Что такое трудовая артельная

Опубликовано: 17.09.2024

В этих поэтических строках отражено интереснейшее явление нашей истории – артельная организация труда. Итак, что же такое артель? Что она означала для русского человека в прошлом?


Один – за всех и все – за одного

Артельная организация берет начало на Руси со времен Средневековья. В артели объединялись для выполнения подрядов на самые разные работы: строительство и рыбную ловлю, производство продуктов питания и перевозку грузов.

Артель – это, прежде всего, самоуправляемый трудовой коллектив. «Артель суймом крепка», – гласила древняя пословица. Суйм (или суем) – общее собрание, сходка.

В руководство артели выбирались самые авторитетные члены.

Зачастую распорядительная функция выполнялась поочередно каждым из артельщиков. Распределение дохода осуществлялось по труду.

Члены артели связывались круговой порукой; каждый из них ручался солидарно за всех, все же вместе – за каждого отдельно.

Артель нам строить и жить помогает

Строительные и плотничьи артели – классический образец русской артели. Известно, что члены плотничьих артелей были равноправны, но по степени мастерства разбивались на три группы и получали свой заработок в зависимости от принадлежности к каждой из них. Меньше всего зарабатывали ученики, пока не получали должной квалификации. Для этого артель приставляла к ним опытных наставников.

У небольших артелей не было необходимости выбирать старосту. Однако в крупных артелях, особенно в городах, иногда выбирали двух старост. Один отвечал за хозяйство артели, а другой непосредственно руководил работой. Старосты, выполняя свои руководящие функции, не освобождались и от общей работы. Зачастую плотничьи старосты за совмещение специальной платы не получали, лишь в конце работы, по решению артели, им могли выделить небольшую премию – «на сапоги».

Яркий пример небывалой производительности труда артелей – строительство каналов и железных дорог. Без всякой механизации труда, лишь с помощью таких инструментов, как тачка, лопата, топор, пила, было проложено 893 км каналов и 1317 км шлюзованных участков рек.

С 1838 по 1917 гг. строительные артели с помощью того же набора инструментов построили более 90 тыс. км железных дорог. Великая Сибирская дорога протяженностью 7,5 тыс. км была построена за десять лет со средней численностью рабочих 7 – 8 тыс. человек.

Один и камень не сдвинешь, а артелью гору поднимешь

Разумеется, артельная организация труда охватывала не только строительство.

Ремесленники объединялись в артели для совместного использования материально-технической базы: гончары объединялись, чтобы иметь общий горн, кузнецы – общую кузницу, ткачи – большие производственные помещения и т.п. Объединялись и для того, чтобы иметь общий склад для сырья, материалов и готовой продукции.

Начиная с 1860-х гг. на сибирских золотых приисках широкое развитие получили артели золотодобытчиков. Артельные формы труда позволяли экономить на содержании многочисленной администрации, создавая у рабочих особую заинтересованность в результатах своего труда, что было особенно важно в условиях постепенного истощения «золотой жилы». Численность артелей золотодобытчиков колебались от четырех до восьми человек, с выборными старостами во главе. На последних возлагалась забота о нуждах артели, распределение работ между членами, сдача золота, наблюдение за правильным учетом припасов, забираемых в приисковой лавке, передача артели приискового управления и т. п.

Однако артельная организация трудовых отношений включала не только ремесленные и подобные им промыслы. Пожалуй, наиболее интересный момент артельной истории – приложение труда артели в промышленном, фабричном, заводском производствах.

Так, на Урале артельные формы организации труда издавна существовали в кричном, листокатальном и ударно-трубочном заводских цехах. Хотя фабрично-заводская артель в период развития капитализма была распространена в России повсеместно.

Что же собой представлял этот общественный институт?

Такие артели ежегодно заключали договор, определявший отношения, как членов артели между собой, так и самой артели к администрации завода. Артель получала все необходимые материалы от администрации завода по установленным ценам, производила под наблюдением заводского мастера оговоренные объемы работ, а за них получала коллективную заработную плату через выборных доверенных. Заработок делился между членами артели соразмерно количеству и качеству их труда.

Артель обладала широкими правами. Вместе с тем, ее деятельность строжайшим образом контролировалась. В случае провинностей администрация налагала на артель штрафы.

Артели, работавшие на российских заводах, выбирали из своего состава старост, старшин, иногда и писарей для ведения общих дел. По заведенному порядку заводские артели могли решать вопросы наказания своих работников. Виновные в лености, нерадении, небрежности, недобросовестности, пьянстве наказывались сотоварищами весьма сурово. По приговору артели за вопиющие проступки член артели мог быть наказан розгами, а часть причитающейся ему платы удерживалась в пользу сообщества. Строжайшая трудовая дисциплина была залогом коллективного благополучия.

В «Очерке Олонецких заводов» середины XIX столетия отмечается, что жизнь рабочих отличалась довольством. «Неиспорченная нравственность и трезвость – преобладающие в них достоинства», – такую характеристику дает автор.

А вот другой пример, относящийся к более позднему предреволюционному времени. На Архангельско-Патийском заводе образовалась артель углекопов, человек восемьдесят, работавших по восемь часов в трехсменном режиме. Для ведения артельных дел была избрана комиссия из тринадцати членов-учредителей. Доходы распределялись между членами дважды в месяц по количеству обработанной поденщины. Если кто-то из членов хотел выйти из артели, то был обязан предупредить ее за две недели. Однако даже выбывший из артели оставался ответственным по ее делам в течение трех месяцев со дня выхода. Таким образом, артель давала гарантию на выполняемую работу, ручалась за своих специалистов. Для артельных договоров вплоть до начала XX века была характерна формула «служить делу честно, добропорядочно, совестливо».

Понятно, что и предпринимателям было удобнее иметь дело с саморегулирующимся коллективом, нежели со сборищем «свободных индивидуумов».

В 1860 – 1870-х гг. получили распространение производственные и творческие артели интеллигенции, например, «Артель художников» или «Артель переводчиц». В конце XIX века в Москве и Петербурге были зафиксированы артели счетоводов, электромехаников, инженеров, бухгалтеров. Существовали и женские артели – продавцов, кассиров, золотошвеек и пр. Иногда в артелях практиковался наем рабочей силы. В этом случае коллективным нанимателем становилась вся артель.

Заводы – артелям!

Привычка к артельным формам труда и хозяйствования вызвала к жизни проекты о передаче предприятий в руки рабочего самоуправления – коллективам предприятий, объединенных в рабочую артель. По мнению Д. И. Менделеева, побывавшего в конце XIX столетия на Уральских металлургических заводах, многие из них могли бы быть переданы артельно-кооперативному хозяйству. К слову, подобные мысли еще ранее высказывались и революционерами (не марксистской, а народнической ориентации).

В 1908 г. артель из ста человек взяла в аренду на двадцать пять лет Дедюхинский солеваренный завод. Опыт хозяйствования оказался успешным.

Попытки рабочих взять заводы в аренду неоднократно отмечались в начале прошлого века. Так, в 1905 г. четыреста семей рабочих обратились к правительству с просьбой передать им в аренду Нижне-Исетский железоделательный завод возле Екатеринбурга. Предприятие собирались закрыть из-за убыточности. Рабочие заявили, что если завод будет сдан им в аренду, они образуют товарищескую артель по уставу, утвержденному правительством, и займутся производством сортового, листового и кричного железа, механических и кузнечных изделий. Превратить завод из убыточного в прибыльный предполагалось путем удешевления материалов и уменьшения накладных расходов. Таким образом, цена вырабатываемого железа становилась конкурентоспособной.

Министерство земледелия и государственных имуществ, на имя которого пришло прошение рабочих, отнеслось к нему скептически. На то были причины: в 1890 г. уже предпринимались попытки создать артельное ведение хозяйства на Нижне-Исетском заводе, но они не увенчались успехом. Была и оборотная сторона медали. Артели не могли получить кредит, путем различных махинаций им препятствовали в транспортировке продукции, а также негласно бойкотировали их продукцию на рынке.

Великий перелом

В 1915 г. Российское министерство торговли и промышленности опубликовало далеко не полный «Справочник об артелях трудовых». Издание содержало сведения об артелях, как организациях, но отнюдь не о числе предприятий, применявших артельные формы организации труда с утвержденным официальным органом уставом, а у большинства российских артелей уставов не было, все держалось на честном слове.

В этом справочнике значились 507 артелей, из которых первое место занимали артели грузчиков и крючников – 53, затем шли посыльные и носильщики – 31, далее строительные рабочие – 25, маляры и живописцы – 24, ночные сторожа и караульные – 15, чертежники, техники, землемеры и т. п. – 13, монтеры и водопроводчики – 8.

В этот период артели активно объединяются в союзы. Так, в 1914 г. возникает Московский Артельсоюз, объединивший 13 артелей, в 1915 г. – Боровичско-Валдайский союз, куда входило 28 артелей.

Последующий курс на построение командно-административной плановой экономики, казалось бы, не оставлял места артельным формам организации труда. Однако артель оказалась живучей и в выхолощенном виде все же продолжила свою историю в советское время. И не только в годы НЭПа. До середины 60-х гг. XX века сельскохозяйственными артелями именовались колхозы. В мелкой кустарной промышленности и сфере услуг долгое время существовали промысловые артели. На артельных принципах организовывались в 70 – 80-е гг. многочисленные бригады «шабашников», хотя в то время единственным разрешенным видом артели были старательские объединения по добыче золота. Крупнейшее российское предприятие по добыче золота – АО «Полюс Золото» выросло как раз из такой артели.

Наконец, на исходе советской власти было принято решение о возрождении, по сути, старых артельных институтов. Речь идет о «бригадном хозрасчете» и «бригадном подряде». Постановления советского правительства об этом были приняты четверть века назад. К сожалению, экономический коллапс конца 80-х – начала 90-х не дал развиться этому начинанию в полной мере.

Сегодня эксперты рынка труда отмечают такое «новое-старое» явление в строительстве, как бригады «шабашников». Эти, во многом саморегулируемые коллективы не терпят у себя лентяев, предпочитают работать хорошо, но только за достойную оплату.

Развитие саморегулирования, особенно в сфере мелкого и среднего бизнеса, вполне может опираться на предшествующий опыт артельной организации, ведь недаром историю называют «учительницей жизни».

Наша справка

«Одинашная» артельная запись 15 марта 1653 года «носников» –переносчиков грузов (выдержки)

«Се аз Тотьмяна (тотемские – г. Тотьма на р. Сухоне, ныне Вологодская обл.) посадцкие люди, а нижнесухонские носники, Юрия Тихонова сын Баев, да яз, Клим Михея сын, да яз, Василий Иванов сын Попов (далее перечисляются еще 17 фамилий). и все нижнесухонские носники уговорились мы промеж собою полюбовно в том, что нам, носникам, в судовом деле друг за друга стоять и не подавать ни в чем. . И нам, носникам, из своие братьи с совету выбрать ходока к Москве бити челом государю в воеводских обидах. А буде который из нас, носников, не станет друг за друга стоять и в тоя поры почнет на судах ходить и плавать, в кою пору носники в тюрьме сидят, и на нем взять в братью пятьдесят рублев денег. А в те поры государевых казенных судов нам, носникам, не держать ни вниз, ни вверх, и своих братьи носников отпущати на те казенные суды на Меженские на осенные, опричь внешних сплавок, людей и дощаников, которые лодьи и дощаники с хлебом и с иным товаром попловут в весну. В том мы промеж собою, носники, одиначную написали».

Начало ХХ века. Договор, который заключался артелью с администрацией завода (выдержки)

«Артель обязуется содержать полный состав людей, необходимых для управления доменными печами. 2) содержать сторожей для охраны зданий и машин; 3) припасы получать из заводских запасов по установленной цене; 4) содержание всех машин и поправку их, равно и других заводских сооружений (железных дорог, ворот), принимает на свой счет, кроме капитальных исправлений; 5) инструменты, существующие в наличности, артель получает от завода, в случае же недостатка покупает на свой счет; 6) артель получает по истечении каждого месяца плату. (далее идут установленные расценки); 7) артель обязуется вести счета и расчеты по шнуровным книгам, которые должны быть всегда открыты для заводоуправления. Из заработка артели поверенный ее на основании рабочего журнала удовлетворяет рабочих платой в установленном размере, а остальные хранятся как запасный капитал, который делится по окончании всех расчетов пропорционально назначенным платам за вычетом двух процентов в кассу горнозаводского товарищества; 8) артель обязуется выплавлять чугун под руководством управления завода и вообще выполнять все его требования; 9) мастер обязывается наблюдать, чтобы все работы производились своевременно и надлежащим образом; каждый рабочий исправным выполнением своих обязанностей должен помогать мастеру; 10) каждый рабочий, член артели, обязывается служить делу честно и добропорядочно, быть почтительным, вести себя добропорядочно, совестливо исполнять и в свое время оканчивать работу и вообще всеми средствами содействовать пользам завода; в случае каких-нибудь несправедливых и незаконных требований со стороны служащих по заводу обязывается сообщать через доверенного мастера или лично для должного разбирательства управителю завода. » .

Приложение 1 к Постановлению Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 3 ноября 1986 г. № 464/26-64

«Типовое положение о бригадном хозрасчете и бригадном подряде»

1. Общие положения (выдержки)

1.1. Основной целью применения бригадного хозрасчета и бригадного подряда является достижение коллективами бригад высоких конечных результатов труда с наименьшими трудовыми и материальными затратами на основе усиления материальной заинтересованности работников в повышении эффективности производства, всемерного развития творческой инициативы, хозяйственной самостоятельности и социалистической предприимчивости.

1.2. Хозрасчетной является бригада, коллектив которой несет ответственность за использование сырьевых, топливно-энергетических и других материальных ресурсов, а также поощряется за их экономию на основании утвержденных норм расхода и организации соответствующего учета. При этом хозрасчетной бригадой планируются также объем выпуска и качество продукции, рост производительности труда (снижение трудоемкости), фонд заработной платы и другие показатели ее производственной деятельности. Нормы расхода ресурсов, использование которых непосредственно зависит от деятельности хозрасчетной бригады, устанавливаются в натуральном и стоимостном выражении».


Уникальная форма организации труда русского народа, практически не имеющая аналогов в мире. Добровольный союз (товарищество) равноправных работников, решавший производственные и хозяйственные задачи на основе самоуправления, взаимопомощи и взаимовыручки. Объединение людей в артель не только не ограничивало дух самостоятельности и предприимчивости каждого артельщика, а, напротив, поощряло его. Артель позволяла сочетать склонность русского человека к самостоятельному и даже обособленному труду с коллективными усилиями.

Началом равноправности артели резко отличались от капиталистических предприятий; попытки эксплуатации одних членов артели другими, как правило, жестко пресекались (в этом плане артель была антикапиталистической организацией). Причем равноправность не нарушалась предоставлением одному из членов распорядительной функции, т. к. каждый из членов мог быть назначен товарищами на ее выполнение. В некоторых артелях распорядительная функция выполнялась поочередно каждым из артельщиков. Равноправие, конечно, не означало уравниловку – распределение дохода осуществлялось по труду.

Чисто русской особенностью этой формы труда было также то, что члены артели связывались круговой порукой, т. е. каждый из них ручался солидарно за всех остальных, все же вместе – за каждого отдельно. Этот признак вытекал из самого понятия об артели как о самостоятельной общественной единице. Эта ответственность друг за друга есть искони отличительный признак артели, доказательством чего служат дошедшие до нас исторические памятники, договоры с артелями, заканчивающиеся указаниями, что ответственность за ущерб и убытки, нанесенные артелью, должны падать на того, «кто будет в лицах», т. е. на каждого конкретного члена артели. Все это лишний раз подчеркивало общинное происхождение артели, их кровное родство.

Артелью, писал историк И. Г. Прыжов, называется братство, которое устроилось для какого-нибудь общего дела. Русская артель имеет своего рода семейный характер: «Артель – своя семья». Про большую семью говорят: «Экая артель».


В классической артели человеку труда было везде и всегда работать выгоднее, чем в батраках или наемниках. Современный историк Александр Елисеев справедливо отмечает: «Артель представляла собой высокоэффективную хозяйственную организацию, члены которой всегда получали значительный материальный стимул к хорошей работе – великолепные заработки. Они во много раз превышали заработки наемных рабочих – и государственных, и «частных». О том же пишет и А. А. Исаев в своей работе «Артели в России»: «Обращает на себя внимание то благодетельное влияние, которое артель, экономически самостоятельная, оказывает на материальный быт участников.

Причины этого благотворного влияния слишком понятны, чтобы нуждаться в подробных пояснениях. Раз производительной артели принадлежат весь труд и капитал, влагаемые в предприятие, она получает и все доходы, добываемые путем совместной деятельности». При этом Исаев оговаривается, что данная закономерность действительна только в отношении хозяйственно самостоятельных артелей, – если же артель впадает в зависимость от предпринимателя или кредитора, то она «спускается до уровня группы наемных рабочих; в этих случаях она слишком слаба, чтобы давать своим членам те выгоды, которыми пользуются участники самостоятельных артелей».

Укажем и конкретные примеры, приведенные Исаевым в подтверждение явной выгодности в его эпоху труда артели в сравнении с наемным трудом в финансовом выражении: в Казанской губернии средний дневной заработок члена земледельческой артели составляет 1 руб., а наемного рабочего – 60 коп.; нежинские табачницы зарабатывают в артелях по 30 руб. в 7 месяцев, а при единоличном найме – только 17 руб.; в родионовской артели рыбаков на члена приходится 150 руб. в год, что составляет, по местным условиям (Кадниковский уезд), очень высокий заработок; в южной России плотник, который получает у рядчика 8-12 руб. в месяц, зарабатывает в артели 20-25 руб.; по вычислениям, сделанным для Ярославской губернии, до введения артельных сыроварен, за молоко крестьяне выручали цену, почти вдове меньшую, чем позднее посредством этих артелей.
На основании этих и множества других подобных примеров можно говорить о том, что во времена классической русской артели артельщик был в среднем примерно вдвое более успешен и состоятелен по сравнению с наемником. Не удивительно, что в народе профессиональные артельщики пользовались уважением, а отправка на артельные заработки представлялась для крестьян, особенно молодых и холостых, привлекательной.

Товарищеская взаимопомощь и общее согласие – главное в артели: «Артельная кашица гуще живет», «Одному и у каши не споро», «В семье и каша гуще». Поэтому, справедливо утверждает Прыжов, у русского человека большое скопление людей получает смысл артели: «Народ по улицам артелями бродит».
«Артельная система, – отмечал исследователь артели М. Слобожанин, – есть не классовая, а общечеловеческая система, форма же проявления ее – артель – есть союз личностей».


В артели человек должен был проявить свои лучшие способности, а не просто приложить труд. Самоуправляемый характер артели был не в примитивном равенстве, а в равном праве для всех выразить свои способности вне зависимости от социального положения. В самых типичных артелях Древней Руси могли участвовать все без исключения при одном условии – признания ими артельных основ. В складочные пиры, в пустынные монастыри, в братства и в вольные дружины могли входить и «лучшие» и «молодшие» люди, и смерды, и бояре, и духовные лица, и даже князья.

Д. И. Менделеев писал: «В общинном и артельном началах, свойственных нашему народу, я вижу зародыш возможности правильного решения в будущем многих из тех задач, которые предстоят на пути при развитии промышленности и должны затруднять те страны, в которых индивидуализму отдано окончательное предпочтение, так как, по моему мнению, после известного периода предварительного роста скорее и легче совершать все крупные улучшения, исходя из исторически крепкого общинного начала, чем идя от развитого индивидуализма к началу общественному».

Русский народ в разные исторические эпохи воспроизводил эту благородную модель высокой социальности. Присутствием артельных архетипов объясняется и внутреннее сопротивление носителей русской культуры попыткам навязать чужие модели коллективизма коммуны, частнособственнического предпринимательства, пресловутого «рационального» экономического поведения, протестантской хозяйственной этики. Нам необходимо достигнуть новой ясности в понимании естественных склонностей и преимуществ нашего народа, чтобы не повторять ошибок прошлого, и не жертвовать во имя каких-то абстракций и экспериментов этим величайшим внутренним богатством русской цивилизации.

Малый и средний бизнес. Артели и кооперативы в СССР. Артель, Кооператив, СССР, Длиннопост

Если в брежневские времена, например, в некоем городке не хватало конфет, то, чтобы удовлетворить спрос, нужно было вносить изменения в пятилетние планы. В сталинском СССР вопрос решался самостоятельно, на местном уровне. Через месяц город бы заполнили торговцы, изготавливающие конфеты кустарным способом, а через два месяца к ним присоединились бы производственные артели.

Малый и средний бизнес. Артели и кооперативы в СССР. Артель, Кооператив, СССР, Длиннопост

Особую роль при Сталине играли и колхозные рынки. Они тоже были в ведении местных властей. И сборы за торговлю устанавливались местными советами народных депутатов. Например, в Первоуральске в последние предвоенные месяцы, если человек торговал с оборудованного места (т.е. имелся стол), то с него вообще не брали никакого налога. Не взимался налог, если граждане продавали яйца, молоко, масло и т.п. даже не с оборудованного места, а прямо с телеги.

Причем кустарей и крестьян – единоличников – в стране к началу войны было ещё очень много. Накануне войны в СССР насчитывалось более 3,5 млн. хозяйств единоличников.

Малый и средний бизнес. Артели и кооперативы в СССР. Артель, Кооператив, СССР, Длиннопост

Малый и средний бизнес. Артели и кооперативы в СССР. Артель, Кооператив, СССР, Длиннопост

Малый и средний бизнес. Артели и кооперативы в СССР. Артель, Кооператив, СССР, Длиннопост

По сути именно Сталин сформировал и вырастил эффективно работающую систему предпринимательства – честного, производственного, а не спекулятивно-ростовщического. И надежно защитил ее, как от злоупотреблений и коррупции госчиновников, так и от ростовщического частного капитала.

Артели и кооперативы прививают принципиально иную этику, чем обычные частные предприятия, подрывается эксплуатация трудящихся. Работники, выступающие одновременно собственниками и выгодоприобретателями предприятия — отличная база для среднего класса, только не паразитического, а трудового.

Малый и средний бизнес. Артели и кооперативы в СССР. Артель, Кооператив, СССР, Длиннопост

Малый и средний бизнес. Артели и кооперативы в СССР. Артель, Кооператив, СССР, Длиннопост

ППС артели примус

В самом начале 1941 года Совнарком и ЦК ВКП(б) специальным постановлением запретили чиновникам разного уровня вмешиваться в деятельность артелей, подчеркнули обязательную выборность руководства промкооперацией на всех уровнях, на два года предприятия освобождались от большинства налогов и госконтроля над розничным ценообразованием.

Единственным и обязательным условием было то, что розничные цены не должны были превышать государственные на аналогичную продукцию больше, чем на 10-13%. И это при том, что госпредприятия находились в более сложных условиях: льгот у них не было.

Малый и средний бизнес. Артели и кооперативы в СССР. Артель, Кооператив, СССР, Длиннопост

Малый и средний бизнес. Артели и кооперативы в СССР. Артель, Кооператив, СССР, Длиннопост

Малый и средний бизнес. Артели и кооперативы в СССР. Артель, Кооператив, СССР, Длиннопост

Еще одной характерной чертой брежневского социализма была уравниловка. Большинство работников государственных предприятий (а государственными тогда были почти все предприятия страны) получали стабильную, но всегда одинаковую зарплату. То, что независимость зарплаты от результатов труда – это плохо – понимали и тогда. Но реальных шагов по изменению ситуации не предпринимали.

Совсем иная ситуация была в сталинские годы. Директоров предприятий не уговаривали, от них требовали по максимуму переводить всех, кого только возможно, на сдельщину. В годовых отчетах директора предприятий непременно указывали процент трудящихся, работающих по сдельной системе оплаты труда.

Малый и средний бизнес. Артели и кооперативы в СССР. Артель, Кооператив, СССР, Длиннопост

Некоторые высококвалифицированные рабочие первоуральского Новотрубного завода в годы Великой Отечественной войны зарабатывали в месяц до 2500 рублей. Для сравнения: зарплата директора Новотрубного завода, лауреата Сталинской премии Якова ОСАДЧЕГО составляла 3000 рублей.

Вы можете представить себе, чтобы сейчас слесарь 6-го разряда получал зарплату, сравнимую с зарплатой топ-менеджера промышленного гиганта (на тот момент Новотрубный завод был самым крупным трубным предприятием СССР)?

Малый и средний бизнес. Артели и кооперативы в СССР. Артель, Кооператив, СССР, Длиннопост

Малый и средний бизнес. Артели и кооперативы в СССР. Артель, Кооператив, СССР, Длиннопост

Малый и средний бизнес. Артели и кооперативы в СССР. Артель, Кооператив, СССР, Длиннопост

Малый и средний бизнес. Артели и кооперативы в СССР. Артель, Кооператив, СССР, Длиннопост

Малый и средний бизнес. Артели и кооперативы в СССР. Артель, Кооператив, СССР, Длиннопост

Малый и средний бизнес. Артели и кооперативы в СССР. Артель, Кооператив, СССР, Длиннопост

Найдены возможные дубликаты

Очень интересно. СССР мог бы быть похож на Китай с его сотнями тысяч средних и малых частных производств и мгновенной реакцией на нужды рынка. Ох уж этот Сталин

"ни забудем, ни простим"

Сталина за другое ругают, а не за артели

Автор (@takoykakvse), почему всю статью не выложили, а лишь её часть? Там же в конце есть ещё абзац:

"И из опыта позднего СССР. Как только при Горбачеве разрешили кооперативы, регистрация была проста и налоги минимальны, ЗА 2 ГОДА вся страна оделась в варёные джинсы ОТЕЧЕСТВЕННОГО производства и купили ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ телефоны с определителем номера. А потом налоги подняли, и выгоднее стало всё закупать в Китае и Польше."

Вы этот абзац не выложили почему-то. почему?

Потому что хвалить Горбачёва - не комильфо.

Его хвалить не за что

Много за что. Хотя бы, за перестройку, гласность, свободные выборы, "сухой закон", прекращение преследования инакомыслящих, и за многое, многое другое.

Хрущь был самым тупым лидером в истории человечества. "У нас скоро коммунизм, значит артели не нужны, все будут делать заводы! Зачем нам красиво? Это капиталистические излишки, надо уродливо! безлико!"

Хрущёв был близким другом Троцкого. Этим всё сказано.

власть принадлежит олигархам.

олигархам мелкий бизнес невыгоден.

Купи патент - ок 12000р в год на одного. ( с наёмниками будет больше). И всё!

Не все. Соц взносы ещё 30-ка

Так любой работающий человек платить эти проценты.
Если ИП не хочет платить эту 30ку, пусть выбросит полис.

До хрена у кого пониженные взносы в 20 и 14 - раз.

У ИП есть 100% вычет из УСН взносов за себя - два.

То есть ИП на УСН если он вообще работает, просто платит 6%.

А теперь сравните с патентом. Ну например патент в миллионнике стоит 40 и ещё взносы 30 (их вычесть уже нельзя) +1% В ПФР на свыше 300 тыщь.

Итого получается что патент выгоден становится только при доходах примерно от 1 100 000 в год. А до этого выгоднее на УСН сидеть.

Я вообще не об усн/патент речь вел, а о сравнении свое дело/работа.
В пане оптимального выбора системы налогообложения и вообще причесывания бизнеса - это само собой разумеется.
В начале ветки речь шла о больших расходах в малом бизнесе сравнительно смиренного сидения на зарплатке. Причем с подтекстом, что государство забирает то, что дает.

Ну так вы так смело советуете человеку патент, хотя он не всегда выгоден УСН.

Я никому ничего не советовал, ники гляньте)

Я думал над тем, зачем Хрущев так поступил.

Он конечно был не прав, но логика прослеживается.

Дело в том, что строить с нуля новый завод телевизоров (например) очень трудно, а ухватить готовую артель, влить в неё миллионы рублей (по советскому курсу) собрать самых-самых специалистов и.

В кратчайшие сроки готово производство мирового уровня

(я не говорю, что превосходящее США или отдельные заводы Европы, в мире знаете ли не только они).

Хрущеву нужны были колоссальные средства чтобы догнать Америку по ядерным бомбам, ведь перевес был таким, что США могли без особого труда, безнаказанно стереть нас с карты.

А сталинская система, шла степенно, последовательно, например Сталин делал ставки на флот и не собирался сворачивать этот проект, а Хрущев его сразу закрыл и высвободившиеся ресурсы кинул на ядерное вооружение.

На то она и гонка вооружений.

Сталин вообще был неуместно демократичен, я читал его переписку, именно непоследовательность в демократических и авторитарных методах, была его слабым местом.

Возможно, через 10 лет при живом Сталине, артели стали бы серьезными кооперативами, а позже и корпорациями, но у медали две стороны, что если бы эти квази-буржуазные элементы, захватили бы власть, демократическим путем?

А Сталин, как ни странно сейчас это слышать, собирался устроить демократию.

История на самом деле любит сослагательное наклонение, без него не ясны мотивы, но в данном случае представить очень трудно.

чтобы ядерные бомбы производить нужно уран добывать, обогащать и строить бомбы.

артели по выпуску трусов и патифонов никак не способствуют увеличению выпуска яд.бомб.

более того, в указанном тобой подходе еще и люди привлекаются в артели (собрать самых-самых специалистов), вместо ядерной отрасли.

Еще как способствуют. Дело было не в телевизорах, а в концентрации финансовых потоков.

Капитал в условиях монополии вещь не самая полезная, нужно чтобы он постоянно обращался, иначе от него не будет пользы, а при Сталине, как видно на графике, крупная часть денег вращалась именно у кустарей и артельщиков.

Конечно металлургические гиганты они не построят, но если собрать всю мелкую шушеру с лаптями и петушками и заменить на соответствующие фабрики с монопольным сбытом, то получишь где-то треть прибыли к гос-бюджету.

Планы Сталина хоть и изобиловали устаревшими для 20-го века решениями, но больше походили на нынешнее развитие КНР. Он хотел действовать в рамках созданной им после войны, империи, которая чуть не развалилась из-за Хрущева. И у него бы получилось, Америка властвовала бы над миром, кроме сталинской империи, а к моменту назревания конфликта, у СССР уже был бы нужный потенциал. И не смотря на пропаганду, у Сталина с США были относительно дружеские отношения, хотя бы потому, что всю индустриализацию он закупал американские технологии и готовые заводы и в процессе роста стран советов, товарооборот с США бы только вырос.

капитал в условиях социализма не имеет силы.

денег печатают тупо сколько надо, с учетом тарифов и прейскурантов инфляция на уровне погрешности.

Возможно Хрущев хотел интегрировать элиты СССР в мировые, а для этого нужно признание гос. валюты.

Еще он демонтировал сталинские системы репрессий и боялся (не он один) что без них, квази-капиталистические элементы и какая-либо автономия, развалит страну, что и так почти произошло после переворота.

Короче, Хрущев бяка и хуже Сталина. Тот хотя бы не о себе одном думал, а был фанатиком народа, а Хрущев гениальный карьерист, но без видения, пошедший на поводу у номенклатуры.

С другой стороны, сталинские методы стабилизации СССР не просто так обрели дурную славу, они не нравились элите и наделали много-много зла.

Сейчас, однако, после 70-ти лет опыта, включая опыт КНР, США и других стран, можно предположить, что при правильном переходе и разумной либерализации, можно было бы убрать сталинские методы контроля и опереться на средний класс, достигнув таким образом стабильности, без развала, а наоборот с интеграцией.

Ну кто ж тогда знал. Опыт КНР уникален в историческом плане и без крушения СССР "чуда" бы не произошло и мы бы так и не убедились, что нечто подобное возможно.


И-эх, на-а-лЯжем,
Взя-яли рАзом.
Все! все вмЕсте.
Оп-па, дружно, оп-па, срАзу!
На-авались, ещё, ещё.
Эх, потянем, вместе разом!
Эй, босОта, тянем-тянем.
Раз-два, взяли. ещё - взяли!
Во! пошёл. пошёл, пошёл,
Во, пошёл, пошёл, пошёл.
Тянем-тянем, не слабеть,
Тянем-тянем, потерпеть.
Раз-два, взяли, раз-два - разом.
Чуть ещё - и пошабашим!
Раз-два, взяли, раз-два - разом.
Всё! Бросай концы, ура!
Ура-ра-ра, ра-ра, ра-ра.
Шаба-а-аш!*

* Что побуждает людей петь при физической работе? Откуда взялась эта восхитительная зараза - куплеты сочинять? Почему - в рифму? Где исток поэзии как творчества? Что первее - поэзия или проза?
- Э-э, любознатец какой, ишь, куды копнул, - скажет БобчИнский-ДобчИнский**, - а вот нет у поэзии начала, самородок она - сама-собой.
Есть, конечно, умные и глубокие исследования на эту тему, я здесь не возьмусь обнимать необъятное, вздымать неподъёмное. силы где взять?.
Но вот, трудовая песня рабочей артели, выполняющей общую, ритмическую, сугубо физическую работу, где-то там - в истоках поэтики. Это и не песня ещё, в нашем понимании, а - выдох, сигнал и реакция на общее усилие. Работа с игровым настроением и интонацией. "И-и раз-два, взяли, ещё раз - взяли, сама пошла. "
Есть древнейшая, из дошедшего до нас, песня такого рода. В комедии Аристофана "Мир" (поставлена в 421 году до н.э). Там сдвигают камень, закрывающий вход в пещеру, куда "поджигатели войны" - афиняне упрятали богиню мира Ирину с подругами.
Была у древних такая привычка - богов в пещерах замыкать камнем, вспомните хотя бы этого простого парня из Вифлеема - Иешуа Мессию, страстотерпца. И секъюрити на входе в райские кущи - Пётр, он же Камень.
Проблема-то! Богиню вызволить, выпустить наружу - войны закончатся.
Жёны воинов пребывают в истоме, детки малые без мужьёв у них уже как-то "сами" родятся, хозяйство в упадке, а Перикл гоплитов на войну гонит.
Камень отвалили, верёвками тянули. С песней!
Ирине возрадовались, Перикла посрамили.
Но, чё-та не понравилось мне, как у Аристофана, сами судите - нескладуха:
"Ну-те дружно, ну-те все!
Сейчас, сейчас конец!
Натужтесь, не слабейте,
Тяните молодцом!
Вот, вот сейчас конец!
О зя дружно, о зя все!
О зя, зя, зя, зя, зя, зя, зя!
О зя, зя, зя, зя, зя, зя, всё!"
Это, если по проф.Зелинскому (подстрочника я не имею), а в ходу перевод Пиотровского - там и совсем вяло. без огонька.
Вот я и подработал маленько, без претензий на шедевр. Просто впечатлительный такой возрос, неравнодушный такой, "руки чешутся", как говорится. Жаль, опоздал Аристофану предложить, а хотелось помочь творчески.
Истины ради, замечу в скобках: древние брезговали любым ручным трудом, поэтому часто делегировали его рабам. Раб - это не тот, кто в оковах, а тот, кто работает. Значит, такая песня ещё и рабская, рабочая.
У нас-то, у русских, "Дубинушка" есть, работы такой нет, а песню все знают. Почему знают? Потому что Шаляпин напел. Вот так, от Аристофана, через Некрасова ("этот стон у нас песней зовётся. ", - а, ведь, это тоже бурлацкая трудовая) и Кольцова - к Шаляпину. и до меня!. Но это уже художество, чисто плоды изящества, без физического труда. А трудовая песня - без авторства, в миллионах вариаций, по натуре.
Вот вы косили когда-нибудь? Косой-литовкой, чтоб "раззудись плечо, размахнись рука. ", сенокос, отнюдь, не дачное окашивание лужайки электрокосой. Я - косил, много, мерину Шалуну сено на зиму готовил, только ему одному три тонны нужно. Тогда петь хочется и я пел свою "трудовую". И "артель" косцов на луговине слышна - надо успеть в погоду. Лепота! Работа-удовольствие, не каторга, как переживал по-демократски озабоченный барин Николай Некрасов, работа-игра.
Одна Маша Шарапова в тренде и осталась: ка-ак выдохнет на корте - из-за морей слышно, вздрогнешь весь.
Тоже, между прочим, у неё финальное завершение физического усилия, с криком, и тоже как исток первобытной трудовой песни-вопля. "Мячик - туда, мячик - сюда" - это же не умственная работа в коротком платишке, согласитесь.
Хороша Маша, да не наша, я же о трудовой песне хотел. Так просто, как и любой скажет.
И представляется, что естественность размеренности, ритма и однообразия общего - артельного, трудового усилия и породили её - трудовую песню, а тем самым, через долгий путь, поэтическое творчество. Но на него не всякий способен, тогда стали гладко писать - прозой.
Проза, стало быть, вторична, после Поэзии родилась.

**Во времена Н.В.Гоголя фамилии этих персонажей произносились именно так: с ударением на первой букве "и". (А.В. Суперанская).

2198 1 . Артелью трудовой признается товарищество, образовавшееся для производства определенных работ или промыслов, а также для отправления служб и должностей, личным трудом участников, за общий их счет и с круговой их порукой. 1902 июня 1 (21550) пол., ст. 1.

2198 2 . Артели трудовые образуются на основании уставов или на основании существующих постановлений о договорах. Там же, ст. 2.

2198 3 . К артелям, действующим на основании уставов, применяются правила, постановленные в нижеследующих (2198 4 -2198 27 ) статьях. Там же, ст. 3.

2198 4 . Уставы артелей представляются для утверждения местному по нахождению управления делами артели губернатору. Утвержденные уставы публикуются по его распоряжению в местных губернских ведомостях. Там же, ст. 4.

2198 5 . Губернатор, встретивший препятствие к утверждению устава, представляет об этом, в течение одного месяца со времени получения устава, Министру торговли и промышленности, который и разрешает возникшее сомнение по соглашению с подлежащими ведомствами. Там же, ст. 5; 1905 окт. 27, Собр. Узак., 1670, ст. 2.

2198 6 . Представляемые на утверждение уставы артелей должны быть подписаны учредителями артели, в числе не менее пяти, и содержать в себе означение:

1) наименования цели и места деятельности артели, с указанием срока ее действий, если артель учреждается временно;

2) условий принятия членов и учеников, их прав и обязанностей, а также порядка выбытия или исключения их из артели;

3) условий, порядка и пределов применения в артели наемного труда;

4) порядка наложения на членов артели взысканий с указанием высшего размера налагаемых на них денежных штрафов;

5) размера ответственности членов артели по обязательствам ее, если этот размер ограничивается (2198 19 );

6) срока и других условий выдачи выбывшим или исключенным членам артели причитающихся им из артели сумм, а также срока, в течение которого означенные члены продолжают отвечать по обязательствам артели, если для этой ответственности установляется срок свыше одного года (ст. 2198 25 );

7) порядка образования, хранения и расходования артельных капиталов;

8) порядка внесения членских взносов; порядка покрытия убытков артели;

9) порядка управления делами артели, с указанием образования этого управления, прав и обязанностей его и входящих в его состав лиц, а также условий их избрания; порядка ведения именного списка участников артели и состава ее управления; порядка решения дел в общих собраниях и срока созыва сих собраний;

10) общих оснований отчетности и порядка ликвидации дел артели.

В устав артели могут быть включаемы и другие постановления, не противоречащие законам. 1902 июня 1 (21550) пол., ст. 6.

2198 7 . Министром Торговли и Промышленности, по соглашению с подлежащими ведомствами, могут быть изданы для руководства образцовые уставы отдельных видов артелей трудовых. Там же, ст. 7; 1905 окт. 27, Собр. Узак., 1670, ст. 1.

2198 8 . После утверждения устава, общее собрание членов артели признает ее состоявшейся. О таком постановлении общего собрания сообщается Губернатору. Со времени воспоследования означенного постановления, артель вступает во все права и обязанности, предоставляемые ей правилами сего отделения. 1902 июня 1 (21550) пол., ст. 8.

2198 9 . Членами артели могут быть лица обоего пола не моложе 17 лет. Число членов артели не ограничивается. Там же, ст. 9.

2198 10 . Лица в возрасте от 17 до 21 года могут быть принимаемы в артель на основаниях, определяемых в уставе, но без права участия в управлении делами артели. Там же, ст. 10.

2198 11 . Порядок участия членов артели в ее работах своим личным трудом определяется или уставом, или общим собранием членов. Там же, ст. 11.

2198 12 . Артель может приобретать имущества, вступать в договоры и обязательства, искать и отвечать на суде. Артели разрешается иметь промышленные и торговые заведения. Там же, ст. 12.

2198 13 . Артель управляется общим собранием ее членов, которое для ближайшего заведования и распоряжения делами избирает из своей среды необходимых для этого лиц. В уставе может быть предусмотрена замена общего собрания членов артели собранием уполномоченных. Там же, ст. 13.

2198 14 . В общем собрании каждый член имеет один голос. Право голоса может быть передаваемо отсутствующим членам только члену артели, на условиях, определяемых уставом. Там же, ст. 14.

2198 16 . Членские взносы производятся как деньгами, так и необходимыми для артели предметами. Там же, ст. 16.

2198 17 . Членские взносы должны быть одинаковые для всех членов артели; распределение же между ними заработка артели производится соразмерно с участием каждого в работах артели личным трудом, по постановлениям общего собрания. Там же, ст. 17.

2198 18 . По принятым на себя обязательствам, а также за исправное исполнение членами артели своих обязанностей и вообще за убытки, причиненные по артельным работам членами артели или нанятыми ею лицами, артель ответствует всем своим имуществом. Уплаченные артелью суммы она может взыскать с тех лиц, по упущению или вине которых она понесла убыток. Там же, ст. 18.

2198 19 . В случае недостаточности артельного имущества на удовлетворение причитающихся с артели сумм, ответствуют ее члены, за круговою порукою, всем личным их имуществом движимым и недвижимым неограниченно или в пределах, указанных в уставе артели (ст. 2198 6 п. 5). Там же, ст. 19.

2198 20 . По круговой поруке ответственность распределяется между членами артели поровну, если в уставе не указаны основания для распределения по соразмерности. Недополученное с одного или нескольких членов разверстывается, тем же способом, между остальными членами артели; члены артели, уплатившие за других членов, имеют право обратного к ним требования. Там же, ст. 20.

2198 21 . Вступающий в артель отвечает и по тем ее обязательствам, которые возникли до вступления его в члены. Там же, ст. 21.

2198 22 . Имущество и капиталы артели не могут быть обращаемы на удовлетворение взысканий по личным долгам и обязательствам отдельных ее членов. Там же, ст. 22.

2198 23 . Взыскания по личным долгам и обязательствам отдельных членов артели могут быть удовлетворяемы из причитающихся в их пользу заработков артели не иначе, как с соблюдением условий, определенных статьей 100 Устава о промышленности (изд. 1893 г. и по Прод.) для взысканий, обращаемых на заработанную плату рабочих. Там же, ст. 23.

2198 24 . Члены артели, за неисполнение принятых артелью обязательств или же правил устава и постановлений общего собрания, а равно за предосудительное поведение или небрежение в работе, сверх ответственности за причиненные убытки, могут быть подвергаемы, в порядке, определенном в уставе, выговорам, денежным штрафам, временному устранению из артели и исключению из оной. Там же, ст. 24.

2198 25 . Выбывшему или исключенному члену выдаются, в определенный уставом срок, числящиеся на его счете суммы за вычетом, в подлежащих случаях, следующих с него взысканий и соответственной доли убытков, понесенных артелью. Выбывший или исключенный член продолжает, однако, в течение одного года, если в уставе не определено более продолжительного срока, ответствовать, наравне с наличными членами, по обязательствам артели, возникшим до его выхода. Там же, ст. 25.

2198 26 . Артель прекращается: 1) истечением срока, на который она учреждена; 2) окончанием работ, для которых она учреждена; 3) по постановлению общего собрания членов артели, и 4) по требованию Губернатора, когда действия артели окажутся несогласными с ее уставом или противными существующим законам. Там же, ст. 26.

2198 27 . В случае прекращения артели, имущество ее распределяется между членами, или же получает иное назначение, в порядке, определяемом в уставе, а если в уставе сего порядка не определено, то по усмотрению общего собрания. Там же, ст. 27.

Читайте также: