Что такое заморозка зарплат

Опубликовано: 17.09.2024

Нефтяной кризис и пандемия коронавируса заставили Министерство финансов искать нестандартные способы балансировки бюджета. Социальные гарантии нельзя трогать: зарплаты учителей и врачей защищают Майские указы. Соцподдержка, пенсии и пособия тоже под запретом. В кризис 2014−2017 годов бюджет успешно пополнили, отказавшись индексировать зарплаты чиновников. В новый кризис предлагают повторить прошлый ход. Но эксперты объяснили, почему нельзя просто так забрать у богатых и раздать бедным.

Сколько сэкономим на чиновниках?

Ведомство Антона Силуанова разработало меры, которые должны скорректировать базовые бюджетные ассигнования, пишет РБК. В списке – сокращение оборонного бюджета страны на 5% в 2021 году, отказ от региональных дотаций за выполнение KPI главами регионов. И самая неоднозначная мера – отказ от индексации зарплат федеральных госслужащих в 2021 году.

За счёт чиновников хотят сэкономить бюджет. Фото: zik.ua.

Минфин не указывает, сколько денег сэкономит «заморозка» жалованья чиновников. Можно только посчитать: в 2018 году федеральные госслужащие получали в среднем 126,6 тысяч рублей (Росстат). Самые высокие зарплаты – в аппарате правительства, около 240,4 тысяч рублей.

Тактику «заморозки» зарплат госслужащих уже применяли в 2014−2017 годах. В первую очередь без индексации остались президент и правительство в полном составе. Так сэкономили 0,3 млрд рублей. На военных и силовых госслужащих сэкономили ещё 19,2 млрд рублей.

На ком нельзя экономить? По сути, к госслужащим можно «приплести» каждого бюджетника и порезать ему зарплату. Под «заморозку» выплат не попали врачи и учителя, напоминает доцент факультета экономических и социальных наук РАНХиГС Алисен Алисенов. Их зарплаты защищают директивы Майских указов 2012 года, рассказал эксперт изданию «Экономика сегодня». В 2020 году жалованье этих бюджетников тоже не должно пострадать.

В целом, с учетом сегодняшних реалий, на заморозке индексации зарплат чиновников государство сможет сэкономить 80−120 млрд рублей ежегодно. В масштабах российского бюджета это не столь уж и огромные суммы. А это означает, что такая мера может вводиться только в комплексе с рядом других, чтобы достичь максимального эффекта. И при этом нельзя забывать, что прекращение индексации влечет за собой и определенные негативные экономические эффект, – объяснил эксперт

«Заморозка» – это полумеры?

Минфин предлагает сократить ассигнования 50 статей. Исключения – социальные пособия, пенсии, пособия малоимущим, расходы на судебную систему, госдолг. Но даже комплекс не поможет, если упадут доходы рядовых граждан, уверен зампред «Партии роста» Сергей Дёмин:

Средняя зарплата чиновника федерального уровня превышает 120 тысяч рублей, а в стране этот показатель (средняя зарплата граждан — прим. ред.) в этом году составляет 47,5 тысячи рублей — разница больше чем в два раза. Кроме того, у госслужащих хватает льгот и привилегий, – прокомментировал он ИА Regnum

Госслужащие могут не увидеть индексации 2 года. Фото: dp.ru.

Документ Минфина не «замораживает» индексацию денежного довольствия военных. Зато рядом с отказом в индексации зарплат чиновников есть пункт «оптимизация графика проведения реформы денежного содержания федеральных государственных служащих в 2021 и 2022 годах». Это значит, что чиновникам могут два года не повышать зарплату.

Нельзя взять и «заморозить»

Реальные доходы населения действительно могут упасть. И виной будет идея Минфина, которая изначально – во благо. Почему? Потому что зарплаты чиновников – это тоже доходы населения. Конечно, госслужащий в Москве получает 150−200 тысяч рублей, соглашается Алисен Алисенов. Но в регионах доходы госслужащего-специалиста будут в разы ниже.

Отсутствие индексации снизит потребительский спрос, что затормозит потребительский рост, – заметил эксперт

Алисенов считает, что властям стоит выбрать другие способы экономии. Например, привлекать инвестиции бизнеса в инфраструктуру. А взамен давать предпринимателям налоговые послабления.

Развитие государственно-частного партнерства всегда дает положительный экономический эффект, в отличие от урезания зарплат чиновников в том или ином виде, – заключил эксперт

Исходя из доминирующих в МВФ теоретических воззрений, его практические стабилизационные программы носят преимущественно дефляционный характер. Обычно они включают сокращение государственных расходов, в том числе на социальные цели отмену или уменьшение государственных субсидий на продовольствие, товары широкого потребления и услуги, что ведет к повышению цен на эти товары увеличение налогов на личные доходы сдерживание роста, или замораживание , заработной платы повышение учетных ставок, ограничение объема кредита, в том числе потребительского либерализацию внешнеэкономических связей девальвацию национальной валюты, за которой следует удорожание импортируемых товаров и т.п. В зависимости от конкретной ситуации в разных странах эти меры используются в различных сочетаниях. По мнению МВФ, такие меры необходимы для достижения устойчивого равновесия между спросом на ресурсы и их  [c.452]


Замораживание заработной платы и ц н в течение 90 дней для перелома инфляционных ожиданий.  [c.784]

ДЕФЛЯЦИЯ — искусственное изъятие из обращения определенной части избыточной денежной массы. Д. является способом борьбы с инфляцией посредством увеличения налогов, замораживания заработной платы, продажи ценных бумаг и т. д. Д. зачастую приводит к снижению темпов экономического роста, а следовательно, к росту безработицы. ДИВЕРСИФИКАЦИЯ - расширение номенклатуры товаров, производимых предприятием, направленное на получение экономической выгоды от комбинированного производства одновременное развитие многих, не связанных друг с другом технологических видов производства и другой предпринимательской деятельно-  [c.73]

Во второй половине XX в. современные монетаристы выдвинули новый вариант количественной теории денег — теорию избыточного спроса. Причину инфляции они усматривают не в росте денежной массы, а в увеличении потребительского спроса. Исходя из этого, были разработаны практические методы изъятия избыточного спроса населения повышение налогов, выпуск займов, замораживание заработной платы, осуществление принудительных сбережений . С этих позиций после второй мировой войны в странах Запада проводились денежные реформы, в том числе применялось так называемое блокирование счетов вкладчиков в банках (прекращение выдачи денежных средств вкладчикам). Подобную же политику Международный валютный фонд применял к развивающимся странам, имевшим большую внешнюю задолженность.  [c.342]


В макроэкономическом плане победило убеждение, что на рынке рост товарного предложения должен опережать рост спроса. Для реализации этого лозунга в 1961 г. были "временно" повышены государственные розничные цены на основные продукты питания и непродовольственные товары, проведены мероприятия по стабилизации роста доходов трудящихся, "замораживанию" заработной платы. В результате к 1964—1965 гг. сложилась кризисная ситуация перепроизводства. Товарные запасы в торговле резко возросли, составив по многим товарам 300—350 дней. Это привело к порче-большого количества товаров. Например, по результатам 1964 г. в торговле было списано к уничтожению испорченных товаров на 6 млрд руб. Положение вновь стало нетерпимым.  [c.24]

ЗАМОРАЖИВАНИЕ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ - фиксация ее на достигнутом уровне может иметь место на основе соглашения между профсоюзами и администрацией, предпринимателями. Термин замораживание может  [c.99]

Государство регулирует инфляцию, чтобы снизить ее разрушительные социально-экономические последствия. В инструментарий государственного регулирования инфляции входит широкий комплекс бюджетных, налоговых, кредитных мер воздействия на цены и заработную плату замораживание заработной платы для того, чтобы сдержать рост цен, ограничение роста цен и денежной массы в обращении, активизация кредитной политики, проведение строгой бюджетной политики, снижение таможенных пошлин в целях привлечения дешевых импортных товаров.  [c.215]

Правительство под предлогом борьбы с инфляцией, предотвращения роста дороговизны прибегает часто к политике замораживания заработной платы. Оно вводит законодательно запрещение ее повышения в течение определенного периода или устанавливает максимальные пределы ее повышения. Все это способствует росту прибыли фирм.  [c.176]


Развитие экономики США после второй мировой войны характеризуется неравномерностью, прерывается периодическими экономическими кризисами и пром. спадами (в 1948—49, 1953—54, 1957—58, 1960—61, 1969—70, 1974—75, 1980—82 гг.). В этих условиях возрастают усилия гос.-монополистического капитала найти выход из неустойчивости путем дальнейшей милитаризации экономики, систематического увеличения военных расходов, ограничения и замораживания заработной платы трудящихся, резкого сокращения расходов на социальные нужды, осуществления различных мер стимулирования экономики. Несмотря на это, капитализм не в состоянии преодолеть присущие ему антагонистические противоречия, еще более обострившиеся в условиях дальнейшего углубления общего кризиса капитализма.  [c.433]

Для количественной теории денег характерно определение стоимости денег их количеством, находящимся в обращении. Ее сторонники считают, что деньги выполняют единственную функцию средства обращения и приобретают стоимость только в самом процессе обращения. Согласно одному из современных вариантов количественной теории денег, причиной увеличения количества денег и роста цен является повышение заработной платы. Поэтому необходимо повышать налоги и проводить политику замораживания заработной платы.  [c.41]

В последние годы получила распространение теория инфляционной спирали заработной платы и цен . Согласно этой теории, повышение заработной платы увеличивает затраты капиталиста на покупку средств производства и рабочей силы и ведет к росту цен, а рост цен, в свою очередь, порождает требования рабочих снова повысить заработную плату и т. п. Поэтому ухудшение положения трудящихся будто бы является следствием борьбы рабочих за повышение заработной платы. Буржуазия использует эту теорию для оправдания политики замораживания заработной платы государством. На самом деле, повышение заработной платы влияет не на уровень цен, а на величину прибавочной стоимости. Повысить заработную плату — значит снизить прибавочную стоимость капиталистов. Но капиталисты в этом не заинтересованы. Поэтому и изобретаются различные теории заработной платы, цель которых идейно разоружить рабочий класс, ослабить его борьбу против эксплуататоров.  [c.58]

Недостатки в планировании труда явились закономерным результатом в условиях уравнительной концепции оплаты труда. Во многих случаях нормы подравняли под средний уровень заработной платы. О том, что нормирование труда находится на низком уровне, свидетельствует факт опережающего роста заработной платы по сравнению с ростом производительности труда в 2—5 раз. Одной из причин такого явления можно считать ослабление контроля за нормами. Число специалистов по нормированию труда сокращается. В условиях хозрасчета предприятия стремятся обеспечить благосостояние членов коллектива не через механизм ужесточения норм на основе достижений научно-технического прогресса, а через участие рабочих в распределении хозрасчетного дохода. Такая политика близорука и кроме нестабильности в экономике страны и роста инфляции ни к чему хорошему не приведет. В условиях глубокого кризиса экономики и нарушения устоявшихся связей и пропорций, дефицита многих видов продукции и продуктов питания более разумна мера замораживания заработной платы до тех пор, пока не будет достигнуто ба-  [c.113]

Для обоснования и оправдания политики замораживания заработной платы используется концепция инфляционной спирали заработной платы и цен . Согласно этой теории, повышение заработной платы, увеличивая издержки производства, обязательно ведет к росту цен, а рост цен вынуждает рабочих требовать повышения заработной платы, что опять-таки вызывает увеличение цен, и так без конца.  [c.92]

Улучшение результатов деятельности хозрасчетных предприятий достигается прежде всего за счет повышения производительности труда на основе технического прогресса, рациональной организации производства, совершенствования общественного разделения труда и т. п. Повышение прибыли капиталистических предприятий достигается усилением эксплуатации рабочего класса, в частности путем интенсификации труда, замораживания заработной платы и т. д., то есть за счет тех способов, которые повышают норму прибавочной стоимости.  [c.424]

К обострению классовой борьбы рабочих против капиталистов ведет участие государства в обеспечении монополистиче-ско й сверхприбыли. Многие забастовки трудящихся возникают в связи с такими государственно-монополистическими мероприятиями, как повышение цен в порядке их регулирования государством, замораживание заработной платы, закрытие предприятий в соответствии с государственными планами реорганизации производства. Концентрация в руках государства значительной доли национального дохода превращает в объект острой классовой борьбы финансовую деятельность государства. Рабочие, занятые на государственных предприятиях, непосредственно эксплуатируются совокупным монополистическим капиталом.  [c.453]

Монополистический и особенно государственно-монополистический капитализм порождает новые условия ухудшения положения пролетариата. К их числу относятся, в частности, повышение монополиями цен на потребительские товары, государственная политика замораживания заработной платы, рост налогов и инфляция, связанные с гонкой вооружений, рост цен на жилье, медицинские услуги, пользование транспортом. Использование достижений НТР в капиталистическом мире сопровождается ростом эксплуатации. Реальные заработки трудящихся увеличиваются значительно медленнее, чем росла производительность труда.  [c.455]

ЗАМОРАЖИВАНИЕ СРЕДСТВ - блокирование, государственный запрет на использование и управление денежными средствами. Замораживание заработной платы на определенный период, то есть ее фиксация на достигнутом уровне, может иметь место на основе соглашения между профсоюзами и администрацией, предпринимателями.  [c.227]

ЗАМОРАЖИВАНИЕ активов, заработной платы, капиталов, счетов — блокирование, государственный запрет на использование и управление денежными средствами. Замораживание заработной платы на определенный период, то есть ее фиксация на достигнутом уровне, может иметь место на основе соглашения между профсоюзами и администрацией, предпринимателями. См. также БЛОКИРОВАНИЕ.  [c.129]

Аналогичные процессы в условиях монополистич. капитализма происходят и на междунар. арене. Острая конкурентная борьба ведёт к ухудшению положения рабочего класса и трудового крестьянства. Бурж. гос-во, поддерживая крупные и конкурентоспособные монополии, повышает налоги, проводит политику инфляции, замораживания заработной платы, принимает антирабочие законодательства.  [c.251]

Ни совр. этапе происходит усиление реакционных сторон Г. и. в т. о. В США в 1971 было введено замораживание заработной платы, т. е. запрет рабочим бороться за улучшение своего положения. В Великобритании в 1971 iip-во пропело реакционный закон об индустриальных отношениях , требующий от профсоюзов регистрации и фактически запрещающий забастовки. Аналогичные реакционные законы против профсоюзов и трудящихся были приняты в Австралии, Испании, Ирландии. В ФРГ закон о статусе предприятия (1971) фактически отверг требование трудящихся об участии в управлении нроиз-вом.  [c.331]

ЗАМОРАЖИВАНИЕ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ, см. н ст. Заработная плата при капитализме.  [c.485]

Дело в том, что полная ликвидация безработицы, по мнеию Кейнса, может вызвать рост денежной заработной платы, уменьшит прибыль предпринимателей и приведет к относительному сокращению инвестиционного спроса. Наличие безработицы позволяет осуществлять политику замораживания заработной платы и способствует поддержанию эффективного спроса . Таким образом, обеспечение занятости у Кейнса не является целью, а выступает лишь как средство, обеспечивающее эффективный спрос , и по сути дела ей отводится подчиненная ррль по отношению к предпринимательской прибыли.  [c.351]

ДЕЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ - процесс, противоположный либерализации экономики. Он заключается в усилении государственного контроля над экономикой административном установлении цен и тарифов, замораживании заработной платы, свертывании рынков товаров, труда и капиталов. Возрастает закрытость экономики происходит сокращение участия страны в мировых хозяйственных связях в результате роста протекционизма, расширения спектра тарифных и нетарифных ограничений импорта и экспорта.  [c.151]

С 1 янв. 1959 г. начал осуществляться так наз. план экономической стабилизации ( план экономии и жертв ), навязанный А. Международным валютным фондом (МВФ). В целях поддержки плана 11 амер. частных банков и 3 правительственных учреждения США предоставили А. кредит на сумму в 329 млн. долл. В дек. 1959 г. А. получила новый кредит в 300 млн. долл. от МВФ, амер. банков и ряда стран Зап. Европы. Помощь обусловлена целым рядом требований, к-рые усиливают зависимость аргент. экономики от мо-нополистич. капитала США к их числу относятся широкий доступ иностранного капитала в ключевые отрасли экономики ослабление государственного контроля над внешней торговлей ограничение банковских кредитов увеличение налогов замораживание заработной платы допуск в страну представителей МВФ для постоянного контроля над экономикой А.  [c.74]

Буржуазные экономисты извращенно трактуют и причины И., причем многие из них выдают за причину И. повышение денежной заработной платы. Проповедуя теорию инфляционной спирали заработной платы и цен , они утверждают, будто вследствие повышения зарплаты происходит увеличение товарных цен, что якобы вызывает новое повышение заработной платы, к-рое ведет к новому росту цен, и т. д. Несостоятельность этой теории состоит прежде всего в том, что она исходит из вульгарной теории издержек произ-ва в действительности стоимость товаров определяется не издержками произ-ва, а количеством воплощенного в них общественно необходимого труда, и изменения заработной платы вовсе не являются причиной изменения стоимости и цен товаров. Порочность теории инфляционной спирали заработной платы и цен заключается и в том, что она выдает следствие И. — борьбу рабочих за повышение денежной заработной платы в условиях инфляционного роста цен — за ее причину. Классовый смысл этой теории и ее реакционный характер состоят в том, что, перекладывая вину за И. на рабочий класс, она оправдывает наступление буржуазии на жизненный уровень пролетариата и, в частности, пытается обосновать политику замораживания заработной платы, нередко осуществляемую капиталистич. гос-вом под предлогом борьбы с И. Многие буржуазные экономисты выступают с прямой апологией И., приписывая. ей благотворное влияние на произ-во. изображая ее как средство обеспечения устойчивого высокого спроса на товары и достижения вечного процветания капиталистич. х-ва. Это в корне неверно. Хотя в первый период И. в условиях гонки вооружений создается специфич. военно-инфляционная конъюнктура,  [c.476]

Развитие Г.-м. к. не привело к ослаблению классовых противоречий, оно ведёт к подъёму классовой борьбы на новую ступень. Этому способствует исчезновение иллюзии о надклассовой роли гос-ва. Логика развития классовых противоречий указывает трудящимся, что для защиты своих экономич. и социальных прав они должны вести борьбу не только против отд. монополий, но и за изменение характера гос. власти, за овладение гос. машиной. Преодолеваются разобщённость и узость экономич. борьбы, к-рая велась в рамках тред-юнионистского движения. Происходит всё более тесное переплетение экономич. и политич. борьбы. В противовес гос. вмешательству в экономику становится жизненной необходимостью всё более активное вмешательство рабочего класса в политику. Центр тяжести классовой борьбы за повседневные экономич. интересы рабочего класса постепенно перемещается на общепац. арену. Этому особенно способствует получившая распространение в 1960-х гг. в империалистич. странах политика доходов . Такая форма регулирования заработной платы трудящихся в макроэкономич. масштабе явилась побочным продуктом программирования экономики. Формально она проводится в рамках гос. контроля над ценами и доходами, учреждённого якобы для борьбы с инфляцией. От монополий формально требуют, чтобы они не повышали цен, а профсоюзы вынуждают к отказу от борьбы за повышение зарплаты. Подлинная цель этой гос. политики, как показала действительность, состоит в том, чтобы обеспечить непрерывное увеличение прибыли путём сдерживания роста заработной платы. Она сопровождается попытками установить гос. контроль над профсоюзами, вынудить их на соглашения о замораживании заработной платы в условиях роста цен и на отказ от стачечной борьбы. Политика доходов объявляет вопрос об уровне заработной платы компетенцией гос. органов, ведающих контролем цен и доходов. Составной частью политики доходов является апология ассоциации капитала и труда , провозглашающая интеграцию профсоюзов в рамках Г.-м. к. В условиях, когда гос-во пытается превратить уровень заработной платы в один из элементов капиталистич. программирования, трудящиеся массы не могут защищать свои жизненные интересы, не выдвигая требований, к-рые направлены на пересмотр всей экономич. политики Г.-м. к. Это ещё больше увеличивает предпосылки для образования под руководством рабочего класса широкой антимонополистич. коалиции, направленной против использования финанс. олигархией гос-ва в реакц. целях.  [c.338]

При капитализме система прямых и косвенных налогов, развиваясь и усложняясь, приобретает ещё большее значение. Эти поступления составляют 70—90% всех гос. доходов. Класс капиталистов также платит своему гос-ву налоги. Однако эксплуататорские классы имеют возможность часть уплачиваемых ими налогов перелагать на трудящихся путём интенсификации труда н через систему повышения цен, замораживание заработной платы и т. д. Эффективным средством переложения налогов на плечи трудящихся масс является оплата бурж. гос-вом монополистич. объединениям растущих военных заказов но высоким ценам. Большую часть налогов, полученных от капиталистов, бурж. гос-во возвращает монополиям в виде различного рода прямых и скрытых субсидий. Применение в ка-питалистич. странах системы ускоренной амортизации является одним из видов искусственного занижения размеров прибыли. В результате значит, часть прибыли выпадает из сферы обложения налогами. Политика ускоренной амортизации создаёт дополнит, источник накопления, поскольку в этом случае амортизационный фонд образуется не только за счёт части стоимости осн. средств, по п за счёт части прибыли монополий. Кроме того, монополиям и отд. предприятиям гос-во предоставляет значит, скидку при покупке ими новых машин и оборудования.  [c.340]

Ольга Арсланова: Пандемия сделала россиян не только физически уязвимее, но и беднее. Государство помогает по мере сил. Президент пообещал к Новому году еще денег – всем семьям, где есть дети до семи лет, по пять тысяч рублей на каждого ребенка.

Взрослым придется заработать самим. Президент рассказал и о наших зарплатах. В этом году они официально подросли. Правда, одно дело – экономика подотчетная, а другое – субъективная, жизненная.

Владимир Путин, президент Российской Федерации: Реальная заработная плата… Прошу сразу граждан на меня не сердиться. То, что я сейчас скажу, не соответствует как бы ощущениям, с которыми люди сталкиваются в реальной жизни, тем не менее это усредненная цифра, мы должны тоже на нее ориентироваться. Реальная заработная плата, надеюсь, подрастет у нас до конца года где-то на 1,5%, к сожалению, при падении реальных располагаемых доходов населения.

Ольга Арсланова: К отчетам Росстата наши зрители относятся скептически. Цифры усредненные, ведь у некоторых россиян действительно высокие зарплаты, и у кого-то они, может быть, даже выросли за этот год. Однако большинство этим все-таки похвастать не могут. За Росстатом на основе сообщений наших зрителей мы пересчитываем данные в рубрике «Реальные цифры», и занимаемся этим уже более трех лет.

Так Росстат сообщает о росте наших заработков – за год они выросли на 3 700 рублей. Буквально на прошлой неделе мы решили проверить, так ли это. Собирали и обрабатывали ваши сообщения. И чаще всего зрители писали о том, что зарплата не меняется годами. Треть написавших жаловалась, что доходы упали. В списке пострадавших из-за пандемии профессий: таксисты, электромонтеры, сотрудники фитнес-центров и многие-многие другие.

При этом все отмечают, что жить стало труднее из-за постоянного роста цен. На это же указал, кстати, и президент. К примеру, сахарный песок за год вырос в цене на 71%, подсолнечное масло – почти на 24%, мука – почти на 13%, макароны – на 10%, а хлеб – почти на 6,5%.

И вот на этой неделе по поручению президента Правительство начало бороться с ростом цен на продукты – их заморозили. Максимум на сахар будет составлять 46 рублей за килограмм, на подсолнечное масло – 110 рублей за литр.

Ну, наши корреспонденты решили проверить, изменилось ли что-то к концу этой недели после поручения президента, и отправились в магазины.

Приморский край, Владивосток

Евгений Опарин: Торговые сети Приморского края зафиксировали цены на сахар, растительное масло и макароны. К акции присоединились почти 120 магазинов. Килограмм сахара стоит 46 рублей, бутылка растительного масла от 85 рублей за литр, макароны продаются от 39 рублей за килограмм, – отчитываются чиновники. Однако не заметно, чтобы ценники изменились. И сахар, и растительное масло пока продаются по той же цене, что и в начале недели.

– Огурцы стоили недавно 150 рублей, а сейчас – 240.

– Все очень дорого! Картошка была 25, а сейчас 30 рублей.

Евгений Опарин: Сливочное масло неожиданно стало дешевле на 2%. Цены на молочные продукты и мясо пока на том же уровне, что и в ноябре. В среднем с начала года стоимость продуктов питания в Приморье выросла на 5,5%.

Решение зафиксировать цены жители Владивостока восприняли неоднозначно. Это сделали слишком поздно, уверены многие.

– Это плохо. Надо их понизить до прежнего уровня.

Евгений Опарин: Люди говорят, что заморозка цен – плохая идея. Такими темпами продукты из магазинов могут и вовсе исчезнуть.

– Риск остаться без масла. Мы и так пользуемся в основном растительным маслом, сливочным – редко. А так сейчас, не знаю, будем, наверное, без масла.

– Ничем хорошим это не обернется. Сначала нужно пересмотреть цены на энергоносители – благодаря этому, наверное, поднимаются цены на продукты. Бизнесу просто не под силу ни аренда, ни все остальное, поэтому и цены растут.

Евгений Опарин: Власти Приморья ведут еженедельный мониторинг стоимости продуктов. Закупочные и розничные цены пока зафиксировали на три месяца.

Липецкая область, Липецк

Виктор Болотский, корреспондент: В этом году растениеводы Липецкой области вырастили порядка 800 тысяч тонн масличных культур. Это на 60 тысяч тонн больше, чем в прошлом. Однако увеличение урожая вовсе не привело к снижению цен на растительное масло. По данным Липецкстата, среди продовольственных товаров больше всего подорожало именно оно. А еще сахар, который в нашем регионе тоже производят. Цены на них выросли сразу на 12%. Сейчас литр масла стоит больше 90 рублей, а сахар ниже 43 рублей за килограмм не найти.

– На примере растительного масла, подсолнечного: по акции оно стоило в районе 90 рублей, но сейчас гораздо дороже стоит – 120 с лишним рублей. Буквально вчера сахар – 52 рубля, а до этого я покупала по 42, по 39.

– Дорого, очень дорого в магазинах. Пенсия маленькая, а цены бешеные. На все повысили. Все дорого – и колбаса, и мяса, и крупы. И на хлеб повысили, и на бананы. К сахару вообще не подходите.

Виктор Болотский: С середины этой недели цена на сахар все же снизилась – на 4 рубля. А вот самое дешевое масло, наоборот, подорожало – сразу на 15. Жители Липецка впрок не закупаются, паники в супермаркетах нет.

– Не запасаемся никогда. Почем будет – так и берем.

– В последний раз сахар я брала, по-моему, по 46 рублей. Ну, это дорого, да, это дорого. Мы летом покупали его по 28, ну, 30. И масло мы также покупали по 87 рублей, а сейчас уже за 100 оно. Было как-то одно время, когда все закупали-закупали, а потом все вываливали в мусорку. Мы покупаем по чуть-чуть.

Виктор Болотский: Липецкая область занимает первое место в стране по выращиванию овощей в зимних теплицах, однако килограмм местных огурцов на рынке сейчас стоит 270 рублей.

– Я нашла задонские огурчики хорошие, данковские помидоры, но цены, конечно, очень высокие для нашего региона. То есть теплицы находятся в районе 50 километров от нас. И 250–270 рублей за килограмм – это дорого. Килограмм курицы стоит 117–120 рублей, допустим. Сами подумайте.

Виктор Болотский: Заметно выросли цены и на куриные яйца: в ноябре десяток можно было купить примерно за 50 рублей, а сейчас самые дешевые – 57. Это объясняется сезонностью – летом куры лучше несутся. Хлеб и хлебобулочные изделия по сравнению с декабрем прошлого года подорожали на 7%, а мясо птицы и рыбопродукты – на 2%. Выросла цена гречневой крупы.

На этой неделе в администрации области обсудили сдерживание цен на сахар, муку и масло. Власти пообещали постоянно следить за стоимостью этих продуктов.

Ольга Арсланова: О росте цен на продукты поговорим прямо сейчас с Иваном Родионовым, профессором Департамента финансов Высшей школы экономики. Здравствуйте.

Иван Родионов: Да, добрый день.

Ольга Арсланова: Почему президент узнал о растущих ценах вот только сейчас, недавно? Ведь простым россиянам уже давно очевидно, что цены растут.

Иван Родионов: Ну, вы знаете, я думаю, что он знал. Фактически президент разъяснил как бы свой подход к ценам. Он сказал, что в принципе цены растут как бы объективно, никаких проблем здесь нет, потому что растет составляющая себестоимости в виде импортных различных компонентов.

И одновременно он сказал, что линия по увеличению себестоимости, наоборот, будет развиваться. Почему? Потому что опять же он упомянул о мусорном и экологическом сборе. Ну, мы же с вами понимаем, что все эти затраты перейдут на нас, это очевидно. И платить придется за все потребителю.

Плюс к этому обратите внимание, что за последние пять лет ввели много разных цифровых маркировок, цифровых контролей и так далее. Мы же тоже за все это платим, это очевидно.

Ольга Арсланова: Некоторые экономисты говорят, что помогла бы отмена продовольственных санкций. Вы разделяете эту точку зрения?

Иван Родионов: Абсолютно! Почему? Потому что вот сейчас мы столкнулись с этими ценами на масло и сахар из-за того, что у нас сформировались такие мощные частные монополии. Ну, не секрет, что бывший министр сельского хозяйства – главный бизнесмен в этой области. Ну, то же самое на самом деле и сахаропереработчиками, и с остальным.

Конечно, единственный способ с ними бороться – это развивать конкуренцию. И развивать ее не на уровне «вась-вась», потому что министерства и ведомства всегда договорятся, а на уровне независимых поставщиков. Вы знаете, цены на этого рода товары достаточно сильно колеблются на мировом рынке: всегда бывает и дешевле, и дороже. А у нас цены – как пешка, назад не ходит. Понимаете? И вот это на самом деле важнейшая задача.

Тем более что наша вот такая «фига в кармане» в виде этих санкций – она для Европы совершенно ничего не значит, потому что рынок не такой существенный, с их точки зрения. А вот для населения это необходимость покупать (ну честно, не хочется это слово произносить) дерьмо задорого, потому что сырный продукт, молочный продукт… Это же позор вообще – иметь в стандартах такие названия.

Ольга Арсланова: При этом у нас появился и настоящий сыр, без «продукта». У нас что-то появилось свое.

Иван Родионов: На цену посмотрите. Понимаете, цена в два раза выше, чем швейцарского в Швейцарии. А зарплаты вы наши знаете. Ну, у нас можно и ананасы выращивать, нет вопросов, просто они будут золотыми. Апельсины можно выращивать. Еще политэкономисты, у которых учился Маркс, они говорили, что внешняя торговля неслучайно существует. Действительно, есть товары, которые самому производить неразумно.

Ольга Арсланова: Спасибо за комментарий. Мы беседовали с экономистом Иваном Родионовым.

Рост цен обсудим с нашим следующим экспертом – это Никита Кричевский, профессор, доктор экономических наук. Здравствуйте.

Никита Кричевский: Здравствуйте, господа.

Ольга Арсланова: Президент прокомментировал рост цен и сказал, что министрам нужно было реагировать раньше. А какой могла быть эта реакция? И вообще дело ли это министров – следить за рыночными ценами?

Никита Кричевский: Без сомнений, это дело министров. А кого же еще?

Как нужно было реагировать? Да очень просто. Об этом говорил сам президент, когда проводил то самое легендарное уже совещание. Он говорил о том, что в связи с изменениями цен на внешних рынках было достаточно ввести пошлины – и тем самым уменьшить объем экспорта на определенные группы продовольственных товаров. Но этого сделано не было.

И есть еще один нюанс, связанный с ограничением роста цен. Этот нюанс связан с тем, что цены подмораживаются всего лишь на семь социально значимых групп товаров, тогда как любой супермаркет, продовольственный магазин торгует тысячами, многими тысячами товарных наименований. И вот тут-то мы видим, что, скажем, по одному виду картофеля цены зафиксированы (ну неважно, по подсолнечному маслу, по тому же сахару), а рядом стоят приблизительно те же товарные позиции, только несколько других марок, где цены не фиксированные. И не ровен час, когда вот те самые фиксированные цены на товары по фиксированным позициям будут быстро раскуплены, а останутся только дорогие товары. Вот на это тоже нужно обратить внимание. А такое уже было, и было в 2009 году. Старожилы, как говорится, помнят.

Ольга Арсланова: А у нас есть удачные примеры государственного регулирования цен? Есть история с бензином, но бензин все равно дорожает. Есть история с жизненно важными лекарствами, которые очень часто невозможно найти, а за счет других каких-то препаратов фармкомпании отбивают свою утерянную прибыль.

Никита Кричевский: Вы знаете, Ольга, бензин – это как раз одно из немногих исключений, которое говорит о том, что можно, даже в российских условиях, регулировать цены достаточно эффективно. Несмотря на девальвацию, несмотря на рост цен на мировом нефтяном рынке, конечные цены на бензин, на топливо остаются незыблемыми. Ну, это, пожалуй, единственное исключение.

А правило-то у нас совершенно другое. Правило заключается в том, что, нет, у нас не получается регулировать. А почему не получается? Потому что, знаете ли, то ли некомпетентность чиновничества, то ли откровенно коррупционная заинтересованность отдельных «чинуш» в том, чтобы в наибольшем объеме товары уходили, например, на экспорт.

Ольга Арсланова: А возможны ли в России вообще какие-то человеческие цены на продукты с учетом дешевого рубля и с учетом санкций?

Никита Кричевский: Более чем возможны. Ну посмотрите. Мы же зерно выращиваем здесь, мы его не импортируем. Семечку подсолнечную мы выращиваем опять же здесь. Да много товарных позиций в продовольственном секторе, в продовольственной линейке, которые выращиваются здесь. И если мы и имеем долю импорта, то только исключительно в семенах.

В России считаное количество латифундистов-аграриев. Именно они определяют ценовую политику на продовольственном рынке. Именно с ними надо вести разговор о том, чтобы они вели себя поприличнее. А вот те 60 сетей (федеральных и региональных), с которыми заключили договора правительственные чиновники, – это уже те, кто доводят продукцию до конечного потребителя, то есть до нас. Но продукцию-то выпускают считаные агрохолдинги. И вот как раз с этими агрохолдингам или нужно работать.

Ольга Арсланова: Ну и вопрос, который многих наших зрителей волнует: не будет ли дефицита продуктов?

Никита Кричевский: Абсолютно исключено, абсолютно! Сегодня продукции столько, аграрной продукции столько в запасах на складах у производителей, да где угодно, что им бы продать то, что они собирались нам втюхать втридорога. Я, кстати говоря, не уверен, что это будет сделано. Почему? Потому что цены-то пошли вниз еще до президентского указа. А пошли они вниз по той простой причине, что не удается реализовывать то, что было припасено.

Ольга Арсланова: Спасибо. Мы беседовали с экономистом Никитой Кричевским.

В целом в экономике страны все могло быть и хуже, – считает президент. ВВП по итогам 2020 года упадет на 3,6%. В Европе и США падение больше – ну, правда, изначальные показатели несколько выше. А вот прогноз от президента на ближайшие годы.

Владимир Путин: План такой. К 2030 году уйти с сегодняшних 13,5% до 6,5% людей, уровень доходов которых ниже прожиточного минимума. Плохо, конечно, что и 6,5% сохранится, но мы должны исходить из реалий. Это реально, я считаю. Цель амбициозная, но реальная. Я рассчитываю, что в течение следующего ближайшего полугодия так или иначе ситуация будет меняться в лучшую сторону. А что касается экономики, то, по разным оценкам, по разным подсчетам, где-то на конец 2021 года – первый квартал 2022 года мы все эти проблемы преодолеем. Более того, в следующем году мы рассчитываем выйти уже на позитивные тенденции по ВВП страны, по валовому продукту. Но всем нужно активно работать.

Замороженные пенсии

Так называемая «заморозка» пенсионных накоплений – это по сути временная приостановка формирования накопительной пенсии. Хотя работодатели, как и раньше, платят взносы за сотрудников, теперь эти средства идут не на индивидуальные пенсионные счета граждан, а на выплату действующим пенсионерам. Это решение правительства действует с 2014-го года и несколько раз продлевалось. Исходя из текущих норм закона, заморозка будет действовать до 2021 года. А значит прирастать ваша будущая накопительная пенсия может только за счет дохода от ее инвестирования – то есть исключительно благодаря качественной работе вашего НПФ или управляющей компании. А значит очень важно с каким результатом – большим, меньшим или вообще отрицательным – работает ваш текущий страховщик.

Важно понимать: те деньги, которые работодатель перечислял на ваш счет до 2014 года, никуда не делись. Они лежат на вашем индивидуальном счете, и ими управляет пенсионный фонд или управляющая компания по вашему выбору. Но вот новые средства от работодателя с 2014 года на этот счет не поступают – эти взносы «заморожены», то есть фактически направляются на выплату пенсий нынешним пенсионерам.

История вопроса

В результате реформы 2002 года на смену распределительной пенсионной системе, доставшейся в наследство от СССР, пришла новая модель. Теперь пенсия зависела уже не только от стажа, но также от величины зарплаты и, соответственно, размера отчислений в пенсионный фонд. К моменту «заморозки» из 22% обязательных пенсионных отчислений работодателя 16% от зарплаты шли на страховую часть пенсии, а 6% – могли накапливаться на личном счете будущего пенсионера. Накопительная пенсия до сих пор приносит их владельцу инвестиционный доход и влияет на размер его пенсии в будущем.

Развитие сценария

Изначально «заморозка» пенсионных накоплений планировалась как временная мера. Впоследствии мораторий неоднократно продлевался. В декабре 2020 года Президент России подписал закон, согласно которому взносы на накопительную пенсию будут в очередной раз заморожены – до 2023 года.

За счет пополнения страховой части пенсии бюджет РФ в 2014 г. получил дополнительные 244 млрд рублей.

А в общей сложности, по словам министра труда и социальной защиты Максима Топилина, с 2014 по 2018 гг. с помощью этой программы бюджет России сэкономил около 2 трлн рублей.

При этом предполагалось, что отчисления на накопительную пенсию, которые идут после «заморозки», в дальнейшем будут учтены. Однако как это будет реализовано на практике – пока вопрос открытый.

Что дальше?

Судя по тому, что мораторий на пополнение накопительной пенсии регулярно продлевается, возвращение к полноценному формированию накопительной пенсии не планируется. В качестве замены прежней системы Банк России и Минфин разрабатывали концепцию индивидуального пенсионного капитала (ИПК).

ИПК – это личный счет, на который люди могут самостоятельно и добровольно каждый месяц перечислять от 1 до 6% своей зарплаты. При этом работодатель по-прежнему будет отчислять 22% в пенсионный фонд. Модель ИПК еще не прошла публичного обсуждения, а в прессе обсуждались лишь отдельные детали возможной будущей системы. Изначально ее запуск был намечен на 2019 г., однако эти сроки перенесли.

В конце августа 2019 года в прессе были анонсированы новые корректировки. Замминистра финансов Алексей Моисеев сообщил, что законопроект о новой системе пенсионных накоплений, разработанный на основе проекта ИПК, будет модернизировать существующую систему негосударственного пенсионного обеспечения. Документ планируют опубликовать позже, и основным его посылом будет отказ от любых способов принуждения граждан к вступлению в систему.

В этих условиях для будущего пенсионера очень важно, чтобы его накопления прирастали: если не за счет новых взносов, то благодаря инвестиционному доходу. Хорошим ориентиром по доходности является инфляция за сопоставимый период. Если результаты вашего страховщика от размещения пенсий выше инфляции, значит накопления прирастают.

Заморозить зарплаты, чтобы выйти из кризиса. В чем истинный смысл предложения Минэкономразвития?

Минэкономразвития в сценариях социально-экономического развития России до 2019 года предположило, что переход на инвестиционную модель экономики с ростом 4,5% ВВП в год будет возможен, если в ближайшее время государство и бизнес сдержат расходы на потребление и социальные обязательства. СМИ восприняли это так: чтобы стране выйти из кризиса, государству и бизнесу нужно отказаться от повышения зарплат, которые последние два года в реальном выражении и без того снижаются. Поможет ли, с одной стороны, экономия бюджета на индексациях и компаний – на фонде оплаты труда, а с другой – неизбежное при этом сокращение текущего потребления, преодолеть стагнацию и вернуться к росту экономики? Есть ли вещи более существенные для экономического роста, чем зарплаты: непрозрачные и неэффективные расходы на бюрократию, госсектор в целом, расходы госкомпаний? Какие отрасли экономики могут в первую очередь пострадать от «временного снижения» доходов населения? Кто от этого потенциально может выиграть?


Тимур Нигматуллин, финансовый аналитик ИХ «ФИНАМ»: На мой взгляд, прогнозы Минэкономразвития были несколько неправильно истолкованы. По сути, там речь идет не о принудительном снижении реальных доходов населения, а об отказе от искусственного стимулирование их роста без соответствующего повышения производительности труда. Грубо говоря, правительство отказывается занимать для этих целей деньги и ожидает, что Центробанк не будет включать печатный станок для покрытия дефицита бюджета. В целом, я положительно отношусь к подобной перспективе. Последствия искусственного наращивания соцрасходов в отсутствии ресурсов мы уже проходили в 1998 году: это влечет за собой всплеск инфляции из-за эмиссии и дефолт из-за высоких процентов по долгу. Возможно, отказ от этой практики совместно с ростом корпоративных прибылей и инвестиций действительно является оптимальным вариантом для стагнирующей российской экономики.

Хорошей альтернативой снижению реальных доходов может стать плавное повышение пенсий и, что более важно, выравнивание пенсионного возраста у мужчин и женщин. За счет сокращения трансферта из федерального бюджета в Пенсионный фонд, достаточно быстро можно добиться и параллельного роста реальных доходов и увеличения корпоративных инвестиций. Впрочем, этот сценарий несет в себе политические риски и пока маловероятен.

В первую очередь от снижения реальных доходов пострадает ритейл (FMCG и товаров длительного пользования) в несколько меньшей степени – сфера услуг. Люди будут больше экономить, что выльется в снижение среднерыночной наценки на товары и/или покупательского трафика.


Алексей Антонов, аналитик «Алор Брокер»: В настоящие время глобальная мировая проблема – это сокращение потребления и как следствие неэффективность мировой экономики. Западные страны пытаются решить эту проблему путем нулевых процентных ставок, но результатов пока нет. В сценариях Минэкономразвития России предлагается наоборот еще больше сжать потребление путем сдерживания расходов на социальные обязательства, надеясь, что государство и бизнес перераспределит потоки в инвестиционную сферу. Безусловно, данная концепция имеет место быть в случае начала полномасштабного мирового финансового кризиса потребления. Ну а пока денежная эмиссия не позволяет запустить эти процессы, поэтому представленный план следует рассматривать только на случай возникновения кризисных процессов.

На снижение доходов россиян повлияли многие факторы и без отказа от сырьевой модели развития, уровень заработных плат будет, так или иначе, зависеть от котировок на сырьевых рынках. К сожалению, перестройка экономики идет не так быстро и, несмотря на все планы, впереди нас ожидают несколько лет рецессии и продолжения падения доходов населения.

Основной удар от снижения доходов населения примет потребительский сектор и сфера услуг, которые сейчас переживают не лучшие времена. На наш взгляд, электроэнергетика и государственные монополии могут показать точки роста на этом отрезке.


Андрей Люшин, заместитель председателя правления Локо-Банк: Привычная логика стимулирования экономики исходит из совершенно противоположных механизмов: государство получает доход за счет роста собираемых налогов, который формируется благодаря развитию внутреннего потребительского рынка, которое, в свою очередь, невозможно без роста реальных доходов населения. Учитывая рост темпов инфляции при и без того весьма скромных показателях увеличения доходов населения (а рост зарплат в среднем по России за 12 месяцев на сегодняшний день составляет чуть более 1,5%), по сути Минэкономразвития должно быть заинтересовано в росте зарплат, а не в их заморозке. Более того, я хотел бы отдельно отметить, что доходы бюджетников в результате воздействия инфляции вернулись к уровням 2012 года. То есть по сути, Минэкономразвития предлагает ввести механизмы контроля снижения реальных доходов населения, при этом совершенно непонятно, каким образом это будет позитивно влиять на перспективы развития бизнеса и увеличение доходов государства в будущем – за счет чего это будет происходить? Да, в теории рост доходов населения действительно способен вызвать рост цен на потребительском рынке и разогнать инфляцию, но сейчас ситуация совсем иная: инфляция растет в результате девальвации национальной валюты и роста расходов бизнеса.


Александр Шустов, генеральный директор МФО «Мани Фанни»: Реальные начисленные заработные платы и так снижаются, покупательная способность рубля падает. Думаю, что для современной экономики нет ничего более губительного, чем сокращение потребления: именно оно, потребление, толкает вперед инвестиции, опытно-конструкторские и научные разработки и все те достижения цивилизации, которые мы наблюдаем вокруг, являются продуктами экономик потребления, которые долгое время существовали в развитых странах и с 90-х годов – в нашей стране. Именно потребительский спрос приводит к появлению инноваций, и чем меньше средний потребитель покупает – тем меньше рынок и тем меньше он интересен как внутренним инвесторам, так и международным. Наша модель потребления еще не полностью развилась, ей еще нужно несколько лет до того, как появится действительно большой потребительский спрос со стороны населения и действительно доступный кредитный механизм, долгосрочного кредитования, позволяющий этот спрос удовлетворить. Возвращение к плановой экономике будет означать заморозку в развитии на 5-7 лет.


Вадим Иосуб, старший аналитик Альпари: Приведение доходов населения в соответствие с ростом производительности труда – мера тяжелая, непопулярная, политически сложная, но необходимая. При превышении темпов роста реальных доходов над ростом производительности, «излишние» доходы не столько стимулируют спрос на продукцию российских производителей, сколько формируют спрос на импорт, иностранную валюту, услуги выездного туризма и т.д. Естественно, взвешенная политика доходов – лишь одна из необходимых мер, но не единственная. Без структурных реформ экономики и улучшения качества институтов накопившиеся в экономике проблемы не решить.

Если такая политика будет реализована, пострадают от нее в первую очередь отрасли, напрямую связанные с конечным потреблением населения: ритейл, услуги связи и т.д. В выигрыше окажутся те, кто, снизив издержки, не почувствует снижения спроса на свою продукцию, то есть экспортеры.


Дмитрий Журавлев, директор Института региональных проблем: Теоретически корпоративные инвестиции могут компенсировать снижения потребления. Но, во-первых, они будут сделаны не в те сферы, которые пострадают от сокращения потребления. Так что в среднем денег в экономике будет столько же, но это как средняя температура по больнице.

Во-вторых, нет ни каких гарантий, что будут сделаны инвестиции – желающих инвестировать в стагнирующую экономику не так много. Спрос не отъемлем от экономики, а инвестиции можно делать, а можно и не делать.

Отказ от потребительской модели экономики возможен только в том случае если, она будет заменена другой моделью экономики. Но кроме потребительской экономики есть только государственная. В нашем случае она будет носить форму государственно-монополистической. В результате роль рынка в экономике будет очень ослаблена. В конечном счете, это отказ от рынка как основного регулятора экономики. Но тогда встает вопрос: стоило ли мучиться четверть века, чтобы построить систему советского образца, только без советского равенства и с частной собственностью начальников? И в любом случае смена модели это шок для экономики, а для больного шок опасен.

Что касается неэффективности, то при смене модели, она, скорее всего, возрастет, так как эффективный контроль в государственной модели требует институтов и навыков, которые мы 25 лет не создавали и не развивали. Государственная экономика может быть эффективной. Но для нее нужна другая отраслевая структура и другое по институтам государство.

Больше всего от сокращения доходов населения пострадают те секторы, которые связаны со спросом: торговля, сельское хозяйство, производство предметов потребления, транспорт. Но удар по этим отраслям отразится на всей экономике. Стагнация и кризис очень удобны для различных «финансовых операций» спекулятивного характера. Болезнь организма – раздолье для паразитов.

Читайте также: