Что такое рабочее место оснащение рабочего места слесаря по ремонту автомобиля

Опубликовано: 03.10.2024

Презентация профессии


Профессия «автослесарь» зарождалась по мере развития автомобильного транспорта. Производство и эксплуатация автомобилей усиливали потребность в людях, способных поддерживать их в исправном состоянии и ремонтировать их в случае поломки. С изобретением конвейера Генри Фордом (30-е годы XX века) количество автомобилей резко возросло. Это создало необходимость в увеличении количества людей, умеющих поддерживать автомобиль в исправном состоянии. Усложнение конструкции автомобиля и появление сложного диагностического оборудования (50-е годы XX века) приводит к разделению специальностей автослесаря: моторист, автоэлектрик, маляр, вулканизаторщик и т.д.
В настоящее время в нашей стране количество действующих автомобилей исчисляется миллионами. Чем меньше неисправных машин, тем выше безопасность движения, тем больше грузов или пассажиров можно перевезти. Для того, чтобы имеющийся огромный парк автомобилей эффективно работал, существует специальная служба. Слесари по ремонту автомобилей являются ее работниками. Их задачи в том, чтобы следить за техническим состоянием машин, устранять поломки, повреждения, не допускать возникновения серьезных неисправностей.
Работа слесаря по ремонту автомобилей - это высококвалифицированный труд, требующий большого объема знаний и навыков. Нужно хорошо знать устройство всех механизмов различных типов автомобилей, порядок и правила сборки и разборки узлов, агрегатов. Нужно уметь проводить осмотр и диагностику состояния агрегатов машины, уметь пользоваться обычным слесарным и некоторым специальным инструментом, приспособлениями и приборами, проводить контрольные, крепежные, регулировочные, сборочно-разборочные и другие операции.
Слесарь должен выполнять достаточно быстро точные движения, тонко дозировать величину усилий. В некоторых случаях ему приходится работать в неудобном положении. Для диагностики состояния двигателя большое значение имеет слух.
Несмотря на ручной характер труда, определяющее значение для эффективности работы слесаря имеют техническое мышление, наблюдательность, понимание логики работы механизмов, четкие пространственные представления. Ремонтник должен уметь мысленно представить взаимодействие всех деталей агрегата. Ремонт чаще всего выполняется в закрытом помещении, иногда - на открытой площадке.
На сегодняшний день эта профессия остается востребованной, поскольку количество выпускаемых автомобилей неуклонно растет, а прогресс не стоит на месте.

  • физическая выносливость;
  • хороший технический слух;
  • наблюдательность;
  • развитое техническое мышление;
  • ручная умелость.
  • Устройство дорожно-строительных машин, тракторов, прицепных механизмов, автомобилей, назначение и взаимодействие основных узлов и деталей;
  • Методы выявления и способы устранения неисправностей;
  • Технологическую последовательность технического осмотра, демонтажа, сборки и регулировки систем, агрегатов и узлов строительных машин и автомобилей;
  • Правила подготовки изделий под сварку;
  • Общие теоретические сведения о сварке, резке и наплавки;
  • Технологию изготовления сварных изделий;
  • Основные метрологические термины и определения, назначения и краткую характеристику измерений, выполняемых при сварочных работах;
  • Меры безопасности при выполнении работ.
  • Выполнять слесарные операции;
  • Выполнять основные операции технического осмотра, демонтажа, сборки и регулировки систем, агрегатов и узлов строительных машин и автомобилей;
  • Подготавливать газовые баллоны к работе;
  • Владеть техникой сварки;
  • Обслуживать и управлять оборудованием для электрогазосварки;
  • Производить сварку и резку металла средней сложности;
  • Выполнять наплавку простых и средней сложности деталей, механизмов, конструкций.
  • техническое и логическое мышление;
  • хорошее пространственное воображение;
  • хорошая память;
  • физическая сила и выносливость;
  • концентрация внимания и наблюдательность;
  • хорошие зрение и слух;
  • развитая ручная моторика и хорошая координация движений;
  • тщательность и кропотливость;
  • аккуратность;
  • терпеливость;
  • ответственность.
  • основное и вспомогательное производственное оборудование (станки, механизмы, энергетические установки, различные коммуникации);
  • технологическую оснастку, приспособления, инструмент и необходимый инвентарь (установочные столы, стенды, верстаки, стеллажи, шкафы и др.).


Медицинские противопоказания
Заболевания костно-мышечного аппарата рук, сердечнососудистой системы, системы органов дыхания, почек и мочевыводящих путей, опорно-двигательного аппарата, нервной системы, плохое зрение, болезни, связанные с потерей сознания, радикулит.

Базовое образование
Специальность можно получить в техникумах и колледжах, продолжить образование - в ВУЗах по специальностям транспортного и машиностроительного профиля.
Родственные профессии: «Наладчик машин и оборудования», «Мастер-диагност сельскохозяйственной техники», «Слесарь-ремонтник».

Основной работой слесаря-машиностроителя является ручная работа, связанная с обработкой металлов и других материалов для получения деталей, отвечающих техническим требованиям чертежей для сборки машин и механизмов и их сборка, регулировка и обеспечение работоспособности при эксплуатации.

Рабочее место слесаря должно иметь достаточные размеры для удобного размещения оборудования, приспособлений и инструментов.

На рабочем месте слесаря-ремонтника должны удобно размещаться: слесарный верстак (прочный и устойчивый) с тисками и деревянной решеткой для установки тисков на высоте, соответствующей росту слесаря (рис. 1).

Рабочее место слесаря

На столе расстояния от мест хранения заготовок и инструмента до работающего должны быть такими, чтобы при работе достаточно было использовать только движение рук (без наклона корпуса) (рис. 2). Трудовые приемы, связанные с незначительными усилиями и большой точностью движений, выполняют кистью или даже одними пальцами. Приемы, связанные со средними усилиями, совершают за счет мышц плеча и предплечья. В рабочих движениях со значительным усилием принимает участие вся рука и даже корпус рабочего.

Зоны досягаемости рук в горизонтальной плоскости

Рис. 2. Зоны досягаемости рук в горизонтальной плоскости

Для экономии рабочих движений и мышечных усилий все оснащение на рабочем месте делят на предметы постоянного и временного пользования, за которыми закрепляются определенные места хранения и расположения. Предметы, используемые чаще, располагают в пределах досягаемости левой и правой рук, согнутых в локте. Предметы, которыми пользуются реже, кладут дальше, а в зоне досягаемости свободно вытянутых рук при наклоне корпуса вперед (к верстаку) не более 30°.

Тиски на столе могут быть неподвижно закрепленными (рис. 3, а), а также подвижные с поворотной рабочей частью относительно стола (рис. 3, б). Поворотная часть тисков конструктивно выполнена аналогично тискам, которые устанавливаются неподвижно.

Слесарные тиски

Ручные слесарные тиски (рис. 4) применяют для закрепления заготовок деталей, которые неудобно или опасно держать руками при обработке (рис. 5).

Ручные слесарные тиски

Рис. 4. Ручные слесарные тиски

Пример применения ручных тисков

Рис. 5. Пример применения ручных тисков

Высоту тисков на столе определяют в соответствии с ростом рабочего (рис. 6, а). Выбирая высоту установки тисков при рубке, согнутую в локте левую руку ставят на губки тисков так, чтобы концы выпрямленных пальцев руки касались подбородка (рис. 6, б), или устанавливают горизонтально инструмент при опиливании при слегка согнутой левой руке, при этом правая рука имеет вертикальное положение плечевой части руки и горизонтальное под углом 90° локтевой части (рис. 6, а).

Высота установки тисков

При малом росте рабочего используют под ноги специальные регулируемые по высоте подставки (решетки).

Для хранения деталей на рабочем месте должны быть предусмотрены шкаф, стеллажи для материалов и деталей или специальная тара. Для перемещения крупногабаритных и тяжелых конструкций должны быть предусмотрены подъемнотранспортные средства (консольно-поворотный кран с электроталью). Кроме того, рабочее место слесаря-ремонтника должно быть оснащено заточным и настольным сверлильным станком, ручным или механизированным прессом, ванной для промывки деталей, разметочной плитой, наковальней, ящиком для грязных обтирочных материалов и другим необходимым для выполнения работы оборудованием.

Для выполнения некоторых видов работ и кратковременного отдыха на рабочем месте должен быть табурет или специальный стул с подъемным сиденьем.

На рабочем месте должно быть достаточное общее и местное (на шарнирном штативе) освещение.

В помещении должна постоянно поддерживаться нормальная температура воздуха и предусмотрена принудительная вентиляция и установлены защитные устройства, предусмотренные правилами охраны труда и техники безопасности.

Рабочее место - единица структуры предприятия, где размещены исполнители работы, технологическое оборудование, часть конвейера, оснастка и предметы труда. Это первичное и основное звено производства. Правильная организация рабочего места предполагает четкое определение объема и характера, выполняемых на нем работ, необходимое оснащение, рациональную планировку, систематическое обслуживание, благоприятные и безопасные условия труда.

На каждое рабочее место составляется паспорт, в котором указываются: содержание выполняемой работы, годовое задание в человеко-часах, режим и условия работы, планировка, оснащение и порядок обслуживания рабочего места, и порядок размещения на нем обрабатываемых изделий.

Оснащение рабочего места осуществляется по утвержденной технической документации на выполнение работ. Оно включает организационную и технологическую оснастку.

Технологическое оснащение включает оборудование и оснастку, измерительный, режущий, монтажный и вспомогательный инструмент, а также техническую документацию. Средства технологического оснащения на рабочем месте должны размещаться в определенном, удобном для работы порядке с тем, чтобы исключить потери времени на поиски и перекладывание с места на место.

Требования техники безопасности, при обслуживании и ремонте, состоит главным образом в правильной организации рабочего места, оснащением его необходимыми приспособлениями и инструментами, обеспечивающие безопасную работу.

Пользоваться только исправными инструментами и приспособлениями, использовать их только по назначению.

Выполнять технику безопасности при работе с приборами для проверки стартера.

Запрещается класть инструменты на оборудование и на ограждения.

По окончании работы необходимо тщательно убрать рабочее место, уложить инструмент, приспособления и детали на соответствующие места.

Охрана труда

В России существует государственная система стандартов безопасности труда, устанавливающая общие требования безопасности работ (ГОСТ 12.3.017 - 85), которые проводятся на автотранспортных предприятиях, станциях ТО и специализированных центрах при всех видах технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей.

Все лица, поступающие на работу, проходят вводный инструктаж по технике безопасности и производственной санитарии, который является первым этапом обучения технике безопасности на данном предприятии.

Вторым этапом обучения является инструктаж на рабочем месте, проводимый с целью усвоения рабочим безопасных приемов труда непосредственно по той специальности и на том рабочем месте, где он должен работать.

1. При техническом обслуживании и ремонте автомобилей необходимо принимать меры против их самостоятельного перемещения.

2. Запрещается техническое обслуживание и ремонт автомобилей с работающим двигателем.

3. Подъемно-транспортное оборудование должно быть в исправном состоянии и использоваться только по своему прямому назначению. К работе с этим оборудованием допускаются лица, прошедшие соответствующую подготовку и инструктаж.

4. Во время работы запрещается оставлять инструменты на краю осмотровой канавы, на подножках, капоте или крыльях автомобиля.

5. При сборочных работах совпадение отверстий в соединяемых деталях необходимо проверять специальными ломиками, бородками или монтажными крючками.

6. Запрещается проверять совпадение отверстий пальцами.

7. Во время разборки и сборки узлов и агрегатов необходимо применять специальные съемники и ключи. Трудно снимаемые гайки сначала следует смочить керосином, а затем отвернуть ключом, запрещается отвертывать гайки зубилом или молотком.

8. Запрещается загромождать проходы между рабочими местами, деталями и узлами, а также скапливать большое количество деталей на местах разборки.




9. Гидравлические и пневматические устройства должны быть снабжены предохранительными клапанами.

10. Рабочий инструмент должен находиться в исправном состоянии.

Основными причинами возникновения пожаров на автотранспортных предприятиях являются: неисправность отопительных приборов, электрооборудования и освещения, неправильная их эксплуатация; самовозгорание горючесмазочных и обтирочных материалов при неправильном их хранении; неосторожное обращение с огнем.

Во всех производственных помещениях необходимо выполнять следующие противопожарные требования:

· курить только в специально отведенных для этого местах;

· не пользоваться открытым огнем;

· хранить топливо и керосин в количествах, не превышающих сменную потребность;

· не хранить порожнюю тару из-под топлива и смазочных материалов;

· проводить тщательную уборку в конце каждой смены;

· разлитое масло и топливо убирать с помощью песка;

· собирать использованные обтирочные материалы, складывать их в металлические ящики с крышками и после окончания смены выносить в специально отведенное для этого места.

Чтобы не создавать условий для возникновения пожара в производственных помещениях и на автомобиле запрещается:

- допускать попадание на двигатель и рабочее место топлива и масла;

- оставлять в кабине, на двигателе и рабочих местах обтирочные материалы;

- допускать течь в топливопроводах, баках и приборах системы питания;

- держать открытыми горловины топливных баков и сосудов с воспламеняющими жидкостями;

- мыть или протирать бензином кузов, детали и агрегаты, мыть руки и одежду бензином;

- хранить топливо (за исключением находящегося в топливном баке автомобиля) и тару из-под топлива и смазочных материалов;

- пользоваться открытым огнем при устранении неисправностей;

- подогревать двигатель открытым огнем.

На видных местах около телефонных аппаратов должны быть вывешены таблички с указанием телефонов пожарных команд, план эвакуации людей, автомобилей и оборудования на случай пожара и фамилии лиц, ответственных за пожарную безопасность.

Пожарные краны во всех помещениях оборудуют рукавами и стволами, заключенными в специальные шкафы. В помещениях устанавливают пенные огнетушители (один огнетушитель на 50 м 2 площади помещения) и ящики с сухим песком (один ящик на 100 м 2 площади помещения). Около ящика с песком на пожарном стенде должны располагаться лопата, лом, багор, топор, пожарное ведро.

Заключение

Автотранспортное предприятие сложное современное производство, на котором трудятся высококвалифицированные рабочие, техники и инженеры.

В настоящее время происходит интенсивное совершенствование конструкций транспортных средств, повышение их надёжности и производительности, снижение эксплуатационных затрат, повышение всех видов безопасности. Всё это вызывает необходимость повышения уровня подготовки квалифицированных рабочих по специальности «Слесарь по ремонту автомобилей».

При написании работы были рассмотрены наиболее часто встречающиеся причины неисправностей и способы их устранения стартера. Каждая из этих причин имеет прямое отношение к безотказности автомобиля в работе и безопасности движения. Но может случиться, что какая-либо своевременно не замеченная и, значит, не устраненная неисправность приведет к тяжелым последствиям.

В процессе эксплуатации стартер требует периодической проверки и технического обслуживания.

В целях обеспечения надежности и безотказной работы стартер очищают от грязи и масла, проверяют его крепление на двигателе, состояние и крепление наконечников проводов на выводах стартера и в цепи питания.

Не реже одного раза в год стартер снимают с двигателя, снимают крышку и проверяют состояние коллектора и щеток, продувают сжатым воздухом, при необходимости очищают коллектор и заменяют щетки. Рабочая поверхность коллектора должна быть гладкой и не иметь значительного подгорания, ее рекомендуется протереть чистой тряпкой, смоченной в бензине. Если грязь или следы подгорания не удается устранить, то коллектор следует зачистить мелкой шкуркой.

Стартер разбирают через каждые 100 000 км пробега автомобиля и при ремонте в случае необходимости.

Выводы по улучшению ТО и ремонта по данной теме.

Для упрощения произведения проверки стартера его проверяют на стенде, что значительно увеличивает уверенность в точности проверки и уменьшает затраченное время.

Если есть сомнения в эффективности работы стартера, необходимо проверить его на стенде. Присоединительные провода к источнику тока, амперметру и контактному болту тягового реле стартера должны иметь сечение не менее 16 мм.

Температура стартера при проверках должна быть (25±5)° С, а щетки – хорошо притерты к коллектору.

Для упрощения произведения ремонта и других операций используются пневмо- и электро- инструменты вместо обычных.

В настоящее время происходит интенсивное совершенствование конструкций стартеров, повышение их надежности и производительности. Осуществляется более частое обновление выпускаемых моделей, придание им более высоких потребительских качеств, отвечающих современным требованиям. Все это вызывает необходимость повышения профессионального уровня автомеханика. Он должен иметь представление о современном состоянии и тенденциях развития как автомобилестроения в целом, так и отдельных моделей автомобилей, уметь оценивать техническое состояние, чтобы затем надежно проводить обслуживание и ремонт автомобилей. От того, как надежно обслуживается автомобиль, зависит жизнь и безопасность не только владельца автомобиля, но и окружающих. Профессия автомеханика интересна, ответственна, и востребована.

Во время написании письменной экзаменационной работы были систематизированы научные и практические знания в области эксплуатации и ремонта стартера. В данной работе были рассмотрены решения по тем или иным проблемам, возникающим в процессе эксплуатации и ремонта стартера, изменению конструкции ненадежных узлов и элементов, применению альтернативных видов новых материалов, разработке новых методик испытаний и регулировок с целью получения улучшенных характеристик по надежности, долговечности и экономичности.

В ходе написания письменной экзаменационной работы рассмотрены основы обеспечения работоспособности стартера; изучено устройство стартера; ознакомились с перечнем выполняемых работ в объеме технического обслуживания для стартера, с основными нормативами безопасности; с организацией диагностических и регулировочных работ, были рассмотрены методы и способы восстановления работоспособности стартера. В итоге создана возможно быстрая адаптацию на работе по специальности.

Также были разработаны мероприятия по повышению качества услуг, выработаны предложения по повышению качества услуг, приобретены практические навыки планирования, организации производства и труда, были закреплены, углублены знания, полученные в процессе обучения.


Участок площади мастерской, на котором находится оборудование, инструментарий и материалы, необходимые для выполнения производственных задач, называется рабочим местом слесаря. От того, насколько грамотно организовано рабочее пространство, зависит эффективность и результативность работы специалистов.

Грамотно организованным является такое рабочее пространство, на котором специалистом при минимальных трудозатратах достигается максимальная производительность и обеспечивается самое высокое качество готовой продукции.

Один из важнейших компонентов организации рабочего пространства – это его планировка, при которой учитывается расположение рабочего участка по отношению к местам работы других специалистов в мастерской, размещение оборудования и приспособлений.

Благодаря такой организации достигается использование прогрессивных методов работы, рационализация трудовых приемов, эффективное использование рабочего времени специалистов.

Организация рабочего пространства

Само рабочее пространство может находиться как на открытом воздухе, так и на закрытой площадке, в зависимости от планировки помещения и используемых технологических процессов.

Область рабочих мест на промпредприятиях обычно составляет от четырех до восьми квадратных метров, в мастерских – не меньше двух кв. м. Расстояние от других рабочих мест и проходы между верстаками должны быть не меньше 1,5-1,6 метров.

Рабочее место слесаря может организовываться по-разному, с учетом характера производственных задач. Однако чаще всего рабочие места оборудуются слесарными верстаками (специальными столами), на которых оборудуются тиски и раскладываются необходимые материалы. Верстак может быть одноместным или многоместным, главное, чтобы он был устойчивым и прочным.

Удобно, когда под столешницей верстака располагаются ящики с ячейками для хранения мелких деталей.


Для разных видов работ применяются ручные, параллельные и стуловые тиски. Тиски регулируются по высоте, в зависимости от роста специалиста.

Пространство для работы слесаря-сборщика либо специалиста по ремонту оборудования может находиться на сборочном участке.

Кроме основного рабочего пространства, у слесаря могут быть вспомогательные рабочие места (у контрольной или притирочной плиты, у сварочного аппарата, наковальни и т. д.). В некоторых случаях вспомогательные места могут заменять основные.

Существуют общие требования, которые предъявляются к организации рабочего пространства слесаря на предприятии.

Общие требования к рабочему месту:

  • рабочее место должно быть аккуратным, на нем должны присутствовать только те предметы, которые нужны для выполнения определенного задания;
  • инструменты и документация должны находиться на расстоянии вытянутой руки, а предметы, используемые чаще всего, должны быть ближе остальных;
  • инструменты, которые берутся правой рукой, располагаются справа, и наоборот;
  • материалы и готовые изделия располагаются в ящиках, в специально отведенных местах, более тяжелые – снизу, более легкие – сверху;
  • измерительные приборы хранятся в футлярах или в деревянных коробках;
  • режущие инструменты (напильники, сверла и другие) хранятся на деревянных подставках, отдельно друг от друга;
  • после завершения работы все инструменты очищаются от грязи и масла.


Идеальным вариантом расположения оборудования и материалов является такой, при котором рабочему для выполнения всех действий хватает движения рук.

По правилам рекомендуется избегать размещения инструментов, при котором рабочему необходимо поворачиваться или наклоняться.

Порядок организации работы

Прежде чем приступать к выполнению задач, слесарь должен убедиться в освещенности рабочего пространства (каждое место должно быть хорошо освещено).

Освещение должно падать на предмет, а не на специалиста, при этом освещение не должно создавать блики, которые могут помешать работе.

На своем рабочем месте слесарь должен придерживаться установленных правил:

  • перед началом работы проверять исправность верстака, тисков, инструментов и механизмов, которые предполагается использовать;
  • убедиться, чтобы тиски были прочно прикреплены к верстаку;
  • перед выполнением заданий знакомиться с инструкциями и технологическими картами, особенностями предстоящего задания;
  • располагать необходимые инструменты на верстаке.

Во время работы каждый инструмент нужно возвращать на свое место. После завершения работы инструменты следует приводить в порядок, очищать стол от стружки, убирать оборудование в футляры. Неиспользованные и обработанные детали убираются с верстака.

Инструментарий для рабочего места слесаря-ремонтника

Место слесаря возможно различного рода: постоянное или временное, которое располагается у ремонтируемого оборудования. В первом из указанных случае оно оборудуется станками для сверления с подставками и приспособления разного рода, верстаками с наличием тиском, прессовальным оборудованием и прочим.

Сложнее оборудуется временная ремонтная зона, когда ремонтируемое оборудование не возможно снять с фундамента. В этом случае используются передвижные станки и ремнтные приспособления, а также грузоподъемные устройства. Они нужны для выполнения разметки и пригонки некоторых элементов, шабрения их.

Базовыми приборами для выполнения профессиональных задач слесаря-ремонтника являются слесарный верстак, а также тиски. На верстаке специалист размещает необходимое оборудование и инструмент. Выглядит он как стол с выдвигающимися ящиками, где располагаются приборы и детали. В связи с характером выполняемых задач, этот предмет должен иметь прочное и устойчивое основание. Вблизи с верстаком необходим стул для ремонтника.

Верстаки бывают одноместными или подразумевают в себе несколько мест для проведения ремонта. Покрываются они сверху металлическим листом, иногда линолеумом.

В ящиках верстака хранится требующаяся документация (чертежи, схемы и планы), по мимо необходимых для проведения ремонтных операций элементов или приборов.

При возникновении потребности создать временное место потребуется наличие мобильного инструментария и верстаков, а также грузоподъемных мостов и кранов для разметки узлов и агрегатов, и их шабрения. Для проведения монтажа и демонтажа оборудования в ремонтных цехах пользуются, в большинстве своем, мостовыми кранами.

Для выполнения ремонтных процессов слесарю нужно большое количество разнообразных прспособлений. Среди основных можно выделить следующие.

Таким образом, можно утверждать, что от создания правильного места работы зависит эффективность специалиста. Главная задача — создать его таким образом, чтобы минимизировать непроизводительные действия. Для этого необходимо обеспечить слесаря-ремонтника всем необходимым оборудованием и инструментарием. При этом используемые в ремонтных процедурах тиски, верстаки, измерительные приборы, режущие и ударные инструменты должны правильно хранится, быть в исправном состоянии.

Важно, чтобы все место проведения ремонтных операций держалось в чистоте, необходимые предметы хранились в специально отведенных местах, а также были легко- доступными во время выполняемых процедур

Планировка рабочего места

Рабочим местом называется уча­сток работы, оснащенный всем необходимым для выполнения производственных операций.


Рисунок 1. Размеры, мм, рабочих зон в горизонтальной плоскости для мужчины среднего роста.

При проектировании рабочего места необходимо, прежде всего стремиться к тому, чтобы облегчить труд человека, создать ему максимум удобств, сделать рабочее место безопасным и удобным.

При этом должны учитываться размеры и форма тела человека, его масса, сила и направ­ление движения рук и ног, особен­ности зрения и слуха.

При этом должны соблюдаться оптимальные размеры рабочей зоны, для размещения инструмен­тов, материалов, приборов, при­способлений и для выполнения рабочих операций. На рис. 1 показаны рабочие зоны в горизонтальной плоскости при работе сидя или стоя для мужчины среднего роста.


Рабочая зона при рабочем положении «сидя» составляет по высоте 600-1200 мм, по глубине 500 мм и по фронту 550 мм от центра сидения.

При выполнении особо точных работ эти раз­меры несколько изменяются: по высоте 800-1 000 мм, по фронту 500 мм и по глубине 200-400 мм от центра сидения.
Ниже приводятся данные об оптимальных и предельно допу­стимых зонах досягаемости для рук при работе стоя (мм).

На рис. 2 показаны зоны установки по высоте индикаторов (приборов, сигнализаторов) и органов управления. Наиболее важные из них должны устанавливаться в самых удобных, доступных для оператора, местах с хорошим обзором.


Высота рабочей поверхности при работе сидя за столом.


Рисунок 3. Типовой двухместный верстак.

В планировке рабочего места должны учитываться требования биомеханики тела человека: максимальная экономия энергии на трудовые движения и физические усилия. Трудовые движения рациональны в том случае, если они совершаются одновременно, симметрично, естественно, ритмично и привычно. Все 5 прин­ципов взаимосвязаны. При работе необходимо, чтобы сочеталась работа обеих рук. Физиологически выгодны движения рук сим­метричные и противоположные по направлению. При этом дости­гается равновесие тела, что облегчает работу.

Рациональны дви­жения по дугам, соответствующим сочленениям тела, а не прямолинейные (хотя последние и являются кратчайшими). Например, рационально движение руки по дуге с центром в локте или в плече. Во всех случаях наиболее целесообразны простые и привычные движения. Планировка рабочего места должна обеспечить корот­кие, неутомительные движения рук, исключить перекладывание инструментов и деталей из одной руки в другую.

Рабочая поза


В процессе труда человек принимает различные не всегда удобные позы, что может приводить к изменению кровообращения, дыхания, к искривлению позвоночника, расширению вен на ногах.

Основные физиологические требования в рабочей позе: прямая осанка, возможность смены положений сидя и стоя, удобство положения туловища, головы и конечностей, свободные и эконом­ные движения, хороший обзор работы.

Работая стоя или согнувшись, приходится затрачивать энер­гию на поддержание тела в вертикальном или наклонном положе­нии почти в 2 раза большую, чем работая сидя, так как при ста­тическом удержании тела мышцы напряжены и это вызывает быстрое утомление. Наиболее удобной и легкой считается поза сидя. Но даже и в этом случае человек не может длительно находиться в од­ном и том же положении. Поэтому более правильно чередовать рабочую позу сидя и стоя.
Рабочая поза сидя рекомендуется: для работ с усилиями до 5 кгс; с уме­ренным темпом и размахом движений; для работ, требующих большой точ­ности.


Рисунок 4. Линия Аккерблома для стула.

В положении сидя важна правильная и удобная посадка. Это дости­гается опорой спины, дающей раз­грузку спинным мускулам; правильной конструкцией сидения; равномерным распределением массы тела по его поверхности; удобным размещением ног. Обычные стулья и табу­реты не отвечают физиологическим требованиям: они вызывают застой крови и излишнее давление на суставы. Спинка стула, на которую спина опирается только лопатками, вызывает перегрузку позвоночника.


Рисунок 5. Рабочие кресла.

Для размещения ног предусматривается свободное простран­ство под рабочей плоскостью высотой не менее 680 мм, шириной 530 мм, глубиной 450 мм.

Рабочая поза стоя правильна, если работающий стоит с легким (10—15°) наклоном вперед.

Больший наклон вызывает статические напряжения. Рабочее место оснащается сидением для кратковременного отдыха.


Рисунок 6. Зоны обзора: а- в горизонтальной, б- в вертикальной плоскостях.

Рабочая поза сидя может применяться при работах, требующих усилий от 5 до 10 кгс, при выполнении профилактических работ и наблюдении за работой оборудования. Работы, которые выполняют лежа, в согнутом, напряженном положении с поднятыми руками, а также стоя на коленях или сгор­бившись, следует рационализировать или по возможности устра­нять, иначе они приведут к несчастному случаю.

Зону обзора описывает угол, вершина которого находится в центре глаза, а стороны составляют границы, где человек при фиксированном положении глаз хорошо различает предметы и их местонахождение.

В условиях автотранспортного предприятия все работы по техническому обслуживанию и текущему ремонту автомобилей выполняются бригадами слесарей, как правило, без участия водителей автомобилей. В зависимости от вида выполняемых работ в состав бригад включаются рабочие различных специальностей (смазчики, слесари-регулировщики, электрики, карбюраторщики и др.). Техническое обслуживание, как правило, не требует снятия агрегатов, механизмов и приборов с автомобиля, поэтому эти работы выполняются в основном на специально оборудованных постах.

При текущем ремонте значительная часть (до 50%) общего объема работ также выполняется на постах. К этим работам относятся: снятие агрегатов и механизмов, требующих замены, установка новых или отремонтированных агрегатов и механизмов на автомобиль, крепежные и регулировочные работы. Таким образом, рабочим местом слесаря-ремонтника по техническому обслуживанию и текущему ремонту автомобилей в автотранспортном предприятии является специально оборудованный пост, который может быть тупиковым, либо является частью поточной линии. В зависимости от объема работ рабочий пост может включать одно или несколько рабочих мест.

Выполняя работы на постах по техническому обслуживанию и ремонту, рабочий вынужден занимать различные положения относительно автомобиля, поэтому оборудование постов должно обеспечить рабочему удобство доступа к автомобилю со всех сторон. Для этих целей посты оборудуются осмотровыми канавами, эстакадами, подъемными устройствами. Осмотровая канава — наиболее распространенный вид рабочего поста для технического обслуживания и Ремонта автомобилен.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Необходимость в осмотровых канавах определяется тем, что значительную часть работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобиля приходится выполнять снизу, что вызывает определенные неудобства, снижает производительность труда и может привести к ухудшению качества выполняемых работ. Различают осмотровые канавы узкого и широкого типов. Узкие подразделяются на межколейные (рис. 2,а) и боковые (рис. 2,6).


Рис. 2. Осмотровые канавы:
узкие: а — межколейная, б — боковая; широкие: в — сочетание межколейной и боковой, г — межколейная с наружными ребордами; д — канава с гидравлическим подъемником


Рис. 3. Типы гидравлических подъемников:
а — одноплунжерный, 6 — двухплунжерный, а — с перемещаемым цилиндром

Широкие осмотровые канавы могут быть как сочетание межколейных и боковых (рис. 2, в) или как межколейные с наружными ребордами (рис. 2,г). Широкие осмотровые канавы имеют ряд преимуществ: в них обеспечивается лучшая освещенность и вентиляция, лучший доступ к нижним и боковым частям автомобиля. Для удобства технического обслуживания автомобиля и облегчения труда на осмотровых канавах часто устанавливают подъемно-транспортные приспособления с гидравлическими или пневматическими подъемниками (рис, 2, д).


Рис. 4. Электромеханический четырехстоечный подъемник:
а — общий вид, б — схема устройства

К недостаткам осмотровых канав следует отнести стесненные условия работы снизу автомобиля, невозможность вывешивания передних и задних колес без дополнительных приспособлений, неудобство работы сбоку автомобиля, так как рабочему приходится низко наклоняться, что быстро утомляет.

Часто посты для технического обслуживания и ремонта автомобилей оборудуются подъемниками. Наиболее распространенными типами подъемников, применяемыми в автотранспортных предприятиях, являются гидравлические и пневмогидравлические, а также электромеханические подъемники.


Рис. 5. Гаражный гидравлический домкрат

Гидравлические и пневмогидравлические подъемники в зависимости от их грузоподъемности изготовляются одноплунжерными (рис. 3, а) и двухплунжерными. В некоторых конструкциях двухплунжерных гидравлических подъемников предусмотрена возможность изменить расстояние между плунжерами, что позволяет использовать их для подъема автомобилей с различной базой. Это осуществляется благодаря перемещению одного из цилиндров с плунжером (рис. 3,в). Подъем автомобиля на гидравлическом подъемнике происходит за счет давления, создаваемого под плунжером маслом, нагнетаемым при помощи насоса в цилиндр гидроподъемника.

Аналогично работает и пневмогидравлический подъемник, с той лишь разницей, что давление масла, действующего на плунжер, создается сжатым воздухом, который подается компрессором в емкость, заполненную этим маслом.

Электромеханический четырехстоечный подъемник (рис. 4, а) грузоподъемностью 7 Т работает следующим образом. Автомобиль устанавливается на платформу 5 (рис. 4,6), которая подвешена на четырех грузовых винтах при помощи гаек. Каждый из винтов приводится во вращение электродвигателем через червячный редуктор 2. Для вывешивания колес автомобиля служит тележка с домкратом.


Рис. 6. Консольный передвижной гидравлический кран

Преимущество подъемников по сравнению с осмотровыми канавами заключается в том, что работы снизу автомобиля производятся с уровня пола, что создает лучшие условия для рабочего. Автомобиль поднимается на высоту 1,2—1,5 м, что обеспечивает хороший доступ к его нижним частям.

При техническом обслуживании автомобилей на площадках, не оборудованных специальными осмотровыми устройствами, для вывешивания передней или задней части автомобиля используются разнообразные подъемные устройства. На рис. 5 изображен гидравлический подъемник (домкрат), используемый для этих целей с высотой подъема до 400 мм. Подъем автомобиля производится стрелой, соединенной с рамой. На конце стрелы укреплена опорная чашка 6, имеющая выступы, препятствующие сползанию автомобиля. Подъем стрелы осуществляется под давлением масла, нагнетаемого в цилиндр при качании рычага за рукоятку. Рукоятка служит для управления перепускным клапаном. Рукоятка фиксирует рычаг в нужном положении.


Рис. 7. Гаечные ключи:
а — открытые двусторонние, б — накидные (закрытые) двусторонние, в — торцовые

Агрегаты, требующие ремонта, снимаются с автомобиля и направляются в соответствующие цехи. Для снятия агрегатов с автомобиля и транспортировки их используются разнообразные подъемно-транспортные механизмы. На рис. 6 изображен консольный передвижной гидравлический кран. На раме жестко укреплена стойка и гидравлический цилиндр. К стойке шарнирно крепится стрела крана. В средней части стрела шарнир-но соединена со штоком поршня гидравлического цилиндра. Гидравлический насос с ручным приводом расположен на раме.

Подъем груза весом до одной тонны производится основной стрелой. При подъеме более легких грузов вылет стрелы может быть увеличен при помощи удлинителя, который фиксируется в четырех положениях.

Для выполнения разборочно-сборочных работ и крепежных работ на постах технического обслуживания и ремонта автомобилей используются комплекты различных ключей и съемников.


Рис. 8. Большой комплект инструментов для слесаря-авторемонтника

Гаечные открытые двусторонние ключи (рис. 7, а) для сборочно-разборочных и крепежных работ выпускаются трех наборов. Первый набор содержит девять ключей, второй — шесть ключей и третий — четыре ключа. Каждый набор ключей вкладывается в дерматиновый чехол.


Рис. 9. Ключи, применяемые при разборке (сборке) автомобилей:
а — торцовый с Г-образной рукояткой, б — торцовый с Т-образной рукояткой, в — коловоротный, г — крестообразный, <5 — пневматический гайковерт

Гаечные накидные (закрытые) двусторонние ключи (рис. 7,6) в отличие от открытых ключей обладают большей прочностью и более безопасны в работе. Накидные ключи выпускаются двух наборов: первый набор включает шесть ключей, второй — три.

Гаечные торцовые ключи (рис. 7, в) представляют собой цилиндрические головки с внутренним шести- или четырехгранником, которые, будучи соединенными с динамометрической рукояткой, воротком, трещоткой или шарнирной рукояткой, позволяют отвертывать и завертывать гайки и болты в труднодоступных местах. Торцовые ключи выпускаются двух комплектов: первый содержит 14 головок, шарнирную рукоятку, трещотку с квадратом, шарнир Гука, вороток, удлинитель и ключ для шпилек (шпильковерт); второй набор — 14 торцовых головок тех же размеров, шарнирную рукоятку и вороток.

Для выполнения работ по техническому обслуживанию автомобилей ГАЗ и ЗИЛ Казанским заводом гаражного оборудования выпускаются два комплекта инструмента слесаря-авторемонтника.


Рис. 10. Эксцентриковый ключ для шпилек

Большой комплект (рис. 8) содержит 57 различных инструментов, размещен в удобном раздвижном металлическом ящике. Малый комплект состоит из 35 инструментов. Для выполнения крепежных и регулировочных работ широко применяют торцовые ключи с Г-об-разной (рис. 9, а) и Т-образной (рис. 9,6) рукоятками. Эти ключи по сравнению с открытыми гаечными ключами более удобны в работе, меньше сминают гайки и головки болтов. Удобны коловоротиые (рис. 9, в) и крестообразные ключи (рис. 9, г). Коловоротные ключи позволяют создать значительный крутящий момент, что важно при сборке-разборке резьбовых соединений. В целях облегчения труда рабочего и повышения производительности сборочно-разборочных работ используют пневматические и электрические гайковерты.


Рис. 11. Динамометрический ключ

Для вывертывания шпилек применяют специальный ключ (рис. 10). В ключе имеются два отверстия для шпилек разных диаметров. Шпилька зажимается в отверстии накатанным роликом.

Ось ролика расположена в корпусе ключа эксцентрично, в результате чего шпилька зажимается и вывертывается при вращении ключа за рукоятку. Во избежание смятия резьбы на шпильке следят, чтобы ролик зажимал шпильку за участок, не имеющий резьбы.

На рис. 11 показан динамометрический ключ (динамометрическая рукоятка), применяемый для окончательной затяжки ответственных резьбовых соединений (болты крышек коренных и шатунных подшипников, гаек крепления головки блока цилиндров и др.). Динамометрический ключ состоит из стержня 6, изготовленного из плоской пружинной стали, рукоятки, головки, на квадратный выступ которой насаживаются сменные торцовые головки требуемых размеров.

В верхней части головки укреплена стрелка, конец которой выходит на шкалу. Шкала имеет градуировку с ценой деления 0,5 кГ-м. Наибольший крутящий момент, создаваемый динамометрическим ключом при затяжке резьбовых соединений, 14 кГ • м.

При выполнении разборочных работ применяют также специальные съемники. На рис. 12 показаны примеры применения различных съемников при разборочных работах.

Читайте также: