Можно ли назвать рабочее законодательство прогрессивным мероприятием правительства

Опубликовано: 17.09.2024

Император Александр 3 (1881—1894) рано стал заниматься к государственными делами, проявил себя как незаурядный военный. Он вошел в историю как царь-«Миротворец», так как был убежденным противником разрешения международных проблем военными действиями. Политические взгляды были глубоко консервативными, они заключались в приверженности принципам неограниченного самодержавия, религиозности и русофильства. Это привело его к укреплению существующего строя, насаждение православия и русификацию окраин России.

Внутрення политика Александра 3 и его контрреформы

Контрреформы - это принятое в исторической литературе название мероприятий правительства Александра 3 по пересмотру итогов реформ 60-х годов.

Идеологи: К. П. Победоносцев (обер-прокурор Синода), Д. А. Толстой (министр народного просвещения), М. Н. Катков (журналист, публицист, издатель газеты «Московские ведомости»)

Направления внутренней политики

Ограничение земского и городского самоуправления

12 июля 1889г. — введение института земских участковых начальников: они назначались из потомственных дворян и полностью контролировали жизнь русской деревни. Эта мера означала усиление административной вертикали на селе, ограничение крестьянского самоуправления и мировых судов (следили за соблюдением порядка, сбором податей, сажали крестьян под арест).

В 1890 г. новое «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» во многом ограничило функции земств и усилило в них позиции дворян.

12 июня 1890г. — изменения в земской избирательной системе: увеличение числа гласных от помещиков в связи с уменьшением для них имущественного ценза.

«Городовое положение» 1892 г. укрепило роль дворянства и крупной буржуазии в городских думах, расширило систему опеки и вмешательство правительства в городское самоуправление.

11 июня 1892г. — ограничение избирательных прав городского населения (высокий имущественный ценз)

Усиление полицейского режима и ликвидация некоторых положений судебной реформы 1864г.

Апрель 1881г. — Манифест «О незыблемости самодержавия» покончил с надеждой либералов на введение конституции

14 августа 1881г. — введение Положения об усиленной и чрезвычайной охране: власти могли высылать нежелательных лиц, закрывать учебные заведения, ограничивать права гражданских судов, закрывать периодические издания.

1887г. — ограничение публичности и гласности судебных заседаний.

1889г. — ликвидация мирового суда

Введение дополнительных ограничений в сфере печати и образования

27 августа 1882г. — введение «Временных правил» о печати: усиление карательной цензуры; закрытие либеральных и радикальных журналов.

1884г. — утверждение нового университетского устава: ликвидация автономии университетов (назначение ректора и профессоров правительством).

1886г. — закрытие женских курсов (кроме Бестужевских).

5 июня 1887г. — издание циркуляра министра народного просвещения (о «кухаркиных детях»): предписание не принимать в гимназию детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников

Смягчение остроты аграрно-крестьянского вопроса

1881г. — перевод всех бывших помещичьих крестьян на обязательный выкуп, понижение выкупных платежей, отмена зависимого временнообязанного положения (1882-1887).

1882г. — учреждение Крестьянского поземельного банка: помощь крестьянам и крестьянским обществам в покупке частновладельческих земель.

1886г. — отмена подушной подати (при повышении налогов — прямых на 1/3 и косвенных в 2 раза)

Регламентировать отношения фабрикантов и рабочих

1882г. — создание фабричной инспекции

1882г. — запрет использования труда детей моложе 12лет

1885г. — запрет ночного труда женщин и детей

1886г. — закон об ограничении размера штрафов рабочих до 20% 1886г. — закон о запрете стачек (наказание — арест или штраф)

Поддержать дворянство как опору власти

1885 г. — создание Дворянского земельного банка — предоставление помещикам ссуд иод залог земель

1886 г. — «Положение о найме на сельские работы» — расширение прав помещиков при расчетах с крестьянами-батраками

Итоги внутренней политики Александра 3:

Правительству Александра 3 не далось окончательно уничтожить земства и городское самоуправление. Они остались центрами объединения либералов. Сохранилась система судопроизводства. В ходе завершения военной реформы наметилась некоторая демократизация офицерского корпуса. В целом в 80-х — первой половине 90-х годов 19 века была укреплена государственность и достигнута определенная социальная стабильность. Вместе с тем в обществе нарастали симптомы противостояния консервативным тенденциям, характерным для правительственной политики.

Схема внутренняя политика Александра 3

Схема внутренняя политика Александра 3 контрреформы

____________

Источник информации:

1. История в таблицах и схемах./ Издание 2е, - СПб: 2013.

2. История России в таблицах: 6—11й кл. / П.А. Баранов. — М.: 2011.

В конце XIX века рабочие в Российской империи трудились по 12 – 14 часов, многие из них получали увечья из-за плохой организации труда предпринимателями. Детей заставляли работать почти как взрослых, а платили им при этом копейки. Росло количество стачек. Одной из наиболее крупных стала забастовка рабочих текстильной фабрики С. Морозова в 1885-м. В ней участвовали 8 тысяч человек. В 1886-м был принят закон, регламентирующий отношения фабрикантов и рабочих. На практике он не соблюдался, и положение трудящихся оставалось чрезвычайно тяжелым.

Июня 3. По проекту Правил о надзоре за заведениями фабричной промышленности и о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих и об увеличении числа чинов фабричной инспекции.

Государственный Совет, в Соединенных Департаментах Государственной Экономии, Законов и Гражданских и Духовных Дел и в Общем Собрании, рассмотрев представления Министерств Финансов и Внутренних Дел: а) по проекту Правил о надзоре за заведениями Фабричной промышленности и о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих и б) об увеличении числа чинов Фабричной инспекции, мнением положил:

I. Взамен главы третьей раздела II Устава о промышленности Фабричной и заводской (ст. 30— 60), изд. 1879 года, постановить следующие правила:

1) Наем рабочих в заведениях фабричной промышленности совершается на основании общих постановлений о личном найме, с дополнениями, изложенными в нижеследующих статьях.

Примечание. Наем малолетних в заведения Фабричной промышленности и надзор за исполнением постановлений о работе и обучении малолетних рабочих определяются особо изданными на сей предмет Правилами.

2) Заводское или Фабричное управление обязано, при найме рабочих, требовать от них предъявления вида на жительство. Изъятие из сего допускается лишь относительно лиц, которые могут, по закону, отлучаться от места постоянного жительства без взятия плакатных паспортов и билетов, облагаемых гербовым сбором (ст. 111 и 112 Уст. пасп., по Прод. 1876 г.).

3) Рабочие, живущие на квартирах, устроенных при заводе или Фабрике, вручают виды на жительство, для хранения, заведывающему фабрикою или заводом.

4) Если рабочей желает остаться на фабрике или заводе по истечении срока выданного ему вида на жительство, то заведывающему фабрикою или заводом предоставляется, по соглашению с рабочим, относиться в подлежащее установление о высылке последнему нового вида.

5) При найме замужних женщин и лиц несовершеннолетних, имеющих отдельный вид на жительство, не требуется особого позволения родителей, опекунов или мужей.

6) Заведывающий фабрикою или заводом обязан возвращать рабочим врученные ему виды на

жительство (ст. 3) немедленно по прекращении договора о найме.

7) Договоры о найме рабочих могут быть заключаемы выдачею им расчетных книжек, в коих означаются условия найма, а также отмечаются все производимые с рабочим расчеты и делаемые с него, по условию, вычеты, за прогул и причинение вреда хозяину.

8) Расчетная книжка хранится у рабочего и передается им в контору фабрики или завода, для необходимых в ней записей.

9) Наем рабочих производится: а) на определенный срок; б) на срок неопределенный, и в) на время исполнения какой либо работы, с окончанием которой прекращается самый наем.

10) При найме на срок неопределенный, каждая из договаривающихся сторон может отказаться от договора, предупредив другую сторону о своем намерении за две недели.

11) Прежде окончания заключенного с рабочими срочного договора, или без предупреждения за две

недели рабочих, нанятых на срок неопределенный, воспрещается понижать заработную их плату установлением новых оснований для её исчисления, сокращением числа рабочих дней в неделю или числа рабочих часов в сутки, изменением правил урочной работы Равным образом и paбoчиe не вправе, до окончания договора, требовать каких либо изменений в условиях оного.

Выдача заработной платы рабочим должна производиться не реже одного раза в месяц, если наем заключен на срок более месяца, и не реже двух раз в месяц — при найме на срок неопределенный. Счетам с рабочими ведется особая книга.

Рабочий, не получивший в срок причитающейся ему платы, имеет право требовать судебным порядком расторжения заключенного с ним договора. По заявленному, на сем основании в течение трех месяцев, иску рабочего, если просьба его будет признана уважительною, в его пользу присуждается, сверх должной ему фабрикантом суммы, особое вознаграждение в размере, не превышающем, при срочном договоре, двухмесячного его заработка, а при договоре на срок неопределенный — двухнедельного заработка.

Расплата с рабочими, вместо денег, купонами, условными знаками, хлебом, товаром и иными предметами воспрещается.

При производстве рабочим платежей не дозволяется делать вычеты на уплату их долгов. К числу таких долгов не относятся, однако, расчеты, производимые фабричным управлением за продовольствие рабочих и снабжение их необходимыми предметами потребления из фабричных лавок. В случае предъявления исполнительного листа на денежное взыскание с рабочего, с последнего может быть удерживаемо, при каждой отдельной расплате, не более 1/3 причитающейся ему суммы, если он холост, и не более ¼, если он женат или вдов, но имеет детей.

Заведывающим фабриками или заводами воспрещается взимать проценты на деньги, выдаваемый рабочим заимообразно, и вознаграждение за ручательство по их денежным обязательствам.

Воспрещается взимание с рабочих платы: а) за врачебную помощь, б) за освещение мастерских и в) за пользование при работах для фабрики орудиями производства.

Заводское или Фабричное управление составляет правила внутреннего распорядка, который

должен быть соблюдаем рабочими на заводе или фабрике. Правила эти выставляются во всех мастерских.

19) Договор найма рабочего с фабричным или заводским управлением прекращается:

а) по взаимному соглашению сторон;

б) по истечении срока найма;

в) по окончании той работы, исполнением которой был обусловлен срок найма (ст. 9 п. в);

г) по истечении двух недель со дня заявления одною из сторон о желании расторгнуть договор, если он был заключен на срок неопределенный;

д) за высылкою рабочего, по распоряжению подлежащей власти, из места исполнения договора или присуждением его к заключению на срок, делающий исполнение договора невозможными;

е) за обязательным поступлением рабочего в военную или общественную службу;

ж) за отказом со стороны установления, выдающего рабочему срочный вид на жительство, возобновить этот вид;

з) за приостановлением на продолжительное время работ на фабрике или заводе, вследствие пожара, наводнения, взрыва паровика несчастного

20) Договор найма может быть расторгнут заведывающим фабрикою или заводом:

а) вследствие неявки рабочего на работу более трех дней сряду без уважительных причин;

б) вследствие привлечения рабочего к следствию и суду по обвинению в преступном действии, влекущем за собою наказание не ниже заключения в тюрьме;

в) вследствие дерзости или дурного поведения рабочего, если оно угрожает имущественным интересам фабрики или личной безопасности кого

либо из лиц, принадлежащих к составу фабричного управления;

г) вследствие обнаружения у рабочего заразительной болезни.

Примечание. Уволенному, на основании сей статьи, с Фабрики или завода рабочему предоставляется расторжение договора обжаловать суду, который, если признает жалобу основательной, постановляет о вознаграждении рабочего за понесенные им убытки.

Независимо от случая, указанного в статье 13, рабочему предоставляется требовать расторжения договора:

а) вследствие побоев, тяжких оскорблений и вообще дурного обращения со стороны хозяина, его семейства или лиц, коим вверен надзор за рабочими;

б) вследствие нарушений условий по снабжению рабочих пищею и помещением;

в) вследствие работы, разрушительно действующей на его здоровье;

г) вследствие смерти или обязательная поступления в военную службу одного из членов его

22) В местностях, отличающихся значительным развитием фабрично-заводской промышлен-ности, заведения сей промышленности, за исключением принадлежащих казне или правительственным установлениям, а также частных горных заводов и промыслов, подчиняются, сверх постановлений статей 1 — 21, действию особых Правил о надзоре за заведениями Фабричной промышленности и о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих.

Примечание. О применении упомянутых в сей статье Правил к подлежащим губерниям или уездам и о необходимом при том усилении фабричной инспекции, Министр Финансов входит с особыми представлениями в Государственный Совет.

II. Проект Правил о надзоре за заведениями фабричной промышленности и о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих поднести к Высочайшему Его Императорскаго Величества утверждению.

III. В изменение и дополнение подлежащих статей Уложения о наказаниях уголовных и исправительных, изд. 1885 года, постановить следующие правила:

1) За совершение проступков, предусмотренных статьях 1359 и 13591 сего Уложения в третий раз, или хотя бы в первый и второй раз, но когда эти проступки вызвали на фабрике или заводе волнение, сопровождавшееся нарушением общественной тишины или порядка, и повлекли принятие чрезвычайных мер для подавления беспорядков, заведывающий фабрикою или заводом подвергается: аресту на время до трех месяцев и, сверх того, может быть лишен навсегда права заведывать фабриками или заводами.

2) За прекращение работ на фабрике или заводе по стачке между собою рабочих, с целью принуждения фабрикантов или заводчиков к возвышению заработной платы или изменению других условий найма до истечения срока последнего, виновные подвергаются:

подстрекавшие к начатию или продолжение стачки — заключению в тюрьме на время от четырех до восьми месяцев, а прочее участники — заключению в тюрьме на время от до четырех месяцев. Участники стачки, прекратившие таковую и приступившие к работам по первому требованию полицейской власти, от наказания освобождаются.

3) Участники стачки, причинившие повреждение или уничтожение заводского или фабричного имущества или имущества лиц, служащих на заводе или фабрике, буде содеянное ими не составляет более тяжкого преступления, подвергаются:

подстрекавшие к сим действиям или распоряжавшиеся толпою — тюремному заключению на время от восьми месяцев до одного года и четырех месяцев, а прочие участники — тюремному заключению на время от четырех до восьми месяцев.

4) Участники стачки, принудившие других рабочих, посредством насилия или угроз, прекратить работу или не возобновлять прекращенную, буде учиненное ими насилие не составляет более тяжкого преступления, подвергаются:

подстрекавшие к сим действиям или распоряжавшееся толпою — тюремному заключению на время от восьми месяцев до одного года и четырех месяцев, а прочие участники — тюремному заключению на время от четырех до восьми месяцев.

IV. В изменение и дополнение подлежащих статей Устава о наказаниях, налагаемых Миро-выми Судьями, постановить следующие правила:

1) За самовольный отказ от работы до истечения срока найма, виновный в том фабричный или заводской рабочий подвергается аресту не свыше одного месяца.

2) За умышленное повреждение или истребление находящихся на фабрике или заводе сложных и ценных орудий производства, виновный в том рабочий, буде действие его не составляет более тяжкого преступления, подвергается аресту до трех месяцев.

Если же последствием такового повреждения или истребления будет остановка работ на фабрике, то виновный подвергается заключению в тюрьме на время от трех месяцев до одного года.

V. Устав уголовного судопроизводства (Суд. Уст. Императора Александра II, изд. 1883 г.) дополнить следующими постановлениями:

1) Дела о прекращении работ на фабриках и заводах по стачке рабочих, а также о насильственных действиях и угрозах, учиненных участниками стачек (ст. III пп. 2 — 4), ведаются Окружным Судом.

2) В местностях, где существуют Губернская по фабричным делам Присутствия, разбирательству сих Присутствий подлежат дела о нарушениях, предусмотренных в статьях 40 — 42 Правил о надзоре за заведениями фабричной промышленности и о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих, а равно дела о нарушениях статьи 1359 Улож. о наказ., учиненных заведывающими фабриками или заводами в первый и второй раз, когда сии последствия нарушения не сопровождались последствиями, указанными в пункте 1 статьи III.

VI. Правила, упомянутые в статье II, ввести в действие в губерниях С.-Петербургской, Московской и Владимирской с 1 Октября 1886 года.

VII. Учредив, в дополнение к Высочайше утвержденному, 12 июня 1884 года (2316), штату инспекции для надзора за занятиями и обучением малолетних, работающих на заводах, фабриках и мануфактурах, десять новых должностей Помощников Окружных Инспекторов, предоставить Министру Финансов заместить эти должности с 1 Сентября 1886 года и, по соглашению с Министром Внутренних Дел, распределить назначенных на оныя лиц по губерниям, перечисленным в предыдущей VI статье.

VIII. На покрытие расхода по содержанию означенных должностных лиц (ст. VII) отпускать ежегодно, начиная с 1 Января 1887 года, по тридцати тысяч рублей, со внесением сей суммы в подлежащие подразделения сметы Департамента Торговли и Мануфактур. В текущем же году на удовлетворение сего расхода ассигновать, в виде дополнительного кредита к той же смете, десять тысяч рублей.

Резолюция. Его Императорское Величество воспоследовавшее мнение в Общем Собрании Государственного Совета: 1) по проекту Правил о надзоре за заведениями фабричной промышленности и о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих и 2) об увеличении числа чиновъ фабричной инспекции, Высочайше утвердить соизволил и повелел исполнить.

Источник: Литвинов-Фалинский В. П. «Фабричное законодательство и фабричная инспекция в России» (М., 1904)

В 2019 году Государственная дума приняла 530 законов — от увеличения социальных пособий до суверенного интернета.

Создавать мультидокумент для каждого гражданина РФ в автоматическом режиме. Когда рождается ребенок, родители подают документы о рождении в ЗАГС, и дальше все его данные загружаются в базу. Ребенка регистрируют, записывают к родителям в данные, фиксируют адреса проживания и медицинские показатели — все, что связано с человеком. Без использования бумажных носителей.

Я думаю, что главным в 2020 году должен стать закон об ответственности за антинародную деятельность. Депутаты приняли закон, который ухудшил жизнь россиян? Отдать под суд. Чиновники на местах портят людям жизнь? Под суд. Но только настоящий суд, а не как сейчас.

Нужно, чтобы в политику шли профессионалы: не актеры, спортсмены и жулики, а хотя бы в должной мере образованные люди. И чтобы проверяли их квалификацию и соответствие занимаемой должности. Например, ответственный за городское благоустройство должен понимать урбанистику.

Кроме того, будет полезно, чтобы чиновники отчитывались: рассказывали, что каждый из них сделал, к чему это привело, и обосновывали принятие законов перед народом.

Необходимо наладить раздельный сбор мусора: он должен быть легким и удобным для людей. Я, например, чтобы сдать пластик, езжу за 100 км. Сделать это можно путем поддержки организаций и предпринимателей, желающих заниматься переработкой отходов.

А я бы подписала закон о том, что все фармацевтические компании и алкогольные предприятия должны принадлежать государству и им же контролироваться. Тогда бы мы решили проблему фальсификации лекарственных средств и спиртного.

Создать альтернативную систему пенсионного страхования: открыть для каждого человека вклад. Сам пополняй, сам распоряжайся. Кроме того, нужна полная прозрачность методик расчетов и отчетность по каждому отчислению в свободном доступе.

За коррупционные действия чиновников любого уровня должна существовать дополнительная ответственность. Например, таким чиновникам — будь то губернатор, депутат, правоохранитель или судья — не должны назначать условный срок. Кроме того, необходима конфискация имущества как самого чиновника, так и его семьи, если они не докажут, что приобрели все законным путем. Также стоит лишить его пенсии и заработанного за всю жизнь и полностью запретить занимать руководящие должности не менее чем на 20 лет после отбытия наказания. Пусть работает руками. И главное — чиновник не должен покидать страну, пока не отбудет срок.

Я думаю, давно назрела необходимость обязать религиозные организации платить налоги. Считаю, это было бы справедливо и снизило бы негативное отношение граждан, в частности, к РПЦ.

Закон для российских чиновников, государственных служащих и военнослужащих, независимо от занимаемой ими должности и звания, а также для их детей и ближайших родственников о получении образования и медицинских услуг исключительно на территории Российской Федерации. И лечение только в рамках программы обязательного медицинского страхования.

Сменяемость депутатов всех уровней через два срока без права возвращения на службу через какое-то время. Этот закон просто необходим, иначе страна опять скатится в застойное болото.

В России образовался огромный разрыв между сверхдоходами меньшинства и заработком людей, которые едва сводят концы с концами и становятся заложниками своей жизни. Неконтролируемая трудовая деятельность мигрантов приводит к удешевлению труда и ограниченности рабочих мест для местных жителей буквально во всех регионах страны. Так что в первую очередь нужно принять комплекс законов, регулирующих взаимоотношения между работником и работодателем, в частности в сфере неформальной занятости населения. Это то немногое, что помогло бы каждому гражданину вести достойное для человека существование.


Об отмене обязательного призыва


На самом деле, у нас много законов, которые регулируют почти всё то, что здесь предложено.
Поэтому основная проблема - это отсутствие независимого суда

Забавная идея, и конечно хочется её немного покритиковать)
Не очень понял что предлагается в 10-м пункте, как то всё очень расплывчато, как в настоящих современных законах
С 4-м пунктом не согласен, не нужно ничего национализировать, только хуже станет.
С 3-им пунктом в целом согласен, но .. Вы реально перемещаетесь на 100 км, что бы сдать пластик? Либо у Вас его оооочень много, либо природу вы жалеете не очень сильно, если тратите столько топлива ради того, что бы сдать пару кило пластмассы
Относительно 8-го категорически не согласен: у нас большая часть страны - госслужащие,и вы предлагаете запретить им учиться и лечиться там где им хочется? Идея Ваша понятна, думаете если это сделать, то медицина и наука здесь пойдёт быстро в гору. Возможно, немного. Но Эти вопросы следует решать иначе: создавая инфраструктуру, устраняя барьеры и вливая деньги в медицину и науку, а не запрещая что-либо.
На счёт 5-го. Всё это уже есть. Вы можете пойти в банк или негосударственный пенсионный фонд и сделать себе пенсионную программу. В вязи с этим интерес может вызвать так называемый английский способ инвестирования. Мне кажется лучше отменить все поборы пенсионного фонда, разогнать его к четям свинячим, а те обязательства минимальные, которые у ПФРФ есть переложить на бюджет, за счёт урезания силовой его части.
А с остальными пунктами я лично согласен полностью, в особенности с 7 и 9, они прекрасны и сравнительно легко выполнимы, при желании.

От себя я предложил бы 11-й пункт: комплекс мер, уменьшающих очевидную сословность нашего общества: 1) Единые условия государственной пенсии, не должно быть отдельных слоёв общества, которые выходят на пенсию раньше и получают её кратно больше. Хочешь получать раньше и/или больше - добро пожаловать в негосударственный пенсионный фонд.
2) Запрет на приоритет на дороге, в том числе запрет на мигалки, кроме 01,02,03, запрет на кортеж из полиции, на перекрытие движения,не связанные с ЧП и праздниками. Можно её что-то придумать))

Надеюсь никого не обидел своим комментарием. Цели такой я не имел :)

Александр, а чехарды власти из-за ее быстрой сменяемости не будет? И ещё, почему должны работать одинаковое количество лет и получать одни и те же деньги медсестра туберкулезной больницы или военнослужащий и какой-нибудь секретарь или юрист?


Анна, чтобы работать не там, где хорошо платят, а там где нравится.

Снять с депутатов неприкосновенность. и зарплату плотить за работу а не за посещение гос. думы.


Владимир, плоттеров не хватит

Законы, которых никогда не будет
Также необходим закон, чтобы не закреплять ребенка за матерью, о зеркальной ответственности при ложном обвинении (к примеру, при липовом обвинении в домогательстве срок должен вернуться истице), о запрете депутатских бизнесов при оформлении даже на дальних родственников и т.д.


Прежде чем принимать новые законы, было бы классно, если бы начали соблюдать уже действующие. Например, конституцию.

Для борьбы с коррупцией нужны законы о полной конфискации имущества не только чиновников, но и членов их семей, затем, о контроле за сверхдоходами и контролю покупки особо дорогих товаров и недвижимости, о прогрессивном налоге на дорогую недвижимость, о пожизненном запрете на занятие определенных должностей, о контроле за наличием счетов за рубежом, о запрете двойного гражданства, об ужесточении наказаний за финансовые преступления в особо крупных размерах. Ситуация, когда обиженный журналистами чиновник гордо уходит в отставку, и уезжает жить на свою виллу на Кипре, где он имеет гражданство, на ранее украденные средства, а все разводят руками, мол, затравили человека, даже в отставку подал, не нормальна. Многочисленные «безработные», у которых так часто воруют «Бентли» в Москве, тоже заслуживают пристального внимания. Для простого населения рекомендовал бы принять законы об отмене техосмотра легковых автомобилей и транспортного налога (они ничего полезного в себе не содержат, проще и удобнее их брать акцизами), об отмене уголовного преследования по самым мелким делам с заменой его на административные штрафы (нет смысла сажать коварных воров картошки и бутылки водки, колонии не резиновые), об ужесточении наказания сотрудников правоохранительных органов и судов за фабрикацию уголовных дел, об упорядочивания контроля за мигрантами и ужесточение условий въезда в страну, о гарантиях медобслуживания и конкретных наказаниях виноватых, если такие гарантии не выполняются, о выплате страховок в случае врачебной ошибки, о принудительном лечении наркоманов. Много чего полезного можно придумать.

Относительно 10 пункта, в частности "Неконтролируемая трудовая деятельность мигрантов" рассказываю:
Каждый мигрант для официальной работы обязан получить патент (если из стран ближнего зарубежья) или разрешение на работу (если из далеких стран). Для получения патента нужно пройти экзамен, пройти медосмотр, заплатить госпошлину несколько тысяч. А имея патент, мигрант обязан официально трудоустроиться в течение двух месяцев или покинуть страну.
Но это еще не все. С патентом, мигрант платит НДФЛ, но он особенный. Например, в Москве- 5300 руб в месяц. Это минимум, который мигрант должен платить, даже если зарабатывает 15 т.р. При этом, с его официальной ЗП также уплачивается еще 13% НДФЛ (которые можно вернуть, если 13% НДФЛ выходят меньше фиксированных 5300 руб, но это гемморой и походы в налоговую). И на мигранта также уплачиваются все взносы, кроме ФОМС, который составляет копейки. Да, даже 22% в пенсионку. А пенсию эту мигрант никогда не увидит, если он не белорус или не планирует становится гражданином РФ.
"По предварительной оценке департамента экономической политики и развития Москвы, поступления в бюджет в виде НДФЛ за патенты от иностранных граждан в 2019 году достигли 18 млрд рублей" https://www.interfax.ru/moscow/690063

Также интересный момент, относительно "привлекательности" мигрантов для работодателей:
Если работодатель в течение трех дней не уведомит МВД о приеме или увольнении мигранта по специальной форме, ему грозит штраф от 400 000 р. Серьезно. ст. 18.15 КоАП РФ.http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/2246cf8e941435d58500dbd0d9425bf816dd957b/

В связи с вышеперечисленным, иностранцы не выглядят сильно привлекательными в глазах работодателей.

Если вы имеете ввиду низкоквалифицированную работу: продавцов, дворников да уборщиц, то да, они привлекательны, потому что мигранты согласны пахать за копейки и с черной зарплатой. Но это до первой проверки. (плюс мигранту будет сложно объяснить МВДшнику, почему он полгода находится в РФ, если у него давно истек срок пребывания без офиц. работы). И что-то я не видела, чтобы граждане РФ горели желанием работать на такой работе. И даже если хотят, зарплату 100 000 грузчику, пусть и гражданину РФ, никто не даст.

А если вы квалифицированный специалист: инженер, врач, программист, то вряд ли мигранты составят вам большую конкуренцию на собеседовании.

Ну и относительно "немигрантов". Постоянно читаю статьи в ТЖ о трудовых отношениях. И у меня складывается впечатление, что самый незащищенный тут - работодатель. Беременные и декретницы, с которых надо пылинки сдувать, первые три дня больничных за счет работодателя, шесть "лишних" зарплат сокращенному сотруднику на крайнем севере с детьми.
Так что куда уж тут улучшать трудовой кодекс и регулировать взаимоотношения? Может каждому россиянину сразу зарплату выдавать, и чтобы можно было не работать?

Как всё запутанно! На что всё-таки можно ориентироваться, чтобы понять, есть в конкретном случае признаки образовательной деятельности (образовательной программы) или нет?

Говоря упрощённо, если образовательный процесс не спонтанный, а организованный, то программа есть.

На практике сложился подход, согласно которому образованием не считают мероприятия:

  1. У которых нет методического обеспечения, программы обучения с учебным планом, конкретными целями и результатом обучения, графиком занятий, проверкой домашних заданий и так далее;
  2. Не предусмотрена итоговая аттестация участников;
  3. Участникам не выдаются документы об образовании.

Например, результатом образовательной программы профессионального дополнительного образования должно стать получение определённой квалификации (ст. 12 закона «Об образовании в РФ»).

Давайте на простом примере: мастер-класс по приготовлению суши — это образовательная деятельность или просветительская?

Если по итогам мастер-классов по приготовлению суши слушатели сдают экзамен и получают диплом о присвоении квалификации «повар-сушист», то здесь, скорее всего, есть образовательная программа, и тогда это образовательная деятельность.

Если экзамен по итогам участия в подобном мастер-классе не предусмотрен и участникам выдаётся некий «сертификат», где лишь написано, что они участвовали в таком мероприятии, или ничего не выдаётся, то тут нет образовательной программы. Но такая деятельность может быть признана просветительской, потому что она распространяет знания, умения, опыт и компетенции для профессионального развития или для удовлетворения интересов человека.

Пока нельзя уверенно сказать, будет ли касаться регулирование тех случаев, когда просветительство не является главной целью деятельности, а идёт как бы в помощь к ней. Вот как в этом примере: основная цель организации мастер-классов — коммерческая, они могут быть вообще чисто развлекательными мероприятиями. Но поскольку на них распространяются знания, умения, опыт для удовлетворения интересов человека, есть формальный признак просветительства.

То же самое касается курсов копирайтинга, SMM, ораторского искусства, техники ведения переговоров, навыков владения Excel и так далее. Словом, любые мероприятия для развития и удовлетворения образовательных потребностей и интересов, если нет образовательной программы, могут быть признаны просветительством.

Кошмар. А может, так: если у организации или ИП есть лицензия на образовательную деятельность, значит, то, чем они занимаются, автоматически не считается просветительством?

Нет, всё не так просто. Организация, имеющая образовательную лицензию, вполне может одновременно заниматься ещё и просветительской деятельностью. Например, вуз помимо программ высшего профессионального образования может записывать тематические видеолекции для популяризации науки и выкладывать их на онлайн-платформе для просмотра всеми желающими. И это будет уже не образовательная, а просветительская деятельность вуза.

Так что нужно смотреть на содержание конкретной деятельности, на наличие образовательной программы у конкретного курса или мероприятия.

Допустим, на онлайн-платформе размещаются онлайн-уроки по школьным предметам. Темы уроков имеют отношение к основной школьной программе, но записывает и выкладывает их не школа, а коммерческая организация. Любой желающий может смотреть эти уроки, если хочет разобраться в теме. Это просветительская деятельность?

Да, это просветительская деятельность. Потому что она направлена на распространение знаний, умений, навыков для интеллектуального развития ребёнка, удовлетворения его образовательных потребностей. Когда у ребёнка возникает потребность в таких знаниях, он либо его родители обращаются к возможностям такой онлайн-платформы.

Это что же получается — в любом сомнительном случае, когда раньше можно было работать без образовательной лицензии, теперь либо получай лицензию и делай образовательную программу, либо попадаешь под регулирование просветительской деятельности?

Если будет принят закон о просветительской деятельности в том виде, в котором сейчас существует законопроект, то да, получается именно так.

Познавательные лекции по искусству или популяризации науки (очные либо онлайн), которые могут посетить и посмотреть любые желающие, — это просветительская деятельность?

Да, здесь нет никаких сомнений. Это распространение знаний для интеллектуального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов, то есть просветительская деятельность.

Вебинары, круглые столы и конференции, где профессионалы делятся опытом, практикой, рассказывают про тренды в своей профессии, подпадают под понятие просветительской деятельности?

Смотря какая цель у подобных мероприятий. Если цель в распространении знаний, умений, навыков, опыта и компетенций для профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов, то да — это просветительская деятельность.

Ого, получается, весь инфобизнес — начиная с бизнес-тренингов, если они не подпадают под понятие образовательной деятельности, и заканчивая вебинарами лайф-коучей — может считаться просветительской деятельностью?

Если эта деятельность соответствует четырём ключевым признакам, которые перечислены в ответе на второй вопрос, то да — она будет считаться просветительской.

Подождите, это что же: развлекательные мастер-классы, кулинарные и творческие, такие как «Рисуем картину за два часа», с точки зрения законопроекта — тоже просветительская деятельность?

Да, каким бы абсурдом это ни казалось с точки зрения здравого смысла, но такие мероприятия тоже подпадают под признаки просветительской деятельности из законопроекта. Потому что на таких мероприятиях распространяются знания, умения, навыки, опыт — для удовлетворения интересов человека. Это последствие слишком размытой формулировки.

А если кто-то проводит лекции, вебинары, мастер-классы в маркетинговых целях, это тоже просветительская деятельность? Например, фитнес-клуб выкладывает на YouTube видеоуроки с советами по тренировкам, чтобы получить новых клиентов.

Если цель мероприятия или размещения видеоуроков — маркетинг, реклама (продвижение товаров, работ, услуг), то просветительской деятельностью это считаться, по идее, не должно. Потому что знания, умения, навыки, опыт и компетенции в таком случае распространяются не для развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов, а в своих коммерческих целях. То есть удовлетворение образовательных потребностей и интересов людей выступает тут не целью, а инструментом для достижения другой цели.

Но будут ли контролирующие органы в случае принятия законопроекта придерживаться такой же точки зрения, пока неизвестно.

К тому же сложность в том, что доказывать цель деятельности в случае сомнений придётся тому, кто эту деятельность ведёт. Когда маркетинговые цели прописаны в документах об организации деятельности, сама деятельность сопровождается рекламой продвигаемых товаров, работ или услуг, всё понятно. В менее очевидных случаях могут быть сложности.

Компания организует тренинг для развития профессиональных навыков сотрудников, но без присвоения квалификации. Это может считаться просветительской деятельностью? Например, для менеджеров по продажам проводят тренинг по методам продаж.

Вот здесь тоже неоднозначно. В чём цель корпоративного обучения, которое организует работодатель? Профессиональное развитие сотрудников для удовлетворения их образовательных потребностей и интересов? Или профессиональное развитие сотрудников для удовлетворения потребностей самого работодателя? Видимо, смотря от кого исходит запрос на обучение.

Если запрос идёт от работодателя (он считает, что сотрудники недостаточно компетентны), то цель в том, чтобы наладить рабочие процессы. То есть работодатель удовлетворяет собственные утилитарные потребности и интересы, а не потребности и интересы сотрудников. Тогда это не просветительская деятельность.

Если же запрос исходит от сотрудников, то деятельность может быть признана просветительской.

Но всё, конечно, зависит от того, какие требования к просветительской деятельности разработает Правительство, если закон о просветительской деятельности будет принят, и как сложится практика применения закона.

А что там в этом законопроекте про приглашение иностранных лекторов и сотрудничество с иностранными организациями? Это станет сложнее?

А вот эта предлагаемая в законопроекте норма касается лишь тех, кто занимается именно образовательной деятельностью. То есть прежде всего школ, колледжей и вузов.

Если вкратце, то, согласно законопроекту, таким организациям для международного сотрудничества в сфере образования нужно будет получать специальное заключение от Минобрнауки или Минпросвещения. Сейчас такого требования нет.

Таким международным сотрудничеством в законопроекте считаются, в частности:

  1. совместные образовательные программы с международными или иностранными организациями (например, когда российский и иностранный университеты организуют совместно бакалавриат или магистратуру);
  2. обмен учащимися или преподавателями для учёбы, повышения квалификации или научной деятельности;
  3. участие в сетевой форме реализации образовательных программ (это когда для образовательной программы задействованы ресурсы сразу нескольких организаций, например, для стажировок студентов в иностранных компаниях);
  4. участие в деятельности международных организаций и проведении международных образовательных, научно-исследовательских и научно-технических проектов, конгрессов, симпозиумов, конференций, семинаров. Или самостоятельное проведение таких мероприятий. А также обмен учебно-научной литературой на двусторонней и многосторонней основе.

Это неполный перечень.

Если у вас нет статуса образовательной организации, вы по-прежнему свободно сможете пригласить иностранного специалиста провести, например, лекцию, вебинар или выступить на вашей профессиональной конференции.

При Александре III в связи с развитием капиталистических отношений и бурным ростом пролетарского движения правительство было вынуждено обратить серьёзное внимание на «рабочий вопрос». Жизнь заставляла власть имущих разрабатывать определённые правовые нормы, которые бы регулировали положение работающих по найму и принимать специальные меры оказания помощи лицам, не имеющих средств к существованию. Не секрет, что работа на фабриках и заводах изменила жизнь миллионов людей. Рабочий день тянулся по 12 и более часов. Среди работников было много женщин и детей, труд которых оплачивался весьма дёшево. Непосильный труд приводил к физической и моральной деградации детей и подростков, к высокой их смертности.

Ещё в предыдущее царствование в 60-70-е гг. проявлялся необычайно высокий общественный интерес к рабочему вопросу. В либеральной прессе правительство призывалось следовать европейскому опыту, пропагандировались популярные на Западе идеи «кооперативного социализма» и «производственных ассоциаций», поощрялось устройство товариществ взаимопомощи и ссудных касс для рабочих (392, 1880, № 6. Отд. 2, с. 3—4). Правительство вынуждено было создать специальные комиссии для выработки проектов сводного законодательства о наёмном труде под руководством члена Совета министра внутренних дел А. Ф. Штакельберга (1859-1862 гг.), члена Государственного совета П. Н. Игнатьева (1870-1872 гг.) и министра государственных имуществ П. А. Валуева (1874-1875).

Однако, тщательно изучив зарубежный опыт законоположений об отношениях между хозяевами, работниками и прислугой, комиссии не смогли предложить всеобъемлющую систему фабричного законодательства по западному образцу.

В феврале 1880 г. Государственный совет, рассматривая рабочий вопрос, обратил внимание на то, что «злоумышленники», т. е. революционеры, «постоянно возбуждают рабочих против нанимателей». Как говорится, лёд тронулся при Александре III. По воле монарха к участию в обсуждении проектов законодательной регламентации по вопросам наёмного труда были приглашены владельцы крупнейших фабрично-заводских предприятий. Наиболее откровенным и решительным противником какого бы то ни было рабочего законодательства выступил московский фабрикант Т. С. Морозов. Он безапелляционно утверждал, что «основанием найма рабочих служит на практике добровольное с ними соглашение фабриканта в отношении всех условий найма» (300, с. 118).

Тем не менее благодаря усилиям министра финансов Н. X. Бунге, 1 июня 1882 г. был принят закон «О малолетних, работающих на заводах, фабриках и мануфактурах», по которому запрещался труд детей до 12 лет и ограничивалась дневная работа подростков (12-15 лет) 8 часами при 4-часовой непрерывной работе, запрещалась ночная работа и работа в воскресные и высокоторжественные дни.

Предусматривалось составление списков особо вредных и изнурительных работ, на которых запрещалось применять труд малолетних. Работодателям, фабрикантам вменялось в обязанность предоставлять не имеющим одноклассного образования возможность отводить не менее трёх часов для посещения школы.

1 июня 1882 г. для надзора за исполнением фабричного законодательства при Департаменте торговли и мануфактур Министерства финансов учреждалась фабричная инспекция (в 1905 г. передана Министерству торговли и промышленности). Вначале она состояла из главного инспектора (в 1882-1883 гг. — Е. Н. Андреев, в 1883-1884 гг. — Я. Т. Михайловский) и двух окружных инспекторов (профессора Московского университета И. И. Янжула и врача П. А. Пескова). Постепенно штат фабричной инспекции увеличивался. Надзор фабричной инспекции распространялся сначала на 3 губернии — Петербургскую, Московскую и Владимирскую, затем он охватил всю Европейскую Россию, которая с 1884 г. была разделена на 9 фабричных округов во главе с окружными инспекторами, у которых имелись помощники. В 80-е гг. были опубликованы «Отчёты фабричных инспекторов по отдельным губерниям, содержащие яркий обличающий материал о тяжёлом положении рабочих России».

12 июня 1884 г. последовал закон о школьном обучении малолетних, работающих на фабриках. К сожалению, за несколько лет с 1884 по 1885 г. существенных перемен в деле образования малолетних рабочих не произошло. Закон не обязывал предпринимателей устраивать школы для малолетних рабочих и «понуждать» их посещать школу. По сведениям попечителей округов, существовало всего 97 школ для обучения малолетних, из них 37 специально устроенных, 60 — приспособленных. Обучалось в них 5 тыс. детей (300, с. 253). Среди предпринимателей замечалось стремление вербовать грамотных детей, чтобы не тратиться на обучение. Только весьма небольшое число фабрикантов либо сами строили школы или заботились посылкой малолетних в соседние народные училища.

Временным законом 3 июня 1885 г. была воспрещена ночная работа подростков (15-17 лет) и женщин в хлопчатобумажном, полотняном и шерстяном производствах. Затем он был распространён на некоторые работы в фарфоровом и спичечном производствах, в 1897 г. — на все предприятия по обработке волокнистых веществ. Закон 3 июня 1885 г. возник при следующих обстоятельствах. В связи с обострением промышленного кризиса усилилась конкуренция между петербургскими и московскими фабрикантами. Петербургские прибегали к ночной работе гораздо меньше, чем московские фабриканты. Желая подорвать конкурентов и ослабить кризис, они стремились заставить московских фабрикантов также отказаться от ночных работ. Под давлением петербургских фабрикантов правительство издало означенный закон в виде опыта на трёхлетний срок. Серьёзное влияние на разработку рабочего законодательства оказала Морозовская стачка 1885 г. Под её воздействием 3 июня 1886 г. были изданы «Правила о найме рабочих на фабрики, заводы и мануфактуры» и «Особенные правила о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих». Ими предусматривались: заключение договора о найме с записью его условий в расчётной книжке; ограничение размеров штрафов и поступление их в особый штрафной капитал для выдачи пособий рабочим; вычеты из заработной платы по таксе, утверждённой фабричной инспекцией, которая получала право утверждения правил внутреннего распорядка на предприятиях, подлежащих контролю. Закон воспрещал расплату товарами, взимание с рабочих платы за врачебную помощь, за пользование орудиями производства, освещение и т. п. Закон 3 июня 1886 г. резко увеличивал уголовные репрессии за стачки. Подстрекатели к стачке приговаривались к тюремному заключению от 4 до 8 месяцев, а рядовые её участники — к заключению от 2 до 4 месяцев. Были усилены и карательные меры за самовольный уход рабочих до истечения срока найма. По этому закону вводились губернские по фабричным делам присутствия и устанавливался ряд штрафов: за неисправную работу (производство по небрежности недоброкачественной продукции, порча машин и др.), за прогул (неявка свыше 0,5 рабочего дня без уважительной причины), за нарушения порядка (опоздание или самовольный уход, нарушение правил, порядка, приход на работу пьяным, устройство азартных игр — за каждое нарушение штраф не превышал 1 руб. В целом штрафы не должны были превышать 1/3 заработка; распоряжения о штрафах не подлежали обжалованию, но правильность их назначения контролировалась в ходе проверок фабричной инспекцией. Новые фабричные законы, несмотря на свою умеренность, вызвали целую бурю возмущения и негодования со стороны фабрикантов и заводчиков. Министр финансов Н. X. Бунге был обвинён в непонимании условий российской действительности и в увлечении тлетворными западноевропейскими теориями. В одной частной беседе М. Н. Катков пренебрежительно заметил, что вся мудрость Бунге взята «из немецких книжек» (177, с. 310). Под нажимом консерваторов Бунге в начале января 1887 г. был заменён И. А. Вышнеградским, который действовал по правилу «фабрикантам нужно помогать, а не мешать». Работодатели в отношениях с наёмными рабочими широко использовали различные способы обхода законов.

Опираясь на закон 3 июня 1886 г., Министерство внутренних дел циркуляром от 12 августа 1887 г. предписало всех лиц, прекращавших работу с соблюдением законных сроков, отправлять на родину, а забастовщиков — по этапу. Введение закона в действие растянулось. С 1 октября 1886 г. он распространялся лишь на Петербургскую, Московскую и Владимирскую губернии, в 1891-1894 гг. — ещё на 15 губерний и лишь в 1899 г. — на районы горной промышленности. В конце 80-х гг. в период корректировки реформ рабочее законодательство было урезано. Закон 24 апреля 1890 г. расширил сферу применения труда малолетних, разрешив работу детей (до 12 лет) до 6 часов и ночную работу детей (12-15 лет) до 9 часов в тех случаях, когда по роду производства это оказывалось необходимым.

В конце XIX в. остро встал вопрос о страховании рабочих на случай увечья, болезни, по старости и т. д. По закону от 9 марта 1892 г. на частных горнозаводских предприятиях могли учреждаться горнозаводские товарищества (существовавшие на аналогичных казённых предприятиях согласно закону от 8 марта 1861 г.). Однако их возникновение зависело от обоюдного согласия владельцев и рабочих. В целом, надо признать, что с дальнейшим развитием капитализма в России рабочее законодательство всё в большей мере учитывало интересы буржуазии и сохраняло во многом попечительно-охранительные черты. К сожалению, оно было более отсталым в сравнении со многими странами Европы.

§ 30. РАБОЧЕЕ ДВИЖЕНИЕ И МАРКСИЗМ

§ 30. РАБОЧЕЕ ДВИЖЕНИЕ И МАРКСИЗМ Рабочее движение. На рубеже 70 – 80-х гг. XIX в. главными центрами рабочего движения стали Петербург и Центральный промышленный район. В мае 1870 г. в Петербурге на Невской бумагопрядильной фабрике произошла крупная стачка. Рабочие потребовали

Рабочее движение 60-х — начала 90-х годов XIX в.

Рабочее движение 60-х — начала 90-х годов XIX в. Развитие капитализма в России ускорило формирование рабочего класса, ряды которого быстро пополняли разорявшиеся беднейшие крестьяне пореформенной деревни и не выдерживавшие конкуренции кустари одиночки. Положение русского

Наше рабочее предназначение

Наше рабочее предназначение Железнодорожное полотно пролегало в непосредственной близости к месту выгрузки песка. Чтобы разровнять одну такую кучу, раскидав песок по земле на расстояние тридцати метров в ширину и трехсот метров в длину, уходило около месяца. Затем мы

Глава 4 Рабочее время

Глава 4 Рабочее время Сахалинские каторжники, а потом и соловчане двадцатых годов работали по «Урочному положению». Разница лишь в том, что на Сахалине продолжительность рабочего времени для обоих разрядов арестантов зависела от долготы дня, а в концлагере круглый год

Рабочее и социал-демократическое движение

Рабочее и социал-демократическое движение В условиях индустриализации динамично увеличивалась численность рабочего класса. В 1895 г. во всех секторах экономики было занято 12,8 млн, а 1907 г. — 17,8 млн рабочих. Особенно быстро росла численность рабочих в промышленности и

Социалистическое рабочее движение

Социалистическое рабочее движение Благодаря процессу либерализации в сфере предпринимательства в 1862 г. «независимые (от цехов) наемные работники» лишились дотоле весьма эффективных средств координации своих действий в борьбе за повышение заработной платы и улучшение

Рабочее движение

Рабочее движение Развитие капитализма в России период проходило в «диких» формах. Не было рабочего законодательства, продолжительность рабочего дня не регламентировалась, не соблюдалась техника безопасности, условия труда и быта рабочих находились на крайне низком

1. РАБОЧЕЕ ДВИЖЕНИЕ Забастовки 80-х годов

1. РАБОЧЕЕ ДВИЖЕНИЕ Забастовки 80-х годов В 80-е г. в России разразился глубокий разрушительный промышленный кризис, в результате которого резко ухудшилось положение рабочего класса. Заводчики и фабриканты не останавливались перед массовыми увольнениями рабочих, снижали

44. Рабочее движение 70–90-х годов. В. И. Ленин

44. Рабочее движение 70–90-х годов. В. И. Ленин Первые рабочие союзы. Ещё при царе Александре II рабочие начали борьбу с капиталистами.Рабочие сообща предъявляли хозяину фабрики или завода требования об улучшении своего положения и отказывались начинать работу, пока хозяин

4. Рабочая революция и рабочее государство

4. Рабочая революция и рабочее государство «Первым шагом рабочей революции должно быть возвышение пролетариата на ступень господствующего класса, завоевание демократии», — говорят Маркс-Энгельс в «Коммун<истическом> Манифесте».Рабочая революция есть та революция,

Рабочее и массовое движение в 40-е годы

Рабочее и массовое движение в 40-е годы Буржуазные историки обычно преуменьшают политическое значение забастовочного движения в 30-40-х годах XIX в. Так, например, Октав Фести пришел к выводу, будто бы «ни республиканцы, ни коммунисты» не играли роли в подготовке стачек[364].Но

Министерство Бриана и рабочее движение

Министерство Бриана и рабочее движение Сменивший Клемансо на посту премьер-министра Аристид Бриан (1862–1932) начал свою политическую деятельность в рядах социалистов и выдвинулся как ярый пропагандист всеобщей стачки. В. И. Ленин справедливо писал о Бриане: «Он изменил

2. МАССОВОЕ РАБОЧЕЕ ДВИЖЕНИЕ

2. МАССОВОЕ РАБОЧЕЕ ДВИЖЕНИЕ Деятельность Советов рабочих депутатов. Большевики Украины, руководствуясь решениями Апрельской конференции, развернули активную работу по политическому воспитанию масс, сплочению их вокруг лозунгов партии. Усилив политическую

в) «Группа самоосвобождения» <38>и «рабочее дело»

в) «Группа самоосвобождения» <38>и «рабочее дело» Мы разобрали так подробно мало известную и почти забытую в настоящее время передовицу первого номера «Раб. Мысли», потому что она всех раньше и всех рельефнее выразила ту общую струю, которая потом выплывала на свет божий

Октябристы <43>и рабочее движение

Октябристы <43>и рабочее движение Современный политический момент в России представляет особенный интерес. Переговоры кадетов, прогрессистов <44>и октябристов о совместной «оппозиционной» тактике в Думе, с одной стороны, рабочее движение, с другой, свидетельствуют не

Читайте также: