Что запрещается водителям при работе на пожаре

Опубликовано: 06.07.2024

Водитель пожарного (аварийно-спасательного) автомобиля – это должностное лицо дежурного караула, осуществляющее управление пожарным (аварийно-спасательным) автомобилем; штатная должность на месте пожара или чрезвычайной ситуации.

Водитель пожарного автомобиля

Водитель пожарного автомобиля

Водитель непосредственно подчиняется командиру отделения, в случае отсутствия командира отделения – помощнику начальника караула, а в вопросах технического обслуживания закрепленной техники – старшему водителю подразделения.

Обязанности и что запрещается

Водитель отвечает за сбережение закрепленных за ним техники и имущества, их исправность и готовность к использованию, а также на водителя возлагаются:


  • знание устройства, технических возможностей и правил эксплуатации закрепленных за ним техники и имущества;
  • умение управлять (использовать) закрепленной за ним техникой днем и ночью в различных условиях в любую погоду;
  • содержание техники и имущества исправными и в постоянной готовности к применению (использованию), проведение мероприятий по продлению срока службы техники и имущества;
  • знание и неукоснительное соблюдение (в зависимости от вида техники) требований законодательных, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных и распорядительных документов МЧС России, определяющих порядок передвижения (использования) техники, команды, сигналы регулирования и управления;
  • знание периодичности и объема работ по техническому обслуживанию, межремонтного ресурса (межремонтного пробега) и срока службы (срока работы) закрепленной за ним техники и имущества;
  • выполнение работ по текущему ремонту, а также проведение специальной обработки, закрепленной за ним техники и имущества;
  • знание сортов и норм расхода горючего, смазочных и других эксплуатационных материалов, применяемых к закрепленной за ним техникой, недопущение их перерасхода;
  • знание причин основных эксплуатационных неисправностей техники, умение их обнаруживать и оперативно устранять, недопущение поломок техники;
  • проведение проверки технического состояния техники перед выходом ее из пункта постоянной дислокации и ведение наблюдение за ней во время движения (работы), обращая особое внимание на исправность основных элементов, обеспечивающих безопасность движения и выполняемых работ;
  • при управлении техникой или ее использовании иметь при себе оформленные в установленном порядке соответствующие документы;
  • знание и соблюдение норм загрузки техники, правил посадки и перевозки людей, размещения, укладки и крепления грузов;
  • умение пользоваться схемой маршрута и ориентироваться на местности в любых условиях обстановки;
  • своевременное оформление и представление в соответствующее подразделение путевой (рабочей, судовой) документации (путевых листов, рабочих листов агрегата, судового журнала и других документов);
  • в условиях проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ безотлучно находиться при технике и не менять ее местонахождения без разрешения старшего руководителя (начальника), использовать любую возможность для контрольного осмотра, технического обслуживания техники и устранения неисправностей, внимательно следить за командами и сигналами, быстро и четко их выполнять;
  • соблюдение мер безопасности при эксплуатации, ремонте и эвакуации техники и имущества.

При заступлении на боевое дежурство водитель обязан:

  • выезжать в составе отделения к месту проведения боевых действий по тушению пожаров;
  • знать район (подрайон) выезда подразделения, расположение важных, взрывопожароопасных объектов, источников наружного противопожарного водоснабжения, дорог и проездов;
  • уметь работать с находящейся в боевом расчете подразделения техникой (на специальной технике – при наличии допуска), со специальными агрегатами и оборудованием;
  • обеспечивать содержание закрепленной техники и вооружения, СИЗОД, снаряжения и имущества в состоянии постоянной готовности к проведению боевых действий по тушению пожаров;
  • проверять при смене дежурства техническое состояние закрепленной техники, при наличии недостатков докладывать командиру отделения и принимать меры по их устранению;
  • соблюдать правила пользования гаражным оборудованием и оформлять необходимую документацию по эксплуатации закрепленной техники;
  • осуществлять техническое обслуживание и эксплуатацию закрепленной техники с соблюдением правил охраны труда;


  • соблюдать правила охраны труда, пожарной безопасности и санитарно-гигиенические нормы;
  • вносить предложения по улучшению условий несения караульной службы и содержания техники в подразделении;
  • представлять необходимые сведения старшим должностным лицам подразделения для ведения документации на закрепленную технику;
  • осуществлять учет и расходование горюче-смазочных материалов и специальных жидкостей;
  • осуществлять подготовку закрепленной техники для прохождения государственного технического осмотра;
  • докладывать командиру отделения и начальнику караула о выявленных недостатках по содержанию и эксплуатации техники;
  • соблюдать требования, установленные Правилами дорожного движения Российской Федерации.

Водителю запрещается передавать управление автомобилем другим лицам, в том числе тем, которым он подчинен.

Водитель, не имеющий при себе водительского удостоверения и свидетельства на право управления пожарным (аварийно-спасательным) автомобилем, к дежурству не допускается.

на пожаре

Водитель осуществляет управление ПА (АСА) и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него задач. Водитель подчиняется начальнику караула, а также командиру отделения (начальнику аварийно-спасательного расчета), если иное не установлено РТП.

  • выполняет обязанности согласно табелю боевого расчета личного состава на конкретном типе ПА;
  • устанавливает ПА на место, указанное вышестоящим руководителем, с учетом требований настоящего Боевого устава и правил охраны труда;
  • обеспечивает возможность передислокации ПА в безопасное место в случае осложнения обстановки на месте пожара;
  • обеспечивает бесперебойную работу узлов и агрегатов ПА (АСА), постоянно следит за обстановкой на месте пожара;


  • контролирует запасы горюче-смазочных, других эксплуатационных материалов и огнетушащих веществ, своевременно докладывает старшему начальнику о необходимости их пополнения;
  • выполняет техническое обслуживание закрепленного ПА;
  • не допускает резких перегибов на всасывающих рукавах, при этом всасывающая сетка должна быть полностью погружена в воду;
  • обеспечивает промывку чистой водой в случае подачи пены все внутренние полости насоса и проходные каналы пеносмесителя;
  • работает по решению командира отделения (начальника аварийно- спасательного расчета), начальника караула на штатной радиостанции ПА; участвует в проведении боевых действий по тушению пожаров.

при чрезвычайной ситуации

Водитель осуществляет управление ПА (АСА) и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него задач. Водитель подчиняется начальнику караула, а также командиру отделения (начальнику аварийно-спасательного расчета), если иное не установлено РЛЧС.

  • устанавливает ПА (АСА) на место, указанное вышестоящим руководителем, с учетом требований настоящего Боевого устава и правил охраны труда;
  • обеспечивает возможность передислокации ПА (АСА) в безопасное место в случае осложнения обстановки в зоне ЧС;
  • обеспечивает бесперебойную работу узлов и агрегатов ПА (АСА), постоянно следит за обстановкой в зоне ЧС;
  • контролирует запасы горюче-смазочных, других эксплуатационных материалов и огнетушащих веществ, своевременно докладывает старшему начальнику о необходимости их пополнения;
  • выполняет техническое обслуживание закрепленного ПА (АСА);
  • работает по решению командира отделения (начальника аварийно-спасательного расчета), начальника караула на штатной радиостанции ПА (АСА);
  • участвует в проведении АСР и других неотложных работ.

Квалификация и допуск

Квалификационные категории «водитель автомобиля 2-го класса», «водитель автомобиля 1-го класса» могут быть присвоены водителям автомобилей, которые прошли подготовку или переподготовку по единым программам и имеют водительское удостоверение с отметкой, дающей право управления определенными категориями транспортных средств («B», «C», «D», «E») в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2014 года № 1097.

Квалификационная категория «водитель автомобиля 1-го класса» может быть присвоена водителю автомобиля, имеющему квалификационную категорию «водитель автомобиля 2-го класса» не менее двух лет.

Квалификационная категория «водитель автомобиля 2-го класса» присваивается водителю автомобиля, имеющему водительский стаж не менее трех лет.

Надбавка за присвоенную квалификационную категорию водителям автомобилей 2-го класса – 10 % оклада, 1-го класса – 25 % оклада.

Внимание. Аттестованным водителям, например, в МЧС России данная надбавка не начисляется и квалификационная категория не присваивается.

К управлению техникой допускаются специалисты (водители), имеющие удостоверение соответствующей категории на право управления данным видом техники, прошедшие необходимую подготовку (переподготовку), имеющие соответствующие навыки и получившие допуск на право работы с данной техникой (п. 202 приказа МЧС России № 555 от 18.09.2012).

Как правило, для присвоения квалификационной категории и выдачи свидетельства на право управления автомобилем (допуск) создается квалификационная комиссия.

Билеты и вопросы для тестов

Билеты для принятия (сдачи) зачетов у водительского состава доступны для скачивания по ссылке >>

Зарплата и оклад

В соответствии с приложениями № 12 и № 15 приказа МЧС России № 797 от 27.12.2019 «О размерах месячных окладов в соответствии с замещаемой должностью по нетиповым должностям сотрудников ФПС ГПС» оклад водителей:

  • в подразделениях ФПС ГПС составляет:
№ п/п Наименование должностей Оклады (в рублях в месяц)
в гг. Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях в центрах субъектов Российской Федерации в городах с населением свыше 100 тыс. человек в остальных местностях
1. Старший водитель 15729 13559 11390
2. Командир отделения – водитель; водитель; водитель-испытатель 15187 13017 10848
  • в специализированной пожарно-спасательной части:
№ п/п Наименование должностей Оклады (в рублях в месяц)
в гг. Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях в остальных местностях
1. Старший водитель 15729 13559
2. Водитель 15187 13017

Теперь, зная месячный оклад по должности, можно рассчитать ежемесячное денежное довольстве, которое зависит от многих факторов.

Заработная плата водителя автомобиля МЧС России, работающего по вольному найму, рассчитывается согласно требованиям приказа МЧС России № 747 от 14.12.2019 «Вопросы оплаты труда работников органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС России».

Заработная плата водителей, являющихся работниками других видов пожарной охраны (противопожарной службы субъекта РФ, ведомственной, муниципальной или частной), устанавливается работодателем, и в разных регионах и организациях (учреждениях) существенно разнится.

Дополнительно по теме об обязанностях других должностных лиц дежурного караула и штатных должностях на месте пожара или ЧС:

    ; ; ; ;
  • диспетчер ПСЧ; ;
  • спасатель.

Источники: приказ МЧС России № 555 от 18.09.2012 «Об организации материально-технического обеспечения системы МЧС России»; приказ МЧС России № 444 от 16.10.2017 «Об утверждении Боевого устава пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ»; приказ МЧС России № 452 от 20.10.2017 «Об утверждении Устава подразделений пожарной охраны».

Как вы стали пожарным? Это служба или работа?

Сейчас это работа, сначала была служба. Я стал пожарным в середине своей жизни, а теперь уже пятнадцать лет как на пенсии, поэтому вольный наемник.

Я много кем успел поработать – даже дальнобойщиком. А потом пошел в пожарную охрану и понял: мое. Там был хороший режим – сутки через трое. Служил практически в областном центре в шести или даже семи частях. Прошел все ступени – и тушил, и командовал тушением в рамках начальника караула. В военной части дослужился до старшего прапорщика.

Вы где-то обучались?

При управлении пожарной охраной есть специальные курсы. Я хоть и был шофером-профессионалом, но обучился на пожарного водителя. Учеба шла где-то месяц-полтора. Сейчас увеличили – три-четыре месяца. Учат в том числе правилам оказания первой помощи – как привести в чувство, как не навредить.

Раньше у пожарных был только огонь, а сейчас часто на ДТП ездим, из колодцев разных людей вытаскиваем. Этим должны МЧС заниматься, но все грязные дела пожарные выполняют.

Как относятся к работе друзья и родственники?

Все знают, что я человек по жизни экстремальный. Так что обыкновенно относятся.

Я ведь с малолетства уже и на мотоцикле, и на машине. Начал считать – около 3 000 000 километров проехал за свою жизнь.

работа водителем в россии фото в молодости

«Отдых» между вызовами

Есть ли какие-нибудь нормы по пожарам?

Норм никаких нет.

Но мы и сами знаем – по статистике, самые пожароопасные сезоны – весна и осень. Весной поджигают сухостой, а осенью начинают топить печки.

Цыплята, куры – у кого какое хозяйство – начинают прогревать помещения с первыми морозами, а там, глядишь, изоляция испортилась. Зимой, как правило, потише, но больше вызовов, чем летом.

Летом пожары в основном только от шашлыков на даче.

Сколько раз в день можете выехать?

Смотря какая часть, какой район. В некоторых частях по весне было 8-10 вызовов. Сейчас выезжаем 1-2 раза за день, да и то, как правило, ложные вызовы. Но это хорошо, пусть лучше ложные. Есть такая поговорка в наших войсках: «Чем больше мы спим, тем государство богаче». То есть, если мы спим, значит все хорошо. Правда, тут никогда не спишь – постоянно занятия проводятся.

пожарный россия автомобиль

Я утром прихожу – проверяю техническое состояние автомобиля: фонари, фары, поворотники – чтобы выехал, и все работало. Иначе приедешь на пожар – а у тебя насос не качает.

Без воды тоже не приезжаете?

Конечно. Такого не бывает.

Есть у людей предвзятое мнение, что «приехали пожарные без воды». Это байка. Я уже устал со всеми ругаться, объяснять.

Дело вот в чем. В этой машине 3 тонны воды. На некоторых «Уралах» – 6 тонн. Если огонь сильный, открытый – то надо давать сильное давление, восемь-десять очков атмосферы. При таком раскладе 3 тонны уходят максимум за 10 минут. После локализации пожара идет проливка, там уже помедленнее.

Когда машина выезжает «на дома», то сразу помощь запрашивается. Если, например, категория 2 – собирают с нескольких частей. У пожара, вообще, несколько категорий: 1 – сообщение о пожаре поступило, выехало 2 отделения. 1-БИС – пожар подтвержден, работаем, при сложностях запрашиваем еще 2 машины. 2 – при большой площади горения запрашиваются еще 2 машины, всего 6 получается. 3, 4, 5 – 10, 13 и 15 отделений соответственно.

В городе еще пожарные гидранты есть – это такое устройство на водопроводе, которое позволяет подачу воды от городской сети обеспечить. А если приезжаем куда-нибудь в деревню – там гидранта нет. Поэтому едут пять-шесть машин. Один слил – другой начинает. 3 тонны расходуются так, что не видно практически.

В суматохе, когда крик, шум, пожар – люди думают, что мы без воды приехали. Ну как без воды? Если мы прибыли, значит у нас заправленная машина.

А что делаете, пока пожаров нет?

Пожаров нет – занятия есть. Хозяйственные работы есть. Недавно вот линолеум стелили новый.

работа пожарным рабочее место

Начальство привозит, мы мужиками деревяшку положим, пол забетонируем, сверху линолеум.

О графике, зарплате и нарушениях

Сколько вам платят?

По нашему городу у всех вольнонаемных пожарных зарплата 12 000 р. У меня кроме зарплаты еще 10 000 р. пенсии. Но мне хватает: «накормить» машинку, «накормить» мотоцикл и себе чуть-чуть. Больших денег мне не надо.

Может, премии какие-нибудь еще?

Никаких премий. Ничего. Мы – вольнонаемные, на региональном бюджете.

А как определяются вольнонаемные и аттестованные?

Проводится ОВВК – окружная военно-врачебная комиссия. Но только для тех, кто служил. Бывают, конечно, исключения – есть в одной части хитрожопый начальник. У него папа где-то наверху сидел, отправил сына на альтернативную службу в пожарку. Тот два года отколыхался, потом прошел краткосрочные курсы, и сейчас он капитан. Высоко он не поднимется, потому что высшего образования нет – у нас ребята учатся в академиях и институтах.

А если ОВВК не прошел, то идешь только в вольнонаемные. Там психолог, компьютер. Я компьютер всегда обманывал и всегда проходил.

Какой график у вас?

Сутки через трое, а иначе я бы тут и не стал работать.

В выходные не дергают?

Сейчас нет. В прошлой части было понятие «стопроцентный резерв». На большие пожары собирали резервный караул – тех, кто через сутки должен работать. На моей практике раза два-три за тридцать лет было такое.

За что могут оштрафовать, уволить?

За прогулы без уважительных причин, за алкоголь. За закидоны разные, косяки. Штрафовать – не штрафуют, но могут уволить. Начальник сам решает.

А какой средний возраст у работников?

Средний возраст пожарного – 40 с небольшим. Может, в деревнях где-то постарше есть. Но в городе я, получается, самый старший. Но все выглядят моложе – в основном здоровые, крепкие. Толстым особо не разбежишься.

Корпоративы у вас проводятся?

Когда в военной части служил, мы своим караулом футбол, хоккей, волейбол практиковали. Сейчас там ребята молодые, не играют уже. Поле заросло. А у нас в волейбол, например, было три команды, на вылет играли.

Сотрудник МВД СССР и водитель машины реанимации

Отпуск положен?

вакансия пожарный рабочее место

Да, у меня отпуск 52 дня в связи с выслугой лет.

А карьерного роста нет?

Здесь, конечно, нет.

Я пришел служить в 1993 году, мне было 40 лет. По правилам принимают только до 35, меня взяли в виде исключения. А так – люди выходят на пенсию в 45, и их выгоняют – потому что приходят молодые.

При том я был работником МВД. У меня до сих пор книжка осталась, сильно мне помогает – МВД СССР. Последние пять-семь лет менты меня не наказывали, только штрафы с камер приходят. Я ушел на пенсию от МВД, сейчас ее и получаю.

Вы сами участвуете в пожаротушении?

Ну а как же – я ведь воду подаю.

То есть – не как водитель «Скорой помощи» – приехал и сидит в телефоне?

Я на «Скорой» работал год после выхода на пенсию. На машине реанимации. Через весь город зимой по гололеду за 4 минуты долетал. Но там зарплата 8 000 р.– год погонял и ушел в пожарную охрану.

О тушении пожара и проблемах на дорогах

Что происходит, когда вы приезжаете на пожар?

За какое время нужно собраться?

Чем быстрее, тем лучше.

Норматив пожарного – собраться на выезд на пожар за минуту, полторы максимум. Но оно так и выходит – мы быстро собираемся.

работа пожарным одежда

Расскажите о самых жутких случаях

Жуткие были в 90-е. Химкомбинат горел. Горел так, что машина стояла метрах в семидесяти, а на ней весь пластик поплавился. Не помню, были погибшие или нет. Для таких случаев на машинах стоят водяные пушки – там очень сильный напор. Но надо сразу к гидранту цепляться, иначе за минуту-полторы вся бочка изольется. В рукаве напор хоть и послабее, но его всегда два человека держат – один стоит спереди, а второй сзади – подспорщик. Такой напор, что удержать невозможно, а люди думают, что пожарные пьяные.

Что делать, если во двор не проехать?

Ждать. Сообщаем в соответствующие службы и ждем.

Люди сами себя в ямы загоняют, бестолковые. Мы не немцы, дисциплины у нас никогда не будет. Мы все нарушители.

В пробках и на светофорах пропускают?

Не всегда. Сейчас люди стали более дисциплинированными. Наверное, штрафы действуют. Сейчас штрафы с камер присылают и нам, но у нас в управлении есть специальный человек, который все это отслеживает и назад возвращает. С нас ничего не берут, мы же не по своей воле на красный едем. Водители стараются прижаться к обочине и пропустить, но попадаются и тупые. И пешеходы тоже – лечу раз по улице, девочка переходит дорогу. Ноги из-под коренного зуба, в ушах наушники, очки – вообще никакой реакции. Сигналю – не слышит. Я резко возле нее торможу – хоть бы дернулась, убежала – вообще ничего.

Свиньи, трупы, и алкоголики

пожарный автомобиль

Животных из пожара вытаскиваете?

Как-то раз ферма горела – свиней, кур выгоняли. Потом сарай загорелся – мотоцикл выкатили оттуда. Все, что можем – спасаем. Обгорелых вытаскиваем.

Один раз случай был, тушили в деревне дом. Нам кричат: «Там люди, люди!». Ищем – нет людей. А потом присмотрелся – стою в тетке. Прямо в нее вступил, почувствовал. Там труп обгорелый, а я ей прямо на грудную клетку наступил, проломил.

Вы тоже вытаскиваете?

Не я, я – водитель. Пожарные вытаскивают, складывают, как дрова, и дальше тушат. У меня был знакомый музыкант, под старость стал бухать, ослеп. Слушал музыку пьяный, в этот момент что-то загорелось. Мы приехали, смотрим – лежит головешка одна. Сами себя на тот свет отправляют.

Какие самые частые причины пожара?

Самые частые причины пожара – пьяницы.

Ложатся в постель с сигаретой. Сколько мы диванов тушили, алкоголиков вытаскивали. Пожара может не быть, но диван тлеет, и они задыхаются.

На втором месте – неосторожное обращение с проводкой. В старых домах часто от перегрузок провода воспламеняются.

Еще есть случаи, когда детишки балуются. Сейчас таких случаев меньше, а когда мы приезжаем, их на месте пожара уже нет.

Весной – сухая трава. Раньше были колхозы, которые траву выкашивали, а сейчас она стоит сохнет.

И больных людей много, они поджигают – и сидят, смотрят. Когда траву тушат – рукав не разматывают, а используют «пшикалки». Как-то раз приезжаем на траву, а там два пацана и девочка, лет пятнадцати. И один ей говорит: «Ну я же сказал, что через пять минут приедут». Сами подожгли, сами позвонили, делать им нехрен. Им ничего не угрожало, но все вызовы записываются, и мы выезжаем. Часто бывают ложные.

Об ответственности и несчастных случаях

А как тушат многоэтажки?

У нас лестницы специальные, трехколенные. Достают до третьего этажа. На иностранных машинах бывают подъемники на тридцать и на пятьдесят метров.

А если решетки на окнах?

У нас есть специальный инструмент, как болгарка, только круг здоровый. Мы им решетки пилим, двери, замки.

Есть ли ответственность за то, что поздно приехали?

пожарная техника табло погодных условий

У нас бывает собрание водителей с чинушами. Для них главное – без ЧП.

Ты летишь как можно быстрей на пожар и попадаешь на перекресте в ДТП с каким-то дятлом. Это ЧП, ты уже не едешь дальше, едут другие. Получается, что если бы ехал медленнее, то приехал через десять минут, а так другие приедут через пятнадцать. В итоге нам говорят: «Вы езжайте быстро и на красный, но максимально внимательно». То есть, мы все равно виноваты, все равно разборки. Нас за это не уволят, но будет геморрой – писанина, суды.

Несчастные случаи бывают?

Да сколько угодно. У нас редко, но если по всему управлению брать, то бывают. Один-два человека погибли. Бывает, что задыхаются. В Москве как-то раз командир неправильно сориентировал, отправил ребят на крышу. А крыша практически сгорела и рухнула с ними. Сразу 8 человек погибли.

Бывает, что за целый год никого. Это хорошо. Бывает, что неподготовленными выходят или рискуют. Слишком рисковать тоже нельзя, надо соотносить со своим опытом.

Когда в эту часть пришел – тут все молодые были. Заметил, что когда тревога звенит – я машину завожу, воду накачиваю, а они курить начинают. Боятся.

Бояться – это нормально, потому что без страха только дурак может в пожар полезть. Все должны бояться, но в разумных пределах.

Вам снится работа?

Никогда. Я сплю, сны вижу, но утром я их не помню. Помню только эротические.

Как относитесь к жертвам пожаров?

Те, которые сами этот пожар устроили – их же и наказало, чего их жалеть. А вот детей маленьких жалко.

А к нарушителям?

У нас в стране столько законов, что если их все соблюсти, то сам без штанов останешься. Но чтоб торговые центры не горели, нужно умно поступать.

Вот у нас два больших магазина. Они сначала приехали в инспекцию и расспросили, что и как надо делать. Дали 300 000 р., им все рассчитали. Они проверку вызвали, мелкие недочеты устранили – и все, к ним претензий нет. Да, они дали взятку, но на правильное дело.

Приметы, суеверия и немного мудрости

пожарное депо

У пожарных есть суеверия и приметы?

Я люблю, когда машины чистые, но не дай бог меня увидят с тряпкой. Здесь нельзя протирать машину – сразу телефон зазвенит. А в прошлой части было так, что если ты надел новую форму, да еще и не обмыл ее, то точно будет вызов. Поэтому стараются ее обмывать, стирать – и уже она не новая. Главное – сбывается.

Расскажите анекдот

Лежат два пожарных, один говорит: «Вот бы такую работу найти, чтобы нихрена не делать». Второй поворачивается и говорит: «И охота тебе разговаривать».

Как вы себя в форме поддерживаете? Хорошо выглядите для 67 лет.

Любовь мне сил придает. А еще я не курю и не пью. Могу выпить два-три раза в год, но мне оно до фени. Я кстати поправился на 3 кг, сложно стало. Перестал пешком ходить. Меня внуки все время в форме поддерживали, вес должен быть 70 кг, а у меня на 10 кг больше. Я стараюсь есть поменьше – поддерживать себя надо. Интересно жить.

Хочется жить дальше и дольше?

Старым людям надоедает жизнь. Но надоедает почему? Потому что они чувствуют свою бесполезность. Найди свое дело — и жизнь в радость.

Обязанности водителя пожарного автомобиля МЧС: должностные инструкции

Для того чтобы пожарный расчёт мог быстро прибыть на место возгорания, должны быть соблюдены следующие условия:

  • Благоприятствующая дорожная ситуация;
  • Лёгкий подъезд к источнику водоснабжения;
  • Организованная и скоординированная работа бригады пожарных;
  • Опыт и профессионализм водителя пожарного авто.

Самым важным аспектом справедливо называется оперативная реакция и профессиональное осуществление собственной работы водителем пожарной машины. Именно от водителя ожидается, что он будет оперативно реагировать и принимать взвешенные решения в самый критический момент. Он должен уметь ориентироваться на местности, знать где находятся источники воды и грамотно управлять специальной пожарной машиной.

Должностные обязанности водителя

Для того чтобы регламентировать должностные обязанности водителей пожарных машин, в наше время предусмотрены списки нормативно-правовых документов, к которым можно отнести:

  1. Приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 31 марта 2011 г. N 156 г. Москва «Об утверждении Порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны»;
  2. Приказ МЧС РФ от 05.04.2011 N 167 (ред. от 14.12.2011) «Об утверждении Порядка организации службы в подразделениях пожарной охраны».

Водитель пожарного автомобиля обязан

Если обратиться к законодательной документации, то там прописаны обязанности водителя пожарного авто. Итак, водитель обязан:

  • Соблюдать все поступающие приказы командира отделения. Если он отсутствует, то водителем управляет начальник караула.
  • Для того чтобы решать задачи технического характера, водитель обращается к старшим по званию, которые отвечают за обучение вождению на специальном пожарном автомобиле.
  • Быстро выезжать и приезжать на место пожара, для того чтобы его ликвидировать.
  • Представлять и прорабатывать план передвижения по району, где случился пожар.
  • Помнить о местонахождении источников воды.
  • Использовать в работе необходимое оборудование и аварийно-спасательную технику.
  • Следить за служебным транспортом, чтобы он постоянно находился в боевой готовности.
  • Осуществлять регулярную проверку пожарной машины.
  • Выполнять все эксплуатационные правила.
  • При необходимости подготавливать отчёты о работе транспортного средства.
  • Осуществлять ТО автомобилей.
  • Следить за соблюдением правил охраны труда.
  • Правильно парковать автомобиль в подходящем месте.
  • Гарантировать безопасный вывод транспортного средства из зоны возгорания.
  • Гарантировать бесперебойную работу пожарного оборудования и прочей вспомогательной техники.
  • Контролировать расход огнетушащих веществ.

Водителю пожарной машины запрещено

Допускать к управлению пожарной машиной посторонних лиц, даже если они являются частью административного состава пожарного караула.

Также он не имеет права задействовать различные инструменты и прочее оборудование, для работы с которым он не допущен.

Обязанности при тушении пожара

Максимум внимания водитель пожарной машины должен уделять своим рабочим обязанностям непосредственно на пожаре.

На пожаре водитель должен:

  • Расположить автомобиль в специально отведённом месте, которое обговаривается должностной инструкцией.
  • Заранее подготовить возможный путь отъезда автомобиля, который пригодится если на месте пожара усложниться ситуация.
  • Контролировать надёжную работу оборудования, которое используется на пожарном автомобиле.
  • Контролировать расход тушащих средств.
  • Пополнять запас веществ для тушения.
  • Оповещать старшего начальника о расходе пожарных веществ.

Если говорить откровенно, то водитель пожарной машины контролируется большим количеством обязанностей.

Важная обязанность водителя пожарной техники – это контроль состояния закреплённой за водителем специальной техники. Полученные сведения водитель должен передавать своему начальнику, который позднее составляет паспорт состояния автомобиля.

Про все обнаруженные недостатки, нарушения и поломки, а также отклонения от нормального функционирования машины. Помимо этого, водитель должен следить за безопасным использованием всех специальных горючих смесей и жидкостей. В последствии, командир отряда будет работать над устранением неполадок.

Также водитель должен контролировать работоспособность ходовой части.

Требования для желающих стать водителем

Для того чтобы начать карьеру профессионального спасателя нужно пройти курсы водителей грузового автомобиля. На этих курсах получаются не только навыки управления пожарной машиной, но и специальные права.

Благодаря профессиональном у обучению, которое осуществляется в специализированном учебном заведении МЧС. Это обучение позволяет изучить разные типы машин и пожарного оборудования. Водитель сможет изучить тактику действий пожарных расчётов, должностные обязанности и так далее.

Обязанности водителя пожарного автомобиля

Статьи

Оперативность выезда бригады спасателей на вызов во многом зависит от работы водителя пожарной машины. В его обязанности входит не просто управление автомобилем, а выполнение комплекса работ, предусмотренных п. 6.13 Приказа МЧС от 05.04.2011 № 167 «Об утверждении Порядка организации службы в подразделениях пожарной охраны».

К работе на спецтехнике, стоящей на вооружении МЧС, допускаются совершеннолетние дееспособные лица 1-го и 2-го класса вождения, прошедшие специальную подготовку. Ежегодно шоферы подтверждают свою квалификацию, сдают экзамены на знание инструкции по поддержанию пожаробезопасности.

Водитель пожарного автомобиля

Обязанности

Должностные обязанности водителя пожарной машины определены двумя нормативными актами: обозначенным выше Приказом № 167 и Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 31.10.2011 № 156 «Об утверждении Порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны».

Заступая на смену, водитель обязан:

  1. Подчиняться приказам командира отделения или начальника караула.
  2. Совместно со старшим по званию решать задачи технического характера.
  3. Быстро принимать сигнал о пожаре и выезжать по вызову в составе боевого расчета.
  4. Знать особенности района работы подразделения: подъездные пути, систему водоснабжения, расположение взрывоопасных объектов.
  5. Уметь обращаться со стоящей при боевом расчете техникой. К управлению спецтехникой допускается персонал, получивший спецдопуск.
  6. Следить за вверенной машиной, поддерживая ее в постоянной боевой готовности.
  7. При пересменке проверять закрепленную за подразделением пожарную и аварийно-спасательную технику.
  8. При выявлении недостатков технического состояния машины докладывать командиру подразделения, совместно принимая решения по устранению поломок.
  9. Заполнять техническую документацию по эксплуатации закрепленной техники.
  10. Не нарушать правила эксплуатации гаражного оборудования.
  11. Осуществлять ТО автомобиля.
  12. Придерживаться правил охраны труда и выполнять санитарно-гигиенические нормы при работе с техникой.
  13. Использовать закрепленную технику исключительно по инструкции и требованиям руководящих документов.
  14. Своевременно предоставлять старшему водителю информацию о состоянии машины для занесения их в паспорт автомобиля.
  15. Следить расходом горюче-смазочных материалов.
  16. Готовить технику для государственного ТО.

Обязанности водителя пожарного автомобиля на смене

Водитель, заступивший на смену, не имеет права передавать вверенный ему автомобиль даже своему начальству. Не имеющий при себе прав и свидетельства на управление ПА водитель не допускается к дежурству. Также вводится полный запрет на использование инструментов и вспомогательной техники без получения допуска на право работы с ними.

Обязанности старшего водителя

Старший водитель подчиняется руководителю смены и берет на себя обязанности контроля действий дежурных шоферов. Функциональные обязанности этой штатной единицы состоят в следующем:

  1. Проверка приема-передачи машин при смене дежурств.
  2. Контроль горюче-смазочных материалов на всех автомобилях в гараже.
  3. Проверка технических неисправностей и боевой готовности машин.
  4. Прием замечаний по состоянию техники от дежурных водителей и разработка плана устранения поломок.
  5. Проведение мероприятий по профилактике потенциальных ДТП.
  6. Контроль соблюдения подчиненными правил ТБ, охраны труда, производственных санитарных норм в части.
  7. Участие в процедуре ТО и СО автомобилей.
  8. Обеспечение своевременных медицинских проверок водителей.

Обязанности старшего водителя пожарного автомобиля

Обязанности водителя пожарного автомобиля на пожаре

Организационные работы подразделений пожарной службы по ликвидации возгораний регламентированы Приказом МЧС России от 16.10.2017 № 444 «Об утверждении Боевого устава подразделений пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ». Обязанности водителя пожарного автомобиля прописаны в п. 151. Как и весь персонал, задействованный в ликвидации огня, шофер подчиняется приказам начальника караула и командиру отделения, если иное не предусмотрел РТП. В его обязанности на пожаре входит:

  1. Парковка ПА на место, определенное руководителем, учитывая требования Боевого устава и правил охраны труда.
  2. Обеспечение путей передислокации машины в случае усложнения ситуации.
  3. Гарантия бесперебойной работы узлов и агрегатов ПА.
  4. Контроль уровня горюче-смазочных материалов и огнетушащих средств.
  5. Доклад старшему о неполадках машины и недостатках технических жидкостей.
  6. Контроль состояния всасывающих рукавов.
  7. Промывка техники водой в случае попадания пены во внутренние полости насоса и заполнения ею проходных каналов пеносмесителя.
  8. Участие в боевой операции по приказу командира отделения, начальника караула.

Обязанности водителя пожарного автомобиля на пожаре

Все должностные инструкции разрабатываются командиром отряда или начальником части и зависят от конкретных условий работы подразделения.

1 ИНСТРУКЦИЯ по охране труда для водителя пожарного автомобиля 1. Общие требования охраны труда 1.1. Водитель пожарного автомобиля - это профессия повышенной опасности, к которой предъявляются дополнительные требования безопасности труда, включающие в себя специальные требования по обучению, аттестации, допуску к самостоятельной работе, инструктажу по охране труда и периодической проверке знаний по профессии и безопасности труда К выполнению работы по профессии водитель пожарного автомобиля допускаются лица не моложе 18 лет. Имеющие водительское удостоверение категорий С и Д, первый или второй класс и стаж непрерывной работы водителем не менее 3 лет, прошедшие медицинский осмотр, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья, имеющие необходимую теоретическую и практическую подготовку, прошедшие вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по охране труда и обучение, и проверку знаний Правил дорожного движения и практических навыков вождения автомобиля, аттестованные квалификационной комиссией и получившие допуск к самостоятельной работе на пожарном автомобиле Водитель должен периодически, не реже одного раза в год проходить проверку знаний с соответствующей записью в удостоверении о допуске к работам повышенной опасности Водитель, независимо от квалификации и стажа работы, не реже одного раза в полгода должен проходить повторный инструктаж по безопасности труда, а также по Правилам дорожного движения и в случае нарушения водителем требований безопасности труда, при перерыве в работе более чем на 30 календарных дней, он должен пройти внеплановый инструктаж Водитель пожарного автомобиля, допущенный к самостоятельной работе, должен знать: технические характеристики пожарного автомобиля и правила его эксплуатации: принцип работы автомобиля и его механизмов, агрегатов: режимы работы, установленные ограничения и особенности эксплуатации в осенне-зимний и весенне-летний периоды года: сроки и объем работ по техническому обслуживанию автомобиля Водитель пожарного автомобиля должен уметь: уверенно водить автомобиль, работать со специальными агрегатами и оборудованием, выполнять работы по обслуживанию и ремонту специальных агрегатов и пожарно-технического вооружения, устранять эксплуатационные неисправности механизмов, агрегатов и приборов автомобиля Перед началом самостоятельной работы водитель должен пройти стажировку в объеме не менее пяти рабочих смен под руководством опытного водителя для приобретения практических навыков вождения автомобиля Водитель, направленный для участия в несвойственных ему работах, должен пройти инструктаж по безопасному выполнению предстоящих работ Водителю запрещается пользоваться инструментом, приспособлениями и оборудованием, безопасному обращению, с которыми он не обучен Во время работы на водителя пожарного автомобиля могут оказывать неблагоприятное воздействие следующие основные опасные и вредные производственные факторы: высокое нервно-эмоциональное напряжение, особенно при резком торможении, обгоне, проезде нерегулируемых перекрестков, встраивании в транспортный поток и т.п.; недостаточная освещенность проезжей части при работе в темное время суток;

2 слепящее действие света фар от встречных автомобилей: повышенное скольжение дороги (вследствие обледенения, увлажнения и замасливания поверхности покрытия. опасные факторы пожара: повышенная загазованность воздуха: повышенная влажность воздуха: нагретые до высокой температуры части автомобильного двигателя: горячий пар и охлаждающая двигатель жидкость: повышенная концентрация паров бензина в воздухе рабочей зоны: неблагоприятный микроклимат в кабине автомобиля (повышенные или пониженные значения температуры, влажности и подвижности воздуха); острые кромки, заусенцы, шероховатости на поверхности деталей и узлов автомобиля, инструмента (при его техническом обслуживании и ремонте): вывешенная масса автомобиля (с помощью домкрата) при работе под ним: серная кислота, входящая в состав электролита (при работе с аккумуляторной батареей): физические перегрузки (при перемещении тяжелых предметов, например, колеса, аккумулятора и т.п.); неудобная рабочая поза (например, при выполнении ремонтных работ или технического обслуживания под автомобилем) Водитель должен знать о токсичности веществ, входящих в состав бензина, масел и др. и соблюдать правила личной гигиены: перед приемом пищи необходимо мыть руки с мылом Водителю следует помнить о высокой пожароопасности топлива и особое внимание уделять вопросам пожарной безопасности Водитель во время работы должен пользоваться спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов Для предупреждения возможности возникновения пожара водитель должен соблюдать требования пожарной безопасности сам и не допускать нарушения этих требований другими работниками: курить разрешается только в специально отведенных для этого местах Водитель обязан соблюдать трудовую и производственную дисциплину, правила внутреннего трудового распорядка: следует помнить, что употребление спиртных напитков, как правило, приводит к несчастным стучаям Водитель должен соблюдать установленный для него режим рабочего времени и времени отдыха: в случае заболевания, плохого самочувствия, недостаточного отдыха водитель обязан доложить о своем состоянии непосредственному руководителю и обратиться за медицинской помощью Водитель, при необходимости, должен уметь оказать первую доврачебную помощь, пользоваться медицинской аптечкой Водитель, допустивший нарушение или невыполнение требований инструкции по охране труда, рассматривается, как нарушитель производственной дисциплины и может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, а в зависимости от последствий - и к уголовной; если нарушение связано с причинением предприятию материального ущерба, то виновный может привлекаться к материальной ответственности в установленном порядке.

3 2. Требования охраны труда перед началом работы 2.1. Перед началом дежурства водитель должен пройти медицинский осмотр. Водитель, у которого установлен факт употребления алкогольных напитков или наркотических веществ к работе не допускается Водитель, находящийся в болезненном или утомленном состоянии не должен садиться за руль автомобиля, так как это может привести к дорожно-транспортному происшествию При смене караулов водители сменяющей и заступающей на дежурство смен должны провести ежедневное техническое обслуживание пожарного автомобиля Водитель должен помнить о том, что к техническому состоянию пожарного автомобиля предъявляются повышенные требования: пожарный автомобиль, состоящий в боевом расчете, должен отвечать следующим основным требованиям: быть чистым, исправным, отрегулированным, смазанным и заправленным полностью положенными эксплуатационными материалами: быть укомплектованным исправным пожарно-техническим оборудованием: не иметь подтеканий топлива, смазочных материалов, воды, пенообразователя и других жидкостей: двигатель должен безотказно и легко запускаться стартером и устойчиво работать на различных режимах; системы питания, зажигания, газораспределения, тормозов, смазки, охлаждения, управления автомобилем и насосом должны быть исправными и надежными в работе: развал, схождение передних колес и давление воздуха в шинах должны соответствовать установленным нормам: свето-электрооборудование и все контрольные приборы должны быть исправными: крепления агрегатов автомобиля и пожарно-технического оборудования должны быть исправными и надежными; свободный ход педалей, рычагов управления, а также рулевого колеса должен соответствовать норме Постановка в боевой расчет неисправного автомобиля или с неисправностями запрещено Если автомобиль исправен, следует проверить укомплектованность ее запасным колесом, огнетушителем, медицинской аптечкой и буксировочным тросом: кроме того, автомобиль должен быть снабжен набором исправных инструментов и приспособлений, в том числе, домкратом, переносной лампой, насосом для накачивания шин, гаечными ключами; в автомобиле должны быть упорные колодки для подкладывания под колеса (не менее 2 шт.) Перед заступлением на дежурство водитель должен проверить наличие необходимых документов, в том числе, удостоверения на право вождения автомобиля, а при необходимости еще и талон на право работы на автомобиле. 3. Требования охраны труда во время работы 3.1. Пожарные автомобили должны содержаться таким образом, чтобы проходы между ними не загромождались, а доступ к их дверям и отсекам был свободным В кабине и салоне пожарного автомобиля не должно быть каких-либо посторонних предметов При смене караула запуск двигателя автомобиля должен производиться после осмотра и приемки пожарного оборудования При работе двигателя выхлопные трубы должны быть соединены с газоотводными каналами: после выключения двигателя гараж необходимо проветрить.

4 3.5. При запуске двигателя водителю следует проверить, заторможен ли автомобиль стояночным тормозом, поставлен ли рычаг переключения передач в нейтральное положение Начало движения пожарного автомобиля разрешается только после того, как двери кабины и салона боевого расчета будут закрыты, по команде начальника караула или командира отделения При выезде из гаража водитель должен подать предупредительный сигнал При следовании на пожар за безопасное движение пожарного автомобиля несет ответственность водитель, для которого обязательно выполнение всех статей Правил дорожного движения Некоторые отступления от Правил дорожного движения разрешаются только при наличии на пожарном автомобиле специального звукового сигнала типа «Сирена» и при условии обеспечения безопасности движения При транспортном режиме движения при следовании не на оперативное задание пользоваться сиреной водителю запрещается Водитель должен знать о том, что составу боевого расчета запрешается во время движения пожарного автомобиля курить, высовываться из окон, стоять на подножках, открывать двери Работники во время движения пожарного автомобиля обязан находиться на закрепленном за ним месте, держась за поручни (ремни) Во время движения пожарного автомобиля водитель должен наблюдать за показаниями контрольных приборов Скорость движения автомобиля следует выбирать с учетом интенсивности движения, дорожных и погодных условий Водитель должен выбирать интервал между движущимся автомобилями в зависимости от скорости и состояния дороги; при движении по мокрой и скользкой дороге тормозной путь значительно увеличивается, поэтому интервал между автомобилями необходимо увеличить При маневрировании, перестраивании из рада в ряд, обгоне, водитель должен убедиться в полной безопасности маневра На крутых спусках сцепление и передача должны быть включены: во время длительного спуска не следует пользоваться прямой передачей С наступлением темноты водитель должен включить осветительные приборы: на неосвещенных участках дороги - дальний или ближний свет фар, а на освещенных - ближний свет фар и (или) габаритные огни Для того чтобы не ослеплять водителей встречных автомобилей, дальний свет фар следует переключать на ближний за 150 м до идущего навстречу транспортного средства Водитель должен быть особенно внимательным при движении задним ходом: двигаясь задним ходом, нельзя создавать помех для других участников движения: перед подачей автомобиля назад необходимо убедиться, что его никто не объезжает и что сзади нет людей или каких-нибудь препятствий; для обеспечения безопасности движения водитель, при необходимости, должен прибегнуть к помощи других лиц Перед выходом из кабины автомобиля на проезжую часть дороги необходимо предварительно убедиться в отсутствии опасности, связанной с движением транспортных средств, как в попутном, так и во встречном направлениях Водитель пожарного автомобиля не должен разрешать работникам выходить из автомобиля до полной его остановки Работник должен выходить из автомобиля только по распоряжению начальника караула или другого непосредственного начальника и. как правило, на правую сторону.

5 3.24. На месте пожара пожарный автомобиль должен быть установлен на ровной площадке: при этом автомобиль не должен мешать нормальному движению транспорта Устанавливать автомобиль поперек проезжей части дороги водителю запрещается Останавливать автомобиль на осевой линии дороги или в центре площади можно только по приказу руководителя тушения пожара, начальника караула или другого должностного лица Пожарный автомобиль должен быть установлен на безопасном расстоянии и. как правило, с наветренной от пожара стороны с целью уменьшения воздействия дыма, газов, искр и теплового излучения Автомобиль должен быть установлен таким образом, чтобы в случае внезапного распространения огня в его сторону, его можно было отвести Если расстояние между автомобилем и очагом пожара не обеспечивает безопасность, то необходимо защищать автомобиль от воздействия теплового излучения распыленными водяными струями или воздушно-механической пеной Расстояние от пожарного автомобиля до здания или сооружения, которое может обрушиться при пожаре, должно быть не менее высоты этого сооружения Для обеспечения безопасности стоянки пожарный автомобиль в темное время суток должен быть освещен бортовыми огнями или другим способом При работе на пожаре водителю запрещается: без команды подавать огнетушащие средства или прекращать их подачу: без команды переставлять пожарный автомобиль; оставлять без надзора пожарный автомобиль Водителю не разрешается передавать управление автомобилем липам, не имеющим при себе удостоверения на право управления пожарным автомобилем, а также, находящимся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения Если в автомобиле возникли какие-либо технические неисправности, требующие немедленного устранения, водитель должен поставить автомобиль на обочину и осмотреть его, к ремонту можно приступать, если есть все необходимые инструменты и если объем его соответствует разрешенному монтаж и демонтаж шин, смена колес, продувка в системе питания, проверка действия приборов зажигания, устранение неисправностей в системе освещения, подтяжка ослабленных креплений и т.п При техническом обслуживании и ремонте автомобиля водителю следует пользоваться исправным и предназначенным для этой цели инструментом Гаечные ключи должны подбираться соответственно размерам гаек и болтов: не следует работать гаечными ключами с непараллельными, изношенными губками: не разрешается отвертывание гаек ключами больших размеров с подкладыванием металлических пластинок между гранями гайки и ключа, а также удлинение рукоятки ключа путем присоединения другого ключа или трубы Поверхность всех ручек для инструментов должна быть гладкая, без заусенцев и трещин; не следует пользоваться инструментом с плохо укрепленной деревянной ручкой, а также с неисправной ручкой или без металлического кольца на ней При необходимости подъема части автомобиля домкратом водитель должен выполнить следующие меры безопасности: Установить колеса, которые не предполагается поднимать, противооткатные упоры (башмаки) При вывешивании автомобиля на грунтовой поверхности необходимо выровнять место установки домкрата, положить широкую подкладку и установить на нее домкрат в строго вертикальном положении Подъем следует осуществлять плавно, без рывков.

6 Выполняя работы, связанные со снятием колес, под поднятый автомобиль необходимо поставить козелки: нельзя применять вместо козелков в качестве подставок случайные предметы (ящики, камни, диски колес, доски и т.п.) При подставке козелков с обеих сторон вывешенной части автомобиля необходимо применять козелки только одинаковой высоты и устанавливать их в местах, предусмотренных инструкцией по эксплуатации каждой модели автомобиля Увеличивать высоту козелков путем установки на них или под ними посторонних предметов (досок, кирпичей и т.п.) запрещается Не разрешается производить дополнительный подъем вторым домкратом уже вывешенного на домкрате автомобиля, так как это может привести к его падению: при необходимости произвести дополнительный подъем вторым домкратом, вывешенную часть автомобиля следует опустить на козелок, а затем осуществлять дополнительный подъем Запрещается находиться под автомобилем при работающем двигателе; при этом недопустимо испытывать тормозную систему Для работы, лежа под автомобилем во избежание простудных заболеваний изза переохлаждения организма следует пользоваться специальным лежаком При работе под автомобилем следует располагаться таким образом. Чтобы ноги работающего не высовывались из-под автомобиля и не находились на проезжей части дороги во избежание наезда на них проезжающего мимо транспорта Систему питания можно ремонтировать только на холодном двигателе; при отвертывании штуцеров бензопроводов необходимо под место разъема подставить какуюнибудь посуду, чтобы бензин не попал на двигатель: продувать топливную систему следует только при помощи насоса При заправке автомобиля бензином запрещается курение и пользование огнем Для перелива бензина необходимо пользоваться только специальным устройством: засасывать через шланг бензин ртом запрещено При заправке автомобиля водителю следует пользоваться рукавицами, не допуская попадания топлива на кож рук и тела Для предупреждения отравления автомобильной тормозной жидкостью не разрешается засасывать ее ртом при переливании из одной тары в другую с помощью шланга: не следует курить и принимать пищу во время работы с тормозной жидкостью, а по окончании работы с ней необходимо тщательно вымыть руки с мытом Для того чтобы избежать ожогов рук и лица паром или горячей охлаждающей жидкостью, пробку радиатора на горячем двигателе следует открывать в рукавицах или, накрыв ее ветошью (тряпкой): пробку надо открывать осторожно, не допуская интенсивного выхода пара в сторону водителя При работе с аккумуляторной батареей следует соблюдать осторожность, поскольку в состав электролита входит серная кислота, способная при попадании на кожу или в глаза вызвать сильный химический ожог Поскольку во время подзарядки аккумулятора выделяется водород, который в смеси с кислородом воздуха может образовать взрывоопасную смесь, курить и пользоваться открытым огнем не разрешается: при этом аккумуляторные пробки должны быть открыты; во время подзарядки не следует близко наклоняться к аккумулятору во избежании ожога лица брызгами электролита При демонтаже шины с диска колеса воздух из камеры должен быть полностью спущен; запрещается производить демонтаж шины, плотно приставшей к ободу колеса, кувалдой (молотком) Замочное (стопорное) кольцо при монтаже шины на диск колеса должно

8 5.2. Перед постановкой автомобиля на место стоянки с подогревом убедиться в отсутствии утечки топлива Вымыть руки с мылом, а после работы с узлами и деталями автомобиля работающего на этилированном бензине необходимо предварительно вымыть руки керосином Обо всех выявленных недостатках обнаруженных во время работы и приеме сдаче дежурства к техническому состоянию автомобиля, он должен сообщить об этом механику, начальнику караула.

Читайте также: