Входят ли работники юридической службы в штат организаций

Опубликовано: 17.09.2024

На текущий момент профессиональная деятельность юрисконсультов в России законодательно не урегулирована, их правовой статус не определен. Проблемы и пробелы законодательства, с которыми юрисконсультам приходится сталкиваться при ее осуществлении, комментирует судья Конституционного Суда РФ, профессор, д.ю.н., член-корреспондент РАН, заслуженный юрист Российской Федерации Михаил Иванович Клеандров.

КЛЕАНДРОВ МИХАИЛ ИВАНОВИЧ

К сожалению, точная численность отечественных юрисконсультов неизвестна, так как их учет официально не ведется. В то же время в каждой предпринимательской структуре осуществляется юридическое обслуживание. Таких коммерческих структур в России более 2 миллионов - юридических лиц в разных организационно-правовых формах и действующих на базе разных форм собственности.

В подавляющем большинстве случаев такое юридическое обслуживание осуществляется штатными юрисконсультами; в остальных - адвокатами, юридическими фирмами и юристами, работающими самостоятельно, по договорам подряда. В итоге мы имеем четыре формы юридического обслуживания предприятий.

Таким образом, по самым скромным подсчетам, штатных юрисконсультов несколько сотен тысяч человек. И это только тех, кто работает в бизнесе, но ведь есть еще и государственные структуры со своими юридическими службами - налоговые инспекции, структура МВД РФ, Министерство обороны РФ, все вузы. Как видим, называемая цифра в несколько сотен тысяч человек очень приблизительна даже по самым скромным подсчетам.

При этом правовой способ решения проблем, возникающих в ходе осуществления юрисконсультами своей деятельности, непонятен. Например, в организации, где есть штатный юрисконсульт, нарушается законодательство. Как он должен реагировать, если руководитель предприятия не соблюдает Трудовой кодекс РФ: устанавливает 12-часовой рабочий день, включая работу по субботам, издает приказ о таком рабочем режиме? Как юрисконсульту быть в такой ситуации?

Отсюда вопрос: как защитить права юрисконсульта на его профессиональные действия, осуществляемые им в соответствии со своим должностным положением, должностными обязанностями, в соответствии с действующим законодательством, когда его за них наказывает руководитель, мотивируя тем, что юрисконсульт "не справился"? Может ли юрисконсульт идти в суд?

Какого-либо закона или нормативного акта, определяющего обязанности юрисконсульта, не существует, за исключением Общего Положения о юридическом отделе (бюро), главном (старшем) юрисконсульте, юрисконсульте министерства, ведомства, исполнительного комитета совета депутатов трудящихся, предприятия, организации, учреждения 1972 г. С данным Положением также не все ясно. В принципе оно не было отменено полностью и считается действующим в тех своих частях, в которых не было признано утратившим силу Решением Верховного Суда РФ от 27.12.2000 № ГКПИ 2000-1409, но конечно же устарело и не может применяться в реалиях современной действительности.

Другая интересная проблема высветилась при рассмотрении в Конституционном Суде РФ одного дела около 1,5 лет назад. 123-й Авиаремонтный завод Министерства обороны РФ судился по поводу незаконного взимания с него налогов. Юрисконсульт завода с этим спором два раза доходил до Конституционного Суда РФ, каждый раз преодолевая все четыре инстанции арбитражных судов. В конце концов он выиграл. Конституционным Судом РФ было признано, что грамотно им обжалованной нормой закона нарушается Конституция РФ. Было вынесено соответствующее определение с так называемым позитивным содержанием. Непонятно, на каком этапе "судебного марафона" юрисконсульт должен был остановиться? Когда он должен был сказать, что дальше не следует предпринимать никаких действий, потому что каждая новая жалоба влечет за собой различные затраты, как минимум выплату госпошлины? И вообще какая организация на каком этапе может считаться законопослушной?

Например, в первой инстанции было вынесено решение не в пользу данной организации. В случае несогласия последней с решением нужно его обжаловать до его вступления в законную силу. Предположим, после рассмотрения дела в апелляционной инстанции опять вынесено решение не в пользу нашей организации, которое к тому же вступило в законную силу. Исполнять его или нет? Организация жалуется в кассационную инстанцию. Конечно, можно написать ходатайство о приостановлении исполнения данного решения, но не факт, что оно будет приостановлено. В случае его невыполнения будут нарастать пени. Юрисконсульт считает себя правым в споре, но на каком этапе он должен остановиться? Что его должно стимулировать к таким последовательным "боям"?

У юрисконсульта трудовой договор с предприятием, как и у всех остальных работников. Ни с работниками, ни с трудовым коллективом у юрисконсульта договорных отношений нет. Если к юрисконсульту приходит работник и консультируется у него по поводу правовых аспектов не относящейся к работе ситуации, что должен предпринять юрисконсульт? Следует ли ему обращаться в суд от имени работника или можно ограничиться просвещением работников посредством лекций на тему нового законодательства раз в неделю?

С указанными вопросами юрисконсультам не к кому обратиться - у них нет ни организационного, ни информационного, ни кадрово-методологического центра. В советский период таким центром было Управление правовой работы в народном хозяйстве Министерства юстиции, куда обращались в поисках работы, с жалобами и т. д. В настоящее время аналога такого Управления нет.

Пожалуй, кроме газеты "эж-ЮРИСТ", сложно назвать еще какое-либо издание, специально предназначенное для юрисконсультов. Примерно 30 тыс. судей обслуживают десяток специализированных изданий, юрисконсультам же, которых как минимум в 10 раз больше, практически негде поделиться своим опытом. К примеру, юрисконсульт хочет повысить эффективность своей работы. Однако как определить, в чем выражается эта эффективность? В количестве написанных исковых заявлений? Но если есть исковые заявления, значит, права организации все время нарушаются. Следовательно, наоборот, необходимо ввести профилактику такого нарушения. В то же время, если не будет нарушений, юрисконсульт предприятия будет выглядеть бездельником.

Каждая крупная предпринимательская структура холдингового типа имеет свое юридическое управление, которое руководит работающими в дочерних компаниях юрисконсультами по вертикали. Количество подобных подчиненных управлению юрисконсультов составляет десятки и сотни. Формы, способы, методы работы у каждого из них абсолютно свои. Именно на примере их работы могут быть найдены очень интересные решения затронутых проблем.

Удручает и то, что профессии юрисконсульта нигде не учат. Раньше был такой учебный курс - "Организация правовой работы в народном хозяйстве", но сейчас аналогов ему нет. Лишь в некоторых из вузов он читается в качестве спецкурса, в частности в Тюменском и Воронежском университетах. В результате на предприятие на должность юрисконсульта приходит человек с дипломом юриста и не знает, с чего начать.

Какова правовая природа деятельности юрисконсультов, работающих, предположим, в бизнесе? Складывается ощущение, что они проводники государства, реализующего свою законотворческую функцию. Государство через них обеспечивает выполнение закона. Но если государство возлагает на юрисконсультов такую функцию, то оно должно, во-первых, поддерживать их, во-вторых, защищать, в-третьих, стимулировать их деятельность.

Чем обычно занимаются юрисконсульты в бизнесе? Среди их основных функций и направлений деятельности:

ведение договорной работы;

обеспечение защиты прав и интересов организации;

внутреннее нормотворчество (внутренние приказы, распоряжения, визирование проектов приказов);

правовое воспитание внутри предприятия и повышение правовой культуры;

работа с персоналом - вопросы материальной и дисциплинарной ответственности;

правовое обеспечение безопасности - в частности от рейдерства.

Как видим, назрела необходимость консолидации деятельности юрисконсультов страны в координационно-методологическом смысле, возможно, в форме ассоциации. Кроме того, следует включить специальный учебный предмет в стандарт о юридическом образовании.

Скорее всего нужен и специальный закон о правовом положении юрисконсультов, аналог Положения 1972 г., хотя Положение отменено и не во всех частях, в современной ситуации оно уже неприменимо.

Вопрос. Организация А заключила договор на оказание юридической помощи с адвокатским бюро. У организации А есть штатный юрист. Учредитель адвокатского бюро является руководителем и учредителем нескольких организаций. Какова вероятность претензий со стороны налоговой инспекции при отнесении затрат на данные услуги на налогооблагаемую прибыль?

Ответ. Тот факт, что учредитель (руководитель) контрагента выступает учредителем (руководителем) нескольких фирм, не является сам по себе признаком получения необоснованной налоговой выгоды (недобросовестности) налогоплательщиком, приобретающим услуги такого контрагента. Налоговые органы и суды оценивают признаки действий налогоплательщика, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды, в их совокупности и взаимной связи. В частности, суды оценивают документальное подтверждение реальности хозяйственных операций, наличие в них достоверных сведений и реальность деятельности контрагента (наличие персонала и основных средств, уплата налогов, отчетность и т.п.). При этом налоговые органы уделяет особое внимание оценке достаточности и разумности принятых налогоплательщиком мер по проверке контрагента.

При рассмотрении обоснованности приобретения юридических услуг при наличии штатного юриста в организации налоговые органы и суды принимают во внимание дублирование услуг сторонних организаций и функций персонала и экономическое обоснование данных расходов.

Поясним. Законодательство о налогах и сборах РФ исходит из презумпции добросовестности налогоплательщика и иных участников правоотношений в сфере экономики (п. 6 ст. 108 НК РФ).

В Постановлении Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» (далее – Постановление № 53) введено понятие «необоснованная налоговая выгода» (п. 3–6, 9, 10 Постановления № 53). При этом «налоговая выгода» определена как «уменьшение размера налоговой обязанности» вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета (п. 1 Постановления № 53).

Получение налоговой выгоды само по себе не может рассматриваться в качестве правонарушения. При этом в Постановлении № 53 судам предложено оценивать доводы налоговых органов о занижении сумм налогов на основе конкретных законодательных положений, а не такого субъективного понятия, как «недобросовестный налогоплательщик». Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.

В этом же контексте в соответствии с п. 10 Постановления № 53 факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом.

Кроме этого, по мнению судей, налогоплательщиком должны быть приведены доводы в обоснование выбора контрагента, имея в виду, что по условиям делового оборота при осуществлении данного выбора субъектами предпринимательской деятельности оцениваются не только условия сделки и их коммерческая привлекательность, но также деловая репутация и платежеспособность контрагентов, риск неисполнения обязательств и предоставление обеспечения их исполнения, наличие у контрагентов необходимых ресурсов (производственных мощностей, оборудования, персонала) (постановления Президиума ВАС РФ от 25 мая 2010 г. № 15658/09, АС Северо-Кавказского округа от 27 апреля 2017 г. № Ф08-2644/17 по делу № А53-22383/2016, АС Западно-Сибирского округа от 20 апреля 2017 г. № Ф04-1117/17 по делу № А67-3717/2016, АС Уральского округа от 13 февраля 2017 г. № Ф09-11947/16 по делу № А60-13827/2016, Третьего ААС от 27 декабря 2016 г. № 03АП-7580/16).

В соответствии с письмом ФНС от 23 марта 2017 г. № ЕД-5-9/547@ «О выявлении обстоятельств необоснованной налоговой выгоды» налоговым органам предписано исходить из того, что об умышленных действиях налогоплательщика, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды путем совершения операции с проблемным контрагентом или путем создания формального документооборота с использованием цепочки контрагентов, могут свидетельствовать установленные факты юридической, экономической и иной подконтрольности, в том числе на основании взаимозависимости спорных контрагентов проверяемому налогоплательщику, обстоятельства, свидетельствующие о согласованности действий участников сделки (сделок), а также (или) доказательства нереальности хозяйственной операции (операций) по поставке товаров (выполнению работ, оказанию услуг).

При отсутствии доказательств подконтрольности спорных контрагентов проверяемому налогоплательщику налоговым органам необходимо исследовать и доказывать недобросовестность действий самого налогоплательщика по выбору контрагента и обстоятельства, свидетельствующие о невыполнении соответствующей хозяйственной операции контрагентом налогоплательщика.

Данным письмом предписывается налоговым органам «особое внимание уделять оценке достаточности и разумности принятых налогоплательщиком мер по проверке контрагента». С этой целью возможно истребование у налогоплательщика документов и информации относительно его действий при осуществлении выбора контрагента: документы, фиксирующие результаты поиска, мониторинга и отбор контрагента; источник информации о контрагенте (сайт, рекламные материалы, предложение к сотрудничеству, информация о ранее выполняемых работах контрагента); результаты мониторинга рынка соответствующих товаров (работ, услуг), изучения и оценки потенциальных контрагентов; документально оформленное обоснование выбора конкретного контрагента (закрепленный порядок контроля за отбором и оценкой рисков, порядок проведения тендера и др.); деловая переписка.

Таким образом, сами по себе факты неисполнения соответствующими участниками сделок обязанности по уплате налогов, наличие «массового учредителя» и прочие формальные признаки получения налоговой выгоды не могут являться основанием для возложения соответствующих негативных последствий на налогоплательщика.

При этом суды учитывают документальное подтверждение реальности хозяйственных операций налогоплательщика с контрагентом, имеющим учредителя с признаком «массовости», и достоверность сведения (смотрите, например, постановления АС Северо-Западного округа от 16 марта 2016 г. № Ф07-2576/16 по делу № А05-4469/2015, АС Волго-Вятского округа от 23 декабря 2016 г. № Ф01-5697/16).

Что касается учета расходов на приобретение юридических услуг при наличии штатного юриста в организации, нормы НК РФ не связывают возможность учета стоимости рассматриваемых услуг с наличием (отсутствием) у налогоплательщика работников (служб, подразделений), выполняющих аналогичные функции.

По мнению контролирующих органов, оказываемые сторонней организацией услуги можно учесть в целях налогообложения прибыли только в том случае, если они не дублируют обязанности, установленные для работников собственной службы организации-заказчика (письма Минфина России от 6 декабря 2006 г. № 03-03-04/2/257, от 5 апреля 2007 г. № 03-03-06/1/222, от 5 апреля 2005 г. № 03-03-01-04/1/167, УМНС по г. Москве от 7 декабря 2004 г. № 26-12/78777). Чиновники указывают, что при отсутствии в штатном составе юридического отдела организации сотрудников, должностные обязанности которых совпадают с перечнем услуг, оказываемых привлекаемой сторонней юридической фирмой, расходы по оплате услуг указанной юридической фирмы могут считаться экономически оправданными и могут быть учтены для целей налогообложения прибыли в том случае, если эти расходы произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Однако в письме Минфина России от 16 июля 2008 г. № 03-03-06/1/83 в ситуации, когда организация располагала собственной юридической службой, отрицательного ответа на вопрос об обоснованности расходов на приобретение юридических услуг дано не было. Одновременно работники финансового ведомства указали, что бремя доказывания необоснованности расходов налогоплательщика возлагается на налоговые органы.

Однако судьи при рассмотрении споров об обоснованности расходов исходят из того, что наличие собственной юридической службы не препятствует праву налогоплательщика прибегать к услугам профессионального юриста, обоснованность таких расходов не поставлена НК РФ в зависимость от наличия у налогоплательщика собственной юридической службы.

Так, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 18 марта 2008 г. № 14616/07 было отмечено, что нельзя признать произведенные обществом расходы на юридические услуги экономически не обоснованными только на основании того, что в его структуре имеется юридическая служба, на которую возложены аналогичные функции.

В Постановлении ФАС Уральского округа от 18 июня 2008 г. № Ф09-4346/08-С3 судьи признали правомерным включение организацией в расходы при исчислении налога на прибыль вознаграждения адвоката по договору об оказании юридической помощи, отклонив доводы инспекции о наличии на предприятии штатных юристов со ссылкой на должностные инструкции, штатное расписание и, следовательно, об отсутствии необходимости в получении юридических услуг сторонних специалистов (смотрите также постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 28 сентября 2012 г. № А32-36378/2011, от 31 марта 2011 г. № А53-16764/2010, ФАС Московского округа от 3 апреля 2012 г. № А40-23728/08-108-75, ФАС Уральского округа от 23 декабря 2011 г. № Ф09-8273/11, ФАС Поволжского округа от 23 апреля 2009 г. № А55-9765/2008, ФАС Московского округа от 10 марта 2009 г. № КА-А40/1238-09, ФАС Уральского округа от 10 января 2008 г. № Ф09-10873/07-С2).

Выводы, поддерживающие налогоплательщика при возникновении споров с налоговыми органами по вопросу учета расходов на юридические и консультационные услуги при расчете налоговой базы по налогу на прибыль, содержатся также в постановлениях ФАС Московского округа от 5 мая 2009 г. № КА-А40/3335-09, ФАС Поволжского округа от 26 января 2009 г. № А55-9610/2008, ФАС Уральского округа от 23 декабря 2008 г. № Ф09-8529/08-С2, ФАС Западно-Сибирского округа от 20 октября 2008 г. № Ф04-6350/2008 (13755-А81-37), ФАС Северо-Западного округа от 7 декабря 2007 г. № А66-2645/2007, ФАС Московского округа от 20 апреля 2005 г. № КА-А40/2944-05.

Вместе с тем в некоторых случаях суды принимают во внимание доводы налогового органа об отсутствии экономической обоснованности расходов на приобретение юридических услуг при наличии штатных юристов. Например, в Постановлении ФАС Поволжского округа от 13 сентября 2006 г. № А12-31539/05-С42 суд отказал налогоплательщику в признании юридических услуг необходимыми при налогообложении прибыли по следующим основаниям: юридический отдел в составе 10 сотрудников выполнял в соответствии с должностными инструкциями те же функции, которые были возложены на стороннюю организацию. Не в пользу налогоплательщика суд оценил и то обстоятельство, что в проверяемом периоде организация получила убыток. Судьи посчитали, что она в этой ситуации не могла расценивать спорные расходы как направленные на получение дохода.

В Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 24 мая 2005 г. № Ф03-А51/05-2/1021 признаны судом необоснованными затраты на консультационные услуги. Кассационная инстанция отметила, что в штате общества имеются три должности юриста. Кроме того, еще до заключения договора на оказание консультационных услуг самим налогоплательщиком выполнена вся работа, по которой должны были быть получены консультации.

В Постановлении ФАС Поволжского округа от 4 октября 2012 г. № Ф06-7225/12 по делу № А65-21503/2011 отмечено, что расходы могут рассматриваться как экономически обоснованные, если функции, выполняемые по гражданско-правовому договору, не дублируют обязанности штатного подразделения или обязанности контрагентов, с которыми ранее заключены подобные договоры.

Обращают внимание суды при принятии решения и на оформление документов, подтверждающих расходы. Например, в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 28 января 2008 г. № А29-2743/2007 судьи не приняли расходы по оказанным юридическим услугам из-за того, что первичные учетные документы, а именно акты приемки работ, не содержали конкретных сведений о сути хозяйственных операций. Суд пришел к выводу о недоказанности фактов осуществления этих работ, поэтому счел необоснованным включение их стоимости в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль. Аналогичную точку зрения выразил ФАС Поволжского округа в Постановлении от 16 сентября 2008 г. № А72-1944/08. Смотрите также постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 5 июня 2008 г. № А33-10185/07-Ф02-2304/08, ФАС Уральского округа от 4 мая 2006 г. № Ф09-3348/06-С7.

Таким образом, в ситуации, когда организация признает в целях налогообложения затраты на оплату юридических, консультационных услуг, услуг по оформлению документов при наличии собственных служб с аналогичными функциями, вероятность предъявления претензий со стороны налоговых органов нельзя исключить. При возникновении налогового спора свою точку зрения, скорее всего, придется отстаивать в судебном порядке.

Полагаем, что аргументами в пользу обоснованности расходов на услуги сторонней организации при наличии штата специалистов с аналогичными служебными обязанностями могут служить, в частности, следующие доводы:
– документы, услуги по оформлению которых оказываются исполнителем, имеют специфический характер, в то время как работники заказчика не обладают достаточными знаниями для правильного их оформления;
– юристы, привлеченные для участия в судебных процессах, обладают большим опытом по сравнению со специалистами организации-заказчика, соответственно, шансы на выигрыш дел повышаются;
– собственного персонала организации-заказчика недостаточно для выполнения необходимых работ;
– привлеченные специалисты и собственные службы сопровождают разные участки работ;
– полученные консультации привели к повышению производительности, увеличению доходов, снижению затрат и т.д.

Ольга Ткач,
эксперт Службы правового консалтинга «Гарант»

Преимущества наличия юриста на предприятии

В настоящее время эффективную предпринимательскую деятельность сложно осуществлять, не разбираясь досконально в российском законодательстве.

Для организации грамотного правового регулирования работы предприятия руководители нанимают юриста.

Специалист контролирует заключение сделок, формирует договорную базу, повышает юридическую грамотность руководителя и сотрудников, представляет интересы компании и выполняет множество иных функций.

Нормативная база

Юрист организации – это должностное лицо, которое регулирует правовые аспекты деятельности предприятия.

Данная должность может быть предусмотрена как в государственных учреждениях, так и в частных организациях.

В крупной компании правовой деятельностью может заниматься целая юридическая служба (отдел).

Специалист обязан не просто хорошо знать содержание кодекса, но и легко ориентироваться в данном документе.

Поскольку Гражданский кодекс постоянно дополняется различными правками, работнику необходимо отслеживать все изменения и быть в курсе новых положений закона.

ГК РФ

Кроме Гражданского кодекса юристу важно разбираться в Трудовом кодексе, поскольку его работа часто связана с решением различного рода вопросов, возникающих в кадровой сфере.

Работники отдела кадров нередко обращаются за помощью к юристам.

Например, при разработке методики аттестации сотрудников, при приеме на работу или увольнении, при объявлении выговоров и т.д.

Помимо основных законодательных актов юрист должен разбираться в нормативных документах, регламентирующих деятельность его организации.

Вид нормативного документа зависит от того, к какой организационной правовой форме относится данное предприятие.

Так, юрист некоммерческой организации (НКО) должен разбираться в действующих законах, регулирующих деятельность НКО.

Преимущества штатного юриста

Организация может решать свои юридические вопросы двумя способами: заключить договор с юридической компанией (адвокатским бюро) и обращаться к ним при необходимости за правовой помощью, либо оформить в штат постоянного сотрудника.

В первом случае главным преимуществом является то, что в распоряжении компании оказывается целая юридическая организация, в которой работают специалисты разного профиля.

Это позволяет рассчитывать на получение квалифицированной помощи по любому вопросу.

К тому же, отсутствует возможность получения моментальной юридической помощи по незначительным текущим делам, поскольку нужный специалист не находится непосредственно на предприятии.

Главный минус работы с юридическими конторами – высокая стоимость подобных услуг.

Наличие штатного юриста, либо целого юридического отдела дает руководству организации целый ряд преимуществ.

К ним относятся:

два бизнесмена у самолета

  • Стабилизация и снижение затрат на получение юридической помощи.
  • Постоянное наличие специалиста непосредственно на предприятии.
  • Осведомленность юриста о направлении деятельности организации, что позволяет учесть специфику, возможные «подводные камни».
  • Быстрое решение привычных правовых проблем благодаря выработке определенных шаблонных приемов, моделей работы.
  • Осведомленность работника об особенностях финансовой, налоговой, бухгалтерской деятельности организации. Подобные знания позволяют наиболее эффективно решать правовые проблемы, возникающие в любой из этих сфер.
  • Личная заинтересованность работника в коммерческом успехе предприятия.
  • Наличие партнерских отношений между юристом и руководством организации.

Особенности деятельности юриста

Юрист может быть принят на работу в организацию, где уже существует юридическая структура с наработанной правовой базой, либо стать первым подобным специалистом.

В первом случае специалисту достаточно разобраться в уже налаженной правовой системе, ознакомиться с принятыми формами договоров, должностными инструкциями и т.д.

В такой ситуации риск совершить ошибку, которая приведет к негативным юридическим последствиям для организации, сведен к минимуму.

В иную ситуацию попадает специалист, который пришел на только что образовавшуюся должность юриста в компанию.

Сюда относится разработка должностных инструкций, подготовка проектов типовых договоров, принятие дополнительных соглашений, создание стандартных юридических формулировок, учет возможных сложностей и «подводных камней» и т.д.

Для успешного решения подобных вопросов юристу важно не только разбираться в российском законодательстве и особенностях деятельности конкретной организации, но, также, заручиться поддержкой руководства предприятия.

юридический отдел

В государственных структурах и на крупных предприятиях вся деятельность юридического отдела четко зафиксирована в соответствующих положениях. Это позволяет обозначить рамки для специалиста и наделить его конкретными полномочиями.

В небольших частных организациях положение юриста часто не определено соответствующими нормативными актами и сфера его деятельности остается достаточно расплывчатой, что значительно осложняет работу специалиста.

Руководители небольших предприятий часто стремятся оставить за собой право принятия решения, в том числе и в сфере правового регулирования деятельности компании.

Стремление ограничить юриста в полномочиях и принятие важных юридических решений без его участия может привести к негативным последствиям для организации.

Предпринимательские интересы не должны противоречить нормам закона.

Любой квалифицированный юрист, пришедший в новую организацию, изначально проверяет договорную базу предприятия.

Если в договорах существуют ошибки правового характера (например, вместо подписи руководителя в документе стоит подпись его заместителя, не наделенного соответствующими полномочиями), юрист потребует их исправления.

Наличие уважения между руководителем и юристом является важным условием построения выгодного сотрудничества.

В организации юрист должен занимать особое положение доверенного лица руководителя, не являясь лишь простым наемным работником.

Наличие личной заинтересованности в коммерческом успехе организации является мощным стимулом для качественного выполнения возложенных на специалиста обязанностей.

Вам наверняка будет интересно посмотреть ментальную карту "Договор подряда", где подробно объясняется какие права есть у подрядчика

Или ТУТ вы узнаете как составляется договор комиссии

Где можно ознакомиться с решениями арбитражных судов:

https://legalmap.ru/articles/arbitrage/proceedings/sayt-arbitr-suda/

Как стать юристом предприятия

Для того чтобы стать грамотным юристом организации молодому специалисту необходимо соответствовать следующим требованиям:

молодой юрист

  • Получить качественное юридическое образование.
  • Ориентироваться в российском законодательстве.
  • Быть в курсе всех принятых изменений и дополнений к законам.
  • Пройти курсы и тренинги, которые позволят присоединить к полученным в ВУЗе теоретическим знаниям некоторые практические навыки.
  • Изначально поработать в статусе помощника юриста, чтобы получить необходимые навыки во время работы с более квалифицированным и опытным специалистом.
  • Разобраться в тонкостях работы конкретной организации.

Эффективность работы юриста во многом зависит от его технической оснащенности.

На компьютере специалиста обязательно должна быть установлена справочная база данных, постоянно обновляемая.

Это может быть система «Консультант Плюс», «Гарант» и др.

Кроме того, у юриста должна быть подписка на периодические издания («Российская газета», «Экономика и жизнь» и т.д.).

Также, специалист должен получать своевременную информацию обо всех изменениях в той сфере деятельности, к которой относится работа предприятия.

Например, юрист медицинской организации должен быть в курсе всех изменений, которые происходят в области правового регулирования системы здравоохранения.

Должностные обязанности юриста

В должностной инструкции юриста обычно указаны следующие обязанности:

проверка документов

  • Проверка юридической грамотности документов (приказов, соглашений, договоров и т.д.).
  • Определение законности требований и распоряжений руководителя организации.
  • Принятие мер при обнаружении нарушений законодательства в деятельности компании (отмена или изменение положений, распоряжений, приказов и т.д.).
  • Подготовка предложений об изменении устаревших нормативных документов предприятия, либо принятии новых.
  • Участие во всех этапах подписания договоров, заключения сделок и т.д.
  • Оказание юридической поддержки предприятию или отдельным сотрудникам во время судебного разбирательства, либо досудебной работы с претензиями третьих лиц.
  • Представление и защита интересов фирмы в различных учреждениях.
  • Учет и хранение нормативных актов.
  • Оказание содействия другим отделам компании (кадровому, финансовому и т.д.).
  • Повышение юридической грамотности сотрудников компании и консультирование по различным правовым вопросам.

Таким образом, претендуя на должность юриста предприятия важно учитывать следующие аспекты:


официальный сайт Казначейства России
www.roskazna.ru

  • Устав ФКУ ЦОКР
  • Руководство
  • Структура
  • Планы и отчеты
  • Коллегиальные и совещательные органы
  • История ФКУ ЦОКР
  • Контакты ФКУ ЦОКР

Юридический отдел

приказом Федерального казенного
учреждения «Центр по обеспечению
деятельности Казначейства России»
от 4 мая 2021 г. № 367

I. Общие положения

1.1. Юридический отдел Федерального казенного учреждения «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России» (далее – отдел) является структурным подразделением Федерального казенного учреждения «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России» (далее – Учреждение) и создан для правового обеспечения деятельности Учреждения.

1.2. Отдел осуществляет свою деятельность во взаимодействии со структурными подразделениями Учреждения, органами государственной власти (государственными органами) Российской Федерации (в части поступивших и рассматриваемых в Учреждении документов) и их территориальными органами, расположенными на территории субъекта Российской Федерации, на которой осуществляется деятельность Учреждения (далее - субъект Российской Федерации) органами государственной власти (государственными органами) субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления (муниципальными органами), иными организациями и гражданами, а также осуществляет непосредственное взаимодействие с Юридическим управлением Федерального казначейства.

1.3. Отдел руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, Федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства, Уставом Учреждения, приказами директора Учреждения и настоящим Положением.

2.1. Задачами отдела являются:

2.1.1. правовое обеспечение деятельности Учреждения, в том числе структурных подразделений Учреждения;

2.1.2. представление интересов Учреждения на основании доверенности, выданной Учреждением, в судах Российской Федерации, в органах Федеральной антимонопольной службы, а также в иных органах государственной власти (государственных органах), учреждениях и организациях.

III. Структура и организация деятельности

3.1. Отдел является структурным подразделением Учреждения.

3.2. Структура отдела, штатная численность работников отдела, местонахождение их рабочих мест утверждается директором Учреждения.

3.3. Руководство отделом осуществляется начальником отдела.

3.4. Начальник отдела назначается на должность директором Учреждения, по согласованию с Юридическим управлением Федерального казначейства, и освобождается от должности директором Учреждения.

3.5. Начальник отдела находится в непосредственном подчинении директора Учреждения.

3.6. В отсутствие начальника отдела (командирование, отпуск, временная нетрудоспособность и т.д.) общее руководство отделом осуществляет заместитель начальника отдела или работник отдела в соответствии с утвержденной в установленном порядке должностной инструкцией и на основании приказа Учреждения.

3.7. Заместитель(ли) начальника отдела назначается(ются) на должность директором Учреждения, по согласованию с Юридическим управлением Федерального казначейства, и освобождается(ются) от должности директором Учреждения.

3.8. Работники отдела назначаются на должность и освобождаются от должности директором Учреждения.

4.1. Отдел осуществляет следующие функции:

4.1.1. принимает участие в разработке и согласовании локальных нормативных актов Учреждения, проводит правовую экспертизу и осуществляет их визирование;

4.1.2. осуществляет правовую экспертизу проектов трудовых договоров, проектов должностных инструкций;

4.1.3. проверяет на соответствие законодательству Российской Федерации и визирует проекты писем, направляемых в Федеральное казначейство, в органы государственной власти (государственные органы) Российской Федерации (в части поступивших и рассматриваемых в Учреждении документов) и их территориальные органы, расположенные на территории субъекта Российской Федерации, в органы государственной власти (государственные органы) субъекта Российской Федерации, в органы местного самоуправления (муниципальные органы) субъекта Российской Федерации, а также в адрес иных организаций и граждан, содержащие разъяснения по вопросам правового характера, входящим в компетенцию Учреждения;

4.1.4. проверяет на соответствие законодательству Российской Федерации и визирует проекты договоров, государственных контрактов и соглашений, заключаемых Учреждением;

4.1.5. осуществляет правовую экспертизу проектов документации, извещений об осуществлении закупок товаров, работ, услуг для нужд Федерального казначейства, территориальных органов Федерального казначейства и Учреждения;

4.1.6. представляет на основании доверенности, выданной Учреждением, права и законные интересы Учреждения в судах Российской Федерации, в органах Федеральной антимонопольной службы, а также в иных органах государственной власти (государственных органах), учреждениях и организациях по вопросам, отнесенным к компетенции Учреждения;

4.1.7. осуществляет подготовку и направление в суды исковых заявлений по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации, в соответствии с поручением директора Учреждения, заместителя директора Учреждения, курирующего деятельность отдела;

4.1.8. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию судебных документов, образовавшихся в ходе деятельности отдела;

4.1.9. существляет правовую экспертизу исполнительных документов, поступивших на исполнение, документов, отменяющих, приостанавливающих исполнение судебного акта, документов об отсрочке, о рассрочке или об отложении исполнения судебных актов, документов, возобновляющих исполнение судебных актов, а также иных документов, связанных с организацией исполнения судебных актов, предусматривающих взыскание денежных средств с работников Учреждения;

4.1.10. подготавливает заключения по вопросам правового характера, возникающим в процессе деятельности Учреждения;

4.1.11. использует прикладное программное обеспечение для реализации функций отдела;

4.1.12. принимает участие в тестировании и внедрении прикладного программного обеспечения, используемого при реализации функций отдела;

4.1.14. осуществляет в рамках своей компетенции ведение делопроизводства, формирование и отправление/получение корреспонденции и другой информации по электронным каналам связи;

4.1.15. осуществляет в пределах своей компетенции взаимодействие со структурными подразделениями Учреждения, центрального аппарата Федерального казначейства, территориальными органами Федерального казначейства, органами государственной власти (государственными органами) Российской Федерации (в части поступивших и рассматриваемых в Учреждении документов) и их территориальными органами, органами государственной власти (государственными органами) субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления (муниципальными органами), иными организациями и гражданами, в том числе осуществляет непосредственное взаимодействие с Юридическим управлением Федерального казначейства;

4.1.16. осуществляет ведение нормативно-справочной информации, относящейся к функциям отдела;

4.1.17. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию документов, образовавшихся в ходе деятельности отдела;

4.1.18. обеспечивает в пределах своей компетенции выполнение норм и требований по защите сведений, составляющих государственную тайну, а также сведений ограниченного распространения, не составляющих государственную тайну, в случае, если предполагается защищать также и информацию ограниченного распространения с пометкой «Для служебного пользования»;

4.1.19. осуществляет исполнение технологических регламентов Федерального казначейства, относящихся к функциям отдела;

4.1.20. принимает участие в мероприятиях мобилизационной подготовки и гражданской обороны Учреждения;

4.1.21. обеспечивает соблюдение требований охраны труда, техники безопасности и правил противопожарного режима в пределах компетенции отдела;

4.1.22. осуществляет подготовку информации и её направление в установленном порядке для размещения на официальном сайте Учреждения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

4.1.23. обеспечивает в пределах своей компетенции представление информации (сведений) об Учреждении и копий документов для последующего размещения на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

4.1.24. управляет в установленном порядке внутренними (операционными) казначейскими рисками в пределах компетенции отдела;

4.1.25. оказывает гражданам бесплатную юридическую помощь в виде правового консолидирования в устной и письменной форме по вопросам, относящимся к компетенции отдела, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для рассмотрения обращений граждан;

4.1.26. осуществляет своевременное составление и представление в Юридическое управление Федерального казначейства отчетности в соответствии с приказами Федерального казначейства, а также своевременное представление иных сведений и информации на основании запросов Федерального казначейства, касающихся правовой работы;

4.1.27. проверяет на соответствие законодательству Российской Федерации и визирует представляемые на подпись директору Учреждения проекты положений о структурных подразделениях Учреждения;

4.1.28. обеспечивает подготовку и передачу документов на архивное хранение в Отдел по работе с документами архивного фонда Учреждения;

4.1.29. принимает участие совместно со структурными подразделениями Учреждения в подготовке предложений об изменении или отмене (признании утратившими силу) приказов и иных локальных нормативных актов Учреждения;

4.1.30. осуществляет внутренний контроль с использованием методов «самоконтроль», «контроль по уровню подчиненности» и «смежный контроль» в соответствии с требованиями нормативных актов Федерального казначейства и локальных нормативных актов Учреждения;

4.1.31. осуществляет разработку ежегодных планов работы отдела и представляет их на утверждение директору Учреждения;

4.1.32. осуществляет составление и представление докладов (отчетов) и оперативной информации директору Учреждения, о результатах деятельности отдела за отчетный период (квартал, год);

4.1.33. осуществляет другие функции в пределах установленных полномочий.

4.2. Возложение на отдел и его работников функций и задач, не относящихся к правовой работе, не допускается.

V. Полномочия

5.1. Отдел, осуществляя полномочия в установленной сфере деятельности, вправе:

5.1.1. привлекать с согласия директора Учреждения работников структурных подразделений Учреждения к судебно-претензионной работе, к подготовке проектов документов по вопросам, относящимся к компетенции отдела, и необходимых для выполнения возложенных на отдел задач и функций, а также к иным мероприятиям, проводимым отделом в соответствии с возложенными на него задачами и функциями;

5.1.2. принимать участие при необходимости в контрольных и аудиторских мероприятиях, связанных с проверкой деятельности структурных подразделений Учреждения;

5.1.3. запрашивать и получать от всех структурных подразделений Учреждения сведения и документы, необходимые для выполнения возложенных на отдел задач;

5.1.4. с согласия директора, заместителя директора Учреждения, курирующего деятельность отдела, использовать служебный автотранспорт для выполнения возложенных на отдел задач;

5.1.5. осуществлять иные полномочия в соответствии с возложенными на отдел задачами.

5.2. Начальник отдела, осуществляя руководство отделом, вправе:

5.2.1. давать поручения (по согласованию с директором Учреждения) структурным подразделениям Учреждения и получать информацию от структурных подразделений Учреждения по вопросам, относящимся к компетенции отдела;

5.2.2. проводить совещания по правовым вопросам;

5.2.3. вносить руководству Учреждения предложения по любым вопросам, касающимся работы отдела;

5.2.4. принимать участие в совещаниях, проводимых руководством Учреждения, при обсуждении на них вопросов, касающихся практики применения законодательства Российской Федерации и иных аспектов правовой работы;

5.2.5. вносить руководству Учреждения для дальнейшего направления в Федеральное казначейство предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации и судебной практики;

5.2.6. осуществлять иные полномочия, установленные приказами Учреждения.

VI. Ответственность

6.1. Деятельность отдела основана на принципах текущего планирования, сочетания единоначалия в решении вопросов трудовой деятельности и коллегиальности при их обсуждении, персональной ответственности каждого работника отдела за состояние дел на порученном участке и неисполнение (ненадлежащее исполнение) отдельных поручений.

Под ненадлежащим исполнением понимается несвоевременное и некачественное исполнение дел на порученном участке, отдельных поручений.

6.2. Начальник отдела и его заместители начальника отдела несут ответственность за состояние антикоррупционной работы в отделе.

6.3. На начальника отдела возлагается персональная ответственность за:

6.3.1. неэффективную организацию деятельности отдела по исполнению задач и функций, возложенных на отдел;

6.3.2. неэффективную организацию в отделе работы по своевременной и качественной подготовке документов;

6.3.3. неисполнение (ненадлежащее исполнение) отделом нормативных актов Федерального казначейства, приказов, распоряжений и поручений руководства Учреждения, неисполнение (ненадлежащее исполнение) входящих документов;

6.3.4. неисполнение (ненадлежащее исполнение) им самим и сотрудниками отдела своих должностных обязанностей и правил внутреннего трудового распорядка;

6.3.5. ненадлежащее обеспечение сохранности имущества, находящегося в отделе, и несоблюдение правил пожарной безопасности, производственной санитарии, неаккуратное обращение с материальными техническими средствами;

6.3.6. несоответствие законодательству Российской Федерации визируемых (подписываемых) им проектов приказов, инструкций, положений и других документов;

6.3.7. несоблюдение отделом при ведении делопроизводства действующих правил и инструкций.

6.4. Каждый работник отдела несет персональную ответственность за:

6.4.1. неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией;

6.4.2. неисполнение (ненадлежащее исполнение) нормативных актов Федерального казначейства, приказов, распоряжений и поручений руководства Учреждения, поручений начальника отдела, неисполнение (ненадлежащее исполнение) входящих документов;

6.4.3. недостоверность и правовую необоснованность исходящих документов;

6.4.4. разглашение сведений, составляющих государственную тайну, и иных сведений ограниченного распространения, не составляющих государственную тайну;

6.4.5. несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка;

6.4.6. несоблюдение правил пожарной безопасности, производственной санитарии, неаккуратное обращение с материальными техническими средствами.

6.5. Работники отдела могут быть привлечены к дисциплинарной, материальной, уголовной ответственности в случаях и в порядке, установленным законодательством Российской Федерации.

VII. Внесение изменений

7.1. Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся приказом директора Учреждения.

Должностные обязанности юрисконсульта определяются в соответствии со спецификой деятельности организации. Немаловажное значение при формулировании задач специалиста имеет и его квалификация. В должностные обязанности ведущего юрисконсульта, например, входит руководство помощниками. Для надлежащего исполнения поставленных задач сотруднику необходимо знать:

  1. Нормативные акты, посредством которых регламентируется хозяйственная деятельность компании.
  2. Основы трудового, земельного, гражданского, финансового (налогового в том числе), экологического, административного, лесного, водного, уголовного законодательства.
  3. Нормы АПК, УПК, ГПК.
  4. Порядок, в соответствии с которым осуществляется ведение правовой документации с применением современных средств ВТ, связи, коммуникаций и информационных технологий.
  5. Правила ОТ.

должностные обязанности юрисконсульта в бюджетном учреждении

Знания специалиста могут дополняться в зависимости от специфики деятельности организации. Так, должностные обязанности юрисконсульта в ЖКХ предполагают осведомленность сотрудника о действующих нормах жилищного законодательства, правил коммунального хозяйства, порядка заключения соответствующих договоров и особенностях обслуживания.

Основные должностные обязанности юрисконсульта

К типовым задачам специалиста относят:

  1. Разработку правовой документации организации.
  2. Осуществление методического руководства юридической работы.
  3. Оказание правовой помощи сотрудникам структурных подразделений при подготовке и оформлении различных документов, контролировать деятельность персонала в этих процессах.
  4. Представлять интересы организации в муниципальных и государственных органах, арбитражном суде.
  5. Подготавливать вместе с прочими подразделениями материалы о нарушениях, наносящих ущерб компании.
  6. Изучать, анализировать, обобщать результаты рассмотрения претензий, споров, практики изменения, заключения, исполнения, расторжения договоров для разработки предложений, направленных на устранение выявленных недостатков и совершенствование хозяйственной деятельности.
  7. Вести учет и осуществлять хранение порученных и находящихся в производстве (законченных) арбитражных и прочих судебных дел.
  8. Составлять и представлять на подпись руководителю документы о привлечении сотрудников к материальной либо дисциплинарной ответственности.
  9. Обеспечивать контроль своевременного предоставления подразделениями компании бумаг для ответа на претензии от контрагентов.
  10. Выполнять мониторинг норм законодательства, в соответствии с которыми осуществляется регулирование деятельности компании.
  11. По распоряжению непосредственного начальника информировать сотрудников организации о действующих правовых актах и изменениях в них.

должностные обязанности юрисконсульта предприятия

Должностная инструкция юрисконсульта учреждения здравоохранения


Юрисконсульт принимает участие в подготовке заключений по правовым вопросам, возникающим в деятельности филиала. 2.2. Активно использует правовые средства для обеспечения соблюдения хозяйственного, гражданского, административного и санитарного законодательства. 2.3. Обеспечивает соблюдение законодательства о труде, правил внутреннего трудового распорядка.

2.4. Осуществляет защиту прав и интересов филиала в судебных органах, органах законодательной и исполнительной власти в соответствии с доверенностью.

1.2. На должность юриста назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (юридическое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (юридическое) образование и стаж работы в должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным образованием, не менее 5 лет. Конституцией Российской Федерации; Федеральным Законом Российской Федерации «Об образовании»; нормативно-правовыми актами Правительства РФ и органов управления образованием всех уровней; Уставом Колледжа и настоящей должностной инструкцией, а также иными локальными правовыми актами Колледжа; Правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Дополнительная деятельность

В должностные обязанности юрисконсульта в юридической консультации входит разъяснение и оказание помощи гражданам по правовым вопросам. Данные задачи может исполнять и штатный сотрудник компании. В частности, в его задачи может входить консультирование работников по юридическим вопросам, помощь при составлении разной документации. В круг полномочий специалиста может также включаться разработка условий коллективных и трудовых договоров, соглашений. В должностные обязанности юрисконсульта Пенсионного фонда включается рассмотрение материалов, касающихся оформления договоров с населением, контроль полноты сведений и своевременность их предоставления гражданами. Специалист осуществляет проверку соответствия деятельности сотрудников действующему законодательству, выявляет нарушения интересов и прав лиц, обратившихся в ПФР.

должностные обязанности ведущего юрисконсульта

Как правильно составить инструкцию для юриста?

Инструкция юриста любого предприятия – бюджетного, торгового, производственного должна содержать основные разделы:

  • Общие положения – принадлежность и категория, порядок назначения на должность и освобождения с нее.

Должностные обязанности специалиста:

  • Проверка соответствия законодательству документации правового назначения;
  • Контроль этапа согласования данных документов;
  • Визирование документации;
  • Юрист разрабатывает и изменяет учредительные документы;

Ведет работу с претензиями и обращениями государственных органов в адрес компании.

  • Готовит претензии со стороны организации;
  • Проверяет правовое соответствие договоров;
  • Готовит документы для получения акциз и прочих разрешительных бумаг;
  • Ведет общение с нотариусом;
  • Решает досудебную подготовку документов;
  • Представляет интересы компании в судебных инстанциях;
  • Ведет контроль работы отдела кадров – законность приема и увольнения сотрудников.

Что такое среднесписочная численность работников? Откуда взять эти данные и как их применить читайте по ссылке.

Образец должностной инструкции юриста.


Образец должностной инструкции юриста.

Юрист имеет право:

  • Контролировать деятельность компании, сотрудников и руководства на предмет соответствия нормам закона;
  • Вносить и изменения, докладывать о выявленных ошибках;
  • Требовать создания нормальных условий труда для себя и сотрудников организации;
  • Не выполнять обязанности в моменты опасности для жизни;
  • Выполнять качественно свои обязанности;
  • Тесно сотрудничать с руководителями прочих подразделений;
  • Интересоваться всеми нововведениями, имеющими отношение к его деятельности;
  • Представлять интересы предприятия.

Юрист ответственен за:

  • Нарушение норм этикета и требований регламента;
  • Злоупотребление информацией в отношении работников и самой компании;
  • Представление интересов предприятия без соответствующего согласия руководства;
  • Последствия самоуправства;
  • Предоставление не правдивой информации любой из сторон;
  • Нанесение ущерба;
  • Качество составленной им документации;
  • Нарушение правил внутреннего устава компании;
  • Некачественное выполнение своих прямых обязанностей.

При регистрации ООО необходимо выбрать систему налогообложения. Советы по выбору и преимущества каждой системы – в этом материале.

Чтобы стать юристом на предприятии или в госучреждении и качественно выполнять свои обязанности, мало закончить юридический факультет, необходимо правильно выбрать ВУЗ, что сыграет большую роль при приеме на работу.

Где можно инструкции?

Образец должностной инструкции юриста в учреждении вы можете скачать здесь.

Не последним фактором станут личные качества претендента – любознательность, четкое следование букве закона и качественное его знание сыграют на руку активному и целеустремленному молодому человеку.

Об основных задачах юриста на предприятии вы узнаете из этого видео:

Права

Их реализация направлена на исполнение специалистом задач, поставленных перед ним руководством. В ходе своей деятельности специалист вправе:

  1. Давать своим помощникам поручения, которые входят в круг их полномочий.
  2. Контролировать исполнение поставленных задач подчиненными.
  3. По согласованию с соответствующими начальниками давать поручения другим сотрудникам компании по вопросам, касающимся правовой деятельности.
  4. Инициировать поощрение подчиненных, добросовестно исполняющих поставленные задачи.
  5. Запрашивать необходимую информацию и документацию, материалы, относящиеся к деятельности правового отдела.

должностные обязанности юрисконсульта пенсионного фонда

В права и должностные обязанности юрисконсульта входит сообщение непосредственному начальнику о нарушениях, совершенных подчиненными в ходе их профессиональной деятельности.

Взаимодействие с другими сотрудниками

Выполняя должностные обязанности, юрисконсульт при необходимости связывается с прочими подразделениями компании. Их сотрудникам следует оказывать содействие в осуществлении специалистом своей деятельности. Его требования о предоставлении ему материалов и документов, касающихся работы правового отдела, выполняются всеми подразделениями. При невозможности исполнить поручения специалиста, работникам следует сообщить об этом их непосредственному руководству. Умышленное непредоставление необходимых сведений выступает в качестве дисциплинарного проступка.

должностные обязанности юрисконсульта в жкх

Ответственность

Должностные обязанности юрисконсульта связаны с использованием сведений, которые могут составлять коммерческую или государственную тайну. Специалист несет ответственность за сохранение данных, относящихся к указанным категориям. Кроме этого, специалист может привлекаться к ответственности за:

  1. Неисполнение или ненадлежащее исполнение своих задач.
  2. Игнорирование распоряжений и приказов руководства, первого заместителя, а также начальника правового отдела.

Специалист несет ответственность за эффективность и результаты деятельности компании по юридическим вопросам. За нарушения ТК сотрудник может привлекаться к дисциплинарной и административной, а также уголовной ответственности.

Читайте также: