.
Необходимо поощрять дискуссии с целью выяснения важнейших вопросов
и проблем, характерных для данной страны.
Независимость и манипулирование
Для социального работника, который рассматривает
независимость человека как одну из базовых ценностей,
всякое управление его поведением выглядит как
манипулирование, но если такое решение невозможно без
хотя бы незначительного воздействия или навязывания
ценностей, а цель заманчива и реальна, социальный
работник сталкивается с этической дилеммой.
Например, настаивая на том, что человек должен не
мириться с обстоятельствами, а стремиться их изменять,
что надо рационально использовать достоверные знания и
планировать свое будущее, социальный работник не может
быть уверен, будто бытие станет совершеннее благодаря
его усилиям. Не может он быть уверен, что данная ситуация
и не ухудшится от его вмешательства. При этом
социальным работником обеспечивается принцип «не
навреди».
Независимость и манипулирование
В социальной работе необходимо избегать
возможности манипулирования сознанием и
поведением, с тем, чтобы ориентировать
клиента на идентификацию собственных
ценностей и соотнесение с ними своих
поступков.
Когда в центре внимания клиента находятся его
собственные ценности, потенциал
манипулирования снижается. Для этого надо
развивать способности клиента делать
осознанный и целенаправленный выбор
ценностей и нести ответственность за этот
выбор.
Необходимость говорить правду
Эта дилемма состоит в том, что, с одной стороны, не
подвергается сомнению законное право клиентов на
получение достоверной информации об их состоянии и
благополучии, и считается, что нельзя отказывать им в
правдивой информации или предоставлять
дезинформацию.
С другой стороны, в отдельных случаях представляется
этически оправданным и даже необходимым скрыть
правду от клиентов или "снабдить" их
дезинформацией ("спасительной ложью") для их же
пользы.
В западной практике - преобладает первая позиция, в
российской - вторая.
Конфиденциальность и частный
характер сообщений
Во всех национальных этических кодексах и уставах
содержится положение о том, что социальный работник,
уважая личность и достоинство клиента, должен сохранять
полученную от него информацию строго конфиденциально.
Информация, используемая в одном случае, не должна быть
применена для других целей без соответствующих санкций.
Возникает необходимость информировать клиента о
границах конфиденциальности в конкретной ситуации, о
целях получения информации и ее пользования и
одновременно получить согласие клиента, например, на
печатание, запись разговора, участие третьего лица.
Возможность доступа к информации через электронные
ресурсы острее ставят проблему конфиденциальности.
Закон о защите персональных данных от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ
Сакральное / светское
Социальная работа на приходе одновременно
должна поддерживать социальное (в том числе,
материальное) благополучие людей и помогать
прихожанам выполнять свой христианский долг.
Моральный долг и работа по найму
человеку «стыдно получать деньги в церкви» .
Отсюда вытекает противопоставление
«должность или человек». Несмотря на наличие
должностной инструкции и устава религиозной
организации, круг обязанностей социального
работника храма не удается четко определить:
«это такая должность, … человек занимается тем,
что требуется в данный момент»
Должность / призвание
четкое определение обязанностей не подходит
для работы в церкви: «В церкви все-таки место
такое особое, все-таки, прежде всего, это дело
сердца»
Специфика социальной работы в том,
что
клиентами социальных служб часто являются люди,
которые трудны в общении, что может быть вызвано
как возрастными (например, снижение памяти),
эмоциональными (например, гнев),
культурными (например, этическая невоспитанность)
характеристиками клиента.
Общение с клиентом
 Принятие человека
таким, каков он есть.
 Уважение права клиента
на принятие
самостоятельного
решения на любом этапе
совместных действий
 Тактичность
 Порядочность
 Комфортность общения и
функциональность
помещений
Правила общения с людьми с
особенностями в развитии
Концепция «независимой жизни»
Понятие «независимая жизнь» в концептуальном значении
подразумевает два взаимосвязанных момента:
1.Независимая жизнь – это право человека быть неотъемлемой
частью жизни общества и принимать активное участие в
социальных, политических и экономических процессах, иметь
свободу выбора и свободу доступа к жилым и общественным
зданиям, транспорту, средствам коммуникации, страхованию,
труду и образованию, возможность самому определять и
выбирать, принимать решения и управлять жизненными
ситуациями.
2. Независимая жизнь - это способ мышления, это
психологическая ориентация личности, которая зависит от ее
взаимоотношений с другими личностями, ее физическими
возможностями, системой служб поддержки и окружающей
средой.
Профессиональное общение
 Уважение
 Партнерские
отношения
 Этикет и субординация
 Культура
профессиональной
речи
Международная декларация этических
принципов в фандрайзинге (2006)
В 2006 году в Нидерландах на саммите
представителей 24 ассоциаций фандрайзеров мира
была принята декларация этических принципов в
фандрайзинге. Ниже мы приводим ее примерный
перевод на русский язык. Текст декларации на
английском (файл в формате PDF) .
Ассоциация фандрайзеров (декабрь 2013)
Попытки создания ассоциации предпринимались
достаточно давно, начиная с 2000-х годов, но тогда,
как говорят специалисты, рынок был еще не готов.
Российская ассоциация, по словам учредителей,
имеет те же цели и задачи, что и профессиональные
ассоциации фандрайзеров во всем мире – развитие и
формирование фандрайзинга как социального
института и профессии.
Привлечение
средств от групп
доноров,
вызывающих
сомнения с
этической точки
зрения
Не приемлемо привлечение средств от
организаций оккультного и деструктивного
характера (сект и тому подобных).
Не приемлемо активное привлечение средств от
организаций или частных лиц с криминальным
имиджем (обращение к ним по своей инициативе).
Допустимо пассивное привлечение средств от
таких лиц и организаций (положительный ответ на
предложение).
Не приемлемо при отказе от пожертвования
ссылаться на криминальное прошлое донора.
Не приемлемо привлечение средств от
производств, осознанно приносящих вред
(откровенно уклоняющихся от соблюдения
требований техники безопасности и экологических
норм).
Допустимо привлечение средств от профсоюзов,
традиционных религиозных организаций,
организаций сетевого маркетинга, политиков и
политических партий, административных органов,
заключенных, анонимных доноров.
Денежное
вознаграждени
е труда
фандрайзера
Оплата деятельности фандрайзера
относится на статью "административные
расходы". Труд фандрайзера
оплачивается из средств, выделенных на
эту статью расходов, но в размере, не
большем чем 20% от общей суммы
привлеченных средств; либо оценивается
в денежном эквиваленте и
рассматривается как личный
благотворительный вклад фандрайзера.
Желательно информировать донора о
существовании данной статьи расходов.
Заработная плата фандрайзера может
начисляться из средств организации-
заказчика. Оплата производится по
согласованию с заказчиком.
Распространение
фандрайзером
информации о
заказчике во время
и после
фандрайзинговой
активности
Вся информация о клиенте,
используемая фандрайзером должна
быть максимально открытой.
Подлежит ограничению:
личная конфиденциальная
информация
информация о парт

Специфика современной социальной работы требует высокого уровня профессионализма, знания всех тонкостей и деталей своей профессии.

Профессионализм в социальной работе – это постоянно поддерживаемые на высоком уровне знания, умения и навыки социального работника, обеспечивающие квалифицированное содействие людям в разрешении их жизненных проблем. Это умение трезво оценить фронт работ и рационально распределить свои силы для их выполнения.

Профессионалами не рождаются, ими становятся в процессе постоянного обучения, нарастающего опыта работы, общения с более опытными людьми и повышения своей квалификации.

Профессионализм – это личная философия успеха. Он обеспечивает уважение в обществе, со стороны коллег и обслуживаемых пенсионеров.

Профессионализм социального работника характеризуется наличием у него (Рисунок 1):

  • профессионального призвания;
  • профессиональных знаний, умений и мастерства;
  • профессиональной гордости своим трудом;
  • глубокой мотивации к выполнению труда в различных его модификациях
  • духовно-нравственных качеств, склонности к работе с людьми, социально-генетической предрасположенности к работе с человеком;
  • объективно-критического отношения к своей деятельности;
  • способности всю жизнь учиться и самореализовываться.

Профессионализм социального работника

Социальная работа объединяет в себе и призвание, и профессию, поэтому профессионализм может измеряться степенью гармонизации этих составляющих, их целостностью и системностью.

Успех любой коллективной деятельности лежит в отношениях сотрудничества и доверия, взаимопомощи и профессионализма. При этом не менее вaжнo oпpeдeлить индивидyaльнo-пcихoлoгичecкиe кaчecтвa личнocти каждого сотрудника, их peaльнoe cocтoяниe и вoзмoжнocти, cтeпeнь кoнфликтнocти и кoммyникaбeльнocти.

Сплочённый коллектив – это сам по себе потенциально мощный стимул трудовой активности, который приносит удовлетворение своим членам, ставит высокие цели, создает творческую атмосферу. He зря говорят, что человек счастлив тогда, когда он c хорошим настроением идёт на работу и c таким же возвращается домой. Совместное решение производственных интересов уменьшает стрессовые ситуации, повышает профессиональный потенциал сотрудников.

Работая специалистом по социальной работе (заведующим отделением) отделения социального обслуживания на дому № 7 государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Краснодарского края «Щербиновский комплексный центр социального обслуживания населения» (далее – ГБУ СО КК «Щербиновский «КЦСОН») более 10 лет, считаю, что необходимое условие для эффективного осуществления социальной работы, и функционирования отделения в целом возможно при высокой квалификации социальных работников, профессионалов своего дела.

Актуальность этой проблемы определило тему моего проекта «Профессионализм социального работника как главное условие эффективной деятельности отделения в целом».

Объект исследования: коллектив социальных работников отделения социального обслуживания на дому № 7 ГБУ СО КК «Щербиновский КЦСОН»

Предмет исследования: особенности личностных качеств социальных работников отделения, влияющих на их профессионализм и качество предоставляемых услуг получателям социальных услуг.

Цель данной работы: изучение влияния профессионализма социальных работников на эффективную деятельность отделения в целом.

Методы исследования: классификация, обобщение, сравнительный анализ, анкетирование и статистические методы обработки имеющейся информации.

Оценка работы персонала призвана дать ответ на вопрос: насколько эффективным является деятельность социальных работников в отделении? Например, можно потратить много сил и времени на выполнение той или иной работы, и всё же не получить желаемого результата: обслуживаемый пенсионер окажется недовольным сроком или качеством предоставленных услуг. В этом случае затрат усилий много, а эффективность низкая. Таким образом, если работа с большим темпом и высокой производительностью имеет итогом неприемлемый результат, то её нельзя считать эффективной.

Оценка результатов труда – одна из функций по управлению персоналом, направленная на определение уровня эффективности выполнения работы.

Учёт различных факторов, их классификация обязателен при проведении оценки результативности труда конкретных социальных работников в конкретных условиях места и времени, так как повышает степень обоснованности, объективности и достоверности выводов оценивания.

Классификация факторов,
учитываемых при проведении оценки результативности труда

Выполнение должностных обязанностей

Соблюдение трудовой дисциплины

Интенсивность и напряжённость работы

Перевыполнение норм нагрузки

Рациональное использование рабочего времени

Оперативность и инициативность в работе

Применение инновационных форм работы

Участие в мероприятиях, конкурсах, опросах и т.д.

Специфичность и своевременность решаемых задач

Психофизиологическое состояние работника

Моральный климат в коллективе

Коммуникабельность, бесконфликтное взаимодействие

В ходе исследования были изучены следующие факторы.

Уровень образования социальных работников отделения

В отделении социального обслуживания № 7 работает 11 социальных работников. Из них имеют средне специальное образование – 7 человек, 1 – обучается в средне специальном учебном заведении (далее – колледж) и 3 человека имеют среднее (полное) образование.

Профессионализм социального работника

Опыт социальных работников отделения (на основании стажа)

По результатам статистического анализа следует, что: 81,9 % социальных работников работает в отделении от 5 до 10 лет (27,3 %); от 10 до 15 лет (27,3 %) и от 15 до 27 лет (27,3 %), и лишь 18,1% работают в этом отделении менее 3 лет (Диаграмма 3).

Таким образом, коллектив социальных работников отделения социального обслуживания на дому № 7 достаточно устоявшийся, основную часть которого составляют работники, имеющие стаж от 5 до 27 лет. Поэтому с уверенностью можно сказать, что коллектив достаточно опытен в оказании социальных услуг, у сотрудников сформировано профессиональное поведение: отмечен положительный опыт в выполнении должностных обязанностей и функций социального работника.

Профессионализм социального работника

Физические способности социальных работников отделения (на основании возраста)

Коллектив отделения женский, а для женщины характерны доброта, гуманность, отзывчивость к чужим переживаниям, одним словом, женщина – это стабилизатор цивилизации и всего общества.

В ходе исследования проведено анкетирование социальных работников, позволяющее определить степень готовности работников к повышению уровня образования, готовности к восприятию инновационных методик в работе.

Работникам были предложены следующие вопросы:

  1. Считаете ли Вы свои профессиональные знания и умения достаточными для работы в социальной сфере обслуживания на дому?

Знания всегда тесно связаны с действиями.

Умение – это успешный способ выполнения деятельности в новых условиях.

Навыки – это частично автоматизированные действия.

Таким образом, большинство опрошенных социальных работников считают себя подготовленными к работе с пожилыми гражданами, состоящими на социальном обслуживании, т.е. владеющими достаточным уровнем знаний, умений и навыков, позволяющих достичь наиболее эффективных результатов в деятельности отделения в целом.

  1. Считаете ли Вы необходимым повышать свое образование, проходить курсы повышения квалификации?

При ответе на данный вопрос 100% (11 человек) ответили «да», что говорит о том, что они идут в ногу со временем, постоянно отслеживают вновь появляющиеся технологии в социальной работе, изучают их и применяют в своей практике. Коллектив понимает и видит путь оптимального развития профессиональной компетентности – это получение специального образования, прохождение курсов повышения квалификации, самообразование, обмен опытом с коллегами, участие в конкурсах профессионального мастерства «Лучший социальный работник», использование в работе различных Интернет-ресурсов.

  1. Как часто вы используете нестандартные методы, приемы, технологии в работе с обслуживаемыми пенсионерами?

На данный вопрос 81,8 %, т.е. 9 человек, отвечают «часто». И в тоже время 18,2 % (2 человека) отвечают: «иногда используют нестандартные методы и приемы в работе с получателями социальных услуг».

Социальные работники отделения всегда находят индивидуальный подход к каждому обслуживаемому пенсионеру, грамотно используя слабые и сильные стороны характера любого человека.

В результате анализа анкетирования можно сделать следующие выводы:

  • коллектив обладает достаточным уровнем знаний, умений;
  • коллектив социальных работников достаточно устоявшийся;
  • в коллективе сформировано профессиональное поведение;
  • социальные работники имеют организаторские способности;
  • большую часть составляют работники, имеющие среднее профессиональное образование;
  • социальные работники считают своих коллег профессионалами в своем деле;
  • в коллективе существует благоприятный психологический климат, существенная удовлетворенность своей деятельностью.

Следовательно, деятельность коллектива отделения социального обслуживания на дому № 7 ГБУ СО КК «Щербиновский КЦСОН» является эффективной и направлена на поддержание активного долголетия граждан пожилого возраста и инвалидов.

Но, останавливаться на этом не стоит. Поэтому, в своей работе продолжаю использовать различные способы и механизмы мотивации повышения эффективности труда:

  1. Maтepиaльнoe стимулирование.

В ГБУ СО КК «Щербиновский КЦСОН» разработано Положение о материальном стимулировании работников и установлены различные надбавки за интенсивность, напряженность и качество выполняемой работы. Выплаты социальным работникам производятся ежемесячно и поквартально.

5.Профилактика синдрома профессионального выгорания.

Таблица 2. Результативность мотивации по повышению эффективности труда.

Возникает вопрос, как же вдохновить сотрудников на постоянное повышение эффективности в работе? Прежде всего, надо точно знать, что вдохновляет каждого сотрудника по отдельности, что движет социальными работниками: деньги, личностное развитие или всеобщее благополучие?

Для этого, я условно распределяю социальных работников в группы по эффективности их труда (Рисунок 2), личностным особенностям и мотивам, определяющим их отношение к работе, использую, так называемый, индивидуальный подход к работнику. Это очень мощный приём вдохновения. В работе с социальными работниками я избегаю критики, не ругаю без причины, а объясняю плюсы и минусы выполненного задания, указываю над чем стоит ещё поработать. И хорошим дополнением служит обязательная похвала за прогресс.

Профессионализм социального работника

Для того, чтобы социальному работнику было комфортно работать, чтобы он шёл на работу с желанием выполнить как можно больше необходимых пенсионеру услуг, мог легко оказать психологическую поддержку и т.д., я создаю участки обслуживания, учитывая психотипы социальных работников и пенсионеров. Эти участки обслуживания при необходимости могут меняться.

Психотип человека – это часто наблюдаемые качества, черты характера, особенности темперамента, поведения и другие индивидуальные особенности личности. При грамотном сочетании психотипов работников и получателей социальных услуг всегда образуется положительная взаимосвязь среди них, повышается качество и результативность труда социальных работников, улучшается жизненный потенциал обслуживаемых пенсионеров.

Психологические типы социальных работников
  1. Сопереживающий – способность глубоко понять и вчувствоваться в проблемы пенсионера
  2. Директивный – социальный работник выступает в роли учителя, указывающего, как следует поступить и что делать в конкретной ситуации
  3. Эмоционально-нейтральный – эмоциональная дистанционность социального работника от глубинных проблем пенсионера, ориентированность на текущие проблемы и практическое их решение
  4. Недирективный – основан на принципе партнёрства, положительные установки пенсионеру даются не в виде указаний, а косвенно, не игнорируя его точку зрения.
Социально-психологические типы пенсионеров
  1. «Вздорный человек, негативист, нигилист»
  2. «Позитивный человек»
  3. «Всезнайка, болтун»
  4. «Хладнокровный, неприступный собеседник»
  5. «Важная птица, большой начальник»

В итоге, за последние несколько лет функционирования отделения в его адрес не поступило ни одной жалобы от получателей социальных услуг. При проверке выполнения индивидуальных программ предоставления социальных услуг 100% обслуживаемых довольны сроками и качеством предоставляемых им услуг.

От обслуживаемых пенсионеров регулярно поступают письменные и устные благодарности за добросовестное отношение социальных работников к своим должностным обязанностям, за уважительное отношение к их преклонному возрасту.

Подводя итоги результата деятельности социальных работников отделения, можно отметить их уверенное и постоянное продвижение к намеченной цели, к положительному результату – к росту эффективности их труда, а это значит, можно говорить об их профессионализме.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ РИСКИ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МИНИМИЗАЦИИ ИХ НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ

Любой работник, выполняя свою работу согласно должностной инструкции, может подвергнуться риску. Не исключением является и социальный работник, который, в частности, оказывает социальные услуги на дому гражданам пожилого возраста и инвалидам.

Постоянные стрессовые ситуации, в которые попадает социальный работник в процессе сложного социального взаимодействия с подопечными, и желание вникнуть в суть их социальных проблем, а также личная незащищенность и другие морально-психологические факторы оказывают негативное воздействие на здоровье социального работника, который является своего рода эмоциональным донором.

С целью нейтрализации негативного воздействия различных факторов на работников в нашем учреждении регулярно проводятся мероприятия по профилактике профессиональных заболеваний работников, предоставляются консультации относительно профессиональных рисков в социальной работе.

Также проводятся мероприятия, направленные на повышение психологической культуры социальных работников, психологом каждую среду проводятся психологические тренинги на тему:

- "Навыки общения с подопечным";

- "Кто, если не я" и многие другие.

Работники, с удовольствием, участвуют в совместных спортивных мероприятиях учреждения, чем повышается уровень удовлетворенности рабочим процессом в целом и улучшается физическое состояние.




На социального работника при работе могут воздействовать следующие опасные и (или) вредные производственные факторы:

- движущиеся транспортные и другие средства, производственные машины и механизмы;

- неудовлетворительное состояние дорог, тротуаров, проходов, мостов (мостков) и других дорожных сооружений;

- незаметные перепады уровней дорог, лестничных площадок и других сооружений;

- неблагоприятные климатические условия (пониженная (повышенная) температура воздуха на улице, повышенная подвижность воздуха);

- возможность падения на скользких участках дорог и тротуаров;

- недостаточная освещенность улиц, внутриквартальных территорий, подъездов домов, лестничных клеток, рабочего места (зоны);

- преступные нападения с целью завладения материальными ценностями;

- нападение животных (в т.ч. больных);

- острые кромки, заусенцы, выступы поверхностей бытового оборудования;

С целью предупреждения возможных профессиональных заболеваний и получения травмы в период трудового процесса в нашем учреждении проводятся:

- своевременные инструктажи по охране труда (целевые, внеплановые и повторные);

- периодические медицинские осмотры (ежегодно в целях своевременного выявления заболеваний работников);

- своевременное оповещение работников об изменении прогноза погоды (для внесения изменения в график работы и возможности одеться по погодным условиям);

- грамотное распределение поставленных задач относительно каждого работника.

Поскольку работа социального работника носит разъездной характер, существует вероятность получения травмы.

Для снижения количества несчастных случаев лицом, ответственным по охране труда в учреждении:

- организован контроль за соблюдением норм и правил охраны труда, применением специальной одежды и обуви, а также средств индивидуальной защиты.

За период существования учреждения (с 2005 года) не зарегистрировано ни одного несчастного случая.

В учреждении разработана программа "нулевого травматизма", ежегодно руководителем учреждения утверждается перечень мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников учреждения.

В конкурсе "Российская организация высокой социальной эффективности" по номинации "За сокращение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в организациях непроизводственной сферы», учреждение занимает призовые места.

Хочется выделить основные требования безопасности во время работы:

- социальный работник должен исключить возможность заражения при контакте с больными, пользуясь маской из стерильной марли, которую нужно менять через 4 ч или обеззараживать кипячением в течение 15 мин.

- начинать уборку с вытирания пыли;

- быть осторожными при передвижении по мокрому полу;

запрещается:
— выдергивать из розетки электроприбор за шнур;
— работать с неисправным инвентарем и инструментом;
— держать вблизи электронагревательных приборов легковоспламеняющиеся вещества;
— пробовать на вкус и запах медицинские препараты;
— работать без установленной специальной одежды и обуви, а также средств индивидуальной защиты;

- содержать пищевые продукты вместе с лекарственными препаратами.

5. Не допускать попадания на открытые поверхности кожи лекарственных и дезинфицирующих средств.



В работе социального работника существуют также факторы, связанные с причинением морального ущерба:

- необоснованные обвинения социального работника в воровстве и стяжательстве;

- безосновательные жалобы на халатность, невнимательное отношение и некачественное исполнение служебных обязанностей работником.

Рекомендации, направленные на минимизацию рисков, связанных с причинением морального ущерба:

- провести ряд бесед с подопечным для выявления жалоб на родных и знакомых, обвинений их в мошенничестве и воровстве, в результате которых социальный работник поймет, что работа с таким подопечным требует повышенной аккуратности и бдительности;

- избегать любых действий, связанных с материальными ценностями (пересчет денег, рассматривание ценностей и др.), или предпринять превентивные меры (доложить руководству о возможных обвинениях в свой адрес) в случае невозможности избежать их;

- быть доброжелательным, аккуратным, педантичным в исполнении обязанностей;

- строго следовать должностным инструкциям, исключить из практики оказание дополнительных услуг по просьбе подопечного на начальном этапе работы (со временем аппетит растет и доказать, что это не входит в служебные обязанности, будет труднее);

- четко разделить профессиональную деятельность и личную сферу (официально обращаться к подопечному в ходе общения с ними, не допускать передачи ему домашних номеров телефонов, разговоров о подробностях личной жизни)

Первое и главное правило гласит, что в острой стрессовой ситуации не следует принимать никаких решений, равно как и пытаться их принять (исключение составляют стихийные бедствия, когда речь идет о спасении самой жизни). Социальный работник должен прислушаться к совету предков — сосчитать до 10.

Кроме того, работнику нужно заняться своим дыханием. Медленно вдохнуть воздух носом и на некоторое время задержать дыхание. Выдох сделать постепенно через нос, сосредоточившись на ощущениях, связанных с дыханием. Если стрессовая ситуация застигнет социального работника в помещении, он должен выйти в какое-нибудь другое место, где сможет побыть один, или на воздух.

Существуют и факторы, снижающие психологическую устойчивость социального работника:

- несоответствие эмоциональных затрат и вознаграждения за труд, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания;

- разрушение интимно-личностной сферы, вызванное нарушением границ в профессиональной работе;

- развитие профессиональных стрессов, связанных с неадекватным и некорректным поведением подопечных.

Психологом разработаны рекомендации, повышающие психологическую устойчивость социального работника:

- понимание социальным работником целей, задач и особенностей работы с категорией пожилых лиц и инвалидов и готовность встретиться с трудностями (такие качества работника выявляются в ходе диагностики на профпригодность);

- наличие профессиональной мотивации;

- готовность к появлению неоднозначных ситуаций и умение адекватно реагировать на них;

- умение снижать тревожность и стрессовые реакции методами психологической самопомощи, самоподдержки;

- доброжелательность, отзывчивость, непредвзятое отношение к подопечному, несмотря на негативное мнение о нем тех, кто работал с ним раньше.

На работу социальных работников могут негативно влиять и погодные условия, рассмотрим поведение социальных работников в зимний период и при жаре.

При морозной и ветреной погоде социальный работник должен тепло одеваться. Для этой цели в качестве верхней одежды рационально носить пуховик (теплую дубленку, шубу). Вся одежда, в т. ч. и верхняя, должна быть свободной, не стягивающей тело, так как воздушная прослойка осложняет путь движения холодного воздуха. На руки необходимо надеть варежки, шею обвязать теплым шарфом.

Социальные работники нашего учреждения, по мере необходимости, обеспечиваются специальной одеждой, прошедшей обязательную сертификацию. В учреждении ведутся карточки учета специальной одежды и осуществляется строгий контроль за своевременным обеспечением социальных работников.

Социальным работникам при выполнении служебных задач не рекомендуется ходить вблизи домов с нависшими на крышах массами снега, оставлять под крышами свои автомобили. Они должны обходить участки местности, обозначенные предупредительными табличками «Опасная зона», «Возможен сход снежной массы» и «Проход запрещен».
Если в прогнозе погоды содержится предупреждение о появлении наледи, рекомендуется принять меры для снижения вероятности получения травмы. Для этого следует подготовить малоскользящую обувь с глубоким протекторным рисунком на подошве либо прикрепить на каблуки металлические набойки (поролон) или наклеить на сухую подошву лейкопластырь (изоляционную ленту). Также можно натереть подошвы песком или наждачной бумагой.


Если социальный работник упал и спустя некоторое время почувствовал боль в голове и суставах, тошноту, а также обнаружил припухлость, он должен срочно обратиться к врачу в травмпункт. В случае открытия у работника сильного кровотечения в результате травмы, он должен наложить импровизированный жгут (завязать шарф, платок, ремень) на 10-15 см выше места повреждения, и сильно его закрутить палочкой.
Особое внимание социальный работник должен обратить на состояние линий электропередач и сообщить в соответствующую службу о месте обрыва проводов.

Поведение социальных работников в жару. В летнее время года особенно жарко бывает с 12.00 до 16.00, когда солнечные лучи припекают сильнее обычного. Поэтому в это время социальный работник должен стараться находиться в прохладном помещении. Рекомендуется выходить на улицу в ранние утренние часы и вечером. Если необходимо выйти на улицу в пик солнечной активности, нужно надеть головной убор и избегать попадания солнечных лучей. Одежда социального работника должна быть светлых тонов и пропускать воздух. Темный цвет обычно впитывает в себя тепло, а светлый его отражает. Кроме того, социальный работник всегда должен брать с собой воду, которая является лучшим средством для утоления жажды.

Летом в жару социальный работник обязан быть предусмотрительным, чтобы не получить солнечный удар, и знать средства и методы оказания первой медицинской помощи.

Все социальные работники нашего учреждения в течение первого месяца работы проходят обучение по теме "Оказание первой медицинской помощи", контроль за своевременность прохождения обучения осуществляет как специалист по кадрам, так и директор.


Факторы, связанные с причинением вреда физическому здоровью:

- риск подвергнуться насилию;

- возможность заражения социально опасными болезнями.

Рекомендации, направленные на минимизацию рисков, связанных с нанесением вреда физическому здоровью:

- исключить чаепития, прием пищи в квартире подопечного, минимизировать посещения санузла;

- получить как можно более полную информацию об обслуживаемых лицах;

- информировать руководство о своем местонахождении (особенно в тех случаях, когда предыдущее поведение подопечного вызывало сомнения).

- соблюдать элементарные правила безопасности (при работе с отдельными категориями подопечных во время беседы находиться на расстоянии вытянутой руки и т.п.).

И в заключение хочется употребить фразеологизм "Бережёного Бог бережёт" - это значит, что осторожному и осмотрительному в своих поступках и решениях человеку, гораздо проще избежать неоправданных рисков и всяческих опасностей.

Читайте также: