Что такое резервирование рабочих мест

Опубликовано: 03.10.2024

Государство в рамках социальной политики стремится заботиться о категориях населения, которые являются менее защищенными в сравнении с остальными. Это происходит в различных сферах, в том числе и в обеспечении содействия в занятости всех групп населения.

Зачастую найти работу бывает непросто даже людям с отличным здоровьем, имеющим специальное образование.

А если речь идет о потенциальных работниках, еще не достигших совершеннолетия, с ограниченными возможностями или испытывающих какие-либо проблемы, не позволяющие им выполнять трудовые функции наравне с другими? Неужели они обречены на прозябание в бедности из-за низкой вероятности трудоустройства?

Чтобы позаботиться о таких людях и дать им возможность достойно зарабатывать на жизнь, государство вводит ряд социальных гарантий. Одной из их разновидностей является квотирование рабочих мест, которое вменяется в обязанность работодателям.

Что такое рабочая квота?

Квотируемые рабочие места – это определенная доля трудовых вакансий, предназначенная специально для особых категорий наемного персонала, который в обычных условиях может испытывать трудности при трудоустройстве. Кто входит в эти категории, определяется на законодательном уровне муниципального, регионального или федерального уровня.

Работодатели, трудоустраивающие таких сотрудников, за это доброе дело получают от государства определенные бонусы.

Законодательное регулирование квотирования

Одного федерального закона, специально посвященного вопросу рабочих квот, не существует, однако эта проблема затрагивается в таких федеральных нормативных актах:

  • «О занятости населения в Российской Федерации» № 1032-1 от 19 апреля 1991 г. (изменения не вносились с советского времени);
  • «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181 24 ноября 1995 г.

Детально законодательное регулирование предоставления трудоустройства по квоте осуществляется на местном уровне, именно поэтому состав потенциальных сотрудников на такие рабочие места и государственные льготы, предоставляемые за квотирование работодателю, могут значительно отличаться в различных регионах РФ.

Кто вправе претендовать на рабочее место по квоте?

Население, по каким-либо причинам испытывающее проблемы при устройстве на работу, нуждается в социальной защите. Региональные нормативные акты каждого конкретного субъекта РФ приводят перечень категорий, имеющих право занять зарезервированные для них рабочие места. Список может быть различным, но, к какой бы местности он не относился, в него непременно будут входить две категории социально незащищенных слоев населения, подлежащих заботе в обязательном порядке.

    Инвалиды 1 и 2 групп. Такие лица трудоустраиваются на специально предназначенные для них места, отводимые предпринимателями. Работодатель должен помнить, что не полностью здоровым людям положен укороченный рабочий день, им доступен не весь перечень трудовых функций, их нельзя заставлять работать сверхурочно и в ночные смены.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если инвалиды 1 и 2 группы не изъявляют желание занять все квотируемые места, закон не против того, чтобы на эти места были приняты инвалиды 3 группы.

Другие возможные категории для квотирования

В разных регионах РФ, помимо двух обязательных социальных групп, квотируемые места могут предоставляться представителям таких соцгрупп:

  • детям, воспитанным в специализированных заведениях;
  • подросткам, растущим в многодетных и/или неполных семьях;
  • детям 14-18 лет, чьи родители официально признаны безработными;
  • родителям-одиночкам, особенно матерям;
  • заключенным, отбывшим свой срок наказания и получившим возможность трудоустройства;
  • отслужившим или комиссованным военнослужащим;
  • лицам, трудоустраивающимся впервые после окончания учебы;
  • трудоспособным людям предпенсионного или пенсионного возраста;
  • участникам ликвидации Чернобыльской катастрофы и т.п.

ВАЖНО! Ключевым смыслом определения категории, нуждающейся в квотировании, является невозможность конкурировать в трудоустройстве с другими слоями населения.

Между тем, возможность обеспечить себя и свою семью является базовой потребностью любого гражданина, обеспечение которой государство гарантирует Конституцией путем предоставления права на труд.

Какие предприятия обязаны квотировать рабочие места?

Обязанность обеспечивать социальные государственные гарантии накладывается отнюдь не на каждого работодателя.

  • Если штатное количество персонала в организации не более 35 человек, квоты вполне могут никогда не коснуться этой фирмы, если она сама того не пожелает.
  • Персонал численностью в 35 и более сотрудников минимум на 3% должен состоять из льготных категорий. То есть, хотя бы 1 сотрудник должен быть принят по квоте в организацию со штатом 35-40 человек, а если работников от 70 до 100, то квотированных место должно быть уже 2.
  • Более крупные организации, позволяющие себе содержать штат более 100 наемных сотрудников, должны выделять на квоты 4% рабочих мест: минимум 4 сотрудников на сотню должны быть из социально защищаемых категорий.
  • Дальнейшее увеличение численности персонала не влияет на квотируемую долю – она остается 4-процентной.

Можно трудоустроить больше таких сотрудников, чем говорит закон, но меньшее количество недопустимо. Делить процент квоты между разными категориями разрешено: например, взять 2 % несовершеннолетних и 2% инвалидов.

К СВЕДЕНИЮ! Форма собственности организации и особенности организации трудового процесса (кроме фактора вредности труда) не имеют значения для установления квот на рабочие места.

Квотирование для работодателя

Участие в программе по квотированию налагает на предпринимателя ряд обязательств, неисполнение которых чревато серьезной ответственностью.

Начиная деятельность, владелец организации обязан встать на учет в Центре по квотированию рабочих мест. Присоединение к этой социальной программе обязательно для всех, даже небольших организаций – ведь численность персонала со временем может вырасти.

Пакет документов для регистрации в Центре квотирования:

  • свидетельство о государственной регистрации (копия);
  • устав (копия);
  • бумага о постановке на учет в налоговом органе (копия);
  • письмо из Единого госрегистра;
  • сведения о количестве сотрудников в составе штата.

После подачи документов предпринимателю присваивается регистрационный номер, после чего он должен ежеквартально отчитываться перед этим Центром так же, как и перед ИНФС. Информацию о наличии на предприятии квот нужно подать и на местную биржу труда.

Внутри предприятия руководитель должен создать специальный нормативный акт (положение), регламентирующий процесс квотирования, издать приказ и отредактировать штатное расписание.

За что могут наказать работодателя в связи с квотированием

Ответственность за пропуск сроков или отсутствие регистрации в Центре квотирования может быть наложена вследствие проверки трудовой инспекций и предусматривает наложение штрафов.

Наказание предусмотрено в следующих ситуациях:

  • в фирме с определенным количеством персонала нет вакансий по квоте или их меньше предусмотренного количества;
  • на такие места трудоустроены люди не льготных категорий;
  • работодатель отказал сотруднику из таких категорий при наличии свободных квотированных мест.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Работодатель не должен сам искать сотрудников на квотированные места. Поэтому, если такие лица не обратились к нему за трудоустройством, наказывать его не за что.

Права квотирующего работодателя

Работодатель за выполнение обязанностей по квотированию приобретает и дополнительные права, в основном, информационные:

Квотирование рабочих мест — государственное нормативное требование о резервировании предприятиями и организациями вакансий для людей с инвалидностью. Оно устанавливается в виде минимального и максимального требования к их количеству в штате и применяется для социальной защиты людей с ОВЗ.

Что такое квотирование рабочих мест

Инвалидам сложно найти работу. Для защиты интересов этой категории занятых государство обязывает работодателей для части вакансий предусматривать специальные условия, чтобы на них могли претендовать работники с ОВЗ. Порядок квотирования, предельные величины регулирует закон о квотировании рабочих мест и другие НПА — ФЗ-1032-1 о занятости и ФЗ-181 о социальной защите:

  • на предприятии формируется резерв вакансий;
  • при соответствии гражданина льготной категории заявленной вакансии он трудоустраивается в штат в пределах сформированной квоты.

Работает это следующим образом.


Ежемесячно государственные и частные компании, обязанные создавать подобные вакансии, подают отчет по квотированию инвалидов в центры занятости:

  • об их наличии;
  • о приеме и увольнении льготников.

Какие работодатели этим обязаны заниматься

Согласно ст. 21 ФЗ-181 в обязательном порядке резерв занятости для людей с ОВЗ создают работодатели с численностью работающих свыше 100 человек. Закон устанавливает лишь диапазон квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере 2–4%. При численности занятых от 35 до 100 человек этот показатель не превышает 3%.

От резервирования освобождены:

  • объединения инвалидов, зарегистрированные как общественные;
  • организации, созданные общественными объединениями инвалидов;
  • хозяйственные общества и товарищества, уставный капитал которых сформирован из вкладов общественных объединений инвалидов.

Еще одна обязанность работодателя — создавать необходимые условия труда, соответствующие индивидуальной программе реабилитации или абилитации этой категории льготников (ст. 24 ФЗ-181).

Как определить размер квоты в организации

Предприятие в соответствии со ст. 21 ФЗ-181 самостоятельно рассчитывает требуемый показатель резервирования.

Пример расчета

Шаг 1. Определяется общее количество рабочих мест, созданных в организации. Расчет среднесписочной численности выполняется по указаниям Росстата, содержащимся в приказе №485 от 06.08.2018.

Шаг 2. Из общего показателя вычитаются вакансии с вредными и опасными условиями — трудоустраивать инвалидов на них нельзя.

Шаг 3. Если оставшееся число превышает 35 человек, организация обязана принимать на работу граждан с ОВЗ.

Шаг 4. Показатель квотирования определяется количеством занятых и региональной величиной квоты.

Покажем это на примере: квотирование рабочих мест в Москве в 2020 г. регулируется законом г. Москвы от 22 декабря 2004 г. Размер квоты для организаций, в которых работает свыше 100 человек, составляет 2% (ст. 3).

Если условная среднесписочная численность 235 человек, квота составит 5 человек (4,7 получаем при расчете и берем для использования больший показатель): 235 х 0,03 = 4,7.

Как оформить квотирование в организации

Организация, резервируя вакансии для работающих инвалидов, оформляет внутренние ЛНА. Основные — это приказ и Положение (ст. 21 ФЗ-181).

Образцы необходимых ЛНА

Образец приказа о квотировании рабочих мест для трудоустройства имеет традиционную структуру и содержит следующую информацию:

  • реквизиты организации;
  • название и номер;
  • город и дата;
  • ссылки на федеральный закон №181-ФЗ, приказ Минтруда №685н от 19.11.2013;
  • ссылка на региональные НПА;
  • распоряжение установить квоту — указывается процент от среднесписочной численности сотрудников;
  • распоряжение о выделении специальных рабочих мест с соответствующими уровню здоровья условиями труда.

Крупные работодатели разрабатывают положение о квотировании рабочих мест для инвалидов в организации, оно содержит:

  • основную часть — положения и принципы организации;
  • указание на величину нормируемых квот и категории занятых;
  • регламент работы кадровой службы по организации и ведению отчетности;
  • описание вакансий и условий для сотрудников с ОВЗ.

Ответственность за неисполнение

Работодателя порядок квотирования рабочих мест для инвалидов не обязывает искать кандидатов на квотируемые вакансии. Запрещается:

  • отказывать в трудоустройстве лицам с ограниченными возможностями;
  • занимать выделенные штатные единицы сотрудниками без ОВЗ;
  • уклоняться от формирования квот для инвалидов.

Если нормы для трудоустройства не соблюдены, наниматель несет ответственность в соответствии с КоАП в виде штрафа в зависимости от нарушения.

Нарушение Статья КоАП Штраф, руб. Ответственное лицо
Не исполнена обязанность по созданию квотируемых мест для лиц с ОВЗ 5.42 5000–10000 Должностное
Отказ инвалиду в приеме на работу 5.42 5000–10000
Непредоставление или искажение отчетности, несвоевременное предоставление 19.7 300–500 Должностное
3000–5000 Юридическое

Некоторые регионы устанавливают и используют собственные кодексы правонарушений, и их меры отличаются от общероссийских. Так, в Москве за неисполнение обязанности по квотированию рабочих мест для инвалидов штрафы выше:

Нормы обеспечения рабочими местами льготников установлены на законодательном уровне. Так, квота для инвалидов на предприятии предусматривается, если в штате числится более ста сотрудников.

Кроме того, ряд полномочий по социальной защите граждан передан в субъекты федерации. Они принимают собственные нормативные акты. Следовательно, предприниматель обязан исполнять не только общероссийский закон о квотировании рабочих мест для инвалидов, но и региональные нормы. А это ведет к необходимости организации специальной работы в данном направлении.

Общее понятие квотирования


Под квотированием в общем случае понимается резервирование рабочих мест. Производится оно путем создания документов, в которых описываются правила:

  • выделения в штате вакансий;
  • приема на них тружеников льготных категорий;
  • обеспечения привилегированных служащих:
    • специальными условиями;
    • необходимым оборудованием и местом для исполнения обязанностей.

    Резервирование на производстве осуществляется с учетом:

    • норм действующего законодательства, распространяющегося на хозяйствующий субъект;
    • условий труда;
    • отрасли промышленности и иного.

    Законодательная база

    Нормы обязательного квотирования приведены в законе № 181-ФЗ от 24.11.1995. Так, в первой части статьи 21 говорится:

    Причем обязанность по резервированию мест приложения сил для граждан с ограничениями по здоровью распространяется на хозяйствующие субъекты вне зависимости от формы собственности. Таким образом, индивидуальный предприниматель или госкорпорация должны предусмотреть особые условия труда для льготников в своем штате, если численность сотрудников превышает 35 человек.

    Освобождаются от обязательного приема сотрудников-инвалидов следующие предприятия:

    • общественные организации граждан с ограничениями по здоровью;
    • компании с малой численностью.

    Более детально взаимодействия государства и участников рынка в области предоставления соцгарантий инвалидам расписаны в законе № 1032-1 от 19.04.1991. В частности, в 13-й статье акта подтверждена гарантия людям с физическими ограничениями на труд. А 25-я статья обязывает предпринимателей принимать участие в этой работе.

    Полномочия регионов


    Статья 20 закона № 181-ФЗ относит работу по трудоустройству инвалидов к полномочиям субъектов федерации. Региональные власти обязаны разработать порядок проведения специальных мероприятий по предоставлению соцгарантий льготникам и организовать его исполнение участниками рынка. При этом нормы резервирования могут быть:

    • исполнены в объемах, приведенных в 21-й статье указанного закона;
    • увеличены.

    Кроме того, органы региональной исполнительной власти обязаны проводить мероприятия по:

    • вовлечению инвалидов в предпринимательскую деятельность;
    • созданию условий для их профессионального обучения (перепрофилирования);
    • стимулированию создания предпринимателями условий для труда людей, требующих соцзащиты.

    К примеру, на предприятия, зарегистрированные в Камчатском крае, распространяется действие норм местного закона № 284 от 11.06.09. Количество квотированных мест в нем совпадает с тем же, предусмотренном общероссийским актом. Максимальные параметры установлены законами:

    • Ставропольского края № 14-кз от 11.03.04;
    • Ульяновской области № 41-ОЗ от 27.04.09.

    Общий порядок резервирования трудовых мест для инвалидов


    Строгие правила, касающиеся предоставления соцгарантий труженикам с проблемами по здоровью, накладывает на предпринимателей серьезные обязательства. Реализация их на практике состоит из планомерного выполнения нескольких оргмероприятий. Они таковы:

    1. Определение обязанности предприятия (организации) по исполнению законодательных требований. Для этого изучаются общероссийские и региональные нормативные акты (перечень зависит от места регистрации хозяйствующего субъекта).
    2. Расчет норма квотирования. Отталкиваться следует от численности штата (а не номинального количества сотрудников).
    3. Создание и утверждение локальных документов.
    4. Оформление учета в органах занятости.
    5. Возложение обязанностей по взаимодействию с Центром занятости на сотрудника. Предоставление отчетности и выполнение взятых обязательств.

    Изучение законодательных норм


    Каждое предприятие формирует штатное расписание. В документе содержится перечень должностей и количество сотрудников, занимающих данные вакансии. По форме составления бумаги положено выводить итоговые показатели. Они и составляют штатную численность, на которую ориентировано законодательство.

    Если в итоге получается более 35 сотрудников, то по закону № 181-ФЗ как минимум один из них должен быть льготником. В нормативных актах регионов могут содержаться иные цифры. Следовательно, их текст также следует внимательно изучить и внедрить в жизнь.

    Подсказка: фактическое количество тружеников не является основанием для отказа от квотирования.

    Пример. Руководитель ООО «Шторм» утвердил следующее штатное расписание (приведена выдержка):

    Должность Количество (чел.)
    Директор 1
    Главный бухгалтер 1
    Бухгалтер 3
    Менеджер 3
    Рабочий 30
    Всего 38

    Фактически на предприятие трудоустроено 28 человек. 10 должностей остаются вакантными. Однако ООО после утверждения структуры обязано сразу выполнить нормативы по резервированию.

    Расчет квоты


    Следующим шагом является подсчет числа вакансий, которые необходимо предусмотреть для лиц с физическими отклонениями. Делается это согласно указаний Росстата по вопросам заполнения формы № П-4, утвержденных Приказом госоргана № 566 от 01.09.17.

    Формула для определения числа льготных мест такова:

    • штатная численность х норма, определенная в актах.

    По состоянию на 2021 год не определено, что делать в случае получения дробного результата. К примеру, в компании числится 121 сотрудник. Запланировать для инвалидов необходимо 4% мест. Определение дает такой результат:

    • 121 чел. х 0,04 = 4,84

    Как правило, используются общеарифметические правила округления. Хотя разъяснений по данному вопросу пока не издано.

    Подготовка локальных актов


    На предприятиях, выполнение закона о квотах для которых обязательно, следует создать такие документы:

    1. Положение о квотировании трудовых мест для граждан льготных категорий. В нем указываются такие данные:
      • размеры квот и категории граждан;
      • порядок осуществления мероприятий в данном направлении;
      • ответственное должностное лицо.
    2. Приказ о выделении вакансий, который должен содержать конкретные данные:
      • о должности, предоставляемой инвалиду;
      • о необходимых изменениях в условиях и порядке осуществления трудовых обязанностей;
      • об ответственном за исполнение.

    Как правило, в больших организациях работами по предоставлению соцгарантий лицам с ограничениями по здоровью занимается кадровое подразделение. Следовательно, ответственность возлагается на начальника отдела. Он, в свою очередь, может издать акт о перераспределении обязанностей.


    Следующим этапом является налаживание официального взаимодействия с Центром занятости (ЦЗ). Для этого необходимо проделать такие шаги:

    1. Изучить подзаконный акт регионального уровня, описывающий порядок подачи заявления.
    2. Собрать пакет документов.
    3. Подать их в ЦЗ по месту регистрации предприятия.
    4. Получить письменное оповещение о завершении процесса регистрации в ЦЗ как предприятия, соответствующего условиям квотирования.

    Взаимодействие с Центром занятости


    В порядке исполнения статьи 25 закона № 1032-1 компании обязаны ежемесячно сдавать в ЦЗ отчетность. С 2018 года отчетность подается по форме, содержащейся в приложении № 9 к приказу Росстата № 566 от 01.09.17. Бланк содержит такие сведения:

    • о количестве вакансий;
    • о числе мест, выделенных льготникам;
    • о принятых работника, в том числе инвалидах;
    • об утвержденных локальных актах, касающихся квот;
    • о выполнении квотного законодательства.

    Подсказка: отчётность сходного содержания хозяйствующие субъекты обязаны предоставлять в органы статистики (форма № П-4). Освобождены только малые предприниматели.

    Ответственность за неисполнение законодательных требований


    Деятельность работодателя по предоставлению трудовых мест лицам, принадлежащим к льготным категориям, контролируется Рострудинспекцией. Причем на местном уровне проверяется внедрение как общероссийских, так и региональных норм, и соблюдение правил соответствующего уровня. Госорган проводит плановые и внеплановые мероприятия. Кроме того, он обязан реагировать на обращения граждан, связанные с нарушением трудовых гарантий.

    Ответственность за нарушение федеральных актов предусмотрена в статьях Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). Так. Нарушение сроков предоставления первичной статотчетности наказывается в рамках статьи 13.19. В ее тексте содержится информация о штрафных санкциях, налагаемых на:

    • должностных лиц в размере от 10 до 20 тыс. руб.;
    • на организации — от 20 до 70 тыс. руб.

    Выявление повторного нарушения приведет к увеличению наказания:

    • должностные лица подвергаются штрафу в размере от 30 до 50 тыс. руб.;
    • юрлица — от 100 до 150 тыс. руб.

    Подсказка: в региональной нормативной базе могут содержаться иные меры воздействия на нарушителей.

    Последние изменения

    В июле 2019 г. был принят новый закон о социальном предпринимательстве, в соответствии с которым в России должны появиться специальные социальные предприятия, обязанные трудоустраивать социально защищаемые категории граждан. Среди которых, в том числе, и инвалиды.

    Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

    Квотирование рабочих мест для инвалидов в 2021 году

    Меры поддержки инвалидов со стороны государства могут носить самый разнообразный характер. Если инвалид способен работать и у него есть желание, то он может устроиться на работу. При этом нормативные акты обязывают организации при определенных условиях осуществлять квотирование рабочих мест для инвалидов, то есть выделять в штатном расписании места для данных людей.

    Что означает квотируемое рабочее место

    Под квотированием понимается постановка в резерв рабочих мест в организации для людей, которые имеют группу инвалидности. Предоставление места по квоте предусматривается законом 181 ФЗ, принятым 24 ноября 1995 года и ТК РФ.

    В соответствии с ними администрация работодателя должна выделять определенное количество мест работы у себя на предприятии для трудоустройства лиц, имеющих ограничение. Данное квотируемое рабочее место должно отвечать требования законодательства, чтобы на нем мог работать инвалид. На данное место работодатель принимает сотрудников по порядку предусмотренном в ст. 16 ТК РФ, то есть по направлению компетентного органа.

    Предоставление места по квоте должно производиться по следующей схеме:

    Определение в штатном расписании должности, предусмотренной для квоты для инвалидов.

    Прием на данную вакансии инвалидов по направлению.

    Обеспечение данного рабочего места специализированными средствами и условиями. Чтобы на нем мог работать человек с ограничениями. Место должно иметь СОУТ и на нем не должно присутствовать воздействие вредных и опасных факторов.

    Внимание! Предоставление места по квоте осуществляется в строгом соответствии с нормами законодательства, которые действуют в отношении данного субъекта хозяйствования, условий труда, с учетом отрасли, в какой ведет свою деятельность организация или ИП.

    Кто обязан квотировать рабочие места

    Законодатель обязал работодателя осуществлять Предоставление рабочего места по квоте для инвалидов.

    Для компаний, численность сотрудников которых свыше 100 человек, квотирование должно осуществляться в размере 2-4 % от средней численности по списку. Организации и ИП, число работников в которых больше 35 человек, но меньше 100, должны устанавливать квоту на прием инвалидов не более 3% от средней численности по списку своих работников.

    В соответствии с вышеперечисленным, квота для приема на работу устанавливается для всех работодателей независимо от формы собственности, если количество оформленных работников более 35 человек.

    Важно учитывать, что нормы законодательства распространяются на индивидуальных предпринимателей. Освобождены от предоставления места по квоте только субъекты бизнеса, число работников у каких не больше 35 человек.

    Квотирование не проводят работодатели, которые являются общественными организации инвалидов, а также созданные ими предприятия. То есть в организации, где учредителем выступает общественная организация инвалидов.

    Как рассчитывается квота

    Согласно действующему законодательству, расчет квоты на рабочие места для инвалидов производится в процентном отношении от среднесписочной численности работников. При этом при расчете последнего показателя не учитываются рабочие места, на которых работают инвалиды.

    Также при расчете среднесписочной численности, нужно исключить работников, рабочие места, которые в соответствии с СОУТ подвержены воздействию вредных и опасных факторов.

    На уровне России определены определенные размеры квотирования:

    Для предприятий и ИП с численностью работников свыше 100 человек – 2%-4%

    Для предприятий и ИП численность работников, которых выше 35, но не превышает 100 человек – не более 3%.

    Внимание! Регионы должны принимать нормативные акты, определяющие точный процент квотирования рабочих мест для инвалидов. Он и будет действовать на их территории. Работодатель должны закрепить в своих нормативных актах порядок расчета квоты для предоставления мест работы для инвалидов. Расчет квоты производится работодателем самостоятельно. После чего информация об этом доводится путем уведомления до сведения компетентных органов.

    Полномочия регионов

    Федеральный закон устанавливает трудоустройство инвалидов как обязанность региональной власти. В связи с этим на местах должен быть разработан перечень мероприятий по предоставлению государственных гарантий людям, у кого зафиксированы ограниченные возможности, а также произведено обеспечение го соблюдения всеми участниками процесса.

    Региону закон позволяет оставить нормы в том же размере, как это закреплено в федеральном законе, либо увеличить их.

    Также органы исполнительной власти должны осуществлять на местах следующие мероприятия:

    Обучать и вовлекать инвалидов в предпринимательскую деятельность;

    Создавать условия для того, чтобы они могли обучаться или перепрофилироваться согласно требованиям рынка;

    Стимулировать условия для создания рабочих мест, на которых могут трудиться люди с ограниченными возможностями.

    Обязанности работодателя

    Для работодателей, которым установлены квоты на трудоустройство инвалидов, закон устанавливает обязанности и права.

    Работодатель, который подпадает под действие закона, обязан:

    Создавать либо выделять рабочие места из уже имеющихся на предприятии для трудоустройства инвалидов, а также принимать внутренние локальные акты, которые регулирую информацию о данных рабочих местах. Фактом создания либо выделения рабочего места для инвалидов считается издание соответствующего нормативного акта.

    Создавать специальные рабочие места в пределах квот, установленных местными законодательными актами.

    Инвалиду обеспечивать рабочее место, которое соответствует требованиям его персональной программы реабилитации.

    Каждый месяц в установленный срок (5-10 дней с момента окончания предыдущего месяца) необходимо отчитываться в службу занятости о наличии вакантных мест, созданных либо выделенных инвалидам в соответствии с требованиями квоты, а также сведения о внутренних локальных актах, которые регулируют предоставление рабочих мест инвалидам. Данные отчеты должны предоставляться даже в том случае, когда работодатель непосредственно зарегистрирован за пределами региона. Форма предоставления указанной информации разрабатывается и закрепляется местными органами занятости.

    Если работодатель принимает инвалида, направленного по квоте, он должен возвратить в службу занятости его направление с отметкой о приеме в течение 5 дней с момента оформления на работу. Если инвалиду отказывается в приеме на работу, то на направлении необходимо поставить дату явки, причину отказа и вернуть его кандидату.

    Закон устанавливает следующие права работодателей при приеме на работу инвалидов:

    Трудоустраивать инвалидов в рамках мест, выделенных по квоте, явившихся по личной инициативе, по направлению службы занятости либо от общественных объединений.

    Запрашивать у службы занятости информацию, необходимую для создания и размещения инвалидов в рамках квот.

    Создавать или выделять рабочие места для инвалидов по собственной инициативе сверх установленных законом требований.

    Порядок резервирования мест

    Резервированием рабочих мест называется выделение работодателем определенного количества рабочих мест в рамках квоты по приему инвалидов, с целью дальнейшего приема на них работников, прошедших специальное обучение. Рабочие места должны выделяться по тем профессиям, которые будут наиболее подходить для работы на них лиц с ограниченными возможностями.

    Обучение инвалидов для работы на местах, которые были выделены работодателем, производится за счет бюджетных средств.

    Постановка в резерв рабочих мест осуществляется в рамках специального договора, который заключается между самим работодателем и центром занятости муниципального образования. Договор дает возможность определить те места, которые могут быть созданы организацией и в кратчайшие сроки заполнены желающими, стоящими на учете в службе занятости.

    Процедура резервирования включает в себя следующие шаги:

    Определить обязанности субъекта бизнеса по исполнению закона о предоставлении рабочих мест по квоте для инвалидов путем изучения федерального и регионального законодательства в этой области;

    Рассчитать, какое количество рабочих мест должно предоставляться по квоте. При этом расчет ведется не от фактического количества работников, а от штатного расписания.

    Создать и утвердить локальные нормативные акты, которые закрепят выделение рабочих мест для инвалидов;

    Оформить квотирование в органах службы занятости региона;

    Определить работника путем возложения на него обязанностей, который будет отвечать за взаимодействие с Центром занятости и подготовку необходимых документов.

    Ответственность за неисполнение обязательств

    Закон устанавливает, что за несоблюдение федерального законодательства в отношении квотирования рабочих мест для инвалидов, а также за отказ в приеме инвалида на работу в рамках установленной квоты, на виновное должностное лицо будет наложен денежный штраф в размере 5-10 тысяч рублей. Это наказание установлено статьей 5.42 КОАП РФ.

    Кроме этого, есть ответственность за не информирование органа о выполнении квоты по приему инвалидов. В этой ситуации наказание применяется согласно статьи 19.7 КОАП РФ.

    Оно включает в себя:

    На должностное лицо 300-500 рублей;

    На юридическое лицо 3000-5000 рублей.

    Внимание! Никакой иной ответственности, кроме административной, за нарушение законодательства по квотированию мест для инвалидов не установлено.

    Он предусматривает, что в организации или компании, в которой трудятся 100 и более человек, работодатель должен будет выделять не менее двух рабочих мест для людей, испытывающих трудности при поиске работы. Опрошенные "Российской газетой" эксперты идею поддержали. Но предупредили, что на пути ее воплощения в жизнь может возникнуть немало "подводных камней". Бизнес воспринял законопроект неоднозначно. Так что ко второму чтению над документом, возможно, еще придется поработать. "С трудностями при трудоустройстве в первую очередь сталкиваются люди зрелого возраста, в силу тех или иных причин потерявшие работу, - поясняет позицию авторов законопроекта председатель постоянной комиссии по социальной политике и здравоохранению Елена Киселева. - Законодательно в нашу жизнь ввели новое понятие - предпенсионеры. Это те граждане, кому до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, остается пять лет". По мнению законодателей Петербурга, такие люди нуждаются в дополнительных гарантиях занятости.

    Фото: Евгений Кармаев/РГ

    Впрочем, помимо предпенсионеров в Санкт-Петербурге есть и другие категории граждан, которые испытывают объективные сложности при поиске работы.

    Это, например, несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, граждане в возрасте от 18 до 20 лет, имеющие среднее профессиональное образование и ищущие работу впервые, одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей или детей-инвалидов, беженцы и вынужденные переселенцы, освобожденные из заключения в течение первого года выхода на свободу. Именно для них и будут резервироваться рабочие места. Законопроект предполагает, что квотирование рабочих мест будет осуществляться на предприятиях разной формы собственности, в том числе - и частной.

    - Подтверждением выполнения квоты послужат заключенные трудовые договоры или обращение работодателя в службу занятости с просьбой организовать содействие в подборе необходимых сотрудников, - пояснилпредседатель комитета по законодательству Заксобрания Денис Четырбок. Ответственность за несоблюдение этой нормы законодатель пока не устанавливает, а информирование потенциальных работников, которым предприятия будут обязаны предоставлять квоты, возьмет на себя служба занятости.

    Второе чтение документа намечено на конец февраля, и если он будет принят, новые правила трудоустройства начнут действовать в Петербурге уже весной.

    Кстати, каждый третий россиянин предпенсионного возраста считает, что сможет найти работу в случае увольнения. Это показало всероссийское исследование, проведенное по заказу Торгово-промышленной палаты в январе 2019 года. Сегодня в России около 20 миллионов людей предпенсионного возраста.

    Дмитрий Литвинов, предприниматель, Санкт-Петербург:

    Понимаю, что таких людей надо трудоустраивать. Но, например, все позиции в нашей строительной фирме уже заняты людьми с нужной мне, руководителю, степенью компетентности. А организация у нас небольшая. Куда я возьму тех, кого буду должен трудоустраивать по закону, если подходящих вакансий нет? Значит, буду вынужден отнестись с исполнению нормы формально: трудоустроить - и пусть он дома сидит, лишь бы тут на стройке никому не мешал. Разве это правильно?

    Фото: iStock

    Алексей Третьяков, председатель Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка:

    Все квотирования ведут к лишнему расходованию средств, причем средств с двух сторон - и со стороны государства, и со стороны бизнеса. Так что законопроект, если он и получит статус закона, вряд ли заработает в полную силу и с нужной отдачей.

    Александр Сафонов, проректор Академии труда и социальных отношений:

    Впервые в практике России квотирование было применено в отношении инвалидов в 1990-х годах. Однако видимых результатов эта мера не принесла. Квотирование для инвалидов законодательно существует до сих пор, но и проблема их трудоустройства остается актуальной.

    Работодатель каждый раз выбирает для себя наиболее эффективных работников. Также у тех категорий работников, о которых идет речь в законопроекте, много других льгот, предусмотренных Трудовым кодексом. Например, часть "льготников" может уходить в отпуска в удобное для себя время. У предпенсионеров есть право ежегодно брать два дня за счет работодателя на диспансеризацию (у остальных работников - один день раз в три года). У молодежи - право продолжать обучение и ходить в учебные отпуска. Таким образом, принимая их на работу, работодатель в любом случае несет издержки. Осложняет ситуацию и то, что далеко не всегда представители льготных категорий обладают нужной работодателю квалификацией.

    Фото: istockphoto.com

    Лучшее средство в борьбе с безработицей таких категорий - это специальные государственные программы, связанные с повышением эффективности найма и использованием таких работников. Например, их профессиональное обучение, компенсация затрат работодателя на дополнительное обустройство рабочих мест (в отношение инвалидов это правило действует). Возможно, стоит подумать о компенсации работодателям затрат на дополнительную диспансеризацию льготников или других издержек, связанных с их трудоустройством. А плюс пойдут любые меры, которые упростят работодателям взаимодействие с этой категорией работников.

    Хотел обратить внимание. Законопроект предполагает исключения: он освобождает от обязанности резервировать рабочие места для трудоустройства людей, испытывающих трудности в поиске работы, территориальные органы федеральной власти, региональные и муниципальные органы власти Санкт-Петербурга, а также профсоюзы, общественные объединения инвалидов и созданные ими организации.

    При этом и в Конституции, и в Трудовом кодексе, и в конвенциях Международной организации труда, которые ратифицировала Россия, четко прописан запрет на дискриминацию. И в рамках этих документов запрет на прием на работу или освобождение от выполнения законодательства в части квотирования рабочих мест для отдельных организаций - это незаконные действия. Таким образом, в случае принятия документа в этом виде он будет противоречить федеральному законодательству. Так что ни для каких организаций не должно быть исключений. Закон должен быть одинаков для всех.

    Читайте также: