Что такое совет директоров оак

Опубликовано: 17.05.2024

Российская авиационная промышленность переживает не лучшие времена, пожиная плоды деятельности «эффективных менеджеров», которые посадили ее на голодный паек, сделав ставку на закупку иностранных самолетов. Вместе с ней пострадала и военно-транспортная авиация, что, впрочем, является уже общеизвестным фактом. Но мало кто задумывается: кто же они – эти приведшие наш авиапром к стагнации государственные чиновники, многие из которых до сих пор сидят в высоких кабинетах? «ВПК» попытается нарисовать их портреты, рассказать о роли каждого в судьбе отечественной авиации, о том, какое образование и производственный опыт за плечами вершителей судеб российской «оборонки». Наш первый персонаж – генеральный директор ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК) Юрий Слюсарь.

Слюсарь-младший родился 20 июля 1974 года в Ростове-на-Дону. Отец – Борис Николаевич Слюсарь, председатель совета директоров ОАО «Роствертол» с 2014-го. В 2000–2014 годах – генеральный директор компании.

После школы, решив стать юристом, Юрий поступает в МГУ на юридический факультет и в 1996-м оканчивает его. Молодой, преуспевающий будущий глава ПАО «ОАК» (Объединенная авиастроительная корпорация). Почему преуспевающий? Потому что в том же 1996 году он сразу станет генеральным директором ООО «Фирма ЮБС» (московская многопрофильная компания) – 1996–1999 годы. Без отрыва от работы продолжит образование в аспирантуре Академии народного хозяйства при правительстве Российской Федерации (ныне Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации – РАНХиГС). В 2007-м защитит диссертацию кандидата экономических наук по теме «Кибернетический подход к организации управления в корпоративных системах». Что ж, такое бывает: у талантливых родителей и дети талантливы.

И на дуде игрец

Странно, но то ли дела у ООО «Фирма ЮБС» не пошли, то ли, наоборот, обстояли очень даже хорошо, либо по каким иным причинам, однако Юрий Борисович решает резко поменять профессию юриста и попробовать себя в… музыкально-продюсерском бизнесе. В 1993–2003 годах становится сначала директором, а потом генеральным директором ООО «Монолит – АБК» (Москва), которое занималось звукозаписями и продюсированием различных исполнителей, среди которых была и Наталья Ионина (ГлюкоZa) – одна из популярных певиц начала 2000-х. Казалось, шоу-бизнес теперь его конек.

Но в 2003 году Юрий Слюсарь вдруг вновь резко меняет сферу деятельности. Переходит в ОАО «Роствертол», находящееся в его родном городе Ростове-на-Дону, и по 2007 год становится там коммерческим директором. Понятно, что просто так подобные метаморфозы не совершаются. Видимо, не обошлось здесь без помощи Слюсаря-старшего. Поразительно, но работая уже в авиационной сфере, Юрий Слюсарь до 2009 года продолжал возглавлять продюсерский центр «Монолит – АБК». Такая вот любовь к искусству.

Одновременно Юрий Борисович успевает показать себя и в оборонной промышленности: с 2005 по 2007 год руководит комитетом вертолетных программ ОАО «ОПК «Оборонпром», при этом оставаясь коммерческим директором ОАО «Роствертол». Просто незаменимый специалист.

Возможно, таковым его считали и в шоу-бизнесе. Трудно сказать, но примерно в этот же период незаменимый Слюсарь пробует свои силы уже на телевидении. В 2006 и 2007 годах выступает в роли президента исполнительского конкурса для юных певцов на телевизионном фестивале в Сочи «Пять звезд». После этого в 2009-м начинается его резкое восхождение на вершины политики и экономики. Он по чьей-то воле неожиданно становится помощником министра. Не угадали – не культуры, а промышленности и торговли РФ. Трудно объяснить, как такое вообще возможно, но уже в 2010-м, всего через полтора года после телевидения его назначают директором Департамента авиационной промышленности Минпромторга.

10 мая 2012 года Юрия Слюсаря назначают заместителем министра авиационной отрасли. Новоиспеченный замминистра координирует деятельность и дает поручения в семи важнейших функциональных направлениях по темам:

  • промышленной политики в авиационной и радиоэлектронной промышленности;
  • подготовки программ, стратегий и планов по вопросам развития в гражданских отраслях промышленности, включая краткосрочные и среднесрочные прогнозы развития;
  • инвестиционной политики в установленной сфере;
  • модернизации, технологического развития и стимулирования инноваций;
  • повышения энергетической эффективности промышленности;
  • разработки и реализации мер поддержки и развития субъектов малого и среднего предпринимательства в данной сфере;
  • разработки программ, стратегий, планов по развитию отрасли, а также краткосрочных и среднесрочных прогнозов ее развития.

Объем работы, как видим, приличный. Тут надо, как говорится, пахать, не отвлекаясь на какие-либо второстепенные дела. Вот только ни краткосрочных, ни долгосрочных прогнозов развития отечественной гражданской авиации за время работы Юрия Слюсаря в Минпромторге мы так на деле и не ощутили.

Он же якобы осуществлял координацию и контроль деятельности структурных подразделений центрального аппарата министерства. В частности, департаментов авиационной и радиоэлектронной промышленности. Но за время его деятельности на крыло так и не были поставлены серийные отечественные гражданские воздушные суда. Хотя с июня 2013 года Юрий Слюсарь был еще и членом совета директоров ОАО «Объединенная промышленная корпорация «Оборонпром».

13 января 2015 года в соответствии с директивой правительства РФ совет директоров ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» выбирает президентом данной корпорации Слюсаря Юрия Борисовича. Представлял его в качестве нового главы ОАК журналист по образованию Дмитрий Рогозин. На этой должности Слюсарь сменил Михаила Погосяна – не менее «эффективного менеджера», который так и не смог создать качественный самолет «Сухой Суперджет».

После чего Юрий Борисович получил в свои руки единоличную исполнительную власть в данной организации, которая объединила 30 предприятий. Все они занимались разработкой, производством, испытанием авиатехники. Полномочия Слюсаря на данном посту длились целых пять лет. Казалось бы, ему надо с головой погрузиться в проблемы корпорации, чтобы добиться результатов в ее работе. Но, видимо, не царское это дело. Его опять двигает какая-то неведомая сила, назначая параллельно (с 1 сентября 2017 года) на должность президента ПАО «Научно-производственная корпорация «Иркут», где он будет трудиться до 5 апреля 2019 года.

Интересно, что примерно в это же время происходит очередная интрига. Видимо, случайно, но именно в президентство Юрия Слюсаря более 92,31 процента находящихся в федеральной собственности акций ОАК в 2018 году передаются Ростеху, возглавляемому Сергеем Чемезовым. А бывший министр обороны РФ Анатолий Сердюков примерно в то же время становится председателем совета директоров ПАО «ОАК».

Владелец акций

Повторим, что будучи президентом ОАК, Юрий Слюсарь как ни в чем не бывало совмещал эту работу с присутствием на других должностях сразу в нескольких организациях. Например, был членом совета директоров такого финансового гиганта, как холдинг «Авиационное оборудование», ПАО «Аэрофлот». Мы говорим «с присутствием» потому, что серьезно работать сразу на нескольких столь серьезных должностях просто невозможно.

Возникает вопрос: не является ли такая система некой синекурой и способом обогащения некоторых чиновников-многостаночников? Ведь достаточно формально числиться в совете директоров какой-нибудь фирмы, чтобы получать неплохой навар от ее деятельности (вспомним сына Байдена в украинской «Бовисме»). Так, в ПАО «Аэрофлот» годовым общим собранием акционеров было принято решение о выплате дивидентов по результатам 2018 финансового года на уровне 50 процентов от чистой прибыли Группы «Аэрофлот», сформированной международным стандартом финансовой отчетности (МСФО). Сумма дивидендов составила 2 856 500,00 тысячи рублей. Размер дивидендов на одну акцию – 2,6877 рубля с выплатой в срок до середины 2019 года. Не грех было получать дивиденды и в других компаниях, где он также являлся членом совета директоров. Неплохие деньги, за которые гражданину со средним доходом надо вкалывать несколько лет, при этом не есть и не пить.

Петр Дементьев – легендарный глава МАП СССР.

В министры – из производственников. Фото: ru.wikipedia.oru

Прискорбно, что все это происходило в условиях шаткого финансового положения самих предприятий и недоверия к бывшему продюсеру со стороны руководителей, имеющих огромный опыт в авиапромышленности, а также финансово-экономической нестабильности. Например, только благодаря систематической помощи правительства ОАК лишь в 2016 году впервые вышла на уровень безубыточного производства, а имеющаяся валютная задолженность была реструктурирована. Видимо, руководство ОАК полагало такое положение вещей вполне допустимым. Может, урок пошел впрок?

Как бы не так. В 2018 году чистый убыток ПАО «ОАК» по МСФО по сравнению с 2017-м вновь увеличился в семь раз и составил 18,5 миллиарда рублей. Эти данные есть в отчетности компании. Выручка при этом сократилась почти на девять процентов (до 411,6 млрд). Себестоимость продаж снизилась на 12 процентов и составила 315,4 миллиарда. Негативное влияние на финансовые показатели оказали также уменьшение поставок по гособоронзаказу, влияние курсовых разниц.

В отчетности компании сказано, что она реализует крупную инвестиционную программу. Но умалчивается, за счет чьих инвестиционных средств, каких объемов и в какие авиационные продукты эти средства будут вкладываться.

Между тем, по словам того же индустриального директора авиакластера Ростеха, председателя совета директоров ПАО «ОАК» Анатолия Сердюкова, долги перед банками Объединенной авиастроительной корпорации в августе 2020 года составили порядка 530 миллиардов рублей, которые могут лечь непосильным бременем на плечи государства, то есть налогоплательщиков.

Но на благополучии таких, как Слюсарь, это никак не сказывается. Он в последние годы владел акциями нескольких крупных компаний, таких как ЗАО «Торгово-строительная компания ЮСС» и продюсерский центр «Монолит» (в них Слюсарю принадлежало 85 и 80 процентов всех акций предприятий соответственно). Он же являлся соучредителем компании ООО «Вертолэкспо», представляющей торговые площади в городе Ростове-на-Дону.

За безупречную службу

За безупречную и плодотворную службу на благо государства Юрий Слюсарь получил большое количество ведомственных наград – выходит, именно за то, что в российском небе сегодня летают в основном «Боинги» и «Эрбасы». Ему присвоен второй класс действительного государственного советника РФ, что самым замечательным образом скажется на его пенсии, в которой, правда, он вряд ли будет нуждаться.

В российском воздушном пространстве летают не отечественные самолеты, а американские, европейские, бразильские. Мы закупаем их за валюту, финансируя тем самым производство за рубежом. Даже для канадских Bомваrdier есть место в нашем небе и на нашей земле на Дальнем Востоке, в Якутии, на Урале. Нет его только для российских судов, как и рабочих мест для наших специалистов на наших заводах.

Что дальше? Под руководством министра промышленности и торговли России Дениса Мантурова, Юрия Слюсаря и Анатолия Сердюкова мы продолжаем (за большие бюджетные средства) доводить до кондиции «Суперджет» и МС-21, по-прежнему закупая иностранные комплектующие. Продолжаем сотнями завозить в Россию иностранные воздушные суда. А объявленная еще несколько лет назад президентом Программа импортозамещения пылится на полке.

Вот таков итог деятельности одного из самых наших «эффективных менеджеров», Юрия Слюсаря. По словам его начальника Дениса Мантурова, сегодня «дорожная карта» создания самолета МС-21 реализуется успешно. «В рамках исполнения этой программы проведена серьезная модернизация мощностей предприятий, занятых в авиастроении, – заявил он (было бы неплохо озвучить каких именно). – Кроме того, учреждены и уже запущены компании высокотехнологичного уровня (конкретики нет), создана среда для того, чтобы развивать сегмент гражданской авиации».

Как говорится, свежо предание. Подобное развитие (сегментами) продолжается уже почти 30 лет после распада СССР. Конца-края этому не видно. Но так будет продолжаться до тех пор, пока у власти останутся выдвиженцы ельцинской эпохи.

Страной управляет КСЛ – клуб случайных людей имени ВВП

Осмелюсь не согласиться с уважаемым автором: перед нами уже кадры как раз не ельцинского, а путинского призыва. По сути КЛС – Клуб случайных людей, назначенных на ответственные посты черт знает по каким критериям. Причем не только в авиастроении. Именно поэтому РФ, еще недавно утопавшая в нефтедолларах, не сумела решить становые задачи.

Сталинские выдвиженцы и нынешние фавориты

Сравните биографию Слюсаря-младшего с жизненным путем такого выдающегося руководителя авиапрома СССР, как Петр Дементьев. Тот, что руководил отраслью в 1953–1977 годах.

Рабочий изначально, он окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Жуковского в 1931-м и затем работал инженером в НИИ гражданского воздушного флота. В 1934–1941 годах он проходит все ступени успешного производственника: от начальника цеха Московского авиазавода № 81 до главного инженера и директора Московского самолетостроительного № 1. А дальше его назначают заместителем наркома (министра) авиационной промышленности. Он проходит проверку делом: организацией производства во время Великой Отечественной. А дальше с именем Петра Дементьева связан золотой век русского авиастроения – военного и гражданского.

То есть этот человек знал, как конструируются и делаются самолеты. Куда до него бывшему продюсеру певицы Глюкозы-то?

Преемником Дементьева на посту главы МАП СССР стал Василий Казаков. Какова его школа жизни? С 1937 года он трудится на авиазаводе № 213, до 1944-го пройдя путь от технолога до главного технолога. Потом он в том же качестве (1944–1949) работает на Московском авиазаводе № 122. А уж оттуда (1949–1951) переходит начальником отдела в Государственном проектном институте № 10 Минавиапрома СССР. Затем в течение девяти лет работает главным инженером завода. В 1960–1965 годах Казаков – директор НИИ-923 Госкомитета по авиационной технике.В 1965–1974 годах – заместитель министра, в 1974–1977-м – первый заместитель министра авиационной промышленности СССР. Опять перед нами тот, кто прошел школу инженера и промышленника. Не блатной сынок и не чей-то фаворит.

Можно вспомнить, как заместителем наркома (министра) авиапрома СССР в 1940 году по просьбе самого Сталина стал авиаконструктор Александр Яковлев. Но к тому времени он был не импресарио певца Утесова, а дерзким создателем уникальных машин: «воздушного форда» АИР-7, учебного моноплана Ут-2 и первого истребителя, способного бросить вызов «Мессершмитту-109» – Як-1. Именно Яковлев отвечал за перспективные проекты авиапрома Советского Союза. Как видите, его глава страны отобрал сугубо по деловым качествам, проверенным на практике.

На каком же основании нынешним авиапромом РФ рулят юрист Слюсарь и бывший выпускник Института советской торговли Сердюков, руководитель авиастроительного кластера Ростеха? А, Владимир Владимирович?

Дутые фигуры

И такое происходит не только в авиапроме. Везде мы видим некие дутые фигуры, невесть каким образом получившие назначения на самые ответственные посты. Этаких дилетантов, захвативших важнейшие рычаги власти.

Почему бывший юрист и питерский клерк по части управления государственным и муниципальным имуществом Герман Греф вдруг стал сперва главой Минэкономразвития РФ (2000–2007), а затем и шефом Сбербанка – одной из кредитно-финансовых монополий РФ? По каким таким критериям? Как глава Минэкономразвития он несет солидарную ответственность за уродливую «реформу по Чубайсу» электроэнергетики страны, за вталкивание России во Всемирную торговую организацию и за сохранение статуса РФ как сырьевой страны. Лично помню, как Греф-министр сравнивал самолеты русского производства с «Жигулями» («ведра с болтами»).

Теперь вот он, ничего в жизни не создав сам, считается паладином и гуру цифрового/инновационного развития, насадив в Сбербанке технологии электронно-китайского гиганта Huawei (КНР). При этом все его футурологические речи – всего лишь повторение западных трудов, ничего своего у него нет. Зато «Хуавэй» г-н Греф на каждом углу превозносит как пример успешного инновационного рывка.

Позвольте, но ведь китайский гигант поднимался при огромной помощи своего государства! Вчитаемся в интервью руководителя компании Т8 (волоконно-оптическая связь) Владимира Трещикова (журнал «Эксперт» за 14–20 марта 2016 года): «Когда основатель Huawei Жень Чжэнфэй пришел к председателю компартии Китая с предложением создать свою компанию, он сказал: «Страна без собственного достойного оборудования все равно, что государство без вооруженных сил». И ему дали колоссальную господдержку. Миллиарды.

Естественно, оборудование у Huawei было хуже, чем у Cisco (США. – М. К.). Тем не менее китайцы запретили у себя Cisco и оставили в Китае только Huawei. Американцы поступили зеркально – запретили у себя Huawei. У нас – с точностью до наоборот. У нас, когда начались санкции и Cisco перестала поставлять оборудование, сказали: «А давайте теперь будет один Huawei». Об отечественном оборудовании не подумали».

Приди русская компания к Герману Грефу (министру экономики в 2000–2007 годах) с подобными требованиями, он бы издал вопль мощностью с корабельную сирену: «Нерыночно! Как вы смеете такое требовать от государства!». Что не мешает ему славить «Хуавэй» сегодня и сажать страну теперь уже на китайскую импортную иглу.

Вот вам разница в поведении руководителей нормального национально-имперского государства (КНР) и криминально-сырьевой «илитки» РФ. И вот вам причина кадровой катастрофы в стране, учиненной при Владимире Владимировиче. Немудрено, что у нас и экономика в застое, и все «инновационные» планы летят к черту.

Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) – один из крупнейших игроков на мировом рынке авиастроения. Компании, входящие в структуру корпорации, обладают правами на такие всемирно известные бренды, как СУ, МИГ, ИЛ, ТУ, ЯК, «Бериев», а также новые – Sukhoi Superjet, МС-21.

Государство в убытке

На военно-техническом форуме «Армия-2020» Объединенная авиастроительная корпорация (ПАО «ОАК») заключила крупные контракты на поставку новейшей авиационной техники для Минобороны России. Военное ведомство получит сверхманевренные истребители поколения «4++» СУ-35С, истребители-бомбардировщики СУ-34, многоцелевые сверхманевренные истребители СУ-30СМ2, учебно-боевые самолеты ЯК-130 и тяжелые военно-транспортные самолеты ИЛ-76МД-90А.

«Контракты позволят загрузить наши заводы и обеспечить наши производственные и конструкторские коллективы работой на несколько лет вперед. Увеличится загрузка по всей цепочке кооперации», – обрадовался генеральный директор ОАК Юрий Слюсарь. Деньги ОАК, входящей в госкорпорацию «Ростех», действительно не помешают: ее долг по банковским кредитам составляет 530 миллиардов рублей.

Прибыль государству ОАК давно уже не приносит. Совсем даже наоборот: чистый убыток (отчетность по РСБУ) в 2019 году вырос более чем вдвое – до 70,8 миллиарда рублей (годом ранее корпорация сработала с минусом в 30 млрд). Последний раз дивиденды с прибыли ОАК заплатила в 2014 году, а в 2015-м авиационный кластер «Ростеха» возглавил Анатолий Сердюков, после чего государству, естественно, уже ни копейки не перепадало.

Наверняка это просто совпадение: ведь сам экс-министр обороны уверен, что все проблемы корпорации – это наследие прошлого. Пока курируемая Сердюковым ОАК тонет в долгах и убытках, сам себя в финансовом плане он чувствует более уверенно. Согласно официальной декларации, его годовой доход составляет более 170 млн руб. Это 14,2 млн руб. в месяц, что в 233 раза больше, чем средняя зарплата рядовых сотрудников ОАК (60,9 тыс. руб.), совет директоров которой Сердюков и возглавляет. При этом средний заработок, как известно, весьма лукавый показатель. Он включает в себя еще и доходы правления ОАК, 14 членов которого в прошлом году поделили между собой почти 264 миллиона.
Цифра

94.465 человек – численность сотрудников ОАК.

Музыкальная шкатулка Слюсаря

«Мы находимся в непростом периоде развития страны, смена руководства сейчас точно не нужна. Это будет хуже, чем мы можем себе представить. Я за стабильность» – так Сердюков в недавнем интервью РБК обосновал свое голосование за обнуляющие сроки Путина поправки в Конституцию.

Когда у России под управлением таких талантливых и честных менеджеров, как Сердюков, настанут времена попроще, неизвестно. Зато со стабильностью и правда все в порядке: выгодные госконтракты стабильно получают друзья глав госкорпораций. Как выяснил «Собеседник», подрядчиками ОАК являются бывшие бизнес-партнеры ее гендиректора Юрия Слюсаря.

В авиастроение член Высшего совета партии «Единая Россия» Слюсарь пришел из музыкального бизнеса – он был совладельцем продюсерского центра Макса Фадеева. Ответственный за появление многих поп-звезд Фадеев тоже не чужд политике, он входил в число доверенных лиц Владимира Путина на последних президентских выборах.

Был у Слюсаря и другой бизнес – он выступил учредителем АО «Вертол-Девелопмент». Это ростовская строительная компания с годовым оборотом в полмиллиарда рублей.

«В последние годы интерес к жилмассиву стала проявлять строительная фирма АО «Вертол-Девелопмент», заполучившая «плацдарм» на улице Нижегородской под строительство элитного комплекса «Тихий Дон». С этого момента по домам пошли «эмиссары», предлагавшие хозяевам продать им свои домовладения. Желающих не находилось, ведь сотка земли на спуске стоила 5 млн рублей. Тогда по ночам запылали владения несговорчивых жителей», – описывают проекты учрежденной Слюсарем компании журналисты газеты «Правда» из Ростова-на-Дону.

Партнером Слюсаря по этой фирме был Сергей Большаков, который учредил ООО «Промспецстрой», освоившее на госзаказах 1,5 млрд руб. Среди заказчиков – входящие в ОАК «РСК «МиГ» и «Авиастар-СП».

Как видно из архива Арбитражного суда, компания «МиГ» добилась от «Промспецстроя» присуждения неустойки за срыв строительного контракта в рамках проектов Федеральной целевой программы по развитию оборонно-промышленного комплекса на 2011–2020 гг. После чего компания партнера Слюсаря, срочно переписанная на другое лицо, оказалась в процессе банкротства. Т

Также Большаков был учредителем ООО «Спецстройпроект» с портфелем госконтрактов на 870 млн руб. Среди основных заказчиков – входящее в «Ростех» НПП «Старт», ФГУП «Авиакомплект», Главный военный клинический госпиталь и Служба социально-бытового обеспечения ФСБ.

Еще сам Слюсарь был владельцем ООО «Гофротара», которое занимается производством гофрированной бумаги и картона, бумажной и картонной тары. Его партнер по этому бизнесу Валерий Лаптев через цепочку компаний контролирует долю в Национальном институте авиационных технологий, освоившем на господрядах, в том числе с входящим в ОАК предприятием «Туполев» и Минпромторгом, полтора миллиарда рублей. Тут нужно сказать, что в 2012–2015 гг. Слюсарь занимал пост заместителя министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова. Так что его компаньоны «отметились» на сделках со всеми госструктурами по карьерной лестнице главы ОАК.

Квартирный вопрос

Члену совета директоров ОАК Игорю Завьялову принадлежит квартира площадью 124,3 кв. м в районе столичной «Золотой мили» (пер. 1-й Обыденский, д. 5). Ее стоимость – более 100 млн руб. Недвижимость топ-менеджера госкорпорации располагается в ЖК «Необыденный дом». Это семиэтажное здание с воссозданным историческим фасадом, выполненным в неоклассическом стиле. Здание украшает купольная надстройка, пол выложен мрамором. На первом этаже «Необыденного дома» размещаются клубная зона с зимним садом и переговорной, прачечная, гладильная, боксы для хранения авторезины. С тыльной стороны здания обустроен внутренний дворик с озеленением.

Годовой доход Завьялова – более 83 миллионов рублей.

Сердюковские наследники

Зарабатывать на господрядах, как обнаружил «Собеседник», начала и племянница Анатолия Сердюкова Юлия Багиева. Юлия – дочь сестры бывшего министра обороны Галины Пузиковой.

Багиева с 2018 года является совладельцем промышленной группы «Союз» – крупного производителя мебели. В прошлом году дочерняя компания «Союза» – ООО КМДК «Союз-Центр» – заключила с войсковой частью №3694 договор на подачу-уборку железнодорожных вагонов. Всего фирма заработала на госзаказе 54 миллиона рублей, причем все контракты с ней заключались в обход конкурсных процедур, как с «единственным поставщиком». Дядя начинающей бизнесвумен прежде возглавлял как раз Минобороны.

Еще одна принадлежащая племяннице Сердюкова фирма – «Союзинвест» освоила почти полмиллиарда на контрактах с УФНС России по Москве – Багиева сдает налоговикам помещение по адресу: Волгоградский проспект, д. 42, корп. 26, где располагается инспекция №9. Тут нельзя не вспомнить, что руководителем ФНС одно время был все тот же Анатолий Сердюков.

Есть у Багиевой и ресторанный бизнес. Ей принадлежит доля в заведении Zoo Beer&Grill рядом со столичным метро «Краснопресненская». «Отличный ресторан с дорогой и вкусной едой», – пишут отзывы посетители. Стейк рибай желающим угоститься у племянницы экс-министра обороны обойдется в 3 тыс. 500 руб., а морепродукты на сковороде – в 2 тыс. 300 рублей.

Zoo Beer&Grill позиционирует себя как заведение Аркадия Новикова, однако у известного ресторатора, ведущего дела, кажется, со всей российской элитой, в ООО «Зуу Менеджмент» доля всего 30%. Остальное принадлежит Багиевой и ее партнерам – сыну главы «Ростеха» Александру Чемезову и сыну первого заместителя главы госкорпорации Дмитрию Артякову.

А у 27-летней приемной дочери Сердюкова Анастасии Зубковой есть бизнес в Санкт-Петербурге: салон красоты «Нефертити» и спа-центр «Парадный». Родная же дочь экс-министра обороны Наталья Сердюкова летом этого года стала владелицей петербургского фитнес-центра «Парус», обнаружил «Собеседник». Доля уставного капитала фирмы в 93% перешла к ней от ее бабушки Зои Зубковой, супруги бывшего премьер-министра и одного из близких друзей Путина Виктора Зубкова.

Годовой оборот фитнес-центра – более 40 миллионов рублей – кажется не слишком солидным для дочери Сердюкова, но это явно только начало ее бизнес-карьеры, ведь Наталье всего 17 лет. К тому же у нее уже есть актив, на который абсолютному большинству ее сверстников не заработать за всю жизнь: квартира площадью 293,6 кв. м и стоимостью около 2 млн $ в Москве по адресу: ул. Рочдельская, д. 12, строение 1. Эта недвижимость ей досталась бесплатно от Управделами президента еще в 2007 году, когда юной Сердюковой было всего четыре года.

Такое у нас заботливое государство: все лучшее – детям. Детям Сердюкова. Ну и разумеется, ему самому.

Пятилетка Сердюкова

Согласно стратегии развития ОАК, до 2025 года корпорация должна добиться следующих результатов:

– достижение доли 4,5% на рынке гражданской авиации;

– доля самолетов гражданской авиации в структуре выручки не менее 40%;


Пока великая художница, поэтесса, певица, почётный академик Российской академии художеств, экс-начальник департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ Евгения Васильева (некогда осуждённая за мошенничество при продаже активов Минобороны) проводит распиаренную выставку своих работ "Весна" в Научно-исследовательском музее РАХ в Санкт-Петербурге, её супруг - бывший министр обороны Анатолий Сердюков - лишился должности председателя совета директоров ПАО "Объединённая авиастроительная корпорация" (ОАК).

Теперь совет директоров "Объединённой авиастроительной корпорации" возглавит генеральный директор госкорпорации "Ростех" Сергей Чемезов. Он пояснил, что решил занять этот пост "с учётом важности задачи", дабы "взять вопрос корпоративных реформ под личный контроль".


двойной клик - редактировать изображение

Вдохновителем вышеупомянутых масштабных реформ в авиастроительной отрасли является всё тот же Сердюков, экс-мебельщик, экс-налоговик и экс-руководитель оборонного ведомства по кличке фельдмаршал Табуреткин. "В 2021 году компании «Сухой» и «МиГ» перестанут существовать как самостоятельные юрлица, они вместе с Объединённой авиастроительной корпорацией (ОАК), в которую они входят, станут единым юрлицом под названием Корпоративный центр самолётостроения, который расположится в Москве. Такое решение было принято по итогам прошедшего 16 марта в «Ростехе» совещания о дальнейшей реформе авиастроения с участием главы госкорпорации Сергея Чемезова, руководства и генеральных конструкторов ОАК. В подчинение новому центру также перейдут компании «Туполев», «Ильюшин» и «Иркут». На совещании также было объявлено о создании Единого инженерно-конструкторского центра ОАК, в составе которого в перспективе будут объединены все авиационные конструкторские бюро. Он разместится в районе традиционного центра самолётостроения на Ходынском поле", - сообщает РБК. В рамках кадровой оптимизации управляющий персонал сократится с 5 тыс. до 500 человек.

"Структурные преобразования, программа оптимизации издержек, трансформация индустриальной модели, научно-конструкторского блока, цифровая трансформация ОАК нацелены на рост загрузки производственных мощностей и повышение производительности труда. Совокупный оптимизационный эффект от проводимых преобразований должен составить до 130 млрд рублей", - сказал ТАСС генеральный директор "Объединённой авиастроительной корпорации" Юрий Слюсарь (музыкальный продюсер в недавнем прошлом).

Грядущие реформы специалисты оценивают неоднозначно. Боятся, что сократят не каких-то никчемных аппаратчиков, а действительно нужных профессионалов. Говорят о распродаже зданий КБ с целью покрытия многомиллиардных долгов ОАК перед банками. Тревожатся о судьбе стендов "Сухого" для отработки боевых систем. Напоминают, что действующий министр обороны Сергей Шойгу выступал против непродуманных объединений, в том числе объединения "Сухого" и "МиГа". И т. д.

Возвращаясь к Сердюкову. Покинув должность председателя СД ОАК, выпускник Ленинградского института советской торговли остаётся индустриальным директором по авиационному кластеру государственной корпорации "Ростех", членом совета директоров холдинга "Вертолёты России", председателем совета директоров ПАО "Роствертол", членом советов директоров ПАО "КамАЗ", АО "Объединённая двигателестроительная корпорация", АО "Технодинамика", вице-президентом Союза машиностроителей России и председателем ТСЖ "Молочный-6" (управляет элитным клубным домом из шести квартир, две из которых принадлежат Сердюкову, три - его сестре Галине Пузиковой).

Комментарий политического обозревателя, лауреата премии Правительства РФ Сергея Лескова: "Скоропалительное смещение Сердюкова с поста председателя СД ОАК и замена его Чемезовым в принципе ничего не решила. Прославленные КБ на грани развала, который усугубило решение Сердюкова раскассировать пять ведущих авиационных фирм по городам и весям, выведя их из столицы".


двойной клик - редактировать изображение

6.12.2013 Сердюкову предъявлено обвинение в халатности, повлёкшей причинение крупного ущерба (ч.1 ст. 293 УК РФ). В феврале 2014 года следствие в отношении Сердюкова прекращено, так как он попал под амнистию к 20-летию Конституции Российской Федерации, будучи признан "защитником Отечества".

Анатолий Эдуардович Сердюков родился 8 января 1962 года в Краснодарском крае. Российский государственный деятель, экономист, действительный государственный советник Российской Федерации 1 класса.

Руководитель Федеральной налоговой службы (с 27 июля 2004 по 19 февраля 2007 года). Гражданский министр обороны Российской Федерации (с 15 февраля 2007 по 6 ноября 2012 года).

Сердюков покинул Минобороны после раскрытия масштабной схемы хищений государственных средств. 22 ноября 2012 года в ходе расследования дела «Оборонсервиса» было проведено 18 обысков в коттеджах бывших высших чиновников Минобороны России. Также обыск был проведён и в коттедже Сердюкова, находящемся на территории санатория-профилактория «Подмосковье» Федеральной налоговой службы в курортной зоне Аксаково Мытищинского района на Учинском водохранилище в 15 км от МКАД по Дмитровскому шоссе.

20 декабря 2012 года Владимир Путин на пресс-конференции заявил, что при наличии оснований Сердюков будет привлечён к уголовной ответственности и его будут судить, невзирая на прошлые заслуги и регалии.

28 ноября 2013 года стало известно, что Следственный комитет Российской Федерации возбудил в отношении Сердюкова уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст. 293 УК РФ (халатность).

6 декабря 2013 года предъявлено обвинение в халатности, повлёкшей причинение крупного ущерба (ч.1 ст. 293 УК РФ). Сердюков вину не признал, от дачи показаний отказался.

В феврале 2014 года главное военное следственное управление Следственного комитета России решило прекратить следствие в отношении Сердюкова, так как он попадал под амнистию к 20-летию Конституции Российской Федерации, будучи признан «защитником отечества», главная военная прокуратура подтвердила правомочность такого решения.

В июне 2014 года главная военная прокуратура целиком закрыла уголовное дело, по которому он проходил в одном из эпизодов. Помимо самого бывшего министра обороны, в разбитом на два эпизода деле фигурировало несколько человек. Решение было принято ГВСУ, прокуратура его поддержала.

14 декабря 2015 года Сердюков был назначен в Совет директоров холдинга Вертолёты России. В июле 2017 года избран председателем совета директоров ПАО «Роствертол».

Эксперты прогнозируют серьезное сокращение аппарата ОАК при Сердюкове
Опыт руководства военным ведомством поможет избежать перегибов

Совет директоров Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) 8 мая на своем собрании избрал председателем экс-министра обороны (2007-2012), индустриального директора авиационного кластера госкорпорации «Ростех» Анатолия Сердюкова. Эксперты «МК» по-разному оценивают это кадровое решение.

Авиационную тематику Анатолий Сердюков осваивает с 2015 года, когда он стал индустриальным директором авиационного кластера «Ростеха». Под его началом было немало компаний, связанных с авиационным бизнесом. Это Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК), которая снабжает двигателями все российские самолеты и вертолеты.

Кроме того, в авиационный кластер вошли Концерн «Радиоэлектронные технологии», специализирующийся на разработке и производстве авионики, а также средств радиоэлектронной борьбы. Крупнейший актив авиакластера – «Вертолеты России», монополист российского вертолетостроения. Еще одна компания – «Технодинамика», занимающаяся авиационным оборудованием, в ом числе шасси, гидросистемами, топливным оборудованием.

Реализовывать стратегию развития авиапрома Сердюкову будет помогать, в частности, член коллегии Военно-промышленной комиссии Олег Бочаров. Председателем комитета совета директоров ОАК по бюджету стала Оксана Лобанова. Председатель комитета по кадрам и вознаграждениям - Евгений Юрченко.

В последние недели в структуре ОАК произошли серьезные изменения. Как рассказали «МК» источники в отрасли, практически все эти решения прошли уже под руководством Сердюкова. Очевидно, именно ему глава Ростеха Сергей Чемезов поручил осуществить интеграцию ОАК и госкорпорации «Ростех».

В частности, должности главы дивизиона военно-транспортной авиации и руководителя компании «Ил» лишился Алексей Рогозин, сын главы Роскосмоса Дмитрия Рогозина. Вместо него гендиректором ПАО «Ил» стал Юри й Грудинин. В состав совета директоров, возглавляемого Сердюковым, вошел также вице-президент ОАК по гражданской авиации, президента ПАО «Корпорация «Иркут» и компании «Гражданские самолеты Сухого» Равиль Хакимов.

Годовое общее собрание акционеров ОАК назначено на 27 июня.

Оценивая новую должность Сердюкова, эксперты прогнозируют, что на этом посту он будет действовать не менее решительно, чем тогда, когда возглавил в 2007 году министерство обороны. Как известно, первые годы руководства военным ведомством сопровождались кардинальным сокращением офицерских должностей, крутым реформированием и даже упразднением воинских частей и отдельных военных структур, в том числе военных вузов и институтов. При этом не обошлось без перегибов. Их в последние годы исправляет нынешнее руководство Минобороны.


Что касается ОАК, то эксперты считают, что в ближайшее время центральный аппарат этой корпорации ждут серьезные сокращения. «Многих сотрудников уже предупредили о грядущих сокращениях», - рассказал «МК» один из источников.

В то же время, по его словам сокращения вряд ли затронут производственные площадки. «Руководство страны очень рассчитывает на возрождение авиапрома, особенно гражданского сегмента. Очевидно, Анатолий Сердюков будет жестко добиваться от предприятий безусловного выполнения госзаказа. Думаю, он также извлек уроки из тех ошибок, которые были совершены при реформировании военного ведомства», - сказал собеседник «МК».

Ранее курирующий «оборонку» вице-премьер РФ Юрий Борисов уже критиковал руководство ОАК за раздутые штаты центрального аппарата. Он описал ситуацию поговоркой «семеро с ложкой – один с сошкой» и призвал повысить эффективность управления. Он привел в пример проведенное в Ростехе сокращение числа управленцев.

Сергей Савельев
Эксперт рассказал, зачем экс-министра обороны Сердюкова назначили главой Объединенной авиастроительной корпорации
«Он – человек-чистильщик»
«Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК) обзавелась новым председателем Совета директоров. Его кресло занял скандально известный экс-министр российской обороны Анатолий Сердюков. Об этом стало известно в понедельник, 13 мая, из заявления ОАК. При этом уточняется, что решение о новом назначении было принято еще 8 мая.

Эксперты в передаче кресла председателя Совета директоров крупной корпорации столь неоднозначной фигуре не видят случайности.

– Мы можем по-разному относится к Сердюкову, но тут играет фактор нейтрального управленца, - поясняет военный эксперт Олег Желтоножко. – По моему мнению, его задача «протаскивать» непопулярные решения в «Объединенная авиастроительная корпорация», в том числе и кадровые.


По мнению эксперта, сейчас в российской авиастроительной отрасли, особенно после последних трагических событий, не все в порядке. И именно Сердюков должен стать предвестником больших реорганизационных решений.

– Сердюков сейчас, на мой взгляд, – человек-чистильщик, - подытоживает эксперт.

При этом, эксперт не отказывается и от куда более неожиданной версии назначения – Сердюков как демонстрация «мальчиша-плохиша».

- Возможно, это жесткий посыл всем заинтересованным: «Подумайте, до чего довели отрасль, если мы назначаем такую неоднозначную фигуру на пост председателя».

И все-таки, Олег Желтоножко склоняется к версии, что Анатолию Сердюкову в скором времени придется принимать серьезные кадровые и организационные решения.

Напомним, Анатолий Сердюков с 15 февраля 2007 по 6 ноября 2012 года занимал должность министра обороны России. Получил неоднозначные, иногда очень критичные оценки своей работы на посту главы силового ведомства. Подозревался в халатности, повлекшей причинение крупного ущерба, однако был амнистирован. С 14 декабря 2015 года Анатолий Сердюков получил назначение в Совет директоров холдинга «Вертолёты России». В июле 2017-го года стал председателем совета директоров ПАО «Роствертол».

Особую скандальную известность Сердюков получил за так и неофициальную связь с подчиненной Евгенией Васильевой, которая получила реальный уголовный срок за крупные хищения в Министерстве обороны России.

Фото: Юрий Смитюк / ТАСС

В 2021 году компании «Сухой» и «МиГ» перестанут существовать как самостоятельные юрлица, они вместе с Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК), в которую они входят, станут единым юрлицом под названием Корпоративный центр самолетостроения, который расположится в Москве. Такое решение было принято по итогам прошедшего 16 марта в «Ростехе» совещания о дальнейшей реформе авиастроения с участием главы госкорпорации Сергея Чемезова, руководства и генеральных конструкторов ОАК, сообщил РБК источник в авиапромышленности и подтвердили в пресс-службе госкорпорации.

В подчинение новому центру также перейдут компании «Туполев», «Ильюшин» и «Иркут».


На совещании также было объявлено о создании Единого инженерно-конструкторского центра ОАК, в составе которого в перспективе будут объединены все авиационные конструкторские бюро. Он разместится в районе традиционного центра самолетостроения на Ходынском поле, уточнили в «Ростехе». Для контроля проводимых преобразований Чемезов намерен сам возглавить совет директоров входящей в «Ростех» ОАК.

В феврале стало известно, что глава «Ростеха» поручил подготовить план объединения ОАК с конструкторскими бюро и управлением программами. Согласно протоколу совещания по вопросам организационной трансформации группы ПАО «ОАК» предполагалось, что авиационные КБ и дирекции авиационных программ будут объединены с ОАК. «Планируется также перенос юридических адресов всех управляющих компаний в авиапроме по месту нахождения серийных заводов. Для МиГ это, например, Луховицы или Нижний Новгород, для «Сухого» — Комсомольск-на-Амуре или Новосибирск, для «Ильюшина» — Ульяновск, для «Туполева» — Казань», — утверждал источник РБК.

Кадровая оптимизация является неизбежной для многочисленного административно-управленческого аппарата ОАК, но она не затронет мозговой центр авиастроения — конструкторский блок, заверили в «Ростехе».

Только в Москве в штате ОАК числятся около 20 тыс. сотрудников. По словам источника РБК в авиапромышленности, 15 тыс. — это конструкторы, «то есть тот состав, который трогать не будут». «Где-то порядка 5 тыс. — это управленцы в чистом виде. А классическая управляющая холдинговая компания в составе «Ростеха» — это где-то около 500 человек. То есть к этому будут стремиться», — утверждает собеседник.

Принятию этих решений предшествовали длительные консультации с властями и авиастроителями, сообщили РБК в «Ростехе». Реформа будет реализована поэтапно, в течение нескольких лет. «Еще предстоит проработка всех ключевых изменений с конструкторским блоком, дирекциями самолетных программ, производственными площадками», — подытожили в пресс-службе госкорпорации.

Зачем нужны преобразования

В октябре 2018 года президент Владимир Путин подписал указ о передаче «Ростеху» 92,31% акций ОАК. В июле 2019 года Сергей Чемезов сообщил главе государства о необходимости докапитализировать компанию на 300 млрд руб., и Путин ее одобрил. В марте прошлого года было объявлено, что процесс вхождения ОАК в «Ростех» завершился.

В августе прошлого года в интервью РБК индустриальный директор авиакластера «Ростеха» Анатолий Сердюков заявил, что долги ОАК перед банками составляют около 530 млрд руб. Источник РБК в оборонно-промышленном комплексе отмечает, что с тех пор долг вырос. «Только на его обслуживание уходит около 80 млн руб. в день», — пояснил он.

Сердюков сообщил, что 530 млрд руб. — это старые долги ОАК, образовавшиеся в результате выполнения государственных задач. «ОАК вынужденно кредитовалась под решение этих задач на очень невыгодных условиях, которые были в то время», — пояснил глава авиакластера. Чемезов также объяснил в интервью РБК, что это фактически невозвратные кредиты, полученные еще в конце 1990-х, в начале 2000-х годов.

Анатолий Сердюков

Согласно плану оздоровления ОАК, компания будет докапитализирована из бюджета более чем на 250 млрд руб.: эти деньги пойдут на погашение долгов перед банками. Долги на сумму еще около 150 млрд руб. будут реструктурированы. Курирующий оборонную промышленность вице-премьер Юрий Борисов объявил, что часть долга ОАК будет реструктурирована в течение 15 лет. Источник РБК, близкий к ОАК, уточнил, что реструктуризация будет осуществляться под 2% годовых. По словам собеседника РБК, основными кредиторами ОАК являются Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк и Новикомбанк.

Государство, оказывая отрасли помощь, ждет радикальных реформ, которые помогут решить накопившиеся финансовые проблемы и повысить конкурентоспособность отечественных самолетов в стране и в мире, заявил РБК Чемезов, комментируя итоги совещания 16 марта. Реформа ОАК призвана убрать избыточные уровни управления, сделать административную структуру корпорации более компактной и гибкой, сократить непроизводственные издержки, добавили в пресс-службе «Ростеха».

В пресс-службе ОАК уточнили, что реформы нацелены на рост загрузки производственных мощностей и повышение производительности. «Совокупный оптимизационный эффект от проводимых преобразований должен составить до 130 млрд руб.», — сообщили в ОАК.

Успешной ли будет реформа

Попытки объединить отраслевые КБ в одном месте предпринимаются регулярно. Однако идея создать Национальный центр авиастроения в Жуковском натолкнулись на колоссальное сопротивление со стороны проживающих в Москве сотрудников авиакорпораций, напомнил исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. Но есть и успешный пример: госкорпорация «Роскосмос» выбрала свою историческую площадку в Филях для размещения Национального космического центра, в рамках которого объединятся разработка, производство и образовательный центр, заметил эксперт.

Авиастроители за минувшие десятилетия регулярно получали господдержку не только для реализации конкретных проектов, в том числе и в гражданском сегменте, но и для повышения финансовой устойчивости отдельных предприятий, подчеркнул Пантелеев. «Помогали ли эти вложения радикально переломить ситуацию и перезапустить бизнес? Увы, не всегда. Без перестройки внутренних процессов, без повышения эффективности списанные долги очень быстро отрастали заново, а продажи как были на недопустимо низком уровне, так и оставались. Поэтому неудивительно, что сейчас «Ростеху» и ОАК необходимо проводить системные реформы и слезать с иглы бюджетного финансирования», — утверждает эксперт.

Юрий Борисов

О том, что отечественная авиационная промышленность «переразмерена» с точки зрения занимаемых площадей, говорили еще 20 лет назад, напомнил Пантелеев. Но до тех пор пока в Москве сохранялось опытное производство ведущих конструкторских бюро, говорить о переезде на общую площадку не приходилось. «Сейчас же создать корпоративный и инженерный центр с развитой инфраструктурой, в котором будут обеспечены комфортные условия для сотрудников, решены все вопросы с обеспечением защиты данных, вполне реалистично», — считает эксперт.

Пантелеев считает, что любая, даже самая необходимая реформа всегда будет встречать противодействие. «Если «Ростех» покажет, что не планируется никаких переездов конструкторов из Москвы в регионы, что конструкторские школы будут сохранены, что интересы сторон будут сбалансированы, то оптимизацию удастся провести относительно безболезненно», — заключил он.

Читайте также: