Что такое разрешение на работу в охранной зоне

Опубликовано: 17.09.2024

Прочитала недавно статью о том, как люди десятилетиями жили в поселке, а потом его территорию включили в национальный парк «Самарская Лука». Теперь жители не могут нормально оформить свои дома, говорят, что даже новый забор нужно согласовывать.

Я хочу купить участок где-нибудь в Карелии. Но пишут, что там тоже много зон с особыми условиями, где нельзя строиться. Вплоть до того, что если звери ходят на водопой по определенной тропе, то там тоже могут ввести особую зону.

Как проверить, не попадает ли земля в охраняемую зону и что на ней можно строить?

Вы правы, что хотите проверить участок заранее и подстраховаться. В зонах с особыми условиями использования территории — сокращенно их называют ЗОУИТ — могут действовать разные ограничения: например, нельзя вообще строить дома или можно строить только определенной высоты.

На первый взгляд, кажется, что все просто: нужно проверить по ЕГРН, есть ли на участке ограничения. Но проблема в том, что ЗОУИТ может быть не зарегистрирована в Росреестре, а значит, таких данных там не будет. И даже если участок сейчас не попадает в ЗОУИТ, но располагается, например, рядом с заповедником, границы могут расширить — и участок включат в особую зону. Поэтому надо не только смотреть уже существующие ограничения на участке в Росреестре, но и провести дополнительные проверки. Расскажу, как это сделать.

Виды зон с особыми условиями использования

ЗОУИТ — это территории, где действует особый правовой режим и могут быть ограничения, например по строительству или эксплуатации участков. Такие территории нужны, чтобы обеспечить безопасность и благоприятные условия для жизнедеятельности человека, а также ограничить негативное воздействие на окружающую среду.

Всего по закону существует 28 видов ЗОУИТ. Перечислю некоторые:

  • водоохранные зоны;
  • охранные и защитные зоны объектов культурного наследия;
  • придорожные полосы автомобильных дорог;
  • охранные зоны трубопроводов: газопроводов, нефтепроводов, нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов;
  • зоны минимальных расстояний магистральных трубопроводов; ;
  • охранные зоны особо охраняемых природных территорий, например нацпарков и природных заповедников, округа санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей, курортов и природных лечебных ресурсов;
  • зоны затопления и подтопления;
  • санитарно-защитные зоны коммунальных и промышленных объектов.

А вот какие территории в законе не упомянуты, но тоже являются ЗОУИТ:

  • сами особо охраняемые природные территории и объекты культурного наследия;
  • охранные зоны канализационных сетей;
  • береговые полосы;
  • территории миграции животных, карстовых проявлений, оползней и схода лавин;
  • достопримечательные места — некий гибрид объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий, например Русская Палестина, Горки Ленинские, Бородино;
  • мелиорированные и мелиорируемые земли;
  • месторождения полезных ископаемых в местах застройки;
  • исторические поселения, например Гороховец или село Крапивна.

Такие территории никогда не указываются на публичных кадастровых картах и картах правил землепользования и застройки как ЗОУИТ. Но они ограничивают размещение дома на участке. Например, по санитарным правилам с точки зрения допустимой напряженности электрического поля от дома до высоковольтной ЛЭП должно быть от 20 до 55 метров.

На территориях ЗОУИТ действует особый режим. Например, есть участки, где нельзя размещать дома. Такие участки лучше не покупать: построить дом на них все равно не получится. А если и построите, то в лучшем случае будете просто пользоваться домом, но не сможете его согласовать, а в худшем — его обяжут снести как самовольную постройку. Даже если дом уже зарегистрирован в Росреестре, но установленный для ЗОУИТ режим не соблюдается, такой дом тоже могут снести по решению суда.

Вот список основных ЗОУИТ, в которых запрещено размещать дома:

  1. Охранные зоны и зоны минимальных расстояний магистральных трубопроводов.
  2. Охранные зоны кабелей, газопроводов всех давлений, водопроводов, канализации.
  3. Особо охраняемые природные территории.
  4. Первый пояс и зона строгих ограничений второго пояса зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, например водохранилищ.
  5. Береговая полоса.
  6. Подзона 7 приаэродромной территории — это зона, где превышены нормы воздушного шума или выбросов вредных веществ авиационными двигателями.
  7. Санитарно-защитные зоны коммунальных и промышленных объектов.

На практике могут встречаться исключения. Так, чаще всего в санитарно-защитных зонах дом построить можно. Но в любой момент разрешения на строительство могут перестать выдавать, и оспорить это не получится, ведь по закону строить в таких зонах в принципе нельзя. Иногда можно увидеть дома рядом с высоковольтными ЛЭП. Это тоже частные случаи. Строить в охранной зоне высоковольток можно, если владелец ЛЭП дал на это согласие. Но пока нет критериев, по которым такое согласие реально получить.

С ЗОУИТ не работают рассуждения исходя из здравого смысла: мол, если деревня целиком попала в особо охраняемую природную или другую зону, то на участке для ИЖС или ЛПХ дом все равно строить можно.

Еще одно частое заблуждение покупателей: если в выписке из ЕГРН нет ограничений, а в жизни они есть, но не внесены в ЕГРН, то покупатель виноват не будет. Увы, такой подход не работает.

ГОСТ Р 56880-2016

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТ В ОХРАННЫХ ЗОНАХ СЕТИ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ

Gas distribution systems. Gas distribution networks. The organization and conducting of work in protected areas of the gas distribution networks. Forms of documents

Дата введения 2016-07-01

1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом "Головной научно-исследовательский и проектный институт по распределению и использованию газа" (ОАО "Гипрониигаз"), Обществом с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз" (ООО "Газпром межрегионгаз")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 23 "Нефтяная и газовая промышленность" ПК 4 "Газораспределение и газопотребление"

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает порядок организации и проведения работ в охранных зонах сети газораспределения, установленных в соответствии с [1] и другими нормативными правовыми актами, действующими на территории Российской Федерации, а также требования к составу и оформлению соответствующей эксплуатационной документации.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 21.610-85 (СТ СЭВ 5047-85) Система проектной документации для строительства. Газоснабжение. Наружные газопроводы. Рабочие чертежи

ГОСТ Р 53865-2010 Системы газораспределительные. Термины и определения

ГОСТ Р 54983-2012 Системы газораспределительные. Сети газораспределения природного газа. Общие требования к эксплуатации. Эксплуатационная документация

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 53865 и [2], а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 охранная зона сети газораспределения: Территория с особыми условиями использования, устанавливаемая вдоль трасс газопроводов и вокруг других объектов сети газораспределения, в целях обеспечения нормальных условий ее эксплуатации и исключения возможности ее повреждения.

правообладатели земельного участка: Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков.

Примечание - В качестве правообладателя земельного участка может выступать уполномоченное им лицо при наличии доверенности, оформленной в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

4 Общие требования

4.1 Выполнение работ в охранных зонах сети газораспределения следует осуществлять в соответствии с требованиями [1].

Контроль выполнения требований [1] осуществляет эксплуатационная организация при проверке состояния охранных зон газопроводов в соответствии с ГОСТ Р 54983.

Персонал эксплуатационной организации, осуществляющий проверку состояния охранных зон газопроводов, должен быть ознакомлен с условиями производства работ, указанными в разрешении на проведение работ в охранных зонах сети газораспределения, с целью проверки их выполнения.

4.2 В том случае, если охранные зоны сети газораспределения установлены на землях сельскохозяйственного назначения, проведение плановых работ по техническому обслуживанию объектов сети газораспределения следует проводить в период, когда эти земли не заняты сельскохозяйственными культурами или когда возможно обеспечение сохранности этих культур.

4.3 Бланки уведомлений, которые предоставляют в эксплуатационную организацию со стороны лиц, имеющих намерение осуществлять работы в охранных зонах сети газораспределения, должны быть доступны в печатном виде по месту нахождения эксплуатационной организации, а также в электронном виде в общем доступе на официальном сайте эксплуатационной организации.

4.4 При заполнении документов, предусмотренных настоящим стандартом, необходимо соблюдать следующие условия:

- все сведения, предусмотренные формой, должны быть внесены в соответствующие графы;

- в случае отказа правообладателя земельного участка или другого лица, осуществляющего работы в охранных зонах сети газораспределения, подписывать полученный документ соответствующую графу заполняют словом "Отказ";

- документы (кроме актов, составляемых непосредственно на объекте) могут быть заполнены с использованием электронных шаблонов, разработанных эксплуатационной организацией.

4.5 Восстановление (замену) опознавательных знаков в процессе эксплуатации сети газораспределения оформляют актом по форме, приведенной в приложении А.

Акт восстановления (замены) опознавательных знаков составляют непосредственно после завершения их установки. Эксплуатационная организация оповещает правообладателя земельного участка, в границах которого запланировано(а) восстановление (замена) опознавательного знака, о необходимости его присутствия при установке данного знака и составлении акта.

Акт восстановления (замены) опознавательных знаков составляет в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу, представитель эксплуатационной организации. Один экземпляр вручают правообладателю земельного участка.

5 Порядок проведения работ в охранных зонах сети газораспределения

5.1 Порядок организации и проведения работ эксплуатационной организацией в охранных зонах сети газораспределения

5.1.1 Выполнение эксплуатационной организацией регламентных работ по эксплуатации сетей газораспределения, указанных в [1] (пункт 25), осуществляют в соответствии с согласованным с правообладателем и утвержденным в соответствии с ГОСТ Р 54983 (пункт 5.1.4) графиком выполнения регламентных работ по эксплуатации сетей газораспределения.

Непосредственно перед началом выполнения регламентных работ по эксплуатации сетей газораспределения и других работ, указанных в [1] (пункт 25), правообладателю земельного участка, в границах которого установлены охранные зоны сети газораспределения, должно быть направлено уведомление по форме, приведенной в приложении Б.

Уведомление о производстве работ, связанных с эксплуатацией сети газораспределения в пределах границ ее охранных зон, составляют в двух экземплярах, один из которых передается правообладателю земельного участка не менее чем за пять рабочих дней до начала работ.

5.1.2 При выполнении работ по локализации аварий или ликвидации их последствий на сетях газораспределения эксплуатационная организация должна уведомить любым доступным способом правообладателя земельного участка, в границах которого установлены охранные зоны сети газораспределения, о начале выполнения таких работ.

Письменное уведомление о выполнении работ по локализации аварий или ликвидации их последствий на сетях газораспределения составляют в двух экземплярах по форме, приведенной в приложении В, и направляют правообладателю земельного участка в течение одного рабочего дня с момента начала выполнения таких работ.

5.1.3 При проведении ремонтных работ с целью предотвращения разрушения сети газораспределения или устранения утечек газа эксплуатационная организация при необходимости может временно приостановить выполнение любых других работ в охранных зонах сети газораспределения в следующем порядке:

- оформляет акт по форме, приведенной в приложении Г. Акт на временную приостановку работ в охранных зонах сети газораспределения составляют до завершения ремонтных работ в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу, один из которых вручается лицу, производящему работы в охранных зонах сети газораспределения;

- направляет копию акта на временную приостановку работ в охранных зонах сети газораспределения в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, выдавший ордер на производство земляных работ, для его приостановки (в том случае, если работы выполняют по такому ордеру);

- уведомляет любым доступным способом лицо, производящее работы в охранных зонах сети газораспределения, о возможности возобновления этих работ в связи с прекращением действия акта на временную приостановку работ в охранных зонах сети газораспределения. Дальнейшее выполнение приостановленных работ возможно без получения разрешения на возобновление работ в охранных зонах сети газораспределения в рамках ранее выданного в соответствии с 5.2.1-5.2.4 разрешения.

5.1.4 В случае повреждения земельного участка, в границах которого установлены охранные зоны сети газораспределения, техникой эксплуатационной организации при выполнении работ по локализации аварий или ликвидации их последствий на сетях газораспределения в связи с необходимостью подъезда к сети газораспределения по кратчайшему маршруту в соответствии с [1] (пункт 36) должен быть составлен акт по форме, приведенной в приложении Д.

Акт о повреждении земельного участка техникой эксплуатационной организации при производстве аварийно-восстановительных работ составляют после завершения работ по локализации аварий или ликвидации их последствий. Эксплуатационная организация оповещает правообладателя земельного участка о необходимости присутствовать при его составлении.

Акт о повреждении земельного участка техникой эксплуатационной организации при производстве аварийно-восстановительных работ составляет в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу, представитель эксплуатационной организации. Один экземпляр вручается правообладателю земельного участка.

Убытки, нанесенные правообладателям земельных участков в результате проведения работ по локализации аварий или ликвидации их последствий на сетях газораспределения, возмещают в соответствии с [3].

Факт возмещения убытков оформляют путем составления акта по форме, приведенной в приложении Е.

Акт о возмещении убытков, нанесенных правообладателям земельных участков в результате деятельности эксплуатационной организации, составляет в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу, представитель эксплуатационной организации. Один экземпляр вручается правообладателю земельного участка.

5.2 Порядок организации и проведения работ правообладателями земельных участков, в границах которых установлены охранные зоны сети газораспределения, и другими лицами, имеющими намерение осуществлять работы в охранных зонах сети газораспределения

5.2.1 При необходимости выполнения в охранных зонах сети газораспределения работ, указанных в [1] (пункт 16), лицо, имеющее намерение осуществлять эти работы, обращается в эксплуатационную организацию за согласованием их проведения в соответствии с условиями, указанными в ордере на производство земляных работ, выданном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в установленном порядке, либо в заявлении на получение указанного ордера.

Эксплуатационная организация в случае согласования проведения работ в охранных зонах сети газораспределения выдает разрешение по форме, приведенной в приложении Ж, и ставит отметку о согласовании в ордере на производство земляных работ или в заявлении на выдачу ордера.

Решение о выдаче или об отказе в выдаче разрешения на проведение работ в охранных зонах сети газораспределения принимает эксплуатационная организация в сроки, предусмотренные порядком выдачи ордеров на производство земляных работ, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, но не превышающие пяти рабочих дней с даты обращения заявителя.

5.2.2 Разрешение на проведение работ в охранных зонах сети газораспределения составляют в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу. Один экземпляр вручается заявителю под подпись в журнале регистрации разрешений на проведение работ в охранных зонах сети газораспределения (приложение И) не менее чем за пять рабочих дней до начала работ.

Срок действия разрешения может быть продлен с соответствующей отметкой в нем при предоставлении заявителем необходимых обоснований.

Разрешение на проведение работ в охранных зонах сети газораспределения должно содержать информацию, предусмотренную в [1] (пункт 22), в том числе условия, при которых будут производить работы.

К разрешению должна быть приложена схема участков трасс газопровода, выполненная в масштабе по ГОСТ 21.610.

На схеме должны быть отражены:

- газопроводы с установленными на них сооружениями и техническими устройствами с указанием диаметров;

- коммуникации и сооружения, охранные зоны которых соприкасаются или совпадают с охранными зонами сети газораспределения;

- отметки уровней осей газопроводов;

- привязки характерных точек газопровода (углов поворота, сооружений) к постоянным ориентирам;

- границы охранных зон сети газораспределения и границы земельных участков.

5.2.3 Отказ в выдаче разрешения на проведение работ в охранных зонах сети газораспределения должен быть мотивированным и содержать ссылки на положения нормативных правовых актов, документов в области стандартизации и технического регулирования, которые будут препятствовать производству работ в соответствии с указанными в ордере на производство земляных работ или в заявлении на выдачу ордера условиями.

Сведения о причинах отказа приводят в соответствующих графах разрешения (приложение Ж).

При устранении указанных причин отказа заявитель может снова обратиться в эксплуатационную организацию в соответствии с 5.2.1.

5.2.4 Заявитель не менее чем за три рабочих дня до начала этапов работ, указанных в разрешении на проведение работ в охранных зонах сети газораспределения и выполняемых в присутствии и под наблюдением представителя эксплуатационной организации, должен его пригласить на место производства работ.

В Ростехнадзор поступило обращение с вопросом об определении границ охранных зон автомобильных газонаполнительных компрессорных станций?

Ответ: Ответ на данный вопрос был подготовлен специалистами Правового управления Ростехнадзора.

Согласно статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил охраны магистральных трубопроводов, и других утвержденных в установленном порядке нормативных документов.

Охранная зона для газонаполнительных компрессорных станций (далее - АГНКС), входящих в состав объектов магистрального трубопроводного транспорта, устанавливается с учетом правил охраны магистральных газопроводов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации 8 сентября 2017 г. № 1083.

Соответственно, для целей определения размера охранных зон, АГНКС, подключенных не к магистральным трубопроводам, а к сетям газораспределения, применяется законодательство о газоснабжении.

Порядок определения границ охранных зон газораспределительных сетей, условия использования земельных участков, расположенных в их пределах, и ограничения хозяйственной деятельности, которая может привести к повреждению газораспределительных сетей определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2000 г. № 878 «Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей».

Вопрос от 27.09.2018:

Для газораспределительных сетей устанавливаются следующие охранные зоны вдоль трасс наружных газопроводов - в виде территории, ограниченной условными линиями, проходящими на расстоянии 2 метров с каждой стороны газопровода. Как производится отсчет охранной зоны?

Ответ: Отсчет расстояний при определении охранных зон газопроводов производится от оси газопровода - для однониточных газопроводов и от осей крайних ниток газопроводов - для многониточных.

Вопрос от 27.09.2018:

Кто обеспечивает сохранность охранных зон газопроводов?

Ответ: Эксплуатационные организации газораспределительных сетей, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обязаны взаимодействовать в части обеспечения сохранности газораспределительных сетей, предупреждения аварий и чрезвычайных ситуаций, а также ликвидации их последствий.

Вопрос от 27.09.2018:

Мы хотим провести земляные работы в охранной зоне газопровода. За какое время мы должны уведомить собственника газопровода?

Ответ: Уведомление о производстве работ отправляется эксплуатационной организацией газораспределительной сети по почте не менее чем за 5 рабочих дней до начала работ.

Вопрос от 27.09.2018:

Наше предприятие хочет продать участок на котором расположен газопровод среднего давления с охранной зоной. Можно ли это сделать?

Ответ: Установление охранных зон газораспределительных сетей не влечет запрета на совершение сделок с земельными участками, расположенными в этих охранных зонах. В документах, удостоверяющих права собственников, владельцев и пользователей на земельные участки, расположенные в охранных зонах газораспределительных сетей, указываются ограничения (обременения) прав этих собственников, владельцев и пользователей.

Вопрос от 04.10.2018:

Ответ: В ответ на вопрос Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору сообщает, что «Правилами охраны газораспределительных сетей», утвержденными постановлением Правительства от 20.11.2000 г. № 878, не запрещено устраивать открытые автостоянки в охранных зонах подземных газопроводов давлением газа не более 1,2 МПа.

Вопрос от 23.10.2018:

Ответ: В соответствии с Правилами охраны газораспределительных сетей (далее Правила) земельные участки, расположенные в охранных зонах газораспределительных сетей, у их собственников, владельцев или пользователей не изымаются и могут быть использованы ими с учетом ограничений (обременений), устанавливаемых Правилами и налагаемых на земельные участки в установленном порядке.

Согласно п. 14 Правил на земельные участки, входящие в охранные зоны газораспределительных сетей, в целях предупреждения их повреждения или нарушения условий их нормальной эксплуатации налагаются ограничения (обременения), которыми запрещается юридическим и физическим лицам, являющимся собственниками, владельцами или пользователями земельных участков, расположенных в пределах охранных зон газораспределительных сетей, либо проектирующим объекты жилищно-гражданского и производственного назначения, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, либо осуществляющим в границах указанных земельных участков любую хозяйственную деятельность:

  • а) строить объекты жилищно-гражданского и производственного назначения;
  • б) сносить и реконструировать мосты, коллекторы, автомобильные и железные дороги с расположенными на них газораспределительными сетями без предварительного выноса этих газопроводов по согласованию с эксплуатационными организациями;
  • в) разрушать берегоукрепительные сооружения, водопропускные устройства, земляные и иные сооружения, предохраняющие газораспределительные сети от разрушений;
  • г) перемещать, повреждать, засыпать и уничтожать опознавательные знаки, контрольно-измерительные пункты и другие устройства газораспределительных сетей;
  • д) устраивать свалки и склады, разливать растворы кислот, солей, щелочей и других химически активных веществ;
  • е) огораживать и перегораживать охранные зоны, препятствовать доступу персонала эксплуатационных организаций к газораспределительным сетям, проведению обслуживания и устранению повреждений газораспределительных сетей;
  • ж) разводить огонь и размещать источники огня;
  • з) рыть погреба, копать и обрабатывать почву сельскохозяйственными и мелиоративными орудиями и механизмами на глубину более 0,3 метра;
  • и) открывать калитки и двери газорегуляторных пунктов, станций катодной и дренажной защиты, люки подземных колодцев, включать или отключать электроснабжение средств связи, освещения и систем телемеханики;
  • к) набрасывать, приставлять и привязывать к опорам и надземным газопроводам, ограждениям и зданиям газораспределительных сетей посторонние предметы, лестницы, влезать на них;
  • л) самовольно подключаться к газораспределительным сетям.

Хозяйственная деятельность в охранных зонах газораспределительных сетей, не предусмотренная пунктами 14 и 15 Правил, при которой производится нарушение поверхности земельного участка и обработка почвы на глубину более 0,3 метра, осуществляется на основании письменного разрешения эксплуатационной организации газораспределительных сетей.

Любые работы в охранных зонах газораспределительных сетей производятся при строгом выполнении требований по сохранности вскрываемых сетей и других инженерных коммуникаций, а также по осуществлению безопасного проезда специального автотранспорта и прохода пешеходов.

Юридические и физические лица, ведущие хозяйственную деятельность на земельных участках, расположенных в охранной зоне газораспределительной сети, обязаны принимать все зависящие от них меры, способствующие сохранности сети, и не препятствовать доступу технического персонала эксплуатационной организации к газораспределительной сети.

Вопрос от 06.2019:

Природоохранные зоны: законодательство и ограничения по строительству

Определение, ограничения и возможное использование природоохранных зон регламентируется ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» с принятыми 16 июля 2019 г. изменениями и дополнениями. Согласно действующего нормативного акта, к этой категории относятся земельные и водные участки и воздушное пространство над ними, где расположены объекты с особым культурным, рекреационным, научным или оздоровительным значением.

Категории особо охраняемых объектов и зон

В зависимости от назначения и важности для государства все объекты делятся на несколько категорий (Ст. 94, глава XXVII Земельного Кодекса РФ).

заповедная зона

1. Особо охраняемые территории. Включаются земли курортов и историко-культурного значения, природоохранные и рекреационные территории. Порядок перевода в статус таких земель определен Правительством на основе действующих ФЗ. Использование их в других целях строго ограничивается или полностью запрещается ЗК РФ. Это объекты общенационального значения, могут находиться в муниципальной или государственной собственности. В исключительных случаях допускается включение в такие территории земель, находящихся в собственности физических и юридических лиц.
2. Земли природоохранного значения. Имеют не столь жесткие ограничения, как вышеописанные. К ним относится водоохранные территории водоемов и рек, районы нерестилищ рыб, леса с защитными функциями, пастбища и противоэрозионные полосы.
3. Рекреационные земли – участки, предназначенные для отдыха, туризма или спортивных занятий. На них строятся базы отдыха, спортивные сооружения, пансионаты, кемпинги, парки и лесопарки. Особый правовой режим пользования запрещает их выкупать, изымать и продавать. Использование может делаться лишь по согласию собственников или землепользователей, допускается на основе сервитутов. Законодательство запрещает строительство любых объектов, не отвечающих целевому первоначальному назначению.
4. Историко-культурные зоны. К ним относятся некоторые кладбища, земли под памятниками и архитектурными зданиями, объекты археологического значения. В зависимости от расположения и конкретного назначения могут разрешаться отдельные виды производства строительных работ, сельскохозяйственная деятельность запрещается.
5. Особо ценные земельные участки. На их собственников возлагаются обязанности по их поддержанию в первозданном виде, сведения обязательно указываются в земельном кадастре и при регистрации прав на недвижимость. К ним относятся редкие природные ландшафты, геологические образования, ареалы обитания животных или растений из Красной книги РФ.
6. Земли лесного и водного фонда. Используют для восстановления вырубленных или уничтоженных пожарами лесов, для строительства гидротехнических сооружений, Обеспечивающих питьевой водой населенные пункты. Правовые отношения регулируются профильными постановлениями, соответствующими кодексами и нормативными актами.

особо охраняемые территории

Порядок перевода природоохранных территорий в другую категорию прописан Федеральным законом и не может изменяться по решению местных органов или отдельных министерств.

Ограничения по строительству в природоохранных зонах

Каждый потенциальный застройщик должен понимать разницу между особо охраняемой природной территорией (ООПТ) и природоохранной зоной. В первой категорически запрещены все виды строительных работ, исключая необходимые случаи в целях государственной безопасности. Во втором случае перечень и жесткость ограничений зависит от степени защиты и технических характеристик возводимых объектов.

Природоохранные участки должны обозначаться специальными информационными табличками, устанавливают их владельцы, в том числе и физические и юридические лица. На них допускаются отдельные виды хозяйственной деятельности с учетом законодательных актов и решений органов местного самоуправления. Свои требования выдвигают Гражданский, Водный и Лесной кодексы РФ.

В большинстве случаев в этих пределах не запрещают проектирование, реконструкцию и строительство жилых и хозяйственных объектов при условии, что все они предусматривают наличие очистных и иных сооружений, обеспечивающих сохранность этих зон. Как обязательное условие нужно согласование с санитарно-эпидемиологическими службами.

ограничения на строительство

Некоторые муниципальные советы устанавливают свои ограничения по ведению хозяйственной и иной деятельности в природоохранных зонах. Застройщики должны получать разрешения и от них, для этого требуется предоставить для ознакомления проект и всю документацию. При несоблюдении режимов поведения в таких зонах на застройщиков может подаваться иск в судебные инстанции, решение зависит от умения сторон доказывать свою правоту.

Встречаются случаи, когда местные власти выводят некоторые земельные участки из границ природоохранной зоны. Перед началом строительных работ застройщик должен самостоятельно проверить законность таких решений. Дело в том, что изменения границ зон можно делать только с согласования с федеральными организациями, при его отсутствии может быть возвращен первоначальный статус со всеми вытекающими ограничительными последствиями. Местные власти свои действия должны согласовывать с:

• соответствующим федеральным органом по охране окружающей среды;
• соответствующим федеральным органом в области государственной безопасности;

Согласованию с вышестоящими федеральными органами подлежат и решения местных исполкомов по созданию природоохранных зон. Муниципальным властям запрещено самовольно менять назначение земли в границах населенных пунктов.

Специфические ограничения в водоохранных зонах

Эти земли имеют большое влияние на санитарное состояние водных объектов общего пользования, в связи с этим облагаются более жесткими требованиями. На территории категорически запрещено применение стойких пестицидов и гербицидов, нельзя устраивать скотомогильники и кладбища, возводить объекты промышленного назначения.

что такое водоохранная зона

Строительство жилых помещений разрешается в случаях:

• наличия полного комплекса очистных сооружений;
• соблюдения собственником недвижимости существующих санитарных норм;
• прохождение проектной документацией экологической экспертизы.

Потенциальным застройщикам необходимо знать, что природные водные объекты являются собственностью государства и должны гарантировать свободный доступ всех граждан РФ. Контроль выполнения требований осуществляется Росприроднадзором.

Государственный кадастр природоохранных зон

Документация должна отвечать действующим правилам и включать в себя данные о статусе территории, географическом положении, границах, режиме ограничений и т. д. Реестр создается в целях полного учета всех участков, оценки их состояния и контроля изменений, планирования перспектив развития.

Новые изменения в нормативных актах

В целях оптимизации законодательства и устранения искусственных препятствий строительству, Министерство природы разработало официальный документ, в котором существенно послаблены существующие ограничения. В настоящее время он на стадии согласования с федеральными органами, но есть большая надежда о положительном решении. Ведомство настаивает на выдаче разрешений на строительство не только религиозных, социальных и культурных сооружений, но и жилых зданий. Планируется корректировка следующих нормативов.

1. Порядок изменения буферных зон. Касается природных заповедников, министерство планирует уменьшить их до 15 км, а для федеральных природоохранных зон всего до 150 метров.
2. Правила пользования буферными зонами. Теперь предлагается разрешить в них сплошные рубки леса, строительство объектов религиозного, оздоровительного, спортивного и научного назначения. Не запрещается заниматься жилищным строительством с ограничением по высоте домов до 20 м, а плотность застройки земельного участка не может превышать 1% площади.

Кроме того, предполагается легализировать все ранее построенные объекты, расположенные в буферных зонах, но отвечающие современным требованиям. Ранее такие полномочия делегировались органам местного самоуправления, что часто провоцировало коррупционные действия чиновников различного ранга. Министерство надеется, что с принятием новых поправок существенно увеличится объем строительства в буферных зонах и при этом никакого негативного влияния на окружающую среду оказываться не будет.

В последнее время участились случаи, когда газотранспортные организации требуют сноса зданий и сооружений, расположенных вблизи магистральных трубопроводов.

Так только в Приволжском районном суде Казани в производстве находится 19 дел, инициированных ООО «Газпром трансгаз Казань», решения по большинству из этих дел уже вступили в законную силу.

Действующее законодательство устанавливает минимально допустимые расстояния от оси трубопровода до зданий и сооружений, исходя из требований охраны жизни и здоровья человека. В связи с этим исковые требования газотранспортной организации всегда обусловлены тем, что здания и сооружения, принадлежащие ответчикам, расположены в охранных зонах магистральных газопроводов.

Собственникам недвижимости в подобной ситуации не удается признать законность своего здания или сооружения, так как земельный участок не мог использоваться для целей строительства. Однако узнать об этом заранее часто не представляется возможным.

Как правило газопроводы были размещены ещё во времена РСФСР, поэтому они не всегда надлежащим образом отражены на кадастровых картах соответствующих территорий.

В данной статье предлагается рассмотреть причины возникновения этих споров, а также способы минимизации имущественных потерь собственников зданий и сооружений, подлежащих сносу.

Требования газотранспортных организаций основаны на абз. 4 ст. 32 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» [3, с.10-12] (далее – Закон о газоснабжении) здания, строения и сооружения, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счет средств юридических и физических лиц, допустивших нарушения.

Согласно ст. 2 Закона о газоснабжении охранная зона объектов системы газоснабжения - территория с особыми условиями использования, которая устанавливается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов данной системы газоснабжения в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения.

В соответствии с п. 6 ст. 90 Земельного кодекса РФ и ч. 6 ст. 28 Закона о газоснабжении границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов.

Правила охраны магистральных трубопроводов, утверждены Министерством топлива и энергетики России от 29 апреля 1992 г., Постановлением Госгортехнадзора России от 22 апреля 1992 г. N 9 (далее – Правила охраны). Согласно п. 4.1 Правил охраны предусмотрено установление охранных зон для исключения возможности повреждения трубопроводов.

Пунктом 4.4 Правил охраны установлен запрет на возведение любых построек и сооружений в охранных зонах трубопроводов без письменного разрешения предприятий трубопроводного транспорта.

Охранные зоны фактически представляют собой минимально допустимые расстояния от оси подземных и наземных трубопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений должны приниматься в зависимости от класса и диаметра трубопроводов, степени ответственности объектов и необходимости обеспечения их безопасности. Эти расстояния закреплены в пункте 7.15 СП 36.13330.2012. Свод правил. Магистральные трубопроводы (далее – Свод правил).

Является ли обязательным применение требований, закрепленных в Своде правил? Для ответа на этот вопрос необходимо обратиться к Постановлению Правительства РФ от 26.12.2014 N 1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – Перечень).

Согласно п. 24 Перечня применение пункта 7.15 Свода правил является обязательным для соблюдения требований Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Рассмотрим данную проблему на конкретном споре, который дошёл до Верховного суда РФ [2, с. 1-8].

ООО «Газпром трансгаз Казань» обратилось в суд с требованием об устранении нарушений прав путем возложения обязанности на ответчика за свой счет снести строения. Ответчиком выступил Гатин Р.Х., который являлся собственником земельного участка и жилого дома.

ООО «Газпром трансгаз Казань» владело на праве аренды магистральным газопроводом «Казань – Йошкар-Ола» диаметром 325 мм, построенным в 1965 году.

Согласно Своду правил расстояние от оси газопровода до жилого дома должно составлять не менее 100 метров, в данном случае расстояние составило 98 метров. Газотранспортная организация разрешение на строительство дома не выдавала.

Верховный суд РФ не согласился с апелляционным определением Верховного суда республики Татарстан, который отказал в удовлетворении иска в связи с тем, что спорное строение находится в охранной зоне лишь своей незначительной частью и под углом к газопроводу. Дело было направлено в суд апелляционной инстанции на новое рассмотрение.

От аналогичных дел, этот спор отличается тем, что жилой дом лишь незначительной частью попадал в охранную зону трубопровода. Чаще случается так, что земельный участок с расположенным на нем зданием полностью находится в охранной зоне. В подобных случаях суды всегда встают на сторону газотранспортных организаций [1, с. 1-7].

Мне кажется, что подобные ситуации несправедливы по отношению к собственникам зданий, которые зачастую действуют добросовестно и не осведомлены о том, что их земельный участок находится в охранной зоне. Почему на таких земельных участках органами публичной власти допускается индивидуальное жилищное строительство?

Представляется интересным следующая судебная практика. Гражданину удалось взыскать с администрации городского округа «Лесное» убытки в связи со сносом строений и сооружений.

Гражданин Таначев Н.П. обратился с иском о взыскании убытков в связи со сносом строений к Администрации г.о. Лесное, понесенных им во исполнение вступившего в законную силу решения суда, которым его обязали снести принадлежащие ему строения в зоне минимально допустимых расстояний до объектов газоснабжения.

Суд удовлетворил заявленные требования, основываясь на том, что земельный участок был предоставлен истцу для индивидуального жилищного строительства Постановлением главы администрации.

При оформлении документов на указанный земельный участок истец действовал добросовестно, исходя из того, что перед его предоставлением под индивидуальное жилищное строительство были проверены все нормы действующего законодательства, и предоставление земельного участка под индивидуальное жилищное строительство не противоречит этим нормам.

Судом было установлено, что газопровод построен в 1971-1975 годы. Земельные участки под строительство жилых домов выделялись в этом районе на основании решений исполкома в 1991 г.

При этом стало известно, что начиная с 1977 по 2006 годы в адрес исполкома, а позднее Администрации регулярно направлялись письма о наличии нарушений охранных зон и зон минимальных расстояний магистральных газопроводов.

С учетом установленного, суд посчитал, что убытки истца, связанные со сносом строений, следует взыскать с Администрации городского округа Лесное, которые были обязаны контролировать фактическое использование земель, строительство объектов на которых запрещено, и которые непосредственно принимали решение о предоставление земельного участка с разрешенным использованием для домовладения с приусадебным участком [4, с. 1-5].

Таким образом действующее гражданское законодательство предусматривает единственный доступный способ защиты прав собственника в виде взыскания всех убытков.

Для реализации данного способа защиты собственнику необходимо:

1) иметь на руках судебное решение, которое требует от него сноса зданий и сооружений на его участке в соответствии со статьей 32 Закона о газоснабжении;

2) подготовить отчет об оценке, который включает в себя стоимость зданий и сооружений, подлежащих сносу и стоимость работ по сносу этих зданий и сооружений.

Предполагаю, что данный механизм нельзя считать совершенным, и он нуждается в законодательной корректировке. Бездействие органов местного самоуправления в рассмотренном выше примере указывает на их незаинтересованность, связанную с отсутствием прямой ответственности. Администрация знала о существовании газопровода, но все равно разрешила строительство в охранной зоне.

В итоге собственник здания, исполняя решение суда, утратил право собственности на объект недвижимости. А земельный участок, сохранившийся в собственности, стал непригоден для целей строительства.

Что гражданин Таначев будет делать с данным земельным участком? Продать его при известном обременении вряд ли удастся. В связи с этим целесообразно предусмотреть на уровне федерального законодательства возможность изъятия у гражданина подобного земельного участка для муниципальных (государственных) нужд.

Разумеется, при условии, что орган местного самоуправления указал недопустимый для земельного участка вид разрешенного использования и выдал гражданину разрешение на строительство.

Но как при изъятии земельного участка будет оцениваться его рыночная стоимость? Всем известно, что земельные участки, предназначенные для строительства стоят дороже других.

Изначально Таначев приобретал земельный участок для строительства, но на момент изъятия будет установлено обременение в связи с охранной зоной газопровода. Снижение рыночной стоимости земельного участка в такой ситуации неизбежно.

На данный момент вся нагрузка ложиться на граждан, построивших жилой дом в охранной зоне, несмотря на то, что нарушения могут быть со стороны газотранспортной организации.

Так в поселке Салмачи «Газпром трансгаз Казань» требует сноса 250 жилых домов, которые находятся вблизи от магистрального газопровода Миннибаево — Казань.

При этом в выписках из ЕГРП на земельные участки ограничения (обременения) не зарегистрированы. В Росреестре объяснили, что проблемы возникли из-за того, что «Газпром трансгаз Казань» не поставил трубы на учет. Поэтому в кадастре нет пометок, что эти земли имеют ограничения по использованию. «Исходя из требований Правил охраны газораспределительных сетей, на земельные участки, входящие в охранные зоны, налагаются ограничения, которыми запрещается строительство объектов жилищно-гражданского и производственного назначения. Границы охранных зон вносятся в государственный кадастр недвижимости и подлежат государственной регистрации на основании заявки организации-собственника газораспределительных сетей», — пояснила начальник отдела регистрации прав физических лиц управления Росреестра по Республике Татарстан Эндже Мухаметгалиева [5, с. 1-5].

Сегодня у газотранспортной организации есть право требовать сноса всех построек в границах охранных зон магистральных трубопроводов, при этом нет никаких обязанностей перед гражданами. В связи с этим было бы справедливым внесение дополнений в ст. 32 Закона о газоснабжении, которые бы прямо предусматривали материальную ответственность газотранспортной организации в случаях¸ когда граждане возводят жилые дома на территории охранных зон, находясь при этом в добросовестном неведении. Если требуешь сноса построек, то возмести гражданам реальный ущерб. Ведь в подобных ситуациях именно газотранспортные организации виновны в том, что граждане проживают в охранной зоне магистральных трубопроводов и подвергают себя опасности.

1. Апелляционное определение Московского областного суда от 13.05.2015 по делу N 33-8371/2015.

2. Определение Верховного Суда РФ от 19.01.2016 N 11-КГ15-33

3. Российская газета, N 67, 08.04.1999

4. Решение № 2-735/2015 от 2015 г. Городской суд г. Лесное Свердловской области

Читайте также: