Что такое профессиональный союз и представительный орган работников как соотносятся эти понятия

Опубликовано: 03.10.2024

Кроме работника и работодателя в трудовых отношениях могут участвовать и иные субъекты. В первую очередь ими являются объединения работников, обычно представляемые в качестве профсоюзов.

Профессиональный союз – общественная организация, основанная на членстве, создаваемая на добровольных началах в силу единства производственных, профессиональных интересов, либо по принципу территориальности в целях представительства и защиты трудовых прав и интересов работников.

2. Создается в форме общественного объединения;

4. Цель профсоюза:

а. Представление интересов работников;

б. Защиты трудовых прав и интересов работников;

5. Образование на основании двух принципов:

а. Единство производственных и профессиональных интересов работников;

Необходимо указать на то, что профсоюз не всегда является юридическим лицом. Решение о регистрации профсоюза в качестве юридического лица может быть принято и с этих пор он обретает права и обязанности.

Базовой единицей профсоюза выступает первичная профсоюзная организация, в которой есть собственная структура, формируемая путем выборов. Общее собрание членов профсоюза выбирает профсоюзный комитет и председателя профсоюза.

Существуют также объединения профсоюзов, строящиеся на основании одного из следующих принципов:

Обычно профсоюзы объединяются в федерации. В РФ действует одна национальная федерация профсоюзов – Федерация независимых профсоюзов России. Кроме этого объединения существуют и иные, но они пока не вышли на национальный уровень, наибольшей независимостью среди них обладают конфедерации.

Основной гарантией деятельности профсоюзов является законодательное закрепление их прав. Классификация прав:

I. По содержанию:

1. Права на защиту прав работников:

а. Контроль работодателя – в случае выявления правонарушения работодателем могут выдвинуть требования, которое должно быть рассмотрено в течение 7 дней;

б. Могут создавать инспекции, проводящие контроль;

в. Наличие специальной процедуры принятия локального нормативного акта;

г. Участие объединений профсоюзов в деятельности комиссий по регулирования социально-трудовых отношений;

2. Представительные права – данные права реализуется как на уровне социального партнерства, так и при разрешении индивидуальных трудовых споров. Профсоюз является представителем работников, причем как тех, кто является его членами, так и тех, кто письменно их уполномочил полномочиями представителя;

3. Имущественные права:

а. Право требования от работодателя помещения, средств связи и иных технических устройств;

б. Право перечисления профсоюзных взносов через бухгалтерию работодателя;

в. После государственной регистрации в качестве юридического лица – возможность владеть и распоряжаться имуществом;

4. Право на информацию;

II. Права профсоюзов с точки зрения юридической силы:

1. Права на коллективные переговоры;

2. Согласительные права – принятие локальных нормативных актов по согласованию с профсоюзом, если это предусмотрено коллективным договором или соглашениями;

3. Право на учет мнения – в определенных случаях необходим учет мнения профсоюза при принятии решения работодателем, в случае нарушения процедуры решения будут недействительны;

4. Совещательные – информирование профсоюза о планах работодателя.

Помимо профсоюзов могут быть и иные представительные органы работников. Так, работники могут из своего состава избрать представительный орган, который не обладает статусом профсоюза. Это возможно в том случае, если на локальном уровне или уровне партнерства отсутствует профсоюз или он объединяет менее половины работников.

Представителей в данном случае также можно классифицировать:

1. По сложности организации:

а. Представительный орган;

б. Единоличный представитель;

2. По длительности деятельности:

а. Избранный на постоянный срок;

б. Избранный для разовой цели.

Избрание представителя осуществляется общим собранием работников (трудовым коллективом).

1. На локальном уровне представителей работодателя является руководитель, а также иные уполномоченные лица (например, заместитель руководителя);

2. На иных уровнях работодатели вправе создавать объединения работодателей, чьи действия могут осуществляться органами таких объединений.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Профсоюз – это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов (п. 1 ст. 2 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12.01.1996 г.)

Основное назначение профсоюзов – представительство и защита прав и интересов своих членов.

Правовой основой деятельности профсоюзов в России является закрепление статьей 30 Конституции РФ права граждан на объединение в профсоюзы для защиты своих интересов. Права профсоюзов подробно регламентированы главой 58 ТК РФ и Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12.01.1996 г. № 10 ФЗ (с изм., внес. Федеральным Законом от 09.05.2005 №45 ФЗ).

Правовая регламентация деятельности профсоюзов имеет свои особенности. Различают внутренние и внешние отношения профессиональных союзов.

1) Законодатель не вмешивается во внутриорганизационную профсоюзную деятельность (п. 2 ст. 5 ФЗ «О профессиональных союзах…»). Внутрипрофсоюзные отношения (прием в члены профсоюза, уплата членских взносов, формирование руководящих профсоюзных органов и др.) регламентируются самими профсоюзами, прежде всего, их уставами. Эти нормы называют корпоративными.

2) Государство регулирует только внешние отношения профсоюзов, т.е. отношения с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями, другими общественными объединениями.

Правовое положение профессиональных союзов в сфере труда характеризуется наличием большого количества прав, предоставлением гарантий их деятельности, возможностью приобретать своими действиями обязанности перед работодателем (работодателями) и возложением ответственности за причинение убытков в ходе забастовки.

Главная особенность правового положения профессиональных союзов заключается в том, что они являются универсальными представителями работников в коллективных трудовых отношениях: при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении коллективного договора или соглашения и при разрешении коллективных трудовых споров (ст.30 ТК РФ). Профсоюзы осуществляют свою деятельность на всех уровнях социального партнерства и участвуют во всех его формах.

Основные права и обязанности профсоюзов, которые реализуются их выборными органами, установлены главой 58, другими положениями ТК РФ, гл. 2 Закона РФ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

1. Права в законотворчестве и правотворчестве: принимают участие в разработке и обсуждении проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников (ст. 35.1; 370 ТК РФ, ст. 11 Закона РФ «О профессиональных союзах…»

С учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (представительного органа работников) должны приниматься некоторые локальные нормативные акты (график отпусков – ч. 1 ст. 123 ТК; Положения об оплате труда – ч. 4 ст. 135 ТК; Правила внутреннего трудового распорядка – ч. 1 ст. 190 ТК). Порядок учета такого мнения определен ст. 372 ТК РФ.

Коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников (ч. 3 ст. 8 ТК РФ).

2. Право вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры от имени работников, а также контролировать их исполнение (ст. 37 ТК); ст. 13 Закона РФ «О профессиональных союзах…».

3. Обеспечивают защиту права работника на труд.

Мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации должно учитываться при увольнении работников, являющихся членами профсоюза, по основаниям, предусмотренным пунктами 2,3,5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (т.е. по сокращению численности или штата работников; по несоответствию занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации; в случае неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание). Это право профсоюзов закреплено ст. 82 ТК РФ. Порядок учета мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в указанных случаях определен ст. 373 ТК РФ.

Увольнение по инициативе работодателя руководителя или заместителя профсоюзного органа организации либо ее структурных подразделений не ниже цеховых и приравненных к ним, не освобожденных от основной работы, по названным в ст. 82 ТК РФ основаниям в течение двух лет после окончания срока их полномочий возможно лишь с согласия вышестоящего профсоюзного органа, а при его отсутствии – с соблюдения порядка учета мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

4. Вправе осуществлять общественный контроль за обеспечением охраны труда и соблюдением законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также коллективных договоров, соглашений.

В связи с этим они могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов. Их полномочия закреплены ст. 370 ТК РФ и ст. 19 Закона РФ «О профессиональных союзах…». Профсоюзы вправе требовать устранения выявленных нарушений. Их уполномоченные лица имеют право вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами организаций, работодателями – индивидуальными предпринимателями предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

5. Профсоюзы имеют право обращаться в органы по рассмотрению трудовых споров и выступать в защиту интересов членов профсоюза.

Профсоюзы представляют интересы работников при разрешении коллективных трудовых споров. Им предоставлено право начать коллективный трудовой спор путем составления требований работодателю (ст. 398, 399 ТК РФ). Они участвуют в создании и деятельности примирительных органов, заключении соглашений по разрешению спора (ст. 401-404 ТК РФ). Профессиональный союз или объединение профессиональных союзов может принять решение об объявлении забастовки и ее организации (ст. 410 ТК РФ; ст. 14 Закона РФ «О профессиональных союзах…»).

Защищая интересы работника, профессиональный союз вправе обращаться в суд за разрешением индивидуального трудового спора, когда он не согласен с решением комиссии по трудовым спорам (ч. 1 ст. 391 ТК РФ).

Права профсоюзов можно классифицировать по различным основаниям.

По объему полномочий (по степени обязательности предложений профсоюзов для государственных, хозяйственных органов, работодателей) различают права профсоюзов совещательные, паритетные и самостоятельные.

1) Совещательные права характеризуются тем, что компетентный орган, работодатель (его представитель) должен затребовать и выслушать мотивированное мнение выборного профсоюзного органа, но принимать решение может самостоятельно, с учетом мнения профсоюза.

Таких прав у профессиональных союзов большинство, например, участие профсоюзов в рассмотрении законодательных и иных нормативных правовых актов, а также - в утверждении некоторых локальных нормативных актов, в решении вопросов об увольнении работников – членов профсоюза по инициативе работодателя по соответствующим основаниям, указанным в ст. 82 ТК РФ.

2) Паритетные права профсоюза – это права равные с работодателем, т.е. решения принимаются по согласованию с выборным органом профсоюзной организации. Таковы права профсоюза при решении вопросов об увольнении по инициативе работодателя по соответствующим основаниям (ст. 82 ТК РФ) руководителей (их заместителей) выборных коллегиальных органов первичных профсоюзных организаций либо их структурных подразделений (не ниже цеховых и приравненных к ним), не освобожденных от основной работы (ст. 374, 376 ТК РФ), а также в других случаях, предусмотренных коллективным договором или коллективным соглашением (ч. 3 ст. 8 ТК РФ).

3) Самостоятельные права. Их у профессиональных союзов тоже немного: право на участие в рассмотрении трудового спора, в забастовке.

Гарантии прав профсоюзов

С точки зрения своего содержания гарантии профсоюзной деятельности подразделяются на организационные, имущественные и собственно правовые.

1. Организационные гарантии:

а) право на получение информации (ст. 370 ТК, ст. 17 ФЗ «О профессиональных союзах…»);

б) право на участие в подготовке и повышении квалификации профсоюзных кадров (ст. 18 ФЗ «О профессиональных союзах…»);

в) работодательская правосубъектность профсоюзов может рассматриваться в качестве организационно-правовой гарантии, т.к. носит, как правило, не самостоятельный характер, а производна от его прав (обязанностей) представлять и защищать интересы своих членов.

2. Имущественные гарантии (ст. 24 Закона):

а) профсоюзы владеют, пользуются и распоряжаются принадлежащим им на праве собственности имуществом, а также владеют и пользуются переданным им в установленном порядке в их хозяйственное ведение имуществом;

б) в собственности профсоюзов могут находиться земельные участки, здания, строения, санаторно-курортные, туристические, спортивные, другие оздоровительные учреждения, жилищный фонд и т.п. (п. 5 ст. 24 ФЗ «О профессиональных союзах»);

в) обеспечение неприкосновенности собственности профсоюзов и независимости их финансовой деятельности. Запрет финансового контроля за средствами профсоюза, исключая контроль за средствами от предпринимательской деятельности (п. 2 ст. 24 ФЗ « О профессиональных союзах…»);

г) законом на работодателя возложена обязанность по созданию условий для осуществления деятельности профсоюзов (ст. 32 и 370 ТК РФ, ст. 28 ФЗ «О профессиональных союзах…»).

3. Собственно-правовые гарантии:

а) право на объединение в профсоюзы;

б) равенство прав профсоюзов (ст. 2 ФЗ «О профессиональных союзах…»);

в) независимость профсоюзов (ст. 5 ФЗ «О профессиональных союзах…»);

г) добровольный и по существу уведомительный характер регистрации профессиональных союзов в органах юстиции (ст. 8 ФЗ «О профессиональных союзах…»).

Ответственность профессиональных союзов

Законом предусмотрен единственный случай ответственности профсоюзов. Если выборный орган профсоюзной организации (представительный орган работников) объявил забастовку и не прекратил после признания ее незаконной, он обязан возместить убытки, причиненные работодателю этой забастовкой, за счет своих средств в размере, определенном судом (ст. 417 ТК РФ, ст. 31 Закона РФ «О профессиональных союзах…»).

Особенности правового статуса профессиональных союзов:

1) Слияние по существу их прав и обязанностей.

2) Они являются универсальными представителями работников в коллективно-договорных отношениях и при разрешении коллективных трудовых споров.

1. Федеральный закон от 27 ноября 2002 г. «Об объединениях работодателей» №156-ФЗ (с изм., внес. Федеральным законом от 5 декабря 2005 г. №152-ФЗ).

2. Федеральный закон от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (с изм., внесенными Федеральным законом от 9 мая 2005 г. №45-ФЗ).

3. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах» (с изм., внес. Федеральным законом от 27 июля 2006 г. №155-ФЗ).

4. Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (с изм., внес. Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 138-ФЗ).

5. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. №155-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм., внес. Федеральным законном от 18 июля 2006 г. №121-ФЗ).

6. Федеральный закон от 8 мая 1996 г. №11-ФЗ «О производственных кооперативах» (с изм., внес. Федеральным законом от 21 марта 2002 г. №31-ФЗ).

7. Федеральный закон от 19 мая 1995г. №82-ФЗ «Об общественных объединениях» (с изм., внес. Федеральным законом от 2 февраля 2006г. № 19-ФЗ).

Представительный орган работников очень важен для больших предприятий, которые не только работают на повышение прибыли и экономического роста компании, но и заботятся о своих подчиненных. При этом организация подобных объединений требует знаний в законодательной отрасли, потому что именно этот орган должен принимать участие в составлении некоторых нормативных актов предприятия.

Профсоюз работников

Каждое предприятие заинтересовано в отсутствии контролирующих органов на своем пороге. Проведение различного рода проверок, начиная от пожарной безопасности и заканчивая бухгалтерской отчетностью, предполагает возможное выявление умышленных и неумышленных несоответствий с законодательными нормами. Внутренние документы, которые разрабатываются предприятием самостоятельно, в некоторых вопросах обязаны учитывать мнение сотрудников в лице представительных органов. При условии, что такой орган в компании существует.

Сущность представительского органа

Представительский орган часто называют профсоюзом, в сущности это может быть представитель трудового персонала или объединение представителей, возможно, с разных отделов или подразделений.

На законодательном уровне деятельность профсоюзных организаций, их права и обязанности регулируются Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

Иногда представительский орган и профсоюз отождествляют, но это не совсем верное понимание. Профсоюзы представляют интересы всех работников в целом по предприятию, а представительский орган создается при отсутствии первого или когда профсоюз не выражает интересов всех работников. В последнем случае возможно существование двух органов.

При этом в разных статьях Трудового кодекса прописаны нормы, которые содержат учет мнения именно профсоюза или представительского органа либо на выбор того и другого. Но данные органы работников не являются взаимозаменяемыми, при том что профессиональные союзы имеют больше полномочий.

Гарантии профсоюза

Работники предприятия самостоятельно решают, создавать подобное объединение или нет. В случае использования трудовым коллективом права на создание профсоюза необходимо следовать определенной процедуре.

Важным является первый этап, предполагающий организацию общего собрания, на которое должны явиться все работники или большая их часть, чего будет достаточно для кворума. Для больших предприятий будет достаточно присутствия представителя филиалов или подразделений на таком собрании. Важно, чтобы выбранные сотрудники присутствовали на собрании в количестве не менее 2/3 от избранных представителей.

На собрании выдвигается кандидатура, которая будет приемлема для трудового персонала и сможет отстаивать его интересы перед руководством компании. Далее происходит тайное голосование за одного из кандидатов. После подсчета голосов побеждает кандидатура, набравшая стандартно 50% + 1 голос. Процесс голосования и его результат обязательно протоколируется, для чего предварительно избирается секретарь.

Из истории профессиональных союзов

В Англии в конце XVIII века начали появляться первые профсоюзы. Их цель заключалась в улучшении условий труда рабочего персонала. Данное объединение набирало обороты и постепенно появлялось в США, Франции, Германии и прочих европейских странах.

Структура профсоюзной организации

Подобным движением были недовольны предприниматели. В основном требования профсоюзов касались заработной платы, что неминуемо сказывалось на постоянных издержках предпринимателей и уменьшении прибыли. С целью уменьшить давление профессиональных союзов на руководство зачастую увольнялись сотрудники, которые вступали и поддерживали данное движение.

Пробовали пресекать профсоюзное движение в США и на государственном уровне. 1890 год запомнился появлением законодательного акта, который приравнивал данное движение к преступному сговору. Спустя годы профсоюзы были легализованы, хотя долгое время не воспринимались как законные на предприятиях, особенно при забастовках и бойкотах рабочего персонала.

В России появление первого профсоюза зафиксировано в 1905 году после революции. Простые объединения рабочих изменили свой формат действий и форму деятельности. В этот же год появляются и первые законодательные акты, регулирующие подобные движения для предприятий конкретных отраслей экономической деятельности. С приходом Первой мировой войны в России создаются запреты на профсоюзы, по ее окончании все запреты были сняты.

Компетенция представительского органа

Трудовым кодексом предусмотрено принятие некоторых решений и утверждение локальных нормативных актов только в тандеме с представителями коллектива.

Под локальными трудовыми актами подразумевают внутренние документы, которые разрабатываются специально для предприятия в соответствии с трудовым законодательством. Сюда относят различного рода должностные инструкции, внутренний распорядок, систему оплаты труда, документы о проведении аттестации и пр.

Учет мнения представительного органа работников происходит стандартно по предписанному законодательством порядку. При составлении административным персоналом нового внутреннего документа, который требует прислушаться к мнению делегата органов работников, достаточно предоставить черновой вариант данного документа и его обоснование профсоюзу.

Получив проект предполагаемого документа, делегат работников имеет 5 дней на его обработку и предложение собственных комментариев по данному документу. Все возникшие комментарии или положительное мнение необходимо изложить в письменной форме, мотивируя свои доводы. Когда мнения работодателя и профсоюза по предложенному проекту расходятся, на протяжении 3 дней можно обговорить моменты, которые не устраивают стороны, и прийти к компромиссу, после чего утвердить документ.

Если согласие между сторонами не достигается, это обязательно протоколируется. После этого работодатель может принимать разработанный нормативный документ на предприятии. В таком случае представители работников имеют право обжаловать принятый документ в суде или в инспекции труда.

Работники предприятия, которые принимают непосредственное участие в профсоюзе, имеют право на освобождение от работы с сохранением среднего заработка на время выполнения профсоюзных обязательств. В этот период такого работника не могут уволить или осуществить перевод на другую должность.

Многие большие компании зачастую сами заинтересованы в создании и поддержке профсоюзного органа. Такой орган работников создает хорошую репутацию предприятию, поскольку автоматически подразумевает внимательное и лояльное отношение к персоналу. Профсоюз реализует потребность кадров в общении и защите собственных прав перед администрацией фирмы.

Для выражения и зашиты своих интересов работники объединяются в профсоюзы.

Статья 30 Конституции РФ предусматривает “право создавать профсоюзы для защиты своих интересов”. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Согласно Конвенции Международной организации труда №87 (1948 г.) “О свободе ассоциаций и защите права на организацию” трудящиеся имеют право создавать по своему выбору организации, вступать в такие организации для выражения и защиты своих интересов. Таким же правом эта Конвенция МОТ наделяет и предпринимателей.

Права профсоюзов в России впервые были признаны законодательно и закреплены в первом КЗоТ 1918 г. Во втором КЗоТ

РСФСР 1922 г. была уже самостоятельная глава о правах профсоюзов, и советский законодатель эти права непрерывно расширял. В третьем КЗоТ 1971 г. права профсоюзов были предусмотрены гл. XV, содержащей 11 статей (ст. 225–235). Кроме норм данной главы в КЗоТ были и другие статьи, также предусматривавшие права профсоюзных комитетов на производстве (ст. 22, 35, 46, 51, 52, 54, 57, 61 и др.).

Правовой статус профсоюзов теперь определяется Кодексом и Федеральным законом от 12 января 1996 г. “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности” (СЗ РФ. 1996. №3. Ст. 148). Данный Закон устанавливает правовые основы организации и деятельности профсоюзов, содержит нормы, обязывающие органы государственной власти и управления, работодателей, должностных лиц администрации производства содействовать деятельности профсоюзов. В ст. 3 Закона дается определение ряда понятий. Закон предоставил профсоюзам ряд социально-трудовых прав на всех уровнях их деятельности, начиная с производства и кончая федеральным уровнем, и закрепляет гарантии этих прав.

Профсоюз – это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов (ст. 2 Закона). Его основными функциями (направлениями деятельности) являются представительская (на всех уровнях организации) и защитная – по защите и повышению социально-трудовых прав и интересов трудящихся. Профсоюзы возникли впервые в мире в середине XIX в. в Англии, как наиболее тогда промышленно развитой стране, с защитной их функцией для отстаивания профессиональных интересов работников.

Статья 11 Закона РФ о профсоюзах закрепляет их право на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников, а также на участие в нормотворчсстве, при котором они проявляют обе свои функции. Все проекты законодательных актов, затрагивающие социально-трудовые права работников, рассматриваются федеральными органами вместе с общероссийскими профсоюзами и их объединениями (ассоциациями), а проекты нормативных правовых актов рассматриваются и принимаются органами законодательной власти, органами местного самоуправления с учетом мнения соответствующих профсоюзов. Профсоюзы вправе выступать и с предложениями о принятии законов и иных нормативных правовых актов, касающихся социально-трудовой сферы.

Защитная функция профсоюзов – это целенаправленная правовая деятельность (на правовой основе) по защите социально-трудовых прав работника на всех этапах правового регулирования труда: при создании норм трудового права, применении важнейших норм администрацией, профилактике трудовых правонарушений, профсоюзном контроле за соблюдением трудового законодательства, восстановлении нарушенных трудовых прав и привлечении к ответственности нарушителей.

Закон РФ о профсоюзах состоит из 32 статей, объединенных в 6 глав. Он устанавливает правовые основы создания профсоюзов, их права и гарантии деятельности.

Данный Закон регулирует отношения профсоюзов с органами государственной власти, местного самоуправления, работодателями, их объединениями, другими общественными объединениями, юридическими лицами и гражданами (ст. 1).

Глава I “Общие положения” (ст. 1 – 10) определяет цели и задачи, сферу действия данного Закона, предмет его регулирования, конкретизирует право на объединение в профсоюзы, порядок создания их уставов и положений о первичных профсоюзных организациях, их регистрации, запрет дискриминации по признаку принадлежности или непринадлежности к профсоюзам, а также порядок прекращения деятельности профсоюзов.

Глава II “Основные права профсоюзов” (ст. 11–23) предусматривает следующие права:

– на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников (ст. 11);

– на содействие занятости (ст. 12);

– на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений, коллективных договоров и контроль за их выполнением (ст. 13);

– на участие в урегулировании коллективных трудовых споров (ст. 14);

– отношения профсоюзов с работодателями, их объединяющими (союзами, ассоциациями), органами государственной власти и местного самоуправления строятся на основе социального партнерства и взаимодействия сторон трудовых отношений, их представителей, а также на основе системы коллективных договоров, соглашений, а отношения профсоюзов, их первичных организаций и органов с другими представительными органами работников в организации – на основе сотрудничества (ст. 15 и 16);

– на бесплатную информацию (ст. 17);

– на участие в подготовке и повышении квалификации профсоюзных кадров (ст. 18);

– на профсоюзный контроль за соблюдением законодательства о труде (ст. 19);

– в области охраны труда и окружающей среды (ст. 20);

– на участие профсоюзов в осуществлении приватизации государственного и муниципального имущества (ст. 21), право на социальную защиту работников (ст. 22), на защиту интересов работников в органах по рассмотрению трудовых споров (ст. 23).

Глава III “Гарантии прав профсоюзов” (ст. 24–28) предусматривает ряд гарантий как профсоюзам, так и профсоюзным выборным активистам.

Глава IV “Защита прав профсоюзов” (ст. 29, 30) предусматривает судебную защиту прав профсоюзов и ответственность за нарушение этих прав.

Глава V “Ответственность профсоюзов (ст. 31).

Глава VI “Заключительные положения” (ст. 32).

Основные права профсоюзов предусмотрены и в других законах (Кодексе, федеральных законах о коллективных договорах и соглашениях, о порядке разрешения коллективных трудовых споров и др.).

Надо отметить, что хотя Закон о профсоюзах вступил в силу с 20 января 1996 г., но гл. XV КЗоТ РФ не была приведена в соответствие с ним вплоть до 2002 г. (когда КЗоТ утратил силу). Так, в ст. 226 КЗоТ говорилось о правах профсоюзов, которые у них давно отобраны (о праве на законодательную инициативу, на управление государственным социальным страхованием и на надзор за трудовым законодательством).

Новый Трудовой кодекс РФ также не предоставляет эти права профсоюзам. Представительская функция профсоюзов отражена в разделе II о социальном партнерстве во всех его главах. При этом профсоюз осуществляет также и защитную функцию – в настоящее время главную функцию российских профсоюзов.

Защитная функция профсоюзов отражена также в гл. 58 Трудового кодекса, “Защита трудовых прав работников профессиональными союзами”, состоящей из 9 статей. В ней предусмотрены и гарантии профсоюзным активистам, а в ст. 378 – ответственность за нарушение прав профсоюзов. В ряде статей Кодекса предусмотрены права профсоюзов на участие в правоприменении соответствующих норм.

Профсоюзы у нас строятся по производственно-территориальному принципу, могут создавать свои объединения по отраслевому, территориальному или иному признаку, учитывающему профессиональную специфику (шахтер, химик и т.д.). Их объединения и органы делятся на общероссийские объединения (ассоциации), межрегиональные объединения (ассоциации), региональные (республик, краев, областей, городов) объединения (ассоциации).

Все профсоюзы пользуются равными правами и равно осуществляют свою представительскую и защитную функции.

Как массовая общественная организация профсоюзы входят в политическую систему российского общества. В советское время они были единой общесоюзной членской организацией, ныне представлены несколькими десятками общероссийских профсоюзов, каждый со своим Уставом, в котором закреплены задачи и функции профсоюза. Наиболее крупные из них – Федерация Независимых профсоюзов России (ФНПР), Соцпроф и Единение. Как отмечает “Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2001 г.” (М.: “Юридическая литература”, 2001. С. 50), в последние годы “упала роль профсоюзов как законных представителей работников и защитников их трудовых прав. Исходя из этого нужно изменить отношение государства к ним, представить право более активного участия в законодательной деятельности, наделить техническую и правовую инспекции профсоюзов правом принимать решения о привлечении к юридической ответственности должностных лиц, допустивших нарушение трудового законодательства”. С этим трудно не согласиться, поскольку такие права у профсоюзов и не следовало отбирать и тем самым ослаблять их главную защитную функцию.

Все права профсоюзов можно классифицировать по сфере их деятельности и по объему компетенции в правах.

По объему компетенции в правах различают:

а) права самостоятельного характера:

– участвуют в обеспечении мер по содействию занятости и трудоустройству;

– участвуют в коллективных переговорах, заключают коллективные договоры и соглашения от имени работников;

– представляют и защищают права и интересы работников на всех уровнях правового регулирования труда;

– осуществляют общественный контроль за исполнением трудового законодательства, правил охраны труда;

– обладают правом требовать наказания (вплоть до увольнения) должностных лиц администрации, нарушающих трудовое законодательство, коллективные договоры, соглашения, права профсоюзов;

б) права совместного характера:

участвуют в распределении жилья, построенного производством, в решении вопросов о занесении на доску почета и в книгу почета (там, где они существуют), решают индивидуальные неисковые споры совместно с администрацией;

в) согласительные права профкома по применению администрацией ряда норм трудового законодательства. Таких прав в соответствии с ТК у профсоюзов стало меньше. Права профсоюзов указаны и в ст. 32, 51, 52, 54, 83 и др. Закона РФ о профсоюзах.

По сфере деятельности различают следующие права:

– представительства работников для осуществления своей защитной функции;

– на участие в нормотворческой и правоприменительной деятельности;

– на защиту права на труд, в том числе по обеспечению занятости, защите от необоснованных отказов в приеме на работу, незаконных переводов и увольнений;

– на социальную защиту трудящихся (обеспечение высокого уровня условий труда, охрана труда, его оплата и т.д.);

– профсоюзного контроля за охраной труда, соблюдением трудового законодательства и жилищно-бытового обслуживания работников;

– на участие в социально-партнерских отношениях и рассмотрении коллективных трудовых споров, включая объявление забастовки;

– на участие в управлении государственным социальным страхованием, санаторно-курортными учреждениями.

Профсоюзы управляют находящимися в их ведении санаториями, пансионатами, домами отдыха, профилакториями, клубами, спортивными базами и другими оздоровительными и культурно-массовыми учреждениями, имеют свою профсоюзную собственность, в том числе и на указанные учреждения.

Профсоюзы вправе самостоятельно вступать в международные объединения и организации, сотрудничать с профсоюзами других стран.

Трудовое законодательство предусматривает не только права профсоюзов, но и различные материальные и юридические гарантии этих прав и их деятельности и дополнительные специальные гарантии защиты права на труд выборных профсоюзных работников. Эти гарантии предусмотрены в гл. III Закона о профсоюзах (ст. 24–28), ст. 374, 375 и 376 Кодекса, а также в ряде других законов (Основы об охране труда, о занятости населения и др.). Гарантии основных прав профсоюзов тоже входят в их правовой статус.

Гарантии прав и деятельности профсоюзов заключаются в следующем:

– гарантируются признание, неприкосновенность и защита права собственности профсоюзов, условия для осуществления этих прав наравне с другими юридическими лицами;

– не допускается ограничение их независимой финансовой деятельности;

– право учреждать банки, фонды солидарности, страховые и другие в соответствии с их уставами (ст. 24 Закона);

– все работодатели обязаны соблюдать права профсоюзов, содействовать их деятельности (ст. 377 Кодекса);

– предприятия и организации обязаны отчислять денежные средства профсоюзным органам на культурно-массовую и физкультурную работу;

– предприятия, учреждения, организации с численностью свыше 100 работников обязаны предоставлять соответствующему выборному профсоюзному органу (профкому, стройкому и т.д.) бесплатно необходимые помещения со всем оборудованием, отоплением, освещением, а также оргтехнику, средства связи и необходимые нормативные правовые документы. Другие (лучшие) условия могут быть предусмотрены коллективным договором (ч. I ст. 377 ТК);

– здания, помещения, сооружения, сады и парки для ведения культурной, оздоровительной и спортивной работы, детские базы, лагеря, находящиеся на балансе предприятия, учреждения, организации могут передать согласно коллективному договору профкому данной организации в бесплатное пользование, а хозяйственное их содержание (ремонт, отопление, освещение, уборка, охрана и оборудование) производится за счет предприятия, учреждения, организации, если иное не предусмотрено коллективным договором, соглашением.

Гарантии права на труд и профсоюзной деятельности для выборных профсоюзных работников, предусмотренные Кодексом и Законом о профсоюзах, будут рассмотрены далее в соответствующих темах.

Ныне при усилившихся социально-экономических противоречиях сторон трудовых отношений защитная функция профсоюзов должна проявляться особенно активно. О ее реализации подробнее будет рассказано в § 2 темы 13 “Защита трудовых прав работников”.

В связи с изменениями в обществе правовой статус российских профсоюзов также меняется. Так, государство вернуло себе от профсоюзов право управлять государственным социальным страхованием (оставив им право на участие в этом), а также право надзора, сохранив за ними право общественного контроля за соблюдением трудового законодательства и охраны труда. В то же время профсоюзы получили и ряд новых прав. Например, на участие в разрешении коллективных трудовых споров, в коллективных переговорах и на заключение социально-партнерских соглашений, право на участие в проведении мер по обеспечению занятости и др. Конституция РСФСР 1978 г. предусматривала право профсоюзов на законодательную инициативу. Ныне действующая Конституция РФ 1993 г., к сожалению, его не предусматривает. Но конституции и уставы ряда субъектов Российской Федерации сохранили это право профсоюзов и закрепили его в своих законах о профсоюзах. Следовательно, нет никаких серьезных причин, чтобы и в Конституции РФ не восстановить это право профсоюзов. На практике правовой статус профсоюзов всегда проявляется не вообще, а в качестве конкретного правового статуса определенного профсоюзного органа. Права профсоюзов являются одновременно и их обязанностями перед членами профсоюзов, трудовыми коллективами работников активно осуществлять предоставленные им права по защитной их функции.

Государственные органы, предприятия, учреждения, организации обязаны всемерно содействовать профсоюзам в их деятельности.

Профсоюзы как субъекты трудового права не подлежат регистрации. Они имеют право представлять своих членов, участвовать в установлении условий труда и его оплаты на всех уровнях их органов. Таким образом, они являются субъектами трудового права на всех этапах правового регулирования труда – при создании норм трудового права, их применении, контроле за соблюдением трудового законодательства, охраны труда, а также в разрешении коллективных трудовых споров как представители работников.

Я не забыла поставить запятую. Вы ее поставите сами, прочитав эту статью и используя сведения, полученный из предыдущих статей.

Напомню, что мы говорим об обязательных локальных нормативных актах. Трудовым кодексом предусмотрено согласование таких актов с мнением представительного органа работников (выборного органа первичной профсоюзной организации). В предыдущей статье мы рассмотрели варианты принятия ЛНА в случаях, если представительный орган отсутствует и если работодатель решил учесть мнение всего коллектива. Сейчас мы поговорим о процедуре учета мнения представительного органа работников, если таковой существует.

Начнем с определений.

Трудовой кодекс предлагает нам на выбор – чье мнение учитывать. Либо выборного органа первичной профсоюзной организации, либо иной представительный орган работников, н-р Совет трудового коллектива. Если такие органы существуют на вашем предприятии, их мнение при приеме обязательных нормативных актов должно быть учтено и оформлено в виде протокола, о чем и должно стоять согласительная надпись на ЛНА.

Обращаю ваше внимание на то, что создание представительного органа работников не является обязанностью работодателя. Более того, работодатель не имеет права учитывать мнение органа работников, который создал сам, или финансирует его работу. Об этом упомянуто в ст. 22 ТК РФ, а в ст. 36 ТК РФ, посвященной ведению коллективных переговоров прямо сказано – «Не допускаются ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников лицами, представляющими интересы работодателей, а также организациями или органами, созданными либо финансируемыми работодателями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, политическими партиями, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.» А вот создание условий для работы такого органа – это обязанность. Данная обязанность работодателя закреплена в ст. 32 ТК РФ. К созданию условий относиться и предоставление места для проведения заседаний, обеспечение возможности довести до всех сотрудников информацию о работе таких органов, о принятых ими решениях, т.е. предоставить каналы связи имеющиеся у работодателя.

Что такое – представительный орган работников предприятия

Одним из представительных органов работников является профсоюз. Мы не будем подробно останавливаться на том, как создаются профсоюзы, какие глобальные проблемы решают, как ведут свою деятельность и т.д. Это не тема нашей статьи. Остановимся только на том, как надо учитывать мнение профсоюза, если это требует законодательство и на предприятии есть первичная профсоюзная организация. (Интересующихся деятельностью профсоюзного движения, рекомендую почитать ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» № 10-ФЗ от 12.01.1996г. Текст можно скачать в приложениях к нашей статье).

Итак, для того, чтобы работодатель учел мнение профсоюза, необходимо, чтобы он отражал мнение более половины работников предприятия. Если же профсоюз оказался на предприятии в меньшинстве, то остальные работники могут уполномочить его представлять свои интересы (ч.2 ст. 30 ТК РФ). Также надлежит поступить, если на предприятии несколько профсоюзных организаций и ни одна из них не объединяет большинство работников. О проведении собрания для выбора уполномоченного представителя работников читайте ниже.

Трудовой кодекс ставит в равные условия профсоюзы и иные представительные органы работников предприятия (ст. 31 ТК РФ). Что же необходимо сделать, что бы на предприятии появился такой орган? (ВНИМАНИЕ! Описываемые в этом разделе статьи действия должны произвести сами работники. Работодатель не может участвовать в этом процессе. Роль работодателя ограничивается тем, что он не препятствует и создает условия).

Выбираем представительный орган работников предприятия

Для того, чтобы представительный орган был и имел право защищать интересы работников необходимо сделать следующее:

  • Все работники должны собраться на общее собрание трудового коллектива. Собрание работников считается правомочным, если на нем присутствует более половины работающих.
  • Если предприятие большое, имеет несколько подразделений, особенно если эти подразделения находятся в разных регионах, выбор представительного органа может состояться в режиме конференции. Для проведения конференции делегаты избираются от каждого структурного подразделения организации (цеха, отдела и т.п.) пропорционально количеству работников каждого подразделения (например, по одному делегату от 30 работников). Конференция считается правомочной, если на ней присутствует не менее двух третей избранных делегатов.
  • На общем собрании трудового коллектива или на конференции представителей работников избирается представительный орган. Именно эти люди и будут в дальнейшем вести переговоры с работодателем, согласовывать локальные нормативные акты, участвовать в иных согласовании иных документов (н-р соглашения о прекращении трудового договора). Выборы представительного органа должны проводиться в режиме тайного голосования. Вот в этом вопросе и может помочь работодатель – он предоставит средства для изготовления бюллетеней (компьютер, копировальный аппарат) Бюллетень может выглядеть примерно так:

Пример бюллютени для тайного голосования по выборам представительного органа работников

Оли-гарх А.С. – 4 голоса. Правдорубов И.И. – 4 голоса. Чумовой А.П. – 2 голоса. Полежайкин В.В. – 1 голос. Кривотолкин П.П. – 1 голос.

Итог – представительный орган работников ООО «ПРЕДПРИЯТИЯ» сформирован в следующем составе: Оли-гарх А.С., Правдорубов И.И., Чумовой А.П.

  • Полученный результат закрепляем в протоколе собрания.

Пример протокола общего собрания работников

Копию данного протокола необходимо вручить руководителю работодателя, для дальнейшего использования в нормотворческой деятельности. Теперь работодатель точно знает, что на его предприятии есть представительный орган работников и издание новых локальных нормативных актов и внесение изменений в существующие документы должен будет согласовывать с этим органом.

Стороны в согласовательной процедуре

В данной процедуре участвует две стороны – представитель работодателя и представитель работников и их отношения регулируются ст. 372 ТК РФ.

Представитель работодателя - руководитель организации, работодатель - индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица (ст. 33 ТК РФ).

Представитель работников:

Первичная профсоюзная организация

Иной представитель (представительный орган)

  • Избирается тайным голосованием на общем собрании (конференции) работников в случаях:

• когда работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации;

• ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена в порядке, установленном ТК РФ, представлять интересы всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне. (ст. 31 ТК РФ)

ВНИМАНИЕ! Если в процессе согласования проводятся коллективные переговоры, то представители работников, участвующие в согласовании, в период их ведения не могут быть без предварительного согласия органа, уполномочившего их на представительство:

  • подвергнуты дисциплинарному взысканию,
  • переведены на другую работу,
  • или уволены по инициативе работодателя, за исключением случаев расторжения трудового договора за совершение проступка, за который в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами предусмотрено увольнение с работы (ч. 3 ст. 39 ТК РФ).

Начинаем процедуру согласования документа с представительным органом работников

Работодатель самостоятельно разрабатывает проект локального нормативного правового акта, который, по его мнению, необходим для организации.

Разработав проект локального нормативного акта, работодатель обязан подготовить письменное обоснование содержания такого акта, смысл которого сводится к необходимости его принятия, соответствия действующему законодательству и уже работающим локальным нормативным правовым актам в организации.

Пример обращения о даче мотивированного мнения выборного представительного органа работников

Хотя в ч. 2 ст. 372 ТК не упоминается о мотивированном обосновании работодателем проекта локального нормативного правового акта, но с учетом ее содержания следует считать начало течения указанного срока со дня получения представительным органом работников не только проекта, но и письменного обоснования необходимости, законности разработки и принятия данного локального нормативного правового акта. Поэтому представление только проекта без обоснования или обоснования без точного и полного проекта локального нормативного акта не является основанием для начала течения пятидневного срока в соответствии с п. 1 ст. 14 ТК РФ.

Мотивированное мнение по проекту локального нормативного правового акта должно быть принято на правомочном заседании представительного органа и соответственно оформлено его протоколом. Мотивированное мнение выборного представительного органа может иметь форму выписки из решения такого заседания. На такое заседание целесообразно приглашать работодателя, его представителей, занимавшихся разработкой проекта локального нормативного правового акта.

В мотивированном мнении выборного органа могут содержаться следующие формулировки:

• Вернуть проект на доработку (в этом случае должны содержаться предложения по совершенствованию локального нормативного акта)

Представительный орган работников ООО «ПРЕДПРИЯТИЕ» в течение пяти рабочих дней рассмотрел Обращение работодателя и вынес следующее мотивированное мнение, которое и было вручено руководителю под роспись:

Пример выписки из решения выборного представительного органа работников предприятия

Получив в установленный законом срок (5 рабочих дней) письменное мотивированное мнение представительного органа работников о полном или частичном несогласии с проектом локального нормативного правового акта, работодатель может согласиться с ним или в течение трех дней провести с выборным органом консультации для преодоления возникших разногласий. При этом следует иметь в виду, что консультации должны проводиться не с каждым членом представительного органа или его председателем, а с выборным профсоюзным органом в целом, т.е. должно состояться расширенное заседание профкома.

Законодатель не указал, в каких днях исчисляется трехдневный срок (рабочих или календарных). Нет на этот счет указаний и в ст. 14 ТК РФ. Поэтому с учетом содержания ч. 3 ст. 373 ТК РФ трехдневный срок следует исчислять в рабочих днях.

Организация дополнительных консультаций возложена на работодателя, который обязан проявить инициативу и обеспечить техническое оснащение их проведения. Процесс проведения консультаций представляет собой переговоры представителей сторон. Кодекс не устанавливает каких-либо формальных требований к организации переговорного процесса, оставляя решение вопросов на усмотрение сторон. Поэтому каждая из сторон вправе уполномочить на участие в переговорах и неодинаковое число представителей. Вопросы о конкретном времени и месте проведения переговоров решаются по соглашению сторон.

Часть 3 ст. 372 ТК отводит на проведение дополнительных консультаций три дня, исчисляемых с момента получения работодателем мотивированного мнения выборного представительного органа. Стороны по соглашению между собой вправе увеличить срок их проведения. Результат консультаций (достижение согласия или констатация разногласий) оформляется протоколом, подписание которого означает завершение данного этапа учета мнения выборного профоргана.

Целесообразно составлять протокол разногласий и в случае одобрения конечного варианта локального нормативного акта с внесенными в него изменениями, уточнениями и т.п. В этом случае не требуется составления представительным органом работников нового варианта мотивированного мнения, что позволяет работодателю при любом исходе консультаций принять обсуждавшийся проект локального нормативного правового акта, а в случае спора - точно определить позиции сторон до его возникновения.

Представительный орган работников вправе обжаловать не одобренный им, но принятый работодателем проект локального нормативного правового акта. Приказ об утверждении проекта локального нормативного правового акта должен быть признан незаконным, юридически ничтожным со всеми вытекающими из этого последствиями. Так, вступивший в силу, а затем отмененный локальный нормативный правовой акт обычно вызывает ряд правовых последствий в период своего действия (например, выплату премии или, наоборот, депремирование ряда работников). Как известно, заработная плата, в том числе и премия, излишне выплаченная работнику при неправильном применении законов или иных нормативных правовых актов, не может быть с него взыскана (ст. 137 ТК). Но если нормативным правовым актом были отменены ранее полагавшиеся работнику выплаты, то в результате отмены этого локального акта у работника возникает право требовать их восстановления. Период и сроки отмены могут быть значительными.

В законе не указан срок, в течение которого обжалуется утвержденный с нарушением рассмотренной процедуры принятия локальный нормативный правовой акт. Не установлен в законе и жалобщик, т.е. субъект, который правомочен обратиться за защитой прав. Это может быть не только представительный орган работников, но и любой работник организации, который считает, что принятый работодателем локальный нормативный акт ухудшает его правовое положение по сравнению с действующим законодательством о труде, т.е. противоречит ч. 4 ст. 8 ТК.

Часть 5 ст. 372 ТК определяет процедурные особенности рассмотрения жалобы (заявления) выборного органа работников, поданной в орган государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде. Государственная инспекция труда обязана провести проверку правомерности принятия локального нормативного акта в течение одного месяца со дня получения жалобы (заявления). Если в ходе проверки будут выявлены факты нарушения законодательства, должностное лицо государственной инспекции труда обязано выдать работодателю предписание об отмене локального нормативного акта. Данное предписание обязательно для исполнения.

P.S. Закон регламентирует действие локальных нормативных актов во времени, распространяя при этом на них принцип - закон не имеет обратной силы. Локальный нормативный акт вступает в силу со дня его принятия работодателем либо со дня, указанного в этом локальном нормативном акте, и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. В отношениях, возникших до введения в действие локального нормативного акта, указанный акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

При введении в действие локальных нормативно-правовых актов необходимо соблюдать следующие правила:

  • утвержденный локальный нормативно-правовой акт может быть введен в действие только после проведения процедуры ознакомления с его содержанием работников, на которых он распространяется;
  • акты, которыми изменяются обязательные условия трудового договора, в силу статьи 74 ТК РФ могут вводиться в действие не ранее чем через два месяца после ознакомления работников с их содержанием;
  • в случаях, если в локальном нормативном акте содержатся правила, по которым предусмотрено проводить обучение, инструктаж и проверку знаний, то такой акт может быть введен в действие только после проведения соответствующего обучения, инструктажа и проверки знаний. Это документально оформляется.

В локально-нормативном акте должны быть точно определены время и порядок введения в действие, а также время прекращения действия локального нормативно - правового акта, ранее регулировавшего данные отношения, способ его изъятия. Здесь же должен быть установлен порядок доведения до сведения работников информации о введении локального нормативного акта и его содержании. Данные сведения могут содержаться как в последнем разделе самого локального нормативно-правового акта, так и в отдельном приказе (распоряжении) работодателя. Эта процедура может быть регламентирована самостоятельным локальным нормативно-правовым актом организации, например стандартом предприятия или положением о порядке разработки утверждения и введения в действие того или иного вида локальных нормативно-правовых актов.

Читайте также: