Что такое трудовые умения

Опубликовано: 15.05.2024

Психолого-педагогические аспекты общетрудовых знаний и умений учащихся рассматриваются в исследованиях С.Я.Батышева (1981), Ю.К.Васильева (1975), А.И.Воробьёва (1965), А.И.Воловиченко (1982), В.И.Гусева (1970), В.С.Леднёва (1980), Л.А.Лифёрова (1965), СА.Шапоринского (1981), Ю.А.Цына (1987) и других.
Трудовые умения, по определению С.Я.Батышева, представляют собой совокупность трудовых действий, которые может сознательно воспроизвести исполнитель, применяя целесообразные способы их осуществления.
Традиционно складывался подход к трудовому обучению учащихся начальной школы как к обучению элементарным трудовым операциям и умениям ручного труда по обработке различных наиболее распространённых материалов, которые необходимы в повседневной жизни. Основной путь формирования умений рассматривался в упражнениях. Однако, с 50-х - 60-х годов благодаря специальным исследованиям по психологии и методике трудового обучения главный упор стал делаться на формирование у младших школьников общетрудовых умений (Е.А.Милерян, 1973; А.М.Новиков, 1986; Э.А.Фарапонова, 1982). Подчёркивается необходимость использования в этом плане не столько упражнений и тренировок, направленных на многократное повторение исполнительных движений, сколько создание особого обобщённого образа или способа действия, формирование контроля собственных действий, умения планировать, оценивать трудовую деятельность, то есть выявление и усиление роли интеллектуального компонента деятельности учащегося в процессе выполнения трудовых заданий.
Е.А.Милерян подчёркивает связь общетрудовьгх умений с выполнением основных функций, присущих любой деятельности. "Функции осознания цели, планирования предстоящей деятельности, самоконтроля при её осуществлении и так далее, входят в содержание всякого целостного процесса труда независимо от его специфических особенностей и умения, которые необходимы для их осуществления, являются по своему характеру общетрудовыми" (1973).
Близкое определение даёт М.Н.Шнейдерман: "Общетрудовые умения можно трактовать как способность к осуществлению в различных условиях трудовой деятельности умственных и практических действий по планированию, организации, контролю" (1977).
Т.И.Данюшевская (1990), Э.А.Фарапонова (1990) особо подчёркивают преобладание в общетрудовых умениях интеллектуальных компонентов, а также отмечают, что эти умения имеют широкое значение, связанное с двумя особенностями: во-первых, они нужны во всех видах деятельности; во- вторых, преобладающая роль интеллектуальных компонентов даёт возможность гораздо более широкого переноса их из одной области в другую. Следовательно, общетрудовые умения являются обобщёнными уже по своей природе.

Формирование общетрудовых умений происходит в трудовой деятельности и конечной целью процесса формирования этих умений является овладение трудовой деятельностью (А.Н.Леонтьев, 1977). В связи с тем, что необходимо раскрыть содержание общетрудовых умений, следует обратиться к теории деятельности.
А.Н.Леонтьев под деятельностью понимал такой процесс активности человека, при котором предмет деятельности (то, на что направлена человеческая активность) совпадает с мотивом (с тем, что побуждает человека к деятельности). Далее он отмечает, что если предмет деятельности с мотивом не совпадает, то такой процесс активности человека называется действием. Действие входит в структуру деятельности и является его основным компонентом, но в отличие от деятельности, действие направляется не мотивом, а осознанной целью. Хотя действия подчинены мотиву деятельности, они сохраняют относительную самостоятельность, так как направлены на достижение осознанной цели. Кроме того, деятельность может превратиться в действие, если утрачивается мотив, побудивший её. Возможен и обратный процесс. Действия, в свою очередь, могут осуществляться разнообразными способами, зависящими от условий их протекания. Эти способы носят название операций.
Таким образом , составляющими деятельности являются: мотив деятельности, цель деятельности и действия, направленные на достижение поставленной цели.
В исследованиях Е.А.Милерян (1973) и В.В.Чебышевой (1969) общетрудовые умения (обобщённые) рассматриваются как деятельность. Следовательно, общетрудовые умения, представляющие собой способность осуществлять трудовую деятельность, включают в себя умственные и практические действия, подчинённые мотиву данной деятельности. В основе действия лежат операции и элементарные, несложные движения, на базе которых и формируется конкретно-трудовое умение, переходящее в навык. Конкретно-трудовые умения образуют общетрудовые умения.
В состав общетрудовых умений могут входить не только конкретно-трудовые умения, но и обобщённые. Так, общетрудовое умение планировать деятельность включает в себя такие умения: ставить цель деятельности, анализировать образец и условие задачи и так далее. Как мы видим, перечисленные умения также являются общетрудовыми. Количество конкретно-трудовых умений варьируется в зависимости от конкретного состава каждого общетрудового умения. Сам термин "умение" используется авторами в двух значениях; 1) как действие несложное по составу, формирующееся на основе знаний и 2) как действие в высшей степени сложное, формирующееся на основе знаний и уже имеющихся элементарных умений (Гусев В.И., 1970; ДмитриевА.Е.,1979; Лиферов Л.А., 1965).
В структуру общетрудовых умений входят не только конкретно-трудовые умения, но и знания, на которых основываются эти умения.
И.Я.Лернер (1974,1984) выделяет знания "разного уровня обобщённости".
Первый из них (низший) предполагает пошаговое обозначение каждого конкретного действия. На базе таких знаний формируются конкретно-трудовые умения. Алгоритмы, памятки, пошаговые инструкции можно отнести к знаниям первого уровня.
Знания второго уровня предполагают наличие у детей определённого практического опыта. Это обобщённые знания о способах выполнения действия (схемы, чертежи, инструкционные карты).
Опираясь на знания третьего уровня (знания общих принципов деятельности) учащиеся понимают законы, лежащие в основе его деятельности (как строить деятельность, какие действия выполнять и в какой последовательности).
Таким образом, структурными компонентами общетрудовых умений являются:
1) Знания, лежащие в основе умений и различающиеся по уровню обобщённости этих умений (знания 1,2,3 уровней).
2) Конкретно-трудовые умения, формирующиеся на основе знаний первого уровня обобщённости.
3) Навыки, образовавшиеся в результате закрепления первоначальных умений, состоящие из автоматизированных операций.

Термин "навык" используется нами в значении привычного действия, выполняемого легко и уверенно.
В психолого-педагогических исследованиях большое разнообразие классификаций общетрудовых умений.

Е.А.Милерян (1973) выделяет три группы общетрудовых умений , необходимых для осуществления трудовой деятельности.
В первую группу отнесены конструктивно-технические умения: понимание трудового задания, представление о результатах труда, конструкции будущего изделия, его форме, размерах, а также материалах, из которых оно будет изготовлено, то есть построение того объекта, который должен быть сделан.
Вторую группу умений называют организационно-технологическими . Они предполагают прежде всего применение технических и технологических знаний.
Третью группу общетрудовых умений, применяемых на заключительных этапах труда, называют операционно-контрольными . Ими охватывается текущий и заключительный контроль выполнения запланированных операций. При помощи контроля определяется степень соответствия полученного продукта труда поставленной цели.
Приведённая классификация, представляет собой наиболее полное отражение всех этапов трудовой деятельности.

Так как функциями любой деятельности являются: организация труда, конструирование, контроль и оценка деятельности, выделяют 4 группы общетрудовых умений, формирование которых должно осуществляться уже на начальной ступени обучения:

1) конструктивно-технологические;

2) организационные;

3) контрольные;

4) оценочные.
В группу конструктивно-технологических умений вошли следующие общетрудовые умения:

ставить и удерживать цель деятельности,

анализировать образец и условия задачи,

планировать предметно-практическую деятельность.

В состав общетрудовых умений рассматриваемой группы входят следующие конкретно-трудовые умения:

находить части и детали изделия;

определять основные, самые сложные и второстепенные детали;

определять вид и способ соединения деталей;

определять форму изделия и его отдельных частей;

определять порядок изготовления и сборки изделия;

выполнять основные технологические операции (сгибание, складывание и так далее); производить сборку изделия и другие.
Группу организационных умений составили общетрудовые умения:

организовать рабочее место и процесс труда;

рационально выбирать материалы, инструменты и приспособления;

бережно обращаться с инструментами;

соблюдать гигиену и безопасность труда и другие.

Конкретно-трудовые умения , вошедшие в группу организационных, составляют следующие:

размещать все материалы и инструменты на рабочем месте;

пользоваться рациональными приёмами работы;

производить наладку и регулировку инструментов и приспособлений.
В группу контрольных вошли общетрудовые умения:

осуществлять само- и взаимоконтроль.

К конкретно-трудовым умениям отнесены:

умения владеть приёмами контроля качества основных технологических операций и готового изделия.
Группу оценочных составили следующие общетрудовые умения:

Конкретно-трудовые умения включают:

умения владеть приёмами оценки процесса и результата трудовой деятельности.

В психологии и педагогике рассматриваются вопросы формирования умения ставить и удерживать цель деятельности (В.А.Поляков, 1977; Г.А.Вергелес, 1990; И.А.Мещерова, 1987).
Исследователи отмечают, что при условии сформированности данного умения школьники осознанно ориентируются на овладение способами действий, как конкретными так и обобщёнными. Бесспорно, что оперирование способами действий для достижения поставленной цели, устраняет неадекватные способы работы. Способы действий авторы понимают как особые системы операций, благодаря которым человек обнаруживает, открывает свойства и качества предметов, в отношении которых и при опоре на которые осуществляются различные практические преобразования. Поэтому отпадает тенденция действовать вслепую, не раздумывая. Выдвижение цели невозможно без первичного анализа трудового задания. Анализ необходим , главным образом, для того, чтобы определить цель, а затем найти способ решения поставленной задачи.
Вопросы принятия и удержания цели деятельности младшими школьниками были предметом специального исследования М.В.Матюхиной (1984). Полученные автором данные говорят о том, что для младших школьников принятие и удержание цели, исходящей от другого человека, оказывается очень трудным делом. Учителю важно знать эти особенности ребёнка и учитывать их в учебном процессе.

Чтобы цель была принята школьником необходимо участие детей не только в постановке цели, но и в анализе обсуждения её достижения.

Формирование общетрудовых умений не только закладывает основы психологической готовности к труду, но и способствует становлению основ произвольной регуляции психической деятельности в целом.

В этой связи особую актуальность приобретают положения о роли коллективных форм деятельности в интеллектуальном развитии ребёнка, сформулированные в трудах Л.С.Выготского (1931). Именно в коллективной деятельности Л.С.Выготский видел оптимальные возможности для формирования различных видов деятельности.

Педагогическое умение — это совокупность последовательно развертывающихся действий, часть из которых может быть автоматизирована (навыки), основанных на теоретических знаниях и направленных на решение задач развития гармоничной личности.

Навыки – это автоматизированные компоненты сознательного действия человека, которые вырабатываются в процессе его выполнения.

ТРУД – целесообразная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует ее в целях создания потребительных стоимостей, необходимых для удовлетворения потребностей.

ТРУДОВЫЕ УМЕНИЯ – это способность человека применять имеющиеся знания в практической деятельности; совокупность трудовых действий, которые может сознательно произвести работающий, применяя наиболее целесообразные способы (навыки) его осуществления. Умения – это знания в действии.

Фридман Л. И. выделяет следующие уровни овладения учащимися действиями, соответствующими учебными умениям и навыкам:

0 уровень – учащиеся совершенно не владеют данным действием (нет умения); 1 уровень – учащиеся знакомы с характером данного действия, умеют выполнять его лишь при достаточной помощи учителя (взрослого); 2 уровень – учащиеся умеют выполнять данное действие самостоятельно, но лишь по образцу, подражая действиям учителя или сверстников; 3 уровень – учащиеся умеют достаточно свободно выполнять действия, осознавая каждый шаг; 4 уровень – учащиеся автоматизировано, свернуто и безошибочно выполняют действия.

Но далеко не все учебные умения должны достигать уровня автоматизации и становиться навыками. Одни учебные умения формируются в школе обычно до 3-го уровня, другие, главным образом общие, до 4-го уровня, после чего они в последующем обучении совершенствуются.

Навыки и умения формируются только в практической деятельности, осуществляемой методами упражнений и обучения. Вне целенаправленной деятельности ни умения, ни тем более составляющие их навыки формироваться не могут.Школьник в своей учебной деятельности перерабатывает и трансформирует те способы учебной работы, которые ему задает учитель. Такая внутренняя переработка приводит к тому, что усвоенный ребенком способ работы с учебным материалом иногда довольно резко может отличаться от учительского эталона. В то же время преподаватель, как правило, не контролирует этот процесс, фиксируя только качество, полученного учеником результата и не представляет себе, какие умения, приемы учебной работы у ребенка стихийно сложились. А эти приемы могут оказаться нерациональными или просто неверными.

Виды умений и навыков:

-обще-трудовые Существенной стороной обще-трудовых умений П.Р. Атутов и В. А. Поляков выделяют то, что учащиеся овладевают ими в процессе учебного и общественно полезного, производительного труда. Специальные умения формируются у школьников главным образом на занятиях по трудовому обучению при изучении разделов «Основы материалообработки» и «Сельскохозяйственный труд».

-конструктивно-технические (постановка и осознание цели предстоящей работы);;

-организационно-технические (подбор орудий труда, изыскание необходимых материалов, определение технологических способов их обработки, планирование работы, организационных средств производства в соответствии с поставленной целью труда);

-Контрольные (текущий и завершающий контроль выполнения запланированных операций).

Трудовое обучение направлено на усвоение учащимися системы знаний о предметах, средствах и процессах труда, ознакомление с основами сельскохозяйственного производства, развитие технического творчества и сельскохозяйственного опытничества, формирование трудовой культуры. В процессе трудового обучения школьники овладевают общетрудовыми и некоторыми специальными умениями и навыками, что дает им возможность участвовать в производительном труде. Важным элементом трудовой подготовки школьников является общественно полезный труд, который может осуществляться в школьных учебных мастерских, в подсобных хозяйствах, на школьных учебно-опытных участках, фермерских хозяйствах.

Необходимым элементом трудовой подготовки являются техническое творчество и сельскохозяйственное опытничество, которые строятся в соответствии с требованиями учебной программы по трудовому обучению. В процессе проведения опытной работы у школьников формируется творческое отношение к труду, наблюдательность, дисциплинированность, аккуратность, интерес к различным отраслям сельскохозяйственного производства, развиваются общетрудовые умения по планированию, организации сельскохозяйственного труда.

Значительное место в трудовом воспитании и обучении занимает ручной труд в начальных классах, занятия в учебных мастерских в средних классах и учебнопроизводственная практика в старших классах.

Большую роль в трудовом обучении и воспитании играет труд по самообслуживанию. Он включает в себя: уход за своими вещами, уборку классов и учебных кабинетов, ремонт учебно-наглядных пособий, книг в школьной библиотеке, мебели и инвентаря и Т.д.

Следующим видом трудовой деятельности учащихся является общественно полезная работа по благоустройству школьной территории, по сбору вторичного сырья, лекарственных растений, озеленению улиц в населенных пунктах, дорог и т.д. К этой работе привлекаются учащиеся от I до XI класса.

Наконец, в трудовом воспитании важное значение имеет общественно полезный, производительный труд, который организуется в средних и старших классах на промышленных предприятиях, в сельском хозяйстве и который связан с созданием материальных ценностей.

9. Подходы к понятию «технология». Технология как предмет и средство обучения в системе технологического образования. Признаки технологической деятельности.

Технология– совокупность процессов, правил, навыков, применяемых при изготовлении

какого-либо вида продукции в сфере производственной деятельности. (Большойэнциклопедический словарь. Гл. ред. А.М. Порохов. -М.: Советская энциклопедия. 1993.

Технология– это преобразующая деятельность, направленная на удовлетворение нужд и

потребностей людей, решение их проблем. Она включает процессы преобразования

вещества, энергии, информации, опирается на знания и оказывает влияние на природу и

общество, создает новый мир. Технология, как наука, изучает эту человеческую

деятельность. (М.Б. Павлова и Дж. Питт)

Основной целью изучения учебного предмета «Технология» в системе общего образования является формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях. Предмет обеспечивает формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающих поколений, становление системы технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности. Технология как учебный предмет способствует профессиональному самоопределению школьников в условиях рынка труда, формированию гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций. В основной школе учащийся должен овладеть необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники, необходимой в обыденной жизни и будущей профессиональной деятельности; научиться применять в практической деятельности знания, полученные при изучении основ наук.

Признаки технологии (Т.В. Горбунова, В.А. Терешков, А.И Ракитов):

3. Интегративность содержания

4. Прогнозируемость и эффективность результата

5. Оперативность управления

10. Подходы к определению понятия «Технологическая культура». Роль в образовательной области «Технология» в формировании технологической культуры школьников.

Т.К:тех.мышление,тех.мировоззрение,изайн,образование,этика

Культура (лат. cultura — возделывание, земледелие, воспитание, почитание) — область человеческой деятельности, связанная с самовыражением.

Под технологической культурой следует понимать такую преобразовательную деятельность человека в материальной, духовной и социальной сферах, когда главным критерием оценки и применения им новых технологий и технологических процессов становится их способность обеспечивать гармоничное взаимодействие человека и природы, человека и общества, человека и человека.

В основе технологической культуры лежит преобразовательная деятельность человека, в которой проявляются его знания, умения и творческие способности.

Личностный подход – готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению.

Предметный подход-это освоенные учащимся в ходе изучения учебного предмета умения, формирование научного типа мышления и т.д.

Метапредметный подход-это освоенные обучающимся межпредметные понятия и универсальные учебные действия.

Метапредметный подход в образовании и соответственно метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов.

Метапредметный подход обеспечивает целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка.

Острая необходимость внедрения метапредметного подхода в массовую образовательную практику связана с тем, что традиционные средства и способы педагогической работы не позволяют сделать обучение в школе адекватным уровню развития других сфер практики, в первую очередь промышленности.

Специальные (профессиональные) умения необходимы в первую очередь для выполнения профессиональных задач и приобретаются в профессиональных учебных заведениях. К общетрудовым умениям относятся умения, необходимые при вида труда, составляющие основу общей трудоспособности; к ним относятся: умение планировать деятельность, организовывать последовательность действий по решению задачи, умение приложить волевые усилия и довести начатое дело до конца, контролировать свои действия и свое состояние в работе.

В настоящее время в качестве общетрудовых можно рассматривать умения и навыки владения компьютером. Сегодня эти навыки составляют обязательный минимум для юриста, для географа-картографа и физика, проще сказать — для большинства современных профессий, использующих информацион­ные компьютерные технологии, телекоммуникации. Роль полез­ного фундамента в освоении самых разных современных профес­сий выполняет и владение иностранным языком, а лучше — дву­мя. Важными для большинства профессионалов могут быть навы­ки саморегуляции своего психического состояния, методы нервно-мышечной релаксации (умение быстро расслабляться, снять при этом накопившуюся усталость), методы самовнушения, аутотре­нинга.

Среди факторов, влияющих на научение человека, существенное значение имеют возраст, мотивация, состояние таких психических функций, как внимание, память, мышление и др., а также индивидуальные особенности (способности).

31 Одним из биологических аспектов психики является выработка новых форм реагирования на воздействия, семантическая значимость которых меняется или с которыми человек вообще раньше не сталкивался. Эту способность принято обозначать как научение, которое можно определить как совокупность процессов, обеспечивающих выработку и закрепление форм реагирования, адекватных физиологическим, биологическим и социальным потребностям. Следует иметь в виду, что это термин комплексный, объединяющий два понятия: обучение, где присутствуют обучающий и формы обучения, а также учение – обучаемый и условия обучения. С точки зрения психофизиологии, т.е. процессов и механизмов, обеспечивающих научение, это также явление комплексное, включающее потребность к научению, т.е. мотивационно-эмоциональную сферу; внимание, как непроизвольное, так и произвольное; восприятие; память; мышление; соотношение сознательного и бессознательного; автоматизацию навыков и некоторые другие.

Принято различать три группы способов (механизмов) научения по степени участия в них организма как целого: 1) реактивное поведение, 2) оперантное поведение (или научение в результате оперантного обусловливания) и 3) когнитивное научение.

Реактивное поведение проявляется в том, что организм реагирует пассивно, но при этом трансформируются нейронные цепи и формируются новые следы памяти. Среди разновидностей реактивного поведения различают: 1) привыкание, б) сенсибилизацию, в) импринтинг и г) условные рефлексы. Привыкание (или габитуация) заключается в том, что организм в результате изменений на уровне рецепторов или ретикулярной формации «научается» игнорировать какой-то повторный или постоянно действующий раздражитель, «убедившись», что он не имеет особого значения для той деятельности, которая в данный момент осуществляется. Сенсибилизация представляет собой процесс противоположный. Повторение стимула ведет к более сильной активации организма, который становится все более и более чувствительным к данному стимулу. Импринтинг (запечатление) – наследственно запрограммированное и необратимое формирование определенной специфической формы реагирования. Например, привязанность новорожденных животных к первому движущемуся объекту, который попадает в его поле зрения в первые часы жизни. Условные рефлексы, или классическое обусловливание, ассоциативное обусловливание, по И.П. Павлову, - основной механизм индивидуального приспособления механизма.

Артифициальные стабильные функциональные связи (АСФС) представляют собой закрепление в долговременной памяти связи между фармакологическим и физическим (фотостимуляция) эффектами после одноразового их сочетания.

Оперантное поведение, или научение в результате оперантного обусловливания, представляет собой закрепление тех действий, последствия которых для организма желательны, и отказ от действий, приводящих к нежелательным последствиям. Различают три разновидности этого научения; а) метод проб и ошибок, б) формирование автоматизированных реакций и в) подражание. Научение методом проб и ошибок заключается в том, что, перебирая способы достижения цели (преодоления препятствий), человек отказывается от неэффективных, и в конце концов, находит решение задачи. Формирование автоматизированных реакций – это создание очень сложных поведенческих реакций поэтапно. Каждый этап при этом подкрепляется (положительное и отрицательное подкрепление, угасание, дифференцировка, генерализация). Подражание представляет собой научение путем наблюдения и воспроизведения действий модели, не всегда понимая их значение. Оно свойственно в основном приматам. Различают две формы подражания: чистое подражание и викарное научение, т.е. научение с пониманием.

Когнитивное научение в эволюционном отношении наиболее поздний и наиболее эффективный тип научения. В полном объеме такое научение присуще только людям, хотя какие-то его эволюционные предшественники или отдельные элементы мы можем выделить и у высших животных. Различают следующие формы когнитивного научения: а) латентное научение, б) обучение сложным психомоторным навыкам, в) инсайт и г) научение путем рассуждений. Латентное научение – аналитическая обработка поступающей информации, а также уже имеющейся (хранящейся) в памяти и на этой основе выбор адекватной реакции. Обучение сложным психомоторным навыкам, которыми человек в своей жизни овладевает в большом объеме в зависимости от индивидуальных особенностей организации психомоторной активности, образа жизни, профессии и т.п., проходит через стадию когнитивной стратегии (выбор программы), ассоциативную (проверка и совершенствование этой программы) и автономную стадии, когда психомоторный навык переходит на уровень автоматизма с ослаблением или полным отсутствием контроля сознания. Инсайт (от англ. insight – прозрение, проникновение; во французском языке идентичный ему термин – интуиция) заключается в том, что информация, «разбросанная» в памяти, как бы объединяется и используется в новой интеграции. Человеку кажется, что решение приходит спонтанно, хотя на самом деле, конечно, это не так, а скорее всего, результат подсознательной аналитико-синтетической деятельности. Научение путем рассуждений, т.е. посредством мыслительного процесса. Фундамент для мышления служит перцептивное научение (опознание образа) и концептуальное научение (абстрагирование и обобщение).

Для отдельных форм научения в процессе развития существуют критические периоды, когда организм наиболее чувствителен к этим формам. Один из наиболее ярких примеров – первичное усвоение языка. Некоторые виды поведения, информация, усвоенные в каком-то особом состоянии сознания, могут не проявляться в состоянии активного бодрствования, но проявляются вновь, когда организм возвращается в это специфическое состояние (например, сомнамбулизм, гипноз, под воздействием некоторых психотропных веществ). В процессе обучения могут развиваться различные формы взаимодействия с ранее усвоенными знаниями и навыками, в частности, явление переноса – облегчение обучения на основе ранее приобретенных опыта и знаний и противоположное ему затруднение при перестройке, переделке ранее очень прочно усвоенных стереотипов.

Механизмы научения весьма разнообразны по характеру физиологических процессов и вовлекаемых структур нервной системы. На уровне нейрона это проявляется в изменении уровня поляризации мембран – длительная деполяризация или гиперполяризация. На уровне межнейронного взаимодействия – изменение активности кальциевых каналов, что приводит к изменению медиаторной активности, рост синаптических терминалий, изменение состояния синаптических структур и происходящих в них процессов, особенно касающихся ацетилхолина и глутамата. Среди структур мозга, имеющих непосредственное отношение к процессам научения (скорость, объем, эффективность), в первую очередь следует выделить неспецифическую активирующую систему мозга, образования лимбической системы (гиппокамп, миндалины), лобно-височные отделы мозга и другие ассоциативные зоны коры с учетом функциональной специализации правого и левого полушарий. У правшей усвоение абстрактно-логической информации связано в большей степени с левым полушарием, а наглядно-образная, эмоциональная окраска – с правым. Среди факторов, влияющих на научение человека, существенное значение имеют возраст, мотивация, состояние таких психических функций, как внимание, память, мышление и др., а также индивидуальные особенности (способности).

Таким образом, проблема научения является одной из фундаментальных в психологии вообще и психофизиологии в частности, поскольку она позволяет понять психическую адаптацию человека к условиям существования, сколь бы они ни были необычными, своеобразными, чрезвычайными.

53 Формирование действий и операций.

не смотря на включенность в деят-ть действие относит-но самост.процесс.
Сущ-ет спец. классиф-ии действий трудовой деят-ти.

1. ориентировочные. необходимы для определения целей и условий деят-ти, выяснения средств и путей достижения целей.

2. исполнительские - действия последовательно реализующая общую цель деят-ти.

3. коректировочное - действия поправок, уточнений, изменений.

4. завершающие действия, связаны с проверкой качества выполнения всех действий на завершающем этапе деят-ти по их рез-ам.

Любое действие имеет свои компоненты (структура):

Любая проф. деят-ть предстает перед учеником в виде обобщенного и закрепленного опыта предыдущих поколений. Этот опыт описан в учебных программах, инструкциях, алгоритмах и передается мастером - профессионалом. Этот эталонный вариант выполнения деят-ти яв-ся нормативно одобренным способом деятельности.В процессе освоения деят-ти ученик распредмечивает нормативно - одобренный способ деят-ти и осуществляет его по своему (как он умеет и как ему удобно). Это явл-ся ИНДИВИДУАЛЬНЫМ способом деят-ти, он обусловлен индивид-но своеобразным хар-ом учета объективных и субъктивных условий деят-ти. на данном этапе формир-ся психологич. система деят-ти (ПСД).Дальнейшее совершенствование деят-ти приводит к формированию личностно проф-го уровня выполнения деят-ти, формир-ся устойчивая система приемов, способов. стремлений выполнения деят-ти это индивид. стиль деят-ти.

Для оценки эфективности трудовой деят-ти используют след-ие параметры: это производит-ть, качество и надежность, цель и рез-т оценивается со стороны качественных и колич-х показателей. Процесс освоения отдельных целей подчиняется общим закономерностям системогенеза: это геторохромность и неравномерность. Конкретный способ выполн-я действия - ОПЕРАЦИЯ.Операция - это способ каким вып-ся действие, оно опред-ся не самой целью, а условиями в кот. дана цель. Операция представляет собой движения из кот. состоит действие, при подчинении их конкрет. задаче.

Общий механизм формир-я операции:

1. обобщени исходного действия.

2. Поэтапная интериоризация.

4. Перевод в более слож. действие.

Выделяют производственную операцию и рабочее движение. производственная опрация это наименьшая операция, часть технологич. процесса осущ-ся с единой производ. целью, одним рабочим или группой, при помощи однотипных инструментов, приспособлений и сочетание трудовых приемов. Производственная операция делиться на основные и вспомогат-ые.основные направленны на заданные преобраз-е предмета труда.Вспомогат-ые обеспеч-ют условия для такого преобразования.

При изучении операций выполняемых группой лиц, применяют методы соц-ой псих-ии, получ. данные исполь-ся при проектировании труд-ой деят-ти.Операция реализуется через движения.

ДВИЖЕНИЯ - это конкретные исполнения операции, они определяются траекторией, темпом, скоростью и силой. Рабочие (труд-ые движения) входят в процесс труда, как способ его осуществления. Выделяют след-ие группы движений: основные, направленные, доп-ые, аварийные, лишние, ошибочные, экономные, неэкономные.

Простые движения: взять, поднять, переместить, опустить.

В психологии выделяют и др. виды движения: речевые, выразит-ые, моторные и др. Во всех случаях необходима координация и согласованность движений др. с др.

Выделяют 3 осн. параметра труд-ъ движений: силовой, пространственный, временной.. По мере развития техники движения становятся все более дозированные. Каждое рабочее движение в кот. реализ-ся психолог. процес имеет 3 стороны: механич-ая, физиологич-ая, псих-ая.

Учитывая структуру движения и необходимость соответствия этой структуры рабочей зоны на рабочих местах, различают:

сенсорное поле - элементы рабочего поля, информационно воздействующие на анализаторы чела.

моторное поле - элементы раб. поля, на кот. м.б. направлено двиг. . Во всех случаях необходима координация движений и согласованность их др.с др.

Ключевые навыки для резюме — это совокупность знаний, умений и личных качеств, которые подтверждают профессионализм в выбранной области деятельности. Необходимо их корректно сформулировать и указать в правильном месте для успешного поиска работы.

Как правило, это будет отдельный раздел в резюме. В нем пишут то, что не вошло в описание функционала, но критично для будущего работодателя. Речь о профессиональных умениях, важных для выполнения обязанностей на конкретной вакансии. Возможно, вы и не применяли их на последнем месте работы, но можете использовать в нужный момент. Ключевые навыки делятся на группы.

Какие навыки указать в резюме:

  1. Коммуникативные: умение вести различные переговоры, опыт разрешения спорных ситуаций, улаживание конфликтов, претензионная работа, работа с возражениями, проведение публичных выступлений, умение убеждать, грамотная письменная и устная речь.
  2. Организаторские: тайм-менеджмент, ведение проектов, умение работать в многозадачном режиме, стратегическое планирование, работа с большим объемом информации.
  3. Лидерские: руководство людьми, мотивация сотрудников.
  4. Прикладные и дополнительные навыки в резюме: опытный пользователь ПК, делопроизводство, знание языков, законодательства, умение работать с базами, разбираться в ГОСТах, СНиПах, «слепая» печать, владение деловой перепиской.

Как и в каком разделе их описать

Все знания, которые вы укажете в резюме, будут внимательно рассмотрены работодателем. Грамотное заполнение этого блока дает работодателю понять, что вы тот, кто ему требуется. Для этого необходимо сформулировать персональные профессиональные навыки для резюме. Часто работодатель сам указывает, что он хочет от будущего сотрудника. Перефразируйте эти требования, обязательно добавьте что-то свое, конечно, правдивое.

Какие навыки и умения в резюме написать и в каком месте? Если самому придумать сложно, воспользуйтесь следующими формулировками:

  1. Способности к деловому общению.
  2. Организация и планирование рабочего времени.
  3. Внимательность к мелочам.
  4. Стрессоустойчивость.
  5. Гибкость, лояльность.
  6. Навыки делового лидерства.

Это общие специальные навыки для резюме, подходящие для любого вида деятельности.

Примеры написания

Рассмотрим варианты того, что писать в навыках в резюме и где это следует делать, чтобы работник подходил для должности. Приведем в пример навыки и умения для резюме PR-менеджера:

  • опыт PR-продвижения (более 8 лет работы, есть связи в крупных СМИ);
  • знание рекламы и продвижения в интернете (опыт развития интернет-проектов с нуля);
  • опыт переговоров и навыков продаж (более 8 лет);
  • высокий уровень владения ПК;
  • умею просто объяснять (ставить задачи, делать презентации, обучать);
  • легко выступаю на публике.

Безусловно, правильно сформулированные специальные знания и навыки в резюме помогут устроиться на желаемую должность. Они раскрывают профессиональные способности и цели соискателя для дальнейшего продвижения по карьерной лестнице. Воспользуйтесь нашей таблицей, когда в поисках работы готовите самопрезентацию.

Лидерские умения и навыки для управленцев

  • работа с возражениями;
  • разрешение конфликтных ситуаций;
  • знание ПК;
  • обработка больших объемов информации;
  • опыт продаж;
  • делопроизводство;
  • работа с офисной техникой, средствами связи;
  • общение в соответствии с правилами этикета;
  • ведение переговоров;
  • знание соответствующего рынка;
  • выстраивание стабильных отношений с клиентами, поставщиками, кадрами.
  • навыки межличностного делового общения;
  • умение организовывать работу, планировать, принимать решения;
  • внимание к различным нюансам и деталям;
  • способность анализировать проблемы, эффективно искать пути их разрешения;
  • умение проявлять гибкость;
  • навыки управления проектами;
  • деловое лидерство.
  • создание с «0» эффективной деятельности коммерческой службы (отдел маркетинга, продаж);
  • опыт управления персоналом до 1000 человек (мотивация, обучение, подбор и увольнение);
  • изучение рынка (анализ конкурентоспособности организации и запросов клиентов);
  • прогноз и выполнение плана по продажам.

Руководитель отдела продаж

  • управление продажами;
  • управление персоналом;
  • поиск и привлечение клиентов;
  • активные продажи;
  • ведение переговоров;
  • аналитика продаж;
  • организаторское мастерство.

Ключевые навыки для администраторов и секретарей

  • знание иностранных языков (название языка и уровень знания);
  • знание кассовой дисциплины;
  • знание ресторанного бизнеса;
  • навыки обеспечения жизнедеятельности предприятия;
  • навыки общения с клиентами;
  • навыки организаторской работы;
  • знание программы 1С;
  • опыт работы с оргтехникой;
  • навыки размещения рекламы в журналах, интернете и информационных справочниках;
  • навыки управления персоналом.
  • владение английским языком (уровень);
  • знание основ делопроизводства;
  • опыт пользования программами MS Office;
  • владение оргтехникой.

Ключевые навыки и умения для продавцов, консультантов

  • опыт продаж;
  • тактичность, толерантность;
  • тайм-менеджмент;
  • эффективное общение — умение выслушать собеседника и дать компетентный совет;
  • грамотная речь;
  • обучаемость, легкое усвоение новой информации;
  • умение мотивировать и убеждать;
  • работа с возражениями, поиск компромиссов.
  • знание личных продаж;
  • знание кассы;
  • мерчандайзинг;
  • работа в команде;
  • умение обучать других;
  • опытный пользователь ПК.

Ключевые навыки и умения для учителей, ведущих на семинарах и тренингах

  • владение современными технологиями обучения;
  • мотивированность;
  • опыт репетиторства, индивидуальных занятий;
  • инициативность;
  • широкий кругозор;
  • энергичность;
  • эрудированность;
  • опыт эффективной коммуникации;
  • гибкость, терпимость в общении;
  • принятие решений;
  • организация, планирование;
  • критическое мышление.

Ведущий на семинарах и тренингах

  • способность мотивировать;
  • обладание высоким уровнем инициативности и энергичности;
  • гибкость и терпеливость;
  • способность организовывать рабочий процесс;
  • умение заострять интерес слушателей на конкретном явлении на протяжении необходимого периода времени;
  • обладание грамотной речью и четкой дикцией;
  • умение общаться с людьми;
  • способность налаживать контакты даже с самыми характерными людьми.

Ключевые навыки и умения для технических специалистов: программистов, системных администраторов

  • разработка программного обеспечения, приложений, сайтов;
  • установка и отладка уже существующих программ;
  • практическое применение объектно-ориентированного программирования;
  • знание принципов построения и работы сайтов и серверов;
  • умение прочесть чужой код и документацию на английском языке;
  • работа с сетями и базами данных;
  • поддержка и верстка сайтов;
  • хорошая память, оперативность, ответственность, внимательность.
  • практический опыт прокладки и диагностики сетей;
  • осуществление техподдержки и работа с клиентами;
  • диагностика сбоев и неполадок;
  • опыт работы с серверами, их установкой и настройкой на определенные задачи;
  • проведение мониторинга работы систем;
  • планирование рисков и разработка схем восстановления IT-структуры;
  • умение работать с программами Windows;
  • знание технического английского;
  • установка оборудования, наладка его работы;
  • контроль надлежащего уровня информационной безопасности;
  • работа с техническими документами.

Ключевые навыки и умения для бухгалтеров, аудиторов

  • ведение налогового и бухгалтерского учета;
  • знание профильного законодательства;
  • умение работать с бухгалтерскими проводками;
  • опыт проведения инвентаризации;
  • умение управляться с первичными документами;
  • знание принципов расчета больничных отпускных, начисления заработной платы;
  • навыки составления и сдачи отчетности;
  • знание системы «Клиент-банк», профильных программ учета;
  • умение проводить взаиморасчеты, акты сверки.
  • наличие государственной лицензии на занятие аудиторской деятельностью;
  • свидетельство члена региональной палаты аудиторов;
  • знание международных стандартов;
  • знание нормативной базы и принципов налогового, бухгалтерского и управленческого учетов;
  • хорошее знание 1С, уверенное владение ПК;
  • знание английского языка на уровне Upper Intermediate;
  • наличие своей клиентской базы;
  • разработка аудиторских программ.

Ключевые навыки и умения — примеры для юристов

  • умение составлять и анализировать предоставленные договоры;
  • ведение переговоров;
  • представительство в судах;
  • осуществление претензионно-исковой деятельности;
  • составление юридических документов;
  • сопровождение деятельности компании;
  • правовое обеспечение работы организации;
  • представление компании в государственных органах и различных инстанциях;
  • умение работать с правовыми документами и законодательными базами, представленными в электронном виде.

Ключевые навыки и умения для резюме, пример для HR-директора

  • умение убеждать, мотивировать;
  • знание иностранных языков (с перечислением и уровнем владения);
  • подбор, обучение, контроль персонала на всех этапах рабочего процесса;
  • уровень владения персональным компьютером (обязательно перечислить, в каких программах умеет работать);
  • стратегическое мышление;
  • ведение переговоров;
  • критическое мышление;
  • способность к разрешению конфликтов;
  • делегирование полномочий;
  • управление временными, трудовыми ресурсами;
  • прогнозирование, стратегическое планирование;
  • поиск нестандартных управленческих решений;
  • организаторские возможности.

Ключевые навыки для водителей

  • стаж безаварийного вождения;
  • опыт работы на автомобилях представительского класса;
  • прекрасное знание требуемых маршрутов;
  • отличное знание устройства автомобиля;
  • работа с путевыми документами и т. д.

Не стоит путать описание навыков и личных качеств. Об ответственности, коммуникабельности, пунктуальности и приятной внешности следует написать в разделе «О себе». А раздел «Навыки и достижения» предназначен исключительно для деловой информации. В нем и перечисляем все знания и умения. Список не следует делать очень длинным и подробным, рекомендуется следовать примерам и взять несколько содержательных пунктов. Наниматель, читающий резюме, видит, что указанные ключевые навыки — это следствие профессиональной трудовой деятельности кандидата, поэтому не стоит придумывать того, чего не было.

Нужно ли ссылаться на конкретные примеры и людей

Очень хорошо, если в конце резюме будут указаны контакты прежнего руководства и их должности, чтобы потенциальный работодатель или его представитель смогли сами при желании получить отзывы, хотя бы один. Для этого надо заранее связаться с этими людьми и уведомить о том, что им, возможно, позвонят, и попросить кратко охарактеризовать вас как специалиста и просто человека. Подтвердить через контакты со старого места работы собственные навыки для резюме — пример хорошо продуманного документа. Если потенциальный работодатель и не захочет звонить, то сам факт наличия контактов для рекомендаций увеличит его доверие к претенденту и увеличит шансы на положительное решение.

Специальные (профессиональные) умения необходимы в первую очередь для выполнения профессиональных задач и приобретаются в профессиональных учебных заведениях. К общетрудовым умениям относятся умения, необходимые при вида труда, составляющие основу общей трудоспособности; к ним относятся: умение планировать деятельность, организовывать последовательность действий по решению задачи, умение приложить волевые усилия и довести начатое дело до конца, контролировать свои действия и свое состояние в работе.

В настоящее время в качестве общетрудовых можно рассматривать умения и навыки владения компьютером. Сегодня эти навыки составляют обязательный минимум для юриста, для географа-картографа и физика, проще сказать — для большинства современных профессий, использующих информацион­ные компьютерные технологии, телекоммуникации. Роль полез­ного фундамента в освоении самых разных современных профес­сий выполняет и владение иностранным языком, а лучше — дву­мя. Важными для большинства профессионалов могут быть навы­ки саморегуляции своего психического состояния, методы нервно-мышечной релаксации (умение быстро расслабляться, снять при этом накопившуюся усталость), методы самовнушения, аутотре­нинга.

Среди факторов, влияющих на научение человека, существенное значение имеют возраст, мотивация, состояние таких психических функций, как внимание, память, мышление и др., а также индивидуальные особенности (способности).

31 Одним из биологических аспектов психики является выработка новых форм реагирования на воздействия, семантическая значимость которых меняется или с которыми человек вообще раньше не сталкивался. Эту способность принято обозначать как научение, которое можно определить как совокупность процессов, обеспечивающих выработку и закрепление форм реагирования, адекватных физиологическим, биологическим и социальным потребностям. Следует иметь в виду, что это термин комплексный, объединяющий два понятия: обучение, где присутствуют обучающий и формы обучения, а также учение – обучаемый и условия обучения. С точки зрения психофизиологии, т.е. процессов и механизмов, обеспечивающих научение, это также явление комплексное, включающее потребность к научению, т.е. мотивационно-эмоциональную сферу; внимание, как непроизвольное, так и произвольное; восприятие; память; мышление; соотношение сознательного и бессознательного; автоматизацию навыков и некоторые другие.

Принято различать три группы способов (механизмов) научения по степени участия в них организма как целого: 1) реактивное поведение, 2) оперантное поведение (или научение в результате оперантного обусловливания) и 3) когнитивное научение.

Реактивное поведение проявляется в том, что организм реагирует пассивно, но при этом трансформируются нейронные цепи и формируются новые следы памяти. Среди разновидностей реактивного поведения различают: 1) привыкание, б) сенсибилизацию, в) импринтинг и г) условные рефлексы. Привыкание (или габитуация) заключается в том, что организм в результате изменений на уровне рецепторов или ретикулярной формации «научается» игнорировать какой-то повторный или постоянно действующий раздражитель, «убедившись», что он не имеет особого значения для той деятельности, которая в данный момент осуществляется. Сенсибилизация представляет собой процесс противоположный. Повторение стимула ведет к более сильной активации организма, который становится все более и более чувствительным к данному стимулу. Импринтинг (запечатление) – наследственно запрограммированное и необратимое формирование определенной специфической формы реагирования. Например, привязанность новорожденных животных к первому движущемуся объекту, который попадает в его поле зрения в первые часы жизни. Условные рефлексы, или классическое обусловливание, ассоциативное обусловливание, по И.П. Павлову, - основной механизм индивидуального приспособления механизма.

Артифициальные стабильные функциональные связи (АСФС) представляют собой закрепление в долговременной памяти связи между фармакологическим и физическим (фотостимуляция) эффектами после одноразового их сочетания.

Оперантное поведение, или научение в результате оперантного обусловливания, представляет собой закрепление тех действий, последствия которых для организма желательны, и отказ от действий, приводящих к нежелательным последствиям. Различают три разновидности этого научения; а) метод проб и ошибок, б) формирование автоматизированных реакций и в) подражание. Научение методом проб и ошибок заключается в том, что, перебирая способы достижения цели (преодоления препятствий), человек отказывается от неэффективных, и в конце концов, находит решение задачи. Формирование автоматизированных реакций – это создание очень сложных поведенческих реакций поэтапно. Каждый этап при этом подкрепляется (положительное и отрицательное подкрепление, угасание, дифференцировка, генерализация). Подражание представляет собой научение путем наблюдения и воспроизведения действий модели, не всегда понимая их значение. Оно свойственно в основном приматам. Различают две формы подражания: чистое подражание и викарное научение, т.е. научение с пониманием.

Когнитивное научение в эволюционном отношении наиболее поздний и наиболее эффективный тип научения. В полном объеме такое научение присуще только людям, хотя какие-то его эволюционные предшественники или отдельные элементы мы можем выделить и у высших животных. Различают следующие формы когнитивного научения: а) латентное научение, б) обучение сложным психомоторным навыкам, в) инсайт и г) научение путем рассуждений. Латентное научение – аналитическая обработка поступающей информации, а также уже имеющейся (хранящейся) в памяти и на этой основе выбор адекватной реакции. Обучение сложным психомоторным навыкам, которыми человек в своей жизни овладевает в большом объеме в зависимости от индивидуальных особенностей организации психомоторной активности, образа жизни, профессии и т.п., проходит через стадию когнитивной стратегии (выбор программы), ассоциативную (проверка и совершенствование этой программы) и автономную стадии, когда психомоторный навык переходит на уровень автоматизма с ослаблением или полным отсутствием контроля сознания. Инсайт (от англ. insight – прозрение, проникновение; во французском языке идентичный ему термин – интуиция) заключается в том, что информация, «разбросанная» в памяти, как бы объединяется и используется в новой интеграции. Человеку кажется, что решение приходит спонтанно, хотя на самом деле, конечно, это не так, а скорее всего, результат подсознательной аналитико-синтетической деятельности. Научение путем рассуждений, т.е. посредством мыслительного процесса. Фундамент для мышления служит перцептивное научение (опознание образа) и концептуальное научение (абстрагирование и обобщение).

Для отдельных форм научения в процессе развития существуют критические периоды, когда организм наиболее чувствителен к этим формам. Один из наиболее ярких примеров – первичное усвоение языка. Некоторые виды поведения, информация, усвоенные в каком-то особом состоянии сознания, могут не проявляться в состоянии активного бодрствования, но проявляются вновь, когда организм возвращается в это специфическое состояние (например, сомнамбулизм, гипноз, под воздействием некоторых психотропных веществ). В процессе обучения могут развиваться различные формы взаимодействия с ранее усвоенными знаниями и навыками, в частности, явление переноса – облегчение обучения на основе ранее приобретенных опыта и знаний и противоположное ему затруднение при перестройке, переделке ранее очень прочно усвоенных стереотипов.

Механизмы научения весьма разнообразны по характеру физиологических процессов и вовлекаемых структур нервной системы. На уровне нейрона это проявляется в изменении уровня поляризации мембран – длительная деполяризация или гиперполяризация. На уровне межнейронного взаимодействия – изменение активности кальциевых каналов, что приводит к изменению медиаторной активности, рост синаптических терминалий, изменение состояния синаптических структур и происходящих в них процессов, особенно касающихся ацетилхолина и глутамата. Среди структур мозга, имеющих непосредственное отношение к процессам научения (скорость, объем, эффективность), в первую очередь следует выделить неспецифическую активирующую систему мозга, образования лимбической системы (гиппокамп, миндалины), лобно-височные отделы мозга и другие ассоциативные зоны коры с учетом функциональной специализации правого и левого полушарий. У правшей усвоение абстрактно-логической информации связано в большей степени с левым полушарием, а наглядно-образная, эмоциональная окраска – с правым. Среди факторов, влияющих на научение человека, существенное значение имеют возраст, мотивация, состояние таких психических функций, как внимание, память, мышление и др., а также индивидуальные особенности (способности).

Таким образом, проблема научения является одной из фундаментальных в психологии вообще и психофизиологии в частности, поскольку она позволяет понять психическую адаптацию человека к условиям существования, сколь бы они ни были необычными, своеобразными, чрезвычайными.

53 Формирование действий и операций.

не смотря на включенность в деят-ть действие относит-но самост.процесс.
Сущ-ет спец. классиф-ии действий трудовой деят-ти.

1. ориентировочные. необходимы для определения целей и условий деят-ти, выяснения средств и путей достижения целей.

2. исполнительские - действия последовательно реализующая общую цель деят-ти.

3. коректировочное - действия поправок, уточнений, изменений.

4. завершающие действия, связаны с проверкой качества выполнения всех действий на завершающем этапе деят-ти по их рез-ам.

Любое действие имеет свои компоненты (структура):

Любая проф. деят-ть предстает перед учеником в виде обобщенного и закрепленного опыта предыдущих поколений. Этот опыт описан в учебных программах, инструкциях, алгоритмах и передается мастером - профессионалом. Этот эталонный вариант выполнения деят-ти яв-ся нормативно одобренным способом деятельности.В процессе освоения деят-ти ученик распредмечивает нормативно - одобренный способ деят-ти и осуществляет его по своему (как он умеет и как ему удобно). Это явл-ся ИНДИВИДУАЛЬНЫМ способом деят-ти, он обусловлен индивид-но своеобразным хар-ом учета объективных и субъктивных условий деят-ти. на данном этапе формир-ся психологич. система деят-ти (ПСД).Дальнейшее совершенствование деят-ти приводит к формированию личностно проф-го уровня выполнения деят-ти, формир-ся устойчивая система приемов, способов. стремлений выполнения деят-ти это индивид. стиль деят-ти.

Для оценки эфективности трудовой деят-ти используют след-ие параметры: это производит-ть, качество и надежность, цель и рез-т оценивается со стороны качественных и колич-х показателей. Процесс освоения отдельных целей подчиняется общим закономерностям системогенеза: это геторохромность и неравномерность. Конкретный способ выполн-я действия - ОПЕРАЦИЯ.Операция - это способ каким вып-ся действие, оно опред-ся не самой целью, а условиями в кот. дана цель. Операция представляет собой движения из кот. состоит действие, при подчинении их конкрет. задаче.

Общий механизм формир-я операции:

1. обобщени исходного действия.

2. Поэтапная интериоризация.

4. Перевод в более слож. действие.

Выделяют производственную операцию и рабочее движение. производственная опрация это наименьшая операция, часть технологич. процесса осущ-ся с единой производ. целью, одним рабочим или группой, при помощи однотипных инструментов, приспособлений и сочетание трудовых приемов. Производственная операция делиться на основные и вспомогат-ые.основные направленны на заданные преобраз-е предмета труда.Вспомогат-ые обеспеч-ют условия для такого преобразования.

При изучении операций выполняемых группой лиц, применяют методы соц-ой псих-ии, получ. данные исполь-ся при проектировании труд-ой деят-ти.Операция реализуется через движения.

ДВИЖЕНИЯ - это конкретные исполнения операции, они определяются траекторией, темпом, скоростью и силой. Рабочие (труд-ые движения) входят в процесс труда, как способ его осуществления. Выделяют след-ие группы движений: основные, направленные, доп-ые, аварийные, лишние, ошибочные, экономные, неэкономные.

Простые движения: взять, поднять, переместить, опустить.

В психологии выделяют и др. виды движения: речевые, выразит-ые, моторные и др. Во всех случаях необходима координация и согласованность движений др. с др.

Выделяют 3 осн. параметра труд-ъ движений: силовой, пространственный, временной.. По мере развития техники движения становятся все более дозированные. Каждое рабочее движение в кот. реализ-ся психолог. процес имеет 3 стороны: механич-ая, физиологич-ая, псих-ая.

Учитывая структуру движения и необходимость соответствия этой структуры рабочей зоны на рабочих местах, различают:

сенсорное поле - элементы рабочего поля, информационно воздействующие на анализаторы чела.

моторное поле - элементы раб. поля, на кот. м.б. направлено двиг. . Во всех случаях необходима координация движений и согласованность их др.с др.

Читайте также: