Что такое система работы учителя

Опубликовано: 17.09.2024

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Статья «Система работы педагога»

Министерство Образования Республики Саха (Якутия)

МУ «Аллайховское улусное (районное) управление образования»
МОУ «Чокурдахская средняя общеобразовательная школа имени А.Г. Чикачёва.»

Система работы педагога.

Автор: Кочкина Е.Н.,

п. Чокурдах. 2013г.

Система работы педагога.

Кочкина Елена Николаевна,

учитель математики МОУ «Чокурдахская

СОШ имени А.Г.Чикачёва»,

п.Чокурдах, Республика Саха (Якутия).

Я родом из маленького арктического села Русское Устье, что на северо-востоке Якутии. Очень горжусь, что родилась в республике Саха, а так же тем, что училась в Магаданском пединституте. Работала учителем, директором школы в своём селе и в Магаданской области, последние 13 лет тружусь в родной школе, которую закончила 38 лет назад.

Педагогу с устоявшимися взглядами на свою деятельность не просто в быстроменяющемся мире новых технологий, идей, экспериментов. Основными проблемами сегодняшней педагогики являются проблемы оторванности школьного образования от реальной жизни, отсутствие у большинства школьников умения применять знания, полученные в процессе обучения, на практике, в реальной жизни.

Будущее педагогики за выверенным применением новых технологий , так как это преобразует ребёнка и формирует творческое лицо учителя.

Я очень люблю математику, но она относится к сложным предметам. Ребенок не всегда понимает учебный материал, часто не видит связи математики с окружающей жизнью. Как и другие предметы, математика призвана развивать в каждом ребенке самостоятельность, инициативность, ответственность, творчество, формировать у учащихся умения применять знания, использовать их в измененной ситуации, осознать проблему, делать выводы и обобщения, развивать навыки взаимоконтроля и самоконтроля.

На мой взгляд, основными целями обучения и воспитания учащихся можно считать следующие:

изучение возрастных и индивидуальных особенностей учеников, межличностных отношений в классе;

создание ситуации успеха, как на уроке, так и во внеурочной деятельности;

проведение индивидуальной и коллективной работы по вовлечению учащихся в разные виды деятельности, включая проектную и научно-исследовательскую;

применение выверенного, системного подхода к новым технологиям и программам, где главным принципом должно стать: «не навреди»;

воспитание интереса к различным формам обучения, в том числе дистанционному обучению;

создание среды, формирующей терпимость к чужому мнению;

воспитание уважения прав других людей, человеческого достоинства, толерантности;

повышение конкурентоспособности выпускников школ Арктики;

воспитание уважения к культуре своего народа и народов мира, культуры речи, активности, самостоятельности, стремления к развитию собственных способностей.

Подход к обучению и воспитанию должен быть системным и разумным, здесь главный принцип: не навреди. Со временем меняются целевые установки, соответственно происходят изменения в образовательных и воспитательных подходах. Когда я только начинала свой путь в педагогику, мне казалось, что все методы и приёмы хороши. Спустя годы я поняла, что это не так. Чтобы оставаться «на плаву» необходимо учиться новому и постараться научить этому своих учеников, или как сказал кто-то мудрый: «Нельзя научить человека на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь». Эта фраза стала моим педагогическим кредо. Применяемые формы, методы, технологии должны проходить апробацию, быть уместными, способствовать постоянному росту качества обучения, профессиональному росту педагога.

В своей педагогической практике наряду с традиционными методами, я использую информационные технологии обучения с целью создания условий выбора индивидуальной образовательной траектории каждым учащимся, я стремлюсь вдохновлять учеников на удовлетворение их познавательного интереса, поэтому главной своей задачей считаю создание условий для формирования мотивации учащихся, развитие их способностей, повышение эффективности обучения.

Математику нельзя выучить за неделю или за месяц - только планомерные длительные занятия сделают тесты решаемыми, поэтому, начиная с 5 - го класса, необходимо найти время для проверки уровня подготовленности учащихся к такой форме проверки знаний, как тестирование. Ч тобы учащиеся привыкли к тестовым заданиям, в кабинете математике имеются тесты на каждую параллель 5-6, 7-8, 9, 10-11 классов. Только используя тестовые задания при работе в классе, дома, при контроле знаний, на занятиях элективных курсов, при повторении, на занятиях кружков, можно научить учащихся воспринимать тесты как одну из форм контроля их знаний. С введением ЕГЭ я стараюсь проводить системную работу по обучению учащихся тестированию с 5 класса. Некоторые самостоятельные, контрольные я провожу в форме тестов, значит надо обучать правилам оформления тестов постоянно.

Олимпиады разного уровня помогают ребёнку показать свои способности, участвуя в олимпиадах любого уровня ученики приобретают опыт решения задач от занимательных до задач со сложным даже для понимания содержанием. Учитывая опыт проведения международной игры-конкурса «Кенгуру», Российских предметных чемпионатов, республиканской дистанционной олимпиады по математике, я поощряю школьными сертификатами всех участников, независимо от количества полученных баллов. Это стимулирует, привлекает всё новых и новых участников. Участвуя в дистанционных чемпионатах, марафонах ученики пробуют силы, радуются успехам, самым маленьким победам, читая итоги этих мероприятий на просторах Интернета и получая сертификат или Диплом.

Дистанционное обучение и ИКТ прочно входят в нашу жизнь, за ними, как за частью системы обучения и воспитания, большое будущее. ИКТ могут применяться на уроках математики различных типов, а также на различных этапах урока, хотя невозможно каждый урок математики проводить с их использованием. Процесс организации обучения школьников с использованием ИКТ позволяет сделать его интересным , с одной стороны, за счет новизны и необычности такой формы работы для учащихся, а с другой, сделать его увлекательным, разнообразным, расширяющим возможности педагога. ИКТ очень эффективно решают проблему наглядности обучения , позволяют расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся, свободно осуществлять поиск необходимого учителю и школьникам учебного материала в удаленных базах данных. С ИКТ легче осуществлять самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность (разработка презентаций, проектов, пособий публикаций и т.д.), развивая тем самым у школьников творческую активность. Компьютерные технологии отличаются направленностью не только на личность школьника, но и преобразуют возможности педагога. Использование информационных технологий позволяет достичь свободы творчества всех участников педагогического процесса: ученика и учителя.

В профильных классах, на занятиях элективных курсов, с учащимися олимпиадного уровня, имеющими хорошую базу за 5-9 класс, склонных к исследовательской деятельности применяю научно-исследовательские методы обучения. Эти методы позволяют создать в классе развивающую среду, способствует развитию личных качеств, формированию исследовательской «жилки». Заметно расширяется кругозора, формируется наблюдательность. Если начинать эту работу с 5 класса, отслеживать траекторию развития каждого, можно в любом классе вырастить исследователя.

Прочно вошла в нашу жизнь проектная деятельность . Занимаясь проектами, ученики самостоятельно «приходят» к решению вопросов и проблемы проекта. Метод проектов позволяет получить конкретный результат труда: презентацию, справочник, статью, реферат, задачник, пособие, можно добиться глубокого и надежного усвоения изучаемого материала. В проектах по геометрии, учащиеся учатся мыслить конструктивно, находят примеры применение теоретических знаний на практике. В о внеурочное время учащиеся работают над проектами социального характера, проектами, посвященными истории родного края, культуре народов севера.

Технология саморазвивающегося обучения , которую я применяю в классах, где невысокая мотивация к обучению, с пособствует созданию условий для развития активности учащихся, создается среда для формирования ситуации успеха. Возрастает самостоятельность, уверенность, повышается мыслительная деятельность. Эта технология позволяет заметить прогресс в обучении и воспитании, и как итог - наблюдается рост интеллектуальных мотивов учения.

Описывать собственный опыт, подводить итоги своей деятельности дело хлопотное, но важное, трудное, но нужное. Очень важно научиться обобщать опыт работы, передавать его другим, публиковать лучшее из педагогической копилки в прессе, методических журналах, научной литературе. Опыт участия в различных Фестивалях, конкурсах, конкурсных отборах, конференциях показал, что накопленный опыт сам по себе – груз, а основная идея его успешного применения состоит в анализе, мониторинге, применение и передаче другим. Опыт должен стать источником новых достижений и высот, и превратиться из груза в ценности. В течение многих лет хотелось изложить собственную методическую систему в форме учебного пособия, никак не получалось, но тут «грянул» ЕГЭ и все наработки: информационные карты, мини - справочники, легли в основу пособий для подготовки к ГИА и ЕГЭ по математике.

Считаю, что участие в различных конкурсах, Фестивалях, отборах, публикациях, должно стать неотъемлемой, интересной частью жизни педагога. Основная идея успешности в любом конкурсе состоит в том, чтобы видеть перспективу и не пасовать, если что-то не готово или отсутствует. Можно доработать имеющееся, что-то пересмотреть, переделать в соответствии с требованиями. Когда консультируешь или помогаешь другим оформлять материал или конкурсную папку, многому учишься, анализируешь и свои подходы, обогащаешься.

Самое важное в распространении опыта своей работы, на мой взгляд, это то, что данная работа должна носить систематический, регулярный характер. Формы и методы этой работы должны быть интересными, увлекательными, удобными для применения педагогами любого предмета, воспитателями ДОУ, педагогами дополнительного образования, т.е привлекательными для всех. Это не просто, но я проводила и мастер-классы, и авторские семинары, и дистанционные мероприятия. Поняла главное: если обобщение и распространение опыта будет носить систематический характер, формы и методы – найдутся!

Несколько последних лет, занимаясь проектной деятельностью с педагогами, применяю очень интересную форму-сопровождение участия педагогов в различной инновационной деятельности: конкурсы, оформление материала на различные сайты, на Фестивали, помощь по работе в Интернете. Тьютерством в чистом виде это не назовешь, но когда работа доводиться до логического завершения, приятно чувствовать, что в этот итог вложена и частичка твоего труда.

Многих волнует поиск коллег , не просто одобряющих вашу методическую систему или активно использующих отдельные ее элементы, а настоящих соратников, последователей, особенно среди молодых. Я всегда стремилась помочь молодым коллегам, с охотой соглашалась брать «под опеку» практикантов, быть наставником молодых педагогов, они и становились единомышленниками, последователями. Особую гордость испытываешь, когда в родную школу приходят коллеги - бывшие выпускники, за 33 года работы в разных школах их было много. Очень «плодотворным» оказался выпуск 2002 года, в родную школу вернулись: учителя русского языка Анастасия Владимировна Кузьмина и Елена Владимировна Дасаева, педагог – психолог, затем заочно окончившая факультет иностранных языков, Сакулина Надежда Ивановна. Особая моя гордость-учитель математики и информатики Валентина Сергеевна Шипкова, официально я была ее наставником всего два года, но мы многому научились друг у друга, и теперь Валентина Сергеевна, уже Портнягина, работает в той школе, где когда-то я начинала свой путь в педагогику. Мы и сейчас поддерживаем тесную связь, советуемся, помогаем друг другу, проводим совместные мероприятия, дистанционные семинары.

В декабре 2012 года мы с ней принимали участие в интересном конкурсе Министерства образования Якутии «Я и мой наставник», в заочном этапе конкурса мы одержали победу и были приглашены на очный этап в

п. Нюрбу, но из-за сложностей транспортной схемы севера мы не принимали участие. Сейчас Валентина Сергеевна готовиться к улусному этапу республиканского конкурса «Учитель года», я буду ей обязательно помогать и очень верю в ее победу!

В этой непростой работе наставника, которая однажды и навсегда, самое важное дать почувствовать начинающему коллеги, что его позиция, его успехи для вас очень важны, и если он просит помочь-бросить все дела и оказать поддержку! Когда молодые участвовали в каких-то конкурсах, я придумывала интересный текст и вручала свои Дипломы, с их школьными фото, радости не было предела.

А если дать молодому педагогу возможность чем-то помогать вам, ваше сотрудничество будет долгим и плодотворным. Не должна рваться незримая нить между педагогом и учеником, который сам ступил однажды на непростую стезю УЧИТЕЛЯ.

Как в тех знаменитых строчках: «Учитель! Научи ученика! Чтоб было, у кого потом учиться!».

Список используемой литературы:

2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

Даю разрешение на публикацию представленных на Конкурс материалов.

Представление

на участника муниципального этапа Всероссийского конкурса

«Учитель года – 2015»

МБОУ «СОШ с. Грачёв Куст Перелюбского муниципального района Саратовской области»

Оргкомитет муниципального этапа

«Учитель года – 2015»

Выдвигает Пономареву Светлану Николаевну_________________

(фамилия, имя, отчество участника конкурса)

_____________учителя начальных классов, МБОУ «СОШ с. Грачёв Куст Перелюбского муниципального района Саратовской области»_______________

(занимаемая должность и место работы участника конкурса)

на участие в муниципальном этапе Всероссийского конкурса «Учитель года – 2015».

Личный интернет-ресурс участника муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года – 2015»:

Светлана Николаевна работает в МБОУ «СОШ с. Грачёв Куст» более 15 лет, последние 6 лет учителем начальных классов. В своей работе основной задачей ставит: развитие у обучающихся стремления к самостоятельному поиску информации. Работая творчески, учитель применяет новые эффективные педагогические технологии.

Пономарева С.Н. участвует в профессиональных конкурсах, конференциях, семинарах муниципального и регионального значения, где занимает призовые места: диплом за 1 место в научно-практической конференции учителей начальных классов «Основа ФГОС – системно - деятельностный подход» ноябрь 2013г,

1 место в муниципальных педагогических чтениях – «Педагогика творчества: инновационные технологии, методы, идеи» 2014г. год Общероссийский конкурс «Педагогическое мастерство» - 3 место, 2014г.

МБОУ «СОШ с. Грачёв Куст Перелюбского

муниципального района Саратовской области» ________ Т.В. Магомедова

Информационная карта участника

муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года – 2015»

1.Общие сведения

Дата рождения (день, месяц, год)

Должность (по штатному расписанию)

Учитель начальных классов

Место работы (название учебного заведения по уставу)

МБОУ «СОШ с. Грачёв Куст Перелюбского муниципального района Саратовской области»

Рабочий телефон

Педагогический стаж (полных лет на момент заполнения анкеты)

3. Образование

Образование (укажите название и год окончания учебного заведения, факультет)

СГПИ им. К.А. Федина, 1997, филологический факультет

4. Общественная деятельность

Правительственные, отраслевые, общественные и международные награды (укажите название и в скобках год получения награды)

Членство в общественных организациях (укажите название и год вступления)

Педагогическое общество, 1999г.

Профсоюзная организация, 2000

Мобильный телефон (по желанию)

Рабочая электронная почта

Личная электронная почта

Адрес личного сайта в Интернете

Адрес школьного сайта в Интернете

Ваше заветное желание?

Достичь высот на профессиональном поприще.

Ваши кумиры в профессии?

Моя первая учительница

Подпись конкурсанта _____________ _Пономарева С.Н.

подпись расшифровка подписи

Описание системы работы учителя начальных классов МБОУ «СОШ с. Грачёв Куст Перелюбского муниципального района Саратовской области» Пономаревой Светланы Николаевны

Активизация мыслительной деятельности на уроках в начальной школе

Многие тысячи, а может быть, даже сотни тысяч страниц посвящены проблеме «Учитель и ученик», «Ребенок и взрослый». Всё уже давно сказано и написано, но эта проблема неисчерпаема.

Как тут поступить? Как вести урок? Как привить любовь к знаниям и добиться уважения учащихся? Особенно это трудно в сельской школе.

Задача учителя начальных классов – создать необходимые и полноценные условия для личностного развития каждого ребенка, для формирования активной, жизненной позиции.

В распоряжении учителя множество методов и приемов преподавания. Из этого богатства приемов необходимо выбрать такие, которые позволяют наиболее эффективно решать учебно-воспитательные задачи урока.

Четыре года сотрудничества и сотворчества с учениками я работаю над:

- развитием интереса учащихся к учебной деятельности;

- развитием творческой личности;

-обучением учащихся умению высказывать свою точку зрения, обосновывать ответы на вопросы;

- воспитанием у детей честности, самостоятельности, любознательности и дисциплинированности.

Все учащиеся разные: у них разные возможности, интересы, способности. Осуществляя личностно- ориентированный подход в обучении, я пытаюсь применять различные формы, приемы для проведе­ния занятий, использую новые педагогические технологии.

Наверное, каждый из участников конкурса, готовясь к сегодняшнему этапу, задавал себе множество вопросов: чем поделиться с коллегами, о чем и как рассказывать, с чего начать, какую тему выбрать? И я - не исключение.

С чего же начался мой учительский опыт? С первого урока? С первых шагов по школьным коридорам? Или немного раньше? Когда впервые начала задумываться о будущей профессии, о важности своего выбора? С теплотой в душе я вспоминаю мою первую учительницу, быть похожей на которую мне хотелось с первого дня в школе. Именно желание быть помощником и наставником детям стало определяющим. Я пришла работать в школу, чтобы быть рядом с подрастающим поколением.

За последние годы в образовании нашей школьной системы произошли кардинальные изменения.

В современном обществе школа несёт инновационный характер базового образования в соответствии с требованиями экономики. В наш сумасшедший век информационных технологий государству нужен инновационный человек, человек адаптивный к постоянным изменениям: в собственной жизни, в экономическом развитии, в развитии науки, активный инициатор и реализатор этих изменений.

В основе нового Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества. ФГОС-это ориентация на будущее.

Все изменения, подготовка человека, адаптивного к постоянным изменениям закладываются с начальных классов.

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего дальнейшего обучения. В первую очередь это касается сформированности УУД, обеспечивающих умение учиться. Сегодня начальное образование призвано решать свою главную задачу – закладывать основу формирования образовательной деятельности ребёнка – систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Для осуществления этого требуется умело организовывать мыслительную деятельность учащихся, развивать познавательную активность, улучшающую усвоение материала и развивающую в них внимательность, гибкость ума.

Целью своей педагогической деятельности ставлю желание научить детей самостоятельно мыслить, самим сопоставлять факты и искать информацию, помочь детям раскрыться и развить творческие способности, научить любить себя и окружающих.

И в своей деятельности постоянно ищу пути для того, чтобы воспитывать и развивать в ребёнке активную, смелую, решительную личность. Личность, которая умеет сама добывать знания и применять их в нестандартных ситуациях.

Следовательно, мной выбрана проблемная тема «Активизация мыслительной деятельности на уроках в начальной школе», над ней я работаю уже 2 года. Как показывает опыт, в младшем школьном возрасте одним из эффективных способов развития мышления является решение школьниками нестандартных логических заданий.

Поэтому цель моей работы заключается в следующем:

Создание условий для повышения мотивации обучающихся;

Создание проблемных ситуаций, активизирующих мыслительную деятельность;

Формирование умений находить выход из любой жизненной ситуации;

Исходя из цели, были определены следующие задачи:

Формировать мотивацию, учитывая индивидуальные особенности ребенка.

Обучать деятельности, креативности, конструктивности;

Научить учащихся ставить цель, организовывать свою учебную деятельность, оценивать результат своих действий и осознавать границы своего знания и незнания

Обучать деятельности – это, значит, делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения; помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Поэтому на каждом уроке разрабатываю различные задания проблемного, поискового характера, а также тесты, головоломки, шарады, провожу опыты, веду наблюдения как краткосрочные, так и долговременные.

Работая по программе «Школа xxi века», осуществить все это возможно применяя технологию проблемно-диалогического обучения (подводящий к теме, побуждающий).

Эта технология является составной частью деятельностного метода обучения младших школьников. Она включает в себя создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик в учебном процессе совершает субъективное открытие закона, явления, закономерности; осваивает способ познания и механизм приобретения новых знаний о действительности.

Организация учебного процесса проходит по формуле: «Обучаю через открытие» и строится на реализации метода проблемности в обучении, который реализуется как в содержании учебного предмета, так и в процессе развертывания этого содержания.

Работая над своей темой, я пришла к выводу,

Умение учиться – это целый комплекс познавательных и психологических действий, позволяющий школьнику ставить цель, организовать свою учебную деятельность, оценить результат своих действий и осознать границы своего знания и незнания, т.е. осуществить рефлексию, с которой начинается переход от просто старательного ученика к человеку, умеющему учиться.

Например, уже на первых уроках обучения грамоте перед ребенком ставлю учебные задачи, и сначала вместе, а затем самостоятельно он объясняет последовательность учебных операций, которые осуществляет для их решения. Так, проводя звуковой анализ, первоклассники ориентируются на модель слова, дают его качественную характеристику.

Для этого они должны знать все действия, необходимые для решения этой учебной задачи: определить количество звуков в слове, установить их последовательность, проанализировать «качество» каждого звука (гласный, согласный, мягкий, твердый согласный), обозначить каждый звук соответствующей цветовой моделью.

В начале обучения все эти действия выступают как предметные, но пройдет немного времени, и ученик будет использовать алгоритм действия, работая с любым учебным содержанием.

Именно для этого я стараюсь организовать мыслительную деятельность на уроках так, чтобы ученик оказался в проблемной ситуации, в этом мне помогают следующие методические приемы:

​ обсуждение различных вариантов решений одной и той же задачи;

​ знакомство с различными точками зрения по одной проблеме, анализ предложенных позиций;

​ предложение учащимся задания, направленного на поиск интересных интеллектуальных задач;

​ обучение учащихся самостоятельному конструированию логических задач.

Кроме этого использую различные типы вопросов, которыми я стимулирую логическое мышление:

​ вопросы, в которых сталкиваются противоречия;

​ вопросы, требующие установления сходства и различия;

​ вопросы на установление причинно-следственных связей;

​ вопросы, которые требуют от школьника исправление чьих-либо логических ошибок.

Использование проблемно-диалогического обучения позволяет детям понять, что их знания вступают в противоречия с новыми фактами. Например, даю невыполнимое практическое задание или задание, несходное с предыдущим, и задаю вопросы:

- Можешь ли ты выполнить это задание?

- Что тебе неизвестно?

Разбирая практическое задание, отличающееся от предыдущего, ученик видит неприемлемость или недостаточность старых знаний. Помогаю ему вопросами:

- Что ты хотел сделать?

- Какие знания применил?

- Почему не выполнено?

- Какова будет цель твоего дальнейшего обучения?

Иногда формулирую проблемный вопрос (сразу дать на него ответ невозможно):

- Можешь ли сразу ответить на вопрос?

- Что тебе нужно знать для того, чтобы ответить?

Средствами создания любой проблемной ситуации в учебном процессе

являются проблемные задача и задания.

Например, на уроке предлагаю упражнение, в котором требуется определить знак действия и искомый компонент:

Первоначально такая запись вызывает у детей удивление. Возникает проблемный вопрос, как записать этот пример, чтобы получить правильный ответ. Вопрос побуждает детей к поискам, в результате чего, после сравнения чисел до получения результата и после, учащиеся приходят к выводу, что знак зависит от того, какой результат получится в ответе, больше или меньше первого компонента. Затем вспоминают состав чисел 5 и 6.

После вписывания знаков и компонентов, задание принимает вид:

3 + 2 = 5 6 – 4 = 2

Эти примеры стали « умственной пищей » для моих учеников в первом классе.

Но не только на математике, а и на других уроках я применяю нестандартные задания. Например, игра «Мостик» на уроке русского.
Тема «Анализ слов по составу»

На доске изображение реки, по берегам с одной стороны суффиксы, с другой – слова. Задача как можно больше составить слов, тем самым строя мостик через речку.

Лучше эту работу выполнять в парах. Она активизирует слабых учащихся, способствуя проявлению их возможностей. Для сильных это тренировка в образовании новых слов. Игра работает еще и на память учащихся, воспроизведение определения, правила на умение применять свои знания на практике.
Также я стараюсь разрабатывать уроки таким образом, чтобы ребятам было интересно постигать новые науки.

Искренне убеждена, что именно с интереса к обучению начинается процесс глубокого освоения предмета. Я считаю, что начало каждого урока должно быть нестандартным. Чтобы, придя на урок, ребёнок с первой минуты забыл о споре с одноклассником, о только что полученной ссадине на колене, с первой минуты удивился и с головой окунулся в атмосферу поиска, решения заданной учителем проблемы.:

Всем известно, что у нас
Самый лучший в школе класс!
Здесь девочки?
Здесь мальчики?
Приготовьте наши ручки,
Разомните пальчики.
На уроке интересном
Дети все решают вместе
Чтобы нам умнее стать,
Мы готовы посчитать.

Сегодня, чтобы уверенно ступать на пути педагогического поиска, я понимаю, что нужно многое знать в педагогике, надо осваивать новые программы, изучать новую технику, читать энциклопедии, справочники, руководства, способные воздействовать на сознание учеников. В этом

разнообразии точек зрения, позиций, подходов важно выбрать нужное для себя, выбрать собственную позицию. И я учусь. Учусь все время. Учусь и сейчас.

Следующая технология, применяемая мною - технология игровых методов . Именно игра позволяет младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, учит логически мыслить и фантазировать. Для этого я ставлю ученика в условия поиска, побуждаю интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким находчивым, уметь четко выполнить задания, соблюдать правила.

В играх особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности. В результате дети оказывают помощь товарищам, считаются с интересами других.

Игра “Загадка” с применением ИКТ

Дидактическая цель: закрепить нумерацию чисел в пределах 100; десятичный состав числа.

Содержание игры: учитель загадывает загадку “Серебристая пила в небе ниточку вила. Кто же смелый нитью белой небо шил, да поспешил: хвост у нитки распушил?”. Замени число десятками и единицами и в таблице найди буквы. Прочитайте слово и запишите его. На экране таблица:

76, 98, 75, 38, 95, 35

Применяю при проведении занятий исследовательский, проектный метод . Дети самостоятельно осваивают новые виды деятельности, расширяют индивидуальные знания. Через исследовательскую работу учатся наблюдать, экспериментировать, анализировать, выделять главное, сопоставлять.

Наряду с групповыми формами работ, я применяю индивидуальные с опорой на дифференциацию, сильному даю задание с усложнением, слабому попроще, но объемнее. Применяю в своей работе карточки, составленные из заданий разного уровня сложности, где ребенок сам может решить, до какого момента ему работать. Большое место на уроке уделяю самостоятельной работе. В этом мне помогает и учебник, и дидактические материалы. В классе есть группа взаимопомощи, состоящая из сильных учеников, которые оказывают помощь более слабым ученикам (воспитывается доброжелательное отношения друг к другу, чувство взаимопомощи, коллективизма).

Много внимания уделяю здоровьесберегающей технологии. На уроке провожу не только физпаузы, но и спортивные минутки, где выполняем комплексные упражнения, для нормализации осанки, дыхательные упражнения, массаж пальцев рук, пальчиковые игры, что направлено на развитие моторики, памяти, внимания, а также для глаз.

Игры, соревнования, викторины, конкурсы, турниры, путешествия и другие формы, методы, применяемые мною на уроках, способствуют развитию целостной личности учеников: ума, воли, чувств, логических рассуждений.

Схемы – опоры, таблицы, сигнальные карточки, раздаточный материал, занимательные упражнения давно стали верными помощниками в моей работе. Они вызывают чувства удивления, новизны, необычности, неожиданности, развивают сообразительность, инициативу, зажигают огонек пытливости. В результате ученик работает на уроке с интересом, и даже трудные задания становятся посильным для него.

Контроль над знаниями, умениями и навыками осуществляю как в стандартной форме: индивидуальный опрос, фронтальный, тестирование, математические и орфографические диктанты, контрольные и проверочные работы, так и в виде блиц-опросов, аукционов правил, составления и выполнения алгоритмов. Применение тестов с 1 класса способствует получению положительных результатов. Практикую само и взаимопроверки для оценки учебной деятельности учащихся. Каждый успех делаю достоянием всего класса.

Постоянный анализ достижений учеников – обязательное условие моей работы. Знание теоретического материала детьми отслеживаю через систему мониторинга, используя интегрированные работы для учащихся, в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Приведу пример, результата моей работы в 1 классе текущего учебного года. Для этого я разработала систему заданий, позволяющую определить уровень мышления первоклассников на начало учебного года и на конец первого полугодия. Здания были связаны с определением уровня ряда мыслительных операций:

поиск нескольких возможных способов решения;

распознавание задачи, не имеющей решения; проведение сравнения;

В гирлянде 10 лампочек. Сколько лампочек висит между третьей и седьмой? Отметь ü правильный ответ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Система содержит цели, задачи, направления, технологии, формы, местоды работы преподавателя школы искусств.

Просмотр содержимого документа
«Система работы преподавателя»

Система работы преподавателя Худяковой С.Ю.

Обучать — значит вдвойне учиться.

C переходом Казахстанского государства к экономике рыночного типа возникает необходимость подготовки конкурентоспособной личности, то есть человека, обладающего универсальными знаниями, которые помогут ему самостоятельно, критически и творчески мыслить, вырабатывать убеждения и защищать их, независимо от избранной им профессии уверенно вступать в социальные отношения, способного к самосовершенствованию, активной адаптации на рынке труда. В современном быстроменяющемся мире возникают новые социальные требования к сфере образования, а задача системы образования остается неизменной – воспитание полноценного и конкурентоспособного гражданина, раскрытие роли знаний не только с точки зрения получения экономической выгоды, но и с точки зрения воспитания будущих поколений – думающих, ответственных перед обществом и сопереживающих за страну граждан.

Глаза ученика должны гореть жаждой новых знаний. Его ум должен быть отточен для решения самых сложных задач. Его сердце должно пылать беззаветной любовью к Родине. Он должен быть здоровым, подтянутым и крепким. Это высококлассный специалист, он социально активен, мобилен.

Так как внешкольные организации строят свою деятельность на принципах доступности, добровольности, то ребенок, пассивный в школе, может проявить свою творческую активность на занятиях в кружке, клубе, секции, студии, другом творческом объединении по интересам.

Проблемы одаренности в настоящее время актуальны во всем мире. Это связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Выявление и развитие способностей детей должно осуществляться на всех ступенях их развития. В.А.Сухомлинский считал, что «распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимый индивидуальный талант – значит поднять личность на высший уровень расцвета человеческого достоинства».

Мечтой большинства педагогических коллективов и любого учителя является наиболее полное раскрытие возможностей и способностей каждого ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности. Музыкальная школа имеет условия и возможность для претворения этой мечты в жизнь. Одно из правил моей работы – каждый пришедший в школу ученик - одарен, талантлив, а моя задача – найти и устранить те причины, которые мешают развиваться способностям и талантам ребенка.

Целью моей работы является воспитание гармонически развитой личности, музыканта – любителя или профессионала.

развитие исполнительских, музыкальных, технических знаний, умений, навыков;

воспитание самостоятельности, самоконтроля;

освоение навыков коллективного музицирования;

овладение приемами самообразования и самовоспитания;

развитие способности видеть и понимать гармонию и красоту, знать выдающихся деятелей искусства.

Работа строится по принципам доступности, наглядности, системности, саморазвития, информатизации, дифференциации, гуманизации.

Моя работа строится на основе модифицированной программы, составленной мною на основе государственной. В ней отражены цели и задачи обучения и воспитания, годовые требования по классам и группам (общеэстетическая, академическая, профессиональная). Программа была представлена на педсовете в 2008г, и рецензирована преподавателем по классу домра, руководителем предметно – цикловой комиссии русских народных инструментов ВК колледжа искусств им. братьев Абдулиных Т.В.Яговкиной.

Основной формой учебной работы является индивидуальные занятия с учеником. Индивидуальные занятия позволяют подходить к обучению ребенка дифференцированно, исходя из его данных, здоровья, цели его обучения, способностей. Ученик развивается и растет на глазах учителя, под постоянным его наблюдением.

На уроках уделяется большое внимание творческим навыкам: чтению с листа, транспонированию, ансамблевой игре, подбору по слуху, сочинению вариаций, самостоятельному разучиванию произведений. Ученики рисуют рисунки, сочиняют рассказы, пишут тексты к разучиваемым произведениям, готовят творческие исследовательские работы, сочиняют пьесы. Большое значение имеет работа с концертмейстером – это обогащает музыкальное представление ребенка об исполняемом произведении, воспитывает ансамблевые навыки, способствует активизации слуха. За время обучения учащиеся знакомятся с разными стилями и жанрами музыки. В учебный план включаются обработки народных песен и танцев, произведения русских, советских, зарубежных композиторов, композиторов Казахстана, казахские народные кюи. В репертуар включаются произведения различной степени разучивания, завершенности исполнения: для показа на концертах, родительских собраниях, в порядке ознакомления. Для одаренных детей увеличивается объем изучаемого материала, уделяется большое внимание воспитанию навыков самостоятельной ориентации в работе над различными проблемами, проводится интенсивное техническое развитие, воспитываются устойчивые концертно-исполнительские навыки. В урок входят следующие формы работы: разучивание музыкальных произведений, упражнения, гаммы, этюды, игры, творческая работа, самостоятельная работа, игра в ансамбле, исследовательская деятельность, рефлексия. Для создания ситуации успеха, развития исполнительских, артистических способностей, ученики исполняют произведения на классных часах, родительских собраниях, фестивале джазовой музыки, песенном фестивале, концертах в общеобразовательных школах. Уроки строятся в форме диалога, идет постоянная связь учитель – ученик, ученик – учитель. На уроках дети учатся говорить вслух, устно излагать свои мысли. Отношения с детьми строятся на основе уважения, сотрудничества, справедливости, доверия.

На каждого ученика в 1-м классе открывается портфолио. Портфолио – это диалог ученика с самим собой, со своими родителями. Необходимо отметить, что оформление портфолио – дело творческое. Личный портфель достижений отражает индивидуальность ребенка. У каждого ребенка есть работы, которыми он может гордиться. Используя портфолио, учащийся не только хранит свои лучшие работы, грамоты, дипломы, но и систематизирует полезную и интересующую его информацию. Для повышения мотивации использую такие методы и приемы, как: создание положительной атмосферы в классе; привлечение учеников к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки; включение в урок познавательных игр; анализ жизненных ситуаций; использование информационно – коммуникативных технологий; самостоятельное выполнение детьми учебных действий, применение на уроках рабочих тетрадей; самоконтроль; отношение сотрудничества учителя и ученика. Обязательны во время урока физические минутки: упражнения на расслабление мышц игрового аппарата, упражнения для глаз, дыхательная гимнастика; «Двигательные игры, тренинги» (Н.Дереклеева). На уроках развиваю психофизические качества: память, мышление, координация, внимание, воображение, фантазию, наблюдательность. Для этого использую следующие методики: «Упражнения для развития творческого мышления» (С.Гаврилина); «Иди сюда!», «Изобрази без предмета» (воображение и фантазия); «Послушай, поверь и себя проверь» (координация); «Сколько чего?» (внимание); «Чего не хватает?» (наблюдательность) (С.Шмаков). Одаренным детям необходимо психолого-педагогическое сопровождение. Программа этого сопровождения включает несколько этапов: диагностический (наблюдения, беседы, тесты, анкеты); информационный (родительские собрания, создание базы данных одаренных детей); подготовительный (индивидуальный маршрут); развивающий (консультации в колледже искусств, портфолио); итоговый (конкурсы, открытые уроки, экзамены).

Темой моего самообразования является «Изучение и внедрение новых педагогических технологий». Постоянное знакомство с инновациями в образовании позволяет быть информированной, «держать руку на пульсе», вносить в образовательный процесс что-то новое. В результате, после знакомства с различными альтернативными и инновационными технологиями, я применяю на уроке такие технологии, как личностно-ориентированная, игровая, проблемного обучения, интенсивного развития, построение и решение ситуационных задач, информационно-коммуникативная. Второй год занимаюсь исследовательской работой «Самоконтроль и самооценка как основные составляющие самообразовательной компетенции учащихся». Развитие умения самостоятельно работать – очень важное качество для любого ребенка, но для одаренных детей оно приобретает особое значение. Если ребенок умеет работать самостоятельно, он уже не монополизирует внимание учителей, родителей и других взрослых. Также ребенок может продолжить самостоятельное углубленное изучение выбранной проблемы. С 2011г в содружестве с преподавателями разрабатываю программу работы школы с одаренными детьми.

Большое значение в развитии одаренного ребенка имеет внеклассная работа. Подготовка и участие в классных часах, общешкольных праздниках самих учеников дает им возможность показать себя не только с профессиональной стороны, но и развить коммуникативные, креативные качества, узнать о сильных сторонах своей личности. Достижение успеха способствует формированию позитивной Я-концепции личности ребенка, стимулирует к дальнейшей работе по самосовершенствованию. Индивидуальная воспитательная работа строится на основе диагностики сформированности функциональной грамотности (методика О.Акуловой), выявления уровня воспитанности. Применяю технологию воспитании толерантности (О.Воробьева)

Формами подведения итогов работы одаренного ребенка является выступления на концертах, экзаменах, творческих отчетах, открытых уроках, конкурсах. Анализируя выступления на академических концертах и технических зачетах, прихожу к выводу, что ученики добиваются хороших результатов. Все учащиеся сдают экзамены на «4» и «5», побеждают в школьных, районных, областных конкурсах. Качество знаний из года в год – 100%. С первого года обучения музыкально одаренный ребенок может принять участие в различных конкурсах: «Юный интерпретатор» для учащихся 1-го класса, где учащиеся играют произведение, рисуют к нему рисунок, читают стих или рассказ; «Юный виртуоз» для учащихся 2-го класса, где учащиеся исполняют этюд; «Юный музыкант» для всех учащихся, победители этого конкурса имеют возможность принять участие в районном и областном конкурсе «Юный музыкант», областном конкурсе славянской культуры общества «Лад», областных Молодежных Дельфийских Играх, Международном фестивале русской музыки.

Содержание моей работы по музыкальному воспитанию определяется основной общеобразовательной программой муниципального автономного образовательного учреждения – детский сад комбинированного вида № 10 «Берёзка», в соответствии с третьим разделом содержания образовательной области «Музыка», направленной на развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку. Для достижения этой цели я реализую комплексную программу М. Б. Зацепиной «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, рекомендованную Министерством образования и науки РФ для дошкольных образовательных учреждений.

Цель программы: Создание условий развития для каждого дошкольника, его родителей, самоутверждения и самореализации педагогов на основе сотрудничества, уважения к личности ребёнка, представления ему свободы развития.

Для реализации целей, методов и задач в процессе обучения по музыкальному воспитанию, я проводила мониторинг музыкальных способностей детей. Этот процесс позволил выявить динамику развития способностей ребёнка как музыкальных, так и общих.

Результаты мониторингового обследования в рамках образовательной программы

Учебный год освоили не освоили

начало учебного года конец учебного года начало учебного года конец учебного

2009-2010 г. 73% 95% 27% 5%

Общий средний показатель по образовательной области «Музыка»

Учебный год Начало учебного года Конец учебного года

2010-2011г. 3,5 4,7

2011-2012г. 3,4 4,5

С целью формирования у детей основ музыкальной культуры, начиная с раннего и дошкольного возраста использую парциальную программу «Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой. Реализация этой цели обеспечивается отбором произведений музыкальной классики (отечественной, зарубежной, народной) определяющих содержание музыкального образования, а также пересмотром технологии изучения репертуара на основе создания гибкой, спиралевидной, адаптивной модели систематизации музыкальных произведений по разделяющим принципам.

Содержанием программы «Музыкальные шедевры» являются подлинные образцы мировой музыкальной культуры, ориентация на приоритет общечеловеческих ценностей.

Система формирования основ музыкальной культуры у детей показала высокую эффективность. Она способствовала развитию эмоций, мышления, воображения, интереса к музыке, вкуса, представлений о красоте, творческому развитию детей.

Результаты мониторингового обследования уровня сформированности основ музыкальной культуры

Учеб-ный год Сосредото-ченность внимания Продол-житель-ность восприя-тия Двигатель-ная актив-ность,выра-зительностьдвижений Глубина высказы-вания о музыке Вырази-тель-ность оценоч-ныхсуж-дений о красоте музыки Знания о музыке, её языке

Сентя-брь 89% 83% 85% 60% 65% 69%

96% 94% 98% 86% 89% 87%

Сентя-брь 84% 79% 92% 51% 51% 56%

Май 93% 93% 96% 88% 89% 84%

Общий средний показатель

Сентя-брь 3,7 3,4 3,9 3,0 2,9 3,2

Май 4,5 4,4 4,6 4,1 4,0 4,0

Сентя-брь 3,4 3,7 3,2 2,8 2,9 3,0

Май 4,1 4,2 4,7 4,0 4,1 4,1

Для развития ребёнка, формирования средствами музыки и ритмических движений разнообразными умениями, способностями качеств личности применяю парциальную программу «Ритмическая мозаика» Бурениной.

Ведущая идея программы – использование музыкально-ритмических движений, как средства психологического раскрепощения ребёнка. Программа ориентирована не только на развитие ритмической пластики детей, но и на совершенствование профессионализма самого педагога. Для выявления начального уровня развития музыкальных и двигательных способностей детей,состояние их эмоциональной сферы я проводила диагностику уровня музыкального и психомоторного развития детей. В процессе наблюдения оценивала проявления детей, сравнивала их между собой, и условно ориентировалась на лучшие показатели, выявленные для данной группы.

Метод диагностики: наблюдение за детьми в процессе движения под музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий.

Карта диагностики уровня музыкального и психофизического развития ребёнка

Учебный год Музы-каль-ность Эмо-цио-наль-ная сфера Прояв-ление некото-рых харак-терно-логи-ческихособен-ностейребён-ка Творчес-кое про-явле-ние Внима-ние Па-мять Под-виж-но-сть нервных про-цес-сов Плас-тич-ность Коор-дина-ция движений

сентябрь 2,5 2,3 3,2 3,3 3,3 3,4 2,8 2,4 3,8

май 4,1 4,2 4,3 4,4 4,2 4,3 4,4 4,1 4,3

Сентябрь 3,2 3,6 3,4 3,1 3,5 3,8 2,9 3,1 4,3

май 4,7 4,2 4,0 4,2 4,6 4,4 4,4 4,1 4,1

Сентябрь 3,1 3,4 3,4 3,5 3,1 3,4 3,2 3 3,6

Май 4,3 4,5 4,3 4,4 4,7 4,0 4,7 4,0 4,5

Сентябрь 3,1 3,3 3,4 3,8 3,4 3,5 3,8 3,8 3,6

Май 4.3 4.4 4.5 4.3 4.1 3.9 4.0 4,0 4,7

Для развития чувства ритма, музицирования использую парциальную программу «Ладушки» Каплуновой, Новоскольцевой, В начале и в конце года в течении нескольких лет я проводила диагностику программы «Ладушки» Проведённая диагностика показала, что дети нанаучились хорошо чувствовать ритм, прохлопывать, проигрывать любое музыкальное произведение с заданным ритмическим рисунком. Научились играть в ансамбле на два-три голоса, выдерживая свой ритмический рисунок, работать с ритмическими карточками.

Результаты мониторингового обследования по программе «Ладушки»

Учебный год Млад-шая груп-па Сред-

няя группа Стар-шая группа Группа с (з. п. р) Старшая (лого) группа Подготовительная (лого) группа Подготови-тельная группа

май 4,1 4,2 4,3 4,4 4,2 4,3 4,4

Сентябрь 3,2 3,6 3,4 3,1 3,5 3,8 4,2

май 4,7 4,2 4,0 4,2 4,6 4,4 4,6

Сентябрь 3,1 3,4 3,4 3,5 3,1 3,4 4,1

Май 4,3 4,5 4,3 4,4 4,7 4,0 4,7

Сентябрь 3,1 3,3 3,4 3,8 3,4 3,5 4,0

Май 4.3 4.4 4.5 4.3 4.1 3.9 4,8

Рационально использую здоровьесберегающие и игровые технологии,а также применяю технологии:

-пальчиковая гимнастика (развитие мелкой моторики);

-психогимнастика (мимические упражнения; релаксация; коммуникативные игра и танцы; этюды на развитие выразительности движений, инсценировки; музыкотерапия, этюды, игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка, как ее познавательной, так и эмоционально- личностной);

-дыхательная и артикуляционная гимнастика (дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса);

-речевые игры, фонопедические упражнения, при помощи которых дети учатся выражать голосом и мимикой свои эмоции, к которым постепенно добавляется имитационно-двигательная активность. Перед пением песен использую чистоговорки, логопедические распевки, народные заклички, на основе ритмичного исполнения упражнения под музыку. Материал чистоговорок и другого речевого материала составляется с учетом речевого онтогенеза детей и под контролем учителя-логопеда.

-ритмопластика, ритмодекламация, импровизационно-двигательные танцы.

Наряду с этим я изучила авторскую технологию Ж. Е. Фирилевой «СА-ФИ-ДАНСЕ» по танцевально-игровой гимнастике. Данная технология направлена на совершенствование психомоторных и творческих способностей дошкольников, на формирование двигательно-эмоциональной сферы детей. Обучение с использованием этой технологии создает необходимый двигательный режим, положительный психологический настрой, хороший уровень знаний. Все это способствует укреплению здоровья ребенка, его физическому и умственному развитию.

Большую помощь при подготовке материалов и проведении всех видов музыкальной деятельности мне помогает использование пакета MicrosoftOffice, который включает в себя кроме известного всем текстового процессора Wordдругие приложения: PowerPoint для презентации, Publisher для оформления обложек, титульных листов. Он позволяет подготовить раздаточный и дидактический материал. А также средства MicrosoftOfficeDocumentScanning для сканирования, распознавания и обработки текстов и изображений.

В процессе аранжировки музыкального сопровождения к мероприятиям и создания аудиофайлов я использую программу Nero 8 и ее приложение NeroWaveEditor. Инновационные технологии по развитию музыкальности у детей органично вписываются в образовательную систему работы ДОУ. С их помощью дети приобретают уверенность в своих творческих силах, становятся более общительными, уверенными, активными. У детей появляется песенный репертуар, который постепенно расширяется. Дети учатся не только пассивно слушать музыку, но и создавать ее – петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах. Но самое главное то, что дети хотят и взаимодействуют друг с другом и с окружающими их взрослыми. Они с удовольствием участвуют в развлечениях и праздничных мероприятиях, выступают с концертными номерами перед сверстниками, родителями, приглашенными гостями. Формирование музыкальных способностей у дошкольников на практике подтверждает возможность всестороннего развития личности.

С целью выявления одарённых детей по музыкальному воспитанию проводила мониторинг музыкальных способностей. По результатам диагностики сформировала группу для индивидуальной работы с одарёнными детьми, где на протяжении учебного года обучала их навыкам и умениям, которые включают в себя вокальные и хоровые навыки.

Мною проводилась диагностика развития одарённых детей по формированию певческих способностей.

Результат мониторингового обследования певческих способностей детей, уровень развития которых отличается от нормативного

Количест-во детей Начало 2010-2011 учебного года Количест-во детей Конец 2010-2011

5 Высокий уровень 9 Высокий уровень

5 Средний уровень 1 Средний уровень

- Низкий уровень - Низкий уровень

Результат мониторингового обследования показал эффективность индивидуальной работы с детьми, уровень которых отличается от нормативного (одарённые дети). У детей развился музыкальный слух, голос, укрепился и расширился певческий диапазон. Дети приучились слышать правильное и неправильно пение, высоту звуков и их длительность.

Диагностическая карта развития выразительного пения одарённых детей подготовительной группы МДОУ №10 «Берёзка»Музыкальный руководитель:Шашкова Е. Н.Дата проведения диагностики: Сентябрь 2010 год.

Результаты диагностики уровня развития детей

№ Ф. И. ребёнка Пение лёг-ким и под-виж-нымзву-ком Пение напев-ным и про-тяж-нымзву-ком Точное инто-нирова

ниемело-дии Точное выполне-ниерит-мическо-горисун-ка Пение с дина-мичес- кими измене -ниями Смяг-чение концов

музы-каль-ных фраз Ито-го бал-лов

1 Петренко Маша 3 2 3 3 3 2 16

2 Ивахненко Маша 3 3 2 3 3 3 17

3 Зубенко Тоня 3 3 2 3 3 3 17

4 Вакуленко Алина 2 2 3 2 3 2 14

5 Макаренко Наташа 3 3 2 2 3 3 16

6 Иващенко Алёна 3 3 2 3 3 3 17

7 Стетюха Настя 2 3 2 2 3 3 18

8 Ивахненко Маша 2 3 2 3 2 2 17

9 Кот Катя 2 3 2 3 3 3 16

10 Петренко Саша 2 2 2 3 3 3 15

Высокий уровень: 3 балла (17-18 балл)Средний уровень: 2 балла (14 – 17 баллов)Низкий уровень: 1 балл (менее 14 баллов)

Диагностика развития выразительного пения с одаренными детьми показала необходимость работы над артикуляцией гласных и согласных, слушания правильного пения, высоты звуков и их длительности.

Диагностическая карта развития выразительного пения одарённых детей подготовительной группы МАДОУ №10 «Берёзка»

Музыкальный руководитель: Шашкова Е. Н.Дата проведения диагностики: Май 2011 год.

Результаты диагностики уровня развития детей

№ Ф. И. ребёнка Пение лёгк-им и под-вижнымзву ком Пение напев ным и протяжным звуком Точ-ное интонирова

ние мелодии Точ-ное выполнениеритмического ри-сунка Пение с динами-чески-ми из-менени-ями Смягче-ние кон цов му-зыкаль-ных фраз Правильная переда-ча глас –ных зву ков Итого баллов

1 Пет-ренко Маша 3 3 2 3 3 3 2 19

2 Ивах-ненко Маша 3 3 3 3 3 3 3 21

3 Зубенко Тоня 3 3 2 2 3 3 2 18

4 Ваку-ленко Алина 3 3 2 3 3 3 3 20

5 Мака-ренкоНата-ша 3 3 2 3 3 3 3 20

6 Ива-щенко Алёна 3 3 2 3 3 3 3 20

7 Стетюха Настя 3 3 2 2 3 3 3 19

8 Ивах-ненко Маша 3 3 2 3 3 3 3 20

9 Кот Катя 3 3 2 3 3 3 3 20

10 Пет-ренко Саша 2 3 3 3 3 3 2 19

Высокий уровень: 3 балла (20 – 21 балл)Средний уровень: 2 балла (18 – 19 баллов)Низкий уровень: 1 балл (16 – 17 баллов)

Выступление на семинаре с рабочей программой Слайд 1 Уважаемые педагоги представляю вашему вниманию рабочую учебную программу по музыкальному воспитанию детей. Слайд 2 Начинается.

Системный подход в педагогике является одним из способов построе­ния педагогической деятельности как целостного процесса, обеспечи­вающего эффективное взаимодействие всех его составляющих. Под системой обычно понимается сложный объект, многоуровневое образование, сос­тоящее из множества элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и образующих целостность. Сложнейшей многоуровневой системой являет­ся сам человек. Естественно, что и процесс его образования, сложный, многоаспектный и многофакторный, должен строиться как система.

Понятие «педагогическая система» неоднозначно, его можно отнести к целому ряду систем, выполняющих образовательную функцию. Педагоги­ческой системой является система общего образования в це­лом, педагогический процесс конкретного учебного заведения, включающий в себя систему воспитания и систему обучения как его составные части. Педагогическая деятельность учителя, направленная на ор­ганизацию целостного педагогического процесса, также может быть предс­тавлена как система; наконец, отдельное занятие можно рассматривать как элемент и в то же время как подсистему его деятельности. Таким об­разом, существует иерархия педагогических систем, в которой каждая из них выступает элементом (подсистемой) более общей системы.

Сущность любой педагогической системы определяется наличием в ней одних и тех же, независимо от ее уровня, элементов, без которых она функционировать не может (рис.2)

В отличие от существующих структурных схем, данная рассматривает педагогическую систему не столько субстанционально, сколько процессу­ально, поэтому расположение всех элементов выстроено в логике самого педагогического процесса и деятельности педагога, управляющего им.

В центре любой педагогической системы находятся личности учащего­ся и педагога, выступающие как совокупный субъект данной системы, оп­ределяющий ее цели, содержание воспитания и обучения и т.д. В некото­рых работах наблюдается попытка отнести личность учителя лишь к условиям, средствам обучения. Между тем несостоятельность снижения ведущей роли педагога, постепенного вытеснения его техническими средствами обучения доказана слабой эффективностью столь популярного в 60-ые годы программированного обучения.

Личностный (совокупный субъект педагогического процесса)
личность ученика личность учителя
целевой (цели обучения и воспитания)
содержательный (содержание обучения и воспитания)
операционально-деятельностный (формы, методы, технологии обучения и воспитания)
педагогические условия (организационные, материальные, психологические)
результативно-рефлексивный (результаты деятельности, критерии оценки эффективности педагогической системы)

Рис.2 Педагогическая система (структурные компоненты)

Даже в современных моделях обучения, где роль педагога внешне незамет­на (дистанционное обучение, компьютерное обучение, телевизионное обучение), его личность остается полноценным субъектом пе­дагогического процесса, создателем и творцом данных моделей и реализу­емых ими программ, осуществляющим опосредованное взаимодействие с обу­чающимися с помощью технических средств. От его мастерства, общей и профессионально-педагогической культуры, уровня развития профессио­нальных способностей зависит педагогический процесс, эффективность функционирования педагогической системы. На уровне системы конкретного учреждения образования таким субъектом выступает весь педагогический коллектив.

Личность ученика, являясь своеобразным «объектом-субъектом» пе­дагогической системы, одновременно выступает и в качестве ее цели: оп­ределение целей своей педагогической деятельности учитель осу­ществляет не только на основе социального заказа, содержащегося в тре­бованиях государственного образовательного стандарта, но прежде всего через соотнесение данного заказа с индивидуальны­ми особенностями, возможностями, потребностями обучающихся на основе изучения их образовательного потенциала и проектирования перспектив интеллектуального и личностного развития и становления. Распространенное явление в педагогической среде - искажение в сознании учителя целей педагогической деятельности, сме­щении средства на цель. «Эгоцентризм» и «предметоцентризм», присущий некоторым педагогам, ярко проявляется в их направленности прежде всего на свои собс­твенные цели, в качестве которых чаще всего выступает усвоение учащимся системы предметных знаний и способов деятельности. Цель педагога должна быть прежде всего спроеци­рована на личность обучающегося, на ее становление и развитие, а преподаваемый им предмет восприниматься как средство реализации данной це­ли.

Педагогическая деятельность любого уровня начинается с диагностики: изучения и анализа исходного состояния педагогической системы: возможностей учащихся и своих собственных возможностей, имеющихся ресурсов, результатов ее предыдущего этапа развития. Затем осуществляется целепола­гание: выстраивание педагогом своей профессиональной концепции (системы взглядов), которая содержит его целевые установки: осознание им целей и за­дач воспитания и обучения в целом, целей и задач данн­ого учебного заведения и конкретизация их на уровне своего собственно­го предмета, курса. Общая структура целей педагога представ­ляет собой иерархию целей: общегосударственные цели – цели определенного учреждения образования – цели обучения и воспитания конкретного класса и ученика.

Общегосударственная цель - это социальный заказ системе общего среднего образования, сформулированный в государственном общеобразовательном стандарте. На основе этой глобальной цели ведется аттестация выпускников как итог работы учебного заведения.

В современной образовательной ситуации, когда социальный заказ недостаточно четко определен и сформулирован и существует целый ряд концепций воспитания и обучения, когда возрастает роль самого учебного заведения в определении стратегии и тактики учебно-воспитательного процесса, педагогические коллективы школ все чаще разрабатывают и создают модели выпускника своего учебного заведения, опирающиеся на избранную ими концепцию и имеющиеся в их распоряжении человеческие и материальные ресурсы. В связи с этим возникает необходимость формиро­вания методологической культуры педагогов, позволяющей осущест­влять целеполагание на высоком теоретическом уровне, на основе анализа сложившейся социально-экономической ситуации, а так­же потребностей и возможностей данного учреждения образования.

Осознанное целеполагание определяет отбор содержания обучения и воспитания, форм, методов и технологийреализации поставленных целей, создание соответствующих педагогических условий, в число которых входят: организационные, направленные на создание актив­ной развивающей среды и культурно-образовательного пространства, организацию де­ятельности учащихся; материальные - техническое обеспечение учеб­но-воспитательного процесса;психологические - построение межличност­ных и деловых отношений, адекватных заданным педагогическим целям.

Наконец, результативно-рефлексивный компонент педагогической дея­тельности включает анализ и оценку ее результатов, при этом критерии оценки эффективности педагогической системы должны соответствовать за­данным целям и задачам.

Необходимо отметить, что любая педагогическая система является составной частью социальной системы, вот почему ее совершенствование рассматривается как важнейшее условие общественного развития. Преобразования педагогических систем инициируются потребностями общества и определяются тема задачами, которые стоят перед ним на определенных этапах его развития. К сожалению, зачастую эти преобразования касаются отдельных элементов педагогической системы (чаще всего содержания об­разования), в то время как ее изменение в целом предполагает одновре­менное совершенствование всех ее компонентов. Как справедливо отмечает В.А.Сластенин, любые преобразования, локализирующиеся на отдельных элементах педагогической системы и не затрагивающей другие, приводят к тому, что этот элемент выпадает из системы, либо вступает в противоре­чие с ними (17, с.196). Педагогу также необходимо уходить от поиска какого-либо «уединенного средства», которое поможет ему усовершенствовать педагогический про­цесс, и обратить свое внимание на целостное преобразование и построе­ние своей педагогической деятельности как индивидуальной педагогичес­кой системы на основе гармонизации и соответствия всех ее составляющих.

Основные компоненты педагогической деятельности, обеспечивая ее целостность, в то же время отражают ее многофункцио­нальный характер, что позволило исследователям выделить данные компо­ненты как самостоятельные деятельности, определить составляющие их действия, освоение которых учителем обеспечивает профессиональную умелость и компетентность. На основе анализа существующих подхо­дов (Н.В.Кузьмина, Е.И.Рогов, В.А.Сластенин) выстраивается следующая система данных деятельностей и действий (табл.2):

Читайте также: