Что такое профессиональное становление специалиста

Опубликовано: 17.09.2024

Профессиональное становление — это форма личностного становления человека, рассмотренная сквозь призму его профессиональной деятельности. Показателем профессионального становления являются формальные критерии (диплом специалиста, сертификаты повышения квалификации, должность) и неформальные (профессиональное мышление, умение применять нестандартные средства для решения задач, востребованность труда).

Очевидно, что профессиональное становление подразумевает не только совершенствование трудовых навыков, но и самосовершенствование личности. Сравнение позиций начинающего специалиста и профессионала показывает, как меняется человек: из исполнителя он становится созидателем, от простого приложения знаний и навыков он приходит к анализу и критической оценке ситуации, от приспособления — к творчеству. Профессиональная деятельность является необходимым и самым длительным этапом социализации личности.

В течение жизни человек проходит несколько этапов профессионального становления:

предварительный этап — человек получает общее представление о профессии, осознает собственные потребности и способности. Первоначально он имитирует профессиональные взаимодействия в процессе игры, затем получает информацию о профессиях и их особенностях входе занятий в школе, при наблюдении, в общении, на временных подработках и т.д. В конце этого этапа молодой человек переходит к непосредственному выбору своей будущей профессии;

подготовительный этап — человек получает среднее и высшее профессиональное образование, приобретает необходимые знания, умения, навыки. В ходе этого этапа молодой человек пробует себя в роли стажера, практиканта или работает и учится одновременно;

этап адаптации — начало профессиональной деятельности, когда человек усваивает практические навыки и алгоритмы действий, осваивает основные социальные роли, приспосабливается к ритму, характеру, особенностям работы;

этап профессионализации — этап превращения специалиста в профессионала, процесс совершенствования и самораскрытия субъекта трудовой деятельности. В строгом смысле именно на этом этапе происходит профессиональное становление личности, а все предыдущие этапы — только подготовка к нему; о этап уменьшения активности — снижение профессиональной активности, связанное с достижением пенсионного возраста.

Сегодня подготовительный этап становления профессионал имеет особое значение. Современная профессиональная деятельность отличается высокой сложностью, поэтому рынок труда нуждается в высококвалифицированных специалистах, хорошо разбирающихся в новейших технологиях.

Считается также, что современный специалист не должен замыкаться на своей узкой специализации, а должен быть разносторонне образован, поскольку меняющаяся экономическая ситуация часто приводит к необходимости быстрой переквалификации, получения новых навыков или смежной специальности. По этим причинам профессиональное образование сегодня выходит из узких рамок «подготовительного этапа» и распространяется на последующие этапы, позволяя не прекращать обучение в течение всей жизни. Этим задачам соответствует современная концепциянепрерывного образования, подразумевающая, что человек не должен останавливаться в развитии; ему следует быть в курсе технологических новинок и последних идей в профессиональной сфере.

Очевидно, что личностное становление профессионала возможно только в том случае, если для профессиональной деятельности имеется положительная мотивация, а сама работа вызывает чувство удовлетворенности.

Вопрос 2. Роль инструктивных карт в профессиональном образовании. Методика составления инструктивных карт.

Инструктивные карты могут использоваться при любой форме организации обучения.
Важное значение в реализации связи теории с практикой имеют практические занятия или лабораторный практикум. Это занятия, которые содействуют формированию и оснащению будущего специалиста системой необходимых профессиональных умений.
На лабораторно-практических или комбинированных уроках можно использовать проблемные ситуации. Для этого имеются карточки - задания, инструктивные карты. Учащимся могут выдаваться неисправные детали, узлы где специально предусмотрена неисправность. Учащиеся должны найти неисправность и устранить ее.
Постановка вопроса побуждает учащихся к самостоятельной теоретической и практической деятельности. На основе этого метода обучения происходит закрепление знаний учащихся, формирование профессиональных умений и навыков, накапливается первоначальный опыт профессиональной деятельности.
То есть, для успешного выполнения и защиты своей работы учащимся необходимо:
- получить инструктивную карту занятия (в бумажном варианте или на электронном носителе)
- использовать краткие теоретические сведения и дополнительные источники.

Развитие технологий предъявляет современному специалисту новые функциональные требования. От него требуются как хорошо развитые специализированные функции, так и умения проектировать, принимать самостоятельные решения и выполнять творческую работу.
Современное профессиональное образование должно принимать во внимание и внедрять новейшие достижения в области информационных технологий и правильно их использовать.
Технологические инновации в учебных заведениях должны выражаться во включении элементов информационных технологий в изучение большинства основных дисциплин, а не во включении отдельных компьютерных дисциплин в учебный план.
Так как, все более возрастает с каждым годом роль компьютерных технологий в процессе обучения, которые не только помогают облегчить работу преподавателя по подготовке ИКЗ, но и позволяет наиболее полнее и качественнее научить учащегося добывать информацию, вызвать уважение к педагогу. Поэтому все чаще педагоги обращаются к системе обучения с использованием ЭВМ. Компьютеры дают возможность решать профессиональные задачи на качественно ином уровне, предъявлять для решения большее количество задач.
Например, на локальном веб-сайте СГТК размещаются инструктивные карты занятий, методические материалы и учебные пособия в электронном варианте почти по всем спец дисциплинам. Причем, кроме этого имеются и варианты на бумажном носителе, как говорится – «на всякий случай». Широко используется на технологическом отделении методика формирования инструктивных карт средствами пакета прикладных программ MS PowerPoint. Что позволяет выполнить инструктивную карту более наглядной и привлекательной для учащегося.

Обобщенная структура веб-сайта СГТК
Обобщенная структура веб-сайта

Таким образом, при всей доходчивости и полноте теоретического обучения, учащиеся не могут запомнить всего увиденного и услышанного, воспринятого из этих пояснений и демонстраций настолько прочно, чтобы свободно руководствоваться этим при выполнении упражнений. Это восполняется преподавателем в ходе текущего инструктирования учащихся. Но ведь педагог объективно не в состоянии оказать своевременную помощь всем нуждающимся в ней учащимся:
Для избежания таких ситуаций применяется документация письменного инструктирования — специальные письменные учебные инструкции, в которых даются необходимые пояснения о порядке, структуре, правилах, критериях успешности выполняемых упражнении.
Инструктивными картами на уроке пользуются и преподаватель — при проведении вводного инструктажа, и учащиеся — в процессе выполнения упражнений.
В инструктивных картах представлена информация двух видов: словесная — описания наиболее рациональной последовательности изучаемых практических действий; рекомендации и указания о правилах выполнения этих действий, правилах соблюдения безопасности; указания о применяемых средствах выполнения соответствующих упражнений, а также графическая — рисунки, схемы, графики и др., имеющие определенную инструктивную значимость. Таким образом, инструктивная карта дает достаточно развернутую ориентировочную основу деятельности учащихся при освоении соответствующей изучаемой практической операции, вида работы.
Инструктивная карта раскрывает изучаемую операцию с двух сторон: «что делать» и «как делать». Главное в карте — «как делать»-в этом суть инструктивных указаний и пояснений к каждому элементу карты. Такие указания и пояснения должны быть сформулированы четко, сжато, максимально доходчиво, но в то же время полно по содержанию.
Наибольший эффект дает такой способ использования инструктивных карт, когда они имеются у каждого учащегося на его рабочем месте, которые имеют возможность обратиться к карте в любое время и в любых условиях.
Инструктивные карты фактически могут являться технологической документацией, применяемой на предприятиях соответствующих профилей, приспособленной для учебных целей.
На первых этапах применяются инструктивные карты, в которых, наряду с раскрытием рациональной последовательности выполнения учебно-производственных работ, приводятся инструктивные указания и пояснения, необходимые для правильного и качественного их выполнения. На поздних этапах обучения широко применяются инструктивные карты без инструкционных пояснений.

Зав. кафедрой______________________________ З.И. Исламова

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. М. АКМУЛЛЫ

Институт профессионального образования и информационных технологий

В Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой даны следующие определения: профессионал — человек, который занимается чем-нибудь профессионально (в отличие от любителя), настоящий профессионал — человек, который работает высоко профессионально; профессионализм — хорошее владение своей профессией;

профессиональный — занимающийся чем-нибудь как профессией, а также являющийся профессией. Профессионал полностью отвечает требованиям данного производства, данной области деятельности; профессия — основной род занятий, трудовой деятельности.

Подструктурой профессионала является профессиональная компетентность. В толковых словарях компетентность определяют как осведомленность, эрудированность. Под профессиональной компетентностью понимают совокупность профессиональных знаний, умений, а также способы выполнения профессиональной деятельности. Основными компонентами профессио­нальной компетентности являются:

- социально-правовая компетентность — знания и умения в области взаимодействия с общественными институтами и людьми, а также владение приемами профессионального общения и поведения;

- специальная компетентность — подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов деятельности, умение решать типовые профессиональные задачи и оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения по специальности;

- персональная компетентность — способность к постоянному профессиональному росту и повышению квалификации, а также реализации себя в профессиональном труде;

- аутокомпетентность — адекватное представление о своих социально-профессиональных характеристиках и владение технологиями преодоления профессиональных деструкции.

Э.Ф. Зеер выделяет еще один вид компетентности — экстремальную профессиональную компетентность, т.е. способность действовать во внезапно усложнившихся условиях, при авариях, нарушениях технологических процессов.

С.272

Т.В. Кудрявцев выделяет следующие стадии профессионального становления личности: возникновение и формирование профес­сиональных намерений; профессиональное обучение; активное освоение профессии и нахождение себя в производственном коллективе; полная реализация личности в профессиональном труде.

Психологи предлагают иную периодизацию профессионального становления, выделяя следующие этапы:

оптация (12 — 17 лет), т.е. подготовка к сознательному выбору профессионального пути;

профессиональное обучение (16 — 23 года);

развитие профессионализма (от 23 лет до пенсионного возраста), т.е. вхождение в систему межличностных отношений в профессиональных общностях и дальнейшее развитие субъекта деятельности (Е.А. Климов).

В поздней периодизации жизненного пути профессионала Е.А. Климов предлагает более подробную группировку фаз:

- оптация — период выбора профессии в учебно-профессиональном заведении;

- адаптация — вхождение в профессию и привыкание к ней;

- фаза интервала — приобретение профессионального опыта;

- мастерство — квалифицированное выполнение трудовой деятельности;

- фаза авторитета — достижение профессионалом высокой квалификации;

- наставничество — передача профессионалом своего опыта.

А.К. Маркова выделила пять уровней, которые включают в себя девять этапов становления профессионала.

1. Допрофессионализм включает этап первичного ознакомления с профессией.

2. Профессионализм состоит из трех этапов: адаптации к профессии, самоактуализации в ней и свободного владения профессией в форме мастерства.

3. Суперпрофессионализм также состоит из трех этапов: свободного владения профессией в форме творчества, овладения рядом смежных профессий, творческого самопроектирования личности.

4. Непрофессионализм — выполнение труда по профессионально искаженным нормам на фоне деформации личности.




5. Послепрофессионализм — завершение профессиональной деятельности.

В психологии труда компетентность часто отождествляется с профессионализмом. Но профессионализм как высший уровень выполнения деятельности обеспечивается помимо компетентности также профессиональной направленностью и профессионально важными способностями. Исследование функционального развития профессиональной компетентности показало, что на

С.273

начальных стадиях профессионального становления специалиста имеет место относительная автономность этого процесса, а на стадии самостоятельного выполнения профессиональной деятельности компетентность все более объединяется с профессионально важными качествами.

Основными уровнями профессиональной компетентности субъекта деятельности становятся обученность, профессиональная подготовленность, профессиональный опыт и профессионализм.

Анализ профессиональной деятельности позволяет говорить о наличии трех уровней компетентности:

общекультурной компетентности (уровень образованности, достаточный для самореализации личности, ориентации в культурном пространстве, основанный на общении как особой форме деятельности, обеспечивающей практическое и духовное единение людей и позволяющей оценивать конкретные явления культуры);

методологической компетентности (уровень образованности, достаточный для самостоятельного творческого решения мировоззренческих и исследовательских задач теоретического или прикладного характера в разных сферах жизнедеятельности);

допрофессиональной компетентности (уровень образованности, достаточный для получения — после завершения общего образования — профессионального образования в избранной области).

Можно предположить, что имеет место и профессиональная компетентность.

Модель конкурентоспособной личности учитывает ключевые компетенции, которые были достаточно убедительно обоснованы в работе Э.Ф. Зеера «Психология личностно ориентированного профессионального образования».

Понятие «ключевые, компетенции» было введено в начале 1990-х гг. Международной организацией труда в квалификаци­онные требования к специалистам в системе последипломного образования, повышения квалификации и переподготовки управленческих кадров.

В середине 1990-х гг. это понятие уже начинает определять требования к подготовке специалистов в профессиональной школе.

Компетенция рассматривается как общая способность специалиста мобилизовать в профессиональной деятельности свои знания, умения, а также обобщенные способы выполнения действий.

Приведем пять ключевых компетенций, которым придается особое значение в профессиональном образовании стран Европейского сообщества:

С.274

социальная компетенция — способность брать на себя ответственность, совместно с другими людьми вырабатывать решение и участвовать в его реализации, толерантность к разным этнокультурам и религиям, проявление сопряженности личных интересов с потребностями предприятия и общества;

- коммуникативная компетенция — владение технологиями устного и письменного общения на разных языках, в том числе и компьютерного программирования, включая общение через Интернет;

- социально-информационная компетенции — владение информационными технологиями и критическое отношение к социальной информации, распространяемой СМИ;

- когнитивная компетенция — готовность к постоянному повышению образовательного уровня, потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, способность к саморазвитию;

- специальная компетенция — подготовленность к самостоятельному выполнению профессиональных действий, оценке результатов собственного труда (Э.Ф. Зеер).

Выбирая профессии, осваивая их, профессионально совершенствуясь, личность изменяется: обогащается опыт, формируется направленность и компетентность, развиваются профессионально важные качества. Профессиональное становление сопровождается кризисами, конфликтами и деструктивными изменениями. Темп и траектория этого процесса детерминируются биологическими и социальными факторами, собственной активностью личности, а также случайными обстоятельствами.

Профессиональное становление – это большая часть онтогенеза человека, которая охватывает период с начала формирования профессиональных намерений до завершения профессиональной жизни. Кратко профессиональное становление можно определить как «формообразование» личности, адекватное деятельности, и индивидуализацию деятельности личностью. А в целом, профессиональное становление – развитие личности в процессе выбора профессии, профессионального образования и подготовки, а также продуктивного выполнения профессиональной деятельности.

В процессе профессионального становления возникают двоякого рода противоречия: 1) между личностью и внешними условиями жизнедеятельности; 2) внутриличностные. Основным противоречием, детерминирующим развитие личности, является противоречие между сложившимися свойствами, качествами личности и объективными требованиями профессиональной деятельности. При этом не любая профессиональная деятельность развивает личность. Есть много видов профессионального труда, которые не обогащают личность, а, наоборот, деформируют её, например, укладка шпал вручную. Многое зависит и от самой личности, от её отношения к профессиональному труду. Образование, общие знания и умения, общие и специальные способности, социально значимые и профессионально важные качества составляют потенциал развития специалиста. Реализация этого потенциала зависит от:

Л.М.Митина [13] выделяет две модели становления профессиональной деятельности.

I. Адаптивная модель – в самосознании человека доминирует тенденция к подчинению профессионального труда внешним обстоятельствам в виде выполнения предписаний, алгоритмов решения профессиональных задач, правил, норм.

Профессиональное становление личности

. случае, если для профессиональной деятельности имеется положительная мотивация, а сама работа вызывает чувство удовлетворенности. Профессиональное становление личности. Профессиональное становление — это форма личностного становления человека, рассмотренная сквозь призму его профессиональной деятельности. Показателем профессионального становления являются формальные критерии .

II. Модель профессионального развития – способность личности выйти за пределы сложившейся практики, превратить свою деятельность в предмет практического преобразования и преодолеть пределы своих профессиональных возможностей.

Можно сказать, что первая модель – модель становления специалиста, а вторая – модель профессионала. Движущими силами развития специалиста является противоречие между усложняющимися требованиями профессионального труда и индивидуальным стилем, опытом, способностями («Труд усложняется, приходится переучиваться»).

Основная движущая сила развития профессионала – внутриличностное противоречие между «Я – действующим» и «Я – отраженным» («Меня не устраивает, как я работаю, я могу лучше, надо искать новые способы работы, новую информацию»).

Однако возможности для профессионального развития у разных профессий разные. Человек, не стремящийся к развитию в профессиональной сфере, для которого работа – средство к существованию, вряд ли выберет вид деятельности, требующий постоянного совершенствования.

Э.Ф.Зеер [3] выделяет несколько вариантов сценария профессионального становления личности.

1. Плавное, бесконфликтное и бескризисное профессиональное становление в рамках одной профессии.

2. Ускоренное развитие на начальных стадиях становления с последующими стагнацией и спадом. Реализуется, ак правило, также в рамках одной профессии.

3. Ступенчатое, скачкообразное личностное и профессиональное развитие, приводящее к вершинным достижениям (не обязательно в рамках одной профессии) и сопровождающееся кризисами и конфликтами профессионального становления.

Профессиональное становление охватывает длительный период жизни человека – 35-40 лет. В течение этого времени происходят изменения и в личности человека, и в его деятельности. Поэтому возникает необходимость разделения данного процесса на периоды или стадии.

Различные подходы к выделению стадий профессионального становления

Стадии профессионального становления – это определенные периоды становления, характеризующиеся спадами и подъемами, конфликтами и кризисами в зависимости от взаимодействия факторов индивидного, личностного и профессионального развития.

В психологической и акмеологической литературе можно найти различные подходы к выделению стадий профессионального становления.

За рубежом широкое признание получила периодизация Д.Сьюпера [5]. Он следующим образом охарактеризовал стадии профессиональной жизни.

1. Стадия роста (до 14 лет) представляет собой выбор молодым человеком своей будущей профессии на основании:

2. Стадия разведки (от 15 до 24 лет).

Включает в себя:

3. Пробная стадия (25-30 лет).

4. Стадия стабилизации (30-44 года).

5. Стадия сохранения (45-64 года).

6. Стадия ухода (после 65 лет).

Однако надо учитывать, что данная периодизация соответствует западному образу жизни и системе обучения и к нашим реалиям вряд ли применима в полном объеме.

Мотивация профессиональной деятельности

. «Прочитайте нижеперечисленные побуждения в профессиональной деятельности и дайте оценку их значимости . Интерпретация: На основании полученных результатов определяется мотивационный комплекс личности. Мотивационный комплекс представляет собой тип соотношения между собой . Однако видно, что в первом случае мотивационный комплекс личности значительно негативнее, чем во втором. Во втором случае .

Т.В. Кудрявцев [9] в качестве критериев выделения стадий избрал отношение личности к профессии и уровень выполнения деятельности. Он выделил 4 стадии:

1) возникновение и формирование профессиональных намерений;

2) профессиональное обучение и подготовка к профессиональной деятельности;

3) вхождение в профессию, активное её освоение и нахождение себя в производственном коллективе;

4) полная реализация личности в профессиональном труде.

Т.Л.Ядрышникова [4] выделяет эти этапы следующим образом:

1. Психологически обоснованный выбор профессии.

2. Профессиональное самоопределение (Я-включенность).

3. Высокие показатели деятельности.

4. Мастерство – наивысший уровень овладения операциональной стороной деятельности, её творческое выполнение и сформированность индивидуального стиля.

В работах Е.А.Климова [6; 7; 8] можно найти две периодизации, которые хронологически являются ранней и поздней. Ранняя состоит из трех стадий:

1) стадия оптации (12-17 лет) – подготовка к сознательному выбору профессионального пути;

2) стадия профессиональной подготовки (15-23 года) – овладение знаниями, умениями и навыками будущей профессиональной деятельности;

3) стадия развития профессионала (до пенсионного возраста) – вхождение в систему межличностных отношений в профессиональных общностях и дальнейшее развитие субъекта деятельности.

Поздняя состоит уже из 6 стадий:

А.К. Маркова [1; 10] в качестве критерия выделения этапов становления профессионала взяла уровни профессионализма личности. Она выделяет следующие уровни.

1. Допрофессионализм – работник новичок, осваивает профессию, не достигая высоких и творческих результатов. Но некоторые люди могут удержаться здесь на длительное время.

2. Профессионализм – человек последовательно овладевает качествами профессионала. Здесь можно выделить несколько периодов:

а) работа по образцу;

б) самостоятельная работа;

в) достижение высоких результатов, самоутверждение в профессии.

Это самый длительный этап профессионального становления.

3. Суперпрофессионализм – акме (вершина) в профессиональной деятельности, высокие достижения и творческие успехи, творческое обогащение профессии своим личным вкладом. Иногда на этом этапе происходит овладение другими близкими профессиями, что делает человека профессионалом – универсалом.

4. Непрофессионализм (псевдопрофессионализм) – человек осуществляет внешне достаточно активную трудовую деятельность, но при этом наблюдаются какие-либо деформации в становлении его как профессионала: деятельность неэффективна; выполняется непрофессионально; проявляются элементы компульсивности деятельности и т.д.

5. Послепрофессионализм – возникает с выходом человека на пенсию. Варианты его проявления могут быть разные: человек может стать «профессионалом в прошлом», а может – экспертом, наставником, продолжая развиваться таким образом личностно.

Проблема выбора профессии у молодых людей

. особенностями поведения личности, раскрыть её значение в профессиональной деятельности. Нельзя забывать, что человек вступает в мир как индивид, наделённый совокупностью . группа профессий связана с абсолютной профессиональной пригодностью (то есть профессия предъявляет жесткие требования к личностным особенностям человека). Вторая группа профессий требует относительной профессиональной пригодности .

И, наконец, классификация Э.Ф.Зеера [3], который в качестве основания деления профессионального развития человека взял социальную ситуацию, которая определяет отношение личности к профессии и профессиональным общностям. Тогда можно выделить следующие стадии.

1. Зарождение профессионально ориентированных интересов и склонностей у детей под влиянием взрослых (0-12 лет).

2. Оптация – формирование профессиональных намерений, которое завершается выбором профессии (старшие классы).

3. Профессиональная подготовка.

4. Профессиональная адаптация.

5. Первичная профессионализация и становление специалиста – выработка профессиональных технологий, стабилизация отношения к профессии.

6. Вторичная профессионализация – повышение квалификации, стабилизация профессиональной активности, выработка собственной профессиональной позиции.

7. Профессиональное мастерство – высокая творческая и социальная активность личности, продуктивный уровень выполнения деятельности.

Вероятно, этот процесс не всегда протекает плавно, а может сопровождаться кризисами профессионального становления.

Рассмотренные классификации достаточно разнообразны, поскольку авторы далеко не единодушны даже в рассмотрении самого понятия профессионального становления. Например, А.К.Маркова полагает, что оно начинается с приходом человека на работу, в то время как большинство авторов датируют начало этого процесса выбором профессии, есть и указания на более ранние периоды, когда у ребенка только появляется интерес к профессии. Мы также считаем, что начинается этот процесс с выбора юношей или девушкой своей будущей профессии и длится всю жизнь, если человек работает. Тогда наиболее важными стадиями для становления профессионала являются стадии профессионального обучения и адаптации к профессии, поскольку от того, насколько эффективно прошли эти стадии, насколько глубоко человек разобрался в содержании своей профессии, освоил её операциональную сторону, осознал свои возможности и перспективы для саморазвития, настолько высока будет его мотивация стать настоящим профессионалом. И здесь мы согласны с Н.С.Пряжниковым [11], что важнейшим критерием осознания и продуктивности профессионального становления является способность находить личностный смысл в профессиональном труде, самостоятельно проектировать свою профессиональную жизнь. И данные качества в максимальной степени формируются за годы обучения в вузе.

Профессиональное самоопределение как основной критерий профессионального становления

Конечно, в жизни человек сталкивается с различными видами самоопределения, а не только с профессиональным, поэтому выделяют признаки любого самоопределения:

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

. трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в . весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить . неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так .

Процесс самоопределения очень динамичен. Человек то повышает «планку» критериев, то снижает её в зависимости от своих достижений, уровня притязаний, обстоятельств.

Н.С.Пряжников [11] разработал содержательно-процессуальную модель профессионального самоопределения, которая включает ряд составляющих этого процесса.

1. Осознание ценности общественно-полезного труда и необходимости профессиональной подготовки.

2. Ориентировка в социально-экономической ситуации и прогнозирование престижности выбираемого труда.

3. Общая ориентировка в мире профессионального труда и выделение профессиональной цели.

4. Определение ближних профессиональных целей.

5. Информирование о профессиях, специальностях, учебных заведениях, местах трудоустройства.

6. Представление о препятствиях к достижению профессиональных целей и знание о своих достоинствах, способствующих реализации целей.

7. Начало практической реализации личной профессиональной перспективы и постоянная корректировка намеченных планов.

Самоопределение может быть адекватным профессионально важной проблеме – и тогда происходит развитие личности, а может быть и неадекватным – тогда оно порождает внутренний конфликт, активизируя защитные механизмы вместо процессов развития. Сторонами внутриличностного конфликта самоопределения являются различные составляющие структуры личности. Можно выделить конфликты, обусловленные следующими факторами:

1) рассогласованием составляющих направленности: противоречия между мотивами профессионального роста, успеха и материального благополучия; между самооценкой и самоуважением; между стремлением к власти и ценностными ориентациями;

2) несовпадение характера профессиональной деятельности и уровня профессиональной компетентности;

3) противоречие между направленностью личности на достижение успеха, карьеру, высокие материальные блага и недостаточным уровнем развития способностей, качеств;

4) несовпадение представлений о своих профессиональных достоинствах и реальных профессиональных возможностях (рассогласование между Я-реальным и Я-идеальным);

5) противоречие между профессиональным потенциалом и социальными ограничениями (возраст, пол и т.д.) [1; 2].

Преодоление внутриличностных конфликтов профессионального самоопределения возможно путем развития психологической компетентности, разработки альтернативных сценариев профессиональной жизни, повышения профессиональной активности, создания оптимистической профессиональной перспективы, усиления «авторства» своей профессиональной жизни, определения новых смыслов профессиональной деятельности, согласования своих установок, постоянного повышения своей квалификации, снижения уровня притязаний и т.д. Однако все это человек может сделать, если его этому научили в вузе, прямо или косвенно, сформировали стремление стать профессионалом через диалогическое взаимодействие с преподавателями и друг другом, если сами преподаватели являлись примером профессионализма и компетентности. Если этого не произошло, человек, окунувшись в профессиональную деятельность и столкнувшись с внутриличностным конфликтом, не сможет преодолеть его самостоятельно. И тогда ему понадобится квалифицированная психологическая помощь.

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО .

. как средство профессионального самоопределения подростков. Цель исследования: обосновать педагогические условия использования активных методов профориентации для профессионального самоопределения подростков. Цель, объект и . трудовой деятельности. Можно сказать, что процесс профессионального самоопределения пронизывает весь жизненный путь человека. Однако пиком этого процесса является акт .

Примеры похожих учебных работ

Основы становления и развития профессионального сознания будущего психолога

. становления и развития профессионального сознания будущих психологов. Глава 1 Теоретико-методологические основы становления и развития профессионального сознания будущего психолога 1.1. Формы становления личности . профессиональной деятельности в .

Становление и развитие коррекционной педагогики как науки

. 1999. Становление и развитие коррекционной . профессии. Наиболее употребляемыми приемами воздействия на несовершеннолетних становились доверие, опора на положительное в личности, . мозговой деятельностью, с . невиновности ребенка» («Человек плох только .

Каждая профессия предъявляет определённые требования к данным человека.

. две профессии по семи предложенным типам заболеваний, которые могут быть приобретены в ходе профессиональной деятельности . . развития и состояния здоровья молодого человека, в то время, как профессия, не соответствующая физическому развитию .

Становление и развитие отечественной социологии организаций

. к достижению определенной цели. Вместо проблем организации деятельности отдельного человека он впервые обратил внимание на управление социальной общностью (система взаимодействия людей, трудовая кооперация), подчеркивая, что каждый работник .

История становления и развития психологии управления как науки

. деятельностью. Современные подходы управления психологии. Основными поступками являются следующие: · Человека . Значительный вклад в развитие административной и бюрократической . человека заложили так же учёные: Маслоу, Герзбергер, Портер. Становление .

История становления и развития психодиагностики.Общая характеристика метода наблюдения

. беседы. типы вопросов 15 3. История становления и развития психодиагностики Психологическая диагностика выделилась из . ведется наблюдение – отдельный человек (или животное), группа людей в их совместной деятельности, общности. Предметом наблюдения .

Чем дольше и старательнее мы трудимся, тем больше опыта в своей сфере деятельности набираем. В наше время ценен тот сотрудник, который готов к росту трудовых навыков и постоянному совершенствованию необходимых способностей. Поэтому мы затронем такой важный аспект, как профессиональное развитие личности, его этапы и методы, а также составим персональную программу личностного и профессионального роста, используя полезные советы.

Развитие – наш постоянный спутник во всех сферах жизни. Без него невозможно человеческое существование в принципе, так как прогресс защищает от наступления полнейшей деградации, которая приводит к постепенному саморазрушению.

профессиональное развитие

Зачем необходимо профессиональное развитие личности?

Неспроста существует понятие: “Век живи, век учись”. Его же можно применить и к профессиональной сфере деятельности. Обретя работу, особенно желанную, появляется стимул совершенствовать себя, как специалиста. Поэтому здесь пригодятся курсы по повышению квалификации и улучшению собственной работоспособности. Также с годами трудовой деятельности опыт значительно накапливается, что повышает нашу ценность для потенциальных работодателей.

Профессиональное развитие личности важно для любого, кто уважает свой труд и желает достигнуть большего. Это не обязательно должны быть заядлые карьеристы, такой путь совершенствования подходит каждому, кто относится серьёзно к своей рабочей деятельности.

Прогресс в любой сфере необходим, будь то специальность психолога или сантехника, а может быть учителя или воспитателя детского сада. Если за длительное время работы навыки не стали лучше, то стоит призадуматься, а всё ли правильно вы делаете в своей работе?

Развитие личности в профессиональной деятельности

В процессе профессионального развития мы также становимся лучше, как личность, приобретая новые для себя качества и индивидуальные манеры поведения, мнения. Прогрессирование личности в данной сфере станет помощником для достижения новых высот. Например, недостаточно один раз стать специалистом своего дела, необходимо постоянно подпитывать свои знания, ни то со временем они попросту устареют и окажутся больше не актуальными.

Совершенствуя себя, как профессионала, мы также приобретаем совершенно новый опыт, который отражается на поведении и оценке окружающей нас действительности. Кого-то профессиональный рост делает более открытым обществу, а кого-то наоборот апатичным и нелюдимым, некоторые приобретают циничность, а другие учатся доверять людям. Часть своей жизни мы проводим за работой, поэтому подходить к выбору сферы деятельности стоит с умом. Всегда важно помнить, что развиваясь в правильном направлении, вы меняете себя только в лучшую сторону!

5 этапов профессионального развития личности

профессиональное развитие

Существует периодизация Сьюпера, которая наглядно показывает все этапы трудового становления человека. Так как расцвет профессиональной деятельности выпадает примерно на 40 лет, то до этого момента пришлось разделить путь самореализации еще на 5 этапов.

  1. Этап развития предпочтений, талантов (0-14 лет);
  2. Проба собственных возможностей (15-25 лет);
  3. Самопознание, обучение, становление в обществе (26-44 лет);
  4. Самоопределение, профессиональное совершенствование (45-54 года);
  5. Уменьшение работоспособности, потеря необходимых навыков (55-67 лет).

Используя данные этапы, не сложно понять путь становления человека, как опытного специалиста своего дела в рабочей сфере.

Стадии выработки высшего профессионализма

Иную версию плана периодизации трудовой самореализации предложил российский (в прошлом ещё советский) психоаналитик Евгений Александрович Климов.

По его мнению, первая ступень в пирамиде самореализации – это период предстоящей игры. Здесь формируется восприятие окружающего мира через игру. Протекает он с 0 до 3-х лет.

Затем, с 4-х до 7-ми лет наступает непосредственно сам игровой этап. На нём происходит познание истин, присвоение понятий “хорошо” и “плохо” в повседневной жизни.

С 8-ми до 12-ти лет наступает стадия изучения. В процессе наступает развитие многих функций своего тела и внутренних способностей.

После этого с 13-ти до совершеннолетия подросток ощущает на себе ответственность за свой выбор.

На следующем, более зрелом этапе происходит подготовка к труду.

А затем и завершение всего процесса обучения.

После это наблюдает вхождение в выбранную профессию и оттачивание мастерства.

Как только, достигаются первые успехи, персоне присваивается звание мастера. В свою очередь мастер может стать наставником для новичков для того, чтобы помочь им на становлении в жизни.

Методы профессионального развития личности

Для начала важно выбрать подходящую профессию, выбор может исходить из расчета талантов и способностей индивида, либо из его предпочтений. А также ознакомьтесь со всеми требованиями к работе. Сможете ли вы их все выполнять?

Самоподготовка.

Без самостоятельного изучения предмета выбранной профессии, успеха не достичь. Поэтому так важно убедить себя в необходимости дальнейшего саморазвития. Метод самоподготовки хорош, так как он вырабатывает независимость, помогает в обучении и всестороннем познании мира.

Наставничество.

Как только вы освоили метод самообучения, то советуем вам попробовать применить накопленные знания в наставничестве. Так вы поможете стать лучше не только своим ученикам, но и себе, ведь когда начинаешь самостоятельно преподавать, открываешь для себя много нового материала, до сели не заметного глазу.

Личностное и профессиональное развитие

Личностный рост важен при достижении поставленных целей на карьерной лестнице. Внутренние изменения и самосовершенствование, безусловно, заметно отразятся на работе индивида. Ведь изменяясь изнутри, человек меняет и отношение к окружающей его среде.

Молодой специалист, взбираясь по тернистому пути карьерной лестницы, приобретает новейшие навыки путём личностного самопознания. Открывая и развивая в себе некоторые черты характера, он незаметно изменяет поведение в рабочей сфере и тактику практических действий.

Кризисы профессионального развития личности

Порой выполняемая работа оказывает большое влияние на психическое состояние человека. Особенно сильный отпечаток в формировании личности оставляют морально сложные профессии. Например, хирурги и сотрудники полиции каждый день сталкиваются с неприятной стороной человеческой жизни. После такой трудовой деятельности, нередко остаётся осадок циничности и холодности в поведении и общении.

Бывают и другие случаи, например, офисные “планктоны”, которые не довольны своими обязанностями и не видят стимула для развития профессиональных навыков. Конечно же, такой рабочий конфликт отражается и на психическом состоянии работников. А так как душа и тело имеют глубокую взаимосвязь между собой, то все душеные переживания перетекают в физиологические заболевания. Поэтому, если вы убиваете свои силы и нервы на ненавистной вам работе, задумайтесь, а тем ли вы вообще занимаетесь?

кризисы профессионального развития личности

Дабы избежать эмоционального выгорания на рабочем месте, вам пригодятся наши ценные рекомендации по личностно профессиональному развитию.

Рекомендации по личностно-профессиональному развитию

Для того, чтобы достичь максимально эффективного прогресса в личностно-профессиональном совершенствовании, необходимо адекватно оценить свои психологические предрасположенности и особенности с требованиями вашей проф деятельности. Бывает и так, что мы работаем там, где наши таланты совсем не востребованы. Пытаясь добиться того, к чему у нас не наблюдается ни малейшей предрасположенности.

Научитесь адаптироваться ко всем изменениям и нововведениям в уже сложившейся системе работы. Будьте готовы к обучению и перестроению в таком процессе.

Не упускайте возможности усовершенствовать свои навыки через корпоративные программы обучения и тренинги.

Участвуйте в жизни коллектива, посещайте семинары, поддерживайте оживлённые дискуссии.

Программа личностного и профессионального роста

Для роста, как специалиста, необходимо обучение, но с чего начать?

Специально для своих преданных читателей мы разработали работающую программу личностного и профессионального роста! Следуя ей, вы обязательно добьётесь хороших результатов на пути самореализации. Главное, найти ответы на все вопросы, мешающие дальнейшему прогрессу.

7 полезных действий на каждый день для профессионального роста:

  1. Внимательно обдумываем свою рабочую деятельность, смотрим на используемые в ней умения и знания. Какие способности остаются незадействованными? Почему вы их не используете?
  2. Оцениваем эффективность используемых методов в своей работе. Что поможет повышению вашей работоспособности?
  3. Раскладываем профессиональные навыки по полочкам, оценивая их по 5-ти бальной шкале. Какие навыки получили наименьший балл? Как вы можете их улучшить?
  4. Схожи ли ваши цели, желания и приоритеты, с компанией, в которой вы работаете? Почему вы заинтересованы в успешном сотрудничестве?
  5. В любом деле самое сложное – начать действовать! Обдумайте свой план совершенствования и улучшения рабочих умений в кратчайший срок.
  6. Оцените, подходите ли вы для данной трудовой деятельности? Может быть, работа не соответствует вашим ожиданиям, и именно поэтому вы не стремитесь стать в ней профессионалом.
  7. Взаимодействие с конкурентами. Порой для обогащения своих знаний нам не хватает толчка к действиям, а именно духа соперничества. Посмотрите, есть ли в вашей команде человек, которому реально бросить вызов в самосовершенствовании. Например, это может быть второй кандидат на повышение, которого вы захотите переплюнуть в этом деле.

Понравилась статья, расскажи друзьям

САЛИД © При полном или частичном копировании материала, ссылка на первоисточник обязательна.

1. Есть ли среди ваших товарищей такие, о которых вы могли бы с уверенностью сказать — из него может получиться хороший инженер, хороший учитель, дипломат, работник торговли?

В процессе профессиональной деятельности происходит профессиональное становление личности.

Профессиональное становление — это, с одной стороны, процесс формирования отношения к профессии, степень эмоционально-личностной вовлеченности в нее, с другой — накопление опыта практической деятельности, профессиональное совершенствование и приобретение мастерства.

В процессе профессионального становления можно выделить такие этапы: формирование профессиональных намерений, профессиональное обучение, вхождение в профессию, частичную или полную реализацию в самостоятельной трудовой деятельности. Результатами каждого этапа профессионального становления являются соответственно выбор профессии, профессиональная компетентность (обученность, умелость), профессиональное мастерство и творчество. Эти этапы можно представить графически (см. график).


Кратко охарактеризуем этапы профессионального становления.

Выбор профессии в соответствии со своими способностями и возможностями (профессиональное самоопределение) должен быть сделан к моменту окончания общеобразовательной школы. Выпускник школы далее приобретает профессиональное образование — профессиональную обученность. И уже в процессе профессиональной деятельности формируется профессиональная компетентность. Термин «компетентный» в словаре С.И. Ожегова толкуется как «знающий, осведомленный, авторитетный в какой-либо области».

Под профессиональной компетентностью понимается глубокое знание дела и свободное владение содержанием профессионального труда, а также осознание соответствия этого труда своим возможностям. Таким образом, профессиональная компетентность включает профессиональную обученность, умелость и воспитанность, адекватную самооценку. Профессиональная компетентность зависит от многих факторов. Один из них — уровень теоретической и практической подготовки, а также технологической культуры, достигнутый в том числе и в годы школьного обучения.

Следующая ступень профессионального становления личности — профессиональное мастерство — это высший уровень овладения профессиональной деятельностью. Профессиональное мастерство не сводится только к профессиональным знаниям, умениям и навыкам. Процесс овладения мастерством есть одновременно и процесс формирования личности человека, его интересов, нравственных ценностей и идеалов.

  • профессиональные знания и умения, обеспечивающие успешное выполнение сложной трудовой деятельности;
  • высокий уровень общей и технологической ку льтуры;
  • профессиональная мобильность;
  • профессиональная самостоятельность;
  • стремление к самосовершенствованию;
  • творческий подход к работе.

Восхождение к мастерству — процесс сложный и длительный. Немало времени и сил потребуется человеку, чтобы достичь вершин в профессиональной деятельности. Но, к сожалению, есть люди, которые «довольствуются малым», просто выполняют свои функциональные обязанности, не стремясь достичь высоких профессиональных результатов. Причины тому могут быть разные. Среди них — неудачное профессиональное самоопределение, недостаток профессиональных знаний и умений (низкий уровень компетентности) и др. Необходимо помнить, что потенциальные возможности человека велики и каждый может стать мастером своего дела.


Качество профессионального мастерства предполагает элемент профессионального творчества.

Профессиональное творчество — это создание человеком нового, оригинального продукта в ходе профессиональной деятельности.

Творчество в профессиональной деятельности может способствовать развитию как самого процесса деятельности, так и его содержания. Любая творческая деятельность, в том числе профессиональная, — создание объективно и субъективно нового*.

Профессиональное творчество, как правило, начинается с создания субъективно нового. Наиболее ярко профессиональное творчество проявляется в изобретательстве и рационализаторстве. Все блага нашей цивилизации, без которых человечество не мыслит свое существование, созданы на основе технологий и технических средств, которые изобретены творческими людьми.

Некогда считалось, что творчество, изобретательство — удел избранных, отмеченных от рождения талантами. Сейчас известны миллионы изобретателей и рационализаторов, которые в результате глубокого изучения своей специальности развили творческие способности и стали «двигателями прогресса» своего времени.

Современному человеку трудно представить, что почти весь окружающий его сегодня искусственный предметный мир, ставший простым и привычным, всего 150—200 лет назад считался фантастическим. Это касается электричества и фотографии, передачи звука и изображения, автомобилей и летательных аппаратов и многого другого.

«Невозможно» — этот психологический барьер возникает в сознании изобретателя, когда он отступает от задачи, которую до него пытались, но не смогли решить признанные авторитеты. Восхождение к творчеству в любой профессии начинается прежде всего с преодоления этого барьера «невозможности и непосильности».

Не нужно забывать, что каждому человеку свойственны фантазия, воображение, способность к созданию представлений и мысленных ситуаций, не существующих в реальности. И часто из слов «как в сказке» рождались самые смелые проекты.

«Гиперболоид инженера Гарина» совсем недолго был фантазией А.Н. Толстого. Авторы лазера — А.Г. Басов и А.М. Прохоров сделали фантазию реальностью. Важно понимать, что развитие способности к творчеству — посильная и осуществимая задача. Каждый может стать творческим человеком, если будет стремиться создавать новое, еще небывалое на благо других людей и самого себя.

* Объективно новое — все то, чего не было в истории человечества. Субъективно новое является новым для данного человека или группы людей (например, перенос известных методов работы в новые условия, включение в свою деятельность новых средств, способов и приемов, расширение границ функционирования и многое другое).

Читайте также: