Что такое трудовая деятельность дошкольников

Опубликовано: 17.09.2024

Обязательный компонент трудовой деятельности – результат. Достижение результата имеет значение прежде всего как педагогический фактор, который помогает воспитать у детей интерес к труду. Результат выступает как мера затраты усилий, которая необходима для достижения цели. Определенное воздействие оказывает на детей подведение результатов по окончании работы. В развитии у детей стремления достичь результата труда особое значение приобретает мотив деятельности.

Виды труда дошкольника:

Самообслуживание – это постоянная забота о чистоте тела, о порядке в костюме, готовность сделать для этого всё необходимое и сделать из требований из вне, из внутренней потребности, соблюдать гигиенические правила. В самообслуживании перед ребенком всегда ставится конкретная цель, достижение которой понятно ребенку и жизненно необходимо для него.

Методические приёмы формирования умений самообслуживания:

- показ выполнения каждого элементарного действия и их последовательности; сохранение неизменным одного и того же способа и последовательности действий; подробное словесное объяснение; общее напоминание; проверка выполнения работы.

Хозяйственно – бытовой труд. Участие детей в хозяйственно – бытовом труде начинается со второго года жизни. Имеет большое значение для воспитания у детей элементарных навыков культуры труда: рациональной организации индивидуальной и коллективной работы, предварительного его планирования, умения отобрать необходимые материалы для выполнения задания, стремление сделать работу хорошо и своевременно, нравственные качества: трудолюбие, настойчивость, упорство, доброжелательное отношение к окружающим, коллективизм.

Труд детей в природе. Труд детей в природе имеет большое значение для физического, умственного и сенсорного развития детей. Работая на участке (в огороде, цветнике), а также в уголке природы, дети овладевают простейшими практическими навыками обращения с сельскохозяйственным инвентарём, усваивают приёмы ухода за растениями, получают много сведений о росте и развитии растений. Труд в природе способствует развитию наблюдательности, любознательности детей, воспитывает у них интерес к труду и уважение к людям, которые им занимаются.

Ручной труд.

Формы организации труда.

Поручения – наиболее простая форма организации труда детей. Под трудовым поручением понимается возложение на ребенка конкретного задания, которое он должен выполнить один или с кем – либо из своих сверстников. Поручить – значит обязать ребенка выполнить какую – то работу, связанную как с самообслуживанием, так и с трудом для коллектива. Поручения особенно важны в период от 2 до 5 лет. В 6 лет дети уже могут участвовать в трёх видах дежурств.

Дежурства – более сложная по сравнению с поручениями форма организации труда детей.

Коллективный труд.

Способы объединения детей в труде.

Труд рядом. Во второй младшей группе воспитатель часто даёт индивидуальные поручения одновременно нескольким детям. Выполняя задание, дети трудятся рядом, в работе каждый независим. Это даёт ребенку действовать в индивидуальном темпе, что особенно важно на этапе овладения навыком. В процессе работы ребенок получает представление о последовательности её выполнения, о требованиях, предъявляемых к результату. Утром во время сбор детей на прогулку или в ходе её, а также после дневного сна во время игр воспитатель предлагает 2 - 4 детям протереть игрушки влажной тряпкой или вымыть их, полить клумбы. Воспитатель руководит работой каждого ребенка, показывает приёмы выполнения работы, стремясь к тому, чтобы дети запомнили её последовательность, оценивает старание детей, их стремление довести дело до конца.

Общий труд. В общем труде детей объединяют общее задание и обобщение результатов работы всех участников. Выполнение части общего дела даёт возможность ребенку почувствовать себя членом коллектива, осознать полезность своего труда. Значимость каждого отдельного результата и связь его с другими выступает только после окончания самого процесса деятельности. И особенно важным становится объединение воспитателем всей произведённой работы в общий итог, где самым главным будет выделение коллективности в выполнении предложенного дела.

Совместный труд. Используется с 6 лет. Особенность такого объединения – наличие ряда последовательных этапов. Возникает необходимость учёта трудоёмкости каждого отдельного задания, поскольку некоторые из них требуют большей или меньшей затраты сил. Дети неодновременно включаются в процесс деятельности. Совместный труд представляет большие возможности для формирования положительных взаимоотношений между участниками.

Организация и руководство коллективным трудом воспитанников старшей группы

В старшей группе систематически организуется общая трудовая деятельность, объединяющая сразу всех детей группы: уборка групповой комнаты, участка, оформление групповой комнаты к празднику и т. д.

Условия организации коллективного труда:

- объединять всех детей можно только после того, как они приобретут необходимый опыт работы в небольшом коллективе (в средней группе по 5 – 7 человек);

- определяя содержание общей работы, воспитатель включает в нее только те виды труда, навыками которых дети владеют достаточно хорошо и стремится к тому, чтобы занять всех детей.

1 этап – распределение предстоящей работы между участниками (на 3-4 звена, каждое из которых выполняет относительно самостоятельное задание)

Последовательность работы воспитателя при распределении между детьми заданий:

разъясняет детям пользу труда;

перечисляет весь объём предстоящего труда и представляет его как одно общее задание для всех детей;

выделяет задания, которые станут содержанием труда отдельных звеньев.

В старшей группе дети могут научиться самостоятельно распределять работу между собой внутри своего звена (договориться перед началом работы)

В процессе распределения общей работы воспитатель преследует определённые цели:

учитывает трудоёмкость разных работ, с ем, чтобы у каждого ребенка оказался примерно одинаковым объём, чтобы все дети в одно время закончили свои задания;

организует труд детей так, чтобы каждый ребенок упражнялся во всех видах труда, выполняемых группой;

продумывает расстановку детей таким образом, чтобы рядом с нерешительным ребенком оказался самостоятельный, уверенный, рядом с неумелым – умелый и т. д.

учитывает задачи воспитания, которые следует решать по отношению к отдельным детям, если ребенок недостаточно доброжелателен. Объединяет его с внимательным, спокойным сверстником.

2 этап – выполнение детьми разных заданий

При выполнении детьми заданий воспитатель пользуется приёмами для регулирования детского труда и налаживания взаимоотношений между участниками:

обращает внимание насколько удобно и рационально дети организовали свою деятельность, как расположили оборудование, предусмотрели ли последовательность работы;

формирует у детей умение помогать друг другу советом, показом, совместным выполнением работы;

представляет работу каждого ребенка как часть общего задания;

даёт совет, как наладить работу так, чтобы никто не простаивал, чтобы задание у каждого участника было примерно одинаковым;

помогает ребенку найти дополнительное дело, у которого задание оказалось менее трудоёмким;

использует соревнование на скорость выполнения работы как приём воздействия на детей;

оценивает поведение ребят, отношение к другим детям, к порученному делу:

- объясняет необходимость работать качественно по отношению к результату и товарищам;

- сообщает детям о поведении ребенка в случае плохого качества выполнения работы и способа воздействия на него;

- разъясняет детям моральные правила, обосновывающие образцы поступков с точки зрения положительных взаимоотношений ме5жду детьми.

координирует работу между звеньями, чтобы все примерно в одно время заканчивали.

3 этап – обсуждение результатов трудовой деятельности

Воспитатель при обсуждении:

на конкретных примерах показывает преимущества коллективного труда;

особенно отмечает поступки, в которых выражено стремление помочь другим детям;

привлекает внимание детей к отдельным недостаткам, замечания делает мягко, доброжелательно, выражая уверенность в том, что дети постараются теперь работать лучше.

Учебная программа дошкольного образования. – Минск: НИО,2012 г.

Нечаева В.Г., Буре Р.С., Загик Л.В. Воспитание дошкольника в труде. – М.: Просвещение, 1980. – 208 с.

Трудовая деятельность дошкольников не подразумевает конкретных достижений, но она имеет важнейшее значение для психического и личностного развития. В труде ребенок учится планировать и контролировать свои действия, развивает самостоятельность и волевые качества. Трудовая деятельность также способствует формированию произвольности процессов и поведения.

Особенности трудовой деятельности дошкольников

Взрослым важно не упустить момент, когда дети хотят трудиться и участвовать в выполнении бытовых дел. Это желание пробуждается в дошкольном возрасте. Грамотной поддержкой взрослые смогут укрепить интерес к труду, в то время как отстранением ребенка от дел постепенно отобьют у него желание физически трудиться.

Трудовая вовлеченность дошкольника

Почему мамы, папы, бабушки частенько предпочитают запретить участие ребенка в каком-либо деле, чем поддержать? Причиной является либо повышенная тревожность за ребенка – как бы не ушибся, как бы не навредил себе, пытаясь манипулировать шваброй, дотянуться до крана и пр. Либо у взрослых вызывают недовольство неумелые действия ребенка, после которых предстоит еще больше стирки и уборки.

Но с этими моментами придется смириться, если взрослые понимают собственную ответственность за привитие трудолюбия своему маленькому помощнику.

Характерной особенностью трудовой деятельности дошкольника является то, что малыш ориентирован не на качественный результат, а на непосредственный процесс. В дошкольном возрасте актуализируется потребность – принимать участие в настоящей жизни и быть причастным к миру взрослых людей. Реализовать эту потребность можно, включаясь в конкретные дела.

Данная потребность только частично реализуется в игровой деятельности. Дети часто моделируют взрослую жизнь в сюжетных играх. Но они понимают, что это «понарошку». А юным личностям хочется настоящего участия в реальных делах, которые они ежедневно наблюдают дома или в детском саду.

В труде ребенок получает возможность самостоятельно выполнять те действия, за которыми ранее он только наблюдал. Прикладывая усилия, ребенок считает, что он, как и взрослый, приносит пользу. Поэтому трудовая деятельность так притягательна в дошкольном возрасте.

Мотивы, побуждающие детей к труду

Мотивация к приложению трудовых усилий меняется с взрослением дошкольника. Мотив – структурный компонент любой деятельности. Наряду с операциями он формирует трудовой процесс с ранних лет. Другие компоненты трудовой деятельности дошкольников появляются позднее.

Трех-четырехлетние малыши движимы мотивом интереса к самому процессу. Ведь так интересно помешать половником в кастрюле или подвигать щеткой пылесоса.

В среднем дошкольном возрасте к выполнению посильной работы детей подталкивают мотивы поощрения и порицания. Например, ребенок с удовольствием протирает столовые приборы, потому что мама хвалит, какой он замечательный помощник. Точно так же дошкольник прытко наводит порядок в своих игрушках, потому что после уборки папа пообещал вместе почитать книжку. Или ребенок самостоятельно берется складывать разбросанные детали конструктора, чтобы мама не ругала.

Высшей ступенью в дошкольном возрасте являются общественные мотивы труда. Руководствуясь названными мотивами, дети переходят от выполнения увлекательных действий или дел, за которые они ожидают похвалы, к действиям, которые важны другим людям.

Смастерить поделку в подарок маме, помочь бабушке полить грядку, надеть ботинки и завязать шнурки младшей сестренке – примеры дел, которые старшие дошкольники выполняют, стремясь проявить заботу о близких. В подобных случаях не рассматриваться вопрос, интересен ли непосредственный процесс. Ребенок осознает ценность своего трудового участия с пользой для других.

Организация трудовой деятельности дошкольников

Трудовые действия на протяжении дошкольного детства усложняются, преодолевая путь от освоения навыков самообслуживания до выполнения обязанностей по дому и ухода за растениями и домашними животными.

В 3-4 года даже самостоятельно почистить зубы или одеться на прогулку является трудом. С развитием ручной умелости ребенка навыки самообслуживания автоматизируются и переходят из категории «работа» в обыденные действия. Трудовая деятельность дошкольника наполняется иными процессами с освоением орудий труда и достижением результатов.

Своеобразие трудовой деятельности младших дошкольников

Понятно, что 3-летний малыш настойчиво будет требовать допустить его до теста на кухне, чтобы «помогать» лепить пирожки. Но его интерес иссякнет в ответ на предложение навести порядок в игровом уголке своей комнаты.

Дошколенок трудится

Главная причина в отсутствии новизны, а следовательно, увлекательности процесса. К ней добавляются и другие, не менее важные причины. Малыш может просто не понимать, как наводить этот самый порядок…

Четкая инструкция – обязательный элемент формирования трудовых навыков дошкольника.

Только усвоив правила, позволяющие организовать свою работу, дошкольник сможет в дальнейшем самостоятельно инициировать и довести до конца повседневные трудовые дела.

Труд в старшем дошкольном возрасте

Однако в большинстве случаев в занятиях дошкольников прослеживаются все компоненты трудовой деятельности: мотив, цель, собственно действия, контроль и оценка. То есть, ребенок видит цель для приложения своих усилий, выбирает средства, как он может получить результат, выполняет действия и интересуется итогом своего труда.

Например, 5-летняя Маша сообщает, что она хочет подмести комнату, «чтобы было чисто». Худо-бедно поупражнявшись с веником, она собирает мусор в совочек и тут же спрашивает, хорошо ли она подмела. Хотя девочка рассчитывает исключительно на похвалу за свои старания, ее интересует достижение цели.

Освоение компонентов трудовой деятельности благоприятствует развитию личностных качеств дошкольника. Прослеживается прямое влияние на формирование следующих качеств:

  • трудолюбие
  • ответственность
  • самостоятельность
  • настойчивость
  • критичность

Благодаря развитию речи дети в старшем дошкольном возрасте хорошо воспринимают словесные инструкции, как выполнить определенное дело. Взрослые помогут ребенку, если вместе обсудят последовательность шагов, которые приведут к нужному результату.

Социализация ребенка дошкольного возраста в трудовой деятельности

Труд – эффективное условие для социализации ребенка. Дошкольник смотрит, как другие дети выполняют некие трудовые действия, и ему также хочется приобщиться к такому занятию. При выполнении дела неизменно завязывается общение. Дети любят делиться советами в стиле: «Ты не так делаешь! Смотри, как я!».

Трудовая деятельность

Можно наблюдать, как дошкольники меняются орудиями труда, испытывая, чем лучше (или хуже) инструмент у партнера по занятию. Выполняя общее дело, они учатся договариваться, распределяют обязанности, придумывают правила, контролируют их выполнение.

Еще в коллективном труде обнаруживаются прекрасные возможности для формирования умений контролировать и оценивать собственную работу и деятельность других. Ребенок наблюдает, как взрослый оценивает работу других детей, и воспринимает оценивающие высказывания как ориентир для своих действий.

Трудовая вовлеченность дошкольника далеко не главная среди видов деятельности, которыми занимаются дети до школы. Но труд играет важнейшую роль в воспитании ребенка, в зарождении потребности трудиться. Без своевременного формирования трудовых навыков и осознания общественных мотивов труда, взрослеющий ребенок вряд ли станет в будущем трудолюбивым и ответственным человеком.

Шамина Валерия Владимировна

Большое значение труду придавал А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, В.А. Сухомлинский. На протяжении всего развития дошкольного воспитания проблеме трудового воспитания дошкольников уделялось большое внимание:

- считалось важным и обязательным вводить труд по самообслуживанию, работа на огороде и в саду, ручной труд с различными материалами.

Были определены ведущие задачи:

- научиться трудиться с радостью;

- приучать работать качественно.

ВложениеРазмер
referat_vidy_trudovoy_deyatelnosti_doshkolnikov.doc 117.5 КБ

Предварительный просмотр:

РЕФЕРАТ ПО ТЕМЕ

«Виды трудовой деятельности дошкольников»

1.Задачи трудового воспитания _ 5

2. Виды трудовой деятельности детей дошкольного возраста 7

3. Условия воспитания дошкольника в труде. 13

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 17

Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее образование и воспитание.

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых воспитатель формирует у детей положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь.

Труд - это целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей.

Важное значение трудовому воспитанию придавал К.Д. Ушинский – «Воспитание должно не только развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьёзного труда…»

Большое значение труду придавал А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, В.А. Сухомлинский. На протяжении всего развития дошкольного воспитания проблеме трудового воспитания дошкольников уделялось большое внимание:

- считалось важным и обязательным вводить труд по самообслуживанию, работа на огороде и в саду, ручной труд с различными материалами.

Были определены ведущие задачи:

- научиться трудиться с радостью;

- приучать работать качественно.

С 1964 года начинаются систематические углублённые исследования проблемы трудового воспитания: В.Г. Нечаева, Г.Н. Година, Д.В. Сергеева, Р.С. Буре, А.Д. Шатова и др. Их исследования дали ответ на вопрос о содержании, средствах, методах и формах организации труда и его роли воспитания личности ребёнка детского возраста.

Изучение педагогической литературы показало, что на формирование положительного отношения к труду у дошкольников влияют различные факторы: формирование знаний и представлений о труде взрослых и его общественной значимости, развитие мотивов труда, усвоение умений и навыков, создание высокоэмоциональной атмосферы, методы и приемы педагогического воздействия.

1. Задачи трудового воспитания.

Дошкольная педагогика выделяет следующие основные задачи трудового воспитания детей: ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважение к нему; обучение простейшим трудовым умениям и навыкам; воспитание интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности; воспитание общественно – направленных мотивов труда, умений трудиться в коллективе и для коллектива.

В детском саду, в семье, доступном ему общественном окружении – всюду ребенок сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Поначалу внимание детей привлекают лишь внешние моменты: сам процесс трудовых действий, движение механизмов, машин. Последовательное ознакомление детей с трудом взрослых в ближайшем окружении, а затем и за пределами детского сада позволяет формировать у них представление о сути и значении трудовых действий, разъяснять на конкретных примерах отношение взрослых к труду, его общественную значимость.

Знания дошкольников о труде взрослых должны оказать большое влияние на формирование у них правильного отношения к труду, однако они могут остаться формальными, если ознакомление с трудовой деятельностью не сочетается с трудом самих детей.

«Программа воспитания в детском саду» раскрывает объем трудовых навыков и умений, которыми должны овладеть дети каждой возрастной группы. Так, например, формируя у младших дошкольников навыки и умения хозяйственно – бытового труда, воспитатель учит их протирать игрушки влажной тряпкой, полоскать белье и т.п. В средней группе дети прополаскивают и отжимают тряпочку, которой протираются игрушки, намыливают кукольное белье, стирают его. Старшие дошкольники моют игрушки губкой с мылом, стирают мелкие вещи, готовят необходимое оборудование для занятий, труда, игры, приводят его затем в порядок.

Определяя содержание и последовательность обучения детей трудовым умениям, воспитатель должен учитывать особенности их возраста, доступность предлагаемого содержания труда, его воспитательную ценность, а также санитарно – гигиенические требования к его организации.

Необходимо помнить о том, что труд должен приносить детям радость: от достигнутых результатов, от своей полезности другим.

В детском саду решается задача формирования у детей умения трудиться в коллективе. Происходит это постепенно, путем объединения детей в процессе труда в небольшие с общим заданием (если у них уже есть опыт работы вдвоем – втроем, то общее задание может выполнять группа 6-7 участников). В процессе такого труда воспитатель формирует у детей представления об общей ответственности за порученное дело, умение самостоятельно и согласованно действовать, распределять между собой работу, приходя на помощь друг другу и стремясь совместными усилиями достичь результата. Все это обогащает их опыт взаимоотношений в деятельности, придает им положительный характер.

2. Виды трудовой деятельности детей дошкольного возраста

Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд. Удельный вес отдельных видов труда на разных возрастных этапах не одинаков. Каждый из них обладает определенными возможностями для решения воспитательных задач.

Самообслуживание направлено на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т. п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено прежде всего в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживания прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.

В младшем дошкольном возрасте самообслуживание связано с определенными трудностями (недостаточное развитие мускулатуры пальцев, сложность усвоения последовательности действий, неумение их планировать, легкая отвлекаемость), что тормозит процесс формирования навыков, порой вызывает у ребенка нежелание выполнять необходимые действия. Однако уже у этих детей воспитатель начинает развивать умения обслуживать себя, добиваясь аккуратности и тщательности выполнения необходимых действий, самостоятельности, формирует привычку к чистоте и опрятности. Все это требует от него терпения, настойчивости и доброжелательности, поддержки малышей в их порой тщетных усилиях. Руководя самообслуживанием детей, воспитатель индивидуально общается с каждым ребенком, устанавливает с ним разнообразные контакты, поддерживает его положительное эмоциональное состояние. Называя предметы одежды и ее частей, необходимые действия, он расширяет словарь детей. Они ощущают заботу о себе, проникаются чувством любви и доверия к взрослым, их обслуживающим.

В среднем дошкольном возрасте дети достаточно самостоятельны в самообслуживании, и этот вид труда становится их постоянной обязанностью. Усложнение воспитательных задач выражается в повышении требований к качеству действий, к организованному поведению в процессе ухода за собой, к времени, затрачиваемому на это. Воспитатель формирует у детей приемы взаимопомощи, учит их, как обратиться за помощью к товарищу, как ее оказывать, поблагодарить за услугу.

В старшем дошкольном возрасте приобретаются новые навыки самообслуживания: уборка постели, уход за волосами, обувью. Процессы, связанные с ним, используются для решения более сложных воспитательных задач: формирования у детей привычки к опрятности и чистоте, навыков поведения в окружении сверстников. Ребенок обслуживает себя, находясь рядом с другими, в связи с чем он должен понимать нужды и затруднения окружающих. Воспитатель на конкретных примерах разъясняет, как надо поступать, учитывая нужды других: посторониться в раздевальной, чтобы дать пройти тому, кто уже разделся; при умывании пропустить вперед дежурных (им важнее умыться поскорее, чтобы приступить к своим обязанностям), не задерживаться у крана, чтобы все умылись вовремя, попросить разрешения пройти, чтобы не причинить неудобства кому-либо, и т. п. Все это формирует у детей элементарную предупредительность, уважительное отношение к окружающим.

Хозяйственно-бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен ни поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети научаются замечать любое нарушение порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно-бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам. В младшем дошкольном возрасте воспитатель формирует у детей элементарные хозяйственно-бытовые навыки: помогать накрывать на стол, приводить в порядок игрушки после игры и мыть их, собирать листья на участке, сметать снег со скамеек и т. д. Он обязательно оценивает нравственную сторону трудового участия детей: "Наташа и Сережа хорошо помогли нашей няне, какие молодцы!", "Ирочка — заботливая девочка, аккуратная, как старательно она убирала игрушки!" Такие оценки вызывают у детей желание подражать сверстникам, способствуют формированию представлений о том, как следует поступать в подобных случаях.

В средней группе содержание хозяйственно-бытового труда значительно расширяется: дети полностью сервируют стол, готовят все необходимое для занятий, стирают кукольное белье, протирают стеллажи от пыли, подметают дорожки на участке и т. д.

Используя их возросшие возможности и учитывая сформированные навыки, педагог приучает детей к тому, что в труде необходимо приложить усилие, развивает самостоятельность, активностей инициативу в выполнении порученных дел.

В старших группах детского сада хозяйственно-бытовой труд еще более обогащается по содержанию, становится систематическим, во многом переходя в постоянные обязанности дежурных. Дети поддерживают чистоту в комнате и на участке, ремонтируют игрушки, книги, оказывают помощь малышам. Особенность хозяйственно-бытового труда старших дошкольников состоит в умении самостоятельно организовать его: подобрать необходимый инвентарь, удобно его разместить, привести всё в порядок после работы. В процессе труда дети проявляют старательность, стремление к хорошему результату, доброжелательно относятся к сверстникам.

Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию.

В младших группах дети с помощью взрослых кормят рыбок, поливают и моют комнатные растения, сажают луковицы, сеют крупные семена, принимают участие в сборе урожая со своего огорода, подкармливают зимующих птиц. Руководя трудом малышей, воспитатель называет растения, их части, производимые в труде действия; это расширяет детский словарь, активизирует его.

В средней группе труд усложняется. Дети сами поливают растения, учатся определять потребность во влаге, выращивают овощи (сеют семена, поливают грядки, собирают урожай), с помощью воспитателя готовят корм для животных (белки, хомяка, кроликов, кур). Педагог разъясняет, какой корм нужен тому или иному животному, как он называется и как его хранить. Процесс ухода за животными тесно связывается с наблюдениями за ними. Дети начинают осознавать зависимость роста и развития растений, поведения животных от качества ухода, свою ответственность за них. Растет заботливость, внимание к обитателям живого уголка, которые становятся любимцами детей.

Для старшей группы в уголке природы помещаются растения и животные, требующие более сложных приемов ухода, в огороде высаживаются различные виды овощей с разным сроком вегетации, что позволяет сделать труд более систематическим.

Увеличивается и объем детского труда. Дошкольники опрыскивают растения из пульверизатора, сметают щеточкой пыль с ворсистых листьев, рыхлят землю. С помощью воспитателя дети подкармливают растения, перезаряжают аквариум, вскапывают землю на огороде и в цветнике, высаживают рассаду, собирают семена дикорастущих растений (для подкормки зимующих птиц). В процессе труда педагог учит детей наблюдать за ростом и развитием растений, отмечать происходящие изменения, различать растения по характерным признакам, листьям, семенам. Это расширяет их представления о жизни растений и животных, вызывает живой интерес к ним.

В подготовительной группе в процессе труда в природе дети учатся устанавливать связи между отдельными явлениями, обнаруживать закономерности. Формируются начала материалистического понимания природных явлений. Расширяются сведения о растениях и животных, о приемах ухода за обитателями живого уголка. Повышается самостоятельность детей в трудовых делах: они без напоминания определяют необходимость полива и рыхления почвы, пересадки растений, посева семян на огороде, в цветнике, а зимой — в уголке природы, где постоянно выращиваются лук и другая зелень. Дети узнают приемы размножения растений путем черенкования, выращивания рассады с последующей пересадкой в грунт.

У детей повышается ответственность за состояние огорода и цветника. Сбор урожая, цветов доставляет им большую радость. Они дарят цветы родителям, угощают малышей выращенными овощами, готовят овощи для винегрета (моют их, чистят, относят на кухню), украшают цветами групповую комнату.

Ручной труд — изготовление предметов из разнообразных материалов: картона, бумаги, дерева, природного материала (шишек, желудей, соломы, коры, кукурузных початков, косточек персика), бросового материала (катушек, коробок) с использованием меха, перьев, обрезков ткани и т, п. — осуществляется в старших группах детского сада. Дети изготавливают необходимые им игрушки, атрибуты для игр: лодочки, машины, корзинки, домики, мебель, животных. Такие поделки могут стать приятным подарком родным и друзьям. Это имеет немаловажное значение в нравственном воспитании, приучая детей оказывать внимание окружающим, потрудиться ради того, чтобы доставить им удовольствие.

Ручной труд развивает конструктивные способности детей, творчество, фантазию, выдумку. Так, чтобы смастерить забавного сказочного человечка из природного материала, ребенок подбирает крупный желудь для туловища, чашечку от него для юбочки или шапочки, раскалывает желудь пополам, чтобы сделать ботинки, и т. д. Дошкольники с интересом приглядываются к природному материалу, чтобы выбрать форму, соответствующую задуманному предмету: из семян клена делают крылышки стрекозы, из шишки — лесовика и пр. В процессе работы они знакомятся со свойствами различных материалов, способами их обработки и соединения, учатся пользоваться различными инструментами. Изготовление задуманных предметов всегда сопряжено с приложением сил. Ребенку необходимо проявить настойчивость, терпение, аккуратность, чтобы предмет получился прочным, имел опрятный, нарядный вид.

Все это оказывает большое воспитательное влияние на детей, формирует их эстетические чувства и нравственно-волевые качества.

Ребенок моет посуду

Виды деятельности в старшем дошкольном возрасте

Особенности труда дошкольника: как, зачем и почему?

В дошкольном воспитании одним из главных считается организация и приучение к трудовой деятельности и научение многим ее способам, доступным для детей в группах такого возраста. В народе давно бытует выражение, что труд превратил обычное животное (обезьяну) в высокоразвитое разумное существо (человека). И, как бы утрированно не звучали данные слова, но часть правды в них есть.

В процессе организации трудовой деятельности, организованной и целесообразной, ребенок получает необходимые знаний и умения, но даже не в этом основная польза. Через совершаемые телом необходимые действия, развивается и мозг, а точнее даже, – основные психические функции: мышление, восприятие, воля. Именно поэтому трудовое воспитание дошкольников – очень важное и серьезное направление.

С какого возраста начинается трудовая деятельность?

Итак, поскольку эта статья посвящена исключительно дошкольному возрасту, важно сразу его определить. Завершающий этап вполне очевиден: это период от 6,5 до 7 лет, когда ребенок идет в школу. Условно в психологии верхней планкой принято считать 7 лет, но у кого-то переход в школьную пору (младший школьник) наступает чуть раньше, у кого-то чуть позже. Тут все зависит от чисто формального момента: поступления в первый класс и начала учебы.

Гораздо сложнее определить нижнюю границу. Когда деятельность ребенка уже можно назвать трудовой, и начать учить его совершать осознанные действия, не опасаясь, что он причинит себе вред? В психологии считается, что этот возраст наступает с 3 лет. Тут тоже следует понимать, что это лишь формально: у разных детей – по-разному.

Кто-то уже и в 2,5 готов, а у кого-то и в 3,5 только-только начнет получаться. И все же, около 3 лет ребенок переходит от предметно-манипулятивной деятельности (когда он трогал и ощупывал предметы, не всегда понимая их реальное предназначение) к сюжетно-ролевым играм. У него появляется социальный интерес, он начинает учиться выстраивать отношения и связи. Вот тогда целесообразно начать полноценное трудовое воспитание, а формы могут быть совершенно разными.

Чем трудовая деятельность маленьких детей отличается от взрослого труда?

Итак, вопрос возраста мы решили, теперь необходимо рассмотреть, что именно можно и следует считать трудом ребенка. Естественно, он имеет существенные расхождения с аналогичной деятельностью взрослого человека. И главное из них заключается в том, что детский труд – во многом деятельность добровольная, имеющая занимательные формы и не слишком растянутая во времени.

Более того, она не имеет практически никакого общественного значения. То есть, все, сделанное ребенком и представленное как результат его труда ценно исключительно только для него одного и его сверстников. Правда, еще родители и другие родственники могут восхититься и похвалить. В этом и заключаются основные особенности трудовой деятельности дошкольников.

К ним можно добавить еще и то, что для достижения цели, труд должен быть организован и контролируем со стороны взрослых, четко объяснен и показан на примере. Дети довольно маленькие, и они еще сами не смогут достичь нужного результата.

Поэтому все делается только с руководством наставников, с четкой организацией, имеет актуальное для малыша содержание. Иными словами, понятно ему и интересно.

Что именно можно считать трудом ребенка?

И все же, что именно следует понимать под описываемым нами понятием? Трудом называют любую целенаправленную деятельность человека, осознанную и смысловую. Она необходима для того, чтобы видоизменить или приспособить под себя окружающие предметы и тем самым удовлетворить потребности.

Проще говоря, мы трудимся, чтобы облегчить собственную жизнь и создать что-то новое и нужное. Сюда же, кстати, относится и художественный труд, ведь в его результате создается некое материальное произведение, направленное на удовлетворение исконно человеческой потребности в красоте окружающего его предметного мира.

Абсолютно любая трудовая деятельность имеет свои компоненты, определенные формы и содержание. И даже в разных возрастных группах эти характеристики не меняются.

Характеристики дошкольной детской трудовой деятельности

Что ж, начнем с того, что любой детский труд нуждается в четкой организации со стороны взрослого человека. Кроме того, для него необходимо актуальное и доступное понимаю малыша содержание, при этом формы могут быть самыми разными. Главное, чтобы было интересно, доступно для имеющихся возрастных групп и приносило удовлетворение (радость, восхищение) конечным результатом.

Сам по себе труд ребенка ценен тем, что несет огромное воспитательное значение. Для этого он и нужен, в первую очередь. Потом уже – для развития мелкой моторики, формирования основных психических функций, укрепления опорно-двигательного аппарата и т.д. Нередко он проходит исключительно в форме игры, и лишь уже ближе к школьному возрасту начинает выделяться в самостоятельную деятельность. Хотя, все еще достаточно условную.

Любая трудовая деятельность имеет собственные компоненты: целеполагание, планирование, мотивы, навыки и умения, готовность трудиться совместно, самоконтроль, самооценка, основы культуры труда.

Рассмотрим каждый из них отдельно

  • Целеполагание. Это ответ на вопрос: для чего я тружусь? С какой целью? Что мне принесет организация этой деятельности в конечном итоге? В разных группах ответ будет разным, но в любом случае дети должны его прекрасно осознавать.
  • Планирование. Составление плана действий, которые обязательно приведут к нужному результату.
  • Структуризация деятельности, ее четкая организация, понимание, как достичь цели.
  • Мотивы. Это то, на основе чего я занимаюсь данной деятельности.
  • Как правило, для дошкольников преобладают игровые и мотивы личной заинтересованности.
  • Навыки и умения. То, что ребенок получит или усовершенствует в результате конкретного труда.
  • Готовность трудиться совместно. Это психологический показатель, определяющий степень сплоченности данной группы и степень социализации каждого отдельного ее участника.
  • Самоконтроль и самооценка. Важные качества отдельной личности. Организация собственной работы в рамках общественной деятельности, умение довести ее до конца и верно оценить.
  • Основы культуры труда. Это умение работать правильно, уважительно по отношению друг к другу и соблюдая все правила как личной, так и общей безопасности.

Собственно, такие компоненты можно найти в любой трудовой деятельности, в том числе и взрослой, но у детей они должны быть четко сформулированы и понятны как им самим, так и их наставникам и воспитателям.

Разнообразные виды труда дошкольников

Так как трудовая деятельность детей в дошкольном возрасте должна иметь понятное содержание, четкую организацию и интерес для каждого малыша, она должна иметь и разнообразные виды. Так оно и есть на самом деле.

Прежде всего, все начинается с самообслуживания. Это очень важный вид трудовой деятельности, ведь он учит ребенка обходиться без помощи взрослого, самостоятельно содержать себя в чистоте и комфорте, уметь одеваться, выполнять гигиенические процедуры и в элементарных бытовых вопросах минимально зависеть от старших. Сначала нуждается в организации, но потом доводится до автоматизма.

  1. Хозяйственно-бытовой труд – это деятельность, приучающая к порядку, как в помещении, так и вне его. В процессе ребенок учится пользоваться различными бытовыми предметами и приспособлениями, получает полное представление о них и учится некоторые изготавливать сам. Имеет понятное содержание, во всех группах обязателен.
  2. Труд в природе направлен на приведение в порядок площадки, окружающих уличных и лесных территорий. Носит еще и оздоровительный характер, приучает к бережному отношению ко всему окружающему. Нуждается в тщательной организации и продумывании каждого этапа со стороны взрослых, чтобы был безопасным и продуктивным.
  3. Ручной (или художественный) труд – это создание произведений искусства, того или иного рода. Вызывает огромный эмоциональный отклик, радует детей, позволяет им самовыразиться. Важный этап в формировании уверенной и творческой личности.

[note]Каждый вид труда – это работа на достижение определенного результата. В процессе его ребенок познает мир с новой точки зрения, знакомится с жизнью взрослых, усваивает не только разнообразные навыки, но и свойства материалов, их возможности и различные способы работы с ними, обработки и т.д. Это является очень важными моментами для успешной социализации.[/note]

Таким образом, трудовое воспитание дошкольников – это важнейший аспект в их гармоничном развитии и формировании цельной личности. Со стороны взрослых требуется четкая организация и объяснение ребенку смысла его труда, остальное же малыш усвоит сам. Ведь, как известно, без практики теория не значит ничего.

Труд в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определенное значение. От того как человек относится к труду, как он умеет трудиться, во многом зависит его судьба.

Проблемы трудового воспитания достаточно актуальны для детей дошкольного возраста, так как на этом этапе у ребенка происходит формирование личностных качеств, умений и стремления к труду.

В соответствии с ФГОС ДО, трудовое воспитание - одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач

- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

- воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества;

- развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества.

Образовательный процесс, направленный на воспитание позитивных установок у детей дошкольного возраста к различным видам труда и творчества будет успешен при создании организационных и психолого-педагогических условий и должен строиться с учетом следующих принципов:

  • принципа поддержки инициативы детей в различных видах деятельности
  • принципа содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений
  • принципа построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка
  • принципа полноценного проживания ребенком всех этапов детства, обогащения (амплификации) детского развития
  • принципа формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности
  • принципа возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)
  • принципа развивающего образования (системности и последовательности)
  • принципа новизны (использование новейших информационных технологий)
  • принципа интеграции (взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий).

Трудовое воспитание в ДОУ осуществляется через следующие виды труда:

  • Самообслуживание
  • Хозяйственно-бытовой труд
  • Труд в природе
  • Ручной труд
  • Умственный труд

1.Самообслуживание – это труд, направленный на обслуживание самого себя. В младшем возрасте обязателен прием как показ способов выполнения действий, причем поэтапный и с объяснением; обязательно оказание помощи (доля помощи должна постепенно снижаться). Важна похвала, одобрение, обстановка, чтобы труд был в радость. У старших дошкольников в содержание самообслуживание входит и подготовка своего учебного места. Формирование навыков самообслуживания в ОУ осуществляется в двух формах:-индивидуальной (отрабатываются отдельные операции);- групповой (создаются объективные условия необходимости реализации данного навыка: поведение ребёнка подчиняется общему для всей группы детей правилу; при этом работает механизм подражания).

Существует ряд проблем и трудностей, связанных с приучением ребенка к самообслуживанию.

  • Низкая мотивация родителей, позиция полной опеки, сложившийся стереотип отношений. (Родителям проще все делать самим, и они не видят смысла в обучении навыкам самообслуживания)
  • Низкая мотивация ребенка.
  • Поведенческие проблемы, связанные с нежеланием ребенка подчиняться общим правилам.
  • Предъявление в семье к ребенку разных требований по вопросу обучения навыкам.
  • Трудности, связанные с нарушением двигательной сферы (проблемы удержания позы, координации, нарушений мелкой моторики и т.д.)
  1. Хозяйственно-бытовойтруд. Специфика – четко выраженная общественная значимость. Ребенок учится создавать и содержать в соответствующем виде окружающую его среду. Содержание хозяйственно-бытового труда: труд по уборке помещения, стирка одежды для кукол, ремонт книг.
  2. Труд в природе. Содержание труда: уход, выращивание растений. Специфика:результат этого вида труда может быть выражен в материальном продукте (это сближает с трудом взрослых);часто имеет отсроченный результат (надо ждать, у детей вырабатывается выдержка, терпение);ребенок имеет дело с живыми объектами, поэтому воспитательные задачи – осторожность, бережное отношение, ответственность; позволяет развивать познавательные интересы: наблюдение за ростом и развитием растений.
  3. Ручной и художественныйтруд.

Специфика: направлен на удовлетворение эстетических потребностей. Этот вид труда развивает творчество, усидчивость, настойчивость. Художественный труд представлен в 2-х направлениях:

  1. дети сами изготавливают поделки;2. дети учатся украшать своими изделиями группу, участок.
  2. Умственныйтруд. Этот вид труда выступает в виде логического решения какой-то задачи. Умственный труд сопровождает любой вид деятельности.

Формы и организация труда.

  1. Поручение – первая форма организации трудовой деятельности. Поручения могут быть индивидуальными и групповыми, начинать надо с индивидуальных. По продолжительности поручения могут быть кратковременными или длительными. По содержанию поручения должны соответствовать разным видам труда, должны быть доступными и понятными по мотивам и способам выполнения.
  2. Дежурство – продолжительность дежурств бывает разной в зависимости от вида труда, возраста, воспитательной цели(разовое дежурство, дежурство целый день, 2-3 дня максимум).
  3. Совместный коллективный труд обеспечивает условия для формирования у детей умения согласовывать свои действия, помогать друг другу, устанавливать единый темп работы.

Компоненты трудовой деятельности

Трудовая деятельность дошкольников включает в себя компоненты: мотив, цель, трудовые действия, планирование, результат.

  • Мотив - это причина, побуждающая к трудовой деятельности. В формировании целенаправленной трудовой деятельности важно не только то, что и как делает ребенок, но и то, почему, ради чего он трудится. Мотивы могут быть разные: потребность в положительной оценке взрослых; самоутверждение; потребность в общении со взрослым; желание чему-то научиться; общественные мотивы (приносить пользу другим). У детей, как правило, отсутствует стремление получить материальную награду за труд. Хорошо ли это? Вероятно, хорошо, так как именно моральная мотивация влияет на формирование личностных качеств.
  • Цель - это то, к чему надо стремиться.Развитие целевой установки идет от принятия цели труда, предложенной взрослым, к самостоятельной постановке цели. Условиями возникновения и развития цели в труде являются ее доступность пониманию ребенка (зачем это надо сделать, какой получить результат), наглядный алгоритм предполагаемого результата в виде рисунка, посильность его достижения. При более далекой цели необходимо выделение промежуточных целей: посадить семена, поливать, чтобы появились всходы, затем бутоны и т. п. Способность принимать, а затем и самостоятельно ставить цель труда лучше развивается в том случае, если ребенок получает значимый для него или для близких результат, который можно использовать в игре или для удовлетворения других потребностей
  • Трудовые действия - это то, при помощи чего осуществляется цель и достигается результат.

Ребенок постепенно овладевает трудовыми действиями. Младший дошкольник выполняет их под непосредственным руководством взрослого, при его показе. Старший дошкольник уже владеет некоторыми трудовыми действиями (может помыть кукольную посуду, игрушки, подмести, вытереть пыль и т.д.), способен обучаться трудовым действиям без непосредственного показа, а по словесному объяснению. У детей формируются отдельные трудовые умения, которые они свободно, без помощи взрослых могут выполнять.

  • Планирование - это умение предвидеть предстоящую работу.

Вначале предварительное планирование трудовой деятельности детей осуществляется полностью воспитателем: он объясняет цель труда, отбирает необходимые материалы и инструменты, располагает их около каждого ребенка в определенном порядке, показывает или напоминает последовательность трудовых действий. По мере овладения трудовыми действиями и процессом труда в целом дети сами переходят к планированию: прежде чем приступить к работе, ребенок отбирает материалы, инструменты, готовит рабочее место и решает, что и в какой последовательности будет делать. Наиболее сложным является планирование детьми (6-7 лет) коллективной работы: распределение трудовых действий или обязанностей в подгруппе. Овладение планированием способствует значительному улучшению качества результата труда ребенка.

  • Результат - это показатель завершения работы, фактор, помогающий воспитывать у детей интерес к труду.

В соответствии с ФГОСДО, результат труда каждого ребенка оценивается как успешный по отношению к данному виду труда. Оценка воспитателя всегда положительная, имеет воспитательную направленность. Организуя трудовую деятельность, воспитатель обеспечивает всестороннее развитие детей, помогает им обрести уверенность в своих силах, способствует формированию жизненно необходимых умений и навыков, воспитанию ответственности, самостоятельности и ценностного отношения к собственному труду и труду других людей, настраивая каждого ребенка на успешность.

Задачи трудового воспитания

Ранний возраст - начинается приобщение детей к трудовой деятельности. Основной вид труда в этом возрасте — самообслуживаниеМладший возраст - продолжается формирование у детей желания к посильному труду.Средний возраст - дети активно овладевают различными трудовыми навыками и приемами труда в природе, хозяйственно-бытового труда и самообслуживанияСтарший возраст- добавляется ручной труд. Делается акцент на формирование всех доступных детям умений, навыков в различных видах труда. Формируется осознанное отношение и интерес к трудовой деятельности, умение достигать результата.Подготовительная группа - сформированные навыки и умения совершенствуются.

Условия организации трудовой деятельности

  1. Создание эмоционально положительной атмосферы (труд доставляет радость). Этому способствует музыкальное сопровождение: если дети заняты ручным трудом –тихая, спокойная музыка, при уборке помещений – бодрая, громкая. Труд должен доставлять радость. 2. Совместный труд детей со взрослыми(с родителями,воспитателями)3. Обсуждение результатов труда и поощрение(значки, медали) .4. Организация материальной среды и трудового оборудования.Трудовое оборудование должно быть:• подобрано в соответствии с возрастом;• безопасно, не должно причинять вред здоровью и жизни ребёнка;• хватать всем детям. 5. Учитывать возрастные особенности, индивидуальные интересы и склонности детей к тому или иному виду труда. 6. Труд должен быть посильным7.Трудом нельзя наказывать.

Санитарно-эпидемиологические требования к организации и содержанию работы по трудовому воспитанию.

Забота о создании гигиенических условий для труда предупреждает возможность его отрицательного влияния на здоровье детей. Так, работа, требующая напряжения зрения (пришивание пуговиц, подклеивание книг), должна проходить при достаточном освещении. Педагог наблюдает за тем, чтобы дети не работали длительное время в одной позе (с согнутыми коленями, на корточках и пр.), следует обеспечить регулярное проветривание помещения.

Труд на воздухе всегда связан с затратой физических сил, требует напряжения, внимания, поэтому необходимо дозировать его, учитывая физические возможности и психологические особенности детей данного возраста. Под дозировкой труда имеется в виду его длительность, объем, сложность, определение физических нагрузок, вызывающих утомление. Дети 4-5 лет могут выполнять работу в течение 10-15 минут, 6-7 лет – 20-30 минут. Наиболее трудоемкие виды труда – сгребание снега, листьев требуют особо тщательного контроля за состоянием дошкольников. Наблюдая за ними, необходимо обращать внимание на появление внешних признаков утомления: учащенное дыхание, частые остановки, покраснение лица, потливость. В таких случаях ребенка переключают на другую деятельность. Для того чтобы не допустить перегрузки, можно рекомендовать смену действий через 10-15 минут: одни сгребают снег, другие грузят его в санки и отвозят в отведенное для будущего строительства место.

Новые требования СанПиН делают почти невозможным труд в природе. Дети могут лишь поливать растения. Исчезли из групп аквариумы с любимыми рыбками и попугайчики. По требованиям новых СанПиН дети превращаются в созерцателей трудовой деятельности взрослых. Или взять трудовую деятельность по самообслуживанию. Раньше детей учили заправлять кровати после сна, а теперь это делает только младший воспитатель.

Неизменным в трудовой деятельности осталось знакомство с профессиями, которых с каждым годом становится все больше.

Современные подходы к формированию предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС

Детское оборудование должно соответствовать росту и возрасту детей. Орудия труда детей должны быть абсолютно безопасны. Прежде чем приступить к работе, воспитатель заранее готовит и проверяет детский инвентарь, который хранится в доступном для детей месте. У детей следует воспитывать бережное отношение к инвентарю. Использование инвентаря должно сочетаться с культурой труда: приучать ребенка к тому, что рабочее место всегда содержится в порядке, а все подсобные орудия для наведения порядка находятся под руками. Так, для хозяйственно – бытового труда необходимы фартучки, щетки, тазики, подносы; для труда в уголке природы - лейки. Оборудование для труда детей на участке необходимо для того, чтобы правильно организовать деятельность детей во все сезоны. Предметы для труда (лопаты, совки, ведра, лейки, тачки, носилки и др.) должны быть удобны для детей и изготовлены из легкого, но достаточно прочного и безопасного для здоровья детей материала. (СанПин 2.4.1.3049-13, п.6.10.). Все оборудование должно быть в достаточном количестве, хорошего качества и иметь привлекательный вид: яркий цвет леек, приятная форма коробок для хранения природного материала (семян, шишек, желудей), нарядные фартучки и др. – все это радует детей, способствует формированию культуры труда, вызывает эстетическое удовольствие. Целесообразно объединять оборудование по видам труда: в природном уголке – лейки, пульверизаторы; в месте, отведенном для ручного труда – ножницы, иглы, разные виды тканей для ремонта и оклеивания пособий; принадлежности для хозяйственно – бытового труда - щеточки и совки, а для дежурных по столовой – фартуки, косынки, колпаки или пилотки.

Вывод: чтобы осуществить конкретный объем воспитательных задач, развить у детей интерес к труду, сформировать трудовые умения и навыки, мотивы трудовой деятельности, педагог должен сам владеть мастерством и культурой труда. В понятие культуры педагогического труда входит умение планировать свою работу. При планировании работы по организации трудовой деятельности детей необходимо:

- Предусмотреть, как будет организован труд детей.- Определить эффективные формы трудовой деятельности.- По необходимости приготовить модели, отражающие последовательность трудовых действий.- Подготовить необходимое оборудование.- Продумать вопрос о соблюдении правил техники безопасности.- Определить наиболее эффективные приемы мотивации и стимулирования трудовой деятельности. -У детей в процессе труда должны развиваться исключительно положительные эмоции, а полученные результаты труда вызывать чувство удовлетворения, гордости за себя и своих сверстников.

Регулярная и методически правильно организованная работа по трудовому воспитанию к концу пребывания детей в детском саду должна дать следующие результаты:• повысится интерес дошкольников к труду;• сформируются навыки совместной деятельности;• сложится коллектив детей и групповое самоуправление, благодаря сотрудничеству между подгруппами;• расширятся представления детей об окружающем;• создастся благоприятная атмосфера для проявления личности каждого ребенка и ее становления;• ярче раскроются склонности, умения, стремления и активность каждого ребенка;• возрастет значимость положительного влияния коллектива на личность; укрепятся товарищеские связи; установятся тесные дружеские контакты, взаимопонимание, взаимоконтроль, взаимопомощь; сотрудничество и поддержка станут нормой поведения;• сформируется чувство общественного долга;• труд станет для детей потребностью.

Читайте также: