Что входит в стаж работы в бюджетных организациях рб

Опубликовано: 17.05.2024

Автор: Снежана КЛЕВАНОВОЧ, журнал "Кадровик. Управление персоналом", № 4/2020 - 05 Март 2020 .

Указом Президента Республики Беларусь от 18.01.2019 № 27 «Об оплате труда работников бюджетных организаций» (далее — Указ № 27), который вступил в силу с 1 января 2020 г., определено, что работникам бюджетных организаций выплачивается надбавка за стаж работы только в бюджетных организациях. Как правильно исчислить такой стаж?

Кроме Указа № 27 исчисление стажа работы в бюджетных организациях в настоящее время регулируется также нормами постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 03.04.2019 № 13 «Об оплате труда работников бюджетных организаций» (далее — Постановление № 13).

Установлены следующие размеры надбавки работникам бюджетных организаций за стаж работы (в процентах от базовой ставки, которая на данный момент составляет 185 рублей):

  • до 5 лет — 10%;
  • от 5 до 10 лет — 15%;
  • от 10 до 15 лет — 20%;
  • от 15 лет и выше — 30%.

ПРИМЕР 1

В бюджетной организации исчислен стаж следующим работникам:

№ п/п Наименование должности Количество лет, работы в бюджетной организации Процент надбавки за стаж Сумма надбавки за стаж
1 Экономист 4 10 18,50
2 Бухгалтер 9 15 27,75
3 Врач 13 20 37,00
4 Ассистент 18 30 55,50

Как известно, ранее действовало Положения о порядке исчисления стажа работы по специальности (в отрасли) и повышения тарифных ставок (окладов) работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, за стаж работы по специальности (в отрасли), утвержденное постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 12.01.2000 № 4. В соответствии с этим документом за стаж работы по специальности (в отрасли) производилось повышение тарифных (ставок) оклада. Теперь же расчет идет от базовой ставки, то есть изменилась методика расчета.

Инструкцией о размерах и порядке осуществления стимулирующих (кроме премий) и компенсирующих выплат, предусмотренных законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, утвержденной Постановлением № 13, предусмотрено, что для целей исчисления надбавки за стаж работы в бюджетных организациях в стаж работы засчитываются периоды работы:

  • в бюджетных организациях Республики Беларусь независимо от их ведомственной подчиненности;
  • в организациях Республики Беларусь, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций.

Периоды работы, подлежащие зачету в стаж работы в бюджетных организациях, суммируются независимо от сроков перерыва в работе. Стаж работы в бюджетных организациях исчисляется в годах, месяцах и днях.

Стаж работы в бюджетных организациях подтверждается трудовой книжкой, а при отсутствии трудовой книжки — в порядке, предусмотренном для подтверждения трудового стажа при назначении пенсии. В случаях если на основании данных трудовой книжки не представляется возможным определить статус организации для зачета стажа работы в ней в стаж работы в бюджетных организациях, то зачет стажа работы производится на основании сведений, полученных от госорганов, в подчинении которых находится (находилась) организация, или местных исполнительных и распорядительных органов по месту расположения организации. До получения подтверждающих сведений о статусе организации в зачет стажа работы в бюджетных организациях принимается период, исчисленный в бесспорном порядке.

В случаях, когда период работы, подлежащий зачету в стаж работы в бюджетных организациях, будет подтвержден документально соответствующим госорганом, надбавка за стаж работы в бюджетных организациях подлежит пересчету за период начиная с 1 января 2020 г. независимо от даты представления подтверждающих документов.

Споры, связанные с определением стажа работы в бюджетных организациях, рассматриваются в судебном порядке.

ПРИМЕР 2

У бухгалтера учреждения образования в трудовой книжке имеются следующие записи о периодах ее работы:

  • в учреждении здравоохранения «1-я городская клиническая больница» — 3 года в должности бухгалтера;
  • в финансовом управлении Администрации Первомайского района — 5 лет в должности главного специалиста;
  • в медицинском центре «Л» — 4 года в должности бухгалтера;
  • в КУП «Клиника эстетической стоматологии» — 6 лет в должности бухгалтера.

В данном случае в стаж работы бухгалтеру необходимо засчитать 8 лет, то есть время работы в УЗ «1-я городская клиническая больница» 3 года в должности бухгалтера и в финансовом управлении Администрации Первомайского района 5 лет в должности главного специалиста.

Надбавка за стаж работы составит 15%, что в суммовом выражении будет равно 27,75 рублям.

При этом некоторые изменения носят редакционный характер. В большинстве случаев они внесены для того, чтобы привести нормы постановления N 13 в соответствие с новой редакцией ТК. Часть изменений существенно повлияет на порядок оплаты труда работников бюджетной сферы.

Рассмотрим основные их них.

Тарифные разряды служащих и кратные размеры базовой ставки рабочих

С 01.01.2020 вносятся изменения в таблицу 1 приложения к постановлению N 13.

В частности, уточнено, что 6-й тарифный разряд устанавливается для мастеров всех наименований. Ранее перечень должностей мастеров в таблице был ограничен 5 наименованиями, а именно: мастер, мастер: погрузочно-разгрузочных работ, производственного обучения, производственного обучения управлению механическим транспортным средством, участка <*> .

Таблица 4 приложения к постановлению N 13, в которой определены кратные размеры базовой ставки по профессиям рабочих-повременщиков, тарифно-квалификационными характеристиками которых не предусмотрены разряды работы, дополнена профессией «кассир билетный». По данной профессии устанавливается кратный размер базовой ставки, равный 1,10 <*> .

Надбавка за стаж работы в бюджетной организации

С 01.01.2020 постановлением от 14.11.2019 N 53 часть перечисленных норм изменена либо изложена в новой редакции. При этом некоторые пункты корректировке не подверглись.

В частности, в новой редакции изложен п. 4 Инструкции о стимулирующих и компенсирующих выплатах. В нем четко прописали, что в стаж работы для начисления надбавки за стаж в бюджетных организациях засчитываются периоды работы начиная с 19.09.1991. Причем согласно разъяснениям специалистов Минтруда и соцзащиты такой подход существовал и ранее. Теперь это установлено на законодательном уровне <*> .

Как и прежде, в этот стаж засчитываются периоды работы <*> :

Вместе с тем добавлены периоды работы в иных организациях, а именно <*> :

Кроме того, в стаж работы для определения надбавки за стаж включаются периоды военной службы (службы) в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и военизированных организациях Республики Беларусь, а также время альтернативной службы <*> .

Справочно

Под воинскими формированиями понимаются <*> :

Под военизированными организациями понимаются:

Новой редакцией п. 12 Инструкции о стимулирующих и компенсирующих выплатах предусмотрено, что выплата надбавки за стаж работы в бюджетных организациях работникам с неполным рабочим временем производится пропорционально отработанному времени (при повременной форме оплаты труда) или в зависимости от выработки (при сдельной форме оплаты труда). Данный подход заимствован из ст. 290 ТК-2020.

На заметку
Под неполным рабочим временем понимается уменьшенная по сравнению с нормальной продолжительность рабочего времени <*> .

Определение статуса организации

Не всегда по трудовой книжке новый наниматель может определить статус организации (бюджетная она или нет). Прежней редакцией было предусмотрено, что сведения о статусе предположительно бюджетной организации можно получить от госорганов, в подчинении которых находится (находилась) организация, или местных исполнительных и распорядительных органов по месту расположения организации <*> .

С 01.01.2020 постановлением от 14.11.2019 N 53 добавлена норма о том, что статус организации для зачета стажа работы в ней в стаж работы в бюджетных организациях также может подтвердить сама организация, где работал работник <*> .

Надбавка за работу на условиях контрактной формы найма по Декрету N 29

С 28.01.2020 постановлением от 14.11.2019 N 53 из перечня стимулирующих выплат, приведенных в постановлении N 13, исключается надбавка за контракт по Декрету от 26.07.1999 N 29 <*> .

Вместе с тем отметим, что надбавка за работу на условиях контрактной формы найма для работников бюджетной сферы сохраняется. С 28.01.2020 она регулируется нормами трудового законодательства.

Так, новой редакцией ТК предусмотрено, что контракт для работников бюджетной сферы, помимо прочих обязательных сведений и условий, должен содержать сведения о надбавке. Ее размер не должен превышать 50% оклада. При этом размер указанной надбавки устанавливается (изменяется) в пределах средств, предусмотренных в соответствии с законодательством на оплату труда на соответствующий финансовый (календарный) год. Уменьшение ее размера осуществляется в порядке и на условиях, предусмотренных ст. 32 ТК-2020 <*> .

С 1 января 2020 г. в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 18 января 2019 г. № 27 «Об оплате труда работников бюджетных организаций» изменяется система оплаты труда работников бюджетной сферы. При этом данные изменения не коснутся размеров заработной платы на момент введения новых условий оплаты труда.

В чем заключаются данные изменения

1) Оплата труда будет производиться на основе тарифной системы , включающей в себя базовую ставку и 18-разрядную тарифную сетку .

2) Упрощается структура заработной платы. Заработная плата работников будет включать:

• стимулирующие (надбавки, премии) и компенсирующие (доплаты) выплаты, а именно:

• надбавки и доплаты, предусмотренные законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь (например, надбавки за работу на условиях контрактной формы найма, за ученую степень и ученое звание, доплаты за работу в сверхурочное время, в государственные праздники, праздничные, выходные дни, за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и др.).

• надбавку за стаж работы в бюджетных организациях в следующих размерах от базовой ставки при стаже работы:

до 5 лет – 10 процентов;

от 5 до 10 лет – 15 процентов;

от 10 до 15 лет – 20 процентов;

от 15 лет и выше – 30 процентов;

Указом также предусмотрены:

• единовременная выплата на оздоровление , которая выплачивается работнику, как правило, при уходе в трудовой отпуск из расчета 0,5 оклада;

• оказание материальной помощи в связи с непредвиденными материальными затруднениями.

При этом конкретные размеры, а также порядок и условия выплаты премии и материальной помощи будут определяться положениями, утверждаемыми руководителями бюджетных организаций.

Справочно: для этих целей в соответствии с Указом формируется объем средств:

на выплату премии – в размере 5 процентов от суммы окладов работников организации;

на оказание материальной помощи – в размере 0,3 среднемесячной суммы окладов работников организации.

3) Расширяются права руководителей государственных органов и бюджетных организаций по установлению надбавок и доплат работникам с учетом отраслевой специфики и результатов труда в пределах средств, выделенных из бюджета на оплату труда работников, а также средств, полученных от осуществления приносящей доходы деятельности, и из иных источников, не запрещенных законодательством.

Таким образом, с 1 января 2020 года с целью упрощения расчета заработной платы:

из состава заработной платы исключены различного вида коэффициенты и повышения;

сокращено количество компенсирующих и стимулирующих выплат по сравнению с действующими условиями оплаты труда путем объединения нескольких выплат в одну.

Справочно: количество стимулирующих и компенсирующих выплат в 2020 году по сравнению с 2019 годом сокращено более чем в 3 раза.

Возможное снижение у работников некоторых размеров стимулирующих и компенсирующих выплат (например, надбавка за стаж работы в бюджетных организациях) должно быть компенсировано путем установления им выплат, конкретные размеры которых определяет руководитель организации.

Определяя размер этих выплат, руководитель организации должен соблюдать норму пункта 12 Указа .

Следовательно, с учетом предоставленных руководителю бюджетной организации прав по установлению размеров стимулирующих и компенсирующих выплат, он не может допустить снижение с 1 января 2020 г. размеров заработной платы (без премии) работников бюджетных организаций.

Для целей сопоставления заработной платы работников бюджетных организаций (в действующий условиях декабря 2019 г.) учитывается заработная плата, начисленная работнику в соответствии с условиями оплаты труда, предусмотренными трудовым договором (контрактом) за работу в нормальных условиях в течение нормальной продолжительности рабочего времени. Так, в начисленную заработную плату включаются следующие виды выплат:

- тарифная ставка, тарифный оклад;

- повышения тарифной ставки, тарифного оклада;

- надбавки и доплаты в размерах, установленных законодательством (нанимателем), кроме доплат за работу в ночное время, за совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания (увеличение объема выполняемых работ) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника, за работу в сверхурочное время, в государственные праздники, праздничные и выходные дни;

- премия в усредненных размерах, установленных законодательством для данного вида бюджетных организаций (например, 20 процентов от суммы выплат, включаемых в расчет планового фонда заработной платы).

Таким образом, заработная плата работника, рассчитанная за январь 2020 г. по новым условиям оплаты труда с учетом премии в размере 5 процентов оклада работника, не может быть ниже заработной платы работника, рассчитанной по вышеприведенному порядку.

Справочно: с учетом сложившейся практики бюджетными организациями ежегодно в декабре выплачивается премия в увеличенном размере за счет накопленной экономии фонда оплаты труда.

Таким образом, заработная плата работника за декабрь складывается в среднем на 12 процентов выше, чем заработная плата за январь следующего года.

Поэтому сопоставление заработной платы в новых условиях (январь 2020 года) производится с заработной платой в действующих условиях (декабрь 2019 года) с учетом усредненной премии.

В бюджете на 2020 год предусмотрен фонд оплаты труда, обеспечивающий среднегодовое повышение заработной платы в бюджетной сфере не менее чем на 10 процентов по сравнению с 2019 годом.

С 1 января 2020 г. в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 18 января 2019 г. № 27 «Об оплате труда работников бюджетных организаций» изменяется система оплаты труда работников бюджетной сферы. При этом данные изменения не коснутся размеров заработной платы на момент введения новых условий оплаты труда.

В чем заключаются данные изменения

1) Оплата труда будет производиться на основе тарифной системы , включающей в себя базовую ставку и 18-разрядную тарифную сетку .

2) Упрощается структура заработной платы. Заработная плата работников будет включать:

• стимулирующие (надбавки, премии) и компенсирующие (доплаты) выплаты, а именно:

• надбавки и доплаты, предусмотренные законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь (например, надбавки за работу на условиях контрактной формы найма, за ученую степень и ученое звание, доплаты за работу в сверхурочное время, в государственные праздники, праздничные, выходные дни, за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и др.).

• надбавку за стаж работы в бюджетных организациях в следующих размерах от базовой ставки при стаже работы:

до 5 лет – 10 процентов;

от 5 до 10 лет – 15 процентов;

от 10 до 15 лет – 20 процентов;

от 15 лет и выше – 30 процентов;

Указом также предусмотрены:

• единовременная выплата на оздоровление , которая выплачивается работнику, как правило, при уходе в трудовой отпуск из расчета 0,5 оклада;

• оказание материальной помощи в связи с непредвиденными материальными затруднениями.

При этом конкретные размеры, а также порядок и условия выплаты премии и материальной помощи будут определяться положениями, утверждаемыми руководителями бюджетных организаций.

Справочно: для этих целей в соответствии с Указом формируется объем средств:

на выплату премии – в размере 5 процентов от суммы окладов работников организации;

на оказание материальной помощи – в размере 0,3 среднемесячной суммы окладов работников организации.

3) Расширяются права руководителей государственных органов и бюджетных организаций по установлению надбавок и доплат работникам с учетом отраслевой специфики и результатов труда в пределах средств, выделенных из бюджета на оплату труда работников, а также средств, полученных от осуществления приносящей доходы деятельности, и из иных источников, не запрещенных законодательством.

Таким образом, с 1 января 2020 года с целью упрощения расчета заработной платы:

из состава заработной платы исключены различного вида коэффициенты и повышения;

сокращено количество компенсирующих и стимулирующих выплат по сравнению с действующими условиями оплаты труда путем объединения нескольких выплат в одну.

Справочно: количество стимулирующих и компенсирующих выплат в 2020 году по сравнению с 2019 годом сокращено более чем в 3 раза.

Возможное снижение у работников некоторых размеров стимулирующих и компенсирующих выплат (например, надбавка за стаж работы в бюджетных организациях) должно быть компенсировано путем установления им выплат, конкретные размеры которых определяет руководитель организации.

Определяя размер этих выплат, руководитель организации должен соблюдать норму пункта 12 Указа .

Следовательно, с учетом предоставленных руководителю бюджетной организации прав по установлению размеров стимулирующих и компенсирующих выплат, он не может допустить снижение с 1 января 2020 г. размеров заработной платы (без премии) работников бюджетных организаций.

Для целей сопоставления заработной платы работников бюджетных организаций (в действующий условиях декабря 2019 г.) учитывается заработная плата, начисленная работнику в соответствии с условиями оплаты труда, предусмотренными трудовым договором (контрактом) за работу в нормальных условиях в течение нормальной продолжительности рабочего времени. Так, в начисленную заработную плату включаются следующие виды выплат:

- тарифная ставка, тарифный оклад;

- повышения тарифной ставки, тарифного оклада;

- надбавки и доплаты в размерах, установленных законодательством (нанимателем), кроме доплат за работу в ночное время, за совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания (увеличение объема выполняемых работ) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника, за работу в сверхурочное время, в государственные праздники, праздничные и выходные дни;

- премия в усредненных размерах, установленных законодательством для данного вида бюджетных организаций (например, 20 процентов от суммы выплат, включаемых в расчет планового фонда заработной платы).

Таким образом, заработная плата работника, рассчитанная за январь 2020 г. по новым условиям оплаты труда с учетом премии в размере 5 процентов оклада работника, не может быть ниже заработной платы работника, рассчитанной по вышеприведенному порядку.

Справочно: с учетом сложившейся практики бюджетными организациями ежегодно в декабре выплачивается премия в увеличенном размере за счет накопленной экономии фонда оплаты труда.

Таким образом, заработная плата работника за декабрь складывается в среднем на 12 процентов выше, чем заработная плата за январь следующего года.

Поэтому сопоставление заработной платы в новых условиях (январь 2020 года) производится с заработной платой в действующих условиях (декабрь 2019 года) с учетом усредненной премии.

В бюджете на 2020 год предусмотрен фонд оплаты труда, обеспечивающий среднегодовое повышение заработной платы в бюджетной сфере не менее чем на 10 процентов по сравнению с 2019 годом.


Татьяна Лукьянчикова: «Согласно п. 4 Инструкции о размерах и порядке осуществления стимулирующих (кроме премий) и компенсирующих выплат, предусмотренных законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, утвержденной Постановлением Минтруда и соцзащиты от 3 апреля 2019 года №13, для исчисления надбавки за стаж работы в бюджетных организациях в него засчитываются периоды работы в бюджетных организациях Республики Беларусь; в получающих субсидии организациях Республики Беларусь, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций.

Данные периоды засчитываются независимо от отраслевой принадлежности указанных организаций и занимаемых работниками должностей служащих и профессий рабочих.

Периоды работы в коммерческих организациях, характер работы в которых аналогичен работе, выполняемой в бюджетной организации, в стаж работы в бюджетной организации не может быть засчитан.

При этом возможное снижение размеров отдельных выплат (например, надбавки за стаж работы в бюджетных организациях по сравнению с повышением тарифного оклада за работу по специальности) может быть компенсировано другими стимулирующими (компенсирующими) выплатами, которые будут устанавливаться на основании нормативных правовых актов соответствующих республиканских органов государственного управления.

В соответствии с п.12 Указа №27 снижение работникам бюджетных организаций размеров начисленной зарплаты (без премии), действовавших на момент введения новых условий оплаты труда, не допускается».


Часы для педагогов

  • По каким ставкам с 1 января 2020 года будет производиться почасовая оплата труда педагога, работающего по месту основной работы и выполняющего почасовую педработу на основании гражданско-правовых договоров? Н. Якубовская, Минск


Обязательства, возникающие на основе договоров, предусмотренных гражданским законодательством (в том числе гражданско-правовых договоров), не регулируются нормами трудового законодательства».

«Рычаг»

  • Если размер стимулирующей надбавки будет устанавливаться нанимателем, она станет и рычагом, который не позволит снизить уровень выплачиваемой заработной платы. До какого времени ее можно не пересматривать? Д. Савченко, Гродно

Андрей Лобович: «В соответствии с п. 12 Указа №27 при совершенствовании системы оплаты труда не допускается снижение размеров начисленной заработной платы работников бюджетных организаций (без премии), действовавших на момент введения новых условий оплаты труда. В дальнейшем размеры стимулирующих выплат определяются в соответствии с положением, утвержденным руководителем организации».


  • В настоящее время в некоторых организациях за работу в отрасли по коллективному договору прибавляется день к отпуску. Стаж работы по специальности (в отрасли) с 1 января 2020 года учитываться не будет. Будет ли нарушением, если эта норма останется в коллективном договоре? Д. Гришко, Витебск

Андрей Лобович: «В соответствии со статьей 159 Трудового кодекса работникам, имеющим продолжительный стаж работы в одной организации, отрасли, наниматель может устанавливать дополнительный отпуск за продолжительный стаж работы до 3 календарных дней. Порядок, условия предоставления и продолжительность этого отпуска определяются коллективным или трудовым договором, нанимателем.

При установлении порядка и условий предоставления дополнительного отпуска за стаж работы в отрасли полагаем целесообразным в локальном правовом акте организации определить конкретный порядок исчисления указанного стажа (какие периоды и в каких организациях учитываются).

«матпомощь»?

  • Остаются ли, согласно коллективному договору, выплаты материальной помощи на рождение ребенка, к юбилейным датам, в связи со смертью работника или близких родственников? Г. Варяг, Минск

Андрей Лобович: «Указом №27 определено, что размеры, порядок и условия оказания материальной помощи определяются согласно положениям, утверждаемым руководителями бюджетных организаций. При этом установлено, что материальная помощь, как правило, оказывается в связи с непредвиденными материальными затруднениями. Таким образом, в положении об оказании материальной помощи, утвержденном руководителем бюджетной организации, могут быть предусмотрены и иные основания для оказания материальной помощи».


  • Пункт 5 указа №27 гласит: «На выплату заработной платы, осуществление единовременной выплаты на оздоровление и оказание материальной помощи направляются средства, предусматриваемые в соответствующих бюджетах, средства, получаемые от осуществления приносящей доходы деятельности, а также средства из иных источников, не запрещенных законодательством, если иное не установлено президентом РБ». Средства на оказание материальной помощи в размере 0,3 среднемесячной суммы окладов устанавливаются за счет всех источников или за счет средств «внебюджета» этот размер можно увеличить? Т. Калинина, Жодино

Татьяна Лукьянчикова: «Указом №27 установлен конкретный размер средств, которые ежегодно можно направлять на оказание материальной помощи - 0,3 среднемесячной суммы окладов работников, независимо от источников их финансирования. То есть увеличивать установленный указом размер средств, направляемых на материальную помощь, нельзя. При этом на материальную помощь работникам, содержащимся за счет бюджета, направляются средства бюджета в размере 0,3 среднемесячной суммы окладов этих работников, а на материальную помощь работникам, содержащимся за счет «внебюджета», направляются внебюджетные средства в размере 0,3 среднемесячной суммы окладов этих работников».

Читайте также: