Что такое трудовые ресурсы семьи

Опубликовано: 04.10.2024

Семья является главной формой функционирования людей по поводу совместного быта, которая держится на союзе двух партнёров и на связях между родными. Эти контакты представлены взаимными отношениями мужей и жен, детей и родителей, братьев и сестер, а также других кровных (и не только) родственников, проживающих на одной территории и осуществляющих совместное хозяйствование на основании общего бюджета.

Важную роль в нормальном существовании ячейки общества играют ресурсы семьи. Они имеют несколько видов и направлены на удовлетворение разных потребностей. Что такое ресурсы семьи, примеры и их классификация, значение и способы увеличения – эти вопросы будут рассмотрены в статье. Но прежде стоит разобраться, что такое ячейка общества и каковы ее функции.

Общая характеристика семьи

Как говорилось ранее, это группа людей, основанная на кровном родстве или оформленном в законодательном порядке союзе. Жизнедеятельность каждой отдельной ячейки общества можно охарактеризовать, используя духовную и материальную стороны.

Для лучшего понимания нужно сказать, что семья и узаконенные отношения представляют собой абсолютно разные понятия. Для существования брака достаточно всего двух человек, а ячейка общества – это более сложная и развитая структура взаимоотношений, ведь в нее, кроме супругов, нужно включить детей, кровную (и не только) родню. Нередко от модели ячейки общества зависят и ресурсы семьи, и возможности их увеличения. Ведь их источником зачастую являются именно трудоспособные члены – мать, отец, бабушка, дедушка.

ресурсы семьи

Выделяют персональную модель отношений внутри семьи (мать и дочь) и групповую (дети и родители, супруги и старшее поколение).

Основные функции семьи

Общий образ конкретной единицы социума, который складывался веками и является эталоном для современного общества, непосредственно имеет отголосок для ее модели поведения, структурирования и конкретно поставленных задач – функций.

Основными жизненно важными задачами семьи выступают: репродуктивная, хозяйственно-потребительская, воспитательная, восстановительная.

Репродуктивная задача считается основополагающей для любой ячейки общества. Это воспроизведение новых членов семьи, т. е. рождение детей. Проще говоря, чтобы через несколько десятилетий численность граждан любого государства осталась на том же уровне, для каждой семьи необходимо иметь не меньшее количество детей, чем число родителей. Выполнение этих задач во многом зависит от ресурсов семьи. Поскольку, чем выше материальное положение, тем больше возможностей вырастить и воспитать достойных членов общества. Стоит отметить, что зачастую репродуктивная функция перевыполняется, невзирая на финансовые возможности.

ресурсы семьи примеры

Для хозяйственно-потребительской задачи важны всевозможные стороны семейных взаимоотношений. Сюда нужно отнести организацию домашнего хозяйства, семейного бюджета, общие методы управления ячейкой.

Воспитательная функция заключается в привитии детям правильных жизненных ценностей, трудовых навыков и понятий, необходимости заботы и уважения по отношению к старшим, умения обращаться с деньгами, а также рационально использовать ресурсы семьи. А лучшим примером для детей, естественно, будет пример их родителей. Также к рассматриваемой категории задач нужно приурочить и самостоятельное воспитание как самих чад, так и их родителей.

Для восстановительной функции важен аспект ведения здорового образа жизни, поддержания тонуса жизнедеятельности, выделения времени для отдыха и досуга. Семья должна представлять собой оздоровительную среду, в которой забота о близких и их поддержка являются нормой. Для этого очень важным фактором является нравственность и психология, а также следование режиму питания, чередование трудовых будней и отдыха. Естественно, крайне важно наличие совместного досуга, который может выступать в активной и пассивной формах.

Ресурсы семьи: что это такое?

Точного определения этого понятия, как и самой ячейки общества, в законодательстве не предусмотрено. Ресурсы семьи (обществознание) — это материальные, денежные и производственные средства, возможности, ценности и источники доходов.
Кроме функций, каждая семья владеет определенным состоянием, которое включает в себя денежные, материальные и производственные накопления и источники доходов, которые складываются в бюджет семьи.

ресурсы семьи что это такое

Классификация

Ресурсы семьи можно разделить на следующие категории:

  • трудовые (способность и желание каждого члена семьи к труду);
  • материальные (жилье, гараж, земельный надел, автомобиль, велосипед, предметы быта);
  • финансовые (наличность, счета в банке, ценные бумаги, страховки);
  • технологические (процесс приготовления пищи, пошива одежды, проведение ремонтных работ).

Данными видами ресурсов в той или иной степени владеет каждая современная семья. Также, выполняя определенные действия и следуя несложным законам современного общества, она способна увеличивать количество и качество своих семейных ресурсов. Все упирается в воспитание, труд и умение зарабатывать.

ресурсы семьи и возможности их увеличения

Главное для достижения ресурсов – психологический климат в семье

Отдельно взятую ячейку общества можно сравнить с компанией. Успешные корпорации с грамотными руководителями, умеющими правильно настроить рабочий коллектив, имеют хорошие финансовые и технологические показатели. Благодаря этому, они способны оказывать влияние на окружающих и успешно конкурировать с другими фирмами. Так и в семье. Фундаментом для создания современной ячейки общества служат не экономическое и статусное положение в обществе, а эмоциональный аспект отношений внутри семьи.

Каждая конкретная ячейка представляет собой неотъемлемую часть любого общества, существование и процессы жизнедеятельности которого характеризуют духовные и материальные стороны. Жизнь каждой семьи также можно охарактеризовать, используя эти два направления. Если она обладает высокими моральными принципами, то и общий культурный уровень развития общества будет на уровне. Внутри системы важную роль играет воспитательная функция, ведь от того, какие ценности прививают родители своим детям с малого возраста, зависит качество будущего общества.

ресурсы семьи обществознание

Общение в семье также играет немаловажную роль. Оно формирует ребенка как личность и конкретного члена общества. А для того чтобы дети обладали высокими моральными принципами, крайне важно с детства воспитывать у них чувство уважения к другим людям, в особенности к старшим, а также учить их заботиться о себе, своих родителях и близких. Это во многом зависит от такого понятия, как ресурсы семьи, используемого взрослыми в процессе воспитания.

Что влияет на увеличение ресурсов?

Они выполняют немаловажную роль для каждой ячейки общества. Их количество и качество напрямую зависят от моральной обстановки в семье, ее самых главных ценностей. Ведь приумножить семейные ресурсы и улучшить их качество смогут лишь те люди, которые ответственно относятся к институту брака, у которых первое место в жизни занимают семья и дети. Люди, для которых семейные ценности являются главным жизненным приоритетом, всегда будут стремиться к тому, чтобы их близкие и родные люди ни в чем не нуждались, а значит – повышать материальное и духовное благополучие своей ячейки общества.

ресурсы семьи как правило всегда

Заключение

Ресурсы семьи, как правило, всегда зависят от стараний и умений её членов. Улучшение их качества и количества во многом зависит от моральной и эмоциональной связи между родными. Ресурсы семьи оказывают большое значение на выполнение функций, возложенных на ячейку общества.



































Назад Вперёд

Цели:

  1. Познакомить с экономическими понятиями: трудовые и финансовые ресурсы, бюджет, дефицит, профицит; формировать умение решать экономические задачи.
  2. Развивать коммуникативные умения, формировать умение обобщать, оперировать понятиями, выделять главное, необходимое.
  3. Воспитывать уважительное отношение к трудовой деятельности, к людям любой профессии; экономное отношение ко всем видам ресурсов, стремление к разумной экономии в семье и социуме.

Оборудование: словарь экономических терминов, презентация, компьютер, раздаточный материал.

Ход урока

I. Оргмомент.

– Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Cлайды 1, 2

– К нам в гости пришёл наш друг, Эконоша, и он тоже желает вам успехов. Слайд 3

II. Актуализация знаний.

– Но, к сожалению на прошлом занятии он с нами не был. Давайте напомним Эконоше, о чём мы на нём узнали? (О ресурсах.)

– Что такое ресурсы? (Ресурсы – это запасы, источники чего-нибудь.)

– О каких ресурсах мы говорили на прошлом занятии? (О природных и об экономических.)

– Посмотрите, правильно ли Эконоша распределил ресурсы на группы? Слайд 4

– Давайте ему поможем. Какие ошибки вы заметили?

– У вас на партах лежат карточки с видами ресурсов. Они перепутались. Попробуйте разложить их правильно.

– Проверим, как вы справились. Слайд 5

ПРИРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
дерево шкаф
трава книга
озеро стол
река варенье
нефть бензин
газ

– Сделаем вывод. Закончите высказывания: Слайд 6

Экономические ресурсы – это ресурсы…

Природные ресурсы – это ресурсы…

– Молодцы, ребята, Эконоша благодарит вас за помощь. И теперь ему интересно, а есть ли другие виды ресурсов, кроме природных и экономических? А вам интересно?

III. Введение в тему. Трудовые ресурсы.

– Тогда, сегодня на занятии вам предстоит узнать ещё о двух видах ресурсов. Слайд 8

Сейчас я вас всех приглашаю в гости к одной семье, где встретимся с бабушкой Марией Ивановной и её внуком. Давайте послушаем их диалог и из него узнаем ещё об одних ресурсах.

Внук: Бабуля! Мы выяснили, что экономические ресурсы создаются трудом людей. Ведь без человеческих рук из природных ресурсов, например из железной руды, даже обыкновенная лопата сама собой не сделается. Тогда получается, что и люди тоже какие-то ресурсы!
Бабушка: Молодец, внучёк! Очень правильно рассуждаешь. Запомни, все здоровые люди, обладающие знаниями, умениями и способностями к труду, называются трудовыми ресурсами.
Внук: Тогда получается, что и мы с тобой тоже трудовые ресурсы.

– О каком виде ресурсов вы узнали из рассуждений внука?

– Вы согласны с его предположением?

– Давайте послушаем ответ бабушки.

Бабушка: Нет, дружок, к трудовым ресурсам не относятся дети и подростки до 16 лет – им ещё надо получить образование и научиться хорошо трудиться. И я уже не отношусь к трудовым ресурсам, так как я пенсионерка. А пенсионерам работать трудно. Их обеспечивает государство.

– Кто же был прав ?

– А кто же тогда в их семье может относиться к трудовым ресурсам? (Мама, папа.)

– Верно. Давайте прочитаем следующие высказывания. Слайд 9

  • Трудовые ресурсы – трудоспособное население: мужчины – до 60 лет, женщины – до 55лет.
  • Трудовые ресурсы – это люди, способные трудиться и обладающие знаниями, умениями, необходимыми для экономической деятельности.
  • Без трудовых ресурсов невозможно преобразовать природные ресурсы в экономические.
  • Без трудовых ресурсов невозможно существование экономики.

– Подумайте, меня можно отнести к трудовым ресурсам? Почему?

– А я могу выполнять любую работу? Лечить людей могу, строить дома, делать мебель?

– Почему не могу? (У вас нет специальных знаний.)

– Правильно. А что я могу делать хорошо во благо общества? (Учить детей.)

– Кто знает, как называется моя профессия? (Учитель.)

– Так что же такое профессия? Слайд 10

  • Профессия – это работа, требующая специальных знаний и подготовки.

– На земле существует огромное множество профессий. Давайте вспомним названия некоторых из них, а заодно и отдохнём. Поиграем в игру «Доскажи словечко и повторяй за мной». Слайд 11

IV. Физминутка.

Трактор водит … (тракторист).
Электричку … (машинист).
Стены выкрасил … (маляр).
Доску выстругал … (столяр).
В доме свет провёл … (монтёр).
В шахте трудится … (шахтёр).
В жаркой кузнице … (кузнец).
Кто всё знает, кто всё делал … (Молодец!).

– Перечислить все профессии и специальности человека очень сложно. Ведь с каждым годом появляются всё новые и новые. Вопрос у меня к вам другой. Как вы думаете, для чего трудятся люди любой профессии? (Они трудятся для других людей.)

– Верно. Каждый день множество людей выполняют работу, в первую очередь, чтобы обеспечить потребности других людей.

V. Финансовые ресурсы.

– А для себя и своей семьи что человек получает за свой труд? (Деньги или финансы). Слайд 13

– Т.е. он обеспечивает себя и свою семью какими ресурсами? (Финансовыми.)

– Правильно. Человек обеспечивает себя финансовыми ресурсами. Слайд 14

А финансовые ресурсы для чего нужны человеку? (Чтобы купить, что ему нужно или хочется иметь.)

– А знаете, ребята, что первые деньги совсем не были похожи на те, к каким привыкли мы? Послушайте ваших одноклассников, которые об этом подготовились вам рассказать.

1. В одних местах деньгами считался живой скот: овцы, коровы, быки. В других – птичьи перья, зерно, соль, сушёная рыба. В Сибири в ходу были «меховые деньги» – шкуры зверей.

2. Люди перепробовали немало денег, пока не пришли к деньгам металлическим… Но и эти деньги мы бы с вами не узнали. Они были виде брусков, колец, прутиков, слитков. Изготавливали их из серебра, золота, меди, бронзы.

3. А как всё-таки слитки впоследствии превратились в монеты? Тут тоже прошло немало времени. Чтобы их нельзя было подделать, слитки стали клеймить. Клеймо обозначало количество чистого металла в слитке. Постепенно понадобилось сообщать на слитке место изготовления – город, государство. А далее появились изображения богов, князей, императоров, появились символы их власти – гербы. Слитки постепенно стали делать круглыми.

1. В таком виде мы бы, конечно, уже узнали древние деньги. Они, по существу, уже мало чем отличались от современных.

2. А позднее появились и бумажные деньги. Впервые их пустили в обиход в Китае.

– Спасибо, ребята. Каждое государство теперь имеет свои деньги. Как называются денежные единицы в России? (Рубль, копейка.) Слайд 18

– В каждом государстве существует бюджет. Слайд 19

Если посчитать все доходы государства, а потом соотнести их с тем, на что будут тратиться деньги, т.е. с расходами, то получится ,что рассчитали бюджет государства.

Давайте прочитаем, что такое бюджет.

  • Бюджет (пришло из англ.яз.) – роспись доходов и расходов государства, учреждения, семьи на определённый срок.

– Только ли у государства можно рассчитать бюджет? (Не только, ещё у учреждения и у семьи.)

– Верно. Из определения ещё следует, что бюджет рассчитывается на определённый срок.

Например, бюджет государства рассчитывается на 3 года, бюджет учреждения – на 1 год, семейный бюджет, как правило, на месяц.

Давайте вернёмся в гости к нашей семье и поможем ей рассчитать семейный бюджет на месяц.

Игра «Бюджет семьи».

– Сначала спросим у Марии Ивановны сколько человек в их семье?

– Из чего складываются доходы вашей семьи? Слайд 20

– Ребята посчитайте доход семьи.

  • Зарплата папы – 10 000 руб.
  • Зарплата мамы – 7 000 руб.
  • Пенсия бабушки – 5 000 руб.

Итого: (22 000 руб.)

– Чему же равны доходы этой семьи?

– А теперь давайте посчитаем расходы этой семьи в ноябре.

– Прочитайте, из чего они складываются?

  • Коммунальные услуги – 3 000 руб.
  • Питание – 8 000 руб.
  • Одежда(на зиму) – 10 000 руб.
  • Лекарства – 500 руб.
  • Разное – 1 500 руб.

Итого: (23 000 руб.)

– Разное: это, например, покупка игрушек, хозяйственных товаров, некоторых других нужных предметов.

Посчитайте расходы семьи.

– Чему оказались равны расходы семьи в ноябре.

– Для сравнения посчитаем расходы семьи в декабре.

Прочитайте, из чего они состоят?

  • Коммунальные услуги – 3 000 руб.
  • Питание – 8 000 руб.
  • Одежда – 3 000 руб.
  • Лекарства – 500 руб.
  • Разное – 1 500 руб.

Итого: (16 000 руб.)

– Чему равны расходы семьи в декабре?

– Давайте сверим доходы и расходы семьи. Что скажете о соотношении доходов и расходов в ноябре? Слайд 23 (Расходы больше, чем доходы.)

– Верно. Доходы больше, чем расходы или доходы превышают расходы.

– В этом случае ,можно сказать, что в этой семье в прошлом месяце возник бюджетный дефицит. Слайд 24

  • Бюджетный дефицит – это превышение расходов бюджета над его доходами.

– Что скажете о соотношении доходов и расходов в декабре? (Доходы больше, чем расходы.)

– В том случае, когда доходы больше, чем расходы, можно сказать, что в этом месяце получился бюджетный профицит. Слайд 25

  • Бюджетный профицит – это превышение доходов бюджета над его расходами.

– Иными словами, в этой семье получилась экономия денежных средств. Как же нужно вести хозяйство: чтобы возникал бюджетный дефицит или экономия? (Экономия.)

– Как вы считаете, легко ли вести хозяйство так, чтобы получалась экономия?

– Верно, ребята, родителям не просто вести хозяйство, распределять доходы так, чтобы денег хватило до конца месяца. Давайте подумаем, на чём можно посоветовать экономить не только этой семье, но и нам? (На электроэнергии, воде, газе, игрушках, без которых можно обойтись…)

– Правильно. Нужно экономить все ресурсы (природные, экономические),нужно учиться целой науке, которая как называется? (Экономика).

– Эконоша напоминает вам о том, что такое экономика:

  • Экономика – это наука о разумном ведении хозяйства.

Решение экономической задачи.

Семья Скруджа Макдака состоит из 4 членов (он сам и три его племянника Билли, Вилли и Дилли). Они живут в городе. У них есть дача. До дачи можно добраться автобусом или на автомобиле. Слайд 28
Билет на автобус стоит 25 монет.
Автомобиль потребляет до дачи 10 литров бензина.
Литр бензина стоит 6 монет.
Скрудж Макдак отправился один на дачу. Посоветуй Скруджу, какой транспорт наиболее выгодный?

– Что значит «наиболее выгодный»? (Значит, что меньше денег надо заплатить.)

– Как нам выбрать для Скруджа Макдака, который очень любит экономить, наиболее выгодный транспорт? Что для этого надо сделать? (Посчитать, сколько затратит на автомобиле, на автобусе и сравнить результаты.)

– Сколько затратит на автомобиле? (60 монет)

– Сколько затратит на автобусе? (25 монет)

– Сравнив результаты, какой выбор делаем? (Скруджу выгоднее ехать на автобусе.)

– А какой транспорт надо выбрать Скруджу, если он захочет взять с собой племянников?

– Сколько затратит на автомобиле? (60 монет)

– Сколько затратит на автобусе? (100 монет)

– Какой выбор делаем? На чём выгоднее ехать семье Скруджа? (Семье Скруджа выгоднее ехать на автомобиле.)

– Давайте сформулируем общее правило, сколько пассажиров должно участвовать в поездке, чтобы было выгодно ехать автобусом. (2 пассажира. Если больше, то выгоднее ехать на автомобиле.)

Количество пассажиров Стоимость поездки на автобусе Стоимость поездки на автомобиле Вывод
1 25 60 ?
2 50 60 ?
3 75 60 ?
4 100 60 ?

– Спасибо, ребята, Эконоша благодарит вас за помощь в решении экономической задачи.

Итак, ребята, если в семье экономно расходовали финансовые ресурсы, значит их теперь можно будет сберечь. Есть много способов хранения денег. А какие вы знаете? (Дома, в сейфе, в банке, в долг).

– А какой вы знаете самый надёжный способ? (Положить в банк.) Слайд 32

– Кто из вас был когда-нибудь в банке?

Что такое банк? Кто может объяснить, поделиться впечатлениями? (Это учреждение. Там хранят деньги.)

  • Банк – это учреждение, где хранят, обменивают, дают в долг деньги.

– Кто знает профессии людей, которые работают в банке? (Кассир, бухгалтер, операционист, управляющий, охранник).

– Все эти люди к каким ресурсам относятся? (К трудовым ресурсам.)

– А деньги, которые лежат в банке? (К финансовым ресурсам.)

– Положить деньги в банк – это не только самый надёжный способ, но и выгодный. Почему? (Клиенту в банке платят проценты.)

– Верно. Это выгодно, деньги не просто лежат, а приносят клиенту банка доход.

VI. Итог занятия.

– Итак, давайте подведём итог нашего разговора.

– О каких же видах ресурсов мы сегодня узнали?

– Какие экономические термины теперь нам знакомы?

– Попробуйте некоторые из них узнать:

– Работа, требующая специальных знаний и подготовки.

– Роспись доходов и расходов государства, учреждения, семьи на определённый срок.

– Трудоспособное население – мужчины до 60 лет, женщины – до 55 лет.

– Превышение расходов бюджета над его доходами.

– Превышение доходов бюджета над его расходами.

– Учреждение, где хранят, обменивают, дают в долг деньги.

– Что научились решать?

– Спасибо, ребята, за вашу замечательную работу. Мне было с вами интересно и приятно.

Эконоше тоже понравилось, как вы трудились и он решил вам заплатить за вашу работу своими денежными единицами «экошами».

Первоначально слово “Экономика” означало искусство ведения домашнего хозяйства. Но постепенно экономические связи становились более сложными. Разделение труда привело к развитию товарного производства и рыночных отношений.

Изучение вопросов построения экономики семьи достаточно актуальная проблема, потому что семья - ячейка общества в государстве: поэтому государство заботиться о семье, предоставляя различные условия. Дети должны активно участвовать в домашних делах, овладевать необходимыми для этого знаниями и умениями, чтобы стать настоящими хозяевами своего дома. Настоящий хозяин одинаково бережно относится к любому достоянию своему или общественному.

Каждому дому нужен рачительный хозяин и хозяйка. И такими хозяевами нам предстоит стать в будущем, если мы хотим жить в доме, который: теплый, уютный, комфортный и т. п. Уют в доме не покупается, он создается. И созидать его должны все члены семьи. Комфорт-это удобство проживания, экономия сил и времени, это необходимость.

Для того, чтобы в полней мере изучить проблемы построения экономики семьи, требуется сперва определить цели:

1. Изучить структуру семейного бюджета, определить возможные ресурсы.
2. Разобраться с потребностями семьи, определить виды расходов.
3. Разработать стратегии формирования бюджета, выявить возможные виды производства и услуг в семье.

Поставленные перед нами цели требуют выполнения определенной задачи, а именно: разработать стратегии сокращения расходной части бюджета семьи и увеличения его доходной части (на конкретных примерах).

Теоретическая база, которая была использована при написании данной исследовательской работе работы представляет собой экономические статьи, научная литература отечественных авторов.

Домашняя экономика – это наука о повседневной жизни семьи, направленная на реализацию потребностей ее членов, а также производство товаров и услуг. Она определяет потребности семьи, дает возможность выбрать оптимальные и эффективные средства для их удовлетворения, помогает разумно организовать семейный труд, спланировать и рассчитать расход денег. Домашняя экономика предполагает внутри семьи выбрать такие технологические операции, которые будут экономить время и средства.

Каждая семья обладает определенными ресурсами.

Ресурсы семьи – это деньги, материалы и производственные ценности, всевозможные запасы и источники доходов. Ресурсами семьи являются:

Трудовые – возможность каждого члена трудиться;

Материальные – недвижимость: квартира, дом, земельный участок, сарай, гараж, автомобиль, велосипед, бытовая техника и т. д.;

финансовые – наличные деньги, банковские счета, ценные бумаги, страховые полисы;

технологические – технология приготовления пищи, одежды, ремонтные работы, производство товаров и услуг.

Однако в экономике существует главная проблема: имеющихся ресурсов всегда недостаточно для удовлетворения всех наших потребностей, из-за ограниченности их мы сталкиваемся с проблемой выбора: какую потребность реализовать в первую очередь, а что оставить для решения в будущем, а то и совсем отказаться от затеи это приобретать.

2. Основная часть.

2.1 Семейный бюджет

К аждая семья имеет бюджет, в котором отражено соотношение ее доходов и расходов за определенный период времени. Слово “бюджет” буквально означает “денежная сумка”.Особое внимание нужно обратить на возможности максимально разумного использования всех ресурсов семьи для увеличения доходной

части бюджета. И

эта часть будет весома,

зависит от того, как мы

используем свои ресурсы.

Рисунок 1 – Бюджет семьи

Доходы семьи можно классифицировать по составу и источникам (рис.2)

Рисунок 2 – Классификация доходов семьи

В народе говорят: “Бездумно тратить деньги – дело нехитрое”, а вот расходовать их на то, что вам необходимо, и с наибольшей пользой для семьи – наука непростая.

Таблица 1 - Семейный бюджет семьи Дмитриенко

Основные источники:

Постоянные расходы:

заработная плата папы

заработная плата мамы

Переменные расходы:

2.2 Классификация семейных расходов

В каждой семье хорошо бы иметь хозяйственную книгу, где отражаются поступления средств и их расходование. Прежде всего, следует определить поступление денег за неделю, месяц, год, учитывая все доходы – трансферты, стоимость продуктов, собранных на приусадебном участке, доходы от ценных бумаг, аренду и другие источники. Рисунок 3 – Классификация расходов.

Чтобы рассчитать чистый годовой доход, надо сразу же вычесть из него все постоянные расходы: подоходный налог, добровольные взносы, содержание ребенка в детском саду, платные кружки. Только после этого человек может стать стратегом семейной экономики, разработать свою модель ведения хозяйства. Рассчитывая семейный бюджет, мы должны предусматривать сумму на непредвиденные, сезонные расходы. При распределении статей расхода особое внимание следует уделить расходам на питание и одежду. Большое внимание уделять мелочам (стиральным порошкам, лампочкам, зубной пасте, мылу и т.д.). Расходы на эти мелочи держать под постоянным контролем. Расходы на питание будут более продуманными, если вы разработаете меню, учитывая не только стоимость продуктов, но и их пищевую ценность. Например, если в рационе один продукт заменить другим, более дешевым, но не уступающим по питательным свойствам, калорийности, то расходы на питание можно сократить примерно на 20%. При этом меню остается достаточно разнообразным. Очень важно отказаться от вредных привычек – это употребление спиртных напитков, курение, чрезмерное количество сладостей. Учет статей расхода подскажет, где и на чем более выгодно экономить.

Для более наглядного рассмотрения состава расходов была выполнена практическая работа «Учет приобретенияпродуктов питания за неделю и их стоимости».

Таблица 2 – Перечень продуктов питания

Стоимость за неделю, руб.

Итого 1695руб

Умножив полученную сумму на 4, можно приблизительно представить расход семьи на питание за месяц.

Анализ записей в хозяйственной книге учета позволяет:

узнать, на что потрачены деньги;

определить, на чем можно экономить;

спланировать свой бюджет, исходя из фактических затрат.

Разность между величиной доходов и затратами на питание и коммунальные услуги – это те деньги, которые можно расходовать на книги, одежду, обувь, игрушки, спортивное снаряжение, путешествия, развлечения и т.д.

Для того чтобы рационально делать покупки, нужно:

тщательно планировать покупки;

составить список необходимых приобретений и иметь его при себе;

постараться не поддаваться соблазну купить все (товар) под воздействием рекламы и красочной упаковки.

2.3 Разработка стратегий по сокращению расходной части бюджета

При написании данной исследовательской работы было разработано несколько вариантов бюджетов среднестатистических семей. Все они получились положительными, но с различным достатком, т.к. у каждой семьи ресурсы могут сильно отличаться, а потребности строго индивидуальны. На основании проведенной работы можно прийти к выводу, что семьи могут расширить свои возможности, если рационально будут относиться к имеющимся ресурсам и сортировать свои потребности, определяя их первоочередность. Отказавшись от ложных и мнимых запросов, можно разобраться с потребностями, а значит, правильно определить цели своего развития. Изучив различные варианты статей расходной части и проведя исследование в этой области, я пришла к выводу, что очень часто школьники могут бездумно тратить родительские деньги на различные несущественные мелочи. А также понятно, если ребенок плохо учится в школе (среднем звене), то в дальнейшем родителям придется нанимать репетиторов, что тоже увеличивает расходную часть бюджета. При выполнении практической работы по экономии тепловой и электрической энергии я сделала вывод, что бесконтрольное освещение домашних помещений образует далеко не безобидный ручеек вытекания денежных средств, а своевременно не утепленные рамы являются дополнительным источником простудных заболеваний и траты денег на лекарства. Сейчас у многих школьников появились мобильные телефоны, которые расширяют расходную часть. Очень часто мы делаем выбор, что купить: мороженое, билет в кино, новые кроссовки или учебное пособие, поездку на экскурсию. Если мы много тратим средств на сладости и развлечения, то часто забываем, что эти деньги могли бы пойти на хорошую книгу, а значит, лишний раз упускаем возможность получить высокую оценку и хорошие знания. Рациональный подход к ресурсам семьи и потребностям заставляют учеников планировать свои покупки, учитывая доходы семьи. А так как у многих ребят есть свои карманные деньги, то необходимо планировать и свой бюджет школьника, научиться с уважением относиться к родительским средствам. Необходимо дать оценку своим покупкам, и тогда сразу станет понятно, рациональны ли были траты или нет.

Бережное использование личного имущества только продлевает срок его службы и уберегает от ненужного ремонта или починки. Очень важно при приобретении товаров учитывать правила покупки. Это условие позволит покупать больше полезных, нужных вещей хорошего качества. Такой подход более рационально расходует средства семьи.

2.4 Семейный менеджмент и маркетинг

В планировании семейных бюджетов немаловажную роль играют такие разделы семейной экономики, как семейный менеджмент и маркетинг. Домашняя работа требует от человека самых разнообразных способностей и навыков. Здесь нам приходится осваивать много профессий (специальностей). В домашнем труде должны действовать элементы менеджмента:

четкие цели, осознанные всеми членами семьи;

разделение труда по дому и составление графика работ;

необходимое условие для каждого члена - раскрыть свои способности;

уважение и помощь друг другу внутри семьи.

Таким образом, применяя технологические приемы ведения домашнего хозяйства, мы экономим ресурсы и время.

Важно отметить, что многие семьи часть своих денег перераспределяют в накопительную статью расходов. С этой целью можно положить их в банк под хорошие проценты, купить акции надежных компаний и страховые полюсы. Разумно часть свободных средств вложить в недвижимость.

На основании данных рассуждений можно прийти к выводу, что можно сократить расходы бюджета, если расходовать свои средства и ресурсы семьи разумно.

Очень важно при планировании расходов на питание воспользоваться следующим планом:

Тщательно планировать покупки, исследуя рынок товаров;

Вести записи в домовой книги и анализировать их;

Консервировать и заготавливать продукты;

Применять рациональную тепловую обработку продуктов.

Добиваться экономии тепловой и электрической энергии.

Эффективно использовать приусадебный участок.

Покупать необходимый товар хорошего качества.

Отказаться от вредных привычек.

2.5Разработка стратегий по увеличению доходной части.

Часть потребностей мы можем реализовать самостоятельно, т.е. выполнить для себя услугу:

Произвести ремонт своими силами;

Своими руками отремонтировать мебель, обувь;

Изготовить элементы украшений интерьера (подставку под цветы, табурет, вырастить цветы);

Изготовить декоративные украшения для одежды (сплести воротничок, изготовить заколку, из кожи сшить декоративный жилет и кожаную сумку, косметичку);

Многие вещи вышли из моды – не беда. Мы потрудимся с лоскутками ткани и изготовим лоскутное одеяло, коврик, игрушку, панно;

При разработке интерьера своей комнаты найдем новое интересное решение, используя уже имеющиеся предметы и дополняя их предметами декоративного творчества, - это вышитые картины, интересные поделки из природного материала, изготовление слайд-фильма “Летом в гостях у бабушки”, на основе лучших фрагментов изготовить фотографии в рамку.

Многие ребята активно трудятся на приусадебном участке летом, а осенью им приятно осознавать, что их труд не прошел даром. В сентябре в школах проходят выставки “Дары лета”. У нас возникла идея предложить “выставку-продажу плодов, выращенных своими руками”. На ней можно попробовать силы в реализации своей продукции. Даже если доход будет невелик – не беда, так как вы уже выиграли от того, что вырастили овощи и фрукты. В дальнейшем это увеличит доходную часть бюджета.

. Ваша семья может изготавливать варежки и носки, а бабушка их реализовывать.

В каждой семье есть индивидуальные трудовые творческие ресурсы. Например, ваш папа хорошо работает с кожей, и вся семья помогает ему шить сумки.

Вы можете разводить цветы и многие хотели бы купить ваш товар. Так в чем же дело! Выращивать цветы – это так полезно и увлекательно.

Если ваши родители уже занимаются индивидуальной трудовой деятельностью, то можно принять активное участие в их работе, оказать посильную помощь (записывать звонки, быть курьером, помогать упаковывать).

Предлагаем Вам организовать “Службу добрых услуг”. Ведь многие мечтают, чтоб их детей неожиданно и интересно поздравили на день рождения, Новый год, Рождество. Разработайте проект “Организация и проведение семейного праздника”. И любимый сказочный герой столько радости доставит детям.

В стенах родной школы можно открыть школьное предприятие “Умелец”, “Мастерица” по пошиву рабочей одежды для детей.

Я постаралась рассмотреть различные варианты участия школьников при формировании бюджета. Конечно, идей может быть гораздо больше. Каждый человек должен хорошо владеть своими ресурсами, рационально их использовать, ценить свой труд и потраченное время.

Я подобрала пословицы, которые могут стать девизом вашего производства:

“Берись дружно – не будет трудно”, “Доброе дело два века живет”, “Умелые руки не знают скуки”, “Была бы охота - заладится всякая работа”, “Невидное ремесло, а славу принесло”, “Бережливость – родственница труду”.

Я проделала большую исследовательскую работу по изучению раздела “Домашняя экономика”. Я рассчитывала бюджеты на примерах своей семьи, училась вести учет стоимости продуктов, рассчитывала постоянные расходы, оценивала свойства товаров и их цены, составляла бюджеты своей семьи, ролевые функции членов семьи по организации и ведению домашнего хозяйства, изучали их ресурсы. И пришла к выводу, что в большинстве случаев имеет место сбалансированный и положительный бюджет. При моделировании данной проблемы я разработала стратегии по сохранению расходной части и увеличению доходной части бюджета. Теперь я знаю, что в нашем возрасте можем помочь в организации экономической жизни семьи. Изучив возможные варианты участия школьников в индивидуальной трудовой деятельности, я по-другому стала относиться к родительским деньгам.

А также я пришла к выводу, что разумное ведение домашнего хозяйства, рациональное сочетание научной организации труда, планирование расходной части поможет увеличить бюджет семьи.

Я очень рада, что учитель предложил мне разработать данный проект, оказал большую методическую помощь. Мне работа понравилась, полученные знания помогут мне в будущем. Я желаю всем определить свои способности и попытаться организовать свое дело.

Список использованных источников

Горелов Н.А. «Политика доходов и качество жизни населения» - Изд. «Питер»,2014г.

Жербин В.М., Романов А.Н. «Экономика домашних хозяйств» - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2014г.

Криволап, С. Е. Школа домашней экономики. Как правильно вести семейный бюджет / С.Е. Криволап - М.:ООО ДТ «Издательство Мир книги», 2015.

Левин Б.М., Петрович М.В. Экономическая функция семьи. - М.: Финансы и статистика, 2014

Видяпин В.ИЭкономическая теория. / Под ред. Видяпина В.И. и др. - М.: ИНФРА-М, 2016.

Что такое семья – признаки, для чего нужна, структура, жизненный цикл семьи, типы

Понятие того, что такое семья имеет разные трактовки в зависимости от области применения, исторического этапа и многих других факторов. Такая ячейка общества обладает вполне конкретными признаками и функциями, обладает жизненным циклом, ресурсами и ценностями.

Семья – что это?

Разные научные и общественные сферы несколько по-разному трактуют определение семьи:

  1. В социологии понятие означает объединение нескольких людей, связанных кровным родством или узами брака. То есть семейная пара без детей и несколько поколений: бабушки и дедушки, их дети и внуки – все это семьи.
  2. В юриспруденции под семьей понимаются совместно проживающие индивиды, которые официально состоят в браке.
  3. Иной подход к пониманию ячейки общества в психологии. По мнению многих специалистов, семьей можно называть лишь группу людей, связанных личными взаимоотношениями, имеющими общие интересы, традиции и ценности.

Признаки семьи

Из всех приведенных выше определений того, что такое семья, можно выделить определенные признаки этого социального института:

  1. Наличие официально узаконенных отношений в органах ЗАГСа. То есть тот самый пресловутый штамп в паспорте считается основой правовых отношений между партнерами, дает определенные социальные гарантии.
  2. Характеристика семьи немыслима без совместного проживания и ведения общего хозяйства.
  3. Семейные отношения предполагают приобретения имущества и совместного наращивания капитала. Материальная основа считается базисом любой полноценной ячейки общества.
  4. Наличие интимных отношений. В союз мужчина и женщина вступают не только ради материальных выгод, но и из-за взаимной симпатии и сексуального притяжения друг к другу.
  5. Единство глобальных взглядов на жизнь и интересов. Супруги могут иметь единое видение своего будущего, но увлекаться как совместными, так и индивидуальными хобби.
  6. Благополучное семейство всегда является маленьким обществом поддержки своих членов, заботы обо всех домочадцах в любых жизненных невзгодах.

Для чего нужна семья?

Каждый человек может по-разному формулировать свое мнение относительно необходимости заключения брака и рождения детей. Однако ученые к основным функциям семьи причисляют:

  1. Репродуктивную. В подавляющем большинстве обществ и религий такой институт необходим для продолжения человеческого рода.
  2. Воспитательную. Муж и жена не только воспроизводят детей, но и воспитывают их. То есть прививают духовные ценности, передают накопленный жизненный опыт, социально адаптируют и многое другое.
  3. Хозяйственную или экономическую. Благодаря совместному труду и четкому распределению обязанностей супруги обеспечивают себе и своему потомству определенный уровень благосостояния.
  4. Коммуникативную. Эта функция связана с потребностью людей в общении, эмоциональном принятии и эмпатии.
  5. Традиционную. То есть в семье формируются и передаются определенные традиции и обычаи, преемственность поколений и история рода.

Структура семьи

Принято считать, что семья – это сложная социальная организация, имеющая определенную структуру. Традиционная семья состоит из:

  1. Так называемого ядра, куда входят супруги и их дети.
  2. К ячейке общества могут относиться и другие индивидуумы, имеющие родственные корни: бабушки и дедушки, тети и дяди и другие.

Состав семьи включает в себя и два важных параметра:

  1. Связь или степень психологической близости. От ее качества зависит микроклимат во взаимоотношениях и уровень успеха каждого отдельного индивида.
  2. Иерархия, или тип отношений по типу властвования. Существуют семейные союзы, основанные на неравноправии: мужчина или женщина считаются главными. В современных семьях все чаще встречается равноправие не только между супругами, но и в их взаимоотношениях с детьми.

Жизненный цикл семьи

В демографии семейные отношения рассматриваются через призму жизненного цикла или так называемых стадий родительства:

  1. Супруги находятся на стадии предродительства с момента заключения официального брачного союза и до рождения первенца.
  2. Репродуктивная стадия или временной промежуток между рождением первого и последнего ребенка.
  3. Социализационная стадия. Она может быть связана с репродуктивной, потому как длится с момента рождения первенца до выделения последнего чада из семьи. Часто таким моментом становится заключение детьми собственных брачных союзов.
  4. Прародительство или период воспитания внуков.

Типы семей

В современном обществе виды семей можно классифицировать по ряду признаков. По количеству партнеров бывают:

  1. Моногамныесоюзы, состоящие из двух партнеров разного пола. Стоит отметить, что в некоторых государствах на законодательном уровне признаны и однополые союзы.
  2. Полигамные, в которых совместно проживают несколько мужчин или женщин. Яркими примерами считаются «шведские» семьи или восточные гаремы.

Типологизировать понятие того, что такое семья можно и по количеству совместно проживающих индивидуумов на:

  1. Простые. В таких союзах вместе живут родители и дети.
  2. Нуклеарные, или ячейки общества, в которых общее хозяйство ведут несколько поколений: бабушки и дедушки, родители, их дети. Нередко такие общества называют кланами.

По количеству детей бывают:

  • бездетные союзы;
  • малодетные, воспитывающие 1-2 чада;
  • многодетные, в которых растут от 3-х детей.

По форме управления выделяют:

  1. Патриархальные, где главным считается мужчина.
  2. Матриархальными с лидером женщиной.
  3. Демократические, в которых каждый член имеет право голоса и право принятия решений.

По психологическому климату все ячейки общества можно разделить на:

  • благополучные, со здоровым микроклиматом;
  • неблагополучные.

Формы семьи

В современном обществе взаимоотношения в семье могут иметь различные формы выражения:

  1. Гражданский брак, или традиционное признание государством новой ячейки общества в органах ЗАГСа с постановкой соответствующей отметки в паспорте.
  2. Религиозный брак, например, венчание. В некоторых государствах религиозные обряды соединения мужчины и женщины признаются официальными, тогда как в других являются добровольным волеизлиянием молодоженов.

Существуют и так называемые альтернативные формы семейных отношений:

  1. Сожительство, при котором мужчина и женщина живут вместе, решают рожать детей, но без официального оформления отношений в госорганах.
  2. Неполные семьи, в которых присутствует только один родитель. Образуются после развода, смерти одного из партнеров, рождения детей вне брака.
  3. Смешанные, или сводные. Такой союз образуется между мужчиной и женщиной, имеющих детей от предыдущих браков.
  4. Однополые семьи. Вокруг таких союзов во всем мире ходит немало споров относительно их легализации и морально-нравственной стороны вопроса.

Ресурсы семьи

Выше уже упоминалось, что в понятие того, что такое институт семьи, обязательно входят и материальные блага и ценности, на базе которых строится брак и совместное воспитание супругами детей. Все то богатство, из чего состоит имущество семьи, можно условно разделить на:

  1. Финансовые ресурсы. Это наличные деньги (зарплаты и пособия, например) и средства на банковских счетах, вклады, акции и облигации.
  2. Материальное благосостояние, состоящее из недвижимости, автомобилей, бытовой техники, драгоценностей, произведений искусства и много другого.
  3. Трудовые ресурсы. Дееспособные члены работают, а младшие индивиды им оказывают посильную помощь, например, при ведении домашнего хозяйства.
  4. Информационные. Этот вид ресурса ценен тем, что каждая работа, к примеру, выполняется по определенному алгоритму, которому взрослые обучают своих детей.

Ценности семьи

В понимании каждого семья для человека – это маленький мир с определенным укладом, традициями и ценностями, с помощью которых эта система формируется, развивается и функционирует. Существуют так называемые базовые ценности, присущие большинству семей во всем мире. К ним можно отнести:

  1. Любовь и взаимопонимание между супругами. Доверие и верность мужчины и женщины.
  2. Доброту и взаимоуважение внутри маленького семейного коллектива между всеми его членами.

К тому же понятие того, что такое дружная семья, может включать себя один из двух типов ценностей:

  1. Традиционных, к которым причисляется многодетность и патриархальный уклад, большое количество обычаев и прочее.
  2. Современных. В таких ячейках общества партнеры строят карьеру на равных, стремятся позже завести детей и заключить брачный контракт на случай возникновения имущественных споров.

Обязанности членов семьи

В понятие того, что такое успешная семья в обязательном порядке входит и четкое распределение обязанностей между всеми ее членами. От этого зависит психологическая обстановка в доме и наличие семейного уюта. Психологи рекомендуют:

  1. Четко оговаривать и разграничивать круг задач для всех членов семейства. При этом обязанности детей в семье должны быть посильны их возрасту. Например, первоклассник может выносить мусор, а старшеклассник готовить ужин или ходить в магазин за продуктами.
  2. Распределять обязанности посильно. Нередко женщины стремятся как можно больше всего сделать самостоятельно, от чего сильно устают и вгоняют себя в депрессии и неврозы.
  3. Спорные вопросы решать открыто. Например, если никто не любит и не хочет мыть посуду, то стоит установить очередность или купить посудомоечную машину. Приемлемый вариант в диалоге можно найти всегда.

Особенности современной семьи

По исследованиям психологов и социологов, современная семья значительно отличается от предыдущих прототипов тем, что:

  1. Молодые люди стремятся позже вступить в брак или и вовсе отказываются от заключения официального союза.
  2. Супруги не спешат заводить детей, от чего возраст рождения первенца у женщин стремительно увеличивается.
  3. Молодожены все чаще не хотят жить с родителями, а всеми силами обзаводятся собственным жильем.
  4. В современных брачных союзах прослеживается интерес к своим корням. Молодые люди все чаще составляют генеалогические древа, ведут историю рода и прочее.

Правила семьи

В научном кругу психология семьи считается отдельной сложной дисциплиной со своими нюансами и особенностями. При этом важной частью работы семейных психологов являются правила каждой отдельной ячейки общества. Для успешного функционирования они должны:

  1. Четко проговариваться между всеми членами семейства.
  2. Учитывать интересы и потребности большинства.
  3. Применяться постоянно и иррегулярно.
  4. Иметь определенный запас гибкости на случай возникновения новых условий и обстоятельств.

Проблемы в семье

Современный семейный союз имеет как схожие с предыдущими моделями проблемы, так и ряд новых. В их число можно включить:

Для того, чтобы государство в лице органов опеки и попечительства смогло доверить семье воспитание приёмного ребёнка, этой семье необходимо обладать определёнными ресурсами.

Ресурсы семьи бывают внешние и внутренние, материальные и информационные, трудовые, технологические и др.

Из чего складывается семейный ресурс? Из простых вещей. Можно выделить три базовых блока, образующих ресурс семьи:

  • материальная база семьи;
  • индивидуальные ресурсы каждого члена семьи;
  • сетевые контакты семьи.

Рассмотрим подробнее каждый.

Материальная база семьи

Закон требует от кандидатов подтвердить наличие жилья, пригодного для проживания, и дохода, обеспечивающего прожиточный минимум на каждого члена. Сверх этого небольшого списка ни ООП, ни судья не могут потребовать иных сведений о вашем материальном положении. Но вне формального подхода очень важно понимать, каких именно вложений потребует такое масштабное мероприятие как принятие ребёнка в семью.

Ресурсы семьи

Во-первых, семье по возможности необходимо избавиться от финансовых обременений: долгов, кредитов и проч., ещё до того, как ребёнок попадёт домой. Появление ребёнка может перекроить планы семьи по зарабатыванию и распределению финансов, так что лучше не рисковать.

Во-вторых, неплохо заранее оценить «иные материальные ресурсы» и возможные варианты их освоения. Например, если у вас есть автомобиль, то в условиях кризиса трудоустройства он может стать основным источником дохода.

В-третьих, мудрым шагом будет заблаговременное решение вопросов наследования и распределения собственности. Особенно если у вас в семье уже есть дети, готовые к выходу в самостоятельную жизнь. Лучше всё оформить документально, не надеясь, что дети «потом сами разберутся».

В-четвёртых, лучше загодя посчитать, какие вложения в «детскую тему» вам будет необходимо сделать хотя бы на время поиска и первый год совместной жизни:

-закупить одежду, мебель, школьные принадлежности (важно определиться, какие вещи вы будете покупать самостоятельно, а какие сможете принять в дар от друзей и знакомых);

И, конечно, перед приёмом ребёнка в семью необходимо создать стратегический запас, «финансовую подушку безопасности», чтобы в первые месяцы новой жизни семья могла чувствовать себя защищенной. Многое мы можем спланировать заранее, но некоторые моменты будут понятны только после того, как ребёнок попадёт к вам домой:

Индивидуальные ресурсы каждого члена семьи

Ресурсы личности потенциального замещающего родителя – это те жизненные опоры, которые находятся в распоряжении человека, и которые позволяют ему обеспечивать основные потребности для себя и ребёнка.

Ресурсы семьи

Чем больше внутренние ресурсы семьи, тем выше её способность восстанавливать при утрате ресурсы внешние, тем больше её сопротивляемость неблагоприятной среде, эффективность, стрессоустойчивость. Конечно, самые сильные внутренние ресурсы не заменяют внешние, однако они позволяют какое-то время существовать без них, восстанавливать их с нуля, наращивать их в любой ситуации.

Документально каждый кандидат в усыновители/опекуны обеспечивает только два пункта:

Но, как мы понимаем, в жизни «ресурсность» кандидата не исчерпывается этими тремя пунктами, и даже эти три позиции в официальных справках отражены не полностью. Поэтому разберёмся подробнее.

Справка о состоянии здоровья, которую мы прикладываем к пакету документов, подтверждает нашу дее- и трудоспособность на данный момент, а также гарантирует, что состояние нашего здоровья не представляет опасности для ребёнка. Но, к сожалению, эта справка никак не оценивает наши физические возможности, потенциал нашего организма. Поэтому важно ещё до того, как вы приступите к поиску ребёнка, «залатать» все дыры вашего самочувствия: вылечить зубы, посетить профильных специалистов, взять под контроль хронические заболевания и, в конце концов, просто выспаться и немного отдохнуть. Родитель с хорошим самочувствием и в бодром расположении духа – важное условие реабилитации ребёнка. Важно, чтобы кандидат вступал на путь приёмного родительства не из последних сил, а в добром здравии.

Сложнее всего бывает посчитать такой важный ресурс, как время. Действительно, сколько времени может оттянуть на себя приёмный ребёнок? Три часа в день? Половину дня? А может быть вообще всё время? Многие приёмные родители говорят о том, что на первых порах ребёнок ВСЕГДА требует больше времени, чем у нас есть. Это связано с тем, что семья не сразу адаптируется к появлению нового члена, и даже когда не нужно обслуживать нужды ребёнка, учить его, лечить и развлекать, родитель всё равно «мониторит» жизнь «новенького», что отнимает массу времени и сил.

Также хотелось бы осветить такие важные ресурсы, как:

-способы самовосстановления: увлечения, хобби, интересы.

Ваш возраст для органов опеки и попечительства может представляться антиресурсом. «Вы слишком молоды и не справитесь» или, наоборот, «Куда вам уже? Пора о земле подумать». Тем не менее, нужно уметь находить и формулировать те плюсы, которые даёт вам ваш возраст. Вы молоды, энергичны, можете не спать по ночам? Отлично, значит, у вас хватит сил на прогулки с ребёнком, ночные укачивания. Вы мобильны и готовы экспериментировать. Вам «уже за…»? Замечательно, значит, вы уже знаете, что не обязательно куда-то бежать и во всём участвовать, можно грамотно распределить ответственность и полномочия, привлечь специалистов и грамотно руководить процессом воспитания ребёнка. К тому же, у вас, скорее всего, уже есть стабильное материальное положение, жизненный опыт и, возможно, опыт воспитания кровных детей.

Неплохо актуализировать все ваши умения, знания, которые можно приложить к процессу воспитания приёмного ребёнка. Воспитали кровного ребёнка – значит, знаете о потребностях и особенностях развития детей. Работали с детьми, занимались волонтёрской деятельностью – значит, имеете представление о детских коллективах. Также полезно вспомнить, как много всего вы уже умеете: искать необходимые товары и услуги, налаживать контакты с лечебными и учебными заведениями, получать квалифицированную помощь специалистов и т.д., и посмотреть на потребности будущего ребёнка через призму этих умений. Что вы уже сейчас можете делать хорошо? Чему вам ещё нужно научиться? Что вы можете перепоручить родственникам и специалистам?

Открытость новому опыту и способность принимать помощь в нужный момент – важные критерии адаптивности семьи, помогающие ей не завязнуть в собственных проблемах, а всегда пытаться найти оптимальное решение. Сотрудники ООП отмечают, что семьи, которые ещё на этапе сбора документов категорически отказываются от любой помощи и хотят справляться исключительно своими силами, нередко переживают такие кризисы, что рано или поздно обращают на себя внимание тех же органов опеки.

И, пожалуй, не стоит забывать об источниках поддержки и самоподдержки. Приём ребёнка в семью – энергозатратное мероприятие. Важно заранее продумать способы восстановления сил. Для кого-то это будет спорт, для кого-то рукоделие, для кого-то возможность выспаться в тишине, а кому-то будет необходимо «слить эмоции» в интернете. Важно заранее распределить домашние обязанности между членами семьи, выделить «личное время», обговорить с близкими объёмы и направления помощи.

Сетевые контакты семьи (семейные и экстрасемейные связи)

Ресурсы семьи

Государственные органы интересует только состав вашей семьи и (в некоторых случаях) согласие проживающих совместно с вами родственников на принятие ребёнка в семью. Также вам могут задать вопросы «А кто вам будет помогать?» или «Кто ещё будет участвовать в воспитании, развитии и лечении ребёнка?». Это важные вопросы, ответы на которые лучше сформулировать «ещё на берегу», до того, как ребёнок переступит порог вашего дома.

Необходимо поговорить с бабушками-дедушками о том, смогут и, главное, хотят ли они поддержать нас в истории с приёмным родительством. Смогут ли они оказывать ту помощь, о которой попросите вы, а не ту, которую «принято», или лучше будет привлечь няню или приходящего помощника.

Также важно определиться с кругом специалистов, с которыми вам, возможно, придётся контактировать. Если у ребёнка стоит серьёзный медицинский диагноз, лучше заранее запастись контактами профильных врачей в вашем регионе.

Если ребёнку требуется педагогическая помощь, сопровождение логопеда или дефектолога, подыскать специалиста, прикинуть порядок цен на услуги, почитать отзывы об их работе.

Вероятно, вам самим может понадобиться консультация и поддержка психолога или юриста. Лучше запастись нужными телефонами заранее. Также можно обращаться к ведущим вашей Школы приёмных родителей и в службы сопровождения (как государственные, так и организованные различными НКО).

Принимая ребёнка в семью, не опирайтесь на то, что вам бы хотелось видеть в своей семье, оценивайте то, что есть у вас сейчас!

Читайте также: