Что входит в дополнительную заработную плату по гоз

Опубликовано: 17.09.2024

Человеку, впервые столкнувшемуся с государственным оборонным заказом, трудно составить собственное понимание об этой области рынка госзаказа. Причина этому проста – незнание терминов. А между тем, понятия, применяемые в гособоронзаказе, очень специфические.

Термины и определения ГОЗ. Общие положения здесь.

Термины и определения ГОЗ. Ценообразование здесь.

Термины и определения ГОЗ. Раздельный учет здесь.

Итак, государственный оборонный заказ (коротко ГОЗ) – это задания на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности страны, а также поставки продукции в области военно-технического сотрудничества с иностранными государствами.

Нормативные документы ГОЗ. Федеральные: Бюджетный и Гражданский кодексы, федеральные законы, постановления и распоряжения Правительства РФ, стандарты.
Ведомственные (Минобороны, МЧС, Минпромторг, Минэкономразвития, Минфин, Центробанк, Федеральное казначейство, ФАС): указания, приказы, положения, инструкции.

Список основных нормативных документов гособоронзаказа с комментариями здесь.

Но основной документ, регулирующий отношения гособоронзаказа – Федеральный закон "О государственном оборонном заказе" от 29.12.2012 N 275-ФЗ (далее - 275 ФЗ).

На что обратить внимание при изучении закона прежде всего.

    1. Кто является исполнителем гособоронзаказа? Это лицо, входящее в кооперацию головного исполнителя и заключившее контракт с головным исполнителем или исполнителем.
    2. Кто такой головной исполнитель? Это юридическое лицо, заключившее с государственным заказчиком (Минобороны, Минпромторг и т.д.) государственный контракт по государственному оборонному заказу.
    3. Что такое кооперация головного исполнителя? Это совокупность взаимодействующих между собой лиц, участвующих в поставках продукции по ГОЗ в рамках сопровождаемых сделок. В кооперацию входят головной исполнитель, заключающий государственный контракт с государственным заказчиком, исполнители, заключающие контракты с головным исполнителем, и исполнители, заключающие контракты с исполнителями.
    4. Что значит сопровождаемая сделка? Это государственный контракт и все контракты, заключенные в целях его исполнения между лицами, входящими в кооперацию. Любые расчеты в рамках сопровождаемых сделок между государственными заказчиками, головными исполнителями, исполнителями с участием уполномоченных банков. Перечень уполномоченных банков ограничен.
    Факт использования в расчетах отдельного счета не является основным критерием отнесения (не отнесения) предприятия к исполнителям ГОЗ.
    1) обеспечивает соответствие поставок продукции требованиям контракта;
    2) заключает договор о банковском сопровождении с уполномоченным банком;
    3) уведомляет (до заключения контрактов) других исполнителей о необходимости открытия для каждого контракта отдельного счета в уполномоченном банке;
    4) включает идентификатор государственного контракта (ИГК) в контракты с другими исполнителями;
    5) соблюдает режим использования отдельного счета;
    6) определяет в контрактах с другими исполнителями обязательное условие об осуществлении расчетов с использованием для каждого контракта отдельного счета;
    7) использует для расчетов по контрактам только отдельные счета;
    8) предоставляет по запросу государственного заказчика, органа финансового мониторинга, головного исполнителя, исполнителя, уполномоченного банка, в течение пяти рабочих дней со дня получения информацию о каждом привлеченном им в целях исполнения контракта исполнителе (полное наименование исполнителя, его адрес, номера телефонов руководителя, ИНН, КПП) и т.д.;
    9) указывает в распоряжении идентификатор государственного контракта (ИГК), если иное не установлено настоящим Федеральным законом;
    10) обеспечивает информацию, необходимую для осуществления контроля распоряжений;
    11) предоставляет головному исполнителю информацию о каждом случае заключения в рамках кооперации контракта с другими исполнителями;
    12) принимает при заключении контрактов с другими исполнителями необходимые меры по их исполнению, информирует исполнителей о том, что контракты заключаются, исполняются в целях ГОЗ;
    13) организует и проводит испытания опытных и серийных образцов материалов и комплектующих;
    14) обеспечивает качество товаров, работ, услуг ;
    15) обеспечивает возможность осуществления контроля за исполнением контракта;
    16) ведет раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому контракту;

В 2021 году сложиласть совсем нетривиальная ситуация с раздельным учетом:
- раздельный учет в гособорнзаказе (ГОЗ) отличается от учета госзаказа (не ГОЗ);
- есть отличия в раздельном учете средств, полученных на основании государственных контрактов при банковском и казначейском сопровождении;
- раздельный учет ГОЗ и ГОС существенно отличается от бухгалтерского и налогового (другой состав затрат, порядок распределения накладных расходов, фин. результат);
- вступают в силу новые стандарты бухгалтерского учета, особенно много изменений связано с ФСБУ 5/2019. Подробнее здесь

    17) предоставляет по запросу головного исполнителя информацию о затратах;

Несоблюдение (несоответствие) критерия обоснованности (экономической оправданности) и документального подтверждения является основанием для исключения затрат из цены продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу. О том, как обосновать затраты здесь.

    18) представляет в уполномоченный банк заявление о закрытии отдельного счета;
    19) исполняет иные обязанности, предусмотренные законодательством РФ.
    1) Определяет состав исполнителей, обосновывает с их участием цену на продукцию по ГОЗ, сроки и условия финансирования, в том числе авансирования. До заключения государственного контракта раскрывает информацию о его кооперации;
    2) Выбирает уполномоченный банк.
    3) Обеспечивает возможность осуществления государственным заказчиком контроля за соответствием качества товаров, работ, услуг, соответственно поставляемых, выполняемых, оказываемых по государственному оборонному заказу, требованиям законодательства РФ, нормативных и иных актов гос. заказчика, условиям государственного контракта.
    4) Представляет по запросу государственного заказчика, контролирующего органа информацию о цене предлагаемой к поставке продукции, соответствующие расчетно-калькуляционные материалы (РКМ), а также информацию о затратах по исполненным государственным контрактам, контрактам;
    5) Представляет государственному заказчику подготовленные совместно с исполнителями обоснования, необходимые для изменения цены государственного контракта, а в случае увеличения цены государственного контракта представляет также перечень мер, направленных на сокращение издержек. В случае прекращения поставок продукции по государственному оборонному заказу на очередной год и на плановый период головной исполнитель не вправе ликвидировать или перепрофилировать без согласования с государственным заказчиком производственные мощности, обеспечивающие поставки такой продукции.

Практические рекомендации по согласованию и выполнению контракта ГОЗ 2020. Все новое и важное.
: +7 911 006 72 37 : info@apbhelp.ru

НТЦ АПБ. Сопровождение ГОС и ГОЗ: ответы на сложные вопросы, договорные документы, формы, отчеты и калькуляции, действия при проверке, рекомендации по раздельному учету в «1С:Бухгалтерия» и т.д.

В-третьих, если заказчиком является Министерство обороны, исполнители ГОЗ (независимо от уровня кооперации) обязаны для осуществления расчетов открывать отдельные счета в уполномоченном банке. Изучаем 275 ФЗ: статья 8.3 "Режим использования отдельного счета",статья 8.4 "Операции, совершение которых по отдельному счету не допускается".

Согласно новому закону от 30.04.2021 N 133-ФЗ, требования статьи 8.3:
- заключать договор о банковском сопровождении с уполномоченным банком;
- уведомлять (до заключения контрактов) других исполнителей о необходимости заключения с уполномоченным банком договора о банковском сопровождении;
- включать ИГК в контракты, заключаемые с другими исполнителями;
- определять в контрактах, заключаемых с другими исполнителями, обязательное условие об осуществлении расчетов по таким контрактам с использованием для каждого контракта отдельного счета, открытого в уполномоченном банке;
- использовать для расчетов по контрактам только отдельные счета
- информировать исполнителей о том, что контракты заключаются, исполняются в целях выполнения государственного оборонного заказа;
не применяются при расчетах в отношении поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) по ценам (тарифам), подлежащим госрегулированию, оплате расходов на электрическую энергию и некоторых иных случаях при оплате в рамках 3 (5) млн. рублей.

Подробнее о том, как работать с уполномоченным банком здесь.

Остальные контракты ГОЗ сопровождает Федеральное казначейство (ТОФК). В 275 ФЗ о работе с лицевым счетом в казначействе информации нет. Руководствоваться надо письмами и инструкциями Федерального казначейства.

Подробнее о том, как работать с Федеральным казначейством здесь.

В-четвертых, статья 10 "Методы государственного регулирования цен на продукцию по государственному оборонному заказу". Размер прибыли зависит от номенклатуры поставляемой продукции и способа закупки. Размещение ГОЗ возможно как на конкурсной основе в соответствии Федеральными законами от 05.04.2013 N 44-ФЗ, от 18.07.2011 №223 ФЗ, так и у единственного поставщика (п. 7 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ). Виды цен и методы ценообразования ГОЗ приведены ниже.

Статья 8 п.3. Запрещаются действия (бездействие) головного исполнителя, исполнителя, влекущие за собой необоснованное завышение цены на продукцию по государственному оборонному заказу, неисполнение или ненадлежащее исполнение государственного контракта, контракта, в том числе действия (бездействие), направленные:
1) на включение в себестоимость производства (реализации) продукции затрат, не связанных с ее производством (реализацией);
2) на установление экономически, технологически и (или) иным образом не обоснованной цены на продукцию, поставляемую заказчику или головному исполнителю, исполнителю, превышающей цену, сложившуюся на соответствующем товарном рынке;
3) на использование полученных по государственному контракту, контракту средств на цели, не связанные с выполнением государственного оборонного заказа.

В-пятых, контракт ГОЗ может быть с военной приемкой и без нее. Положение о военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации (ВП МО РФ) утверждено Постановлением от 11.08.1995 N 804. Военные представительства осуществляют контроль качества и приемку военной продукции на предприятиях, а также выдают заключения о цене оборонной продукции. Обычно в контракте четко прописано, какое ВП МО РФ сопровождает сделку.

Ну вот, дальше все зависит от вас. Выполнять государственный оборонный заказ, это как управлять машиной. Можно по правилам, безопасно. А можно, как придется: тут на красный проехал, тут на встречу выскочил, тут скорость превысил. Несколько раз может и «прокатить». Но рано или поздно удача отвернется. Не хотите рисковать, изучайте специфику ГОЗ глубже.

Типичные ошибки при выполнении ГОЗ 2020. Меры по снижению рисков руководителей и главных бухгалтеров.
: +7 911 006 72 37 : info@apbhelp.ru

НТЦ АПБ. Сопровождение ГОС и ГОЗ: ответы на сложные вопросы, договорные документы, формы, отчеты и калькуляции, действия при проверке, рекомендации по раздельному учету в «1С:Бухгалтерия» и т.д.

Ответственность исполнителя ГОЗ здесь

Все как-то забывают, что существует много льгот предприятиям из числа малого и среднего бизнеса (СМП), в том числе в ГОЗ. А это подавляющее большинство компаний. Кто относится к данной категории бизнеса, где можно получить информацию о финансовой поддержке (более 1500 видов субсидий), здесь.
Ответы на вопросы, касающиеся закупок:
- кто и в каком объеме должен закупать у СМП;
- льготы в обеспечении заявки;
- льготы в обеспечении исполнения контракта;
- льготы при демпинге;
- льготы при оплате;
- предельный размер штрафов и т.д. здесь.

Термины и определения ГОЗ. Общие положения.

Типичные ошибки при выполнении ГОЗ 2020. Меры по снижению рисков руководителей и главных бухгалтеров.
: +7 911 006 72 37 : info@apbhelp.ru

НТЦ АПБ. Сопровождение ГОС и ГОЗ: ответы на сложные вопросы, договорные документы, формы, отчеты и калькуляции, действия при проверке, рекомендации по раздельному учету в «1С:Бухгалтерия» и т.д.


К нам все чаще поступают вопросы о государственных оборонных заказах (ГОЗ). Министерство обороны и их ведомства привлекают коммерческие организации для участия в своих проектах, поэтому бизнес все чаще сталкивается с термином «гособоронзаказ».

Что такое гособоронзаказ

Государственные закупки (госзакупки) — конкурентная форма размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.

Государственный оборонный заказ (ГОЗ) — это заказы Правительства РФ на поставки товаров, выполнения работ и оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны страны.

Заказчиком ГОЗ может быть Министерство обороны РФ, а также госкорпорации, например, «Роскосмос» и «Росатом». Финансовое обеспечение гособоронзаказа осуществляется федеральным бюджетом. Формирование происходит на основе планов развития Вооруженных сил. Целевое использование выделяемых средств контролируется банковским сопровождением, государственным надзором и Министерством обороны.

К нормативным документам по ГОЗ можно отнести Гражданский кодекс, федеральные законы, постановления и распоряжения Правительства РФ. Кроме этого, различные ведомственные приказы (Минобороны, МЧС, Минпромторга, Минэкономразвития, Минфина, Центробанка, Федерального казначейства, ФАС).

Но основным документом, регулирующим все отношения в рамках ГОЗ, является Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» от 29.12.2012 № 275-ФЗ (далее — № 275-ФЗ).

Закон № 275-ФЗ

Для начала важно понять, кто же может участвовать в гособоронзаказе. В 275-ФЗ четко сказано, что головным исполнителем поставок продукции по государственному оборонному заказу является юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством РФ и заключившее с государственным заказчиком государственный контракт по государственному оборонному заказу. Также в законе применяется термин «исполнитель ГОЗ» — это участник кооперации, созданной головным исполнителем, для осуществления гособоронзаказа. Кооперация представляет собой взаимодействие лиц, участвующих в заказе в рамках сопровождаемых сделок.

Необходимо выделить основные обязанности для головных исполнителей и участников коопераций.

В соответствии с законом, головной исполнитель для начала должен определить состав исполнителей, обосновать участие каждого из них в ГОЗ, выбрать уполномоченный банк, предоставить возможность государственным заказчикам осуществлять контроль за исполнение госконтракта и обосновать формирование цен.

Конечно же, одним из главных пунктов является соответствие товара или же оказание услуги требованиям контракта.

Ко всему прочему, предприятия обязаны предоставлять по требованию всю отчетность и информацию о затратах, а также каждый месяц сдавать в Министерство обороны регламентированный отчет по исполнению контракта. Также условием участия является ведение раздельного учета.

Банковское сопровождение ГОЗ

Уполномоченный банк контролирует назначение платежа, разрешенные и запрещенные операции. В случае незаконных списаний банк может приостановить операции.

Если возникает ситуация, что на специальном счете нет денежных средств, а требуется срочная оплата, то в таких случаях заказчик может пополнить счет своими средствами, а в последующем их возместить. Перечислить денежные средства со специального счета на обычный расчетный можно только после полного выполнения заказа. Для этого вам потребуется предоставить в банк контракт, акт-приема-передачи товара, платежные поручения, которые подтверждают расход, и иные документы, а также сопроводительные письма, необходимые банку. После исполнения контракта счет закрывается.

Что такое раздельный учет и как его организовать

Предприятию необходимо подтвердить наличие раздельного учета по контрактам ГОЗ. При интеграции раздельного учета в бухгалтерский требуется закрепление правил и методов ведения учета. Каким образом должен быть организован раздельный учет, законодательство не устанавливает.

Предприятие самостоятельно принимает решение и выбранный способ прописывает в своей учетной политике или иных положениях организации.

Отчетность по гособоронзаказу

Ежемесячно, не позднее 10 числа календарного месяца, следующего за отчетным, предоставляют Отчет об исполнении государственного контракта (Постановление от 19.01.1998 г. № 47). Организации, не имеющие военных ведомств, предоставляют отчет по требованию Минобороны.

Правила заполнения отчета содержат следующие основные положения:

  1. Отчет составляется по каждому контракту отдельно.
  2. Отчетным является весь период с даты заключения контракта по дату составления формы.
  3. Составление отчета ведется нарастающим итогом. Организация должна отразить все хозяйственные операции, любые движения денежных средств, взаиморасчеты, понесенные затраты и финансовый результат.
  4. Отчет предоставляется вплоть до исполнения контракта.
  5. Отражение стоимостных показателей производится в рублях и копейках, а процентные до десятых долей.

Как реализовано в программах «1С»

Если вы выбираете для ведения учета по ГОЗ «1С:Бухгалтерию 8», ПРОФ или КОРП, то будьте готовы, что автоматически отчеты по ГОЗ заполняться не будут. Кроме этого, раздельный учет придется организовывать самостоятельно. Для этого можно создать отдельные номенклатуры и склады под каждый контракт ГОЗ, здесь уже предприятие самостоятельно находит способы для того, чтобы отразить свой учет в программе.

Если же говорить о «1С:Комплексная автоматизация 8», ред. 2.4 и «1С:ERP Управление предприятием 2», то эти программы полностью отвечают всем параметрам для ведения раздельного учета. Для ведения раздельного учета в этих программах необходимо включить все функциональные опции в разделе «НСИ и администрирование» — «Настройка НСИ разделов»:

1. «Финансовый результат и контроллинг» — «Финансовый результат» — Финансовый результат по направлениям деятельности«.

Направление деятельности — главный инструмент для ведения учета, который и обеспечивает ту самую сквозную аналитику, которая впоследствии помогает собрать отчетность по всему контракту.

2. «Казначейство» — установить флажок «Поддержка платежей в соответствии с 275-ФЗ».

3. «Финансовый результат и контроллинг» — выбрать «Учет товаров», так как применяется партионный учет.

Также в карточке учетной политики организации стоит определить метод оценки стоимости запасов по ФИФО.

Для применения сквозной аналитики и соответственно ведения раздельного учета по ГОЗ используется классификация направления деятельности по типу деятельности. Для выбора доступно два типа: «Контракт ГОЗ» и «Иная (деятельность)». Выбирая значение «Контракт ГОЗ», появляется гиперссылка «Параметры контракта», в которой указываются планы по выполнению контракта. Данные показатели попадут в отчет «Исполнение контрактов ГОЗ».

Закупки в целях обеспечения обороны и безопасности страны проходят в рамках государственного оборонного заказа (ГОЗ). Заказчики ГОЗ проводят закупки по 275-ФЗ. В статье разберемся в нюансах закона, расскажем об основных правилах организации закупок по ГОЗ и алгоритмах участия в таких торгах.

Кто может участвовать в ГОЗ?

Чтобы понять, кто может участвовать в закупках оборонзаказа, разберемся в терминах и цепочке взаимодействия по 275-ФЗ.

Головной исполнитель и исполнители второго и третьего уровня в рамках одного госзаказа образуют «кооперацию». Головным исполнителем не могут быть иностранные лица, физлица и индивидуальные предприниматели. Например, индивидуальный предприниматель не сможет участвовать в закупках ГОЗ, но может заключить договор с головным исполнителем и стать подрядчиком.

Особенности гособоронзаказа

Заказчики по ГОЗ закупают не только военную технику и оружие, но и обычные товары: канцелярию, продукты питания, компьютерную технику. Например, сейчас можно подать заявку на такие закупки:

    в Республике Крым на 106 856 рублей; в Курганской области на 1 004 002 рублей; в Новосибирской области на 1 472 188,90 рублей; в Ханты-Мансийском АО на 408 800 рублей; в Ямало-Ненецком АО на 200 000 рублей.

Закупки проводят по 44-ФЗ и 223-ФЗ, но с ограничениями по 275-ФЗ. Основные отличия ГОЗ от «простых» госзакупок:

  • Полная финансовая прозрачность сделки в цепочке «госзаказчик-уполномоченный банк-головной исполнитель-исполнители».
  • Строгое обоснование цены контракта.
  • Отчетность по первому требованию заказчика, госорганов и банка.

Остановимся подробнее на каждом пункте.

Финансовая прозрачность сделки

Головной исполнитель по согласованию с заказчиком должен открыть отдельный банковский счет (далее –– ОБС) для расчетов по контракту в уполномоченном банке. Через этот счет будут проходить все расчеты в рамках одного контракта. Исполнители в кооперации также должны открыть отдельный счет в этом же банке.

Реестр уполномоченных банков раньше был на сайте ЦБ РФ, но сейчас он скрыт. Для оборонно-промышленного комплекса таким банком является Промсвязьбанк (п 4.3 ст. 3 № 275-ФЗ).

Заказчик присваивает госконтракту идентификатор (ИГК), который объединяет все счета в рамках одного госконтракта. ИГК нужно указывать во всех документах, связанных с исполнением контракта: платежах, счетах, договорах с субподрядчиками.

По ИГК банк отслеживает целевое расходование по ГОЗ и направляет сведения в информационную систему гособоронзаказа. Расходовать средства не по назначению нельзя.

Деньги, которые головной исполнитель получил от заказчика, можно переводить на ОБС подрядчиков для расчетов в рамках договора по ГОЗ. В ст 8.3 275-ФЗ есть исключения, когда деньги можно переводить и на другие счета. Например:

  • перечисление прибыли после исполнения контракта (подтвердить актом приема-передачи товара);
  • уплата налогов и страховых взносов;
  • компенсация расходов, понесенных за счет собственных средств;
  • оплата головным исполнителем непредвиденных расходов на сумму не более 5 млн рублей в месяц и оплаты исполнителем расходов на сумму не более 3 млн рублей в месяц;
  • перечисление заработной платы.

Раздельный финансовый учет

Всем исполнителям по ГОЗ придется вести раздельный финансовый учет по каждому контракту. Это нужно для контроля целевого использования денег. Правила ведения раздельного учета установлены в постановлении правительства № 47.

Обоснование цены

Исполнителям всех уровней нельзя необоснованно завышать цену выше рыночной и включать в себестоимость затраты, не связанные с производством или реализацией продукции. Цены некоторых видов товаров и услуг из перечня постановления правительства №1465 регулирует государство. В постановлении № 1465 прописаны методы расчета цены на продукцию.

В контракте исполнителям придется раскрыть сведения о доходах и расходах по контракту:

  • размер прибыли, заработанной на поставке продукции и оказании услуг;
  • размер затрат собственных средств. Если не указать эти сведения, то собственные издержки по контракту не возместят.

Для головного исполнителя, который определяет цену продукции затратным способом, прибыль считают по формуле: «20 + 1», где 20 % прибыли умножаются на собственные издержки: заработная плата, затраты на производство деталей или целого продукта, затраты на выполнение работ, если он выполняет их сам.
Если исполнитель перепродает товар или привлекает субподрядчиков, то на такие издержки можно добавить только 1 % для расчета цены.

Например, если вы по контракту поставляете двигатель и сами его производите, то можно добавить 20 % к своим издержкам. Если вы какие-то детали покупаете у подрядчика, то на эти детали можно добавить 1 %, а на собственные издержки – 20 %. Если вы полностью покупаете двигатель у подрядчика, то добавить можно только 1 %.

Открытость сведений

Исполнители по ГОЗ в течение пяти рабочих дней обязаны предоставить по запросу госзаказчика, финмониторинга, ФАС, ФСБ и уполномоченного банка:

  • любые документы в рамках контракта;
  • сведения о привлеченном исполнителе: наименование, ИНН, КПП, адрес, персональные и контактные данные руководителя;
  • информацию о цене продукции, расчетно-калькуляционные материалы, сведения о затратах по контракту.

Как участвовать в ГОЗ

Закупки по ГОЗ проводят открытым и закрытым способами. Документацию по открытым закупкам вы найдете в ЕИС. Изучите документацию и подавайте заявку обычным способом на указанной электронной торговой площадке.

Документацию по закрытым закупкам предоставляют приглашенному участнику по запросу или размещают на специализированной электронной площадке – АСТ ГОЗ. Чтобы увидеть документацию на площадке АСТ ГОЗ, надо на ней зарегистрироваться.

  1. Получить КЭП.
  2. Настроить компьютер для работы с КЭП.
  3. Организовать защищенный канал связи.

Первые два пункта действий нужно выполнять при регистрации в ЕИС и на других площадках. Остановимся подробнее на третьем пункте.

Для организации защищенного канала связи поставщику нужно выполнить следующие действия:

Оператор площадки проверит документы и может запросить дополнительные сведения. После принятия положительного решения, он пришлет уведомление в личный кабинет. После этого поставщик получит доступ к защищенной сети АСТ ГОЗ, сможет видеть документацию по закупкам и участвовать в них.

Нюансы требований документации по ГОЗ

Для участия в некоторых закупках нужна лицензия ФСБ на работу с гостайной. Без нее вы не сможете оказывать услуги, поставлять товары, связанные с гостайной или выполнять работы в режимных объектах.

Внимание, не раскрывайте информацию с гостайной подрядчикам, если у них нет лицензии ФСБ. Раскрытие информации приведет к лишению лицензии и расторжению контракта.

Почти во всех закупках по ГОЗ действует национальный режим, при котором нельзя поставлять иностранные товары и оказывать услуги иностранными лицами. Постановление № 9 устанавливает запрет на допуск иностранных товаров для нужд обороны страны.

Процесс участия в закупках по ГОЗ кажется сложным и непонятным, из-за чего в этой области госзакупок низкая конкуренция. Если вы разберетесь в этом процессе и начнете участвовать в закупках, возможно, сможете занять новую нишу, которая будет приносить вам стабильный доход.

от 8 февраля 2019 года N 334

5. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра О.Н.Рязанцева.

в Министерстве юстиции

18 апреля 2019 года,

регистрационный N 54430

УТВЕРЖДЕН
приказом Минпромторга России
от 8 февраля 2019 года N 334

Порядок определения состава затрат, включаемых в цену продукции, поставляемой в рамках государственного оборонного заказа

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок устанавливает состав затрат, включаемых в цену на товары (работы, услуги), поставляемые (выполняемые, оказываемые) в рамках государственного оборонного заказа (далее - продукция), в случаях, определенных Положением о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 г. N 1465 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 50, ст.7624) (далее - Положение).

Настоящий Порядок также применяется при определении состава фактических затрат на производство и реализацию продукции. Учет фактических затрат осуществляется в соответствии с Правилами ведения организациями, выполняющими государственный оборонный заказ, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 47 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 4, ст.477, 2018, N 20, ст.2837) (далее - Правила).

В состав прямых затрат включаются затраты по следующим статьям калькуляции:

страховые взносы на обязательное социальное страхование (пункт 15 настоящего Порядка);

затраты на подготовку и освоение производства (пункт 16 настоящего Порядка);

затраты на специальную технологическую оснастку (пункт 17 настоящего Порядка);

затраты на специальное оборудование для научных (экспериментальных) работ (пункт 34 настоящего Порядка);

затраты по работам (услугам), выполняемым (оказываемым) сторонними организациями (пункт 35, абзац десятый пункта 41, абзац седьмой пункта 45.1 настоящего Порядка).

Настоящий Порядок не определяет требования к организациям по ведению бухгалтерского и налогового учета затрат.

2. Для целей настоящего Порядка применяются понятия, используемые в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7600; 2013, N 52, ст.6961; 2015, N 27, ст.3950; N 29, ст.4342; 2016, N 27, ст.4250; 2017, N 1, ст.12; N 31, ст.4786; 2018, N 1, ст.65; N 31, ст.4852) и в Положении.

3. Целью настоящего Порядка является экономически обоснованное определение величины затрат, необходимых для осуществления поставки по государственному оборонному заказу единицы продукции и выполнения вспомогательных работ в случае, если государственным заказчиком (заказчиком) установлены условия о поставке продукции с выполнением вспомогательных работ.

4. Настоящий Порядок применяется при определении (калькулировании) себестоимости продукции, поставляемой в соответствии с техническими условиями, техническим заданием, конструкторской и технологической документацией, иными документами (далее - техническая документация), в том числе для научно-технической продукции (научно-исследовательские, опытно-конструкторские, проектно-конструкторские, технологические, в том числе инновационные (внедренческие) и научно-технические работы (услуги), опытные, экспериментальные и макетные образцы или опытные партии изделий (продукции), изготовленные в процессе выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в соответствии с требованиями тактико-технического (технического) задания на создание научно-технической продукции). Объектом калькулирования научно-технической продукции является как научно-техническая продукция в целом, а также отдельные этапы ее создания и отдельные работы в составе этапов (подэтапы).

5. Положения настоящего Порядка распространяются на научно-техническую продукцию, создаваемую по государственным программам Российской Федерации и федеральным целевым программам в рамках государственного оборонного заказа.

6. Настоящий Порядок предназначается для применения всеми государственными заказчиками (заказчиками), потенциальными поставщиками (в том числе потенциальными единственными поставщиками), головными исполнителями (исполнителями) государственного оборонного заказа либо организацией, входящей (планируемой к включению) в кооперацию головного исполнителя независимо от форм собственности (далее - организации), отраслевыми и контролирующим органами.

7. Расчет цены единицы продукции осуществляется по статьям калькуляции, приведенным в приложении N 1 к настоящему Порядку.

Цена вспомогательных работ калькулируется в порядке, установленном для цены единицы продукции.

8. Затраты на поставляемую продукцию должны включаться в цену продукции без учета налога на добавленную стоимость, за исключением случаев, когда продукция не подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость или организация не признается налогоплательщиком указанного налога в соответствии частью второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст.3340, ст.3341; 2001, N 1, ст.18; N 23, ст.2289; N 33, ст.3413, ст.3421, ст.3429; N 49, ст.4554, ст.4564; N 53, ст.5015, ст.5023; 2002, N 1, ст.4; N 22, ст.2026; N 30, ст.3021, ст.3027, ст.3033; N 52, ст.5132, ст.5138; 2003, N 1, ст.2, ст.6, ст.8; N 19, ст.1749; N 21, ст.1958; N 22, ст.2066; N 23, ст.2174; N 24, ст.2432; N 26, ст.2567; N 27, ст.2700; N 28, ст.2874, ст.2879, ст.2886; N 46, ст.4435, ст.4443, ст.4444; N 50, ст.4849; N 52, ст.5030, ст.5038; 2004, N 15, ст.1342; N 27, ст.2711, ст.2713, ст.2715; N 30, ст.3083, ст.3084, ст.3088; N 31, ст.3219, ст.3220, ст.3222, ст.3231; N 34, ст.3517, ст.3518, ст.3520, ст.3522, ст.3523, ст.3524, ст.3525, ст.3527; N 35, ст.3607; N 41, ст.3994; N 45, ст.4377; N 49, ст.4840; 2005, N 1, ст.9, ст.29, ст.30, ст.34, ст.38; N 21, ст.1918; N 23, ст.2201; N 24, ст.2312; N 25, ст.2427, ст.2428, ст.2429; N 27, ст.2707, ст.2710, ст.2717; N 30, ст.3101, ст.3104, ст.3112, ст.3117, ст.3118, ст.3128, ст.3129, ст.3130; N 43, ст.4350; N 50, ст.5246; N 52, ст.5581; 2006, N 1, ст.12, ст.16; N 3, ст.280; N 10, ст.1065; N 12, ст.1233; N 23, ст.2380, ст.2382; N 27, ст.2881; N 30, ст.3295; N 31, ст.3433, ст.3436, ст.3443, ст.3450, ст.3452; N 43, ст.4412; N 45, ст.4627, ст.4628, ст.4629, ст.4630, ст.4738; N 47, ст.4819; N 50, ст.5279, ст.5286; N 52, ст.5498; 2007, N 1, ст.7, ст.20, ст.31, ст.39; N 13, ст.1465; N 21, ст.2461, ст.2462, ст.2463; N 22, ст.2563, ст.2564; N 23, ст.2691; N 31, ст.3991, ст.3995, ст.4013; N 45, ст.5416, ст.5417, ст.5432; N 46, ст.5553, ст.5554, ст.5557; N 49, ст.6045, ст.6046, ст.6071; N 50, ст.6237, ст.6245, ст.6246; 2008, N 18, ст.1942; N 26, ст.3022; N 27, ст.3126; N 30, ст.3577, ст.3591, ст.3598, ст.3611, ст.3614, ст.3616; N 42, ст.4697; N 48, ст.5500, ст.5503, ст.5504, ст.5519; N 49, ст.5723, ст.5749; N 52, ст.6218, ст.6219, ст.6227, ст.6236, ст.6237; 2009, N 1, ст.13, ст.19, ст.21, 22, 31; N 11, ст.1265; N 18, ст.2147; N 23, ст.2772, ст.2775; N 26, ст.3123; N 27, ст.3383; N 29, ст.3582, ст.3598, ст.3602, ст.3625, ст.3639, ст.3641, ст.3642; N 30, ст.3735, ст.3739; N 39, ст.4534; N 44, ст.5171; N 45, ст.5271; N 48, ст.5711, ст.5725, ст.5726, ст.5731, ст.5732, ст.5733, ст.5734, ст.5737; N 51, ст.6153, ст.6155; N 52, ст.6444, ст.6450, ст.6455; 2010, N 1, ст.128; N 15, ст.1737, ст.1746; N 18, ст.2145; N 19, ст.2291; N 21, ст.2524; N 23, ст.2797; N 25, ст.3070; N 28, ст.3553; N 31, ст.4176, ст.4186, ст.4198; N 32, ст.4298; N 40, ст.4969; N 45, ст.5750, ст.5756; N 46, ст.5918; N 47, ст.6034; N 48, ст.6247, ст.6248, ст.6249, ст.6250, ст.6251; N 49, ст.6409; 2011, N 1, ст.7, ст.9, ст.21, ст.37; N 11, ст.1492, ст.1494; N 17, ст.2311, ст.2318; N 23, ст.3262, ст.3265; N 24, ст.3357; N 26, ст.3652; N 27, ст.3881; N 29, ст.4291; N 30, ст.4563, ст.4566, ст.4575, ст.4583, ст.4587, ст.4593, ст.4596, ст.4597, ст.4606; N 45, ст.6335; N 47, ст.6608, ст.6609, ст.6610, ст.6611; N 48, ст.6729, ст.6731; N 49, ст.7014, ст.7015, ст.7016, ст.7017, ст.7037, ст.7043, ст.7061, ст.7063; N 50, ст.7347, ст.7359; 2012, N 10, ст.1164; N 14, ст.1545; N 18, ст.2128; N 19, ст.2281; N 24, ст.3066; N 25, ст.3268; N 26, ст.3447; N 27, ст.3587, ст.3588; N 29, ст.3980; N 31, ст.4319, ст.4322, ст.4334; N 41, ст.5526, ст.5527; N 49, ст.6747, ст.6748, ст.6749, ст.6750, ст.6751; N 50, ст.6958, ст.6968; N 53, ст.7578, ст.7584, ст.7596, ст.7603, ст.7604, ст.7607, ст.7619; 2013, N 1, ст.77; N 9, ст.874; N 14, ст.1647; N 19, ст.2321; N 23, ст.2866, ст.2888, ст.2889; N 26, ст.3207; N 27, ст.3444; N 30, ст.4031, ст.4045, ст.4046, ст.4047, ст.4048, ст.4049, ст.4081, ст.4084; N 40, ст.5033, ст.5037, ст.5038, ст.5039; N 44, ст.5640, ст.5645, ст.5646; N 48, ст.6165; N 49, ст.6335; N 51, ст.6699; N 52, ст.6981, ст.6985; 2014, N 8, ст.737; N 14, ст.1544; N 16, ст.1835, ст.1838; N 19, ст.2313, ст.2314, ст.2321; N 23, ст.2930, ст.2936, ст.2938; N 26, ст.3372, ст.3373, ст.3393, ст.3404; N 30, ст.4220, ст.4222, ст.4239, ст.4240, ст.4245; N 40, ст.5315, ст.5316; N 43, ст.5796, ст.5799; N 45, ст.6157, ст.6159; N 48, ст.6647, ст.6648, ст.6649, ст.6650, ст.6657, ст.6660, ст.6661, ст.6662, ст.6663; 2015, N 1, ст.5, ст.13, ст.15, ст.16, ст.17, ст.18, ст.30, ст.31, ст.32, ст.33; N 10, ст.1393, ст.1402; N 14, ст.2023, ст.2024, ст.2025; N 18, ст.2613, ст.2615, ст.2616; N 24, ст.3373, ст.3377; N 27, ст.3948, ст.3968, ст.3969; N 29, ст.4340, ст.4358; N 41, ст.5632; N 48, ст.6683, ст.6684, ст.6685, ст.6686, ст.6687, ст.6688, ст.6689, ст.6691, ст.6692, ст.6693, ст.6694; 2016, N 1, ст.6, ст.16, ст.17, ст.18; N 6, ст.763; N 7, ст.907, ст.913, ст.920; N 9, ст.1169; N 10, ст.1322; N 11, ст.1480, ст.1489; N 14, ст.1902; N 15, ст.2059, ст.2061, ст.2063, ст.2064; N 17, ст.2479; N 18, ст.2504; N 22, ст.3092, ст.3098; N 23, ст.3298, ст.3302; N 26, ст.3856, ст.3885; N 27, ст.4158, ст.4161, ст.4175, ст.4176, ст.4177, ст.4178, ст.4179, ст.4180, ст.4181, ст.4182, ст.4184; N 49, ст.6841, ст.6842, ст.6843, ст.6844, ст.6845, ст.6846, ст.6847, ст.6848, ст.6849, ст.6850, ст.6851; N 52, ст.7497; 2017, N 1, ст.4, ст.5, ст.16; N 11, ст.1534; N 15, ст.2131, ст.2132, ст.2133; N 25, ст.3590; N 27, ст.3942; N 30, ст.4441, ст.4446, ст.4448, ст.4449; N 31, ст.4802, ст.4803; N 40, ст.5753; N 45, ст.6577, ст.6578, ст.6579; N 47, ст.6842; N 49, ст.7305, ст.7306, ст.7307, ст.7311, ст.7313, ст.7314, ст.7315, ст.7316, ст.7318, ст.7320, ст.7321, ст.7322, ст.7323, ст.7324, ст.7325, ст.7326, ст.7333; 2018, N 1, ст.14, ст.20, ст.50; N 9, ст.1289, ст.1291; N 11, ст.1585; N 18, ст.2558, ст.2565, ст.2568, ст.2575; N 23, ст.3389; N 24, ст.3410; N 27, ст.3942; N 28, ст.4144; N 30, ст.4534; N 32, ст.5087, ст.5090, ст.5093, ст.5094, ст.5095, ст.5096, ст.5127; N 42, ст.6373; N 47, ст.7136; N 49, ст.7496).

9. Группировка затрат по калькуляционным статьям должна производиться в зависимости от их целевого назначения. При этом используются прямые и косвенные методы отнесения затрат на себестоимость продукции.

10. Калькулирование себестоимости продукции должно осуществляться преимущественно прямым методом отнесения затрат на себестоимость продукции. При этом затраты на производство продукции следует калькулировать по каждому виду и году производства продукции.

11. Основанием для включения затрат в себестоимость продукции в соответствии с целями настоящего Порядка является их принадлежность к производству и реализации этой продукции.

12. Несоблюдение (несоответствие) критерия обоснованности (экономической оправданности) и документального подтверждения является основанием для исключения затрат из цены продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу.

II. Состав затрат, включаемых в цену на продукцию

13. Статья калькуляции "Материальные затраты" отражает величину затрат на приобретение материальных ресурсов (за вычетом стоимости возвратных отходов), относящихся на себестоимость продукции в качестве прямых затрат, исходя из норм и нормативов расхода материальных ресурсов и цен их приобретения, включая наценки (надбавки) и комиссионные вознаграждения. В указанную статью затрат включаются следующие под статьи затрат:

а) "приобретение сырья, материалов и вспомогательных материалов", включающая затраты на приобретение сырья и основных материалов, входящих в состав вырабатываемой продукции, образуя ее основу, или являющихся необходимыми компонентами при ее производстве, а также вспомогательных материалов, включающих материалы, используемые при производстве продукции на технологические цели и являющихся необходимым компонентом в процессе производства.

При определении затрат должны учитываться технологические потери в пределах норм, установленных технической документацией.

б) "приобретение полуфабрикатов", включающая затраты на приобретение покупных полуфабрикатов-заготовок и деталей в черновом или не полностью обработанном виде.

При определении затрат должны учитываться технологические потери в пределах норм, установленных технической документацией.

в) "возвратные отходы", включающая стоимость остатков сырья, материалов, полуфабрикатов и других материальных ресурсов, образующихся при производстве продукции и утративших частично потребительские качества исходного материала, подлежащая вычету из статьи калькуляции "Материальные затраты".

Нормы возвратных отходов определяются в соответствии с технической документацией.

Стоимость возвратных отходов определяется:

по пониженной цене исходного материального ресурса (по цене возможного использования);

по полной цене исходного материального ресурса, если отходы реализуются либо используются в качестве полноценного ресурса.

г) "приобретение комплектующих изделий", включающая затраты на приобретение комплектующих изделий, входящих в соответствии с технической документацией в состав продукции.

д) "оплата работ и услуг сторонних организаций производственного характера", которые могут быть прямо отнесены на себестоимость единицы продукции, включающая в том числе:

затраты на выполнение отдельных операций по обработке сырья, материалов и полуфабрикатов;

выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, не состоящим в штате организации, по договорам гражданско-правового характера;

затраты на проведение испытаний для определения качества приобретаемых организацией материальных ресурсов;

затраты на проведение сертификации материальных ресурсов иностранного производства, при наличии соответствующих требований государственного заказчика (заказчика);

затраты по доставке готовой продукции заказчику - включаются в цену вспомогательных работ.

е) "транспортно-заготовительные затраты", включающая затраты, непосредственно связанные с приобретением, доставкой, хранением и отпуском используемых в производстве продукции материальных ресурсов на технологические цели, в том числе:

транспортные услуги по доставке грузов в виде сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий до базисных (центральных) складов организации и по перевозкам (перемещению) указанных грузов внутри организации с базисных (центральных) складов в цеха (подразделения), а также по доставке готовой продукции на склады хранения;

ввозные таможенные пошлины и сборы;

обязательное страхование грузов (сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий) на период их транспортировки;

основная и дополнительная заработная плата работников, непосредственно занятых заготовкой, приемкой, хранением и отпуском материальных ресурсов, а также страховые взносы на обязательное социальное страхование, определенные в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка;

Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 15 октября 2005 г. N 1684-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 43, ст. 4430), приказываю:

утвердить прилагаемый Порядок определения состава затрат на производство продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу.

Врио Министра А. Реус

Порядок определения состава затрат на производство продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу

1. Настоящий Порядок разработан во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 15 октября 2005 г. N 1684-р и устанавливает состав затрат, принимаемых в качестве основы при формировании контрактных цен на поставку и планировании затрат на производство вооружения и военной техники, комплектующих изделий и материалов, работ по ремонту и модернизации вооружения и военной техники, работ по утилизации и уничтожению выводимых из эксплуатации вооружения и военной техники, работ в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также на производство вещевого и военного имущества по государственному оборонному заказу (далее - продукция).

2. Целью настоящего Порядка является экономически обоснованное определение величины затрат, необходимых для производства и реализации каждой единицы подлежащей поставке продукции, отвечающей требованиям, предъявляемым к ее качеству.

3. Порядок применяется при исчислении (калькулировании) себестоимости единицы конкретного вида промышленной продукции (изделия, базового изделия, группы однородных изделий, комплекта, узла, детали и т.д.) или вида выполняемых работ и услуг. Калькуляционная единица должна соответствовать натуральному измерению, принятому для данного вида продукции в стандартах или технических условиях.

4. Порядок предназначается для применения всеми государственными заказчиками и организациями-исполнителями государственного оборонного заказа независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.

II. Состав и содержание статей затрат

5. Расчет себестоимости единицы продукции осуществляется по статьям калькуляции, перечень которых приведен в приложении 1 к настоящему Порядку.

Группировка затрат по калькуляционным статьям производится в зависимости от целевого назначения затрат и мест их возникновения.

При калькулировании себестоимости продукции, поставляемой по государственному оборонному заказу, должны преимущественно использоваться прямые методы отнесения затрат на себестоимость конкретной продукции. Основанием для включения затрат в себестоимость продукции является их принадлежность к производству этой продукции в соответствии с Правилами ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счет средств федерального бюджета, раздельного учета результатов финансово-экономической деятельности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N47. В организациях, выполняющих государственный оборонный заказ, учет затрат, связанный с его выполнением, следует осуществлять отдельно по каждому виду продукции.

6. Статья калькуляции "Затраты на материалы" отражает величину затрат на приобретение материальных ресурсов (за вычетом стоимости возвратных отходов), относящихся на себестоимость продукции в качестве прямых затрат исходя из установленных норм и нормативов расхода материалов и цен их приобретения (без налога на добавленную стоимость) и состоит из:

1) затрат на приобретение сырья и основных материалов, используемых в производстве продукции в соответствии с технологией и образующих ее основу. В указанных затратах учитываются неизбежные технологические потери в пределах установленных норм;

2) затрат на приобретение вспомогательных материалов, используемых в производстве на технологические цели, являющихся необходимым компонентом в процессе изготовления, и относимых на себестоимость конкретных изделий по соответствующим нормам и нормативам;

3) затрат на приобретение покупных полуфабрикатов - заготовок и деталей в черновом или не полностью обработанном виде. Себестоимость полуфабрикатов собственного производства отражается по соответствующим статьям затрат. Организации, имеющие собственные заготовительные производства, в отдельных случаях могут калькулировать и показывать эти затраты отдельно, как полуфабрикаты собственного производства.

При определении указанных затрат учитываются неизбежные технологические потери, порядок нормирования которых регламентируется нормативными документами;

4) затрат на приобретение комплектующих изделий в порядке производственной кооперации, и требующих дополнительных затрат на сборку при укомплектовании выпускаемой продукции;

5) затрат на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или (и) собственными обслуживающими производствами, которые могут быть прямо отнесены на себестоимость данного вида продукции;

6) транспортно-заготовительных расходов, включающих ввозные таможенные пошлины и сборы, провозную плату, стоимость услуг по доставке и разгрузке, содержание специализированных заготовительных цехов и складов, расходы на оплату командировок, непосредственно связанных с заготовкой материалов. На эту же статью относятся потери сырья и материалов в пределах норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

7) затрат на все виды топлива на технологические цели, как получаемые со стороны, так и вырабатываемые самой организацией, относимые на стоимость изделий либо прямым способом, если такая возможность имеется, либо с помощью утвержденных в установленном порядке нормативов;

8) затрат на все виды электрической, тепловой и других видов энергии на технологические цели (приобретаемой и вырабатываемой), а также расходов на трансформацию и передачу энергии, относимых на стоимость изделий либо прямым способом, если такая возможность имеется, либо по соответствующим нормативам;

9) затрат по оплате тары (невозвратной) и упаковки, полученных от поставщиков материальных ресурсов, и затрат на восстановление возвратной тары. Отнесение тары к возвратной или невозвратной и ее оценка определяется с учетом условий контракта на приобретение материальных ресурсов;

10) стоимости остатков сырья, материалов, полуфабрикатов и других материальных ресурсов, образующихся во время технологического процесса изготовления продукции и утративших частично потребительские качества исходного материала (далее - возвратные отходы), которая вычитается из затрат на материалы и покупные полуфабрикаты.

Возвратные отходы оцениваются по:

пониженной цене исходного материального ресурса (по цене возможного использования);

полной цене исходного материального ресурса, если отходы реализуются на сторону для использования в качестве полноценного ресурса.

7. Статья калькуляции "Затраты на оплату труда основных производственных рабочих" включает основную заработную плату и компенсации (дополнительную заработную плату) производственных рабочих, относящуюся на конкретные изделия (заказы) в качестве прямых затрат.

В состав основной заработной платы производственных рабочих включаются затраты на оплату труда, начисляемую за выполнение операций по сдельным нормам и расценкам, оплату труда рабочих-повременщиков и других категорий работающих, непосредственно участвующих в процессе производства; начисления стимулирующего характера; затраты на оплату труда за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, а также надбавки, обусловленные районным регулированием оплаты труда.

В состав начислений стимулирующего характера включаются премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство и иные начисления, предусмотренные системой оплаты труда, применяемой в организации.

В состав затрат на оплату труда за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, включаются расходы, связанные с особым режимом работы и условиями труда в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Размер основной заработной платы производственных рабочих, относимый на данную статью, определяется исходя из расчетной (плановой) трудоемкости и тарифных ставок (окладов) оплаты труда работника за выполнение нормы труда (трудовых обязательств), дифференцированных по видам работ и признаку сложности (квалификации) за единицу времени, принятых в коллективном договоре организации.

Расчет организацией трудоемкости изготовления изделия в плановом периоде должен учитывать ее фактическую величину, достигнутую в отчетном периоде, процент переработки норм в указанном периоде, а также базироваться на анализе планируемых мероприятий по повышению производительности труда и изменению соотношения технически обоснованных и опытно-статистических норм.

При планировании расходов на оплату труда допускается по согласованию с заказчиком использование показателя среднего размера заработной платы, который определяется исходя из его уровня, достигнутого организацией в отчетном периоде, с учетом уровня оплаты труда в отрасли и регионе. При этом фонд оплаты труда организации отчетного периода корректируется, исходя из планируемого объема производства продукции, намеченных мероприятий по повышению производительности труда и с учетом прогнозируемого на федеральном уровне показателя инфляции.

Доля тарифной части в составе заработной платы и минимальный размер оплаты труда (размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда) должны быть не ниже размера, установленного соответствующим отраслевым соглашением, подписываемым в соответствии со статьей 45 Трудового кодекса Российской Федерации. При этом размеры месячной оплаты труда в соответствии со статьями 132 и 133 Трудового кодекса Российской Федерации не могут быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека и максимальным размером не ограничиваются.

Компенсации (дополнительная заработная плата) включают начисления, предусмотренные коллективными договорами за фактически неотработанное время и относятся на себестоимость конкретной продукции по нормативу к основной заработной плате производственных рабочих, согласованному с заказчиком.

8. Затраты по статье калькуляции "Отчисления на социальные нужды" включают единый социальный налог и взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Величина отчислений определяется в порядке и размерах, установленных законодательством Российской Федерации.

9. Статья калькуляции "Затраты на подготовку и освоение производства" включает пусковые расходы и затраты на подготовку и освоение производства новых видов продукции, относимые на себестоимость этой продукции (заказа), в порядке, согласованном с заказчиком, если ранее указанные расходы не были возмещены отдельным контрактом.

Пусковые расходы включают затраты, связанные с обеспечением готовности новых производств, цехов и агрегатов к вводу их в эксплуатацию путем комплексного опробования (под нагрузкой) всех машин и механизмов (пробная эксплуатация) с пробным выпуском предусмотренной проектом установочной партии продукции, наладкой оборудования. Номенклатура пусковых расходов приведена в приложении 2 к настоящему Порядку.

Затраты на подготовку и освоение производства новых видов продукции включают расходы, связанные с разработкой технологического процесса изготовления продукции, проектированием специальной оснастки, инструментов и приспособлений, организацией производства, которые не носят капитальный характер. Номенклатура затрат на подготовку и освоение производства новых видов продукции приведена в приложении 3 к настоящему Порядку.

Нормы списания на единицу продукции устанавливаются по согласованию с заказчиком исходя из величины затрат и объема выпуска продукции.

10. Статья калькуляции "Затраты на специальную технологическую оснастку" включает затраты на изготовление, приобретение, ремонт и поддержание в рабочем состоянии технологической оснастки целевого назначения. Затраты на изготовление специальной технологической оснастки и инструментов собственного изготовления учитываются по себестоимости их изготовления. Списание затрат по специальной оснастке на себестоимость продукции осуществляется в соответствии с согласованной с заказчиком ставкой погашения на единицу изделия, рассчитанной исходя из сметы расходов и количества изделий. При изготовлении единичных заказов расходы по изготовлению инструментов и приспособлений целевого назначения относятся на себестоимость продукции по данному заказу в соответствии с условиями контракта.

11. Статья калькуляции "Специальные затраты" предусматривается в калькуляции отдельной строкой, если данные затраты имеют значительный удельный вес в связи со спецификой технологического процесса изготовления продукции. К ним относятся, в частности, затраты на содержание специальных служб организации, оказание специальной технической помощи сторонними организациями, специальные испытания изделий и др. Номенклатура специальных затрат, относимых на данную статью, приведена в приложении 4 к настоящему Порядку.

Если удельный вес специальных затрат незначителен, то они учитываются в составе общехозяйственных затрат.

12. На статью калькуляции "Общепроизводственные затраты" относятся затраты на содержание, амортизацию и ремонт производственных зданий и сооружений, оборудования, внутризаводского транспорта и других видов производственного имущества цехов, износ и затраты на восстановление приспособлений производственного назначения и т.д., основная и дополнительная заработная плата аппарата управления цехов или иных производственных подразделений с отчислениями на социальные нужды, другие расходы, связанные с управлением и обслуживанием производства в соответствии с номенклатурой общепроизводственных затрат, приведенной в приложении 5 к настоящему Порядку.

В том случае, если предусматривается формирование ремонтного фонда, то затраты на все виды ремонта основных средств в общепроизводственные и общехозяйственные расходы не включаются.

В состав общепроизводственных затрат не включаются расходы на работы, выполняемые для собственного капитального строительства или ремонта, а также услуги для непромышленных хозяйств.

Общепроизводственные затраты каждого структурного подразделения (цеха) могут относиться на виды производимой продукции либо прямым счетом, либо одним из следующих методов, определяемых спецификой производимой продукции: пропорционально основной заработной плате производственных рабочих (в отраслях, специализирующихся на выпуске конструктивно и технологически близкой продукции), по нормо-часам, по сметным ставкам, пропорционально выпуску.

13. Статья калькуляции "Общехозяйственные затраты" включает затраты, связанные с организацией и управлением деятельностью организации в целом: основная и дополнительная заработная плата управленческого персонала с отчислениями на социальные нужды, амортизация, расходы на содержание и ремонт зданий, сооружений, инвентаря и иного имущества общехозяйственного назначения; расходы, связанные со служебными командировками; расходы на содержание лабораторий общехозяйственного назначения и расходы, связанные с проводимыми в них испытаниями, исследованиями и опытами; расходы на подготовку и переподготовку кадров, и другие расходы общехозяйственного назначения в соответствии с номенклатурой общехозяйственных затрат, приведенной в приложении 6 к настоящему Порядку.

Общехозяйственные затраты распределяются между всеми видами конечной продукции, как правило, пропорционально основной заработной плате производственных рабочих. Исходя из специфики производимой продукции, может быть установлен иной порядок распределения, общехозяйственных затрат, согласованный с заказчиком и отраженный в учетной политике организации.

На продукцию внутризаводского оборота общехозяйственные затраты не распределяются.

14. В статью калькуляции "Прочие производственные затраты" включаются:

проценты по кредитам, в размере не более ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации на момент формирования цены на изделие. Размеры и сроки кредитов рассчитываются по согласованию с заказчиком, исходя из потребности организации в денежных средствах на производство конкретного заказа с учетом получаемых авансов;

страховые взносы по различным видам страхования рисков, возникающих при производстве, хранении и транспортировке военной продукции. Расходы по обязательным видам страхования включаются в пределах страховых тарифов, утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации и требованиями международных конвенций, расходы по другим видам страхования включаются по нормативам, согласованным с заказчиком;

другие виды затрат, в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком.

15. Статья "Затраты на ремонт" вводится в калькуляцию, если в организации образован ремонтный фонд.

Списание этих затрат осуществляется по нормативам, согласованным с заказчиком.

16. Сумма затрат, отраженных в калькуляционных статьях по строкам 01, 12, 15, 16, 19, 20, 21, 22 и 23 и приведенных в перечне статей калькуляции, составляет производственную себестоимость калькуляционной единицы (строка 24).

17. По статье калькуляции "Внепроизводственные затраты" (строка 25) отражаются: транспортные расходы по доставке готовой продукции, а также расходы на тару и упаковку на складах готовой продукции, - в соответствии с условиями государственного контракта. Производственная себестоимость калькуляционной единицы, увеличенная на величину внепроизводственных затрат, составляет ее полную себестоимость (строка 26).

Читайте также: