Что такое ротация госслужащих

Опубликовано: 15.05.2024

Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 395-ФЗ настоящий Федеральный закон дополнен статьей 60.1, вступающей в силу с 1 января 2013 г.

Статья 60.1. Ротация гражданских служащих

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 6.1 настоящего Федерального закона

1. Ротация гражданских служащих проводится в целях повышения эффективности гражданской службы и противодействия коррупции путем назначения гражданских служащих на иные должности гражданской службы в том же или другом государственном органе.

ГАРАНТ:

См. Методические рекомендации по организации ротации федеральных государственных гражданских служащих (версия - 3.0), утвержденные Министерством труда и социальной защиты РФ

Информация об изменениях:

Часть 2 изменена с 22 декабря 2018 г. - Федеральный закон от 11 декабря 2018 г. N 461-ФЗ

ГАРАНТ:

Федеральные государственные гражданские служащие, на которых условие о ротации продолжает распространяться после 22 декабря 2018 г., в том числе в связи с нахождением замещаемых ими должностей в перечнях, предусмотренных частью 2 статьи 60.1 настоящего Федерального закона, подлежат ротации в сроки, установленные их служебными контрактами, заключенными до 22 декабря 2018 г.

2. Ротация федеральных гражданских служащих проводится в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольные и надзорные функции. Ротации подлежат федеральные гражданские служащие, замещающие должности руководителей указанных органов. Ротация федеральных гражданских служащих, замещающих иные должности федеральной гражданской службы категории "руководители", исполнение должностных обязанностей по которым связано с осуществлением контрольных или надзорных функций, в территориальных органах федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации, может проводиться по перечню должностей, утверждаемому руководителем федерального органа исполнительной власти, а в территориальных органах федерального органа исполнительной власти, находящегося в ведении федерального министерства, - по перечню должностей, утверждаемому руководителем федерального органа исполнительной власти по согласованию с федеральным министром.

2.1. Утратила силу с 22 декабря 2018 г. - Федеральный закон от 11 декабря 2018 г. N 461-ФЗ

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 апреля 2014 г. N 53-ФЗ статья 60.1 настоящего Федерального закона дополнена частью 2.2

2.2. Ротация федеральных гражданских служащих может проводиться:

1) в федеральных органах исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, - по утверждаемым Президентом Российской Федерации перечням должностей федеральной гражданской службы, сформированным на основе предложений этих федеральных органов исполнительной власти;

2) в федеральных органах исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, - по утверждаемым Правительством Российской Федерации перечням должностей федеральной гражданской службы, сформированным на основе предложений этих федеральных органов исполнительной власти;

3) в других федеральных государственных органах - по утверждаемым Президентом Российской Федерации перечням должностей федеральной гражданской службы, сформированным на основе предложений руководителей этих федеральных государственных органов, в порядке, установленном Президентом Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Часть 3 изменена с 22 декабря 2018 г. - Федеральный закон от 11 декабря 2018 г. N 461-ФЗ

3. План проведения ротации федеральных гражданских служащих утверждается руководителем федерального государственного органа. Форма плана проведения ротации и порядок его утверждения устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 апреля 2014 г. N 53-ФЗ часть 4 статьи 60.1 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции

4. Ротация федерального гражданского служащего, замещающего должность федеральной гражданской службы в федеральном органе исполнительной власти или его территориальном органе либо в другом федеральном государственном органе, в иной федеральный орган исполнительной власти или его территориальный орган либо в другой федеральный государственный орган проводится по согласованию между руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти и (или) других федеральных государственных органов, наделенными полномочиями назначать на должность федеральной гражданской службы, по которой проводится ротация, и освобождать от такой должности. Ротация федерального гражданского служащего в федеральный орган исполнительной власти, находящийся в ведении федерального министерства, или в территориальный орган такого федерального органа исполнительной власти подлежит согласованию также с федеральным министром.

Информация об изменениях:

Часть 5 изменена с 22 декабря 2018 г. - Федеральный закон от 11 декабря 2018 г. N 461-ФЗ

5. При назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в порядке ротации учитываются уровень его квалификации, специальность, направление подготовки, стаж гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки. Гражданский служащий не может быть назначен в порядке ротации на должность гражданской службы, размер должностного оклада по которой ниже размера должностного оклада по замещаемой этим гражданским служащим должности гражданской службы.

6. Должность гражданской службы в порядке ротации гражданских служащих замещается на срок от трех до пяти лет.

Информация об изменениях:

Часть 7 изменена с 22 декабря 2018 г. - Федеральный закон от 11 декабря 2018 г. N 461-ФЗ

ГАРАНТ:

Положения части 7 статьи 60.1 настоящего Федерального закона, касающиеся срока уведомления государственного гражданского служащего, замещающего должность гражданской службы в порядке ротации, о предстоящем назначении на другую должность, не применяются в случае, если на 22 декабря 2018 г. срок действия служебного контракта истекает менее чем через шесть месяцев. В этом случае уведомление государственного гражданского служащего о предстоящей ротации осуществляется не позднее чем за три месяца до его назначения на другую должность государственной гражданской службы

7. В течение последнего года действия срочного служебного контракта с гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы в порядке ротации, но не менее чем за шесть месяцев до окончания срока действия служебного контракта представитель нанимателя обязан в письменной форме под роспись уведомить гражданского служащего о предстоящем назначении гражданского служащего на другую должность гражданской службы в порядке ротации с указанием условий служебного контракта по новой должности гражданской службы.

Информация об изменениях:

Статья 60.1 дополнена частью 7.1 с 22 декабря 2018 г. - Федеральный закон от 11 декабря 2018 г. N 461-ФЗ

7.1. Перевод гражданского служащего в порядке ротации на должность гражданской службы в другом государственном органе осуществляется с его письменного согласия в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона.

Информация об изменениях:

Часть 8 изменена с 22 декабря 2018 г. - Федеральный закон от 11 декабря 2018 г. N 461-ФЗ

8. Гражданский служащий может отказаться от замещения иной должности гражданской службы в порядке ротации по следующим причинам:

1) наличие заболевания, препятствующего проживанию гражданского служащего и (или) членов его семьи (супруга, супруги, несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по очной форме обучения, родителей, лиц, находящихся на иждивении гражданского служащего и проживающих совместно с ним) в местности, куда гражданский служащий назначается в порядке ротации. Перечень таких заболеваний утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

2) необходимость постоянного ухода за проживающими отдельно отцом, матерью, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, не находящимися на полном государственном обеспечении и нуждающимися в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре).

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 июня 2016 г. N 224-ФЗ часть 9 статьи 60.1 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 июля 2016 г.

9. В случае отказа от предложенной для замещения должности гражданской службы в порядке ротации по причинам, указанным в части 8 настоящей статьи, гражданскому служащему не позднее чем за 30 дней до истечения срока действия срочного служебного контракта в письменной форме должна быть предложена иная вакантная должность гражданской службы в том же или другом государственном органе с учетом уровня квалификации, специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаний и умений, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей. В случае отказа от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в том же или другом государственном органе либо непредоставления ему иной должности гражданской службы гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы и служебный контракт прекращается в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона.

Информация об изменениях:

Статья 60.1 дополнена частью 9.1 с 22 декабря 2018 г. - Федеральный закон от 11 декабря 2018 г. N 461-ФЗ

9.1. В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения в порядке ротации должности гражданской службы по причинам, не указанным в части 8 настоящей статьи, служебный контракт с ним прекращается, гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона.

10. Перечень должностей гражданской службы субъекта Российской Федерации, по которым предусматривается ротация гражданских служащих субъекта Российской Федерации, и план проведения ротации гражданских служащих субъекта Российской Федерации утверждаются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Ротация государственных гражданских служащих

  • государственная служба
  • гражданская служба
  • государственная гражданская служба
  • закон о государственной службе
  • 79 фз
  • замещение должности государственной службы
  • ротация гражданских служащих
  • ротация государственных служащих
  • ротация на гражданской службе

Ротация федеральных государственных гражданских служащих может проводиться:
Правовая основа осуществления ротации государственных гражданских служащих

статья 60.1 «Ротация гражданских служащих» Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О государственной гражданской службе Российской Федерации»;

Методические рекомендации по организации ротации федеральных государственных гражданских служащих Минтруда России от 2018 года (версия 4.0);

Постановление Правительства РФ от 27 октября 2012 г. № 1103 «Об обеспечении федеральных государственных гражданских служащих, назначенных в порядке ротации на должность федеральной государственной гражданской службы в федеральный государственный орган, расположенный в другой местности в пределах РФ, служебными жилыми помещениями и о возмещении указанным гражданским служащим расходов на наем (поднаем) жилого помещения».

Что такое ротация государственных гражданских служащих

Ротация государственных гражданских служащих:

это предусмотренное служебным контрактом и осуществляемое в соответствии с планом проведения ротации государственных гражданских служащих в порядке, установленном положениями статьи 60.1 Федерального закона № 79-ФЗ назначение государственного гражданского служащего в том же или в другом федеральном органе исполнительной власти либо его территориальном органе на иную должность государственной гражданской службы,

включенную в перечень должностей государственной гражданской службы, по которым предусматривается ротация.

Цель ротации государственных гражданских служащих:

повышение эффективности государственной гражданской службы и

ч. 1 статьи 60.1 «Ротация гражданских служащих» Федерального закона № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации»

Практически ротация государственных гражданских служащих осуществляется в целях:

изменения содержания должностных обязанностей государственного гражданского служащего и/или круга лиц, с которыми государственный гражданский служащий взаимодействует,

посредством последовательной смены государственным гражданским служащим замещаемой должности государственной гражданской службы с изменением или без изменения места прохождения гражданской службы.

Ротация государственных гражданских служащих как способ противодействия коррупции

В целях достижения максимального эффекта от проведения ротации в части предупреждения коррупции:

при планировании должностей государственной гражданской службы, на которые назначаются государственные гражданские служащие в порядке ротации,

рекомендуется исходить из целесообразности назначения таких государственных гражданских служащих в порядке ротации на должности гражданской службы

в иные территориальные органы федерального органа исполнительной власти или территориальные органы других федеральных государственных органов (по согласованию между руководителями этих органов),

что обеспечивает реальное изменение круга лиц, с которыми государственный гражданский служащий взаимодействует в ходе исполнения должностных обязанностей;

при этом не является нарушением законодательства РФ назначение государственного гражданского служащего в порядке ротации на должность государственной гражданской службы в иное подразделение того же территориального органа федерального органа исполнительной власти, в котором он замещает должность государственной гражданской службы.

С 22 декабря 2018 года в соответствии с ФЗ от 11.12.2018 № 461-ФЗ ротацию обязаны проходить руководители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, которые осуществляют контрольные и надзорные функции.

Ротация государственных гражданских служащих, которые замещают должности категории РУКОВОДИТЕЛИ и исполняют должностные обязанности, связанные с осуществлением контрольных и надзорных функций, может проводиться по утвержденным перечням должностей.

Перечни таких должностей утверждает:

руководитель федерального органа исполнительной власти:

в территориальных органах федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент РФ или Правительство РФ;

руководитель федерального органа исполнительной власти по согласованию с федеральным министром:

в территориальных органах федерального органа исполнительной власти, который находится в ведении федерального министерства.

Федеральный закон "О внесении изменений в статью 23 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и статьи 52 и 60.1 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с совершенствованием механизма ротации государственных гражданских служащих" от 11.12.2018 № 461-ФЗ

Перечни должностей государственной гражданской службы, на которых распространяется условие о ротации

Ротация федеральных государственных гражданских служащих может проводиться:

в федеральных органах исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ:

по утверждаемым Президентом РФ перечням должностей федеральной государственной гражданской службы, сформированным на основе предложений этих федеральных органов исполнительной власти;

в федеральных органах исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ:

по утверждаемым Правительством РФ перечням должностей федеральной государственной гражданской службы, сформированным на основе предложений этих федеральных органов исполнительной власти;

в других федеральных государственных органах:

по утверждаемым Президентом РФ перечням должностей федеральной государственной гражданской службы, сформированным на основе предложений руководителей этих федеральных государственных органов, в порядке, установленном Президентом РФ.

ч. 2.2 статьи 60.1 «Ротация гражданских служащих» Федерального закона № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации»

План проведения ротации федеральных государственных гражданских служащих

Ротация федеральных государственных гражданских служащих проводится:

по плану, который утверждается руководителем соответствующего федерального государственного органа;

установить форму плана и порядок его утверждения уполномочен Минтруд России.

Приказ Минтруда России от 29.03.2019 № 195н "Об утверждении формы плана проведения ротации федеральных государственных гражданских служащих и порядка его утверждения"

План проведения ротации федеральных государственных гражданских служащих разрабатывается:

подразделением федерального государственного органа по вопросам государственной службы и кадров

на период от 3 до 5 лет по форме, утвержденной Приказом Минтруда России от 29.03.2019 № 195н.

В плане проведения ротации федеральных государственных гражданских служащих указываются:

наименования должностей федеральной государственной гражданской службы федерального государственного органа, по которым предусматривается ротация государственных гражданских служащих;

ФИО государственных гражданских служащих, замещающих должности государственной гражданской службы в порядке ротации, срок действия заключенных с ними служебных контрактов с указанием дат начала и окончания срока их действия;

ФИО гражданских служащих, которых планируется назначить на должности государственной гражданской службы в порядке ротации, планируемый срок действия их служебных контрактов, с указанием дат начала и истечения планируемого срока их действия;

сведения о потребности в переезде государственных гражданских служащих, которых планируется назначить на должности государственной гражданской службы в порядке ротации, в другую местность в пределах РФ в связи с их ротацией, с указанием населенных пунктов, в которые планируется переезд данных государственных гражданских служащих, а также населенных пунктов, в которых они проживают;

состав семей государственных гражданских служащих, которых планируется назначить на должности государственной гражданской службы в порядке ротации.;

перечень государственных гарантий, предоставляемых государственным гражданским служащим, которых планируется назначить на должности государственной гражданской службы в порядке ротации в государственные органы, расположенные в другой местности в пределах РФ, и членам их семей.

План проведения ротации федеральных государственных гражданских служащих:

утверждается руководителем федерального государственного органа;

после утверждения плана проведения ротации (изменений в план проведения ротации) выписка из него в месячный срок направляется для ознакомления государственному гражданскому служащему, который включен в данный план.

Период ротации федеральных государственных гражданских служащих

Период ротации федеральных государственных гражданских служащих определяется:

предельным сроком замещения должности, на которую государственный гражданский служащий был назначен в порядке ротации;

согласно законодательству, этот срок составляет от 3 до 5 лет.

ч. 6 статьи 60.1 «Ротация гражданских служащих» Федерального закона № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации»

Таким образом, при назначении государственного гражданского служащего (гражданина) на должность государственной гражданской службы, по которой предусматривается ротация:

с ним заключается срочный служебный контракт,

срок действия которого должен находиться в диапазоне от 3 до 5 лет.

При этом при исчислении срока замещения должности государственной гражданской службы в порядке ротации:

  • учитываются периоды временной нетрудоспособности государственного гражданского служащего, нахождения его в ежегодном оплачиваемом отпуске, отпуске по беременности и родам.

На практике нередко возникает потребность в корректировке сроков проведения ротации:

отдельных государственных гражданских служащих, установленных планом проведения ротации,

в том числе при необходимости состыковки дат переназначения на иные должности государственных гражданских служащих в порядке ротации или

оперативного замещения государственным гражданским служащим в порядке ротации ставшей вакантной должности государственной гражданской службы в ином территориальном органе.

В этом случае при обоюдном согласии представителя нанимателя и государственного гражданского служащего, замещающего ротационную должность государственной гражданской службы на условиях срочного служебного контракта:

срок действия данного контракта с учетом установленной предельной продолжительности ее замещения (5 лет) может быть изменен

посредством заключения дополнительного соглашения к нему, содержащего новый срок его действия;

при этом продолжительность замещения одним и тем же государственным гражданским служащим должности государственной гражданской службы, по которой предусматривается ротация, не может превышать 5 лет.

Особенности проведения ротации федеральных государственных гражданских служащих

Перечень должностей государственной гражданской службы субъекта РФ, по которым предусматривается ротация, и план ее проведения:

  • утверждаются нормативными правовыми актами субъекта РФ.

При назначении государственного гражданского служащего на другую должность в порядке ротации должно учитываться:

уровень его квалификации;

специальность, направление подготовки;

стаж государственной гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки.

ч. 5 статьи 60.1 «Ротация гражданских служащих» Федерального закона № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации»

При этом государственный гражданский служащий:

не может быть назначен в порядке ротации на должность с меньшим размером должностного оклада и

назначение на должность в ходе ротации не должно создавать конфликта интересов.

Представитель нанимателя должен:

письменно уведомить государственного гражданского служащего, замещающего должность в порядке ротации, о предстоящем назначении на другую должность в порядке ротации;

сделать это необходимо под подпись в течение последнего года действия срочного служебного контракта, но не позднее чем за 6 месяцев (при определенных обстоятельствах - не менее чем за 3 месяца) до окончания срока его действия;

в уведомлении должны быть указаны условия служебного контракта по новой должности.

ч. 7 статьи 60.1 «Ротация гражданских служащих» Федерального закона № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации»

Перевод государственного гражданского служащего в порядке ротации в другой государственный орган:

  • возможен только с его письменного согласия в соответствии.

Отказ государственного гражданского служащего от замещения иной должности государственной гражданской службы в порядке ротации

Государственный гражданский служащий вправе отказаться от замещения иной должности в порядке ротации по следующим причинам:

  • наличие заболевания, препятствующего проживанию государственного гражданского служащего и/или членов его семьи в местности, куда государственный гражданский служащий назначается в порядке ротации;

Перечень таких заболеваний утверждается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти

  • необходимость постоянного ухода за проживающими отдельно отцом, матерью, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, не находящимися на полном государственном обеспечении и нуждающимися в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре).

К членам семьи государственного гражданского служащего относятся:

супруг, супруга, несовершеннолетние дети,

дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения этого возраста,

дети до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения,

родители, а также лица, находящиеся на иждивении госслужащего и проживающие совместно с ним.

При отказе от предложенной для замещения должности государственной гражданской службы в порядке ротации по указанным выше причинам:

государственному гражданскому служащему предлагается иная вакантная должность государственной гражданской службы в том же или другом государственном органе с учетом уровня квалификации, специальности, направления подготовки, стажа государственной гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаний и умений, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей;

это должно быть сделано в письменной форме не позднее чем за 30 дней до истечения срока действия срочного служебного контракта;

если иная должность государственной гражданской службы данному государственному гражданскому служащему не будет предоставлена (например, при отсутствии подходящей вакантной должности) или он отказывается от ее замещения,

то государственный гражданский служащий освобождается от замещаемой должности государственной гражданской службы и увольняется с государственной гражданской службы и служебный контракт с ним прекращается.

п. 2 ч. 1 статьи 33 «Общие основания прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы» Федерального закона № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации»

В случае отказа государственного гражданского служащего от предложенной для замещения в порядке ротации должности государственной гражданской службы:

по причинам, не указанным в части 8 статьи 60.1 «Ротация гражданских служащих» Федерального закона № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации»,

служебный контракт с ним прекращается, государственный гражданский служащий освобождается от замещаемой должности государственной гражданской службы и увольняется с государственной гражданской службы.

Федеральным законом от 11.12.2018 г. № 461-ФЗ был внесен ряд изменений в ст. 60.1 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а также в некоторые другие статьи, затрагивающие вопросы ротации гражданских служащих.

В частности, был изменен подход к определению гражданских служащих, подлежащих ротации. Старая редакция устанавливала, что к таковым относятся все, замещающие должности категории "руководители" в федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих контрольные и надзорные функции, исполнение должностных обязанностей по которым непосредственно связано с осуществлением указанных функций. Внесенные изменения предусматривают обязательную ротацию лишь для руководителей указанных органов (должности категории «руководители» не тождественны собственно руководителям государственных органов). Что касается иных гражданских служащих, замещающих должности категории "руководители", исполнение должностных обязанностей по которым связано с осуществлением контрольных или надзорных функций, то их ротация теперь также может проводиться (то есть, может и не проводиться), по перечню должностей, утверждаемому руководителем федерального органа исполнительной власти, а в территориальных органах федерального органа исполнительной власти, находящегося в ведении федерального министерства, - по перечню должностей, утверждаемому руководителем федерального органа исполнительной власти по согласованию с федеральным министром.

Таким образом, перечень гражданских служащих, подлежащих безусловной ротации, сокращен. Данные изменения не имеют обратной силы, по прямому указанию закона федеральные государственные гражданские служащие, на которых условие о ротации продолжает распространяться после дня вступления в силу 461-ФЗ, подлежат ротации в сроки, установленные их служебными контрактами, заключенными до дня вступления в силу указанного закона.

В законе о гражданской службе также появилось новое требование относительно формы плана проведения ротации и порядка его утверждения – теперь они должны устанавливаться уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В части 5 ст. 60.1 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» появилось четкое указание, на то, что гражданский служащий не может быть назначен в порядке ротации на должность гражданской службы, размер должностного оклада по которой ниже размера должностного оклада по замещаемой этим гражданским служащим должности гражданской службы (ранее используемая редакция допускала неоднозначное толкование).

Законодатель также изменил сроки предупреждения гражданских служащих о назначении их на другую должность гражданской службы в порядке ротации с указанием условий служебного контракта по новой должности гражданской службы. Теперь это необходимо сделать в течение последнего года действия срочного служебного контракта с гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы в порядке ротации, но не менее чем за шесть месяцев до окончания срока действия служебного контракта (ранее действующая редакция устанавливала точный срок – за три месяца). И это изменение также не имеет обратной силы – если до истечения срока срочного служебного контракта государственного гражданского служащего о замещении должности государственной гражданской службы в порядке ротации осталось менее чем шесть месяцев – он должен быть уведомлен в старом порядке - за три месяца.

Назначение гражданских служащих на другую должность в порядке ротации может осуществляться только с их согласия. При этом ранее действующая редакция ст. 60.1 не устанавливала – в какой форме должно быть выражено это согласие. Пункт 7.5 Методических рекомендаций по организации ротации федеральных государственных гражданских служащих (версия - 4.0) (утв. Минтрудом России) устанавливал, что согласие гражданского служащего должно быть получено в письменной форме и рекомендовал предоставить гражданскому служащему возможность выразить согласие на назначение и заверить его личной подписью непосредственно на уведомлении (собственно, все эти указания носили рекомендательный характер).

Теперь закон о гражданской службе прямо требует получать у гражданского служащего письменное согласие на назначение на другую должность в порядке ротации в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 33 (то есть, в той же форме, что и согласие на перевод на другую должность).

Был изменен перечень уважительных причин отказа гражданских служащих от замещения иной должности гражданской службы в порядке ротации. В ранее действовавшей редакции закон предусматривал возможность такого отказа только в связи с состоянием здоровья самого гражданского служащего, а также членов его семьи. Это основание было сохранено. Однако теперь, согласно ч. 8 ст. 60.1 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» не требуется получать специальное медицинское заключение (заключение медико-социальной экспертизы) с прямым указанием на этот факт – достаточно подтвержденного диагноза о наличии заболевания, включенного в Перечень таких заболеваний, который должен быть утвержден уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Кроме того, в законе появилось вторая уважительная причина для отказа: необходимость постоянного ухода за проживающими отдельно отцом, матерью, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, не находящимися на полном государственном обеспечении и нуждающимися в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре).

Отказ от ротации не по уважительной причине по прямому указанию новой ч. 9.1 ст. 60.1 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» влечет увольнение с гражданской службы по пункту 2 части 1 статьи 33 (истечение срока действия срочного служебного контракта).

Наконец, в ст. 53 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» появилось указание на то, что нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации или субъекта Российской Федерации гражданским служащим, назначенным (назначаемым) в порядке ротации на должности гражданской службы в государственные органы, расположенные в другой местности в пределах Российской Федерации, наряду с гарантиями, предусмотренными пунктами 9.1 и 9.2 части 1 указанной статьи, могут предоставляться иные гарантии. В настоящее время таких «иных гарантий» пока нет.

Калинин Георгий Иванович, начальник правового отдела Управления Россельхознадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея.

С целью повышения эффективности государственной службы и противодействия коррупции были приняты изменения в действующее законодательство, предусматривающие ротацию государственных гражданских служащих. Однако что касается возможности их применения, то здесь видятся серьезные проблемы и возникают вопросы. Механизм ротации государственных гражданских служащих уже сейчас требует серьезной доработки и устранения противоречий. Недостаточное и противоречивое регулирование ротации может привести к дискредитации и падению престижа государственной гражданской службы.

Ключевые слова: ротация, государственная гражданская служба, федеральный орган исполнительной власти, должность, категория, полномочия, гарантии.

To improve efficiency of the civil service and fighting corruption, changes were made to existing legislation for the rotation of civil servants. However, with the possibility of their application are seen serious problems and questions arise. The mechanism of rotation of civil servants now requires serious improvement and the elimination of contradictions. Inadequate and inconsistent regulation of rotation may lead to a compromise and a decline in the prestige of the state civil service.

Key words: personnel rotation, state civil service, the Federal body of Executive power, post, category, powers, guarantees.

С 1 января 2013 г. вступили в силу изменения в действующее законодательство, предусматривающие ротацию государственных гражданских служащих <1>. Инициатива Президента Российской Федерации по данному вопросу была узаконена. Цели - благие: повышение эффективности государственной службы и противодействие коррупции (ч. 1 ст. 60.1 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" <2>). Фактически положения этого Закона еще не были применены на практике. Однако с возможностью его применения уже видятся серьезные проблемы и возникают некоторые вопросы.

<1> См.: Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 395-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением ротации на государственной гражданской службе" // Российская газета. N 278. 2011. 9 декабря.
<2> См.: Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 7 июня 2013 г. N 116-ФЗ) // Российская газета. N 162. 2004. 31 июля; СЗ РФ. 2013. 10 июня. N 23. Ст. 2874.

Некоторые исследователи-правоведы, такие, как Ю.Н. Старилов <3>, М.В. Пресняков <4>, С.Е. Чаннов <5>, О.И. Тиунов <6>, уже обращались к вопросу ротации государственных гражданских служащих. Например, С.Е. Чаннов указывал на имеющиеся пробелы в способе перезаключения бессрочного служебного контракта на срочный в процессе подготовки к ротации, но в целом его статья по данной проблематике носила характер комментария. Упоминалась ротация государственных служащих также в статьях Т.М. Заниной <7> и В.Г. Клочкова <8>. Однако в целом вопрос нормативно-правового регулирования механизма ротации с научной точки зрения еще требует разработки. По нашему мнению, проблем и противоречий в этом вопросе гораздо больше.

<3> Старилов Ю.Н. Что происходит с институтом российской государственной службы? // Журнал российского права. 2004. N 9.
<4> Пресняков М.В. Приоритетные направления формирования кадрового состава государственной гражданской службы // Гражданин и право. 2011. N 8.
<5> Чаннов С.Е. Ротация государственных служащих // Кадровик. 2012. N 8; Информационно-аналитический портал "Предпринимательство и право". URL: http://lexandbusiness.ru/view-article.php?id=728.
<6> Хабриева Т.Я., Тиунов О.И., Кашепов В.П. и др. Правовые механизмы имплементации антикоррупционных конвенций: Монография / Отв. ред. О.И. Тиунов. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2013.
<7> Занина Т.М. О разработке комплекса мер по формированию высококвалифицированного кадрового состава правоохранительной службы в современных условиях // Административное право и процесс. 2011. N 7.
<8> Клочков В.Г. Причины роста и меры по борьбе с коррупцией // Безопасность бизнеса. 2006. N 2.

Ротации подлежат отдельные должности государственной гражданской службы, перечень которых утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти (ч. 2 ст. 60.1 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации"). Вроде бы привязка к конкретным должностям налицо. Однако если внимательно вчитаться в содержание этой части данной статьи, то получается, что в Перечень включаются должности гражданской службы категории "руководители" в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольные и надзорные функции. Исходя из этого федеральные органы исполнительной власти утвердили перечни, в которые включили все должности категории "руководители" <9> в своих территориальных органах. Получается, что привязка уже идет не к должности, а к функциям органа. При этом далеко не все отделы территориальных органов федеральных органов исполнительной власти осуществляют непосредственно контрольно-надзорные функции, есть и отделы обеспечивающего характера, например, правовые, бухгалтерского учета, делопроизводства и т.п. Хотя отдельные подобные должности могут быть в группе коррупционного риска (например, связанные с заключением государственных контрактов), но зачем осуществлять ротацию руководителей всех таких отделов - не всегда и не совсем понятно.

<9> См., напр.: Приказ Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 13 декабря 2012 г. N 635 "Об утверждении Перечня должностей федеральной государственной гражданской службы в территориальных управлениях Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, по которым предусматривается ротация федеральных государственных гражданских служащих" // Российская газета. N 18. 2013. 30 января.

Нахождение должности, замещаемой гражданским служащим, в Перечне должностей гражданской службы, по которым предусматривается ротация гражданских служащих, относится к существенным условиям служебного контракта (п. 10 ч. 3 ст. 24 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации"). Без этого пункта служебный контракт недействителен. Исходя из этого, федеральные органы исполнительной власти начали перезаключение служебных контрактов с соответствующими гражданскими служащими с бессрочных на срочные <10>. Механизм такого перезаключения описан в Методических рекомендациях Минтруда России <11>. Понятно, что с вновь принимаемыми на данные должности сотрудниками теперь однозначно должен заключаться срочный служебный контракт (п. 7.1 ч. 4 ст. 25 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации"). Однако почему же контракт должен перезаключаться с уже находящимися на должности служащими. Перезаключение фактически дает данному Закону обратную силу, да еще и закону, фактически ухудшающему положение отдельной (пусть и особой) категории граждан. По нашему мнению, данная норма хоть и не подпадает под прямой запрет на придание закону обратной силы, содержащийся в Конституции Российской Федерации <12> и других нормативных актах, но тем не менее нарушает основные принципы правового регулирования, что недопустимо.

<10> См., напр.: письмо Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 7 мая 2013 г. N ФС-НВ-4/5230 // Официальный сайт Россельхознадзора. URL: http://www.fsvps.ru/.
<11> См.: Методические рекомендации Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 сентября 2012 г. "Организация ротации федеральных государственных гражданских служащих в федеральных органах исполнительной власти" // Солидарность. 2012. 26 сентября - 3 октября. N 35.
<12> См.: Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Российская газета. N 7. 2009. 21 января.

Вообще, со срочным служебным контрактом связано много проблем, но основная проблема видится в следующем. Одним из существенных моментов государственной гражданской службы является поступление на нее и замещение должности по результатам конкурса. Это сделано для отбора на замещение должностей лучших, наиболее подготовленных кандидатов. Конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы также обеспечивает конституционное право граждан Российской Федерации на равный доступ к государственной службе, а также право государственных гражданских служащих (далее - гражданские служащие) на должностной рост на конкурсной основе <13>. Однако, согласно п. 1 и 3 ч. 2 ст. 22 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категории "руководители", при заключении срочного служебного контракта конкурс не проводится. Понятно, что, если госслужащий назначается на должность в порядке ротации, он уже проходил конкурсную процедуру. А если он назначается на такую должность впервые (например, в случае увольнения другого гражданского служащего, ранее замещавшего эту должность, по его инициативе)? По Закону конкурс проводиться не должен, и фактически на руководящую должность будет назначен не лучший кандидат, а "первый встречный" (например, направленный службой занятости), которому, в случае его соответствия квалификационным требованиям (образование, специальность, стаж), государственный орган не вправе будет отказать в должности.

<13> См.: Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации" (с изм. от 19 марта 2013 г.) // Российская газета. N 20. 2005. 3 февраля; СЗ РФ. 2012. 25 марта. N 12. Ст. 1242.

Ротация проводится в соответствии с планом, утверждаемым руководителем федерального органа исполнительной власти (ч. 3 ст. 60.1 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации"). Форма плана нормативным актом не утверждена, имеется лишь примерная форма, приведенная в вышеназванных Методических рекомендациях Минтруда России. Таким образом, планирование ротации носит общероссийский характер. На таком уровне и при таком большом объеме сведений не исключены ошибки. Рассмотрим один из возможных случаев. Государственного гражданского служащего по недосмотру не включили в план ротации, однако служебный контракт с ним перезаключили на срочный. Что делать, когда срок его контракта истечет? Ведь формально его необходимо будет уволить, но новую должность в порядке ротации он не получит.

Гражданский служащий может отказаться от предложенной ему в порядке ротации должности по указанным в Законе уважительным причинам (ч. 8 ст. 60.1 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации"). Таких причины две: заболевание госслужащего, в связи с которым замещение соответствующей должности в порядке ротации противопоказано по медицинскому заключению; а также невозможность проживания членов его семьи (супруга и иждивенцев) в местности, куда в порядке ротации будет направлен госслужащий (также по медицинскому заключению). В этом случае ему должна быть предложена иная вакантная должность гражданской службы в том же или другом государственном органе с учетом уровня квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности гражданского служащего (ч. 9 ст. 60.1 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации"). Предложение той же самой должности, которую госслужащий замещает уже сейчас, не допускается. А как же быть, если в органе должность, соответствующая квалификации госслужащего, - только одна (например, для того же начальника правового отдела или, наоборот, начальника какого-либо узкоспециализированного отдела по направлению надзора)? Получается, что этот госслужащий находится в гораздо менее выгодном положении, чем другие, он в таком случае однозначно должен быть уволен, а его права уже априори ущемлены.

Хотя в Законе сказано, что назначение гражданского служащего с его согласия на иную должность гражданской службы в порядке ротации должно быть произведено в день, следующий за днем прекращения срочного служебного контракта и освобождения от замещаемой должности гражданской службы (ч. 7 ст. 60.1 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации"), однако в ст. 35 "Расторжение срочного служебного контракта" этого Федерального закона нет отдельного основания по расторжению контракта в связи с ротацией. По какому основанию (статья и пункт нормативного акта) будет уволен госслужащий, что указывать в приказе на увольнение и какую запись делать в трудовой книжке, не понятно. Отсутствие отдельного основания увольнения в порядке ротации также формально не гарантирует предоставления гражданскому служащему должности сразу после увольнения. Необходимо, по нашему мнению, упорядочить процедуру увольнения в порядке ротации, совместив процедуру истечения срока контракта и процедуру перевода.

Законодатель не разъясняет также, как быть в случае, если государственный служащий отказался от замещения должности в порядке ротации по другим причинам (например, просто по собственному желанию, точнее - нежеланию).

Как видно из положений Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", ротация государственных гражданских служащих предусмотрена прежде всего в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти. Большинство органов власти уже утвердили соответствующие перечни должностей в своих территориальных органах <14>. А как же быть с центральными аппаратами федеральных органов исполнительной власти? Ведь при замещении должностей в аппаратах также возможны коррупционные риски, должностные лица центральных аппаратов также осуществляют контрольно-надзорные функции.

<14> См., напр.: Приказ Федеральной налоговой службы от 18 марта 2013 г. N ММВ-7-4/121@ "Об утверждении Перечня должностей федеральной государственной гражданской службы в территориальных органах Федеральной налоговой службы, по которым предусматривается ротация федеральных государственных гражданских служащих" // Российская газета. N 92. 2013. 26 апреля.

В связи с вышеизложенным логично было бы также нормативно определить и запустить процедуру ротации государственных гражданских служащих субъектов РФ, замещающих соответствующие должности с контрольно-надзорными функциями, между регионами.

Кроме всего прочего, следует обратить внимание на гарантии государственным гражданским служащим в случае переезда в другую местность в порядке ротации, прежде всего - в связи с необходимостью обеспечения его и его семьи жильем <15> (п. 9.1 и п. 9.2 ч. 1 ст. 52 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации"). В этом случае даже дополнительные бюджетные расходы на ротацию в размере 322,5 млн. рублей в год <16> выглядят сильно заниженными. Если провести аналогию, то, например, расходы на единовременную субсидию чиновнику и членам его семьи в случае необходимости улучшения жилищных условий при признании их нуждающимися в таком улучшении должны составлять около миллиона рублей на одного человека <17>. А ведь жилье для обеспечения гражданского служащего в порядке гарантий при ротации необходимо не просто предоставить, его сначала необходимо где-то взять, например построить, а это - дополнительные расходы.

Механизм ротации государственных гражданских служащих должен заработать не менее чем через три-пять лет после вступления в силу нормативно-правовых актов о ротации. Однако, как видно из данной статьи, этот механизм уже сейчас требует серьезной доработки и устранения противоречий. Если ротация "забуксует", это только дискредитирует сам институт государственной службы, престиж которой уже начал падать из-за большого количества запретов и ограничений, например в связи с существенным расширением представляемых сведений о доходах и расходах, а также с ужесточением ответственности за это. Это бьет прежде всего по чиновникам-исполнителям среднего звена, лишая государственные органы подготовленных, опытных, квалифицированных кадров.

Литература

  1. Занина Т.М. О разработке комплекса мер по формированию высококвалифицированного кадрового состава правоохранительной службы в современных условиях // Административное право и процесс. 2011. N 7. С. 20.
  2. Клочков В.Г. Причины роста и меры по борьбе с коррупцией // Безопасность бизнеса. 2006. N 2. С. 33.
  3. Пресняков М.В. Приоритетные направления формирования кадрового состава государственной гражданской службы // Гражданин и право. 2011. N 8. С. 3.
  4. Старилов Ю.Н. Что происходит с институтом российской государственной службы? // Журнал российского права. 2004. N 9. С. 11.

Статья С. Чаннова "Ротация государственных служащих" включена в информационный банк согласно публикации - "Вопросы трудового права", 2012, NN 6, 7.

Одним из способов борьбы с коррупцией, на практике подтвердившим свою эффективность, является ротация кадров во всех органах власти.

Ротация кадров (от лат. rotatio — круговое движение) является одной из разновидностей кадровых технологий, суть которой состоит в последовательной смене профессиональных или должностных обязанностей, поочередном пребывании работников в той или иной должности с целью освоения различных функций, специфики и технологии принятия решений, в том числе управленческих, а также борьбы с коррупцией и злоупотреблением служебным положением[1].

Ротация гражданских служащих является одним из приоритетных направлений формирования кадрового состава гражданской службы, путем проведения которой должен осуществляться поиск оптимальных путей эффективного применения кадрового потенциала гражданских служащих в государственных органах, формироваться механизм противодействия (профилактики) коррупции на гражданской службе.

Необходимость внедрения ротационных механизмов на гражданской службе основывается на:

– Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. № 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции организации объединенных наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона “О противодействии коррупции”;

– Федеральной программе "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009–2013 годы)", утвержденной Указом Президента РФ от 10 марта 2009 г. № 261, где предусмотрено в качестве одного из ожидаемых результатов реализации программы – создание и апробация механизмов ротации государственных служащих;

– Указе Президента РФ 13 апреля 2010 г. № 460 "О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010– 2011 годы", где определена необходимость внедрения в практику механизма ротации.

Исходя из ст. 60.1 Федерального закона № 79-ФЗ, можно дать следующее определение ротации.

Ротация – предусмотренное служебным контрактом и осуществляемое в установленном порядке на определенный срок перемещение (без согласия) или перевод (с согласия служащего) государственных служащих, замещающих утвержденные соответствующим нормативным правовым актом должности государственной службы, в пределах одной местности или в другую местность на плановой, а в отдельных установленных случаях – внеплановой основе на иную равнозначную (или в ряде случаев более высокую) должность государственной службы с учетом уровня квалификации, профессионального образования и стажа государственной службы или работы (службы) по специальности в том же государственном органе либо в другом государственном органе.

Таким образом, к сущностным признакам ротации гражданских служащих, отличающим ее от ротации в иных организациях, можно отнести то, что ротация может означать как перевод, так и перемещение гражданского служащего с одной должности па другую, при осуществлении которых в соответствии с трудовым законодательством и законодательством о государственной службе должны строго соблюдаться следующие требования:

– получение письменного согласия на перевод – постоянное или временное изменение трудовой функции гражданского служащего;




– не является переводом на иную должность гражданской службы и не требует согласия служащего на перемещение на иную должность гражданской службы без изменения должностных обязанностей, установленных служебным контрактом и должностным регламентом;

– замрет переводить и перемещать гражданского служащего на работу, противопоказанную ему по состоянию здоровья;

– должна осуществляться преимущественно на плановой основе в соответствии с установленным порядком на конкретно установленный срок (внеплановая ротация должна быть обоснована с точки зрения оперативной необходимости проведения ротационных мероприятий в государственном органе);

– может производиться по соответствующим должностям гражданской службы в этом же государственном органе или в другом государственном органе с учетом квалификационных требований по должностям, результатов служебной деятельности и исполнения служебных обязанностей;

– предусматривается служебным контрактом (в отдельных случаях – дополнительным соглашением к служебному контракту) гражданского служащего с определением условий и гарантий ротации;

– предполагает замещение равнозначной должности по категории и группе должностей гражданской службы относительно ранее замещаемой должности. В ряде случаев ротационные мероприятия могут быть связаны с повышением в должности отдельных категорий гражданских служащих с учетом необходимой профессиональной квалификации.

Можно выделить следующие виды ротации:

1. По объекту перемещений:

2. По масштабу перемещений:

– "внутренняя" ротация – в пределах одного государственного органа;

– "внешняя" ротация – между государственными органами одного субъекта РФ;

– межрегиональная ротация – перемещение со сменой места жительства в другой субъект РФ.

3. Исходя из принципа федерализма:

– ротация в федеральных органах государственной власти;

– ротация в органах государственной власти субъектов РФ.

4. По времени проведения:

– плановая ротация (ротация, которая будет осуществлена в будущем на основании специально составленных схем);

– фактическая ротация (результат реализации планов ротации);

– внеплановая ротация (ротация, основанием для проведения которой является поступление обращений и заявлений граждан, обращений иных лиц (может применяться при высоком уровне риска коррупционного поведения государственных служащих).

5. По целям ротации делятся на перемещения для:

- подготовки руководящих кадров в государственных органах;

– смены обстановки кадров государственной службы (когда человек занимал должность гражданской службы длительное время и хочет получить новые знания, навыки на другом месте);

– предотвращения или разрешения конфликтов на государственной службе;

– подготовки для гражданской службы специалистов как универсалов;

– обеспечения взаимозаменяемости гражданских служащих в случае болезней, отпусков и т.п.;

– поиска гражданскому служащему более подходящей должности гражданской службы при неудовлетворительных результатах работы в старой должности;

– повышения степени сплоченности гражданских служащих, усиления коммуникаций между ними и т.д.;

– реализации антикоррупционных мер в системе гражданской службы (в данном случае это обязательная ротация) или как механизм профессионального развития гражданского служащего (ротация, осуществляемая на добровольной основе).

6. В зависимости от характера перемещений (переводов) служащего ротацию делят на:

– "кольцевую" ротацию, когда работник, пройдя ряд должностей гражданской службы за определенный период времени, вновь возвращается на свою должность;

– "безвозвратную" ротацию, когда перемещение происходит без возврата на свою "стартовую" должность гражданской службы;

– "рокировку", при которой два гражданских служащих одного уровня меняются местами.

Читайте также: