Что такое трудовой ресурс в информационном обществе

Опубликовано: 17.09.2024

К.п.н. Корчинский А.А.

Для современного этапа развития нашей цивилизации, характеризуемого эволюцией научно-технического прогресса, характерен перенос центра тяжести экономического развития с материальных сфер производства (энергетическо-сырьевой базис) на наукоемкие и высокотехнологичные сферы, что можно однозначно охарактеризовать как бурный рост информационного сектора экономики (рисунок 1). Информационный сектор экономики определяется долей суммарного рабочего времени, затрачиваемого на деятельность, связанную с обработкой информации, ее передачей, хранением и пр. Движущей силой информационного общества является информации как фактора производства.

Удельный вес материальных компонент и информационной в совокупном ВВП социума

Рисунок 1. Удельный вес материальных компонент и информационной в совокупном ВВП социума.

Само название «информационное общество» впервые появилось в Японии. Изобретение самого термина «информационное общество» приписывается профессору Токийского технологического института Ю.Хаяши. Контуры информационного общества были обрисованы в докладах, представленных японскому правительству в конце 60-х – начале 70-х годов такими организациями, как Агентство экономического планирования, Институт разработки и использования компьютеров, Совет по структуре промышленности. Показательны названия докладов: «Японское информационное общество: темы и подходы»(1969), «План информационного общества» (1971), «Контуры политики содействия информатизации японского общества»(1969). Информационное общество сводилось по своей сути к процессу компьютеризации, который даст людям доступ к надежным источникам информации, избавит их от рутинной работы, обеспечит высокий уровень автоматизации производства. При этом изменится и само производство – продукт его станет более «информационно емким», что означает увеличение доли инноваций, проектно-конструкторских работ и маркетинга в его стоимости; производство информационного продукта, а не продукта материального будет движущей силой образования и развития общества.

Одна из особенностей информационного общества — возрастание удельного веса индивидуального труда, почти исчезнувшего в индустриальном обществе. Развитая сеть автоматизированных рабочих мест позволит многим специалистам, не выходя из дома, принимать участие в общественном производстве. Большие изменения ожидаются в сфере образования, которое также станет в значительной степени индивидуальным.

В настоящее время повышаются требования к трудовым ресурсам, обусловленные современным техническим прогрессом, при котором 80% новейших технологий устаревают в последующие 10 лет. Поскольку 80% работников получили свои трудовые навыки 10 и более лет назад, то сегодня они оказываются неподготовленными к управлению современными производственными технологиями и оборудованием и потому не удовлетворяют современным требованиям.

В стране назрела острая потребность в притоке в экономику высококвалифицированных кадров, в расширении подготовки и переподготовки квалифицированных рабочих. По имеющимся оценкам, в нашей стране доля высококвалифицированных рабочих в настоящее время составляет 15%, что ниже в два раза, чем в 90-х годах, и втрое ниже, чем доля таких рабочих в странах с развитой рыночной экономикой.

Воспроизводство трудовых ресурсов опосредуется интенсивным развитием системы образования, предполагающем трансформацию образовательной парадигмы. В основе такой парадигмы должно лежать изменение фундаментальных представлений об индивиде и его развитии через образование.

Система образования, формирующая индивида с общим широким кругом знаний об окружающем мире природы и общества и гражданским отношением к ним, является основой становления и развития информационного общества. Эгалитарная система массового образования, существовавшая в течение многих лет, была направлена на формирование рационального, логико-вербального, репродуктивного мышления. В целом она способствовала тому, чтобы успешно трансформировать научное общественное знание в личное знание потребителя для его дальнейшей практической деятельности.

Образовательная система индустриального общества, в котором по-своему воплотились его основные цивилизационные принципы, не может удовлетворить новые запросы общественного развития. Переход к новой образовательной системе, по своей сущности, является неотъемлемой частью преодоления кризиса индустриального общества и становления новой цивилизации. В контексте идей информационного общества, детерминирующих становление информационной цивилизации, трансформируются и концепции современного образования.

Поворот образования к человеку, к его развитию как свободной творческой и созидающей личности, к формированию его ценностей в новом информационном обществе при трансформации «знаниевой парадигмы» образования в ценностном, социокультурном и мировоззренческом аспектах показывает, что в открытом мировом образовательном пространстве информационного общества главной ценностью становится личность как держатель основного капитала - знания. При этом социальные ценности информационного общества - информация и создающий ее интеллект - приобретают творческий характер, становятся системообразующим элементом развития современного общества.

Общемировые тенденции глобализации коренным образом влияют на развитие образования. Происходит движение образования в направлении интеграции в мировую культуру, которое находит свое отражение в реализации идей демократизации образования, предполагающих необходимость и возможность следующих принципов в образовании: равные возможности в получении образования и его бесплатный характер; открытость и многообразие образовательных учреждений; сотрудничество продуцентов и потребителей образовательных услуг; студенческое самоуправление; регионализация образования; международная интеграция и сотрудничество; негосударственные формы получения образования и частные образовательные учреждения; общественно-государственное управление в системе образования; демократический механизм руководства и контроля за качеством образования с учетом расширения имеющихся на всех уровнях полномочий.

Тесным образом с демократизацией связана и тенденция к интернационализации образования. Растет понимание того, что образование должно быть во многом универсальным, не замыкающимся в национальных границах. Идеи, заложенные в Болонском соглашении, находят свою реализацию в концепциях образования европейских стран. Широкая диверсификация образования — один из основных путей развития образовательной системы России и вхождения ее в мировое образовательное пространство.

В условиях информационного общества главным носителем информации является человек, который обладает высоким уровнем общеобразовательной, научной и специальной подготовки. За счет накопления, хранения и обработки информационных ресурсов в постиндустриальном обществе обеспечивается экономический рост. Основным институтом, обеспечивающим формирование базы для интеллектуального развития, является система образования, целесообразно определить ее как один из важнейших факторов, детерминирующих уровень развития страны. Мировое сообщество осознает, что без адекватной системы образования не возможно обеспечить реальное устойчивое развитие на эндогенной основе.

С одной стороны, возрастание уровня развития образования выступает ключевым фактором, обеспечивающим формирование информационной экономики, что находит отражение в следующей тенденции: в 60–80-е годы ХХ в. главным составляющим элементом развития экономики была производительность труда; с 80-до конца 90-х годов – это комбинация производительности труда и умения адекватно реагировать на изменяющиеся условия рынка (имея высококвалифицированных специалистов в сфере управления производством, можно со временем обеспечить и улучшение других параметров, характеризирующих конкурентоспособность (устойчивое финансово-экономическое положение, модернизация производства, достижение высокого качества продукции и т.п.). В настоящее время возникает потребность в специалистах, способных как оперативно управлять стратегической информацией, так и превращать полученную информацию в знания, способных постоянно учиться, адаптироваться к новым технологиям.

В целом, в глобальном аспекте, сейчас можно говорить о существовании и взаимодействии двух типов образования: 1) системном (энциклопедическом) образовании - массовом упорядоченном процессе формирования необходимых общих и профессиональных знаний и гражданской культуры людей и 2) фрагментарном (по сути самообразовании) образовании - тоже массовом, но не упорядоченном процессе потребления самых разнородных знаний и форм культуры (таблица 1).

Индивид, получивший приближенное к универсальному (энциклопедическому) образование, наделяется довольно обстоятельными знаниями в разных областях жизни и имеет возможность работать как в достаточно широком диапазоне своей основной профессии, так и в смежных с ней сферах.

Является следствием перехода к информационному обществу. Оно интенсивно через Интернет, через СМИ воспроизводится и редуцируется, часто размывая научное содержание полученного в школе системного образования. Так, обращаясь за информацией в Интернет, человек там может встретить все что угодно, и не всегда информация, полученная им, будет истинным знанием.

Проанализируем и кратко охарактеризуем каждый из этих типов В индустриальном обществе образование было ориентировано на основные предметы (темы) для подготовки специалиста и гражданина. Это, можно сказать, картезианская система образования, задача которой - предложить индивиду-потребителю несколько основополагающих ориентиров, с тем чтобы помочь разбираться в окружающей реальности. Подобное образование стремилось предельно адаптировать человека к конкретной социальной среде, подготовить его к жизни и деятельности в определенной профессии. Индивид, получивший приближенное к универсальному (энциклопедическому) образование, имел довольно обстоятельные знания в разных областях жизни и мог работать как в достаточно широком диапазоне своей основной профессии, так и в смежных с ней сферах.

Однако информационное общество побуждает трансформировать линейную схему системного (универсального) образования что находит отражение в следующих чертах: снижение энциклопедического содержания образования личности; появление большого количества научных направлений и образовательных школ, что предопределило диверсификацию образовательных стандартов, планов и траекторий; постоянное обновление содержания (зачастую период обновления составляет менее одного учебного года) образовательных курсов, модулей и учебных программ при отсутствии унификации, сопровождающееся увеличением самостоятельной работы слушателей.

Получается, что при такой системе построения образовательного процесса, потребитель может стать лишь узким специалистом, пусть и получившим некоторые не системные представления об окружающей действительности, но практически не готовым выйти за рамки узких границ объекта своего знания (профессии). Такой специалист вряд ли может быть успешным в той или иной своей деятельности в условиях быстро трансформирующихся и зачастую просто исчезающих профессий, компетенций и интенсивно развивающейся общественной практики. Конечно, можно сколько угодно приводить примеров, что чем уже специализация, тем легче человеку, обладающему ею, достичь высокого мастерства и занять достойное место в структуре общественной жизнедеятельности. Однако необходимо сделать одну оговорку, узкая специализация эффективна в рамках индустриального и частично постиндустриального общества. Тем не менее нельзя не видеть, что возрастающее разделение труда хотя и увеличивает производительность работника, но одновременно усиливает и его зависимость от конкретной работы. Ведь такой узкий специалист способен решать лишь ограниченные тактические задачи.

Информационное общество, чтобы развиваться устойчиво, требует разносторонне информированного специалиста - профессионала, способного творчески и эффективно решать свои специальные вопросы на уровне и в русле различных глобальных проблем современности, что, как понятно, требует от него умения мыслить стратегически. Стратегическое мышление и комплексный подход обязательны, например, там, где затрагиваются мировоззренческие вопросы, выходящие за пределы конкретного инструментального решения. Особенно необходимо это в вопросах, связанных с управлением теми или иными видами деятельности людей и, следовательно, тоже требует высочайшей компетенции. Не может такая компетенция быть узкоспециальной, направленной лишь на решение сугубо технологических вопросов производственной деятельности. Соответственно, наблюдается смещение акцентов в подготовке специалиста: от узкой специализации в сторону полипроффесионализма в рамках системных, взаимосвязанных и структурированных образовательных модулей. Ведь фрагментарность информации рождает противоречия, которые достаточно тяжело устраняются.

Это значит, что образование необходимо максимально приспосабливать к потребностям общественной практики людей. Соответственно отбор учебного материала должен быть подчинен требованию знания возможностей и перспектив развития этой практики и ее совершенствования. Учебные планы следует строить таким образом, чтобы изучались прежде всего важные и ценные проблемы, касающиеся содержания как самой профессиональной деятельности, так и особенностей и условий ее ведения в различных системах взаимосвязей людей, т.е. следует тщательно изучать те фундаментальные проблемы, которые имеют отношение к широкому опыту жизнедеятельности человечества.

Под воздействием разветвленных систем информации, прежде всего средств массовой информации, значительное место в современном обществе начинает занимать так называемый фрагментарный тип образования.

Фрагментарное образование - это сумма случайных знаний, приобретенная индивидом из разных случайных источников. Это хаотически составленная совокупность знаний, которую человек, как правило, сам подбирает по своему усмотрению из различного рода информационных источников.

Использование фрагментов информации (разрозненного набора символов и кодов) по необходимости вызвано стремлениями человека постоянно совершенствовать себя и свое мастерство, т.е. заниматься самообразованием. Если поиск и получение информации не определены какой-либо целью, устойчивыми интересами человека, а предыдущие его знания, на которые наслаиваются эти новые знания, не систематизированы, то мы происходит освоением мира по закону случая. В поиске и получении информации, знаний такой человек идет обычно от одного случайного выбора к другому. В результате случайного и неупорядоченного отбора информации в сознании человека составляется поток беспорядочных наслоений самых разнородных, научных и вненаучных знаний, в том числе мнений, догадок, спекуляций. Следствием такого беспорядочного потока является то, что индивиды усваивают лишь несвязанные фрагменты знаний (идей, оценок).

Вместе с тем у фрагментарного знания есть не только информационная составляющая, но и ценностная. Ценностная компонента фрагментарного образования, так же как и информационная, в том случае, еcли у индивида-потребителя не систематизирована четкая мировоззренческая позиция, представляет собой совершенно хаотичный набор самых разнородных оценок и предпочтений. В фрагментах разнородных оценок и предпочтений практически нет обоснования ценности ни самой научной истины, ни научного познания, ни их глубокого нравственного смысла. В этой связи можно говорить об определенной размытости воспитания в фрагментарном образовании человека.

Одним из следствий перехода к информационному обществу является замещение системного образования фрагментарным. Оно интенсивно через Интернет, через СМИ воспроизводится и редуцируется, часто размывая научное содержание полученного в школе системного образования. Так, обращаясь за информацией в Интернет, человек там может встретить все что угодно, и не всегда информация, полученная им, будет истинным знанием. Однако первое впечатление об этой информации может надолго, если не навсегда, определять eго позицию в окружающем мире.

Фрагментарное образование по своей сути оторвано от конкретных сроков его получения в рамках институциализированной образовательной системы. Такое образование идет всю жизнь. Ведь запас знаний, полученный через системное образование в образовательном учреждении, достаточно быстро устаревает. Необходимо не просто постоянное расширение знаний, но и укрепление их «фундамента» — умения следовать выработанному системным обучением порядку восприятия, когда усвоенная информация должна использоваться как средство для понимания новых и более сложных явлений. Отсюда понятна ориентация многих людей сегодня либо на самообразование, либо на дополнительное образование, в том числе через всякого рода краткосрочные курсы, с тем чтобы не просто упорядочить и систематизировать разнородную информацию, получаемую ими из самых разных источников, но овладеть материалом, на который можно опереться как на установленный, принятый, надежный. Все это в свою очередь дифференцирует структуру потребительской ценности образовательной услуги в восприятии потребителей. (рисунок 2.).

Получается, что фрагментарное образование замещает академическое учебное заведение. И именно оно формирует в массе современного человека и его культуру. Сформированные фрагментарным образованием представления начинают превалировать в общественном сознании определяя его.

Все это чревато образовательными шокам и рисками, которые можно назвать информационной псевдо культурой человека. Она заключается в расщеплении, распаде коллективного знания на отдельные замкнутые культурные зоны со своими собственными языками, ценностями, нормами, памятью, механизмами восприятия входящих в эти зоны индивидов. В этой связи насущной задачей образования становится восстановление общей структуры знаний, репрезентируемой в междисциплинарных подходах, определении познавательной и социальной ценности знаний, их практического использования.

Рисунок 2. Дифференциация структуры потребительской ценности образовательной услуги в информационном обществе.

Понятие и характерные свойства труда: условиям: сознательность, целесообразность, легитимность, полезность, созидание, востребованность. Сфера услуг как главный сектор хозяйства, специфика реализации труда в ней, закономерности его интеллектуализации.

Рубрика Экономика и экономическая теория
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 29.09.2018
Размер файла 13,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Особенности труда в информационном обществе

В отечественной философской литературе понятие деятельности как способа «существования и развития общества и человека, всесторонний процесс преобразования им окружающей природы и социальной реальности (включая его самого) в соответствии с его потребностями, целями и задачами» [Буева, с. 63]. Но не всякая деятельность составляет труд. Труд должен удовлетворять условиям: сознательность, целесообразность, легитимность, полезность, созидание, востребованность. Л.Б. Буева противоречит сама себе, когда с одной стороны, к труду относит деятельность человека, включенную в систему общественного труда, а, с другой - считает, что потребительская деятельность не является трудом. А относится ли к труду потребительская деятельность, если она включена в систему общественного труда? Возразить можно и критерию легитимности, выделенному А.И. Рофе [Рофе, с. 41-45].

В информационном обществе сфера услуг является главным сектором хозяйства и не всегда труд в этой сфере представляет собой созидание и не всегда приносит пользу обществу. Он может выступать в виде потребления. Так, например, секс-услуги трактуются П.В. Романовым [Романов, с. 284] как вид трудовой занятости. Это легитимная деятельность в ряде стран (Австрия, Германия, Нидерланды). В России эта деятельность квалифицируется как теневая и полутеневая. Также ратный труд частично носит деструктивный характер. В информационном обществе интенсивно развивается инженерный труд. Именно на нем основываются новые высокие технологии. Инженерный труд сочетает в себе естественное, искусственное и социальное начала. Сама человеческая деятельность становится объектом изучения современного инженерного труда [Пятков, с. 10]. А это значит, что система труда эволюционирует, она открыта и способна взаимодействовать с высшей средой, обмениваясь с ней не только веществом, но и информацией.

В информационном обществе субъект-субъектный сектор, как отмечает В.Л. Иноземцев, субъект-субъектный сектор «объединяет такие отрасли, в которых взаимодействие людей основано на межперсональном общении… К этому полюсу можно причислить: сферу культуры и развлечений, образования, научные учреждения, производство информации, консультационные и юридические услуги, всю сферу финансов и денежного обращения, страховые операции и операции с фондами и недвижимостью, а также государственное управление» [Иноземцев, с. 66]. Продукт этого сектора представлен информацией и знанием. Поэтому в структуру труда совершенного общества включается информация как его компонент.

Однако вместо информированности в настоящее время все более ценятся знания и творческие способности. Конкурентоспособность, сохранение и преумножение технологических преимуществ во все большей степени зависит не столько от владения, правильного использования информации, сколько от знания. Потому что с помощью знания, можно генерировать новую информацию. Можно согласиться с В. Ворониным, который считает, что не бурный рост информатизации общества и экономики является «непосредственной причиной интеллектуализации современной экономики, объективная необходимость гуманноэкономического развития хозяйственной деятельности заключается в том, что человеческое развитие приобретает действительно гуманистическую направленность» [Воронин, с. 63]. Интеллектуализацию труда можно определить как постоянно совершающийся процесс превращения знания в непосредственную производительную силу. Знание в информационном обществе «используется для производства знания» [Дракер, с. 95].

Интеллектуализация труда выражается в знании, которое является непосредственной производительной силой. Для характеристики интеллектуализации труда на уровне предприятия используется понятие человеческого капитала. Главную роль в создании человеческого капитала играют затраты живого труда, способствующие саморазвитию и самосовершенствованию работника.

Основой человеческого капитала является интеллектуальный капитал. «Интеллектуальный капитал - это произведение двух составляющих: компетентности работника и его желания использовать эту компетентность наилучшим образом для достижения целей организации. Интеллектуальный капитал накапливается в течение всей жизни человека» [Шимшилов-оглы, с. 86]. А устойчивое развитие страны невозможно без ее интеллектуальных ресурсов. В России пока неэффективно используют отечественный интеллектуальный потенциал. Интеллектуализация общества находит свое высшее выражение в функционировании общества знания.

Список литературы

интеллектуализация труд информационный

1. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978.

2. Воронин В. Интеллектуализация хозяйственной деятельности // Вопросы экономики. 2006. №5.

3. Дракер П. От капитализма к обществу знания // Новая постиндустриальная война на Западе. М.: Academia, 1999. Иноземцев В.Л. Структурирование общественного производства в системе постиндустриальных координат: методолого-теоретические аспекты // Российский экономический журнал. 1997. №11-12.

4. Пятков О.И. Инженерный труд в социальной системе: автореф. … дисс. канд. филос. наук. Ростов-на-Дону, 2001.

5. Социология труда: теоретико-прикладной толковый словарь / отв. ред. В.А. Ядов. СПб.: Наука, 2006.

6. Рофе А.И. Труд: теория, экономика, организация. М.: МИК, 2005.

7. Шимшилов С.А.-оглы. Интеллектуальный капитал организации // Человек и труд. 2004. №8.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Экономическая сущность и содержание условий труда. Факторы и элементы, воздействующие на формирование условий труда. Критерии и методы оценки условий труда на предприятии. Аттестация рабочих мест по условиям труда. Анализ состояния условий труда.

курсовая работа [46,6 K], добавлен 13.11.2010

Рынок труда и сфера занятости. Процесс сокращения занятости. Доля занятых на частных предприятиях. Медленные темпы рыночных преобразований в Республике Беларусь. Характерные особенности безработицы. Спрос на высококвалифицированную рабочую силу.

реферат [22,6 K], добавлен 01.10.2008

Специфика рынка труда. Особенности рынка труда в переходной экономике. Безработица и пути ее преодоления. Государственное регулирование рынка труда и преодоление безработицы. Программа занятости как механизм реализации политики труда.

курсовая работа [24,9 K], добавлен 04.08.2007

Понятие и виды дискриминации на рынке труда. Характерные черты монопсонистического вида. Особенности моделей склонности к дискриминации. Статистическая дискриминация. Влияние на рынок труда системы оплаты труда на основе работ сравнимой ценности.

курсовая работа [221,2 K], добавлен 08.03.2011

Структура, содержание и характер труда, его основные особенности. Сущность его двойственного характера. Функции, выполняемые человеком в процессе труда. Понятия трудовой деятельности, человека-работника. Система и типы занятости, современный рынок труда.

реферат [829,6 K], добавлен 14.11.2010

Понятие и особенности рынка труда, его структура. Внешний и внутренний рынки. Специфика формирования рынка труда в России. Оценка его современного состояния и пути дальнейшего развития. Структура спроса и предложения на рынке труда республики Татарстан.

курсовая работа [169,6 K], добавлен 05.01.2012

Экономический механизм функционирования рынка труда, его сущность и специфика. Виды рынков труда и их сегментация. Особенности формирования общероссийского рынка труда. Анализ рынка труда Кемеровской области, меры по поддержке и перспективы развития.


Шаисламова, М. Р. Рынок труда и его основные понятия в условиях информационного общества / М. Р. Шаисламова, Д. Р. Рахматкариев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 7 (141). — С. 305-307. — URL: https://moluch.ru/archive/141/39865/ (дата обращения: 27.05.2021).

Глобализация и повсеместная компьютеризация вызывают большой спрос на IT-специалистов, а следовательно, и развитие, повышение их квалификации. С каждым днем возрастает их роль и значимость, в соответствии с этим необходимо контролирование их мобильности и совершенствование профессиональных навыков.

Информационные технологии — это прогресс, который создает наше будущее. Информационный ресурс, как и информация в целом, является движущей силой прогресса. На сегодняшний день в нашей стране уделяется большое внимание информатизации общества. «…Государственная политика в области информатизации направлена на создание национальной информационной системы с учетом современных мировых тенденций развития и совершенствования информационных ресурсов, информационных технологий и информационных систем» [1].

Кроме того, «…в целях формирования национальной системы информатизации, массового внедрения и использования во всех сферах экономики и жизни общества современных информационных технологий, средств компьютерной техники и телекоммуникаций, наиболее полного удовлетворения растущих информационных потребностей граждан, создания благоприятных условий для вхождения в мировое информационное сообщество и расширения доступа к мировым информационным ресурсам» [2] государство осуществляет политику развития квалификационных кадров данной области.

Рынок труда является важнейшей сферой социально-трудовых отношений. В развитой рыночной экономике он представляет собой совокупность трудовых отношений по поводу найма и использования работников в общественном производстве

Рынок труда — совокупность общественных отношений, связанных с наймом и предложением труда, т. е. отношений между реальными и потенциальными продавцами и покупателями труда. Важнейшим элементом рынка труда является спрос на труд, который определяется числом и структурой рабочих мест, объемом жизненных средств, используемых для привлечения рабочей силы. Жесткий ограниченный спрос на труд придает свободе работников особую индивидуальную ответственность за их профессионально-квалификационный уровень и мобильность в быстро меняющихся экономических условиях. Личная инициатива, способности, настойчивость становятся решающими факторами получения интересного и выгодного рабочего места. Предложение труда отражает численность и состав способных к труду, заинтересованных и нуждающихся в получении работы людей (по полу, возрасту, образованию и другим характеристикам). Предложение труда определяется численностью трудоспособного населения, его здоровьем, активностью, уровнем образования, мобильностью, возможной величиной заработной платы, а также национальными традициями. На рынке труда формируются цены на труд как результат взаимодействия механизмов спроса и предложения, и на этой основе определяется уровень заработной платы.

В зависимости от соотношения между спросом и предложением труда конъюнктура рынка труда может быть различной:

 Труд дефицитной, когда спрос превышает предложение;

 Труда избыточной, когда превышает предложение, и на рынке труда имеется большая численность безработных;

 равновесной, когда спрос соответствует предложению.

В экономике труда рассматривается несколько моделей рынка труда: чисто конкурентный рынок труда, модель монопсонии, модели с учетом действий профсоюзов и др.

Чисто конкурентный рынок труда характеризуется тем, что имеется, во-первых, большое количество конкурирующих фирм-работодателей, во — вторых, большая численность работников, предлагающих свой труд, и, в-третьих, ни работодатели, ни работники не диктуют ставки оплаты труда.

Монопсонический рынок труда характеризуется монополией покупателя. В силу географических или иных факторов и при имеющейся специальности и квалификации работник не может сменить место работы, а заработную плату диктует предприятие, на котором сосредоточено основная численность работников. Такая ситуация наблюдается чаще всего в малых городах при наличии там крупного предприятия. Участие профсоюзов на рынке труда ведет к увеличению спроса труда и повышению заработной платы, т. к. профсоюзы объединяют работников и защищают их интересы. Рынок труда находится в непрерывном движении. Рынок труда, адекватно реагирующий на изменение цен, спроса и предложения труда, обычно называют гибким.

Различают количественную и функциональную гибкость рынка труда.

Количественная гибкость рынка труда — это способность при расхождении спроса и предложения осуществлять подстройку рынка за счет изменения заработной платы или количества используемого труда. Затруднять подстройку могут факторы, ограничивающие гибкость рынка труда: жесткость заработной платы, ограничения в мобильности рабочей силы, жесткость режимов рабочего времени.

Функциональная гибкость предусматривает использование гибких режимов труда и занятости, изменение системы оплаты труда, повышение гибкости в вопросах найма и увольнения. Воздействие на рынок труда оказывают: государство, которое разрабатывает специальные меры, направленные на согласование предложения рабочей силы и спроса на нее, союзы работодателей и лиц наемного труда, а также характер экономического роста.

Различают первичный и вторичный рынки труда, различающиеся приоритетностью сферы деятельности, надежностью занятости и уровнем материальной обеспеченности.

Первичный рынок труда характеризуют стабильная занятость и надежность положения работника; высокий уровень заработной платы; возможность для профессионального роста и продвижения по служебной лестнице; использование прогрессивных технологий, требующих высокой квалификации работников; наличие сильных и эффективных профсоюзов. При этом субъектами первичного рынка труда могут быть работники разной квалификации без которых не может обойтись производство.

Вторичный рынок труда характеризуется чертами прямо противоположными: велика текучесть кадров и нестабильна занятость; низкий уровень заработной платы; практически не существует продвижения по служебной лестнице; технология производства трудоемка и примитивна; отсутствуют или бездействуют профсоюзы.

Национальные рынки труда формируются под воздействием ряда факторов, таких как уровень экономического и человеческого развития, традиции и др. Например, в США рынок труда отличается высокими ставками заработной платы, высокой мобильностью экономически активного населения и низкими гарантиями занятости. Традиционный японский рынок труда характеризуется наоборот высокими гарантиями занятости, при более низких ставках оплаты и невысокой мобильности населения. Для развития человеческого общества необходимы материальные, инструментальные, энергетические и другие ресурсы, в том числе и информационные. Настоящее время характеризуется небывалым ростом объема информационных потоков. Это относится практически к любой сфере деятельности человека. Наибольший рост объема информации наблюдается в промышленности, торговле, финансово-банковской и образовательной сферах. Например, в промышленности рост объема информации обусловлен увеличением объема производства, усложнением выпускаемой продукции, используемых материалов, технологического оборудования, расширением внешних и внутренних связей экономических объектов в результате концентрации и специализации производства.

Информация представляет собой один из основных, решающих факторов, который определяет развитие технологии и ресурсов в целом. В связи с этим, очень важно понимание не только взаимосвязи развития индустрии информации, компьютеризации, информационных технологий с процессом информатизации, но и определение уровня и степени влияния процесса информатизации на сферу управления и интеллектуальную деятельность человека. Основываясь именно на этой особенности современного общества, многие исследователи и называют его «информационным» или «обществом знания». В Узбекистане формирование информационного сообщества находится пока еще на первичной стадии. «…Государственная политика в области информатизации направлена на создание национальной информационной системы с учетом современных мировых тенденций развития и совершенствования информационных ресурсов, информационных технологий и информационных систем» [3]. Тем не менее, за последние годы также наметился определенный рост сетевых отношений. Расширились круг Интернет-пользователей [4], провайдеров (Рис 1), а также и количество отечественных веб-ресурсов. Так существенно увеличилось число организаций с собственными сайтами.

Описание: C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\1.jpg

Рис. 1. Динамика развития отрасли связи, информатизации и телекоммуникационных технологий Узбекистана

Учитывая актуальность информационных технологий в современном мире, а также их использование для интеграции нашей страны на мировую арену, необходимо решение вопросов эффективного регулирования их с правовых позиций, что обеспечит определенные гарантии их стабильного развития и защиты интересов их участников.

В соответствии с этим, с каждым днем востребованность в грамотных IT-специалистах возрастает все больше.

Ресурс – запасы, источники чего-нибудь. Такая трактовка приведена в словаре русского языка С.И.Ожегова. В индустриальном обществе, где большая часть усилий направлена на материальное производство, известно несколько основных видов ресурсов, ставших уже классическими экономическими категориями:

материальные ресурсы – совокупность предметов труда, предназначенных для использования в процессе производства общественного продукта, например сырье, материалы, топливо, энергия, полуфабрикаты, детали и т.д.;

природные ресурсы – объекты, процессы, условия природы, используемые обществом для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей;

трудовые ресурсы – люди, обладающие общеобразовательными и профессиональными знаниями для работы в обществе;

финансовые ресурсы – денежные средства, находящиеся в распоряжении государственной или коммерческой структуры;

энергетические ресурсы – носители энергии, например уголь, нефть, нефтепродукты, газ, гидроэнергия, электроэнергия и т.д.

В информационном обществе акцент внимания и значимости смещается с традиционных видов ресурсов на информационный ресурс, который, хотя всегда существовал, не рассматривался ни как экономическая, ни как иная категория; никто специально о нем не говорил и тем более не вводил никаких определений. Одним из ключевых понятий при информатизации общества стало понятие «информационные ресурсы», толкование и обсуждение которого велось с того момента, когда начали говорить о переходе к информационному обществу. Этому вопросу посвящено довольно много публикаций, в которых отразились и разные мнения и определения, и разные научные школы, рассматривающие эти понятия.

С принятием Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» большая часть неопределенности была снята. Руководствуясь не научной стороной этого вопроса, а скорее прагматической позицией потребителя информации, целесообразно воспользоваться тем определением, которое приведено в этом законе. Тем более нельзя не учитывать тот факт, что юридическое толкование во всех случаях является для пользователя информации опорой при защите его прав.

Информационные ресурсы - по законодательству РФ - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах: библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других видах информационных систем.

Этот же закон установил, что информационные ресурсы являются объектом права собственности . Отношения по поводу права собственности на информационные ресурсы регулируются гражданским законодательством РФ.

Надо также понимать, что документы и массивы информации, о которых говорится в этом законе, не существуют сами по себе. В них в разных формах представлены знания, которыми обладали люди, создававшие их. Таким образом, информационные ресурсы – это знания, подготовленные людьми для социального использования в обществе и зафиксированные на материальном носителе;это идеи человечества и указания по их реализации, накопленные в форме, позволяющей их воспроизводство: это книги, статьи, патенты, диссертации, научно-исследовательская и опытно-конструкторская документация, технические переводы, данные о передовом производственном опыте и др.

Информационные ресурсы (в отличие от всех других видов ресурсов — трудовых, энергетических, минеральных и т.д.) тем быстрее растут, чем больше их расходуют .

Информационные ресурсы общества, если их понимать как знания, отчуждены от тех людей, которые их накапливали, обобщали, анализировали, создавали и т.п. Эти знания материализовались в виде документов, баз данных, баз знаний, алгоритмов, компьютерных программ, а также произведений искусства, литературы, науки. В настоящее время не разработана методология количественной и качественной оценки информационных ресурсов, а также прогнозирования потребностей общества в них.

Это снижает эффективность информации, накапливаемой в виде информационных ресурсов, и увеличивает продолжительность переходного периода от индустриального к информационному обществу. Кроме того, неизвестно, какой объем трудовых ресурсов должен быть задействован в сфере производства и распространения информационных ресурсов в информационном обществе. Несомненно, в будущем эти проблемы будут решены.

Информационные ресурсы страны, региона, организации должны рассматриваться как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости запасам сырья, энергии, ископаемых и прочим ресурсам. Развитие мировых информационных ресурсов позволило:

- превратить деятельность по оказанию информационных услуг в глобальную человеческую деятельность;

- сформировать мировой и внутригосударственный рынок информационных услуг;

- образовать всевозможные базы данных ресурсов регионов и государств, к которым возможен сравнительно недорогой доступ;

- повысить обоснованность и оперативность принимаемых решений в фирмах, банках, биржах, промышленности, торговле и др. за счет своевременного использования необходимой информации.

Информационные ресурсы являются базой для создания информационных продуктов. Любой информационный продукт отражает информационную модель его производителя и воплощает его собственное представление о конкретной предметной области, для которой он создан. Информационный продукт, являясь результатом интеллектуальной деятельности человека, должен быть зафиксирован на материальном носителе любого физического свойства в виде документов, статей, обзоров, программ, книг и т.д.

Информационный продукт – совокупность данных, сформированная производителем для распространения в вещественной или невещественной форме. Информационный продукт может распространяться такими же способами, как и любой другой материальный продукт, с помощью услуг.

Услуга – результат непроизводственной деятельности предприятия или лица, направленный на удовлетворение потребности человека или организации в использовании различных продуктов. Информационная услуга – получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов. В узком смысле информационная услуга часто воспринимается как услуга, получаемая с помощью компьютеров, хотя на самом деле это понятие намного шире. При предоставлении услуги заключается соглашение (договор) между двумя сторонами – предоставляющей и использующей услугу. В договоре указываются срок ее использования и соответствующее этому вознаграждение. Перечень услуг определяется объемом, качеством, предметной ориентацией по сфере использования информационных ресурсов и создаваемых на их основе информационных продуктов.

Пример. Библиотеки являются местом сосредоточения значительной части информационных ресурсов страны. Перечислим основные виды информационных услуг , оказываемых библиотечной сферой:

- предоставление полных текстов документов, а также справок по их описанию и местонахождению;

- выдача результатов библиографического поиска и аналитической переработки информации (справки, указатели, дайджесты, обзоры и пр.);

- получение результатов фактографического поиска и аналитической переработки информации (справки, таблицы, фирменное досье);

- организация научно–технической пропаганды и рекламной деятельности (выставки новых поступлений, научно–технические семинары, конференции и т.п.);

- выдача результатов информационной) исследования (аналитические справки и обзоры, отчеты, рубрикаторы перспективных направлений, конъюнктурные справки и т.д.).

Информационные услуги возникают только при наличии баз данных в компьютерном или некомпьютерном варианте. База данных – совокупность связанных данных, правила организации которых основаны на общих принципах описания, хранения и манипулирования данными. Базы данных являются источником и своего рода полуфабрикатом при подготовке информационных услуг соответствующими службами. Базы данных, хотя они так и не назывались, существовали и до компьютерного периода в библиотеках, архивах, фондах, справочных бюро и других подобных организациях. В них содержатся всевозможные сведения о событиях, явлениях, объектах, процессах, публикациях и т.п.

- С появлением компьютеров существенно увеличиваются объемы хранимых баз данных и соответственно расширяется круг информационных услуг.

Исходя из возможных видов информационных продуктов, баз данных и ресурсов классификация информационных услуг представлена на рис. 1.


Рисунок 1 - Основные виды информационных услуг

2 Национальные информационные ресурсы России

Уровень развития информационных ресурсов все в большей степени определяет место страны в современном мире.

Органы управления всех уровней, любые хозяйственные субъекты, учреждения, общественные объединения, отдельные граждане формируют для обеспечения своей деятельности (производственной, управленческой, научной, просветительской, организации быта и отдыха, и т.д.) информационные ресурсы, различающиеся между собой по объему (от подборки из нескольких справочников до огромных библиотечных фондов и систем баз данных) и по способам организации и представления информации.

Общественный интерес и основной объект государственной информационной политики представляют собой, прежде всего, информационные ресурсы, предназначенные для обслуживания «внешних» пользователей (т.е. субъектов, не связанных непосредственно с их формированием), а также информационные ресурсы, используемые для решения задач государственного управления. Такие информационные ресурсы формируются и эксплуатируются разного рода информационными организациями и подразделениями, государственными, муниципальными и частными. Однотипные по формам информационной деятельности организации объединяются наличием единого методического руководства, общих нормативных документов, налаженной (в разной степени) системой информационных потоков и составляют основные государственные (национальные) информационные системы России, это:

- информационные ресурсы библиотечной сети России насчитывают около 150 тысяч библиотек. Новые информационные функции библиотек: предоставление доступа к национальным и мировым информационным сетям; использование электронных изданий; создание электронных каталогов вместо карточных. Автоматизированные библиотечные информационные технологии уже функционируют в более чем 2,5 тыс. научных и публичных библиотек. Почти во всех центральных универсальных научных библиотеках субъектов РФ созданы локальные вычислительные сети, объединяющие от30 до 50 компьютеров.

- информационные ресурсы Архивного фонда Российской Федерации включают 15 федеральных государственных архивов, в том числе архив древних актов, архив кинофотодокументов и др. по данным последней паспортизации Архивного фонда РФ его объем составил более 600 млн единиц хранения. Этот объем ежегодно увеличивается на 1,6 млн единиц хранения. Применение компьютерных технологий постепенно изменит сложившуюся традиционную «бумажную» технологию работы с документами. Суперкомпьютер сможет быстро обрабатывать электронные архивы будущего.

- государственная система научно-технической информации (ГСНТИ): весь мировой информационный блок документов в области науки и техники должен быть однократно обработан в специальных центрах (ЦНТИ), после чего он будет доступен для многократного использования потребителями информации в любых отраслях и регионах страны;

- информационные ресурсы отраслей материального производства: электронные массивы информации имеют 60% предприятий гражданских отраслей промышленности; 70% предприятий оборонного комплекса (ОК) и 47% предприятий агропромышленного комплекса (АПК);

- информационные ресурсы социальной сферы формируются:

в здравоохранении - государственная центральная научная медицинская библиотека (государственный орган научно-технической информации по медицине и здравоохранению); информационно-аналитический центр Минздрава России; информационно-вычислительные центры (61) и отделы АСУ (56) субъектов РФ;

в образовании – основной системой информационных ресурсов традиционно являются библиотеки более 500 российских ВУЗов с общим фондом свыше 300 млн единиц хранения. В настоящее время создается сеть региональных центров новых информационных технологий, Федеральная университетская сеть RUNNet, активизируется разработка методов дистанционного образования;

формируются внутриведомственные информационные ресурсы и в других отраслях социальной сферы: занятости и социального обеспечения; физической культуры и туризма; миграционной службы; пенсионного обеспечения; медицинского и социального страхования.

- Информационные ресурсы Государственной системы статистики.

- Государственная система правовой информации.

- Информационные ресурсы органов государственной власти и местного самоуправления.

- Информация о природных ресурсах, явлениях и процессах.

- Информационные ресурсы в сфере финансов и внешнеэкономической деятельности.

В настоящее время начала складываться система правовой информации, призванная объединить функционирующие ведомственные и региональные системы информирования о нормативно-правовых актах. Универсальный характер имеют также справочные информационные ресурсы массового использования, т.е. информационные массивы, содержащие адресные данные, сведения о работе предприятий бытового обслуживания, органов власти, транспорта, связи, об организации отдыха, обучения и т.д.

Информационная деятельность является неотъемлемой частью деятельности любых государственных органов и организаций. Большинство государственных органов и организаций, обладающих информационными ресурсами, содержащими сведения, интересующие массового пользователя, не специализируются на ведении массового информационного обслуживания и не имеют соответствующих технологических, кадровых, организационных и финансовых возможностей. Важнейшей обязанностью всех органов государственного управления должно быть формирование и эффективное использование информационных ресурсов, отражающих и обеспечивающих их деятельность.

Для многих комплексных задач государственного и хозяйственного управления, особенно на муниципальном и территориальном уровнях, необходимо объединение разнообразных, собираемых организациями разных ведомств сведений, относящихся к определенным участкам местности, объектам или субъектам, то есть построение кадастров и регистров. Построение единой системы государственных кадастров и регистров Российской Федерации, ведущихся на единой географической информационной основе в соответствии с едиными правовыми, технологическими и экономическими нормами, должно стать весьма важным видом государственных информационных ресурсов межотраслевого характера.

Таким образом, на основе представляющих общественный интерес государственных информационных ресурсов, необходимо формировать их модифицированные версии, содержащие только открытую, интересную массовому пользователю информацию, технологически и организационно легко доступную для граждан, СМИ и независимых коммерческих информационных служб, использующих ее для производства информационных продуктов и услуг.

Обязанности государства в области управления государственными информационными ресурсами включают:

- обеспечение полноты создания первичных и производных информационных массивов и продуктов, составляющих государственные информационные ресурсы;

- надежное хранение и защиту этих продуктов;

- обеспечение свободного доступа граждан и организаций к государственным информационным ресурсам, не содержащим сведений, составляющих государственную, коммерческую, служебную или личную тайну;

- оптимизацию затрат бюджетных средств на формирование, использование и защиту государственных информационных ресурсов;

- координацию деятельности различных ведомственных и региональных структур, а также негосударственных организаций при формировании информационных ресурсов;

- создание условий для эффективного использования информационных ресурсов в деятельности органов власти и государственных учреждений.

Список использованной литературы

1. Антопольский А.Б. Информационные ресурсы России: Научно-методическое пособие / А.Б.Антопольский. – М.: Либерия, 2004. – 424 с.

2. Гулин В.Н. Информационный менеджмент. Информационные технологии, обеспечивающие управление информационными ресурсами. – М.: Современная школа, 2008. – 320 с.

3. Информатика: Учебник / Под ред.Н.В.Макаровой. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 658 с.

4. Информационные ресурсы России. Национальный доклад. - М.: Государственный комитет Российской Федерации по связи и информатизации, 2000. – 15 с.

5. Попов В.Н. Информационные технологии в сфере управления: учебное пособие / В.Н.Попов. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2008. – 158 с.

6. Шауцукова Л.З. Информатика: 10-11 кл. Теория (с задачами и решениями) / Л.З.Шауцукова. - М.: Просвещение, 2000. – 202 с.

Ресурс – запасы, источники чего-нибудь. Такая трактовка приведена в словаре русского языка С.И.Ожегова. В индустриальном обществе, где большая часть усилий направлена на материальное производство, известно несколько основных видов ресурсов, ставших уже классическими экономическими категориями:

материальные ресурсы – совокупность предметов труда, предназначенных для использования в процессе производства общественного продукта, например сырье, материалы, топливо, энергия, полуфабрикаты, детали и т.д.;

природные ресурсы – объекты, процессы, условия природы, используемые обществом для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей;

трудовые ресурсы – люди, обладающие общеобразовательными и профессиональными знаниями для работы в обществе;

финансовые ресурсы – денежные средства, находящиеся в распоряжении государственной или коммерческой структуры;

энергетические ресурсы – носители энергии, например уголь, нефть, нефтепродукты, газ, гидроэнергия, электроэнергия и т.д.

В информационном обществе акцент внимания и значимости смещается с традиционных видов ресурсов на информационный ресурс, который, хотя всегда существовал, не рассматривался ни как экономическая, ни как иная категория; никто специально о нем не говорил и тем более не вводил никаких определений. Одним из ключевых понятий при информатизации общества стало понятие «информационные ресурсы», толкование и обсуждение которого велось с того момента, когда начали говорить о переходе к информационному обществу. Этому вопросу посвящено довольно много публикаций, в которых отразились и разные мнения и определения, и разные научные школы, рассматривающие эти понятия.

С принятием Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» большая часть неопределенности была снята. Руководствуясь не научной стороной этого вопроса, а скорее прагматической позицией потребителя информации, целесообразно воспользоваться тем определением, которое приведено в этом законе. Тем более нельзя не учитывать тот факт, что юридическое толкование во всех случаях является для пользователя информации опорой при защите его прав.

Информационные ресурсы - по законодательству РФ - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах: библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других видах информационных систем.

Этот же закон установил, что информационные ресурсы являются объектом права собственности. Отношения по поводу права собственности на информационные ресурсы регулируются гражданским законодательством РФ.

Надо также понимать, что документы и массивы информации, о которых говорится в этом законе, не существуют сами по себе. В них в разных формах представлены знания, которыми обладали люди, создававшие их. Таким образом, информационные ресурсы – это знания, подготовленные людьми для социального использования в обществе и зафиксированные на материальном носителе;это идеи человечества и указания по их реализации, накопленные в форме, позволяющей их воспроизводство: это книги, статьи, патенты, диссертации, научно-исследовательская и опытно-конструкторская документация, технические переводы, данные о передовом производственном опыте и др.

Информационные ресурсы (в отличие от всех других видов ресурсов — трудовых, энергетических, минеральных и т.д.) тем быстрее растут, чем больше их расходуют.

Информационные ресурсы общества, если их понимать как знания, отчуждены от тех людей, которые их накапливали, обобщали, анализировали, создавали и т.п. Эти знания материализовались в виде документов, баз данных, баз знаний, алгоритмов, компьютерных программ, а также произведений искусства, литературы, науки. В настоящее время не разработана методология количественной и качественной оценки информационных ресурсов, а также прогнозирования потребностей общества в них.

Это снижает эффективность информации, накапливаемой в виде информационных ресурсов, и увеличивает продолжительность переходного периода от индустриального к информационному обществу. Кроме того, неизвестно, какой объем трудовых ресурсов должен быть задействован в сфере производства и распространения информационных ресурсов в информационном обществе. Несомненно, в будущем эти проблемы будут решены.

Информационные ресурсы страны, региона, организации должны рассматриваться как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости запасам сырья, энергии, ископаемых и прочим ресурсам. Развитие мировых информационных ресурсов позволило:

- превратить деятельность по оказанию информационных услуг в глобальную человеческую деятельность;

- сформировать мировой и внутригосударственный рынок информационных услуг;

- образовать всевозможные базы данных ресурсов регионов и государств, к которым возможен сравнительно недорогой доступ;

- повысить обоснованность и оперативность принимаемых решений в фирмах, банках, биржах, промышленности, торговле и др. за счет своевременного использования необходимой информации.

Информационные ресурсы являются базой для создания информационных продуктов. Любой информационный продукт отражает информационную модель его производителя и воплощает его собственное представление о конкретной предметной области, для которой он создан. Информационный продукт, являясь результатом интеллектуальной деятельности человека, должен быть зафиксирован на материальном носителе любого физического свойства в виде документов, статей, обзоров, программ, книг и т.д.

Информационный продукт – совокупность данных, сформированная производителем для распространения в вещественной или невещественной форме. Информационный продукт может распространяться такими же способами, как и любой другой материальный продукт, с помощью услуг.

Услуга – результат непроизводственной деятельности предприятия или лица, направленный на удовлетворение потребности человека или организации в использовании различных продуктов. Информационная услуга – получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов. В узком смысле информационная услуга часто воспринимается как услуга, получаемая с помощью компьютеров, хотя на самом деле это понятие намного шире. При предоставлении услуги заключается соглашение (договор) между двумя сторонами – предоставляющей и использующей услугу. В договоре указываются срок ее использования и соответствующее этому вознаграждение. Перечень услуг определяется объемом, качеством, предметной ориентацией по сфере использования информационных ресурсов и создаваемых на их основе информационных продуктов.

Пример. Библиотеки являются местом сосредоточения значительной части информационных ресурсов страны. Перечислим основные виды информационных услуг, оказываемых библиотечной сферой:

- предоставление полных текстов документов, а также справок по их описанию и местонахождению;

- выдача результатов библиографического поиска и аналитической переработки информации (справки, указатели, дайджесты, обзоры и пр.);

- получение результатов фактографического поиска и аналитической переработки информации (справки, таблицы, фирменное досье);

- организация научно–технической пропаганды и рекламной деятельности (выставки новых поступлений, научно–технические семинары, конференции и т.п.);

- выдача результатов информационной) исследования (аналитические справки и обзоры, отчеты, рубрикаторы перспективных направлений, конъюнктурные справки и т.д.).

Информационные услуги возникают только при наличии баз данных в компьютерном или некомпьютерном варианте. База данных –совокупность связанных данных, правила организации которых основаны на общих принципах описания, хранения и манипулирования данными. Базы данных являются источником и своего рода полуфабрикатом при подготовке информационных услуг соответствующими службами. Базы данных, хотя они так и не назывались, существовали и до компьютерного периода в библиотеках, архивах, фондах, справочных бюро и других подобных организациях. В них содержатся всевозможные сведения о событиях, явлениях, объектах, процессах, публикациях и т.п.

С появлением компьютеров существенно увеличиваются объемы хранимых баз данных и соответственно расширяется круг информационных услуг.

Исходя из возможных видов информационных продуктов, баз данных и ресурсов классификация информационных услуг представлена на рис. 2.

Читайте также: