Что такое рзо в зарплате медиков

Опубликовано: 17.09.2024

Доплата – это выплата, которая носит характер компенсации.

Для стимуляции сотрудников руководство платит не только зарплату, но и другие финансовые средства, которые оформляют как надбавку или материальное поощрение. Государство также обязывает работодателей выплачивать трудящимся особые доплаты при наступлении определенных моментов.

Что такое доплата

Доплата – это выплата, которая носит характер компенсации, так как назначают ее тогда, когда работник был в состоянии повышенной трудовой интенсивности (к примеру, работал в праздник или выходной день или совмещал деятельность с работой отсутствующего сотрудника).

При выполнении работником обязанностей, не предусмотренных в трудовом договоре, (к примеру, совмещение нескольких должностей или сверхурочная работа), в соответствии с законодательством, работодатель должен доплатить, компенсируя сложность работы или потраченное время.

Доплата необходима и за труд в опасных или вредных условиях, а также при переведении работника на должность, которая более низко оплачивается.

Рассмотрим подробно доплаты за труд при совмещении профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором.

Критерии размера доплаты


Критерии по выплате стимулирующих доплат определяются в локальном нормативном акте (это может быть коллективный договор, положение о премировании и пр.). Если существует представительный орган работников, то согласно ч. 4 ст. 135 ТК РФ, акты, которые устанавливают систему по оплате труда, руководство принимает, учитывая мнение этого органа.

Размер тарифной ставки или оклада в трудовом договоре указывается в числовом выражении.

Что касается доплат, полагающихся работникам, помимо прямого указания в трудовом договоре, в нем может содержаться отсылка к коллективному договору или локальному нормативному акту, которые предусматривают условия и основания их выплаты.

Например, размер доплаты за совмещение должностей предусмотрен по соглашению руководства и работника, при этом учитывая характер дополнительных работ и их содержание. Закон не регламентирует минимальный размер доплаты. Выплата проводится и в твердой денежной сумме, и в процентном соотношении к окладу (тарифной ставке) или зарплате работника.

Оплата совмещения профессий

Выполнение помимо основных функций у одного работодателя дополнительной работы по той же или другой профессии (должности) называют совмещением должностей. Руководство поручает сотруднику дополнительную работу только заручившись его письменным согласием. Кроме того, письменно работник обязан дать согласие на срок исполнения дополнительной работы, а также согласовать моменты по поводу ее объема и содержания.

Если ее исполнение – это условие трудового договора, согласие работника не нужно.

Дополнительная работа по той же должности – это расширение зон обслуживания или увеличение объема работы. Реализация совмещения должностей проводится в рамках предусмотренной для работника продолжительности его времени работы.

Сотрудник вправе досрочно отказаться от исполнения дополнительной работы, а руководство – досрочно отменить свое поручение о выполнении, если работодатель предупрежден об этом письменно не позже чем за 3 рабочих дня. Такой отказ от дополнительной работы – это право трудящегося и к нему не могут применить какие-либо санкции.

Увеличение объема работы и расширение зон обслуживания

Процедура возложения на сотрудника дополнительной работы при увеличении зон обслуживания или объема работ проводится по аналогии с процедурой возложения на него дополнительных работ по совмещению должностей.

Размер доплаты за расширение зоны обслуживания стороны согласовывают с учетом объема или содержания дополнительной работы. В трудовом законодательстве не регламентируются минимальный размер доплаты и правила по его определению в случае, если имеет место расширение зоны обслуживания. Размер и правила, касающиеся доплаты, в данном случае освещает соглашение сторон.

Выполнение обязанностей временно отсутствующего работника

Обязанности отсутствующего сотрудника временно возлагают на кого-то из работников или распределяют между несколькими сотрудниками (исполнение обязанностей отсутствующего согласно ст. 60.2 ТК РФ).

При исполнении обязанностей по вакантной должности работником без освобождения от его работы можно говорить о совмещении должностей или о том, что имеет место расширение зон обслуживания или увеличение объема работы. Выполнение обязанностей временно отсутствующего сотрудника – это исполнение кем-то из сотрудников трудовых функций, предусмотренных трудовым договором для соответствующего работника.

Однако за отсутствующим сохраняется его место работы. В этом случае сотрудник выполняет и свои функции, и функции временно отсутствующего.

При исполнении обязанностей временно отсутствующего сотрудника его «заместителю» могут поручить дополнительную работу по той же профессии или по иной. Перепоручение обязанностей отсутствующего сотрудника другому работнику возможно только если он дал на это согласие. Срок, на протяжении которого будет выполняться дополнительная работа, и то, что касается ее содержания и объема, с письменного согласия сотрудника предусматривается работодателем.

У сотрудника есть право досрочного отказа от исполнения дополнительного объема работ в случае письменного предупреждения другой стороны не позже чем за 3 рабочих дня. Размер доплаты – по соглашению сторон с учетом содержания и (или) объема этой работы.

Случаи доплаты на конкретных примерах

Пример 1. Иванова совмещает свою основную должность секретаря с дополнительной должностью кассира.

В Положении об оплате труда установлено, что доплату за совмещение должностей, если оклад (тарифная ставка) ни по одной из должностей не выше 10 тыс. р., составит 50% оклада (тарифной ставки) по основной должности.

За август 2016 г. Ивановой по основной должности начислены следующие денежные суммы:

  • оклад - 8000 р.;
  • доплата за сверхурочную работу - 1000 р.

Так, зарплата Ивановой за август с доплатой за совмещение должностей – 13 000 р. (8000 р. + 8000 руб. x 50% + 1000 р.).

Следующий пример на расширение зоны обслуживания. Так, оклад у официантки Казанковой составляет 10 000 р. Из-за увольнения нескольких сотрудниц ей необходимо расширить область зоны обслуживания, то есть обслуживать не 8 столиков, а 14.

Руководство вместе с Казанковой решили, что размер ее доплаты за каждый месяц будет пропорционален числу добавившихся к обслуживанию столиков. Руководствуясь письменным соглашением сотрудницы и работодателя, за расширение зоны обслуживания ее ежемесячная доплата составляет 7500 р. (10 000 руб. : 8 столиков x (14 столиков - 8 столиков)).

Пример 3. Начальник юридического отдела Клименко ушел в отпуск. Выполнение его обязанностей временно возложили на старшего юриста Команича. Соглашение сотрудника и руководства предусматривает, что доплату за выполнение обязанностей временно отсутствующего сотрудника производят в размере разницы между окладом начальника юридического отдела и окладом старшего юриста пропорционально времени выполнения обязанностей.

Оклад начальника юротдела Клименко составляет 18 000 р., а старшего юриста – 10 000 р. Так, ежемесячная доплата составит 8000 р. (18 000 р. – 10 000 руб.).

У старшего юриста 5-дневная рабочая неделя и 2 выходных дня (суббота и воскресенье). В сентябре 2010 г. Команич временно выполнял часть обязанностей начальника юротдела без освобождения от основной работы 10 рабочих дней. Так как в сентябре 22 рабочих дня, то размер доплаты за временно отсутствующего составит 3 636,36 р. (8000 р. : 22 дн. x 10 дн.).


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Министерства здравоохранения РФ от 4 сентября 2014 г. N 16-3/10/2-6752 "О совершенствовании региональных и муниципальных систем оплаты труда медицинских работников"

Министерством здравоохранения Российской Федерации проведен анализ действующих систем оплаты труда медицинских работников учреждений здравоохранения субъектов Российской Федерации. На основании полученных данных следует, что в большинстве субъектов Российской Федерации сложилась не оптимальная структура заработной платы медицинских работников, приводящая к значительной как межрегиональной, так и внутрирегиональной дифференциации заработной платы медицинских работников одних и тех же медицинских специальностей и типов учреждений.

В целях сохранения кадрового потенциала отрасли, повышения престижности и привлекательности работы в медицинских организациях и в соответствии с утвержденными решением Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений (протокол от 25 декабря 2013 года N 11) Едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2014 год полагаем целесообразным провести в субъектах Российской Федерации работу по совершенствованию систем оплаты труда медицинских работников, направленных на внедрение новых подходов к формированию гарантированной части заработной платы, сбалансировав долю тарифной части заработка работников и иных выплат таким образом, чтобы 55 - 60% заработной платы направлялось на выплаты по окладам, 30% структуры заработной платы составляли стимулирующие выплаты за достижение конкретных результатов деятельности по показателям и критериям эффективности, 10 - 15% структуры заработной платы - компенсационные выплаты в зависимости от условий труда медицинских работников.

Предложения по совершенствованию действующих систем оплаты труда медицинских работников учреждений здравоохранения субъектов Российской Федерации прилагаются.

Информацию о проводимой в регионе работе в части совершенствования структуры заработной платы и показателей эффективности деятельности медицинских работников предлагаем представить в Минздрав России в месячный срок.

Приложение на 6 л. в 1 экз.

Министр В.И. Скворцова

Предложения
по совершенствованию систем оплаты труда медицинских работников учреждений здравоохранения в субъектах Российской Федерации

В соответствии со статьей 144 Трудового кодекса Российской Федерации в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждениях системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами на основе трудового законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

При этом, согласно разделу II Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2014 год, утвержденных решением Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений (протокол от 25 декабря 2013 года N 11), указанные системы должны включать фиксированные размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов) за исполнение трудовых (должностных) обязанностей за календарный месяц, а также размеры доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных и размеры выплат стимулирующего характера.

В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, при этом наименования должностей (профессий) работников государственных и муниципальных учреждений и их квалификация должны соответствовать наименованиям должностей руководителей, специалистов и служащих, профессий рабочих и квалификационным требованиям к ним, предусмотренным Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих и Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих или соответствующими положениями профессиональных стандартов.

К выплатам стимулирующего характера относятся:

а) выплаты за интенсивность и высокие результаты работы:

надбавка за интенсивность труда;

премия за высокие результаты работы;

премия за выполнение особо важных и ответственных работ;

б) выплаты за качество выполняемых работ:

надбавка за наличие квалификационной категории;

премия за образцовое выполнение государственного (муниципального) задания;

в) выплаты за стаж работы, выслугу лет:

надбавка за выслугу лет;

надбавка за стаж непрерывной работы;

надбавка за стаж работы;

г) премиальные выплаты по итогам работы:

премия по итогам работы за месяц;

премия по итогам работы за квартал;

премия по итогам работы за год;

К выплатам компенсационного характера относятся:

а) выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;

б) выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями:

коэффициент за работу в пустынных и безводных местностях;

коэффициент за работу в высокогорных районах;

надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

в) выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема выполняемых работ, сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных):

доплата за совмещение профессий (должностей);

доплата за расширение зон обслуживания;

доплата за увеличение объема работы;

доплата за исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором;

доплата за выполнение работ различной квалификации;

доплата за работу в ночное время;

г) надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами.

В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации оклад (должностной оклад) - это фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Таким образом, размеры окладов должны дифференцироваться исключительно в зависимости от сложности трудовой функции, при этом необходимо обеспечивать зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда.

С 2008 года в субъектах Российской Федерации осуществляется перевод медицинских работников с региональных единых тарифных сеток на новые системы оплаты труда, основанные на положениях систем оплаты труда, предусмотренных для работников федеральных бюджетных и казенных учреждений:

- повышение самостоятельности учреждения при определении условий оплаты труда работников в переделах фонда оплаты труда, формировании штатного расписания;

- установление окладов (должностных окладов) на основе отнесения должностей к квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп медицинских и фармацевтических работников;

- установление выплат стимулирующего и компенсационного характера в соответствии с утверждаемыми перечнями видов выплат, аналогичными применяемым в федеральных государственных учреждениях;

- зависимость оплаты труда руководителя от выполнения целевых показателей эффективности деятельности учреждения.

Введение новых систем оплаты труда в целом позитивно повлияло на динамику заработной платы работников государственных (муниципальных) учреждений. Практически при неизменной численности работников медицинских организаций в 2008 - 2012 годах среднемесячная начисленная заработная плата выросла более чем в 2 раза.

При этом, по данным Росстата за 1 полугодие 2014 года, сохраняется высокая межрегиональная дифференциация в уровнях оплаты труда врачей от 25 267 рублей до 114 023 рублей, среднего медицинского персонала от 14 855 рублей до 69 153 рублей. Такая дифференциация, если не учитывать субъекты Российской Федерации, в которых осуществляются выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями (районные коэффициенты, процентные надбавки к заработной плате), сложилась в основном за счет различий в размерах окладов по профессиональным квалификационным группам, поскольку надтарифные выплаты (стимулирующие и компенсационные) устанавливаются в процентах к окладам, а их соотношение в структуре заработной платы по типам учреждений в субъектах Российской Федерации примерно одинаково (стимулирующие выплаты - 45-50%, компенсационные выплаты - 20-25%).

Так, размеры окладов по 1-ому квалификационному уровню профессиональной квалификационной группы "Врачи и провизоры", установленные нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, составляют от 3 450 рублей (Карачаево-Черкесская Республика) до 12 197 рублей (Московская область), что сказывается и на среднемесячной заработной плате врачей, которая за 1 полугодие 2014 года в указанных регионах составила, соответственно, 26 024 рубля и 57 114 рублей.

Важно отметить, что введение новых систем оплаты труда привело и к некоторым негативным последствиям - к значительным, не всегда обоснованным различиям в оценке сложности и результатов труда, увеличению дифференциации между заработной платой руководителя и работников учреждения. Так, среднемесячная заработная плата отдельных руководителей государственных учреждений существенно (более чем в 10 раз) превышала заработную плату работников этих учреждений.

Кроме того, сложилась неоптимальная структура заработных плат медицинских работников. В среднем, в рамках новых систем оплаты труда, в субъектах Российской Федерации расходование фонда оплаты труда на выплаты по окладам медицинским работникам составляет 30%, на компенсационные выплаты - 20% и на стимулирующие выплаты - 50%. Примерно в половине субъектов российской Федерации доля оклада в структуре заработной платы составляет от 20% до 30%, в трети субъектов Российской Федерации - менее 20% и лишь в 7 регионах 40 - 50%. Такие соотношения характерны для большинства медицинских специальностей и типов учреждений.

В то же время по-прежнему высока в структуре заработной платы доля "статусных" выплат, не нацеленных на эффективный результат (за стаж непрерывной работы, выслугу лет, за квалификационную категорию, за наличие ученой степени, ученых званий), которые, в общих объемах стимулирования, достигают в среднем 50%. Значительные суммы стимулирования распределяются между работниками по формальному принципу, зачастую по субъективным оценкам руководителей без увязки с результатами труда.

В ряде субъектов Российской Федерации в системах оплаты труда должностные оклады определяются с учетом стажа работы, уровня образования, наличия квалификационных категорий, ученых степеней и т. д., в других субъектах Российской Федерации перечисленные выше персональные достижения работников формируют систему компенсационных выплат.

Анализ сложившихся в субъектах Российской Федерации систем оплаты труда демонстрирует необходимость увеличения доли оклада в структуре заработной платы за счет оптимизации выплат компенсационного и стимулирующего характера.

В настоящее время в медицинских организациях компенсации работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, устанавливаются исходя из списочного (статусного) подхода по основаниям отнесения к той или иной профессии (должности, подразделению).

Вместе с тем, в трудовом законодательстве Российской Федерации установлены принципы предоставления компенсаций исходя из реального состояния условий труда на каждом конкретном рабочем месте, установленного по результатам специальной оценки условий труда (если иное не предусмотрено законодательством). Специальная оценка условий труда должна проводиться на основе объективных, измеряемых параметров; в случае признания рабочих мест оптимальными или допустимыми указанные компенсации должны быть отменены.

В субъектах Российской Федерации, где применяются компенсационные выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями в виде районных коэффициентов, коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, южные районы России), соотношения выплат по окладам, компенсационным и стимулирующим выплатам устанавливаются с учетом того, что компенсационные выплаты в данных районах занимают в структуре заработной платы до 50 - 60%.

Совершенствование системы стимулирующих выплат должно осуществляться на основе пересмотра действующей системы показателей эффективности деятельности работников, имея ввиду:

установление показателей, позволяющих ориентировать работников на достижение конкретных результатов, а также критериев и условий их назначения с отражением в положениях об оплате труда работников учреждений, локальных нормативных актах и трудовых договорах с руководителями и работниками учреждений;

отмену неэффективных стимулирующих выплат;

При отнесении в системах оплаты труда выплат к выплатам компенсационного характера и выплатам стимулирующего характера следует руководствоваться пунктом 11 Рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введения эффективного контракта, утвержденных приказом Минтруда России от 26 апреля 2013 г. N 167н.

Кроме того, в целях недопущения необоснованной дифференциации в заработной плате руководителей и работников учреждений рекомендуется устанавливать предельный уровень заработной платы руководителей учреждений через определение соотношения средней заработной платы руководителей учреждений и средней заработной платы работников учреждений, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год.

Предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителей и работников учреждения рекомендуется определять в кратности от 1 до 6 с учетом сложности и объема выполняемой работы (уровень оказания медицинской помощи, коечный фонд учреждения, численность прикрепленного к учреждению населения, количество сотрудников и др.).

Изучив и апробировав в "пилотных регионах" лучшие методики подходов к формированию систем оплаты труда, обсудив полученные результаты и подытожив позитивный опыт "пилотных проектов" на совместном совещании с представителями Федерации независимых профсоюзов и Центрального комитета профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации Минздрав России полагает целесообразным внедрять новые подходы к формированию гарантированной части заработной платы медицинских работников в субъектах Российской Федерации, что позволит сбалансировать долю тарифной части заработка работников и стимулирующих выплат таким образом, чтобы 55-60% заработной платы направлялось на выплаты по окладам, 30% стимулирующие выплаты за достижение конкретных результатов деятельности по показателям и критериям эффективности, 10-15% компенсационные выплаты, в зависимости от условий труда медицинских работников.

В целях сохранения кадрового потенциала отрасли рекомендуется совершенствовать системы оплаты труда, пересмотрев механизм установления должностных окладов на основе отнесения должностей к квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп, оптимизировав структуру и размеры выплат стимулирующего характера, исходя из необходимости их ориентации на достижение конкретных результатов деятельности медицинских работников, для чего необходимо предварительно провести подробный анализ действующих систем оплаты труда медицинских работников, в том числе на предмет их соответствия действующему законодательству Российской Федерации.

Обзор документа

Минздрав России проанализировал действующие системы оплаты труда медработников региональных учреждений здравоохранения.

Ведомство отметило значительную дифференциацию заработной платы сотрудников одних и тех же медицинских специальностей и типов учреждений.

Сформулированы конкретные предложения по совершенствованию систем оплаты труда медработников.

Так, целесообразно внедрить новые подходы к формированию гарантированной части заработной платы. При этом важно сбалансировать долю тарифной части заработка и иных выплат таким образом, чтобы 55% - 60% зарплаты составляли оклады, 30% - стимулирующие выплаты за достижение конкретных результатов деятельности по показателям и критериям эффективности, 10% - 15% - компенсационные выплаты в зависимости от условий труда медработников.

Медиков кидают на деньги

Столичные власти внесли изменения в систему оплаты труда медработников: немного повысив минимальные оклады, отправили под нож надбавки к ним – за ученую степень, стаж, отдельные специализации, вредные условия труда. При этом руководство медучреждений получило еще больше свободы в назначении стимулирующих выплат – за результаты и качество работы. Таким образом, в Москве вслед за другими российскими регионами обходят рекомендации Минздрава об изменении соотношения между базовой и стимулирующей частью зарплаты медиков.

Минздрав: работа над ошибками

Новые правила должны были стать работой над ошибками. В последние годы в Минздраве признали несовершенство существующей системы оплаты труда медработников. На эту систему госучреждения перешли с начала 2013 года. Единую тарифную сетку заменили индивидуальные трудовые договоры и допсоглашения, и появилась пресловутая стимулирующая часть зарплаты, которая могла меняться в зависимости от результатов и качества работы. Благодаря нововведению руководители ведомств и различных учреждений получили неограниченный контроль за бюджетными и внебюджетными средствами, возможность самостоятельно составлять штатное расписание и определять размеры доплат для работников. Предполагалось, что оценивать работу сотрудников будет специальная комиссия и общественный совет медучреждения. На практике это дало руководству больниц и поликлиник возможность назначать зарплаты произвольно.

Вот что рассказали «Медновостям» о своих зарплатах рядовые московские врачи:

Олег С., врач-невролог

С учетом категории и стажа моя ставка около 25 тысяч рублей. Остальное – стимулирующие выплаты. Выписываются они по усмотрению администрации. До того, как нас превратили в филиал, объединив с другой больницей, я получал порядка 60 тысяч рублей. Прежняя администрация думала о сотрудниках, новая – только о себе. Весь стимулирующий фонд они делят между собой. Доступа в эту «комиссию» нет даже у профсоюза. В итоге, заместитель главврача стабильно получает надбавку в 250%. Для меня 20% – целое событие, у медсестер и санитарок вообще остались гроши.

Татьяна С., врач-отоларинголог

Сегодня зарплаты врачей с одинаковой нагрузкой, уровнем квалификации, стажем и должностью могут различаться в несколько раз. Все зависит от главврача, распределяющего «стимулирующие» выплаты. Мой оклад – 18,8 тысячи рублей. На прежнем месте работы в «стимулирующей» строчке никогда не было больше 6-8 тысяч рублей. Последние несколько месяцев я работаю на такую же нагрузку в такой же должности в соседнем районе. Но зарплата тут вдвое больше.

Проверки многочисленных жалоб в адрес Минздрава подтвердили то, о чем рядовые медики говорили с самого начала: зарплаты сотрудников со сходным уровнем квалификации, стажем и должностью могут серьезно варьироваться, и зависят не от качества работы, а от близости к начальству. В некоторых региональных медучреждениях зарплаты врачей с одинаковой нагрузкой различались в девять раз. В итоге министр Вероника Скворцова предложила губернаторам изменить действующее соотношение, при которой базовый оклад врача составляет только 40%, а остальное приходится на стимулирующие выплаты, на противоположное.

Московский подход: шило на мыло

Однако на местах нашли способ обойти рекомендации Минздрава. Под нож пошли не зависящие от произвола начальства стимулирующие выплаты, а гарантированные законом надбавки к окладу – за стаж, отдельные специализации, вредные условия труда. То есть, практически, та же самая базовая часть зарплаты.

Приказ Департамента здравоохранения Москвы №1033 от 26 декабря 2016 года «О внесении изменений в приказ департамента здравоохранения города Москвы от 09.06.2012 № 531» отменил, в частности, доплаты за ученую степень и почетное звание. Помимо этого, сокращаются надбавки врачам за специализацию. Так, доплаты для психиатров, наркологов, а также для врачей, работающих с парализованными пациентами, снижаются с 25 до 15%. Врачи, работающие с ВИЧ-инфицированными пациентами будут получать не 60%, а 30% к должностному окладу, а те, кто лечит туберкулезных и онкологических больных, детей с поражением центральной нервной системы – не 15%, а 10%.

Доплата сотрудникам кожно-венерологических диспансеров, инфекционных больниц, хирургических отделениях всех профилей стационаров, персоналу хосписов и даже молодым специалистам отменена совсем. Предполагается, что теперь медучреждения будут самостоятельно при наличии финансовых возможностей устанавливать условия, порядок и размер этих выплат. Обесценивается и стаж непрерывной работы в государственном здравоохранении – рекомендуемый предельный размер выплат за это снижается вдвое. Как объяснили в городском департаменте здравоохранения, «данная выплата относится к статусным и не оценивает качественные и количественные результаты труда».

В то же время в новой редакции приказа увеличены минимальные оклады медработников. У врачей оклад вырос с 18600 до 30000 рублей, у медсестер – с 10500 до 20000 рублей, младшего медперсонала – с 8500 до 17600 рублей. «Минималка» руководителей структурных подразделений выросла с 22100 до 40000 рублей.

В итоге, фактически ничего не изменилось. Например, базовая зарплата врача кожвендиспансера, к.м.н. по новым правилам может составить 34500 рублей: минимальный оклад – 30000 рублей, выплата за стаж (15% от оклада) – 4500 рублей. При расчете по старым правилам эта сумма составляла 28830 рублей: оклад – 18600 рублей, выплата за стаж (30% от оклада) – 5580 рублей, за вредные условия труда (15% от оклада) – 2790 рублей, за ученую степень (10%) – 1860 рублей .

По официальным данным средняя зарплата столичного врача – 70 тысяч рублей. То есть, даже вместе с урезанными надбавками базовый оклад при новой системе хоть и становится немного выше, но все равно не дотягивает даже до 50%, не говоря уже о рекомендованных Минздравом 60%. И для рядовых медиков решающее значение по-прежнему будут иметь стимулирующие выплаты, которые самостоятельно назначает руководство медучреждения. То есть, «плохой» работник будет получать 34500 рублей, «хороший» – 105500 рублей (в среднем – 70000).

Впрочем, пока это все в теории. На практике все может быть куда интересней, так как испытывающие финансовый голод медучреждения будут искать все новые способы экономии фонда зарплаты. Как рассказал оргсекретарь независимого Межрегиональногопрофсоюза работников здравоохранения «Действие» Андрей Коновал, в одном из филиалов 180-й поликлиники Москвы вместо 24 участковых терапевтов сегодня работает только восемь, но доплачивают врачам за «расширение зоны обслуживания» и сверхинтенсивный труд «копейки».

Есть и другие способы сэкономить. Например, по словам терапевта Диагностического центра №5 Анны Землянухиной, администрация учреждения внесла в коллективный договор изменения, касающиеся отмены дополнительных отпусков. Легитимизировала эти изменения подпись «карманного профсоюза». Когда же выяснилось, что членами официального профсоюза является менее 50% работников учреждения, администрация, по словам Землянухиной, «попыталась загнать в него сотрудников силой» – угрожая лишением стимулирующих выплат и даже увольнением.

Региональный опыт: минус 30%

В постановлении правительства Удмуртской республики №501 от 2 ноября 2015 года, утвердившему новую систему оплаты труда медиков, отдельно прописано, что при сохранении объемов и качества работы зарплата не должна быть меньше установленной на 31 декабря 2015 года. Однако, по словам участкового терапевта Ижевской ГКБ №2 Натальи Стрелковой, «в расчетных листах зарплаты за период с 1 января 2016 года по настоящее время строка доплаты до уровня 2015 года, предусмотренной этим постановлением, отсутствует». При этом, реальный объем работы врача увеличился. В частности, ее периодически привлекают к обслуживанию пациентов сверх закрепленных за ней двух участков, число прикрепленного населения выросло с 1700 до 2000 человек, ежемесячно перевыполняются установленные планы по вакцинации, диспансеризации и так далее.

Не надеясь больше на Минздрав, сотрудники больницы обратились за защитой своих прав в трудовую инспекцию и в прокуратуру. Как пишут в своем заявлении врачи, у многих из них зарплата уменьшилась в полтора раза: «участковые врачи получают порядка 24 тысяч рублей, в то время как в 2014-2015 годах их зарплата, при тех же условиях составляла 35-40 тысяч рублей. С апреля 2016 года была отменена двойная оплата за работу в субботу, с июня – все доплаты работникам, совмещающим свободные должности, а также за увеличение объема работы. Отменены обязательные ранее доплаты для участковых терапевтов и медсестер». И на все обращения к руководству медики получают один ответ: «Денег у учреждения нет».

Автор: Ирина Резник, Медпортал

Расширение гарантий и льгот для медицинских работников (Законопроекты № 1127996-7, 1128010-7).

Авторы предложения

Законопроекты подготовлены депутатами от Справедливой России

Депутаты Государственной Думы С.М.Миронов, И.А.Ананских, М.В.Емельянов, О.А.Нилов, В.К.Гартунг, Ф.С.Тумусов, О.В.Шеин, А.А.Ремезков, А.Н.Грешневиков, С.И.Крючек, А.В.Терентьев, И.Ю.Моляков, Д.А.Ионин, И.А.Чиркова; Сенатор Российской Федерации О.Н.Епифанова

Расширение гарантий

Согласно поправкам, вносимым в Закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», медикам предлагается предоставить:

  • право на получение средней заработной платы лицами, замещающими должности специалистов с высшим профессиональным (медицинским) образованием (врачи), в размере не менее чем 200% от средней заработной платы субъекта Российской Федерации, где такой работник осуществляет свою деятельность
  • право на получение средней заработной платы лицами, замещающими должности специалистов со средним профессиональным (медицинским) образованием (средний медицинский персонал), а также должности младшего медицинского персонала, в размере не менее чем 100% от средней заработной платы субъекта Российской Федерации, где такой работник осуществляет свою деятельность;
  • право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • право на предоставление медицинским и фармацевтическим работникам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, а также право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда;
  • право на получение ежемесячной надбавки в размере двадцати пяти процентов оклада (должностного оклада) в течение первых трех лет осуществления медицинским или фармацевтическим работником своей деятельности, но до достижения медицинским или фармацевтическим работником возраста 35 лет;
  • право на получение единовременного пособия в размере двух окладов (должностных окладов) при увольнении в связи с выходом на пенсию по старости (при стаже работы двадцать пять лет и более) или по инвалидности (независимо от стажа работы);
  • право на доплаты или соответствующее увеличение размеров окладов (должностных окладов) медицинских работников при работе в федеральной медицинской организации за наличие ученой степени в размерах: 5000 рублей за ученую степень кандидата наук, 10000 рублей за ученую степень доктора наук.
  • право на компенсацию в размере семидесяти пяти процентов от стоимости путевок на санаторно-курортное лечение или организованный отдых в санаториях, домах отдыха, пансионатах, на туристских базах не реже, чем один раз в три года за счет средств учредителя медицинской организации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации;
  • право на предоставление льготы в размере пятидесяти процентов от стоимости посещения государственных музейных и клубных учреждений культуры.

Право на отпуск

Дополнительно в Трудовой кодекс вносятся изменения об особенностях отпуска медицинских работников:

  • Медицинским работникам предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации.
  • Медицинским работникам предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной медицинской деятельности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Оплата такого отпуска осуществляется в размерах не менее 75 процентов от средней заработной платы медицинского работника за соответствующий период предыдущего календарного года.

Обоснование

В Пояснительной записке указывается, что в целях массового привлечения в систему здравоохранения специалистов высокого класса необходимо установить на уровне федерального законодательства такой статус медицинского работника, который бы существенно повысил его авторитет в обществе, а также престиж и привлекательность профессий, относящихся к категории медицинских работников.

Материалы к законопроекту

Ознакомиться с законопроектом и отслеживать его рассмотрение можно по ссылке - 1, ссылке - 2

Другие материалы по теме

Новые основания для ответственности в обзоре карательного права - ссылка

Новые права автолюбителей в обзоре инициатив Госдумы - ссылка

О правах правоохранителей в обзоре военного права - ссылка

Компенсация за аварийное жилье, коммулка без счетчика в обзоре жилищного права - ссылка

Новые инициативы депутатов о малоимущих и должниках за февраль 2021 - ссылка

В статье представлена методика расчета дифференцированной системы оплаты труда в ФБГУ «Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования» Минздрава России (г. Чебоксары). Система, которая действует в данном учреждении, позволяет повысить качество оказываемых услуг.

Система оплаты труда основывается на качественных и количественных показателях работы медицинского персонала ФБГУ «Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования» (далее — Центр).

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений», едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений и приказами Минздрава России в учреждении используется дифференцированный метод оплаты труда.

Базовая часть

Базовая часть заработной платы является гарантирующей частью оплаты труда и представляет собой совокупность обязательств работодателя перед работником по выплате заработной платы в рамках действующего законодательства.

Такая часть заработной платы выплачивается в соответствии с действующим положением об оплате труда работников Центра и включает в себя должностной оклад, выплаты компенсационного характера и часть стимулирующих выплат.

Кроме того, положением предусмотрены такие выплаты, как доплата за совмещение профессий (должностей), доплата за расширение зон обслуживания, доплата за увеличение объема работы или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, доплата за работу в ночное время, в выходные и праздничные дни, оплата сверхурочной работы, повышающий коэффициент за интенсивность и высокие результаты и др. (рис. 1).


Определение размеров заработной платы по основной должности, а также по должности, занимаемой в порядке совместительства, производится раздельно по каждой из должностей.

Размер выплат по повышающему коэффициенту определяется путем умножения размера должностного оклада работника на повышающий коэффициент.

Рассмотрим базовую часть заработной платы врача-травматолога-ортопеда, проработавшего полный месяц, имеющего высшую квалификационную категорию, стаж свыше пяти лет, условия работы с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда (табл. 1).



Действие соответствующих повышающих коэффициентов осуществляется с учетом обеспечения указанных выплат финансовыми средствами и устанавливается на определенный период времени в течение соответствующего календарного года.

Выплаты за оказание высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП)

Такие выплаты производятся в соответствии с порядком формирования и распределения выплат стимулирующего характера работникам Центра за счет финансового обеспечения оказания ВМП, не включенной в базовую программу ОМС, гражданам Российской Федерации.

Фонд стимулирующих выплат (ФСВ) за оказание ВМП распределяется ежемесячно на основании отчета о прооперированных пациентах по отделениям по следующей формуле:

Расчет стимулирующих выплат (СВ) за оказание ВМП составляется по следующему принципу:

  • 50 процентов ФСВ отделения распределяются на врачебный персонал. При этом в расчете СВ учитывается количество проведенных оперативных вмешательств по категориям сложности, количество пролеченных пациентов, наличие осложнений;
  • остальные 50 процентов ФСВ отделения распределяются между средним и младшим медицинскими персоналами.

Заведующие стационарных отделений могут вносить изменения в размер СВ медицинского персонала вверенного ему отделения, сложившийся в результате расчета СВ, руководствуясь при этом количественными и качественными показателями работы, соблюдением медицинских стандартов и технологий при оказании ВМП.

Рассмотрим расчет размера СВ за оказание ВМП врачебному персоналу травматолого-ортопедического отделения, выполнившему за отчетный месяц 100 операций, 140 ассистенций и пролечившему 100 пациентов. При этом фонд оплаты труда данного отделения составляет 461 450 рублей, из них 70 000 рублей — ФСВ заведующего отделением. Расчет производится на основании коэффициента сложности оперативного вмешательства и количества выполненных операций каждым врачом, проведенных ассистенций и пролеченных больных (см. табл. 2 на стр. 48).



Оценка результативности труда зависит от полученных баллов. Стоимость одного балла рассчитывается делением фонда стимулирующих выплат отделения на общую сумму баллов.

При расчете выплат по ВМП учитывается и количество осложнений при оперативном вмешательстве. В случае возникновения послеоперационных осложнений, связанных с хирургической тактикой, на основании протоколов врачебной комиссии с отделения снимаются СВ за одного пациента в размере:

  • 50 процентов — при своевременно выявленных осложнениях;
  • 100 процентов — при выявлении послеоперационного осложнения на этапе катамнеза, при летальном случае.

Помимо этого в размеры СВ могут быть внесены изменения с учетом мнения заведующего отделением (согласование).

Выплаты за оказание медицинской помощи по программе ОМС медицинскому персоналу осуществляются в соответствии с порядком формирования и распределения выплат стимулирующего характера работникам Центра из средств, полученных за оказание медицинской помощи по программе обязательного медицинского страхования (ОМС).

Выплаты за оказание платных медицинских услуг медицинскому персоналу производятся в соответствии с действующими локальными нормативными актами и по характеру аналогичны вышеуказанным принципам выплат (ВМП и ОМС).

Премиальные выплаты за счет экономии ФОТ медицинскому персоналу предусмотрены в соответствии с положением о премировании работников центра в целях улучшения организации труда, рационального использования рабочего времени, укрепления трудовой и производственной дисциплины.

Премирование осуществляется на основе индивидуальной оценки труда каждого работника и его личного вклада в обеспечение выполнения уставных задач и договорных обязательств, достижения необходимых количественных и качественных показателей лечебной деятельности Центра.

Основой дифференцированного подхода к распределению премиальных выплат работникам служит оценка количественных и качественных показателей работы на основании индикаторов результативности труда, в рамках которых осуществляется оценка труда работника по показателям процесса, результативности и дефектов (см. табл. 3 на стр. 49).


Премирование осуществляется при наличии экономии ФОТ.

Действующая дифференцированная система оплаты труда медицинских работников Центра позволяет выполнять целевые показатели соотношения среднемесячной заработной платы категорий работников учреждения и среднемесячной заработной платы в субъекте Российской Федерации, установленные в дорожной карте согласно Указу Президента РФ от 7 мая 2012 года № 597.

Кроме этого в части совершенствования системы оплаты труда выполняются следующие приказы и рекомендации Минздрава России:

  • приказ об установлении предельного уровня соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров и среднемесячной заработной платы работников (без учета руководителя, заместителей руководителя и главного бухгалтера) в кратности 8;
  • рекомендации по установлению не более 40 процентов доли расходов на оплату труда административно-управленческого и вспомогательного персонала в общем фонде оплаты труда работников учреждения.

Особенности трудовых отношений

Ко всему вышеизложенному следует добавить очень важный и актуальный момент — особенности оформления трудовых отношений с работниками Центра.

Трудовые отношения между работодателем и работниками Центра возникают с момента подписания ими трудового договора, в котором конкретизированы его должностные обязанности (функции), условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых услуг, а также меры социальной поддержки.

Особенностью оформления трудового договора с работниками Центра является конкретизация должностных обязанностей и системы оплаты труда (включая размеры должностных окладов, выплат (доплат, надбавок) компенсационного и стимулирующего характера).

Отдельно остановимся на условиях оплаты труда, указанных в трудовом договоре с врачами Центра.

Рассмотрим форму трудового договора с врачом-травматологом-ортопедом, а именно пункт 4.2 раздела 4 «Оплата труда, гарантии и компенсации»:

4.2. Работнику выплачивается заработная плата пропорционально отработанному времени в размере:

а) должностной оклад — 19 800,00 рублей по профессиональной квалификационной группе «Врачи и провизоры»;

б) компенсационные выплаты к должностному окладу:

  • повышающий коэффициент занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда — 0,04;
  • прочие компенсационные выплаты согласно положению;

в) стимулирующие выплаты к должностному окладу:

  • повышающий коэффициент по занимаемой должности — 0,10 в соответствии с четвертым квалификационным уровнем;
  • повышающий коэффициент за высшую квалификационную категорию — 0,15;
  • повышающий коэффициент за непрерывный стаж работы, выслугу лет (свыше пяти лет) — 0,15;
  • персональный повышающий коэффициент — до 5,0 по решению руководителя;
  • прочие стимулирующие выплаты согласно положению.

В заключение

Действующая система оплаты труда работников Центра позволяет увеличить их мотивацию к качественному результату труда благодаря более гибкому и дифференцированному подходу к формированию заработной платы, которая напрямую связана с качеством и количеством выполняемой ими работы.

Все утвержденные локальные нормативные акты учреждения, регламентирующие порядок системы оплаты труда, согласованы на заседании профсоюзного комитета Центра. Согласно данным локальным нормативным актам немаловажную роль в формировании заработной платы играет заведующий отделением, имеющий возможность перераспределения части СВ вверенного ему отделения внутри трудового коллектива в пользу более эффективных работников.

Таким образом, существующая система оплаты труда в учреждении дает основу для использования принципов эффективного контракта, предусмотренного Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. № 2190-р, стимулирует сотрудников Центра повышать качество оказания медицинской помощи, что в конечном итоге увеличивает общую удовлетворенность пациентов медицинской помощью, оказываемой в Центре.

Читайте также: