Как стать директором школы в казахстане

Опубликовано: 17.09.2024

Если солдат мечтает стать генералом, то, наверное, и среди молодых учителей кто-то нет-нет да и задумается не только о повышении квалификационной категории, но и о том, как становятся директорами школ. В самом деле, почему нет? Этот путь открыт для всех. Подробно о том, что нужно, чтобы стать директором школы, рассказываем в нашей статье.

Образование и опыт директора школы

В любой стране руководить образовательным учреждением – работа сложная и ответственная, однако престижная, и конкуренция за эту должность высока. Как становятся директорами школ в других государствах и какие на этот счет там существуют тонкости, мы расскажем как-нибудь в другой раз. А сегодня поговорим о том, как стать директором школы в России (что, в общем, логично).

На эту должность человека назначает учредитель учебного заведения:

  • муниципальное или региональное управление образования, если школа государственная;
  • физическое либо юридическое лицо, если школа частная.

Отметим, что возглавить учебное заведение может либо действующий сотрудник (учитель, завуч), либо приглашенный со стороны специалист.

Для назначения отбирают кандидатов, которые соответствуют заявленным в законодательстве требованиям. Вариантов здесь лишь два:

  • Учитель со стажем работы по специальности не менее пяти лет, с высшим педагогическим образованием, окончивший при этом курсы управленческого профиля или менеджера (это могут быть дипломы по направлениям «экономика», «государственное и муниципальное управление» либо «менеджмент»). Заметим, что нужный объем стажа учитель может набрать и на административной должности (скажем, в роли завуча), а не только в процессе преподавания.
  • Управленец с дипломом в сфере образования. Опыт преподавания менеджер может получить, например, работая в образовательной организации.

То есть либо кадровый учитель получает диплом менеджера в образовании и при этом имеет определенный опыт управления, либо кадровый управленец получает диплом менеджера в образовании. Такое решение вполне оправданно. Все понимают, что работа директора школы сочетает в себе оба направления: и педагогическое, и административное. А уж какое из них будет доминировать, зависит от личности конкретного директора.

Как стать директором школы в регионах и столице

Итак, допустим, что управление образования выдвинуло вашу кандидатуру на пост «капитана» школы, и вы готовы это предложение принять. Значит, завтра можно занимать директорский кабинет? Увы, нет. Сначала вам предстоит пройти аттестацию на должность школьного руководителя. Лишь после этого с успешным кандидатом учредитель учебного заведения заключит договор сроком на пять лет. Договор может быть расторгнут и раньше, если директор не справится с обязанностями.

Конечно, есть общие требования ко всем кандидатам, задумавшимся о том, как стать директором школы в России, но все же при этом существуют различия в процедуре выбора руководителя образовательного учреждения в столице и на периферии.

В региональных школах перед аттестацией кандидат должен подготовить портфолио, где собраны все его профессиональные достижения: грамоты и дипломы за участие в педагогических конкурсах и конференциях, свидетельства об окончании курсов дополнительного образования и повышения квалификации, благодарственные письма и т. д.

В Москве конкурсные испытания максимально переведены в режим онлайн, поэтому кандидату не приходится тратить время и силы на подготовку документов и поездки по различным инстанциям. Заявка на аттестацию и запись на прохождение тестирования оформляются в электронном виде, как и аттестационная справка – замена портфолио.

Аттестация, которую предстоит пройти будущему руководителю столичной школы, считается образцовым вариантом. О ней мы и расскажем подробно чуть ниже. Тем более что с 2020 года ожидается введение системы аттестации для школьных директоров по всей России, традиционно с опорой на систему, уже действующую в столице.

Аттестация на директора школы

Давайте теперь посмотрим, что нужно, чтобы стать директором школы, на примере московской аттестации. Сперва вам необходимо, скажем так, выиграть тендер. Он состоит из двух этапов, причем оба они весьма непростые.

Во-первых , это тестирование на компьютере. Кандидатам следует ответить на 40 вопросов, потратив на это не более одного часа. Каждый из вопросов представляет собой описание некой гипотетической ситуации, которая запросто может подстерегать школьного директора на его посту. Вопросы разделены на блоки (приводим примеры для каждого раздела):

Во-вторых, в случае успешного прохождения теста кандидата ждет очное собеседование. Аттестационная комиссия, состоящая из директоров образовательных учреждений, представителей профсоюзов и общественных организаций, проводит интервью, а затем закрытое голосование в электронной форме. Департамент образования размещает у себя на сайте видеозапись собеседования. Аттестация считается пройденной, если за кандидата проголосовало более 50 % членов комиссии.

Важно, что подача заявки на прохождение аттестации на должность директора московской школы доступна любому кандидату, в том числе и из других регионов России. Получается, что возглавить столичное образовательное учреждение может и достойный специалист с периферии. Это заманчивое расширение профессиональных возможностей для региональных педагогов.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал .

Как сообщили в Министерстве образования и науки, отныне директора школ будут назначаться по согласованию с областными департаментами образования. Такое решение принято в соответствии с поставленной президентом страны задачей улучшения качественного потенциала директорского корпуса. Для ее практической реализации министерством утверждаются Правила конкурсного замещения руководителей государственных учреждений среднего образования. Кроме того, вводится еще одно новшество: каждые пять лет директор должен замещаться через конкурс, то есть не будет пролонгации назначения для действующих директоров.

Мы решили выяснить мнения профессиональных педагогов и администраторов по поводу предлагаемых мер. Можно сказать, что это своеобразная фокус-группа, которая сложилась за нашу многолетнюю практику подготовки публикаций о проблемах отечественного образования. Эти люди знают рассматриваемый вопрос, как говорится, изнутри. Именно поэтому их точка зрения, а точнее коллективное мнение, представляется нам особенно интересным и важным.

Тест на профпригодность

“На мой взгляд, областным управлениям образования эти полномочия будут даны для того, чтобы реально посмотреть и “пощупать”, насколько предлагаемый на должность директора кандидат готов руководить учреждением образования, в данном случае школой. И насколько он знает всю необходимую нормативную базу, соответствующее законодательство, основные программные документы, которыми сегодня руководствуются в системе среднего образования, стандарты и учебные планы, учебные программы и так далее. В качестве сравнения можно взять существующий механизм назначения руководителей районных отделов образования, в котором последнее слово остается за акимом района. Но происходит это только после того, как кандидат на должность пройдет соответствующее собеседование и получит положительное заключение в МОН. Он приезжает в министерство, поочередно проходит через все соответствующие комитеты и департаменты, и в каждом из них специалисты этих подразделений проводят с ним собеседование. После всех этих процедур он попадает на прием к вице-министру, курирующему систему среднего образования, который также оценивает уровень соответствия соискателя выдвигаемым требованиям. Затем кандидата принимает ответственный секретарь министерства, который дает окончательную санкцию и подписывает бумаги, подтверждающие, что данный человек может быть назначен на должность начальника районного отдела образования. Кандидат с этим заключением возвращается к себе, и аким района своим распоряжением назначает его на должность”. По мнению профессионалов, это самый оптимальный вариант подбора кадров на административные должности в системе образования, в том числе и на должности директоров школ.

“К сожалению, сегодня директорами школ зачастую назначают людей, которые не соответствуют этой должности по своему опыту, знаниям, личным качествам. Нередко здесь руководствуются сугубо субъективными подходами, в которых однозначно проглядываются принципы банального непотизма и местничества. Поэтому можно надеяться, что принцип согласования кандидатур с областными управлениями образования позволит хоть как-то переломить эту негативную тенденцию.

Был период, когда областным управлениям образования было глубоко все равно, что творится в районах. Было такое, было… Все эти вопросы были однозначно взвалены на плечи заведующих районными отделами. И до сих пор, согласно действующему законодательству, назначение директора школы является прерогативой заведующего районным отделом образования”.

В советские времена вопрос о назначении директора школы решался на месте районным отделом образования. И вопрос этот никогда не согласовывался даже с областным управлением. Кадровый подбор осуществлялся просто и незатейливо: кандидатов либо переводили из другой школы, либо выдвигали завуча, либо еще какой вариант. Но всегда четко соблюдался один важный момент: прежде чем кто-то назначался директором средней школы, он обязательно должен был пройти обкатку на должности директора восьмилетней. А стать директором восьмилетней школы тоже было крайне непросто. Только в исключительных случаях, например, в условиях абсолютного кадрового голода назначали человека без опыта работы на административных школьных должностях. Но, как правило, перед этим его хотя бы на один учебный год назначали завучем. Допустим, приходил молодой специалист, только что окончивший пединститут, но толковый во всех отношениях. Он все равно сначала работал просто учителем, потом становился завучем, и только после этого его могли выдвинуть на позицию директора восьмилетней школы.

Проработав два-три года на этой должности и проявив себя, человек имел шансы продвинуться дальше, на директорство средней школой. А заведующим районным отделом образования никогда не ставили человека, не работавшего прежде директором средней школы или, на худой конец, профтехучилища. Не пройдя эти ступени, невозможно было претендовать на руководство всей районной системой образования”.

С началом эпохи суверенитета эти вопросы законодательно особо не регламентировались. Но уже в первые годы независимости стала проявляться характерная тенденция: номинально прерогатива при решении кадровых вопросов сохранялась за отделами образования, на практике же их все чаще решали главы районных администраций (акимы). И, в принципе, эта тенденция негласно сохраняется по сей день”.

В бытность СССР финансирование шло по линии ведомства, то есть министерства образования. С появлением во властной вертикали института акимов всех уровней его отдали на места, в районы.

Он имеет право это делать, но нельзя не сказать, что подобное может происходить в ущерб интересам общего педагогического процесса. Возможен и другой вариант перераспределения средств. Скажем, деньги, выделенные на нужды образования, могут быть направлены на решение проблем культуры. Например, на ремонт здания районного дома культуры. В итоге ДК сверкает, а какая-то школа, которой требуется замена мебели, вынуждена ждать своей очереди еще один год.

Нередко директору школы предлагается решить текущие вопросы (например, отремонтировать ту же котельную) за счет договоренностей с руководителями хозяйствующих субъектов, которые дислоцируются в этом же населенном пункте. И если он не проявляет смекалки или умения договариваться, то можно почти стопроцентно гарантировать, что рано или поздно аким его сместит с должности волевым решением, как неспособного самостоятельно решать текущие проблемы”.

Теперь получается, что прежде чем кого-то поставят на должность директора школы, этот вопрос будет обсуждаться и в акимате. И можно надеяться, что как прежде уже не будет. То есть аким района не сможет вот так запросто взять и снять кого-то с работы, как и назначить кого-то своим волевым решением, надавив предварительно на руководителя районного отдела образования. Механизм будет приблизительно такой. Аким района или его заместитель, курирующий эту сферу, должен будет обязательно приехать в областной департамент образования и пройти по всем его структурным подразделениям для согласования предлагаемой им кандидатуры. Точно так же все эти инстанции должен будет пройти и каждый кандидат на должность директора школы. Во всяком случае, в идеале это видится именно так. Однако как будет на самом деле, покажет время. Подобный подход дает хоть какую-то надежду на то, что в директорский корпус не будут попадать люди, мягко говоря, далекие от понимания сути процессов и проблем образования. И что не будет ситуаций, когда, к примеру, человек, много лет проработавший завхозом где-то в интернате и окончивший заочно местный университет, будет по блату или за мзду назначен директором средней школы.

Допустим, аким района пытается продвинуть какую-то свою креатуру. Но его протеже не проходит утверждение в областном департаменте образования в силу очевидного несоответствия по профессиональным критериям. И это правильно, так, по идее, должно быть всегда. Но, как известно, в нашей жизни случается много алогичного. В общем, поживем-увидим. Во всяком случае, более чем очевидно, что предлагаемый механизм направлен в первую очередь на повышение уровня профессионализма директорского корпуса в системе среднего образования. Поэтому такой подход можно только приветствовать, поскольку появляется надежда на то, что директорами школ будут назначаться профессионалы, которые до этого прошли все ступени школьной иерархии и хорошо понимают суть учебно-педагогического процесса. Надежда на то, что эпоха дилетантов от образования уйдет в прошлое, подкрепляется еще и тем, что теперь директоров школ будут назначать на конкурсной основе. То есть претендентов будет несколько, а значит, появится возможность выбора, что хорошо уже само по себе”.

“Было бы слишком наивно полагать, что субъективизм при назначении на административные должности в системе образования легко изживаем. Один только характерный пример. В одном из регионов Казахстана человек, долгие годы проработавший на позиции одного из руководителей областного департамента образования, несколько раз исполнявший обязанности первого руководителя ведомства и по всем параметрам подходивший на эту должность, так им и не стал. Спрашивается, почему? Да потому что каждый раз, когда появлялась вакансия, откуда-то из небытия возникали неведомые кандидатуры, у которых перед ним было только одно преимущество – по так называемой пятой графе. В итоге человек, всю жизнь отдавший служению народному образованию, ни разу не запятнавший свою репутацию (ни профессиональную, ни человеческую), просто ушел из системы. Не думаю, что система и общество от этого выиграли. Скорее наоборот. И логика тут весьма проста. Если первый руководитель не вполне профессионален, как можно рассчитывать на то, что в системе будут доминировать профессионалы? Спросите у любого опытного педагога, как часто сегодня можно встретить среди директоров школ не совсем компетентных людей. Ответ будет более чем грустным. Увы, такое становится вполне обыденным явлением. Причем непрофессионализм проявляется на всех уровнях: от ведения документации (издания приказов, распоряжений) и до организации учебного процесса, включая в том числе механизм приема детей в школу”.

Кто девушку танцует…

Итак, предлагаемая мера представляется многим весьма своевременной. Но в то же время надо быть реалистами. Времени для выправления ситуации потребуется немало, тем более что у этой проблемы есть еще одна сторона. По оценкам профессиональных наблюдателей, на сегодня в целом по республике в управлениях образования сложился очень слабый кадровый состав. Особенно на уровне начальников отделов и специалистов отделов. Выражается это опять же, по их мнению, в том, что среди них очень высок процент людей, плохо разбирающихся в базовых аспектах своей непосредственной работы. Это что касается среднего звена. Ненамного лучше ситуация и среди руководящего состава областных департаментов образования. Есть случаи, когда даже среди первых руководителей департаментов встречаются люди, чей стаж работы в школах исчисляется всего лишь несколькими (?!) годами. Так, может быть, стоит и на это обратить более пристальное внимание?

И наконец о самом деликатном. Стало обычным явлением вмешательство первых руководителей регионов в кадровые вопросы системы среднего образования. Неужели им больше нечем заняться? В прежние времена невозможно было представить, чтобы какой-нибудь первый секретарь обкома решал, кому быть директором школы в сельской глубинке (или даже в областном центре), а кому им не быть. Сегодня же это далеко не редкость. Опытные люди объясняют это отчасти спецификой рыночной эпохи. В условиях, когда львиная доля экономики находится в частных руках, повлиять на процессы и тенденции, там происходящие, для акима весьма проблематично. Единственным сегментом, где можно власть показать, а заодно и себя пропиарить, остается социальная сфера: культура, образование и здравоохранение.

Новое время породило еще один не очень симпатичный феномен. Речь идет, если можно будет так выразиться, о “новых хозяевах жизни”. В условиях казахстанской глубинки в их роли выступают, как правило, латифундисты отечественного розлива. Значимость и степень влияния этих новоявленных местных “божков” на принятие кадровых вопросов также является одним из следствий, а точнее гримас рыночной эпохи. Смешно, но, говорят, в отдельных случаях их позиция может даже перевесить роль министерства. И как гласит старая и банальная мудрость, кто дает деньги, тот и танцует девушку. А в нашем случае в роли этой самой “бедной девушки” и выступают кадры…

Директор школы - ключевое звено в успешной реализации изменений в образовании. В своем влиянии на процесс обучения учеников, школьное лидерство уступает лишь преподаванию в классе[i]. По данным Ofsted (Office for Standards in Education, «Управление стандартами в образовании») во главе более 90% школ, имеющих хорошие оценки, стоят директоры, которые также высоко оценены школьной инспекцией[ii]. Британское исследование указывает на то, что эффективность работы учителей в большей степени зависит от личности первого лица школы[iii]. В своем интервью один из директоров казахстанской школы отмечает: «Бывают управленцы, к которым учителя стремятся попасть на работу в школу, а бывают - от которых убегают. Качественный состав учителей зависит от директора школы» [iv].

Профессионализация менеджеров школ давно стала трендом в ведущих странах мира. Однако в Казахстане недостаточно внимания уделяется их развитию. Исследования в области менеджмента в образовании практически не проводятся. Для внесения позитивных изменений в управленческую политику школ необходимо понимание того, кто ими управляет, и какие преграды стоят на их пути.

Управленческий корпус дневных общеобразовательных школ страны составляет 6702 директоров и 520 заведующих школ. Доля руководителей-мужчин составляет 43%. Мужчин среди управленцев больше, чем среди рядовых преподавателей (19%) (Справочно: В 34 странах, принявших участие в международном исследовании учительского корпуса TALIS-2013, 51% директоров школ и 32% учителей – мужчины)[v].

Отбор управленческих кадров школ играет важную роль в построении эффективной образовательной политики. Кто же может претендовать на ранг руководителя казахстанской школы? При найме директоров школ основное внимание уделяется их образовательной квалификации, знанию законов и опыту работы, а не навыкам, компетенциям и способностям руководить.

Директорами казахстанских школ в основном становятся опытные учителя. Так, 63% из них имеют более 20 лет стажа педагогической работы. Лишь 2% руководителей школ работали учителями не более 5 лет. Наблюдается старение управленческих кадров. Не сформирована система обновления директорского корпуса. В странах ОЭСР наблюдается подобная ситуация. Средний возраст директора из стран-участников TALIS-2013 составляет 50 лет с 21 летним стажем работы учителя. Поэтому в данных странах все больше внимания уделяется вопросу создания резерва директоров школ и их отбору.

Образование – один из критериев отбора управленцев. 99% руководителей казахстанских школ имеют высшее образование, 1% техническое и профессиональное[vi]. При этом директоры школ, как правило, имеют лишь педагогическое образование, но не квалификацию в области менеджмента образования. В стране отсутствуют специальные программы в области образовательного лидерства, за исключением магистерских программ в Назарбаев Университете.

Программы педагогических специальностей не содержат обязательные предметы по менеджменту в образовании. Для сравнения в 24 из 34 стран ОЭСР 89% директоров школ имеют образование в сфере управления и лидерства[vii]. В данных странах существует большое разнообразие программ, где можно получить знания и навыки в области образовательного менеджмента.

В странах ОЭСР распространен опыт найма директоров школ на основании их компетенций. В Великобритании, Австралии, Нидерландах, США, Новой Зеландии и Чили необходимые компетенции управленцев школ расписаны в профессиональных стандартах[viii].

Так, в Австралии помимо соответствующей квалификации кандидат на должность директора должен обладать определенными знаниями, навыками и опытом согласно пяти основным критериям: лидерство в сфере обучения и преподавания, самосовершенствование и развитие других, лидерство в инновациях, лидерство в управлении школой, эффективное взаимодействие с общественностью[ix]. В Англии профстандарты основываются на 3 принципах: ориентация на учащихся, лидерство и профессионализм.

Интересен опыт Нидерландов в привлечении бизнес-лидеров к работе в школе. Тренинговая программа «Руководители извне» («Bazen van buiten») предназначена для лидеров из бизнес-сектора, которые становятся управленцами начальной школы. На первом этапе программы 13 участников прошли обучение и стали директорами школ. Эксперты ОЭСР считают данную инициативу очень перспективной[xiii].

Одним из недостатков системы менеджмента образования в Казахстане является слабая поддержка вновь назначенных директоров школ. В стране отсутствуют ассоциации и союзы директоров школ, которые позволят руководителям делиться профессиональным опытом, создавать взаимовыгодные образовательные проекты. Тогда как профессиональные ассоциации директоров школ функционируют в 31 из 34 стран ОЭСР. По результатам исследования TALIS-2013 82% директоров школ в Финляндии, 86% в Нидерландах и 89% в Малайзии ответили, что часто взаимодействуют с руководителями других школ[xiv].

По мнению эксперта в области профессионального развития управленцев школ Джудит Чапмэн, наиболее эффективным способом поддержки управленцев школ является менторство[xv]. Самые успешные директоры получали поддержку в первые годы деятельности от более опытных директоров[xvi].

В Сингапуре менторство используется, как основная стратегия подготовки директоров школ, каждый будущий руководитель прикрепляется к директору-наставнику. С 2008 года Академия директоров школ (APS) совместно с Министерством создала программу менторства для всех недавно назначенных управленцев организаций образования. Новые директоры получают поддержку опытных коллег в течение первого года работы на должности. В настоящее время акцент данных программ сместился с передачи знаний, навыков от опытных специалистов менее опытным, к взаимным выгодам для обеих сторон[xvii].

В США Национальная ассоциация директоров школ (National Association of Secondary School principals) запустила онлайн-платформу «Виртуальная Программа Менторства» (Virtual Mentor Program), с помощью которой можно получить совет от успешных директоров школ[xviii].

Одним из способов поддержки неопытных директоров являются профессиональные курсы, способствующие их развитию. В Казахстане существуют курсы повышения квалификации для управленцев организаций образования. В Центре педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» функционирует программа повышения квалификации руководителей общеобразовательных организаций Республики Казахстан, разработанная совместно с Факультетом образования Кембриджского университета. Программа сочетает теоретическую и практическую подготовку и длится 9 месяцев. Основные приоритеты в обучении руководителей в рамках Программы директоров: саморазвитие руководителя, развитие школы и социальное и профессиональное партнерство.

На базе филиалов АО «НЦПК «Өрлеу» управленцы проходят краткосрочные курсы повышения квалификации. В 2015 году по вопросам менеджмента запланировано прохождение курсов повышения квалификации 3300 человек. В 1 полугодии прошли курсы 43,3% (2600 человек).

Проводятся также курсы для поддержки директоров по вопросам внедрения обновленного содержания образования и подушевого финансирования в школах. Для 30 пилотных школ проводятся тренинги по обновлению образования. В 2013-2015 годах АО «Финансовый центр» проведены обучающие семинары по апробации подушевого финансирования среднего образования в 7 регионах Казахстана.

Одним из вопросов, требующего решения, является отсутствие стимулов для привлечения и удержания эффективных руководящих кадров школ. Средняя заработная плата директора школы незначительно отличается от заработной платы учителя. Базовый оклад учителя, имеющего опыт более 20 лет – 50 967 тенге, директора – 72 204 тенге.[xix] Более того, с внедрением трехуровневых курсов повышения квалификации учителей должностной оклад учителя может быть в 2 раза больше, чем директора школы (заработная плата учителя после прохождения курсов – 169 609)[xx]. «С введением трехуровневых курсов никто не хочет быть директором школы. Легче быть учителем – иметь меньше ответственности, а зарабатывать больше» - отмечает один из управленцев школы. Для сравнения: в Великобритании максимальная ежемесячная оплата труда директоров школ может быть в 2-3 раза выше учительской (2013-2014 учебный год: директор - $134 672, учитель - $51 862).

Отсутствие надбавок к заработной плате директорам сельских и отстающих школ является также одной из проблем. Во многих странах существует практика привлечения эффективных управленцев в слабые школы. Во Франции и Новой Зеландии директоры слабых школ получают надбавки к зарплате[xxi].

В Великобритании с 2014 года действует Программа талантливых лидеров (The Talented Leaders program). Опытные, успешные директоры школ привлекаются к работе в проблемных школах. Их поддерживают посредством программ менторства и коучинга, поощряют надбавками к зарплате и предоставлением грантов в размере более $76 000 для улучшения школы и взращивания лидерского потенциала в школе[xxii].

В Австралии привлекаются сильные директоры школ для работы в школах со слабоуспевающими детьми. Они получают надбавку к годовой зарплате в размере $28 700, а достигая определенных результатов, получают грант в размере от $24 000 до $57 000 в год для школы. Ресурсы могут быть направлены на профессиональное развитие учителей, приобретение образовательных программ и улучшение материально-технической базы[xxiii].

Необходимо также создавать нематериальные стимулы для руководителей казахстанских школ. В России, например, для повышения статуса и привлекательности специальности директора школы ежегодно с 2010 года проходит конкурс «Директор школы»[xxiv]. Подобный конкурс проводится среди директоров школ 50 штатов Национальной ассоциацией директоров школ США (National Association of Secondary School principals).

В высокоэффективных системах образования руководители посвящают около 80% своего времени работе по улучшению обучения, вопросам мотивации и профессиональному развитию учителей. Их работа сфокусирована на руководстве учебного процесса, а не на администрировании школ[xxv]. В странах ОЭСР директоры тратят 41% времени на решение административных вопросов, остальное время – на вопросы обучения и преподавания[xxvi].

А в Казахстане исследование по автономии в системе среднего образования Назарбаев университета свидетельствует о том, 60-70% рабочего времени директоров школ уходит на решение административных вопросов. Они являются больше хозяйственниками, чем управленцами учебно-воспитательного процесса[xxvii]. При этом управленцы говорят о нехватке знаний в вопросах бухгалтерии, юриспруденции, государственных закупок и считают необходимым проведение тренингов по данным вопросам. «Мы должны быть педагогами-учителями №1, юристами, бухгалтерами, организаторами в одном лице» - отмечают в своем интервью директора школ[xxviii].

В отличие от процедур оценки учителей, аттестация руководителей школ в Казахстане находится на начальном этапе развития (по Законодательству один раз в три года). Не установлены официальные критерии аттестации директоров школ, поэтому фактически процедура проходит путем рассмотрения достижений учащихся (средний балл ЕНТ, результаты олимпиад) и на основании годовых отчетов о профессиональном развитии учителей. Многие директоры школ отмечают «формальность» проведения аттестации. Результаты аттестации не влияют на заработную плату директоров и их карьерный рост.

В Новой Зеландии профстандарты директора школы служат не только для их отбора, но также для оценки деятельности. Соответствие определенным стандартам ассоциируется с профессиональным развитием и повышением заработной платы директоров школ. В Англии соответствие стандартам позволяет управленцу школы стать тренером, ментором для других директоров организаций среднего образования[xxix].

Предстоящие реформы в образовании: внедрение 12-летнего образования, обновление содержания образования, подушевое финансирование, растущий уровень автономии школ предполагает, что большая доля ответственности ляжет на плечи руководителей школ. Эксперты ОЭСР отмечают, что без соответствующей поддержки директоры школ могут стать самым слабым звеном в реализации реформ[xxx]. В этой связи для развития мощного корпуса школьных лидеров в Казахстане необходимо предпринять следующий комплекс мер:

  • Включение в программу магистратуры подготовку управленцев школ;
  • Разработка и внедрение в педагогические специальности программ подготовки по лидерству;
  • Выработка комплексного набора критериев для приема на работу директоров школ на основе международного опыта;
  • Создание и подготовка резерва управленческих кадров;
  • Создание профессиональной ассоциации директоров школ;
  • Разработка новой системы обязательного повышения квалификации для директоров школ в области управления и лидерства;
  • Разработка и внедрение поощрений и стимулов для директоров школ в соответствии с этапами и элементами новой системы обязательного повышения квалификации.

[i] NCSL, Seven Strong Claims about Successful School Leadership (2006).

Я никогда не стремилась быть начальником. Просто очень люблю работать в школе, среди детей, создавать для них лучшие условия, наблюдать за развитием своих учеников.

Однако выяснилось, что я вполне способна держать в голове список дел длиной «отсюда и до обеда», строить педагогов, годящихся мне в матери, и лихо орудовать мастерком.

Историю прислала подписчица блога Екатерина.

Как я попала в профессию

С детства я была лидером везде: заводилой в садике, старостой класса в школе, главой студсовета в колледже.

Когда начала работать учителем начальных классов в соседнем селе, параллельно училась в университете на историческом факультете.

Высшее образование — необходимость, если хочешь повышать квалификацию и категорию. А я, конечно же, хотела!

Вышла замуж, вернулась в родной поселок, начала искать новую работу. Первым местом, куда я обратилась, была родная школа, которую я закончила 15 лет тому назад.

Большинство учителей помнили меня еще ученицей и были наслышаны о моих профессиональных успехах в соседней школе.

Директор школы в тот момент как раз ушел на пенсию, и мне сразу предложили занять его место. Конечно, я согласилась!

Родная школа, поселок, где я всех знаю, знакомые педагоги — вот это поле для реализации своих педагогических идей и творческого потенциала! Так думала я, становясь руководителем.

Типичный рабочий день

Но, вступив в должность, я столкнулась сразу с несколькими трудностями:

  1. Принятие в коллективе. Хотя почти все подчиненные меня знали, им сложно было смириться с 30-летним директором.
  2. Сложность руководства. Мне было нелегко принимать управленческие решения, указывать людям на их косяки. Об увольнениях и выговорах в первый год работы даже речи не шло.
  3. Большое количество обязанностей.

На последнем пункте стоит остановиться более подробно. Многим кажется, что работа директора школы — это сидеть в своем кабинете и руководить, изредка проводя или посещая уроки и издавая приказы.

Эх, если бы в действительности было так! На самом же деле у директора школы масса обязанностей:

  1. Контроль над работой всех жизненно важных систем (электрика, канализация, вода, интернет, газ). Конечно, есть завхоз, но я всегда должна быть в курсе актуальной информации. Вдруг спонсор позвонит и спросит, что нам надо? Я такая сразу: лампы в 3-й кабинет, смеситель в туалет на 2 этаже, новая мойка в кухню.
  2. Круглосуточная готовность решать проблемы. К примеру, был случай, когда в школе разбили окна среди ночи, порезали человека. Пришлось срочно бежать на работу, вызывать милицию, скорую, вместе со сторожем убирать следы происшествия.
  3. Знание не только педагогики и психологии, но и множества других вещей: санитарных норм, основ медицины, основ пожаробезопасности и т. п. Конечно, за каждый из этих пунктов отвечает кто-то из коллектива. Но вряд ли люди будут прислушиваться к некомпетентному руководителю.


А уж какой головной болью стала работа с расписанием — сдвиг занятий по времени, чтобы ученики меньше пересекались в коридорах!

Рабочий день любого нормального директора, который думает о своей школе, начинается на полчаса раньше остальных (у меня — в 8.00), и совсем не с чашечки кофе.

Осмотр территории, важные утренние звонки о температурном режиме (зимой), состоянии дорог в поселке, количестве учеников (в периоды сезонных болезней). Летний отпуск у директора школы может быть только на бумаге.

Просто потому, что как бы ты ни старался пораньше закончить ремонт в школе, — возникают обстоятельства, когда нужно срочно принять новую мебель, поменять окно (подаренное спонсором), перезарядить огнетушители или выкосить стадион.

Понятно, это все делает не лично директор школы. Но стоит ему исчезнуть с радаров, как работа тут же встанет, проверено неоднократно.

По выходным и праздникам всякое бывает, но расслабляться не стоит. У меня был случай, когда я поехала с друзьями в горы на Новый год и прямо оттуда через смартфон отправляла данные о расходе воды за первый семестр в школе, просто потому что завуч попала в больницу.

Если в школе размещают избирательный участок (в поселке это именно у нас делают), директор обязательно присутствует во время выборов.

То же происходит и в случаях различных массовых гуляний и концертов, проводимых на нашем стадионе. Я отвечаю за материальные ценности, поэтому важно все проконтролировать лично.

Почему я продолжаю работать

Сейчас, находясь в декрете, я могу только со стороны наблюдать за всем тем, что происходит на работе, иногда с жалостью, иногда — со злостью или слезами на глазах.

Всемирная эпидемия подкосила работу наших и без того слабо укомплектованных образовательных учреждений.

При этом я уверена, что вернусь после декрета на свое рабочее место, потому что все описанные трудности и нагрузки не сравнить с радостью общения с детьми, возможностью делать для них и вместе с ними что-то новое, раскрывать таланты и исполнять мечты!


Спортивные соревнования между педагогами и учителями в нашей школе.

Ежегодно мы видим выпускников своей школы, которые росли у нас на глазах. С каждым днем в нашем образовательном учреждение появляется что-то новое: подходы и методики, техника, мебель, наглядные материалы, люди, в конце концов.

Правильная работа всего этого сложного механизма напрямую зависит от руководителя.

Есть ли льготы и другие бенефиты

Ни для кого не секрет, что педагоги в нашей стране получают копейки. Это же касается и директоров школ. У нас нет регулярных премий, тринадцатых зарплат или каких-то весомых поощрений.

Максимум — иногда районное руководство может компенсировать учителям стоимость поездок на работу или наградить ко Дню учителя, но и это происходит со страшным скрипом и не каждый год.


Вы не поверите, но бывают случаи, когда я, как и другие коллеги, втайне от мужа за свои кровные покупаю на работу обогреватель или оплачиваю ремонт принтера, заправляю бензокосу для выкоса стадиона или трактор для вывоза мусора.

О канцелярских принадлежностях даже говорить не приходится.

Но мне нравится работа в коллективе людей, где почти каждый — фанат своего дела. Просто за такие деньги работать в этих условиях остаются лишь преданные поклонники профессии.

Зарплата и перспективы карьерного роста

Когда я только стала руководителем в 2016 году, то моя зарплата составляла около 26 000 рублей. Сейчас я получаю 30 241 рубль в месяц.

Довольно неплохие деньги для сельской местности, если учитывать, что уроки я провожу только два дня в неделю и почти каждый день прихожу домой в 16.00.

Конечно, это выше средней зарплаты учителей по Ростовской области в этом году, которая составляет 27 681 рубль. Сегодня можно найти работу директора школы во всех регионах России, проанализировав вакансии в интернете.


В каждом регионе и учреждении предлагают разную зарплату, но в общем она будет зависеть от множества факторов:

  • стаж;
  • категория;
  • количество часов (уроков), которые вы проводите.

В плане карьерного роста нельзя сказать, что это слишком перспективная работа. Ее главный плюс — ты постоянно расширяешь свой круг общения.

Умный директор знает всех и, если грамотно подходит к своей деятельности, со временем может обзавестись полезными друзьями во всех жизненно важных направлениях.

Да и не назвала бы я карьерным ростом переход из педагогической деятельности в работу чиновника.

Но если вы чувствуете в себе потенциал и желание работать, попробовать стоит, не так ли?

Каждый педагог, который усердно трудится и любит свою работу, рано или поздно задумывается о том, чтобы занять директорское кресло. Но нельзя получить работу руководителя, не следуя определенным правилам. Назначение на должность директора школы – это обязанность местного департамента образования, нужно пройти несколько карьерных ступеней, чтобы местные органы власти смогли доверить вам эту роль.

Какое образование нужно для работы

Человек, который задумывается, как стать директором школы, в первую очередь интересуется, какое учебное заведение ему придется окончить. Безусловно, вам нужно высшее образование. Вы можете окончить училище, техникум с красным дипломом, но поступить в университет, если вы хотите стать директором, вам придется.

Нельзя сразу получить должность руководителя. Вам придется поработать некоторое время обычным учителем. Поэтому не имеет значения, будете вы преподавать математику, биологию или физическую культуру, главное в достижении вашей цели – получение высшего образования. Но этого недостаточно для осуществления вашего желания. Вам придется воспитать в себе определенные качества характера, которые, несомненно, вам помогут.

Как стать директором школы

Какими качествами характера должен обладать директор школы

Чтобы чувствовать себя комфортно, занимая любую должность, нужно действительно стремиться к получению специальных знаний и саморазвитию. Как стать директором школы и какими качествами характера нужно обладать, чтобы достичь желаемой цели в короткие сроки, вам подскажет ваша интуиция, если вы действительно предрасположены к этому. Работа должна приносить удовольствие. Должность директора школы доставит вам радость, если вы воспитаете в себе такие черты характера:

  • Умение находить общий язык с детьми разных возрастов. Вы должны ладить как с первоклассниками, так и с выпускниками, причем ваши взаимоотношения должны быть основаны на взаимном доверии. Властный подход к общению здесь неприемлем.
  • Способность находить общий язык с педагогическим коллективом. Подчиненные должны беспрекословно выполнять все ваши указания.
  • Ответственность. Вы должны осознавать, что вы полностью отвечаете за моральное и физическое состояние всех учеников, пока идут занятия.
  • Способность держать все под контролем. Вы должны понимать, что работа педагогов, учеба школьников, трудовая деятельность вспомогательного персонала должна полностью вами контролироваться.
  • Умение разбираться в бумажной работе. Вам придется постоянно представлять отчеты о работе учебного заведения более высоким органам власти.

Как видите, характеристика на директора школы, которая обычно составляется за время его работы на данной должности, основывается на многих факторах, поэтому заранее решите, готовы ли вы взять на себя такую ответственность.

Характеристика на директора школы

Специальные знания директора школы

Как стать директором школы, не имея специальных знаний, не может ответить никто, потому что этой информации не существует. Чтобы реализовать себя на этой должности, вы должны освоить базовые компьютерные программы. Ведь большинство отчетов сдается в электронном виде. Кроме того, вы должны освоить нормативно-правовую базу, а также изучить последние методики образовательного процесса.

Как стать директором школы: получаем директорское кресло

Согласно постановлению Министерства образования, чтобы получить должность директора, нужно победить в конкурсе, к которому допускаются исключительно кандидаты с высшим образованием и опытом работы на должности учителя. Назначает человека на эту роль представитель местного департамента. Характеристика на директора школы должна быть безупречной, поэтому из всех кандидатов выбирается самый подходящий, имеющий идеальное резюме и умеющий себя вести в обществе.

Назначение на должность директора школы

Повышение квалификации педагогов

Если вы хотите стать директором, вам придется смириться с тем, что время от времени вы будете посещать курсы повышения квалификации. На вас будет лежать ответственность за работу педагогического коллектива, но есть еще одна обязанность, которую вы станете выполнять. Как правило, директор преподает ученикам определенный предмет. Вы должны быть учителем высшей категории и время от времени доказывать свой профессионализм.

Повышение квалификации педагогов

Тестирование

Иногда при отборе кандидатов на должность директора проводится специальное тестирование. В случае успешной сдачи экзамена вы получите лицензию, которую позже представите компетентному человеку, чтобы он решил, подходите вы на эту должность или же вам еще нужно поработать над своим профессионализмом. Но эта процедура проводится далеко не всегда. Обычно эту должность занимает человек, который много лет проработал в данной школе заместителем директора или обычным учителем.

Читайте также: