Что входит в состав технических средств автоматизированного рабочего места диспетчера атп

Опубликовано: 17.09.2024

Автотранспортное предприятие (АТП) представляет собой комплекс производственных подразделений (участки, автоколонны, зоны ТО и ремонта, склады) и служб (технический отдел, плановый отдел, бухгалтерия и т.д.), в каждом из которых решается конкретная задача. Все подразделения АТП можно разделить на две части, которые выполняют свои определённые функции либо на территории предприятия, либо за его пределами. Деятельность подразделений и персонала отражается в различных документах: табель работы персонала, наряд выхода на линию, путевой и ремонтный листы, товарно-транспортная накладная, требование на получение запасных частей и др. Результаты деятельности АТП оформляются в виде различных сводок и отчётов. Таким образом, источниками информации являются подразделения предприятия, в которых работники выполняют определённые виды работ.

Носители информации на АТП, т.е. документы, в процессе составления и формирования проходят через подразделения предприятия, каждое из которых вносит или извлекает из него определённые данные. Набор документов в соответствии с маршрутом их движения представляет собой документооборот (информационный поток предприятия). Маршрут движения документов (схема документооборота) специфичен для каждого конкретного автотранспортного предприятия. Показатель рациональности документооборота АТП может быть определён рядом критериев:
– объём обрабатываемой информации;
– соотношение объёма нормативно-правовой, справочной, первичной и вторичной информации;
– степень дублирования информации;
– трудоёмкость обработки данных и др.

На АТП в основном применяется децентрализованная технология обра­ботки данных, при которой документы (первичная информация) обрабатываются персоналом вручную, а также без каких-либо посред­ников формируются необходимые выходные данные.

Со значительной частью первичных документов работает несколько подразделений предприятия. К примеру, требование на запасные части следуют по схеме: автоколонна – склад – бухгалтерия, при этом в каждом подразделении в них вносится своя информация, которая не дублирует уже имеющуюся.

Содержание вторичных документов полностью или частично повторяет информацию первичных.

При обработке путевой документации формируется большое количество отчётов, сводок и справок, при этом выполняются сортировки и разноски содержащихся в них сведений (по водителям, маркам, автоколоннам, автомобилям, и др.). При анализе документооборота дублирующая информация полностью присутствует почти в 80% вторичных документов, в оставшихся 20% присутствуют сведения первичных документов. Данный анализ свидетельствует о необходимости применения автоматизаций систем управления на предприятии.

При внедрении АСУ на предприятии рекомендуется:
– реализовать обмен информацией между подразделениями и отделами АТП с помощью локальной компьютерной сети;
– проверка всей схемы и структуры документооборота АТП (уменьшение первичной документации до минимума);
– хранение первичной документации на электронных носителях;
– применение единой нормативной и справочной информации всеми отделами и подразделениями АТП;
– однократное введение первичной информации в систему (электронную базу данных);
– с целью сокращения обменных информационных потоков перераспределить задачи между подразделениями и отделами предприятия;
– функционирование всех информационных систем и подсистем в режиме реального времени.

Типовая структурная схема информационной системы АТП (рис. 2.1) включает комплекс взаимосвязанных авто­матизированных рабочих мест [1].



Рис. 2.1. Схема информационной системы АТП

Автоматизированное рабочее место (АРМ) – программно-технический комплекс, автоматизирующий процедуру ввода, обработки, изменения и использования информации об объекте или системе, вынесен­ный на рабочее место.

Функции самостоятельного АРМ будут разными для каждого типа АТП (пассажирского, грузового, таксомоторного и т.д.). Тем не менее все АРМ дол­жны работать в пределах локальной (единой) сети и использовать общую базу данных.

Первичная информация должна вводиться в ЭВМ однократно через АРМ подразделения, где появляется, затем может быть использована любым отделом или подразделением предприятия. Поиск, обмен, анализ и обработка информа­ции должны выполняться автоматически на основе прикладных программных средств. Ниже приведены структурные схемы и базовые функции каждого АРМ на примере пассажирского АТП.



Рис. 2.2. АРМ отдела кадров

АРМ отдела кадров (рис. 2.2) предназначен для ввода и корректировки персональной информации о работниках автотранспортного предприя­тия. Здесь производится заполнение необходимых справочников (структура подразделений предприятия, штатные расписания, категория работников, уровень образова­ния и т.д.). Персонал отдела кадров отслеживает все движения работников (приём, переход в другое подразделение, увольнение), а также из­менения информации работника по смене места жительства, изменения классности, рождения детей и др. с изданием соот­ветствующих распоряжений или приказов. Модуль анализа кад­рового состава позволяет получить оперативную информацию о списочном составе подразделения, потребностях в персонале, текучести, вакансиях и др. Данная информация об изменениях кадро­вого состава сразу отображается в базе данных (БД) и становит­ся доступной для использования с других АРМ.

АРМ диспетчера (рис. 2.3) предназначен для оперативного планирования работы водителей и кондукто­ров. Здесь производится заполнение необходимых справочников (маршрут движения, расписание и др.). Диспет­чером составляются месячные графики работы линейного персо­нала, вносятся в данные графиков оперативные корректировки (неявка по причине болезни), анализируются табели фактической работы линейных работников, составляются суточные наряды выхода на работу. Производится оперативная корректировка на­рядов, обеспечивается их печать и передача в автоколонны. При наличии данного АРМ резко сокращаются трудовые затраты на обработку путевой документации, потому что при формировании нарядов плановая работа водителя автоматически зано­сится в БД.


Рис. 2.3. АРМ диспетчера

АРМ таксировщика (рис. 2.4) предназначен для ввода, обработки и анализа путевой документации. Здесь обрабатываются путевые листы по всем видам работ (маршрутные, ком­мерческие, заказные, хозяйственные и др.). Осуществляется ввод информации о выданном водителю топливе (ведомости топливораз­дачи или путевые листы), выручке кондуктора (билетно-учётные или путевые листы). Кроме того, на данном АРМ оформляются сход подвижного состава с линии, смены маршрутов, замены кондукторов и др. В фоновом режиме происходят расчёты отработанных часов, коррек­тировки плановой выручки (при сходе с линии), нормативного расхода топлива, расчёты пробегов и др.



Рис. 2.4. АРМ таксировщика

АРМ технического отдела (рис. 2.5) предназначен для ввода, корректировки и анализа информации о транспортных средствах АТП. Здесь производится заполнение необходимых справочников (марка подвижного состава, нормативы ТО и ремонта и др.). Работник тех­нического отдела отслеживает все перемещения подвижного состава (получение, перевод в другое подразде­ление, списание), а также изменение по конкретным транспортным средствам (закрепление за водителем, замена двигателя и др.) с изданием соответствующих распоряжений или приказов. Модуль анализа состояния подвижного состава позволяет получить оперативную информацию о возрастной структуре пар­ка, пробеге, закреплении за водителем и др.


Рис. 2.5. АРМ технического отдела

АРМ склада (рис. 2.6) предназначен для отслеживания движения материалов и запасных частей (приход, расход, остаток). Здесь производится заполнение необходимых справочников (вид материального средства, место их хранения, группа, подгруппа деталей и др.). Персоналом склада отслеживаются все перемещения запасных частей на АТП (приход, передача на промежуточный склад, выдача водителю, продажа и т.д.) с соответствующим оформлением документации.


Рис. 2.6. АРМ склада

Модуль анализа состояния склада позволяет получать оперативную информацию о местонахождении и наличии запасных частей, складских остатках, дефиците или залежалости деталей и материалов и пр. Данная информация об изменениях состояния склада сразу отображается в БД и становится доступной для использования с других АРМ. При организации данного рабочего места нужна чёткая согласованность действий с рабочим местом материальной части бухгалтерии. Для некоторых предприятий данный АРМ может быть не обязательным, в особенности, если складское помещение находится на большом расстоянии от административного здания.

АРМ ремонтной службы (рис. 2.7) предназначен для планирования технических обслуживаний (ТО-1 и ТО-2), а также для учёта ремонтных воздействий на транспортные средства предприятия. Здесь производится заполнение необходимых справочников (вид ремонтного воздействия, норматив трудоёмкости и про­стоя в ТО и ремонте, стоимость ремонта и др.). Персоналом данной службы отслеживаются все перемещения подвижного состава АТП (постановка на ремонт, перемещения по ремонтным зонам, выход из ремонта) с изданием соответствующих документов (ремонтные листки). Модуль анализа простоев на ТО и ремонте позволяет получать оперативную информацию о местонахождении подвижного состава, готовности к выполнению транспортной работы и др.



Рис. 2.7. АРМ ремонтной службы

АРМ техника учёта ресурса шин (рис. 2.8) предназначен для определения пробега каждой шины, установленной на транспортном средстве, для анализа износа шины (по моделям шины, заводам-изготовителям, пробеговым маршрутам, маркам автомобилей и пр.), формирования заявки для отправки шин на шиноремонтные предприятия. На основании этих данных можно проанализировать причины преждевременного износа шины. Здесь производится заполнение необходимых справочников (модель шины, завод-изготовитель, нормы износа шин, классификация причин преждевременного износа и др.).

Работники данной службы заносят в БД сведения о шинах, установленных на транспортных средствах, отслеживают все перемещения шин по каждому подвижному составу (монтаж, демонтаж) с изданием соответствующих распоряжений, приказов или актов. Модуль разноски пробегов шин позволяет производить расчёты пробегов в автоматическом режиме. Модуль анализа износов шин позволяет получать оперативные сведения о пробегах шин, сведения о причине их преждевременного износа.



Рис. 2.8. АРМ техника учёта ресурса шин

АРМ техника по учёту топлива (рис. 2.9) предназначен для ввода и корректировки нормативов использования топлива, получения выходных данных об анализе расхода топлива, каждодневного контроля правильности ввода параметров количества топлива, полученного водителями, получения оперативной информации о перерасходе топлива. Сведения о пробегах и расходах топлива формируются в процессе работы АРМ таксировщика автоматически.



Рис. 2.9. АРМ техника по учёту топлива

Автоматизированное рабочее место (АРМ) — программно-технический комплекс, предназначенный для автоматизации деятельности определенного вида. АРМ объединяет программно-аппаратные средства, обеспечивающие взаимодействие человека с компьютером, предоставляет возможность ввода информации (через клавиатуру, компьютерную мышь, сканер и пр.) и её вывод на экран монитора, принтер, графопостроитель, звуковую карту — динамики или иные устройства вывода. Как правило, АРМ является частью автоматизированной системы управления.

Создание автоматизированных рабочих мест предполагает, что основные операции по "накоплению, хранению и переработке информации возлагаются на вычислительную технику, а работник сферы управления (экономист, технолог, руководитель и т.д.) выполняет часть ручных операций и операций, требующих творческого подхода при подготовке управленческих решений. Персональная техника применяется пользователем для контроля производственно-хозяйственной деятельности, изменения значений отдельных параметров в ходе решения задачи, а также ввода исходных данных в АРМ для решения текущих задач и анализа функций управления.

Целью реализации информационной системы на предприятии является повышение эффективности транспортного и производственного процесса на базе использования современных компьютеров, распределенной обработки информации, распределенных баз данных, различных информационно-вычислительных сетей путем обеспечения циркуляции и переработки информации.

Общая структурная схема включает в себя следующие АРМ: АРМ отдела кадров, АРМ технического отдела, АРМ бухгалтерии, АРМ отдела эксплуатации, АРМ диспетчера (рис.6).

Рис. 6 - Структурная схема информационной системы ООО «ОмскПассажирТранс»

1) АРМ отдела кадров - предназначены для автоматизации деятельности отдела кадров организации (рис.7). Система позволяет обеспечить многопользовательский доступ к единой базе данных организации, при этом возможна одновременная работа нескольких пользователей с информацией, что позволит гибко распределить обязанности между сотрудниками (например, регистрация новых сотрудников, модификация информации, поиск, формирование отчетов и прочее). При работе в многопользовательском режиме пользователям назначаются права доступа к информации (например, только начальник отдела кадров может редактировать справочники цехов завода). Однако система не исключает возможность работы и в локальном варианте - на одном рабочем месте.

Здесь заполняются необходимые справочники (штатное расписание, категории работников, виды образования, структура подразделений предприятия и пр.). Персонал отдела кадров отслеживает все перемещения работников (приём, увольнение, переход в другое подразделение), а также изменение по конкретным работникам (смена места жительства, изменение классности, рождение детей и пр.) с выдачей соответствующих приказов и распоряжений. Модуль анализа кадрового состава позволяет получать оперативные данные о текучести, потребности, вакансиях, списочный состав подразделений и пр. Вся информация об изменениях кадрового состава мгновенно отражается в базе данных и становится доступной для чтения с других рабочих мест.

Рис. 7 - Функциональная схема АРМ отдела кадров

2) АРМ технического отдела – предназначены для ввода и корректировки информации о подвижном составе предприятия (рис.8).

АРМ необходимо для планирования ТО-1, ТО-2, ТР, учёта ремонтных воздействий на автомобили, а также для разработки маршрутных листов.

Здесь заполняются необходимые справочники (виды ремонтных воздействий, нормативы трудоёмкости и простоя в ТО и ремонте, стоимости ремонта и пр.). Персонал данной службы отслеживает все перемещения автомобилей по предприятию (постановка в ремонт, перемещения по ремонтным зонам, выход из ремонта) с формированием соответствующих документов (ремонтных листов). Модуль анализа состояния подвижного состава позволит получить оперативные данные о местонахождении автомобиля, готовности к выполнению транспортной работы, о простоях в ремонте и пр. Вся информация об изменении состояния подвижного состава мгновенно отражается в базе данных и становится доступной на чтение с других рабочих мест.




Рис. 8 Функциональная схема АРМ технического отдела

3) АРМ бухгалтерии - это наиболее сложная служба (с точки зрения реализации и сопровождения) и должна состоять из комплекса самостоятельных АРМ, функционально связанных как между собой, так и с другими рабочими местами предприятия. Все бухгалтерские проводки должны фиксироваться в главной книге. Исходя из этого, в бухгалтерии должны функционировать подсистемы (рис.8).

Основные подсистемы бухгалтерии:

а) Расчёт заработной платы (все категории работников). При подсчете заработной платы необходимо учитывать файл, в котором хранятся начисления сотрудникам за почасовую работу. Следует автоматизировать вычитание разнообразных налогов, учитывать льготы различным категориям сотрудников.

Система должна следить за фондом заработной платы, автоматически предупреждать пользователя при перерасходе фонда, и наоборот, учитывать экономию фонда и учитывать эту экономию в дальнейшем. Программа должна тщательно документировать все свои действия и выдавать отчеты, по которым можно было всегда ревизовать ее деятельность.

б) Учёт основных средств.

в) Учёт малоценных материалов.

г) Работа с банком (выписка платёжных поручений). Необходимо автоматизировать учет и хранение банковских документов, как-то: платежные поручения, банковские объявления, выписки из банка на каждую проведенную операцию.

д) Работа с внешними организациями (поставщики запчастей, договорные работы и др.). АТП имеет массу смежников и клиентов (поставщики песка, топлива и т.д.), ведутся работы с другими организациями по договорам (ремонт зданий, оборудования). При этом возможны различные формы расчетов, то есть полная или частичная предоплата или оплата после получения. При большом количестве клиентов и поставок необходимо отслеживать движение материальных и денежных средств.

Эта функция и выполняется подсистемой учета работы с внешними организациями. В системе присутствует модуль ведения основных справочников (склады, клиенты, поставщики, виды договоров и т.д.). Все новые договоры вводятся в систему через соответствующий модуль. Денежные проводки выполняются либо в данном АРМ, либо в АРМ работы в банке. Имеется модуль анализа состояния поставок и движения денежных средств, который позволяет выдать соответствующие выходные формы.

Рис. 9 - Основные элементы подсистемы бухгалтерского учета

4) АРМ отдела эксплуатации - предназначен для планирования технико-экономических показателей (ТЭП), убытков и доходов. Кроме того, здесь выполняется расчёт премий и анализ деятельности предприятий. Формы анализа должны формироваться по всем видам работ (маршрутные, заказные, хозяйственные, коммерческие и пр.) в разрезе всех подразделений предприятия (отработанные часы, расход топлива, фактическая выручка и пр.).

5) АРМ диспетчера - предназначены для оперативного контроля объекта диспетчеризации и для управления объектом.

АРМ диспетчера позволяет получать из БД реального времени любую историческую и текущую информацию по всем контролируемым параметрам ТП автоматизированного объекта, а также проводить анализ и вывод на печать полученной информации с применением графиков и диаграмм.


Федорченко, Н. А. Виды информационных сетей и построение их на базе АРМов АТП / Н. А. Федорченко, А. Р. Федорин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6.3 (110.3). — С. 39-43. — URL: https://moluch.ru/archive/110/27240/ (дата обращения: 27.05.2021).

Виды информационных сетей и построение их на базе АРМов АТП

Федорченко Никита Александрович, студент; Федорин А. Р.

Научный руководитель: кандидат экономических наук, доцент Польшакова Наталья Викторовна

Орловский государственный аграрный университет

Анализ опыта реализации информационных систем. Анализ развития современной вычислительной техники, программного обеспечения, методов инженерии знаний и искусственного интеллекта. Отмечаются основные элементы в современных информационных системах.

Ключевые слова: автоматизированное рабочее место (АРМ), информационная сеть, предприятие, автотранспортное предприятие (АТП)

Анализ опыта реализации информационных систем показывает, что, чуть ли не каждое автотранспортное предприятие идет своим путем, однако совершает при этом одинаковые ошибки. В частности:

— практически во всех АРМах персоналу предприятий выдаются только выходные формы, анализ которых и лежит в основе принятия управленческих решений, при этом не используются такие мощные средства как экспертные системы, позволяющие автоматизировать процессы принятия решений, накапливать знания об управляемой системе;

— программные средства заказываются у разных разработчиков, которые зачастую используют несовместимые системы программирования (dBASE, FoxBASE, Clipper, Clarion, Paradox, Paskal и пр.), в результате чего не удается реализовать обмен данными между готовыми АРМами, что снижает эффективность работы всей системы, а следовательно и отдачу от вложенных средств;

— узким местом продолжает оставаться ручной ввод информации в компьютер, эта процедура утомительна для персонала и высока вероятность ввода ошибочных данных или сознательного искажения информации.

— при создании АРМов осуществляется механический перенос существующих информационно-технологических процессов в прикладные программы, а ведь не секрет, что сложившийся документооборот далек от совершенства;

— в основном реализуются учетно-статистические задачи (учет работы на линии, складской учет, бухгалтерский учет и пр.), при этом мало внимания уделяется задачам управления затратами (на топливо, шины, запчасти и пр.);

— как правило, отсутствует комплексный подход к решению задач АТП на единой программно-технической базе. В целях экономии средств поэтапно автоматизируют отдельные виды работ (складской учет, бухгалтерский учет, учет ТО и ремонтов, учет работы водителей и пр.) без проработки всей схемы информационной системы [1,2].

Анализ развития современной вычислительной техники, программного обеспечения, методов инженерии знаний и искусственного интеллекта показывает, что на современном этапе необходимо ориентироваться на использование ЭВМ инженерно-техническими работниками предприятия, на встраивание информационных систем в реальные технологические процессы функционирования предприятия. Это позволит ликвидировать (или, в крайнем случае, резко ослабить) влияние недостатков централизованной и двухуровневой систем обработки данных, одновременно обеспечивая переход на безбумажную технологию, что при наличии технических и программных средств, локальных вычислительных сетей существенно повысит быстродействие и качество коммутационных процессов управления. Только применение АРМов на базе ПЭВМ может автоматизировать ту рутинную часть работы специалистов, которая отнимает у них до 75 % рабочего времени. Экономический эффект этого процесса очевиден, но требуется серьезная подготовка инфраструктуры предприятия (техническое и программное обеспечение), серьезная работа по подготовке и переподготовке кадров [3,2].

При информатизации производственных процессов руководители предприятий не должны повторять общих ошибок своих коллег, необходимо руководствоваться общими принципами, лежащими в основе построения современных информационных систем.

Прежде всего, есть 3 пути, по которым информация может попасть в базу данных компьютера:

— через средства автоматической идентификации объектов (магнитной, штриховой, радиочастотной и пр.).

— от персонала АТП (заявка на ремонт, требование на получение запчасти и т. п.);

— из первичной документации (техпаспорт, путевой лист и т. п.);

Если первичный документ появляется от сторонней организации (например, технический паспорт на автомобиль), то естественно данные в компьютер вносятся с уже готового документа. Если документ является внутренним (например, ремонтный лист), то нет необходимости его ручного формирования. Данные о характере неисправности могут быть внесены в компьютер со слов персонала (в данном случае – водителя), а документ (в случае необходимости) будет сформирован системой автоматически. Если требуется абсолютная достоверность информации и существует соответствующая технологическая возможность, то данные могут попадать в компьютер, минуя персонал — через средства автоматической идентификации объектов. В этом случае вообще отпадает необходимость в формировании первичных документов, система может сразу выдать соответствующую сводку (например, сведения о работе водителей на линии без путевых листов). Естественно при реализации информационных систем необходимо стараться придерживаться второго или третьего пути.

Есть два пути, по которым можно получить вторичный документ.

Первый — сформировать отчетные сведения о деятельности подразделений предприятия, которые могут быть выданы на экран монитора или на бумажные носители в виде выходных форм.

Второй — получить управленческое решение с помощью экспертной системы. Формирование выходных форм это наиболее легко реализуемый, традиционный путь, однако персонал должен обладать достаточным опытом и знаниями, что бы принять правильное решение на основе анализа данных вторичных документов. Использование экспертных систем достаточно новое направление для нашей страны. Этот путь более сложный с точки зрения реализации, однако, гораздо эффективней с точки зрения обоснованности и оптимальности принятых решений. Этот путь особенно целесообразен, если требуется анализировать большое количество информации, а цена ошибки достаточно велика.

Основным элементом в современных информационных системах является автоматизированное рабочее место (АРМ) — проблемно-ориентированный программно-технический комплекс, вынесенный на рабочее место и автоматизирующий в режиме диалога некоторый набор управленческих процедур конечного пользователя при его непосредственном участии. Первичная информация должна вводится в ЭВМ один раз через АРМ того подразделения, где она возникает (зарождается), а затем может быть использована любым подразделением АТП. Поиск, обмен, обработка и анализ информации должен выполняться автоматически посредством прикладных программных средств.

Кроме того, при реализации информационных систем необходимо придерживаться следующих принципов:

—использование единой нормативно-справочной информации всеми подразделениями предприятия;

— работа всех информационных подсистем в режиме реального времени;

— пересмотр всей структуры и схемы документооборота предприятия, т. е. сокращение до минимума первичной документации и (по возможности) формирование их на ЭВМ, исключение из оборота всех вторичных и промежуточных носителей информации;

— однократный ввод первичной информации в ЭВМ с использованием всех возможностей СУБД контроля ошибок ввода;

— отделение нормативно-справочной информации от текущей (постоянно изменяющейся) и ее хранение на магнитных носителях;

— реализация обмена информацией между подразделениями АТП через локальную компьютерную сеть;

— перераспределение задач между подразделениями АТП с целью сокращения обменных информационных потоков.

Структура информационной системы автотранспортного предприятия включает комплекс взаимосвязанных автоматизированных рабочих мест (АРМов):

Сразу следует оговориться, что структура информационной и функции отдельных АРМов будут разными для различных типов АТП (пассажирские, грузовые, таксомоторные и пр). Однако, вне зависимости от этого все рабочие места должны работать в рамках единой (локальной) сети, с использованием единой базы данных.

АРМ отдела кадров предназначен для ввода и корректировки информации о персонале предприятия. Здесь заполняются необходимые справочники (штатное расписание, категории работников, виды образования, структура подразделений предприятия и пр.). Персонал отдела кадров отслеживает все перемещения работников (прием, увольнение, переход в другое подразделение), а также изменения по конкретным работникам (смена места жительства, изменение классности, рождение детей и пр.) с выдачей соответствующих приказов и распоряжений. Модуль анализа кадрового состава позволит получить оперативные данные о текучести, потребности, вакансиях, списочный состав подразделений и пр. Все данные об изменениях кадрового состава мгновенно отражаются в базе данных и становятся доступными на чтение с других рабочих мест.

АРМ технического отдела предназначен для ввода и корректировки информации о подвижном составе предприятия. Здесь заполняются необходимые справочники (марки автомобилей, нормативы технического обслуживания и пр.). Персонал технического отдела отслеживает все перемещения автомобилей (получение, списание, перевод в другое подразделение), а также изменения по конкретным автомобилям (смена двигателя, закрепление за водителем и пр.) с выдачей соответствующих приказов и распоряжений. Модуль анализа состояния подвижного состава позволит получить оперативные данные о пробегах, возрастной структуре парка, закрепления за водителями и пр. Все данные об изменениях подвижного состава мгновенно отражаются в базе данных и становятся доступными на чтение с других рабочих мест.

АРМ техника по учету топлива предназначен для ввода и корректировки топливных нормативов, получения выходных форм анализа расхода топлива, ежедневного контроля правильности ввода топлива, полученного водителями, получение оперативных сведений о пережоге. Данные о пробегах и расходе топлива формируются автоматически в ходе работы АРМа таксировщика.

АРМ диспетчера предназначен для оперативного планирования работы водителей и кондукторов. Здесь заполняются необходимые справочники (маршруты, режимная таблица, расписания и пр.). Диспетчер составляет месячный график работы линейного персонала, вносит в данный график оперативные корректировки (невыход по болезни), анализирует табеля фактической работы линейного персонала, составляет суточные наряды выходов на работу. Делает оперативную корректировку нарядов, обеспечивает их печать и передачу в автоколонны. Наличие данного АРМа резко сокращает трудозатраты на обработку путевых листов, поскольку после формирования наряда плановая отработка автоматически заносится в базу данных [5,7].

АРМ таксировщика предназначен для ввода и обработки путевых листов. На данном АРМе должны обрабатываться путевки по всем видам работ (маршрутные, заказные, хозяйственные, коммерческие и пр.). Здесь же вводится информация о полученном водителем топливе (с ведомости топливо раздачи или с путевых листов), выручка кондукторов (с билетно-учетных или путевых листов). Кроме того, здесь же оформляются сходы подвижного состава с линии, перебросы на другие маршруты, сменяемость кондукторов и пр. В фоновом режиме происходит расчет отработанных часов, корректировка плановой выручки (в случае схода с линии), расчет пробегов и нормативного расхода топлива. Результаты обработки путевых листов сразу попадают в базу данных и становятся доступными на чтение с других рабочих мест.

АРМ обработки СКАД отметок предназначен для ввода листов регулярности. Его наличие необходимо только на тех ПАТТ, где работает СКАД система. На данном АРМе обрабатываться работа только маршрутных автобусов. Он должен работать в 2-х режимах: расчет выполненных рейсов и регулярности только на основе СКАД отметок, ручной ввод выполненных рейсов с расчетом регулярности по СКАД отметкам (в случае не стабильной работы табло). Данный АРМ должен иметь полную стыковку с АРМом таксировщика, а вернее выполнен в 2-х вариантах — как самостоятельное рабочее место (только обработка листов регулярности), как элемент АРМа таксировщика [4,7].

АРМ бухгалтерии. Это наиболее сложная служба (с точки зрения реализации и сопровождения) и должна состоять из комплекса самостоятельных АРМов, функционально связанных как между собой, так и с другими рабочими местами предприятия. Все бухгалтерские проводки должны фиксироваться в главной книге, исходя из этого, в бухгалтерии должны функционировать следующие подсистемы:

— расчета заработной платы (все категории работников)

— подсистема работы с банком (выписка платежных поручений)

— подсистема учета основных средств

— подсистема работы с внешними организациями (поставщики запчастей, договорные работы и пр.)

— подсистема учета материальных ценностей (малоценка)

Подсистема расчета зарплаты должна рассчитывать начисления:

— премии (готовится плановым отделом);

— основную заработную плату (показатели, оговоренные коллективным договором);

— дополнительные выплаты и пр.

— доплаты (ночные, праздничные, за работу в выходной день, за классность, за разрывной график работы, за сверхурочные и пр.);

Удержания: пенсионный фонд; алименты; подоходный налог; профсоюзные взносы и пр.

В качестве справочной информации бухгалтера заносят в базу данных: праздничные и рабочие дни, начисления и удержания, таблицу настройки по справочнику начислений, справочник минимальных зарплат по месяцам, тарифов и пр. В течение месяца бухгалтера обрабатывают только больничные листы, отпуска и начисляют зарплату уволенным работникам, корректируют табеля выходов для служащих. Расчет зарплаты выполняется раз в месяц (эта процедура занимает несколько минут), после чего делается распечатка нужных выходных документов (кассовые ведомости, расчетные листки и пр.).

Учет основных средств сводится к формированию необходимых справочников (виды, подвиды средств, норы амортизации и пр.). Сведения о новых основных средствах вводятся в базу данных с накладных. При необходимости в автоматическом режиме делается расчет их износа (остаточной стоимости), а также переоценка стоимости (в случае инфляции, морального износа и пр.). При списании средств в автоматическом режиме составляются соответствующие акты. В системе присутствует модуль анализа состояния основных средств, с помощью которого можно получить любые интересующие сводки (прибытие, убытие, наличие, стоимости и пр.) [10].

Учет малоценных материалов сводится к формированию необходимых справочников (виды, подвиды материалов, материально ответственные лица и пр.). Сведения о малоценных материалах средствах вводятся в базу данных с накладных (оформляется поступление на склад). При необходимости малоценные материалы передаются в эксплуатацию с указанием конкретного подразделения или лица, при этом делается расчет их износа. При списании малоценных материалов в автоматическом режиме составляются соответствующие акты. В системе присутствует модуль анализа состояния малоценных материалов, с помощью которого можно получить любые интересующие сводки (прибытие, убытие, наличие на складе и в эксплуатации, стоимости) [10].

В системе присутствует модуль ведения основных справочников (склады, клиенты, поставщики, виды договоров и пр.). Все новые договора вводятся в систему через соответствующий модуль, денежные проводки выполняются либо в данном АРМе, либо в АРМе работы с банком. Имеется модуль анализа состояния поставок и движения денежных средств с выдачей соответствующих выходных форм [4,7].

АРМ техника учета ходимости шин предназначен для определения пробегов по каждой шине, установленной на автомобили, составления заявок на отправку шин в наварку, для анализа ходимости шин (в разрезе моделей шин, шинных заводов, маршрутов, марок автомобилей и пр.). С помощью данного АРМа возможен и анализ причин преждевременного износа шин. Здесь заполняются необходимые справочники (модели шин, шинные заводы, классификаторы причин преждевременного износа, нормы ходимости шин и пр.). Персонал данной службы переносит в базу данных картотеку шин, установленных на автомобили, отслеживает все перемещения шин по автомобилям (установка, снятие), с выдачей соответствующих актов, приказов и распоряжений. Модуль разноски пробегов шин позволит делать расчет пробега в автоматическом режиме (данные о пробегах автомобилей формируются в АРМе таксировщика). Модуль анализа ходимости шин позволит получить оперативные данные о пробегах шин, данные о причинах их преждевременного износа пр. [6,7,9].

АРМ планового отдела предназначен для планирования технико-экономических показателей (ТЭП), убытков и доходов. Кроме того, здесь выполняется расчет премий и анализ деятельности предприятий Формы анализа должны формироваться по всем видам работ (маршрутные, заказные, хозяйственные, коммерческие и пр.) в разрезе всех подразделений предприятия (отработанные часы, расход топлива, фактическая выручка и пр.) [7,8].

Транспортный диспетчер играет роль связующего звена в работе транспортной компании. Основная масса работы связана с распределением транспорта по заявкам, а также решением вопросов и проблем, возникающих в ходе движения транспортных средств. Основным организационным документом, регламентирующим работу транспортного диспетчера, является его должностная инструкция.

В рамках штатного расписания диспетчер входит в категорию специалистов. На должность его назначает директор компании своим приказом. Прочие моменты работы диспетчера транспортной компании определены в должностной инструкции, представленной ниже.

диспетчер АТ

Общие положения

Должностная инструкция диспетчера автомобильного транспорта содержит в себе общую информацию о должности. Например, сюда входит следующие вопросы:

  1. Диспетчер транспортной компании относится к специалистам. На должность назначается и увольняется с должности приказом директора компании.
  2. Должностной оклад устанавливается в соответствии со штатным расписанием.
  3. Диспетчер находится в непосредственном подчинении начальника гаража, главного инженера и старшего механика.

В ходе исполнения функциональных обязанностей транспортный диспетчер должен руководствоваться следующими нормативными и локальными актами:

  • статьями трудового законодательства;
  • уставом организации;
  • правилами внутреннего трудового распорядка;
  • распоряжениями и приказами руководителя транспортной компании;
  • настоящей должностной инструкцией;
  • инструкцией по пожарной безопасности, охране труда и правилами поведения на рабочем месте;
  • методическими рекомендациями, правилами и иными документами, освещающими и регламентирующими работу транспортной компании и перевозки грузов.

III. Должностные обязанности

Для выполнения возложенных на него функций нарядчик обязан:

3.1. Выписывать на основании сменно-суточных заданий и указаний мастера (производителя работ) первичные документы, на основании которых учитывается выработка и заработная плата рабочих (наряды, ведомости, рапорты выработки и т. п.), а также доплаты, вызванные нарушением нормальных условий труда, простоями не по вине рабочих, за сверхурочные работы и др.

3.2. В соответствии с действующими нормативными материалами по организации, нормированию труда и заработной плате, пооперационными технологическими картами указывать наименования и разряды работ, проставлять нормы времени и расценки.

3.3. Вести учет выписанных нарядов и других платежных документов, нормированного времени, своевременно группировать наряды на выполненные работы по рабочим бригадам, передавать их для начисления заработной платы, предоставлять необходимые сведения для мастера участка и инженера по нормированию труда.

3.4. Принимать необходимые меры по использованию в работе современных технических средств.

3.5. О невозможности своевременно и качественно выполнить свои функциональные обязанности немедленно сообщать своему непосредственному начальнику.

Основные задачи и функциональные обязанности

Основная задача диспетчера транспортной компании – качественная организация работы транспорта и водителей на линии, а также контроль над соблюдением маршрутов и в целом за ходом перевозочных работ. В рамках данной задачи транспортный диспетчер выполняет огромный перечень функций.

Осуществляет работу с водителями и взаимодействие с другим персоналом компании или автопарка:

  • организовывает работу водителей;
  • контроль работы диспетчерских пунктов на линии;
  • проведение инструктажи с водителями по вопросам перевозок и особенностях маршрутов.

Занимается организацией грузоперевозок. Для этого он выполняет следующие функции:

  • поддерживает и организовывает связи с клиентами компании по вопросам перевозок и организации маршрутов;
  • осуществляет контроль за автовокзалов и автостанций с целью качественного и оперативного управления маршрутами;
  • контролирует и не допускает простоя транспортных средств;
  • контролирует графики движения и расписание, при необходимости оперативно перераспределять транспорт при изменении интенсивности пассажиропотоков;
  • осуществляет организацию специальных и дополнительных рейсов;
  • оперативно урегулирует конфликты и проблемные ситуации на маршрутах, не допуская сбоя транспортных потоков, а также принимать своевременные и эффективные меры по их устранению;
  • ведет учет выполненных перевозок, а также осуществлять своевременный контроль за ходом грузоперевозок;
  • контролирует работы по разгрузке и загрузке транспорта, а также за техническим состоянием подъездных дорог;
  • контролирует вопросы обеспечения безопасности перевозок;
  • информирует руководство о случаях заболеваний водителей и персонала, случаях травматизма и выхода из строя транспортных средств;
  • работает с автоматизированными системами и устройствами по контролю грузоперевозок.

Диспетчер для четкого исполнения своих обязанностей должен вести следующую документацию:

  • путевые листы листы;
  • расчеты технико-эксплуатационных характеристик;
  • журнал регистрации заявок и заданий по грузоперевозкам;
  • журнал происшествий, а также составляет рапорта и оперативные сводки и произошедших аварий, происшествий, произошедших в течение смены;
  • проверяет правильность оформления маршрутных листов, а также документов по исполненным перевозкам;
  • журнал дежурств;
  • журнал учета и движения путевых листов;
  • журнал работ специального транспорта;
  • журналы инструктажей с водителям;
  • журнал учета выхода транспорта на линию и возвращения;
  • составляет и передает руководству отчетную документацию;
  • контролирует правильность оформления сопроводительной документации на грузы.

Нужно ли прописывать обязанности диспетчера такси?

Диспетчер автотранспортного предприятия должен знать: 1.5.1.

нормативные правовые акты, методические материалы по вопросам производственного планирования и оперативного управления автотранспортным предприятием; 1.5.2. организацию производственного планирования на автотранспортном предприятии; 1.5.3.

производственные мощности автотранспортного предприятия; 1.5.4. специализацию подразделений предприятия и производственные связи между ними; 1.5.5.

виды оказываемых автотранспортным предприятием услуг; 1.5.6. организацию работы автосервиса; 1.5.7.

средства вычислительной техники, коммуникаций и связи; 1.5.8. основы экономики, организации производства, труда и управления; 1.5.9. порядок оформления и обработки путевых листов; 1.5.10.

положения и инструкции о порядке организации пассажирских перевозок и оперативного управления процессом перевозок; 1.5.11.

  1. «книжной полке»,
  2. курсу по кадрам,
  3. всем тестам и др.
  4. справочной базе,

Узнать подробнее Полистать журнал Подписаться Удивительно большая справочная база по кадровому делопроизводству Форум кадровиков.

Просьба к гостям-новичкам, пожалуйста, ПОЛЬЗУЙТЕСЬ ПОИСКОМ НА ФОРУМЕ! На большинство вопросов ответы уже даны. Пожалуйста, будьте взаимовежливы.

Ответственность и права

Диспетчер очень важная должность для любого предприятия, где она предусмотрена. Ведь от правильности и четкости действий этого человека зависит, придет ли груз во время, выйдет ли машина на линию, будет ли правильно функционировать оборудование и так далее.
Из-за ошибок может встать все производство или случиться простои техники, что влечет убытки для компании.

Поэтому диспетчера можно привлечь к ответственности за следующее:

  1. За неисполнение своих обязанностей (в том числе и ненадлежащее исполнение) расписанных в должностной инструкции.
  2. Если в процессе своей работы он допустил правонарушения (нарушение техники безопасности), ответственность за которых предусмотрена административным, гражданским и уголовным законодательством;
  3. Если диспетчер нанес имущественный ущерб своей организации.

Все санкции регулируются гражданским и трудовым законодательством. А вот если в результате действий диспетчера пострадали люди, то в дело уже вступает уголовное законодательство.

Диспетчер кроме ответственности имеет и права. О них также можно узнать в должностной инструкции. К правам диспетчера относят:

  • участие в обсуждении вопросов, которые непосредственно касаются диспетчерских обязанностей. Он участвует в совещаниях, где рассматриваются вопросы улучшения работы предприятия. Может предлагать свои идеи по этому направлению;
  • диспетчер вправе потребовать и получить всю необходимую информацию и документы, которые будут ему необходимы по работе;
  • давать указания и инструктировать водителей перед рейсом, распределять среди водителей заданий по перевозке грузов;
  • проверять качество выполнения розданных ранее указаний.

Документы для скачивания (бесплатно)

  • Образец должностной инструкции диспетчера автомобильного транспорта

Кому подходит специальность – личные качества

Работа диспетчера с кодом ОКПДТР 21635 не имеет ограничений по возрасту, но выполнять ее способны не все. Это обусловлено многими факторами.

Чтобы, трудиться в сфере, нужно владеть такими качествами:

  • внимательностью;
  • аналитическим складом мышления;
  • самообладанием;
  • находчивостью, инициативностью;
  • организационными способностями;
  • быть стрессоустойчивым;
  • владеть хорошей реакцией, чтобы моментально решать вопросы;
  • неплохой дикцией;
  • усидчивостью.

Эти качества необходимы для работы диспетчером. Они нужны в независимости от того, где трудиться: дома или на предприятии. Отзывы людей об этом говорят.

Требования к специалисту

Диспечтер очень важная профессия, а поэтому специалистам на этой позиции предъявляются определенные требования, которым они должны соответствовать. Требования индивидуальны для каждого предприятия, но есть общие, встречающиеся почти всегда:

  • наличие высшего технического, инженерного, экономического, логистического образования или среднего специального автотранспортного образования;
  • опыт работы от года до 3 лет;
  • требования к личностным качествам заключаются в дисциплинированности, внимательности, желании обучаться, устойчивости к стрессам и готовности к работе в условиях многозадачности.

Хотя как показывает практика, стаж определяется работодателем в каждом случае индивидуально по каждому претенденту. А вот по образованию требования ужесточены. Теперь требуется закончить специальные курсы, если образование непрофильное, либо необходимо закончить учебное заведение по профилю.

Особенности работы диспетчера

Специфика работы в основном обусловлена направлением деятельности компании. Суть и сложность работы заключается в грамотной организации транспортных потоков. Крупные компании-перевозчики с большим автопарком предпочитают принимать на эту должность людей, имеющих профессию логиста.

Небольшие компании, например, службы такси больших требований в отношении образования не предъявляют, предпочитая обучать специалиста на рабочем месте. Кроме того, по завершении испытательного срока, работнику может быть предложено прохождение курсовой переподготовки в рамках данной специальности.

Данное видео наглядно показывает работу диспетчера автомобильного транспорта.

Что должен знать диспетчер

Должностная инструкция диспетчера по транспорту подразумевает у специалиста наличие высшего образования технического или инженерно-экономического направления. В этом случае претендент принимается на работу даже без опыта. Если человек, желающий занять эту должность, получил только среднее профессиональное образование, необходим опыт работы длительностью не менее трех лет.

Диспетчер должен знать законодательные акты, имеющие прямое отношение к его деятельности. А именно: Федеральные законы №259-ФЗ от 08.11.07, №16-ФЗ от 09.02.07, №87-ФЗ от 30.06.03 и №196-ФЗ от 10.12.95. Все они регламентируют внутреннее устройство автотранспортной организации, безопасность движения и перевозок, а также транспортно-экспедиционную деятельность.

Диспетчер должен быть в курсе всех приказов вышестоящих органов власти и организаций, а также внутренних документов, касающихся его деятельности. В спектр обязанностей специалиста входит работа с путевой документацией, так что необходимо знать правила ее заполнения, особенности расчета показателей.

Помимо всего вышеперечисленного, ему должны быть известны состояние дорог, особенности маршрутов, контакты контрагентов, растояния между остановочными пунктами, правила эксплуатации подвижного состава.

должностная инструкция транспортного диспетчера

Рабочий день и доходы

Никто не будет спорить с тем фактом, что за работу диспетчером грузоперевозок на дому можно реально получить солидную прибыль. Но заработок во многом зависит от степени серьёзности отношения к своим обязанностям и грамотности ведения бизнеса в домашних условиях. Заниматься логистикой сложно, поскольку это тяжёлый труд, требующий много времени, сил и знаний. Ежедневно специалисту приходится обрабатывать большой объём информации для создания оптимальных маршрутов и решения возникающих проблем в ходе грузоперевозок. Неправильно считать, что у профессиональных логистов ошибок быть не может. Предсказать все события, происходящие в процессе доставки груза, невозможно. Диспетчер не способен предугадать аварии, какие-то поломки, вмешательство погодных условий и пр. Поэтому настоящий специалист ценится не только за умение организовать доставку, но и сопроводить её, оперативно решая любые возникающие сложности. Это минимизирует временные затраты и денежные потери. Клиент, увидев, как диспетчер способен выходить из сложных ситуаций, возникших по непредвиденным причинам, обязательно обратится к нему снова.

Как и любой другой бизнес, работа диспетчером по грузоперевозкам не будет с первых дней обеспечивать логиста огромной прибылью. Сначала придётся работать для компенсации всех затрат на организацию своего дела. Поэтому придётся трудиться много и активно. Это даст необходимый опыт. Вскоре многие вопросы будут решаться за несколько минут, хотя ещё месяц назад на них уходили часы. Мы говорим об удалённой работе, где всё придётся решать самостоятельно. Средняя прибыль от работы диспетчером, в зависимости от страны и особенностей самих грузоперевозок, составляет от 100 до 1000 долларов за 1 заказ минимум. В Европе цены выше, чем в странах СНГ. Но даже заработок в 100-400 долларов даст хороший толчок к постепенному росту и развитию своей предпринимательской деятельности. Размер заработка зависит от целого ряда факторов и параметров. Одним из них считается время, проведённое за работой. Если говорить о логистических компаниях, то здесь обычно работают 1 через 2 дня, либо с 3 выходными днями в неделю.

В домашних условиях работа порой предусматривает круглосуточное нахождение в доступности для клиентов и водителей, поскольку в любой момент может потребоваться помощь по координации действий. Работа на дому без помощников действительно сложная. Особенно в первые несколько месяцев, когда происходит становление бизнеса. И начальная прибыль вряд ли будет превышать 1000 долларов за месяц работы, учитывая небольшое количество заказов и необходимость постепенно разбираться во всех нюансах грузоперевозок, даже несмотря на прохождение подготовительных курсов. Требуется адаптация, после которой вести домашний бизнес станет намного проще.

Оборудование

Чтобы диспетчер мог качественно и быстро выполнять свою работу, особое внимание стоит уделить организации рабочего места. Для этого понадобится некоторое оборудование. Без него сложно представить, как можно работать на дому диспетчером грузоперевозок. Основными инструментами любого диспетчера по грузоперевозкам являются компьютер и доступ к сети Интернет на высокой скорости с постоянным стабильным доступом. Если подключиться к плохому провайдеру, который каждый день будет зависать и отключать интернет, диспетчер не сможет поддерживать связь с заказчиками и исполнителями, а потому от его услуг быстро откажутся. Дополнительно купите отдельный телефон с хорошим аккумулятором. Можно обойтись и стационарным, но тогда вы будете постоянно привязаны к офису.

Организация рабочего места диспетчера

Диспетчер обязан быть доступен постоянно, а сидеть 24 часа в сутки он не станет. Поэтому всё же лучшим выбором является именно мобильный телефон. Некоторые диспетчеры покупают несколько устройств, каждое из которых предназначено для определённой группы клиентов или используется по иному принципу распределения звонков. Компьютер требуется пополнить полезными и необходимыми программами. В перечень обязательного программного обеспечения входят:

  • инструменты Excel и Word;
  • актуальные мессенджеры для связи с клиентами и водителями;
  • ПО для ведения отчётности;
  • браузеры;
  • карты;
  • программы для создания маршрутов движения грузового транспорта.

Опыт диспетчеров по грузоперевозкам подсказывает, что для оперативной работы лучше всего иметь гарнитуру или наушники с микрофоном. Тем самым руки остаются свободными для ведения записей или внесения определённой информации в компьютер во время общения с клиентами и исполнителями грузовых перевозок. Поскольку работа диспетчера связана с документами, обязательным элементом оснащения рабочего места станет МФУ. Не берите обычный струйный принтер, поскольку он работает медленно и требует постоянной смены картриджа. Тут лучше взять лазерное устройство, в котором есть функция сканера и ксерокса. Не забываем о мелких канцелярских принадлежностях.

В среднем на организацию рабочего места диспетчера по грузоперевозкам требуется потратить до 60 тысяч рублей. Здесь многое зависит от того, что у предпринимателя уже есть дома, а какие предметы придётся докупать. Не пытайтесь сильно сэкономить, покупая подержанную технику или дешёвые инструменты для работы. Они в любой момент могут отказать и потребовать срочного ремонта. Здесь больше проблема не в необходимости тратить деньги, а в потере времени на восстановление. Диспетчеры с большим опытом рекомендуют иметь запасной компьютер. Впрочем, подойдёт ноутбук. Он пригодится, если основной компьютер выйдет из строя. Также ноутбук обладает лучшей мобильностью, что даёт возможность брать его в поездки, оставаясь доступным для клиентов и исполнителей заказов по грузоперевозкам, которые контролирует специалист по логистике.

Автоматизи́рованное рабо́чее ме́сто (АРМ) — программно-технический комплекс АС, предназначенный для автоматизации деятельности определенного вида. При разработке АРМ для управления технологическим оборудованием как правило используют SCADA-системы.

АРМ объединяет программно-аппаратные средства, обеспечивающие взаимодействие человека с компьютером, предоставляет возможность ввода информации (через клавиатуру, компьютерную мышь, сканер и пр.) и её вывод на экран монитора, принтер, графопостроитель, звуковую карту — динамики или иные устройства вывода. Как правило, АРМ является частью АСУ.

Основные функции

АРМы делятся на две основные

  • автоматизированные рабочие места оперативного персонала, управляющего технологическим процессом: АРМ поездного диспетчера, АРМ энергодиспетчера, АРМ дежурного по станции, АРМ дежурного по посту теленаблюдения, АРМ оператора и т.п.
  • автоматизированные рабочие места обслуживающего персонала: АРМ электромеханика диспетчерского центра, АРМ электромеханика станции и т.п.

АРМы оперативного и обслуживающего персонала позволяют пользователю контролировать ход технологического процесса, но только с АРМ оперативного персонала осуществляется управление.

АРМ обслуживающего персонала предоставляет пользователям диагностическую информацию о состоянии системы управления и исполнительных объектов в цифровом и аналоговом виде.

Обустройство автоматизированных мест сотрудников: состав

В структурированную основу автоматизированных технических (промышленных) средств входит внедрение и обеспечение функций ЭВМ, а также периферийные устройства, техника (оргтехника). На основе ЭВМ реализуется место для специалиста или руководителя, а подключаемые периферические технические средства отличаются от целей и реализуемых задач отдельного рассматриваемого варианта.

Схема подключения автоматизированного рабочего места

Эффективность выполняемой работы непосредственно зависит от качества предоставляемой техники, обеспечения АРМ. Прежде чем выбрать технику, необходимо обратить внимание на ее технические характеристики, конкретные пункты, которые помогают интегрироваться в рынок на должном уровне профессионализма.

В ином варианте крайне проблематично будет осуществить, реализовать нужный по эффективности и объему выбор реализации и внедрения производственных ресурсов, удовлетворяющие запросам конкретного сотрудника. При этом стоит учитывать такой важный фактор, как гибкость техники, ее приспосабливаемость к внедряемым инновациям.

Состав и разработка автоматизированного места сотрудника полностью зависит от его профессии, функций и обязанностей. Однако в общих чертах можно разделить все обеспечение на техническое обеспечение, компьютеризацию и дополнительные специфические инструменты управления. При этом набор специальных инструментов управления отличается по обязанностям руководителя и исполнителя.

Классификация (группы) АРМ по видам реализуемых задач:

  • решение и вычисление информационно-вычислительных задач;
  • задачи для подготовки нужной информации;
  • обработка информационно-справочной информации;
  • ведение бухучета;
  • обработка статистической информации;
  • аналитические расчеты;
  • математические, химические или физические вычисления.

Программное обеспечение АРМ

Основа АРМ – персональный ПК. Компьютеризация или обеспечение рабочего места персональным компьютером – это облегчение рабочего процесса, контроль всех действий, и максимально четкое выполнение рабочих инструкций. Для дополнительной автоматизации рабочего процесса могут внедряться специальные платные программные обеспечения контроля – СРМ-системы. Такое обеспечение позволяет проводить контроль всех функциональных обязательств, отслеживать правильность выбранной стратегии в работе, а также вычислять недостатки.

СРМ часто используется для больших компаний, которыми сложно управлять руководителям. Различают как персональные СРМ-системы, так и коллективные (до 50 человек). Такая система относительно «молодая», но многие руководители отдают преимущество конкретно такой системе контроля всего рабочего процесса в целом и работу отдельного отдела, человека.

ПК или персональный компьютер считается основным механизмом в автоматизации, поскольку именно такая техника содержит в себе массу опций, возможностей и преимуществ, которые с успехом позволяют упростить весь процесс работы любого уровня сложности.

Персональный компьютер – это взаимодополняемые составляющие части:

  • системный блок с процессами в управлении;
  • монитор для передачи изображения;
  • звуковые колонки для передачи звуков и сигналов;
  • клавиатура и мышка для введения, контроля и выполнения информации с запросов;
  • диск памяти как составляющее звено в процессоре для сохранения информации, выполняемо работе.

Работа и ее качество зависит от модели выбираемой оргтехники, ее функционального наполнения. Чем новее техника – тем больше гибкость и возможность модернизации процесса выполнения задач для персонала.

АРМ руководителя

Рассмотрим основные подходы к комплектованию АРМ руководителя. Под руководителем будем понимать не только главу организации, но и его заместителей, главного бухгалтера, главного инженера, начальников структурных подразделений предприятия, т. е. управляющих различных уровней. Для этих категорий сотрудников выполняемые ими функции во многом схожи, поэтому состав функционального Программного обеспечения АРМ будет примерно одинаков.

Чаще всего руководителю информация необходимая связи с осуществлением процесса управления. Характер потребностей в информации зависит главным образом от двух факторов: личных качеств руководителя (знание информационных систем, стиль управления, представление о потребностях в информации) и организационной структуры управления, в рамках которой принимаются решения.

Чем выше компетентность руководителя в области информационных систем, тем более сложными и точными будут его потребности в информации. Реальные представления о возможностях и требующихся затратах ставят его в гораздо более выгодное положение в отношении оказания помощи в разработке эффективной системы.

Техническая подготовка руководителя, стиль руководства и способность принимать решения — все это оказывает влияние на характер и объем требуемой им информации. Некоторые руководители предпочитают принимать решения на основе детальной информации, другие же — на основе информации более общего характера, используя при этом личные консультации с подчиненными.

Собственные представления руководителя о потребностях в информации также оказывают большое значение на состав программного обеспечения АРМ. Зачастую руководители колеблются между желанием знать только необходимые данные или же знать всю информацию. Многие руководители не представляют себе, какая информация им необходима. Существует несколько точек зрения руководителей относительно их обязанностей в отношении распространения информации среди своих подчиненных. Руководитель, который не может или не хочет распределять полномочия, обычно стремится задержать информацию.

Проблемы информационного обеспечения управления зависят от масштабов предприятия и сложности его организационной структуры. Более крупные предприятия, имеющие более сложную организационную структуру, требуют применения более формальных информационных систем, а потребности в информации приобретают более важное значение для осуществления операций.

На каждом уровне управления необходима разного типа информация и, как правило, в разной форме. На уровне планирования требуется одноразовое сообщение, выводы или единичный запрос. На уровне календарно-планового руководства требуется сообщение об отклонениях, выводы и различные сообщения о периодических оценках. На уровне оперативного контроля необходимо формальное со­общение об установленных процедурах, ежедневное сообщение об осуществлении операции для обеспечения оперативного контроля деятельности.

Чем сложнее структура организации, тем легче определить потребности в информации. Там, где права и обязанности четко определены, взаимосвязи понятны, а сферы принятия решений ограничены, потребности в информации установить легче.

В обязанности руководителя входит:

  • принятие управленческих решений в пределах своего круга обязанностей;
  • анализ и обобщение информации, необходимой для принятия данных решений;
  • определение необходимых действий для реализации принятых решений и определение круга лиц, которые должны обеспечить их выполнение;
  • формулирование заданий для конкретных сотрудников, участвующих в процессе реализации управленческого решения, и доведение до них этих заданий;
  • контроль исполнения заданий.

Очевидно, что большинство современных АРМ не может принять на себя функцию принятия управленческих решений, но они могут существенно облегчить и ускорить выполнение руководителем этой функции.

В состав функционального программного обеспечения АРМ руководителя целесообразно включить как минимум следующие программные средства:

  • текстовый процессор;
  • табличный процессор;
  • личная информационная система (органайзер);
  • СУБД (для работы с базами данных по всем аспектам деятельности организации, для получения необходимой архивной и оперативной информации);
  • прикладная экспертная система (по необходимости);
  • Web-браузер;
  • программа электронной почты.

При разработке АРМ специалистов необходимо, в первую очередь, учитывать характер выполняемых ими должностных обязанностей. Информационные потребности рядовых сотрудников, так же как и управленческого аппарата, зависят от таких факторов, как личные качества сотрудника и структура организации. Что касается личных качеств, значение имеет знание информационных систем и технологий, а также представление о потребности в информации.

В области структуры организации существенную роль играет профиль ее деятельности. Например, хотя на крупном промышленном предприятии и в небольшой торговой фирме функции бухгалтерии по сути одинаковы, но конкретные задачи, выполняемые сотрудниками бухгалтерии, а также типы документов, с которыми приходится работать, могут сильно отличаться. Поэтому крайне важен правильный подбор и конфигурация программных продуктов для работы конкретной организации.

Рассмотрим состав программного обеспечения АРМ наиболее распространенных специальностей. Указанные ниже программы составляют минимальный набор программных средств для усредненного специалиста.

Дата добавления: 2014-02-02; 11068; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных |

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Принципы отображения информации

Экран монитора любого комплекта АРМ условно разбит на три части:

  • верхняя часть – панель индикаторов состояния системы;
  • средняя часть – экран управления и контроля;
  • нижняя часть – панель управления, в которой расположены кнопки раскрывающихся панелей.

На коллективных средствах отображения отсутствует нижняя часть (панель управления).

При разработке изображений и индикации объектов контроля учтены следующие основные принципы:

    • Минимизация количества условных графических изображений и их геометрических размеров за счет использования одной и той же цветовой ячейки объекта контроля для индикации различных состояний. Например, применение одной ячейки для индикации различных показаний светофора и изолированного участка.
      • Расширение цветовой гаммы. Контролируемые элементы путевого развития станции нормально окрашены в светло-серый цвет. Загораются желтым цветом при установке маршрута по ним; красным – при их занятости; красным с желтой окантовкой (только для стрелочно-путевых секций и приемо-отправочных путей, участвующих в маршруте приема) – при их одновременной занятости и замкнутости; желтым мигающим – при искусственной разделке свободных секций маршрута; попеременным миганием красного и желтого – при искусственной разделке занятых секций маршрута, белым утолщенным (только для стрелочно-путевых секций) – после освобождения секции до истечения времени срабатывания медленнодействующего повторителя стрелочного путевого реле (16-20 сек). Участки пути станции, не имеющие контроля свободности/занятости, обозначены постоянным черным цветом.
        • Использование мнемоники для отображения объекта, ассоциирующейся с его контурами. Например, изображение платформы, переключателя для системы энергоснабжения, эскалатора, вентагрегатов.
          • Использование мигающей индикации исключительно для отображения аварийной сигнализации или кратковременных состояний работы системы, требующих привлечения внимания оперативного персонала. Причем мигающая индикация меняется на ровный цвет после нажатия соответствующих кнопок восприятия информации пользователем. К примеру индикатор «Отв.Приказ» – контроль реализации ответственного приказа, нормально отображается светло-серым фоном. Загорается красным мигающим цветом при прохождении предварительной команды ответственного приказа (действия начаты, но не закончены) и ее восприятия устройствами КТС УК после проверки возможности реализации, и ровным красным – при непосредственной реализации любого ответственного приказа.
            • Применение символов, представляющих собой общепринятые сокращения названий. Причем цвет отображения символов характеризует объект контроля, например, индикатор «Тс» сигнализирует зеленым фоном об исправной работе линии связи между АРМом и управляющим вычислительным комплексом. Индикатор «Земля» – контроль сигнализатора заземления, нормально индицируется светло-серым цветом; индицируется красным мигающим цветом фона при срабатывании сигнализатора заземления вследствие снижения сопротивления изоляции источников питания ЭЦ ниже допустимой нормы.

            Ссылки

            Это заготовка статьи об аппаратном обеспечении. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

            Основные преимущества

            АРМы систем семейства МПК по сравнению с АРМами других систем обладают следующим рядом преимуществ:

              • 100%-ое «горячее» резервирование;
              • Сохранены принципы управления, применяемые в аппаратах предыдущего поколения. Например, задание маршрутов на станциях происходит при выборе начальной и конечной точек также как на пульт-табло, сохранен традиционный порядок действий при отмене маршрутов и искусственном размыкании, снятии напряжения тяговой сети и т.п.
              • Универсальное программное обеспечение, которое применимо как к АРМам, работающим на участках магистральных железных дорог, так и подъездных путях промышленных предприятий и метрополитенов;
              • Предусмотрена установка информационных и запрещающих знаков, используемых взамен колпачкам, применяемым на традиционных пульт-табло.